Психологическая оценка получателя пенсии: Выход па пенсию как психологическая проблема — Студопедия

Содержание

Выход па пенсию как психологическая проблема — Студопедия

Для социального работника чрезвычайно важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологиче­ского характера, связанных с образом и уровнем жизни пожи­лых людей, их положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условия­ми и др.

Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, негативно сказывается, прежде всего, на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболе­ваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды. У человека с переходом в категорию пожилых людей, пен­сионеров зачастую коренным образом изменяются не только взаимоотношения с обществом, но и такие ценностные ориенти­ры, как смысл жизни, счастье, добро, зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, круг общения.

Как правило, жизнь пожилого человека небогата разнооб­разными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Так, приход врача — это событие, которое может заполнить весь день. Поход в мага­зин тоже событие, которому предшествует тщательная подго­товка. Иными словами, происходит гипертрофированность, «растягивание» событий. Событие, которое воспринимается мо­лодыми как незначительный эпизод, для старого человека ста­новится делом целого дня. Помимо «растянутости» событий за­полненность жизни может осуществляться путем гипертрофи­рованности какой-либо одной сферы жизнедеятельности.



Вторая особенность определяется своеобразным ощуще­нием времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем — отсюда запасли­вость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности.

Однако главной драмой пожилого человека (если не счи­тать инвалидность, тяжелую болезнь или нищету, или бесприютность) становится, как справедливо отмечает Б.З. Вульфов, «драма невостребованности» нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности.

Более того, потенциал пожилого человека чаще всею внешне не соответствует (или соответствует очень мало) мента­литету новых поколений. Но у них всех есть общая основа, куда более значимая, чем расхождения. Это — общечеловеческие цен­ности. У старшего человека они прошли свое индивидуальное бытие. Нарушение преемственности поколений, предполагаю­щей, если исходить из принципа природосообразности, что старшее существует ради младших и умирает, оставляя им жизнь, нарушение такого единства, болезненно для всех и во все времена.


В целом невостребованность пожилого человека входит в противоречие с общественной сущностью человека. Значит, на­до ее подкрепить, в том числе социально. В частности, средст­вами социальной работы, в доступных ей формах, чтобы по воз­можности смягчить ситуацию.

Одним из наиболее сложных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в усло­виях и образе его жизни, является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматриваться как завершение одной деятель­ной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предыдущей. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступле­ние в брак и т.п.

Выход на пенсию не следует рассматривать только как четко зафиксированное во времени событие, оно может оказы­вать долговременное воздействие, так как перестройка сознания человека, находящегося на предпенсионном этапе жизни, начи­нается задолго до фактического оставления работы. Как правило, на новой основе перестраивается поведение человека, формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношения к действительно­сти и т.п. Человек «примеривается» к роли пенсионера, ее воз­можностям и ограничениям, оценивает ситуацию и на основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.

Известно, что сам факт выхода на пенсию является для че­ловека психической травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, самооценка и самоуважение. Новые тре­бования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым от жизни. Преждевременный физический и духовный покой — это изнуряющий ад, под воздействием которого старость стано­вится ранней, ненужной, патогенной, социально обременитель­ной, сами же старики становятся не только скучными, беспо­койными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для окружающих их людей. Творческий труд — главное лекарст­во от старости.

Специфика посттрудового этапа жизни обусловлена тем, что образ пенсионера в сознании людей связан не столько с кон­кретным кругом занятий, сколько с отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих пенсионеров на пассив­ный, бездеятельный образ жизни.

Пенсионный период жизни часто рассматривается как кри­зисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связано как с внешними факто­рами (появление свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (снижение с возрастом физиче­ской и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивно­стью, неумением находить новые занятия, новые контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро. Они не склонны драматизировать переход к пенсионному образу жизни, полно­стью используют появившееся свободное время, находят новую социальную среду.

Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную как на других, так и на себя.

Важно подчеркнуть, что выход на пенсию — это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны, человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой — окружение приспосаблива­ется к новой социальной роли человека.

Большинство авторов сходятся во мнении о том, что:

— после ухода на пенсию каждому человеку требуется время для перестройки стиля жизни и сознания; эта деятель­ность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что и представляет собой процесс адаптации;

— существенным фактором такой адаптации является ра­циональная организация свободного времени и правильный вы­бор занятий;

— семья выполняет компенсаторную функцию, т.е. стано­вится основной сферой межличностных контактов.

Р.С. Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса:

предпенсионная фаза — выход на пенсию видится в дос­таточно отдаленном будущем, но может возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений;

фаза «медового месяца» (сразу после выхода на пен­сию) — эйфория от вновь обретенной свободы;

фаза разочарования (освобождение от иллюзий) — раз­очарование может быть вызвано несбыточными «предпенсион­ными» мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии;

фаза переориентации — это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив;

фаза стабильности — осознание своих сильных и сла­бых сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера;

завершающая фаза — болезнь или индивидуальность за­трудняют выполнение домашней работы и уход за собой или делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.

Фазы не соответствуют определенному календарному воз­расту, сменяются не в строго определенном порядке.

Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологиче­ски неподготовленными к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподго­товленность к будущим занятиям негативно сказываются на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая актив­ность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут ра­циональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно социальную активность, уровень адаптации намного выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни. Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, при­способляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально-психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, пред­ставляет одну из ведущих задач социальной геронтологии.

12.2. Выход на пенсию. Психология взрослости

12.2. Выход на пенсию

Выход пожилых людей на пенсию является одной из форм заботы государства о них. В средневековой Европе первый закон об ответственности государства перед пожилыми людьми был принят в Англии в 1601 г., а собственно пенсии были впервые введены в Германии в конце XIX в. канцлером Отто фон Бисмарком. Сегодня большинство государств имеют какую-либо форму программ социального обеспечения для граждан преклонного возраста.

В западной культуре существует несколько мифов о старости, которые все еще не потеряли свою силу, несмотря на ряд контрпримеров.

Первый миф сводится к тому, что старость начинается в 65 лет. При этом предполагается, что к этому возрасту ваша активная жизнь прекращается. И с этого момента начинается постепенное сползание к полной потере активности. Люди уходят на пенсию в 65 лет якобы потому, что они становятся слишком старыми, чтобы работать. На самом деле этот возраст выбран совершенно случайно. Изначально он был определен в качестве срока ухода на пенсию по политическим причинам. Германия первой в мире в 1889 г. создала государственную систему защиты социальных прав. Канцлер Бисмарк выбрал 70 лет как официальный возраст ухода на пенсию, а позднее бюрократический аппарат уменьшил его до 65. Средняя продолжительность жизни в Германии того времени составляла 45 лет. Следовательно, пенсионный возраст на 56 % превышал среднюю продолжительность жизни. Если бы в настоящее время возраст ухода на пенсию выбирался по тем же критериям, то мы становились бы пенсионерами лишь в 117 лет.

Пенсионный возраст является остатком устаревшего линейного плана жизни, согласно которому вы учились, строили свою карьеру, затем выходили на пенсию и умирали. Изменившийся характер труда и тот факт, что мы стали жить дольше, делают этот план утратившим свое значение. Почему все свободное время должно скапливаться в конце жизни, а все обучение ближе к началу? Циклический, или более гибкий, план жизни имел бы больше смысла, если бы обучение, работа и досуг сопровождали вас по очереди всю вашу жизнь.

Никогда никто не доказывал, что пожилые люди менее способны продуктивно трудиться. Проводилось множество исследований тысяч различных работников, от рабочих средней квалификации до менеджеров, которые показали, что, за исключением незначительного снижения продуктивности на той работе, которая требует значительных физических усилий, пожилые работники справляются со своей работой по крайней мере не хуже молодых. Утверждение о том, что наиболее творческая работа выполнялась людьми в возрасте до 50 лет, было связано с тем, что большинство людей не доживало до этого возраста.

Дж. О’Коннор, Я. Макдермот, 1996.

Выход на пенсию может рассматриваться как завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предыдущей. По своей значимости это может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т. п. Как правило, на новой основе перестраивается поведение человека, формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношение к действительности и т. п. Человек «примеривается» к роли пенсионера, ее возможностям и ограничениям, оценивает ситуацию и на основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.

Выход на пенсию рассматривается как «выход на заслуженный отдых». Пожилой человек мечтает наконец-то «пожить для себя», удовлетворить те свои интересы, которые на протяжении прошлых лет оставались на втором плане из-за невозможности их реализовать под давлением мотивов, более насущных. Поэтому здесь возможен всплеск всевозможных хобби, открытие в себе новых способностей, удовлетворение «детских» желаний и мечтаний, «испытание себя» в тех формах деятельности, которые ранее казались «закрытыми». Личность на этапе взрослости получает возможность сделать привычную жизнь новой. Однако во многих случаях этот «отдых» оказывается далеко не радостным, а приводит к еще одному жизненному кризису, именуемому «психологическим банкротством, вызванным выходом на пенсию» (Stauder, 1955). Б. Г. Ананьев (1977) писал по этому поводу: «Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращением многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а потому и личности».

Люди, чья работа носит стрессовый характер или утомительна, счастливы, когда ее прекращают, а занятым очень интересной, приносящей удовольствие и хорошо оплачиваемой работой расставание с ней не приносит такой радости. Паркер (Parker, 1982) установил, что в Великобритании 31 % пенсионеров ощущают нехватку своих товарищей по работе, 31 % чувствует недостаток денег, 11 % скучают по самой работе, а 10 % не хватает ощущения, что они приносят кому-то пользу <…>

Многие люди выходят на пенсию из-за плохого состояние здоровья… Но верна ли обратная связь?

В некоторых лонгитюдных исследованиях выявлено очень слабое влияние, хотя среди занятых на тяжелых неквалифицированных работах, которые вызывают значительный стресс и утомление, наблюдается некоторый рост продолжительности жизни. У трудившихся на хороших местах, наоборот, отмечается небольшое ее уменьшение (Kasl, 1980). Однако недавно проведенный Россом и Мировски (Ross, Mirowsky, 1995) анализ показал, что прекращение работы (по любой причине) приводит к ухудшению здоровья в течение следующего года. Продолжительность жизни, по-видимому, зависит от того, когда человек прекращает работать: чем дольше трудится, тем дольше живет (Beehr, 1986). Сегодня это, возможно, уже не совсем так.

М. Аргайл, 2003. С. 128.

Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан прежде всего с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. Люди, воспитанные в нашем обществе, в большинстве своем трудоголики. Работа позволяет «заретушировать» очень большое количество жизненных неурядиц. Потеряв эту возможность, человек получает серьезную травму.

Выход на пенсию — это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны, человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой — окружение приспосабливается к новой социальной роли.

Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в наличии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др. Однако для многих пожилых людей это не является особой радостью. Выход на пенсию приводит к ряду негативных последствий: падает социальная значимость, страдают престиж, самооценка и самоуважение, растет социальная изоляция, ухудшается здоровье человека. Новые требования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым.

В теории освобождения от дел, или разобщения, У. Генри и Э. Камминга выход на пенсию рассматривается следующим образом. Разобщение состоит в разрыве между личностью и обществом, уменьшении ее энергии и ухудшении качества тех социальных связей, которые еще сохраняются между ней и обществом. Разобщение может проявляться как в ослаблении социальных контактов и специфическом отстранении более молодых поколений и общества в целом от пожилых людей, так и в выходе на пенсию и связанной с этим утратой социального статуса, уменьшением поступающей информации, которую обеспечивал этот статус, спаду коммуникабельности. В то же время разобщение проявляется в психологической сфере: изменяются мотивация, интересы, сужается их круг, сосредоточиваясь при этом на внутреннем мире личности.

Если внимательно присмотреться к ответам респондентов на вопрос о причинах их выхода на пенсию, то обнаруживается, что почти половина пенсионеров мотивируют отказ от работы возможностью переложить ответственность за свое материальное содержание на государство: «Ушел на заслуженный отдых по выслуге лет»; «Возраст — сколько еще работать?»; «Решила, что с меня хватит»; «Устал, наработался». Этот мотив служит проявлением не столько психологического ощущения старости, сколько патерналистской ориентации наших сограждан, достаточно широко распространенной среди всех возрастных групп (за исключением разве что молодежи) и среди представителей старшего поколения особенно. Мотивы, озвученные в ответах еще примерно четверти опрошенных, свидетельствуют о вынужденном, недобровольном отказе от продолжения работы после наступления пенсионного возраста: так, одни (13 %) говорят о сложностях с трудоустройством (увольнение, сокращение штатов, ликвидация предприятия, невозможность получить новую работу и т. п.), другие (7 %) — о семейных обстоятельствах, кто-то (2 %) — о слишком низкой оплате труда, а кто-то (2 %) — о переезде, смене места жительства. Вполне допустимо, что эта группа респондентов как раз предпочла бы не менять своего трудового статуса — для них переход в группу пенсионеров еще не означает перехода в группу стариков.

Фактически единственным мотивом отказа от работы, представляющим прямой коррелят с психологическим и физиологическим ощущением старости, становятся жалобы на проблемы со здоровьем — их упоминают более трети сегодняшних пенсионеров (37 %): «Руки и ноги болят, не могу работать», «По болезни и по возрасту», «В связи с получением инвалидности по здоровью». Таким образом, если в социальном плане достижение пенсионного возраста означает определенные перемены в статусе и материальном положении, то в психологическом — лишь часть российских пенсионеров может поставить знак равенства между выходом на пенсию и старостью.

Л. Преснякова, 2005.

Ю. М. Губачев отмечает, что «преждевременный физический и духовный покой — это изнуряющий ад», под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для других людей. Так что термин «пенсионная болезнь» не случаен.

Большинство авторов сходятся во мнении о том, что после ухода на пенсию каждому человеку требуется время для перестройки стиля жизни и сознания; эта деятельность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что представляет собой процесс адаптации.

Р. С. Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса.

Предпенсионная фаза. Перестройка сознания человека, находящегося на предпенсионном этапе жизни, начинается задолго до фактического оставления работы, хотя выход на пенсию видится еще в достаточно отдаленном будущем. При приближении срока выхода на пенсию многие люди становятся более тревожными, теряют веру в себя. По мнению Томпсона (Tompson, 1977), подготовка к выходу на пенсию состоит из трех элементов: постепенное уменьшение количества обязанностей, планирование деятельности на пенсии и организация жизни по выходе на пенсию.

Фаза «Медового месяца» (сразу после выхода на пенсию). Эйфория от вновь обретенной свободы.

Фаза разочарования, освобождение от иллюзий. Разочарование может быть вызвано несбыточными «предпенсионными» мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.

Фаза переориентации. Это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив.

Фаза стабильности. Осознание своих сильных и слабых сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера.

Завершающая фаза. Болезнь или индивидуальность затрудняют выполнение домашней работы и уход за собой. В некоторых случаях они делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.

Эти фазы не связаны с определенным календарным возрастом и сменяются не в строго определенном порядке.

В. Д. Шапиро, анализируя положительные и отрицательные последствия ухода на пенсию, делает вывод об отсутствии таких пенсионеров, которые оценивают реальную ситуацию только как позитивную и негативную. Из негативных изменений наиболее часто указываются увеличение нагрузки по дому, чувство бесполезности и материального затруднения.

То, как человек чувствует себя после выхода на пенсию, зависит от того, хотел он прекратить работать или это была вынужденная мера под давлением ряда обстоятельств (достижение пенсионного возраста, приход более молодого и перспективного специалиста, плохое состояние здоровья) (Reitzes et al., 1996). Многое зависит от финансовой обеспеченности уходящего на пенсию человека (Bengston, Treas, 1980; Ward, 1984). Некоторые исследователи подчеркивают, что в каждом отдельном случае имеются свои индивидуальные особенности условий ухода на пенсию (Моей, 1996; Kim, Моет, 2002; Van Solinge, Henkens, 2005). Но даже при желании человека выйти на пенсию он встречается с рядом психологических проблем: нужно найти себе новое занятие, новый круг общения, наконец, адаптироваться к потере своего социального статуса, который у него был на работе. И это его состояние отличается от того, которое бывает у человека, потерявшего работу вследствие сокращения, особенно если человек является работоголиком. Безработные люди зрелого возраста имеют перспективу продолжения трудовой деятельности. У пенсионеров уход с работы означает прекращение одного жизненного этапа и переход к новому, незнакомому этапу «безделья». Они перестают осознавать себя востребованными и начинают испытывать оторванность от жизни общества, переживать свою ненужность государству и обществу.

По данным Л. Пресняковой (2005), прекращение работы влечет за собой для большинства пенсионеров (68 %), по их же собственному признанию, существенное ухудшение материального положения (лишь 20 % говорят, что оно не изменилось, и только 5 % отмечают улучшения), причем в ответах на этот вопрос не наблюдается сколько-нибудь значимых различий, связанных с возрастом, типом населенного пункта и другими социально-демографическими показателями, — люди единодушны в том, что их материальное положение после выхода на пенсию стало хуже.

Пенсионеры в большинстве своем не могут делать накопления и тратят все деньги на текущие расходы (хотя в этом они не слишком отличаются от работающих россиян), так как у большинства пенсионеров (89 %) нет дополнительных доходов (есть они лишь у 10 %). Для таких людей это является стрессом, вследствие которого у них могут развиться психосоматические расстройства.

В некоторых районах США развита почти религиозная преданность людей работе. Многие люди посвящают работе столько времени и энергии, что их чувство собственной ценности и самооценка оказываются напрямую связанными с трудовыми достижениями. Многим из них свободное времяпрепровождение кажется поверхностным и лишенным смысла. В самом прямом смысле этого слова выход на пенсию для таких людей означает отступничество от их прежней жизни. Отсутствие работы особенно тягостно для тех, кто никогда не находил удовлетворения вне ее, например в хобби, чтении или участии в гражданских организациях. Проблема, как правило, усугубляется, если вышедший на пенсию человек малообразован, стеснен в средствах или слабо вовлечен в социальную или политическую деятельность. В то же время высокие профессионалы или люди, занятые в бизнесе, также могут испытывать трудности с поиском занятий, которые могли бы заполнить появившееся свободное время. В этом заключается одна из причин того, почему значительное количество людей продолжает работать хотя бы часть времени после выхода на пенсию (Quinn, Burkhauser, 1990).

Г. Крайг, Д. Бокум, 2004. С. 772.

В течение первых лет жизни на пенсии существенно меняется отношение человека к жизни. Показано (Levy, 1978), что здоровые мужчины, не желавшие выходить на пенсию, быстро перестают получать удовлетворение от жизни, отдаляются от общества, испытывают горечь и злость. Галло с соавторами (Gallo et al., 2000) установили, что вынужденный уход на пенсию оказывает значительное негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Это подтвердилось и в других исследованиях (Szinivacz, Davey, 2004). Правда, затем люди выходят из этого состояния и постепенно начинают относиться к жизни так же, как и те, кто хотел выйти на пенсию.

Все же выход на пенсию не обязательно угрожает психическому и физическому здоровью человека. Например, по данным американских исследователей, треть пенсионеров говорят об улучшении своего психического и физического состояния, а еще 50 % не заметили изменений в своем здоровье (Ekerd, 1987). Адаптация к пенсионной жизни проходит легче, если человек заранее готовится к новому этапу своей жизни.

В зависимости от уровня психической энергии У. Генри выделил три группы пожилых людей. Два энергичных типа — это те, кто либо продолжает выполнять свою прежнюю социальную роль, трудясь на производстве, либо ведет жизнь на пенсии, наполненную активным досугом, любительскими занятиями, общественной деятельностью. Пассивная группа — это люди с низким уровнем психической энергии, не занятые ни на производстве, ни вне его, а погруженные в мир своих личных забот и переживаний (В. Д. Шапиро, 1980).

Л. И. Анциферова (1996) пишет о двух личностных типах пожилых людей. Одни мужественно переживают уход на пенсию, переключаются на другое интересное для них занятие, устанавливают новые дружеские связи, сохраняют способность контролировать свое окружение. Вследствие этого они испытывают удовлетворение от жизни и даже увеличивают ее продолжительность. Другие же пассивно относятся к жизни, испытывают отчуждение со стороны окружающих. У них наблюдаются сужение круга интересов, снижение интеллекта, потеря уважения к себе, ощущение ненужности и личностной неадекватности.

Ожидания общества в отношении пожилых можно разделить на две основные группы. Первая — «занятие собой»: пожилые люди должны отдыхать, развлекаться, вести активный образ жизни, общаться, жить для себя. Вторая — «помощь семье»: пожилые должны воспитывать внуков, помогать семье и детям, выполнять домашнюю работу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психологическая служба определяет кадровый потенциал ПФР

С 2007 года в региональном Отделении Пенсионного фонда РФ работает психологическая служба. Основной задачей данного структурного подразделения является психологическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов Пенсионного фонда.

С целью совершенствования качества обслуживания граждан возникла необходимость создать такой коллектив, который мог бы работать успешно с различными категориями населения (с представителями различных возрастных и социальных групп).

Психологи участвуют в формировании коллектива, начиная с отбора кандидатов на соответствующую должность, затем, во время приёма в систему ПФР, оказывают необходимую консультацию в период адаптации, заканчивая психологической поддержкой при завершении трудовой деятельности.

Современные реалии требуют от работников ПФР серьёзной подготовки (высокой стрессоустойчивости, профессионализма, тактичности, толерантности), в связи с этим критерии оценки будущих специалистов ПФР на стадии отбора кандидатов достаточно высоки. Во время собеседования, наряду с оценкой профессиональных знаний и навыков, используются различные психологические методики и тесты, определяющие индивидуально-психологические особенности человека.

В рамках повышения качества обслуживания населения психологи ОПФР проводят специальное обучение и консультации для специалистов клиентских служб территориальных органов ПФР, непосредственно работающих с приёмом граждан (как взаимодействовать с клиентом, учитывая его эмоциональное состояние и настрой в процессе беседы, адекватно реагировать и не поддаваться на провокации конфликтов, выходить из стрессовых ситуаций, уметь себя мобилизовать и сохранить при этом свое душевное равновесие).

Кроме того, в рамках рабочего процесса психологическая служба организует и проводит социально-психологические мероприятия, обеспечивающие благоприятный климат в коллективе, помогает сотрудникам грамотно построить взаимоотношения, повысить корпоративный дух.

С целью усовершенствования работы Отделением ПФР активно используются современные информационные технологии, рабочие места оборудуются новой техникой. Однако основным двигателем прогресса остается человек, без его участия трудно представить себе деятельность любого предприятия и организации. Именно человеческий ресурс генерирует новые идеи, реализует проекты, и насколько он будет эффективен и неиссякаем, во многом зависит от работы психологической службы.

49 Особенности психологических изменений, связанные с выходом на пенсию

Выход
на пенсию – это очень важный этап в
жизни человека. Он влечет за собой
множество перемен, одной из которых
является изменение образа, стиля жизни.
Это переход человека из одной социальной
роли в другую.

Изменяется
личность человека, он начинает иначе
себя вести, относиться к людям, заново
осмысливает действительность и свои
ценности. Ему нужно примириться с новой
социальной ролью, т. е. понять, какие
возможности перед ним открываются,
какие пути для него закрыты, что значит
быть пенсионером.

Е.
С.Авербух говорит о том, что выход на
пенсию становится травмирующей ситуацией
для человека. Его самооценка резко
падает, он ощущает себя социально
бесполезным, понижается уровень
самоуважения. Ему необходимо заново
устроить свою жизнь.

Ю.
М. Губачев отличал, что чем раньше человек
выйдет на пенсию, тем скорее станет
физически, духовно и умственно
малоподвижным, что может негативно
сказаться на его личности. Отличием
этого жизненного этапа является
социальное отношение к нему.

Человек,
привыкший каждый день выполнять
определенные обязанности, повременно
выстраивать свой день, выходя на пенсию,
теряется. Он имел определенную модель
поведения, которая теперь перестала
быть актуальной. Это может стать причиной
возникновения агрессивного поведения.

Выход
на пенсию – это изменение ситуации не
только для одного человека, но и для
тех, кто окружает его, поэтому процесс
приспособления проходят и пенсионер,
и его близкие.

Многие
исследователи пришли к мнению, что
людям, вышедшим на пенсию, необходимо
некоторое время для осознания своего
нового статуса, для формирования своего
нового образа жизни (это необходимый
адаптационный процесс).

Человек
встает перед сложным выбором рода
занятий. Он должен грамотно организовать
свое время. В этот период большую роль
для пенсионера играет семья. Именно
здесь человек может восполнить пробелы
в общении.

Фазы
пенсионного процесса, предложенные Р.
С. Эшли, не имеют строгого порядка
следования и четких возрастных границ:

1) предпенсионная
фаза;

2) фаза
«медового месяца»;

3) фаза
разочарования;

4) фаза
стабильности;

5) завершающая
фаза.

Роль
семьи в создании психологически
комфортного климата особено высоко в
завершающей фазе, когда человек как бы
подводит итоги всей прожитой жизни.

50 Причины девиантного поведения

Девиантное
поведение – это одно из нарушений
социально-поведенческих норм. К сожалению,
в последнее время эта проблема становится
все более актуальной.

Изучением
девиантного поведения и причин его
возникновения занимаются психологи,
медики, социологи, правоохранительные
службы.

Я.
И. Гилинский определил норму поведения
как сформировавшийся в процессе
исторического развития предел, некую
меру поведения, допустимую в данном
обществе (как для конкретного человека,
так и для группы людей).

Девиантное
поведение может возникнуть под
воздействием ряда причин, о чем нам
говорят социологи, занимающиеся
проблемами его возникновения.

Так,
например, по мнению Р. Мертона, первой
причиной возникновения девиантного
поведения является изменение социальных
устоев общества, когда прежние нормы
становятся вовсе не актуальными, а
правила нового поведения еще не
сформировались. Это происходит во время
революций, войн, когда прежний мир со
своими устоями и укладами перестает
существовать.

Все,
что было прежде, отвергается как неверное
и не достойное продолжения или соблюдения.
Человек теряется и просто не знает, как
себя вести, у него теряется ориентир
действий. Причинами девиантного поведения
могут стать и общественные требования.
Когда общество ставит перед человеком
определенные цели, не давая ему возможности
их достижения, или те средства, которые
оно может предложить, слишком малы,
человек начинает искать новые пути
решения поставленных перед ним задач.

Второй
причиной являются различные нормы
поведения, свойственные разным культурам.
В каждой культуре есть свои определенные
особенности.

Правила
и нормы складывались в процессе
исторического развития и прочно усвоились
носителями этой культуры. Попадая в
новое общество и новую для себя среду,
человек невольно теряется и не может
соответствовать всем требованиям,
предъявляемым другой культурой.

Я.
И. Гилинский говорил о том, что причиной
девиантного поведения может быть
неудовлетворенность людей тем, что у
одних есть больше возможностей, чем у
других (социальное неравенство).

Для
всех причин возникновения девиантного
поведения свойственна одна закономерность,
когда соединяются формы проявления
девиации.

В
качестве примера можно привести
асоциального человека (хулигана,
преступника), который под действием
алкоголя начинает в большей степени
проявлять отклоняющееся от нормы
поведение.

10 лет психологической службе ПФР!

27 апреля 2016 06:42

27 апреля 2016 года исполняется 10 лет со дня образования психологической службы в системе ПФР. Основной задачей данного структурного подразделения является психологическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов Пенсионного фонда.

ПФР считается государственным учреждением с особым статусом. На сегодняшний день это единственный Пенсионный фонд, являющийся надёжным страховщиком обязательного пенсионного страхования россиян. Наши сотрудники трудятся на благо каждого жителя Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивая условия для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации прав на пенсионное обеспечение.

Не секрет, что работа персонала Пенсионного фонда сопряжена со значительными нервно — психическими и эмоциональными нагрузками, которые связаны с высокой степенью ответственности и непосредственным взаимодействием с пенсионерами, застрахованными лицами и страхователями. Для совершенствования качества обслуживания граждан, возникла необходимость создать такой коллектив, который мог бы успешно работать с различными категориями населения. Появились психологи.

В Отделении Пенсионного фонда РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу психолог работает в составе группы по кадрам с 2007 года.

Психолог сопровождает будущих сотрудников ПФР ещё до момента поступления на работу, начиная с отбора кандидатов на соответствующую должность. Во время приема в систему ПФР оказывает необходимую консультацию в период адаптации, а также обеспечивает психологическую поддержку  при завершении трудовой деятельности.

Результат этой работыукрепление социально – психологического климата в подразделениях Отделения ПФР, Управлений (Отделов) ПФР выработка необходимых мер, направленных на индивидуальную социально-психологическую адаптацию специалистов к деятельности.

Психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психологического, соматического и социального благополучия сотрудников. Для этих целей создана комната психологической разгрузки (КПР).

КПР позволяет обеспечивать наиболее благоприятные условия для психической саморегуляции, а именно: отключение от привычных условий работы, создание комфортного микроклимата, стимуляция эффективного мышечного расслабления.

Для снятия психоэмоционального утомления и напряжения применяются свето-и цветотерапия, аромотерапия, музыкотерапия, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, портативные массажеры для спины и воротниковой зоны.

В рамках рабочего процесса психолог организует и проводит социально-психологические мини-тренинги, направленные на отработку навыков делового общения, ведения переговоров, выявления и решения конфликтов, принятия участия в оценке персонала, ежегодно проводимой работы по формированию резерва кадров.

В целях усовершенствования работы с 2014 года открыта внутренняя электронная папка «Управление персоналом. Психология». В папке размещаются новые статьи, тесты  по практической и популярной психологии, управлению персоналом, саморегуляции и профилактике стресса. Также у каждого сотрудника есть возможность задавать вопрос и обсудить проблемные ситуации как в онлайн-общении, так и лично.

За 2015 год психологической службой ОПФР по ЯНАО было проведено 67 собеседований кандидатов на вакантные должности, в мероприятиях по адаптации участвовало 34 человека,  участниками обучающих семинаров, лекций и тренингов стали 331 сотрудник, в опросах с целью изучения социально-психологического климата и в различных видах анкетирования приняли участие 328 сотрудников.

«Психолог  – это человек, у которого есть призвание, талант, профессиональный подход и добрая душа, умеет читать в глазах людей, как радость, так и боль – это дает человеку возможность взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему под другим углом, направляя к мысли, что наша жизнь в наших руках».

ПРЕСС-СЛУЖБА Отделения ПФР по ЯНАО 8 (349-22) 3-69-21

 

Психологическая служба определяет кадровый потенциал

28 февраля 2015 10:21

С 2007 года в региональном Отделении Пенсионного фонда РФ работает психологическая служба. Основной задачей данного структурного подразделения является психологическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов Пенсионного фонда.

С целью совершенствования качества обслуживания граждан, возникла необходимость создать такой коллектив, который мог бы успешно с различными категориями населения (с представителями различных возрастных групп).

Психологи участвуют в формировании коллектива, начиная с отбора кандидатов на соответствующую должность, затем во время приема в систему ПФР, оказывают необходимую консультацию в период адаптации, заканчивая психологической поддержкой при завершении трудовой деятельности.

Современные реалии требуют от работников ПФР серьезной подготовки (высокой стрессоустойчивости, профессионализма, тактичности, толерантности), в связи с этим критерии оценки будущих специалистов ПФР на стадии отбора кандидатов достаточно высоки. Во время собеседования, наряду с оценкой профессиональных знаний и навыков, используются различные психологические методики и тесты, определяющие индивидуально-психологические особенности человека.

В рамках повышения качества обслуживания населения психологи ОПФР проводят специальное обучение и консультации для специалистов клиентских служб территориальных органов ПФР, непосредственно работающих с приемом граждан (как взаимодействовать с клиентом, учитывая его эмоциональное состояние и настрой в процессе беседы, адекватно реагировать и не поддаваться на провокации конфликтов, выходить из стрессовых ситуаций, уметь себя мобилизовать и сохранить при этом душевной равновесие).

В минувшем году в мероприятиях, проведенных специалистами-психологами, приняли участие 1267 человек. Из них: психологическую диагностику прошли 506 человек, в мероприятиях по адаптации участвовало 39 человек, 595 специалистов приняли участие в практических видах работы.

Не может не радовать тот факт, что сотрудники стали более открытыми и раскрепощенными при общении с психологами. А также многие специалисты стали активными читателями электронной конференции «Психологический калейдоскоп», которая появилась несколько лет назад. У каждого сотрудника есть возможность задавать вопросы психологам, обсуждать проблемные ситуации в данной конференции.

В 2014 году психологам ОПФР по Астраханской области принимали активное участие в проектах Управления кадровой политики «Школа молодого психолога ПФР» и «Создание базы применяемых в системе ПФР эффективных методик психологического сопровождения».

Благодаря этим проектам приходил обмен опытом между психологами разных регионов, что, конечно же, расширило знания специалистов.

Кроме того, в рамках рабочего процесса психологическая служба организует и проводит социально-психологические мероприятия, обеспечивающие благоприятный климат в коллективе, помогает сотрудникам грамотно построить взаимоотношения повысить корпоративный дух.

С целью усовершенствования работы Отделения ПФР активно используются современные информационные технологии, рабочие места оборудуются новой техникой. Однако основным двигателем прогресса остается человек, без его участия трудно представить себе деятельность любого предприятия и организации.

Именно человеческий ресурс генерирует новые идеи, реализует проекты, и насколько он будет эффективен и неиссякаем во многом зависит от работы психологической службы.

Пенсионный вопрос: оценка пенсионных прав

27 января 2020 09:03

В 2020 году мне исполняется 50 лет. Могу ли я, как северянка, обратиться за пенсией?

Чтобы положенная выплата была назначена в полном объёме и в срок, гражданам, выходящим на пенсию в течение ближайшего года, рекомендуется обращаться в ПФР для предварительной оценки пенсионных прав. При этом, право на назначение страховой пенсии, в связи с повышением пенсионного возраста, в текущем году отодвигается — на 1 год и 6 месяцев.

Практика показывает, что многие граждане за назначением выплаты обращаются уже при достижении пенсионного возраста. И нередки случаи, когда предоставленные для назначения пенсии документы не всегда отвечают предъявляемым к ним требованиям. Например, в трудовой книжке имеются не заверенные исправления, отсутствуют печати и подписи, не внесены сведения о переименовании или реорганизации предприятия, отсутствуют документы, подтверждающие изменение фамилий после заключения или расторжения брака, и т. д. В связи с чем, специалисты фонда помогают запросить сведения и недостающие документы в соответствующих инстанциях.

Чтобы положенная выплата была назначена в срок, будущим пенсионерам рекомендуется обращаться с документами в Пенсионный фонд не менее чем за 9 месяцев до наступления пенсионного возраста с учётом его повышения.

Какие документы необходимо иметь при себе:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • справки, подтверждающие периоды работы, не внесенные в трудовую книжку;
  •  военный билет;

Кроме того, прилагаются и документы об изменении фамилии, имени, отчества, о нетрудоспособных членах семьи, находящихся на иждивении и другие.

Само же заявление о назначении пенсии подается за 1 месяц до достижения пенсионного возраста с учётом его повышения. Сделать это можно в территориальных органах Пенсионного фонда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Многофункциональных центрах, но самый простой и быстрый способ через  Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. Здесь же можно выбрать и способ доставки пенсии – через почтовые отделения, либо кредитные организации (в этом случае необходимо открыть счет в банке).

Пенсия, виды пенсий и пособий

Пенсии на льготных условиях для различных профессий: пенсия за выслугу лет, пенсия сотрудника полиции, пособие прокурора по трудоспособности, пенсия за военную службу, пенсия судьи, пенсия государственного аудита, пенсия канцлера юстиции.
Пенсия за выслугу лет (подробнее о пенсии за выслугу лет)

Вы имеете право на пенсию сотрудника полиции, если отвечаете всем следующим требованиям:

  • Вы офицер полиции;
  • Вам исполнилось 55 лет;
  • Вы проработали в полиции не менее 20 лет;
  • Вы работаете в полиции последние пять лет.

Вы начнете получать пенсию сотруднику милиции после освобождения из полиции.

Выплачиваемая пенсия сотрудника полиции составляет 50% от заработной платы по выбранной должности. В качестве основы расчета размера пенсии вы можете выбрать:

  • Ставка заработной платы, соответствующая вашей последней занимаемой должности, или
  • Самая благоприятная ставка заработной платы, которую вы получали за последние пять лет, по крайней мере, за 12 месяцев подряд.

Департамент полиции и погранохраны выдает справку, подтверждающую ваш стаж работы в полиции, выбранную должность и размер ставки заработной платы.

Вы имеете право на пособие по трудоспособности прокурора, если:

  • Ваша трудоспособность снизилась;
  • Вы достигли пенсионного возраста;
  • Вы работали прокурором 01.07.2016 г .;
  • Вы работаете прокурором не менее 15 лет.

Работа прокурором подтверждается трудовой книжкой.

Размер пособия:

  • В случае частичной нетрудоспособности — 50% минимальной заработной платы последней должности;
  • В случае нетрудоспособности — 65% минимальной заработной платы на последней должности.

Как прокурор, вы также имеете право ходатайствовать о пособии по трудоспособности из Эстонской кассы по безработице, если ваша трудоспособность снизилась.В этом случае вы должны выбрать, получать ли пособие по трудоспособности или пособие по трудоспособности прокурора. Пособие по трудоспособности и пособие по трудоспособности прокурора не выплачиваются одновременно.

Вы имеете право на пенсию за выслугу лет , если:

  • Вам исполнилось 50 лет;
  • Вы прошли действительную службу не менее 20 лет.

Вы начнете получать пенсию за выслугу лет после увольнения из действующей службы.

Размер вашей пенсии по действительной службе составляет 50% от средней заработной платы по вашей военной должности. Стажировка свидетельствует о вашей активности на военной службе и получении заработной платы.

Право на получение военной пенсии по нетрудоспособности , если:

  • Военно-медицинская аттестационная комиссия установила, что во время службы вы приобрели или получили стойкую нетрудоспособность.

Вы получите военную пенсию по нетрудоспособности в размере средней месячной заработной платы в Эстонии (брутто), опубликованной Статистическим управлением Эстонии, умноженной на полтора.

Военная пенсия по случаю потери кормильца выплачивается члену семьи военнослужащего, погибшего на службе — ребенку, сестре, брату, родителю, вдове или вдовцу.

Пенсия по случаю потери кормильца военнослужащих выплачивается в размере средней месячной заработной платы в Эстонии (брутто), опубликованной Статистическим управлением Эстонии, умноженной на полтора.

Пенсия судьи по возрасту

Чтобы получить пенсию судьи по старости, вы должны выполнить хотя бы одно из следующих условий:

  • Вы работали судьей после 31 декабря 1991 г., а к 1 июля 2013 г. вы проработали судьей не менее 15 лет;
  • Вы занимали должность судьи на 1 июля 2013 года, и к моменту выхода на пенсию вы проработаете судьей не менее 15 лет;
  • Вы работали судьей после 31 декабря 1991 года, а к 1 июля 2013 года вы проработали судьей не менее 10 лет, и вам поставили диагноз «нетрудоспособность», как это определено в Надбавке за трудоспособность. Закон;
  • 1 июля 2013 г. вы занимали должность судьи, и к моменту выхода на пенсию вы проработаете судьей не менее 10 лет, и вам поставили диагноз «нетрудоспособность», как это определено в Надбавке за трудоспособность. Закон;
  • Если вам поставили диагноз стойкой потери трудоспособности на 100%, 90% или 80%, вы имеете право подать заявление на получение судьей пенсии по старости в соответствии с порядком, действующим до 1 июля 2016 года.

Пенсия по выслуге лет для судей
Чтобы получить пенсию по выслуге лет для судей, вы должны выполнить хотя бы одно из следующих условий:

  • Вы работали судьей после 31 декабря 1991 г., а к 1 июля 2013 г. вы проработали судьей не менее 30 лет;
  • Вы занимали должность судьи на 1 июля 2013 года, и к моменту выхода на пенсию вы проработаете судьей не менее 30 лет.

Размер пенсии судьи за выслугу лет не зависит от возраста судьи.

Размер пенсии по выслуге лет для судей составляет 75% от заработной платы по последней должности.

Профессиональная пенсия Госконтроля выплачивается Генеральному контролеру и Главному аудитору Государственного контроля.

Требования к получению пенсии по старости Госконтроля при достижении пенсионного возраста:

  • К 1 января 2013 г. вы проработали Генеральным аудитором не менее пяти лет;
  • 1 января 2013 года вы занимали должность Генерального аудитора и проработали на этой должности не менее пяти лет.

Размер профессиональной пенсии Госконтроля составляет:

  • 50% от заработной платы генерального аудитора, если вы проработали в качестве генерального аудитора не менее пяти лет;
  • 70% от заработной платы генерального аудитора, если вы проработали в качестве генерального аудитора не менее десяти лет.

При достижении пенсионного возраста предварительными требованиями к получению профессиональной пенсии по старости Главного аудитора являются:

  • К 1 января 2013 года вы проработали главным аудитором Госконтроля не менее 15 лет;
  • К 1 января 2013 г. вы проработали должностным лицом государственного или местного органа власти не менее 15 лет, в том числе не менее 5 лет в качестве главного аудитора Государственного аудита;
  • 1 января 2013 г. вы работаете главным аудитором в Государственном контроле, и к тому времени вы проработали не менее 50 процентов времени, необходимого для получения профессиональной пенсии по старости, и проработаете все необходимое время ко времени выхода на пенсию;
  • 1 января 2013 г. вы работаете главным аудитором в Государственном контроле, и к тому времени вы проработали не менее 50 процентов времени, необходимого для получения профессиональной пенсии по старости, и проработаете все необходимое время на требуемой должности к моменту выхода на пенсию;
  • На 1 января 2013 года вы работаете в должности государственного или местного государственного органа, и к тому времени вы проработали главным аудитором в Государственном контроле не менее пяти лет, и к тому времени вы уже работали в не менее 50 процентов 15-летнего рабочего времени, необходимого для получения профессиональной пенсии по старости, и которые вы проработаете полностью к моменту выхода на пенсию.

Размер пенсии главного аудитора составляет 60% от заработной платы главного аудитора.

По достижении пенсионного возраста вы имеете право на получение пенсии канцлера юстиции, если у вас есть:

  • К 1 января 2013 г. проработал канцлером юстиции не менее пяти лет;
  • Работал канцлером юстиции 1 января 2013 года и проработал на этой должности не менее пяти лет.

Профессиональная пенсия канцлера юстиции составляет 70% от заработной платы канцлера юстиции.

Если канцлер юстиции, который также занимал эту должность 1 января 2013 года, умирает, занимая эту должность, нетрудоспособный член его семьи, находящийся на иждивении, получает пенсию канцлера юстиции по случаю потери кормильца.

Пенсия по случаю потери кормильца составляет 17,5% от заработной платы канцлера юстиции.

Общая пенсия по случаю потери кормильца не может превышать 52,5% от заработной платы канцлера юстиции.

При достижении пенсионного возраста предварительными требованиями к получению профессиональной пенсии по возрасту заместителя канцлера юстиции-советника являются:

  • К 1 января 2013 г. вы проработали заместителем канцлера юстиции-советником, судьей, нотариусом, присяжным поверенным, преподавателем в высшем учебном заведении или на государственной службе не менее 20 лет, в том числе не менее пяти лет не менее должность заместителя канцлера юстиции-советника;
  • 1 января 2013 г. вы работаете заместителем канцлера юстиции-советником, и к тому времени вы отработали не менее 50 процентов времени, необходимого для получения профессиональной пенсии по старости, и проработаете все необходимое время ко времени выхода на пенсию;
  • 1 января 2013 года судья, нотариус, присяжный поверенный, преподаватель высшего учебного заведения или лицо, находящееся на государственной службе, проработали заместителем канцлера юстиции-советником не менее пяти лет, и к тому времени лицо проработало не менее 50 процентов из 20-летнего периода, необходимого для получения профессиональной пенсии по возрасту, в качестве заместителя канцлера юстиции-советника, судьи, нотариуса, присяжного поверенного, преподавателя высшего учебного заведения или на государственной службе, и которые к моменту выхода на пенсию проработают все необходимое время на требуемой должности.

Официальная пенсия заместителя канцлера юстиции-советника составляет 65% от заработной платы.

Официальная пенсия канцлера юстиции или заместителя канцлера юстиции-советника не выплачивается, если лицо продолжает работать на своей должности или работает в качестве члена Рийгикогу в качестве президента Эстонской Республики, т.к. членом правительства, председателем или судьей Верховного суда, командующим Силами обороны, генеральным контролером или президентом Банка Эстонии.

,

4 Экзамен по выплате компенсации посттравматическим стрессовым расстройствам и пенсии | Компенсация ПТСР и военная служба

Keane TM, Malloy PF, Fairbank JA. 1984. Эмпирическая разработка подшкалы MMPI для оценки посттравматического стрессового расстройства, связанного с боевыми действиями. Консультационный журнал и Клиническая психология 52 (5): 888–891.

Keane TM, Caddell JM, Taylor KL. 1988. Миссисипская шкала для посттравматического стрессового расстройства, связанного с боевыми действиями: три исследования надежности и достоверности. Консультационный и клинический журнал Психология 56 (1): 85–90.

Keane TM, Street AE, Stafford J. 2004. Оценка посттравматического стрессового расстройства, связанного с военными. Pp. 262–288 в JP Wilson and TM Keane, eds. Оценка психологической травмы, второе издание. Нью-Йорк: Гилфорд.

Kessler RC, Sonnega A, Bromet E, Hughes M, Nelson CB. 1995. Посттравматическое стрессовое расстройство в Национальном обследовании коморбидности. Архив общей психиатрии 52 (12): 1048–1060.

Килпатрик Д.Г., Резник Х.С., Фриди Дж. Р., Пелковиц Д., Резик П., Рот С., ван дер Колк Б. 1998. Полевое испытание посттравматического стрессового расстройства: оценка конструкции посттравматического стрессового расстройства — критерии от A до E. Стр. 803-844 в Т. Видигере, А. Фрэнсис, Х. Пинкус, Р. Россе, М. Ферст, В. Дэвисе, М. Клайн, ред. Справочник DSM-IV. Том 4. Вашингтон, округ Колумбия: American Psychiatric Press.

Кимерлинг Р., Примз А., Веструп Д., Ли Т. 2004. Гендерные вопросы при оценке посттравматического стрессового расстройства. Pp. 565–602 в JP Wilson and TM Keane, eds. Оценка психологической травмы, второе издание . Нью-Йорк: Гилфорд.

Kluznik JC, Speed ​​NH, Van Valkenburg C, Magraw R. 1986. Сорокалетнее наблюдение за военнопленными Соединенных Штатов. Американский журнал психиатрии 143: 1443–1446.

Корен Д., Арнон И., Кляйн Е. 2001. Долгосрочное течение хронического посттравматического стрессового расстройства у жертв дорожно-транспортных происшествий: трехлетнее проспективное исследование. Исследование поведения и терапия 39: 1449–1458.

Кубаны Е.С., Лейзен МБ, Каплан А.С., Келли М.П. 2000. Валидация краткого измерения посттравматического стрессового расстройства: Анкета по тревожным событиям жизни (DEQ). Психологический Оценка 12 (2): 197–209.

Lerner F. 2006. Список авторитетных инструментов базы данных PILOTS, июнь 2006. Национальный центр посттравматического стрессового расстройства, Медицинский центр VA, White River Junction, VT. [В сети]. Доступно: http://www.ncptsd.va.gov/publications/pilots/Instruments.PDF [доступ 17 января 2007 г.].

Lyons JA, Keane TM. 1992. Шкала ПТСР Кина: обновление MMPI и MMPI-2. Журнал травматического стресса 5 (1): 111–117.

Макдональд-Уилсон К., Роджерс Э.С., Энтони В. А. 2001. Уникальные проблемы оценки трудовой функции лиц с психическими отклонениями. Журнал профессиональной реабилитации 11 (3): 217–232.

Mayou R, Tyndel S, Bryant B. 1997. Долгосрочные последствия автомобильной аварии. Психосоматическая медицина 59: 578–584.

McFall ME, Smith DE, Roszell DK, Tarver DJ, Malas KL. 1990. Конвергентная обоснованность мер ПТСР у ветеранов боевых действий Вьетнама. Американский журнал психиатрии 147 (5): 645–648.

McMillen JC, North CS, Smith EM. 2000. Какие части посттравматического стрессового расстройства являются нормальными: вторжение, избегание или возбуждение? Данные землетрясения в Нортридже, Калифорния. Журнал травматического стресса 13 (1): 57–75.

Merrill LL, Newell CE, Thomsen CJ, Gold SR, Milner JS, Koss MP, Rosswork SG.1999. Сексуальное насилие в детстве и повторная сексуальная виктимизация в выборке женщин-военно-морских сил. Журнал травматического стресса 12: 211.

Мердок М., ван Рин М., Ходжес Дж., Каупер Д. 2005. Смягчающее влияние пособий Департамента по делам ветеранов по инвалидности при посттравматическом стрессовом расстройстве на низкий доход. Военная медицина 170 (2): 137–140.

,

Удерживают ли суды «мусорную науку» вне зала суда? — Ассоциация психологической науки — APS

Психологическая наука в интересах общества (Том 20, номер 3)
Прочитать полный текст (PDF, HTML)

Психологические тесты, инструменты и инструменты широко используются в юридической сфере. контексты, помогающие определить исход судебных дел. Эти инструменты могут помочь в оценке соответствия родителей требованиям опеки над детьми, могут повлиять на результаты разбирательства по делу об инвалидности и даже могут помочь судьям определить, должен ли преступник попасть в тюрьму, оставаться в заключении или быть освобожденным от смертной казни.

В этом выпуске Psychological Science in the Public Interest (Volume 20, Issue 3), Тесс М.С. Нил, Кристофер Слободжин, Майкл Дж. Сакс, Дэвид Фэйгман и Курт Ф. Гейзингер представляют систематический обзор 364 психологических исследований. инструменты оценки, которые, как сообщается, использовались в судебных делах, в ходе 22 опросов опытных практикующих судебно-психиатрических специалистов. Помимо оценки характеристик и валидности этих инструментов оценки с использованием юридических и научных стандартов, Нил и его коллеги представляют анализ юридических проблем, связанных с признанием доказательств, предоставленных с использованием этих инструментов, чтобы определить, ставятся ли результаты этих оценок под сомнение как доказательства. в суде, и если да, то когда и как часто.Таким образом, в этом отчете содержится оценка как научной основы инструментов психологической оценки, так и их оценки судом.

Свидетельства экспертов: (невыполненное) обещание Даубера

Авторы: Д. ДеМаттео, С. Фишел и А. Танси, Университет Дрекселя

Прочтите полный текст (PDF, HTML)

Анализ инструментов психологической оценки, использованных в суде

Психологические инструменты, которые оценили Нил и его коллеги, включали тесты способностей (например,g., общие когнитивные тесты и тесты способностей), тесты достижений (например, тесты знаний или навыков) и тесты личности. Они проанализировали меры, разработанные для оценки взрослых и молодежи, которые могут быть использованы для решения таких вопросов, как способность предстать перед судом, риск насилия, риск сексуального правонарушителя, психическое состояние на момент совершения преступления, вынесение приговора, инвалидность, опека над ребенком, гражданские обязательства, ребенок защита, гражданский деликт, опекунство, право дать согласие на лечение, передача несовершеннолетнего в суд по делам несовершеннолетних, пригодность к исполнению обязанностей и возможность отказаться от прав Миранды (право хранить молчание).Команда программистов классифицировала каждый инструмент на предмет его всеобщего признания в данной области (т. Е. На основе опубликованных опросов, часто ли опытные эксперты в области психического здоровья используют и одобряют эти инструменты), подвергался ли он тестированию, проводилось ли его тестирование прошел экспертную оценку, а также за его техническое и психометрическое качество. Общая оценка технического и психометрического качества каждого инструмента основывалась на информации об эффективности инструмента в криминалистическом контексте и его психометрических качествах (например,g., валидность), как сообщается в Mental Measurements Yearbook ( MMY ), сборнике нейропсихологических тестов Штрауса и его коллег (2006) и сборнике судебных компетенций Гриссо (2003).

Большинство инструментов, используемых в судах (90%), были протестированы, но информация об общем принятии была доступна только примерно для половины из них. Из инструментов, по которым были доступны данные о всеобщем признании, только около двух третей могли считаться общепринятыми психологическим сообществом в целом, а треть явно не принимались.Более того, только 40% респондентов имели положительные отзывы об их психометрических и технических характеристиках в авторитетных источниках, таких как MMY . Эти данные указывают на то, что психологи в судебной практике используют множество психометрически сильных тестов, но не все используемые тесты являются общепринятыми или имеют высокие технические и психометрические качества.

Судебная проверка доказательств психологической оценки

Судьи стремятся применить критерии допустимости к инструментам психологической оценки, используемым в суде, но они также, похоже, изо всех сил стараются применять эти критерии, что может привести к тому, что оценки редко будут оспариваться или подвергаться тщательной проверке в суд, даже когда они должны быть.Нил и его коллеги сосредоточили анализ на том, имеют ли 30 психологические инструменты из 364 изученных ранее, как правило, обсуждаются и оспариваются в судах. Они проверили базу данных федеральных судов с 2016 по 2018 год и выявили 372 дела, в которых использовался хотя бы один из 30 представляющих интерес инструментов. В каждом случае они определяли, была ли оспорена приемлемость инструмента, и если да, то на каких основаниях и с каким результатом. Из 372 дел только 19 касались оспаривания допустимости использования инструмента или допустимости показаний, основанных на этом инструменте, и только в 6 случаях доказательства психологической оценки были признаны неприемлемыми.Большинство проблем было сосредоточено на соответствии (т. Е. Служит ли инструмент для информирования о типе рассматриваемой проблемы) или валидности (т. Е. Измеряет ли инструмент то, что он пытается измерить), и первое привело к большему количеству отказов в показаниях чем последний. Кроме того, мало было связи между качеством инструмента и вероятностью того, что он будет оспорен: три инструмента, признанные наиболее неблагоприятными и не общепринятыми, вообще не оспаривались.

Рекомендации для психологов, практикующих юристов и представителей общественности

Учитывая неоднозначное качество инструментов оценки, используемых в суде, и низкий уровень проблем, с которыми они сталкиваются, авторы предлагают ученым-психологам разработать более строгие меры и поощрять экспертам использовать инструменты, которые подходят и подходят для поставленной задачи.В частности, Нил и его коллеги отмечают, что практикующим специалистам следует знать, что инструмент может быть применим только для определенных целей (например, валидность с учетом контекста). Авторы также предполагают, что адвокаты и судьи имеют доступ к недорогим или бесплатным онлайн-ресурсам, которые могут помочь им получить основную информацию о различных инструментах — например, MMY предоставляет информацию о цели, соответствующей совокупности, диапазонах оценок и качестве. проведено более 3500 тестов. Таким образом, практикующие юристы смогут лучше оценить основы свидетельских показаний эксперта и актуальность информации, предоставленной инструментом, для конкретного дела.Точно так же представители общественности, взаимодействующие с психологами в правовой системе (например, стороны в судебном процессе), могут также получить информацию о психологических инструментах, чтобы обсудить их со своими адвокатами в ходе судебного процесса. В целом, Нил и его коллеги надеются, что их результаты побудят ученых-психологов, психологов, выступающих в качестве экспертов в области права, адвокатов и судей, а также представителей общественности, улучшить свои собственные и чужие знания о психологической оценке и чаще подвергать сомнению эти инструменты.Таким образом, эксперты-психологи, участвующие в судебных делах, могут обеспечить высочайшее качество практики, считают Нил и его коллеги.

Критерии допустимости научных доказательств в суде — Даубер

В сопроводительном комментарии Дэвид ДеМаттео, Сара Фишель и Эйслинн Тэнси подробно рассматривают критерии допустимости показаний экспертов и в свете Нила и др. в статье, как эти критерии помогают защитить «мусорную науку» от суда.В 1993 году в деле Daubert v. Merrell Dow Pharmaceuticals, Inc. Верховный суд Соединенных Штатов сформулировал четыре критерия допустимости доказательств: (a) основаны на методологии, которая была или может быть проверена эмпирически, (b) подверглась воздействию рецензирование и публикация; (c) известная потенциальная вероятность ошибки; (d) получение всеобщего признания в соответствующем научном сообществе. Daubert был распространен на все формы экспертных заключений и является стандартом приемлемости во всех федеральных судах.Однако, как отмечает Neal et al. Как показал опыт, судьи и поверенные, похоже, изо всех сил пытаются применить Daubert , потому что им не хватает знаний и подготовки, чтобы полностью понять инструменты, используемые судебными экспертами. В результате неточные данные могут регулярно допускаться к судебным разбирательствам с плачевными последствиями. В соответствии с предложениями Нила и др. ДеМаттео и его коллеги предлагают, чтобы судьи и поверенные были более информированы о научных вопросах (например, юридические школы могли бы предлагать курс фундаментальных наук), а психологи получали более качественную судебно-медицинскую подготовку и выбирали соответствующие инструменты оценки.

Об авторах (PDF, HTML)

См. Соответствующий пресс-релиз.

.

Front Matter | Психологическое тестирование в службе определения инвалидности

КОМИТЕТ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ, ВКЛЮЧАЯ ТЕСТИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГЕРБЕРТ ПАРДЕС ( Председатель ), исполнительный заместитель председателя правления, Пресвитерианская больница Нью-Йорка, Нью-Йорк, Нью-Йорк

АРТУР Дж. БАРСКИ III, Профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы и заместитель председателя психиатрических исследований, Бригам энд Женская больница, Бостон, Массачусетс

МЭРИ К.ДАЛИ, Старший вице-президент и заместитель директора по экономическим исследованиям, Федеральный резервный банк Сан-Франциско, Калифорния

KURT F. GEISINGER, W. C. Meierhenry, заслуженный профессор педагогической психологии университета и директор Центра тестирования Buros, Университет Небраски – Линкольн

НАОМИ Линн Гербер, профессор университета, Центр изучения хронических заболеваний и инвалидности, Университет Джорджа Мейсона, Фэрфакс, Вирджиния

АЛАН М.JETTE, Профессор политики и менеджмента в области здравоохранения, Школа общественного здравоохранения Бостонского университета

ДЖЕННИФЕР И. КУП, Доцент кафедры неврологии Медицинского колледжа Висконсина, Милуоки

ЛИЗА А. СУЗУКИ, Адъюнкт-профессор прикладной психологии, Школа культуры, образования и человеческого развития им. Стейнхардта Нью-Йоркского университета, Нью-Йорк, Нью-Йорк

ЭЛИЗАБЕТ У. ТВЭМЛИ, Адъюнкт-профессор психиатрии, Калифорнийский университет, Сан-Диего

ПЕТР А.UBEL, Профессор бизнеса Университета Мэдж и Денниса Т. Маклохорнов, Школа бизнеса Фукуа, и профессор государственной политики, Школа государственной политики Сэнфорд, Университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина

ЖАКЛИН РЕМОНДЕТ УОЛЛ, Профессор, Школа психологических наук, Университет Индианаполиса, Индиана, и директор, Управление программных консультаций и аккредитации, Американская психологическая ассоциация, Вашингтон, округ Колумбия

Связь с Постоянным комитетом медицинских экспертов МОМ по вопросам социального обеспечения по вопросам инвалидности

HOWARD H.ГОЛДМАН, Профессор психиатрии, Медицинский факультет Мэрилендского университета, Балтимор

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *