Принцип научности в педагогике это кратко: Принцип научности

Содержание

Принципы обучения — Студопедия

Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.

Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов.

Так, И.П. Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы:

1) сознательности и активности;

2) наглядности;

3) последовательности и систематичности;

4) прочности;

5) доступности;

6) научности;

7) связи теории с практикой.

П.И. Пидкасистый и В.В. Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.

Однако при всём разнообразии существующих подходов можно выделить ряд принципов, которые прошли длительную проверку временем и присутствуют – так или иначе – в подавляющем большинстве современных учебников и пособий по педагогике. Рассмотрим эти принципы.

Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.



Реализация этого принципа требует от преподавателя:

— исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;

— применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;

— быть в курсе последних научных достижений в своем предмете;

— поощрять исследовательские работы школьников;

— находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.

Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала.

Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:


— использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;

— разделять содержание учебного материала на логические завершенные части (т.е. применять «пошаговую систему»), последовательно реализовать эти части (шаги, этапы) и приучать к этому учащихся;

— не допускать нарушения системы в содержании, и способах обучения, а если она нарушена, то немедленно нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость;

— изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.

Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.

Пожалуй, одним из наиболее убедительных примеров реализации этих принципов является история непобедимого античного борца Милона, живший в IV веке до н.э. В юности Милон тренировался, ежедневно нося на своих плечах маленького теленка. Телёнок рос, постепенно становясь тяжелее. Однако юноша в это время развивался физически, и по-прежнему мог носить его на себе.

Суть принципа доступности состоит в том, что сначала нужно выявить раннее сформированные знания и умения, а уже потом постепенно осуществлять новые стадии обучения. Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающие затруднений должно быть для него посильным.

Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил:

— добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися;

— ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку;

— обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности;

— изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д.

Принцип наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета и явления, а в использование целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний.

Вот некоторые из правил эффективной реализации принципа наглядности:

— использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме;

— используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий;

— при использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал;

— тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;

— в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.

Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении. Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) учениками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании.

В качестве рекомендаций по практическому применению этого принципа можно привести следующие правила:

— использовать возможности взаимообучения;

— организовывать соревнование и партнёрство учащихся;

— обеспечивать условия для коллективного поиска правильного ответа;

— вводить в учебный процесс занимательные задания, игровые элементы;

— учить находить второстепенное и главное в изучаемом материале;

— использовать в обучении реальные жизненные ситуации и требовать от учащихся самостоятельного понимания, видения различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

Принципы обучения. Общие и частные методические принципы

Принципы обучения – это основные положения педагогической науки, определяющие содержание обучения, формы и характер учебного процесса в соответствии с целями и научными закономерностями последнего.

Следует отметить, что принципы обучения – предмет скорее методической области знаний, чем педагогики в целом. Например, можно говорить о принципах обучения диалогической речи, принципах развивающего обучения, принципах формирования навыков и умений анализа прочитанной литературы, принципах овладения алгоритмами решения уравнений и неравенств в математике.

При этом существуют общие и частные методические принципы. Общие затрагивают всю дидактическую систему либо методику обучения какому-либо предмету в целом, а частные касаются только какой-либо конкретной методической потребности.

К наиболее известным принципам обучения относятся следующие:
  • Принцип развивающего обучения, т.е. осознание педагогом того, что обучение направлено на всестороннее развитие личности учащегося, а не только на формирование тех или иных навыков и умений, и прежде всего – на формирование нравственного потенциала личности.
  • Принцип научности – данный принцип требует, чтобы учебный материал по своему содержанию знакомил учащихся с известными, доказанными и научно обоснованными теориями, законами, явлениями, фактами и связями между ними. Иными словами – с современным состоянием изучаемой науки. В частности, педагогу не следует прибегать к использованию в учебном процессе недостоверных фактов, научная доказанность которых на данный момент находится под вопросом.
  • Принцип последовательности и систематичности предполагает построение учебного процесса в виде единой системы и его подачу в определенном порядке, что находит отражение, в частности, в разработанных учебных программах, календарном планировании и логической взаимосвязи одной части учебного материала с последующей.
  • Принцип связи теории с практикой предполагает мотивацию учащихся к использую полученных знаний в своей собственной жизни и (или) в будущей профессиональной деятельности, если речь идет о профессиональном обучении, а не только знакомство с теми или иными теоретическими положениями. Если обратиться к практике современного школьного образования, то данный принцип находит широкое применение в участии учеников в общественно полезной деятельности в школе и вне ее на основе полученных ими знаний. Например, детям из уроков биологии стало известно, что птицы нуждаются в систематическом приеме пищи. Соответственно, им предлагается изготовить кормушки для птиц и понаблюдать за питанием птиц.
  • Принцип сознательности и активности – предполагает формирование сознательного отношения учащихся к необходимости овладения учебным материалом и убеждения их в том, что это необходимо им лично, а не педагогу. Также данный принцип предполагает, что без активного участия в учебной деятельности нельзя говорить о позитивных результатах обучения.
  • Принцип интереса для учащихся – материал должен не только содержать изучаемые теории и факты, но и быть интересным для учащихся. В противном случае ставится под вопрос реализация другого принципа – сознательности и активности и, соответственно, качества обучения.
  • Принцип учета ранее сформированных навыков и умений – данный принцип предполагает построение учебного процессе, выбор форм и приемов работы на основе уже имеющихся у учащихся знаний на момент проведения учебного занятия либо перехода к изучению последующей части учебного материала.
  • Принцип учета возрастных и психологических особенностей учащихся требует от педагога выбора тех форм, методов и приемов работы, а также конкретного учебного материала, литературы для классного и внеклассного чтения, которые по своему содержанию соответствовали бы нормам психического развития детей и подростков. Иными словами, учебный материал не должен быть перегружен излишними академическими оборотами, непонятными терминами, либо чрезмерно большим по содержанию, если речь идет об обучении, к примеру, учеников пятого класса.

Принцип научности

Принцип
научности обучения, как известно,
требует, чтобы учащимся на каждом шагу
их обучения предлагались для усво­ения
подлинные, прочно установленные наукой
знания и при этом использовались методы
обучения, по своему характеру приближающиеся
к методам изучаемой науки. В основе
принципа научности лежит ряд положений,
играющих роль зако­номерных начал:
мир познаваем, и человеческие знания,
про­веренные практикой, дают объективно
верную картину разви­тия мира; наука
в жизни человека играет все более важную
роль, поэтому школьное образование
направлено на усвоение научных знаний,
вооружение подрастающих поколений
систе­мой знаний об объективной
действительности; научность обу­чения
обеспечивается прежде всего содержанием
школьного образования, строгим соблюдением
принципов его формирова­ния; научность
обучения зависит от реализации учителями
принятого содержания; научность обучения,
действенность приобретенных знаний
зависят от соответствия учебных пла­нов
и программ уровню социального и
научно-технического прогресса,
подкрепления приобретенных знаний
практикой, от межпредметных связей.

Практика прогрессивных
дидактических систем выработала ряд
правил реализации данного принципа:

1.
Реализуя принцип научности, обучайте
на основе новей­ших достижений
педагогики, психологии, методики,
передово­го педагогического опыта.
Настойчиво внедряйте в практику
рекомендации по научной организации
педагогического труда.

2. Учитывая новейшие
достижения дидактики и психологии
обучения, разумно используйте логику
не только индуктивно­го, но и дедуктивного
обучения, даже в начальной школе сме­лее
вводите абстракции, позволяющие глубже
понять конкрет­ное. Старайтесь, однако,
избегать абстракций, которые не по­лучают
полного определения в рамках школьного
курса.

3.
Раскрывайте логику учебного предмета,
обеспечивающую с первых шагов его
изучения надежную основу для подведения
к новым научным понятиям.

4. Воспитывайте у
учащихся диалектический подход к
изу­чаемым предметам, явлениям,
формируйте элементы научного
диалектического мышления.

5.
Каждое нововведенное научное понятие
систематически повторяйте, применяйте
и используйте на всем протяжении учебного
курса, ибо что не упражняется, то
забывается.

6.
Изучение законов науки проводите,
учитывая наиболее важные стороны
процесса развития изучаемых явлений:
зави­симость от внешних условий, места
и времени, конкретные формы изменения
явления, борьбу старого с новым,
содержа­ние и форму.

7.
В методах преподавания отражайте методы
научного по­знания, развивайте мышление
учащихся, подводя их к поиско­вой,
творческой работе в учении.

8.
Систематически информируйте своих
учащихся о новых достижениях в науке,
технике, культуре: связывайте новые
до­стижения с формируемой у учащихся
системой знаний.

9.
Не сводите ознакомление с новыми идеями,
восприятие нового к одному отдельному
акту: рассматривайте каждое явле­ние
во все новых связях и отношениях.

10. Не упускайте
возможности ознакомить учащихся с
био­графиями выдающихся ученых, их
вкладом в развитие науки.

11.
Раскрывайте перед учащимися методы и
сложности на­учного познания, покажите
зависимость результатов от методов.

12.
Применяйте новейшую научную терминологию,
не пользуйтесь устаревшими терминами,
будьте в курсе самых по­следних научных
достижений по своему предмету.

13.
Раскрывайте генезис научного знания,
эмбриологию ис­тины, последовательно
реализуйте требования историзма в
обучении.

14.
В связи с все увеличивающимся потоком
научной ин­формации главное внимание
уделяйте ключевым проблемам науки,
раскрывайте перед учащимися основные
идеи научных достижений, приучайте их
следить за научной информацией, поощряйте
коллективное обсуждение научно-технических
и социальных проблем.

15.
В старших классах не обходите спорные
научные про­блемы, в доступной форме
раскрывайте их содержание и пер­спективные
пути решения, если позволяют условия,
органи­зуйте дискуссию.

16.
Поощряйте исследовательскую работу
школьников. Най­дите возможности
ознакомить их с техникой эксперименталь­ной
и опытнической работы, алгоритмами
решения изобрета­тельских задач,
обработкой первоисточников и справочных
ма­териалов, архивных документов.

17. Добивайтесь,
чтобы учащиеся усваивали новые понятия
и термины в единстве с научными теориями,
законами.

18.
Дайте учащемуся возможность пережить
радость откры­тия, чувство успеха,
удовлетворенности от познавательного
на­пряжения.

19.
Освещая новые достижения в науке и
технике, не забы­вайте рассказать о
совершенствовании технологии обучения,
раскрывайте
сложности учебного труда и пути повышения
его эффективности путем познания тайн
обучения и внедрения новых средств;
настойчиво пропагандируйте идеи научной
ор­ганизации учебного труда.

20.
Остерегайтесь неоднозначных и фальшивых
фраз, кото­рые могут стать причиной
нездоровых представлений. В шко­ле,
особенно первой и второй ступени, нельзя
допускать про­извольного, искаженного
толкования учащимися сказанного
учителем. Это, конечно, не значит, что
не следует развивать детскую фантазию,
остроту мыслей. Но серьезные вещи дол­жны
восприниматься серьезно и однозначно.

Дидактические принципы обучения

Обучение и его принципы

Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс, организация которого требует наличия большого количества специализированных знаний. Для упрощения этой организации были созданы основные принципы обучения – положения, в которых отражены теоретические подходы к построению учебного процесса. Эти принципы определяют направленность обучения, его цели и способы и многое другое, а также позволяют оптимизировать весь процесс обучения, сделав его максимально продуктивным.

Принципы обучения вырабатывались на протяжении всего исторического опыта образовательной деятельности.

Замечание 1

Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.

Иначе говоря, принципы обучения – это некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.

Все принципы обучения можно разделить на дидактические, то есть применимые ко всем предметам, и методические – применимые к данному конкретному предмету. В данной статье мы рассмотрим дидактические принципы обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Дидактическими считаются следующие принципы: научность, последовательность, системность, преемственность, связь теории с практикой, сознательность, активность, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность.

По мнению К. Д. Ушинского, великого русского педагога XIX века, в дидактике используются следующие принципы:

  • Систематичность, доступность и посильность обучения.
  • Сознательность и активность обучения;
  • Прочность знаний;
  • Наглядность обучения;
  • Народность обучения;
  • Воспитывающий характер обучения;
  • Научность обучения.

Рассмотрим каждый принцип в отдельности.

Основные дидактические принципы обучения

Принцип научности, он же принцип объективности, предполагает соответствие содержания образовательных программ достижениям современной науки. Эти положения официально зафиксированы в стандартах (например, ФГОС) и учебниках. Согласно этому принципу обучающиеся должны обладать умением различать истинное и ложное. При этом учитывается, что предлагаемые обучающимся знания не абсолютны, а относительны, то есть содержат в себе не только объективную информацию, но и субъективные представления учёных.

Принцип объективности также рассматривает на равных все формы постижения мира – научную, художественную и религиозную, тем самым показывая свою общедемократическую, толерантную структуру.

Принцип последовательности обучения призван обеспечить систематическое, последовательное, логичное и рациональное получение обучающимися знаний. Это означает, что образовательный материал должен быть чётко структурирован и должен предлагаться для изучения в строго заведённом порядке: от более простых задач к более сложным, от общих знаний к более конкретным. Например, история изучается в хронологическом порядке, чтобы у обучающихся могло формироваться корректное представление о развитии человеческой цивилизации.

Согласно этому принципу в любой дисциплине выделяются этапы изучения, главные понятия и идейные центры, вокруг которых и формируется образовательный процесс.

Замечание 2

Одной логики для построения успешного образовательного курса недостаточно! Помимо этого, занятия должны быть эмоционально наполненными, чтобы лучше усваиваться обучающимися.

Принцип прикладной направленности обучения предполагает получение учащимися одновременно и практических, и теоретических знаний, идущих неотрывно друг от друга. Все гипотезы должны быть проверены на практике, а все предлагаемые ученикам знания не должны быть оторваны от реальности. Согласно данному принципу обучающиеся должны чётко представлять цели своего обучения. В идеале все элементы образовательного процесса должны проходить проверку требованиями жизни, однако в современной системе образования так случается далеко не всегда.

Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости в образовательный процесс не только учителя, но и ученика. Обучение – это активное действие, полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов обучающегося. Педагогической практике известны попытки обучения, не включающего в себя участия обучаемых и не являющегося успешным. Для качественного усвоения материала обучающиеся должны быть заинтересованы знанием и вовлечены в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой. Преподаватели для увеличения активности своих учеников могут использовать такие средства, как игры, экскурсии, соревнования и др.

Принцип гражданственности, напрямую связанный с формированием гражданского самосознания, отражает суть гуманистической направленности образования. Это значит, что современная система обучения стремится удовлетворить социальные и личностные потребности учеников, учитывая их психологические и индивидуальные особенности при подборе методов обучения. Образовательный процесс должен проходить на оптимальном уровне трудности с учетом интересов и жизненного опыта обучаемых. Подпунктом данного принципа можно назвать принцип доступности – создание равных для всех учеников условий обучения, отказ от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и инклюзия обучающихся с особенностями.

Принцип индивидуального подхода к учащимся обеспечивает учёт особенностей данного конкретного ученика. Подобный подход позволяет максимально активизировать интеллектуальные и духовные силы ребёнка, а также создать для него комфортные условия для обучения. Индивидуальный подход, как правило, повышает успеваемость обучающегося, поскольку задания и требования полностью соответствуют его возможностям.

Согласно принципу прочности усвоения знаний содержание образовательного курса должно надолго закрепляться в сознании обучаемых. Этот результат достигается только при условии соблюдения всех выше перечисленных принципов: активности обучаемого, систематичности обучения и т.д. Повышению прочности усвоения знаний способствует контроль за знаниями: проверочные работы, тесты и др.

Принцип наглядности, «золотое правило обучения», предполагает задействование в обучении всех органов чувств человека. Знания должны подаваться через разные каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание. Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации.

Исследованиями доказано, что самым эффективным из чувств является зрение – визуально мы воспринимаем более 80% всей окружающей действительности. Особенно во втором десятилетии XXI века, когда у людей (особенно у детей) вырабатывается клиповое мышление. Однако не стоит переоценивать роль образов и впечатлений, забывая о том, что истинной задачей образование является формирование понятий и категорий, складывающихся в систему знаний посредством разума и логики.

Чтобы сделать обучение наглядным, можно применять изображения, видео, аудио, лабораторно-практические работы, эксперименты, макеты, карты, формулы и т.д. Также помогут яркие иллюстративные примеры.

2. Характеристика принципов обучения.

2.1. Принцип направленности обучения на решение задач образования, обучения и общего развития обучаемых.

Этот
принцип вытекает из

того, что обучение обусловлено
потребностями общества во всесторонне
и гармонически развитий личности.

Принцип
учитывает закономерную взаимосвязь

процесса обучения с процессами
образования, воспитания и развития в
целостном педагогическом процессе.

Только всесторонне
и гармонически развитая личность, т.е.
образованная, воспитанная, психологически
и физически развитая может наиболее
успешно участвовать в совершенствовании
общества. Поэтому в последние годы
особое внимание уделяется усилению не
только воспитывающего, но и развивающего
обучения, наряду с формированием
необходимых фактических знаний и умений.

Рост требований
к функциям обучения постепенно находил
свое отражение в принципах дидактики,
в частности в принципе воспитывающего
и развивающего обучения.

Вместе с тем,
в педагогике и психологии было доказано
закономерное единство образования,
воспитания и развития, триединство
функций обучения.
Следовательно,
надо так проектировать задачи обучения,
чтобы в единстве реализовать все три
его основные функции.

Реализация этого
принципа
на
практике путем комплексного планирования
задач урока
позволяет

за одно и то же время решать их более
широкий круг и поэтому интенсифицирует
учебный процесс.

Применение
этого принципа требует
,
чтобы преподаватель:

— хорошо знал
основную цель и задачи обучения,

— умел в конкретной
ситуации избирать наиболее рациональное
сочетание задач образования, воспитания
и развития,

— выделять среди
них самые главные, учитывая реальные
возможности учащихся данного класса,
их сильные и слабые стороны.

В связи с этим
приведем примерный
перечень основных задач образования,
воспитания и развития,

которые рекомендуются в типовых учебных
программах для учебных заведений.

К числу основных
образовательных
задач обучения

относят усвоение учащимися
общественно-политических, гуманитарных,
естественно-математических, трудовых,
технических и других знаний, выработку
умений, специфичных для каждого учебного
предмета.

Воспитательные
задачи обучения

предполагают осуществление во взаимосвязи
умственного, идейно-политического,
нравственного, трудового, эстетического,
физического воспитания учащихся.

Развивающее
влияние обучения

в основном обеспечивается решением
задач развития внимания, памяти, мышления,
воли и эмоций личности, ее интересов,
способностей, а также физических данных.

2.2. Принцип научности обучения.

Принцип научности
является важнейшим принципом обучения
в современной школе, которая выступает
против влияния суеверий и религиозных
догм, против упрощенчества в содержании
обучения. Этот
принцип опирается

на закономерную связь между содержанием
науки и учебного предмета.

Дидактический
принцип научности требует
,
чтобы в процессе обучения учащиеся
овладевали научно-достоверными знаниями,
отвечающими современному уровню развития
науки, раскрытия ее современных достижений
и перспектив развития в дальнейшем, а
также, чтобы в процессе обучения учащиеся
знакомились с научными методами
исследования.

Серьезная
трудность состоит в том
,
что научно — технический прогресс
значительно опережает возможности
обучения. Ученые подсчитали, что поток
научной информации возрастает в
геометрической прогрессии, увеличиваясь
в 2 раза каждые 8-10 лет.

В этих условиях
перед образованием стоит задача

вооружить учащихся основами строго
научных знаний, показав их в историческом
развитии, ознакомить с основными методами
науки, выработать устойчивую потребность
и навыки самостоятельного приобретения
научных знаний. С этой целью в 60-х годах
было произведено существенное
преобразование учебных планов и программ.

Принцип
научности положен и в основу содержания
обучения
в
средней общеобразовательной школе,
начиная с начальных классов и заканчивая
старшими.

Понятно, что он
осуществляется со строгим учетом
возрастных особенностей и уровня
развития учащихся, в соответствии с
психологическими и дидактическими
исследованиями о значительных резервах
расширения познавательных возможностей
учащихся.

Реализуется
принцип научности,

прежде всего при разработке учебных
программ и учебников, которые призваны
сочетать классические, современные и
перспективные положения данной отрасли.

Содержание учебного
предмета и самой отрасли науки не могут
быть идентичными, так как необходимо
учитывать возрастные особенности
учащихся и имеющееся для изучения данной
дисциплины время.

Как правило,
гипотетические и спорные проблемы не
входят в содержание обучения, хотя в
ряде случаев, преподаватель не может
обойти спорные научные гипотезы и
теории, должен доступной форме показать
их содержание и перспективные пути
решения.

Знания, которые
сообщает учитель и которыми овладевают
учащиеся, на любой ступени обучения
должны быть научными, основанными на
положениях, достаточно проверенных
научной теорией и практикой.

Принцип
научности относится не только к
содержанию, но и к методам обучения
.

Он требует
совершенствования современных методов
обучения на основе использования
современной науки и техники, ознакомления
учащихся с методами научного исследования
и применения их в доступных формах в
учебной работе.

Учащихся необходимо
учить методике самостоятельных
исследований: организации наблюдений,
постановке экспериментов, работе с
научными литературными источниками,
выдвижению проблем и умению разрешать
проблемные ситуации.

Принципы обучения и их реализация

ХIII. Принципы и методы обучения

При всей свободе творчества даже самый опытный педагог не имеет права игнорировать важнейшие требования педагогики, каковыми являются принципы и методы обучения.

1. Принципы обучения и их реализация

Принципы обучения – это руководящие идеи и положения, включающие в себя требования к содержанию и методике педагогического процесса. Функции принципов обучения:

—  во-первых, они отражают основные закономерности процесса обучения;

—  во-вторых, они отражают совместные действия обучающих и обучаемых;

—  в-третьих, они содержат основные требования к подготовке обучаемых;

—  в-четвертых, они выступают фундаментом успешной профессиональной деятельности педагогов.

Н. Г. Чернышевский отмечал: «У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только сумбур в голове, но и в делах чепуха». [6, с. 116].

Принципы, выработанные многовековой педагогической практикой и закрепленные современной наукой, составляют такую систему:

—  принцип научности (идейности) преподавания;

—  принцип практической направленности учебного процесса;

—  принцип сознательного и активного усвоения знаний;

—  принцип систематичности и последовательности изложения учебного материала;

—  принцип доступности обучения;

—  принцип наглядности обучения;

—  принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении;

—  принцип единства обучения и воспитания.

Однако одного знания системы принципов совершенно недостаточно – важнее их реализовывать в повседневной педагогической практике. Рассмотрим основные пути реализации принципов обучения.

Путями реализации принципа научности (идейности) являются:

—  четкое определение личных позиций педагога и неукоснительное следование им;

—  убедительное изложение идейного смысла и практического предназначения учебной дисциплины, темы, занятия;

—  постоянное внимание к мировоззренческой и интеллектуальной сторонам обучения;

—  научное изложение материала с учетом последних достижений и взглядов;

—  смелый, но аргументированный отказ от устаревших концепций;

—  научная организация обучения.

Принцип практической направленности обучения предполагает:

—  раскрытие особенностей, динамики и тенденций развития тех или иных процессов в современных условиях;

—  показ роли и места данной профессии в жизни общества;

—  использование последних практических наработок в содержании данного учебного курса;

—  постоянное внесение в теоретический материал элементов будущей профессиональной деятельности.

Для реализации принципа сознательности и активности обучения необходимо:

—  акцентировать внимание как на общественной значимости обучения, так и учебы по данной специальности;

—  разъяснять теоретическую и практическую значимость каждого учебного занятия;

—  постоянно поощрять инициативу и активность обучаемых на всем протяжении обучения.

Принцип систематичности, последовательности изложения материала требует от педагога:

—  глубоко знать свой курс;

—  постоянно ставить перед собой конкретные учебно-воспитательные цели на каждое занятие;

—  новый материал давать в опоре на прежние знания;

—  изложением текущего материала подготавливать обучаемых к восприятию последующего;

—  сокращать паузы между разделами, темами, занятиями.

Характеризуя особую важность этого принципа, К. Д. Ушинский отмечал: «Голова, заполненная отрывочными, бессвязными знаниями похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет». [42, 5, с. 355].

Принцип доступности (посильности) обучения обязывает педагога еще до проведения занятия тщательно разобраться с уровнем общей и специальной грамотности обучаемых, учитывать это в ходе занятия, не подходить к оценке знаний обучаемых по своему уровню. Вместе с тем педагог должен помнить: облегченные требования к обучению — расхолаживают обучаемых, чрезмерные требования – отбивают интерес и желание учиться.

Доступность материала для обучаемых обеспечивается оптимальностью глубины, объема и интенсивности учебного процесса.

Реализация принципа наглядности предполагает использование всего арсенала наглядных средств для воздействия на различные ощущения и органы чувств обучаемых.

Несмотря на кажущуюся противоречивость реализация принципа коллективизма и индивидуального подхода в обучении осуществляется комплексно. Для этого необходимо:

—  учитывать индивидуальные особенности обучаемых, но не подстраиваться под них;

—  изучая всех, не забывать и о лидерах, и об отстающих;

—  быть одинаково доступным и понятным для всех обучаемых.

Наконец, говоря о реализации принципа сочетания воспитания и обучения следует иметь в виду, что педагогический процесс не только обогащает обучаемых знаниями, но и активно формирует их мировоззрение, что является отражением продуманной, глубокой, но деликатной работы педагога-воспитателя.

Вместе с тем воспитательный аспект обучения решает и сугубо специфические задачи:

—  воспитание бережного и уважительного отношения к собственности;

—  формирование добросовестного, творческого отношения к труду;

—  выработка правильного сочетания личных и общественных интересов в жизни и деятельности;

—  формирование культуры потребностей.

Естественно, настоящий творческий успех в работе придет лишь к тому педагогу, кто неформально, актуально и адекватно будет применять в труде всю систему принципов обсуждения.

Принципы дидактики в педагогике

Понятие дидактики

Определение 1

Дидактика является частью педагогики, которая разрабатывает проблемы образования и обучения.

Впервые этот термин появился в работах немецкого педагога Ратке и подразумевал искусство обучения. Коменский называл дидактику универсальным искусством обучения всему всех. В начале 19 века Гербарт наделил дидактику статусом непротиворечивой и целостной теории воспитывающего обучения.

В сегодняшнем понимании дидактика является важнейшей отраслью научного знания, изучающей и исследующей проблемы обучения и образования.

Дидактика – это и теоретическая, и прикладная наука, которая изучает реальные процессы обучения. Знания полученные в результате дидактических исследований дают возможность трансформировать содержание образования в соответствии с изменяющимися целями, определять принципы, методы и средства обучения, создавать новейшие образовательные технологии.

Дидактика имеет свои понятия. Главными категориями дидактики являются: преподавание, обучение, образование, учение, знания, навыки, умения, а также цели, содержание, виды, формы, организация, методы, результаты обучения, средства.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы дидактики

Определение 2

Принципы дидактики – основные положения, определяющие содержание, методы и организационные формы учебного процесса согласно его общим целям и закономерностям. Фактически принципы обучения характеризуют основные способы использования закономерностей согласно намеченным целям.

Определение 3

Дидактические принципы – это основные требования к практической организации учебного процесса.

Принцип направленности обучения на решение задач воспитания, образования и общего развития обучаемых. Этот принцип вытекает из того, что обучение обусловлено потребностями общества во всесторонне развитой личности. Только гармонически развитая личность может успешно принимать участие в общественной жизни. Реализация данного принципа на практике осуществляется посредством комплексного планирования урока, что позволяет решать более широкий круг задач, тем самым интенсифицируя учебный процесс, увеличивая его результативность и эффективность. Соблюдение этого принципа повышает значение целеполагания в процессе обучения, делает его целенаправленным.

Принцип научности обучения. Данный принцип опирается на связь содержания науки и учебных предметов. Его соблюдение требует, чтобы содержание обучения было наполнено объективными научными фактами, законами, понятиями, теориями соответствующих отраслей науки, чтобы оно раскрывало современные достижения, перспективы развития науки. Принцип научности реализуется в первую очередь при разработке учебников и учебных программ, призванных сочетать современные, классические и перспективные научные положения. При этом необходимо учитывать особенности возраста учащихся и время отведенное для изучения определенной дисциплины. В программы следует отбирать только научные основы и избегать включения спорных вопросов. В соответствии с принципом научности в процессе обучения необходимо обеспечить у учащихся формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

Принцип связи обучения с жизнью. Наука, в условиях научно-технического прогресса, сама становится производительной силой. В условиях школьного образования изучение научных проблем должно реализовываться вместе с раскрытием способов их применения в сельском хозяйстве, промышленности и в общественной жизни. Реализация этого принципа способствует принятию идеи о связи науки и практики.

Принцип последовательности и систематичности в обучении требует, чтобы умения, знания, и навыки формировались системно, в установленном порядке, когда элементы логически связаны друг с другом, последующее опирается на предыдущее. Этому принципу особое значение придавал Павлов, считавший постепенность и тренировку физиологической закономерностью в сфере педагогики. Систематичность и последовательность дают возможность за меньший временной промежуток достичь больших результатов в обучении. Соблюдение в обучении системности предполагает выделение в изучаемом материале ключевых понятий, определение их причинных и функциональных связей с другими понятиями, раскрытия генезиса их развития. Необходимо также устанавливать межпредметные связи в обучении. Систематичность и последовательность должны быть реализованы не только в работе педагогов, но и в деятельности самих учеников.

Принцип доступности требует, строительство обучения на уровне реальных возможностей учащихся, для исключения интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Слишком усложнённое содержание понижает мотивационный настрой на учение, ослабевают волевые усилия, и снижается работоспособность. Необходимо найти правильный уровень сложности. Так как при слишком упрощённом содержании обучения пропадает интерес к учению, снижается его развивающее влияние. Важно, чтобы, оставаясь доступным, обучение одновременно требовало определённых усилий и вело к личностному развитию.

Принцип активности учащихся в обучении. Для обучения закономерно единство учения и преподавания. Только, когда оба эти важных процесса функционируют в тесной взаимосвязи, обучение достигает желаемого результата. Этот принцип отражает активную позицию ученика в обучении, который является субъектом процесса обучения, а не пассивным объектом. Вектор активности учащихся должен быть направлен на самостоятельное добывание знаний. Учение должно быть еще и сознательным. Сознательное усвоение знаний предотвращает формализм и способствует их превращению в устойчивые убеждения учащихся. Для успешной реализации этого принципа надо чаще использовать в процессе обучения беседы, ставить учеников перед необходимостью аргументировано доказывать, создавать проблемные ситуации, расширять методы и формы самостоятельной работы на уроках.

Принцип наглядности обучения. Наглядность в дидактике включает в себя не только зрительное восприятие, но и восприятие посредством моторных и тактильных ощущений. Наглядность обучения обеспечивается применением различных иллюстраций, лабораторно-практических работ, демонстраций. При реализации этого принципа одновременно надо развивать не только наглядно-образное мышление, но и абстрактно-логическое.

Принцип сочетания разных средств и методов обучения в зависимости от содержания и задач. В процессе обучения применяются различные методы обучения – наглядные, практические, словесные, репродуктивные, поисковые, методы мотивации и стимулирования учебной деятельности. Так же широк спектр средств обучения. Задача педагога состоит в выборе наилучшего сочетания методов и средств обучения. Дидактика определила закономерную зависимость методов от содержания и задач обучения. Если выбор средств и методов обучения соответствует решаемым задачам, учитывает специфику содержания и реальные возможности учеников, то уровень эффективности обучения будет максимально возможным в определенных условиях.

Принцип сочетания разных форм организации обучения в зависимости от методов, задач и содержания обучения. В дидактике формы организации обучения подразделяются на урочные и внеурочные. В рамках таких занятий используются индивидуальные и групповые формы организации обучения. Дидактикой определены связи между формами и уровнем эффективности обучения.

Принцип создания благоприятных условий для обучения. Эффективность учебного процесса зависит от наличия четырёх основных групп условий:

  • учебно-материальных,
  • морально-психологических,
  • школьно-гигиенических,
  • эстетических.

Принцип прочности, действенности и осознанности результатов воспитания, образования и развития. Этот принцип требует, чтобы прочными были навыки учебно-познавательной деятельности, идейно-нравственные убеждения, способы общественно ценного поведения.

Замечание 1

Только совокупность принципов обучения может обеспечить успешное определение задач, выбор методов, содержания, средств, форм обучения. Только целостное применение дидактических принципов позволяет успешно решать задачи, стоящие перед современной школой.

Междисциплинарные подходы к обучению

Разработано Артуром Х. Голдсмитом, Вашингтонский университет и Университет Ли. Содействие оказали: Дэррик Гамильтон, Миланская новая школа управления и городской политики, Карен Хорнсби, Университет штата Северная Каролина A&T, и Дэйв Уэллс, Университет штата Аризона.

Что такое междисциплинарное обучение?

Междисциплинарное обучение предполагает использование и интеграцию методов и аналитических рамок из более чем одной академической дисциплины для изучения темы, проблемы, вопроса или темы.Отличительной чертой междисциплинарного образования является интеграция понятий и руководящих принципов из нескольких дисциплин для систематического формирования более полной и, надеюсь, согласованной структуры анализа, которая предлагает более глубокое понимание изучаемой проблемы.

узнать больше об атрибутах междисциплинарного обучения

Зачем преподавать междисциплинарно?

Возникающая в высшем образовании точка зрения подчеркивает, что полное понимание сегодняшних проблем реальной жизни требует междисциплинарного анализа.Например, когда общество и политики решают вопрос о повышении минимальной заработной платы, они обязательно будут опираться на экономику, теории социальной справедливости и социальную психологию. Ясно, что понимания единой дисциплинарной базы недостаточно для решения такой сложной проблемы. Студенты, которые регулярно участвуют в классных беседах и получают задания, которые решают реальные проблемы междисциплинарным способом; участвуют в значительном обучении , осознают познавательные способности и лучше подходят для понимания сложных проблем и выработки жизнеспособных решений.

найти дополнительную информацию о преимуществах междисциплинарного обучения

Как преподавать в междисциплинарной манере

Педагоги должны демонстрировать или моделировать для учащихся, как подходить к проблемам междисциплинарно, потому что дисциплинарное обучение является стандартной структурой обучения, поэтому они не будут знать, как синтезировать или интегрировать идеи из ряда дисциплин во всеобъемлющую структуру анализа. Самая сложная часть междисциплинарного обучения заключается в том, чтобы перейти от изучения проблемы через призму нескольких дисциплин к синтезу и интеграции идей в более всеобъемлющую структуру анализа.В разделе модуля, посвященном Как участвовать в междисциплинарном обучении , представлена ​​шестиэтапная процедура, как эффективно интегрировать идеи из нескольких дисциплин, а также советы по обучению, идеи о том, как снизить затраты на то, чтобы стать междисциплинарным учителем, и идеи о том, какие типы занятий лучше всего подходят для междисциплинарного обучения.

найти дополнительную информацию о междисциплинарном обучении

Примеры

Доступны примеры способов использования междисциплинарных подходов к обучению в классе.

найти примеры междисциплинарной педагогической деятельности

Ресурсы

  • Библиография полезных книг и статей о междисциплинарных подходах к обучению.
  • Интернет-ресурсы, которые предоставляют дополнительную информацию о междисциплинарных подходах к обучению.

,

Принципы наследования Менделя — Science Learning Hub

Наше понимание того, как унаследованные черты передаются от поколения к поколению, основано на принципах, впервые предложенных Грегором Менделем в 1866 году. Мендель работал с растениями гороха, но его принципы применимы к чертам растений и животных — они может объяснить, как мы наследуем цвет глаз, цвет волос и даже способность вращать языком.

Наследование у растений гороха

Mendel проследил за наследованием 7 признаков у растений гороха ( Pisum sativum ).Он выбрал две формы признаков:

  • Форма горошка (круглая или морщинистая)
  • Цвет гороха (желтый или зеленый)
  • Цвет цветка (фиолетовый или белый)
  • Положение цветка (конечное или осевое)
  • Высота растения ( высокий или низкий)
  • Форма стручка (надутого или суженного)
  • Цвет стручка (желтый или зеленый).

Mendel начал с чистопородных растений гороха, потому что они всегда давали потомство с теми же характеристиками, что и исходное растение.Мендель скрестил эти растения гороха и записал признаки их потомства на протяжении нескольких поколений.

Подробнее об экспериментах Менделя.

Принципы наследования Менделя

Ключевые принципы генетики были разработаны на основе исследований Менделя на горохе.

1. Фундаментальная теория наследственности

Наследование предполагает передачу дискретных единиц наследственности или генов от родителей к потомству.

Мендель обнаружил, что парные признаки гороха были либо доминантными, либо рецессивными.При скрещивании чистопородных родительских растений доминантные признаки всегда наблюдались в потомстве, тогда как рецессивные признаки были скрыты до тех пор, пока гибридные растения первого поколения (F1) не оставались для самоопыления. Мендель подсчитал количество потомства второго поколения (F2) с доминантными или рецессивными признаками и обнаружил соотношение доминантных и рецессивных признаков 3: 1. Он пришел к выводу, что черты не смешивались, а оставались разными в последующих поколениях, что противоречило научному мнению того времени.

Мендель ничего не знал о генах и не обнаруживал генов, но он предположил, что существует 2 фактора для каждого основного признака и что 1 фактор унаследован от каждого родителя.

Теперь мы знаем, что факторы наследования Менделя — это гены, или, точнее говоря, аллели — разные варианты одного и того же гена. Говоря современным языком генетики, чистопородная линия растений гороха является гомозиготной — у нее есть 2 идентичные копии одного и того же аллеля. Гибридное растение гороха F1 является гетерозиготой — у него есть 2 разных аллеля.

2. Принцип сегрегации

Во время размножения унаследованные факторы (теперь называемые аллелями), определяющие признаки, разделяются на репродуктивные клетки посредством процесса, называемого мейозом, и случайным образом воссоединяются во время оплодотворения.

Мендель предположил, что во время воспроизводства унаследованные факторы должны разделяться на репродуктивные клетки. Он заметил, что если позволить гибридным растениям гороха самоопыляться, то потомство будет отличаться от своих родителей.Разделение происходит во время мейоза, когда аллели каждого гена разделяются на отдельные репродуктивные клетки (яйцеклетки и сперматозоиды у животных или пыльца и яйцеклетки у растений).

3. Принцип независимого ассортимента

Гены, расположенные на разных хромосомах, наследуются независимо друг от друга.

Мендель заметил, что при скрещивании гороха с более чем одним признаком потомство не всегда соответствовало родителям. Это потому, что разница

.

3 Стандарта преподавания естественных наук | Национальные стандарты научного образования

Ссылки для дальнейшего чтения

Берейтер К. и М. Скардамалия. 1989. Преднамеренное обучение как цель обучения. В познании, обучении и обучении: очерки в честь Роберта Глейзера, L.B. Резник, изд .: 361-392. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум и партнеры.

Браун, А. 1994. Развитие обучения. Послание президента Американской ассоциации исследований в области образования.Исследователь в области образования, 23: 4-12.

Браун А.Л. и Дж.К. Кампионе. 1994. Управляемое открытие в сообществе учащихся. На уроках в классе: объединение когнитивной теории и практики в классе, К. МакГилли, изд .: 229-270. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Bruer, J.T. 1993. Школы мысли: наука об обучении в классе. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Кэри, С. 1985. Концептуальные изменения в детстве. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Кэри, С., и Р. Гельман, ред. 1991. Эпигенез разума: Очерки биологии и познания. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум и партнеры.

Шампанское, A.B. 1988. Обучение естествознанию: заставить систему работать. В этом году в школьной науке 1988: доклады Форума школьной науки. Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация развития науки.

Коэн, Д.К., М.В. Маклафлин, Дж. Э. Талберт, ред. 1993. Обучение пониманию: вызовы политике и практике.Сан-Франциско: Джосси-Басс.

Дарлинг-Хаммонд, Л. 1992. Стандарты практики для школ, ориентированных на учащихся. Нью-Йорк: Национальный центр реструктуризации школ и обучения.

Харлен В. 1992. Преподавание науки. Лондон: Издательство Дэвида Фултона.

Leinhardt, G. 1993. Об обучении. В «Успехах в учебной психологии», изд. Р. Глейзера, том 4: 1-54. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум и партнеры.

Loucks-Horsley, S., J.G. Брукс, М. Карлсон, П. Куэрбис, Д. Марш, М. Падилла, Х. Пратт и К.Л. Смит. 1990. Развитие и поддержка учителей естественнонаучного образования в средний класс. Андовер, Массачусетс: Национальный центр улучшения научного образования.

Loucks-Horsley, S., M.O. Карлсон, Л.Х. Бринк, П. Хорвиц, Д.П. Марш, Х. Пратт, К. Рой и К. Уорт. 1989. Развитие и поддержка учителей естественного образования в начальной школе. Андовер, Массачусетс: Национальный центр улучшения научного образования.

McGilly, K., ed. 1994. Классные уроки: объединение когнитивной теории и практики в классе. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

NBPTS (Национальный совет по профессиональным стандартам обучения). 1991. На пути к высоким и строгим стандартам педагогической профессии: начальная политика и перспективы Национального совета по профессиональным стандартам обучения, 3-е изд. Детройт, Мичиган: NBPTS.

NCTM (Национальный совет учителей математики). 1991. Профессиональные стандарты обучения математике.Рестон, Вирджиния: NCTM.

NRC (Национальный исследовательский совет). 1994. Обучение, запоминание, вера: повышение производительности человека, Д. Дракман и Р.А. Бьорк, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы.

NRC (Национальный исследовательский совет). 1990. Выполнение обещания: биологическое образование в национальных школах. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы.

NRC (Национальный исследовательский совет). 1987. Образование и обучение мысли, L.B. Резник, изд. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы.

Schoen, D. 1987. Обучение рефлексивной практики: к новому дизайну для преподавания и обучения в профессиях. Сан-Франциско: Джосси-Басс.

Шульман, Л.С. 1987. Знание и основы обучения новой реформы. Harvard Education Review, 57 (1): 1-22.

,

Принципы обучения иностранному языку

Методика обучения иностранному языку основана на фундаментальных принципах дидактики ; среди них осознанный подход к изучению языка, деятельности, визуализации и др. Однако при обучении иностранному языку из-за особенностей предмета, в котором средства и цели одинаково важны, эти принципы используются особым образом. На этом уровне есть три основных вида:

В структурном представлении язык рассматривается как система структурно связанных элементов со значением кода (например,грамм. грамматика).

Функциональное представление рассматривает язык как средство выражения или выполнения определенной функции, например, запроса чего-либо.

Интерактивное представление рассматривает язык как средство создания и поддержания социальных отношений, уделяя особое внимание шаблонам движений, действий, переговоров и взаимодействий, обнаруживаемых при разговоре. Эта точка зрения преобладает с 1980-х годов.

Принцип сознательного подхода к изучению языка подразумевает понимание лингвистического феномена языкового материала учеником, обычно через родной язык, или расположение материала в схемах предложений, оцениваемых по степени сложности с акцентом на некоторых элементах. которые выделены как обучающие пункты.Во всех случаях ученики понимают как форму, так и содержание материала, который им предстоит изучить, и они знают, как им следует относиться к материалу при выполнении различных упражнений, направленных на развитие привычек и навыков его использования. Такой подход к изучению языка обычно отличается от «механического» обучения посредством повторяющихся упражнений. Выдающийся психолог В. А. Артемов выдвигает теорию единства языковой нормы и речевой деятельности (языкового поведения) в обучении иностранному языку.Поэтому при обучении иностранному языку более разумно помочь ученикам усвоить языковые правила, которые действуют на этом языке, путем введения правил, а не ждать, пока учащиеся выведут эти правила посредством речевой деятельности.

В связи с анализом принципа осознанного обучения необходимо остановиться на формировании навыков и умений на иностранном языке. Языковые навыки и навыки чрезвычайно сложны по своей природе и тесно связаны с сознательной деятельностью студентов.Следовательно, привычку можно рассматривать как диалектическое единство автоматизма и сознания. Психологическая основа привычек — сознательные ассоциации; их физиологическая основа — временные нервные связи, условные рефлексы, возникающие в результате взаимных действий первой и второй сигнальных систем.

Принцип деятельности в обучении иностранному языку имеет первостепенное значение, поскольку изучение иностранного языка должно приводить к овладению изучаемым языком, что возможно при условии, что ученик является активным участником процесса, он вовлечен в языковую деятельность на протяжении всей курс обучения.В современной психологии деятельность считается основной характеристикой когнитивных процессов. Активность возникает при определенных условиях. Основные источники активности — мотивация, желание и интерес. При обучении иностранному языку необходимо стимулировать активность учащихся, вовлекая их в акт общения на изучаемом языке в устной (слушание, говорение) или письменной (чтение, письмо) форме.

Методисты и учителя ищут пути решения этой проблемы.

Могут быть рекомендованы некоторые способы. Они следующие:

— работа в унисон, когда ученикам предлагается произнести звук, слово, фразу, предложение или прочитать что-то вслух хором, подражая учителю или диктору, если используется магнитофон;

— массовая работа, когда учеников приглашают послушать текст, прочитать текст молча, выполнить некоторые упражнения в письменной форме, другими словами, когда они учатся сами, и каждый выполняет ту же работу, что и его одноклассники;

— работа в малых группах, когда ученики делятся на четыре-пять групп, и каждая группа получает особое задание по чтению или разговору; результатом работы является беседа между группой 1 и классом, группой 2 и классом и т. д.;

— работа в парах, когда ученики, сидящие за одной партой, имеют возможность разговаривать на изучаемом языке: декламируя диалог, который они должны выучить, выполняя упражнение типа «вопрос-ответ» или составляя собственный диалог;

— индивидуальная работа в программном обучении, когда каждый ученик может работать с полученной программой через зрительное или слуховое восприятие в своем собственном темпе.

Принцип визуализации всегда был очень важен для изучения языка, так как получение знаний начинается либо с чувственного восприятия, либо с того, что воспринималось ранее, то есть с предыдущего опыта.Визуализация, как

, понимается здесь, может быть определено как специально организованная демонстрация языкового материала и языкового поведения, характерного для изучаемого языка, с целью помочь ученику понять, усвоить и использовать это в связи с поставленной задачей. Поскольку ученики изучают второй язык в искусственных условиях, а не в реальной жизни, как в случае, когда дети усваивают свой родной язык, визуализацию следует широко использовать при обучении иностранному языку.Посредством визуального представления материала и наблюдения учащихся за языковым поведением носителей языка они приобретают необходимые навыки и навыки разговорной речи, а именно интонации, словоупотребления и грамматики. Визуализация позволяет учителю создать естественные условия для устной практики учеников и свободного общения.

Визуализация может использоваться при обучении различным аспектам языка: фонологии, лексике и грамматике, а также для развития различных языковых навыков: слуха, речи, чтения и письма.

Визуализация подразумевает широкое использование аудиовизуальных средств и аудиовизуальных материалов на протяжении всего курса обучения иностранному языку для представления и сохранения языкового материала, а также для развития устной и письменной речи, хотя они должны использоваться по-разному в зависимости от этап обучения, возраст

лет

учеников, их успеваемость по изучаемому языку и другие факторы. Широкое использование аудиовизуальных средств и аудиовизуальных материалов, которыми в настоящее время располагает учитель иностранного языка, вместе с использованием тщательно отобранного и оцененного лингвистического материала, создают благоприятные условия для обучения учеников пониманию иностранного языка, когда он говорят и говорить это сами.Это первый шаг при работе с новичками. Следовательно, методологический принцип можно сформулировать следующим образом: при обучении иностранному языку в школах необходимо придерживаться устного подхода, поскольку именно он позволяет ученику иметь дело с языком в его основной функции как средства общения.

Лекция 5


Дата: 22.12.2014; просмотр: 4390


.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *