Произвольное внимание: чем обусловлено, определение с примерами

Содержание

Произвольное внимание. Развитие произвольного внимания, нарушения и коррекция

Внимание проявляется не само по себе, а в процессе проявления таких познавательных функций, как мышление, восприятие, память. Оно является показателем динамики происходящих психических процессов, поэтому развитое произвольное внимание – непременное условие качественного выполнения любого дела.

Развитие произвольного внимания ребёнка

Важнейшую роль в развитии произвольного внимания ребёнка играет… игра. Именно она вызывает эмоциональный интерес, т.е. стимулирует непроизвольное внимание, на основе которого затем выстроится внимание произвольное. Во время игры у ребёнка формируются основные элементы волевых действий, таких как постановка цели, принятие самостоятельного решения, составление плана действий и его выполнение, приложение усилий для преодоления препятствий и, наконец, оценка конечного результата своих действий.

Развитие речи у ребёнка-дошкольника способствует развитию восприятия и формированию произвольного внимания. Уровень формирования речи напрямую связан с уровнем развития произвольного внимания, и поэтому игры на формирование речи благоприятствуют развитию произвольного внимания. Во время игры условия и требования, озвученные взрослым, помогают ребёнку овладеть произвольным вниманием.

Развивая произвольное внимание, не обойтись без воспитания силы воли, и в этом вопросе педагогам и родителям важно проявлять разумную требовательность. Разумеется, строгость и требовательность старших не должны вызывать у ребёнка страх, ведь в противном случае результат окажется плачевным – от нежелания заниматься до душевной травмы и комплекса неполноценности.

Однако опираться только на интерес в работе с детьми старшего дошкольного возраста тоже нельзя. Их нужно научить сосредоточиваться на занятиях, которые необходимы, даже если они не вызывают интереса. Неумение работать приведёт к плохому усвоению материала на последующих занятиях в школе. Ребёнок может понимать, что быть внимательным – это важно, но этого недостаточно, произвольному вниманию нужно учиться. Для дошкольника это означает научиться:

•   принимать все усложняющиеся инструкции,

•   удерживать их, сохраняя внимание, в течение всего занятия,

•   развивать в себе навыки самоконтроля.

Игры на произвольное внимание

Развитие произвольного внимания происходит постепенно, по мере развития каждого из его свойств (устойчивости, распределения, объёма, концентрации, переключаемости). Эти свойства развиваются независимо друг от друга, и их освоение неравномерно.

Для развития произвольного внимания с успехом используются разные виды игр. Это могут быть подвижные игры на внимание, развивающие разные его свойства или игры на произвольное внимание, предполагающие внимательность, усидчивость, неподвижность.

Ниже мы приводим несколько игр, хотя не сомневаемся, что при желании Вы без труда найдёте сколько угодно игр, подходящих для именно Ваших обстоятельств.

Игра «Бывает – не бывает»

Эта игра развивает слуховое внимание и помогает научиться распределению внимания. Для игры понадобится мяч. В ходе игры взрослый произносит короткое высказывание и бросает мяч. Ребёнок должен поймать его, если то, о чем говорил взрослый, бывает. Если такого не бывает, мяч ловить не нужно. Например, можно использовать такие высказывания:

•   Мышка бежала, кошку поймала.

•   Зелёный крокодил по лесу бродил.

•   В вазе у Наташки расцвели ромашки.

•   Над рекой росла метла.

•   Под кустом сидит лиса.

•   На кувшинке лягушка позвонила подружке.

•   Иван принёс проросший овёс

•   и так далее.

Не обязательно использовать рифмы, можно придумывать на ходу: «муха сочиняет пьесу», «Витя рассыпал игрушки» и т.д.

Игра «Найди меня».

Для этой игры понадобится раздаточный материал – листы с буквами, напечатанными без пробелов. Кто скорее отыщет спрятанное слово, тот и молодец. Кто найдёт больше всех слов, тот и выиграл. Например:

араимтсьвлрпаратинакинооатмтил

миаоаоплисаполеконьаттьилилвал

сливамтмтмтароперокашатитилпли

делсимимиимоаонебоводатеньмта

итдыняселорткепакошкамбаньавти

Как вариант, для детей постарше можно использовать одно длинное слово, с тем чтобы из его букв составить новые слова – такой вариант хорошо подходит для игры двоём. В этом случае после окончания заданного времени (например, один из игроков скажет: «Стоп!») игра останавливается, игроками называются найденные слова, все совпавшие вычёркиваются, и побеждает тот, у кого в результате слов останется больше. Взрослый (или словарь) поможет удостовериться, что слова существуют и написаны грамотно.

Игра «Что исчезло?»

Для игры понадобится не менее семи-восьми разных мелких предметов. Взрослый называет каждый из них их и коротко характеризует. Затем просит ребёнка закрыть глаза, убирает один из предметов и предлагает открыть глаза, посмотреть и вспомнить, чего не хватает.

Нарушения произвольного внимания

Нарушения произвольного внимания затрудняют или даже делают невозможным восприятие и изучение объекта окружающего мира. Причины нарушения произвольного внимания могут быть разными. Среди них:

•   стрессы;

•   интоксикация;

•   перенесённые инфекционные заболевания;

•   сосудистые нарушения головного мозга;

•   нейро-эндокринные процессы;

•   атрофические и дегенеративные изменения структур головного мозга;

•   органические поражения мозга.

При истощении нервной системы у любого человека может возникнуть астеническое состояние. Причиной, как правило, служат перенапряжения разного рода, истощающие нервную систему. Это могут быть и хронические недосыпания, и переживания, и умственные перегрузки, и ослабившие организм перенесённые инфекции, и интоксикация. В этом случае человеку трудно сконцентрировать внимание, сосредоточиться на выполнении задания, его раздражают и отвлекают любые посторонние звуки.

Слабая устойчивость внимания, рассеянность часто отмечаются у пожилых людей, это связано с началом проявления склероза сосудов головного мозга. Локальные поражения лобных долей головного мозга приводит к трудностям с переключением внимания.

Классификация нарушений произвольного внимания отражает нарушение его отдельных функций:

— Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте. Это нарушение концентрации внимания.

— Уменьшение объема воспринимаемой информации – ограничение её количества. Это нарушение объема внимания.

— Скачкообразность, лабильность внимания – постоянная смена занятий и интересов. Это нарушение устойчивости внимания.

— Инертность (малоподвижность) внимания – проявление нарушения его переключаемости или патологическая фиксация на чём-то.

— Истощаемость внимания – нарушение его интенсивности в процессе работы.

Коррекция произвольного внимания

Поскольку нарушения произвольного внимания в большинстве случаев имеют временных характер и связаны с физическими и эмоциональными перегрузками, при правильном подходе можно достичь хороших результатов в коррекции. С этой целью используются методы психолого-педагогической коррекции, иглорефлексотерапия, электростимуляция коры и подкорковых структур мозга токами малой интенсивности, ноотропы, стимуляторы мозговой активности. Помочь выявить проблему и назначить лечение должен врач (невролог, психиатр), основываясь на тщательном предварительном обследовании.

Особо хочется остановиться на проблеме коррекции нарушений произвольного внимания у старших дошкольников, ведь без хорошо развитого произвольного внимания они не смогут усвоить необходимую информацию на занятиях. Для успешной коррекции произвольного внимания необходимо прежде всего выявить причины и факторы невнимательности. Это могут быть:

•   слабая мотивация;

•   недостаточные волевые качества;

•   недостаток базовых учебных знаний и умений;

•   неумение планировать;

•   неумение контролировать свою деятельность;

•   недостаточность психических функций;

•   нарушение динамики психических процессов.

Выявив причины, можно работать над коррекцией произвольного внимания. Прежде всего она будет направлена:

•   на повышение психической активности ребёнка;

•   на развитие способности регулировать психическую деятельность;

•   формирование желательной модели поведения;

•   на коррекцию эмоциональных отклонений.

Так, дети с психической истощаемостью нуждаются в контроле: нагрузки должны правильно распределяться и чередоваться. Такие дети нуждаются в достаточных паузах для отдыха и в «физкультминутках» для физической разрядки. Объем заданий должен повышаться постепенно, с учётом улучшения состояния. Если родители и педагоги всё делают правильно и нагрузка рассчитана адекватно, то наградой станет повышение работоспособности ребёнка и проявление активности и интереса на занятиях.

Для коррекции произвольного внимания у детей с повышенной тревожностью следует прежде всего устранить ситуации, которые их беспокоят, приводя к эмоциональному перенапряжению. Это могут быть устные ответы перед всем классом (с места или у доски). Такие дети нуждаются в ободрении, похвале, повышении самооценки, воспитании уверенности в себе и в своих силах. Проверять задание у таких детей желательно индивидуально, в устном или письменном виде.

Дети, имеющие дефицит знаний и умений и невнимательные по этой причине, нуждаются в заданиях, соответствующих их возможностям.

Гиперактивные дети для коррекции произвольного внимания нуждаются в организации рабочего места на глазах у родителя или педагога, при этом на рабочем столе не должно быть отвлекающих внимание предметов. Время от времени они нуждаются в движении, и их нельзя в этом ограничивать, но можно разумно использовать эту особенность: на занятиях такой ребёнок может собрать тетради, или вымыть доску, или принести мел.

При повышенной психической истощаемости, слабой воле и низкой мотивации учебный материал можно подавать, связывая его с той информацией, которая для ребёнка значима. Пусть ребёнок, самостоятельно или со взрослым, подумает, как в жизни ему могут пригодиться те или иные знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Элементы соревнования, игры, поощрения в виде флажков, баллов и т. д. помогают мотивировать таких детей и улучшают произвольное внимание.

Одной из причин нарушений произвольного внимания у детей может быть недостаточный психический тонус. В этом случае внимание быстро истощается, а умственная работоспособность снижается. В этом случае полезно использовать самомассаж, дыхательные упражнения, растяжки, релаксацию, упражнения на стабилизацию общего тонуса тела.

Роль родителей в коррекции произвольного внимания ребёнка крайне велика: от них требуется терпение и особый подход, спокойное поведение, умение избежать конфликта, доверительные и доброжелательные взаимоотношения с ребёнком, позитивность.

Профилактика нарушений произвольного внимания предусматривает тренировку основных его параметров: интенсивности, объема, устойчивости, переключаемости, концентрации.

Развивать внимание никогда не поздно! В игровой форме, с удовольствием и пользой для себя, можно развивать внимание с помощью развивающих игр, используя тренажеры для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии и воспитании!

 

Фото: Ars Electronica

Произвольное внимание: избирательность и переключение

Внимание играет важную роль в жизни человека, помогая обеспечить безопасность существования. За счет него происходит концентрирование мыслей на реальных или несуществующих предметах, повышение навыков и знаний человека. Эволюция человеческого сознания привела к развитию внимательности, которая проявлялась в обобщении мыслей и углубленном изучении интересующего предмета.

Внимание и внимательность представляет собой конкретное состояние сознания, помогающее сосредоточить или направить мысли в нужное направление. Оно участвует в познавательной и исследовательской работе человека, которая помогает лучше и полнее отразить жизнедеятельность людей.

Внимательность зависит от психологических процессов, протекающих в организме, связано с интеллектуальными способностями человека, эмоциями и восприятием окружающего мира.

Черты, характеризующие внимание:

  • Объем. Измеряется количеством предметов, на которые нужно направить внимание в короткий период. Объем определяется специально разработанными приборами. Установлено, что в одну секунду человек обращает свой взор на 4–6 предметов.
  • Предметность. Способность разделять поток импульсов, учитывая поставленные цели, актуальность и необходимость поступающих сигналов.
  • Переключение внимания. Учитывается переключение внимания с одного явления на другой за конкретный промежуток времени. В жизни переключение внимания играет главную роль и требуется постоянной работы. Переключаемость внимания помогает познавать окружающий мир без вреда для здоровья, так как объем внимания человека невелик и состоит из индивидуальных особенностей. Кому-то легче дается, кому-то наоборот. Переключение внимания требует затрат нервной системы и усилий воли.
  • Распределение. Способность концентрироваться одновременно на нескольких разнородных объектах.
  • Сосредоточение. Поддержание концентрации на предмете достаточное количество времени для получения достоверной информации о качествах и характеристиках.
  • Концентрирование. Концентрация на предмете продолжительное время, переключение на другие малозначащие объекты и действия, возвращение на первоначальный предмет.
  • Устойчивость. Способность концентрироваться на одном и том же предмете, не отвлекаясь от него.

Виды внимания

МозгМозг

В психологии существует 3 вида способности, различающиеся по происхождению и методом работы:

  1. произвольное;
  2. непроизвольное;
  3. послепроизвольное.

Направление и удержание мыслительного процесса бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное проявление — простой вид внимания. Оно носит пассивный, вынужденный характер, проявляется само по себе, без участия человека. В отличие от него произвольное состоит из обратных характеристик. Развитие произвольного внимания зависит от концентрации мыслей на необходимом объекте или действие.

Непроизвольное внимание

Это старый вид способности в жизнедеятельности человека. Причины проявления этого процесса нужно искать в связи физических и психических процессах, которые разделены на следующие категории:

  • Внешние раздражители.

Сюда входят причины, относящиеся к внешним раздражителям, ее силой проявления. Непроизвольное внимание направлено на объекты издающие шумы, яркое свечение, сильные запахи. В психологии установлено, что человек сильнее реагирует на звуки ночью, даже в тех случаях, когда днем не отреагировал бы на них. Причины такого поведения заложены в человеке природой и нужно как чувство самосохранения. Непроизвольное внимание происходит вне зависимости от желания и намерений.

  • Внутреннее состояние человека.

Влияние внешних сил окружающей среды оказывает неодинаковое действие на состояние человека в разные промежутки времени. Такое состояние зависит от внутренних переживаний, здоровья и от других причин.

  • Направленность действий субъекта.

Степень концентрации зависит от интересов человека, профессии, увлечений, хобби. Поэтому направление субъекта влияет на непроизвольное внимание и ее работу. Например, учитель русского языка обращает внимание на орфографические ошибки, работник ГИБДД на нарушение правил дорожного движения.

  • Отношение к ситуации.

Интерес к объекту или действию вызывает положительную или отрицательную реакцию у людей. Такое проявление эмоций нужно для дальнейшего разделения раздражителя в сознании. Негативные или приятные эмоции вызывают непроизвольное внимание у человека, например, приятная внешность или интересный сюжет фильма надолго приковывает взгляд.

Произвольное внимание

Отсутствие вниманияОтсутствие внимания

Произвольное внимание характеризуется зависимостью от сознания, поставленных целей и задач. Оно появилось в результате трудовых и умственных усилий. В жизни называется еще волевым или специальным. Человек осознано направляет мышление на решение задачи, которая ему неинтересна, но требует немедленной затраты сил и интеллекта.

Произвольное внимание помогает подавлению непроизвольного, борется с ее проявлениями. Функцией такого вида является слежение за психическими процессами сознания, в этом и состоит ее отличие от других видов. Произвольное внимание создается в ходе сознательной работы человека и наделено социальными причинами проявления.

В жизни способность появляется при общении детей со взрослыми. Родители, выделяют какое-то явление и указывают на него ребенку. В ответ ребенок обращает внимание на указанный предмет и реагирует на него. Произвольное внимание связано с эмоциями, интересом, с жизненным опытом человека, влияет на их работу. Развитие способности обязано сознанию человека. Произвольное внимание растет и развивается вместе с ребенком начиная с 2 летнего возраста.

Послепроизвольное внимание

В психологии существует еще послепроизвольное внимание, для которого необходимо усилие воли и направление сознания человека. Послепроизвольным называется такой вид, при котором оценка результата выполняемой работы и полученный результат становится не так важны для человека, как сам процесс работы и ее содержание.

Внимание человекаВнимание человека

Задания выполняется не только из-за необходимости, происходит появление увлечения и интерес при ее правильном выполнении. На этом этапе развитие произвольного внимания продолжается. Оно переходит на новый уровень, став послепроизвольным. И имеет схожие с ним черты, важную роль для него играет концентрация, интеллектуальная работа и трудовая деятельность человека.

Принцип работы внимания

В ходе проведенных опытов и исследований в психологии появились новые данные о принципах и механизмах работы внимания. Внимание человека работает по принципу отбора раздражителей. Этот процесс происходит только в состоянии бодрствования, благодаря работе мозговой деятельности.

Бодрствование человека проходит несколько этапов, крепкий сон меняется полудремою, после чего перетекает в спокойное бодрствование. Такое состояние называется еще состоянием покоя. После него наступает этап активного бодрствования, который переходит в эмоциональное возбуждение или беспокойство.

Исследование избирательности показало, что оно активнее работает в состоянии повышенного бодрствования. Ее работа снижается в момент наступления расслабления или спокойного бодрствования.

Состояние человека носит непрерывный характер и устанавливает степень работы нервных процессов. Этот процесс представляет собой сложную работу организма и зависит от здоровья. Сюда входят:

  • движение;
  • чувствительность;
  • обмен веществ;
  • сердечно – сосудистая система;
  • работа мозга.

Избирательность представляет собой предпочтение субъекта в выборе предмета изучения. Ее работа связана с состоянием внутреннего самочувствия человека и работы мозга. В результате исследований ученые пришли к выводу, что внимание связано c корой и подкорковыми образованиями головного мозга.

Тест корректурной пробы устойчивости внимания

Тест корректурной пробы помогает выявить степень концентрации, устойчивости, позволяет определить переключаемость. Для его проведения нужно подготовить специальный тест-бланк и секундомер. Бланк состоит из напечатанных в неодинаковом порядке русских букв, на котором нужно за конкретный период зачеркнуть только буквы «к» и «р», после чего происходит оценка выполненного задания.

Тест содержит специальную программу, которая сверяет условия задания с полученным результатом. Тест нужно проводить в спокойной приятной обстановке, не создавая дискомфортных условий для испытуемого.

Произвольное внимание

Категория внимания выступает одной из фундаментальных в рамках современной психологической науки.

Определение 1

В научной литературе под вниманием понимается особое свойство человеческой психики, сосредоточенность и направленность сознания человека на определенном объекте (объектах) при одновременном игнорировании, отвлечении от других.

Произвольное внимание как одна из фундаментальных категорий психологии

В отечественной психологии принято выделять произвольное, непроизвольное и постпроизвольное внимание. В зависимости от волевых усилий вовлеченность, характер направленности, сосредоточенности психической деятельности может носить произвольный либо непроизвольный характер. В ситуации вовлеченности личности в осуществление какого-либо вида деятельности без определенных волевых усилий направленность, сосредоточенность психических процессов имеет непроизвольный характер. Если же осуществление деятельности требует сосредоточения, волевых усилий, речь идет о произвольном характере внимания.

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 2

Главной характеристикой произвольного внимания выступает тот факт, что оно управляется сознательными устремлениями, сознательной целью. Данный вид внимания выступает тесно связанным с волей личности, является выработанным в результате трудовых усилий.

Функции внимания

Основными функциями внимания выступает обеспечение избирательности процессов познания, целенаправленности деятельности личности, активизации выбранного вида деятельности. Избирательность познавательных процессов позволяет человеку оперировать лишь теми информационными данными, которые выступают актуальными для него в текущий момент времени. Сосредоточение, удержание внимания на определенном объекте или объектах, переключение внимания с одного вида деятельности на другой позволяет поддерживать, сохранять целенаправленность деятельности.

Определение 3

В свою очередь, под направленностью понимается избирательный характер психической деятельности, выбор ее объектов, сохранение деятельности на определенный временной период.

При внимательном отношении к определенному объекту, он оказывается в центре сознания личности, тогда как все остальное вытесняется на периферию воспринимаемого. Благодаря вниманию отражение выбранного объекта в сознании личности становится отчетливым, ясным, мысли и представления удерживаются до момента завершения деятельности, до достижения поставленных целей. Таким образом, внимание обеспечивает реализацию функций регуляции и контроля деятельности.

Свойства внимания

Внимание как психическое свойство характеризуется рядом свойств, включая следующие:

  • устойчивость – временной параметр внимания, длительность внимательного отношения к выбранному объекту. Устойчивость внимания во многом определяется объектом внимания, который должен постоянно меняться, обнаруживать перед субъектом деятельности качественно новое содержание. Длительность внимательного отношения к объекту обусловлена также индивидуальными личностными особенностями;
  • концентрация внимания – свойство личности, позволяющее ей сосредотачиваться на выбранном объекте, игнорируя все другое;
  • распределение внимания в современной научной литературе интерпретируется как субъективно переживаемая способность личности одновременно удерживать в центре внимания несколько объектов;
  • переключаемость внимания представляет собой свойство личности перемещать внимание с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой, способность ориентироваться в изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания носит индивидуальный характер, отличается у различных индивидуумов.

Таким образом, произвольное внимание выступает одним из необходимых условий эффективности деятельности, позволяя личности достигать поставленных целей, запланированных результатов.

Различают внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное

Непроизвольное внимание играет немалую роль в процессе обучения. О непроизвольном внимании следует говорить в том случае, когда направленность и сосредоточенность сознания не обусловлены волевым актом человека.

В появлении такого внимания играют роль привычки человека, соответствие раздражителя внутреннему состоянию организма, постоянное ожидание чего-либо и т. д. Непроизвольное внимание имеет в своей основе безусловный ориентировочный рефлекс, проявляющийся в постоянной готовности отвечать на вновь появившийся раздражитель.

Одним из факторов, вызывающих процесс непроизвольного внимания, являются сильнодействующие раздражители.

Очень сильные слуховые, зрительные, кожные, обонятельные, проприоцептивные, органические раздражители, действующие порознь на отдельные анализаторы или комплексно на ряд анализаторов, вызывают процесс непроизвольного внимания.

К факторам, организующим процесс непроизвольного внимания, следует отнести контрастные раздражители.

Непроизвольное внимание привлекают также эмоционально значимые раздражители. Объекты, которые вызывают чувство радости, удивления, эстетические чувства, чувства гнева и другие, вместе с тем вызывают и непроизвольное внимание.

Произвольным вниманием называется такое внимание, которое возникает под влиянием сознательно поставленной цели и волевого усилия.

Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью.



Произвольное внимание возникло в процессе трудовой деятельности. Произвольное внимание к чему-либо устанавливается в результате осознания необходимости быть внимательным именно к этому объекту или действию. В произвольном внимании отчетливо видна деятельность второй сигнальной системы.

Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произвольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решающее значение в развитии произвольного внимания имеют школа и занятия, связанные с пребыванием в ней. Внимание взрослого человека развивается и совершенствуется вместе с личностью.

Различают также внешненаправленноеи внутринаправленноевнимание.

Внешненаправленное внимание – выделение объектов во внешней среде.

Внутринаправленое внимание – выделение идеальных объектов из фонда самой психики.


Активность внимания произвольное внимание, непроизвольное, послепроизвольное.

Направленность внимания (внутринаправленное и внешенаправленное внимание) состоит в том, что объекты имеющие в данное время для человека жизненное значение, привлекают к себе его внимание, а другие объекты, не имеющие такого значения, остаются вне его.

Сосредоточенность внимания (высокая, низкая, очень низкая) это процесс углубления в деятельность, отвлечения от всего, что не имеет к ней отношения.

Направленность и сосредоточенность внимания связаны с направленностью личности, ее убеждениями, интересами, зависят от способностей, особенностей темперамента и характера этой личности.

Широта внимания (объем внимания, распределенность внимания) равномерная распределенность сознания на несколько объектов.

На этой стадии еще нет устойчивого внимания. Устойчивость внимания приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности.

Объем внимания определяется количеством объектов, которые одновременно охватываются вниманием, которые человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Средний объем внимания у взрослых людей равен 4–6 знакам, а у детей – 3-4 знакам. При предъявлении слов – до 14 знаков. Объем внимания увеличивается по мере упражнения, предварительного ознакомления с объектами и приобретением знаний о них. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития.

Распределением внимания называется такая организация психической деятельности, при которой человек одновременно выполняет два и более различных действий направленность сознания на наиболее значимые объекты.

Распределение внимания – обязательное условие в ряде профессий, в том числе, в профессии медицинского работника. От умения распределять внимание часто зависит правильная организация и производительность труда. Распределение внимания – не врожденное качество, его можно развивать путем упражнений.

Концентрация внимания интенсивная направленность сознания на наиболее значимые объекты.

Концентрация и объем внимания зависят как от особенностей личности и ее состояния, так и от характера деятельности, на которую направлено внимание, и от его объекта.

Болезнь может снизить способность к концентрации внимания по разным причинам: из-за слабости клеток головного мозга, сниженной активности, астенизации. Это нередко отмечается и при некоторых соматических заболеваниях.

Особенностью внимания является его устойчивость (устойчивое внимание, неустойчивое), т. е. возможность длительной концентрации внимания на определенном объекте.

Чем более однообразны операции, предметы, входящие в действие, тем большего напряжения внимания требует это действие. Чем меньше отвлекающих возбудителей имеется в окружающей среде, в мыслях и переживаниях человека, в его организме (болевые ощущения и т. д.), тем легче сохраняется устойчивость внимания.

В связи с этим в целях психогигиены на предприятиях, где работа требует напряженного внимания, следует устранять отвлекающие факторы.

Устойчивости внимания способствует смена объектов деятельности и выполняемых действий. Однообразие всегда утомительно.

Колебание внимания представляет собой периодически повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему.

Психологически это выражается в снижении внимания к основному объекту деятельности и возникновении внимания в направлении новых объектов. Однако с помощью волевого усилия, т. е. словесной сигнализации, внимание вновь возвращается к основному объекту деятельности, как только нервные клетки, выполняющие эту деятельность, за период тормозного состояния восстановят свою работу.

Переключение внимания (легкое, трудное). Это произвольный перевод внимания с одного объекта или вида деятельности на другой объект или вид деятельности.

Переключение внимания зависит от значимости того объекта или деятельности, в сторону которых изменяется направленность внимания. Оно зависит также от интереса: более интересные объекты или виды деятельности облегчают процесс переключения внимания в их сторону. Переключение внимания зависит от волевых качеств личности.

Интенсивность внимания (высокая, низкая).

Отвлекаемость внимания. Это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней или внутренней.

Внешняя Отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным.

Внутренняя Отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, при отсутствии интереса и чувства ответственности за то дело, которым в данный момент занят человек.

Рассеянность. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени – направленность сознания на параллельное выполнение нескольких действий. Рассеянность внимания одно из состояний дезорганизованности сознания.

Встречается два вида рассеянности: рассеянность мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на чем-либо одном. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и узости внимания.

Подлинная рассеянность – человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Причиной подлинной рассеянности могут быть неврастения, малокровие, болезнь носоглотки, затрудняющая поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющая кислородное питание мозговых клеток.

Иногда рассеянность есть результат физического и умственного утомления и переутомления, результат тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности может быть перегрузка мозга с большим количеством впечатлений, а также разбросанность интересов.

Рассеянность иногда возникает в результате смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей или в результате интоксикации организма.

Добровольное решение. Добровольное внимание

§ 11. Добровольное внимание. — Добровольное определение
может быть либо решимостью выполнить определенные движения тела, либо
решимость уделять внимание определенным объектам. Внимание, насколько это
следует за явным желанием присутствовать, называется добровольным
внимание. Все внимание, которое не инициировано таким образом, является непроизвольным или непроизвольным.
спонтанный. Когда мы посещаем не просто без явного желания
присутствовать, но в противовес такой воле
в строгом смысле непроизвольно, а не просто непроизвольно.Хороший
иллюстрацию произвольного внимания можно найти в «некоторых
психологические эксперименты, в которых экспериментатор фиксирует свои
внимание на неинтересный объект, чтобы наблюдать явления
сопровождение процесса фиксации. Он решает заняться
объект ради наблюдения за тем, что происходит, когда он
Это. Спонтанное и произвольное направление внимания не являются
просто различны: они также антагонистичны. Каждый желает
избегайте бесполезных волнений и беспокойств; но ни у кого нет так хорошо отрегулированного ума
как иметь возможность отвлечь свои мысли от непоправимых
несчастья и неизбежные источники беспокойства.Когда из-за
переутомление, наши умы ночью осаждаются предметом, который
занимали нас днем, мы тщетно пытаемся успокоиться
отдыхать. Мы будем изгонять навязчивые мысли; но мы не можем держать
настойчиво увеличивать усилие; и как только он расслабится,
спонтанное движение внимания повторяется, и убийства
сна ». *

* Авторская аналитическая психология, т. i., стр. 241.

« Все умственные тренировки и дисциплина зависят от
победа «произвольного внимания.»Обычно это занимает
время. Решение уделить внимание непривлекательному предмету
может быть успешным только после повторных усилий с последующими повторными
неудача. Ум сначала блуждает, и ему нужно снова и снова
напомнил о своей задаче. Мы формируем дизайн, чтобы заниматься
определенная тема. Как только этот дизайн будет выполнен, мы прекращаем
думать об этом и о мотивах, которые его побудили. Вместо этого мы думаем
предмета, который мы решили изучить.Но это
Предмет, ex hypothesi, неинтересен. Следовательно, он не может
привлечь внимание. Соответственно, наши мысли блуждают от точки, и
должны быть отозваны новым усилием воли. Это прерывистый
чередование внимательности и невнимательности может продолжаться до
Усталость и утомление заставляют отказаться от задачи. С другой стороны,
интерес может возрасти по мере улучшения предмета изучения
известный. Когда это происходит, периоды концентрации становятся
постепенно продлевается, пока необходимость в сознательных усилиях не исчезнет
существовать.Таким образом, функция произвольного внимания в таких случаях заключается в том, чтобы
создать спонтанное внимание. Когда это не удается, он производит только
истощение и отвращение. Человек, обреченный провести всю свою жизнь в
постоянно повторял попытки сосредоточить его внимание на безнадежно
неинтересная тема, сойдет с ума, покончит жизнь самоубийством или погрузится в
состояние комы. Добровольное внимание по совпадению принадлежит
область интеллекта и практической воли. Это
«разумное поведение» и, как и внешнее поведение, подлежит
к моральному закону.В интеллектуальной морали основная добродетель
терпение ». *

* Авторская аналитическая психология, т. i., стр. 242.

Добровольная решимость присутствовать на спектаклях является большим и важным
участвуют в более сложных формах обсуждения. Мы можем сравнить
значение противоречивых мотивов по отношению к общей системе нашего
жизни; и мы можем обнаружить, что рассматриваемое с этой точки зрения
определенный мотив или группа мотивов не имеют силы и значимости
который он должен иметь.Затем мы можем попытаться дать ему эту силу
и известность, добровольно обратив наше внимание на определенный
направление. Таким образом, кандидат, готовящийся к экзамену, может найти в
у него сильная склонность к лени, соблазняющая его провести день
в праздности. Вначале он может очень смутно осознавать особую
соображения, делающие такой курс нецелесообразным: но он может
в то же время знайте, что эти соображения важны, и что если он
пренебрегает ими, он будет горько сожалеть об этом.Это вначале может
не является мотивом, достаточным для принятия определенного решения
заниматься работой, а не отдыхать; но может быть достаточно
вызывают добровольное решение зафиксировать внимание на причинах
для работы, и, таким образом, чтобы дать этим причинам силы и
живость, которой им изначально не хватает. Таким косвенным способом он может
принять четкое и эффективное решение приступить к работе с уверенностью
и энергия. Именно в таких случаях сознание
свобода наиболее заметна.В таких случаях мы не только будем
действовать, но так, как мы поступаем по своей воле. Добровольное определение
действовать по вопросам из добровольного решения присутствовать; и
добровольное желание присутствовать напрямую и, очевидно, зависит от
контролирующее влияние концепции Самости в целом.

.

добровольное внимание — это … Что такое добровольное внимание?

  • Добровольное студенческое объединение — (VSU) — это политика, известная в Австралии, согласно которой членство в университетских студенческих организациях и уплата членских взносов в них являются добровольными. Добровольный студенческий профсоюз был реализован в Австралии и в Оклендском университете… Википедия

  • Внимание — это когнитивный процесс внимания к одному аспекту окружающей среды при игнорировании других.Внимание — одна из наиболее активно изучаемых тем в психологии и когнитивной нейробиологии. В 1890 году Уильям Джеймс в своем учебнике…… Википедия

  • внимание — внимание, прил. п. / euh ten sheuhn /; interj. / euh ten shun /, сущ. 1. акт или способность присутствовать, особенно. направляя ум на объект. 2. Психол. а. концентрация ума на одном объекте или мысли, особенно. предпочтительно один…… Универсал

  • добровольно — [[t] vɒ̱ləntri, AM teri [/ t]] ♦♦♦ 1) ADJ Добровольные действия или действия совершаются потому, что кто-то выбирает их, а не потому, что они были вынуждены их делать.Обращаем внимание на специальный добровольный курс коммерческого французского … … Английский словарь

  • Нейронные механизмы, лежащие в основе смещения внимания — Окружающая среда полна различных объектов, особенностей и сцен, которые конкурируют за наше внимание. К сожалению, человеческий разум ограничен в своей способности обрабатывать информацию, и одновременная обработка не может происходить без…… Wikipedia

  • Усталость направленного внимания — (DAF) — это неврологический феномен, который возникает в результате чрезмерного использования тормозных механизмов внимания мозга, которые справляются с поступающими отвлекающими факторами, сохраняя при этом концентрацию на конкретной задаче.Самая большая угроза для данного объекта внимания — это…… Wikipedia

  • Дорсальная сеть внимания — Дорсальная сеть внимания (DAN) — одна из двух сенсорных систем ориентирования в человеческом мозге, другая — вентральная сеть внимания. Он участвует в произвольном (сверху вниз) ориентировании и демонстрирует повышение активности после предъявления сигналов… Wikipedia

  • Сдвиг внимания — происходит из-за того, что человеческий мозг ограничен в способности обрабатывать информацию, и одновременная обработка не может происходить без значительных затрат.[1] Следовательно, переключение внимания необходимо, поскольку оно позволяет нам перенаправить внимание на…… Wikipedia

  • Психология интереса — Психология интереса † Католическая энциклопедия ► Психология интереса (лат. Интерес; фр. Intérêt; нем. Interesse). Психическое состояние, называемое интересом, привлекло много внимания в недавней психологической литературе. Это в основном…… Католическая энциклопедия

  • Свобода воли — • Вопрос о свободной воле, моральной свободе или свободе воли школьников входит в число трех или четырех наиболее важных философских проблем всех времен в Католической энциклопедии.Кевин Найт. 2006. Свободная воля Свободная воля… Католическая энциклопедия

  • Развитие ребенка — Чтобы узнать о других значениях, см. Развитие ребенка (значения). Изучение развития ребенка относится к биологическим, психологическим и эмоциональным изменениям, которые происходят в человеке между рождением и концом подросткового возраста, по мере того, как человек прогрессирует… Wikipedia

  • .

    Развитие добровольного внимания

    Когда вы нацеливаетесь на что-то, это означает, что вы будете реагировать на определенный стимул и записывать его в своем подсознании. Если эта информация известна как важная или актуальная, то она передается в область постоянного хранения в мозгу для хранения в качестве хранилища, а также для последующего извлечения при желании. Однако для того, чтобы все это произошло, для начала необходимо привлечь ваше «внимание» к стимулу. Если вы не обращаете на это внимания, то он улетучится вместе с множеством других данных, которые вы понимаете, но не обращаете внимания.Уровень ума, который требует от вас реакции, чтобы запомнить и сохранить любой стимул, называется «вниманием».

    Вы заметите, что некоторые мысли и идеи находят немедленный отклик, и эта информация автоматически сохраняется без особых усилий с вашей стороны в виде данных в вашем хранилище. Это называется «непроизвольным» вниманием, или вниманием, которое не является принудительным, поскольку оно естественно. Вы естественным образом обращаете внимание на то, что вам нравится. Это внимание проявляется из-за вашего врожденного любопытства и желания узнать больше о предмете.Это действительно инстинктивное явление.

    «Произвольное» внимание — это второй вид внимания. Это то, что вам нужно сделать, чтобы заставить себя узнать больше о предмете, который может не часто вас интересовать. Это требует работы и использования воли. Для этого необходимы практика и обучение.

    Практика добровольного внимания:

    Вот несколько успешных решений, которые помогут вам найти поведение произвольного внимания i.е. развлечься тем, что вам неинтересно.

    1. Совершенствуйте свое искусство наблюдать или замечать вещи, , который является первым шагом в улучшении вашей памяти. Для этого сначала нужно выбрать тему, которая может вас не сильно заинтересовать. Постарайтесь рассмотреть его в мельчайших деталях, а затем закройте глаза и посмотрите, можете ли вы запомнить эту вещь, ее длину, осязание, ощущение, окраску, состояние, ширину, вес и т. Д. Откройте глаза, снова исследуйте вещь и воспроизведите ее. процесс.Поначалу все это может показаться очень утомительным, но вскоре вы автоматически начнете быть более наблюдательными, а также обнаружите, что добровольно начинаете интересоваться всем, что происходит вокруг вас.

    2. Устранение отвлекающих факторов: Среди необходимых элементов, необходимых для оказания внимания, является устранение отвлекающих факторов. Просто когда вы уделяете чему-то безраздельное внимание, вы можете научиться и правильно выполнять. Это означает, что вам нужно уменьшить все такие вещи, как громкая болтовня, телевизор, радио или музыка, которые могут отвлекать вас от того, что вы изучаете или на чем сосредотачиваетесь.Если ваш ум отвлечен, постарайтесь выжить и сконцентрируйтесь на деталях.

    3. Сохраняйте фокус и концентрацию в процессе обучения или запоминания. Вы заметите, что если вы действительно сосредоточены и концентрируетесь на изучении и сохранении некоторой информации, все остальное вокруг вас становится неактуальным, и вы не можете заставить себя обратить внимание ни на что другое. Это тот тип фокуса, который вам нужно создать для изучения того, на что вы настроили свой мозг.Люди, которые выступают за многозадачность, обычно неспособны делать что-либо полностью и самоотверженно.

    4. Держите свои мысли в курсе . Недостаточно уменьшить внешние отвлекающие факторы, ваш разум также должен быть свободен от внутренней болтовни. Это требует, чтобы ваши мысли были целенаправленными и на правильном пути. Если вы завариваете чашку чая, но при этом думаете о том решении, на которое вы рассчитываете, вы можете добавить в чай ​​соль, а не сахар. Это простой пример необходимости сосредоточиться на поставленной задаче.

    5. Заинтересоваться . Изучение текста или темы, в которой вы не участвуете, — верный способ, поэтому вы не сможете вспомнить или вспомнить то, что к ней относится. Это потому, что вам не нравится уделять внимание предмету. Чтобы начать следить за этим выпуском или темой, вы должны создать к нему привязанность. Такое развитие интереса произойдет только благодаря самодисциплине и тренировке вашего мозга.

    6. Получите мотивацию . Развивайте свое любопытство по теме, повышая мотивацию к ее изучению.Ставьте перед собой небольшие цели и цените себя, когда вы их достигнете. Также поставьте себе цели, которые должны быть выполнены в определенные сроки, и снова подбодрите себя, когда вам удастся выполнить определенное задание вовремя. Цели и сроки вдохновляют. И впоследствии мотивация подталкивает к обучению и способствует обострению памяти. Поскольку вы полны решимости учиться, пожалуйста, помните, вы получите необходимый процент, таким образом, становясь более прибыльным и успешным.

    7. Неформальная команда вашему подсознанию запоминать то, что вы пытаетесь изучить, — это еще один действенный метод. Бессознательное предупреждается о необходимости помнить о том, что вы сознательно вводите в мозг. Это также помогает в процессе сохранения памяти и увеличения памяти.

    8. Используйте «временные рамки». Если вы хотите просмотреть новую информацию, сядьте в тихом месте и поставьте таймер. Дайте себе только «Х» времени, чтобы прочитать и осмыслить статью.Затем нужно дать себе десять минут на чтение статей и 20 минут на запоминание информации. Предварительно определенное «поле времени» позволяет вам сосредоточиться на значительном расстоянии, чтобы вы ограничили достаточно времени, в котором вы хотите работать. Вы будете впечатлены тем, насколько хорошо это работает, ведь вы не позволяете себе отвлекаться. Это имитация ситуации, которую вы можете часто поддерживать, когда разбираетесь в экзамене, а времени мало.

    Искусство и практика сосредоточения внимания заставляют материю прилипать к вашему сознанию, даже если вы обязаны научиться.

    Есть и другие физические способы, которыми вы можете работать над усилением внимания и внимания. Они могут показаться простыми, тем не менее, они имеют большое значение для возникновения c

    .

    Развивайте осознанность, чтобы управлять своим произвольным вниманием

    Как вы знаете из личного опыта, нервная система нашего мозга склонна отвлекаться. Только подумайте, сколько раз в день вы проверяете свою электронную почту, свою любимую ленту в социальных сетях или просто смотрите в космос?

    Итак, если мы хотим усилить наше произвольное внимание — внимание, которое мы напрямую контролируем, — мы должны улучшить нашу концентрацию и нашу способность проактивно завершать нашу работу.

    Первый шаг в этом процессе включает повышение осведомленности .Обучение этому начинается с простого, но удивительно мощного упражнения — упражнения на осознание внимания. В качестве периода отслеживания для этого упражнения выберите интервал в четыре часа в течение рабочей недели или выходных. Затем выберите инструмент отслеживания внимания, который вам подходит: ручка и бумага, функция заметок на смартфоне или устройство для диктовки. Каждый раз, когда ваше внимание блуждает, вы теряете фокус или вас прерывают другие или вы, сделайте пометку на своем инструменте отслеживания внимания.

    Вы можете придумать разные символы, чтобы обозначать свои личные «отвлекающие факторы». Например, у меня были клиенты, которые использовали решетки для обозначения количества раз, когда их внимание отвлекалось, и сокращали обозначения людей, вещей, идей и эмоций, например, P = человек, F = чувство, C = ребенок, E = электронная почта, W = веб-серфинг и S = ​​социальные сети (FaceBook, Twitter, LinkedIn и т. д.).

    И да, само упражнение тоже отвлекает ваше внимание.Однако у этого процесса есть свой метод. Упражнение на осознание внимания позволяет вам увидеть буквально черным по белому, как часто ваше внимание блуждает, и триггеры, которые вызывают это. Вы должны заметить, что ваше внимание рассеивается, чтобы что-то с этим сделать. Я предлагаю вам повторить упражнение на концентрацию внимания несколько раз в течение рабочей недели и в разное время дня. Вы хотите иметь достаточно данных, чтобы тщательно проанализировать тенденции вашего внимания.

    Теперь, когда у вас есть данные о внимании, вы можете приступить к внесению изменений.Просмотрите данные и обратите внимание на любые тенденции или темы:

    • Вам было труднее сосредоточиться непосредственно перед обедом или ужином?
    • Было трудно сосредоточиться после долгой встречи или трудного разговора с членом семьи?
    • Было ли легче сосредоточиться после прогулки или тренировки в тренажерном зале?
    • Были ли в течение четырех часов определенные периоды времени, когда было легче сосредоточиться?
    • Были ли какие-то конкретные проекты или типы задач, на которых вы могли сосредоточиться в течение более длительного периода времени?

    Делайте заметки о тенденциях и темах, которые возникают для вас.

    Второй шаг в усилении вашего произвольного внимания включает оптимизацию физиологических условий , необходимых для идеального управления вниманием. Вы хотите создать среду, которая поддерживает ваши уникальные потребности в управлении вниманием и сводит к минимуму влияние аппаратных средств вашего мозга. Если вы устали, голодны или испытываете стресс, вы ведете тяжелую борьбу со своим вниманием. Угадай, кто всегда будет побеждать — твой мозг! Если вы ложитесь поздно вечером перед завершением проекта, у вас может не быть возможности сосредоточиться на сложной задаче в восемь утра следующего дня.Если у вас только что был очень трудный разговор с коллегой или вы потратили час, утешая расстроенного друга, знайте и планируйте соответственно; ваша мышца произвольного внимания уже устала из-за этого взаимодействия.

    Планируйте свою деятельность по самоуправлению с учетом всех этих факторов. Храните пакеты с орехами, батончиками мюсли или сухофруктами в ящике офиса, карманной книжке, портфеле и / или перчаточном ящике автомобиля, чтобы заправляться топливом для максимальной концентрации. Создайте плейлист с успокаивающей и заряжающей энергией музыкой, которая поможет вам расслабиться или восстановить силы после напряженных взаимодействий и разговоров.Держите удобную обувь в ящике стола, в машине или в рабочей сумке, чтобы вы могли быстро прогуляться по коридорам офисного здания или за его пределами. Физическое движение — один из самых эффективных способов психологической перезагрузки и разрядки отрицательной энергии. И вам не нужно долго ходить, чтобы получить пользу — всего десять минут.

    Когда телеведущую и медиа-магната Марту Стюарт спросили, как ей удается так многого добиться за день, она ответила: «Раньше я устала, прежде чем начала тренироваться каждый день.Даже полчаса имеет огромное значение для уровня энергии тела в течение дня. Очень важно есть здоровые свежие продукты. Благодаря питательной диете и упражнениям я могу многое сделать за день ».

    Оптимизируйте физиологические условия, необходимые для управления вниманием, и вы тоже должны иметь возможность усилить чувство концентрации.

    Последний шаг требует, чтобы вы переобучили свой мозг с помощью перезагрузки мозга . Перефокусировать сложно, потому что мы тренировали наш мозг работать над множеством вещей одновременно.Как часто вы проверяли электронную почту во время конференц-связи или кормили ребенка завтраком, выгружали посудомоечную машину и упаковывали обеды одновременно? Эта привычка не улучшает вашу продуктивность; вместо этого это подрывает вашу способность сосредотачиваться.

    Чтобы перефокусироваться, визуализируйте кнопку сброса в своем мозгу и скажите: «Мне нужно перезагрузить компьютер и вернуться в нужное русло». По словам доктора Срини Пиллэй, клинического профессора психиатрии Гарвардской медицинской школы, это отвлекает внимание и переключает внимание на вашу задачу.Часто перезагружая свой мозг, вы настраиваете его для оптимального функционирования.

    Еще один подход к перезагрузке мозга — использование дыхания для восстановления концентрации. Попробуйте сделать глубокий вдох, вытолкнуть пупок, а затем мощно выдохнуть воздух, слегка втянув живот. Повторите это дыхание пять-семь раз и понаблюдайте, как рассеиваются напряжение и мысленная болтовня в вашем уме. Еще одно дыхание, которое также сокращает мысленную болтовню, — это положить язык на нёбо и задуть, как если бы вы задували свечи на праздничном торте.Когда вы выдохнете, сосчитайте до семи. Теперь вы можете снова сосредоточиться.

    Карсон Тейт — автор книги «Просто работа», опубликованной издательством Penguin / Portfolio в 2015 году. «Работа просто богата не только твердыми, практическими, обоснованными советами о том, как с пользой использовать свое время, но и проникнута сердцем, теплотой и человечностью, в придачу, «- говорит автор бестселлеров New York Times Соня Чокетт.

    Следите за сообщениями Карсона в Twitter: @thecarsontate.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *