Принцип доступности в дидактике означает: Урок 2. Основные принципы дидактики

Содержание

Урок 2. Основные принципы дидактики

Урок 2. Основные принципы дидактикиВ прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке. Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.

 

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип целенаправленности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип наглядности
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип прочности
  • Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

  • Наличие системы теоретических знаний у учащихся
  • Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
  • Аргументированность действий и практических выводов наукой

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опты учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

  • Должен учитываться образовательный уровень учащихся
  • Должны учитываться познавательные возможности учащихся
  • Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
  • Должны учитываться возрастные особенности учащихся
  • Должны учитываться потребности и интересы учащихся

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

  • Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
  • Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
  • Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

  • Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
  • Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

  • Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
  • Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
  • Объём наглядности должен определяться целенаправленно
  • Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
  • Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
  • Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
  • К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
  • Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

  • Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
  • В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

  • Учебный процесс должен быть двусторонним
  • Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
  • В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
  • Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
  • Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

  • Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
  • Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
  • Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
  • В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

  • Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
  • В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
  • В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
  • В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
  • В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) – в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

  • Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы – учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

  • Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
  • Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
  • Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
  • Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
  • Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Урок 2. Основные принципы дидактикиЕвгений БуяновУрок 2. Основные принципы дидактикиКирилл Ногалес

Принцип доступности обучения

Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции.

Определение 1

Принципы обучения (дидактические принципы) — основные положения дидактики, которые определяют формы и методы организации учебного процесса, в соответствии с его целями.

Принципы обучения основаны на теоретическом обобщении и анализе педагогической практики. Они являются ведущими положениями, так как возникли из практической деятельности, имеющей под собой реальный опыт

Сущность принципа доступности обучения

Замечание 1

Принцип доступности обучении – это предоставление возможности обучаться каждому ребенку, с учетом его возрастных и психологических возможностей.

Принцип доступности предусматривает организацию процесса обучения с учетом возможностей ребенка, при этом необходимо избегать таких отрицательных факторов как перегрузки ребенка (эмоциональные и интеллектуальные), которые отрицательно могут сказаться на здоровье ребенка и создать негативное отношение к процессу обучения. Большое значение при реализации принципа доступности обучения, в первую очередь является, учет уровня развития познавательной сферы ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Ориентир на доступность обучения для каждого ребенка и избежание перегрузок, не означает, что процесс обучения должен быть слишком легким. Необходимо оптимальное сочетание учебной нагрузки и отдыха ребенка. Нужно соблюдать меры психической напряженности в процессе обучения, чтобы сохранять должный уровень трудоспособности и производительности ребенка, поддержания его энергетического и интеллектуального тонуса.

Факторы принципа доступности:

  • соблюдение принципов дидактики;
  • рациональный отбор содержание и цели процесса обучения;
  • использование в процессе обучения актуальных и современных систем;
  • применение рациональных методов обучения, исходя из целей обучения, а также возрастных и психологических особенностей детей;
  • профессионализм педагога.

Замечание 2

Таким образом, принцип доступности обучения предусматривает организацию учебного процесса таким образом, чтобы каждому ребенку обучение было доступно и интересно, развивало у него желание и стремление к получению новых знаний, преодолению трудностей и достижение успехов в учебе.

Реализация принципа доступности обучения

Реализация принципа доступности обучения осуществляется на основании следующих правил:

  1. Учебный материал преподается детям с учетом их возрастных и психических особенностей, а также с учетом пройденного ранее учебного материала (поэтапно).
  2. Изучение нового учебного материала преподносится детям в доступной форме, с учетом их жизненного опыта. Так же форма и методы представление материала опираются на интересы и особенности развития ребенка.
  3. Процесс обучения предусматривает дифференцированный подход к каждому ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей развития.
  4. Учебный процесс организуют в оптимальном темпе, так чтобы при изучении учебного материала было интересно всем детям, и тем, кто быстро усваивает информацию, и тем, кто медленно. То есть он не должен быть слишком быстрым для «слабых» учеников и слишком медленным, вызывающим скуку для «сильных» и «средних» учеников.
  5. Обучение должно быть интересно на протяжении всего процесса. Необходимо создать определенный уровень напряженности, который бы вызывал у детей заинтересованность в работе, а также задал нужный темп урока.
  6. Принцип доступности обучения, основан на применение иных принципов обучения (наглядности, аналогии, сопоставления и т.д.), то есть необходимо комплексное использование всех принципов обучения и их дидактических возможностей.
  7. Каждый новый учебный материала должен логически выходить из ранее пройденного. То есть весь предыдущий материал является фундаментов для последующего. Для реализации данного правила от педагога требуется тщательная подготовка учебного материала, его планирование на текущий учебный год.
  8. Большое значение для доступности обучения является то, как педагог излагает учебный материал. Речь педагог должна быть хорошо поставлена, он должен уметь преподнести материал интересно, логично, последовательно, с привлечением практических примеров.
  9. Доступность обучения предусматривает постепенное предоставление учебного материала от «простого» к «сложному». Необходимо для качественного изучения материала, начинать процесс обучения с общих основ, постепенно переходя к главному и основному. При необходимости проведение, помимо основных занятий, дополнительные. То есть обучение происходит последовательно.
  10. Принцип доступности ориентирован на развитие у ребенка трудоспособности. Тренировка и развитие трудоспособности готовит ребенка в дальнейшей к мыслительной деятельности, которая ему будет необходима в обучении.

Замечание 3

Таким образом, принцип доступности основан на законах познания. Процесс познания всегда происходит от простого к сложному, то есть вначале выстраивается фундамент на основании общих (простых) познаний для последующего освоения более сложных.

Принцип доступности нарушается в случае, если:

  • Учебный материал недоступен для понятия детям (сложен для восприятия в силу возраста или психических особенностей ребенка, перегружен большим количеством не понятных формул и знаков и т.д.).
  • Учебный материал недоступен детям для понимания в связи с большим объемом предоставляемой информации за один урок. Дети не успевают ни понять, ни «переварить» полученную информацию.
  • Учебный материал недоступен детям в связи с физическим и умственным перенапряжением (в случае, когда достаточно большое количество уроков в один день, помимо уроков дополнительные занятия в виде кружков или факультативов, конец четверти и т.д.).

Итак, в соответствии с принципом доступности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Принцип доступности | Psylist.net

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.

Не надо забывать и о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным для учащихся.

Когда речь заходит о трудовом воспитании, то обычно имеются ввиду лишь «уроки труда», хотя важнейшим путем такого воспитания является учебный труд учащихся. Учение – это ежедневный многочасовой труд. Необходимо, чтобы процесс обучения был трудным, но посильным и интересным, чтобы учащиеся чувствовали уверенность в своих силах, которая ведет к творческой активности.

Доступность обучения прежде всего определяется возрастными особенностями учащихся, но необходимо учитывать и другие факторы. Если учащихся вооружить более рациональными приемами работы по усвоению знаний, то это расширит их познавательные возможности, а значит, сделает доступным более сложный учебный материал.

Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания, использованием более эффективной системы его изучения, более рациональных методов работы, мастерством самого обучающего и т.п.

В начале XX в. обучение начиналось с 9–10 лет, потом с 8 лет, а с 1944 г. стали обучать с 7 лет, в настоящее время официально обучение начинается с 6 лет. И это не означает что «опускалось» само содержание обучения, изменился характер обучения. И сегодня некоторые знания, формируемые в недалеком прошлом у школьников 12–13-летнего возраста, легко усваиваются 8–9-летними детьми.

Если первоначальная ступень школьного обучения ориентировалась прежде всего на формирование навыков чтения, письма, счета, то сегодня младшим школьникам даются и теоретические сведения о некоторых явлениях, что способствует развитию у них мышления.

Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями.

Как правило, принцип доступности нарушается по трем основным причинам:

  1. Учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (большое количество абстрактных рассуждений, непонятных формул, математических расчетов и т.п.) и они не могут понять сущности изучаемого материала;
  2. Материал недоступен по объему, в этом случае учащиеся не всегда успевают «переварить» соответствующее количество материала и усваивают его довольно поверхностно.
  3. Материал недоступен для учащихся ввиду физического перенапряжения. В данном случае имеется ввиду не просто усталость школьников, а именно перенапряжение в процессе выполнения непривычно большой физической нагрузки (в домашних условиях, в спортивных секциях и т.п.).
Правила принципа доступности в обучении
  1. Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.
  2. В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание. Традиционный репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) процесс обучения ориентирует именно на запоминание, на повторение информации, данной учителем. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их.
  3. Необходимо соблюдать и такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» и т.п. Однако необходимо помнить об относительности этих правил. Так, например, простейшими структурными элементами изучаемых объектов (организмов и веществ) являются атомы и клетки, но в процессе обучения мы вначале изучаем целостные организмы и вещества и лишь потом переходим к изучению их глубинной структуры.

Понятие «близкое» так же трактуется не в буквальном смысле. Например, учащимся ближе современные социальные отношения, однако изучаются вначале те, которые существовали в древней истории, поскольку они ближе учащимся, нежели сложнейшие современные отношения. Когда мы говорим о «близком», имеем ввиду то, что учащемуся легче представить.

Процесс обучения не может быть легким. «Легкое» в данном случае означает, что учащийся способен преодолеть поставленные перед ним затруднения самостоятельно.

От известного к неизвестному. Учащийся может приобретать новые знания только на основании и с помощью уже имеющихся в его сознании сведений и выработанного ранее желания узнать что-то новое, интересное или полезное для него.

Эти правила нельзя рассматривать упрощенно и использовать в основном только в одном направлении, индукция должна соседствовать с дедукцией, что обогатит методический багаж педагога.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Педагогика:

Методическая разработка на тему: «Дидактические принципы, их характеристика и применение в учебном процессе».

Методическая разработка по теме: «Дидактические принципы, их характеристика и применение в учебном процессе».

Содержание

Введение

1. Понятие и роль дидактических принципов в учебном процессе

2. Особенности применения дидактических принципов в педагогической практике

Заключение

Список литературы

Введение

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит  глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал К. Д. Ушинский и его последователи. В первые годы становления отечественной школы дидактические принципы (как педагогическая категория) не рассматривались, хотя в «Декларации о единой трудовой школе», опубликованной 16 октября 1918 г., были заложены основы для выделения некоторых из них. В этом документе, в частности, указывалось на творческий характер учебного процесса, развитие активности и самостоятельности учащихся, на индивидуализацию обучения. Однако не было достаточно четкого определения понятия дидактические принципы и отграничения его от других структурных элементов педагогической науки. Позднее в работах некоторых ведущих педагогов Ш. И. Ганелин, А. П. Пинкевич и других были даны первые описания некоторых дидактических принципов. Так, в работе А. П. Пинкевич (1929) они формулировались так: теснейшая связь обучения с общественно полезной работой; соблюдение возрастного принципа; творческий характер учебного процесса, развитие самостоятельности и активности учащихся. Разрабатывались уже не отдельные принципы обучения, а их система (М. Н. Скаткиным, 1950 и др.) При дальнейшей разработке данной проблемы дидактические принципы рассматривались как отражение определенных закономерностей процесса обучения и взаимосвязи с другими его компонентами. Такой подход был впервые сформулирован в работах М. А. Данилова, В. П. Есипова, а наиболее полное выражение получил в 70-е годы. Существенный вклад в дальнейшую разработку дидактических принципов внесли работы Ю. К. Бабанского, Л. В. Занкова, Т. А. Ильиной, И. Т, Огородникова, Г. И. Щукиной. Надо заметить, что до сих пор современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить?

  1. Понятие и роль дидактических принципов в учебном процессе

Принцип (от латинского слова — principium — основа) — это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем обобщения и абстрагирования.

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения.

Задачи дидактики:

— описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;

-разработка более современных процессов обучения;

-организация учебного процесса;

-новые обучающие системы;

— новые технологии обучения.

На современном этапе под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к активному участию в жизни общества. Суть этих принципов состоит в том, что в педагогической практике они выполняют, роль ориентиров, направляющих деятельность педагогов на достижение целей воспитания и обучения учащихся.

Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы. Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при условии соблюдения системы дидактических принципов. В настоящее время отечественная дидактика различает такие принципы обучения как научность, связь теории и практики, систематичность в усвоении знаний, сознательность и активность учащихся в обучении, наглядность, доступность, учет индивидуальных различий учащихся, преемственность, постепенное нарастание трудностей.

Принцип научности

Один из важнейших принципов, на базе которого традиционно формировались теория и практика образования, строился учебно-воспитательный процесс, включая обоснование содержания образования, в соответствии с современным уровнем развития науки (обществознания, психологии, физиологии, педагогики и др.) В нынешнее время педагог должен  уметь оценивать новые идеи, концепции, модернизации учебно-воспитательного процесса, инновационные и традиционные образовательные технологии и применять их в своей педагогической деятельности.

Принцип сознательности и активности

Активность — одно из наиболее ярких и желаемых качеств личности, она может быть хаотичной, подражательной и сознательной. Наиболее ценная активность сознательная, направляемая на достижение результатов. Существенным моментом в работе преподавателя является умение активизировать творческий потенциал ученика, направить и развить его в нужном направлении. Для поддержания активности в обучении, важно ставить перед учащимся цель, опираясь на его качества, как упорство, настойчивость, активность. Осознание цели, дает положительный результат в обучении.

Принцип единства теории и практики

Между теоретическими знаниями и практикой существует сложная диалектическая взаимосвязь, в которой каждое из начал имеет свое собственное значение, свою специфическую функцию. Практика проверяет теорию, придаёт ей свойство истинности. Одновременно знания, теория служат практике, выступают эффективным средством её совершенствования. И основная цель педагога научить ребёнка применять на практике приобретенные знания и навыки. Процесс «соединения» теории и практики включает как бы 2 уровня: уровень сознания и уровень их практического использования.  На первом уровне происходит  анализ путей взаимосвязи теоретических знаний с практикой, в процессе, которого намечаются пути практического преломления стоящих задач. На втором уровне происходит практическое усвоение теории, её преломление в сферу деятельности.  

Принцип наглядности

Наглядность в обучения облегчает запоминание изучаемого материала.  «Лучше один раз увидеть, чем сто — услышать», — гласит народная мудрость. В этих словах заложен глубокий смысл, подтверждающий практическую ценность наглядности как принципа обучения. Принцип наглядности предусматривает широкое использование зрительной (репродукции, фотографии), слуховой (аудиозапись) и зрительно-слуховой (видеозапись) наглядности.

Принцип доступности

Принцип доступности изучаемого материала основывается на глубоком знании уровня развития обучающихся и их потенциальных возможностей – умственных, психических, физических и других. Это позволяет установить объём знаний, навыков, которые могут быть усвоены. На базе усвоенного происходит дальнейшее  продвижение в познании нового материала. Иногда для  более динамичного развития обучающихся можно несколько «забежать» вперед. Детей это стимулирует, активизирует поиски ими новых путей овладения знаниями и навыками. Хотя надо сказать, что не каждому ученику, можно применить этот процесс, все зависит от его психических особенностей и потенциальных возможностей.

Основными особенностями реализации принципа доступности являются:

— Знание терминов и понятий, которыми оперирует педагог;

— Доступность речи и стиля изложения материала педагогом;

— Постепенность изложения материала, знаний;

— Обеспечение изучения материала от простого к сложному.

Принцип систематичности

Понятие систематичности включает в себя постоянную регулярность проводимых уроков и определённую систему в организации изучаемого материала. Систематичность в подаче материала, логика в его последовательности тесно связаны, с одной стороны, с теми положениями, что были выдвинуты ранее при характеристике принципа доступности, с другой стороны, имеют самостоятельное значение с точки зрения построения процесса обучения, его внутренней структуры. Речь идет о придании обучению стройности и целостности. Обучение навыкам учащегося, преподаватель включает следующие моменты — объяснение, показ, повторение, закрепление; параллельно им  идет усвоение и внедрение в практику необходимых теоретических знаний. Все это требует приведения в систему, в единый логически выстроенный педагогический процесс обучения. 

Принцип прочности усвоения знаний

Эффективность обучения может быть оценена одним показателем — насколько прочно  усвоены теоретические или практические знания. В свою очередь прочность усвоения может служить основанием для дальнейшего развертывания учебного процесса, внедрение новых методов в его организацию и проведение. Преподаватель должен быть уверен, что учащийся твердо знает пройденный материал. Прочность усвоения — это фундамент художественно-исполнительской, педагогической деятельности учащегося. Принцип прочности может быть реализован при опоре на интеллектуальную и эмоциональную деятельность детей, организации обратной связи с помощью разных видов контроля, обеспечении многократных встреч учащихся с усваиваемым материалом в разнообразных упражнениях.

Принцип индивидуального подхода

Основной  смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения, использования дифференцированных заданий с учетом данных возможностей. Индивидуальные качества, способности играют огромную роль в организации учебно — исполнительского процесса. Это предполагает знание педагогом психических, физических, художественно — творческих свойств ученика. Индивидуальный подход к ученику это основа успешной работы преподавателя.

Нужно отметить, что важность обеспечения и реализации дидактических принципов касается не только учебных занятий, но и репетиционной и концертной деятельности учащегося.

  1. Особенности применения дидактических принципов в педагогической практике

Педагогический процесс в детской школе искусств основывается на учебной работе, которая органично включает в себя реализацию всего комплекса социально-воспитательных и художественно-исполнительских задач, направленных на духовное развитие личности. Процесс обучения навыкам, знаниям и исполнительскому мастерству основывается на знании и соблюдении преподавателями принципов дидактики. Дидактические принципы являются основными в процессе обучения учащихся на уроках классического танца. Основой  хореографии  является  классический  танец,  следовательно,  тщательности   освоения  основ  классического  танца  в  школе  следует   уделять  с  первых  уроков.  Чтобы  класс  был  выучен  и   хорошо  смотрелся,  надо   приложить  максимум  усилий  и  педагогического  умения:  слабых   учеников  «дотягивать»  до  средних,  а  средних  —  до  хороших.  В   своей  работе   педагог   должен, прежде   всего, быть терпеливым,  упорным,  а  в  некоторых   случаях  даже  «настырным».

У  преподавателя хореографии  не  может  быть   любимых  или  менее   любимых    движений.  Учебная  программа  для  него  —  закон.  Урок  следует   строить  разнообразно,  но  строго  по  программе,  музыкальное   сопровождение  должно  быть  четким,  ритмичным  и  вместе  с  тем  —  достаточно  эмоциональным и понятным. Ученикам  нельзя    ежедневно  предлагать  одни  и  те  же  комбинации  под  одну  и  ту  же  музыку.  Это  сковывает   творческую  фантазию,  не   развивает  его  инициативу.

На  уроке  следует  —   охватывать  своим    вниманием   обязательно  всех   занимающихся,  «заброшенных»   в  классе  не  должно  быть.

Когда   занимаешься  с  учеником,    необходимо  забыть  о  его  тех  или  иных  профессиональных недостатках.  Считая  его  данные    совершенным    материалом,   следует   настойчиво  добиться  от    него  того    максимума    технической   точности  и  формы,   которых  требует   задание  урока  или   репетируемый  номер.  Быть    беспощадным  к  ошибкам,  небрежности,  лени  своих    воспитанников,  работать  над    техникой  каждый  урок:    все,  что    тщательно  и  правильно  выучено,  останется  на   всю  жизнь. При этом  хочу  дать  совет — одновременно  с  работой  по   совершенствованию  формы   исполнения,  как   отдельных    движений,  так  и    танцевальной    фразы  в  целом, старайтесь   развивать    музыкальность,    артистичность  своих    подопечных, добивайтесь от ученика эмоционального исполнения.

Очень  важно  умение  создать  атмосферу  урока  — напряжено-рабочую  и   дружескую.  Тишина,   сосредоточенность,  внимание   способствуют  более  точному  и   быстрому   восприятию  материала,  его  «заучиванию».  Ничего  не  следует   откладывать  на  завтра,  если  чего-то  можно   добиться  сегодня.  Начинать требовать  надо  сразу,  с  первого  дня  занятий.

Показывая  и  объясняя  движение, комбинацию, каждый  раз  обращайтесь  к  учащимся  с   вопросом  «Всем  понятно?», и в  случае  необходимости  объясните  им еще  раз. Надо помнить, что ваш показ должен быть безукоризненный, что бы ученик видел, как правильно надо исполнить данное движение.

Во  время   выполнения  задания  педагог  следит  за  работой  всего   класса.  Как   только  учащиеся   закончат   упражнения,  он   сначала  делает   общее   замечание,  а  затем  индивидуально  —   отдельным  ученикам.  Если  ученик  допустил  много  ошибок,   необходимо  еще  раз   повторить   движение.  Во  время   повторения,  заметив,  что  ученик  ошибся,   следует  подойти  к  нему  и  негромко  сделать   замечание,  не  отвлекая  внимание всего  класса.  С  неуспевающими  учениками  задание  можно   повторить   снова  или  дать  им  время    исправить  ошибки  к  следующему  уроку.  Такая   система   замечания  не   задерживает  ход  урока,   обеспечивает   лучшее  качество   исполнения  и   закрепления  материала,   развивает  внимание  и   сосредоточенность  учеников,  главное,   приучить  их   самостоятельно  думать  и  работать  на  уроке. Необходимо  методически  правильно   построить  урок,   определить  его  общую   направленность,   распределение   мышечной  нагрузки  при   выполнении  движений.   Основательного   усвоения  знаний  можно  добиться  от  учеников  в  том  случае,  если  педагог  сам   детально  продумает,  в  какой  последовательности,  и  как  лучше  проходить  программный  материал,   отрабатывать  движения.

К  уроку  нужно готовиться  тщательно,    продумывая,  определяя  для  себя,  что  сегодня    нужно   сделать  в  классе,  на   чем  заострить  внимание  своих  подопечных.  Тогда    занятие   пройдет  с  пользой,  не   подвергаясь   воздействию   случайностей.  Но    работать   полноценно  можно  лишь  в  том  случае,  если  сам    ежедневно  находишься  в    хорошей    профессиональной  форме,  и  урок  или  репетицию  проводишь  с  полной  отдачей  всех  сил  и  знаний.

И,  конечно  же,  не  нужно  забывать  о  воспитательный   работе  среди  учащихся. Школа   должна  всеми  силами   развивать   кругозор  своих   питомцев. Интерес  к  таким  познаниям,  как   правило,  рождается  под   влиянием   педагога.  Учитель,   специалист  по  классическому  танцу,  ежедневно   встречается  со  своими  подопечными,  и   именно  он  —   в  ответе  за  общую  культуру  своего  класса.  Это   естественно,  так  как  для   учеников  самым  «главным»    всегда  будет  педагог,  дающий   профессиональную  подготовку.  Как  правило,  чем  выше   профессиональное  мастерство   педагога,  тем  выше  его   авторитет,  что,  в  свою  очередь,   открывается  возможности   глубокого  воздействия  на  разум  и  душу  своих   воспитанников.  И   я  убеждена,  что  педагог  классического  танца  обязан  сам   постоянно  развивать  свой  кругозор,   обогащать   запас  знаний,  чтобы  быть    наставником  для   своих  учеников  и  в   вопросах  общей   культуры,  и  в   проблемах  идейно-гражданственного  воспитания.

                                            Заключение
           Принципы дидактики определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения и отражают выявленные закономерности процесса обучения. В дидактических процессах применяются методы, средства обучения и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые прошли соответствующую научную проверку и обоснованы с позиций психологии, физиологии, социологии и педагогики. Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы. Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при условии соблюдения системы дидактических принципов. Анализ педагогической литературы показывает, что дидактические принципы не являются навсегда данными и неизменными. Благодаря развитию педагогической науки, накоплению опыта, а также общественному прогрессу, они изменяются и совершенствуются. В истории развития педагогической науки дидактические принципы претерпели существенные изменения, что связано с изменением социально-экономических условий жизни общества, общественных потребностей и целей воспитания подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Данилов М.А. «Дидактика К. Д. Ушинского».
  2. Краевский В.В., Хуторской А. В. «Основы обучения: Дидактика и методика». Учебное пособие.
  3. Сластенин В.А. «Педагогика». Учебное пособие.
  4.  Ильина Т.А. «Педагогика». Учебное пособие.
Принципы обучения. Принципы научности, системности, доступности — Организация учебного процесса

Робот Сразу после этого материала находятся ссылки на другие, близкие по теме. Посмотреть


Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса.
Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.

Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов. Так, И.П. Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) последовательности и систематичности; 4) прочности; 5) доступности; 6) научности; 7) связи теории с практикой. П.И. Пидкасистый и В.В. Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.
Однако при всём разнообразии существующих подходов можно выделить ряд принципов, которые прошли длительную проверку временем и присутствуют – так или иначе – в подавляющем большинстве современных учебников и пособий по педагогике. Рассмотрим эти принципы.

Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.
Реализация этого принципа требует от преподавателя…
— исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;
— применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;
— быть в курсе последних научных достижений в своем предмете;
— поощрять исследовательские работы школьников;
— находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.

Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала.
Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:
— использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;
— разделять содержание учебного материала на логические завершенные части (т.е. применять «пошаговую систему»), последовательно реализовать эти части (шаги, этапы) и приучать к этому учащихся;
— не допускать нарушения системы в содержании, и способах обучения, а если она нарушена, то немедленно нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.
— изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.

Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.
Пожалуй, одним из наиболее убедительных примеров реализации этих принципов является история непобедимого античного борца Милона, живший в IV веке до н.э. В юности Милон тренировался, ежедневно нося на своих плечах маленького теленка. Телёнок рос, постепенно становясь тяжелее. Однако юноша в это время развивался физически, и по-прежнему мог носить его на себе.
Суть принципа доступности состоит в том, что сначала нужно выявить раннее сформированные знания и умения, а уже потом постепенно осуществлять новые стадии обучения. Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающие затруднений должно быть для него посильным.
Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил:
— добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися;
— ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку;
— обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности;
— изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д.

Продолжение статьи: принцип наглядности, принцип сознательности и активности

В статье использованы материалы учебного задания, выполненного студенткой 2 курса факультета Истории и права Ириной Петровой.


Робот списокРобот определил, что со статьёй «Принципы обучения. Принципы научности, системности, доступности» тематически связаны:


Для ссылки:
Принципы обучения. Принципы научности, системности, доступности [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-179 (дата обращения: 01.08.2020).


доступности, наглядности, последовательности, систематичности, сознательности, активности и др.

В
современной дидактике устоялось
положение, что принципы обучения
исторически конкретны и отражают
насущные общественные потребности.

Под
влиянием социального прогресса и научных
достижений, по мере выявления новых
закономерностей обучения, накопления
опыта работы учителей они видоизменяются,
совершенствуются. Современные принципы
обусловливают требования ко всем
компонентам учебно­го процесса —
логике, целям и задачам, формированию
содер­жания, выбору форм и методов,
стимулированию, планирова­нию и
анализу результатов.

Принципы
обучения выступают в органическом
единстве, образуя некоторую концепцию
дидактического процесса, которую можно
представить как систему, компонентами
которой они являются. Я.А. Коменский
считал принцип природосообразности
обучения, и все остальные принципы
обучения выступали у него в той
последовательности, которая согласовывалась
с идеей природосообразности. Иначе
рассматривал их А. Дистервег. Стремясь
раскрыть более конкретно дидактические
принципы и правила, он рассматривал их
в виде требования к: 1) содержа­нию
обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся.

К.Д.
Ушинский определил необходимые условия
хорошего обучения так: своевременность,
постепенность, органичность, постоянство,
твердость усвоения, ясность, самодеятельность
учащихся, отсутствие чрезмерной
напряженности и чрезмерной легкости,
правильность. К дидактическим принципам
он отно­сил также: 1) сознательность
и активность обучения; 2) нагляд­ность;
3) последовательность; 4) прочность знаний
и навыков.

Многочисленны
попытки разработать систему дидактичес­ких
принципов в работах исследователей
нового времени. Их анализ позволяет
выделить в качестве основополагающих
следующие принципы:

Принцип
сознательности и активности
.
В основе данного принципа лежат
установленные наукой закономерные
положения: подлинную сущность чел
образования составляют глубоко и
самостоятельно осмысленные знания,
приобретаемые путем интенсивного
напряжения собственной умственной
деятельности; собственная познавательная
активность школьника является важным
фак­тором обучаемости и оказывает
решающее влияние на темп, глубину и
прочность овладения учебным материалом.

Принцип
наглядности обучения.

Это один из самых известных и интуитивно
понятных принципов обучения, использующийся
с древнейших времен. В основе его лежат
следующие строго зафиксированные
научные закономерности: органы чувств
человека обладают разной чувствительностью
к внешним раздражителям, у подавляющего
большинства людей наибольшей
чувствительностью обладают органы
зрения; пропускная способность каналов
связи от рецепторов к центральной
нервной системе различная: оптического
канала связи — 1,6 х 106 бит/сек; акустического
— 0,32 х 106 бит/сек; тактильного — 0,13 х 106
бит/сек.

Это
означает, что органы зрения «пропускают»
в мозг почти в 5 раз больше информации,
чем органы слуха, и почти в 13 раз больше,
чем тактильные органы; информация,
поступающая в мозг из органов зрения,
не требует значительного перекодирования,
она запечатлевается в памяти человека
легко, быстро и прочно.

Принцип
систематичности и последовательности
.
Принцип опирается на следующие научные
положения, иг­рающие роль закономерных
начал: человек только тогда облада­ет
настоящим и действенным знанием, когда
в его мозгу отра­жается четкая картина
внешнего мира, представляющая систему
взаимосвязанных понятий; универсальным
средством и гл способом формирования
системы научных знаний является
оп­ределенным образом организованное
обучение; система науч­ных знаний
создается в той последовательности,
которая опре­деляется внутренней
логикой учебного материала и
познава­тельными возможностями
учащихся; процесс обучения, состоя­щий
из отдельных шагов, протекает тем
успешнее и приносит тем большие
результаты, чем меньше в нем перерывов,
наруше­ний последовательности; если
систе­матически не упражнять навыки,
то они утрачиваются; если не приучать
учащихся к логическому мышлению, то они
постоян­но будут испытывать затруднения
в своей мыслительной дея­тельности.

Принцип
доступности

обучения вытекает из требований,
выработанных многовековой практикой
обучения, с одной сто­роны, закономерностей
возрастного развития учащихся,
орга­низации и осуществления
дидактического процесса в соответ­ствии
с уровнем развития учащихся, с другой.
В основе принципа доступности лежит
закон тезауруса: доступным для человека
является лишь то, что соответствует его
тезаурусу. Латинское слово tesaurus означает
«сокровище». В переносном значении под
этим понимается объем накоплен­ных
человеком знаний, умений, способов
мышления.

Можно
указать и на другие закономерности,
лежащие в ос­нове принципа доступности:
доступность обучения определяет­ся
возрастными особенностями школьников
и зависит от их индивидуальных
особенностей; доступность обучения
зависит от организации учебного процесса,
применяемых учителем ме­тодов обучения
и связана с условиями протекания процесса
обучения; чем выше уровень умственного
развития школьников и имеющийся у них
запас представлений и понятий, тем
успеш­нее они могут продвинуться
вперед при изучении новых зна­ний;
постепенное нарастание трудностей
обучения и приуче­ние к их преодолению
положительно влияют на развитие уча­щихся
и формирование их моральных качеств;
обучение на оптимальном уровне трудности
положительно влияет на темпы и
эффективность обучения.

Известны
классические правила, относящиеся к
практичес­кой реализации принципа
доступности, сформулированные еще Я.А.
Коменским: от легкого к трудному, от
известного к неизвестному, от простого
к сложному

Рассматриваемый
принцип опирается на многие философ­ские,
пед и псих положения, играющие роль
закономерных начал: эффективность и
качество обучения проверяются и
направляются практикой; практика —
критерий истины, источник познавательной
дея­тельности и область приложения
результатов обучения; пра­вильно
поставленное воспитание вытекает из
самой жизни, практики, неразрывно с ней
связано, готовит подрастающее поколение
к активной преобразующей деятельности;
эффек­тивность формирования личности
зависит от включения ее в трудовую
деятельность и определяется содержанием,
видами, формами и направленностью
последней; чем совершеннее система
трудовой и производительной деятельности
учащихся, в кото­рой реализуется связь
теории с практикой, тем выше качество
их подготовки; чем лучше поставлены
производительный труд и профориентация
школьников, тем успешнее идет их
адапта­ция к условиям современного
производства; чем больше приобретаемые
учащимися знания в своих узловых моментах
взаимодействуют с жизнью, применя­ются
в практике, используются для преобразования
окружаю­щих процессов и явлений, тем
выше сознательность обучения и интерес
к нему.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ В ОБУЧЕНИИ — ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Подобно принципу наглядности, принцип доступности в учебно-воспитательной работе требует учета особенностей достигнутого уровня развития учащихся. При подборе учебного материала учитель должен учитывать, насколько он доступен для учеников, использовать методы обучения, отвечающие уровню их развития, с тем чтобы в максимальной степени сделать возможной самостоятельную работу как на уроке, так и в ходе внеурочной работы. Например, если учитель старших классов средней общеобразовательной или профессиональной школы для ознакомления учащихся с новым для них материалом останавливает свой выбор на лекции, то он должен отдавать себе отчет в том, что этот метод требует от них меньшей активности по сравнению, например, с обсуждением. В то же время лекционная форма работы противопоказана на уровне пропедевтического обучения, так как у детей в возрасте от 7 до 11 лет еще не развились способности к абстрактному мышлению и они не могут ни концентрировать внимание на определенной проблеме в течение длительного времени, ни вести записи, словом, не умеют эффективно пользоваться лекцией.

Из принципа доступности в обучении, который иначе называется принципом нарастающей трудности, также следует ряд более частных дидактических правил. Уже Я. А. Коменский, который считал доступность материала таким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность, сформулировал следующие правила:

  • В обучении следует переходить от того, что ученику близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо.
    В свете этого правила понятными становятся концепции программ, в которых рекомендуется, чтобы ученики сначала изучали историю родного края, а затем переходили к изучению всеобщей истории; сначала познакомились с географией своего района и лишь затем учили географию своей страны и соседних стран и т. п.
  • В обучении следует переходить от легкого к более трудному. Строгое соблюдение этого дидактического правила является залогом успеха любой учебно-воспитательной работы, независимо от уровня, на котором она ведется. Предъявление к учащимся непосильных для них требований отбивает интерес к учебе, подрывает веру в собственные силы, снижает желание учиться, порождает серьезные препятствия на пути достижения учебных целей. Слишком же низкий уровень требований не мобилизует усилия учащихся, что в процессе обучения, как и в любой другой работе, является решающим условием достижения нужных результатов. Постепенное же усложнение заданий для учащихся приводит к тому, что они работают оптимальным образом, как бы приближаясь к пределу своих возможностей. Чтобы этого достичь, учитель должен хорошо знать возможности своих воспитанников, должен интересоваться их работой, вникать в причины возникающих трудностей и, постепенно повышая уровень предъявленных требований, помогать им их преодолевать.
  • В обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному.
    Для правильной реализации этого правила учитель обязан хорошо изучить объем исходных знаний учащихся в тот момент, когда они приступают к выполнению данного задания. Часто бывает так, что наличие пробелов и недостатков в усвоении учениками пройденного материала делает работу над новой темой затруднительной и даже невозможной.
    Этот перечень традиционных дидактических правил, вытекающих из принципа доступности в обучении, сегодня дополняется еще одним очень важным правилом.
  • В процессе обучения нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и в уровне продвинутости в учебе отдельных учащихся.

Несоблюдение требования индивидуализации содержания и темпа обучения оказывает особенно неблагоприятное влияние на учебу слабых учеников, хотя и способным учащимся оно затрудняет достижение оптимальных результатов, вследствие чего тормозится их полное развитие, полное раскрытие их способностей.

Легко заметить, что охарактеризованные правила неоднократно пересекаются между собой. То же самое можно сказать и в адрес отдельных принципов. Остается фактом, что эти принципы вместе с вытекающими из них правилами концентрируют внимание на определенных своеобразных для процесса обучения моментах. С учетом этого мы и рассматриваем только отдельные из них, не претендуя на то, чтобы дать полный перечень дидактических правил, стараясь выделить только наиболее важные.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

дидактических принципов обучения, средств и методов.

Дидактика — это раздел педагогики, целиком и полностью направленный на тщательное изучение, а также раскрытие всех теоретических основ организации учебного процесса. Его наиболее важные понятия называются не только учебным процессом в целом, но и его принципами, методами, средствами, содержанием и формами. Дидактика как наука призвана отвечать на вопросы: где учить, чему, как, в каких конкретных формах и нужно ли это вообще?

Дидактические принципы обучения — это прежде всего основные принципы и руководящие принципы, задача которых — назвать определенную систему базовых, начальных дидактических требований к процессу обучения, его содержание, средства, методы, формы и методы его организации.

Дидактические принципы обучения должны знать каждый преподаватель для проведения успешной и полезной педагогической деятельности. Первый принцип — это целеустремленность. Он требует, чтобы содержание воспитания и образования соответствовало формам и методам их организации. Кроме того, обучение должно соответствовать основным задачам всех средних специальных учебных заведений, а также учебным планам и программам.

Дидактические принципы обучения продолжают научный принцип.Он говорит, что у студента должна быть система теоретических знаний. Кроме того, факты, закономерности и явления должны быть достоверными, а практические действия и выводы научно обоснованы. Следующий принцип — это связь между обучением и жизнью. Это говорит о том, что учебный процесс профессионально направлен. Кроме того, он говорит, что необходимо четко понимать, где именно в жизни можно применять полученные знания.

Дидактические принципы обучения — принцип последовательности и последовательности.Это означает, что учебный материал строго и логично расположен в учебной программе. Кроме того, студенты должны последовательно осваивать навыки, знания и умения, и в то же время применять их на практике. Существует также принцип сознания и активности, доступности, видимости, долговечности, комплексного подхода, развития и воспитания образования. Все вышеперечисленные дидактические принципы обучения являются ядром педагогических технологий нашего времени.

Учебные пособия по дидактике также широко распространены в дидактике.Это означает совокупность всех элементов учебной среды, которые сознательно используются учителем для плодотворного взаимодействия со студентами и целенаправленности учебного процесса. Средства обучения включают учебные пособия, учебники, словари, учебники, справочники, наглядные пособия. Кроме того, они включают в себя разнообразное лабораторное оборудование для изучения химии, физики. Есть также технические учебные пособия — магнитофоны, телевизоры, микроскопы, компьютеры.

У дидактических методов обучения нет единой системы.По этому вопросу разные мнения. Но принято разделять четыре основные группы методов обучения. Первый — это пояснительно-иллюстративный, то есть объяснение, рассказ, работа с учебниками, лекция. Второе проблемное, то есть решение разных проблемных ситуаций, вопросов и задач. Третий — эвристический или частичный поиск, то есть освоение элементов и отдельных этапов процесса научного познания или поиска. Четвертый — это исследование, это означает, что проблема решается самими учениками, но под строгим руководством учителя.

Таким образом, дидактика является разделом науки о педагогике, которая является теорией образования и обучения.

р >>

,

Основные принципы преподавания дидактики — Колледжи и университеты

Понятие дидактических принципов обучения было введено создателем хорошо известной в настоящее время системы уроков Яном Амосом Коменским (1592-1670) в педагогику. Со временем содержание этого термина изменилось, и теперь под дидактическими принципами понимаются такие идеи, методы и шаблоны, которые организуют процесс обучения таким образом, чтобы обучение осуществлялось с максимальной эффективностью.

Основные дидактические принципы

Упрощенно, этот термин можно понимать как список основных требований к организации обучения.Основные дидактические принципы:

  1. Принцип ориентации определяется потребностью общества в производстве полностью развитой и сложной личности. Он реализуется путем составления комплексных программ обучения и их реализации на практике, что способствует интенсификации учебного процесса, повышению его эффективности и решению широкого круга задач на уроках.
  2. Принцип науки подразумевает соответствие знаний, полученных на уроке, научным фактам.Это достигается созданием учебников и дополнительных материалов с учетом происходящих в науке изменений. Поскольку время урока ограничено, и ученики не могут воспринимать сложную информацию из-за своего возраста, одним из основных требований к учебнику является устранение противоречивых и непроверенных теорий.
  3. Принцип связи обучения с жизнью, то есть предоставление учащимся информации, которую они могут впоследствии использовать в повседневной жизни или в производственной деятельности.
  4. Принцип доступности предполагает, что учебный процесс будет учитывать возраст и психологические особенности класса. Как перенасыщенность сложными понятиями, так и намеренно упрощенный язык приводят к снижению мотивации и интереса учащихся; поэтому главная задача — найти необходимый уровень сложности.
  5. Принцип деятельности в обучении. С дидактической точки зрения студент должен быть субъектом образовательного процесса, а новые знания наиболее эффективны —

.

принципов в FLT. Использование дидактических принципов в ФЛТ.

Принципы в ФЛТ. Использование дидактических принципов в ФЛТ.

| |

В качестве педагогической науки FLTM, основанной на принципах дидактики, с одной стороны, имеет свои собственные принципы, а также с другой стороны.

Есть 7 принципов:

Сознание подразумевает такие особенности демонстрации, сравнения, исторических комментариев. Сравнения способствовали пониманию материала статьи. Должен быть частным, это значит давать знания.

2) P деятельности требует от учителя, ученика, учителя должен использовать различные виды деятельности: проектная работа, аудирование. Принцип действия реализуется следующим образом: 1. от начала говорят живую речь, а не только звуки и слова / 2) учащимся говорят, что они думают как активный процесс.3) вводится новый материал и используются различные виды устных упражнений. Нет необходимости исправлять все ошибки. Атмосфера создает благоприятный учебный климат, поэтому учащиеся чувствуют участие. Методологи рекомендуют изучать лингвистические игры в конце урока. Китайская легенда гласит: «Дайте человеку рыбу, и он будет есть ее целый день, покажите ему, как ловить рыбу, он будет есть весь год».

3) Принцип визуализации:

— Визуализация объекта заключается в демонстрации объекта, действий и материалов.

-Graphic v. Состоит в использовании рисунков, таблиц и диаграмм, диафильмов, таблиц подстановок, впервые рекомендованных Каменским.

— Язык v. — реализуется с помощью ролевой игры.

4) П систематичности

Каждую работу нужно выполнять систематически, а не механически. Дидактический принцип с. работает учителем, но и приобретение системы. знание учениками. Язык сис. Знание фонетического, грамматического словаря способствует хорошим результатам.Использование таблиц, карточек, настенных диаграмм и т. Д. Может значительно облегчить достижение учениками грамматических, словарных, фонетических знаний.

5) P Доступности

Согласно этому принципу:

1) Материал должен соответствовать возрасту и умственным способностям учащихся, он не должен быть ни слишком сложным, ни слишком легким, ни слишком детским для них; Градация трудностей также является обязательным условием доступности.

2) надо правильно дозировать

3) он должен быть правильно оценен.

6) П Прочности

Он стоит отдельно от других дидактических принципов, поскольку он определяет характер не учения, а усвоения материала учениками.

7) П последовательности

В соответствии с концепцией развития образования в РК следующие принципы должны быть реализованы:

1) Принципы преемственности и преемственности в образовании FLT.

2) П сообщества культурного взаимодействия.

3) П проблемы и поучительность в организации ФЛТ.

4) P индивидуальной ориентации в FLT

5) P основ образования FLT, которое подразумевает глубокое знание языка.

6) П обеспечения международных стандартов уровня изучения языка.

7) Принципы в ФЛТ. Методологические принципы в ФЛТ: общие, специальные, специфические.

Общие сведения:

1. Общительность

2. Доминирующая роль экс.

3. Интеграция и дифференциация

4. Основа родного языка

Р коммуникативности предполагает овладение навыками и навыками, позволяющими использовать язык как средство общения. Использование коммуникативной деятельности приводит к формированию практических навыков во всех сферах речевой деятельности. П. с.Обучение подразумевает формирование коммуникативной компетенции с целью обучения ФЛ. Существуют различные типы упражнений, которые могут иметь разный уровень коммуникативности:

* Замена

* преобразование

* относительно коммуникативный

* коммуникативные упражнения

P основы родного языка используется как надежное средство понимания значения и соответствующих структур иностранного языка.Учебный материал организован так, чтобы добиться его позитивного перевода с родного языка на иностранный.

. Роль доминирующей роли упражнений предполагает, что каждое действие должно завершаться упражнениями. Упражнения демонстрируют функционирование учебного материала в речи.

Принцип дифференциации и интеграции. Когда мы преподаем какой-либо аспект языка, мы формируем знания и навыки во всех аспектах и ​​видах речевой деятельности. Например, когда мы учим словарный запас, мы произносим слова в разных контекстах и ​​развиваем фонетические привычки.

Специальные методологические принципы развивают и дают более конкретное выражение специальным пунктам и вопросам общих принципов.

Специальный p-s:

1) Образец практики

2) Оральный подход

3) Интенсивное обучение на начальном этапе

4) Аппроксимация

р интенсивного изучения на начальном этапе обеспечивает быстрое освоение фонетических, лексических и грамматических материалов на начальных этапах и включение их в речевую деятельность.Формирование речевых привычек и навыков требует значительного количества упражнений и повторения языкового и речевого материала.

Р обучения на основе речевых моделей предлагает сквозной выбор речевых моделей. Образцы речи позволяют студентам использовать фонетический, лексический и грамматический материал в форме концентрата. Быстрое освоение языкового материала на основе речевых паттернов позволяет ученикам осуществлять различные коммуникативные действия в чтении и разговорной речи.

р приближения дает учителю возможность более рационально проводить организационные и контрольные формы. Учитель может игнорировать языковые и речевые ошибки учеников, если они не нарушают и не мешают понять содержание общения. Речевые сообщения.

р Устный подход требует овладения языковым материалом посредством речевой деятельности. Обучение чтению и письму ведется на основе языкового материала. Понимание устной речи, чтения, устного письма

Сочетание языковых упражнений с речевыми упражнениями предполагает необходимость овладения языком как средства достижения реального общения.Основная цель урока — речевая практика и речевая деятельность.

Конкретные p-ы: 1) говорение2) написание3) чтение4) прослушивание


: 2015-04-20; : 59 |

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |


lektsii.net -. — 2014-2020 гг. (0.012.)

,

дидактических принципов обучения, средств и методов.

Дидактика — это раздел педагогики, целиком и полностью направленный на тщательное изучение, а также раскрытие всех теоретических основ организации учебного процесса. Его наиболее важные понятия называются не только учебным процессом в целом, но и его принципами, методами, средствами, содержанием и формами. Дидактика как наука призвана отвечать на вопросы: где учить, чему, как, в каких конкретных формах и нужно ли это вообще?

Дидактические принципы обучения — это прежде всего основные принципы и руководящие принципы, задача которых — назвать определенную систему базовых, начальных дидактических требований к процессу обучения, его содержание, средства, методы, формы и методы его организации.

Дидактические принципы обучения должны знать каждый преподаватель для проведения успешной и полезной педагогической деятельности. Первый принцип — это целеустремленность. Он требует, чтобы содержание воспитания и образования соответствовало формам и методам их организации. Кроме того, обучение должно соответствовать основным задачам всех средних специальных учебных заведений, а также учебным планам и программам.

Дидактические принципы обучения продолжают научный принцип.Он говорит, что у студента должна быть система теоретических знаний. Кроме того, факты, закономерности и явления должны быть достоверными, а практические действия и выводы научно обоснованы. Следующий принцип — это связь между обучением и жизнью. Это говорит о том, что учебный процесс профессионально направлен. Кроме того, он говорит, что необходимо четко понимать, где именно в жизни можно применять полученные знания.

Дидактические принципы обучения — принцип последовательности и последовательности.Это означает, что учебный материал строго и логично расположен в учебной программе. Кроме того, студенты должны последовательно осваивать навыки, знания и умения, и в то же время применять их на практике. Существует также принцип сознания и активности, доступности, видимости, долговечности, комплексного подхода, развития и воспитания образования. Все вышеперечисленные дидактические принципы обучения являются ядром педагогических технологий нашего времени.

Учебные пособия по дидактике также широко распространены в дидактике.Это означает совокупность всех элементов учебной среды, которые сознательно используются учителем для плодотворного взаимодействия со студентами и целенаправленности учебного процесса. Средства обучения включают учебные пособия, учебники, словари, учебники, справочники, наглядные пособия. Кроме того, они включают в себя разнообразное лабораторное оборудование для изучения химии, физики. Есть также технические учебные пособия — магнитофоны, телевизоры, микроскопы, компьютеры.

У дидактических методов обучения нет единой системы.По этому вопросу разные мнения. Но принято разделять четыре основные группы методов обучения. Первый — это пояснительно-иллюстративный, то есть объяснение, рассказ, работа с учебниками, лекция. Второе проблемное, то есть решение разных проблемных ситуаций, вопросов и задач. Третий — эвристический или частичный поиск, то есть освоение элементов и отдельных этапов процесса научного познания или поиска. Четвертый — это исследование, это означает, что проблема решается самими учениками, но под строгим руководством учителя.

Таким образом, дидактика является разделом науки о педагогике, которая является теорией образования и обучения.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *