Принцип систематичности и последовательности предусматривает: Принцип систематичности и последовательности

Содержание

Принцип систематичности и последовательности

Определение 1

Принцип систематичности и последовательности – это принцип, предусматривающий формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к освоению нового.

Сущность принципа систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности впервые был выделен и описан Я.А. Коменским в труде «Великая дидактика». По его мнению, в обучение все должно быть последовательно, целесообразно и взаимосвязано.

В дальнейшем идеи принципа развивались Песталоцци и К. Д. Ушинским, которые считали, что знания в голове учащихся должны содержаться в виде взаимосвязанной системы, так как бессвязные знания – это беспорядок, в котором сложно «разобраться» и найти необходимую информацию.

Принцип систематичности и последовательности требует от педагога изложения учебного материала в определенной последовательности и системности.

Определение 2

Систематичность в обучении – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, при котором система проявляется в соответствующем расположении изучаемого учебного материала.

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 3

Последовательность в обучении – это логическая обоснованность изучения темы, раздела, курса, при котором за последующим вытекает предыдущее, опирающееся на него и подготавливающее следующую ступень познавательной деятельности учащихся.

В отечественной педагогике данный принцип значительное время игнорировался и нарушался, особенно с 20-х годов ХХ века. Это связано с тем, что в этот период учебные заведения работали по комплексным программам, в основе которых были заложены методы проектов и бригадно-лабораторные методы. Кроме того, не было стабильно установленных учебников.

В основе принципа систематичности и последовательности заложена системность мышлении, которая заключается в установлении ассоциаций и связей между изучаемыми предметами и явлениями. Аналогично осуществляется и изучение различных учебных дисциплин, предусмотренных учебной программой. На основании данного принципа между ними устанавливаются межпредметные связи.

В настоящее время на основании принципа систематичности и последовательности составляются все современные учебные планы и учебные программы образовательных организаций. На основании данного принципа учебные дисциплины располагаются в планах и программах в последовательности, обусловленной логикой их изучения.

В новых учебных программах общеобразовательных школ традиционная последовательность изучения дисциплин подверглась значительному изменению. Например, ряд алгебраических действий и определений ранее начинали изучать в шестом классе, в соответствии с новыми учебными программами учащиеся начинают с ними знакомиться уже в начальной школе.

Систематичность и последовательность проявляется не только в содержании образования, но и в работе педагога и деятельности учащихся. От педагога требуют четкой последовательности и систематичности организации учебного занятия, изложения учебного материала, его повторения, закрепления и проверки. В свою очередь учащиеся должны вырабатывать навыки самостоятельной систематической работы в процессе обучения, а именно умения планировать свою деятельность, составлять логически обоснованных планов ответов и решений.

Замечание 1

Таким образом, реализация принципа систематичности и последовательности предусматривает соблюдение преемственности, логической последовательности и связи между учебными дисциплинами, которые изучаются на различных этапах обучения, так что вновь изучаемое базируется на освоенном учащимися ранее.

Правила применения принципа систематичности и последовательности

Применение принципа систематичности и последовательности на практике требует соблюдения ряда правил и условий:

  1. Обязательное планирование учебной работы, с целью соблюдения условия преемственности и установления ассоциаций во время усвоения учебного материала. Например, после проведения теоретических занятий и ознакомления с новым учебным материалом проводить практические занятия, направленные на закрепление пройденного и получение навыков применения знаний в практической и повседневной деятельности.
  2. Не допустимо переходить к изучению нового учебного материала, если педагог не уверен в том, что предыдущий материал достаточно хорошо усвоен. Данную проблему необходимо решать всеми возможными способами, даже если педагог ограничен рамками учебной программы и количеством часов, отведенных на изучение темы (раздела, дисциплины и т.д.).
  3. Допустимо и целесообразно использовать технологию «опережающего обучения». На каждом учебном занятии, при изучении любой учебной информации вводить понятия из предыдущей темы, тем самым осуществляя подготовку к изучению последующего материала. Для начинающего педагога соблюдение данного условия достигается посредством подготовки не только к текущему уроку, но и к следующему.
  4. Постоянное повторение пройденного учебного материала. Под повторением подразумевается не только воспроизведение информации, но и использование разнообразных практических методов, позволяющих повторить и закрепить изученное ранее. Например, использование репродуктивного метода, который ориентирует на повторение услышанного от педагога или только что прочитанного учебного материала.

В процессе повторения пройденного учебного материала необходимо создать такие условия, при которых учащиеся будут иметь возможность взглянуть на него с разных точек зрения и под разными углами зрения, соотнести его с собственным личным и жизненным опытом, другими учебными дисциплинами и т.д.

Замечание 2

Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, в процессе которой они имеют возможность не просто закрепить полученные знания, но и расшить их, научится применять в практической деятельности.

Принцип систематичности и последовательности | Psylist.net

Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным.

Эти идеи были позднее развиты Песталоцци и К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.

В нашей отечественной педагогике этот принцип долгое время нарушался, особенно начиная с 20-х гг. двадцатого века, когда работали по так называемым комплексным программам, когда использовались методы проектов, бригадно-лабораторные методы и отсутствовали стабильные учебники.

Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т.е. связей между изучаемыми явлениями и предметами. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности в учебном процессе.

Для межпредметных связей необходимо выделять так называемые «сквозные объекты», как рекомендуют психологи. Это наиболее важные явления, которые изучаются в разных учебных предметах (например, уровень развития культуры какой-то исторической эпохи, особенности которого изучаются и на уроках истории, и на уроках литературы). Между такими предметами, как история и литература, математика и физика, черчение и трудовое обучение, должны постоянно осуществляться межпредметные связи, должны поддерживаться повседневные контакты между учителями (взаимное посещение уроков, совместное перспективное планирование, выделение «сквозных тем» и т.д.). В последние годы отдельными учителями разрабатываются авторские интегративные программы по комплексному изучению определенных разделов учебных предметов.

Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обучения (в начальной, основной и средней), чтобы каждый раз вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее.

Правила принципа систематичности и последовательности:
  1. Реализация преемственности и установление ассоциаций в процессе обучения с целью реализации данного принципа во многом зависит от планирования учебной работы (например, практические занятия необходимо проводить только после изучения теоретического материала, когда этот материал усвоен в комплексе; при изучении нового материала необходимо опираться на ранее усвоенные знания и т. д.).
  2. Учитель не имеет морального права переходить к изучению последующего учебного материала, если он не уверен, что усвоен предыдущий (даже, если учитель ограничен рамками программы, количеством часов на изучение той или иной темы).
  3. С целью реализации данного принципа необходимо осуществлять как бы «опережающее обучение». На каждом уроке при изучении любого учебного материала необходимо создавать «почву» для изучения последующего. Для начинающего учителя необходимо каждый раз готовиться не только к очередному уроку, а как бы одновременно к двум или даже нескольким.
  4. Принцип систематичности и последовательности требует постоянного повторения изученного материала. Однако повторение не должно сводиться только лишь к воспроизведению пройденного (традиционный репродуктивный характер обучения как раз и ориентирует на такое воспроизведение: повторение после учителя, пересказ о прочитанном в учебнике и т.д.). Необходимо, чтобы при повторении пройденного учащиеся рассматривали его с новых позиций, увязывали со своим личным опытом, с личными наблюдениями, со знаниями по другим учебным дисциплинам и т.п.

Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, когда они могут применить теоретические знания в практической деятельности. Важность такой связи подчеркивается введением самостоятельного принципа: связи теории с практикой.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Педагогика:

Статья на тему: Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности в обучении проводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически — это значит, при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.

В учебнике Ю.М. Колягина сказано, что систематичность в обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики.

Принцип систематичности ориентирует учителя на достижение системности знаний в сознании учащихся путем установления теснейшей связи между элементами изучаемого материала, раскрытия единства элемента и структуры, части и целого. Следовательно, смысл принципа систематичности заключается в том, что учащиеся осознают приобретенные знания как элементы целостной, единой системы.

Р.С. Черкасов в свою очередь пишет, что систематические знания характеризуются как знания о научных основах учебного предмета. Они формируются на основе усвоения понятий и фактов в определенной логической последовательности. Наиболее полное свое выражение этот принцип находит в систематических курсах математики. Можно выделить три вида систематизации учебного материала: целевая, логическая и психологическая. В качестве методов систематизации широко применяются индуктивные и дедуктивные методы, аналогия, обобщение, конкретизация и др. Встречаются попытки «ревизии» принципа систематичности, которые выражаются в отказе от изложения в среднем звене обучения основ науки (такая идея высказана, например, М. М. Постниковым). В отдельных странах (например, в Англии, Швеции, Финляндии), по существу, отказались от систематического курса геометрии. Это обстоятельство не замедлило отрицательно сказаться на уровне логического развития учащихся, на их возможностях в усвоении курса математики.

Различают еще системные знания. Они характеризуются, прежде всего, как методологические знания основ научной теории. Одним из средств формирования системных знаний является включение в учебник сведений о математической теории и способах ее построения.

В пособии Ю.М. Колягина говорится, что последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному; г) от представлений к понятиям; д) от знания к умению, а от него к навыку.

Учитель реализует этот принцип, если обучение математике представляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых последовательно дополняет известные учащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.

Обучение во многом зависит от того, какое значение придается учителем межпредметным связям в обучении, как скоординированы требования к учащимся между преподавателями различных учебных предметов, соблюдается ли преемственность в изучении отдельных тем и учебных предметов. При этом важное значение приобретает преемственность обучения в младших, средних и старших классах.

Принцип систематичности и последовательности — Студопедия

 Принцип систематичности и последовательности – важное условие для овладения знаниями, умениями и навыками. Соблюдение этого принципа требует расположения всего учебного материала в такой последовательности, при которой занимающиеся наиболее успешно осваивали бы знания и приобретали необходимые умения и навыки па основе предшествующего опыта. При изучении и совершенствовании техники спортивного плавания необходимо расположить специальные плавательные и вспомогательные упражнения в правильной последовательности и своевременно переходить от одного упражнения к другому по принципу от известного к неизвестному, от простого к сложному и т. п.

Однако необходимо помнить, что любая стройная система последовательного изучения учебного материала сама по себе не может дать ожидаемых результатов. Если занимающиеся посещают занятия нерегулярно, то, они не приобретут полноценных и систематизированных знаний, умений и навыков, а также не смогут получить соответствующего физического развития.

Для соблюдения последовательности большое значение имеет использование закономерностей возрастного развития двигательных способностей, а также закономерностей переноса двигательных навыков и физических качеств. Перенос может быть положительным и отрицательным, однородным и разнородным, прямым и косвенным. Необходимо использовать в занятиях по обучению плаванию положительный перенос навыков и качеств.



Принцип систематичности и последовательности включает в себя также важные положения обучения плаванию, как регулярность, повторность и последовательность.

Принцип прочности

Принцип прочности тесно связан с принципом систематичности. Систематические и многократные повторения упражнений необходимы для того, чтобы быстро и легко усвоить новые движения и прочно закрепить изученные ранее.

Этот принцип тесно связан с обеспечением у занимающихся прочного усвоения знаний, которое зависит от объективных факторов (содержание, структура материала) и объективных факторов (отношение занимающихся к обучению, преподавателю). Прочность усвоения знаний обусловлена организацией и использованием различны методов обучения. Чем интереснее материал, тем он прочнее усваивается, закрепляется и сохраняется.

Принцип доступности

Принцип доступности требует, чтобы показ, объяснение, техническая сложность учебного материала и физическая нагрузка были доступны и посильны занимающимся. Это достигается умелым подбором и распределением упражнений по степени трудности и применением их с учетом возрастных, поло­вых и индивидуальных особенностей занимающихся.


Чрезмерно легкие упражнения вызывают у занимающихся лишнюю самоуверенность и несерьезное отношение к освоению последующих упражнений, снижают активность и понижают интерес к самому процессу обучения. Чрезмерно трудные и сложные упражнения вызывают неуверенность в своих силах и возможностях и значительно ослабляют интерес занимающихся к дальнейшим занятиям, а это, в конце концов, может привести к тому, что некоторые совсем уходят из группы.

При реализации принципа доступности важно учитывать сте­пень общей физической и плавательной подготовленности занимающихся.

Для практического осуществления принципа доступности необходимо соблюдать методические правила: от известного к неизвестному; от простого к сложному.

Принцип научности

Научность обучения зависит от соответствия учебных планов и программ обучения плаванию уровню научно-технического прогресса, знаниями, полученными на практике.

Для реализации этого принципа необходимо использовать новейшие достижения педагогики, психологии, теории и методики физической культуры, учитывать место и время проведения занятий плаванием, использовать новые технологии обучения.

Принцип индивидуализации

Реализация этого принципа предполагает учет индивидуальных особенностей занимающихся с целью наибольшего развития их способностей и повышения эффективности процесса обучения.

Индивидуализация учебного процесса может осуществляться путем составления индивидуальных заданий и программ для учеников, с учетом особенностей телосложения, уровня физической и технической подготовленности занимающихся.

Принцип связи теории с практикой

Плавании развивается под влиянием постоянно возрастающей потребности в разработке новых технологий занятий, с использованием богатого опыта практики и необходимости научного обоснования эффективности разных форм занятий.

Методы обучения

Под методом обучения спортивному плаванию понимают те способы и приемы, при помощи которых преподаватель добивает­ся относительно быстрого и успешного овладения занимающими­ся техники плавания.

К основным методам обучения технике спортивного плавания относятся:

1. Словесные методы.

2. Наглядные методы.

3. Метод раздельного и целостного изучения техники пла­вания.

4. Практические методы.

Словесные методы

Словесные методы —рассказ, лекция, беседа, описание, объяснение, разбор, указания, оценка действий, команды и распоряжения, подсчет и др. содержат в себе многообразные спо­собы и приемы изложения, которые помогают занимающимся понять и осознать отдельные движения или их согласование и тем самым лучше их воспроизвести.

При обучении плаванию словесный метод используется при формировании теоретических и практических знаний (материал носит преимущественно теоретико-информационный характер). Педагог помогает занимающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая и образная речь педагога повышает эффективность применения этих методов. Ученики должны быть готовы к усвоению информации соответствующими словесными методами. Этому методу принадлежит ведущая роль в педагогическом процессе. Характер объяснения должен соответствовать возрастным особенностям мышления и воспитания занимающихся. Так, во время обучения технике плавания метод словесного изложения применяется в форме объяснения учебных заданий, указаний, команды для руководства уроком, методических указаний для предупреждения и исправления возможных ошибок в движениях, подведение итогов урока, оценка достигнутых результатов.

При работе с детьми младшего возраста словесное изложение должно быть кратким, ярким, доступным, образным. Дети быстро перевоплощаются в предложенный образ, подражают движениям знакомых для них животных и птиц. При объяснении сущности движения, его основной направленности, необходимо разъяснить ощущения, возникающие в результате его правильного выполнения. Методические указания для предупреждения и исправления ошибок, возникающих при изучении новых упражнений, делаются перед выполнением каждого конкретного задания, во время  и после него. Особое внимание обращается на правильное выполнение исходного положения для предупреждения ошибок в последующих движениях. Одним из эффективных методов словесного воздействия является систематическая оценка и поощрение со стороны преподавателя, которые даются по ходу и в конце каждого урока.

Наглядные методы

Наглядные методы(показ отдельного упражнения и техники плавания, кино и видеоматериалов, жестикуляция, применение дополнительных ориентиров) применяются для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. Использование их помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении техники плавания.

 Метод наглядного обучения предполагает использование не только зрительных восприятий, но также тех восприятий и ассоциаций, которые называются образным объяснением преподавателя. Наглядность в процессе обучения плаванию обеспечивается, в первую очередь, демонстрацией отдельных упражнений или техники плавания в совершенном исполнении. Для этого можно использовать кинограммы, рисунки, макеты, плакаты, учебные и спортивные, видеофильмы о плавании, а также научно-популярные кинофильмы. Показ фильма необходимо сопровождать объяснением, чтобы облегчить осознанием получаемой информации. Методы наглядного и словесного обучения очень часто применяют вместе.

В структуре урока по плаванию демонстрацию новых упражнений лучше проводить на суше (в зале), т.к. здесь лучше слышна речь преподавателя и занимающиеся не замерзают без движений.

 Занятия в бассейне проходят в условиях повышенного шума, возникающего при выполнении движений в воде, затрудняется восприятие команд и указаний во время выполнения упражнений, в связи с чем применяется большое количество условных сигналов и жестов. Они могут не только заменить команды преподавателя, но и внести уточнения в технику выполнения отдельных движений, дополнить объяснение, предупреждать и исправлять ошибки. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа и ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения.

Дополнительные ориентиры широко применяются на всех этапах обучения плаванию. На первых этапах – это простейшие ориентиры, определяющие направление движения (разметка на дне бассейна и стенках, дорожка, лестница и др.) В дальнейшем, при изучении и совершенствовании спортивных способов плавания — это ориентирование движений руками и ногами по отношению к телу пловца.

Рациональность использования наглядных методов обусловлена содержанием учебного материала и возможностью его представления в наглядном виде, а также доступность для восприятия занимающимися.

Практические методы

Применение практических методов в процессе обучения предполагает активную двигательную деятельность занимающихся. Основным практическим методом является метод упражнения.

Метод упражнения характеризуется многократным повторением упражнений, способствующих освоению, закрепле­нию и дальнейшему совершенствованию техники изучаемого спо­соба спортивного плавания, а также развитию и совершенство­ванию двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости).

 В плавании применяютметод раздельного и целостного изучения техники плавания,который предусматривает, вслед за получением занимающимися общего представления об изучаемом способе плавания, усвоение отдельных элементов этого способа (движе­ний ног, рук, дыхания), их согласования между собой и лишь затем техники способа плавания в целом.

Такая последовательность значительно облегчает освоение сложной техники спортивного плавания, позволяет занимающим­ся сконцентрировать внимание на выполнении отдельных элемен­тов в начальной стадии обучения и при согласовании движений и дыхания в заключительной стадии обучения.

Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося. Основу метода составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет, в конечном итоге, к освоению способа плавания в целом. Разнообразие упражнений развивает моторную обучаемость, стимулирует активность и интерес к занятиям.

В метод разучивания в целом входит плавание в полной координации, а также плавание с помощью ногами и руками и различные варианты их сочетания. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники плавания после изучения ее элементов по частям. В начале целостное разучивание осуществляется на небольших расстояниях (поперек бассейна), с различными вариантами дыхания и др.

Хорошие результаты при обучении плаванию дает выполнение упражнений на суше и в воде с непосредственной помощью преподавателя. Обычно такая необходимость возникает, если после объяснения и показа задания занимающийся не может его выполнить (водобоязнь и др.). Чаще всего это происходит при освоении движений ногами при плавании брассом.

При использовании метода упражнения широко применяются методические приемы. Это — составные элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия педагога или занимающегося в процессе овладения знаниями, умениями, навыками, повышения уровня физической подготовленности. Каждый метод включает совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения. Встречаются следующие методические приемы: облегчение или усложнение условий выполнения; использование ориентиров; сопряженное воздействие и др. Многообразие методических приемов в занятии плаванием это результат творческой работы преподавателя.

В процессе формирования нового двигательного навыка многократные повторения отдельного движения или целостного действия не всегда приводят к устранению неточностей и недостатков в технике. Чаще бывает наоборот. Ошибки закрепляются, и от них впоследствии очень трудно избавиться. Поэтому нужно следить за тем, чтобы при повторении, прежде всего, устранялись ошибки и неточности, совершенствовались правильно выполняемые компоненты движения или целостного действия. При этом важно, чтобы занимающиеся выполняли соответствующие упражнения осознанно и осмысленно. Только в таких условиях многократная повторность упражнений обеспечит правильное овладение техникой спортивного плавания.

Все перечисленные методы обучения спортивному плаванию тесно взаимосвязаны. Комплексное использование методов в процессе изучения и совершенствования техники спортивного плавания позволяет наиболее быстро и совершенно овладеть сложными плаватель­ными движениями.

Принцип систематичности и последовательности





⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 12Следующая ⇒

 

Этот принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способом формирования научных знаний является организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Если систематически не развивать навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности. Если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется. Таким образом, принцип систематичности и последовательности обучения— это получение знаний в системе, последовательное усвоение знаний.

В практической деятельности принцип систематичностии последовательности обученияреализуется путем соблюдения многих правил обучения, важнейшими среди которых являются следующие:

1. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части, последовательно их реализуйте, приучайте к этому учащихся.

2. Не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рассмотрение которого не рассчитываете.

3. Не допускайте нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения.

4. Надо помнить: то, что является элементарным и простым с точки зрения истории и логики, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения. Поэтому с особой тщательностью внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание учащихся.

5. Используйте передовые достижения методики обучения; составляйте с учащимися опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.



6. Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.

7. Проводите повторение изученного не только в начале урока для проверки уровня усвоения и не только в конце с целью закрепления полученной информации, но также по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе урока.

8. Следите за способом и формой выражения мыслей учащихся на уроках.

9. Не забывайте, что понимание системы требует логики, а формирование ее — также чувств и эмоций. Обучайте энергично, с подъемом, используя яркие факты из жизни, литературы: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.

10. В конце раздела, курса обязательно проводите уроки обобщения и систематизации.

11. Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправляйте ошибки учащихся, допущенные в устных ответах и письменных работах, приучайте учащихся к систематическому анализу собственных ошибок.

12. Требуйте от учащихся усвоения системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и по всей программе.

13. Помните, что сформировавшаяся система знаний — важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее — с большим трудом.

14. Не забывайте совета А.Я. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

15. Будьте наблюдательны, приучайте учащихся систематически и целенаправленно наблюдать и видеть существенное в явлениях.

 

Принцип прочности

 

Принцип прочности— основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях.

Принцип прочности подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. Прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения обусловливается организацией обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.




Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.

1. В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.

2. Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.

3. Чтобы освободить учащихся от заучивания материала, имеющего вспомогательный характер, приучайте их пользоваться различными справочниками-словарями (орфографическими, толковыми, техническими, географическими и т.д.)

4. Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все лишнее.

5. Помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.

6. Интенсифицируя непроизвольные запоминания учащихся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся, время от времени “подогревайте” возникший интерес.

7. Приучайте каждого ученика работать в соответствии с его возможностями, но в то же время — в полную силу. Боритесь с ленью, формируйте оптимальный темп деятельности.

8. Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к новому.

9. Следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.

10. Не злоупотребляйте произвольным вниманием учащихся, без необходимости не перегружайте его, не увлекайтесь прямыми заданиями и указаниями. Приучайте учащихся прислушиваться к вашим словам. О наиболее интересных для них вещах говорите сдержанно. Практикуйте на уроках увлекательные “отклонения”, домашние заготовки, экспромты. Знайте меру. Вместо очередной “нотации” — притча, легенда, басня, шутка — учащиеся вас поймут.

11. Опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение. Поэтому шире используйте, умело направляйте процессы самообучения.

12. Развивайте память учащихся: учите их пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.

13. Для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение.

14. Не давайте легких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют.

 

Принцип доступности

 

Принцип доступности обучения— это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося.

Принцип доступности обучения вытекает из выработанных многовековой практикой обучения требований, с одной стороны, учета закономерностей возрастного развития учащихся, а с другой — организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся.

Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

1. Не забывайте наставления Я.А Коменского: все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

2. Помните также, что умы учащихся должны быть подготовлены к изучению какого-либо предмета.

3. Учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

4. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальную обучаемость каждого учащегося, объединяйте в дифференцированные подгруппы учащихся с одинаковым уровнем обучаемости.

5. Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.

6. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, учащиеся отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости измените их.

7. Для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания.

8. При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учащихся, а при закреплении — средних и слабых.

9. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

10. Доступность, так же как убедительность и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.

11. Не увеличивайте длительность монологов, тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно.

12. На первом этапе обучения изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы учащиеся основательно усвоили главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.

13. Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте учащихся осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность, мы снижаем барьер доступности обучения.

Принцип научности

 

Принцип научности, как известно, требует ,чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

1. Реализуя принцип научности, обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического труда.

2. Раскрывайте логику учебного предмета, обеспечивающую с первых шагов его изучения надежную основу для подведения к новым научным понятиям.

3. Воспитывайте у учащихся диалектический подход к изучаемым предметам, явлениям, формируйте элементы научного диалектического мышления.

4. В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работе в мышлении.

5. Систематически информируйте учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре; связывайте новые достижения с формируемой у учащихся системой знаний.

6. Не упускайте возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.

7. Применяйте новейшую научную терминологию, не пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.

8. Не обходите спорные научные проблемы, в доступной форме раскрывайте их содержание и перспективные пути решения; если позволяют условия, организуйте дискуссию.

9. Поощряйте исследовательскую работу учащихся. Найдите возможности ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения изобретательских задач, обработкой первоисточников и справочных материалов, архивных документов.

 











6. Принцип систематичности и последовательности

Впервые этот принцип, как и многие
другие, был применен Я.А. Коменским,
считавшим, что, как и в природе, в обучении
все должно быть взаимосвязанным и
целесообразным.

Эти идеи были позднее развиты Песталоцци
и К.Д. Ушинским.

«Голова,
наполненная бессвязными знаниями,
похожа на кладовую, где все в беспорядке
и где сам хозяин ничего не отыщет».
К.Д. Ушинский

Принцип систематичности предполагает,
чтобы изложение учебного материала
учителем доводилось до уровня системности
в сознании учащихся, чтобы знания
давались учащимся не только в определенной
последовательности, но чтобы они были
взаимосвязанными.

В нашей отечественной педагогике этот
принцип долгое время нарушался, особенно
начиная с 20-х гг. двадцатого века, когда
работали по так называемым комплексным
программам, когда использовались методы
проектов, бригадно-лабораторные методы
и отсутствовали стабильные учебники.

Системность мышления заключается в
установлении ассоциаций, т.е. связей
между изучаемыми явлениями и предметами.
То же самое происходит и при параллельном
изучении различных предметов по школьной
программе, между ними устанавливаются
так называемые межпредметные связи,
которые являются одним из важнейших
условий реализации принципа систематичности
и последовательности в учебном процессе.

Для межпредметных связей необходимо
выделять так называемые «сквозные
объекты», как рекомендуют психологи.
Это наиболее важные явления, которые
изучаются в разных учебных предметах
(например, уровень развития культуры
какой-то исторической эпохи, особенности
которого изучаются и на уроках истории,
и на уроках литературы).

Реализация принципа систематичности
и последовательности предполагает
преемственность в процессе обучения,
т.е. логическую последовательность и
связь между учебными предметами,
изучаемыми на разных ступенях школьного
обучения (в начальной, основной и
средней), чтобы каждый раз вновь изучаемый
материал базировался на усвоенном
учащимися ранее.

Правила принципа
систематичности и последовательности:

1. Реализация преемственности и
установление ассоциаций в процессе
обучения с целью реализации данного
принципа во многом зависит от планирования
учебной работы (например, практические
занятия необходимо проводить только
после изучения теоретического материала,
когда этот материал усвоен в комплексе;
при изучении нового материала необходимо
опираться на ранее усвоенные знания и
т. д.).

2. Учитель не имеет морального права
переходить к изучению последующего
учебного материала, если он не уверен,
что усвоен предыдущий (даже, если учитель
ограничен рамками программы, количеством
часов на изучение той или иной темы).

3. С целью реализации данного принципа
необходимо осуществлять как бы
«опережающее обучение». На каждом уроке
при изучении любого учебного материала
необходимо создавать «почву» для
изучения последующего. Для начинающего
учителя необходимо каждый раз готовиться
не только к очередному уроку, а как бы
одновременно к двум или даже нескольким.

4. Принцип требует постоянного повторения
изученного материала. Необходимо, чтобы
при повторении пройденного учащиеся
рассматривали его с новых позиций,
увязывали со своим личным опытом, с
личными наблюдениями, со знаниями по
другим учебным дисциплинам и т. п.

2.3. Принцип систематичности и последовательности в обучении или упорядочение знаний учащихся

Система
— это точно отвечающая своим функциям,
предметно и логически упорядоченная
группа составляющих, а также связей
между этими составляющими. Группа этих
связей называется структурой (система
обучения, система образования).

Требование
систематичности в обучении

впервые было выдвинуто и обосновано
Я.А.Коменским, который писал в своей
“Великой дидактике”: “ Как в природе
все сцепляется одно с другим, так и в
обучении нужно связывать все одно с
другим”.

На необходимость
систематичности в обучении указывали
И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский и многие
другие представители прогрессивной
классической педагогики.

Подчеркивая
значение системы знаний, Ушинский
утверждал: « Только система, конечно
разумная, выходящая из самой сущности
предметов, дает нам полную власть над
нашими знаниями. Голова, наполненная
отрывочными, бессвязными знаниями,
похожа на кладовую, в которой все в
беспорядке и где сам хозяин ничего не
отыщет; голова, где только система без
знания, похожа на лавку, в которой на
всех ящиках есть надписи, а в ящиках
пусто”.

Принцип
систематичности и последовательности
требует
,
чтобы знания, умения и навыки формировались
в системе, в определенном порядке, когда
каждый элемент учебного материала
логически связывается с другими,
последующее опирается на предыдущее,
готовит к усвоению нового.

Систематичность
в обучении требует, чтобы учащиеся
овладевали научными знаниями, умениями
и навыками в строго определенном порядке,
чтобы система проявлялась не только
внешне, в соответствующем расположении
изучаемого, а создавалась в сознании
учеников.

Последовательность
предполагает логическую обоснованность
изучения последующих разделов за
предыдущими, с тем, чтобы последующее
вытекало из предыдущего, опиралось на
него и подготавливало дальнейшую ступень
в познавательной деятельности учащихся.

Дидактический
принцип систематичности и последовательности
положен в основу

современных учебных планов и программ
учебных заведений. В соответствии с эти
принципом изучаемые предметы располагаются
в учебных планах в логической
последовательности.

С учетом данного
принципа составлены и учебные программы
по отдельным предметам. В учебным планах
и программах отражается система
соответствующих отраслей науки, однако
обучающая система по тому или иному
предмету не совпадает с научной.
Дидактическая система отличается тем,
что учебный предмет сохраняет лишь в
общих чертах логику наук, причем
расположение материала учитывает
возрастные особенности и уровень
развития учащихся.

Понятие
систематичности и последовательности
обучения не остается раз и навсегда
установленным и неизменным.

Так, например, в
новых школьных программах в ряде случаев
традиционная последовательность
изучения предметов и научных понятий
подверглась существенному изменению.
Некоторые алгебраические действия и
определения рассматриваются теперь в
начальных классах, тогда как раньше к
изучению алгебры приступали в шестых
классах, после того, как заканчивали
курс арифметики.

В
творческой работе

учителя иногда, в зависимости от
конкретных условий, бывает целесообразно,
а иногда и необходимо отступать от той
последовательности изучения учебного
материала, которая предусмотрена
программой. Понятно, что такое отступление
должно быть рациональным и мотивированным.

Систематичность
и последовательность должна проявляться

не только в содержании обучения, но и в
деятельности учителя и учащихся. От
учителя требуется

строгая систематичность и последовательность
построения урока, изложения знаний,
повторения, закрепления и проверки
изученного материала. Учащиеся
должны

вырабатывать навыки систематической
работы в процессе учения: навыки
рационального планирования учебной
деятельности, составления логически
стройных планов ответов, решения задач,
выполнения лабораторных работ.

Принцип
систематичности и последовательности
тесно связан

с таким важным свойством высшей нервной
деятельности человека, как системность.
Основа
системности мышления,

как показал И.П.Павлов, заключается в
установлении связей, ассоциаций в
представлениях и понятиях, которые
усваиваются учащимися и отражают
реальные связи между предметами и
явлениями. И.П.Павлов придавал этому
принципу особое значение, он считал
постепенность и тренировку важной
физиологической закономерностью в
педагогике.

Психологией
установлена аналогичная закономерность

— при соблюдении логических связей
учебный материал запоминается в большем
объеме и более прочно. Систематичность
и последовательность позволяет за
меньшее время достичь в обучении больших
результатов.

Систематичность
и последовательность обучения способствуют

выработке у учащихся приемов обобщения
в мыслительной деятельности, осознанию
внутренних связей между предметами,
явлениями и понятиями. Установление
таких связей

происходит прежде всего в рамках каждого
учебного предмета, однако подлинная
система, формирование у учащихся
целостного представления о развитии
природы и общества
достигаются на основе межпредметных
связей.

Уже
Я.А.Коменский видел в межпредметных
связях фундамент

систематических научных знаний,
составляющих одну энциклопедию, в
которой все должно вытекать из общего
корня и стоять на своем собственном
месте.

Искусственная
изоляция взаимосвязанных явлений при
обучении в школе, по мнению чешского
педагога, приводит к поверхностным
знаниям и отсутствию надлежащего
образования.

К.Д.Ушинскому
принадлежит первая попытка установления
психологической основы

взаимосвязей между учебными предметами
как различных видов образующихся при
обучении ассоциаций: по противоположности,
по сходству, по порядку времени, по
единству места, рассудочных, по сердечному
чувству.

Учебные
предметы представляют собой основы
различных наук.

Естественно, что изучение предметов
должно осуществляться во взаимозависимости
соответствующих наук. Предметная
система обучения в нашей школе обеспечивает

усвоение учащимися научных и
систематизированных знаний. Но предметное
обучение страдает известной дидактической
ограниченностью, которая заключается
в том, что каждый предмет рассматривает
факты и явления реального мира
односторонне, со своих позиций.

Межпредметные
связи способствуют

более четкому определению содержания
образования, устраняя излишнее
дублирование учебного материала в
различных предметах. Установление
взаимосвязи между предметами расширяет
кругозор учащихся, обеспечивает перенос
знаний из одной области в другую,
развивает их познавательные интересы.

Таким образом,
межпредметные связи являются важным
дидактическим условием успешного
обучения.

Как было уже
сказано, систематичность и последовательность
предполагают осуществление
преемственности в овладении знаниями
.
Соблюдение преемственности необходимо
на каждом уроке, при изучении каждого
раздела или темы программы, но особенно
важное значение преемственность имеет
при переходе от одного года обучения к
другому, от более низкой ступени обучения
к более высокой. Наибольшую сложность
представляет преемственная связь между
обучением в начальных классах и предметным
обучением в 4 классе.

В
принципе систематичности и последовательности
находит свое подтверждение принцип
научности.

Подлинно научные знания характеризуются
четким расположением и логической
последовательностью.

Принцип согласованности

Принципы
> Принцип согласованности

Принцип |
Как это работает | Так что

Мне нравится быть последовательным в том, что я думаю, говорю и делаю, и буду меняться, чтобы
это так.

Как это работает

Та же мысль, слово и дело

Если я говорю, что я хороший человек, а затем веду себя неприятно по отношению к другим, то я
нарушаю закон последовательности.Это, конечно, не вызовет у меня симпатии к другим
люди, которые могут подвергнуть меня социальному остракизму за мои проступки.

Эффект еще сильнее, когда я думаю о себе, по делу
где я изменю свое объяснение ситуации или даже
мое самовосприятие так
все выстраивается и снова обретает смысл (по крайней мере, для меня).

Это может иметь странные эффекты, например, когда люди, которые делают ставки на лошадей, увеличивают свою оценку шансов лошади
выигрыш после того, как они сделали на него ставку.Это также важный принцип для
уговоры.

Социальное давление

Когда слова и действия расходятся, люди предполагают, что человек
намерения более тесно связаны с тем, что они делают, а не с тем, что они говорят.
В результате, когда я действую несовместимо со своими заявлениями, другие
люди будут считать меня ненадежным и, следовательно, в лучшем случае не поверят мне
в будущем, а в худшем случае отвергнет меня как достойного их внимания.

Это создает значительное внешнее давление, которое заставляет нас быть осторожными.
о согласовании наших слов и наших действий.

Собственное изображение

Мы судим себя так же, как судим других. Фактически наше суждение
является более суровым, поскольку мы хорошо знаем наши намерения, убеждения и ценности, стоящие за нашими
мысли и действия. Когда карта и территория различаются, нам нужно
изменить что-то, чтобы они снова выстроились в линию

Рационализация

Когда наши действия отличаются от наших убеждений или ценностей, нам нужно объяснить это.
себе.Поскольку мы действительно не хотим менять свои убеждения или ценности, наши
Первый шаг — поиск внешних причин для различий.

Например, если мы обидели кого-то, вместо того, чтобы принять себя как
недобрый, мы будем рационализировать свое поведение. Таким образом враги дегуманизированы и
мы говорим себе, что наши жертвы просили наказаний, которые мы назначили
им.

Еще одно распространенное объяснение состоит в том, чтобы утверждать, что мы были вынуждены действовать так, как мы
сделал.Это один из способов использования кого-то другого в качестве авторитета.
мы можем винить.

Внутреннее изменение

Если нет достаточных доказательств для рационального внешнего объяснения, мы
вынуждены меняться внутри. Таким образом, мы можем измениться даже глубоко
придерживались убеждений и ценностей.

Вот почему принуждение и многие методы убеждения либо не работают, либо не работают.
внести постоянные изменения в целевого человека. Если хотите их действительно
изменения, тогда вы должны позволить им делать все самостоятельно.’

Чувствую

Эффект непоследовательности вызывает чувство напряжения.
Это обеспечивает мотивационную силу, побуждающую людей к действию.
чем больше непоследовательность, тем больше напряжение и тем больше
мотивация.

Другие слова, описывающие чувства, связанные с непоследовательностью, включают:
замешательство, неуверенность, диссонанс, отрицание и раздражение. С другой стороны,
последовательность кажется спокойной, гладкой, правильной, достоверной и ровной.

Заставьте людей говорить и действовать за пределами своих нормальных убеждений,
желательно публично. Затем побуждает их изменить свои убеждения, чтобы
в соответствии с их действиями. Вот как работает «промывание мозгов».

Упростите им задачу. Благотворительные организации, которые заставляют вас подписывать петиции, знают
что ходатайства редко имеют значительный эффект. Настоящее влияние на вас, поскольку
теперь вам нужно будет укрепить свою веру в дело благотворительности, чтобы
поддержите ваше имя (важный символ вашей личности) на
линия.

Заставляя их действовать, делайте это так, чтобы они немного сломали свои убеждения.
понемногу, иначе они будут рационализировать свои действия, обвиняя
ситуация (или вы!).

См. Также

Обязательство,
Теория согласованности,
Теория атрибуции,
Когнитивный диссонанс

Теории соответствия,
Теории о значении,
Теории о том, как мы
думай о себе

Рождественское соответствие

Чалдини, Р.Б. (1994). Влияние: Психология убеждения , Нью-Йорк:
Перо

,

Принцип приверженности и последовательности в поведении

Когда уляжется последнее новогоднее конфетти, начинаются новогодние постановления. Люди решают, что станут здоровее, богаче и мудрее, завязав новую положительную привычку — явление, известное как «эффект нового старта».

Однако эта фаза «медового месяца» длится редко. В конечном итоге посещаемость спортзала снижается, производительность и бюджет сокращаются, и большинство из нас, несмотря на все наши усилия, возвращаются к своим вредным привычкам.Но что, если бы я сказал вам, что можно влиять на поведение — подталкивать людей к их целям?

В своей книге Влияние: наука и практика Роберт Чалдини выделяет шесть принципов влияния:

В этой статье мы обсуждаем последний принцип в этом списке — приверженность и последовательность.

Определение: Последовательность поведения относится к склонности людей вести себя в соответствии с их прошлыми решениями или поведением.

Последовательность поведения — это эвристика суждений, которую мы используем по умолчанию, чтобы облегчить процесс принятия решений: легче принять одно решение и оставаться последовательным, чем принимать новое решение каждый раз, когда возникает проблема. С эволюционной точки зрения последовательность поведения также хорошо нам служит: в социальной среде непредсказуемые люди с меньшей вероятностью будут нравиться и процветать среди других.

В своем исследовании Чалдини обнаружил, что люди не только стараются изо всех сил вести себя последовательно, но и положительно относятся к своим решениям, даже когда сталкиваются с доказательствами того, что их решения были ошибочными.

Поведенческая согласованность действует как на уровне индивидуального , так и на уровне социального . Как заявляет Чалдини: «После того, как мы сделаем выбор или заняли позицию, мы столкнемся с личным и межличностным давлением, заставляющим вести себя в соответствии с этим обязательством. Это давление заставит нас отреагировать таким образом, чтобы оправдать наше предыдущее решение ».

Допустим, вы приняли новогоднее решение ходить в спортзал три раза в неделю в 6 часов утра. Как только вы примете это решение, вы почувствуете необходимость его придерживаться.Это индивидуальный уровень — давление, чтобы сдержать данное самому себе обещание. Это давление будет еще сильнее на социальном уровне — то есть, если обещание является публичным и касается других: если вы и ваш друг соглашаетесь встречаться по утрам в тренажерном зале, вы будете чувствовать себя более приверженными своему решению и с большей вероятностью довести до конца. В то время как несоответствие самим себе может привести к некоторой вине, несоответствие с другими приводит к межличностным рискам. Непоследовательность рассматривается как нежелательная черта и связана с иррациональностью, обманом и даже некомпетентностью; это может вызвать реакцию разочарования, гнева и замешательства.Эти риски создают огромное социальное давление, чтобы оставаться последовательными. Таким образом, люди будут стремиться к тому, чтобы их поведение соответствовало прошлым решениям, чтобы избежать чрезмерного стресса.

Из-за этого личного и социального давления, если вы заставляете людей делать что-то, вполне вероятно, что они попытаются это сделать. Обязательство не обязательно должно быть большим. На самом деле, это зачастую небольшое решение. В случае нашего решения о фитнесе это вполне могло быть небрежным, на первый взгляд несущественным комментарием, сделанным за бокалом новогоднего шампанского.Или, в случае с моими родителями, это был пренебрежительный ответ на мои просьбы о собаке. Отец отвечал: «Может, когда станешь старше», в надежде, что я забуду. Я продолжал ворчать: «Насколько старше?», И в конце концов моя мать уступила и сказала: «Может, когда тебе будет десять лет». Каждый год после этого я считал годы, оставшиеся до тех пор, пока они не должны мне собаку.

Они сдержали свое слово, и, к их большому огорчению, когда мне исполнилось десять лет, я был счастливым владельцем спаниеля по имени Тоби.Он прожил 11 невероятных лет. И в веселом (но предсказуемом) повороте событий мои родители полюбили его.

Примеры приверженности и последовательности в UX

Чтобы воспользоваться преимуществами согласованности в поведении, побудите ваших пользователей взять на себя первоначальное обязательство в отношении того действия, которым вы хотите, чтобы они участвовали. Первоначальное обязательство, которое вы предлагаете пользователю, должно быть:

Давайте посмотрим на рабочий процесс написания обзора для Yelp.com. Поскольку люди могут начать писать обзор без учетной записи, этот процесс кажется одновременно несложным (никакие личные данные не передаются в организацию) и простым (не требуется никакой работы для создания учетной записи перед проверкой, а также взаимодействия для оценки бизнеса и для просмотра требуется всего один клик).Но как только пользователь начинает набирать обзор, в поле формы появляется мотивационная микрокопия: Держите эти пальцы подвижными, волшебник слов. То, что кажется несущественным текстом, на самом деле является умелым использованием поведенческой согласованности: оно напоминает пользователю, что нужно придерживаться обязательства по написанию обзора, и побуждает его взять на себя дополнительные обязательства по написанию еще большего.

После того, как люди закончили свой обзор, их просят совершить (снова) еще больше, создав учетную запись.Фактически, обзор не будет сохранен и опубликован, если они этого не сделают. Эта последовательность действий использует предыдущее обязательство пользователей опубликовать обзор и их нежелание потерять данные («Ну, я уже проделал всю эту работу, я мог бы также зарегистрироваться и не потерять ее»).

Наконец, после публикации обзора отображается приглашение написать еще один (Это было весело. Давайте напишем еще). Формулировка напоминает пользователям, что а) они только что написали отзыв и б) они могут соответствовать своему поведению и писать больше отзывов для других компаний.

Yelp.com умело использует микрокопию для поощрения пользователей на различных этапах процесса создания контента.

Когда мобильное приложение Fitbit запускается в первый раз, оно просит пользователей указать свои фитнес-цели. Эта задача не требует раскрытия большого количества личной информации и относительно проста, поскольку целевая аудитория Fitbit состоит из людей, заинтересованных в отслеживании своих привычек, связанных со здоровьем. После того, как эти цели введены, они действуют как обязательство и отображаются на панели управления пользователя вместе с прогрессом пользователя в достижении целей.Это визуальное представление (в сочетании с push-уведомлениями) служит напоминанием о приверженности пользователя этим целям и повышает вероятность их достижения. Более того, об обязательстве можно сообщить группе друзей или энтузиастов здоровья, что позволит пользователям поднять личные обещания до социального уровня.

Fitbit использует визуальные эффекты прошлого поведения в сочетании с мотивационной копией, чтобы побудить пользователей: а) больше носить Fitbit и б) чаще регистрировать свою активность.

23andMe, сервис, который тестирует ДНК, чтобы выявить генетическое происхождение и понимание здоровья, использует принцип приверженности, чтобы побудить посетителей участвовать в анкетах, которые собирают данные для текущих генетических исследований. 23andMe сначала представляет пользователям краткое предварительное обследование состояния здоровья, имеющее отношение непосредственно к их личному генетическому отчету. Этот короткий опрос не требует усилий и не требует больших затрат: он занимает всего несколько минут и является частью услуги, за которую пользователь платит в первую очередь.После завершения этого короткого обязательного опроса система показывает пользователю, на сколько вопросов он ответил на начальном этапе. Затем он дает возможность ответить на дополнительные вопросы опроса, показывая ссылку с надписью . Продолжить отвечать — чтобы дать людям возможность выполнить свои обязательства, предоставив еще больше данных.

Индикатор выполнения показывает, сколько вопросов осталось без ответа. А сайт для настольных ПК использует социальное доказательство, чтобы дополнительно мотивировать респондентов, показывая, где они занимают место по сравнению с другими участниками 23andMe.Если вы так же конкурентоспособны, как я, вы можете задать 357 вопросов и все равно будете разочарованы тем, что 29% участников 23andMe ответили на большее количество вопросов, чем вы.

23andMe использует вехи, визуальные эффекты и относительно небольшое обязательство по заполнению основных личных данных, чтобы мотивировать более интенсивное и активное участие в опросе участников генетического тестирования.

Значение для практиков и заинтересованных сторон

Многие мобильные и веб-приложения требуют от пользователей создания учетной записи перед использованием сайта.Часто этот запрос имеет неприятные последствия и не дает ожидаемого эффекта дизайнерами (или заинтересованными сторонами). Даже когда это обязательство легко взять на себя (благодаря интеграции с социальными сетями и Google), это не простое взаимодействие — на карту поставлены личные данные и случайная приверженность долгосрочным отношениям. Чтобы выстроить доверительные отношения, основанные на опыте, требуется время, прежде чем пользователь почувствует себя комфортно, делиться личной информацией.

Эффективное содействие и использование согласованного поведения — это не просто вопрос остроумной микроскопии (хотя это может помочь) — это вопрос дизайна взаимодействия.Это требует от практикующих UX хорошего понимания уровней приверженности, теории перспектив и неприятия потерь. Это требует анализа архитектуры принятия решений для каждого рабочего процесса. В частности, вот некоторые вопросы, на которые практикующие должны ответить, чтобы выявить, сколько когнитивной нагрузки, затрат и доверия требуется для каждой точки принятия решения во взаимодействии от начала до конца.

  • Сколько вариантов выбора пользователь должен сделать на каждом шаге?
  • Сколько информации нужно пользователю, чтобы принять это решение?
  • Какие варианты выбраны по умолчанию?
  • Какова стоимость взаимодействия, а иногда и денежная стоимость этого решения?

Это также требует от заинтересованных сторон и руководителей переоценки текущих стратегий привлечения клиентов и, возможно, даже бизнес-моделей, чтобы понять, что означает низкое решение на различных этапах пути пользователя.Организации должны учитывать уровень доверия, на котором находится пользователь: в начале отношений, когда доверие еще не установлено, даже небольшой запрос, такой как ввод адреса электронной почты, может быть воспринят как высокоуровневый, но как доверие к организации возрастает, высокие требования могут стать незначительными.

Еще один фактор, влияющий на то, что означает низкие ставки, — это воспринимаемая ценность предложений организации. Компания с сильным брендом и четкими предложениями может позволить себе возлагать на своих пользователей более высокие обязательства даже в самом начале отношений.

При разработке процесса взаимодействия не забудьте предложить пользователям обязательства, соответствующие их доверию к вашей организации и их воспринимаемой ценности ваших продуктов или услуг. И сосредоточьтесь на минимизации затрат на взаимодействие, связанных с этими обязательствами: даже несущественный запрос, скорее всего, будет отклонен, если для этого потребуется много работы.

Заключение

Приверженность и последовательность — мощные мотиваторы для повышения вовлеченности и убеждения пользователей в достижении их целей.Дизайн, который позволяет пользователям брать на себя небольшие обязательства с низкими затратами, с большей вероятностью приведет к конверсии клиентов, чем те, которые делают обязательство дорогостоящим процессом. Дизайн по принципу «все или ничего» ничего не даст большинству пользователей. Есть много вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы гарантировать, что мы удовлетворяем потребности пользователей на каждом этапе процесса принятия решений, но все сводится к укреплению доверия наших пользователей и повышению удобства использования и воспринимаемой ценности наших продуктов и Сервисы.

Номер ссылки

Роберт Б.Чалдини, Влияние: наука и практика . Pearson Education Inc., 2009.

.

Примените принцип последовательности Чалдини к вашей личной продуктивности

Хотите повысить личную продуктивность?

Эффективная организация. Без стресса.

Лучшее решение для GTD®

Ваша система GTD®, готовая с первой минуты

Consistency

В своей знаменитой книге «Влияние: психология убеждения» доктор Роберт Чалдини говорит о научных принципах, лежащих в основе искусства влияния на людей .В этой книге, ставшей справочником для любого профессионала в области маркетинга, изложены шесть универсальных принципов, которые определяют, что побуждает людей изменить свое поведение.

Это очень рекомендуемая книга, даже если вы не занимаетесь никаким маркетингом или вам нужно быть особенно убедительным в своей жизни, потому что она поможет вам понять некоторые факторы, которые влияют на ваше поведение и иногда остаются совершенно незамеченными.

В этой статье я расскажу о втором из этих шести принципов, Принципе последовательности, потому что я считаю, что он может помочь вам принимать решения, которые значительно влияют на вашу личную продуктивность. Принцип последовательности Чалдини гласит следующее:

«Как только люди примут решение, встанут на позицию или совершат действие, они столкнутся с межличностным давлением, чтобы они вели себя в соответствии с тем, что они сказали или сделали ранее».

Последовательность — это очень полезное адаптивное поведение. Всегда делать определенные вещи одним и тем же и принимать решения в соответствии с одними и теми же ценностями помогает нам выжить в сложном мире.

Нам плохо, если мы говорим, что собираемся сделать что-то одно, а потом не делаем. Мы неосознанно стремимся к последовательности в своих обязательствах. Мы предпочитаем следовать уже существующим установкам, ценностям и действиям, поэтому гораздо более вероятно, что мы в конечном итоге сделаем что-то после того, как признались, что согласны с этим — устно или письменно.

Более того, этот принцип с возрастом усиливается. Чем старше мы становимся, тем больше ценим последовательность. Теперь вы знаете, почему пожилые люди такие упрямые.

Как вы можете продуктивно применить этот принцип в своей жизни? Вот вам несколько идей:

  • Если вы хотите выполнить большой проект, правильно определите желаемый результат и сразу же выполните первое действие, необходимое для выполнения проекта.Даже если он небольшой, это будет означать принятие обязательства. И , как только вы примете обязательство, вы захотите соответствовать своему решению .
  • Мы не только хотим «быть» последовательными, мы также должны «выглядеть» последовательными. Если вы хотите сделать что-то важное, сделайте это публичным: поговорите об этом с семьей, партнером, друзьями или упомяните об этом в социальных сетях. Внутреннее давление, требующее согласованности с нашими решениями, намного сильнее, когда мы знаем, что другие люди осведомлены об этих решениях. .
  • Чем больше усилий вы прикладываете к чему-либо, тем более влиятельным будет Принцип Последовательности. Следовательно, вы можете использовать награды, чтобы побудить вас каким-то образом вкладывать больше времени, когда вы начинаете с чего-то .

,

% PDF-1.5
%
1 0 объект
>
endobj
4 0 obj
(Введение)
endobj
5 0 obj
>
endobj
8 0 объект
(Общая мотивация)
endobj
9 0 объект
>
endobj
12 0 объект
(Приложения)
endobj
13 0 объект
>
endobj
16 0 объект
(Разогрев)
endobj
17 0 объект
>
endobj
20 0 объект
(Обзор)
endobj
21 0 объект
>
endobj
24 0 объект
(Отборочный)
endobj
25 0 объект
>
endobj
28 0 объект
(Наборы и функции)
endobj
29 0 объект
>
endobj
32 0 объект
(Графики событий)
endobj
33 0 объект
>
endobj
36 0 объект
(Характеристики консистенции)
endobj
37 0 объект
>
endobj
40 0 объект
(Истории)
endobj
41 0 объект
>
endobj
44 0 объект
(Абстрактные казни)
endobj
45 0 объект
>
endobj
48 0 объект
(Гарантии согласованности)
endobj
49 0 объект
>
endobj
52 0 объект
(Задний план)
endobj
53 0 объект
>
endobj
56 0 объект
(Типы реплицированных данных)
endobj
57 0 объект
>
endobj
60 0 объект
(Основные определения)
endobj
61 0 объект
>
endobj
64 0 объект
(Последовательные типы данных)
endobj
65 0 объект
>
endobj
68 0 объект
(Типы реплицированных данных)
endobj
69 0 объект
>
endobj
72 0 объект
(Согласованность возвращаемого значения)
endobj
73 0 объект
>
endobj
76 0 объект
(Последовательность)
endobj
77 0 объект
>
endobj
80 0 объект
(Базовая конечная согласованность)
endobj
81 0 объект
>
endobj
84 0 объект
(Причинная последовательность)
endobj
85 0 объект
>
endobj
88 0 объект
(Сильные модели)
endobj
89 0 объект
>
endobj
92 0 объект
(Иерархия моделей)
endobj
93 0 объект
>
endobj
96 0 объект
(Реализация)
endobj
97 0 объект
>
endobj
100 0 объект
(Обзор)
endobj
101 0 объект
>
endobj
104 0 объект
(Семантика псевдокода)
endobj
105 0 объект
>
endobj
108 0 объект
(счетчики)
endobj
109 0 объект
>
endobj
112 0 объект
(Магазины)
endobj
113 0 объект
>
endobj
116 0 объект
(Шаблоны протокола)
endobj
117 0 объект
>
endobj
120 0 объект
(Конкретные казни)
endobj
121 0 объект
>
endobj
124 0 объект
(Переходы)
endobj
125 0 объект
>
endobj
128 0 объект
(Траектория)
endobj
129 0 объект
>
endobj
132 0 объект
(Конкретные казни)
endobj
133 0 объект
>
endobj
136 0 объект
(Наблюдаемая история)
endobj
137 0 объект
>
endobj
140 0 объект
(Бесконечные казни)
endobj
141 0 объект
>
endobj
144 0 объект
(Протоколы)
endobj
145 0 объект
>
endobj
148 0 объект
(Ролевые автоматы)
endobj
149 0 объект
>
endobj
152 0 объект
(Транспортные гарантии)
endobj
153 0 объект
>
endobj
156 0 объект
(Протоколы)
endobj
157 0 объект
>
endobj
160 0 объект
(Подборка псевдокода)
endobj
161 0 объект
>
endobj
164 0 объект
(Реализуемости)
endobj
165 0 объект
>
endobj
168 0 объект
(ШАПКА)
endobj
169 0 объект
>
endobj
172 0 объект
(Прогресс)
endobj
173 0 объект
>
endobj
176 0 объект
(Корректность)
endobj
177 0 объект
>
endobj
180 0 объект
(Структура доказательства)
endobj
181 0 объект
>
endobj
184 0 объект
(Протоколы эпидемии)
endobj
185 0 объект
>
endobj
188 0 объект
(Протоколы вещания)
endobj
189 0 объект
>
endobj
192 0 объект
(Протоколы глобальной последовательности)
endobj
193 0 объект
>
endobj
196 0 объект
(Связанных с работой)
endobj
197 0 объект
>
endobj
200 0 объект
(Распределенные системы)
endobj
201 0 объект
>
endobj
204 0 объект
(Базы данных)
endobj
205 0 объект
>
endobj
208 0 объект
(Мультипроцессоры с общей памятью)
endobj
209 0 объект
>
endobj
212 0 объект
(Распределенные алгоритмы)
endobj
213 0 объект
>
endobj
216 0 объект
(Подтверждение)
endobj
217 0 объект
>
endobj
220 0 объект
(Вывод)
endobj
221 0 объект
>
endobj
224 0 объект
(Подтверждения)
endobj
225 0 объект
>
endobj
227 0 объект
(Приложения)
endobj
228 0 объект
>
endobj
231 0 объект
(Отобранные детали доказательства)
endobj
232 0 объект
>
endobj
235 0 объект
(Леммы)
endobj
236 0 объект
>
endobj
239 0 объект
(Ссылки)
endobj
240 0 объект
>
endobj
243 0 объект>
поток
x3PHW0Pp2 v
w32P023332UIS063 Գ 03 fzff
!)
Eyə9Śfi! ^
& г
FzƖey% 9yř% yɕ -.п

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.