Понятие психики — Студопедия
Тема 2 Психика и психические процессы.
Понятие и функции психики
Формы проявления психики
Познавательные психические процессы.
· Ощущение и восприятие.
· Внимание и память.
· Мышление и интеллект.
· Воображение, воля и эмоции.
Понятие психики
Психика — это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. Как всем фундаментальным понятиям, ему наиболее сложно дать определение. Многочисленные версии о природе психического можно свести к трем основным. По одной из них психика имеет нематериальную природу, это идеальная субстанция, независимая, извечная, обладающая собственной волей к развитию, самопознанию, совершенствованию. Согласно второй версии психика есть продукт деятельности мозга, психическая деятельность имеет рефлекторный характер, любое, даже очень сложное психическое явление можно разделить на отдельные акты стимула-реакции, проследить все зоны мозга, задействованные в том или ином психическом явлении, и нервные импульсы, протекающие в них. По третьей версии психика развивается на базе нервной деятельности и опирается на нервные структуры, но при этом ее нельзя свести к ряду электрохимических процессов мозга, она является надбиологическим образованием, совокупностью сложных программ, заложенных при жизни человека и гибко реагирующих на условия внешней среды.
психика— это субъективное отражение объективной действительности
в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде;
Функции психики:
1. Отражение воздействий окружающей действительности.
Психическое отражение действительности имеет свои особенности
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека.
Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого, ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, т. к. именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.
3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ. Общая психология
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ
Основными функциями психики являются отражениеи регулирование .
Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения» [4].
Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.
Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:
Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях
(по В. А. Ганзену[5])
Функциональная структура психики человека в психологических понятиях
(по В. А. Ганзену[6])
Функциональная структура психики (в психологических категориях), представленная в радиально-круговой системе координат
(По В. А. Ганзену[7])
Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат имеет явные преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше согласована с возможностями отражающей системы человека, здесь значительно нагляднее проявляются соотношения между компонентами психики.
Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Д. Н. Узнадзе и т. д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское «Ид» – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы:
Индивидуальное бессознательное:
– тень (аналог фрейдовского «Ид»)
– Анима и Анимус
– самость
Коллективное бессознательное
С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.
Литература:
1. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 4-т. – Тбилиси: Мецниереба, 1978.
2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
3. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. //Психол. журн. – 1982, т. 3.
4. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. – М.: Мысль, 1972.
5. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.
6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Понятие психики. Её функции, структура психики человека.
Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического строения организма, так и с уникальностью социальных связей и контактов человека.
Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Психология изучает свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
Основным понятием психологии является понятие психического образа.
Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Итак, психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты — общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх-Я»).
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Психика человека включает всебя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга.
Можно выделить 3 основные функции психики:
- отражение воздействий окружающего мира
- осознание человеком своего места в окружающем мире
- регуляция поведения и деятельности
Такая функция психики, как психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека.
В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности.
Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики.
Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.
Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Структура и функции психики — Студопедия
Психическое имеет двоякую форму существования:1) Объективная (первичная) — выражается в жизни и деятельности. 2) Субъективная(вторичная) — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе. Основными функциями психики являются отражениеи регулированиеЭти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.
Виды отражения: физическое, химическое, биологическое, психическое
Свойство отражения: активность, идеальность, субъективность
Ломов Б. Ф.:«Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения».
Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.
4/ Возникновение и развитие психики в филогенезе. Психика-высшая форма отражения субъектом действительности и форма регуляции взаимодействия с этой действительностью.Свойства психического отражения: идеальность(как противоположность материальному), субъективность(принадлежность активному субъекту), активность.Этапы развития психики в филогенезе(эволюционное развитие жизни на земле) онтогенез(от зачатия до смерти).Развитие психики в филогенезе – качественное изменение психики, происходящее в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой.
Леонтьев:
1 уровень – элементарной чувствит (сенсорный)- уровень псих отражения
2 уровень – предметного восприятия(перцептивный)
3 уровень – простейшего интеллектуального поведения
4 уровень — сознательного поведения(присущ только человеку)
.Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное — раб непосредственно воспринимаемой ситуации. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости — сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного. Второе — способности создавать и сохранять орудия. Животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям. Третья — передача общественного опыта. . Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.
5/Сознание человека в психологии — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.Состоит из сознательного и бессознательного.В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания: 1.Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.2.Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»).Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.3.Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).4.Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).5.Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).6.Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер: активность, избирательный характер, обобщенность и отвлеченность, целостность, константность, динамичность, искаженность, индивидуальный характер, способность к рефлексии.
6. Категория деятельности в психологии. Деятельность-целенаправленная активность,направленная на преобразование действительности или самого себя.Леонтьев разработал психологическую структуру деятельности, выделив 4 уровня:уровень отдельных деятельностей, уровень отдельных действий, уровень операций, уровень психофизиологических функций.Каждая деятельность порождается потребностью.Потребность-состояние объективной нужды чего-либо.Действие-процесс, направленный на реализацию цели, действие является основной структурной единицей деятельности.действие содержит 2 составляющие(акт сознания и акт поведения). Операция-конкретный способ выполнения действий.Операция появляется из действий в процессе освоения деятельности.Самый низкий уровень деятельности-психофизиологические функции(физиологические процессы, обеспечивающие психические процессы). Исходя из психологической классификации, деятельность имеет внешнюю и внутреннюю форму(но разделение условно).Виды деятельности:труд(деятельность направленная на создание общественно-полезного продукта в материальной или идеальной форме), учение(деятельность, направленная на овладение знаниями, учениями и навыками, необходимыми для дальнейшей трудовой деятельности),игра(первый вид деятельности, который появляется в онтогенезе). Ведущая деятельность -деятельность, которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии.Леонтьев выделяет 3 признака ведущей деятельности:1. Возникают и дифференцируются новые виды деятельности.2. В ведущей деятельности изменяется личность.3. Перестраиваются психические процессы (внимание, память, мышление).
.
7/Действие — это элемент деятельности, определяемый простейшей целью, не раздожимой на более простые. Хотя действия могут быть не только двигательные, но и умственные (мыслительные, мнестические),
Важнейшим внешним проявлением отражения человеком окружающей его реальности являются его двигательные реакции. Именно посредством движений, действий осуществляется воздействие человека на предметы и явления материального мира как активный процесс взаимодействия с ним.
Следует выделять инстинктивные и приобретенные движения. Инстинктивные движения — это единственная форма непроизвольных моторных актов, тогда как все другие действия относятся к произвольным, даже если они в дальнейшем и автоматизировались (например, ходьба, письмо, завязывание узлов и др.).
С течением времени действия становятся все более и более сознательными. Это уже настоящие волевые действия, хотя в ранней стадии их становления отдельные этапы волевого акта выражены и неодинаково. Чаще в это время можно проследить лишь «побуждение — принятие решения — выполнение решения», ибо в этой стадии развития ребенку почти не приходится принимать специальных волевых усилий для преодоления препятствий.
По мере накопления некоторого опыта, появления новых запросов и интересов, новых потребностей волевые действия усложняются. С большей четкостью теперь выступают отдельные основные этапы волевого процесса, включая борьбу мотивов, выбор средств, рассмотрение плана действий и т.д. Усложняющиеся условия существования организма требуют постоянного адекватного реагирования, что выражается то в задержке движений, то в их усилении, замене одних движений другими и т.п.
волевые действия, разделяют их на сложные и простые.
Сложное волевое действие — наиболее совершенная форма деятельности человека, требующая очень большого участия в нем мышления и внимания.
Простое волевое действие отличается от сложного тем, что оно требует не специального осмысления, но постоянного внимания при его выпал-нении, ибо образовалось оно в силу частого повторения сложного, т.е. в свое время достаточно обдуманного и прошедшего все этапы волевого акта. Простое волевое действие по своей структуре ничем не отличается от сложного — его «прародителя», ибо уход «из сферы сознания» не означает «уход из коры».
формируются навыки и умения. Навыки могут быть (учебные, производственные, спортивные и т.д.) двигательными, сенсорными, умственными; они могут сочетаться между собой. Навыки облегчают деятельность, но могут сделать ее шаблонной, поэтому они должны быть гибкими. Формирование навыка проходит три этапа: аналитический, синтетический и автоматизации. В одних случаях навыки могут способствовать образованию новых (перенос навыка), в других — тормозить их развитие (интерференция навыков). При снижении деятельности и тем более при ее прекращении происходит деавтоматизация навыка. При эмоциональном возбуждении может отмечаться временная деав-томатизация навыка. Поэтому небезразлично, например, в каком эмоциональном состоянии оперирует хирург. Умениями называются элементы деятельности, которые позволяют делать что-либо с высоким качеством. Умения включают автоматически выполняемые части (навыки), но в целом являются частью деятельности, контролируемой сознанием (во всяком случае — в конечной цели и в основных промежуточных пунктах).
Действия и поступки, которые совершаются автоматически, могут стать привычными. Привычки фиксируют потребность делать что-либо определенным образом. Привычки могут быть нравственными, трудовыми, умственными, культурного поведения, санитарно-гигиеническими и т.д. Физиологической основой привычки являются сформировавшиеся функционально-динамические системы.
8/Способности — индивидуально-психологические особенности личности, которые выражают ее готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.
Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств, движения, составляющих природную основу способностей.
Уровни развития способностей:
репродуктивные и творческие способности (воспроизведение прошлого опыта и высокая степень участи личности в деятельности)
талант (высокий уровень развития специальных способностей)
гениальность (развитие выдающихся способностей в нескольких областях)
Понятие психики. Функции психики. Психич процессы, св-ва и состояния — Мегаобучалка
Вопрос 1: Понятие психологии, предмет психологии.
Психология- это наука, изучающая общие закономерности развития и функции психики, как особый формы жизнедеятельности.
Предметом психологии является ПСИХИКА.
Психика-это системное свойство высокоорганизованной живой материи (нервная система, нервные узлы), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира ( получение информации об окружающем мире)
Психические процессы
Познавательные процессы (когнитивные)- связаны с восприятием и обработкой информации (произвольные\непроизвольные) | Эмоциональные(непроизвольные) | Волевые (всегда произвольные)- наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных в принятие решений, преодоление трудностей, управлением своим поведением. |
Ощущения,
Восприятия Представления Память Воображение Мышление Речь | Аффекты
Эмоции Чувства Настроения Эмоцион стрессы Возбуждения Радость Злость | Принятие решений
Преодоление трудностей Борьба мотивов Управление своим поведением |
Предмет Психологии – закономерные связи субъекта с природными и социокультурным миром, запечатлённые в системе чувственных и умственных образов этого мира; мотивах, возбуждающих человека действовать, а также в самих действиях, переживаниях, своего отношения к людям, самому себе, в свойствах личности, как ядре этой системы.
Вопрос 2: методы психологии.
Основной задачей психологической науки стала разработка таких объективных методов исследования, которые опирались бы на обычные для всех остальных наук приемы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекание этой деятельности.
Метод наблюдения.
Метод эксперимента. От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое- либо явление, может произвольно менять условия, при которых оно совершается, и наблюдая результаты такого вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления.
Экспериментально- генетический метод. Имеет большое значение для детской (генетической) психологии. С его помощью экспериментатор может исследовать происхождение или развитие у ребёнка тех или иных психических процессов, изучать, какие этапы в него включены, какие факторы его определяют.
Экспериментально-патологический метод. С его помощью исследуют изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов.
Метод измерения. Измерение внешних стимулов, которые задаются экспериментаторов (вес предметов, интенсивность раздражителей, время и тд) и определение порогов ощущения, соответствующих этим стимулам.
Шкалирование.
Метод тестирования. Даёт возможность получения качественной и точной хар-ки психологич явления, а также возможность сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практич задач.
Метод опроса. Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованном(опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента.
Вопрос 3: Связь психологии с другими науками.
Психология тесно связана с философией. Иногда психологию называют дочерью философии, тк психология развивалась в рамках философии. Психология также тесно связана с математикой, потому что психология использует в своих исследованиях математическую статистику. Психология связана с естественной наукой –физиологией. Эти науки дают психологии прочные научные основы. Также психология связана с кибернетикой, педагогикой, медициной, социологией.
Вопрос 4: Структура современной психологической науки.
Современная психология имеет много направлений, например таких как:
· Педагогическая психология. –направлена на изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека.
· Психология труда- направлена на деятельность человека и изучение психологии организации труда
· Медицинская психология- изучает поведение больного. В ней также (нейропсихология: изучает мозговые структуры; психофармакология: изучает влияние лекарств на больного; психотерапия: изучает использование средств на психич больного)
· Военная психология
· Судебная психология- подразделяется на юридическую, криминальную, исправительно-трудовую психологию
· Психология спорта
· Психология торговли
· Спец психология- изучает психич явления, которые возникают в разных организованных группах
· Возрастная психология- оногинез психич процессов, занимается мозговой патологией.
Вопрос 6: Понятие психики. Функции психики. Психич процессы, св-ва и состояния.
Психика- это системное св-во высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом, не отчуждающей от него картины этого мира, и регуляции на эитой основе своего поведения и деятельности.
Психика— это способность мозга отображать объективную действительность в форме ощущений, представлений, мыслей и других субъективных образов объективного мира. Психика человека проявляется в таких трех видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Можно выделить 3 основные функции психики:
1. Отражение воздействий окружающего мира. Отражение будет субъектным, тк каждый человек видит мир по- своему. На этом отражении мы «пишем» картину мира, себя, других людей и регулируем поведение.
2. Осознание человеком своего места в окруж мире (обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объективном мире)
3. Регуляция поведения и деятельности (отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой стороны- регулируют этот процесс, составляя внутреннее поведение и деятельность)
Закономерности психических проявлений. 3 категории.
Психич процесс- системный ряд действий, фиксирующийся в сознании, который характеризуется динамикой и спецификой, разворачивающейся во времени.
К психическим процессам относятся:
Познавательные:
| Эмоциональные
| Волевые
|
Ощущения
Восприятия Представления Внимание Память Мышление Воображение Речь Чувствительность | Эмоции
Чувства Аффекты Стресс | Борьба мотивов
Принятие решений Постановка цели |
Психические состояния- это интегрированное отображение субъектом внутренних и внешних состояний, иногда без их отчетливого осознания.
Психич св-ва- фиксируют непосредственно данность субъекта, отображающую его индивидуальную сущность.
Регулятивная функция психики.
Когнитивная эмоциональная волевая
(познавательная)
Непроизвольн произвольн
Произвольн непроизвольн
На эмоции мы воздействуем через волю. Эмоциональная регуляция имеет слабые компенсаторные возможности. Недостаток интеллекта компенсируется за счет волевой регуляции. Недостаток волевой регуляции может компенсироваться эмоцион и когнитивной регуляцией.
К волевым качествам относятся: мужество, находчивость, решительность.
Структура и функции психики — Студопедия
Психическое имеет двоякую форму существования:
1) Объективная (первичная) — выражается в жизни и деятельности.
2) Субъективная(вторичная) — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе.
Основными функциями психики являются отражение и регулирование.
Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.
Ломов Б. Ф.:»Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения».
Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.
Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:
Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях (по В. А. Ганзену):
Функциональная структура психики человека в психологических понятиях (по В. А. Ганзену)
Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат (по В. А. Ганзену):
Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Д.Н. Узнадзе и т.д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного.
Свойства психики (по Веккеру)
Предметность (проективность). Это способность психики воспринимать внешний физиологический сигнал, а потом проецировать созданный образ обратно во внешний мир. Выражается в том, что, отражая внешний мир с помощью своих психических структур, мы потом формулируем этот процесс в терминах предметов внешнего, независимого от нас мира.
Субъектность.Имея в своей основе физиологический механизм работы органов чувств, человек его не замечает и не осознаёт. В то время как тело говорит на языке биохимических реакций, психика – на языке образов (ощущений, восприятий и представлений).
Например, чувствуя поглаживания кожи, человек не осознаёт раздражение тактильных рецепторов.
Чувственная недоступность.Субъект-носитель не замечает своего процесса построения психического образа, а видит только конечный результат. Психика не доступна наблюдению напрямую, а только через внешние репрезентации либо с помощью интроспекции.
Например, человек слышит голос знакомого человека, но он не замечает то множество процессов, которые предшествовали построению образа «голоса знакомого человека».
Спонтанная активность. Психика интегрирует различные воздействия и конечный её результат зачастую непредсказуем, хотя и детерминирован.
Например, «Ну и что, что голова болит и мороз на улице, я всё равно пойду в институт».
4.1. Понятие психики и ее основные функции
Раздел 4. ФУНКЦИЯ, СТРУКТУРА И ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
Темы раздела:
4.1.Понятие психики и ее основные функции
4.2.Структура психики. Психические процессы, психические состояния
ипсихические свойства
4.3.Сознание как высшая форма психического отражения
4.4.Сознание и бессознательное
Психика определяется как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.
Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню соответствует физиологическая форма отражения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфической для человеческой психики наивысшей ступенью отражения – сознанием. Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека человеком.
50
Психическое отражение не зеркально и не пассивно – это активный процесс, связанный с поиском и выбором способов действий, адекватных складывающимся условиям. Особенностью психического отражения является субъективность, т. е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью.
Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовывать этот мир в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.
4.2. Структура психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства
Все многообразие психических явлений в психологии принято разделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти формы тесно связаны между собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики.
Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные.
Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. По уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами. Подобно психическим процессам психические состояния можно разделить на когнитивные (сомнение и т. д.), мотивационно-волевые (уверенность и т. д.) и эмоциональные (счастье и т. д.).
Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными. К ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния.
Психические свойства – это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта.
4.3. Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания
Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого существования. В философии проблема сознания освещается в связи с соотношением идеального и материального (сознание и бытие), с точки зрения происхождения (свойство высокоорганизованной материи), с позиции отражения (отражение объективного мира). В более узком значении сознание понимается как человеческое отражение бытия, воплощаемое в социально выраженных формах идеального.
В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.
Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который высту-
пает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений.
Другой аспект психологического анализа категории сознания в психологии близок к тому, как понимают сознание в естественных науках: физиологии, психофизиологии, медицине. Этот путь изучения сознания представлен исследованиями состояний сознания и их изменений. Состояния сознания рассматриваются как некоторый уровень активации, на фоне которого происходит процесс психического отражения окружающего мира и деятельность. Традиционно в западной психологии выделяют два состояния сознания: сон и бодрствование.
Сны как психологическую реальность ввел в психологию З. Фрейд. Он рассматривал сны как яркое выражение бессознательного. В понимании современных ученых во сне продолжается переработка информации, полученной в течение дня. Причем центральное место в структуре сновидений играет подпороговая информация, на которую в течение дня не было обращено должного внимания, или информация, не ставшая достоянием сознательной обработки. Таким образом, сон расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивает необходимую психологическую защиту.
Состояние бодрствования также неоднородно: в течение дня уровень активации постоянно меняется в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов. Можно выделить напряженное бодрствование, моменты которого соответствуют периодам самой интенсивной умственной и физической деятельности, нормальное бодрствование и расслабленное бодрствование. Напряженное и нормальное бодрствования называют экстравертированными состояниями сознания, так как именно в этих состояниях человек способен на полноценное и эффективное взаимодействие с окружающим миром и другими людьми.
PSYCHE — Структура и функции
1
2
PSYCHE
СТРУКТУРА И ФУНКЦИЯ
Dante Roberto Salatino
Титульная страница: Semiosphere 300030003 Diego Andrs
9000 Salatino
Эта работа посвящена двум гениям, которые сделали это возможным: — Родольфо Ллинсу, за предоставление своих открытий, с большинством структурных биологических аспектов, на которых поддерживается психика.- Зигмунду Фрейду за то, что он научил нас психической функции и заставил нас понять, что
, помимо связи с духовным или религиозным, является неизбежной реальностью, которую необходимо принимать во внимание, потому что она является определяющим фактором того, чем является человек. как мужчина.
4
Вносится в установленный законом депозит 11,723.
—
Все права защищены, в том числе права на перевод на иностранные языки. Никакая часть
этой книги не может быть воспроизведена или передана в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими
, включая фотокопию, запись или любую систему хранения и поиска информации
, без письменного разрешения автора.
—
ISBN 978-987-33-5702-2
—
Первое настольное издание — 2014
ОБ АВТОРЕ
Специалист в области клинической кардиологии и диагностики по изображениям —
Медицинский факультет — Национальный университет Куйо — Мендоса —
Аргентина.
Системный аналитик и программист.
Доктор психолингвистики — факультет философии — национальный
Университет Куйо — Мендоса — Аргентина.
Исследователь и профессор искусственного интеллекта в
Мехатроника — Инженерный факультет — Национальный университет Куйо — Мендоса — Аргентина.
Исследователь и профессор общей психологии, факультет философии, Национальный университет
Куйо, Мендоса, Аргентина.
5
Благодарности
Я хочу, в частности, поблагодарить следующих друзей, которые самоотверженно сделали доброжелательный
критичным к этой работе.
Хорхе Муоз-Руата Centro Universitario Villanueva UCM
Университет Майкла Бркнера Наресуан
Университет Мегавати Сукарно Малайзия Саравак
M Рамачандра Мохан Бангалорский университет
Off Tolga Soyata National University of Rochester 9000 Уганда
Роберт Мосс Вашингтонская медицинская группа
Chin-Hsiang Cheng National Cheng Kung University
Claudio Messori Azienda Unit Sanitaria Locale Parma
Christopher James Davia — Центр исследований конгнитной науки Университет Susex
Eric Steven Hall United States Environmental Агентство охраны
Вектор М.Кастельский национальный совет по научным и техническим исследованиям Университет Куйо
Анг Ангус Расми Университет Пендидикан Султан Идрис (UPSI)
Загребский университет Давора Виркеса
Университет Абдессамада Музуна Мохаммед V Агдаль
Марсиско Гонслевес
Марсиско Гонслвесид 4 di Ricovero e Cura a Carattere Scientifico San Raffaele Pisana
Я благодарю также всех тех, кто так или иначе сделал возможным это предприятие.
6
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОЛОГ ………………………………. ………………………………………….. ………………………….. 9
ВВЕДЕНИЕ ………….. ………………………………………….. ………………………………………. 13
ПЕРВЫЙ ЧАСТЬ: ПСИХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ………………………………………. ………………………… 15
ГЛАВА 1…………………………………………… ………………………………………….. ……………………….. 15
1.1. НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ………………………………….. 15
1,1 .1. НЕЙРОН ………………………………………… ………………………………………….. ………. 15
1.1.2. ОБЩАЯ СИСТЕМА ВОСПРИЯТИЯ ……………………………………….. ……………………… 17
1.1.3. Оливково-мозговая система ………………………………………. ………………………….. 19
1.1.4. ТАЛАМОКОРТИКАЛЬНАЯ СИСТЕМА ………………………………………… ……………………….. 23
1.1.5 КОРА МОЗГА …………. ………………………………………….. ……………………………. 24
1.1.5.1. КОРТИКАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ………………………………………… …………………………. 26
1.1.6. НЕЙРОБИОЛОГИЯ УРОВНЕЙ СОЗНАНИЯ ………………………………………. 31
1.1.7. ОБЪЕМ ПАМЯТИ …………………………………………. ………………………………………….. …………….. 32
1.2. ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЯ …………………………………………. ………………………………………… 34
НЕЙРОХИМИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ …………………………………………………. 34
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ………………… ………………………………………….. …………………………. 34
МОДУЛЯТОРНЫЕ СИСТЕМЫ ………….. ………………………………………….. …………………………….. 35
1.2.1. НЕЙРОН ………………………………………… ………………………………………….. ………. 37
1.2.2. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ВОСПРИЯТИЯ ………………………………………………….. …………….. 40
1.2.3. ОЛИВЕЦЕЛЕБЕЛЛАРНАЯ СИСТЕМА ………………………………………… …………………………. 44
ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ ЗЕРБЕЛЛЫХ МРАКОВ ……….. ………………………………………. 46
ДЖЕЙКОБСОН ТЕОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕМПОРАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ
ОЛИВЦЕБЕЛЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ………………………………… …………………………………….. 50
1.2.4. ТАЛАМОКОРТИКАЛЬНАЯ СИСТЕМА ………………………………………… ……………………….. 54
1.2.5. КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА ………………………………………… ………………………………………… 60
1.2.6. УРОВНИ СОЗНАНИЯ ……………………………………….. ………………………….. 62
1.2.6.1. РЕГУЛИРУЮЩИЙ ПРОЦЕСС УРОВНЕЙ СОЗНАНИЯ ……….. 62
1.2.7. ПАМЯТЬ: ЕГО ВИДЫ И РАБОТА…………………………………………… ………. 65
ГЛАВА 2 …………………………….. ………………………………………….. ……………………………………… 70
ЛОГИЧЕСКАЯ- ТРАНСКУРСИВНАЯ ОСНОВА ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 70
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………. ………………………………………….. ………………… 70
2.1. НЕЙРОН …………………………………………………………… ………………………………………. 77
2,2 . ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ВОСПРИЯТИЯ ……………………………………….. ……………………………… 80
2.3. Оливково-мозговая система ………………………………………. ………………………………… 86
2.4. ТАЛАМОКОРТИКАЛЬНАЯ СИСТЕМА ………………………………………… ……………………………… 91
2.5. СПЕЦИФИКАЦИЯ ………………………………………. ………………………………………….. ………………….. 93
2.6. КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА ………………………………………… ………………………………………….. ….. 97
7
2.7. СТРУКТУРНАЯ ПАМЯТЬ ………………………………………… ……………………………………… 100
2.8. УРОВНИ СОЗНАНИЯ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ………………………….. 102
2.9. Сон, сновидения и галлюцинации ……………………………………… ….. 107
2.9.1. МЕЧТЫ ………………………………………… ………………………………………….. …….. 108
2.9.2. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ………………………………………… …………………………………. 111
2.10. ПАМЯТЬ, ВОСПОМИНАНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВО В СООТВЕТСТВИИ С ТРАНСУРСИВНОЙ ЛОГИКОЙ
…………………………………………… ………………………………………….. ………………………….. 112
2.10.1. ВОСПОМИНАНИЯ…………………………………………. ………………………………………….. ………. 115
2.10.2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВО …………………………………………. ………………………………………….. ……….. 119
ГЛАВА 3 ……………………………. ………………………………………………………… ………………………. 122
ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА — ПО СТРУКТУРЕ ……….. …………….. 122
ВВЕДЕНИЕ ……………………….. ………………………………………….. ……………………………… 122
3.1. МЫСЛЬ И ИДЕИ ……………………………………… ……………………………. 122
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ …………………………………………….. …………………….. 129
ГЛАВА 4 ………………. ………………………………………….. ………………………………………….. ……… 129
ФИЛОГЕНА ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА …………………………… …………………………. 129
ВВЕДЕНИЕ …………… ………………………………………….. ………………………………………….. 129
4.1. ФИЛОГЕНЕЗ ……………………………………….. ………………………………………….. ………… 129
4.2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ …
.
Концепция коллективного бессознательного у Юнга
Концепция коллективного бессознательного Юнга была разработана в то время, когда он работал с пациентами с шизофренией в психиатрической больнице Бургхольцли. Хотя первоначально Юнг следовал фрейдистской теории бессознательного как Архетипы составляют структуру коллективного бессознательного — Самым важным из всех является «Я», которое является архетипом архетипа проявляются через архетипических образов во всех Слово «компенсация» относится к тому, что Юнг считает психической версией гомеостаза, то есть способности тела поддерживать определенное равновесие и стабильность. Таким образом, архетипы Коллективное бессознательное является универсальным данным, означающим, что каждый человек наделен этим психическим архетипическим слоем. Мы также можем описать его как универсальную библиотеку человеческих знаний или мудреца. Юнг утверждал, что религиозная жизнь должна быть связана с опытом архетипов коллективного бессознательного . Таким образом, сам Бог Юнг о коллективном бессознательном
Дополнительные ресурсы:
http://amzn.to/2FJJmi0. https://amzn.to/2NSHtXD. здесь, чтобы узнать больше … |
.
Основные понятия функций
Примечание. Это вторая часть серии «Функции». Чтобы просмотреть другие части, щелкните ссылку ниже.
Часть I: Введение в функции
Часть II: Основные понятия функций
***
В первой части этой серии мы обсуждали, что функция — это связь между двумя наборами, где для каждого значения в первом наборе есть ровно одно соответствующее значение во втором наборе. Мы нарисовали большие кубики, разрезали их на единичные кубики и нашли образец количества кубиков с 3, 2, 1 и без раскрашенных граней.
Рисунок 1 — Раскрашенные кубики и нарезанные на единичные кубики.
Мы выяснили, что если куб имеет сторону n единиц, если мы закрасим все его грани и разрежем на единичные кубики, будут выполнены следующие отношения:
Если
f (n) = количество основных кубов (кубов с 0 окрашенной гранью) куба с длиной стороны n
г (n) = количество кубиков стенки (кубики с 1 окрашенной гранью) куба с длиной стороны n
h (n) = количество краевых кубов (кубов с 2 окрашенными гранями) куба с длиной стороны n
k (n) = количество вершин (кубов с 3 окрашенными гранями) кубов с длиной стороны n
, затем
f (n) = (n — 2) 3 = n 3 — 9n 2 + 27n — 27
г (n) = 6 (n-2) 2 = 6n 2 — 24n + 24
h (n) = 12 (n-1) = 12n- 12
к (п) = 8
Чтобы дать вам более четкое представление о функциях, давайте рассмотрим еще несколько примеров:
1.) Соотношение y = 2x является функцией, поскольку ясно, что для каждого значения x существует ровно одно соответствующее значение y .
2.) Если человек работает с почасовой оплатой, мы можем сказать, что его зарплата является функцией от времени (количество часов), обозначенного как f (t) , которое он проработал. Если мы допустим s как зарплату и t как время, мы можем написать s = f (t) . Связь — это функция, поскольку для любого количества отработанных часов существует точная соответствующая зарплата.
3.) Соотношение f (x) = (x — 2) 3 является функцией, потому что для каждого x существует ровно одна f (x). Некоторые из значений x и f (x) показаны на крайней левой диаграмме на рисунке 1.
Рисунок 2 — Отображение представления функций и отношений.
4.) Отношение h ( x ) = 8 , является функцией, поскольку для каждого x существует только одно значение для f ( x ) , то есть 8 .Сопоставление показано на центральной диаграмме, показанной на рисунке 1.
5.) Отношение x = y 2 , как показано на рисунке 2, не является функцией, потому что мы можем найти x с разными значениями f (x). Например, если x = 4 , тогда y 2 = 2 и y 2 = -2 . Отображение элементов s = y 2 показано на самой правой диаграмме на рисунке 1.
Рисунок 3 — График x = y в квадрате.
6.) Единственными возможными значениями n в нашей задаче о кубе являются целые числа больше 1 . У нас не может быть куба с дробной длиной, например, 5,6 метров, потому что наше условие требует разрезать куб на единичные кубы (кубы с длиной стороны 1 единицу). Более того, n не может иметь отрицательных значений, поскольку отрицательное количество единичных кубов не имеет смысла. Возможные значения n, , которые делают значение f (n) разумным, называются областью функции.
7.) В соотношении h (n) = 12n — 12 количество реберных кубов h (n) зависит от длины стороны n куба. Например, если n равно 100 , мы можем легко вычислить значение h (n) . Мы называем n нашей независимой переменной и h (n) нашей зависимой переменной . Обратите внимание, что не все h (n) имеют соответствующее значение n . Например, значение h (n) = 21 не имеет соответствующего значения n .
8.) Независимо от значения n , k (n) = 8 . Мы называем k постоянной функцией . На рисунке 3, если мы позволим нашей области быть набором действительных чисел, тогда у нас будет горизонтальная линия.
Рисунок 4 — График k (n) = 8.
9.) Иногда функции называются по буквам их имен, не включая независимую переменную. Например, вместо f (x) мы можем назвать его просто f .
10.) Степень функции — это высшая степень упрощенного многочлена. Глядя на упрощенную формулу выше, мы видим, что f имеет степень 3, g имеет степень 4 и h имеет степень 1. Функции с третьей степенью называются кубическими функциями , со степенью 2 — квадратичные функции и функции со степенью 1 называются линейными функциями .
11.) Для некоторых функций определен домен.Если спецификации нет, предполагается, что домен представляет собой набор действительных чисел. Область действия функции h (n) = 12n — 12 — это набор целых чисел больше 1. Возможные значения f (n) называются диапазоном h (n). Следовательно, домен h (n), равен 2, 3, 4 и так далее, а его диапазон h (n) равен 12,24,36 и так далее, или набор положительных целых чисел, кратных 12 .
12.) Функция подобна машине, в которой каждый ввод освобождает один (и только один) вывод. На рисунке 5 (слева) значения x — это наши входные шары, а значения f ( x ) — наши выходные шары. Как видите, каждый входной шар возвращает единственный выходной шар; то есть шарик того же цвета. То же самое и на рисунке справа (где h (x) — наши выходные шары), даже если значения всех выходных шаров одинаковы.
Рисунок 5 — Функциональная машина
Напротив, на рисунке 6 каждый входной шар имеет два выходных шара. Это означает, что отношения не являются функцией.
Рисунок 6 — Отношение, которое не является функцией.
В следующем посте мы обсудим тест горизонтальной и вертикальной линии и их связь с определением и свойствами функций.
.