Принципы психологии развития психологии: Принципы и методы психологии развития и возрастной психологии

Основные принципы психологии развития. Подробно раскрыть один из них.

Основными методологическими принципами специальной психологии являются: детерминизма, развития, системности.

Принцип детерминизма основан на положении о причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие). Согласно принципу детерминизма каждое изменение в развитии обусловлено специфическим соотношением биологических и социальных факторов и своеобразно по механизмам своего возникновения.

Принцип детерминизма гласит:

• во-первых, психические явления обусловлены объективной действительностью и отражают эту действительность;

• во-вторых, психические явления обусловлены деятельностью мозга;

• в-третьих, изучение психических явлений предполагает установление причин, вызвавших это явление.

Детерминизм означает, что внешняя причина не определяет непосредственные реакции человека, а действует через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн).

Нельзя рассматривать детерминизм как однолинейную систему (причина-следствие). Есть детерминанты, которые сами по себе не вызывают событий, но влияют на них (катализаторы). В реальной психической жизни следствие не сразу возникает после причины, а через некоторое время. В результате причиной явления могут быть события или факторы, которые не вызывают последствий сразу, но их накопление приводит к определенному сдвигу. Это так называемые кумулятивные причинно-следственные отношения. Именно по таким механизмам возникает большинство нарушений психического развития детей (Усанова О.Н., 2006, 95-103).


Принцип системностиуказывает на то, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.

Принцип системности показывает, что психика представляет собой сложную систему, отдельные функции (блоки) которой между собой связаны. Наличие системной организации психики позволяет объяснять, как происходят её саморегуляция и компенсация, присущие даже элементарным уровням психической организации. С учётом предмета психологии развития принцип системности рассматривает онтогенез психики как последовательный процесс становления её как сложной системы (Марцинковская, с. 26-27).

Принцип развитияутверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее правильным способом её изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Следовательно, психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии. Все психические явления непрерывно изменяются и развиваются в количественном и качественном отношении.

Правильная характеристика психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент с перспективой последующих изменений.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики – филогенетический и онтогенетический, т.е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни отдельного человека. Исследования показывают, что между этими двумя видами развития имеется определённое соответствие: логика развития психики одинакова при развёртывании человеческого рода и развития отдельного человека (Марцинковская, с. 27-28).




 

Генетико-средовая детерминация психического развития. Сензитивные и критические периоды.

Тема детерминизма (причинной взаимосвязи) психического развития впервые была поднята философией. Противоречивость мнений, какие причины – биологические (то есть внутренние, которые обусловлены генетически) или социально-культурные (внешние, связанные с культурными нормами) — имеют первостепенное значение, ведется уже много лет.

Исторически сложились следующие противоположные теории детерминизма прогресса – теория природы (унаследование) и теория среды (воспитание, обучение).

Природная теория, или нативизм, обязана своим происхождением Ж. Ж. Руссо, уверенному в существовании естественных законов совершенствования, согласно которым взрослые должны оказывать наименьшее влияние на детей.

В биологии известна концепция, объясняющая ментальную эволюцию как разворачивание некоей изначально запрограммированной биогенетической системы, ее проявление в реальном аспекте жизни.

Преформизм – концепция, рассматривающая организм как некую «биоматрицу», содержащую эмбрионы всех будущих генераций, исходя из этого ничего принципиально нового ожидать не стоит, никакой эволюции и «апгрейда». По мнению нативистов-преформистов, знания и навыки находятся в самой основе человеческого организма, следовательно их проявление имеет унаследованную природу, то есть генетика – основополагающая причина. Здесь под развитием понимаются и стадии созревания и роста, осуществление генетической поведенческой программы, что не обусловлено воспитанием и обучением и т. п. когнитивной сферой психического воспитания. Тип развития, при котором изначально известны те ступени, которые будут пройдены, и итог, к которому приведет достижение явления, именуется преформированным. К нему относят эмбриогенез. В психологической науке тоже имели место попытки представления психической эволюции ребенка как преформированное в своей основе (теория С. Холла).

Сензитивный период — это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека.Например, сензитивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после данного возраста. Это означает, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства речевым образом. Интересно, что во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.
Критическим периодом является диапазон развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период. Критические периоды в человеческом развитии чрезвычайно редки. Они встречаются в период пренатального развития или на самых ранних этапах развития младенца. Если функция или способность не имели возможности актуализации в критический период своего развития, они могут быть потеряны безвозвратно. Примером критического периода в развитии человека может служить развитие бинокулярного зрения у младенцев. Критический период для развития стереоскопического зрения определяется от 13 недель до 2-летнего возраста. Если у ребенка косоглазие (страбизм), поврежден один глаз или врожденная катаракта одного или обоих глаз и дефекты не исправлены в данный период, то стереоскопическое зрение у него будет неразвито, компенсация данного нарушения в более позднем возрасте уже невозможна.

 

Принципы психологии

Психология изучает закономерности психики человека, суть которых отображена в ее принципах. Принципы психологии – это первичные положения, выражающие суть и особенности образования духовной жизни людей, механизмы развития и типы проявлений их психики. Принципы сосредотачивают в себе основные законы, относящиеся к психической сфере.

В формулирование принципов большую лепту внесли физиологические науки. Кроме того на формирование психики повлияло ряд таких наук: социология, этика, политология, юриспруденция. Областью изучения этих наук являются автономные сферы деятельности. Однако, эти сферы функционируют совместно с законами психологии, биологии и социальной среды обитания людей. Подобное взаимодействие можно проследить на следующем примере: то, чем человек питается, зависит от социального положения и условий жизни, но сам процесс переработки пищи обусловлен только законами физиологии. Именно состав и качество поступающей пищи в организм человека влияет на изменение законов физиологии – нарушить нервную систему человека и сформировать своеобразные проявления в психики.

Опираясь на философские и гуманитарные науки, специалисты выделяют следующие методологические принципы в психологии, которые изучают суть психики и подходы к ее формированию:

1. Принцип детерминизма. Формирование этого принципа основывается на психических явлениях каузальных отношений. Это значит, что все перемены в душе человека имеют свою причину.

Кроме того, на образование психологии по этому принципу влияют биологические особенности, которые появились совместно с теорией эволюции. По этой теории на формирование психики влияет желание к адаптации, а именно психика любого живого существа направлена на стремление приспособиться к той окружающей среде, в которой он живет.

2. Принцип системности. Этот принцип определяет взаимосвязь между многими сферами психики. Исследование таких связей выявило, что психика состоит из таких элементов, как чувства, понимания, ощущения. Таким образом, исследователи пришли к общему выводу, что процессы психики (восприятие, память) и поведенческие акты представлены как взаимосвязанные блоки. Эти блоки функционируют согласно законам механизации или адаптации, благодаря чему организм и окружающая среда соединяется в одно целое. Однако, если происходит сбой в какой-нибудь из систем, этот принцип не объясняет устранение этого недостатка. Именно эта особенность принципа лишний раз доказывает, что психика – это сложный процесс.

3. Принцип развития в психологии. Согласно этому принципу психика имеет свойство постоянно развиваться и меняться. Как уже говорилось ранее, психика человека формировалась в процессе эволюции, то есть сначала появились только ощущения, а уже после начали возникать различные формы психики – соотношение уровней поведения и сознания.

Принципы жизни

Достичь своей цели в жизни можно только при помощи каких-то слаженных действий. Рассмотрим семь принципов, которые смогут повлиять на ход событий в вашей жизни:

  • Никогда не вернуть назад: время, слово и возможность.
  • Никогда не теряйте: честь, надежду и спокойствие.
  • Никогда не предавайте: доверие, любовь и убеждения.
  • Помните, что состояние, сласть и удача – это неустойчивые вещи в жизни.
  • Человека ценят за его достижения, труд и честность.
  • Губительные вещи для человека: злость и гордыня.

Если придерживаться или прислушиваться к этим принципам, можно достичь высокого уровня в своей духовной жизни.

Принципы психологии was last modified: 9 января, 2016 by Елена Погодаева

Принцип развития в психологии

В психологии существует несколько методологических принципов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них являются принципы детерминизма, системности и развития.

Принцип развития — ведущий для той области психологической науки, которая описывает генезис психики. Однако прежде чем обратиться к анализу роли и способов влияния принципа развития, необходимо кратко остановиться на описании двух других методологических принципов и их места в психологии.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т. е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии существовало несколько подходов к объяснению возникающих связей.

Еще в Античности ученые впервые заговорили о детерминизме, о существовании всеобщего закона, Логоса, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяснены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механической природе поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основателя ассоциативной психологии Д. Гартли, который считал, что ассоциации и в малом (психика) и в большом (поведение) кругах формируются и развиваются по законам механики Ньютона. Отголоски механического детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в., например в теории энергетизма, которую признавали многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицательное ослабляет.

Но еще большее влияние на развитие психологии оказал биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. В этой теории развитие психики определяется стремлением к адаптации, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. Тот же закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который можно назвать психологическим, исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в Античности, когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку силой, в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет его стремление к самовыражению и самореализации — в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура считается одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие психики, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей и качеств, а также как члена общества. Психологический детерминизм, кроме того, предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей — в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение психологами этих связей и их свойств имеет длительную историю.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную мозаику, которая состоит из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи назвали элементаризмом.

Функциональный подход, в котором психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части сложной машины) или по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т. е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут компенсироваться нормальной работой других (например, плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений).

Именно это и объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «холизма», так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

Перейдем, наконец, к принципу развития, который утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наиболее распространенных психологических методов относится именно генетический.

Выше уже говорилось о том, что идея развития пришла в психологию с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяется вместе со средой и служит для адаптации организма к ней. Английский психолог Г. Спенсер впервые выделил стадии развития психики. Он изучал генезис психики, исходя из того, что психика человека есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни — ощущение, развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие собой взаимосвязанные уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.

К ним относятся:

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное значение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для психологии развития в первой половине XX в.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики — филогенетический и онтогенетический, т. е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и*в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное соответствие между собой.

Как предположил американский психолог Г. С. Холл, это сходство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т. е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может ускоряться или замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать сходство, обнаруживаемое при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т. д. у маленьких детей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П. П. Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о логическом соответствии, которое объяснятся тем, что логика становления психики, ее саморазвертывания, одинакова при развитии человеческого рода и развитии отдельного человека.

Принципы развития




К оглавлению

Из книги: Психология развития: Учебник для студ. высш.
психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской.
– М., 2001 (стр.25-28)

 В психологии существует несколько методологических принципов, оказывающих
большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения
духовной жизни людей. Важнейшими из них являются принципы
детерминизма, системности и развития. Принцип развития — ведущий
для той области психологической науки, которая описывает генезис
психики. Однако прежде чем обратиться к анализу роли и способов
влияния принципа развития, необходимо кратко остановиться
на описании двух других методологических принципов и их места
в психологии.

Принцип детерминизма подразумевает, что
все психические явления связаны по закону причинно-следственных
отношений, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то
причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет,
почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии
существовало несколько подходов к объяснению возникающих связей.

Еще в античности ученые впервые заговорили о детерминизме,
о существовании всеобщего закона, Логоса, который определяет,
что должно произойти с человеком, с природой в целом. Демокрит,
который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал,
что люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела
и неумение управлять.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детерминизма,
доказывая, что все процессы в психике могут быть объяснены
исходя из законов механики. Так появилась идея и о механической
природе поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса.
Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его
влияние можно увидеть и в теоретических положениях основателя
ассоциативной психологии Д. Гартли, который считал, что ассоциации
и в малом (психика) и в большом (поведение) кругах формируются
и развиваются по законам механики Ньютона. Отголоски механического
детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в., например
в теории энергетизма, которую признавали многие известные
психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например
в идее о том, что положительное подкрепление усиливает реакцию,
а отрицательное ослабляет.

Но еще большее влияние на развитие психологии оказал биологический
детерминизм, который возник с появлением теории эволюции.
В этой теории развитие психики определяется стремлением к
адаптации, т. е. все, что происходит в психике, направлено
на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось
к тем условиям, в которых оно живет. Тот же закон распространялся
на психику человека, и почти все психологические направления
принимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который можно назвать психологическим,
исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется
определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в античности,
когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку
силой, в данном случае цель присуща самому содержанию души,
психики конкретного живого существа и определяет его стремление
к самовыражению и самореализации — в общении, познании, творческой
деятельности. Психологический детерминизм также исходит из
того, что среда является не просто условием, зоной обитания
человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания,
переживания, во многом изменяющие процесс становления личности.
Таким образом, культура считается одним из самых значимых
факторов, влияющих на развитие психики, помогающих осознанию
себя как носителя уникальных духовных ценностей и качеств,
а также как члена общества. Психологический детерминизм, кроме
того, предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут
быть направлены не только на приспособление к среде, но и
на противостояние ей — в том случае, если среда мешает раскрытию
потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет
основные виды связи между разными сторонами психики, сферами
психического. Он предполагает, что отдельные психические явления
внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая
благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании
детерминизма, изучение психологами этих связей и их свойств
имеет длительную историю.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между
психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную
мозаику, которая состоит из нескольких элементов — ощущений,
представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего
по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой.
Такой вид связи назвали элементаризмом.

Функциональный подход, в котором психику представляли как
набор отдельных функций, направленных на реализацию различных
психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился,
так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией
эволюции. Биологические исследования показали, что существует
связь морфологии и функции, в том числе и психической функции.
Таким образом было доказано, что психические процессы (память,
восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены
как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации
эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части
сложной машины) или по законам биологической адаптации, связывая
в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяснял,
каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация,
т. е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут
компенсироваться нормальной работой других (например, плохой
слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений).

Именно это и объясняет принцип системности, который представляет
психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой
связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает
ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция,
и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях
развития психики. Системность в понимании психики не противоречит
осознанию ее целостности, идее «хоризма», так как каждая психическая
система (прежде всего, естественно, психика человека) является
уникальной и цельной.

Перейдем, наконец, к принципу развития,
который утвержает, что тсихика постоянно изменяется, развивается,
поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является
исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.
Недаром к одному из наиболее распространенных психологических
методов относится именно генетический.

Выше уже говорилось о том, что идея развития пришла в психо-югию
с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяется вместе
со средой и служит для адаптации организма к ней. Английский
психолог Г. Спенсер впервые выделил стадии развития психики.
Он изучал генезис психики, исходя из того, что психика человека
есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу,
а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности
живых существ. Исходная форма психической жизни — ощущение,
развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений
появились многообразные формы психики, представляющие собой
взаимосвязанные уровни становления сознания и поведения. Все
они являются своеобразными инструментами выживания организма,
частными формами адаптации к среде.

К ним относятся:

сознание – поведение,

ощущение – рефлекс,

чувства – инстинкт,

память – навык,

разум – волевое поведение.

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное
значение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи
низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное
приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики,
главным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для
психологии развития в первой половине XX в.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития
психики — филогенетический и онтогенетический, т. е. развитие
психики в процессе становления человеческого рода и в процессе
жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития
имеют определенное соответствие между собой.

Как предположил американский психолог Г. С. Холл, это сходство
связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в
нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому
никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности
стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую
связь между фило- и онтогенезом, получила название теории
рекапитуляции, т. е. краткого повторения в онтогенезе основных
стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует
и развитие может ускоряться или замедляться в зависимости
от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать.
Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит
от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В
то же время невозможно игнорировать сходство, обнаруживаемое
при сравнительном анализе процессов познавательного развития,
становления самооценки, самосознания и т.д. у маленьких детей
и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э.Клапаред, П.П.Блонский и др.),
изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о логическом
соответствии, которое объяснятся тем, что логика становления
психики, ее саморазвертывания, одинакова при развитии человеческого
рода и развитии отдельного человека.


К оглавлению

Основные методологические принципы психологии развития — Студопедия

В современной психологии термин «методология» используется в 3-х значениях.

1. Общая методология – общая философская позиция, мировоззренческая интерпретация оснований исследования и его результатов, базовые принципы научно-познавательной деятельности.

2. Частная методология – совокупность методологических принципов, применяемых в конкретной области знаний. Частная методология есть реализация неких философских принципов в определенном научном направлении, в конкретной научной дисциплине. Например, Л.С. Выготский применил принцип историзма в изучении развития психики ребенка.

3. Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования, или методик. Выбор конкретных методик (методов, если слово используется в узком смысле) для исследования всегда зависит от общих методологических установок (Усанова О.Н., 2006, 46-47).

В объяснении явлений и фактов психология использует диалектический подход. Причины и условия происхождения и функционирования психики сложно переплетаются, различие между причиной и условием часто относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответствующем отношении есть следствие. С диалектических позиций источник формирования психики человека – социальная среда, а не таинственные внутренние факторы, т.е. морфофизиологические особенности мозга и общение составляют условия развития психики ребенка.

Исследования в области психологии развития в отечественной психологии основываются на методологии общей психологии, теориях ведущих отечественных психологов: теории деятельности А.Н. Леонтьева, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теории мозговой локализации высших психических функций (ВПФ) А.Р. Лурии, идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, а также на современных теоретических представлениях о социализации и социальных влияниях.



Опора на общие методологические источники позволяет распознать, описать, проанализировать факторы психического развития, установить его общие и частные закономерности, построить диагностический аппарат, наметить стратегию психологического воздействия на ребенка.

Указанные психологические теории имеют общую методологическую платформу и дополняют друг друга в понимании сущности психического развития ребенка. Их основные положения.



1. Социумтрактуется как источник и стимул развития. Развитие индивида происходит в процессе деятельности, которая обуславливается требованиями социума к индивиду. При этом признается в качестве главного условия развития созревание мозговых структур. Движущей силой развития считается обучение.

2. Совершенствовыполнения любой деятельности определяется пристрастием к ней и продолжительностью занятия этой деятельностью. Это относится как к игровой, учебной, трудовой деятельности, так и к ВПФ. При этом важно помнить, что ВПФсначала существуют во внешнем мире как разделенные между людьми, а затем становятся сокращенными по структуре и интериоризированными по форме, постепенно переходя внутрь. Такое изменение психической деятельности ребенка является важным индикатором успешности его развития.

3. Значительное место уделяется речи как сугубо человеческому новообразованию, качественно перестраивающему всю психическую деятельность человека(Усанова О.Н., 2006, 48-50).

4. Индивидуальные тенденции развития вызываются биологическими и социальными факторами, а также их сочетанием. При этом вклад биологического и социального факторов может оказаться различным на разных ступенях онтогенеза.

Основными методологическими принципами специальной психологии являются: детерминизма, развития, системности.

Принцип детерминизма основан на положении о причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие). Согласно принципу детерминизма каждое изменение в развитии обусловлено специфическим соотношением биологических и социальных факторов и своеобразно по механизмам своего возникновения.

Принцип детерминизма гласит:

• во-первых, психические явления обусловлены объективной действительностью и отражают эту действительность;

• во-вторых, психические явления обусловлены деятельностью мозга;

• в-третьих, изучение психических явлений предполагает установление причин, вызвавших это явление.

Детерминизм означает, что внешняя причина не определяет непосредственные реакции человека, а действует через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн).

Нельзя рассматривать детерминизм как однолинейную систему (причина-следствие). Есть детерминанты, которые сами по себе не вызывают событий, но влияют на них (катализаторы). В реальной психической жизни следствие не сразу возникает после причины, а через некоторое время. В результате причиной явления могут быть события или факторы, которые не вызывают последствий сразу, но их накопление приводит к определенному сдвигу. Это так называемые кумулятивные причинно-следственные отношения. Именно по таким механизмам возникает большинство нарушений психического развития детей (Усанова О.Н., 2006, 95-103).

Принцип системностиуказывает на то, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.

Принцип системности показывает, что психика представляет собой сложную систему, отдельные функции (блоки) которой между собой связаны. Наличие системной организации психики позволяет объяснять, как происходят её саморегуляция и компенсация, присущие даже элементарным уровням психической организации. С учётом предмета психологии развития принцип системности рассматривает онтогенез психики как последовательный процесс становления её как сложной системы (Марцинковская, с. 26-27).

Принцип развитияутверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее правильным способом её изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Следовательно, психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии. Все психические явления непрерывно изменяются и развиваются в количественном и качественном отношении.

Правильная характеристика психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент с перспективой последующих изменений.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики – филогенетический и онтогенетический, т.е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни отдельного человека. Исследования показывают, что между этими двумя видами развития имеется определённое соответствие: логика развития психики одинакова при развёртывании человеческого рода и развития отдельного человека (Марцинковская, с. 27-28).

Психология развития — что изучает, принципы развития в психологии

Психология развития появилась в 1882 году. Считают, что это связано с выходом книги известного немецкого биолога и психолога В. Т. Прейера «Душа ребенка», в которой он описывал ежедневные наблюдения за развитием органов чувств, воли, языка и моторики собственного сына.психология развития

Психология развития осуществляет исследования психологических изменений человеческой личности на протяжении всех этапов существования. При этом учитываются антропологические, биологические, социологические и психологические причины, способствующие формированию или усовершенствованию психических процессов.

Никто не способен предсказать, каким образом будет развиваться психика конкретного человека, так как она построена на системе взаимоотношений с внешним миром и различных ценностных ориентирах.

При этом немалое влияние оказывает и отношение человека и его родителей к унаследованным особенностям. Ближайшее окружение может сильно повлиять на развитие, однако некоторый след может оставить и школа.

Психология развития и ее основные задачи

задачи психологии развитияОбъектом этого научного направления является человек, рассматриваемый во всех фазах своего психосоциального взросления. Исследователи выявляют все изменения в психической деятельности людей, связанных с возрастом, определяют наличие закономерностей и объясняют процессы, благодаря которым человек способен обучаться, приобретать опыт и знания.

Психология развития изучает разноуровневые и разнонаправленные процессы развития психики, их филогенез и онтогенез, а также особенности и закономерности возрастной динамики.

Причем современная наука уделяет больше внимания динамике процессов психической деятельности взрослых, а также проблемам старения человека, решает задачи, стоящие перед данным научным направлением:

  • целенаправленно раскрывать закономерности психического развития индивида;
  • выявлять причины, способствующие переходу с одного уровня на другой;
  • анализировать особенности возрастных периодов;
  • разработать психологическую картину, соответствующую каждому из периодов;
  • исследовать основные факторы развития личности.

Для психологии развития характерны также и другие функции:

  • прогнозирующая — предполагает возможность изменений в поведенческой деятельности и выражениях эмоций у человека;
  • описательная — дает развернутую характеристику особенностям развития человека в какой-либо отдельный период жизни, рассматривает внешние проявления чувств и внутренние ;
  • корректирующая — способствует созданию подходящих условий для управления развитием индивида;
  • объяснительная — разъясняет изменения, происходящие в психике человека и причины, которые их вызывают.развитие личности

К основным задачам психологии развития также относят клиническую диагностику. Раскрытые наукой закономерности становятся достоянием практических специалистов, которые используют их в своей работе наряду с достижениями в других направлениях — медицине, биологии, социологии.

Принцип развития в психологии человека

принцип развития в психологииБолее всего принцип развития актуален в исследовании психических процессов у взрослого человека. Особенно при выполнении генетического анализа. Требуется выявить все микроэтапы, которые проходят во время психических процессов, чтобы активизировать их функциональность. Принцип развития в мыслительной деятельности человека учитывает динамику на операциональном, смысловом и целевом уровнях, обусловливающую роль возможных предвосхищений.

Также, согласно принципу развития, человеческая психика имеет два пути: филогенетический и онтогенетический. В первом случае учитывается становление психики по мере распространения человеческого вида. А во втором имеется ввиду психика отдельного человека.

Психология развития изучает особенности человеческой психики

психология развития человекаПсихология развития делает основной упор на изучении объективных закономерностей в возрастных изменениях, связанных с психологическими процессами. Исследователи стараются принимать во внимания возможные проявления психики, описать, спрогнозировать и попытаться скорректировать их.

В качестве области исследования выступает психическое развитие человека, представленное за всю его жизнь. При этом в учет берется даже его поведение и все переживания. Немалый пласт информации в итоге остается лишь на описательном уровне.

Психологией развития может быть дан ответ на вопрос о развитии личности, чтобы понять, какие факторы способны определять поведение человека с его внутренними переживаниями.

Также должны быть установлены причинно-следственные связи. Они могут быть как одинарными, так и множественными.

Видео-лекция по психологии развития

Принцип развития в психологии — Студопедия

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ (в психологии) — необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза.

У Дж. Локка складывается ясно выраженная генетическая точка зрения, и с этого времени с нею начинают считаться в психологии. Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии. Это относится как к филогенетическим процессам, характеризующим психику животных, так и к онтогенезу животных и человека, а также к процессам социогенеза, протекающим в общественно-исторических условиях. Применительно к личности, важнейшим фактором ее развития является историогенез, т.е. освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное.

При этом следует теоретически различать социализацию как процесс и результат освоения опыта (как культуры, так и антикультуры) и включение человека в системообразование, понимаемое как целенаправленная и планомерно осуществляемая социализации в интересах человека и/или общества, к которому он принадлежит.

Социализация имеет стихийный характер в отличие от образования, предполагающего специальную педагогическую организацию. Не являются сколько-нибудь обоснованными попытки противопоставить обучение и воспитание как компоненты образовательного процесса. Нет такой формы обучения, которая бы имплицитно не включала в себя воспитательную функцию. В то же время, воспитывая человека, невозможно изъять из этого процесса элементы обучения. Так, формирование навыка становится базой для возникновения привычки, которая не может возникнуть сама по себе, вне того или иного момента обучения.



В теоретическом плане представляет значительный интерес в качестве предмета обсуждения вопрос о соотношении обучения и развития (Ж. Пиаже, Д. Брунер и др.). Наиболее продуктивный подход к решению этой дискуссионной проблемы был предложен Л.С. Выготским, показавшим детерминированность развития процессами обучения, в более широком понимании – образования.

Это снимает вопросы о выяснении роли наследственного (биологического) фактора в его сопоставлении с культурно-историческими, социально обусловлеными детерминантами, среди которых важнейшее значение имеют процессы обучения. Биологическое и социальное, наследственное и благоприобретенное, и их определяющее значение на протяжении многих лет, так или иначе, становится исходным пунктом для построения различных теоретических конструкций, реализующих Р. п. (психоаналитические течения, бихевиоризм, необихевиоризм, концепция рекапитуляции С. Холла, теория конвергенции факторов В. Штерна и др.). В российской психологии Р. п. приобрел весьма своеобразный характер. Психология в послеоктябрьский период, “выбрав” особый путь своего становления, оказалась в стороне от мировой психологической науки. Этот “выбор” объяснялся конкретно-историческими причинами, и в частности тем, что может быть обозначено как политическая история психологии, показывающая зависимость развития науки от политической конъюнктуры, складывающейся в тоталитарных государствах (А.В. Петровский). Поскольку наука могла сохранить себя, только двигаясь в русле идей марксизма, ей приходилось в данной идеологической парадигме отыскивать то, что, с одной стороны, могло ей придать импульс для получения реального результата исследования, а с другой — не противостояло официальным установкам властей. Эту возможность открывало, в частности, обращение к Р. п., философские основы которого содержались в трудах Гегеля и оказались ретранслированными в дальнейшем Марксом и Энгельсом.



Именно по этой причине в 1920-е гг. интенсивно проводились исследования в области сравнительной психологии, обращенной к филогенезу в животном мире (В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс, Г.З. Рогинский, В.Н. Боровский и др.), а также в детской (возрастной) психологии, интегрированной в комплекс педагогических наук (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, М.Я. Басов и др.).

Т.о., Р. п., обусловливающий трактовку процессов фило- и онтогенеза, следовательно, дающий возможность продолжить работу в ряде отраслей психологической науки, оказался довольно искусственно в русле диалектико-материалистической методологии. Обращение к Р. п. позволило психологам в Советской России не допустить полной изоляции науки от процессов, развертывающихся в мировой психологии.

В работах как российских, так и зарубежных ученых, Р. п. трактовался как взаимосвязь изменений психологических явлений и порождающих их причин. При этом принималась во внимание зависимость происходящих преобразований психических явлений от их включенности в целостную систему.

Новообразования в ходе психического развития характеризовались необратимостью изменений, их направленностью, закономерностью преобразований, их трансформацией от этапа к этапу развития, “надстраиванием” новых преобразований над предшествующими, имеющими не только количественные, но и прежде всего качественные параметры. Как выяснилось, наиболее продуктивен такой подход к построению теорий, обращенных к психическому развитию, в котором находятся в органичном сочетании идеи преемственности и качественного своеобразия ступеней (этапов, периодов, эпох) развития.

Если до начала 1970-х гг. в психологии доминировала проблема развития психики, то в последующие десятилетия был осуществлен переход к решению вопроса о развитии личности человека, к построению соответствующей периодизации его этапов.

В настоящее время Р. п. рассматривается в единстве с двумя другими принципами построения психологической теории – детерминизма и системности.

А.В. Петровский

В качестве примера приводилось явление «перерастания» ребенком своего дошкольного детства. Указывалось, таким образом, что переход из стадии дошкольного возраста в школьную определяется внутренними закономерностями развития. Следовательно, предполагалось, что возможности, которые предоставляла игра как ведущая деятельность для развития ребенка, будто бы исчерпываются и спонтанно происходит переход к следующему виду деятельности – учению. Ребенок занимает новое место в системе общественных отношений – уже в школе, – тем самым входя в новую возрастную стадию. «…Проходит некоторое время, знания ребенка расширяются, увеличиваются его умения, растут его силы, и в результате деятельность в детском саду теряет для него прежний смысл и он все больше «выпадает» из жизни детского сада». Все это порождает, отмечает А.Н.Леонтьев, так называемый кризис семи лет. «Если ребенок останется еще на целый год вне школы, а в семье на него по-прежнему будут смотреть как на малыша, то этот кризис может обостриться чрезвычайно».

Психология развития — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Психология развития , также называемая человеческим развитием, является эмоциональным исследованием того, как человек меняет психологически (ум и поведение) по мере взросления. Психологи развития сначала изучали младенцев и детей, а затем они также изучали подростков (или подростков) и взрослых. Психология развития изучает человеческие изменения во многих областях, включая двигательные навыки (и другие процессы, как физические, так и психологические), способности решать проблемы, понимание концепций, изучение языка, моральное понимание и идентичность.

9003 9003 9003
Эмитент
B.Ф. Скиннер • Жан Пиаже • Зигмунд Фрейд • Оттон Ранг • Альберт Бандура • Леон Фестингер • Карл Роджерс • Стэнли Шахтер • Нил Э. Миллер • Эдвард Торндайк • Авраам Маслоу • Гордон Оллпорт • Эрик Эриксон • Ханс Айзенк • Уильям Джеймс • Дэвид МакКлелланд • Альберт Эллис • Рэймонд Кэттелл • Джон Б. Уотсон • Курт Левин • Дональд О. Хебб • Джордж А. Миллер • Кларк Л. Халл • Джером Каган • Карл Юнг • Иван Павлов
  • v
  • т
  • e

Психология

История • Психолог
Исследования Аффективные • Биологические • Клинические • Когнитивные • Когнитивные нейронауки • Сравнительные • Развивающие • Эмоциональные • Эволюционные • Экспериментальные • Математические • Нейропсихологические • Личные • Физиологические • Позитивные • Психолингвистические • Психопатологические • Психофизические • Психофизиологические • Качественные исследования • Социальные 900 900

28
применяется Оценка • Клиническое • Консультирование • Образовательное • Судебно-медицинская • Здравоохранение • Промышленное / организационное • Юридическое • Гигиена труда • Психометрия • Семейное консультирование • Школа • Спорт • Системы
Ориентация Аналитические • Бихевиоризм • Когнитивно-поведенческая терапия • Когнитивизм • Описательный • Экзистенциальная терапия • Семейная терапия • Феминистская терапия • Гештальт-терапия • Гуманистическая • Нарративная терапия • Психоанализ • Психодинамическая психотерапия • Рациональная эмоционально-поведенческая терапия • Трансперсональная
Списки Темы консультирования • Важные публикации по психологии • Неврологические расстройства • Психиатрические препараты в зависимости от состояния лечения • Методы психологического исследования • Психологические школы • Психологи • Дисциплины психологии • Психологические организации • Темы психологии • Психотерапия • Хронология психологии

Psi Эта короткая статья о науке может быть сделана дольше.Вы можете помочь Википедии, добавив к ней .

,

Глава 9: Психология развития — AP Psychology Краткое содержание главы
  1. Методы исследования
    1. Межотраслевое исследование
      1. Использует участников разных возрастов для сравнения того, как определенные переменные могут меняться в течение жизни
      2. Дает быстрые результаты
      3. Может быть затронуто по историческим событиям или культурным тенденциям
    2. Продольные исследования
      1. Изучает одну группу участников с течением времени
      2. Отнимает много времени
      3. Точно измеряет влияние развития на конкретную группу
  2. Пренатальное влияние на развитие
    1. Генетика
      1. Определите, с какими способностями мы родились
        1. , например: процесс развития двигательных навыков
    2. Тератогены
      1. Может причинить вред, если попадает в организм матери
        1. , которую они могут передать через плацентарный барьер
      2. Алкоголь
        1. FAS (алкогольный синдром плода)
          1. умственная отсталость
          2. деформированный череп
          3. , вызванный алкоголизмом во время беременности
        2. алкогольный эффект плода
          1. , вызванный умеренным употреблением алкоголя
          2. неспособность к обучению
          3. проблемы с поведением
          4. не все симптомы FAS
      3. Психоактивные препараты
        1. новорожденных могут разделить наркотическую зависимость своей матери
          1. симптомы абстиненции могут привести к смерти
      4. Загрязняющие химические вещества в окружающей среде
  3. Моторное / сенсорное развитие
    1. Рефлексы
      1. Рефлексы
        1. врожденные, автоматические ответы на специфические раздражители
      2. Рефлексы люди рождаются с
        1. корневым рефлексом
          1. при прикосновении к щеке, когда ребенок поворачивается голова и стремится положить объект в рот
        2. с рефлекс поднятия
          1. , когда объект помещен в рот ребенка, он будет сосать его
        3. захватывая рефлекс
          1. ребенок будет пытаться захватить объект, который находится на его руке или ноге
        4. moro reflex
            При испуге

          1. ребенок вырвется и затем уберет конечности.
          2. делает себя как можно меньше
        5. Рефлекс Бабинского
          1. при поглаживании стопы ребенка он разводит пальцы ног
        6. мы теряем эти рефлексы позже в жизни
    2. Чувства новорожденного
      1. Слух
        1. дети могут слышать до рождения
        2. минуты после рождения, ребенок будет пытаться повернуть голову к голосу матери
      2. Вкус и запах
        1. те же основные предпочтения, что и у нас
        2. люблю сахар
      3. Видение
        1. не доминирующее чувство
          1. слух это
        2. 9 0003 хорошо видит перед собой 8-12 дюймов

          1. все остальное — размытие
          2. нормальное зрение к 12 месяцам
        3. предпочитают лица как объекты
    3. Motor Development
      1. Перенести на
        1. пять с половиной месяцев
      2. Стенд
        1. восемь-девять месяцев
      3. Прогулка в одиночку
        1. пятнадцать месяцев
      4. Воздействие окружающей среды незначительное
  4. Воспитание детей
    1. Теория привязанности
      1. Присоединение
        1. взаимные отношения между опекуном и ребенком
      2. Гарри Харлоу
        1. подняли маленьких обезьян с двумя искусственными проволочными каркасными фигурами «обезьян»
          1. одна фигура была снабжена бутылочкой, которую младенец мог накормить с
          2. по

          3. , другая завернутая в мягкий материал
        2. при испуге, младенцы предпочитали Часто мама
          1. продемонстрировала важность физического комфорта в формировании привязанности.
        3. обезьяны, воспитанные настоящими матерями, были менее напуганы в новых ситуациях
      3. Мэри Эйнсворт
        1. наблюдала реакции младенцев, когда их помещали в странные ситуации
          1. родители оставили на короткое время и вернулись
        2. три категории реакции
          1. безопасные, избегающие, тревожные / амбивалентные вложения
        3. безопасное вложение
          1. 66% детей в эксперименте
          2. исследовано новая обстановка, в то время как родители присутствовали
          3. переживали, когда родители отсутствовали
          4. приходили к родителям, когда они возвращались
        4. привязанность избегающего
          1. 21% участников
          2. сопротивляются удержанию родителей
          3. исследуют новую среду
          4. дон пойду к родителям за утешением, когда они вернутся
          1. 9 0003
          2. 12% участников могут испытывать крайнее напряжение, когда родители уходят, но сопротивляться их комфорту, когда они возвращаются
    2. Стили воспитания
      1. Авторский
        1. устанавливает строгие стандарты для поведение их детей
          1. не обсуждается обоснование, стоящее за ними
        2. наказание используется больше, чем подкрепление
      2. разрешительное
        1. не устанавливает четких руководящих принципов для своих детей
        2. правила постоянно меняются
        3. правила обычно не соблюдаются
        4. легко сойти с рук почти что угодно
      3. Авторитетные
        1. устанавливают согласованные стандарты для своих детей
          1. разумно и объясняют
        2. поощряют независимость своих детей
        3. хвалят так часто, как они наказывают
      4. детей произведено
          9000 3 авторитетных родителя

          1. более социально способны
          2. лучше успевают в учебе
        1. всепоглощающих родителей
          1. проблемы с эмоциональным контролем
          2. более зависимы
        2. авторские родители
          1. меньше доверяют
          2. больше отстранены от сверстников
  5. Теории стадии
    1. Непрерывность противПрерывистость
      1. Непрерывность
        1. развиваются с постоянной скоростью от рождения до смерти
      2. Прерывистость
        1. развитие происходит в припадках, и скорость варьируется
        2. стадии теории
          1. прерывистые теории развития
    2. Зигмунд Фрейд
      1. Мы проходим через четыре психосексуальные стадии
        1. сексуально (Фрейду)
          1. , как мы получаем чувственное удовольствие от мира
        2. , если нам не удается решить существенную проблему в наша жизнь на одной из этих стадий, мы зациклились на стадии
          1. по-прежнему озабочены поведением, связанным с этой стадией
      2. Устная стадия
        1. младенцы ищут удовольствия через свои рты
          1. помещают много объектов в рот
        2. фиксация
          1. переедание, курение, детская зависимость от вещей и людей
      3. Анальная стадия
        1. развивается во время приучения к туалету
        2. фиксация
          1. удержание — чрезмерный контроль
          2. исключение из-под контроля
      4. фаллическая стадия
        1. дети осознают свой пол
        2. Эдипов комплекс и Электра комплекс
        3. фиксация
          1. проблемы в отношениях
      5. Стадия латентности
        1. период покоя
        2. низкая психосексуальная энергия
        3. большинство психологов не рассматривают это как отдельную стадию
        4. возраст 6 — половая зрелость
      6. половая стадия
        1. фокус сексуального удовольствия — гениталии
        2. остаются на всю жизнь
        3. фиксация
          1. нормальная
    3. Эрик Эриксон
      1. Неофрейдист
        1. теоретик, который верил в основы теории Фрейда, но адаптировал ее под свои собственные наблюдения
      2. Теория психосексуальных стадий
        1. восемь стадий
        2. он думал, что наша личность находилась под сильным влиянием опыта других
      3. Доверие противНедоверие
        1. дети должны понять, что они могут доверять своим опекунам для удовлетворения своих потребностей и что их запросы эффективны
        2. чувство доверия или недоверия несут на всю жизнь
      4. Автономия против стыда и сомнений
        1. малыши начинают приложить свою волю к своим телам (автономия)
          1. Приучение к горшку — это раннее усилие на этом
        2. научиться контролировать приступы гнева
        3. , если мы научимся разумно контролировать себя и свое окружение:
          1. мы развиваемся здоровая воля
          2. мы можем контролировать свое тело и эмоциональные реакции, следуя социальным задачам
      5. Инициатива противвина
        1. , если доверие и автономия достигнуты:
          1. естественное любопытство о нашем окружении
          2. задают много вопросов
        2. , если наше любопытство поощряется, мы будем чувствовать себя комфортно, выражая его всегда
          1. , если нет, мы чувствуем вину и будем не выражайте это
      6. Промышленность и неполноценность
        1. в первом классе, нас просят выполнить работу, которая оценивается
        2. , если мы выполняем так же хорошо, как наши коллеги, мы чувствуем себя компетентными
          1. , если нет , комплекс неполноценности!
          2. → беспокойство о нашей работе в этой области
      7. Идентичность противролевая путаница
        1. в подростковом возрасте, наша основная социальная задача состоит в том, чтобы выяснить, какая социальная идентичность нам наиболее удобна с
          1. , возможно, попробовать разные роли
        2. кризис идентичности
          1. , если подросток не понимает чувства себя, у них может быть один позже в жизни
      8. Интимность против изоляции
        1. a. молодые люди выясняют, как сбалансировать время и усилия между работой, отношениями и личностью
          1. выбранные нами модели становятся относительно постоянными
      9. Генерация и стагнация
        1. мы критически смотрим на наш жизненный путь
        2. мы стараемся, чтобы наша жизнь шла так, как мы хотим
          1. , если нет, мы пытаемся изменить это, контролируя других или изменяя свою личность
      10. Целостность противотчаяние
        1. к концу жизни
        2. мы оглядываемся назад на наши достижения и решаем, удовлетворены ли мы
          1. , если так, мы можем выйти за пределы общества и предложить мудрость
          2. , если нет, мы можем впасть в отчаяние из-за потерянного возможности
  6. Когнитивное развитие
    1. Жан Пиаже
      1. Работал на Альберта Бине, создателя первого теста на интеллект
        1. , заметил, что дети того же возраста дали похожие ответы
          1. гипотеза: они думают сходным образом, который отличается от способов взрослых
          2. привели к теории когнитивного развития
      2. Теория когнитивного развития
        1. дети смотрят на мир через схемы
          1. когнитивные правила мы использовать для интерпретации мира
        2. ассимиляция
          1. мы включаем наш опыт в существующие схемы
        3. 90 003 когда информация нарушает наши схемы, мы приспосабливаемся и изменяем наши схемы

      3. Четыре этапа мышления
        1. сенсомоторная стадия
          1. рождение — 2 года
          2. мы исследуем мир своими чувствами
          3. поведение управляется рефлексами пока мы не разработаем наши первые когнитивные схемы
          4. главная задача — развить постоянство объекта (объекты продолжают существовать, даже если они находятся за пределами нашего сенсорного диапазона)
        2. предоперационная стадия
          1. 2 года — 7 лет
          2. постоянство объекта готовит нас к использовать символы для представления объектов реального мира
          3. → начало языка
          4. мы произносим наши первые слова
          5. мы ограничены в способах, которыми мы можем думать о взаимоотношениях и характеристиках объектов
          6. эгоцентричны в мышлении — можем видеть только мир с их точки зрения
        3. конкретные операции
          1. 8 лет — 12 лет
          2. мы учимся более логично думать о сложных отношениях между различными характеристиками объектов
          3. концепции сохранения
          4. → осознание того, что свойства объектов остаются неизменными даже при изменении их форм
          5. → напр.объем, площадь, число
        4. формальные операции
          1. 12 лет — взрослая жизнь
          2. мы обретаем метапознание (способность думать о том, как мы думаем)
          3. абстрактные рассуждения
          4. → проверка гипотез. кто-то на этой стадии может рассуждать из гипотезы
          5. , что мы можем манипулировать объектами в нашем уме, не видя их физически
          6. , мы можем противопоставить идеи в нашем уме без реального мира. коррелирует
    2. Критика Пиаже: Модель обработки информации
      1. Он недооценил детей
        1. многие проходят этапы быстрее и вступают в них раньше, чем он думал
        2. его тесты слишком сильно зависели от использования языка
          1. результаты смещены в пользу старших детей
      2. Модель обработки информации
        1. — более непрерывная альтернатива сценической теории Пиаже
        2. — наши способности запоминать, интерпретировать и воспринимать постепенно развиваются с возрастом, а не на стадиях
          1. , например: объем внимания
          2. → может объяснить некоторые Кажущиеся когнитивные различия Пиаже приписывают различным когнитивным стадиям
  7. Моральное развитие
    1. Лоуренс Колберг
      1. Описано, как наша способность рассуждать об этических ситуациях меняется в нашей жизни
      2. Задать вопрос детям о конкретных моральных ситуациях
      3. Дилемма Хайнца
        1. Хайнц должен сделать мораль выбор о том, украсть ли наркотик, который он не может себе позволить, чтобы спасти жизнь своей жены
      4. Ответы на дилемму Хайнца
        1. preconventional
          1. младших детей
          2. сосредоточены на принятии решения с наибольшей вероятностью избежать наказания
          3. моральных рассуждения ограничены тем, как выбор влияет на себя
        2. обычный
          1. взглянуть на моральный выбор глазами других
          2. сделать выбор на основе того, как другие будут их воспринимать
          3. пытаются следовать общепринятым нормам добра и зла
        3. постконвенциональный
          1. моральное обоснование
          2. исследует права и ценности, вовлеченные в выбор
          3. самоопределенные этические принципы, вовлеченные
          4. , мораль общественных норм изучается, не принимается вслепую
    2. Критика Колберга
      1. Кэрол Джиллиган
        1. Колберг разработан модель на основе ответов мальчиков
          1. гендерные различия в развитии морали и этики?
        2. согласно ее исследованию:
          1. мальчика имеют более абсолютное представление о морали
          2. девочки уделяют больше внимания ситуативным факторам
        3. Недавние исследования не подтверждают ее теорию гендерных различий в морали развитие
  8. Гендер и развитие
    1. Биопсихологическая (нейропсихологическая) теория
      1. Концентрируется на элементе природы в комбинации природы / воспитания, которая производит нашу гендерную роль
        1. поведения, которые культура связывает с полом
      2. Ищите более тонкие гендерные различия
      3. Женщины имеют большие мозолистые тела
        1. могут влиять на то, как полушария мозга взаимодействуют
    2. Психодинамическая теория (Фрейд)
      1. Эдип и комплекс Электра
      2. Правильное развитие пола:
        1. ребенок понимает, что он не может победить своего однополого паре нтс за внимание другого родителя
        2. ребенок идентифицирует себя с одним и тем же полом родителя вместо
    3. Социально-когнитивная теория
      1. Сосредоточьтесь на влиянии общества и наших собственных мыслях о гендере на развитие ролей
      2. Социальные психологи
        1. смотрят на то, как мы реагируем на мальчиков и девочек по-разному
      3. когнитивные психологи
        1. фокусируются на внутренних интерпретациях, которые мы делаем о гендерных сообщениях, которые мы получаем из окружающей среды
      4. теория гендерных схем
        1. , которые мы усваиваем сообщения о гендере в когнитивные правила о том, как должен вести себя каждый пол

Вы только что закончили Глава 9: Психология развития .Хорошая работа!

Предыдущая главаСледующая глава

Совет. Для навигации используйте клавиши ← →!

Как процитировать эту заметку (MLA)

Aboukhadijeh, Feross. «Глава 9: Психология развития» StudyNotes.org. Study Notes, LLC., 12 октября 2013 г. Веб. 02 августа 2020 г. .

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *