Прагматический метод: «В чем специфика прагматического метода?» – Яндекс.Кью

Содержание

История и методология науки :: Теория и практикум :: Раздел 5. Современное состояние науки. Дисциплинарные методы :: Конспекты лекций :: Тема 3. Коммуникативно-прагматический метод

В настоящее время еще наблюдается процесс становления коммуникативно-прагматического метода, т.к. часть теорий, положенных в его основу, только складывается. Интерес к данному методу сейчас обусловлен тем, что лингвистика осознала необходимость перехода от изучения минимальных лингвистических единиц к изучению речевой деятельности и рассмотрения языка как динамической системы с учетом его функциональности и антропоцентричности.

В основе данного метода лежат три лингвистические теории: теория номинации, теория референции и теория речевых актов, а в широком понимании и теория коммуникации, лингвистика речи, теории текста и дискурса, теория прагмасемантики.

В целом, коммуникативно-прагматический метод — это междисциплинарная интеграция методик, приёмов и процедур, используемых для изучения употребления языка говорящими в процессе коммуникации в единстве с прагматическими свойствами языковых единиц в связи с ситуацией общения, для достижения успешности коммуникации и регулирования коммуникативного (речевого) поведения людей с целью координации всё усложняющейся человеческой деятельности.

К базовым понятиям данного метода относятся:

  • речевой акт как основная единица коммуникации, высказывание в процессуальном аспекте,
  • коммуникативная установка как общий настрой на коммуникацию,
  • интенция как направленность сознания на результат коммуникации,
  • коммуникативный успех как реализация цели коммуникативного акта,
  • коммуникативная неудача.

Для реализации данного метода необходимо понимать разницу между понятиями текст и дискурс. Под дискурсом понимается связная последовательность речевых актов, в то время как текст – результат состоявшегося дискурса, цельная единица коммуникации.

Коммуникативно-прагматический подход к тексту предполагает его комплексный анализ с целью выявления разноаспектных свойств текста, таких как композиционные, семантические и прагматические свойства, а также способы оформления текста в соответствии со стилистическими нормами и функциями языка.

В соответствии с этим можно выявить некий обобщенный подход к исследованию, включающий семь основных шагов:

1. Делимитация текста — определение границ, крайних пределов текста.

2. Определение типа текста.

3. Установление темы текста (< thema«вопрос для обсуждения, ядерно-семантическая основа текста»).

4. Определение структуры текста.

5. Выявление особенностей внутритекстовых связей.

6. Определение стилистических особенностей текста.

7. Установление прагматической сущности текста.

Сходство методик анализа текста и дискурса в коммуникативно-прагматическом аспекте заключается в комплексности анализа. Однако, при анализе дискурса предполагается выход за пределы языка в сферу экстралингвистических факторов.

Основные задачи анализа дискурса состоят в изучении типов дискурса и его языковых и паралингвистических особенностей; определении интенций, коммуникативных стратегий и тактик участников дискурса; изучении особенностей речи каждого из участников; определении семантических особенностей и лексико-грамматических средств всего дискурса.

Алгоритм анализа дискурса может быть представлен следующим образом:

  1. Описание ситуации общения.
  2. Определение типа дискурса.
  3. Установление структуры дискурса.
  4. Выявление роли коммуникантов в местах перехода хода (речевого тура).
  5. Семантико-прагматические особенности речевого поведения коммуниканта А.
  6. Семантико-прагматические особенности речевого поведения коммуниканта В.
  7. Определение интенций, речевой стратегии и тактики обоих коммуникантов.
  8. Семантико-прагматические особенности всего дискурса.
  9. Лексико-грамматические аспекты дискурса (З.И.Комарова).

Прагматический метод

Среди методов, отражающих специфические
черты предмета философии, одно из важных
мест занимает прагматический (от
греческого «прагма» — действие,
практика). Он исходит из того, что синтез
познания и преобразования составляет
характерную черту философствования.
«Философы лишь различным образом
объясняли мир, но дело заключается в
том, чтобы изменить
его»1. Данное стремление
философии поставлено на передний план
прагматизмом.

Прагматизм и есть, по утверждению Джемса,
не что иное, как метод. «Прагматический
метод… пытается истолковать каждое
мнение, указывая на его практические
следствия… если мы не в состоянии найти
никакой практической разницы, то оба
противоположных мнения означают, по
существу, одно и то же»2. Все выводы
проверяются экстраполяцией их на
человека.

1Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения:
В 50 т. — М., 1995. — Т. 2, с. 4.

2 Джемс У. Прагматизм.
— СПб., 1910, с. 33.

157

Структурализм, системный подход,
функциональный анализ, прагматизм,
диалектика представляют собой методы
исследования, которые при их возникновении
в какой-то степени имманентны предмету.
Затем метод, достигший успеха в сфере
его формирования, начинает проникать
в смежные области, действуя в них в
качестве инструмента. В методологии
тоже есть преемственность, сдвиги
методов аналогичны сдвигам проблем, и
здесь огромное поле деятельности для
методологов.

Метод и принцип

По существу, основные методы философствования
— скорее принципы, которые открывают
в мире и мышлении и затем рекомендуют
применять везде. Результаты познания
сами в какой-то мере определяются
исходными принципами. У каждой стройной
философской системы свой принцип: у
Гегеля — Абсолютная Идея, у Ницше —
воля к власти и т.д. О роли принципа в
философии В.С. Соловьев сказал так:
«Когда в умственном развитии должен
проявляться какой-нибудь принцип, то
для того, чтобы он всецело был выражен
и вполне развит, необходимо, чтобы
носители этого принципа признавали его
абсолютным и, следовательно, безусловно
отрицали значение всякого другого
принципа»1.

Значение имеют также личность философа
и внешние условия его работы. Подчеркнем
еще раз, что главное в философии не набор
знаний, а способность думать. Философия
имеет свои методы: сократовскую майовтику,
развившуюся в диалектику как метод
мышления; совокупность рациональных
правил — универсальный циркуль, которым
измеряется бытие, и т.д. Использование
этих методов необходимо, но недостаточно.

Здесь подходит аналогия с языком.
Существуют фонетика, грамматика, лексика,
которые можно знать, но не уметь говорить
на данном языке. Точно так же можно
выучить философию, но не уметь думать.
Навык и тренировка требуются как для
овладения умением говорить, так и для
овладения умением мыслить. Это второй
уровень овладения дисциплиной. Наконец,
наивысший, третий, уровень — творческий,
когда удается сказать новое слово в
буквальном и переносном смысле. Итак,
три уровня: знание, умение, творчество.

Умение мыслить связано с критической
оценкой происходящего, поскольку всякая
самостоятельная мысль находится в
противоречии с существующими стереотипами;
с целостностью отношения к миру, поскольку
одна мысль неизбежно тянет за собой
другую. Человек или умеет говорить на
другом языке обо всем,

1Соловьев B.C. Критика
ответственных начал // Собр. соч.: В 10 т.
— СПб., 1911-1914.-Т. 1.-С.63.

158

или не знает языка вовсе. Так же он либо
имеет целостный взгляд на мир, либо не
дорос до философии.

Специальные философские дисциплины

В предыдущих главах мы рассматривали
преимущественно «ствол» философии.
Теперь обрисуем контуры всего древа
как такового. Такой логикой ознакомления
с материалом определяется то, что главы,
раскрывающие основное содержание
философии, идут после историко-философского
рассмотрения систематической философии.

Во многих науках есть общая и специальные
части. В философии есть систематическая
философия
и такие дисциплины, какэтика — искусство жить,логика —
умение мыслить,онтология — учение
о бытии,гносеология — теория
познания,эстетика — учение о
прекрасном,теология — учение о
Боге. Систематическая философия имеет
дело с единством истины, добра и красоты,
а отдельные философские дисциплины —
с истиной (теория познания), добром
(этика), красотой (эстетика).

6. Прагматический метод. Содержание, метод и цель философии

Похожие главы из других работ:

Диалектический метод Гегеля

3. Диалектический метод

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошёл значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии…

Историко-философская концепция Гоббса

МЕТОД ФИЛОСОФИИ

Гоббс считал выработку нового метода научно-философского познания столь же необходимой и неотложной задачей, как и определение предмета философии. При обосновании своей методологии он опирался, с одной стороны…

Математическая логика: предмет, структура и основные принципы операций

Аксиоматический метод

Аксиоматический метод способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения (суждения)— аксиомы, или постулаты…

Метод діалектики

3. Метод діалектики

Метод и система в философии Гегеля. Философия Гегеля как классика первой половины XIX столетия

3. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД

«Поступательное движение», представляемое вторым «моментом» «спекулятивного» метода, определяется как «положенное разделение идеи»; причем указывается, что «непосредственное всеобщее как понятие в себе есть диалектика, состоящая в том…

Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение в развитии науки

3. Эмпирический метод

Заслуга Бэкона, в частности, состоит в том, что он со всей определенностью подчеркнул: научное знание проистекает из опыта, непросто из непосредственных чувственных данных, а именно из целенаправленно организованного опыта, эксперимента…

Методология научного познания

2.1. Метод и методология

Деятельность людей в любой ее форме (научная, прак-тическая и т. д.) определяется целым рядом факторов, Конеч-ный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того…

Научная индукция и ее виды

3.5 Метод остатков

Применение метода связано с установлением причины, вызывающей определенную часть сложного действия при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены…

Научно-техническое прогнозирование

2. 2. Метод моделирования

Использование метода моделирования предполагает, что на основе изучения внутренней логики развития конкретной научной дисциплины исследователь конструирует соответствующую историко-логическую модель…

Понимающий метод философии как метод познания другого

Глава 1. Метод понимания , как метод постижения себя

Постпозитивізм як напрям наукового пізнання

2.1.1 Метод науки

Найважливішим, а іноді і єдиним методом наукового пізнання довгий час вважали індуктивний метод. Згідно індуктівістской методології, висхідній до Ф. Бекону, наукове пізнання починається зі спостереження і констатації фактів…

Система и методы философии Гегеля

Диалектический метод

Как уже говорилось, в философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела»…

Философские взгляды Гегеля

2.3 Диалектический метод

Как уже говорилось, в философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с, которой не только излагается, но и структурируется материал. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела»…

Философские исследования зарождения языка при помощи метафорического принципа

1.2 Прагматический подход

Суть прагматического подхода к метафоре заключается в различении произношения, или слов, выражения и смысла, который говорящий вкладывает в эти слова. То есть данный смысл происходит не из слов фразы, но привносится со стороны самим говорящим…

Элементы методологии научного исследования

3 АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Аксиоматический метод дает возможность делать заключения и открывать законы без опоры на наблюдения и эксперименты, а посредствам логического вывода.

Пожалуй…

Прагматический метод

Среди методов, отражающих специфические
черты предмета философии, одно из важных
мест занимает прагматический (от
греческого «прагма» — действие,
практика). Он исходит из того, что синтез
познания и преобразования составляет
характерную черту философствования.
«Философы лишь различным образом
объясняли мир, но дело заключается в
том, чтобы изменить
его»1. Данное стремление
философии поставлено на передний план
прагматизмом.

Прагматизм и есть, по утверждению Джемса,
не что иное, как метод. «Прагматический
метод… пытается истолковать каждое
мнение, указывая на его практические
следствия… если мы не в состоянии найти
никакой практической разницы, то оба
противоположных мнения означают, по
существу, одно и то же»2. Все выводы
проверяются экстраполяцией их на
человека.

1Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения:
В 50 т. — М., 1995. — Т. 2, с. 4.

2 Джемс У. Прагматизм.
— СПб., 1910, с. 33.

157

Структурализм, системный подход,
функциональный анализ, прагматизм,
диалектика представляют собой методы
исследования, которые при их возникновении
в какой-то степени имманентны предмету.
Затем метод, достигший успеха в сфере
его формирования, начинает проникать
в смежные области, действуя в них в
качестве инструмента. В методологии
тоже есть преемственность, сдвиги
методов аналогичны сдвигам проблем, и
здесь огромное поле деятельности для
методологов.

Метод и принцип

По существу, основные методы философствования
— скорее принципы, которые открывают
в мире и мышлении и затем рекомендуют
применять везде. Результаты познания
сами в какой-то мере определяются
исходными принципами. У каждой стройной
философской системы свой принцип: у
Гегеля — Абсолютная Идея, у Ницше —
воля к власти и т.д. О роли принципа в
философии В.С. Соловьев сказал так:
«Когда в умственном развитии должен
проявляться какой-нибудь принцип, то
для того, чтобы он всецело был выражен
и вполне развит, необходимо, чтобы
носители этого принципа признавали его
абсолютным и, следовательно, безусловно
отрицали значение всякого другого
принципа»1.

Значение имеют также личность философа
и внешние условия его работы. Подчеркнем
еще раз, что главное в философии не набор
знаний, а способность думать. Философия
имеет свои методы: сократовскую майовтику,
развившуюся в диалектику как метод
мышления; совокупность рациональных
правил — универсальный циркуль, которым
измеряется бытие, и т.д. Использование
этих методов необходимо, но недостаточно.

Здесь подходит аналогия с языком.
Существуют фонетика, грамматика, лексика,
которые можно знать, но не уметь говорить
на данном языке. Точно так же можно
выучить философию, но не уметь думать.
Навык и тренировка требуются как для
овладения умением говорить, так и для
овладения умением мыслить. Это второй
уровень овладения дисциплиной. Наконец,
наивысший, третий, уровень — творческий,
когда удается сказать новое слово в
буквальном и переносном смысле. Итак,
три уровня: знание, умение, творчество.

Умение мыслить связано с критической
оценкой происходящего, поскольку всякая
самостоятельная мысль находится в
противоречии с существующими стереотипами;
с целостностью отношения к миру, поскольку
одна мысль неизбежно тянет за собой
другую. Человек или умеет говорить на
другом языке обо всем,

1Соловьев B.C. Критика
ответственных начал // Собр. соч.: В 10 т.
— СПб., 1911-1914.-Т. 1.-С.63.

158

или не знает языка вовсе. Так же он либо
имеет целостный взгляд на мир, либо не
дорос до философии.

Специальные философские дисциплины

В предыдущих главах мы рассматривали
преимущественно «ствол» философии.
Теперь обрисуем контуры всего древа
как такового. Такой логикой ознакомления
с материалом определяется то, что главы,
раскрывающие основное содержание
философии, идут после историко-философского
рассмотрения систематической философии.

Во многих науках есть общая и специальные
части. В философии есть систематическая
философия
и такие дисциплины, какэтика — искусство жить,логика —
умение мыслить,онтология — учение
о бытии,гносеология — теория
познания,эстетика — учение о
прекрасном,теология — учение о
Боге. Систематическая философия имеет
дело с единством истины, добра и красоты,
а отдельные философские дисциплины —
с истиной (теория познания), добром
(этика), красотой (эстетика).

Прагматический подход при обучении (Бернар)

?

LiveJournal

  • Find more

    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • iOS & Android
  • Help

Login

  • Login
  • CREATE BLOG

    Join

  • English

    (en)

    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Основные идеи и принципы прагматизма как методологии социально-гуманитарного познания

Прагматизм (греч. pragma — действие) — философия выживания человека и человечества в изменяющемся и усложняющемся мире, учение о человеческом действии как конституирующей основе социокультурного бытия, о способах его организации и критериях его эффективности.

Прагматизм — методологическая парадигма исследования общества, куль­туры, базирующаяся на универсальном методе решения – устранения проблем­ных ситуаций при помощи реконструкции опыта и формировании на ее осно­вании стратегии исследования, эффективность которой определяется ее опера­циональностью и достижительностью. Прагматизм исходит из убеждения, со­гласно которому человеку приходится действовать в изменяющемся мире, по­пытки концептуализации которого при помощи раз и навсегда определенных теоретических конструкций контрпродуктивны, поэтому к научным теориям, социальным программам и моральным принципам следует подходить инстру­ментально, т.е. с точки зрения их эффективности для достижения тех или иных целей.

Таким образом, прагматизм есть метод в широком и узком смысле этого слова, его можно определить как стратегию поведения человека в проблемной ситуации и как стратегию научного исследования, в рамках которой научные теории рассматриваются с точки зрения их дееспособности и достижительно­сти.

Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры прагма­тистского подхода.

Исходное положение прагматизма — представление о мире как многооб­разной, изменяющейся и усложняющейся реальности и культуре как страте­гии деятельности человека в нестабильном мире. Мир, в мировоззренческих конструкциях прагматизма, предстает как постоянно изменяющийся, поэтому не сводимый к какой-либо законченной схеме; человек – существо, стремя­щееся выжить и активно приспособиться к меняющимся условиям. Задача науки заключается в формировании стратегий успешного человеческого дейст­вия в условиях нестабильности мира. Соответственно в качестве объекта ис­следования прагматизм полагает не просто тот или иной фрагмент реальности безотносительно к его роли в жизни человека, но проблематичные для че­ловека явления или процессы природного и социального мира.



Важнейшее понятие, вокруг которого выстраиваются все другие поня­тия прагматизма – понятие «человеческое действие».Действие определя­ется как системообразующая основа человеческого бытия и исходный пункт теоретизирования. Наука и философия, как полагают прагматисты, вырастает из человеческих дел и связана и с ними по своей направленности(1). Главный вопрос, вокруг которого с позиции прагматистской парадигмы должны концен­трироваться усилия исследователя, это вопрос – что делать? Можно констати­ровать, что в качестве предмета исследования прагматизм полагает человече­ское действие в той или иной проблематичной, критической ситуации. Прагма­тизм концентрирует усилия на формировании технологии действия, понимае­мой как способ решения той или иной проблемы. Прагматизм в широком смысле слова есть правило поведения человека в критической ситуации, в уз­коспециальном смысле прагматизм есть правило поведения исследователя в ситуации научного поиска.


Ключевое понятие прагматизма– «человеческий опыт». Опыт квалифи­цируется как универсальное, имеющее множество разновидностей (чувствен­ный, сверхчувственный, спиритический, религиозный, моральный, художест­венный, социальный, культурный), явление. Задача науки, с позиций прагма­тизма, заключается не только в том, чтобы помогать человеку двигаться в по­токе опыта к поставленным им целям, но в том, чтобы преобразовывать, систе­матически совершенствовать – реконструировать опыт с тем, чтобы формиро­вать адекватные стратегии деятельности. Прагматизм рассматривают как заоке­анскую трансформацию эмпиризма, в его рамках бытует предельно широкое понимание опыта – не только как источника надежности знания, но и как окна в будущее, прогноза и правила поведения. Культура в контексте прагматист­ской парадигмы, рассматривается, в первую очередь, как опыт, подлежащий постоянному совершенствованию, следовательно, как программа деятельности человека и человечества в изменяющемся и усложняющемся мире.

Важнейший принцип прагматизма — принцип релятивизма.Суть прагма­тистского релятивизма выражена в тезисе: ценности проистекают из человече­ского опыта, любая попытка обосновать ценности или вывести их из трансцен­дентальных источников является ошибкой. Соответственно прагматистская па­радигма зиждется на идее замены трансцендентного, абсолютного смысла здравым смыслом. Человек, в такой трактовке, выступает как творец истины, а сама истина предстает как «обоснованная или гарантированная утверждае­мость». Помимо этого прагматизм выдвигает методологическое требование, со­гласно которому все истины и ценности должны быть подвергнуты анализу и критике с учетом контекстов и обстоятельств их появления на фоне продол­жающегося культурного развития»(2). Прагматизм культивирует «критическое мышление», направленное против любых форм авторитаризма в научных суж­дениях и социально-политической практике.

Прагматизм неотделим от номинализма. Номинализм (греч. nomina — имя) — термин средневековой схоластической философии, обозначающий уче­ние, согласно которому реальным является бытие лишь единичных вещей, об­щие понятия — универсалии — есть лишь имена. Суть прагматистского номина­лизма заключается в отказе от универсальных смыслов, обобщающих идей, концептуальных построений, в пользу логики индивидуализированных ситуа­ций, согласно которой любое теоретическое построение является ситуативным, т.е. вытекает из определенной проблемной ситуации и его нельзя экстраполи­ровать на другие ситуации.

Создатели прагматизма минимизируют онтологические спекуляции, кон­центрируя внимание на проблеме метода, репрезентируя прагматизм, в первую очередь, как принцип и способ решения проблем. При этом прагматизм как ме­тод универсален – это метод жизнедеятельности в широком смысле этого слова. Он применим не только в науке и производстве, но и в морали, социаль­ной жизни. Соответственно, прагматизм выступает против дихотомического разделение наук о природе и наук о духе. В видении прагматистов, такое чле­нение ведет к тому, что духовная сфера жизни общества остается за рамками критического анализа, что ведет к догматизму и авторитаризму. Сердцевину прагматистского метода составляет идея, согласно которой стратегия решения – устранения научной или обыденной проблемной ситуации формируется на основе реконструкции опыта – критического анализа экспериментальных дан­ных и уже имеющегося научного багажа.

Реконструкция опыта осуществляется поэтапно:

— первый этап характеризуется ощущением затруднения, тревожного со­мнения, усилия исследователя на этом этапе направляются на выяснение ис­точника затруднении и осознание существа проблемы;

— второй этап связан с формулировкой проблемы и превращением тре­вожной ситуации в проблематическую;

— третий этап – этап выдвижения гипотезы, выступающей в качестве про­граммы устранения критической ситуации, решения исходной проблемы, дос­тижения определенности. На этом этапе осуществляется конструирование стра­тегии решения исходной проблемы: основных идей, понятийного аппарата, конкретных процедур и способов;

— четвертый этап – этап критического рассмотрения выдвинутой гипо­тезы, теоретического прослеживания ее следствий и их оценки;

— пятый этап – этап экспериментальной проверки гипотезы, выяснения ее операциональных и достижительных потенций. Итог исследования и результат решения проблемы – некоторая новая сложившаяся реальность.

Метод реконструкции имеет в своем основании разработанную Ч. Пир­сом логическую процедуру абдукции. Последняя, соединяя дедукцию и индук­цию, предполагает в целях объяснения проблематичного факта найти некото­рую гипотезу, из нее получить следствия, чтобы подвергнуть последние экспе­риментальной проверке. Абдукция опирается на прагматистское правило — прагматистскую максиму, согласно которой понятие должно проверяться своими практическими последствиями, следовательно, истинными считаются идеи, подтверждаемые практическими результатами(3).

Позитивными чертами метода «реконструкции опыта», в видении идео­логов прагматизма являются: во-первых, способность к самокоррекции: в про­цессе применения метод реконструкции подлежит постоянному критическому анализу и экспериментальной проверке; во-вторых, практическая направлен­ность: теория рассматривается не только как отражение некоторой реальности, но как программа действия в той или иной ситуации; в-третьих, функциональ­ность в широком смысле: идеи, теории, системы выступают как инструменты реорганизации определенной среды, они предназначены для урегулирования проблемных ситуаций.

В качестве высшей и единственной моральной цели прагматизм утвер­ждает развитие, вечный процесс самосовершенствования человека и общества. Счастье, видении прагматистов, активный процесс, он предполагает преодоле­ние препятствий, устранение недостатков, искоренение пороков. Абстрактные идеалы, Абсолют определяется как изобретения философов, которых пугает необходимость постоянного поиска, движения вперед. Создатели прагматизма отвергают концепцию оптимизма, так же как и концепцию пессимизма. В каче­стве телеологической доктрины ими утверждается мелиоризм убеждение о возможности улучшения специфических, существующих в данный момент ус­ловий. При этом речь идет не о радикальных революционных сдвигах, но о по­степенных, осуществляемых шаг за шагом, улучшениях существующих усло­вий посредством системы продуманных мероприятий.

Прагматический метод

Среди методов, отражающих специфические
черты предмета философии, одно из важных
мест занимает прагматический (от
греческого «прагма» — действие,
практика). Он исходит из того, что синтез
познания и преобразования составляет
характерную черту философствования.
«Философы лишь различным образом
объясняли мир, но дело заключается в
том, чтобы изменить
его»1. Данное стремление
философии поставлено на передний план
прагматизмом.

Прагматизм и есть, по утверждению Джемса,
не что иное, как метод. «Прагматический
метод… пытается истолковать каждое
мнение, указывая на его практические
следствия… если мы не в состоянии найти
никакой практической разницы, то оба
противоположных мнения означают, по
существу, одно и то же»2. Все выводы
проверяются экстраполяцией их на
человека.

1Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения:
В 50 т. — М., 1995. — Т. 2, с. 4.

2 Джемс У. Прагматизм.
— СПб., 1910, с. 33.

157

Структурализм, системный подход,
функциональный анализ, прагматизм,
диалектика представляют собой методы
исследования, которые при их возникновении
в какой-то степени имманентны предмету.
Затем метод, достигший успеха в сфере
его формирования, начинает проникать
в смежные области, действуя в них в
качестве инструмента. В методологии
тоже есть преемственность, сдвиги
методов аналогичны сдвигам проблем, и
здесь огромное поле деятельности для
методологов.

Метод и принцип

По существу, основные методы философствования
— скорее принципы, которые открывают
в мире и мышлении и затем рекомендуют
применять везде. Результаты познания
сами в какой-то мере определяются
исходными принципами. У каждой стройной
философской системы свой принцип: у
Гегеля — Абсолютная Идея, у Ницше —
воля к власти и т.д. О роли принципа в
философии В.С. Соловьев сказал так:
«Когда в умственном развитии должен
проявляться какой-нибудь принцип, то
для того, чтобы он всецело был выражен
и вполне развит, необходимо, чтобы
носители этого принципа признавали его
абсолютным и, следовательно, безусловно
отрицали значение всякого другого
принципа»1.

Значение имеют также личность философа
и внешние условия его работы. Подчеркнем
еще раз, что главное в философии не набор
знаний, а способность думать. Философия
имеет свои методы: сократовскую майовтику,
развившуюся в диалектику как метод
мышления; совокупность рациональных
правил — универсальный циркуль, которым
измеряется бытие, и т.д. Использование
этих методов необходимо, но недостаточно.

Здесь подходит аналогия с языком.
Существуют фонетика, грамматика, лексика,
которые можно знать, но не уметь говорить
на данном языке. Точно так же можно
выучить философию, но не уметь думать.
Навык и тренировка требуются как для
овладения умением говорить, так и для
овладения умением мыслить. Это второй
уровень овладения дисциплиной. Наконец,
наивысший, третий, уровень — творческий,
когда удается сказать новое слово в
буквальном и переносном смысле. Итак,
три уровня: знание, умение, творчество.

Умение мыслить связано с критической
оценкой происходящего, поскольку всякая
самостоятельная мысль находится в
противоречии с существующими стереотипами;
с целостностью отношения к миру, поскольку
одна мысль неизбежно тянет за собой
другую. Человек или умеет говорить на
другом языке обо всем,

1Соловьев B.C. Критика
ответственных начал // Собр. соч.: В 10 т.
— СПб., 1911-1914.-Т. 1.-С.63.

158

или не знает языка вовсе. Так же он либо
имеет целостный взгляд на мир, либо не
дорос до философии.

Специальные философские дисциплины

В предыдущих главах мы рассматривали
преимущественно «ствол» философии.
Теперь обрисуем контуры всего древа
как такового. Такой логикой ознакомления
с материалом определяется то, что главы,
раскрывающие основное содержание
философии, идут после историко-философского
рассмотрения систематической философии.

Во многих науках есть общая и специальные
части. В философии есть систематическая
философия
и такие дисциплины, какэтика — искусство жить,логика —
умение мыслить,онтология — учение
о бытии,гносеология — теория
познания,эстетика — учение о
прекрасном,теология — учение о
Боге. Систематическая философия имеет
дело с единством истины, добра и красоты,
а отдельные философские дисциплины —
с истиной (теория познания), добром
(этика), красотой (эстетика).

Прагматический метод — определение, этимология и использование, примеры и родственные слова

Словарь Чемберса двадцатого века

Fr, -.. L, — Gr. pragmatikos pragma pragmatos , документ — prassein , to do.

В литературе:

Теорию метода познания, изложенную на этих страницах, можно назвать прагматической.

«Демократия и образование» Джона Дьюи

Ему сказали, что прагматизм — это метод, и он почувствовал себя обязанным сделать вид, что это его просветило.

«Не тот близнец» Гарри Леона Уилсона

Мне кажется, это отличное место для применения прагматического метода.

«Очерки радикального эмпиризма» Уильяма Джеймса

О более узком прагматизме все еще можно говорить как о «прагматическом методе».

«Прагматическая теория истины, разработанная Пирсом, Джеймсом и Дьюи» Делтона Лоринга Гейера

***

В науке:

Чтобы получить больше опыта работы с этими методами, потребуется некоторое время. Я рассмотрю некоторые результаты этих методов в разделах 6.1 и 7.1. Более прагматичный подход к ограничению параметров подгонки был предложен Лепажем и др. ,

Мезонная и барионная спектроскопия на решетке.

Эта структура показывает, как существующие модели и методы из разных областей могут быть объединены в качестве прагматических средств для надежного обоснования при наличии неполных и ошибочных данных.

Завершение уверенности: надежное обоснование ограничений с использованием неполных или ошибочных данных

Сравнительная модель Левена-Цварта (1989) была разработана как практический метод изучения синтаксических, семантических, стилистических и прагматических сдвигов внутри предложений, предложений и фраз художественных текстов и их переводов1. Она состоит из четырех шагов.

Создание ресурса для изучения смены перевода

***

Обратный словарь

Опечатки

oragmatic метод, lragmatic метод, peagmatic метод, pdagmatic метод, pfagmatic метод, ptagmatic метод, prqgmatic метод, prwgmatic метод, prsgmatic метод, przgmatic метод, prafmatic метод, pratmatic метод, prahmatic метод, prabmatic метод, pravmatic метод, pragnatic метод, pragjatic метод , прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, прагматический мегход, прагматический метод, прагматический метод, прагматический метод, метод прагматический метод

,

PPT — Презентация PowerPoint по прагматическим качественным методам, скачать бесплатно

  • Прагматические качественные методы Доктор Леслианн Морган

  • Выяснение «Почему» • Диалоги с целевым образцом (лицом к лицу или по телефону) • Сфокусированные рефлексивные заявления (электронная почта) • Фокус-группы с целенаправленной выборкой (собрание) • Последовательные опросы на основе утверждений (публикация, раздаточный материал или электронная почта) • Циклы взаимодействия (до фокус-группы) • Личная рефлексивная практика, особенно ведение профессионального журнала ( практическое исследование и параллельное написание) • Delphi Studies (метод последовательного изучения конкретных случаев)

  • Диалог как источник данных RICH • Интервьюер и интервьюируемый воспринимают равенство профессионального и профессионального статуса.• Интервьюер делится личными / профессиональными взглядами на обсуждаемые с интервьюируемым вопросы. • Интервьюер поощряет и развивает новаторские идеи по вопросам. • Непредсказуемые данные генерируются в результате широкого обсуждения.

  • Knight & Saunders (1999) «Понимание учителей профессиональных культур» • Используя диалогический подход для выяснения того, что люди думали под термином «профессия», Найт и Сондерс сообщили: • «Диалоги, которые происходили между интервьюер и интервьюируемый не раскрывали истину или смыслы, но создавали их.Респонденты часто сообщали нам, что они не слишком задумывались о термине «профессия», хотя они использовали, читали и слышали это слово регулярно. Таким образом, интервью предоставило возможность рефлексивного мышления, в ходе которого интервьюируемый провел процесс построения с интервьюером ». (1999: 148)

  • Подготовка к« беседе » • Рассмотрите основные аспекты предмета. которые вы, возможно, захотите обсудить с вашими «респондентами» • Подготовьте краткий список этих аспектов, чтобы ваш респондент мог «осмыслить» тему.Отправьте его им за несколько дней до запланированного обсуждения. • Обсуждение может касаться любого или всех этих аспектов в зависимости от знаний, опыта или интересов вашего респондента. Вы ищете ГЛУБИНУ, а не просто ряд знаний.

  • Диалоги (действие с последовательностью данных) Задача 1: (Парное действие) Подумайте о негативном опыте обучения, который у вас был в прошлом, и расскажите об этом своему соседу (не более 2 минут каждый!). (Обратная связь с группой по партнеру) Задача 2: (Парное упражнение) Из вашего диалога друг с другом составьте 3 или 4 утверждения о «негативном опыте обучения» — они будут относиться к «факторам» этого типа ситуаций: • Негативное обучение опыт разрушает самооценку.• Отрицательный опыт обучения никогда не может иметь положительных результатов обучения. (Я вставлю адаптированные утверждения в сетку «согласен / не согласен» во время следующего упражнения)

  • Использование источника данных • После обратной связи мы могли бы продолжить обсуждение, но на этот раз всей группой. Это даст больше данных о «негативном опыте обучения». • Мы могли бы создать важное «общее понимание» по этой теме. • Дальнейшее обсуждение превратит нас в «ФОКУС-ГРУППУ».

  • Что такое фокус-группа? • Групповое обсуждение определенной темы • Среда для обмена идеями • Встреча практикующего сообщества • Использование целенаправленной выборки людей для проверки некоторых общих взглядов или идей • Групповое интервью • Урок

  • Размер группы • В идеале 6-12 человек, но может быть всего 4, если они, например, являются «свидетелями-экспертами». • Для ответа на основной вопрос вы можете сформировать несколько групп из целевой выборки, а затем сопоставить обсуждения, чтобы сформировать более общее мнение.

  • Выбор «участников» • В зависимости от предмета могут быть важны все или все из следующих: • Возраст и пол • Годовая группа (молодые люди) • Специализация предмета • Преподаватели / дисциплина • Роль / обязанности • Опыт проблемы / темы / вопроса

  • Фасилитатор (думает на ногах!) • Должен быть внимательным к говорящему • Ободрять языком тела • Отражать интерпретируемые мысли и чувства в ответ • Резюмируйте беседу, чтобы дать направление • Поощряйте более глубокое размышление о таких вещах, как — мотивация, отношение, чувства, неявные знания • Принимайте конструктивное молчание • Осторожно продолжайте тему с группой после молчания • Примите изменение позиции • Примите и поощряйте развитие идей, выходящих за рамки первоначальных предложений • Разрешите динамики для воссоздания опыта

  • 1 МИНУТА 2 МИНУТЫ 2 МИНУТЫ 10–20 МИНУТ 3 МИНУТЫ МОМЕНТЫ Пятнадцать минут В ходе качественного обсуждения будет получено от 3 до 5000 слов богатого материала, который необходимо расшифровать для интерпретации и анализа.

  • Исследования Delphi • Улучшенная форма подхода к тематическому исследованию. • Знания, полученные с помощью методов первоначального сбора данных в рамках тематической группы, передаются на следующем уровне обсуждения. • Создается постепенно развивающаяся база знаний. Анализ синтезируется с уровнями сбора данных. • Идеи, выдвинутые в процессе сбора информации, могут быть переданы и проверены на достоверность и принятие со следующей группой респондентов. • Создается очень полная картина «дела», а также «предварительно проверенные» стратегические идеи к концу периода сбора, а не в результате более позднего анализа.

  • ПЕТЛИ ИНТЕРФЕЙСА Задача, которая заставляет людей задуматься о том, с кем они работают и с кем им, возможно, «следует» работать — «нестандартно мыслить» Группа по подбору персонала HR HoD Приемная комиссия Студенческие представители

  • Работа вместе Что своего рода интерфейс? • Нетворкинг — в одной общей области работы • Связь — полезные случайные контакты для некоторой работы • Сотрудничество — работа для достижения общих целей • Партнерство — объединение для конкретных целей или деятельности • Работа в команде — партнеры по сотрудничеству в одной области • Сотрудничество — общее понимание при взаимном уважении и взаимном уважении

  • Reflective Professional Journal • Это не обязательно «книга», это может быть компьютерная страница или просто блокнот на вашем столе.Всегда датируйте свои записи, это превращает их в «данные». • Записывайте идеи, прежде чем они «исчезнут». • Используйте его как альбом для набросков — записывайте то, что люди говорят, идеи, заметки о полезных материалах; и как способ избавиться от разочарования по поводу ситуации — удивительно, насколько успокаивающим может быть «записывать ее»!

  • Салли почувствовала облегчение. Она чувствовала, что переложила бремя на того, кто лучше с ним справится. Барбара эксперт. Мы вместе разберемся. Кажется, она слышала то, что я сказал.Невозмутимый, но не равнодушный. Хотя я знаю, что она не может понять, как ужасно чувствовать себя отдаляющейся от своей дочери — она ​​прошла всю подготовку и прочитала все книги. Барбара была разочарована …………… Если бы я только мог сказать ей, насколько я действительно знаю, что она чувствует. Я был там. Я там. Но — надо держать все на профессиональном уровне… Я не ее друг. Боже, как трудно поддерживать этот фасад. Если я этого не сделаю, она все равно проголосует ногами. Мне нужно найти способ дать ей понять, что она может говорить со мной.Параллельное письмо Барбара вспоминает с прошлой недели: «Почему бы тебе не оставить меня в покое и не упасть замертво?» — кричала ее дочь: «НАЗВАТЬ СЕБЯ СОВЕТНИКОМ? !!! Этот отрывок представляет собой параллельное искажение между консультантом и клиентом с точки зрения пространственного расположения текста на странице, напоминая нам, что наше понимание событий и ситуаций не является линейным (единичный аргумент), но одновременным и взаимосвязанным, драматичным и ироничным. Winter, R (1999: 40-41) Professional Experience & The Investigative Imagination, Лондон: Routledge

  • Интерпретативный анализ (1/2) Спросите себя: • О чем мне говорят эти наборы данных? «Что здесь происходит?» (Практическое исследование / обоснованная теория) • Уверен ли я, что «у нас» есть «общее понимание» этой проблемы, являемся ли мы частью одного и того же «сообщества практиков»? • Какие темы появляются — я ожидал их? (матрица) • Представляет ли это более широкий взгляд? • Могу ли я протестировать этот более широкий обзор? (опрос на основе утверждений)

  • Интерпретативный анализ (2/2) Спросите себя: • Как я могу узнать, что это правильно — какие еще данные у меня есть, чтобы поддержать эту идею? (причина «триангуляции») • Учитывал ли я свое положение — как меня воспринимают, влияет ли мое иерархическое положение на моих респондентов, пытался ли я сделать скидку на это? • Есть ли теория, которая поможет мне понять, что «говорится» в моих данных? (Образовательная, организационная, рефлексивная практика)

  • Триангуляция • Просто означает, что ваша интерпретация основана на рассмотрении более чем одного источника данных.• Хотя это подразумевает 3 метода сбора данных, на самом деле это может быть 4 или более источников, которые вы используете для создания своей «картины» «Что здесь происходит?»

  • Достоверность и репликация • «Качественное исследование признает сложный и динамичный социальный мир. Он предполагает активное взаимодействие исследователей с участниками и признание того, что понимание конструируется и что существует множество реальностей. • Воспроизведение в качественных исследованиях больше связано с переосмыслением результатов с другой точки зрения или изучением одних и тех же проблем в разных контекстах, а не с ожиданием или желанием согласованных отчетов.• Срок действия — неотъемлемый элемент. Это связано с тем, насколько исследователь способен понимать и представлять значения людей ». (Banister, Burman, Parker, Taylor & Tindall (1994) Qualitative Methods in Psychology, Buckingham: OU Press)

  • Матрица как матрица Инструмент анализа

  • Пример отчета • 1.5 Использование представителей учащихся: каждый год представители учащихся набираются в качестве наставников для учащихся летней школы, использование наших собственных учащихся помогает молодым людям, приезжающим в гости, понять больше о потенциале университетского опыта, например, один студент заявил: «Очевидно, я слышал немного информации раньше, но это помогло услышать, как представители рассказывают, что они сделали и насколько это им помогло … они такие же люди, как мы , было приятно это знать.(ученик 12 класса А), а другой сказал: «Один человек, с которым мы говорили, имел там опыт работы, и поэтому он сразу же получил хорошую работу, он сказал нам, чтобы мы попробовали получить опыт работы, когда вы в университете, и вы могли бы иметь возможность получить там работу, поэтому приятно это слышать » (студентка 12 класса G). • Данные такого рода не только подтверждают результаты, но и оживляют отчет.

  • Различные способы рассмотрения собранных данных

  • Запрос данных • Данные похожи на двойного агента.Вы получаете только то, за что допрашиваете!

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *