Произвольное и непроизвольное воображение: Произвольное и непроизвольное воображение

Содержание

Произвольное и непроизвольное воображение — Студопедия.Нет

Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов.

Реалистическое воображение

Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности. Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует. Известно много случаев, когда образ, рожденный фантазией человека как совершенно нереалистический (например, придуманный А. Н. Толстым гиперболоид), в дальнейшем становился реальностью. Фантастическое воображение присутствует в сюжетно-ролевых играх детей. Оно легло в основу литературных произведений определенного жанра — сказок, научной фантастики, “фэнтази”.

   Их главное значение в жизнедеятельности человека — предвосхищение будущего, идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. С ней связаны и другие функции воображения — стимулирующая и планирующая.


 

Взаимосвязь воображения и творчества

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни один из этих видов не возможен без участия воображения. В своей основной функции — предвосхищении того, что еще не существует, оно обуславливает возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса.     

Английский физик М. Фарадей, изучая взаимодействие проводников с током на расстоянии, представлял себе, что они окружены невидимыми линиями как щупальцами. Это привело его к открытию силовых линий и явлений электромагнитной индукции. Немецкий инженер О. Лилиенталь долго наблюдал и анализировал парящий полет птиц. Возникший в его воображении образ искусственной птицы послужил основой изобретения планера и первого полета на нем.

У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

Воля как регулятор поведения человека

Человек осознает необходимость действовать и принимать соответствующие решения, но не всегда переходит к их реализации. Одной мотивацией— (побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность)  этот переход объяснить нельзя. Например, люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к реализации стоящей перед ними задачи. Или когда при столкновении с трудностями один из них прекращает действовать, а другой действует с удвоенной силой, эти проявления связывают с волей.



Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.

Волевые или произвольные действия развиваются на почве непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, например, глотание, чихание, сужение и расширение зрачка, мигание, одергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Также непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови, радуясь, начинаем улыбаться и т. п.

Антиподом непроизвольных являются сознательные действия, более характерные для поведения человека, которые направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение.

 

Важнейшим признаком волевого поведения считается преодоление препятствий, внутренних или внешних. Внутренние препятствия обусловлены поведением человека и могут быть вызваны усталостью, страхом, желанием развлечься, стыдом, инертностью, и просто ленью. Осуществление каждого конкретного вида деятельности и, прежде всего, трудовой, направленной на преобразование окружающего мира, требует от человека выполнения сложной системы преднамеренных, произвольных действий.

Произвольными называются действия, которые выполняются на основе осознанных целей и представления путей их достижения.

Например, чтобы получить профессию, молодому человеку нужно поступить в определенный вуз, полностью выполнить все учебные программы, прочитать и усвоить большое количество специальных источников, сдать необходимое число зачетов и экзаменов. Конечная цель — получить специальность — может быть привлекательной, но для ее достижения придется выполнять действия, многие из которых выступают для человека как трудные, нежелательные или неприятные. В то же время у него возникают актуальные потребности и мотивы, желания и стремления, непосредственно не связанные с этой целью, но в данный момент являющиеся наиболее привлекательными — чтение, спорт, отдых и многое другое, от чего быстро и легко можно получить удовлетворение. Понадобится делать выбор между тем, что хочется, и тем, что необходимо, разрешать внутриличностный конфликт.

Действия, которые осуществляются на основе сознательных целей, но при этом совершаются в условиях конфликта, в условиях преодоления внутренних или внешних препятствий, называются волевыми действиями. Психологически такие действия характеризуются формированием у человека способности к саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов.

Цели, которые человек ставит перед собой, различаются по дальности (близкие и далекие), трудности достижения, субъективной значимости, степени новизны. Чем более далекой является цель, тем большее число промежуточных действий придется выполнять в ходе ее достижения. Трудность достижения цели зависит от количества и сложности препятствий. Субъективная значимость отражает место цели в системе жизненных ценностей человека и определяет глубину внутреннего конфликта при отказе от непосредственных желаний, т.е. чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.

 Новую цель человеку не удастся достичь с помощью привычных действий, а это требует от него больших усилий и напряжений.

По сумме этих факторов волевые действия разделяются на простые и сложные.

 Простые волевые действиядля человека привычны, а препятствия легко преодолимы. “Так не хочется сегодня рано вставать, идти на работу, но… я ведь решил зарабатывать деньги и я буду все это делать”, — рассуждает человек.

В сложных волевых действиях преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий воли. Подготовиться к трудному экзамену, завершить образование, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера или сформировать в себе желаемое качество — это примеры сложных волевых действий, которые служат основой трудовой, учебной и других видов деятельности.

 

Произвольное и непроизвольное воображение — Студопедия

Сновидения

Грезы

Мечты

Галлюцинации

Репродуктивное

Продуктивное

Виды воображения

Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным.Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активноевоображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.



Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т.п.

Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.

Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.


Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольноевоображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

Виды (формы) воображения

Все формы воображения можно подразделить на две большие группы:

1. непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.

·  сновидения. Эти образы рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга.

·  Бред — расстройство работы сознания. Бред может возникнуть в результате психического заболевания (бред преследования, бред величия), вирусного или простудного заболевания, сопровождаемых высокой температурой (горячечный бред), алкогольного отравления (белая горячка). Образы воображения, возникающие в бредовых состояниях, как правило, имеют отрицательную эмоциональную окраску.

·  Галлюцинации под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются Это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.

·  Гипнотические формы воображения Они напоминают реальное восприятие, но являются внушенными, т.е. существуют только в психике гипнотизируемого человека, исчезают и появляются в соответствии с установкой гипнотизера

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.

2. произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.

Произвольное воображение:  фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.

Произвольнее воображение может быть:

  • Воссоздающим или репродуктивным
  • Творчество
  • Вдохновение (особый подъем, всплеск всех творческих сил)
  • Мечта – (говорит о моральном облике человека)

Мечта — это образ желаемого будущего. В отличие от грез она всегда активна.

Наконец, вымыслы, иногда именуемые ложью, обычно преследуют цель получения некоторой личностной выгоды за счет преднамеренного искажения действительности. Но, чтобы солгать, сначала надо создать в своем воображении трансформированный образ действительности, отвечающий интересам или расчетам автора. Его экстериоризация, выдаваемая для других людей за действительность, и есть ложь.

Создавать различные формы произвольного воображения можно при помощи специальных техник или приемов. Например,

техника склеивания (агглютинации) позволяет соединять персонажа с новой ситуацией или типичную ситуацию с новым действующим лицом, совмещать части, детали, ранее принадлежавшие разным объектам, явлениям, персонажам или ситуациям.

Другая техника — это изменение масштаба (преуменьшение, утрирование, акцентирование). С ее помощью можно изменить размеры, значение, пропорции объекта фантазии и тем самым сделать его новым, необычным. Акцентирование как  гипербола и как литола (дюймовочка)

Еще одна техника воображения позволяет изменить степень обобщенности образа путем типизации (подчеркивание родственных черт) или индивидуализации (выделения различных черт), схематизация

Техника, на основе которой появляются различные формы непроизвольного воображения, может быть названа внедрением. Суть ее — соединение чувственной ткани образов восприятия с чувственной тканью нереалистического образа воображения

Виды воображения

Существуют
различные виды воображения. По
степени активности

воображение может быть пассивным и
активным. Пассивное
воображение не стимулирует человека к
активным действиям. Он удовлетворяется
созданными образами и не стремится
реализовать их в действительности или
рисует образы, которые в принципе не
могут быть реализованы. В жизни таких
людей называют утопистами, бесплодными
мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ
Манилова, сделал его имя нарицательным
для такого типа людей. Активное
воображение
— это создание образов, которые
впоследствии реализуются в практических
действиях и продуктах деятельности.
Иногда это требует от человека больших
усилий и значительных затрат времени.
Активное воображение повышает творческое
содержание и эффективность трудовой
и других видов деятельности.

Продуктивное

Продуктивным
называют воображение, в образах которого
имеется много нового (элементов фантазии).
Продукты такого воображения обычно ни
на что не похожи или очень мало похожи
на то, что уже известно.

Репродуктивное

Репродуктивное
— это воображение, в продуктах которого
имеется немало уже известного, хотя
есть и отдельные элементы нового. Таким,
например, является воображение начинающего
поэта, писателя, инженера, художника,
которые поначалу создают свои творения
по известным образцам, тем самым, обучаясь
профессиональному мастерству.

Галлюцинации

Галлюцинациями
называются продукты воображения,
рождаемые измененным (не нормальным)
состоянием сознания человека. Эти
состояния могут возникнуть по разным
причинам: заболевание, гипноз, воздействие
психотропных веществ типа наркотиков,
алкоголя и т.п.

Мечты

Мечты
— это продукты воображения, нацеленного
на желаемое будущее. В мечтах содержатся
более или менее реальные и в принципе
осуществимые планы человека. Мечты как
форма воображения особенно характерны
для людей молодого возраста, у которых
большая часть жизни еще впереди.

Грезы

Грезами
называют своеобразные мечты, которые,
как правило, являются оторванными от
реальной действительности и в принципе
не осуществимы. Грезы занимают
промежуточное положение между мечтами
и галлюцинациями, но их отличие от
галлюцинаций состоит в том, что грезы
являются продуктами активности
нормального сознания человека.

Сновидения

Особый
интерес всегда представляли и до сих
пор представляют сновидения. В настоящее
время склоняются к тому, что в сновидениях
могут отражаться процессы обработки
информации мозгом человека, причем
содержание сновидений не только
функционально связано с этими процессами,
но может включать в себя новые ценные
идеи и даже открытия.

Произвольное и непроизвольное воображение

Воображение
различным образом связано с волей
человека, на основании чего выделяются
произвольное и непроизвольное воображение.
Если образы создаются при ослабленной
деятельности сознания, воображение
именуется непроизвольным.
Оно имеет место в полудремотном состоянии
или во сне, а также при некоторых
расстройствах сознания. Произвольное
воображение — это осознанная, направленная
деятельность, выполняя которую, человек
отдает себе отчет относительно ее целей
и мотивов. Оно характеризуется
преднамеренным созданием образов.
Активность и произвольность воображения
могут сочетаться различными способами.
Примером произвольного пассивного
воображения являются грезы, когда
человек преднамеренно предается думам
о том, что вряд ли когда-нибудь
осуществиться. Произвольное активное
воображение проявляется в длительном,
целеустремленном поиске нужного образа,
что характерно, в частности, для
деятельности писателей, изобретателей,
художников.

Механизмы воображения

Что такое воображение

Замечание 1

Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.

Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:

  • моделирование
  • планирование
  • творческая деятельность
  • память

Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.

По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.

Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.

Готовые работы на аналогичную тему

Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.

Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.

Выделяют следующие механизмы воображения:

  • агглютинация
  • гиперболизация
  • схематизация
  • акцентирование
  • типизация

Агглютинация как механизм воображения

Агглютинация — это процесс создания нового образа из частей других обозов. Этот процесс дает много информации о личности человека. Человеческая личность — это достаточно сложный механизм. Человек обладает интеллектуальными способностями, в сознании всегда идет мыслительный процесс. Все что существует в мире или создано природой, или создано благодаря человеку. Человек обладает удивительной способностью: он может создать нечто совершенно новое и уникальное.

Много примеров агглютинации есть среди сказочных существ: кентавр — соединение верней части тела человека и нижней коня, русалка – верхняя часть принадлежи женщине, а снизу — хвост, избушка на курьих ножках и так далее.

Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.

Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека. Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта. Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.

Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.

Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:

  • элементы не критикуются и не анализируются.
  • компоненты должны влиять на мыслительное обобщение, чтобы построить целый образ.

Гиперболизация как механизм воображения

Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства. Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок. Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.

Замечание 2

Так же некоторые ученые разделяют понятие гиперболизация и литота: гиперболизация – это преувеличение объекта, а литота — приуменьшение.

Схематизация как механизм воображения

Под «схематизацией» понимают процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов. Индивидуальные особенности при этом также игнорируются.

Примером схематизации может быть орнамент, созданный художником, в котором были использованы элементы растений.

Схемы — это ряд взаимосвязанных мыслей. Схематизация может быть представлена несколькими типами:

  • конспектированием
  • инфографикой
  • иллюстрированный график
  • алгоритмический график
  • концептуальная схематизация

Акцентирование как механизм воображения

Под понятием «акцентирование» понимают процесс подчеркивания определенных специфических черт объекта. При этом может происходить изменение пропорций объекта. Акцентирование иными словами называют заострением.

Примерами акцентирования могут быть карикатуры – вид искусства, который высмеивает идеи, пороки, явления, людей с применением стереотипов, шаржи – вид искусства похожий на карикатуру, но при этом нет задачи высмеять, делается лишь акцент на определенных специфических чертах.

Понятие акцентирование включает в себя понятия гиперболизация (преувеличение свойств объекта) и литота (приуменьшение свойств объекта).

Типизация как механизм воображения

Под «типизацией» понимают процесс обобщения объектов, имеющих родственные связи, для того что бы выявить у них общие, повторяющиеся признаки. Признаки при этом должны быть существенными. Затем выявленные признаки можно воплощать в новых образах.

Следует отметить, что данный механизм является наиболее типичным для художественного творчества. В художественном творчестве особе место отводится образам людей, принадлежащим к разным сословиям, возрастным группам, профессиям и так далее.

Достаточно много примеров типизации представлено у Гоголя, например, Коробочка – жадная накопительница, Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами.

Что есть активное воображение? ~ Проза (Психология)

Что есть активное воображение?
Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/voobrazhe…
Воображение — погружение человека в свой внутренний мир и создание там образов, картинок и представлений. Если восприятие создает нам образы предметов и явлений, которые непосредственнно видимы во внешнем мире, то воображение строит образы отсутствующих предметов и явлений на основе уже имеющихся картинок и представлений. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.
Воображение играет ключевую роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память.
Возможности воображения очень велики. Почитайте, как использовал свое воображение Никола Тесла — изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения». — Такие возможности воображения — основа мысленных экспериментов.
Воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние — сделать человека больным («мнимый» больной) или, наоборот, здоровым.
Виды воображения
Воображение бывает непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, измененных состояниях сознания и т.д. Те или иные картинки иногда по самой причудливой логике приходят к нам, сменяют друг друга, и удивительные, волшебные и иногда страшные сюжеты можно наблюдать, как в кинотеатре. Поставив специальную задачу, можно научиться во многом управлять этим процессом, и вы будете наблюдать уже управляемые сновидения.
Произвольное воображение рисует перед мысленном взором или вызывает из памяти те картинки, которые вам нужны. В последнем случае воображение больше напоминает восприятие или память. Картинка притягательного будущего, к которой хочется возвращаться и которую хочется воплотить, у деятельного человека становится мечтой, у бездельника — пустыми мечтаниями.
Воображение в практической психологии
Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом. Это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.
Воображение
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.
Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.
Классификация процессов воображения
1.По результатам:
Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
Продуктивное (творческое) воображение:
с относительной новизной образов;
с абсолютной новизной образов.
2.По степени целенаправленности:
активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
3.По виду образов:
конкретное;
абстрактное.
4.По приёмам воображения:
агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
5.По степени волевых усилий:
преднамеренное;
непреднамеренное.
Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса
Основная статья: Творчество как процесс
Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
Инсайт (озарение).
Проверка решения.
Механизмы воображения
агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
беглость;
гибкость;
оригинальность;
точность.
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребёнка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:
ситуации незавершенности;
разрешение и даже поощрение множества вопросов;
стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
билингвистический опыт;
позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
конформность;
неодобрение воображения;
жесткие полоролевые стереотипы;
разделение игры и обучения;
готовность к изменению точки зрения;
преклонение перед авторитетами.
Воображение и реальность
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Функции воображения
представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
регулирование эмоциональных состояний;
произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
Воображение в когнитивной психотерапии
Материал книги Е. Томас Даут «Когнитивная гипнотерапия» (СПб.: Питер, 2003, с. 29-31).
Дж. С. Бек (Beck, 1995), показал несколько способов использования воображения, отдельные из которых напоминают, как это рассмотрено ниже, гипнотические техники.
При идентификации образов психотерапевт учит клиента вызывать спонтанный образ, касающийся неприятной ситуации. Часто, однако, клиенты не догадываются о возможном характере этих образов или отказываются в них признаваться. В отличие от стандартного в когнитивной психотерапии вопроса: «Какие мысли возникали в вашем сознании непосредственно в тот момент?», вопрос, предназначенный для идентификации образа, мог бы звучать так: «Какой образ (или картина) свя­зывался (или связывается) в вашем сознании с этим событием?» Не исключено, что этот образ придется вызывать неоднократно, возможно-в состоянии транса, прежде чем клиент почувствует себя достаточно комфортно, чтобы описать его полностью.
При прослеживании образов до их завершения психотерапевт побуждает клиента не останавливаться на печальной сцене, а представить оставшуюся часть сценария. Например, клиентку, которая видит себя цепенеющей при начале выступления, можно попросить представить, как она справляется с этим в течение нескольких следующих минут речи (ибо она вряд ли простоит без движения неопределенно долгое время). Юмор, примененный с осторожностью и тактом, может помочь клиентам довести воображаемую картину до завершения.
В случае преодолевающего воображения, которое можно рассматривать как расширение предыдущей техники, психотерапевт просит клиента представить наилучший способ преодоления только что вызванного образа. Например, клиент, который испытывает неуверенность при общении с сердитым начальником, может вообразить, как становится выше и смотрит боссу в глаза. Этот противоборствующий образ, будучи вызван вновь и вновь, может постепенно заменить прошлый, принижающий его образ.
Дальнейшее усовершенствование этих техник можно обнаружить в изменении образа. В этом случае происходит управляемое изменение образа, с которым клиент связывает свою проблемную ситуацию. Например, терапевт может осведомиться об ином, более предпочтительном развитии событий и после работать над представлением этого отличного сценария. Такая гибкая техника может помочь модифицировать болезненные воспоминания (рассмотренные в данном труде ниже).
Прыжок в будущее аналогичен гипнотической возрастной прогрессии и связан с тем, что клиента просят представить себя в тот или иной момент будущего, возможно — в минуту завершения длительного проекта (вроде этой книги!). Это можно сочетать с предыдущей техникой, чтобы помочь клиенту построить альтернативный, не столь печальный сценарий существующей болезненной ситуации.
Повторение образа является новой вариацией на старую тему: репетиция нового поведения и когниций — эффективный способ произвести изменение. Это можно рассматривать как разновидность систематической десенсибилизации, при которой клиент вновь и вновь восстанавливает картину болезненного события так, что она теряет часть своего заряда. В результате на нее удается взглянуть даже с юмором! По ходу этой книги вы встретитесь с многочисленными примерами принципа повтора.
Помимо сказанного, психотерапевт может тренировать клиента в подстановке на место существующего огорчительного образа другого (не столь печального). Новый образ может значительно отличаться от старого. Например, навязчивый огорчительный образ можно заменить видом себя, лежащего на берегу моря. Как упоминалось выше, важно, чтобы клиент занимался этим снова и снова, тем самым облегчая вызов образа.
Полезным может быть и дистанцирование — пространственное или временное. При пространственном дистанцировании клиента просят представить, что его проблемы отодвигаются все дальше и дальше, растворяясь вдали. При временном дистанцировании ему предлагают представить, как проблемы отступают во времени или устаревают по мере взросления клиента. Здесь часто применяются высоко метафорические образы. Примером дистанцирования является телескопическая техника, которая будет рассмотрена в дальнейшем. Исследованием воображения занимались и Альберт Эллис с коллегами, практикуя рационально-эмотивное воображение: версия /?£T(Ellis, 1993). Эллис предлагает следующую очередность действий.
Представьте самое худшее, что может с вами случиться… Живо вообразите, как это прискорбное Активирующее событие, или Бе­да (А), происходит…
Позвольте себе глубоко ощутить неадекватное, пораженческое
чувство, которые вы часто испытываете… Дайте себе изо всех сил почувствовать — в точке С, обозначающей эмоциональный результат — крайнюю тревогу, депрессию, ярость, ненависть или жалость к себе…
3. Как только вы ощутите неадекватное страдание (в точке С), представив эту Беду (Л), удерживайте это чувство на протяжении
ми­нуты или двух… затем прикажите себе испытать уместное негатив­ное чувство (С2)… Так, если вы пришли в ярость (С1)… то можете приказать себе заменить ее на адекватное ощущение крайнего не­удовольствия и сожаления из-за свершаемых поступков — вместо того чтобы приходить в ярость и предаваться проклятиям… (р. II-8-II-9)
Эллис подчеркивает, что важно изменить не образ исходного Акти­вирующего события, а только эмоциональный Результат (С). Для изме­нения этих неадекватных чувств нужно прибегать не к отвлечению, а к преодолевающему воображению. Клиент должен сохранить негативный образ и затем работать над динамикой чувств (эмоционального Резуль­тата), чтобы вызвать реальное изменение. Эллис также предлагает прак­тику повторов (по несколько раз в день в течение 30 дней для каждого неадекватного негативного чувства!) для создания устойчивого измене­ния. Что характерно, он призывает клиентов не «проклинать себя», если им поначалу не удается выполнить это трудное обязательство, но про­должать свои усилия, пока они не окажутся в состоянии справиться с ним лучше.
Работа над образами и гипнотический транс являются феноменами одного ряда. Образные идеи можно применять в условиях гипнотиче­ского транса.

Активное воображение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/aktivnoe_…
Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают приобретать свою собственную жизненную активность и появляются в соответствии с законами своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы суметь допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать более непосредственно и прямо, чем это бывает в случае сновидений. В результате ускоряется процесс психического созревания, так как образы, появляющиеся в процессе активного воображения, предвосхищают работу сновидений.
Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. Активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.
Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Процесс активного воображения сам по себе может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал можно зарисовать (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать пережитые им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же после их появления. Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.
В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от контактов с реальностью во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в «герметически замкнутом сосуде». Юнг не советовал применять активное воображение бездумно любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение оказывается наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.
Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни. В отличии от сновидений, переживаемых пассивно, процесс активного воображения сопровождается деятельным и творческим участием сферы Я. Этот метод предоставления сознанию того материала, который лежит непосредственно под порогом бессознательной сферы, может оказаться очень опасным. Юнг обращал внимание прежде всего на три момента:
Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов.
Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости активной конфронтации с появляющимися образами.
Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция).

Активное воображение подробнее
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/aktivnoe_…
В сущности, Активное Воображение — это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее.
В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме. Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.
Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.
Активное Воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего «я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают «своим собственным разумом», они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.
В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой «место встречи», «нейтральную полосу», на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на поле воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую «божественную» функцию, «я», которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.
Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения. Этот вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения.
Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии. Пассивная фантазия — это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия — это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.
Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.
Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство — это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно. В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями. Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение. До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.
Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего «я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.
Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего «я», и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним «я».

Примеры активного воображения
Из книги К.Г. Юнга «Отношение между «Я» и бессознательным»
«…Речь идет о фантазии ярко выраженного визуального характера… «видением», которое возникло просто благодаря интенсивной концентрации, направленной на дальний план сознания, что, конечно могло проявиться лишь после долгих упражнений. (Этот метод в другом месте я определил как активное воображение). Пациентка увидела следующее (передаю ее рассказ дословно):
«Я поднялась на гору и пришла в место, где увидела семь красных камней впереди, по семь по сторонам от меня и семь – за спиной. Я стояла в центре этого квадрата. Камни были гладкие, как ступени. Я попыталась поднять четыре ближайших камня. При этом обнаружила, что камни были пьедесталами четырех статуй божеств, зарытых в землю головами вниз. Я их выкопала и установила вокруг себя, оставшись в середине между ними. Внезапно они накренились к центру, соприкоснувшись головами так, что словно образовали некую палатку надо мной. Я упала на землю и сказала: «Падайте на меня, если вам нужно. Я устала». Тут я увидела, что снаружи, вокруг четырех божеств, образовался огненный круг. Вскоре я поднялась с земли и опрокинула статуи божеств. Там, где они упали на землю, выросли четыре дерева. После этого из круга пламени вырвались синие огни, начавшие пожирать листву деревьев. Я решила: «Этому надо положить конец, я сама должна войти в огонь, чтобы листва не сгорела» — и вошла в огонь. Деревья исчезли, а огненный круг собрался в одно большое синее пламя, которое подняло меня с земли».
…Активно вмешиваясь в бессознательные процессы, пациентка получает власть над ними благодаря тому, что дает им охватить себя. Так она связывает сознание и бессознательное…»

Воссоздающее и творческое воображение — Студопедия

Непроизвольное и произвольное воображение

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Непроизвольное или пассивное воображение – наиболее простая форма воображения — это те образы, которые возникают без специального намерения со стороны человека и без его усилий. (Глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда непроизвольно видим в них лицо человека или очертание животного). Примером может служить творчество композиторов (Чайковский, Моцарт и др.) музыкальные образы которых часто являлись спонтанными, возникающими непроизвольно.

Произвольное или активное воображение проявляется в случае , когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. Т.е. человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

По степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.

Воссоздающее или репродуктивное воображение это представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Задача – воссоздание, репродуктирование реальности. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. В учении он играет наиболее важную роль. Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы.



Чтобы правильно представить себе то, что передано словом, нужно иметь достаточные знания. Если знания недостаточны, то и представления могут быть искаженными. Чтобы создать у учащихся правильное представление о новом учебном материале, надо не только эмоционально, но и ясно и точно рассказывать о нем. С этой же целью важно дополнять словесную информацию наглядным материалом. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения – воссоздаваемый образ становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную действительность.

Творческое или продуктивное воображение

В отличии от воссоздающего воображения творческое воображение есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.


Творческая деятельность это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, создание произведений искусства, литературы и т.д. Источник творческой деятельности – общественная необходимость, потребность в том или ином новом продукте.

Творческое воображение, конечно, гораздо более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее. Представит образ по описанию неизмеримо легче, нежели создать его.

Неправильно думать, что творчество – свободная игра воображения, не требующая большого, а иногда тяжелого труда. Так называемое вдохновение – оптимальная концентрация духовных сил и способностей человека – есть результат большого предшествующего труда. Недаром П.И. Чайковский говорил, что вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых, а И.Е. Репин считал вдохновение наградой за каторжный труд.

У людей творческого труда представления воображения иногда могут быть необыкновенно яркими и живыми, давать сильнейшую эмоциональную реакцию. П.И. Чайковский, по его словам, плакал, когда его Герман заколол себя. А.Н. Толстой, работая над трилогией «Хождение по мукам», отчетливо видел своих героев, даже разговаривал с ними. М.И. Глинка, сочиняя оперу «Иван Сусанин», так живо представлял себе положение героя в сцене в лесу с поляками, что, по словам композитора, волосы у него становились дыбом и мороз подирал по коже.

ОСОБЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.

Мечта – воображение, направленное на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека.

Грезы — психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием идеального будущего (практически не реального). Мечта более реалистична и достижима.

Фантазия – Воображение, направленное на создание образов, которым ничего или мало что соответствует в действительности.

Галлюцинации – фантастические видения, возникающие непроизвольно, без участия воли, не имеющие никаких связей с окружающей действительностью. Результат расстройства психики. (Белая горячка. Мираж в пустыне.)

Сновидения – пассивная непроизвольная форма воображения.

Как рассчитать добровольную и вынужденную текучесть кадров | Малый бизнес

На предприятиях обычно наблюдается как добровольная, так и вынужденная текучесть кадров. Добровольная текучесть кадров происходит, когда сотрудник решает покинуть компанию. С другой стороны, вынужденная текучесть кадров возникает в результате ухода сотрудника из бизнеса по причине, отличной от личного решения. Отслеживание разницы между добровольной и принудительной текучестью кадров — это эффективный инструмент управления персоналом, используемый предприятиями для определения причин ухода сотрудников из бизнеса.

Добровольная текучесть кадров

Определите количество сотрудников, которые добровольно покинули бизнес в течение прошлого года. Например, предположим, что 25 сотрудников покинули страну по добровольным причинам.

Определите среднее количество сотрудников, нанятых на предприятии в течение предыдущих 12 месяцев. Например, предположим, что в компании работает в среднем 1000 сотрудников.

Разделите количество сотрудников, добровольно покинувших бизнес, на среднее количество сотрудников.Продолжая тот же пример, 25/1000 = 2,5 процента. Эта цифра представляет собой добровольную текучесть кадров для бизнеса.

Норма вынужденной текучести кадров

Определите количество сотрудников, которые покинули бизнес по вынужденным причинам в течение прошлого года. Например, предположим, что 100 сотрудников покинули страну по недобровольным причинам.

Определите среднее количество сотрудников, нанятых на предприятии за тот же период времени. Продолжая тот же пример, в компании работало в среднем 1000 сотрудников.

Разделите количество сотрудников, которые вынужденно покинули бизнес, на среднее количество сотрудников. Продолжая тот же пример, 100/1000 = 10 процентов. Эта цифра представляет собой показатель вынужденной текучести кадров для бизнеса.

.

Добровольное и недобровольное непредумышленное убийство — разница между

Обновлено 14 февраля 2018 г.

Хотя непредумышленное убийство всегда относится к акту убийства, существует четкое юридическое различие между добровольным и недобровольным непредумышленным убийством. Эта статья поможет объяснить эту разницу.

Определения

Involuntary manslaughter

Непроизвольное убийство — это незаконное убийство человека, совершенное случайно, по неосторожности или опрометчивому поведению.Непредумышленное убийство считается непреднамеренным, когда нет намерения убить другого человека. Однако условием непредумышленного убийства является ситуация, когда обвиняемый, не собираясь никого убивать, знает, что его поведение опасно или безрассудно и может угрожать жизни. Есть две категории непредумышленного убийства: непредумышленное убийство по неосторожности и преступное непредумышленное убийство. Убийство считается преступной халатностью при высоком уровне безрассудства. Неумышленное убийство классифицируется как противоправное действие, если лицо, совершившее это действие, нарушает закон.

Хороший пример — водитель в нетрезвом виде, который убивает пешехода. Хотя пьяный водитель не выезжал с намерением убить другого человека, он это сделал. Водитель должен был знать, что управление автомобилем может представлять опасность для окружающих, и что алкоголь сделает это действие более безрассудным. Пьяный водитель совершает противоправное убийство из-за того, что управляет автомобилем в нетрезвом виде. Предположим, что водитель был не пьян, а убил пешехода, потому что тот не обращал внимания на свое вождение.Тогда он совершит непредумышленное убийство по неосторожности.

Voluntary manslaughter

Умышленное убийство — это незаконное убийство человека, но с некоторым уровнем предшествующей мотивации. Однако это не убийство, потому что здесь нет преднамеренности. Добровольное непредумышленное убийство часто называют убийством из-за страсти или убийством, вызванным накалом страсти / мгновенным убийством. Лицо, обвиняемое в умышленном убийстве, совершило деяние, зная, что его действия могут нанести вред другому человеку, но не планировало совершить это деяние.

Хорошим примером этого могут быть два человека, которые подрались в баре. Предположим, что мужчина A провоцирует человека B оскорблениями, а человек B нападает на него и в результате убивает его. Человек Б знал, что нападение на человека А нанесет вред и, возможно, убьет человека А, но у него не было преднамеренного намерения убить человека А.

Таблица сравнения

Добровольное убийство Непроизвольное убийство
Намерение в данный момент. В данный момент нет намерений.
Лицо, совершившее действие, знало, что его действие нанесет вред или убьет, и все равно совершило это. Лицо, совершившее деяние, не намеревалось никого причинить вред или убить.

Непроизвольное и добровольное непредумышленное убийство

В чем разница между непредумышленным и добровольным убийством? Основное различие заключается в том, было ли намерение совершить самоубийство.

Как недобровольное, так и умышленное убийство, очевидно, являются актами убийства.Когда непредумышленное убийство является непреднамеренным, в данный момент нет намерения убить другого человека. Когда непредумышленное убийство является добровольным, присутствует намерение причинить вред или убить другое человеческое существо, но не было преднамеренности: намерение только в данный момент. Вернемся к двум приведенным выше примерам. Пример с пьяным водителем является непроизвольным, поскольку автомобилист не собирался убивать пешехода. Пример с баром является добровольным, потому что человек Б принял решение причинить вред человеку А в тот момент, зная, что этот вред потенциально может убить человека А.

.

BBC — Этика — Эвтаназия: добровольная и принудительная эвтаназия

Добровольная и принудительная эвтаназия

Добровольная эвтаназия

Человек хочет умереть и так говорит. Сюда входят случаи:

  • просит помощи при смерти
  • отказ от обременительной медицинской помощи
  • с просьбой прекратить лечение или выключить аппараты жизнеобеспечения
  • отказ от еды
  • просто решает умереть

Недобровольная эвтаназия

Человек не может принять решение или не может высказать свои пожелания.Сюда входят случаи, когда:

  • Человек в коме
  • человек слишком молод (например, очень маленький ребенок)
  • человек старческий
  • человек с очень серьезной умственной отсталостью
  • человек с серьезным повреждением головного мозга
  • человек психически неуравновешен таким образом, что он должен быть защищен от себя

Вынужденная эвтаназия

Человек хочет жить, но его все равно убивают.Обычно это убийство, но не всегда. Рассмотрим следующие примеры:

  • Солдату разорвало живот в результате разрыва снаряда. Они испытывают сильную боль и кричат ​​от боли. Они умоляют армейского врача спасти им жизнь. Врач знает, что они умрут через десять минут, что бы ни случилось. Поскольку у него нет с собой обезболивающих, он решает избавить солдата от боли и застреливает его.
  • Человек у окна 10 этажа горящего дома.Их одежда горит, а пожарная команда еще не прибыла. Человек взывает о помощи. Прохожий поблизости понимает, что через несколько секунд человека ждет мучительная смерть от ожогов. У него с собой винтовка, и он убивает кричащего человека.
  • Мужчина и женщина убегают от орды инопланетных монстров, печально известных тем, что мучают людей, которых они захватывают. Чтобы поймать их, они падают в вырытую яму. Когда монстры опускают свои щупальца в яму, чтобы вытащить мужчину, он умоляет женщину сделать что-нибудь, чтобы спасти его.Она стреляет в него, а затем убивает себя.

Мораль этих и подобных случаев оставлена ​​на размышление читателя.

,

Разница между произвольными и непроизвольными мышцами (со сравнительной таблицей)

voluntary_involuntary_contentimg

Произвольные мышцы или поперечно-полосатые мышцы — это мышцы, которые работают по желанию или находятся под контролем, тогда как Непроизвольные мышцы не находятся под контролем. Мышцы двуглавой мышцы, дыхательные, пищеварительные и мочеполовые тракты — это места, где находятся произвольные мышцы, в то время как мышцы живота, двигательные мышцы, мышцы среднего уха, диафрагма являются примерами непроизвольных мышц.

Передвижение и движение — главные особенности организмов, будь то одноклеточные или многоклеточные. Для этого есть особый тип тканей, известный как мышечная ткань, а клетки называются мышечными клетками. Эти мышечные ткани образуются из эмбриональной мезодермы. Эти ткани согласованно работают друг с другом и, таким образом, поддерживают движения тела и его различных частей.

В данной статье мы изучим основные различия между двумя типами мышц и их краткое описание.

Содержание: произвольные мышцы против непроизвольных

  1. Таблица сравнения
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Таблица сравнения

Найдено в

Основа для сравнения Непроизвольные мышцы Непроизвольные мышцы
Также известен как Полосатые, поперечно-полосатые или скелетные мышцы. Гладкие, гладкие, гладкие мышцы без поперечины.
Форма Длинная, цилиндрическая, неразветвленная. Маленький, веретенообразный.
Тип клетки Многоядерный. Безъядерный.
Наличие ядра Ядро присутствует на краю (Периферия). Ядро расположено по центру.
Sarcolemma Толстая. Тонкий.
Сокращение находится под контролем Центральной нервной системы. Автономная нервная система.
Вид схваток Мощный и быстрый. Ритмичный и медленный.
Потребление энергии Требуется высокая энергия. Требуется низкое энергопотребление.
органах, выполняя произвольные движения, как локомоторных мышц, языка, глотки, диафрагмы, среднего уха, мышц листов мышц передней брюшной стенки под кожу. Они прикреплены к костям. Органы, выполняющие автоматические движения, такие как мочеполовые пути, пищеварительные тракты, дыхательные пути, протоки желез, кровеносные сосуды,
цилиарные мышцы.Они присутствуют в стенках внутренних органов.
Вставной диск Отсутствует. Отсутствует.
Мышечная усталость Быстро утомляются. Усталость медленно.
Функции Они находятся под нашим контролем. Они не находятся под нашим контролем.
Они устают и нуждаются в регулярном отдыхе. Они не устают и могут работать непрерывно.

Определение произвольных мышц

Произвольные мышцы занимают около 40% веса тела. Они находятся под контролем периферической и центральной нервной системы. Поперечно-полосатая, или скелетная, или полосатая — другие названия произвольных мышц. В организме человека они находятся в пучках мышечных волокон. Они длинные и располагаются возле костей.

Пучки присутствующих мышечных волокон ограничены сарколеммой, которая содержит саркоплазму, саркоплазматический ретикулум и не содержит ядер.Все мышцы покрыты эпимизием, который представляет собой соединительную ткань. Каждый конец мышц прикреплен к костям через сухожилия. Между каждым движущимся волокном есть темные и светлые полосы, называемые миофибриллами.

Строение произвольных мышц

(i) Как сказано, мышечные волокна бывают нитевидными, неразветвленными и цилиндрическими, их диапазон варьируется от 1 мм до 30 см.

(ii) Сарколемма — имеет два слоя — плазматическую мембрану и базальную мембрану.Это прозрачная мембрана, окружающая мышечные волокна.

(iii) Саркоплазма — напоминает цитоплазму клетки, и, поскольку она присутствует в мышечном волокне, она называется саркоплазмой.

(iv) Синцитиальный — ниже слоя или сарколеммы присутствуют ядра, они имеют овальную и плоскую форму.

(v) Саркосомы — Помимо ядер, цитоплазмы, существует множество типов ферментов, жировых капель, а также митохондрий или сакросом, а также эндоплазматический ретикулум или саркоплазматический ретикулум, тельца Гольджи и другие органеллы.

(vi) Миофибриллы или саркостили. В саркоплазме мышечных волокон имеется множество параллельных расширенных нитей, подобных стержням. Эта стержнеобразная структура называется миофибриллами или саркостилями. Благодаря этому возможны сокращение и расслабление мышц.

Определение непроизвольных мышц

Также известен как гладких или гладких мышц . Они также известны как висцеральные мышцы, поскольку присутствуют в стенках внутренних органов, таких как мочевой пузырь, матка, пищеварительный канал и т. Д.Они не находятся под контролем чьего-то желания, называемого непроизвольными мышцами.

Клетки мышечных волокон длинные, тонкие и веретенообразные, но структурно очень простые. В центре каждой клетки находится овальное ядро. Ядро окружено саркоплазмой. В саркоплазме присутствуют длинные тонкие параллельные нити, которые называются миофибриллами. Эти мышцы не показывают темных и светлых полос, хотя актин и миозин присутствуют.

Ключевые различия между произвольными и непроизвольными мышцами

Ниже приведены существенные различия между произвольными и непроизвольными мышцами:

  1. Произвольные мышцы также известны как полосатые, поперечно-полосатые или скелетные мышцы, тогда как Непроизвольные мышцы также известны как гладкие, неполосатые, простые мышцы.
  2. Произвольные мышцы имеют длину , цилиндрические и неразветвленные , в то время как Непроизвольные мышцы имеют длину и имеют веретенообразную форму .
  3. Произвольные мышцы многоядерные , а ядро ​​присутствует на ободке (периферии). Непроизвольные мышцы безъядерных , а ядро ​​расположено по центру.
  4. Sarcolemma толстая в поперечно-полосатых мышцах, тогда как она тонкая в гладких.
  5. Мышцы произвольных мышц сокращаются очень быстро и сильно, и это сокращение находится под контролем центральной нервной системы.В случае непроизвольных мышц сокращение ритмичное и медленное, и сокращение находится под контролем вегетативной нервной системы.
  6. Непроизвольные мышцы: потребность в энергии высока, но непроизвольных мышц она низкая.
  7. Добровольные мышцы находятся в органах, осуществляющих произвольных движений, как локомоторных мышц, языка, глотки, диафрагмы, среднего уха, мышц листов мышц передней брюшной стенки под кожу. Они прикреплены к костям.Напротив. Непроизвольные мышцы. Органы, выполняющие автоматических движений , например, мочеполовые пути, пищеварительные тракты, дыхательные пути, протоки желез, кровеносные сосуды, цилиарные мышцы. Они присутствуют в стенках внутренних органов.
  8. Вставной диск отсутствует в обоих типах мышц, и мышцы легко утомляются произвольными мышцами, хотя мышечная усталость в непроизвольных мышцах происходит медленно.
  9. Произвольные мышцы — это под контролем нашей воли, они также устают и нуждаются в регулярном отдыхе.С другой стороны, Непроизвольные мышцы неподконтрольны нашей воле и даже не устают и могут работать непрерывно.

Заключение

Мы обсудили произвольные и непроизвольные мышцы, а также их важность. Мы также обнаружили, что обе мышечные системы необходимы не только для движений или передвижения, они также защищают тело от внешних ударов. Таким образом, они важны для тела.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *