Рисуночная методика что мне нравится в школе: 5. Методика Что мне нравится в школе (рисунок)

Содержание

Методика №2 Рисуночный тест «Что мне нравиться в школе?»





⇐ ПредыдущаяСтр 51 из 54Следующая ⇒

 Н.Г. Лусканова

Схема оценки детских рисунков.

При работе с рисунком, необходимо учитывать многие аспекты. Рисунок рассматривается как своеобразное интервью, данное ребенком при помощи изобразительных средств. Анализ рисунков позволяет определить не только интеллектуальную сферу ребенка (ум, зрительная память, запас знаний, что отражается на содержании и правильности рисунка), но и его эмоционально-волевую сферу (тон настроения, интересы, активность). Было выявлено, что дети очень подвижные (гиперактивные) чаще изображают подвижные объекты: рисунки активных, стеничных детей (устойчивых к стрессу) отличаются крупным форматом и яркостью красок, наоборот. Детей робких, астеничных (легко утомляемых) – бесцветностью и мелкостью изображения; у очень эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; у детей тревожных, неуверенных в себе – уплотненность, закрашивание всей площади, штриховка.

При анализе рисунков оценивались следующие показатели:

1. Соответствие заданной теме (если рисунок был на свободную тему)

2. Сюжет (что именно изображено)

3. Размеры рисунка и отдельных деталей

4. Цветовое изображение

5. Динамика изображения

6. Правильность рисунка

7.  Законченность рисунка

Примерная схема оценки рисунка на тему « Что мне нравится в школе?» 

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, узоры, военные действия и т.д., что свидетельствует о мотивационной незрелости;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать, что свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьному режиму и требованиям;

в) непонимание задачи, неверное ее истолкование. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к теме. Чаще это дети с ЗПР.



При несоответствии рисунка заданной теме проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:

· Учебные ситуации (учитель с указкой, ученики за партами, доска с заданиями). Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных интересов. Оценивается в 30 баллов.

· Ситуации неучебного характера (школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями…). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние атрибуты. Оценивается в 20 баллов.

· Игровые ситуации (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки, другие предметы, телевизор и т.д.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации. Оценивается в 10 баллов.

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию. По рисункам детей можно судить не только об уровне школьной адаптации, но и о наиболее привлекательных для него сторонах школьной жизни.

Для изучения школьной мотивации рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение года.

Анализ результатов.

· 10 баллов — игровая ситуация (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки, другие предметы, телевизор и т.д.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации.

· 20 баллов — ситуации неучебного характера (школьное здание, ученики на перемене). Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных интересов.

·  30 баллов — учебная ситуация (учитель с указкой, ученики за партами, доска с заданиями). Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных интересов.

10 баллов – низкий уровень мотивационной готовности, преобладание игровых мотивов учебной деятельности;

20 баллов — средний уровень мотивационной готовности.

30 баллов — высокий уровень мотивационной готовности.











Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова) — Студопедия.Нет

 

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе».

Рисунки, сюжет которых соответствуют теме, оцениваются следующим образом:

1) ребенок отображает учебные ситуации (высокий уровень школьной мотивации, учебная активность, наличие у школьника познавательных мотивов) – 30 баллов;

2) на рисунке изображены ситуации внеучебного характера с внешними школьными атрибутами (положительное отношение к школе с преобладанием внешней мотивации) – 20 баллов;

3) ребенок рисует игровые ситуации в школе (положительное отношение к школе с преобладанием игровой мотивации) – 10 баллов.

 

Рисунки, сюжет которых не соответствует теме, оцениваются в 0 баллов.

Несоответствие теме указывает на:

1) мотивационную незрелость, отсутствие школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр.;

2) детский негативизм, когда ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям;

3) непонимание или неверное истолкование задачи, когда дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме; чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.


КЛАССЫ

 

Проективная методика «Дерево с человечками»

 

Автор теста: британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson).

Цель:выявить степень комфортности пребывания учащихся в классном коллективе при переходе в основную школу.

Инструкция:    

«Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесная школа. Ученики в ней — лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.

Возьмите коричневый карандаш (фломастер) и раскрасьте ствол и ветки дерева. А когда будете раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят. (Дети раскрашивают дерево.)

А теперь возьмите красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.

Теперь возьмите зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Комментарий

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево с человечками» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.



Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением детей, данных, полученных из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции

№ 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17, а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

 

Детям для работы даются бланки без нумерации (представлен ниже).

 

Фамилия, имя _______________________________________            

 

 

 

Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)






Батарея методик для изучения особенностей психологической адаптации к началу школьного обучения


Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

1. Тебе нравится в школе?

§ не очень

§ нравится

§ не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочетс я остаться дома?

§ чаще хочется остаться дома

§ бывает по-разному

§ иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

§ не знаю

§ остался бы дома

§ пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

§ не нравится

§ бывает по-разному

§ нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

§ хотел бы

§ не хотел бы

§ не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

§ не знаю

§ не хотел бы

§ хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

§ часто

§ редко

§ не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

§ точно не знаю

§ хотел бы

§ не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

§ мало

§ много

§ нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

§ нравятся

§ не очень

§ не нравятся

 

Ключ к анкете Н. Лускановой

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.



Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.




 

 

 

Рисунок «Что мне нравится в школе» ( Н.Г. Лусканова)

 

Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)

Цель: Методика выявляет отношение детей к школе и мотивацион-ную готовность детей к обучению в школе.

Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

 

Примерная схема оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».

 

1. Несоответствие теме может указывать на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее, что свидетельствует о мотивационной незрелости;

б) детский негативизм . В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к заданной теме. Чаще всего это свойственно детям с ЗПР.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка , т.е. что именно изображено:

а) учебные ситуации – учитель с указкой , сидящие за партой ученики, доска с написанным заданием и т.п. свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличие у него познавательных учебных мотивов;

б) ситуации неучебного характера- школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. д. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние учебные атрибуты;

в) игровые ситуации – качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности

.

 

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ШКОЛА ЗВЕРЕЙ»

(диагностика адаптации учащихся в школе) (Светлана ПАНЧЕНКО)

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой. При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Оборудование. Бумага, цветные карандаши.
Предварительная подготовка
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Инструкция
Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели. Дети выполняют задание. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».
Интерпретация
1. Положение рисунка на листе.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.
Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.
 
 
 

 




Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту













Поиск по сайту:










Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова) — Студопедия

Батарея методик для изучения особенностей психологической адаптации к началу школьного обучения

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

1. Тебе нравится в школе?

§ не очень

§ нравится

§ не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочетс я остаться дома?

§ чаще хочется остаться дома

§ бывает по-разному

§ иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

§ не знаю

§ остался бы дома

§ пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

§ не нравится

§ бывает по-разному

§ нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

§ хотел бы

§ не хотел бы

§ не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

§ не знаю

§ не хотел бы

§ хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

§ часто

§ редко

§ не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

§ точно не знаю

§ хотел бы

§ не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

§ мало

§ много

§ нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

§ нравятся

§ не очень

§ не нравятся

 

Ключ  к анкете Н. Лускановой

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.



У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.


Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

 

 

 

Рисунок «Что мне нравится в школе» ( Н.Г. Лусканова)

 

Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)

Цель: Методика выявляет отношение детей к школе и мотивацион-ную готовность детей к обучению в школе.

Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

 

Примерная схема оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».

 

1. Несоответствие теме может указывать на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее, что свидетельствует о мотивационной незрелости;

б) детский негативизм . В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к заданной теме. Чаще всего это свойственно детям с ЗПР.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка , т.е. что именно изображено:

а) учебные ситуации – учитель с указкой , сидящие за партой ученики, доска с написанным заданием и т.п. свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличие у него познавательных учебных мотивов;

б) ситуации неучебного характера- школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. д. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние учебные атрибуты;

в) игровые ситуации – качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности

.

 

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «ШКОЛА ЗВЕРЕЙ»

(диагностика адаптации учащихся в школе) (Светлана ПАНЧЕНКО)

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка.
Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений.

Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

 

 

Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок)

Детям
выдаются листы с утверждениями, рядом
с которыми ребенок ставит «+» (да), если
думает также. Если его ответ нет. т.е.
он думает по-другому, то ставит знак
«-» (нет). 

1.
В школе я чувствую себя совершенно
свободно.

2.
Ребята в нашем классе радуются, когда
другие получают плохие отметки.

3.   Я
очень волнуюсь, потому что часто не
понимаю объяснения учителя.

4.  Я
думаю, что на уроках смогу выполнять
больше заданий, если потребуется.

5.    Очень
хочется отдохнуть.

6.   Если
бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

7.     Ребята
в классе раздражительны и обидчивы,
ссорятся и дерутся.

8.     Я
всегда боюсь отвечать у доски.

9.     Мои
одноклассники с уважением относятся
ко мне. 

10.  Часто
на уроках я чувствую, что устал.

11.    Когда
я иду в школу, обычно мне грустно, у
меня плохое настроение.

12.     В
классе ребята любят посмеяться над
недостатками других,

13.     Когда
учитель собирается дать задание
классу, я чувствую страх, думая, что
не справлюсь.

14.     Я
точно знаю, что мои родители любят
меня.

15. 
   Мне
часто кажется, что я болен.

16.     Почти
все свободное время я трачу на выполнение
домашнего задания.

17.     Когда
я сравниваю ребят нашего класса с
другими, мне кажется, что самые плохие
учатся в нашем классе.

18.     Когда
я вечером ложусь в постель, с тревогой
думаю о том:, что ждет меня завтра
в школе.

19. 
    Мне
кажется, что учитель постоянно недоволен
мной.

20.    Я
думаю, что плохо вижу.

21.   Мне
интересно в школе.

22. 
 Мне
очень нравятся ребята в моем классе.

23.   Я
стараюсь как можно лучше выполнить
задание, но обычно у меня ничего не
получается.

24.   Я
сильно переживаю, когда сравниваю
себя, с другими.

25.   Обычно
я спокоен и полон сил.

Ключ
к анкете

Шкала1

1.+

6.-

11.-

16.-

21.+

Шкала
2

2.-

7.-

12.-

17.-

22.+

Шкала3

3.-

8.-

13.-

18.-

23.-

Шкала4

4.+

9.+

14.+

19.-

24.-

Шкала5

5.-

10.-

15.-

20.-

25.+

За
каждое совпадение с ключом ставится
1 балл Средний балл по каждой
шкале 
– З. Если
показатель ребенка ниже данного
значения, значит, у него есть проблемы
в этой области и 
ему
необходимы помощь и поддержка.

Значение
шкал

1  шкала
— удовлетворенность школьной жизнью
и желание учиться.

2  шкала — 
дружеские отношения в классе,

3  шкала —
тревожность, связанная с учебным
процессом.

4  шкала —
самооценка. Степень уверенности
ребенка в своих силах

5  шкала
—  самочувствие, состояние здоровья.

Диагностические методики Проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» (по н.Г. Лускановой)

Цель

Методика выявляет отношение детей к
школе и мотивацион-ную готовность детей
к обучению в школе.

Инструкция

«Дети, нарисуйте, что вам больше всего
нравится в школе. Рисовать можно все,
что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки
за него ставиться не будут».

Приведем примерную схему анализа и
оценки рисунков:

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и
преобладание других мотивов, чаще всего
игровых. В этом случае дети рисуют
маши­ны, игрушки, военные действия,
узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной
незрелости;

б) детский негативизм. В этом случае
ребенок упорно отказы­вается рисовать
на школьную тему и рисует то, что он
лучше все­го умеет и любит рисовать.
Такое поведение свойственно детям с
завышенным уровнем притязаний и
трудностями приспособле­ния к четкому
выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной
задачи, ее понимание. Такие дети или
ничего не рисуют или срисовывают у
других сюже­ты, не имеющие отношения
к данной теме. Чаще всего это свой­ственно
детям с задержкой психического развития.

2. Соответствие заданной теме говорите
наличии положитель­ного отношения к
школе, при этом учитывается сюжет
рисунка, т.е. что именно изображено:

а) учебные ситуации — учитель с указкой,
сидящие за парта­ми ученики, доска с
написанными заданиями и т.п. Свидетельству­ет
о высокой школьной мотивации и учебной
активности ребенка, наличии у него
познавательных учебных мотивов;

б) ситуации неучебного характера —
школьное задание, уче­ники на перемене,
ученики с портфелями и т.п. Свойственны
де­тям с положительным отношением к
школе, но большей направ­ленностью
на внешние школьные атрибуты;

в) игровые ситуации — качели на школьном
дворе, игровая ком­ната, игрушки и
другие предметы, стоящие в классе
(например, те­левизор, цветы на окне
и т.п.). Свойственны детям с положительным
отношением к школе, но с преобладанием
игровой мотивации.

Для большей надежности оценки детских
рисунков при про­ведении обследования
целесообразно спросить ребенка, что он
изобразил, почему нарисовал тот или
иной предмет, ту или иную ситуацию.

В ряде случаев по рисункам детей можно
судить не только об уровне их учебной
мотивации, об их отношении к школе, но
и вы­явить те стороны школьной жизни,
которые являются для ребенка наиболее
привлекательными.

Так, например, школьники с психомоторной
расторможенностью, повышенной двигательной
активностью нередко изображают игру в
футбол на уроке физкультуры, драки с
ребятами на перемене, могут нарисовать
класс, в котором все перевернуто вверх
дном, и т.п. Чувствительные, сентиментальные
дети, рисуя учебную ситуацию, обя­зательно
включают в нее декоративные элементы
(орнамент, цветы, мелкие детали интерьера
класса и т.п.). Однако анализ содержания
рисунков является сложной самостоятельной
задачей и требует от экспериментатора
хорошего владения проективными техниками.

Проективный рисунок «Я в прошлом, я в
настоящем, я в будущем»

Цель

Выявление внутреннего благополучия,
представлений о себе во временной
перспективе, самоотношения, самоценности,
нали­чия трудностей в контактах с
окружающими, внутреннего равно­весия,
комфорта или наличия тревожности,
дискомфорта, адек­ватности возрастной
и половой идентификации.

Инструкция

На листе бумаги, разделенном на 3 части,
вначале нарисуй себя, когда ты был
маленьким, затем — какой ты сейчас,
затем — каким ты будешь в будущем, когда
вырастешь. Около рисунка подпиши, каким
ты будешь. (Рисунок выполняется цветными
ка­рандашами, фломастерами.)

Обработка результатов

В таблицу заносятся пять психологических
характеристик:

  • Чувство самоценности, высота самооценки
    (Самоцен­ность). Акцентируется рисунок
    «Я сейчас».

  • Легкость в установлении контактов, в
    общении (Контакты). Анализируется
    рисунок «Я сейчас».

  • Наличие эмоционального, психического
    комфорта, отсут­ствие тревоги,
    беспокойства (Комфорт). Анализируется
    рисунок «Я сейчас».

  • Адекватность половой идентификации
    (Пол). Анализируют­ся все рисунки.

  • Адекватность возрастной идентификации
    (Возраст). Анали­зируются все рисунки.

Форма протокола:

Ф.И.

ребенка

Самоценность

Контакты

Комфорт

Пол

Возраст

Примечания

Максимальное количество баллов по
параметрам «Само­ценность», «Контакты»,
«Комфорт» — 5 баллов, за каждый признак,
характеризующий психическое неблагополучие
(см. следующую таблицу) вычитается 1 балл
из пяти. В гра­фах «Пол» и «Возраст»
ставится максимум 2 балла. За каж­дый
признак неадекватной возрастной или
половой иденти­фикации снимается 1
балл.

Таблица 6

Материал: Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы                                         (методика Н. Лускановой)

1. Тебе нравится в школе?
— не очень;
— нравится;
— не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?
— чаще хочется остаться дома;
— бывает по-разному;
— иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался бы дома?
— не знаю;
— остался бы дома;
— пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-то уроки?
— не нравится;
— бывает по-разному;
— нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
— хотел бы;
— не хотел бы;
— не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
— хотел бы;
— не хотел бы;
— не знаю.

7. Ты часто рассказываешь родителям о школе?
— часто;
— редко;
— не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был не такой строгий учитель?
— точно не знаю;
— хотел бы;
— не хотел бы.

9. У тебя в школе много друзей?
— мало;
— много;
— нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?
— нравятся;
— не очень;
— не нравятся.

Проведение анкетирования.

Данная анкета может быть использована для индивидуального и группового обследования. Возможны два варианта:

1. учитель читает вслух вопросы, предлагает варианты ответов, а дети записывают те ответы, которые они выбирают;

2. анкеты в напечатанном виде раздаются всем учащимся, а учитель просит их отметить те ответы, которые им подходят.

Анкета предполагает повторный опрос, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации детей, а его повышение -позитивной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

Ключ:

№ вопроса

Баллы за 1 ответ

Баллы за 2 ответ

Баллы за 3 ответ

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
0
1
3
0
1
3
1
1
3

3
1
0
1
3
3
1
0
3
1

0
3
3
0
1
0
0
3
0
0

Интерпретация:

1. уровень — 25-30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные, очень переживают, когда получают низкие оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя возле доски, процесс работы, урока и т.п.

2. уровень — 20-24 балла — хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. уровень 15-19 баллов — позитивное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает. В рисунках изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. уровень — 10-14 баллов — низкая школьная мотивация. Дети неохотно посещают школу, отдают предпочтение пропускам занятий.

5. На уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему они также изображают игровые сюжеты, но непрямо они связаны со школой.

6. уровень — менее 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, нахождение в которой невозможно терпеть. 6-летние дети часто плачут, просятся домой. В других случаях могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, придерживаться норм и правил. Часто у подобных учеников имеются нервно-психические нарушения. Рисунок, как правило, не отвечает предложенной школьной тематике, отображает индивидуальные пристрастия ребенка.

По результатам анкетирования составляется итоговая таблица:

№ п/п

ФИ учащегося

Количество набранных баллов

Уровень учебной мотивации

1.

2.

3.

15 базовых техник рисования для начинающих

Вам всегда нравилось рисовать и рисовать, но вы никогда раньше не пробовали себя в реальных методах рисования? Рисование — это то, что мы действительно рекомендуем каждому попробовать хотя бы немного в своей жизни! Как и любое искусство или навык, это требует много практики, но вы почувствуете себя успешным, когда увидите, как быстро развиваются ваши способности.

Basic drawing for beginners Basic drawing for beginners

Как рисовать: что рисовать для начинающих

Чтобы помочь вам начать работу, вот 15 супер полезных техник рисования для начинающих. Хотя это может показаться простым в изготовлении и они предназначены только для начинающих, обратите внимание, что овладение этими формами и оттенками поможет вам улучшить свои навыки и направит вас на правильный путь рисования как профессионала.

1. Нарисуйте вьющиеся волосы

Drawing curly hair Drawing curly hair

Creative Bloq научит вас рисовать вьющиеся, текстурированные волосы, начиная с волнистой линии, измеренной между двумя сужающимися параллельными линиями. Они четко намечают, как добавить объем и глубину каждому завитку, добавив еще одну слегка изогнутую линию и построив прядь оттуда.

2. Избегайте смазывания

Avoid smudging Avoid smudging

Wiki How показывает вам лучшую технику предотвращения пятен на ваших рисунках, особенно если вы предпочитаете рисовать карандашом! Этот совет подходит всем, но особенно важен для художников-левшей. Люди, которые рисуют правой рукой, могут испачкать свою работу, если кусок достаточно большой, чтобы вы могли дотянуться до него, но левши тянутся под углом, который чаще всего кладет руку на свои мазки.

3.Рисуем небо и облака

Draw sky and clouds Draw sky and clouds

Art in Construction проведет вас через процесс заполнения вашей бумаги дымным, размытым эффектом, чтобы создать набросанное небо с глубиной, как у реального объекта, вместо того, чтобы просто оставить верхнюю часть чертежа пустой, матовой, и квартира. Растирание тканью помогает лучше контролировать, насколько равномерно вы протираете эту часть рисунка.

4. Держите карандаш и правильно управляйте им.

Hold and control your pencil properly Hold and control your pencil properly

Proko напоминает вам, что правильное удержание карандаша имеет решающее значение для управления им и для того, чтобы он работал так, как вы хотите.Чем больше у вас контроля, тем точнее будут ваши линии и детали. Они даже подскажут, когда и нужно было оказывать давление во время рисования.

5. Эскиз меха животного

Sketch animal fur Sketch animal fur

Tuts Plus отмечает, что рисовать лохматый мех животных — не всегда то же самое, что рисовать человеческие волосы. У животных в меховой шубе волосы лежат толстыми, часто неровными слоями, тогда как человеческие волосы распускаются и двигаются легче. Вы не поверите, но эти вещи действительно могут отразиться на том, как вы рисуете каждую прядь!

5 Minute Crafts Kids 5 Minute Crafts Kids

5 минут поделки для детей

  • Amazon Prime Video (Видео по запросу)
  • 5 Minute Craft kids (Актер)
  • 5 Minute Craft kids (Режиссер)

6.Эскиз света и тени

Sketch light and shadow Sketch light and shadow

В руководстве

Idiot’s Guide показано, как отображать расстояние и перспективу на рисунке с помощью простых, легко имитируемых форм, чтобы подчеркнуть, как тени и свет изменяются в зависимости от того, как вы хотите, чтобы объект, который вы рисовали, располагался.

7. Набросок фруктов

Sketch fruit Sketch fruit

Scribble предлагает использовать фрукты как практику для рисования натюрмортов, позволяя совершенствовать свои формы, штрихи, тени и блики, пока объект вашего исследования неподвижен и доступен для вас.Если вы действительно хотите потренироваться, попробуйте нарисовать один и тот же фрукт под разными углами!

8. Набросок глаза

Snake eye Snake eye Snake eye Snake eye

DragoArt показывает вам, что трюк с рисованием глаз заключается в правильном закрашивании, чтобы они выглядели более живыми. Если вы просто нарисуете плоский набросок формы глаза без угла, не обращая внимания на отражения и глубину, созданный вами человек будет выглядеть так, как будто в нем нет глубины или эмоций.

9. Нарисуйте рот

Sketch a mouth Sketch a mouth

Научиться рисовать черты лица шаг за шагом — лучший способ в конечном итоге собрать лицо целиком! Сначала попробуйте научиться рисовать рот и набор губ, следуя инструкциям на Arty Factory.Освоив их, вы сможете начать играть с формами губ и рта, чтобы создавать людей, которые выглядят совершенно по-разному и имеют разные характеристики или физические черты.

10. Нарисуйте лицо

Sketch a face Sketch a face

Вы безумно практиковали свои черты лица и теперь чувствуете, что готовы соединить их все вместе? Что ж, вам нужно будет поместить их в какое-то разумное место, поэтому взгляните на DragoArt и узнайте, как рисовать основные формы лица, прежде чем пытаться создать цельного человека!

11.Рисуем прямые волосы

Draw straight hair Draw straight hair

Гэвин О’Доннелл напоминает вам, что даже самые прямые волосы лежат под углом и движутся в разных направлениях, а не просто лежат ровно и ровно напротив головы и лица человека, как вы могли бы увидеть на быстром наброске фигурки. Научиться рисовать пряди, в которых можно различить отдельные волоски, — основная задача.

12. Набросок полосатого кота

Sketch a tabby cat Sketch a tabby cat

How 2 Draw Animals показывает вам, как нарисовать простого полосатого кота, из которого получится отличный (и совершенно очаровательный) начальный набросок, который поможет вам найти хорошее применение тому, что вы узнали выше о мехе животных.Вы также попрактикуетесь в формировании структуры лица, отличной от обычного человеческого лица.

13. Набросок собаки спаниеля

Sketch a spaniel dog Sketch a spaniel dog

Кристофер Харт научит вас рисовать собаку в мультяшном стиле, а не в стиле жизни. Мы думаем, что это круто! Вы можете скорректировать то, что вы узнали о рисовании этой собаки, позже, когда вы решите научиться рисовать собак, которые также выглядят более реалистично.

14. Нарисуйте деревья, шаг за шагом

Sketch trees step by step Sketch trees step by step

Итак, мы знаем, что вы, вероятно, рисовали деревья в каком-то качестве с тех пор, как были достаточно взрослыми, чтобы взять в руки карандаш, но теперь пришло время сделать их похожими на настоящие! DragoArt проведет вас через процесс затенения и поворота, что поможет вам создать такую ​​же красивую сцену дикой природы, как эта.

15. Нарисуйте стакан с водой

Sketch a glass of water Sketch a glass of water

.

Техники рисования линий и упражнения

Я знаю. Рисование может быть очень неприятным.

Вы сравниваете себя со всеми великими художниками и думаете, что никогда не будете так рисовать. Ваши эмоции мешают вам определить проблему и устранить ее.

Обдумайте каждую проблему на вашем чертеже:

Что-то не так с перспективой?

Есть проблема с толщиной лески?

Есть проблемы с пропорциями?

Как только вы обнаружите проблемы, разделите их на управляемые части и приступайте к работе.Внезапно вы поймете, что это не мистический «талант», которого у вас нет.

Это особые навыки рисования, которые вы МОЖЕТЕ развить.

На данный момент мы сосредоточены на рисовании линий.

Чем бы вы ни интересовались: пейзажной живописью, концепциями персонажей, промышленным дизайном или другими произведениями искусства, линейный рисунок — ваше главное оружие. Кстати, живопись — это тоже рисунок. Вы просто заливаете краской между линиями.

Мой подход основан преимущественно на упражнениях, и каждое из них имеет свою цель.Они здесь не случайно или случайно. Чем больше вы над ними работаете, тем легче вам будет рисовать разные предметы на последующих уроках.

Некоторые техники я позаимствовал у великих учителей (безо всякого сожаления), другие придумал сам. Что для вас самое главное, они сделают вашу работу более уверенной.

Помимо повышения качества ваших эскизов и рисунков, вы начнете получать удовольствие от процесса.

Контроль линии

Каждая линия имеет направление и длину.Он начинается в одной точке, идет по определенной траектории и затем заканчивается в другой точке.

Распространенная ошибка при рисовании линий — это так называемая «линия царапины», когда вы проводите по своим отметкам вперед и назад.

Не делайте этого.

Если вы хотите, чтобы ваши строки имели смысл, вы должны контролировать каждую из них.

Призрак линии

Это комплексный метод, который поможет вам разработать чистую линию и предопределить положение ваших линий.

Держа ручку над листом бумаги, несколько раз пройди по воображаемой траектории. Попытайтесь почувствовать движение.

Положите ручку на бумагу и тем же движением проведите линию.

Одна единственная и последовательная линия.

Нарисовать от локтя

В первую очередь это относится к рисованию непрерывных длинных линий. Круги и эллипсы также лучше всего делать круговыми движениями от локтя.

Держите запястье и пальцы на замке.Перемещайте всю руку, рисуя плавную / длинную линию.

Используйте движение запястья для коротких линий и используйте пальцы для рисования мельчайших деталей.

По материалам

При таком подходе вы будете рисовать линии, уверенно предвидя точное положение каждой из них. Не поймите меня неправильно, это требует большой практики. Нельзя в одночасье стать хорошим рисовальщиком.

Чтобы ускорить этот процесс, следует нарисовать без стирания.

Совершенно верно! Никакого стирания.

Нарисуйте от руки шариковой ручкой или фломастером (лучше всего).

Прямые

Что такое линия? Это точка, которая движется по определенной траектории.

Линия может быть прямой или изогнутой.

Мы начинаем с простой прямой линии и переходим к сложным и сложным кривым.

Упражнение 1. Прямая линия через 2 точки

Отметьте два пункта на бумаге.

Призрак прямая от одной точки до другой, нащупайте траекторию.

Затем бросьте ручку на бумагу и тем же движением проведите линию .

Здесь у вас есть два варианта: вы можете нарисовать восемь линий поверх этой или поставить несколько линий параллельно ей.

Я рекомендую вам разнообразить практику рисования.

Это как тренировка в спортзале. Комплексный подход к тренировкам включает работу над разными группами мышц. Тот же принцип применяется к тренировке по рисованию.

Упражнение 2. Нахождение недостающего угла прямоугольника

Теперь поднимаем планку.

Используя ту же технику ореола, нарисуйте две перпендикулярные линии, как угол прямоугольника.

Ваша цель найти отсутствующий угол и завершить прямоугольник.

Призрак вперед и назад по траектории под воображаемым углом. Когда почувствуете положение угла, поставьте точку прямо там.

Теперь найдите две недостающие линии, пересекающиеся в этой точке. Нарисуйте их одну за другой, используя знакомую технику с привидениями.

Повторите это упражнение, рисуя прямоугольники разных пропорций и в разных положениях.

Все техники, предлагаемые в уроке, являются прекрасной разминкой перед сеансом рисования.

Упражнение 3. Прямая линия через 3 точки

Это упражнение улучшит вашу способность визуализировать свои линии.

Цель состоит в том, чтобы выровнять три точки на прямой , соблюдая равные расстояния между ними.

  • Поставьте две точки.
  • Найдите прямую линию между этими точками. Ваша цель — найти середину. Двигайте рукой вперед и назад.Посмотрите на область желаемой средней точки.
  • Когда вы почувствуете направление линии и визуализируете среднюю точку, поставьте точку в этой точке.
  • Проведите прямую линию через все три точки.

Упражнение 4. Рельсы со сходящимися выступами

Это упражнение является частью тренировки по рисованию в перспективе.

  • Нарисуйте горизонтальную линию длиной 5-7 дюймов.
  • Поставьте точку A где-нибудь вдалеке.
  • Нарисуйте прямую линию от точки до этой горизонтали.
  • Поместите точку B где-нибудь на этой траектории. Проведите прямую линию от горизонтали до точки Б.
  • Заполните всю горизонталь.

Постарайтесь выровнять конечные точки B, C, D, E параллельно вашей горизонтали. Тогда вся конструкция будет похожа на рельсы со сходящимися уступами.

Изогнутые линии

Это второй тип линий.

Как и прямые линии, кривые также имеют направление и длину.

Но это сложно.

Если вы попытаетесь нарисовать очень специфическую неправильную кривую одним движением, результат, вероятно, будет не очень хорошим.

Наша рука сглаживает предметы.

Итак, вместо выразительной строчки:

Получается примерно так:

Он однообразный и менее интересный.

Как решить эту проблему?

Разделите кривые на сегменты.

Упражнение 5. Плавная линия через несколько точек

  • Нанесите на бумагу 3–7 случайных точек.
  • Визуализируйте изгибающуюся линию, проходящую через эти точки.
  • Призрак своей кривой. Помните, что линия имеет направление. Какое направление использовать — это ваш выбор. Просто будьте последовательны с этим.
  • Начните рисовать кривую от первой точки до второй.
  • Стоп. У вас есть первый сегмент.
  • Начать ореол с самого начала. Положите ручку на бумагу перед началом второго отрезка. Таким образом вы продолжите исходное течение строки.

Если вы начнете новый сегмент прямо в конечной точке предыдущего, произойдет нежелательное прерывание потока. Конечно, если вам это нужно, вы можете это сделать.

Продолжите этот процесс для остальных сегментов.

Когда текущая линия готова, у вас есть два варианта:

  • восемь раз пройдемся по нему: проведем непрерывные линии без сегментации;
  • нарисуйте параллельные кривые (также сплошные линии).

Нарисуйте их без сегментации.Одна линия = одно движение.

Упражнение 6. Зеркальное отображение кривых

  • Нарисуйте кривую, используя технику из предыдущего упражнения. Вы можете изменять длину и изгиб / прямолинейность каждого сегмента. Это сделает ваши линии более привлекательными.
  • Проведите вертикальную линию рядом с кривой. Это зеркальная ось (MA) вашей кривой.
  • Отразите точку A на другой стороне. Для этого нарисуйте линию от точки А, перпендикулярную оси зеркала. Пройдите по нему до точки A1.
  • Измерьте равные расстояния между A — MA и MA — A1. Призрак взад и вперед по воображаемой линии. Убедитесь, что его направление перпендикулярно оси отражения.
  • Когда вы освоитесь с движением, поставьте точку A1.
  • Зеркально отразите остальные точки.
  • Когда все точки будут на месте, проверьте их, проведя линии от A до A1, от B до B1 и так далее.

Очень важно проверять свои ошибки. Вы можете исправить их, только если найдете и признаете их.

При необходимости исправьте положение точки. Затем нарисуйте свою зеркальную кривую.

Эллипсы

Эллипсы используются для рисования кругов в перспективе, построения симметричных объектов, измерения расстояния в перспективе, проверки положения ваших поверхностей в пространстве и многого другого.

Таким образом, концепт-художники и промышленные дизайнеры постоянно используют эллипсы.

Если вы хотите нарисовать что-нибудь в своем воображении, очень важно уметь рисовать уверенные эллипсы от руки.

Малый, Большой топор

Каждый эллипс имеет два важных измерения:

  • Большая ось — наибольший диаметр, разделяющий эллипс на симметричные половины;
  • Малая ось — наименьший диаметр, разделяющий эллипс на две симметричные части. Для наших целей рисования критически важна малая ось . Вам следует рассматривать эту линию как ориентир для размещения ваших эллипсов.

Еще одна вещь, которую вы должны помнить об эллипсах, называется «степень эллипса».

Полностью раскрытый эллипс (круг) называется эллипсом 90 °.

Полностью замкнутый называется эллипсом 0 °.

Все остальные ступени находятся посередине.

Часто используется эллипс 45 °.

Вы можете подумать, что эллипс 45 ° имеет половину ширины по сравнению с эллипсом 90 °.

Но это не так.

Эллипс 45 ° на самом деле шире половины круга.

Мы рассмотрим это в уроке о перспективе.

Итак, две самые важные вещи, о которых следует помнить при рисовании эллипсов:

  • малая ось эллипса;
  • градус эллипса.

Выполните следующие упражнения по рисованию, чтобы натренировать глаз видеть малую ось и натренировать руку формировать эллипсы разной степени.

Упражнение 7. Поиск второстепенной оси

  • Техника призрака удобна для рисования уверенных эллипсов и кругов. Трудно сделать гладкую и последовательную круглую линию, не повредив ее несколько раз.
  • Наведите перо, выполните движение несколько раз подряд, почувствуйте это. Затем, не отрываясь, бросьте ручку на бумагу и нарисуйте эллипс.Пройдитесь по нему несколько раз, не снимая ручки.
  • Заполните страницу разными эллипсами. Меняйте их размер и степень.

Теперь нарисуйте малую ось для каждого эллипса. Малая ось — это воображаемая линия, которая симметрично делит эллипс по наименьшему диаметру.

Практикуйтесь в этом как можно больше.

Упражнение 8. Сопоставление малой оси с существующей линией

В предыдущем упражнении вы нарисовали эллипсы, а затем нашли для них малую ось.

Теперь сделаем наоборот.

  • Нарисуйте три прямые линии из одной точки. Линии A и B — поля для ваших эллипсов. Линия C представляет направление малой оси. Он должен быть посередине между A и B.
  • Заполните пространство между A и B эллипсами. Они должны касаться друг друга. Малая ось каждого эллипса совмещена с линией C.

Попробуйте это упражнение двумя способами:

  • Сохранять постоянную степень эллипсов.Другими словами, они должны оставаться пропорциональными, когда они становятся больше или меньше.
  • Варьируйте степень. Сделайте эллипсы более открытыми или закрытыми.

Итак, у вас восемь упражнений.

Если вы расстроены или не знаете, что рисовать сегодня, сядьте, возьмите лист бумаги и ручку.

Начните с этих разминок. Это похоже на медитацию через практику действия. Вам не нужно беспокоиться о безупречности линий. Вам нужно сосредоточиться на выполнении упражнений, и совершенство придет само по себе.

Будьте терпеливы.

Увидимся.

,

Оттачивайте наблюдательность с помощью этой техники видения / рисования

Успешное рисование, как и успешное рисование, зависит от вашей способности действительно «видеть» предмет.

В частности, это означает возможность наблюдать отношения между различными частями того, что вы наблюдаете.

«Дзен видения: видение / рисование как медитация», автор Фредерик Франк

Недавно я прочитал увлекательную книгу под названием «Дзен видения: видение / рисование как медитация», написанную Фредериком Франком в 1973 году.

В нем Франк предлагает следующее:

Мы много смотрим: смотрим в объективы, телескопы, телевизионные трубки .. Наш взгляд совершенствуется каждый день — но мы видим все меньше и меньше…

Он описывает, как все больше гаджетов «от фотоаппаратов до компьютеров, от книг по искусству до видеокассет» дают нам большее чувство отделения от мира, который мы воспринимаем, превращая нас в «объекты», которые смотрят на «субъектов».

И если это то, что думал Фредерик, когда писал в начале 70-х, я думаю, мы можем предположить, что он может думать о нас сегодня, отключенных от наших смартфонов на несколько часов в день!

Он описывает этот вид взгляда — обычный повседневный — как основанный на суждении и присвоении ярлыков.Полезная и необходимая стратегия выживания — но та, которая заставляет нас чувствовать себя отделенными от нашего окружения.

«Когда я« смотрю »на мир и обозначаю его как явления, я делаю немедленный выбор, мгновенно оцениваю — мне нравится или не нравится, принимаю или отвергаю то, на что я смотрю, в зависимости от его полезности для« меня ».

С другой стороны, «видение» — это когда ваше полное, непоколебимое внимание сосредоточено на вашем визуальном восприятии, что позволяет вам перестать выбирать и маркировать то, что вы видите, и вместо этого погрузиться во все детали и визуальную сложность окружающего вас мира. ,

И в этом поглощении на короткое время приостанавливается обычное восприятие «меня» и «не-я», и чувствуется более глубокая связь с тем, что вы видите. Именно это состояние Франк называет «дзеном видения» — медитацией.

Видение / Рисование

У Франка есть особая техника, которую он называет «видение / рисование» , чтобы заставить вас войти в это состояние «видения» и радикально улучшить свои навыки наблюдения.

Я попробовал это на этой неделе и настоятельно рекомендую вам тоже попробовать.

Вы можете непосредственно наблюдать за миром вокруг себя, но я думаю, что это может работать так же хорошо, если вы хотите, наблюдая за качественной фотографией.

Вот что я сделал. И если вы хотите использовать тот, который использовал я, я включил его здесь, чтобы вы могли загрузить (открывается в новом окне). Вы можете даже попробовать его нарисовать, если хотите.

Кроме этого, все, что вам нужно, это ручка или карандаш и бумага.

Вот что делать:

  1. Посмотрите на то, что перед вами (фотография или сцена), а затем закройте глаза на пару минут
  2. Откройте глаза и снова посмотрите на то, что перед вами. на самом деле внимательно — как говорит Франк, «почувствуйте, что вы наедине с этим на земле! Что это самое важное во Вселенной »
  3. Возьмите ручку или карандаш в руку и, пока вы сосредоточены на том, что вы наблюдаете, позвольте ручке «следовать по бумаге за тем, что воспринимает глаз» , как если бы пером или грифелем вы «ласкали контуры. ‘контуров всех различных форм компонентов того, что вы видите.
  4. Не смотрите вниз на и проверяйте, что происходит на вашей бумаге — это действительно не имеет значения! Только не позволяйте глазам ускользать от того, что он видит
  5. Делайте это не менее 20 минут или до тех пор, пока вы продолжаете замечать больше того, что видите

Шедевр не получишь! Посмотри на мой тюльпан, увидев / рисунок:

Но я уверен, что у вас будет действительно интересный опыт, когда вы начнете по-настоящему «настраиваться» на то, чтобы видеть, и «отключаться» от своих мыслей о том, на что вы смотрите.

Если вы попробуете это, я хотел бы услышать, как вы поживаете, в комментариях ниже.

Или используйте комментарии, чтобы сообщить мне, пробовали ли вы что-то подобное раньше.

Приятного просмотра / рисования!

х

,

«Техника записной книжки» Ричарда Фейнмана поможет вам выучить любой предмет — в школе, на работе или в жизни

Ричард Фейнман знал свое дело. В противном случае он, вероятно, не получил бы Нобелевской премии по физике, не говоря уже о различных других престижных научных наградах. Но его репутация человека, который на протяжении всей жизни учился с особой глубиной и строгостью, переживает его, и в некотором смысле объясняет его славу — такой степени, которая гарантирует, что его суровое, но игривое лицо будет глядеть на плакаты в общежитии для будущих поколений. даже больше, чем его «настоящая» работа.Понятно, что многие студенты-физики по-прежнему хотят быть похожими на Фейнмана, но всем остальным, даже тем из нас, кто не интересуется физикой вообще, тоже стоит поучиться у него: не из того, о чем он думал, а из того, как он думал. об этом.

В своем блоге Study Hacks профессор информатики Кэл Ньюпорт объясняет то, что он называет «техникой записной книжки Фейнмана», посредством которой «посвящение записной книжки новой учебной задаче» может дать «конкретные подсказки», которые помогут смягчить трудность начала пути к владение предметом.

Фейнман делал это сам, по крайней мере, с тех пор, как он учился в аспирантуре в Принстоне, когда, по словам биографа Джеймса Глейка, однажды он подготовился к устным экзаменам, открыв свежую записную книжку под названием «ЗАПИСЬ С ТОЧКАМИ, О ЧЕМ Я НЕ ЗНАЮ». В ней «он реорганизовал свои знания. Он работал в течение нескольких недель, разбирая каждую отрасль физики, смазывая детали и собирая их вместе, все время ища грубые грани и несоответствия. Он пытался найти существенные ядра каждого предмета. ,”

«Сначала страницы записной книжки пусты, — пишет Ньюпорт, — но по мере того, как они заполняются подробными заметками, ваши знания также растут. Стремление заполнять больше страниц поддерживает вашу мотивацию». Другими, более общими словами: «Преобразуйте свои растущие знания о чем-то сложном в конкретную форму, и вы с большей вероятностью будете продолжать вкладывать умственную энергию, необходимую для продолжения обучения». Но насколько вы можете быть уверены в полученных знаниях, если не будете их регулярно проверять? Фейнману пришлось столкнуться лицом к лицу со старейшинами факультета физики Принстона, но если вы не получаете выгоды от такого рода институциональной угрозы, вы можете рассмотреть возможность применения на практике другой техники Фейнмана: «обучение» тому, чему вы научились. кому-то другому.

Помимо того, что он был великим ученым, видеоблогер Томас Франк, Фейнман «был также отличным учителем и прекрасным объяснителем» благодаря своей способности «сводить невероятно сложные концепции и излагать их простым языком, который другие люди мог понять «. Только когда Фейнман смог это сделать, он понял, что сам действительно понял концепцию — будь то концепция в физике, взлом сейфов или игра в бонго. Как объясняет Фрэнк, «если вы не уверены в концепции и хотите быстро улучшить свое понимание», попробуйте свои силы в создании простого объяснения в фейнмановском стиле, которое «проверит ваше понимание и поставит под сомнение ваши предположения.«Только не забудьте вспомнить одну из самых цитируемых цитат Фейнмана:« Первый принцип заключается в том, что вы не должны обмануть себя — и вас легче всего обмануть ». И если вы обнаружите, что действительно обманули себя, идите направо обратно к чертежной доске — точнее, к записной книжке.

Связанное содержание:

Ричард Фейнман создает простой метод отличия науки от лженауки (1966)

Ричард Фейнман представляет квантовую электродинамику для неученых

«Характер физического закона»: легендарный курс Ричарда Фейнмана, представленный в Корнелле, 1964 г.

Рисунки Ричарда Фейнмана: искусство выражает драматическое «чувство благоговения»

Базируется в Сеуле, Колин Маршалл пишет и ведет передачи в городах -й культуры.Он работает над книгой о Лос-Анджелесе, A Los Angeles Primer , видеосериалом Город в кино, , краудфандинговым журналистским проектом Где город будущего? и Los Angeles Review of Books ‘ Korea Blog . Следуйте за ним в Twitter: @colinmarshall или на Facebook .

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *