РАЗДЕЛЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ — Психофизиология и развитие — LiveJournal
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.[http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/1.html]
На данный момент существует великое множество направлений психофизиологии, поэтому чтобы не запутаться и не забыть добавлю сюда основные. В целом можно выделить 2 основных направления — системная (фундаментальная) и прикладная П.
Направления исследований в системной П. — теоретический и методический аппарат качественного и количественного анализа системных процессов, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального опыта в норме и его реорганизации в условиях патологии, позволяет объединить в рамках системной психофизиологии исследования самого разного уровня: от клеточных и субклеточных механизмов формирования новых системных специализаций и межсистемных отношений; отражения истории обучения и межвидовых различий в системной организации активности нейронов; характеристик нейронных механизмов модификации и использования предсуществующих элементов опыта в рамках вновь формируемых потребностей до системной организации высоко- и низкоэффективной операторской деятельности и динамики ее усовершенствования; закономерностей формирования и реализации индивидуального опыта в деятельности, предполагающей субъектно-субъектные отношения; особенностей структуры индивидуального опыта, опосредующей валидные формы отчетной деятельности испытуемых.
Направления прикладной П. (в принципе это та же системная, только более узконаправленная и практико-ориентированная) :
Психологическая психофизиология – это наука, в основе которой лежит изучение психологических характеристик и поведенческой адаптивной реакции на стимулы окружающего мира, которые опосредованы состоянием высших психических функций. Cюда относится несколько областей исследования.
П. ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и кончая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов.
П. речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным явилось установление тесной связи мыслительных процессов с деятельностью речедвигательного анализатора, а также выявление специфических паттернов нейронной активности некоторых подкорковых областей мозга при смысловом анализе вербальных раздражителей.
П. функциональных состояний и эмоций исследует нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных, мотивационных, стрессовых и др. состояний. Открыты нервные «центры» удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга. Установлено, что важная роль в эмоциональном поведении принадлежит гормонам, выделяемым железами внутренней секреции (гипофизом, корой и мозговым слоем надпочечников и др.), а также различным биологически активным веществам (пептидам и биогенным аминам), секретируемым специфическими структурами самого мозга.
П. внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение характера ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванических реакций и др.). П. внимания тесно связана с проблемами изучения ориентировочной реакции и 2-й сигнальной системы.
П. произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.
Дифференциальная П. изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных различий в деятельности мозга и использует разработанное И. П. Павловым учение о свойствах н. с. и типах высшей нервной деятельности. В развитии отечественной дифференциальной П. выделяют (напр., В. М. Русалов) 4 этапа: допавловский, павловский (с 1927), тепловско-небылицынский (с 1956) и современный (с 1972). Последний связан прежде всего с развитием системных представлений в П.
Физиологическая психофизиология – изучает закономерности психического реагирования и поведения, зависящие от состояния физиологических параметров, скорости течения физиологических реакций центральной и периферическом нервных систем и всей сомы в целом – клеточный, тканевой и системный уровни.
Медицинская психофизиология – рассматривает дисфункции и заболевания, связанные с адаптационными процессами в организме. Специфика этого направления определена тем, что адаптационный срыв может быть как психологически, так и физиологически первичен. Понимание механизмов возникновения дезадаптации, обратимость патологического процесса дает возможность предложить новые способы нормализации, которые могут быть более эффективными, чем существующие.
Педагогическая психофизиология – изучает закономерности и условия эффективной передачи знаний, умений и навыков с учетом психологических и физиологических характеристик обучающихся, экологической обстановки и экономического прессинга.
Социальная психофизиология – исследует процессы и состояния успешной или неуспешной социализации личности через ее индивидуальные адаптационные психологические и физиологические характеристики.
Экологическая психофизиология занимается изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека. В сферу ее интересов входят: разработка методов диагностики нарушений психических функций и состояний, возникающих под влиянием разл ного рода экологических факторов, с использованием при этом объективной регистрации различных физиологических реакций организма;создание системы психофизиологического мониторинга функциональных состояний и психических функций человека с учетом норм допустимых отклонений в психическом здоровье; разработка мер профилактики и коррекции психофизиологических нарушений, вызванных экологическими факторами; выяснение роли различных индивидуальных свойств, как усиливающих защитные функции организма, так и делающих его уязвимым к воздействию вредных средовых факторов.
Философская психофизиология – рассматривает всю совокупность отношений между человеком и миром в контексте их психофизиологических проявлений; взаимосвязь телесных психических и духовных начал; законы, общие для всех уровней психофизического и духовного проявления человека в мире.
Психофизиология творчества – изучает работу центральной нервной системы, от которой зависит способность человека качественно, всерхадаптационно менять окружающий мир.
Основные направления подготовки специалистов в области прикладной психофизиологии (в МГУ):
- Эргономическая психофизиология
- Психофизиология компьютеризованного обучения
- Психофизиология в системе стресс-менеджмента
- Психофизиологическая оценка эффективности рекламной продукции
- Экологическая психофизиология
- Моделирование и разработка искусственных органов чувств
- Психофизиология семантики и речи
- Возрастная психофизиология
- Психофизиология индивидуальных различий и личности
- Коррекция состояний и поведения методами биологической обратной связи, аутотренинга и психотерапии
- Когнитивная психофизиология и мозговая локализация психических функций
методы, основы, задачи, предмет, направления (памяти, возрастная, эмоций, восприятия)
Психофизиология – это наука о взаимосвязи физиологии человека и его психических процессов.
Название «психофизиология» состоит из трех корней, в переводе с греческого которые обозначают «душа», «происхождение от природы» и «наука».
Фактически, психофизиология это наука о психических процессах, имеющих физиологические основы. Это раздел психологии с узкой специализацией. Она изучает взаимосвязь реакций организма с органическим субстратом тела.
История психофизиологии
Зародилась психофизиология в XIX веке. Предпосылкой ее создания стала потребность в представлении об организме, как о едином целом. Ученым, для понимания человеческих проявлений, стало недостаточно отдельных знаний из психологии или физиологии. Требовалось объединить процессы, изучаемые обеими науками. Тогда, становилось понятно, на чем основывается психика. Появилась возможность строить предположения о природе психического.
Первопроходцем и признанным основоположником психофизиологии стал Александр Романович Лурия. Обладая знаниями из психологии и неврологии, он задумался о том, что процессы мозга могут пересекаться с психологической деятельностью.
После открытий, сделанных Лурией, произошел прорыв в психологическом знании. Раньше считалось, что мозг и психика не имеют ничего общего. Выводы, сделанные ученым, позволили утверждать, что психика тесно взаимосвязана с мозгом. Они неизменно дополняют друг друга.
Иван Михайлович Сеченов в рамках психофизиологии разработал естественно-научный метод изучения психического. Его принципы основываются на природном происхождении человека.
- Психика вырабатывается в центральной нервной системе и зависит от законов природы.
- Психику возможно изучить и понять, если прослеживать ее развитие в исторической хронологии. При этом, важно понимание психики даже простейших живых организмов.
Иван Петрович Павлов в рамках физиологии сделал открытие рефлекторной дуги. Внешние стимулы поступают в головной мозг от рецепторов по чувствительным нейронам, где обрабатываются. После чего, к мышцам по двигательным нейронам проходит ответный сигнал, вызывающий реакцию. Это открытие дало понимание, как психика взаимодействует с внешним миром.
Вячеслав Борисович Швырков на базе психофизиологии создал системную психофизиологию. В рамках этого направления науки стало возможным объяснение сложных процессов более простыми процессами психики. Весь механизм состоит из простейших процессов, которые образовывают системы, функционирующие в организме.
Предмет психофизиологии
Психофизиология рассматривает человека, как многогранную систему. Она содержит несколько компонентов:
- физическое тело;
- психику;
- духовные помыслы.
Александр Романович Лурия считал, что на уровне всех трех компонентов человек проявляет себя особым образом. Отсюда, предметом науки он выделил поведение живых организмов. При этом оно оказывается независимой переменной. Зависимой переменной, на которую влияет независимая, становятся физиологические процессы.
Если подходить к предмету психофизиологии масштабно, то его можно определить, как поведение и психику живых организмов, основанных на физиологических закономерностях.
Направления психофизиологии
Психофизиология изучает взаимосвязь и соотношение процессов психики с органическим субстратом. А также, оценивается влияние биологического воздействия на психику.
Для психофизиологии главными аспектами изучения являются:
- мышление и речь;
- эмоциональные проявления;
- двигательная активность;
- процессы памяти и научения;
- произвольные действия;
- сон;
- состояние стресса;
- функциональные состояния.
В современном мире из психофизиологии выделяют отдельные научные области.
- Нейропсихология изучает мозговые структуры и их взаимодействие с психикой.
- Нейрофизиология изучает нервную систему с учетом функционального аспекта.
- Психодиагностика является инструментальной областью психологии. Она работает с индивидуальными особенностями личности. В рамках психодиагностики применяются опросники, позволяющие исследовать психику человека.
- Целью психогенетики являются наследственность и изменчивость психофизиологических свойств.
- Психофизика изучает спектр ощущений, связанных с физическими процессами, которые можно измерить.
- Психосоматика занимается телесными болезнями, связанными с воздействием психических факторов.
- Клиническая психология близка к психиатрии. Она изучает сочетание психических проявлений и болезней. Методы клинической психологии позволяют проводить реабилитационные мероприятия с пациентами, страдающими расстройствами психики.
- Возрастная психология изучает изменениями психики с точки зрения закономерного развития человека. Эта область науки оценивает развитие в процессе онтогенеза (периода жизни организма), но опирается на знания о филогенетическом развитии (период эволюционного развития) вида.
- Патопсихология сравнивает психические показатели при психических заболеваниях с нормой. Является составляющей клинической психологии.
Значение психофизиологии
В современном мире психофизиология стала важным компонентом для других наук.
С учетом основ психофизиологии, ученые пытаются оснастить персональные компьютеры устройствами, считывающими состояние пользователя. Такие возможности позволят сделать безопасный для здоровья интерфейс.
В отраслях кибернетики и робототехники ведутся эксперименты по созданию искусственного разума. Такие смелые попытки однажды могут дать хорошие результаты. Мир станет более автоматизированным и производительным.
Для медицины разрабатываются протезы, которые смогут полностью реагировать на сигналы мозга владельца. Это позволит улучшить жизнь пациентов и сделать ее более комфортной.
1.2. Предмет и задачи психофизиологии
Мы
должны изучать не отдельные вырванные
из единства физиологические и психические
процессы, которые при этом становятся
совершенно непонятными для нас; мы
должны брать целый процесс, который
характеризуется со стороны субъективной
и объективной одновременно.
Л.
С. Выготский
Предмет
психофизиологии — структура
психофизиологических факторов
(биологических и социальных) и особенности
их влияния на процесс исторического и
индивидуального развития человека.
Цель
психофизиологии состоит в том, чтобы
показать человека по всей совокупности
его биологических, психических и
социальных проявлений.
Для
формирования целостного представления
о биосоциальной природе человека
требуется:
сформировать
представление о подчиненности деятельности
организма и его систем работе головного
мозга и, с другой стороны, показать
зависимость психической деятельности,
понимаемой как синтез сознательного и
бессознательного, от функционального
состояния головного мозга и физиологических
систем организма;
раскрыть
механизмы программирующей деятельности
мозга человека в процессе подготовки
к выполнению различных форм активности;
выявить
роль системообразующих факторов,
определяющих на сознательном и
бессознательном уровнях психики характер
нервно-психического статуса человека
и особенности его деятельности;
сформировать
основные представления о физиологических
предпосылках формирования индивидуальной
психической деятельности человека,
показать роль социальной среды в
воспитании основных черт характера,
формировании личности.
Отсюда
основными задачами психофизиологии
являются:
исследование
физиологических механизмов психических
процессов и состояний на системном,
нейронном, синаптическом и молекулярном
уровнях;
изучение
нейрофизиологических механизмов
организации высших психических функций
человека.
1.3. Связь психофизиологии с системой естественнонаучных и гуманитарных знаний
В
рамках современного этапа развития
научного знания все большую актуальность
приобретают проблемы, связанные с
выявлением специфики природы человека.
Сегодня правомерной становится точка
зрения, согласно которой человек
представляет собой прежде всего системное
биосоциальное целое и только в этой
целостности проявляется уникальность
природы человека. Отсюда человеческий
индивид надо рассматривать не абстрактно
и изолированно, не с точки зрения
искусственно выделенных биологических
констант, а в контексте его реальной
жизнедеятельности, пронизанной
социальностью.
Становится
очевидным, что полноценное развитие
науки о человеке во всей интегральной
совокупности его составляющих, начиная
от биологии и кончая высшими формами
социальных взаимодействий, возможно
лишь при условии формирования методологии
междисциплинарных связей, выработки
перспективных контактов как между
биологическими и общественными
дисциплинами, так и внутри всей системы
естественно-научных знаний, их общем и
непосредственном участии в развитии
концепции человека. Именно сегодня
нужна уже практическая интеграция,
которая сможет как взаимообогатить
различные области знаний новыми подходами
и проблемами, так и создать поистине
свободное творческое мировоззрение на
природу человека.
Последние
десятилетия развития науки о мозге и
поведении знаменуются ярко выраженной
тенденцией к интеграции знаний.
Необходимость системного подхода к
анализу закономерностей формирования
поведения и психики человека со всей
очевидностью ставит задачу совместной
работы специалистов разного профиля.
При этом главным условием плодотворности
научных исканий является выработка
общего языка, единой методологической
платформы в понимании основ психической
деятельности, которая отнюдь не снимает
специфики решения проблем в конкретных
областях знания. Широкое использование
генетического, онтогенетического и
филогенетического подходов в изучении
становления сложных форм поведения
позволит решить проблему различных
уровней биосоциальной детерминации
поведения. Дальнейший прогресс
психофизиологии зависит от выявления
этих ведущих детерминант деятельности
организма и закономерностей их
взаимодействия в целостном процессе
жизни. Круг проблем, встающих перед
учеными, постоянно расширяется. Это
требует новых исследований и подходов,
направленных на решение главной задачи
психофизиологии — поиск естественно-научных
основ психического, обоснование
диалектического единства материального
и идеального, объективного и субъективного
в природе человека.
психофизиология — это… Что такое психофизиология?
— область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств системы нервной, в выполнении деятельности психической. В сущности, познание функций структур мозга головного и системы нервной только начинается. Первоначально термин использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы.
Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в системе нервной. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны — от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений.
В этих исследованиях выяснена важнейшая роль «примитивных» мозговых структур, наличных у животных и человека, служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и пр.
Главная задача психофизиологии — причинное объяснение явлений психических путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами — регистрацией сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализом последствий повреждения и стимуляции мозга головного — в исследованиях широко распространились электрофизиологические методы — энцефалография и прочие, а также математические способы обработки экспериментальных данных.
В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:
1) психофизиология сенсорная — психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;
2) психофизиология организации движений;
3) психофизиология активности;
4) психофизиология действий произвольных;
5) психофизиология внимания, памяти и обучения;
6) психофизиология речи и мышления;
7) психофизиология мотивации и эмоций;
8) психофизиология сна, психофизиология стресса;
9) психофизиология состояний функциональных, и пр.
Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические основы различий индивидуально-психологических.
Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта, и пр.
В отличие от многих западных исследований, не преодолевших принцип психофизического дуализма (см. проблема психофизическая) и ограничивающихся установлением корреляций между определенными психологическими и физиологическими параметрами, отечественная психофизиология рассматривала психическое как продукт деятельности мозга головного.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
Тема 1. Предмет психофизиологии профессиональной деятельности, её задачи и методы
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 1. Предмет психофизиологии профессиональной деятельности, её задачи и методы
Психофизиология профессиональной деятельности— научно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда
Предметом психофизиологии профессиональной деятельности являются прежде всего психофизиологические (или психические) состояния человека, развивающиеся в процессе трудовой деятельности под влиянием разнообразных факторов трудового процесса
Задачи психофизиологии профессиональной деятельности
1) разработка рекомендаций и организация проведения профессионального психофизиологического отбора
• 2) диагностика неблагоприятных психофизиологических состояний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособности.
• 3) психофизиологическая коррекция и реабилитация
• 4) психофизиологическое сопровождение обучения и подготовки работников
• 5) психофизиологическое изучение ошибочных действий.
• 6) психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников.
• 7) психофизиологическое обоснование эргономических требований и рекомендаций по учету характеристик человека, его возможностей и ограничений при разработке технических средств деятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах специалистов модернизируемых и новых образцов техники.
Методы психофизиологии
• Методы наблюдения
• Тесты : методики субъективной оценки, опросники, методики субъективного шкалирования состояния
• Электрофизиологические методы
• Моделирование и эксперимент
• Методы оценки функционирования анализаторных систем
• Методы оценки исполнительных механизмов деятельности
Электрофизиологические методы исследования в психофизиологии
• наиболее широко используемым методам относятся регистрация импульсной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи, электроэнцефалография, электроокулография, электромиография и электрокардиография. В последнее время в психофизиологию внедряется новый метод регистрации электрической активности мозга – магнитоэнцефалография и изотопный метод (позитронно-эмиссионная томография).
Тема 2. Психофизиология субъекта профессиональной деятельности
Ощущение — отражение отдельных свойств предметов окружающего мира.
Восприятие — отражение в сознании человека свойств и предметов окружающего мира в момент воздействия их на органы чувств, приводящие к формированию целостной картины (психического образа) окружающего мира. Свойства:
- предметность
- целостность
- осмысленность
- константность
- структурированность
- избирательность
Условия восприятия
- В функционировании системы восприятия огромное значение имеет движение
- Восприятие направляется вниманием. То есть достаточно точно, осмысленно воспринимается объект (явление), к которому приковано наше внимание.
Апперцепция — зависимость восприятия от личности воспринимающего субъекта (особенностей мотивации, прошлого опыта, индивидуально-психологических свойств и др.).
Память — это последовательность сложных нервных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение, забывание и воспроизведение информации.
След, оставленный в памяти каким-либо явлением (событием), называется энграммой.
Основные процессы памяти
- запоминание
- сохранение
- воспроизведение
- забывание
Классификация видов памяти
- Кратковременная, долговременная и оперативная
- Зрительная (визуальная) память, слуховая (аудиальная), моторная
- Эмоциональная и рациональная
- Образная и словесно-логическая
- Эйдетическая
- Непроизвольная и произвольная память
Правила оптимизации процессов запоминания
- Эффективность запоминания выражается в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению, которая определяется рядом факторов: содержанием материала, степенью его осознанности (чем более осознан материал, тем медленнее он забывается)
- Забывание имеет избирательный характер. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности.
- очень важно дозировать материал, предназначенный для запоминания
Формированию энграмм способствуют следующие факторы:
- неоднократное повторение воспринимаемой информации;
- осмысление этой информации;
- установление её логической структуры или связи с уже хранящейся в долговременной памяти информацией, что резко сокращает количество необходимых повторений;
- установка на длительное запоминание;
- высокий интерес к запоминаемому материалу
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Классификации внимания
В зависимости от объекта (воспринимаемые предметы, энграммы памяти, мысли, движения) сосредоточения выделяют сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и т.п.), моторное, интеллектуальное, эмоциональное внимание.
- По характеру происхождения и способам осуществлениявыделяют произвольное, непроизвольное и постпроизвольное внимание
Свойства внимания: Избирательность, объём, распределение, устойчивость, переключение, интенсивность, концентрация.
В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
К классу эмоциональных явлений принято относить следующие типы эмоциональных переживаний:
- аффекты,
- собственно эмоции,
- чувства,
- настроения,
- страсти,
- эмоциональный стресс.
Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. К аффектам относят сильный гнев, ярость, ужас, бурную радость, глубокое горе, отчаяние.
Собственно эмоции отличаются от аффектов длительностью и интенсивностью.
Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
Общие ощущения — это состояния, возникающие регулярно с определенными интервалами в связи с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых и т.д.).
Настроение представляет собой поток гедонически ориентированных идей, мыслей и образов, извлекаемых из памяти.
Сознанием называется высшая,свойственная человеку форма отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира
Функции сознания
- отражательная — обеспечивает ориентировку во внешнем мире;
- регулятивно-оценочная— обеспечивает оценку информации, поступающей из внешнего мира, и организацию поведения на основе этой информации;
- рефлексивная — обеспечивает возможность человека посмотреть на себя «со стороны», понять, как его поступки воспринимаются окружающими;
- порождающая (творчески-креативная)— обеспечивает создание новых идей, произведений.
Психологическую структуру сознания составляют
- совокупность знаний об окружающем мире;
- различение объекта и субъекта психического отражения;
- обеспечение целеполагающей деятельности;
- отношение к окружающим событиям, явлениям, людям
Мышление – это процесс отражения существенных свойств и явлений объективного мира, их связей и отношений, направленный на активное познание человеком окружающей среды и решение возникающих перед ним задач.
Типы профессиограмм
- Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).
- 2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми — эффективными — образцами организации трудовой деятельности).
- 3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).
- 4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы.
- . Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК (профессионально важных качеств), для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).
- В зависимости от направленности и способов исследования профессиограммы можно подразделить на
- частные,
- комплексные,
- специальные
- Частные профессиограммы являются результатом исследования отдельных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью человека труда. Частные профессиограммы можно разделить на следующие виды:
- санитарно-гигиенические;
- физиологические;
- психофизиологические;
- психологические;
- социологические;
- эргономические и пр
Комплексные профессиограммы выполняются с целью обоснования квалификационных требований к работникам, совершенствования процесса деятельности (оптимизации условий и режима деятельности, повышения производительности труда, обеспечения требуемой работоспособности специалистов и т.д.), объекта труда (обеспечения эргономичности образцов техники, оптимизации трудового поста, средств деятельности, совершенствования используемых материалов и веществ и т.д.) и субъекта труда (обеспечения профессиональной надежности, повышения социальной активности, формирования требуемых ценностей, мотивов, установок в деятельности, повышения психологической устойчивости и т.д.).
Целью специальных профессиограмм является выявление особенностей личности человека, которые наиболее актуальны для соответствующих этапов его профессионального становления. При этом решаются конкретные практические задачи психологического сопровождения развития личности в конкретной профессии: профессиональная ориентация; консультация; разработка методов профессионального отбора (подбора), подготовки, аттестации; профессиональная адаптация; поддержка кадровых решений; разработка нормативно-правовой основы формирования профессиональной пригодности специалистов; разработка системы контроля за процессом и результатами профессиональной деятельности.
Тема 1. Предмет психофизиологии профессиональной деятельности, её задачи и методы
Психофизиология профессиональной деятельности— научно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний системный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасности труда
Предметом психофизиологии профессиональной деятельности являются прежде всего психофизиологические (или психические) состояния человека, развивающиеся в процессе трудовой деятельности под влиянием разнообразных факторов трудового процесса
Задачи психофизиологии профессиональной деятельности
1) разработка рекомендаций и организация проведения профессионального психофизиологического отбора
• 2) диагностика неблагоприятных психофизиологических состояний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособности.
• 3) психофизиологическая коррекция и реабилитация
• 4) психофизиологическое сопровождение обучения и подготовки работников
• 5) психофизиологическое изучение ошибочных действий.
• 6) психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников.
• 7) психофизиологическое обоснование эргономических требований и рекомендаций по учету характеристик человека, его возможностей и ограничений при разработке технических средств деятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах специалистов модернизируемых и новых образцов техники.
Методы психофизиологии
• Методы наблюдения
• Тесты : методики субъективной оценки, опросники, методики субъективного шкалирования состояния
• Электрофизиологические методы
• Моделирование и эксперимент
• Методы оценки функционирования анализаторных систем
• Методы оценки исполнительных механизмов деятельности
Рекомендуемые страницы:
Раздел I. Предмет, задачи и методы психофизиологии тема 1. Предмет и задачи психофизиологии
1.1.
Определение психофизиологии1.2.
Проблемы соотношения мозга и психики1.3.
Современные представления о соотношении
психического и физиологического1.4.
Системные основы психофизиологии
1.1. Определение психофизиологии
Психофизиология(психологическая физиология) —научная
дисциплина, возникшая на стыке психологии
и физиологии, предметом ее изучения
являются физиологические основы
психической деятельности и поведения
человека.
Термин
«психофизиология» был предложен
в начале XIX века французским философом
Н.Массиасом и первоначально использовался
для обозначения широкого круга
исследований психики, опиравшихся на
точные объективные физиологические
методы (определение сенсорных порогов,
времени реакции и т.д.).
Психофизиология
— естественно-научная ветвь
психологического знания, поэтому
необходимо определить ее положение по
отношению к другим дисциплинам той же
ориентации:физиологической
психологии;физиологии высшей
нервной деятельности;нейропсихологии.
Наиболее близка
к психофизиологии — физиологическая
психология, наука, возникшая в конце
XIX века как раздел экспериментальной
психологии. Термин «физиологическая
психология» был введен В. Вундтом для
обозначения психологических исследований,
заимствующих методы и результаты
исследований у физиологии человека. В
настоящее время физиологическая
психологияпонимается как отрасль
психологической
науки, изучающая физиологические
механизмы психической деятельности от
низших до высших уровней ее организации(см.Психологический
словарь, 1996). Таким
образом, задачи психофизиологии и
физиологической психологии практически
совпадают, и в настоящее время различия
между ними носят в основном терминологический
характер.
Однако
был период в истории отечественной
психофизиологии, когда терминологические
различия были использованы для того,
чтобы обозначить продуктивность
складывающегося в физиологии
функционально-системного подхода к
изучению психики и поведения человека.
Выделение психофизиологии как
самостоятельной дисциплины по отношению
к физиологической психофизиологии было
проведено А.Р. Лурией (1973).
Согласно
представлениям А.Р. Лурии, физиологическая
психология изучает основы сложных
психических процессов — мотивов и
потребностей, ощущений и восприятия,
внимания и памяти, сложнейших форм
речевых и интеллектуальных актов, т.е.
отдельных психических процессов и
функций. Она образовалась в результате
накопления большого объемаэмпирическогоматериала о функционировании различных
физиологических систем организма в
разнообразных психических
состояниях.
В
отличие от физиологической психологии,
где предметом является изучение отдельных
физиологических функций, предметом
психофизиологии, как подчеркивалА.Р.
Лурия, служит поведение
человека или животного. При этом поведение
оказывается независимой переменной,
тогда как зависимой переменной являются
физиологические процессы. По Лурии,психофизиология— это физиология
целостных форм психической деятельности,
она возникла в результате необходимости
объяснить психические явления с помощью
физиологических процессов, и поэтому
в ней сопоставляются сложные формы
поведенческих характеристик человека
с физиологическими процессами разной
степени сложности(см.
Хрестомат. 1.1),(см.
Хрестомат. 1.2).
Истоки
этих представлений можно найти в трудах
Л.С. Выготского, который первым
сформулировал необходимость исследовать
проблему соотношения психологических
и физиологических систем, предвосхитив
таким образом основную перспективу
развития психофизиологии. (Л.С.
Выготский, 1982).
Теоретико-экспериментальные
основы этого направления составляет
теория функциональных системП.К.
Анохина(1968), базирующаяся на
понимании психических и физиологических
процессов как сложнейших функциональных
систем, в которых отдельные механизмы
объединены общей задачей в целые,
совместно действующие комплексы,
направленные на достижение полезного,
приспособительного результата. С идеей
функциональных систем непосредственно
связан и принцип саморегуляции
физиологических процессов, сформулированный
в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном
(1963) задолго до появления кибернетики
и открывший совершенно новый подход к
изучению физиологических механизмов
отдельных психических процессов. В
итоге развитие этого направления в
психофизиологии привело к возникновению
новой области исследований, именуемой
системной психофизиологией (В.Б. Швырков,
1988; Ю.И. Александров, 1997). Особо следует
обсудить соотношение психофизиологии
и нейропсихологии.
По
определению,нейропсихология—это отрасль психологической науки,
сложившаяся на стыке нескольких
дисциплин: психологии, медицины
(нейрохирургии, неврологии), физиологии,
— и направленная на изучение мозговых
механизмов высших психических функций
на материале локальных поражений
головного мозга.Теоретической основой
нейропсихологии является разработанная
А.Р. Лурией теория системной динамической
локализации психических
процессов.
Наряду
с этим, в последние десятилетия появились
новые методы (например, позитронно-эмиссионная
томография), которые позволяют исследовать
мозговую локализацию высших психических
функций у здоровых людей. Таким образом,
современная нейропсихология, взятая в
полном объеме своей проблематики,
ориентирована на изучение мозговой
организации психической деятельности
не только в патологии, но и в норме.
Соответственно этому круг исследований
нейропсихологии расширился; появились
такие направления, как нейропсихология
индивидуальных различий, возрастная
нейропсихология (см.Хрестоматия
по нейропсихологии,
1999). Последнее фактически приводит к
стиранию границ между нейропсихологией
и психофизиологией.
Наконец,
следует указать на соотношение физиологии
ВНД и психофизиологии.Высшая
нервная деятельность(ВНД) — понятие, введенное И.П. Павловым,
в течение многих лет отождествлялось
с понятием «психическая деятельность».
Таким образом, физиология высшей нервной
деятельности представляла собой
физиологию психической деятельности,
или психофизиологию.
Хорошо
обоснованная методология и богатство
экспериментальных приемов физиологии
ВНД оказали решающее влияние на
исследования в области физиологических
основ поведения человека, затормозив,
однако, развитие тех исследований,
которые не укладывались в «прокрустово»
ложе физиологии ВНД. В 1950 г. состоялась
так называемая «Павловская сессия»,
посвященная проблемам психологии и
физиологии. На этой сессии речь шла о
необходимости возрождения павловского
учения. За уклонение в сторону от этого
учения резкой критике подвергся создатель
теории функциональных систем П.К. Анохин
и некоторые другие видные
ученые.
Последствия
Павловской сессии оказались весьма
драматичны и для психологии. В начале
50-х гг. ХХ в. имело место насильственное
внедрение павловского учения в психологию.
По утверждению А.В. Петровского (1967),
фактически наблюдалась тенденция к
ликвидации психологии и замене ее
павловской физиологией ВНД.
Официально
положение дел изменилось в 1962 г., когда
состоялось Всесоюзное совещание по
философским вопросам физиологии высшей
нервной деятельности и психологии.
Оно
было вынуждено констатировать существенные
изменения, которые произошли в науке в
послевоенные годы. Кратко характеризуя
эти изменения, необходимо подчеркнуть
следующее.
В
связи с интенсивным развитием новой
техники физиологического эксперимента,
и прежде всего с появлением
электроэнцефалографии, стал расширяться
фронт экспериментальных исследований
мозговых механизмов психики и поведения
человека и животных. Метод ЭЭГ дал
возможность заглянуть в тонкие
физиологические механизмы, лежащие в
основе психических процессов и поведения.
Развитие микроэлектродной техники,
эксперименты с электрической стимуляцией
различных образований головного мозга
с помощью вживленных электродов открыли
новое направление исследований в
изучении мозга. Возрастающее значение
вычислительной техники, теории информации,
кибернетики и т.д. требовали переосмысления
традиционных положений физиологии ВНД
и разработки новых теоретических и
экспериментальныхпарадигм.
Благодаря
послевоенным новациям существенно
преобразилась и зарубежная психофизиология,
которая до этого на протяжении многих
лет занималась исследованием
физиологических процессов и функций
человека при различных психических
состояниях (Хэссет,
1981). В 1982 г. в Канаде состоялся Первый
международный психофизиологический
конгресс, на котором была создана
Международная психофизиологическая
ассоциация и учрежден журнал «Международный
журнал психофизиологии» (International
Journal of Psychophisiology).
Интенсивному
развитию психофизиологии способствовал
и тот факт, что Международная организация
по исследованию мозга провозгласила
последнее десятилетие ХХ в. «Десятилетием
мозга». В рамках этой международной
программы проводились комплексные
исследования, направленные на интеграцию
всехаспектовзнания о мозге и принципах его работы.
Например, в 1993 г. при Институте ВНД и НФ
РАН был создан Международный
исследовательский центрнейробиологиисознания «Светлое пятно».
Переживая
на этой основе период интенсивного
роста, наука о мозге, и в том числе
психофизиология, вплотную подошла к
решению таких проблем, которые ранее
были недоступны. К их числу относятся,
например, физиологические механизмы и
закономерности кодирования информации,хронометрияпроцессов познавательной деятельности
и др.
Пытаясь
представить облик современной
психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет
три новых характеристики: активизм,
селективизм и информативизм.Активизмпредполагает отказ от представлений о
человеке как существе, пассивно
реагирующем на внешние воздействия, и
переход к новой «модели» человека
— активной личности, направляемой
внутренне заданными целями, способной
к произвольной саморегуляции.Селективизмхарактеризует возрастающую
дифференцированность в анализе
физиологических процессов и явлений,
которая позволяет ставить их в один ряд
с тонкими психологическими
процессами.Информативизмотражает переориентацию физиологии с
изучения энергетического обмена со
средой на обмен информацией. Понятие
информации, войдя в психофизиологию в
60-е гг., стало одним из главных при
описании физиологических механизмов
познавательной деятельности
человека.
Таким
образом, современная психофизиология
как наука о физиологических основах
психической деятельности и поведения,
представляет собой область знания,
которая объединяет физиологическую
психологию, физиологию ВНД, «нормальную»
нейропсихологию и системную психофизиологию.
Взятая в полном объеме своих задач
психофизиология включает три относительно
самостоятельных части: общую, возрастную
и дифференциальную психофизиологию.
Каждая из них имеет собственный предмет
изучения, задачи и методические
приемы.
Предметобщей психофизиологии— физиологические
основы (корреляты, механизмы, закономерности)
психической деятельности и поведения
человека. Общая психофизиология изучает
физиологические основы познавательных
процессов (когнитивная
психофизиология),
эмоционально-потребностной сферы
человека и функциональных
состояний.
Предметвозрастной психофизиологии—
онтогенетические изменения физиологических
основ психической деятельности
человека.Дифференциальная
психофизиология— раздел, изучающий
естественно-научные основы и предпосылки
индивидуальных различий в психике и
поведении человека.
Введение
ГБОУ
ВПО Саратовский государственный
медицинский университет им. В.И
Разумовского
Минздрав
социального развития России
Реферат
на тему:
«Предмет
и задачи психофизиологии»
Выполнила:
студентка 2курса 2группы факультета
клиническая психология Колозина Юлия
Саратов
2014
Содержание
Введение
Предмет
психофизиологииОсновные
цели и задачи психофизиологии
Заключение
Список
литературы
Психофизиология
человека — дисциплина, изучающая поведение
человека посредством исследования
духовных психических и физических
функций организма в их взаимосвязи и
взаимообусловленности.
Главными
целями психофизиологии являются:
а)
Получение данных о физических и
психических механизмах поведения в
целом, обогащающих теоретическую основу
психофизиологии.
б)
Использование теоретической информации
для предсказания поведения человека
(коллектива) в будущем, для оптимизации
управления человека своим поведением
и для эффективного внешнего управления
его поведением.
Психофизиология
использует как физиологические, так и
психологические методы. Независимыми
переменными (переменными, произвольно
изменяемыми исследователем) в
психофизиологическом исследовании
являются переменные, предъявляемые в
ходе физиологических или психологических
исследовательских процедур. Это может
быть предъявление дозированной физической
нагрузки, определенной сенсорной
стимуляции, задание вопросов, предъявление
задач, применение физиологических или
психологических тестов, моделирование
эмоциональной стрессовой ситуации и
т.д. Зависимые переменные — это
физиологические показатели, регистрируемые
в виде электродермограммы (ЭДГ),
электромиограммы (ЭМГ), электрокардиограммы
(ЭКГ), электроэнцефалограммы (ЭЭГ),
давления, объема, температуры и т.д., и
психологические показатели.
Предмет психофизиологии
Предметом психофизиологии,
как подчеркивал А.Р. Лурия, служит
поведение человека или животного. При
этом поведение оказывается независимой
переменной, тогда как зависимой переменной
являются физиологические процессы. По
Лурии, психофизиология — это физиология
целостных форм психической деятельности,
она возникла в результате необходимости
объяснить психические явления с помощью
физиологических процессов, и поэтому
в ней сопоставляются сложные формы
поведенческих характеристик человека
с физиологическими процессами разной
степени сложности.
Современная
психофизиология как наука о физиологических
основах психической деятельности и
поведения, представляет собой область
знания, которая объединяет физиологическую
психологию, физиологию ВНД, «нормальную»
нейропсихологию и системную психофизиологию.
Взятая в полном объеме своих задач
психофизиология включает три относительно
самостоятельных части: общую, возрастную
и дифференциальную психофизиологию.
Каждая из них имеет собственный предмет
изучения, задачи и методические приемы.
Предмет
общей психофизиологии — физиологические
основы (корреляты, механизмы, закономерности)
психической деятельности и поведения
человека. Общая психофизиология изучает
физиологические основы познавательных
процессов (когнитивная психофизиология),
эмоционально-потребностной сферы
человека и функциональных состояний.
Предмет
возрастной психофизиологии —
онтогенетические изменения физиологических
основ психической деятельности человека.
Дифференциальная
психофизиология — раздел, изучающий
естественно-научные основы и предпосылки
индивидуальных различий в психике и
поведении человека.
С
точки зрения Лурия, физиологическая
психология акцентируется на отдельных
физиологических процессах, лежащих в
основе психологических явлений,
тогда как центральной
задачей психофизиологии является
анализ целостных форм психологической
деятельности.
Главная
задача — причинное объяснение психических
явлений путем раскрытия лежащих в их
основе нейрофизиологических механизмов.
Психофизиология: исследования, меры и примеры
- Продукт
- Программное обеспечение iMotions
- Платформа iMotions
- Новые функции и выпуск 8.1
- Survey Tool
- API
- Ценообразование
-
- Биосенсоры
- Отслеживание взгляда: на основе экрана
- Отслеживание взгляда: очки
- Отслеживание взгляда: VR
- Программное обеспечение iMotions
- FEA — Анализ выражения лица
- EDA — Электродермальная активность (GSR)
- EEG — Электроэнцефалография
- ЭКГ — Электрокардиография
- ЭМГ — Электромиография
- Обзор услуг
- Внедрение
- Академия iMotions
- Семинары и обучение
0 Консультационные услуги
- Справочный центр
- Академия
- Психология
- Когнитивные процессы
- Эмоции / принятие решений
- Информатика
02
- Данные Машинные науки
- Данные Emotion AI
- Медицинские исследования
- Психиатрия
- VR-терапия
- Данные Машинные науки
- Психология
- Образование
- Образовательные исследования
- Электронное обучение
- Бизнес-школы Связь
- Поведенческие / нейроэкономические
- Потребительские нейронауки / нейромаркетинг
- Школы прикладных исследований
- НИОКР / инженерия
- UX / человеческий фактор
- Реклама / маркетинг
- Образовательные исследования
- Business
- Пользовательский опыт и интерфейсы
- Тестирование мобильных устройств / приложений / веб-сайтов
- Игры
- Техника и инженерия
- Дизайн и тестирование продукта
Взаимодействие программного обеспечения и машин
- Пользовательский опыт и интерфейсы
- Поведение потребителей
- Тестирование рекламы и рекламы
- Исследования покупателей и брендов
- Сенсорное тестирование
- Эффективность и обучение Полет / автомобилестроение
- Рабочая среда
- Индивидуальная производительность
- Развлечения
- Изучение водителей
- Архитектура / дизайн
- Психиатрия и взаимодействие с пациентами
- Обучение медицине / VR
- Тестирование устройств
- Ресурсы
- Истории успеха клиентов
- Руководства и брошюры
- Публикации
- Блог
- Вебинары
- События
- Кто мы
- О нас
- Вакансии
- Партнеры
- Пресса
- Продукт
- Academia
- Business
- Центр знаний
- Мои iMotions
- Свяжитесь с нами
- Программное обеспечение iMotions
- Платформа iMotions
- Новая платформа f0006 Особенности и выпуск 8.1
- Survey Tool
- API
- Цены
- Биосенсоры
- Отслеживание взгляда
- Отслеживание взгляда: на основе экрана
- Отслеживание взгляда: VR
- FEA — Анализ выражения лица
- Отслеживание взгляда
.
Психофизиология: поведение человека и физиологическая реакция — 4-е издание, Джон Л. Андреасси, 2000 г.
План этой книги состоит в том, чтобы предоставить студентам элементарную информацию об анатомии и физиологии различных систем организма, методах регистрации активности этих систем. , а также исследования и концепции, описывающие, как эти физиологические реакции соотносятся с психологическими аспектами поведения. По сути, я подтверждаю, что цель этого четвертого издания — познакомить начинающего студента с областью психофизиологии.Моя книга представляет собой исчерпывающий вводный курс для тех, кто плохо знаком с этой областью, будь то студенты старших курсов, аспиранты или профессионалы, которые плохо знакомы с этой областью и которым нужна основная информация. Студенты-психологи, и особенно те, кто изучает курсы, связанные с физиологией и поведением, физиологической психологией и психофизиологией, будут пользователями этой книги. Текст также будет ценен для студентов, изучающих поведенческую медицину, психосоматическую медицину, биологическую обратную связь, биомедицинскую инженерию, а также для тех, кто занимается другими науками о жизни, включая биологию и физиологию.
Область психофизиологии продолжает развиваться и расти все более быстрыми темпами. В этом четвертом издании есть как структурные, так и содержательные изменения. Теперь есть отдельные главы о пупиллографии и движениях глаз. Глава о движениях глаз была расширена, чтобы отразить растущий интерес к морганию глаз и его связи со стрессом и, особенно, с образцом испуга. Был добавлен раздел, посвященный работе над морганием, компонентом реакции испуга, поскольку он относится к вниманию, эмоциям и психопатологии.
Глава, посвященная прикладной психофизиологии, была разделена на неклинические (например, обнаружение обмана) и приложения для пациентов в клинических условиях (например, шизофрения). Таким образом, теперь в этой книге 19 глав по сравнению с 17 в третьем издании. Еще одно структурное изменение — добавление кратких резюме после каждого основного раздела книги. Кроме того, в это новое издание было включено Приложение о лабораторной безопасности. Часть этого Приложения касается опасений по поводу возможного распространения инфекционных заболеваний в психофизиологической лаборатории, мер по предотвращению этой возможности, а другая основная часть касается безопасности оборудования.
В содержание всех глав были внесены изменения, чтобы охватить некоторые из новых областей исследований, а также обновить результаты по традиционным темам, представляющим интерес. Появилась новая информация о мозговых волнах в памяти и восприятии (особенно об активности гамма-волн и десинхронизации, связанной с событиями). Исследования альфа-мозговых волн и интеллекта, а также новая информация о изображениях мозга (позитронно-эмиссионная томография и функциональная магнитно-резонансная томография) и поведении. добавлено. Представлены недавние исследования связанных с событиями потенциалов мозга в области памяти, внимания и интеллекта, а также использования потенциалов мозга в изучении обоняния.Обсуждаются новые данные о паттернах активности лицевых мышц в эмоциональных выражениях и о контроле центральной нервной системы над электродермальной активностью. Другие дополнения касаются изменений зрачков при обработке нагрузки и изменений сердечной деятельности в условиях стимулирующего и психологического напряжения на работе. Реактивность сердечно-сосудистой системы в различных условиях стресса, а также в зависимости от личностных и социальных факторов. , ,
,