Познание это что: Познание — что это такое, виды и формы познания (рациональное. научное. чувственное)

Содержание

познание — это… Что такое познание?

  • ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… …   Философская энциклопедия

  • познание — См. понимание… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. познание знание, понимание; постижение, изучение; освоение, овладение, усвоение Словарь русски …   Словарь синонимов

  • познание —         ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Познание —  Познание  ♦ Connaissance    Знать значит осмысливать то, что есть, таким, какое оно есть. Познание – это своего рода адекватное отношение между субъектом и объектом, между духом и миром или, коротко говоря, между veritas intellectus (истиной… …   Философский словарь Спонвиля

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ, познания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. познать в 1 знач. познавать; способность познавать; наблюдение человеком простого и очевидного превращения вещи в себе в явления, в вещь для него (филос.). « Диалектический… …   Толковый словарь Ушакова

  • познание —     ПОЗНАНИЕ, осмысление, постижение, узнавание, улавливание, уяснение     книжн. ПОЗНАВАЕМОСТЬ, постижимость, узнаваемость     книжн. ПОЗНАВАЕМЫЙ, постижимый, узнаваемый     ПОЗНАВАТЬ/ПОЗНАТЬ, постигать/постигнуть и постичь, осмыслять/осмыслить …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • познание — постижение чего либо, приобретение знаний о чем либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Познание …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОЗНАНИЕ — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и …   Новейший философский словарь

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ, я, ср. 1. см. познать. 2. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания,… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОЗНАНИЕ — англ. cognition; нем. Erkenntnis. Процесс постижения действительности и приобретения знаний. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ПОЗНАНИЕ — это… Что такое ПОЗНАНИЕ?

    — процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.

    П. развертывается в совместной и индивидуальной деятельности людей, «опирается» на различные исторические и культурные формы, осуществляется в разных сочетаниях живого и накопленного опыта. Закрепляясь в этом опыте в виде более или менее согласуемых между собою компонентов, оно выступает в качестве знания. В этом плане различие П. и знания есть различие процесса и результата. Иными словами, П. — это динамическая характеристика духовно-теоретического освоения человеком условий его бытия, а знание — характеристика, фиксирующая результаты этого освоения, готовые к использованию, «употреблению», распространению. Если в историческом «измерении» различие П. и знания не представляется принципиально значимым, поскольку постоянно преодолевается самой историей людей, то в конкретных ситуациях, предполагающих сочетания разных форм опыта, оно оказывается практически и теоретически весьма важным и требует специальной фиксации. Индивидуальный человек, осваивая структуры социального мира, застает в нем П. именно в форме знания, и его собственная познавательная деятельность реализуется за счет работы с этой формой, в ходе использования и преобразования ее элементов. Его усилия «оживляют» знаниевые схемы, переводят их в режим взаимодействия с реальными проблемами и, так или иначе, воспроизводят и перерабатывают их, «возвращают» в процесс П. Знание, т. о., актуально присутствует в жизни людей как момент П., раскрывается и реализуется в контексте П. Однако возможны такие «повороты», когда П.


    рассматривается сквозь призму функционирующего знания как пополнение и подпитка последнего. Формирование индивидуального П. может трактоваться как приспособление человека к существующим формам знания, подкрепляющее и консервирующее их. При такой трактовке динамика П. оказывается историческим движением знаниевых структур, категорий, концептов, символов, транслируемым людьми от поколения к поколению, поглощающим их живой опыт и обогащающимся за счет него. Т. о., рассмотрение динамики П. с т. зр., фиксирующей его результаты и их систематическую форму, может порождать представление о П. как о некоем надчеловеческом, надличностном субъекте, осуществляющем познавательную деятельность с помощью людей, но без учета потраченных ими сил и способностей. Подобное воззрение на П. по сути доминирует в традиционных типах общества. В «классической» науке и философии также имели место аналогичные взгляды. Развитие П. в значительной мере толковалось как пополнение «копилки» знания новыми теориями и концепциями, выстраиваемыми в соответствии с общезначимыми стандартами и нормами. Сами стандарты и нормы, теоретикопознавательные установки и ориентации считались незыблемыми и независимыми от работы и творчества индивидуальных познающих субъектов. В этом была сила «классической» науки и философии как социальных и культурных институций, которые задавали некие общезначимые и в этом смысле объективные стандарты для человеческих взаимодействий, для сочетания различных модификаций человеческого опыта. Но в этом была и их слабость, поскольку именно оторванность стандартов от живого и конкретного человеческого опыта делала их невосприимчивыми к тем трансформациям познавательных структур и установок, которые начались в науке и философии в середине XIX в.

    «Классическая» картина эволюции П., — по видимости ясная и стройная — оказалась внутренне противоречивой. В ней плохо совмещались идея общезначимого знания, его стандартов и критериев, и идея обновления знания, создания новых методов и средств его получения. Новое знание, необходимое обществу для воспроизводства и развития его структур, как правило, плохо согласовывалось с массивом апробированного наукой опыта, оказывалось под подозрением. Для «классической» картины П. проблема творчества, познавательного творчества в частности, так и осталась неразрешимой. Творческая деятельность людей, создающая новые понятия, образы и концепции, в большинстве случаев характеризовалась как поле действия иррациональных, мистических, неконтролируемых сил, т. е. оказывалась за гранью действия познавательных норм и стандартов. «Классические» теории П. так и не смогли связать познавательную активность индивидуального субъекта (субъектов) и эволюцию обезличенного, объективированного П. с присущими ему стереотипами и средствами связи. П., т. о., в эволюции своей оказывалось разделенным как бы на два потока: первый, в котором протекает живое П. действующих людей, и второй, в котором движется деиндивидуализированное знание, постепенно перерастающее за счет трансформации усилий отдельных субъектов в бессубъектные или интерсубъективные формы. Конечно, эта двойственность представления П. постоянно провоцировала его описания как внечеловеческой или надчеловеческой силы, в пределе — особого субъекта, развертывающего историю П.

    Однако в середине XIX столетия «классическая» картина П. столкнулась с рядом проблем, обусловленных развитием практики и науки, показавших ее слабости и ограниченность. Необходимо было приблизить формы познавательной деятельности к конкретным сферам человеческих взаимодействий, поставить их в связь с определенными задачами и возможностями людей: возникало все больше нестандартных практических и исследовательских ситуаций, поле П. на глазах расширилось за счет природных и социальных объектов, не поддающихся стандартным теоретико-познавательным характеристикам: физика столкнулась с задачами, выходящими за рамки классических представлений, социальные науки встали перед необходимостью описания ненаблюдаемых социальных качеств и человеческих взаимосвязей, классическая логика  оказалась несостоятельной в объяснении этнографического материала, отражающего мышление людей, живущих и живших за пределами круга европейской цивилизации.

    Возникновение новых многообразных стимулов развития П. требовало и соответствующей трактовки динамики П. Необходимо было «строить» такие трактовки не от результатов и оформляющих их стандартов, а от субъектов, собирающих и тратящих энергию деятельности, использующих различные объективированные средства П. — в т. ч. и стандарты, формирующие определенный строй и порядок познавательного процесса (в т. ч. и его ценностно-нормативные структуры). Однако эта тенденция поначалу не проявилась (и видимо — не могла проявиться) в достаточной степени. Ее реализация первоначально обозначилась как кризис «классических» философских теорий П., как осознание угрозы развитию и сохранению европейской культуры, утрачивающей важный инструмент нормативного регулирования отношений между людьми: эмоционально это переживалось как состояние утраты ценностей и ориентиров. В своих крайних выражениях эта тенденция проявилась как принципиальное отрицание общезначимых познавательных и культурных норм (см. «Нигилизм»), как радикальная критика метафизики П. и философии вообще (см. «Позитивизм»). В этом пункте следует подчеркнуть, что в плане стратегическом эта тенденция указывала не на ликвидацию ценностно-нормативной структуры П. (и культуры), а на постановку ее в контексте конкретных форм связи и» деятельности людей. Проблема стандартов П., соответственно, «перемещалась» из логики подчинения людей стандартам в процессы выработки и согласования людьми общезначимых схем взаимодействия. Однако сама философия оказалась не в состоянии проводить подобную стратегию, поскольку не обладала достаточными средствами ее обоснования, утратила прежний культурный и общественный авторитет. Усилия, сопряженные с этой стратегией, предпринимались теперь уже не столько в философии, сколько за ее пределами: в рамках социологии науки и истории познания, в социальной психологии и педагогике, в культурологических дисциплинах, изучающих конкретные системы П. и мышления.

    Определенные результаты, характеризующие динамику П., были получены в области комплексных исследований, выявляющих и описывающих социальную природу П. Первоначально социальная природа П. очерчивалась упрощенно и приблизительно и обнаруживалась в формах зависимости П. от господствующих политических интересов, экономической и технической пользы, личной выгоды (догматический марксизм, прагматизм). Этот подход вызвал ожесточенную критику, в немалой степени справедливую, со стороны традиционно ориентированных теоретиков П. К середине XX в. наметилась тенденция более детального и тонкого анализа, в котором выявлялись доминирующие структуры взаимодействий, определяющие ориентации познавательной деятельности, работу конкретных ученых. Философские теории П. были заметно скорректированы данными социологии и истории науки. Однако динамика П. в основном трактовалась по образцам, которые выявлялись в динамике П. научного. Углубленное исследование проблемы получения нового знания и трансформации сложившихся познавательных структур привлекло внимание к личностному аспекту познавательной деятельности («личностное знание» — М. Полани). Рассмотрение личностных детерминант П. привело к еще одному «повороту»: в фокусе исследовательского внимания оказалось обыденное П. с присущими ему формами, а в анализе научного П. на первый план вышли такие его аспекты, — например, организация и продуктивность межличностного общения (Д. Прайс), — которые ранее оставлялись без внимания. Разумеется, этот «поворот» не ликвидировал границы между обыденным и научным П. Но он позволил увидеть и учесть в анализе П. многие важные факторы его динамики, связанные с бытием людей, их общением, «энергетикой» и мотивацией их деятельности. Было бы сильным упрощением представлять дело так, что на смену обезличенным структурам познавательной деятельности явились субъективная направленность и индивидуализированная спонтанность поведения людей; сложность проблемы как раз состояла и состоит в том, чтобы обнаружить структурность П. в процессах совместной и индивидуальной деятельности людей, в ее не только внешних, но и «внутренних» связях.

    Усложнение представлений о процессе П. пошло по пути создания «каскадных» моделей, сочетающих образы постепенного накопления знаний с концепциями резкой смены ценностно-нормативных систем (Т. Кун), рисующих эволюцию П. как смену исторических формаций знания («эпистем» — М. фу» ко). Весьма важной становится проблема взаимодействия разных формаций, образцов, «парадигм» П. Методологически наиболее трудным является вопрос о действиях, отделяющих обновление стандартов от их разрушения, создание новых от уничтожения старых. Одним из возможных является путь создания «мультипарадигмальных» систем П. (См. «Гносеология», «Знание и Незнание», «Наука», «Методология».)

    В. Е. Кемеров


    Современный философский словарь. — М.: Панпринт.
    В.Е. Кемеров.
    1998.

    Познание (философия) — это… Что такое Познание (философия)?

    Познание (философия)

    Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

    Виды(методы) познания

    «Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся.» И.Кант

    Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

    Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личностное, «народная наука». Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответствующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука.

    Исходную структуру Познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории Познания). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

    Платон

    Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

    Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений. Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности. Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

    Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере»).

    Эпикурейцы

    Филон Александрийский

    Типы познания

    Существует несколько типов познания:
    • мифологическое
    тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоритического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни).Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
    объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.
    Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
    В Новом Завете метод религиозного познания сформулирован Самим Христом в «заповедях блаженства»:
    «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.,5,8)
    философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.
    В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
    является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания.
    • научное (рациональное)
    предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Его основные формы : понятие, суждение и умозаключение.

    См. также

    Ссылки

    Познание — это… Что такое познание?

    Вот, например, как описывает состояние сосредоточения (турийя) Мандукья упанишада: «Полагают, что четвертая пада такова: она не познание, направленное на внутреннее; она не познание, направленное на внешнее; она не познание, направленное на то и на другое; она не познание и не не-познание….Она суть знания о едином атмане, она то, в чем растворяется видимый мир, она бесстрастна, милостива и недвойственна.

    Именно это игнорируют современные западные люди, которые, осуществляя познание, рассматривают его как только рациональное и дискурсивное, и, следовательно, непрямое и несовершенное, то, что можно назвать познанием через отражение; и все чаще само это познание низшего рода они ценят только в той мере, в какой оно может прямо служить практическим целям: вовлеченные в действие до степени отрицания всего, что его превосходит, они не замечают, что само действие из-за отсутствия принципа также дегенерирует в суетливость, настолько же напрасную, насколько бесплодную.

    Эти люди не умеют pазличать непосpедственное познание самого существа дpугим, котоpое невозможно, потому что поpождает пpотивоpечие, с познанием его пpиpоды или его сущности (его внутpеннего хаpактеpа) дpугим посpедством действия пеpвого на последнее или его обнаpужения для него, такое познание станет не только возможно, но и со всей очевидностью необходимо, как только мы допустим, что существо пpоявляется.

    Подобно Каппадокийцам, Палама не думает отрицать ЕТ, он не раз говорит, что познание творений способно дать «первоначальное познание Бога», а до Закона и вне христианства оно остается единственным и небесполезным способом Богопознания: «Богопознание через сущее отвечало младенчеству живших до Закона[4] … Язычники… приходили к какому-то представлению о Боге, поскольку природа и творение дают к тому немалые основания» (I.1,18).

    Он боялся, что человечество погибнет от перенаселения или насилия; спасти людей от гибели, по его мнению, могло только самопознание — то есть познание тесной взаимосвязи психических и физических сил, познание места и роли человека в природе.

    Если существует метафизика, познание сверхчувственного, то таковая не может, как это подробно развито уже в первых параграфах Пролегомен, черпаться из опыта, а она должна быть познанием a priori, познанием чисто философским.

    Если мы даже совершенно отвлечемся от того, что самая постановка вопросов – а тем самым и хотя бы частично этим определенные итоги – научного познания имеют своей исходной точкой и своей целью потребности практической ориентировки в жизни и господства над миром – другими словами, если мы даже возьмем научное познание только как «чистое» познание, возникающее из бескорыстного, незаинтересованного любопытства, то замысел этого познания состоит все же в вопросе: «что собственно скрывается в том, что доселе от меня скрыто?» или: «как – а это значит: как что– я должен понять вот это новое, впервые мне встречающееся явление?» Всякое научное познание есть познание в понятиях: оно пытается найти в новом, незнакомом, скрытом что-либо общее – общее ему с другим, уже знакомым, – именно чтобы подчинить его чему-то уже знакомому и привычному; именно в этом и заключается всякое научное «констатирование» и «объяснение».

    Если мы даже совершенно отвлечемся от того, что самая постановка вопросов — а тем самым и хотя бы частично этим определенные итоги — научного познания имеют своей исходной точкой и своей целью потребности практической ориентировки в жизни и господства над миром — другими словами, если мы даже возьмем научное познание только как «чистое» познание, возникающее из бескорыстного, незаинтересованного любопытства, то замысел этого познания состоит все же в вопросе: «что собственно скрывается в том, что доселе от меня скрыто?» или: «как — а это значит: как что — я должен понять вот это новое, впервые мне встречающееся явление?» Всякое научное познание есть познание в понятиях: оно пытается найти в новом, незнакомом, скрытом что-либо общее — общее ему с другим, уже знакомым, — именно чтобы подчинить его чему-то уже знакомому и привычному; именно в этом и заключается всякое научное «констатирование» и «объяснение».

    Но такое утверждение уже пред–полагает, что мы знаем внутреннюю сущность человеческого ума, что мы знаем его как субстанцию, так как иначе мы не могли бы знать, что ему свойственно в его сущности; это предполагает, следовательно, познание на ином, чем феноменальный, уровне — сущностное познание или познание субстанциальное, это предполагает, одним словом, познание метафизиче–ское.

    Это и познание себя, и познание другого человека, познание законов любви, познание законов совместимости людей.

    ПОЗНАНИЕ — это… Что такое ПОЗНАНИЕ?

  • ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… …   Философская энциклопедия

  • познание — См. понимание… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. познание знание, понимание; постижение, изучение; освоение, овладение, усвоение Словарь русски …   Словарь синонимов

  • познание —         ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Познание —  Познание  ♦ Connaissance    Знать значит осмысливать то, что есть, таким, какое оно есть. Познание – это своего рода адекватное отношение между субъектом и объектом, между духом и миром или, коротко говоря, между veritas intellectus (истиной… …   Философский словарь Спонвиля

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ, познания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. познать в 1 знач. познавать; способность познавать; наблюдение человеком простого и очевидного превращения вещи в себе в явления, в вещь для него (филос.). « Диалектический… …   Толковый словарь Ушакова

  • познание —     ПОЗНАНИЕ, осмысление, постижение, узнавание, улавливание, уяснение     книжн. ПОЗНАВАЕМОСТЬ, постижимость, узнаваемость     книжн. ПОЗНАВАЕМЫЙ, постижимый, узнаваемый     ПОЗНАВАТЬ/ПОЗНАТЬ, постигать/постигнуть и постичь, осмыслять/осмыслить …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • познание — постижение чего либо, приобретение знаний о чем либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Познание …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОЗНАНИЕ — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и …   Новейший философский словарь

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ, я, ср. 1. см. познать. 2. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания,… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОЗНАНИЕ — это… Что такое ПОЗНАНИЕ?

    воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. носит социально и культурно опосредованный ист. характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познават. деятельности.

    Выделяют разл. формы П.: направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), П., направленное на получение объективированного знания, существующего вне отд. индивида (напр., в виде нек-рых текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное П. может осуществляться коллективно, в особых способах межиндивидуальной коммуникации. Следует различать также обыденное, мифологич., худож. и науч. П. Внутри науки существ, особенностями обладают естественно-науч. и гуманитарное П. Как специфич. вид рассматривается фил ос. П.

    Существуют также разные культурно-ист. типы П. Так, напр., в античности идеал П. связывался с пониманием природных процессов — дедуктивным выведением следствий из отд. посылок, истинность к-рых постигается интуитивно. Возможность предсказания будущих событий не рассматривалась как необходимая и существ, характеристика П. Античная наука в целом отвечала этому идеалу П. В новое время идеал П. связывался прежде всего с новой экспериментальной наукой, с возможностью воспроизведения познават. феноменов в искусств, условиях и с возможностью предсказания. В знании и ведущем к нему П. виделись силы, помогающие овладеть природными и социальными процессами и поставить их на службу человеку. В совр.


    эпоху в связи с трансформациями, переживаемыми культурой, происходит пересмотр идеалов П. Понимание П. как овладения предметом, к-рый как бы становится под полный контроль познающего, сменяется представлением о П. — развиваемым как в естествознании (И. Пригожий), так и в науках о человеке и обществе, — как своеобразном диалоге между познающим и познаваемым; П. уподобляется в ряде отношений коммуникации.

    Если классич. наука и классич. философия связывали П. с полным осознанием применяемых процедур, с полнотой саморефлексии, то в кон. 20 в. всё более выявляется важная познават. роль неосознаваемых в полной мере предпосылок (т. н. неявное, предпосылочное знание), роль допущений, принимаемых до поры на веру, погружённость П. в культурный контекст, к-рый не эксплицируется самим познающим и выявление к-рого предполагает особые исследоват. усилия. Вместо противопоставления ненаучного и науч. П., признания подлинного познават. статуса лишь за последним в совр. условиях подчёркивается многообразие видов познават. деятельности, в ряду к-рых наука занимает важное, но не единственное место.

    П. считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего по производству нек-рой новой реальности, в т. ч. и репрезентирующей знание. Эта искусств, реальность, воплощающая результаты познават. деятельности, выступает в вещной форме, в виде орудий труда, приборов и инструментов, а также в виде разного рода текстов и человеческой речи. Невозможно понять П. (начиная с его простейших форм, таких, как восприятие) вне учёта его включённости в деятельность и в коммуникацию.

    Особая форма П. — учебная деятельность. Усвоение накопленного человечестном богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам П., как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их, как деятельность диалогическая (в данном случае диалог между учителем и учеником).

    П. изучается рядом науч. дисциплин. Эталоны и нормы П., их соответствие познаваемой реальности, достоверность и недостоверность П., взаимоотношение П. и иных форм отношения человека к миру (религии, морали, иск-ва) изучаются в спец. разделе философии — теории П. Механизмы познават. деятельности отд. человека исследуются в психологии П. Социальный и культурный контекст познават. деятельности — предмет социологии П. и культурологии. Ист. развитие науки как специфич. формы П. изучается историей науки. Специфич. проблемы логич. организации науч. знания анализируются в логике и методологии науки. В. А. Лекторский.

    Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия».
    Под ред. В. Г. Панова.
    1993.

    Познание — это… Что такое Познание?

  • ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… …   Философская энциклопедия

  • познание — См. понимание… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. познание знание, понимание; постижение, изучение; освоение, овладение, усвоение Словарь русски …   Словарь синонимов

  • познание —         ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Познание —  Познание  ♦ Connaissance    Знать значит осмысливать то, что есть, таким, какое оно есть. Познание – это своего рода адекватное отношение между субъектом и объектом, между духом и миром или, коротко говоря, между veritas intellectus (истиной… …   Философский словарь Спонвиля

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ, познания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. познать в 1 знач. познавать; способность познавать; наблюдение человеком простого и очевидного превращения вещи в себе в явления, в вещь для него (филос.). « Диалектический… …   Толковый словарь Ушакова

  • познание —     ПОЗНАНИЕ, осмысление, постижение, узнавание, улавливание, уяснение     книжн. ПОЗНАВАЕМОСТЬ, постижимость, узнаваемость     книжн. ПОЗНАВАЕМЫЙ, постижимый, узнаваемый     ПОЗНАВАТЬ/ПОЗНАТЬ, постигать/постигнуть и постичь, осмыслять/осмыслить …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • познание — постижение чего либо, приобретение знаний о чем либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Познание …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОЗНАНИЕ — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и …   Новейший философский словарь

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ, я, ср. 1. см. познать. 2. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания,… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОЗНАНИЕ — англ. cognition; нем. Erkenntnis. Процесс постижения действительности и приобретения знаний. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Различия между данными, информацией и знаниями :: Infogineering

    Мы часто слышим слова Data, Information и Knowledge , как если бы они были одним и тем же.

    Вы слышите, как люди говорят об Интернете как об «обширной сети человеческих знаний» или о том, что они «пересылают данные по электронной почте».

    Определить, что мы подразумеваем под данными, информацией и знаниями — и как они взаимодействуют друг с другом, — должно быть намного проще.

    Кто-нибудь видел мои компакт-диски?

    Несколько лет назад налоговая служба правительства Великобритании потеряла несколько компакт-дисков, содержащих 25 миллионов записей , когда они были отправлены небезопасно. Опасения заключались в том, что о них содержалось достаточно информации, чтобы позволить преступникам открывать банковские счета, брать ссуды и делать рождественские покупки… и все это под чужим именем.

    В результате главный аргумент в прессе касался безопасности , и неизбежно многие использовали его для нападок на министров правительства.Любой, кто когда-либо работал в бюрократическом аппарате, знает, что подобные вещи происходят гораздо чаще, чем мы хотели бы думать, когда люди срезают углы. Никакая процедура или официальный процесс не являются водонепроницаемыми. Просто на этот раз им это не сошло с рук.

    В СМИ термины «данные» и «информация» используются как синонимы.

    Например, одна из частых ошибок заключалась в том, что они теряли «данные». Однако вы не можете потерять данные физически . Вы не можете физически собирать данные, перемещать их и т. Д.

    Запутались?

    Позвольте мне объяснить, но — прежде чем мы продолжим — я должен указать, что здесь я использую определения Infogineering трех слов (данные, информация, знания). За последние несколько лет они так запутались, что разные определения не совпадают. Итак, позвольте мне объяснить, как Infogineering рассматривает их всех.

    Knowledge Знания

    Во-первых, давайте посмотрим на Знание. Знание — это то, что мы знаем .Думайте об этом как о карте Мира, которую мы строим в своем мозгу. Как физическая карта, она помогает нам узнать , где находятся объектов, но содержит не только это. Он также содержит наши убеждения и ожидания. «Если я сделаю это, я, вероятно, получу это». Важно то, что мозг связывает все эти вещи вместе в гигантскую сеть идей, воспоминаний, предсказаний, убеждений и т. Д.

    Именно на этой «карте» мы основываем свои решения, не на самом реальном мире . Наш мозг постоянно обновляет эту карту на основе сигналов, поступающих через наши глаза, уши, нос, рот и кожу.

    В настоящее время не может хранить знания ни в чем, кроме мозга, потому что мозг связывает все это воедино. В мозгу все взаимосвязано. Компьютеры — это не искусственный мозг. Они не понимают того, что они обрабатывают, и не могут принимать независимых решений на основе того, что вы им говорите.

    Есть два источника, которые мозг использует для создания этих знаний — информация и данные.

    Data Данные

    Данные — это фактов Мира .Например, возьмите себя. Вы можете быть ростом 5 футов, иметь каштановые волосы и голубые глаза. Все это «данные». У вас каштановые волосы, записано это где-то или нет.

    Во многих отношениях данные можно рассматривать как описание мира . Мы можем воспринимать эти данные нашими органами чувств, а затем мозг может их обработать.

    Человеческие существа использовали данные, пока мы существуем, для формирования знаний о мире.

    Пока мы не начали использовать информацию, все, что мы могли использовать, это данные напрямую.Если бы ты хотел узнать, какого я роста, тебе придется подойти и посмотреть на меня. Наши знания были ограничены нашим непосредственным опытом.

    Infogineering Информация

    Информация позволяет нам расширить наши знания за пределы диапазона наших чувств. Мы можем записывать данные в информацию , а затем перемещать их, чтобы другие люди могли получить к ним доступ в разное время.

    Вот вам простая аналогия.

    Если я сфотографирую вас, фотография — это информация.Но вы выглядите как данные.

    Я могу перемещать вашу фотографию, отправлять ее другим людям по электронной почте и т. Д. Однако на самом деле я не перемещаю , а вы, , — или , как вы выглядите . Я просто разрешаю другим людям, которые не могут видеть вас напрямую, узнать, как вы выглядите. Если я потеряю или уничтожу фотографию, это не изменит вашего внешнего вида.

    Итак, в случае утерянных налоговых записей компакт-диски были информацией. Информация была потеряна , но данных не было .Миссис Джонс все еще живет по адресу Уайтуотер-роуд, 14, и она все еще родилась 15 августа 1971 года.

    Модель Infogineering (ниже) объясняет, как они взаимодействуют…

    Infogineering Model

    Почему важно, чтобы люди их путали?

    Когда люди путают данные с информацией, они могут совершать серьезные ошибки. Данные всегда верны (мне не может быть одновременно 29 и 62 года), но информация может быть неверной (на мне может быть два файла, один говорит, что я родился в 1981 году, а другой говоря, что я родился в 1948 году).

    Информация собирает данные в одной точке . Данные меняются со временем. Люди делают ошибку, думая, что информация, которую они просматривают, всегда является точным отражением данных.

    Понимая разницу между ними, вы сможете лучше понять, как принимать более обоснованные решения на основе точных фактов.

    Коротко

    Данные: Факты, описание мира
    Информация: Собранные данные и знания
    Знания: Наша личная карта / модель мира

    ВН: Ф [1.6.5_908]

    Рейтинг: 8.1 / 10 (1749 голосов)

    VN: F [1.6.5_908]

    Рейтинг: +822 (от 1158 голосов)

    .

    Что такое управление знаниями? его важность и преимущества

    Discover:

    Что такое управление знаниями?

    Управление знаниями — это сознательный процесс определения, структурирования, сохранения и обмена знаниями и опытом сотрудников внутри организации.

    Основная цель управления знаниями — повысить эффективность организации и сохранить знания внутри компании.

    Часто это относится к обучению и обучению в организации или ее клиентах.Он состоит из цикла создания, обмена, структурирования и аудита знаний, чтобы максимизировать эффективность коллективных знаний организации.

    3 основных области управления знаниями

    1. Накопление знаний
    2. Хранение знаний
    3. Обмен знаниями

    Цель состоит в том, чтобы обеспечить организационное обучение и создать культуру обучения, в которой поощряется обмен знаниями и тех, кто стремится учиться чтобы им было легче это сделать.

    Размышляя об управлении знаниями, полезно рассмотреть типы знаний и то, насколько возможно поделиться этими знаниями внутри организации.

    Неявные знания и явные знания — это два основных типа знаний, охватываемых определением управления знаниями.

    • Неявные знания более интуитивно понятны, их сложнее упаковать и поделиться с другими. Примеры неявного знания — новаторское мышление и понимание языка тела.
    • Явные знания — это информация, которую легко кодировать и обучать, например, как заменить тонер в принтере и математические уравнения.

    Успешное управление знаниями улучшит организацию несколькими способами. Это гарантирует, что специализированные знания сотрудников не уйдут с ними или останутся неиспользованными другими сотрудниками, которым эти знания пригодятся.

    Это позволяет лучше понимать ситуацию, а также открывать двери для изучения передового опыта, извлеченных уроков и общего улучшения организации.

    Почему так важно управление знаниями?

    Управление знаниями важно, потому что оно повышает эффективность принятия решений организацией.

    Обеспечивая доступ всех сотрудников к общему опыту, имеющемуся в организации, создается более умный персонал, способный принимать быстрые и обоснованные решения, приносящие пользу компании.

    Инновации легче внедрять в организации, клиенты получают выгоду от расширенного доступа к передовым методам и сокращается текучесть кадров.

    Важность управления знаниями растет с каждым годом. По мере того, как рынок становится все более конкурентным, один из лучших способов оставаться на шаг впереди — создавать свою организацию с умом и гибкостью. Вы хотите иметь возможность обнаруживать проблемы на расстоянии и быстро реагировать на новую информацию и инновации.

    Компании начинают процесс управления знаниями по разным причинам.

    1. Слияние или поглощение может подстегнуть необходимость систематизировать знания и побудить команды делиться своим опытом.
    2. Неизбежный выход на пенсию ключевых сотрудников может продемонстрировать необходимость закрепить их знания.
    3. Предстоящая кампания по набору персонала показывает мудрость в использовании управления знаниями для помощи в обучении новых сотрудников.

    Преимущества управления знаниями

    1. Более эффективное рабочее место
    2. Более быстрое и эффективное принятие решений
    3. Расширенное сотрудничество
    4. Повышение уровня организационных знаний
    5. Оптимизация процесса адаптации и обучения
    6. Повышение уровня удовлетворенности и удержания сотрудников за счет высокой оценки знания, обучение и инновации

    Управление знаниями — важный инструмент в любой компании, которая хочет увеличить свою прибыль и долю на рынке.

    Примеры и лучшие практики управления знаниями

    В зависимости от потребностей компании управление знаниями будет отличаться.

    Ниже мы перечислили наиболее распространенные примеры управления знаниями:

    1. Репетиторство и обучение, сообщества практиков, вопросы и ответы, а также местонахождение экспертизы

    Все эти примеры включают передачу знаний непосредственно от носителя знаний.

    Это может быть личное обучение, корпоративные тренинги, онлайн-чаты и групповые обсуждения — или сочетание этих и других вариантов.

    Чтобы размещение экспертных знаний было эффективным аспектом системы управления знаниями, должна быть построена матрица с возможностью поиска, которая позволяет документировать компетенции.

    Плюсы:

    • На вопросы можно сразу ответить
    • Если материал непонятен, можно дать пояснения
    • Можно провести мозговой штурм, воспользовавшись объединенной силой опыта и знаний группы
    • In- человек, обучающийся, как правило, запоминается более четко

    Минусы:

    • Может занимать много времени и отвлекать от задач, которые владелец знаний пытается выполнить
    • Создание системы определения местонахождения экспертизы может занять много времени и поддерживать
    • Может быть сложно задокументировать и сохранить для использования в будущем
    • Вы можете потерять знания, если владелец знаний уйдет из компании

    2.Документация, руководства, руководства, часто задаваемые вопросы и учебные пособия

    Эти письменные сообщения отлично подходят для хранения и передачи знаний.

    При текстовом управлении знаниями необходима система для хранения, классификации и навигации по предметам.

    Во многих случаях метаданные очень помогают в этом.

    Плюсы:

    • Можно легко архивировать и хранить
    • Легко поделиться в Интернете
    • Можно легко объединить опыт нескольких людей в один пакет
    • Быстрая навигация к решениям при хорошей организации

    Минусы:

    • Требуется больше времени для создания
    • Должно быть правильно организовано, иначе знания будут недоступны
    • Знания необходимо поддерживать в актуальном состоянии

    3.Форумы, интрасети и среды для совместной работы

    Эти онлайн-ресурсы вызывают обсуждение и объединяют множество обладателей знаний в одном месте.

    Темы, подфорумы и группы можно разделить по темам, уровню знаний или любому количеству других классификаций.

    Плюсы:

    • Сотрудничество способствует инновациям
    • Многие эксперты могут быть объединены в одном месте, независимо от их местоположения по всему миру
    • Упрощение контактов с удаленными командами помогает работать в команде и передавать знания

    Минусы:

    • Может быть хаотичной, шумной средой
    • Знания активно не проверяются, так как они добавляются в обсуждения
    • Поиск соответствующих ответов во многих сообщениях и цепочках занимает много времени
    • Сообщения и цепочки могут не архивироваться

    4 .Среда обучения и развития

    Создание среды, в которой обучение рассматривается как актив, побудит сотрудников постоянно учиться.

    Поощрение их к использованию преимуществ ваших систем управления знаниями приведет к появлению высококвалифицированных сотрудников, готовых взять на себя руководящие роли в вашей организации.

    Для того, чтобы это произошло, должны существовать структурированные и доступные технологии обучения и развития, которые сотрудники могут использовать.

    Плюсы:

    • Мотивированные сотрудники могут развиваться по своему желанию
    • Возможна организация программ обучения
    • Структура позволяет легче открывать предметы

    Минусы:

    • Требуется много усилий, чтобы построить и поддерживать
    • Содержимое должно создаваться и постоянно обновляться

    5. Примеры из практики

    Эти углубленные исследования по отдельным предметам служат полными руководствами по предмету.

    Если посмотреть на предпринятые действия, результаты этих действий и извлеченные уроки могут быть чрезвычайно ценными и позволяют полностью задокументировать и архивировать извлеченные уроки.

    Плюсы:

    • Разрешить полную документацию и архивирование извлеченных уроков
    • Легко делиться
    • Эффективно передавать сложную информацию

    Минусы:

    • Создание
    • требует много времени и навыков Может быть слишком специализированным для широкого применения знаний

    6.Вебинары

    Эти онлайн-семинары могут быть очень полезны для широкого распространения идей среди команд, филиалов или всей компании.

    Плюсы:

    • Можно записывать и использовать повторно
    • Легко для всех заинтересованных сотрудников

    Минусы:

    • Требуется время и усилия для планирования, написания и доставки
    • Требуется организация

    Процесс управления знаниями

    При организации управления знаниями в организации существует четырехэтапный процесс управления знаниями, которому можно следовать.

    1. Discovery

    Как будут обнаружены знания внутри организации?

    В каждой организации есть несколько источников знаний.

    На этом этапе процесса определяются источники знаний, а также места, где хранятся критически важные знания, что можно извлечь из этих знаний и есть ли области, в которых знания могут быть потеряны в ходе процесса.

    Процессу обнаружения помогает твердое понимание потока знаний в организации.

    2. Capture

    Как будут храниться новые и существующие знания?

    Каждая организация обладает огромным объемом знаний, и они должны храниться и организовываться осознанно.

    Благодаря созданию системы с отображением и категоризацией упрощается доступ к знаниям и увеличивается организационная структура.

    Это может включать сканирование документов с использованием метаданных и индексацию.

    3. Процесс

    Как лучше всего синтезировать и внедрить эти знания?

    Этот шаг включает в себя глубокий анализ знаний, собранных на предыдущих двух шагах.

    Организация должна систематизировать и оценить знания, чтобы увидеть, как лучше всего их можно интегрировать в структуру организации.

    На этом этапе организации следует внедрять и продвигать культурный сдвиг в сторону обмена знаниями и развития сотрудников, которые могут стать новаторами.

    4. Делитесь и получайте выгоду

    Как лучше всего сотрудники организации могут получить доступ к этим знаниям?

    Задача управления знаниями — обеспечить легкий доступ к знаниям внутри организации.

    Создание работающей системы — это первый шаг, но люди должны понимать, как использовать эту систему.

    Реализация программ обучения может помочь улучшить понимание систем управления знаниями.

    После того, как система будет использована, компания получит выгоду от повышения эффективности, лучшего принятия решений и более инновационных сотрудников.

    Структура управления знаниями

    • Люди — Управление знаниями должно быть приоритетом внутри компании, а дух обмена знаниями должен быть встроен в ДНК компании и стимулироваться.
    • Процесс — Требуется четкая система для всех этапов управления знаниями, оставляющая место для инноваций.
    • Технология — Технология поддерживает управление знаниями, позволяя искать, находить и получать доступ к знаниям в системах управления знаниями. Технологии также позволяют людям лучше общаться.
    • Управление — Управление организации должно расставлять приоритеты и поощрять обмен знаниями. Без этого шага внедрение систем управления знаниями будет сложной задачей.

    Организации, которые в полной мере используют возможности управления знаниями, могут лучше быстро реагировать на меняющиеся рыночные условия, предлагать своим клиентам более качественные услуги и повышать уровень инноваций и эффективности.

    Что такое системы управления знаниями?

    Системы управления знаниями — это ИТ-решения, которые позволяют хранить и извлекать информацию, хранящуюся внутри компании, что позволяет улучшить сотрудничество и более эффективное решение проблем.

    В зависимости от потребностей вашей компании они будут иметь разные функции.

    Примерами систем управления знаниями являются:
    • База данных отзывов — Каждый, кто участвует в разработке продукта, от дизайнеров до продавцов и клиентов, имеет возможность поделиться своими отзывами с организацией. Все заинтересованные стороны могут получить доступ к обратной связи и, таким образом, могут быстро внести ключевые изменения, вооружившись информацией.
    • Файлы исследования — При разработке проектов и идей компания проводит исследования рынка и потребителей, чтобы выяснить, что необходимо, какие ниши на рынке еще предстоит заполнить и какие тенденции можно спрогнозировать.Затем файлы передаются внутри организации, чтобы все отделы могли извлечь выгоду из проведенного исследования.

    Общие файлы проекта — эта система обеспечивает более тесное сотрудничество и командную работу, особенно на расстоянии.

    .

    Что такое управление знаниями и почему это важно? · AtSpoke

    Мы живем в экономике знаний , что делает знания одним из важнейших активов современной компании.

    Насколько важно? Рассмотрим эту статистику:

    • По оценкам 74 процентов организаций, эффективные дисциплины управления знаниями повышают продуктивность компании на 10-40 процентов .

    Учитывая важность знаний для эффективности и производительности, крайне важно, чтобы организации эффективно управляли своими знаниями.

    Управление знаниями — это любая система, которая помогает людям в организации делиться, получать доступ и обновлять бизнес-знания и информацию.

    В этой статье мы расширим это определение управления знаниями на некоторых конкретных примерах, а затем проиллюстрируем, почему именно управление знаниями является такой важной сферой внимания для предприятий и групп поддержки сотрудников, таких как ИТ, HR и Финансы.

    Примеры управления знаниями в организациях

    Управление знаниями может принимать разные формы.Отличный пример эффективной, но простой практики — от Geisinger Medical Group. После разработки контрольных списков для врачей, которые будут использовать при проведении операций, стоимость операции снизилась на 2000 долларов на пациента, и пациенты испытали меньше осложнений после операции.

    Но простые контрольные списки никуда не годятся по широте и глубине знаний, которые существуют в большинстве организаций. Среди надежных решений для управления знаниями:

    • Программы перекрестного обучения — Программы наставничества, слежки и другие программы обучения позволяют сотрудникам приобретать бизнес-знания, наблюдая за работой других.Например, новых сотрудника в Toyota в течение нескольких месяцев скрывают опытных сотрудников, а новые фабрики изначально укомплектованы опытными рабочими с существующих заводов, а также новыми сотрудниками.
    • Системы управления документами — Системы управления документами, такие как Google Drive и Box , позволяют организациям хранить документы компании в облаке, делиться ими и контролировать разрешения доступа на детальном уровне. Обычно в этих инструментах есть системы для пометки файлов и добавления метаданных, которые упрощают поиск информации.
    • Системы управления контентом (CMS) — Системы управления контентом, такие как SharePoint и Bloomfire , позволяют группам и отдельным лицам публиковать, обновлять и получать доступ к информации во внутренней сети компании.
    • Инструменты социальных сетей — Инструменты частных социальных сетей, такие как Workplace by Facebook и Slack , позволяют командам общаться и сотрудничать в общем пространстве. Но эти инструменты также служат системами управления знаниями, поскольку хранят все исторические разговоры, позволяя сотрудникам искать ранее обсужденную информацию.
    • Чат-боты — Мы считаем, что чат-боты представляют собой естественную эволюцию управления знаниями. Чат-боты, такие как Spoke , используют ИИ и машинное обучение, чтобы отвечать на вопросы сотрудников и запросы информации. Используя чат-ботов, сотрудникам не нужно задаваться вопросом, у кого спросить или куда обратиться за необходимой информацией. Им не нужно копаться в CMS, системе документов или истории чатов. Они могут задавать вопросы на естественном языке («Как мне добавить новорожденного в мою страховку?»), И чат-бот будет отображать наилучшую информацию из своей базы знаний, независимо от того, где эта информация находится в организации.

    Пример чат-бота atSpoke, отвечающего на вопрос сотрудника.

    Для получения дополнительных примеров того, как конкретные организации внедрили решения для управления знаниями, ознакомьтесь с нашей статьей о методах управления знаниями в Amazon, Microsoft и Toyota . Вы также можете получить доступ к более чем 100 тематическим исследованиям управления знаниями в блоге Ника Милтона .

    Почему так важно управление знаниями?

    «Если бы HP знала то, что знает HP, мы были бы в три раза более производительными.» — Льюис Э. Платт, бывший генеральный директор Hewlett-Packard

    Статистика, приведенная в начале этой статьи, показывает, что знания являются одним из важнейших активов организации. Тем не менее, как вы увидите, знания часто не документированы, труднодоступны и рискуют исчезнуть.

    Распространение различных приложений, используемых разными командами в компаниях, означает, что полезная информация все больше хранится внутри организаций.И это только усугубляет влияние племенных знаний, которые представляют собой неписаную информацию, которой не передаются за пределами команды.

    Сотрудники увольняются и выходят на пенсию, унося с собой то, что может составить десятилетия опыта компании. По результатам опроса, опубликованного в книге Critical Knowledge Transfer , 53 процента респондентов высшего звена заявили, что связанные со знаниями затраты на потерю ключевых сотрудников составляют где-то от 50 до 299 тысяч долларов на сотрудника. Еще 11 процентов оценили это более чем в 1 миллион долларов.Другие не смогли назвать цифру, заявив, что цена «неисчислима» или «бесценна».

    Даже если они обучат своих заменяющих перед уходом, уходящие сотрудники никогда не смогут передать все, что они знают, потому что некоторые знания неявно . У нас есть неявное знание, и мы можем действовать в соответствии с ним, но мы не обязательно знаем, как передать его — и, возможно, даже не осознаем этого.

    Жесткие диски компьютера выходят из строя, устройства теряются или крадутся, уничтожая всю информацию, хранящуюся локально.При хранении знаний в цепочках электронной почты и на локальных дисках всегда существует риск непреднамеренной потери, не говоря уже о том, что знания, хранящиеся локально, недоступны для тех, кто в них нуждается.

    Управление знаниями важно, потому что такие ситуации неизбежны. Кроме того, 44 процента сотрудников либо плохо, либо очень плохо передают знания.

    Все это приводит к тому, что работники умственного труда тратят 30% своего времени на поиск или воссоздание информации, которая уже существует. Когда знания недоступны и недоступны, сотрудники тратят время на воссоздание решений, совершая ошибки, которые люди делали раньше, не понимая, что им необходимо для продуктивной работы, и снова и снова отвечают на одни и те же вопросы.

    Короче говоря: плохой обмен знаниями приводит к тому, что компании работают намного менее эффективно и продуктивно.

    Эффективная система управления знаниями снижает эти издержки неэффективности, делая знания компании более доступными, доступными и точными.Сегодня это особенно важно для бизнеса, потому что команды гораздо более распределены. Когда у вас есть несколько филиалов или вы нанимаете удаленных сотрудников, потребность в системе распространения знаний возрастает в геометрической прогрессии.

    6 основных преимуществ управления знаниями в организации

    Эффективное управление знаниями снижает эксплуатационные расходы и повышает производительность, поскольку дает семь ключевых преимуществ:

    1. Тратьте меньше времени на воссоздание существующих знаний. Когда информация легкодоступна и точна, это снижает необходимость для коллег прерывать друг друга электронной почтой, чатами и обращениями в службу поддержки. Сотрудники и особенно группы поддержки тратят меньше времени, отвечая на повторяющиеся вопросы, что позволяет им сосредоточиться на более важной и более прибыльной работе.
    2. Получите необходимую информацию раньше (и с меньшими головными болями). Если вы когда-либо отправляли электронное письмо с просьбой предоставить информацию только для того, чтобы это письмо было отправлено несколько раз разным людям, которые могут знать ответ, вы знаете, насколько это непродуктивно, когда поиск информации похож на игру в атаку. моль.
    3. Делайте меньше ошибок. Старая пословица «история повторяется» так же верна в бизнесе, как и во всех других сферах жизни. Когда сотрудники не делятся информацией, они обречены повторять те же ошибки, которые уже сделали другие. Но этого можно избежать, когда уроки, извлеченные из ошибок и неудач, легко доступны каждому.
    4. Принимайте обоснованные решения. Когда сотрудники делятся своим опытом, извлеченными уроками и исследованиями в системе знаний с возможностью поиска, другие могут получить доступ и просмотреть эту информацию, чтобы рассмотреть несколько фрагментов данных и различные точки зрения перед принятием решений.
    5. Стандартизируйте процессы. Если вы когда-нибудь играли в в телефонную игру , вы точно знаете, как искажается информация, когда передается из уст в уста и разрозненно. Благодаря документированным и общим процессам легко убедиться, что все работают на одной странице и следуют утвержденным процедурам.
    6. Повышайте качество обслуживания сотрудников и клиентов. Эффективное управление знаниями позволяет группам поддержки быстро и правильно решать запросы сотрудников и клиентов.Сотрудники могут оставаться счастливыми и продуктивными, а клиенты больше доверяют компании, что увеличивает вероятность совершения покупок.

    Знания, что управление знаниями важно, недостаточно

    Одно из самых больших препятствий при внедрении системы управления знаниями — заставить сотрудников принять ее. Они могут опасаться, что новая система отнимет у них слишком много времени или что обмен знаниями снизит ценность, которую они приносят, и поставит под угрозу их работу.Или они могут просто неохотно внедрять еще один новый инструмент или процесс в свои рабочие процессы.

    Поэтому важно сформировать стратегию не только в отношении того, как компания будет хранить и делиться знаниями, но и в отношении того, как вы будете поощрять сотрудников делать то же самое. Чтобы добиться успеха, у вас должна быть цель создать корпоративную культуру, которая ставит во главу угла обмен знаниями. И будет неплохо иметь действительно простую в использовании систему управления знаниями , которая вписывается в существующие рабочие процессы ваших сотрудников.

    Целью программы управления знаниями должно быть не только достижение положительных результатов в бизнесе. Это также должно привести к положительным результатам для ваших сотрудников. Когда ваши сотрудники понимают преимущества, ваши шансы на успешное внедрение программы управления знаниями намного выше.


    Разрешайте заявки в 5 раз быстрее с помощью atSpoke

    Начать

    .

    Что такое управление знаниями? Определения, типы и примеры

    Почему так важно управление знаниями?

    Категория управления знаниями (KM) Категория представляет решения, которые оптимизируют процесс сбора, распространения и эффективного использования знаний. Когда организация может легко получать доступ к бизнес-знаниям, делиться ими и обновлять их, она может стать более продуктивной и экономичной. Возможность получить доступ к нужным знаниям в нужное время с помощью надежной системы управления знаниями способствует правильному принятию решений и стимулирует сотрудничество и инновации.

    Отчет McKinsey Global Institute показывает, что надежная система управления знаниями может сократить время поиска информации на 35 процентов и повысить производительность всей организации на 20–25 процентов. Результаты, полученные от International Data Corp, также подтверждают ценность системы управления знаниями, подчеркивая, что компании из списка Fortune 500 теряют примерно 31,5 миллиарда долларов в год из-за того, что не делятся знаниями.

    По мере роста вашего предприятия возникнет потребность в доступе к надежной базе данных знаний для эффективного ведения бизнеса, обслуживания клиентов и увеличения доходов.Без системы управления знаниями ваши сотрудники будут вынуждены изучать и заново изучать процессы и информацию. Это неэффективная и дорогостоящая практика. Кроме того, вы также можете рискнуть потерять эти процессы или информацию, если руководитель отдела знаний или старый сотрудник покинет вашу компанию.

    Узнайте, как Guru помогает организациям повысить производительность и эффективность с помощью надежной платформы для обмена знаниями.

    Какая информация фиксируется в управлении знаниями?

    Информация, собранная как часть управления знаниями, может включать:

    Документы

    Данные команды

    Организационные данные

    Новости организации

    Типы управления знаниями

    900 наиболее ценных активов вашей организации.Хранение, наращивание и совместное использование этих знаний критически важно для любого предприятия.

    С этой точки зрения управление знаниями включает в себя процесс, который помогает вам приобретать, систематизировать и передавать как явных знаний (знания, которые легко записать и поделиться) и неявные знания (знания, полученные из личного опыта) по всей вашей организации. Узнайте больше о различных типах управления знаниями .

    Примеры систем управления знаниями

    Распространение информации по всей организации намного проще, если у вас есть надежная платформа управления знаниями для удовлетворения полного спектра потребностей — как на уровне отдела, так и на целостном уровне всей компании.

    Платформы управления знаниями (или базы знаний) разработаны с лучшими в своем классе функциями для сбора необходимой информации, ее проверки и организации, а также упрощения поиска и обмена.Итак, если ваше определение «управления знаниями» ограничивается формализованными активами, скорее всего, ваше текущее решение не учитывает знания, которые скрываются под поверхностью.

    Лучшие в своем классе платформы управления знаниями часто включают такие системы, как:

    4 Управление документами: Эти системы действуют как централизованные цифровые шкафы для хранения документов компании. Они упрощают поиск документов, поддерживают соответствие нормативным требованиям и улучшают рабочий процесс.Кроме того, когда система управления документами дополняется паролями и процедурами резервного копирования, безопасность документов повышается, но не полностью защищена от внешнего доступа. Многие типичные системы управления документами имеют функциональные ограничения, поэтому пользовательские обновления могут увеличить затраты. Системы этого типа не собирают и не анализируют данные автоматически.

    Управление контентом: Системы управления контентом похожи на системы управления документами, но хранят аудио, видео и другие типы мультимедиа в дополнение к документам.

    Базы данных: База данных — это компьютерное приложение, которое позволяет людям собирать, хранить, анализировать и взаимодействовать с данными. Базы данных индексируются, чтобы сделать информацию более доступной. Данные, хранящиеся в базах данных, могут быть очень безопасными, поскольку система запрещает манипуляции. Однако они могут быть нестабильными и зачастую требуют больших затрат на разработку и установку. Они также требуют высокого уровня навыков для использования и обслуживания.

    Хранилища данных: Эти корпоративные системы извлекают данные из различных частей вашей организации и могут быть очень эффективными для отчетности и анализа.Они хранят текущие, а также исторические данные и преобразуют данные в значимую информацию. Однако хранилища данных обычно представляют собой системы, требующие сложного обслуживания, которые требуют сложной интеграции для обеспечения единого представления данных.

    Интранет: Эти частные компьютерные сети, построенные на платформах с возможностью поиска, могут предоставить легкодоступный ресурс для информации, которая расширяет возможности совместной работы и социальных сетей на вашем предприятии. Но интрасети действительно сопряжены с некоторыми рисками, включая легкий доступ неуполномоченного персонала.Кроме того, их обслуживание дорогостоящее и требует много времени.

    Wikis: Эти веб-страницы представляют собой простые в использовании инструменты для совместной работы, которые позволяют любому публиковать и хранить информацию в одном месте. Они могут быть хорошими местами для ведения деловых документов или каталогов продуктов. Однако, поскольку вики-сайты можно открыто редактировать, они часто могут содержать неверную информацию. Кроме того, они не оптимизированы, чтобы показать, какая информация в них просматривается или используется или где существуют пробелы в знаниях.

    Социальные сети: Социальные сети позволяют людям общаться друг с другом, присоединяться к группам, делиться информацией и обсуждать интересующие их вопросы. Социальные сети могут влиять на знания в организации. Системы управления знаниями могут применять социальные сети для выявления, документирования и передачи знаний.

    Преимущества управления знаниями

    Чем эффективнее и продуктивнее компания делится информацией со своими сотрудниками, тем лучше будет работать бизнес.Преимущества управления знаниями включают:

    • Более быстрое принятие решений
    • Эффективный доступ к знаниям и информации
    • Расширение сотрудничества и генерации идей
    • Улучшенное взаимодействие в рамках всей вашей организации
    • Повышенное качество информации и данных
    • Повышенная безопасность интеллектуальной свойство
    • Оптимизированное обучение

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.