Принцип наглядности в дидактике означает: Принцип наглядности в дидактике | Psylist.net

Принцип наглядности в дидактике | Psylist.net

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставят на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности:

Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т.п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.

Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т.п.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.

В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной наглядности (хотя желательно использовать разнообразные виды в их сочетании). Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:

  1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.
  2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.
  3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.
  4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т.п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.
  5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо… ничего путного не сделают» (Пирогов Н. Вопросы жизни. Соч. Т. 1. – СПб, 1887. – С. 116).

Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении» (М.: Учпедгиз, 1960). Наиболее типичными из них являются:

  • при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;
  • при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т.п.

С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. Когда младших школьников мы обучаем счету, то не нужны плакаты с красивыми корабликами или самолетами, здесь необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к количеству предметов, не к счету, а к самолетикам, к самой картинке.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Педагогика:

Тест с ответами по предмету теория обучения – пройти тест онлайн бесплатно

66 вопросов

Показать
Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Этап планирования урока включает в себя такие взаимосвязанные стадии, как…

Варианты ответа:

  1. разработка дидактического аппарата
  2. установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций
  3. определение целей урока
  4. определение критериев эффективности урока
  5. проведение педагогической диагностики

Вопрос:

Закрепление как этап урока включает в себя…

Варианты ответа:

  1. специальные задания после объяснения материала
  2. разъяснение основных идей учебного материала
  3. выработку умений применения знаний
  4. воспроизведение учебного материала
  5. связь теоретического материала с практикой

Вопрос:

Система взглядов на понимание сущности содержания и методики организации учебно

Дидактическое обоснование принципа наглядности.

Дидактическое обоснование принципа наглядности.

Первостепенное значение в обучении учеников по обществознанию имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям учащихся, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

Исследователями установлено, что исходным условием эффективной организации учебного процесса является соблюдение дидактических принципов и применение рациональных методов обучения. В совокупности принципы обучения определяют главные обучающие и учебные направления, содержание педагогических действий.

Принцип наглядности в обучении – один из ведущих дидактических принципов, играющих важную роль в правовом обучении .Средства наглядности в процессе обученияобществознанию могут быть использованы при представлении нового учебного материала, проверке его усвоения, фронтальном опросе, оформлении учебных пособий, опорных таблиц, перфокарт.

Понимание учебного материала – это способность учебного материала минимизировать интеллектуальные усилия, необходимые для его понимания. Чтобы облегчить усвоение учебной информации необходимо использовать методы когнитивно-эргономической формализации знаний. В дидактике известен старейший принцип обучения – наглядности. Данный принцип в полной мере реализует эргономический подход в обучении через возрастающую эффективность обучения, зависящую от рационального привлечения органов чувств к восприятию, переработке учебного материала.

В современной педагогике «наглядность», как термин используется в двух значениях:

а) опора в процессе обучения на дидактическийпринцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися,

б) использование на занятиях специальных средств обучения, опирающихся на принцип наглядности (аудиовизуальные средства обучения, технические средства обучения). [1, с. 67].

Применение в педагогическом процессе средств наглядного обучения способствует концентрации внимания обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию органов чувств, наблюдательности и творческого мышления. Благодаря применению наглядных средств обучения на занятиях по обществознанию школьников развиваются творческие и изобразительные способности. От смысловой полноты и доступности наглядных пособий зависит скорость восприятия ребенком учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний, то есть уровень активизации его творческой деятельности. Широкое использование средств наглядности на занятиях права помогает ребенку в решении трудных задач, требующих наглядного разъяснения, иллюстрирования условных обозначений, приемов складывания, понятий и определений. Вышеперечисленные задачи в реализации принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью новых информационных технологий.

Использование принципа наглядности с применением компьютерных технологий может значительно помочь в изучении специфики обществоведчесокой деятельности, повысить мотивацию и самостоятельность обучающихся на занятиях, положительно сказаться на общем развитии детей.

Общеизвестно, что 80 % информации человек получает посредством зрения. Эта особенность была отмечена педагогами много веков тому назад и широко используется в правовом обучении на современном этапе. Наглядность в обществоведчесоком обучении обогащает образное мышление учеников , обеспечивает прочность знаний, содействует развитию речи, памяти, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся.

Наглядные средства обществоведческого обучения могут быть использованы в различных дидактических целях:

1). B качестве зрительной опоры при объяснении учителя ( наглядность создает условия для глубокого понимания образа предмета, явления, процесса).

Например, объясняя вопрос «Государственные символы Российского государства», преподаватель рассказывает о государственном флаге Российской Федерации, при этом демонстрируя фотографию ( изображение, рисунок) флага или его имитацию ( макет).

2).Закрепление правовых знаний.

Примером может служить когда учитель демонстрирует флаги разных государств и предлагает определить, какой из предложенных флагов является государственным флагом РФ.

3). Как самостоятельный источник информации.

В данном случае учитель предлагает проанализировать ряд изображений и определить порядок официального использования государственного флага РФ. Например, согласно ст.2 ФКЗ » O государственном флаге РФ»( от 25.12.2000г.) Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях: Администрации Президента Российской Федерации; Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Правительства Российской Федерации; Конституционного Суда Российской Федерации и др.

Согласно ст.7 B дни траура в верхней части древка Государственного флага Российской Федерации крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. Государственный флаг Российской Федерации, поднятый на мачте (флагштоке), приспускается до половины высоты мачты (флагштока).

Во время траурных церемоний, предусматривающих отдание воинских почестей умершему (погибшему) гражданину Российской Федерации, гроб c телом покойного накрывается полотнищем Государственного флага Российской Федерации. Перед погребением полотнище Государственного флага Российской Федерации сворачивается и передается родным (близким) покойного.

4). Помогают моделировать общественные явления, процессы , правовые отношения.

Наглядность в обучении способствует тому, что y учащихся , благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе c тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи c учебными задачами.

K. Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух — дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», a внутренне – думать o своём или же совсем оставаться без «мысли в голове» [2, с. 62].

Использование средств наглядности на уроке необходимо не только для создания у учеников образных представлений, но и для формирования понятий, необходимых для понимания отвлеченных связей и зависимостей – одно из важнейших положений дидактики.

Ощущение и понятие – различные ступени единого процесса познания. Ещё Я. A. Коменский выдвинул «золотое правило»: «всё, что…можно, предоставлять для восприятия чувствам…» [2, с. 80]. Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего, из собственных наблюдений и ощущений, сыграло большую роль в борьбе c догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения c необходимой полнотой и разносторонностью.

Принцип наглядности был значительно обогащён в трудах Г. Песталоцци: «Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям». B результате наблюдений ученик получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний и развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, a не только экстенсивно обогащаться представлениями» [2, с. 76].

Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, сложно добиться правильных представлений об окружающем мире, развивать мышление и речь.

B педагогической системе K.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано c преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «…ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [2, с. 77].

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим.

Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе права целесообразно рассматривать предметы, отражающие суть правового процесса или явления, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, схемы , смотреть учебные кинофильмы и т. д.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Иначе такое применение наглядности в обучении не принесёт пользы, a скорее навредит усвоению знаний, и развитию учащихся.

Когда y учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлечённого мышления. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам [5, с. 30].

На  практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности, при всем их многообразии, составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, a знания o внешнем облике объекта, o его строении, o протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что описанной, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям [4, с. 56].

Функции средств наглядности могут быть различными. В одних случаях они являются иллюстрацией к объяснению преподавателя, в других – средством для создания у обучающихся конкретных наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которые обучающиеся не наблюдали. Средства наглядности могут выступать как самостоятельный источник новой информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа обучающихся с ними.

Используя средства наглядности в учебном процессе, нужно исходить из дидактического правила о том, что использование средств наглядности не цель, а средство достижения цели. Поэтому обучающихся необходимо обучать умениям рассматривать и анализировать наблюдаемое, извлекать из него необходимую информацию.

Таким образом, при работе с наглядными средствами на уроках права учитель должен соблюдать ряд общедидактических требований:

  • Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

  • Наглядные пособия должны предъявляться учащимися только в соответствующий момент урока;

  • Демонстрируемая наглядность должна быть согласована с содержанием материала урока;

  • Наглядные средства правового обучения должны отбираться с позиции педагогической целесообразности.

Список использованных источников

  1. Абдулаев, Э. Н. Реализация деятельностного подхода в преподавании: практический аспект / Э. Н. Абдулаев, А. Ю. Морозов // Преподавание истории. – 2015. – № 6. – С. 9–17.

  2. Агапова, Н. В. Перспективы развития новых технологий обучения /Н.В. Агапова. – М. : ТК Велби, 2015. – 248 с.

  3. Анализ урока: типология, методики, диагностика / авт.-сост. Л. В. Голубева, Т. А. Чегодаева. – Волгоград : Сентябрь, 2008. – 86 с.

  4. Артемов, В. А. Психология наглядности при обучении : учебник для вузов / В. А. Артемов. – М. : Просвещение, 2004. – 345 с.

  5. Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / В. С. Безрукова ; под ред. М. А. Ушаковой. – М. : Сентябрь. – 2006. – 176 с.

  6. Боголюбов, Л. Н. О перспективах развития обществоведческого образования / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 5. – С. 12–19.

Принцип наглядности в дидактике

Принцип наглядности в дидактике. Подготовили: студентки группы 1407 Ударцева...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Принцип наглядности в дидактике. Подготовили: студентки группы 1407 Ударцева

Описание слайда:

Принцип наглядности в дидактике. Подготовили: студентки группы 1407 Ударцева Анастасия Дмитриевна Прокуронова Светлана Вячеславовна

2 слайд

Теория по принципу наглядности была введена Я.А. Коменским. Он выдвинул “зол

Описание слайда:

Теория по принципу наглядности была введена Я.А. Коменским. Он выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.

3 слайд

Использование наглядности имеет цель – выделение главного, существенного в из

Описание слайда:

Использование наглядности имеет цель – выделение главного, существенного в изучаемых объектах и предметах.

4 слайд

В педагогике наглядность трактуется неоднозначно: 1) как средство обучения 2

Описание слайда:

В педагогике наглядность трактуется неоднозначно: 1) как средство обучения 2) как принцип обучения 3) как метод обучения В последнем случае наглядность фактически сливается с наблюдением как методом познания.

5 слайд

Решение проблемы наглядности в педагогики сводят к решению вопроса: Происход

Описание слайда:

Решение проблемы наглядности в педагогики сводят к решению вопроса: Происходит ли усвоение знаний в процессе наблюдения?

6 слайд

Анализ понятия наглядности показывает, что сам по себе, непроизвольно, нагля

Описание слайда:

Анализ понятия наглядности показывает, что сам по себе, непроизвольно, наглядный образ не возникает; он образуется только в результате активной работы человека, направленной на его создание.

7 слайд

В настоящее время педагогика связывает наглядное обучение со следующими особ

Описание слайда:

В настоящее время педагогика связывает наглядное обучение со следующими особенностями: правильное применение наглядности зависит от ее сопровождения словом учителя; наглядные пособия могут дать эффект, если у ученика есть определенный опыт работы с изучаемым объектом; для эффективного усвоения знаний одной наглядности недостаточно – к ней нужно присоединить активную деятельность самого ученика.

8 слайд

Теория наглядности предполагает обязательное использование в педагогическом

Описание слайда:

Теория наглядности предполагает обязательное использование в педагогическом процессе наглядных методов, и ,как средство наглядности является: 1.Использование электронных мультимедийных учебников (CD и DVD-дисков) на уроках. 2.Использование презентаций, созданных самим учителем. 3. Использование на уроках ученических презентаций, рефератов. 4.Возможность проводить уроки с использованием интернета .

9 слайд

1.Использование электронных мультимедийных учебников (CD и DVD-дисков) на ур

Описание слайда:

1.Использование электронных мультимедийных учебников (CD и DVD-дисков) на уроках. Мультимедийные диски позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки материала. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.

10 слайд

 2.Использование презентаций, созданных самим учителем.

Описание слайда:

2.Использование презентаций, созданных самим учителем.

11 слайд

 3.Использование на уроках ученических презентаций, рефератов.

Описание слайда:

3.Использование на уроках ученических презентаций, рефератов.

12 слайд

 4.Возможность проводить уроки с использованием интернета .

Описание слайда:

4.Возможность проводить уроки с использованием интернета .

13 слайд

Видеопроектор в сочетании с мультимедийным компьютером и с использованием ин

Описание слайда:

Видеопроектор в сочетании с мультимедийным компьютером и с использованием интернета представляется сегодня универсальным решением проблемы наглядности учебных материалов.

14 слайд

ВЫВОД Для осознания сущности предмета необходимо соответствующим образом орг

Описание слайда:

ВЫВОД Для осознания сущности предмета необходимо соответствующим образом организовать деятельность учащихся. Процесс наглядно-образного мышления непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.

ВЫВОД Для осознания сущности предмета необходимо соответствующим образом орг

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

ВЫВОД Для осознания сущности предмета необходимо соответствующим образом орг

Курс повышения квалификации

ВЫВОД Для осознания сущности предмета необходимо соответствующим образом орг

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

ДВ-511757

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Тест по теории обучения с ответами по теме ‘сущность, движущие силы, логика процесса обучения’

Тест по теории обучения с ответами по теме ‘сущность, движущие силы, логика процесса обучения’ — Gee Test
наверх


Gee test


1. сущность, движущие силы, логика процесса обучения2. содержание образования как фундамент базовой культуры личности3. современные модели организации обучения4. типология образовательных учреждений5. инновационные процессы в образовании

  • 1. дидактикой
  • 2. теорией воспитания
  • 3. педагогическим менеджментом
  • 4. педагогической технологией
  • 1. В. Ратке
  • 2. Я.А. Коменский
  • 3. Ж.Ж. Руссо
  • 4. И.Г. Песталоцци

  • 1. Я.А. Коменский
  • 2. П.Ф. Каптерев
  • 3. К.Д. Ушинский
  • 4. А. Дистервег
  • 1. дидактики
  • 2. технологии
  • 3. теории воспитания
  • 4. теории управления
  • 1. образовательная, воспитательная, развивающая
  • 2. воспитательная, прогностическая, проектировочная
  • 3. образовательная, воспитательная, объяснительная
  • 4. развивающая, образовательная, прогностическая
  • 1. дидактическую систему
  • 2. педагогическую теорию
  • 3. педагогическую систему
  • 4. дидактическую теорию
  • 1. деятельность учеников
  • 2. взаимодействие учащихся и учителя
  • 3. восприятие новых знаний
  • 4. формирование умений
  • 1. преподаванием
  • 2. учением
  • 3. развитием интереса учащихся
  • 4. формированием личности
  • 1. внутренним
  • 2. общим
  • 3. внешним
  • 4. частным
  • 1. наглядности
  • 2. доступности
  • 3. сознательности и активности
  • 4. прочности знаний
  • 1. развивающего
  • 2. проблемного
  • 3. оптимизации
  • 4. программированного
  • 1. специфический процесс познания, управляемый педагогом
  • 2. преподавание
  • 3. учебная деятельность
  • 4. образовательная деятельность

  • 1. гуманности обучения
  • 2. наглядности
  • 3. систематичности и последовательности
  • 4. взаимосвязь теории и практики обучения
  • 1. формирование нравственных качеств и убеждений
  • 2. овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков
  • 3. развитие мотивов учения
  • 4. овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами
  • 1. преподавания и учения
  • 2. развития и воспитания учащихся
  • 3. школьной и внешкольной деятельности
  • 4. совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения
  • 1. привлечение органов чувств к восприятию учебного материала
  • 2. использование плакатов, схем, картин в процессе обучения
  • 3. проведение опытов в процессе обучения
  • 4. просмотр кино- и видеофильмов
  • 1. определение уровня мышления учащихся
  • 2. определение целей и задач
  • 3. планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)
  • 4. анализ и оценка результатов обучения

1. сущность, движущие силы, логика процесса обучения2. содержание образования как фундамент базовой культуры личности3. современные модели организации обучения4. типология образовательных учреждений5. инновационные процессы в образовании

Тест с ответами по педагогике и психологии для переподготовке учителей

 

1. Наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах называется…

1)

теорией воспитания

2)

педагогическим менеджментом

3)

педагогической технологией

4)

дидактикой

 

2. Процессы преподавания и учения с их условиями и получаемыми результатами – это предмет …

1)

технологии

2)

теории воспитания

3)

дидактики

4)

теории управления

 

3. Функциями процесса обучения являются …

1)

образовательная, воспитательная, развивающая

2)

воспитательная, прогностическая, проектировочная

3)

образовательная, воспитательная, объяснительная

4)

развивающая, образовательная, прогностическая

 

4. Совокупность принципов, содержание, методы и средства обучения, образующие целостную структуру и подчиняющиеся целям обучения, составляют…

1)

педагогическую теорию

2)

педагогическую систему

3)

дидактическую систему

4)

дидактическую теорию

 

5. Учение понимается в дидактике как…

1)

взаимодействие обучающихся и учителя

2)

деятельность учеников

3)

восприятие новых знаний

4)

формирование умений

 

6. Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся называется…

1)

преподаванием

2)

учением

3)

развитием интереса обучающихся

4)

формированием личности

 

7. Связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения относятся к ___ закономерностям

1)

общим

2)

внешним

3)

внутренним

4)

частным

 

8. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала – это принцип…

1)

доступности

2)

сознательности и активности

3)

наглядности

4)

прочности знаний

 

9. Принцип ведущей роли теоретических знаний используется в концепции ___ обучения

1)

развивающего

2)

проблемного

3)

оптимизации

4)

программированного

 

10. Процессом обучения называется …

1)

преподавание

2)

учебная деятельность

3)

образовательная деятельность

4)

специфический процесс познания, управляемый педагогом

 

11. К дидактическим принципам не относится принцип …

1)

наглядности

2)

систематичности и последовательности

3)

гуманности обучения

4)

взаимосвязь теории и практики обучения

 

12. В структуру учебной деятельности не входит …

1)

овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков

2)

развитие мотивов учения

3)

овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами

4)

формирование нравственных качеств и убеждений

 

13. Двусторонний характер обучения проявляется в единстве …

1)

развития и воспитания обучающихся

2)

учебной и внеучебной деятельности

3)

преподавания и учения

4)

совместных усилий семьи иобразовательной организации по формированию у обучающихся мотивов учения

 

14. Принцип наглядности в дидактике означает …

1)

использование плакатов, схем, картин в процессе обучения

2)

проведение опытов в процессе обучения

3)

просмотр кино- и видеофильмов

4)

привлечение органов чувств к восприятию учебного материала

 

15. В структуру процесса обучения не входит…

1)

определение уровня мышления обучающихся

2)

определение целей и задач

3)

планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)

4)

анализ и оценка результатов обучения

 

16. Эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени, — это…

1)

образовательный стандарт

2)

образовательный ценз

3)

учебный план

4)

рабочая программа

 

17. Документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности, — это…

1)

учебник

2)

рабочий учебный план

3)

образовательная программа

4)

авторская программа

 

18. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, количество времени на каждый предмет, — это…

1)

учебник

2)

образовательная область

3)

учебная программа

4)

учебный план

 

19. Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие …

1)

«содержание образования»

2)

«образование»

3)

«учебный план»

4)

«образовательная область»

 

20. К идеям программированного обучения наиболее близка теория…

1)

прагматизм

2)

позитивизм

3)

бихевиоризм

4)

гуманизм

 

21. При _____ структуре содержания образования один и тот же вопрос повторяется несколько раз, его содержание расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями

1)

концентрической

2)

линейной

3)

спиральной

4)

смешанной

 

22. Приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования — это…

1)

гуманизация

2)

демократизация

3)

углубленное изучение

4)

гуманитаризация

 

23. Дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отражающая содержание науки, – это…

1)

образовательная область

2)

учебный предмет

3)

учебный план

4)

образовательная программа

 

24. Доведенное до автоматизма действие называется …

1)

умением

2)

знанием

3)

навыком

4)

поведением

 

25. К объектам стандартизации в образовании не относится …

1)

учебно-воспитательный план учителя

2)

содержание

3)

объем учебной нагрузки

4)

уровень подготовки обучающихся

 

26. Под содержанием образования понимают …

1)

педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру

2)

совокупность знаний, умений и навыков, развивающих устойчивые особенности отдельных психических процессов

3)

совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности

 

27. В понятие «качество обучения» не входит …

1)

степень успешности освоения обучающимися образовательных программ

2)

уровень нравственной культуры обучающихся

3)

мера реализации Федерального Государственного образовательного стандарта на личностном уровне

4)

уровень личностного взаимодействия учителя и обучающихся в процессе обучения

 

28. Нормативным документом, раскрывающим содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, является …

1)

учебный план

2)

учебная программа

3)

базисный учебный план

4)

образовательный стандарт

 

29. Ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебного материала, является …

1)

учебное пособие

2)

методическое пособие

3)

учебник

4)

методические рекомендации

 

30. Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме, – это…

1)

процесс обучения

2)

метод обучения

3)

форма организации обучения

 

31. По схеме «повторение пройденного материала – освоение нового материала – отработка навыков — применение знаний на практике – домашнее задание» проходит урок…

1)

комбинированный

2)

овладения новыми знаниями

3)

повторения и закрепления знаний

4)

обобщения и систематизации

 

32. Среди понятий «урок», «структура урока», «форма организации обучения», «тип урока» наиболее частным является понятие …

1)

«урок»

2)

«форма организации обучения»

3)

«структура урока»

4)

«тип урока»

 

33. Учебное занятие на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов – это …

1)

семинар

2)

факультатив

3)

консультация

4)

конференция

 

34. Форма организации обучения, позволяющая изучать явления и процессы в естественных условиях, – это …

1)

учебная экскурсия

2)

практическое занятие

3)

лабораторное занятие

4)

дополнительное занятие

 

35. Форма организации обучения, используемая для отработки практических умений и навыков, — это …

1)

учебная конференция

2)

курс по выбору

3)

предметный урок

4)

практикум

 

36. Внеурочная форма организации обучения, направленная на формирование навыков самостоятельной работы, – это …

1)

домашняя работа

2)

экскурсия

3)

семинар

4)

консультация

 

37. Форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия в классе с постоянным составом обучающихся одинакового уровня развития, по твердому расписанию и четко установленному регламенту, – это …

1)

факультатив

2)

занятие с отстающими

3)

урок

4)

семинар

 

38. К основным типам уроков относятся уроки …

1)

изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации, контроля знаний и умений, комбинированные

2)

заучивания наизусть, демонстрации пособий, комбинирования, контроля

3)

индивидуальной и дифференцированной работы с учениками, обобщения и систематизации

4)

решения задач, выполнения опытов, написания сочинений

 

39. По количеству обучающихся и по особенностям взаимодействия учителя и обучающихся выделяются формы организации обучения: индивидуальная, групповая и …

1)

фронтальная

2)

бригадная

3)

индивидуально-групповая

4)

классно-урочная

 

40. К типам уроков, выделяемых в педагогике, не относится …

1)

комбинированный урок

2)

урок изучения нового материала

3)

деловая игра

4)

урок обобщения и систематизации знаний

 

41. Учебная экскурсия относится к …

1)

вспомогательным формам обучения

2)

видам обучения

3)

принципам обучения

4)

разновидности контроля знаний

 

42. К структурным компонентам урока не относится …

1)

организационный момент

2)

проверка домашнего задания

3)

закрепление нового материала

4)

диагностика интеллекта

 

43. Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется…

1)

профильной

2)

развивающей

3)

авторской

4)

профессиональной

 

44. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на…

1)

внешние, внутренние, ресурсные

2)

локальные, модульные, системные

3)

ресурсные, образовательные, содержательные

4)

организационные, дидактические, методические

 

45. Дифференциация обучения, определяющая оптимальный режим работы обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, называется…

1)

внутренней

2)

внешней

3)

разноуровневой

4)

профильной

 

46. Учет в процессе обучения индивидуальных особенностейобучающихся – это…

1)

индивидуализация

2)

дифференциация

3)

оптимизация

4)

интеграция

 

47. Ориентация на направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения – основа ___ подхода

1)

системного

2)

индивидуально-дифференцированного

3)

личностного

4)

культурологического

5)

антропологического

 

48. К педагогическим инновациям можно отнести изменения в…

1)

содержании образования

2)

структуре системы образования

3)

оборудовании учебных заведений

4)

статусе образования

 

49. К основным объектам инновационных преобразований в педагогической системе не относится …

1)

педагогическая технология

2)

содержание образования

3)

социальная среда

4)

управление образовательной организацией

 

50. Управленческий процесс создания, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств называется…

1)

преобразовательным

2)

творческим

3)

инновационным

4)

передовым

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ — ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Этот принцип был сформулирован одним из первых и признан повсеместно. Его соблюдение должно привести к устранению из процесса обучения вербализма, т. е. замены предметов обозначающими их, но зачастую не известными учащимся словами. В результате вербального обучения ученики запоминают определенные слова, но этому запоминанию не сопутствует понимание их значения. В итоге учащиеся, вместо того чтобы мыслить самостоятельно и логично, начинают оперировать звуками: заученными словами, которые, однако, не развивают их мышление.

Вербальное обучение, ведущее к книжной эрудиции, было особенно широко распространено в период средневековья. Необходимость его использования в новое время пытались обосновать, например, Эразм Роттердамский (1467—1536), а также Ян Штурм (1507—1589), которые утверждали, что ученики должны сначала узнавать слова и только после этого вещи. Влияние этих взглядов на школьную практику мы наблюдаем также и в последующие столетия, например в иезуитских школах; с отдельными проявлениями вербализма мы порой встречаемся и сегодня.

Практику вербального обучения критиковал, в частности, уже Фрэнсис Бэкон (1561 —1620), призывавший к исследованию явлений природы с помощью наблюдения и эксперимента. Аналогичную позицию занимал и В. Ратке, который сформулировал принцип наглядности, придав ему следующую форму: прежде вещь, познанная сама по себе, и только потом говорение о вещи. Но в отличие от Ратке, который рекомендовал пользоваться принципом наглядности исключительно при изучении языков, сужая таким образом область его применения сравнительно небольшим кругом предметов, Я. А. Коменский указывал на необходимость превращения этого принципа в общедидактический,

обязательный при обучении всем предметам на различных уровнях учебно-воспитательной работы. Он особенно призывал к тому, «чтобы люди приучались черпать свои знания, насколько это возможно, не из книг, а с неба и земли, с дубов и буков», чтобы они изучали сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них. В тех случаях, когда такое непосредственное познание невозможно, Коменский советует учителю во время урока в классе пользоваться учебными пособиями, особенно рисунками.

В настоящее время считается, что принцип наглядности должен использоваться при осуществлении как преподносящего, так и поискового хода обучения. Формы его реализации зависят от особенностей психофизического развития учеников, от характера опыта учащихся, от условий и методов воспитания, от умения проводить самостоятельные наблюдения и фиксировать их результаты, а также результаты измерений и экспериментов, делать правильные выводы.

Упомянутые различия проявляются, в частности, в том, что учащимся младшего школьного возраста (от 7 до 11— 12 лет), для которых характерно главным образом конкретно-образное мышление, в процессе обучения предоставляются условия для осуществления практической деятельности, благодаря чему они получают возможность более глубокого овладения материалом, чем при обучении исключительно с помощью слова. Познавательные действия учащихся, начинающих учебу в школе, касаются не столько словесных выражений, сколько самих предметов и сводятся главным образом к их классификации, упорядочению, соподчинению и т. п.

У учащихся старше 11—12 лет благодаря развитию процессов обобщения появляются качественно новые возможности. Они относятся уже к области «логики высказываний», которая касается словесных выражений (предложений), даже простых гипотез, а не самих предметов. Благодаря этому учащиеся уже могут пользоваться гипотетико-дедуктивным, формальным мышлением, переносить логические операции, связанные с действиями на конкретных предметах, в сферу представлений и понятий. Насколько, говоря в общем виде, конкретное, наглядно-действенное мышление является для детей до 11—12 лет изображением возможной деятельности в области реальных предметов, настолько словесно-логическое мышление является представлением о воображении возможных действий [см: Piaget J. 1966. S. 69]

Эти закономерности развития познавательных действий у учащихся оказывают очевидное влияние на пути реализации принципа наглядности в процессе обучения. По мере того как ребенок взрослеет, а тем самым по мере развития его дедуктивно-гипотетического мышления должны уменьшаться виды и число заданий, выполняемых на конкретных предметах, и увеличиваться число упражнений, во все большей мере учитывающих интериоризированные операции, «внутренние» по отношению к мышлению ребенка. Однако следует помнить о необходимости «подкрепления» этих операций соответствующими рисунками и символами; это методическая задача, следующая из принципа наглядности.

Применительно к процессу развития учащихся меняются способы реализации принципа наглядности, отражающие постепенный переход от предоставления возможностей исполнения операций на конкретных предметах через «внутренние операции», основывающиеся на использовании рисунков, к операциям, основу которых составляют условные символы и знаки. Означаемое (десигнат) или заменитель десигната определенного названия должны, однако, быть представлены учащимся независимо от их возраста, во всех тех случаях, когда область и содержание понятия для них не вполне ясны и выразительны.

Отсюда следует, что, реализуя принцип наглядности, мы можем пользоваться как десигнатами определенных названий, так и — если это невозможно — их заменителями, например моделями, картинами, рисунками или учебными пособиями. Кроме того, пользуясь этим принципом в учебном процессе, можно образовывать связи между соответствующими предметами и словами или между словами и действиями с предметами. С расширением базы, участвующей в формировании таких связей, более полной становится и степень реализации принципа наглядности.

Из понимаемого таким образом принципа наглядности (впрочем, так же как и из других принципов обучения) следуют требования более конкретного характера, которые мы определяем как дидактические правила.

Вот важнейшие из правил, связанных с принципом наглядности:

  • Прямое изучение действительности, т. е. изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на уроке темы.
  • Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений, событий и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить, т. е. обеспечить его системой соответствующих указаний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изучаемого предмета.

Подводя итоги, следует отметить, что рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению из процесса обучения слова (устного и письменного), а отводит ему соответствующее место в этом процессе, а именно, не допускает замены словом предметов или явлений действительности там, где это не рекомендуется с психологической или дидактической точки зрения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

дидактических принципов обучения, средств и методов.

Дидактика — раздел педагогики, который целиком направлен на внимательное изучение, а также раскрытие всех теоретических основ организации учебного процесса. Его важнейшими понятиями называют не только учебный процесс в целом, но и его принципы, методы, средства, содержание и формы. Дидактика как наука призвана отвечать на вопросы: где учить, чему, как, в каких именно формах и нужно ли вообще?

Дидактические принципы обучения — это прежде всего базовые принципы и положения, задачей которых является наименование определенной системы основных, исходных дидактических требований к учебному процессу, его содержанию, средствам, методам, формам и методам его организации.

Дидактические принципы обучения должен знать каждый педагог для ведения успешной и полезной педагогической деятельности. Первый принцип — целеустремленность. Он требует, чтобы содержание воспитания и образования соответствовало формам и методам их организации. Кроме того, обучение должно соответствовать основным задачам всех средних специальных учебных заведений, а также учебным планам и программам.

Дидактические принципы обучения продолжают научный принцип.Он говорит, что студент должен иметь систему теоретических знаний. Кроме того, факты, закономерности и явления должны быть достоверными, а практические действия и выводы — научно обоснованными. Следующий принцип — связь между обучением и жизнью. Это говорит о том, что учебный процесс направлен профессионально. Кроме того, он говорит, что необходимо четко понимать, где именно в жизни можно применить полученные знания.

В дидактических принципах обучения продолжается принцип последовательности и последовательности.Это означает, что учебный материал строго и логично расположен в рамках учебной программы. Кроме того, студенты должны последовательно овладевать навыками, знаниями и умениями и одновременно применять их на практике. Также есть принцип сознательности и активности, доступности, наглядности, долговечности, комплексного подхода, развивающего и воспитательного образования. Все вышеперечисленные дидактические принципы обучения являются стержнем педагогических технологий нашего времени.

Дидактические учебные пособия — тоже очень распространенное понятие дидактики.Под ним понимается совокупность всех элементов учебной среды, которые сознательно используются учителем для плодотворного взаимодействия с учениками и целенаправленности учебного процесса. Инструменты обучения включают учебные пособия, учебники, словари, учебники, справочники, наглядные пособия. Кроме того, в них входит разнообразное лабораторное оборудование при изучении химии, физики. Есть также технические средства обучения — магнитофоны, телевизоры, микроскопы, компьютеры.

Дидактические методы обучения не имеют единой системы.По этому вопросу мнения расходятся. Но условно принято выделять четыре основные группы методов обучения. Первый — пояснительно-иллюстративный, то есть объяснение, рассказ, работа с учебниками, лекция. Второй — проблемный, то есть решение различных проблемных ситуаций, вопросов и задач. Третий — эвристический или частичный поиск, то есть освоение элементов и отдельных этапов процесса научного познания или поиска. Четвертый — исследование, то есть проблема решается самими учениками, но под чутким руководством преподавателя.

Таким образом, дидактика — это раздел педагогической науки, который представляет собой теорию воспитания и обучения.

p>
,

Статья о дидактике по The Free Dictionary

раздел педагогики, изучающий теорию воспитания и обучения, а также то, как дети воспитываются в процессе обучения.

Термин «дидактика» употреблялся в педагогических трудах еще в 17 веке. Дж. А. Коменский в своем Великом дидактическом пособии (1657) разработал основные проблемы дидактики: содержание обучения, дидактические принципы и правила использования аудиовизуальных средств, а также принципы последовательности обучения и соотношения образования с детские природные задатки.Он также организовал систему уроков для разных классов. Коменский произвел революцию в методах обучения, которые использовались веками. Средневековой практике заучивания наизусть он противопоставил новую систему школьных занятий, соответствующую возрасту и психологическим особенностям ребенка. Дидактические идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах таких прогрессивных педагогов XVIII и XIX веков, как Дж. Х. Песталоцци и А. Дистервег, которые также основывали свои теории преподавания на принципе соответствия естественным склонностям учеников и индивидуальности. психологическое развитие каждого ученика.Они придали большое значение обучению детей осмыслению, активности и самореализации и выступали за широкое использование аудиовизуальных средств в обучении. К середине 19 в. Дидактика как теория обучения стала общепризнанной как особый раздел педагогики. (В Великобритании и США термин «дидактика» не используется, а теория обучения разрабатывается и излагается в основном в трудах по педагогической психологии.)

В России во второй половине XIX века была разработана последовательная дидактическая система. русского педагога К.Д. Ушинский. Под сильным влиянием материалистических философских идей, психологии и физиологии Ушинский, по сравнению со своими предшественниками, добился значительного прогресса в постановке учебного процесса на научную основу. Ушинский продемонстрировал вред одностороннего формального образования (направленного только на развитие способностей, мышления, воображения и памяти) и одностороннего материального образования (преследующего единственную цель — передать ученику максимум знаний, необходимых для жизни). ,Он выявил сходства и различия между обучением и научным знанием и детально разработал проблемы восприятия, усвоения и закрепления знаний, а также развития мышления в процессе обучения. Такие последователи Ушинского, как Н.А. Корф и В.П. Вахтеров, внесли значительный вклад в развитие системы начального образования, основанной на обширных научных знаниях, учете возрастного уровня и психологических особенностей каждого ученика, уважении к ним. личность ребенка.Ведущую роль в обращении русской педагогики от идеализма к материализму сыграли русские революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Они боролись за подлинно научное образование и против чрезмерного упрощения обучения, и они рассматривали науку как средство освобождения человечества от власти природы и средство борьбы за человеческое счастье. Особенно большое значение они придавали развитию у студентов интереса к научным предметам и самостоятельного мышления.Развитию теории специального образования и обучения в высшей школе способствовали такие российские ученые, как М. В. Ломоносов, Н. И. Лобачевский, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев, Н. Е. Жуковский.

Советская дидактика сохранила и обогатила классическое наследие прошлого и подняла его на новый, более высокий уровень. Общей методологической основой дидактики является марксистско-ленинское мировоззрение — диалектический материализм. Через свою систему идей Маркс и Ленин заложили теоретические основы подлинно научной педагогики и самой прогрессивной системы образования — социалистической.Центральное место в этой системе занимают принципы всеобщего образования, обучения через работу и через политехническое образование, связи школы с политикой и преподавания с жизнью, осознанного усвоения учащимися основ естествознания и воспитания в студенты — в процессе обучения и воспитания — коммунистические убеждения и приверженность коммунистическим идеалам, материалистическому мировоззрению, нравственным качествам человека в социалистическом обществе. Особое значение для дидактики имеет марксистско-ленинская теория познания, позволяющая уточнить основные направления познавательной деятельности учащихся и способы управления ею.

Основополагающее значение для развития советской дидактики имели труды Ленина и постановления ЦК Коммунистической партии, исследующие с марксистской точки зрения цели, содержание и методы обучения в социалистической школе. Используя марксистско-ленинскую методологию, Н.К. Крупская внесла большой вклад в разработку различных дидактических проблем, таких как отношение обучения к общественно полезному труду, организация школьных предметов с позиций развития научного мировоззрения учащихся и студентов. диалектическое мышление и поощрение активного обучения и самостоятельности учащихся.Ценные дидактические идеи можно найти в трудах П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. Среди тех, кто в последующие годы внес вклад в развитие дидактики, были Э. Я. Голант, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, Д. О. Лордкипанидзе, Н. А. Меньчинская, Е. И. Моносзон, И. Т. Огородников, М. Н. Скаткин. В 60-е годы началась активная работа над дидактическими проблемами советского вуза, средней специальной школы, профессионально-технического училища (особенно по интенсификации учебного процесса с помощью аудиовизуальных технологий и кибернетических устройств).

Среди педагогов других социалистических стран, занимающихся проблемами дидактики, — В. Оконь в Польше, Х. Кляйн и К. Томашевский в ГДР, С. Надь в Венгрии, О. Хлуп и О. Павлик в Чехословакии. , Исследования ведутся также в ряде капиталистических стран, например А. Пинсентом в Англии, Р. Галом во Франции, Ж. Брунером в США, Ж. Пиаже в Швейцарии. Взгляды ряда буржуазных педагогических теоретиков характеризуются эклектическими теоретическими принципами, утилитарными концепциями обучения, недооценкой роли учителя, отрицанием необходимости систематического обучения и сознательным отходом от научного содержания в образовании.

Объектом изучения дидактики являются цель, содержание, законы и принципы обучения. В той мере, в какой дидактика определяет, какие элементы культуры, накопленные человечеством, должны быть содержанием образования и отличительной чертой образованного человека, дидактика является теорией образования. Для того, чтобы учащиеся усвоили содержание образования, необходимо придерживаться законов обучения и развития и укрепления умственных способностей. Понимание этих законов позволяет разработать эффективные средства обучения.Постольку, поскольку она изучает эти законы, дидактика — это теория обучения. Решение этих общетеоретических проблем закладывает основу для разработки конкретных учебных программ, организационных форм и средств обучения, т. Е. Для решения педагогических задач, касающихся стандартных методов обучения и их практического применения. Единство этих двух аспектов дидактики — теоретического и нормативно-прикладного — обеспечивает непрерывное развитие педагогической науки и при практическом применении ее максимальную эффективность и научную реализацию.Дидактика изучает законы, проявляющиеся в тенденциях. Некоторые из этих законов присущи процессу обучения как таковому, независимо от характера деятельности учителя или содержания преподаваемого. К числу этих законов относится, например, формирующий характер обучения, каждый из элементов которого влияет на учащегося либо положительно, либо отрицательно. Остальные законы связаны с конкретной деятельностью учителя и учеников. В дидактике используются различные методы исследования: наблюдение за процессом обучения, обсуждение со студентами, анализ их работы, дискуссии с учителями, использование анкет, экспериментов, математических методов.С помощью этих методов раскрываются эмпирические законы обучения. Чтобы обнаружить внутренний механизм, с помощью которого действуют эти законы, и построить теорию, недавно были предприняты попытки использовать методы построения информационных моделей и функционального, структурного и генетического анализа сложных систем. Дидактика связана с социологией и использует ее данные, концепции и методы при разработке целей обучения. Дидактика связана с психологией — общей, социальной и возрастной — и с физиологией высшей нервной деятельности.Основываясь на законах психологических и физиологических процессов, объективно установленных этими науками, а также на теории информации и кибернетике, дидактика разрабатывает эффективные средства управления деятельностью студентов. Дидактика тесно связана с методами обучения: она разрабатывает общие принципы обучения, общие для всех конкретных методов, и обобщает результаты исследований общих законов обучения — законов, которые определяются конкретным содержанием различных предметов.

Советская дидактика принципиально отличается от буржуазных теорий обучения. Во всех существовавших до сих пор классовых обществах содержание накопленной человеческой культуры было — и продолжает — выборочно передаваться молодому поколению; то есть разные количества и разные аспекты этой культуры были переданы молодым людям из разных социальных групп. Социалистическое общество объективно является первым обществом, которое способно и стремится передать подрастающему поколению максимально возможное содержание культуры — все ее аспекты.Соответственно, учебная программа включает в себя основы научных знаний о природе, обществе, технологиях и психологии человека; различные средства человеческой деятельности, воплощенные в различных навыках; творческая деятельность и свободный запрос; и нормы хорошего воспитания — отношения людей к обществу, природе и друг другу. Основы наук дают истинное отражение объективного мира. Все социальные и природные явления рассматриваются во взаимосвязи и в процессе их изменения и развития не в созерцательном плане, а с точки зрения трансформирующей практической деятельности.Таким образом у студентов развивается подлинно научное мировоззрение. Каждый предмет способствует выполнению этой общей задачи. Междисциплинарные связи обеспечивают целостность мировоззрения. Приобретение общего для всего человечества богатства культуры, развитие коммунистического мировоззрения и разносторонней личности, воспитание интеллектуальных потребностей и стремления к самообразованию, а также подготовка к работе и независимой жизни — таковы цели обучения.

Эти цели достижимы при соблюдении основных дидактических принципов, разработанных советской дидактикой на основе марксистско-ленинской методологии применительно к изучению закономерностей процесса обучения.Хотя теоретики педагогики расходятся во взглядах на дидактические системы, существуют определенные общепризнанные принципы. (1) Обучение должно быть научным: содержание образования должно представлять собой систему знаний и истин, установленных наукой, и знакомить учащегося с методами и историей науки. (2) Инструктаж должен быть понятным: чтобы он мог быть усвоен учеником, и он должен вдохновлять ученика преодолевать преодолимые трудности и активировать его умственные и физические силы.(3) Обучение должно быть систематическим: как только система знаний усвоена, она должна применяться сознательно и творчески. (4) Связь с практической деятельностью и жизнью обеспечивает более глубокое усвоение научных знаний и развивает навыки применения этих знаний. (5) Студенты должны активно и сознательно участвовать в процессе обучения, при этом учитель играет руководящую роль: знания не могут быть навязаны извне в готовой форме, а должны быть результатом сознательной деятельности студента, осуществляемой под руководством учитель.(6) Наглядные пособия обеспечивают основу чувственного восприятия для усвоения абстрактных понятий. (7) Укрепление усвоенного материала обеспечивает длительное сохранение в памяти принципиально связанных понятий, усвоение которых будет постепенно углубляться путем их самостоятельного применения на практике. (8) Групповое обучение должно осуществляться в оптимальном сочетании с индивидуальным обучением.

Все дидактические принципы взаимосвязаны, и только их применение как нераздельное целое может обеспечить эффективность процесса обучения.В свете дидактических принципов структура учебного процесса представляет собой совокупность нескольких звеньев. Перед студентом ставится учебная задача; ему преподносятся новые знания или он занимается самостоятельной деятельностью, пытаясь получить эти знания; полученные знания закрепляются и навыки развиваются; знания, навыки и привычки применяются на практике; и усвоенные знания проверяются.

В советской дидактике методы обучения рассматриваются как средства достижения взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, ведущей к приобретению знаний и навыков, формированию мировоззрения и развитию способностей.

Основной организационной формой обучения в средней школе является классный урок, который включает как работу, выполняемую всеми учащимися в классе, так и работу, выполняемую индивидуально и в небольших группах. Также используются другие формы обучения, такие как лабораторные эксперименты, экскурсии, практические занятия и домашние задания. В высших учебных заведениях учебный процесс включает лекции, семинары, лабораторные работы и другие практические занятия; есть производственная практика, пишутся работы для курсов и дипломов.

Способ организации учебной деятельности влияет на образовательный опыт учащихся. В советских школах учебная деятельность строится на новых принципах взаимоотношений в социалистическом обществе — уважении к ребенку, единстве интересов личности и коллектива, сознательной дисциплине.

М. Н. С КАТКИН и И. И А . Л ЭРНЕР

.

Принцип видимости и принцип визуализации, Принцип наблюдаемости

Принцип визуализации и принцип визуализации

В истории химии, особенно квантовой, нет коллизий, связанных с желанием представить химические процессы в наглядном виде: все исследуемые реальности должны быть даны в доступной для органов чувств. Насколько известно автору, принцип наглядности четко не сформулировал ни один из философов.

Уроки квантовой физики и химии показывают, что возможность представления всех понятий квантовой механики в наглядном виде еще не доказана. Но, видимо, списывать принцип видимости в архив рано. Это особенно важно для специалистов в области химии. Но, пожалуй, нет никаких сомнений в том, что «наивное» понимание принципа ясности несовместимо с квантовой химией. Недопустимо представлять себе, например, электроны в виде корпускул, волн или их шлейфа.

Ученый всегда должен руководствоваться позицией, согласно которой жизнеспособность визуального образа определяется его концептуальным содержанием.

Строго говоря, исследователь должен стремиться не к визуализации, а к визуализации. Это этап научного исследования, отказ от которого существенно его обедняет и в конечном итоге искажает. Принцип ясности в той форме, в которой он описан в существующей литературе, не учитывает содержание концептуальной трансдукции.Совершенно иная ситуация складывается вокруг принципа визуализации. Он умеет направлять исследования по правильному пути, а именно способствовать целенаправленной разработке не просто визуально воспринимаемых концептуально насыщенных изображений. Можно сказать, что развитие современной науки привело от принципа наглядности к принципу визуализации.

Принцип наблюдаемости

Его сформулировал один из основоположников квантовой физики У.Гейзенберга в следующей форме: «В теорию разумно включать только величины, которые можно контролировать». Эйнштейн возразил Гейзенбергу в довольно резкой форме: «С принципиальной точки зрения стремление построить теорию только на наблюдаемых величинах совершенно абсурдно. Потому что на самом деле все как раз наоборот. Только теория решает, что именно может соблюдать «

С философской точки зрения весьма показателен спор двух гениев науки.Эйнштейн более конкретно, чем Гейзенберг, подчеркивал концептуальный статус теории. Но его противник, очевидно, был знаком с ним отнюдь не понаслышке. Почему возникла острая ситуация в разговоре двух выдающихся ученых? Почему замечание Эйнштейна очень удивило Гейзенберга? Потому что они по-разному оценивали принципы научной теории. Фоном их спора была квантовая механика. Эйнштейн установил принцип наблюдаемости, следуя основным принципам теории вместо .Гейзенберг считал, что теория начинается именно с принципа наблюдаемости. Реконструируя их возможное положение относительно квантовой теории, мы можем сказать, что для Эйнштейна это начинается с постулата волновой функции, а для Гейзенберга — с принципа наблюдаемости.

Ученые спорят

Позиция Эйнштейна кажется более взвешенной. Она не отрицает принцип наблюдаемости, но предлагает его «осторожную» формулировку. Например, такое: «Содержание концепций теорий непременно должно проявляться в результатах наблюдений.«

Конечно, речь идет о таких науках, в которых имеет место операция наблюдения. Химия как раз такая наука. В области квантовой химии вопрос о непротиворечивости принципа наблюдаемости становится особенно острым. Действительно, широко распространено мнение, что явление волновой функции выпадает из поля действия принципа наблюдаемости. Дело в том, что эта функция не представляет собой реальный волновой процесс, доступный для наблюдения.До появления квантовой механики физики и химики не сталкивались с процессами, которые в принципе были бы ненаблюдаемыми. Когда это произошло, возникла проблемная ситуация, преодоление которой затягивается.

По мнению автора, суть описываемой ситуации заключается в следующем. Так называемые чистые состояния в принципе не поддаются процессу наблюдения. Измерение разрушает чистые состояния, указывая на смешанные состояния. Означает ли это, что мы должны отказаться от признания реальности чистых состояний? Нет, это не значит.Теория позволяет перейти от результатов измерений, относящихся к смешанным состояниям, к чистым состояниям. Между этими двумя типами состояний существует определенная зависимость, именно она позволяет судить по измерениям не только смешанные, но и чистые состояния. Но в этом случае не следует ни на секунду забывать об особенностях этих состояний.

Рассмотрим в этой связи, например, природу расстояния между атомами в молекуле. У него два значения.В одном случае это расстояние является параметром наблюдаемого явления, в другом — ненаблюдаемым чистым состоянием. Всегда необходимо различать то, что наблюдается, и то, что в принципе нельзя наблюдать. Как правило, в книгах по физической химии речь идет о расстоянии между атомами (длине химической связи) как о параметре смешанного состояния. И отождествляется с соответствующим параметром чистого состояния. Можно наблюдать молекулы с присущими им геометрическими формами.Но это смешанное состояние. Молекулы и атомы в чистом виде никто не наблюдал и, судя по нынешнему состоянию квантовой химии, никогда не увидит.

Итак, принцип наблюдаемости актуален для интерпретации квантовой химии, но только если он интерпретируется в свете постулата волновой функции.

,

Принципы FLT

Цели, содержание, принципы обучения иностранному языку

Цели обучения иностранному языку

Есть три цели, которые должны быть достигнуты в обучении FL: практическая, образовательная, культурная.

A) Практическая цель: приобретение FL как средства связи. Практические цели охватывают привычки и навыки, которые ученики приобретают при использовании иностранного языка.

Привычка — это автоматическая реакция на определенные ситуации, обычно приобретаемая в результате повторения и обучения.

Навык — это сочетание полезных привычек, служащих определенной цели и требующих применения определенных знаний.

B) Образовательная цель: через изучение FL мы можем развить интеллект учеников. Обучение ФЛ помогает учителю развивать у учеников произвольную и непроизвольную память, его способности к воображению и силу воли.

C ) Культурные цели : изучение FL знакомит ученика с жизнью, обычаями и традициями людей, язык которых он изучает, с помощью наглядных материалов и материалов для чтения; со странами, в которых говорят на целевом языке.

Содержание и принципы методики преподавания иностранных языков

Содержание FLT

Первый компонент — это привычки и навыки, которые ученики должны приобрести, то есть (понимание речи на слух, говорение, чтение и письмо).

Второй компонент — лингвистический. Включает:

Языковой материал (предложения-шаблоны, шаблоны-диалоги, тексты)

Лингвистический материал, т.е. фонология, грамматика и словарный запас

Третий компонент — методологический, то есть методы, которые ученики должны освоить для наиболее эффективного изучения ФЗ. Содержание обучения изложено в программе и реализовано в учебных материалах и в собственной речи учителей.

Принципы FLT

MFLT основаны на фундаментальных принципах дидактики:

научный подход в преподавании школьных предметов, доступность, долговечность, осознанный подход и активность, визуализация и индивидуальный подход к языковым институтам.
Научный подход подразумевает тщательное определение того, что и как учить для достижения целей, поставленных программой. Это означает, что ученики должны участвовать в устном и письменном общении на протяжении всего курса изучения ФЗ.Учеников обучают ФЛ как средству общения.

Следующий принцип тесно связан с подбором материала и его расположением, чтобы обеспечить доступность для изучения языка со стороны учеников.

Принцип стойкости подразумевает способность ученика удерживать в памяти лингвистический и языковой материал. Прочность обеспечивается яркой подачей материала, постоянным пересмотром упражнений, использованием материала для коммуникативных нужд, систематическим контролем.

Принцип осознанного подхода к изучению языка подразумевает осознание учеником языкового феномена языкового материала. Ученики должны понимать как форму, так и содержание материала, а также знать, как им следует обращаться с материалом при выполнении различных примеров.

Принцип действия . При обучении ФЛ необходимо стимулировать активность учеников, вовлекая их в акт общения на изучаемом языке в устной (аудирование, говорение) или письменной (чтение, письмо) форме.Чтобы овладеть языком, нужно много практиковаться в использовании языка.

Принцип визуализации. Визуализация может быть определена как специально организованная демонстрация языкового материала и языкового поведения, характерного для изучаемого языка, с целью помочь ученику понять, усвоить и использовать это в связи с поставленной задачей. Визуализация подразумевает широкое использование аудиовизуальных средств и аудиовизуальных материалов на протяжении всего курса FLT.Принцип индивидуализации. Учитель должен оценить прогресс каждого человека в классе и найти способ управлять классной деятельностью, чтобы самые медленные ученики не впадали в депрессию, оставаясь позади, а самые быстрые и способные ученики не расстраивались, когда их сдерживали.

Дата: 18.09.2015; просмотр: 2482;

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *