Теория уровней построения движений и принцип сенсорных коррекций по Н.А. Бернштейну.
уровни построения движений (по Н.А. Бернштейну), принцип сенсорных коррекций, рефлекторное кольцо, принцип активности Н.А. Бернштейна.
Механизмы организации движений.
Механизм движения, рефлекторной дуги: стимул — процесс его центральной переработки (возбуждение программ) — двигательная реакция.
Принцип управления движениями-
принципом сенсорных коррекций.
Факторы, оказывающие влияние на ход выполнения движения:
Во-первых, при выполнении движения в большей или меньшей степени возникает явление реактивных сил. (сильно взмахнете рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус).
Во-вторых, при движении возникает явление инерции. (резко поднимете руку, то она взлетает вверх не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции, т. е. возникают определенные инерционные силы). Причем явление инерции присутствует в любом движении.
В-третьих, существуют определенные внешние силы, которые оказывают влияние на ход выполнения движения. Например, если движение направлено на какой-либо предмет, то оно встречает с его стороны сопротивление. Причем это сопротивление чаще всего оказывается непредсказуемым.
В-четвертых, существует еще один фактор, который не всегда учитывается при начале выполнения движений, — это исходное состояние мышц.
Центральной нервной системе необходима постоянная информация о ходе выполнения движения. Эта информация получила название сигналов обратной связи.
Схема рефлекторного кольца. Эта схема основана на принципе сенсорных коррекций и является его дальнейшим развитием.
Из моторного центра (М) в мышцу (рабочую точку мышцы) поступают эффекторные команды. От рабочей точки мышцы идут афферентные сигналы обратной связи в сенсорный центр (S).
В ЦНС происходит переработка поступившей информации, т. е. перешифровка ее в моторные сигналы коррекции, после чего сигналы вновь поступают в мышцу. Получается кольцевой процесс управления.
С наличием большего количества элементов рефлекторное кольцо функционирует следующим образом.
Рецептор не всегда посылает сигналы на прибор сличения. Бывают случаи, когда сигнал поступает сразу на задающий прибор. Это бывает в тех случаях, когда экономичнее перестроить движение, чем его корректировать.
Уровневом построении движений.
Уровень А — самый низкий и филогенетически самый древний.
Тонус мышц. Поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, от органов равновесия. Самостоятельно этот уровень регулирует весьма немногочисленные движения. В основном они связаны с вибрацией и тремором. Например, стук зубов от холода.
Уровень В — уровень синергии. На этом уровне перерабатываются сигналы в основном от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. К собственным движениям этого уровня относятся потягивания, мимика и т. д.
Уровень С — уровнем пространственного поля. На данный уровень поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. К движениям данного уровня относятся все переместительные движения.
Уровень D — уровень предметных действий. Это уровень коры головного мозга, отвечающий за организацию действий с предметами. К этому уровню относятся все орудийные действия и манипуляции с предметами. Движения на этом уровне представлены как действия. В них не фиксирован двигательный состав, или набор движений, а задан лишь конкретный результат.
Уровень Е — наивысший уровень — уровень интеллектуальных двигательных актов. К этому уровню относятся: речевые движения, движения письма, движения символической или кодированной речи. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
Принцип активности противопоставляется принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт — движение, действие — определяется внешним стимулом.
Существует огромное количество движений или двигательных актов, имеющих реактивную природу, например мигание или чихание.
Существуют как реактивные движения, так и активные. Безусловнорефлекторные реакции могут рассматриваться как акты с нулевой активностью, а произвольные двигательные акты — как активное движение.
Как показал Бернштейн, активные сигналы обеспечивают существенные параметры движения, а реактивные — несущественные, технические детали движения.
Мы привыкли к тому, что раз произошло воздействие стимула, то за ним должна следовать реакция. Но на человека постоянно воздействует очень большое количество стимулов, а двигательная реакция проявляется только в отношении лишь некоторых из них. Почему? Потому что субъект сам выбирает соответствующие стимулы. Например, нам надо написать письмо, и мы берем в руки попавшую в поле зрения ручку, но мы берем ее в руки не потому, что она попалась нам на глаза, а потому, что нам надо написать письмо.
Ощущения.
понятие ощущения, классификация и виды ощущений, свойства ощущений, чувствительность и ее изменчивость, динамический диапазон, синестезия, явление контраста, психофизический закон Вебера-Фехнера
Теории построения движений Н. А. Берштейна (стр. 1 из 5)
Оглавление.
Введение………………………………………………………………..2
1. Психофизиологическая основа организации движений………3
1.1. Принцип сенсорных коррекций…………………………….4
1.2. Схема рефлекторного кольца………………………………6
1.3. Уровни построения движений……………………………..7
2. Формирование двигательных навыков……………………….10
2.1. Структура двигательных навыков ………………………10
2.2. Природа навыка и тренировки. ………………………….12
З. Уровневый подход при анализе механизмов психической деятельности……………………………………………………..…..15
3.1.Внимание и деятельность…………………………………15
3.2.Восприятие…………………..………………………………20
Заключение…………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………27
Введение.
Существующее в настоящее время в психологии представление о физиологии движений были сформулировано и экспериментально обосновано выдающимся российским ученым Н. А. Бернштейном.
Врач-невропатолог по образованию, физиолог по своим научным интересам, Н. А. Бернштейн выступал в научной литературе как страстный защитник принципа активности — одного из тех принципов, на которых строится психологическая теория деятельности. В 1947 г. вышла одна из основных книг Бернштейна «О построении движений», которая была удостоена Государственной премии. В этой книге был высказан ряд совершенно новых идей. Одна из них состояла в опровержении принципа рефлекторной дуги как механизма организации движений и замене его принципом рефлекторного кольца.
Цель данной работы является анализ основных аспектов теории построения движений Н. А. Берштейна.
Объект изучения—закономерности организации движения.
Задачи работы:
1) Описать психофизиологическую основу организации движений;
2) Рассмотреть механизмы формирования навыков;
3) Выделить основные механизмы психической деятельности, такие как: внимание и восприятие.
1. Психофизиологическая основа организации движений.
В трудах Н. А. Бернштейна нашла блестящую разработку проблема механизмов организации движений и действий человека. Занимаясь этой проблемой, Н. А. Бернштейн обнаружил себя как очень психологично мыслящий физиолог, в результате его теория и выявленные им механизмы оказались органически сочетающимися с теорией деятельности; они позволили углубить наши представления об операционально-технических аспектах деятельности.
Н. А. Бернштейн выступил в научной литературе как страстный защитник принципа активности — одного из тех принципов, на которых покоится психологическая теория деятельности.
В 1947 г. вышла одна из основных книг Н. А. Бернштейна «О построении движения», которая была удостоена Государственной премии. В этой книге были отражены итоги почти тридцатилетней работы автора и его сотрудников в области экспериментальных, клинических и теоретических исследований движений и высказан ряд совершенно новых идей.
Одна из них состояла в опровержении принципа рефлекторной дуги как механизма организации движений и замене его принципом рефлекторного кольца. Этот пункт концепции H.A. Бернштейна содержал, таким образом, критику господствовавшей в то время в физиологии высшей нервной деятельности точки зрения на механизм условного рефлекса как на универсальный принцип анализа высшей нервной деятельности [6 ] .
Объектом изучения Н. А. Бернштейн сделал естественные движения нормального, неповрежденного организма, и, в основном, движения человека. Таким образом, сразу определился контингент движений, которыми он занимался; это были движения трудовые, спортивные, бытовые и др. Конечно, потребовалась разработка специальных методов регистрации движений, что с успехом осуществил Бернштейн.
До работ Н. А. Бернштейна в физиологии бытовало мнение (которое излагалось и в учебниках), что двигательный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, в самом общем виде механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул — процесс его центральной переработки (возбуждение программ) — двигательная реакция.
Первый вывод, к которому пришел Н. А. Бернштейн, состоял в том, что так не может осуществляться сколько-нибудь сложное движение. Вообще говоря, очень простое движение, например коленный рефлекс или отдергивание руки от огня, может произойти в результате прямого проведения моторных команд от центра к периферии. Но сложные двигательные акты, которые призваны решить какую-то задачу, достичь какого-то результата, так строиться не могут. Главная причина состоит в том, что результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов [6 ].
Общие свойства: все они вносят отклонения в запланированный ход движения, сами же не поддаются предварительному учету. В результате окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него будут постоянно вноситься поправки, или коррекции. А для этого ЦНС должна знать, какова реальная судьба текущего движения. Иными словами, в ЦНС должны непрерывно поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатываться в сигналы коррекции.
1.1. Принцип сенсорных коррекций.
Н. А. Бернштейн предложил совершенно новый принцип управления движениями, который был назван принципом сенсорных коррекций. Рассмотрим факторы, которые, по мнению Бернштейна, оказывают влияние на ход выполнения движения.
Во-первых, это реактивные силы. И рассматривал пример: например, если человек сильно взмахнет рукой, то в других частях тела у него разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.
Во-вторых, это инерционные силы. Если человек резко поднимет руку, то она взлетает вверх не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции, т. е. возникают определенные инерционные силы. Н. А. Бернштейн считал, что явление инерции присутствует в любом движении.
В-третьих, это внешние силы, которые оказывают влияние на ход выполнения движения. Пример: если движение направлено на какой-либо предмет, то оно встречает с его стороны сопротивление. И это сопротивление чаще всего оказывается непредсказуемым.
Четвертый фактор, по мнению Н. А. Бернштейна: существует еще один фактор, который не всегда учитывается при начале выполнения движений, — это исходное состояние мышц.Состояние мышцы меняется при выполнении движения вместе с изменением ее длины, а также в результате утомления и других причин. Поэтому один и тот же моторный импульс, достигнув мышцы, может дать совершенно иной результат[6].
Существует целый перечень факторов, оказывающих непосредственное воздействие на ход выполнения движения. Центральной нервной системе, по мнению Бернштейна необходима постоянная информация о ходе выполнения движения. Эта информация получила название сигналов обратной связи.Эти сигналы могут одновременно поступать от мышц в мозг по нескольким каналам. Он приводит пример: когда мы двигаемся, информация о положении отдельных частей тела поступает от проприоцептивных рецепторов. Однако параллельно информация поступает через органы зрения. Аналогичная картина наблюдается даже при выполнении речевых движений. Человек получает информацию не только от рецепторов, контролирующих движения языкового аппарата, но и через слух. Причем информация, поступающая по разным каналам, должна быть согласованной, иначе выполнение движения становится невозможным.
1.2.Схема рефлекторного кольца.
Существует определенная схема осуществления механизмов движения. Она была названа Бернштейном схемой рефлекторного кольца. Эта схема основана на принципе сенсорных коррекций и является его дальнейшим развитием.
В упрощенном виде эта схема выглядит так: из моторного центра (М) в мышцу (рабочую точку мышцы) поступают эффекторные команды. От рабочей точки мышцы идут афферентные сигналы обратной связи в сенсорный центр. В ЦНС происходит переработка поступившей информации, т. е. перешифровка ее в моторные сигналы коррекции, после чего сигналы вновь поступают в мышцу. Получается кольцевой процесс управления .
Принципиальное различие концепций построения движений на основе рефлекторной дуги и рефлекторного кольца[6].
В этой схеме рефлекторная дуга выглядит как один из ее частных случаев, когда совершаются движения, не нуждающиеся в коррекции, т. е. движения рефлекторной природы. Позднее Бернштейн детализировал схему рефлекторного кольца. В схеме присутствуют следующие элементы: моторные «выходы» (эффектор), сенсорные «входы» (рецептор), рабочая точка или объект (если речь идет о предметной деятельности), блок перешифровки, программа, регулятор, задающий прибор, прибор сличения.
С наличием большего количества элементов рефлекторное кольцо функционирует таким образом: в программе записаны последовательные этапы сложного движения. В каждый конкретный момент отрабатывается какой-то частный этап или элемент, соответствующая частная программа запускается в задающий прибор. Из задающего прибора сигналы (SW — «то, что должно быть») поступают на прибор сличения. На тот же блок от рецептора приходят сигналы обратной связи (IW — «то, что есть»), сообщающие о состоянии рабочей точки. В приборе сличения эти сигналы сравниваются, и на выходе из него получаются сигналы рассогласования (В\У) между требуемым и фактическим положением вещей. Далее они попадают на блок перешифровки, откуда выходят сигналы коррекции, которые через промежуточные инстанции (регулятор) попадают на эффектор.
Трудности управления движением. Внешние и внутренние силы. Координация двигательных актов. Принцип обратной связи. Принцип сенсорных коррекций
Большое число степеней свободы, необходимость согласования мышц антагонистов, необходимость учитывать исходное состояние мышцы. (Состояние мышцы меняется при выполнении движения вместе с изменением ее длины, а также в результате утомления и других причин. Поэтому один и тот же управляющий импульс, придя к мышце, может дать совершенно разный моторный эффект).
Дополнительные факторы, которые влияют на ход движения:Во-первых, это реактивные силы. Например, если ребенок залезает на диван и начинает с него бросать мяч, то мать тут же спускает его вниз; она знает, что бросив мяч, он может сам полететь с дивана; виной будут реактивные силы.
Во-вторых, это инерционные силы. Если человек резко поднимет руку, то она взлетает вверх не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции, т. е. возникают определенные инерционные силы.Н. А. Бернштейн считал, что явление инерции присутствует в любом движении. Влияние инерционных сил особенно велико в тех случаях, когда человек работает тяжелым орудием — топором, молотом и т. п. Например, при беге значительная часть движения выносимой вперед ноги происходит за счет этих сил. В-третьих, это внешние силы. Если движение направлено на объект, то оно обязательно встречается с его сопротивлением, причем это сопротивление далеко не всегда предсказуемо. Представьте себе, что вы натираете пол, производя скользящие движения ногой. Сопротивление пола в каждый момент может отличаться от предыдущего, и заранее знать его вы никак не можете. То же самое при работе резцом, рубанком, отверткой. Во всех этих и многих других случаях нельзя заложить в моторные программы учет меняющихся внешних сил.
Координация движений – это преодоление избыточного числа степеней свободы движущегося органа и превращение его в управляемую систему на основе обратной связи и сенсорной коррекции
Существует целый перечень факторов, оказывающих непосредственное воздействие на ход выполнения движения. Центральной нервной системе, по мнению Бернштейна необходима постоянная информация о ходе выполнения движения, а так же внос коррекций в изменение движений, связанных с действием вышеперечисленных факторов.. Эта информация получила название сигналов обратной связи.Эти сигналы могут одновременно поступать от мышц в мозг по нескольким каналам. Он приводит пример: когда мы двигаемся, информация о положении отдельных частей тела поступает от проприоцептивных рецепторов. Однако параллельно информация поступает через органы зрения. Аналогичная картина наблюдается даже при выполнении речевых движений. Человек получает информацию не только от рецепторов, контролирующих движения языкового аппарата, но и через слух. Причем информация, поступающая по разным каналам, должна быть согласованной, иначе выполнение движения становится невозможным. (Информация идет не только от центра, но и от переферии.)
Происхождение и развитие двигательной функции в филогенезе (Н.А. Бернштейн).
Общая характеристика уровней построения движения.
Филогенез моторных движение. Мо мнению Бернштейна интенсивно и прогрессивно развивался и выполнял ведущую роль в эволюции соматический аппарат, а телерецепторы выполняли вспомогательную роль. Это происходило, потому что судьбу индивида определяло то, как он двигается. В связи с этим моторная функция эволюционировала скачкообразно, это значит, что для решения новых двигательных задач совершались не старые движения, а возникали новые целостные движения, иначе строящиеся и регулирующиеся т.е. процесс эволюции рассматривается не с точки зрения анатомии и физиологии, а с точки зрения усложнения двигательной задачи. Параллельно шел процесс образования нового участка н.с, который был призван регулировать новые классы движении в которых появлялись новые упд.
В ходе своих исследований он обнаружил, что в зависимости оттого, какую информацию несут сигналы обратной связи — сообщают ли они о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о предметном результате движения и т. д., — афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнем следует понимать буквально «слои» в ЦНС, Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровень коры. Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.
Уровень А — самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, но отвечает за важнейший аспект любого движения — тонус мышц. . Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также информация от органов равновесия. Самостоятельно этот уровень регулирует весьма немногочисленные движения. В основном они связаны с вибрацией и тремором. Например, непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато (7-8 гц) в фортепианной игре, дрожания пальца скрипача, удержание позы в полетной фазе прыжка и др.
Уровень В — уровень синергий.На этом уровне перерабатываются сигналы в основном от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства, но очень хорошо «осведомлен» о том, что делается в «пространстве тела». Уровень В принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. К собственным движениям этого уровня относятся потягивания, мимика и т. д.
Уровень С. Этот уровень Бернштейн назвал уровнемпространственногополя.На данный уровень поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на данном уровне строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, длине, весу и пр. К движениям данного уровня относятся все переместительные движения: ходьба, лазанье, бег, прыжки, различные акробатические движения; упражнения на гимнастических снарядах; движения рук пианиста или машинистки; баллистические движения — метание гранаты, броски мяча, игра в теннис и городки; движения прицеливания — игра на бильярде, наводка подзорной трубы, стрельба из винтовки; броски вратаря на мяч и др.
Уровень D —уровень предметных действий. Это уровень коры головного мозга, отвечающий за организацию действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит человеку. К этому уровню относятся все орудийные действия и манипуляции с предметами. Примерами могут служить движения жонглера, фехтовальщика; все бытовые движения: шнуровка ботинок, завязывание галстука, чистка картошки; работа гравера, хирурга, часовщика; управление автомобилем и т. п. Движения на этомуровне представлены как действия.В них не фиксирован двигательный состав,или набор движений, а задан лишь конкретный результат. Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. Это уже не столько движения, сколько действия; в них совсем не фиксирован двигательный состав, или «узор» движения, а задан лишь конечный предметный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действия, набор двигательных операций. Так, именно средствами данного уровня Н. Паганини мог играть на одной струне, когда у него лопались остальные. Более распространенный бытовой пример — разные способы открывания бутылки: вы можете прибегнуть к помощи штопора, ножа, выбить пробку ударом по дну, протолкнуть ее внутрь и т.п. Во всех случаях конкретные движения будут разные, но конечный результат действия — одинаковый. И в этом смысле к работе уровня D очень подходит пословица: «Не мытьем, так катаньем».
Уровень Е — наивысший уровень — уровень интеллектуальныхдвигательных актов. К этому уровню относятся: речевые движения, движения письма, движения символической или кодированной речи (жестов глухонемых, азбуки Морзе и др.). Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ — что такое в Большом психологическом слов
Смотреть что такое ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ в других словарях:
ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ
использование для регуляции моторного, исполнительного процесса связи обратной в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения. При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений. Название имеет в виду коррекции, вносимые в управляющие мышцами моторные импульсы на основе информации сенсорной о ходе движения. Дело в том, что результат сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от, целого ряда дополнительных факторов. Все они вносят отклонения в запланированный ход движения, а сами не поддаются предварительному учету. В результате цель движения может достигаться, только если в него постоянно будут вноситься поправки, коррекции. А для этого в системе нервной центральной должны непрерывно поступать афферентные сигналы, информирующие о реальном ходе движения, кои затем перерабатываются в сигналы коррекции.
Сенсорный опыт, накопленный при решении двигательной задачи, вносит существенный вкладе формирование образа движения, имеющего специфический профессиональный характер (плавность, точность, стабильность). Это явление изучено Н. А. Бернштейном. … смотреть
ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ
Этимология.
Происходит от лат. sensus — чувство, ощущение и correctio — исправление.
Автор.
Н.А.Бернштейн.
Категория.
Использование для регуляции моторного, исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения.
Специфика.
При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений.Сенсорный опыт, накопленный при решении двигательной задачи, вносит существенный вклад в формирование образа движения, имеющего специфический профессиональный характер (плавность, точность, стабильность)…. смотреть
ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ
Принцип сенсорных коррекций — использование для регуляции моторного, исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения — . При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений. Сенсорный опыт, накопленный при решении двигательной задачи — , вносит существенный вклад в формирование образа движения, имеющего специфический профессиональный характер (плавность, точность, стабильность). Это явление изучено Н.А. Бернштейном — …. смотреть
ТОП 10:
|
Комплексная теория формирования навыков была разработана выдающимся отечественным физиологом Н. А. Бернштейном (1896-1966). Эта концепция, получившая название физиологии активности, основывается на видении организма как сложившейся в ходе эволюции активной целеустремленной системы, которая постоянно устремлена в будущее и, соответственно, ориентируется на него в своих действиях. Концепция Бернштейна базируется на трех основных принципах.
Первый из них – принцип упражняемости. Бернштейн заметил: в то время как технические устройства изнашиваются от многократного выполнения того или иного действия, живые существа характеризуются упраж- пяемостыо. Это свойство живого организма заключается в том, что каждое следующее исполнение действия оказывается лучше предыдущего, т.е. оно не копирует предшествующее, а развивает его. Так, если вы хотите купить автомобиль, то, конечно, лучшим выбором будет новая машина. И наоборот, подыскивая врача, вы, скорее всего, выберете опытного доктора.
Второй принцип – это принцип «повторения без повторения», заключающийся в том, что каждое новое движение есть не слепое копирование предшествующего, а его развитие. По мнению Бернштейна, живое движение представляет собой постоянно совершенствующуюся систему и поэтому его нельзя описывать в механистических терминах «стимул-реакция». «Ни один шаг не идентичен другому даже на гладком месте, не говоря уже о ходьбе по неровной дороге», – писал он. Совершенствование движения происходит за счет постоянного сличения вновь поступающей информации с наличной двигательной программой и изменения ее на основе этой информации. Такое понимание сути двигательной активности привело Бернштейна к отказу от традиционного понятия рефлекторной дуги, выработанного еще Декартом, и переходу к понятию рефлекторного кольца. Суть этого перехода заключается в том, что навык не может быть стереотипной последовательностью выученных действий, на всем его протяжении требуется постоянная сверка движения с реальными условиями. Представьте себе, что вы затвердили последовательность движений, соответствующую навыку письма, в следующей форме: «сначала сжать пальцы таким образом, чтобы между пальцами остался зазор в полсантиметра, затем повернуть кисть руки под углом 45° и начать двигать ею слева направо». Казалось бы, данная последовательность хорошо описывает начало акта письма. Однако ведь ручка может оказаться большего размера, чем вы предполагали в ходе тренировки. Или вам придется писать не на ровной поверхности стола, а, например, на доске. Получается, что с таким трудом выработанную последовательность действий применить невозможно. Однако мы ведь пишем! Постоянное внесение поправок в движение на основании координирующей информации, которую наш сенсорный аппарат получает по ходу разворачивания навыка, ученый назвал сенсорными коррекциями.
И, наконец, третий принцип подхода Бернштейна составляет тезис о том, что суть выработки навыка заключается в открытии принципа решения двигательной задачи, т.е. обнаружении параметров движения, сигнализирующих, насколько верно оно выполняется, причем это решение проходит в несколько этапов.
На первом этапе происходит разделение на смысловую структуру (А что я собственно хочу сделать?) и двигательный состав действия. Например, смысловой структурой может быть желание плыть, а двигательным составом – способ исполнения этого замысла, т.е. определенный стиль плавания: кроль или брасс. Учтите, что пока еще вы плавать не умеете и поэтому наблюдаете за опытными пловцами, выбирая наиболее приемлемый для себя стиль.
На втором этапе происходит выявление и роспись сенсорных коррекций. Разница между определением двигательного состава и «прощупыванием» сенсорных коррекций состоит в том, что на первом этапе учащийся устанавливает, как выглядят те движения, из которых складывается навык с позиции наблюдателя, а на втором – пытается ощутить эти движения изнутри. На этом этапе необходимо максимальное количество повторений, каждое из которых, как уже отмечалось выше, будет не механическим возобновлением движения, а его модификацией. Работа с навыком здесь идет на сознательном уровне. Человек старается разобраться в движении (Как это у них получается?) и подобрать уже готовые двигательные автоматизмы из своего личного репертуара движений или же создать новые. Когда такие автоматизмы найдены, происходит чудесный на первый взгляд скачок в развитии навыка. «Секрет освоения движения заключается не в каких-то особых телодвижениях, а в особого рода ощущениях. Их нельзя показать, а можно только пережить» (Н. А. Бернштейн).
В связи со вторым этапом формирования навыка новое звучание приобретает и проблема переноса навыка. В традиции бихевиоризма до сих пор бытует теория «тождественных компонентов». Согласно этой теории вырабатывается именно последовательность реакций, которую потом можно перенести с одной деятельности на другую. Подобная логика рассуждения приводит нас к выводу, что, например, умение пилить дрова должно помочь овладеть игрой на скрипке – движения-то вроде бы одни и те же! Однако каждый из нас понимает, что это не так. Н. А. Бернштейн считал, что перенос навыка возможен, но это должен быть не перенос движений, а перенос уже готовых сенсорных коррекций. Так, например, человек, который умеет ездить на велосипеде, легче научится кататься на коньках. Дело в том, что в основе и первого, и второго навыка лежит общее ощущение движения, а именно – удержание равновесия над узкой опорой.
На третьем этапе формирования происходит развертка фонов, т.е. автоматизация двигательного навыка. Сформированные на предшествующем этапе сенсорные коррекции покидают сознание и начинают выполняться автоматически. Постепенно все большая часть навыка становится практически независимой от сознания. Мы ведь в отличие от начинающего пловца не думаем, как нам плыть, а «просто» плывем.
Задачей четвертого этапа является срабатывание фоновых коррекций. Все компоненты навыка интегрируются в единое целое.
Пятый этап – это этап стандартизации навыка. Навык делается устойчивым, каждое новое его исполнение все более внешне похоже на предшествующее (именно похоже, так как на самом деле каждый раз существуют вариации).
И наконец, последний, шестой, этап – это этап стабилизации. Навык становится устойчивым к помехам, осуществляется будто бы сам собой. Этот этап хорошо знаком людям, которые недавно сели за руль автомобиля. Сначала они могут вести автомобиль только в полной тишине, но постепенно учатся совершать несколько действий одновременно, например не только следить за дорогой, но и слушать радио и даже поддерживать разговор.
По Бернштейну, каждый навык представляет собой функциональную систему для обеспечения достижения определенной цели и имеет уровневое строение, причем, по словам автора «каждый уровень построения движений – это ключ к решению определенного класса двигательных задач». Самым фундаментальным уровнем построения движения является уровень тонуса (уровень А). На этом уровне происходит координация тела как целого, до выделения достаточно независимых движений конечностей. Задача уровня А – это общее равновесие тела в процессе выполнения движения. Источником сенсорных коррекций для движений этого уровня является проприоцептивная чувствительность. Над уровнем тонуса надстраивается уровень мышечно-суставных увязок (уровень В). На этом уровне могут быть реализованы движения, включающие работу крупных групп мышц конечностей или лица, но нс требующие координации со стороны зрения и слуха. Другими словами, коррекции для осуществления движения на данном уровне исходят из организма (кинестетическая чувствительность). Примером тут могут служить бег на месте или зевок. Следующий уровень – это уровень пространства (уровень С). Здесь уже источником коррекций выступает не само тело, а пространственное поле, в котором и разворачиваются целевые переместительные движения, например, взятие предмета или подъем по лестнице. Высший уровень построения движения по Бернштейну – это уровень действий (уровень D). На уровне D действия включают в себя сложные последовательности отдельных движений, которые объединены смыслом решаемой задачи. Именно на этом уровне осуществляется артикуляция речи. Источником коррекций для разворачивания смыслового цепного действия становится сознательное представление о плане действия, т.е. уровень D доступен только человеку.
Хотя сам Бернштейн разрабатывал свою теорию применительно к развитию двигательных навыков, открытые им закономерности оказались настолько фундаментальными, что могут быть распространены и на когнитивные навыки (например, навыки генерации синтаксических конструкций).
Преимущество концепции Н. А. Бернштейна перед всеми описанными выше интерпретациями научения заключается в том, что здесь навык представляется иерархически организованной системой, которая включает в себя и наблюдение, и инсайт, и выработку реакций. Только взятые в совокупности все «элементы» научения приводят к успешному освоению навыка.
Таким образом, можно выделить различные этапы эволюции психики, связанные в первую очередь с усложнением условий жизни и активности организмов (табл. 3.1). Приспособление к изменяющимся условиям включает в себя аспект прижизненного формирования новых способов поведения – научение. Чем выше уровень психической организации организма, тем в более разнообразные и системные процессы научения он включен.
Таблица 3.1
|
Концепция физиологии активности н.А.Бернштейна.
Альтернативная теория формирования
двигательных навыков была разработана
выдающимся отечественным физиологом
Н.А.Бернштейном. Он заметил, что в то
время как технические устройства
изнашиваются от многократного выполнения
того или иного действия, живые существа
характеризуются упражняемостью.
Упражняемость как свойство живо организма
заключалось в том, что каждое следующее
исполнение действия оказывается лучше
предыдущего, оно не копирует предшествующее,
а развивает его. По мнению Н.А.Бернштейна,
живое движение есть «повторение без
повторения», оно предствляет собой
постоянно совершенствующуюся систему
и поэтому его нельзя описывать в
механистических терминах «»стимул –
реакция».
Суть выработки навыка заключается в
открытии принципа решения двигательной
задачи. При этом решение происходит в
несколько этапов:
— на первом этапепроисходит разделение
на смысловую структуру (а что я собственно
хочу сделать?) и двигательный состав
дейсвия. Например, смысловой структурой
может быть желание плыть, а двигательным
составом – способ исполнения этого
замысла – определенный стиль плавания:
кроль или брасс. Учтите, что пока вы еще
плавать не умете и выбираете наиболее
приемлемый для вас стиль, наблюдая за
опытными пловцами.
— на втором этапе происходит выяснение
и роспись сенсорных коррекций. Одной
из значительных заслуг Бернштейна стало
то, что он отказался от понятия
«рефлекторной дуги», выработанного еще
Декартом, и перешел к понятию «рефлекторного
кольца». Суть этого перехода заключается
в том, что навык не может быть стереотипной
последовательностью выученных действий,
на всем его протяжении требуется
постоянная сверка движения с реальными
условиями. Представьте себе, что вы
затвердили последовательность движений,
соответствующую навыку письма, в
следующей форме: сначала сжать пальцы
таким образом, чтобы между пальцами
остался зазор в полсантиментра, затем
повернуть кисть руки под углом 45 градусов
и начать двигать ею слева направо.
Казалось бы, данная последовательность
хорошо описывает начало акта письма.
Однако ведь ручка может оказаться и
большего размера, чем вы предполагали
в ходе тренировки. Или вам придется
писать не на ровной поверхности стола,
а на доске. Получается, что с таким трудом
выработанную последовательность
действий применить невозможно. Однако
мы ведь пишем. Постоянную координирующую
информацию, которую наш сенсорный
аппарат получает по ходу разворачивания
навыка, Бернштейн назвал «сенсорными
коррекциями».
Разница между определением двигательного
состава и «прощупыванием» сенсорных
коррекций заключается в том, что на
первом этапе учащийся устанавливает,
как выглядят те движения, из которых
складывается навык с позиции наблюдателя,
а на втором – пытается ощутить эти
движения изнутри. На этом этапе необходимо
максимальное количество повторений,
каждое из которых будет не механическим
возобновлением движения, а его
модификацией. Работа с навыком здесь
идет на сознательном уровне. Человек
старается разобраться в движении (как
это у них получается?) и подобрать уже
готовые двигательные автоматизмы из
своего лично репертуара движений или
же создать новые. Когда такие автоматизмы
найдены, происходит скачок в развитии
навыка.
В связи со вторым этапом формирования
навыка новое звучание приобретает
проблема переноса навыка.В традиции
бихевиоризма до сих пор бытует теория
«тождественных компонентов». Согласно
ей вырабатывается именно последовательность
реакций, которую потом можно перенести
с одной деятельности на другую. Подобная
логика рассуждения приводит нас к
выводу, например, что умение пилить
дрова должно помочь овладеть игрой на
скрипке – движения одни и те же. Однако
каждый из нас понимает, что это не так.
Бернштейн считал, что перенос навыка
возможен. Но это должен быть не перенос
движений, а перенос уже готовых сенсорных
коррекций. Так, человек, который умеет
ездить на велосипеде, легче научится
кататься на коньках. Дело в том, что в
основе и первого, и второго навыка лежит
общее ощущение движения, а именно
удержание равновесия над узкой опорой.
— на третьем этапеформирования
происходит «развертка фонов», т.е.
автоматизация двигательного навыка.
Сформированные на предшествующем этапе
сенсорные коррекции покидают сознание
и начинают выполняться автоматически.
Постепенно все большая часть навыка
становится практически независимой от
сознания. Мы ведь в отличие от начинающего
пловца не думаем, как нам плыть, а просто
плывем.
— задачей четвертого этапаявляетсясрабатывание фоновых коррекций. Все
компоненты навыка интегрируются в
единое целое.
— пятый этап – это этап стандартизации
навыка.Навык делается устойчивым,
каждое новее его исполнение все более
похоже на предыдущее (именно похоже,
т.к. на самом деле каждый раз существуют
вариации).
— шестой этап – это этапстабилизации.Навык становится устойчивым к помехам,
осуществляется будто бы сам собой. Этот
этап хорошо знаком людям, которые недавно
сели за руль автомобиля. Сначала они
могут вести автомобиль только полной
тишине, но постепенно учатся совершать
несколько действий одновременно,
например, не только следить за дорогой,
но и слушать радио и поддерживать
разговор.
Преимущество концепции Бернштейна
перед всеми описанными выше интерпретациями
научения заключается в том, что здесь
навык представляется иерархически
организованной системой. Эта система
включает в себя и наблюдение, и инсайт,
и выработку реакций. Только взятые в
совокупности все «элементы» научения
приводят к успешному освоению навыка.
Т.о., приспособление к изменяющимся
условиям включает в себя аспект
прижизненного формирования новых
способов поведения – научение. Чем выше
уровень психической организации
организма, тем в более разнообразные
и системные процессы научения он включен.
ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ — что такое в Большой психологической энци
Смотреть что такое ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ в других словарях:
ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ
использование для регуляции моторного, исполнительного процесса связи обратной в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения. При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений. Название имеет в виду коррекции, вносимые в управляющие мышцами моторные импульсы на основе информации сенсорной о ходе движения. Дело в том, что результат сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от, целого ряда дополнительных факторов. Все они вносят отклонения в запланированный ход движения, а сами не поддаются предварительному учету. В результате цель движения может достигаться, только если в него постоянно будут вноситься поправки, коррекции. А для этого в системе нервной центральной должны непрерывно поступать афферентные сигналы, информирующие о реальном ходе движения, кои затем перерабатываются в сигналы коррекции.
Сенсорный опыт, накопленный при решении двигательной задачи, вносит существенный вкладе формирование образа движения, имеющего специфический профессиональный характер (плавность, точность, стабильность). Это явление изучено Н. А. Бернштейном. … смотреть
ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ
ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ (англ. principle of sensory corrections) — использование для регулирования эффекторного процесса сенсорных сигналов о виде и динамике кинематической цепи, о степени и динамике растяжения (или сжатия) мышц, влияющих на ее движение. При этом сенсорные сигналы действуют не изолированно (отдельно по разным модальностям), а в виде целостных синтезов, специфических для каждого уровня построения движений. Сенсорные сигналы с периферии двигательного аппарата используются для корригирования движения при отклонении к.-л. его параметра от требуемого значения, образуя один из многочисленных контуров обратной связи в сервомеханизме моторики. Сенсорные синтезы формируются только в ходе реализации (как правило, многократной) движения, составляя его сугубо субъективный аспект, не обнаруживаемый сторонним наблюдением и не передаваемый словесным описанием. Сенсорный опыт, приобретаемый субъектом при решении двигательной задачи, откладывается в образе движения, на основе которого отрабатываются «профессиональные» характеристики последнего — плавность, точность, стабильность. П. с. к. сформулирован Н. А. Бернштейном. (А. И. Назаров.)<br><br><br>… смотреть
ПРИНЦИП СЕНСОРНЫХ КОРРЕКЦИЙ
Принцип сенсорных коррекций — использование для регуляции моторного, исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения — . При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений. Сенсорный опыт, накопленный при решении двигательной задачи — , вносит существенный вклад в формирование образа движения, имеющего специфический профессиональный характер (плавность, точность, стабильность). Это явление изучено Н.А. Бернштейном — …. смотреть
подкастов — Bernstein
Три подкаста Bernstein Insights для состоятельных инвесторов позволяют частным клиентам напрямую получать информацию от руководителей Bernstein. «Пульс» предлагает ежемесячный обзор рынков капитала, в то время как «Женщины и богатство» обращаются к уникальным потребностям женщин, поскольку они связаны со своим богатством. «Вдохновленное инвестирование» охватывает общее финансовое состояние некоммерческих организаций. Новые серии выходят каждый вторник.
Примечание для всех читателей: информация, содержащаяся здесь, отражает точку зрения AllianceBernstein L.P. или ее аффилированные лица и источники, которые, по ее мнению, являются надежными на момент публикации этого видео. AllianceBernstein L.P. не делает никаких заявлений и не дает никаких гарантий относительно точности любых данных. Нет никакой гарантии, что любые прогнозы, прогнозы или мнения, содержащиеся в этом материале, будут реализованы. Прошлые показатели не гарантируют будущих результатов. Мнения, выраженные здесь, могут измениться в любое время после даты этого видео. Это видео предназначено только для информационных целей и не является инвестиционным советом.AllianceBernstein L.P. не предоставляет налоговых, юридических или бухгалтерских консультаций. Он не принимает во внимание личные инвестиционные цели или финансовое положение инвестора; инвесторы должны обсудить свои индивидуальные обстоятельства с соответствующими профессионалами, прежде чем принимать какие-либо решения. Эта информация не должна рассматриваться как коммерческий или маркетинговый материал, а также предложение или приглашение на покупку или продажу любого финансового инструмента, продукта или услуги, спонсируемых AllianceBernstein или его аффилированными лицами.Криптовалюты — это чрезвычайно спекулятивные инвестиции, связанные с высокой степенью риска. В настоящее время AB не предлагает инвестиций, напрямую связанных с криптовалютой. Предоставленный материал не предназначен и не может быть истолкован или использован как инвестиционная рекомендация, или предложение о продаже, или ходатайство о предложении покупки, интереса к криптовалюте. Инвестиции в криптовалюту подходят не всем инвесторам. Логотип [A / B] является зарегистрированным знаком обслуживания AllianceBernstein, а AllianceBernstein® — зарегистрированным знаком обслуживания, используемым с разрешения владельца, AllianceBernstein L.© 2020 AllianceBernstein L.P.
Биткойн и другие криптовалюты — очень спекулятивные инвестиции и сопряжены с высокой степенью риска. Инвесторы должны обладать финансовыми возможностями, искушенностью / опытом и готовностью нести риски, связанные с инвестициями, а также потенциальную полную потерю своих инвестиций. Информация, предоставленная Bernstein, не предназначена и не может быть истолкована или использована как инвестиционная, налоговая или юридическая консультация, рекомендация или предложение о продаже или предложение о покупке интереса в криптовалюте.Бернштейн не предлагает криптовалютные продукты, и инвестиции в криптовалюту подходят не всем инвесторам.
.
Обогащенный и лишенный сенсорного опыта вызывает структурные изменения и восстанавливает связи во время постнатального развития мозга
Во время постнатального развития сенсорный опыт модулирует развитие коры, вызывая многочисленные изменения во всех компонентах коры. Большинство корковых изменений, вызываемых таким образом, происходит в критический период, когда функциональные и структурные свойства корковых нейронов особенно подвержены изменениям. Хотя временной ход сенсорного развития, опосредованного опытом, является специфическим для каждой системы, постнатальное развитие действует как единое целое, и если одна область коры головного мозга будет лишена своих обычных сенсорных входов на ранних стадиях, она будет реорганизована неотделенными чувствами в процессе. кросс-модальной пластичности, которая не только увеличивает производительность остальных органов чувств, когда один лишен, но также перестраивает мозг, позволяя лишенному коры головного мозга обрабатывать входные данные от других органов чувств и коры, сохраняя модульную конфигурацию.В этой статье обобщается наше текущее понимание развития сенсорных систем, в первую очередь сфокусированных на зрительной системе. В нем описываются эффекты сенсорного усиления и сенсорной депривации как на физиологическом, так и на анатомическом уровнях, а также описывается использование обогащенной среды в качестве инструмента для восстановления потерянных областей мозга для усиления других активных чувств. Наконец, изучаются стратегии применения реставрационных функций при обездоленных чувствах человека, обсуждаются положительные и отрицательные эффекты кросс-модальной пластичности при имплантации протезов и устройств сенсорной замены.
1. Введение
После рождения сенсорный опыт модулирует внутренние программы развития, формируя как функциональную, так и анатомическую архитектуру коры и функции от экспрессии генов до паттернов активности в различных системах [1–4]. Постнатальная нервная система реагирует на стимулы из внешнего мира для развития и укрепления мозговых связей. Цепи мозга особенно восприимчивы к этим стимулам в течение особого временного окна, называемого критическим периодом [3]. По истечении этого периода мозговой мозг становится зрелым, и вносить изменения становится труднее.Этот естественный процесс может быть нарушен утратой этих раздражителей (депривацией) в различных сенсорных системах, таких как зрительная система [5], соматосенсорная система [6] или слуховая система [7]. Лишение сенсорных входов на протяжении всего постнатального развития вызывает серьезные нарушения паттернов аксональных, дендритных и синаптических связей нейронных цепей [6, 8, 9]. Основным регулятором опосредованной опытом настройки сенсорных систем является баланс между возбуждением и торможением [10, 11]. Хотя временной ход сенсорного развития, опосредованного опытом, является специфическим для каждой системы, постнатальное развитие действует как единое целое, и если одна область коры головного мозга будет лишена своих обычных сенсорных входов на ранних стадиях, она будет реорганизована неотделенными чувствами в процессе. кросс-модальной пластичности [12, 13].
Целью данной статьи является детальное описание кросс-модальных эффектов, которые могут связывать различные сенсорные коры. В частности, рассмотрите влияние обогащенной среды на различные органы чувств, особенно на зрительную систему, и влияние этой среды на животных с ослабленным зрением. Обогащенная среда — это средство с нейропротекторным действием при многих заболеваниях мозга и с восстановительным действием на сенсорные системы. Путем более глубокого понимания этой среды могут быть разработаны более эффективные стратегии для оказания кросс-модальных эффектов, чтобы дополнить недостающее чувство пустым.
.Индекс— Бернштейн
Инвестиции
ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ: COSTCO
Планировка недвижимости>
Интересные времена: обсуждение будущего пути процентных ставок
Глобальные процентные ставки упали за последние три десятилетия, недавно достигнув самого низкого уровня за всю историю. Что влияет на ставки, куда они могут пойти и что это значит для наших клиентов?
Узнать больше
Акции / Акции>
Возможности интегрированного управления капиталом
Существует огромное количество фирм и людей, предоставляющих услуги по управлению капиталом, но для большинства инвесторов все они выглядят одинаково, потому что большинство из них действительно разделяют общий подход: они передают управление инвестициями портфелей клиентов другим фирмам.Как объясняет Дэвид Барнард, глава Bernstein Private Wealth Management, в своей последней статье «Доводы в пользу интегрированного управления капиталом», Бернштейн отличается и, как мы полагаем, лучше.
Узнать больше
Инвестиции>
Никаких сюрпризов, время решает все
Дэвид Барнард, глава Bernstein Private Wealth Management, рассматривает год сейсмических сдвигов в политическом ландшафте и неоднократных разворотов рыночных направлений в статье «Нет сюрпризов, время — это все».
Узнать больше
Планирование
КАК РАЗВИТЬ ФИЛАНТРОПИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Люди>
Микросайт COVID-19
Будьте в курсе коронавируса и его продолжающегося воздействия на рынки и экономику. Ситуация остается нестабильной, поэтому мы планируем регулярно обновлять эту страницу.
Узнать больше
Планировка недвижимости>
Интересные времена: обсуждение будущего пути процентных ставок
Глобальные процентные ставки упали за последние три десятилетия, недавно достигнув самого низкого уровня за всю историю. Что влияет на ставки, куда они могут пойти и что это значит для наших клиентов?
Узнать больше
Экономические перспективы
Расширение или спад?
Остаток денежных средств>
Январь Директор по маркетингу: 2020 приносит меньше неопределенности, но не определенности
Рынки акций 2019 года оказались лучше, чем прогнозировали многие инвесторы.Несмотря на столь высокие показатели, не все безоблачно. Экономика все еще в некоторой степени хрупкая, и, в частности, одна проблема может стать решающим фактором роста в США в этом году.
Узнать больше
Планирование благосостояния>
Перестань реагировать, начни планировать
Единственное, что вы можете сделать для обеспечения своего финансового будущего, — это принять надежный инвестиционный план, адаптированный к вашим конкретным обстоятельствам и потребностям.
Узнать больше
.
Советы по коррекции коэффициента мощности и хорошей защите конденсаторов
Принцип коррекции коэффициента мощности
Такие нагрузки, как асинхронные двигатели, потребляют значительную реактивную мощность от системы питания, что может привести к снижению общего коэффициента мощности . Поток реактивной мощности увеличивает падение напряжения через последовательные реактивные сопротивления, такие как трансформаторы и реакторы, он использует некоторую пропускную способность по току энергосистемы и увеличивает резистивные потери в энергосистеме.
Советы по коррекции коэффициента мощности и хорошей защите конденсаторов (на фото: защита PFC и конденсаторов; кредит: janitza.com)
Для компенсации потерь и ограничений производственной мощности, которые они несут, и для помощи в регулировании напряжения, обычно применяется Коммунальные предприятия Тарифные штрафы для крупных промышленных или коммерческих потребителей за работу их завода с чрезмерно низким коэффициентом мощности.
Таким образом, заказчик побуждает улучшить коэффициент мощности своей системы, и может оказаться рентабельным установка оборудования для коррекции постоянного или переменного коэффициента мощности для повышения или регулирования коэффициента мощности установки до приемлемого уровня.Шунтирующие конденсаторы часто используются для повышения коэффициента мощности.
Основа для компенсации проиллюстрирована на рисунке 1, где ϕ 1 представляет нескорректированный угол коэффициента мощности , а ϕ 2 угол, относящийся к желаемому коэффициенту мощности после коррекции .
Рисунок 1 — Принцип коррекции коэффициента мощности
Из этой векторной диаграммы можно вывести следующее:
Не скорректированный коэффициент мощности = кВт / кВт · А 1 = cos∠ϕ 1
Скорректированный коэффициент мощности = кВт / кВт · А 2 = cos∠ϕ 2
Снижение кВА = кВА 1 — кВА 2
Если мощность в кВт и нескорректированные коэффициенты мощности известны, то номинальная мощность конденсатора в квар для достижения Данная степень коррекции может быть рассчитана по следующей формуле:
Конденсатор, kVAr = кВт × (tan cosϕ 1 — tan cos∠ϕ 2 )
Можно легко составить электронную таблицу для расчета требуемой величины компенсации для достичь желаемого коэффициента мощности.
Контроль конденсатора
Если нагрузка установки или коэффициент мощности установки значительно различаются, необходимо контролировать коррекцию коэффициента мощности , поскольку чрезмерная коррекция приведет к чрезмерному напряжению в системе и ненужным потерям.
В некоторых промышленных системах конденсаторы подключаются вручную, когда это необходимо, , но автоматические контроллеры являются стандартной практикой .
Контроллер обеспечивает автоматическую коррекцию коэффициента мощности путем сравнения рабочего коэффициента мощности с заданным значением .
В зависимости от доступных групп, соответствующая величина емкости включается или выключается для поддержания оптимального среднего коэффициента мощности. Контроллер снабжен элементом реле потери напряжения ’, чтобы гарантировать мгновенное отключение всех выбранных конденсаторов в случае прерывания напряжения питания.
Когда напряжение питания восстанавливается, конденсаторы постепенно повторно подключаются по мере запуска установки. Чтобы гарантировать, что группы конденсаторов деградируют примерно с одинаковой скоростью, контроллер обычно меняет выбор или случайным образом выбирает группы одинакового размера, чтобы выровнять время подключения.
Обеспечение защиты от перенапряжения для отключения конденсаторной батареи также желательно в некоторых приложениях. Это сделано для предотвращения серьезного перенапряжения в системе, если контроллер коррекции коэффициента мощности (PFC) не может предпринять быстрые корректирующие действия.
При проектировании установок PFC необходимо учитывать, что многие промышленные нагрузки генерируют гармонические напряжения, в результате чего конденсаторы PFC могут поглощать значительные гармонические токи. Может потребоваться исследование гармоник, чтобы определить номинальные тепловые характеристики конденсатора или необходимость использования последовательных фильтров.
Коррекция коэффициента мощности двигателя
При коррекции коэффициента мощности нагрузок двигателя групповая коррекция не всегда является наиболее экономичным методом. Некоторые промышленные потребители применяют конденсаторы к выбранным моторным подстанциям вместо того, чтобы применять все коррекции на основных входных шинах подстанции.
Иногда коррекция коэффициента мощности может применяться даже к отдельным двигателям , в результате чего достигается оптимальный коэффициент мощности при всех условиях совокупной нагрузки двигателя.
В некоторых случаях лучший запуск двигателя может также быть результатом улучшения регулирования напряжения за счет конденсатора. Конденсаторы двигателя часто представляют собой шестиконтактные блоки, и конденсатор можно удобно подключить непосредственно к каждой фазной обмотке двигателя.
Размер конденсатора важен , так что опережающий коэффициент мощности не возникает ни при каких условиях нагрузки. Если к двигателю приложена избыточная емкость, может возникнуть самовозбуждение, когда двигатель выключен или испытывает сбой питания.Это может привести к возникновению высокого напряжения или к механическому повреждению в случае внезапного восстановления подачи питания.
Поскольку большинство пусковых устройств звезда / треугольник или автотрансформаторных пускателей, кроме типов «Корндорфера», предусматривают переходное отключение питания, обычно рекомендуется, чтобы номинал конденсатора не превышал 85% реактивной мощности намагничивания двигателя.
Защита конденсаторов
При рассмотрении защиты конденсаторов следует делать поправку на переходный пусковой ток, возникающий при включении, так как он может достигать пиковых значений, примерно в 20 раз превышающих нормальный ток.Распределительное устройство для использования с конденсаторами обычно значительно снижается, чтобы учесть это. Пусковые токи могут ограничиваться резистором, включенным последовательно с каждым конденсатором или батареей конденсаторов .
Требуется защитное оборудование для предотвращения разрыва конденсатора из-за внутренней неисправности , а также для защиты кабелей и связанного оборудования от повреждений в случае отказа конденсатора.
Если для трехфазного конденсатора предусмотрена защита плавкими предохранителями, следует использовать предохранители HRC с номинальным током не менее 1.5-кратный номинальный ток конденсатора.
Рисунок 2 — Защита конденсаторных батарей
Конденсаторные батареи среднего напряжения можно защитить по схеме, показанной на Рисунке 2 выше. Поскольку гармоники увеличивают ток конденсатора, реле будет реагировать более правильно, если оно не имеет встроенной настройки для подавления гармоник.
Конденсаторные батареи типа «двойная звезда» используются при среднем напряжении.
Как показано на рисунке 3, трансформатор тока в соединении между нейтралью можно использовать для управления реле защиты для обнаружения несбалансированных токов, которые будут протекать, когда элементы конденсатора замыкаются или размыкаются.
Реле будет иметь регулируемые настройки тока, и оно может содержать цепь смещения, питающуюся от внешнего трансформатора напряжения, которую можно регулировать для компенсации установившегося тока утечки в соединении между нейтралью.
Рисунок 3 — Защита конденсаторных батарей с двойной звездой
Некоторые промышленные нагрузки, такие как дуговые печи, содержат большие индуктивные компоненты, и коррекция часто применяется с использованием очень больших высоковольтных конденсаторов в различных конфигурациях.
Другой конфигурацией высоковольтного конденсатора является конфигурация «расщепленной фазы», где элементы, составляющие каждую фазу конденсатора, разделены на два параллельных пути.
Ссылка // Руководство по сетевой защите и автоматизации от General Electric (ex Alstom)
.