Философия как мировоззрение. Философия и ее роль в культуре (стр. 1 из 3)
Философия как мировоззрение. Философия и ее роль в культуре.
1. Понятие «Мировоззрение» и его структура
Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека (и
общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем,
понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности,
судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских,
социально-политических, правовых, нравственных, религиозных,
эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать
так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия —
это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая
постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью
научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает
ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных
ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни
человека и общества (как форма реализации духовной сущности
мировоззрения).
Философия выступает как размышление над мировоззрением и
культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип
культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия
стремиться показать каково значение для человека вот такого
осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на
самосознание личности.
Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и
культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия,
являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают
как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека –
центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон
человека проблема сознания и самосознания человека проблема
познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения
человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.
Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.
Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.
При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.
Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).
Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.
Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.
В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения[1]. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.
Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.
Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.
Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.
Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.
2. Исторические типы мировоззрения
Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».
Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.
Важнейшим аспектом Традиционной культуры и мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своём, особенном времени — времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение к времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т. д.
Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.
По Традиционному мифологическому мировоззрению её последователь способен подняться до уровня бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях и подвигах культурного героя, в большинстве случаев, читай «бога», был практически полезен и являлся руководством к действию.
Особенности, характерные для мифологической формы мировоззрения [1]:
* Антропоморфность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Явлениям природы приписываются все те свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, страдание и т. п.
* Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги в виде особых людей.
* Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.
* Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным.
* Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: «человек стал смертным потому, что гонец (часто какое-то животное) неправильно передал волю божества», «человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у богов Прометеем» и т. д.
* Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание
Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Роль философии в формировании мировоззрения.
Стр 1 из 3Следующая ⇒
Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Роль философии в формировании мировоззрения.
Мировоззрение – это система самых общих взглядов человека на мир в целом и место человека в этом мире.
Мировоззрение – это размышление человека над проблемой в системе «мир – человек».
Типы:
1. Мифология – легенды, сказания – чувственно-образное видение мира.
2. Религия. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественное. Мифология и религия – это истоки философии.
3. Научное мировоззрение.
4. Художественное мировоззрение.
5. Обыденное, житейское или мировоззрение здравого смысла.
Философия – форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека, и исследующая вытекающие отсюда познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношения человека к миру.
Общее:
Поиск ответов на вопросы:
1 Что представляет собою природа, окружающий мир?
2 Каково место человека в этом мире?
3 Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание?
4 Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?
5 Что такое истина, добро, красота. И т.д.
Различное
1 Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия.
2 Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких масс.
3 Понятие «мировоззрение» шире по объему, чем понятие «философия».
Предмет философии и её основные функции.
Философия – самая древняя форма научного познания. Все первоначальные сведения людей о мире представляли собой единое целое и назывались философия:
— математические знания
— астрономические знания
— объективные знания
— военные знания
— педагогические знания
Философия – любовь к мудрости или любовь к истине.
Предмет философии:
— Онтология – учение о бытии.
— Гносеология – учение о познании мира.
— Методология – учение о методах познания мира.
Диэлектический и метафизический методы.
— История философии.
— Социальная – наиболее общие проблемы развития социума.
— Антропология философская – наиболее общие проблемы человека.
Философия – чисто рациональное, теоретическое видение мира.
Функции философии:
1. Мировоззренческая.
2. Познавательная или гноселогическая.
3. Методологическая.
4. Гуманистическая.
5. Общекультурная.
6. Критическая.
7. Прогностическая.
Основной вопрос философии и его две сторны.
Основной вопрос философии о соотношении материального и идеального, объективного и субъективного, материи и сознания.
1) Онтологический.
Как устроен мир? В основе мира – материал. Течение – материализм.
2) Гносеологический.
Можно ли познать мир? В основе мира – сознание. Течение – идеализм.
— объективный идеализм – философское направление, в основе мира лежит некое независимое от человека сознание.
— субъективный идеализм – философское направление,зависит от воли и сознания человека, в основе мира лежит сознание самого человека.
Особенности античной философии. Милетская школа.
В Греции в это время (7-6 в. до н.э. – 5 в. н.э.) была эпоха рабовладения. Первые философские школы возникают в городах-государствах. Там развивались грады и судостроение, торговля и мореплавание. Практическая деятельность людей рождала потребность в новых знаниях, прежние религиозно-мифологические представления людей о мире оказывались недостаточно точными. Интенсивно накапливались научные сведения людей о мире, которые разрушают прежние представления о мире и человеке.
Философия возникла в Др. Греции, как наука, объединяющая всю совокупность научных знаний о мире.
В Др. Греции была развита культура, письменность. Не было сильной жреческой касты, которая бы монополизаровала духовную жизнь общества,была демократия.
Характерные черты античной философии:
1. Накопление первоначальных научных знаний способствовало назначению материалистической философии. Задачей философии было изучение законов природы. Возникла в форме натурфилософии. Первые философы – первые естествоиспытатели.
2. Связь с Востоком. Вавилон, Египет и т.д. Там получал знания Пифагор.
3. Космологизм. Древние греки пытались рассматривать космос, природу, как единое целое. Мир в глазах античного человека представляет собой космос, как гармоническую прекрасную в своём совершенстве систему.
4. Онтологизм. Каждый философ главной своей философской проблемой считал мироустройство, т.е. становление философии было связано с возникновением двух направлений:
— материализ
— идеализм
5. Для античности было характерно множество десятков философских школ или направлений, поэтому считается, что античная философия содержала прототипы всех будущих типов мировоззрений. И в этом было её историческое значение.
6. Для античных философов характерен последовательный рационализм, т.е. они не доверяли чувствам и не уповали на веру, а опирались и доверяли только разуму человека ( на позиции гносеологического оптимизма – Рене Декарт).
Сенсуализм – противоположность рационализма. Фрэнсис Бэкон.
7. Развитие диэлектических идей. Учения др. греч. Философов включали понятия, как противоположности, движение, развитие, изменение.
Первая материалистическая школа возникает в Милете – милетская школа.
Ранние материалисты (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
ФАЛЕС.
Вошёл в историю, благодаря его гениальной теории: всё существующее состоит из материального начала, а именно первовещества – всё из воды. Искал начало мира. Идея о всеобщей одушевленности.
АНАКСИМАНДР.
Его основные произведения о природе. В основе мира — …, а именно неопределенное вещество (апейрон). «Апейрон не знает старости» — идея вечности материи.
АНАКСИМЕН.
В основе мира — …, всё состоит из воздуха, благодаря естественным процессам сгущения и разряжения воздуха.
Взгляды милетских философов характеризуют как наивные, поскольку они основывались на обыденном мышлении и наблюдениям за природой.
Античный материализм. Гераклит и Демокрит.
Гераклит Эфесский.
Всё из чего? Всё из огня.
1. Идея о вечности материи.
Гераклит – отец диэлектики, поскольку высказывает первые диэлектические идеи.
2. Идеи изменчивости мира.
Афоризмы: «Всё течёт, всё меняется», «В одну реку нельзя войти дважды».
На примере течения реки Гераклит пытается доказать всеобщность движения. Даже покоящиеся тела испытывают постоянное внутреннее изменение.
Движение – не просто механическое движение, а любое изменение.
Всеобщную текучесть, изменчивость мира он отождествляет с огнём. Огонь – символ, образное выражение пульсирующих, циклических процессов в изменении мира.
3. Идея, которая раскрывает причину всеобщего изменения.
Во всех предметах, процессах присутствуют. Сосуществуют противоположные начала, борьба между ними. Их борьба – движущая сила и источник всякого различия.
Гераклит приходит к выводу, что природа в самой себе содержит причину всех изменений, поэтому она не нуждается в каком-либо сверхъестественном начале. Он учил, что мир – ъто не хаос. Где может произойти что угодно, а порядок, где всё подчиняется единому закону (логос). Всё происходит согласно логосу.
Демокрит.
Считают, что взгляды Демокрита – это вершина развития античного материализма, т.к. он был сторонником атомистической концепции.
Основные положения атомистической концепции:
1. Все окружающие нас предметы состоят из атомов.
2. Сами по себе атомы неизменны.
3. Все предметы возникают и гибнут благодаря противоположным процессам: разложению и соединению атомов.
4. Атомы имеют разную форму.
5. Атомы находятся в постоянном движении в пространстве.
6. Атомы движутся по прямой, криволинейного движения нет.
7. Душа человека состоит из атомов, умирает тело – умирает душа.
Значение концепции: оказалось возможным объяснить, почему окружающие предметы и вещи гибнут, а мир остается существовать неизменным.
Философские взгляды Канта.
Докритический период:
Кант вошёл в историю, благодаря гипотезе происхождения Вселенной 1755 г. «Всеобщая история и теория неба». Изложил идею естественного, а не божественного происхождения вселенной. В философии Канта преобладали материалистические и диэлектические идеи.
Критический период:
Переходит на идеалистические позиции и позиции агностицизма. Занимается проблемами человека, этики и права, но решению этих проблем должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания.
Основу гносеологии Канта сосавляет учение о «вещах в себе» и «явлениях». Ноумен и феномен.
Положения:
1. Существует мир вещей, независимый от человеческого познания. Все предметы обозначены термином – «вещь в себе» — ноумен. Они действуют на органы чувств человека, вызывая в них ощущения. (В этом положении он всё ещё материалист.)
2. «Явление» — это представление, которое возникает в голове человека при воздействии «вещей в себе» на органы чувств. Сущность вещей человек не может познать, но может познать их представления (явления).
3. Мир познаётся не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким кажется.
4. Объективных законов природы не существует. Это человеческий разум диктует законы природы.
Выводы 2, 3, 4 характеризуют Канта как агностика и субъективного идеалиста.
Закон отрицания-отрицания.
Понимание процесса развития предполагает и ответ на вопросы: существует ли связь между тем, что существовало ранее, и тем, что вновь возникло? Что представляет собой эта связь? Имеется ли какая-либо направленность в бесконечном числе изменении мира?
На эти вопросы и отвечает закон отрицания-отрицания, выражая существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета.
Содержание закона раскрывается через понятия «отрицание», «диалектическое отрицание», «отрицание отрицания».
Термин «отрицание» употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни, означая опровержение, а в более общем смысле – уничтожение. Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т.е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Этот момент признается всеми философскими школами. Однако далее мнения диалектиков и метафизиков расходятся. Диалектика считает, что основным содержанием отрицания является два взаимосвязанных момента: 1) уничтожение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым условиям и 2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете. Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи — с другой. В качестве примера можно рассмотреть эволюцию форм отражения.
В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу «или» — «или».
В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, и регресс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в развитии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения нового.
Уже простое наблюдение приводит нас к убеждению, что в действительности развитие не ограничивается одним отрицанием, а представляет собой целую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень.
Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т.д. в общем один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости. Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является поступательное развитие, т.е. обогащение содержания развивающегося явления новыми качествами. Повторение пройденного в ходе отрицания одних предметов другими — не случайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой.
Именно спираль есть наиболее адекватная, наглядная модель прогрессивного развития. Она отличается от наложения друг на друга кругов тем, что соединяет в себе движение по кругу с движением поступательным.
Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде.
Завершая анализ закона отрицания отрицания, следует отметать один важный момент. Диалектическое отрицание есть предпосылка действия закона, но не он сам. Отрицание есть во всяком процессе превращения старого качества в новое, даже там, где этот закон не действует. Например, превращение воды в пар и пара в воду. Здесь два отрицания, но возврат в первоначальное состояние не выводит явление на более высокий уровень развития, даже если мы десятки раз проведем эти циклы. Спирали в этом процессе нет. То же самое при превращении фотонов в пару электрон — позитрон и обратно. Следовательно, цепочка отрицаний еще не означает действие закона. Сущность закона в переходе к более высокой основе, возвращение назад, повторение пройденного, но на новой ступени, т.е. как бы по спирали.
Сущность и явление.
Каждый предмет имеет сущность. Если содержание – это совокупность всех признаков предмета, то сущность – это главные, внутренние, устойчивые признаки, которые характеризуют природу предмета. Явление – это форма обнаружения сущности. Например, сущность болезни – это основной процесс, её вызывающий, а явления – многообразные симптомы.
Сущность и явление взаимосвязаны. Любая сущность обнаруживает себя в каких-либо явлениях, а любое явление существенно, т.е. выступает проявлением какой-то сущности.
В разных условиях, взаимодействуя с разными объектами, одна и та же сущность обнаруживается в разных явлениях. Например, электрический ток, сущностью которого является упорядоченное движение электрически заряженных частиц, в разных условиях обнаруживает себя в различных явлениях – в тепловых, магнитных, химических.
Задача человека – познание сущности предметов, процессов и явлений. Познание сущности ведёт к познанию законов, т.к. закон – это связь существенная. Знать сущность необходимо, чтобы эффективно управлять объектами. Бесполезно лечить симптомы болезни, если неизвестна её сущность. Но сущность всегда скрыта, а явления могут вводить в заблуждение. Например, головная боль может быть проявлением разных болезней, и диагноз может оказаться неправильным. Сущность может иметь несколько уровней. Процесс познания идёт от описания поверхностных явлений к познанию всё более глубоких сущностей.
Единичное и общее.
Единичное – это отдельный предмет со всеми своими признаками, свойствами, составляющими качественную и количественную определённость, индивидуальность, которая отличает его от всех других предметов.
Общая – это свойства, признаки, черты предмета, сходные со свойствами, признаками других предметов.
Единичное – особенное – общее
Сирень – кустарник – растение
Медь – металл – химический элемент
Единичное – особенное – общее – существует объективно. Особенное существует для взаимосвязи единичного и общего. Каждый реальный предмет обладает единичными чертами, что делает его неповторимым. В некоторых предметах преобладает единичное – уникальные (произведение искусства), а в других преобладает общее – стандартные, типовые (жильё, хрущёвки).
Единичное и особенное взаимосвязаны и могут переходить друг в друга. Единичные признаки в процессе эволюции могут стать единичными, а в последствии – общим для всего вида. Например единичные признаки животных, растений в процессе эволюции могут стать особенными, а впоследствии общими для всего вида.
Процесс познания, как правило, идёт от познания единичного к особенному, а потом к общему, но возможен и обратный процесс. Важная задача науки познания является общего(законы).
Причина и следствие.
Исследование того или иного объекта ведёт к познанию разнообразных связей. Одна из них причинно – следственная связь.
Причина – это категория, для обозначения явления, которая вызывает другое явление. Причина – это взаимодействие предметов, которое влечёт определённое в них изменение.
Следствие – это категория, для обозначения явления, которая возникает в результате действия причины.
Метафизики не видят связи между причиной и следствием. Впервые связь между ними показал Гегель.
С точки зрения материальной диалектики причины и следствия объективны, взаимосвязаны и могут меняться местами.
Одно и тоже следствие может быть вызвано разными причинами.
Студент опоздал = следствие. Причина: проспал, пробка, застрял в лифте.
Одна и таже причина может привести к разным следствиям. Среди многочисленных связей довольно трудно выявить причинно – следственную, т.к. не всякая последовательность событий может стать признаком причинной связи, поскольку «после этого» ещё не значит «по причине этого».
Причину нельзя путать с поводом.
Повод – это явление, обстоятельство, которое непосредственно не порождает следствие, но являются своего рода «спусковым крючком», которое приводит причину в действие.
Задачей науки и практики является раскрытие причин через рассмотрение и познание следствий.
Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Роль философии в формировании мировоззрения.
Мировоззрение – это система самых общих взглядов человека на мир в целом и место человека в этом мире.
Мировоззрение – это размышление человека над проблемой в системе «мир – человек».
Типы:
1. Мифология – легенды, сказания – чувственно-образное видение мира.
2. Религия. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественное. Мифология и религия – это истоки философии.
3. Научное мировоззрение.
4. Художественное мировоззрение.
5. Обыденное, житейское или мировоззрение здравого смысла.
Философия – форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека, и исследующая вытекающие отсюда познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношения человека к миру.
Общее:
Поиск ответов на вопросы:
1 Что представляет собою природа, окружающий мир?
2 Каково место человека в этом мире?
3 Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание?
4 Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?
5 Что такое истина, добро, красота. И т.д.
Различное
1 Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия.
2 Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких масс.
3 Понятие «мировоззрение» шире по объему, чем понятие «философия».
Рекомендуемые страницы:
Философия в структуре мировоззрения — Студопедия
Что же такое философия? Этот вопрос, возникший в эпоху разложения первобытных архаических обществ, вот уже более двух с половиной тысяч лет волнует человечество. Если верить Диогену Лаэрцию, то первым, кто назвал себя философом, был Пифагор. Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь человеком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом философа провозглашалась любовь к ней. Таким образом, возникновение философии в социокультурном пространстве Древней Греции было связано с формированием убеждения, что мудрость есть высший идеал знания и поведения. Отсюда и этимология самого термина «философия», что в переводе с древнегреческого означает (phileo – люблю, Sophia – мудрость) – любовь к мудрости.
По своим истокам философия восходит к стихийному мировоззрению человека, в котором причудливо сочетались элементы мифологии, образно-ассоциативного сознания, художественно-фантастические картины реальности, и вместе с тем – действительный социальный опыт и наблюдения над процессами развития природы и общества.
Уже на этой ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определённое мировоззрение, т.е. систему обобщённых представлений о мире, о своём месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним.
В этих представлениях отражались попытки определённым образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, фиксировалась система нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей.
Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
С возникновением философии начался нескончаемый спор между философами о том, что представляет собой философия, какова её ценность в культуре и в чём состоит её предмет. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии и характеризует её как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. Философия, действительно, уникальна в том смысле, что она перманентно проблематизирует свой предмет и разные её представители предлагали существенно различные интерпретации целей и задач философского познания. Так, например, Платон полагал, что философия есть познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. И. Кант задачей подлинного философствования считал обоснование абсолютных границ всякого возможного знания. По мнению Гегеля, философия есть мыслящее рассмотрение предметов. Б. Рассел определял философию как вид умозрения, Х. Ортега-и-Гассет – как поиск целостности мира и превращения его в Универсум.
Итак, философия многолика, и невозможно совместить разные её образы и понимания. Поэтому трудно не согласиться с мнением Б. Рассела относительно того, что единственный способ выяснить, что такое философия – это заняться философией.
Специфика проблемного поля философии определяется её стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщённое знание о мире и месте в нём человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы:
1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия др.
2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чём смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем – эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.
3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. При всех оттенках и содержательных модификациях в трактовке этой системы отношений «человек — мир» преобладающей в классической философии стала такая её формулировка, в которой она приобретала форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Ф. Энгельс назвал этот вопрос основным вопросом философии.
Принято выделять 3 основных содержательных раздела философского знания:
Антология – учение о сущном, первоначальном в стремлении понять единство окружающего мира. Мыслители выдвигали разнообразные точки зрения, определяя тем самым развитие философии от 7 до 15 в до н. э.
Гноссиологии – раздел философского знания, в котором исследуется природа истинного знания, его критерий. Наиболее полно этот раздел философии разрабатывался в 16-17 вв.
Методология — раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Методология разрабатывалась главным образом в 18 – 19 века. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется.
Функции философии:В соответствии со статусом всеобщей науки философия выполняет две основные функции:
Мировоззренческая функция. Мировоззрение – теоретическое отношение к сущему с позиций должного. В стр-ру М. входят знания, ценностные ориентации, убеждения и идеалы. Основу М. составляют знания. Наиболее выдающаяся роль в формировании мировоззренческого каркаса принадлежит Ф., ибо Ф. и возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Т.о., философия – теоретическое ядро мировоззрения. Ф. образует основу научной картины мира. Ф. составляет методологическую основу М.
Методологическаяфункция Ф. заключается в направляющем действии на науки, что обусловливает их развитие оптимальным образом, помогает им преодолевать трудности своего развития. Ф. образует универсалную методологическую основу. С любой специальной наукой философия относится не как целое с частью, а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого.
Еще выделяют практически-деятельную функцию Ф., которая заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействие на окружающий мир и на самого человека.
Роль философии в формировании мировоззрения
Стр 1 из 4Следующая ⇒
Философия, ее задачи и роль в формировании целостного мировоззрения.
Философия – любовь к мудрости. Впервые понятие вводит Пифагор. Возникла в 6-5 веках до н.э. в Греции. Философия дает общую картину мира. Она исследует свои проблемы по отношению к миру как к единому целому. Предметом философии является познание общих законов природы, общества, мышления.
Задачи философии. задачи философии можно свести к группе вопросов: Что есть мир? Что есть человек? Он существо биологическое или социальное? Есть ли смысл жизни? Познаваем ли мир?
Роль философии в формировании мировоззрения
Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:
– философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;
– философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;
– философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение может быть:
– идеалистическим;
– материалистическим.
Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).
Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.
Идеал – это мечта:
– о совершенном обществе, в котором все честно;
– гармонически развитой личности;
– разумных межличностных отношениях;
– нравственном;
– прекрасном;
– реализации своих возможностей на благо человечества.
Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.
Убеждения составляют:
– духовное ядро личности;
– основу мировоззрения.
Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
2.Специфика философии как мировоззренческой формы сознания (отличие философии от мифологии и религии).
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуи-тивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаци1й, соц. полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. — это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. — личность, соц. группа и общество в целом.
Основа М. — знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. — это теорет. ядро М.
В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.
Знания входят в М. в виде убеждений. У. — это та призма через кот. видится действительность. У. — не только интелект. позиция ,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.
В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. — основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.
“Жизнь идет к совершенству руководясь идеалом,- тем, что еще не сущ., но мыслится, воображается возможным к осущ. Действительность всегда суть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, мы имеем — создали в воображении — иной, лучший” — Горький.
М. складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его форм. начинается с детства. Оно определяет ж. позицию ч.
Ф. — это система самых общих теор взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхлда к ним.
Мифология(“миф”-легенда)-продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смертии т. д. Психика человека требует мифа.Это основной способ понимания мира в первобытном бществе(мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия-культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Ф-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.
Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень-интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология-самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия-это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган
3. Основной вопрос философии и основные направления в философии.
Известно, что история философии в своей сущности есть история борьбы материализма и идеализма. Правда, эта борьба не всегда была явной. Однако уже ранний древнегреческий философ Парменид (У1-У вв. до н. э.) поставил вопрос об отношении мышления и бытия, т. е. основной вопрос философии. Платон прямо говорит о двух типах философов, из который “одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю, утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же”, а другие настаивают на том, что “истинное бытие” — это некие умопости-гаемые и бестелесные идеи….”
У Аристотеля нет столь очевидной постановки основного вопроса фило-софии. Этот вопрос присутствует у него в неявной форме и в нескольких вари-антах в виде вопросов, с которыми мыслитель обращается прежде всего к само-му себе. Это, во-первых, вопрос о том, существуют ли какие-либо сущности кроме тех, которые даны нам в нашем чувственном восприятии: “…следует вы-яснить, существует ли помимо чувственно воспринимаемых сущностей какая-нибудь неподвижная и вечная… и что же она такое, если существует…”.
И во-вторых, вопрос о том, достаточно ли одной материи для того, чтобы все существующее могло существовать: “…главным образом нужно рассмотреть и обсудить вопрос… имеется ли кроме материи причина сама по себе или нет, и существует ли такая причина отдельно или нет, а также одна ли она или имеется большее число таких причин…”
Ответы на данные вопросы у Аристотеля не однозначны, что объясняется сложностью последних. Связанные с этим творческие поиски и колебания Ари-стотеля составляют живой нерв аристотелевской философии.
Противоположности. Для того чтобы разобраться в философском миро-воззрении Аристотеля, необходимо прежде всего обратиться к его представле-нию о законе, которому, как думал философ, подчиняются и бытие, и мышление. Определяя предмет философии. Аристотель спрашивает себя: “…должна ли ис-комая… наука заниматься и теми началами, из которых все исходят в доказа-тельстве, мак, например, выяснить, возможно ли в одно и то же время утвер-ждать и отрицать одно и то же или нет…”. Философ отвечает на этот вопрос по-ложительно: Ф должна заниматься началами доказательства.
В связи с этим Аристотель развивает учение о противоположностях и ана-лизирует различие и его воды. Все, что существует, различно, но различия могут быть несущественными и существенными, а последние — существенными в большей или меньшей степени. Более существенно различаются вещи и собы-тия, принадлежащие к разным родам сущего, менее существенно — принадлежа-щие к разным видам внутри одного и того же рода, несущественно — вещи одно-го вида.
Аристотель определяет противопо-ложность как наибольшее или “закон-ченное различие”: “…так как различающиеся между собой вещи могут разли-чаться в большей и в меньшей степени, то имеется и некоторое наибольшее раз-личие, и его я называют противоположностью”. При атом “у противоположно-стей может быть нечто промежуточное и у некоторых оно действительно быва-ет”, тогда как “из видов противолежания противоречие не имеет ничего проме-жуточного…”.
В контексте учения о противолежащем и его видах Аристотель и форму-лирует тот основной закон, или принцип, бытия и мышления, который опреде-ляет и его логику, и его учение о бытии, онтологию ( как стали говорить, правда, много позднее Аристотеля). Сам Аристотель называет этот принцип, “началом для всех других аксиом”. Развернутая формулировка этого принципа звучит так: “…невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было прису-ще одному и тому же в одном и том же отношении…”; краткая — “не может кто бы то ни было считать одно и то же существующим и не существующим” (там же) или “не может одно и то же быть и не быть в одно и то же время…”. Здесь ясно видны два аспекта атак этого принципа: гносеологический и онтологический.
Вторую краткую формулировку можно назвать экзистенциальной — там говорится о существовании и о несуществовании: объективно одно и то же, чем бы оно ни было, не может одновременно и существовать и не существовать, или быть и не быть. Эту краткую формулировку можно связать с развернутой. Для этого присущим надо сделать бытие, так что развернутая формулировка примет форму: невозможно, чтобы бытие в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении. В этом введенном здесь нами тезисе бытие приобретает двойное существование, в качестве предиката (“бы-тие”) и в качестве связки суждения (“было и не было присуще”). ОВФ – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию ф. учений, их принадлежность к одному из двух гл. направлений в ф. – материализму и идеализму. М.- одно из гл. ф. направлений, кот. признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и незав. от сознания и выступающей первоосновой действительности. И. – одно из гл. напр. ф.; исходит из первичности духовного, мыслительного, психи-ческого и вторичности материа-льного, природного, физического. Функции Ф: 1-объяснение мира; 2-методологическая (накопление и обобщение) 3-отображение своего времени 4.мировоззренческая.
4.Функции философии.
Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.
Роль и значение философии и ее основных функций
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей.
Можно выделить 2 группы основных функций философии:
1.мировоззренческие
2. методологические
Функции философии
1. мировоззренческая — заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир)
2. теоретико-познавательная – выработ-ка категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей
3. ценностно-ориентационная — выработка, изучение ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы.
Методологические функции Ф.
1. функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук
2. критическая функция — суть ее в преодолении устаревших догм и взглядов
3. интегративная — обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т.е. практического, познавательного, ценностного опытов)
4. прогностическая (реализуется в построении моделей будущего)
5. Философия и наука: тождество и различие. Является ли философия наукой?
Взаимоотношение философии и науки
Возникновение первых научных учений относят к 6 в до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Ф постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.
Ф — это рационально-теоретическое мировоззрение. Познание – деятель-ность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание — результат познания.
Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:
1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности)
2. рациональность — обоснованность, доказательность — в рамках любой науки что-то обосновывается
3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта
4. системность знаний — упорядоченность по определенным критериям
5. проверяемость — воспроизводимость знаний через практику
Ф не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому Ф — это наука, но особого рода.
6.Философия Древней Индии и Древнего Китая: этическая направленность и прикладной характер Восточной философии.
Философское мировоззрение возникло в середине первого тысячелетия до н.э. в трех относительно самостоятельных регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Первые философские школы выступали наследниками мифологических традиций. Однако уже в древности философия являлась формой знания, основанной на критической оценке предшествующих традиций.
Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она практически всегда сохраняла тесную связь с верованиями людей. Начало философской традиции восходит к Ведам. Веды – это собрание гимнов, молитв, заклинаний и обрядовых наставлений. Создателем оригинальной философской концепции буддизма и основателем одной из мировых религий явился Будда. Основная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» — путь знания, мудрости, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана. Понятие «нирвана» означает состояние успокоения, переживания единства всего сущего в результате слияния с мировым духом – Брахманом.
Особенности философской мысли Древней Индии:
1) на протяжении тысячелетий философия развивалась в тесной связи с религией, границы между ними размыты, и научная мысль не оказывала серьезного влияния на философию;
2) особое внимание в Древней Индии уделялось сознанию, достижение истины считалось результатом особого состояния сознания, вышедшего на уровень соединения с Брахманом;
3) философская мысль была ориентирована на внутреннее совершенствование личности и поэтому была тесно связана с этико-нравственными учениями.
Начало китайской философии относят к VII-VI вв. до н.э. Наиболее влиятельные философские школы Древнего Китая — даосизм и конфуцианство.
Даосизм— философское учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы.
Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
• все в мире взаимосвязано;
• пара категорий «инь-ян» обозначает противоположные, взаимодействующие силы, это крайности, которые дополняют друг друга;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует
Из учения о бытии вытекал этический идеал даосов, ярко выраженный в содержании принципа «у-вэй» — принципа «недеяния», позволяющего событиям развиваться своей чередой, призывающего к отказу от целенаправленной и преднамеренной активности.
Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека как участника социальной жизни. Основоположником -Конфуций. Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества.
Особенности философской мысли Древнего Китая:
1) философия носит прикладной, практический характер, мудрость – это средство решения повседневных задач;
2) мыслителей мало волновали проблемы мироустройства или логики, естествознание не оказывало влияние на философию;
3) философская мысль была ориентирована на совершенствование межличностных отношений и поэтому подчинялась политической практике.
7. Представления о мире и человеке в философии Милетской школы.
1. Философия и мировоззрение. Место и роль философии в культуре.
Понятие
мировоззрения, его структура и основные
типы. Современный этап исторического
развития характеризуется небывалым
усложнением взаимосвязей между всеми
сторонами жизни общества, между
континентами, странами, регионами.
Преобразования, происходящие во всем
мире, обострение глобальных проблем
значительно усилили интерес к общим
вопросам общественного развития.
Концептуальное исследование этих
вопросов имеет важное методологическое
значение для изучения процессов,
происходящих в современном мире, связей
прошлого, настоящего и будущего в истории
человечества. В этой обстановке
усиливается значение философского
осмысления человеком своего отношения
к действительности, поскольку речь идет
о способности и возможностях человека
ориентироваться в условиях, когда
происходит изменение глубинных
мировоззренческих установок, принятых
в данном обществе.
Понятие
«мировоззрение» неотделимо от понятия
«человек». Мировоззрение – способ
духовной ориентации человека в окружающей
действительности, определенный взгляд
на мир. Это система наиболее общих
представлений и знаний о мире и месте
человека в нем, ценностях и убеждениях
личности. Комплекс таких представлений
необходим индивиду для организации его
деятельности, поведения, общения, для
самоутверждения, определения линии
жизни и стратегии поведения.
Важнейшими
компонентами мировоззрения являются:
во-первых, образ самого субъекта;
во-вторых, картина мира и в третьих,
жизненная стратегия индивида.
При изучении
мировоззрения выделяют также ступени
мировоззренческого освоения мира:
«мироощущение», «мировосприятие»,
«миропонимание».Мироощущение — первая
ступень мировоззренческого становления
человека, представляющая собой чувственное
осознание мира, когда мир дается человеку
в форме образов, организующих индивидуальный
опыт. Мировосприятие — вторая ступень,
позволяющая видеть мир в единстве
сторон, давать ему определенную
интерпретацию. Мировосприятие может
базироваться на различных основаниях,
не обязательно теоретически обоснованных.
Мировосприятие может быть как
положительно, так и негативно окрашенным
(например, мировосприятие абсурдности,
трагичности, потрясенности существования).
Миропонимание — высшая ступень
мировоззренческого освоения мира;
развитое мировоззрение со сложными
переплетениями многогранных отношений
к действительности, с наиболее обобщенными
синтезированными взглядами и
представлениями о мире и человеке. В
реальных измерениях мировоззрения эти
ступени неразрывно связаны друг с
другом, взаимно дополняют друг друга,
образуя целостный образ мира и своего
места в нем.
Анализируя
структуру мировоззрения, можно выделить
его следующие стороны: познавательную,
аксиологическую, праксеологическую.
Каждая из этих сторон мировоззрения
представляет собой сложную подсистему,
где также можно выделять отдельные
компоненты (аспекты).
Познавательная
сторона мировоззрения обязательно
включает в себя так называемые
натуралистический и гуманитарный
аспекты. Натуралистический аспект
познавательной стороны мировоззрения
– это знания и представления о природе,
космосе, универсуме, природной сущности
человека. Здесь рассматриваются вопросы
о том, как возник мир, что такое жизнь,
и в каком отношении она относится к
неживому, в каких формах жизнь существует
во Вселенной.
Гуманитарный
аспект познавательной стороны
мировоззрения — это осознание своей
социальной природы, своего места в «мире
людей». Он объединяет социологические,
общественно-политические, этические и
эстетические взгляды и представления
индивида. Как устроено и функционирует
общество, какова направленность
исторического процесса, в чем смысл
истории, предсказуемо ли социальное
развитие – такого рода вопросы и ответы
на них составляют суть гуманитарной
проблематики.
В системе
мировоззрения важное место занимает
аксиологическая (ценностная) сторона
мировоззрения[1]. Понятие «ценность»
используется для указания на человеческое,
социальное и культурное значение явлений
действительности; наиболее актуальное
значение ценностная сторона мировоззрения
всегда приобретала в эпохи крушения
культурной традиции и дискредитации
мировоззренческих устоев общества.
Двумя типами
ценностного отношения человека к миру
являются так называемые предметные и
субъектные ценности. Предметные ценности
включают многообразие предметов
человеческой деятельности, общественных
отношений и включённых в их круг природных
явлений, которые рассматриваются с
точки зрения этической проблематики.
Субъектные ценности – это способы и
критерии, на основании которых производятся
процедуры оценивания соответствующих
явлений. Это установки и оценки, императивы
и запреты, цели и проекты, которые
закрепляются в общественном сознании
в форме нормативных представлений и
выступают ориентирами деятельности
человека. Они формируются в процессе
социализации личности.
Таким образом,
аксиологическая сторона мировоззрения
регулирует деятельность человека и в
определённой степени связана с
праксеологической стороной.
Назначение
праксеологической подсистемы —
обеспечивать тесную связь познавательного
и ценностного компонентов мировоззрения
с деятельностью человека. Это
духовно-практическая сторона мировоззрения,
поскольку здесь мировоззрение осуществляет
своеобразное «вписывание» различных
программ деятельности, поведения и
общения в практическую ситуацию. Таким
образом, мировоззрение включает в себя
определённые регулятивы духовной и
практической деятельности индивида.
Такие регулятивы могут задаваться через
мифологические, религиозные, научные,
философские и пр. воззрения. Кроме
регулятивов и принципов, праксеологическая
сторона мировоззрения включает и такой
компонент как убеждение. Убеждение —
это форма углубления, укоренения знаний
и ценностей в систему мировоззрения,
это вера в правоту усвоенных идей. Знания
могут и не переходить в убеждения, но
убеждения основываются на рациональных
знаниях. Убеждения — это звено перехода
от знания к практике. Лишь тогда, когда
знания становятся убеждениями, они
становятся элементом мировоззрения
(поэтому зачастую мировоззрение
определяют как совокупность убеждений
личности). Убежденность помогает человеку
в жизни, дает возможность осуществлять
выбор и разрешать сложные ситуации,
которые порой кажутся не разрешимыми.
Итак,
праксеологическая сторона мировоззрения
включает в себя регулятивные принципы
деятельности, поведения, общения и
убеждения. В убеждениях синтезируются
знания и взгляды мировоззренческого
характера, вера в их истинность, социальные
ценности и идеалы, готовность человека
к действию. Таким образом, цепочка
мировоззренческого становления человека
включает: знания, ценности, убеждения
и волю к действию.
Мировоззрение
как форма осмысления человеком окружающей
реальности существует столько, сколько
существует человечество в его современном
понимании. Однако его содержательное
наполнение существенно различается в
разные исторические эпохи, а так же у
отдельных людей и социальных групп.
Условно можно выделить основные
исторические типы мировоззрения.
1. Мировоззрение и его роль в жизни общества. Типы мировоззрений. Особенности мифологического мировоззрения
Мировоззрение–взгляд
на мир–наиболее общее представление
человека об окружающем мире и месте в
нем человека. Компоненты
мировоззрения:
знания, убеждения, верования, настроения,
стремления, ценности, нормы, идеалы и
т.д.
По
характеру
мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта)
мировоззрения: жизненно-практический
(стихийно, базируется на здравом смысле,
повседневном опыте,
не
отмечается систематичностью,
обоснованностью)
и теоретический .
Структура
М.: мировосприятие(мироощущение)
и миропонимание.
1.
Мировосприятие.
Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном)
восприятии. Определяет эмоциональный
настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда
и т.д.) 2.
Миропонимание.
Основано на познавательной, практической
деятельности человека. Основные элементы:
истинное знание и заблуждение. Знания
возникают по причине–опыт конкретного
человека+практика всего общества.
Один
из вариантов классификации
– мифологическое, религиозное, философское
мировоззрение.
Философия
и мировоззрение.
Мировоззрение как целостный взгляд на
мир шире, чем философия. Философия
претендует на то, что она обеспечивает
мировоззрение. Эта ее претензия дает
право утверждать, что философия–теоретическое
ядро мировоззрения. Философия–это
такая форма общественного и индивидуального
сознания, которая постоянно теоретически
обосновывается, обладает большей
степенью научности, чем просто
мировоззрение. Философия–система
основополагающих идей в составе
мировоззрения человека и общества.
Основные
компоненты философского мировоззрения:
научно–теоретическое
знание; духовная практика; ценностная
ориентация.
Мировоззрение
используется при принятии решений в
условиях недостатка информации.
Проблема
зарождения философии.
Основные возникающие при этом вопросы:
1.Когда
и где? 2.Из чего? 3.Почему?
Когда
и где?
Приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра
древней цивилизации: Индия, Китай,
Древняя Греция. (были и другие цивилизации,
но философская мысль там не прослеживалась).
Разногласия во времени( проблема
различия «миф- философское мышление»).
Предфилософия–совокупность дискурсивных
мыслей–каждая последующая мысль
вытекает из предыдущей, что обуславливает
последовательность, системность.
Наиболее теоретична в этом смысле
Д.Греция, философия Востока менее
теоретична.
Приблизительно в 6
в до н.э.–бытовые, семейные вопросы, 10
,11–16 в до н.э.–вопросы мироздания. С
европейской точки зрения установлено,
что философия начинается с 6 века до
н.э. одновременно в Др.Греции, Индии и
Китае.
Из
чего? К
источникам философии можно отнести:
«Философия наблюдается
в момент разложения мифологического
мировоззрения» (Гегель)
В основе
философии–понятийно–логический язык
в отличие от мифов (образный). Ф. Проявляет
себя в литературных произведениях(Гомер)–вначале
были древние летописи.
Основные концепции
происхождения Ф.:
Мифогенная.
Философия возникает путем закономерного
внутреннего развития мифа. Содержание
остается, форма изложения меняется.
Персональная философия становится
общей. Философия–рационализация мифа
(Гегель, Лосев, Коннфорд).
Мифология
— I форма мировоззрения, форма духовной
культуры человечества, содержащая в
себе зачатки науки, искусства, морали,
религии. Мифология — попытка людей
осмыслить свое бытие в образной форме.
В мифах общее выражается через конкретное,
вследствие недостатка абстрактных
понятий. В мифе закономерности природы
выражается в форме цикличности,
ритмичности. В мифах выражается
коллективный опыт людей, выступающий
объектом веры, не нуждающийся в проверке.
(Миф для древнего ч-ка, как библия для
крестьянина). В мифах природа персонируется
и главным действующим лицом выступает
божественный герой. Мифология
обнаруживается сегодня во всех формах
ч. к-ры.
Мифология
( от греч. mifos — предание, logos — слово,
понятие, учение ) — форма общественного
сознания, характерная для ранних стадий
общественного сознания, способ понимания
мира, характерный для ранних стадий
общественного развития. Мифы существовали
у всех народов мира.
Миф — наиболее ранняя
форма духовной культуры человека —
объединил в себе культуру, зачатки
различных верований, политических
взглядов, искусства, философии. Целостное
миропонимание, в котором различные
представления увязаны в единую образную
картину мира, сочетающего в себе
реальность и факт, естественное и
сверхъестественное, знание и веру, мысль
и эмоции.
Гносеогенная.
Философия возникла в результате
обобщения знаний (космогонии, медицины
и т.д.)(Богданов)Теологическая.
Концепция прослеживается с момента
зарождения богословной традиции.
Философия–реализация человеком дара
божьего.
Каждая концепция
имеет «за» и «против».
Синтетический
подход–философия возникла из мифологии,
накопления знаний, науки.
Почему?
Необходимо
теоретическое понимание действительности.
Разделение
труда(отделение умствен. от физического).Присущее человеку
творчество духа (Эдман Гусман считал,
что причина появления философии «страсть
человека к познанию и созерцанию мира,
свободная от всякого практического
интереса»).Пифагор: «Жизнь
подобна игрищам: Иные приходят
состязаться, иные–торговать, а самые
счастливые- смотреть».
Мировоззрение–это
сложное, синтетическое, интегральное
образование общественного и индивидуального
сознания. В нем присутствуют различные
компоненты:
знания, убеждения, верования, настроения,
стремления, ценности, нормы, идеалы и
т.д. Мировоззрение–взгляд
на мир–наиболее общее представление
человека об окружающем мире и месте в
нем человека.
По
характеру
мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта)
мировоззрения: жизненно-практический
и теоретический.
Жизненно-практический
уровень складывается стихийно, базируется
на здравом смысле, повседневном опыте.
На формирование этого уровня влияют
национальные, религиозные традиции,
уровень образования, культура, профессия
и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции
и навыки, а также опыт каждого человека.
Жизненно-практическое мировоззрение
помогает ориентироваться в жизни, но
не отмечается систематичностью,
обоснованностью. Характерно присутствие
предрассудков.Теоретический
— Более высокий уровень мировоззрения,
он обоснован научно, т.е. предполагает
научную основу знаний о действительности
норм и ценностей, определяющих поведение
людей. К этому уровню решения
мировоззренческих проблем наряду с
наукой принадлежит и философия.
Мы
воспринимаем только целостно(в
логике–можно раздробить явление).
Целостность–одна
из особенностей мировоззрения.
Мировоззрение по содержанию может быть:
научным
и ненаучным, материалистическим и
идеалистическим, консервативным и
реформаторским, революционным и
либеральным. М. м.б: мифологическим,
религиозным, научным, философским и
т.д. В познавательном отношении:
догматическое и скептическое(скептики–сомневаются
в правомерности существующей картины
мира, их соотносят с разрушительной
силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое)
или эгоистическое(разумный эгоизм лучше
неразумного коллективизма). М. м.б.:
оптимистическим и пессимистическим;
системным(на одном учении, религии) и
бессистемным; последовательным или
непоследовательным; рациональным и
интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный
фактор и имеет выход через практику
(нам безразлично что он думает, но не
безразлично, что он делает).
Основные
компоненты философского мировоззрения:
научно–теоретическое
знание; духовная практика; ценностная
ориентация.
Особенности
мифологического мировоззрения.
Мифология — форма
общественного сознания, способ понимания
мира, характерный для ранних стадий
общественного развития. Мифы — древние
сказания разных народов о фантастических
существах, о делах богов и героев. Мифы
заключают в себе попытки ответа на
вопрос о начале, происхождении, устройстве
мира. О возникновении наиболее важных
явлений природы, о мировой гармонии.
Формирование мира понималось в мифологии
как его творение или как постепенное
развитие из первобытного бесформенного
состояния, как упорядочение, превращение
из хаоса в космос, как созидание через
преодоление демонических сил. Итак,
мифология была древнейшим типом
мировоззрения — т.е. это совокупность
фантастических взглядов и убеждений
людей о мире и месте в нем человека.
Разновидностями мифологии являются,
например, анимизм, связанный с одушевлением
неживой природы, тотемизм, согласно
которому животные обладают
сверхъестественными качествами,
фетишизм, в котором сверхъестественные
свойства приписываются некоторой вещи
или стихии и т.д. Важно понять, что для
древнего человека мифология не была
сказкой. Наделяя человеческими качествами
природные и социальные явления, она
обеспечивала приспособление и ориентацию
человека в мире, была жизенно-практическим
знанием. Во многом эмоциональный и
алогичный характер мифологии отчасти
преодолевается в родственной с ней
религии.
12. Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение.
Декарт говорил,
что только философия отличает нас от
дикарей и варваров, и каждый народ тем
более образован, чем лучше в нём
философствует. В этом суждении отражена
социально-культурная ценность философии.
Производство материальных благ меняет
человека и ставит его в принципиально
новое отношение к природе. Приспособление
к условиям жизни сменяется их
преобразованием, что влечёт за собой
замену миросозерцания мировоззрением.
Философия – это высший уровень и вид
мировоззрения. Древние греки полагали,
что занятие философии источник
образованности и цивилизации. Мировоззрение
нуждается в понимании природы, её
осмысления с помощью понятий. Мировоззрение
– это система знаний и представлений
об окружающем мире, о месте человека в
нём, о смысле и цели своего существования.
На этом уровне формируются философские
знания: переводится философия как любовь
к мудрости.
Философия – это
учение или духовная деятельность
человека, направленная на поиск общих
принципов бытия и мышления. По мнению
Аристотеля, задача философии – постижение
всеобщего в самом мире. Философия
единственная наука, которая существует,
ради самой себя и представляет «знания
и понимания ради самого знания и
понимания». Её специфика заключается
в том, что её законы, категории и принципы
носят всеобщий характер, распространяются
одновременно на природу, общество,
человека и само мышление. Философия
выступает как мышление о мышлении.
Объект – то, на что
направлено наше внимание. Предмет
исследования – это аспект, сторона
объекта или определённый тип его качеств.
Объектом для философии является весь
мир. Предметом философии – общие законы
бытия для всех сфер.
Функции философии:
1. Мировоззренческая
– обобщая знания о мире и человеке,
философия способствует поиску смысла
жизни.
2. Познавательная
(гносеологическая – учение о процессе
познания) – обобщает на личные знания
о мире и формирует познавательные
проблемы определённой эпохи. Философия
– это эпоха, схваченная в мысль (Гегель).
Мир и ещё каждый из нас, не просто знание,
но ещё и мнение, позволяет делать
прогнозы.
3. Прогностическая
– развитие представлений о будущем и
вселенной.
4. Культурологическая
– выявляет и формирует общехудожественные
ценности и моральные принципы. Выявляет
и формирует (эксплицирует) общие понятия
(универсалии). Аксиология – учение о
природе ценностей. Ценность – это наше
отношение к объекту, к тому, что видим
или делаем. Человек – есть мера всех
вещей.
5. Методологическая
– философия как методология является
общей теорией в решении частных задач.
Мировоззрение –
это система знаний и представлений об
окружающем мирре, о месте человека в
нём, о смысле и цели его существования.
Мировосприятие – система знаний и
представлений об окружающем мире.
Мироощущение – место человека в
окружающем мире, о смысле и целее своего
существования. Существует два уровня
мировоззрения:
1. Обыденный
(жизненно-практический). Начинает
формироваться с момента рождения,
формируется стихийно на базе адекватного
поведения. Проявляется у всех людей
по-разному. Существует мнение каждого
отдельного человека. На этот уровень
влияет образованность, воспитанность,
социальное окружение, традиции, возраст.
2. Теоретический –
противоречия в сознании и предрассудки
преодолеваются теоретически. На этом
уровне формируется философское знание.
Переводится философия как любовь к
мудрости.
Философия – это
высший уровень и вид мировоззрения, это
теоретически оформленное,
системно-рациональное мировоззрение.
Введение в мировоззрение и философию
Образец курса для нашего введения в мировоззрение и философию Библейский курс на дому
Введение в мировоззрение и философию, часть I
Стейси Дорайс
Урок 1: Введение в мировоззрение и философию
Этот курс познакомит вас с библейскими и современными мировоззрениями и философиями и поможет вам узнать свое собственное мировоззрение и философию.Вы сможете сравнивать, развивать и защищать позицию, которая является разумной, реалистичной и богословски обоснованной. Вы также сможете проследить историю западной философии от ее греческих корней.
Чтобы лучше понять разницу между мировоззрением и философией, прочтите статью Market Faith Ministries под названием «Мировоззрение и философия»: http://www.marketfaith.org/worldview-and-philosophy/
В этих первых уроках мы сосредоточимся на мировоззрении, особенно с библейской точки зрения.Мировоззрение — это просто то, как вы смотрите на мир, ваши основные предположения о жизни и о том, как она работает. Мировоззрение — это ваше понимание реальности. Часто люди даже не осознают, что у них есть мировоззрение или что у других может быть иное мировоззрение. Понимание вашего собственного взгляда на мир поможет вам распознать недостатки как в вашем собственном мышлении, так и в информации, которую вы изучаете. Философия — это изучение того, как устроен мир. Изучая эти идеи, вам нужно будет думать, размышлять, записывать и обсуждать собранную вами информацию.Планируйте обсудить то, что вы изучаете, со своими родителями, пастором, молодежным лидером или другими благочестивыми взрослыми, которых вы уважаете, даже если вы не получили специального указания на это.
Исследования и размышления
Получите и изучите заявление веры для своей церкви, чтобы узнать, во что верят в отношении происхождения, смысла жизни, нравственности и судьбы. Выделите разделы, которые, по вашему мнению, обсуждают общую идею. Обсудите это со своим пастором и родителями.
- Какое у вас мировоззрение? Узнайте, загрузив и приняв участие в Worldview Survey по адресу http: // www.marketfaith.org/ (Щелкните Worldview Survey в строке меню.)
- Что вы узнали? Как ваше мировоззрение соотносится с утверждением веры вашей церкви и родителей? Составьте список сходств и различий. Оставьте место для заметок и изменений. Держитесь за этот список, чтобы использовать его на протяжении всего курса.
Вопросы и мероприятия
- Почему есть что-то, а не ничего?
- Прочтите Бытие 1-2. Используйте комментарии и другие библейские ресурсы, чтобы узнать как можно больше о характере и природе Бога на основе этих двух глав.
- Изучите три популярных взгляда на происхождение жизни. Сравните их, а также их взгляды на создателя, с информацией, которую вы нашли из библейского повествования.
- Каково значение Иисуса? Что Его жизнь говорит нам о том, кто такой Бог? Добавьте эти наблюдения в свой список мировоззрения, если их там еще нет.
Урок 2: Причина и следствие, причина и порядок
Чтение и открытие
Прочтите Бытие 1-2.Подумай об этом. Вы все это знаете, но что-то важное упустили? Какую работу Бог совершал во время творения, что подразумевается? Ответьте на этот же вопрос для каждого раздела Священного Писания ниже:
- Бытие 1: 1-2
- День 1 (Быт. 1: 3-5)
- День 2 (Бытие 1: 6-8)
- День 3: (Быт. 1: 9-13)
- День 4: (Быт. 1: 14-19)
- День 5: (Быт. 1: 20-23)
- День 6: (Бытие 1: 24-31)
Создавая мир, Бог установил законы, управляющие как живыми, так и неживыми процессами.Связан ли Бог этими законами? Какова роль христианина по отношению к научным исследованиям?
Часы
Соберите вместе
Добавьте любое новое понимание в свой список мировоззрения. Подумайте о целесообразности того, что вы изучили. Начните с таблицы, на которой вы будете делать выводы из информации о науке и мировоззрении, которую вы изучили до сих пор. Как Библия решает обсуждаемые до сих пор вопросы? Прочтите следующие вопросы.Используйте их, чтобы направлять свои исследования.
- Какие свидетельства указывают на Бога как Создателя? Другой творческий процесс?
- Какие свидетельства указывают на порядок во Вселенной? Хаос?
- Какие свидетельства указывают на то, что Бог продолжает общаться с этим миром? Можете ли вы сделать вывод, что Он больше не имел или никогда не имел к этому отношения?
- Какие свидетельства указывают на чудеса? Как это согласуется с рациональным мышлением?
Для дополнительных исследований вы можете использовать сайты с апологетикой, такие как http: // creation.com / и рекомендованные CARM.org: https://carm.org/recommended-websites.
.
|
.