Виды внимания
Рисунок 1.9 Реклама Audi A2 через неделю, 2 недели и через месяц
Выше мы рассмотрели процессы ощущения и восприятия человеком полученной информации. Однако чтобы оказать на потребителя необходимое запланированное воздействие, нужно сначала привлечь его внимание. Это — первое звено в цепи механизма психологического воздействия рекламы (схемы AIDA), ведь именно внимание запускает такие психические процессы, как восприятие реципиентом (получателем) рекламной информации и переработка ее в сознании (мышление). При этом внимание служит своеобразным фильтром, отсеивающим всю лишнюю информацию. Таковой, к сожалению для рекламистов и к счастью для потребителей, и является реклама.
Поэтому первичная задача рекламиста — заставить человека увидеть (или услышать) рекламу. Вот тут-то и пригождается вся кладезь креатива арт-директоров и дизайнеров: плоские билборды становятся объемными (реклама пива «Сибирская корона»), девушки подмигивают (J7 «Живи, играй»), а рекламные щиты невероятным образом «ржавеют» (Audi A2, рисунок 1.9).
Вторичная задача состоит в том, чтобы выделить рекламируемый товар из числа аналогичных товаров и привлечь к нему внимание потребителя. Рекламные объявления всегда находятся в конкуренции друг с другом, и даже в бóльшей конкуренции, чем сами товары, о которых идет речь в рекламе.
Внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на какой-либо предмет или явление действительности.
Внимание неотделимо от направленности личности и ее интересов, оно может возникать по мотивам познавательным и нравственным. Часто внимательность человека проявляется как черта характера, как выражение привычной формы поведения. Внимательность выражает отношение людей друг к другу, проявляется в отношении к труду, в отношении к себе и (в особенности) к тому, что им не хочется замечать — к рекламе.
Известны три вида внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Непроизвольное внимание — это наши инстинктивные реакции на резкий звук, яркий свет, всякое движение в поле зрения, в том числе — периферического, и т.д. Эти реакции непроизвольные, и именно на них рассчитывают профессиональные рекламисты. То есть речь идет о воздействии на подсознание.
На внимание произвольное, т. е. требующее волевых усилий (которое требуется, например, для чтения учебника по психологии или слушания не очень-то интересной студенту лекции), авторы реклам совершенно не рассчитывают.
Постпроизвольное внимание — это то, которое возникает у заинтересованного человека. Интересное сообщение слушают без всякого напряжения, интересный вопрос живо обсуждают. Вот поучительная история о том, как это может быть использовано в рекламе.
© Константин Крыловский, 2004-2008. Копирование запрещено.
Если вы хотите поделиться информацией, поставьте гиперссылку на эту страницу:
http://www.ideaura.com/psychology/attention.php
следующая страница:
Внимание (часть 2)
предыдущая страница:
Память (часть 2)
оглавление литература копирайт
внимание послепроизвольное — это… Что такое внимание послепроизвольное?
- внимание послепроизвольное
(внимание постпроизвольное)
— возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и с переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое напряжение и сохраняется сознательная целенаправленность внимания, соответствие направленности деятельности принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
- внимание непроизвольное
- внимание произвольное
Смотреть что такое «внимание послепроизвольное» в других словарях:
ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) … Психомоторика: cловарь-справочник
внимание послепроизвольное — разновидность внимания, связанная с автоматизацией деятельности по концентрации сознания на определенном явлении, процессе и заменой в этой связи волевого усилия интересом, внутренней готовностью к восприятию именно данного явления, а не другого … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия
Внимание — Внимание избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… … Википедия
ВНИМАНИЕ — характеристика психич. деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определ. объект. Под направленностью сознания понимается избират. характер психич. деятельности, осуществление выбора данного объекта из… … Философская энциклопедия
ВНИМАНИЕ — сосредоточенность познавательной и практической деятельности субъекта в данный момент времени на определенном объекте или действии. Физиологической основой В. является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости,… … Новейший философский словарь
Внимание — характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней… … Большая советская энциклопедия
Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте или явлении, имеющем для индивида определенную значимость, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. Различают непроизвольное, произвольное,… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ВНИМАНИЯ ВИДЫ — традиционно выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное; кроме того, различают также внимание двигательное, или моторное; внимание непосредственное и опосредствованное; природное и социально обусловленное;… … Психомоторика: cловарь-справочник
Внимательность — ВНИМАНИЕ избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джеймс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме… … Википедия
внимание послепроизвольное — это… Что такое внимание послепроизвольное?
- внимание послепроизвольное
разновидность внимания, связанная с автоматизацией деятельности по концентрации сознания на определенном явлении, процессе и заменой в этой связи волевого усилия интересом, внутренней готовностью к восприятию именно данного явления, а не другого.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
- Внимание пассивное или непроизвольное (имплицитное)
- Внимание произвольное или целенаправленное (эксплицитное)
Смотреть что такое «внимание послепроизвольное» в других словарях:
внимание послепроизвольное — (внимание постпроизвольное) возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально технической стороны … Большая психологическая энциклопедия
ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) … Психомоторика: cловарь-справочник
внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия
Внимание — Внимание избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… … Википедия
ВНИМАНИЕ — характеристика психич. деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определ. объект. Под направленностью сознания понимается избират. характер психич. деятельности, осуществление выбора данного объекта из… … Философская энциклопедия
ВНИМАНИЕ — сосредоточенность познавательной и практической деятельности субъекта в данный момент времени на определенном объекте или действии. Физиологической основой В. является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости,… … Новейший философский словарь
Внимание — характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней… … Большая советская энциклопедия
Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте или явлении, имеющем для индивида определенную значимость, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. Различают непроизвольное, произвольное,… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ВНИМАНИЯ ВИДЫ — традиционно выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное; кроме того, различают также внимание двигательное, или моторное; внимание непосредственное и опосредствованное; природное и социально обусловленное;… … Психомоторика: cловарь-справочник
Внимательность — ВНИМАНИЕ избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джеймс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме… … Википедия
ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — это… Что такое ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ?
- ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
- — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой-л. работой, занятием (см. Внимание произвольное)
Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС.
В.П. Дудьев.
2008.
- ВНИМАНИЕ ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ
- ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ
Смотреть что такое «ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ» в других словарях:
внимание послепроизвольное — (внимание постпроизвольное) возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально технической стороны … Большая психологическая энциклопедия
внимание послепроизвольное — разновидность внимания, связанная с автоматизацией деятельности по концентрации сознания на определенном явлении, процессе и заменой в этой связи волевого усилия интересом, внутренней готовностью к восприятию именно данного явления, а не другого … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия
Внимание — Внимание избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… … Википедия
ВНИМАНИЕ — характеристика психич. деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определ. объект. Под направленностью сознания понимается избират. характер психич. деятельности, осуществление выбора данного объекта из… … Философская энциклопедия
ВНИМАНИЕ — сосредоточенность познавательной и практической деятельности субъекта в данный момент времени на определенном объекте или действии. Физиологической основой В. является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости,… … Новейший философский словарь
Внимание — характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней… … Большая советская энциклопедия
Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте или явлении, имеющем для индивида определенную значимость, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. Различают непроизвольное, произвольное,… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ВНИМАНИЯ ВИДЫ — традиционно выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное; кроме того, различают также внимание двигательное, или моторное; внимание непосредственное и опосредствованное; природное и социально обусловленное;… … Психомоторика: cловарь-справочник
Внимательность — ВНИМАНИЕ избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джеймс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме… … Википедия
Что такое внимание и зачем его нужно развивать
Мнения
Виталий Куренной
Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности
Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.
Иван Засурский
Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!
Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.
Сергей Васильев, facebook.com
Каких денег нам не хватает?Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений
За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.
Иван Засурский
Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней НоосферыДлинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника
Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».
Николай Подосокорский
Виртуальная дружбаТенденции коммуникации в Facebook
Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).
Марат Гельман
Пособие по материализму«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»
Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.
Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерияО том, почему мы боимся реальных действий
Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.
facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь
«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне «ыыы». Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».
Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа — госпожа и рабыня
Природе известно такое явление, как симбиоз — совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми — на психическом, а не биологическом уровне.
Лев Симкин
Человек из наградного листа
На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.
Календарь
Олег Давыдов
Колесо ЕкатериныТок страданий, текущий сквозь время
7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.
Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-20135 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии
Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.
Молот ведьм. Существует ли колдовство?5 декабря 1484 года началась охота на ведьм
5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.
Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год
Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.
Интервью
«Музыка Земли» нашей
Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.
Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»
Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.
«Каждая собака – личность»Интервью со специалистом по поведению собак
Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.
Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»
Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.
Постпроизвольное внимание-один из видов внимания
Постпроизвольное внимание-один из видов внимания
|
---|
Рассмотрим роль процесса «Внимание» в сознательном (произвольном) запоминании информации. Для начала простая аналогия, позволяющая понять, каким образом внимание связано с запоминанием. Сколько раз вы можете отжаться от пола? За один раз. Пять, десять раз? А может семьдесят? О чём говорит этот тест? Тест на отжимание характеризует силовую выносливость ваших мышц. Очевидно, что при отжимании важно не то, сколько раз вы сможете отжаться в течение дня. Важно то, сколько раз вы отжимаетесь за один раз, без перерыва. Перенесем эту аналогию на запоминание. Допустим, нужно запоминать последовательность чисел или слов. Аналогично отжиманию, в тесте на запоминание чисел важно знать, сколько чисел человек может запомнить за один раз, на одном дыхании, без перерыва. Другими словами, важно знать КАКОЕ ВРЕМЯ человек может эффективно выполнять операции по запоминанию информации. Мозг, как и мышцы, быстро утомляется, и объем запоминаемой информации характеризует силовую выносливость вашего мозга, его способность держать нагрузку, аналогично тому, как тест на отжимание характеризует силовую выносливость ваших мышц. При тестировании навыка запоминания основным показателем, влияющим на оценку, является именно объем запоминаемой информации. Нельзя получить положительную оценку, запоминая всего 50 чисел, даже если все числа будут припомнены без ошибок, и среднее время запоминания будет соответствовать нормативному (в пределах 6-ти секунд). Для получения оценки «хорошо» нужно запомнить «на одном дыхании» не менее140 двузначных чисел. Чтобы запоминать реальную информацию, которая встречается в учебниках, нужно быть готовым запоминать «на одном дыхании» примерно 300 элементов информации, быть способным качественно образовать в мозге около трехсот связей между образами. У нетренированного человека, внимание которого крайне неустойчиво и быстро утомляется, мозг «отключается» уже через несколько минут. Без специальной тренировки устойчивости внимания человек не способен запомнить рабочий объем информации, даже если этот человек владеет мнемотехникой и знает, как нужно запоминать. Несколько примеров. Чтобы запомнить с помощью мнемонических методов последовательность 50-ти телефонных номеров, необходимо образовать 200 связей между зрительными образами — элементами телефонных номеров. Чтобы последовательно запомнить названия 50-ти штатов США, также потребуется образовать от 150-ти до 200 связей между зрительными образами — элементами названий штатов. Для качественного запоминания всего лишь одного параграфа из учебника истории (для старшеклассников) нужно быть готовым быстро создать в мозге около 300 связей между образами. Запоминание одного иностранного слова приравнивается по сложности к запоминанию одного телефонного номера. Для фиксации в мозге смысла и нового произношения слова в среднем требуется создать 4 связи между образами. Можно подсчитать примерный объем работы, которую необходимо проделать для фиксации в мозге материала всего одного урока из учебника иностранного языка. Один урок содержит в среднем 200 слов (это уже 600 — 800 связей), плюс к этому нужно последовательно зафиксировать около 20 грамматических правил (ещё около 200 связей), и записать в мозг «ходовые фразы» (50-100 фраз). Итого получается, что для сознательного запоминания одного урока учебника иностранного языка необходимо быть готовым создать в мозге примерно 1000 связей между зрительными образами. Даже с хорошим навыком запоминания — способность запомнить на одном дыхании около 200 элементов информации (чисел, слов, связей между образами) — материал урока придется усваивать частями. Что уж говорить о человеке, внимание которого должным образом не натренированно. Становится понятным, почему процесс изучения иностранного языка у большинства людей напоминает катание камня в гору Сизифом. Не для кого не секрет, что, изучая иностранный язык в школе и в институте, большинство людей так и не изучили его. Не помогают ни компьютерные программы, ни новейшие лингафонные курсы. И дело не в том, что человек не умеет запоминать. Каждый человек в какой-то степени владеет мнемотехникой, и для запоминания иностранных слов легко придумать свои собственные приемы запоминания. И, вообще, человеку, по природе своей, намного проще запомнить новые слова и фразы, чем, скажем, фактический материал из учебника истории или огромное количество терминологии из учебника анатомии или фармакологии. Основная проблема — неустойчивость внимания. Неспособность сосредотачиваться на процессе запоминания в течение длительного времени, быстрая утомляемость мозга. Как тренировать внимание? И какие характеристики внимания нужно тренировать? Большинство предлагаемых в литературе упражнений на тренировку внимания кажутся, по меньшей мере, смешными. Существует единственный способ тренировки устойчивости внимания. И вы сами знаете, что это за способ. Каким образом можно добиться того, чтобы человек стал отжиматься 70 раз? Ответ простой. Нужно каждый день, каждые два дня отжиматься на один раз больше. Тогда через несколько месяцев регулярных тренировок вы сможете отжаться 70 раз подряд. Никакие таблетки, никакие медитации не позволят вам увеличить силу мышц. Способ один, и вполне очевидный: постоянное наращивание нагрузки, через «не могу». Нужно потеть, нужно заставлять себя, нужно бороться со своей ленью. А как по другому? Чтобы натренировать устойчивость внимания (силовую выносливость мозга) необходимо каждый день запоминать чуть больше, чем в предыдущий день. Например, если вы тренируетесь на числах, то следует каждый день-два прибавлять к запоминаемому объему по 10 двузначных чисел. Тогда через пару месяцев тренировок вы выйдите на рабочий объем запоминания, необходимый для эффективного запоминания реальной учебной информации (примерно 300 элементов). Разумеется, здесь речь идет о людях, которые умеют запоминать числа (или слова) в строгой последовательности. Если человек не владеет техникой запоминания, то тренировать устойчивость внимания не получится. Умение запоминать подразумевается. Что же такое внимание, и в чем смысл его тренировки? Представьте свое сознание. Сознание — это актуальная в данный момент времени часть системы связей в мозге, по которой мозг генерирует образы, слова, движение. Объем сознания ограничен. В один момент времени ваш мозг способен генерировать лишь небольшое количество информации. Информация генерируется по стимулам, поступающим в мозг от вашего тела, из внешнего мира, из самого мозга (по каналам обратной связи). Ваша система связей (частью которой является сознание) реагирует не на любой стимул. Если в вашей системе связей нет определенного сочетания «Стимул-Реакция», то соответствующий стимул игнорируется вашим мозгом: стимул воспринимается мозгом, но реакции не возникает, и система связей не генерирует никакой информации. В сознании (в воображении) не возникают образы. Такое явление называется «отрицательные галлюцинации». Они хорошо прослеживаются у маленьких детей, система связей которых ещё очень неразвита. Ребенок не реагирует на большинство внешних стимулов. Сознание постоянно «подпитывается» сигналами от тела и внутренних органов. Оно существует благодаря этим сигналам. Если стимуляция сознания прекращается, то сознание перестает функционировать, человек засыпает. Если стимуляция коренным образом меняется, то фактически образуется новое, чистое сознание (как у младенца). И человек не спит, но теряет способность анализировать воспринимаемое, становится похожим на ребенка, который только что родился, с той лишь разницей, что в мозге сохранены автоматические (рефлекторные) связи: речь, счет, рабочие навыки и пр. Привычные стимулы, искаженные изменившимися ощущениями от тела, не вызывают в мозге никаких реакций, система связей продолжает функционировать, но не генерирует образы в воображение. Анализ воспринимаемой информации блокируется полностью или частично (как под воздействием алкоголя, например). На память и сознание влияет температура тела. Когда человек болен и температура повышена, можно наблюдать амнезию на запахи и вкус. Привычные стимулы искажаются, и мозг не генерирует в сознание вкусовые и обонятельные представления, или такие представления становятся новыми, «чужими», вкусовые ощущения меняются. Когда температура тела понижается — а это происходит при недосыпании — воспринимаемые стимулы искажаются и перестают подпитывать систему связей мозга. Человек начинает засыпать, сознание отключается. По этой же причине хочется спать и при повышении температуры тела. (Такой взгляд на сознание и амнезии (провалы в памяти) является спорным в отечественной психологии, но хорошо согласуется с работами французского психолога Т.Рибо.) Развивая эту тему дальше, мы могли бы уйти слишком далеко от мнемотехники в область гипноза, НЛП, психологии установки. Я не хочу отбивать хлеб у авторов таких сайтов, и поэтому мы возвращаемся к теме «Внимание» и к мнемотехнике. Итак, ваше сознание существует благодаря непрерывному потоку стимулов, которые, воздействуя на вашу систему связей, запускают в мозге генерацию образов, слов, движений. От чего зависит содержание вашего сознания в данный момент времени? Очевидно от того, какие стимулы преобладают. Если у человека болит зуб, то преобладает импульсация от внутренних органов (от тела). Она мощная и забивает другие импульсы. В вашем сознании настойчиво появляются образы лекарств, полосканий, зубного врача. И очень трудно заставить себя что-нибудь воспринимать (читать) или выполнять какие-либо внутренние действия (анализ, воспоминания). Можно привести много других примеров того, как сигналы от внутренних органов, полностью завладевают воображением: чувство голода, чувство жажды, половой инстинкт, инстинкт самосохранения. Подобные сигналы определяют содержание воображения, система связей выдает в сознание необходимые для ликвидации внутреннего напряжения образы и действия. Если такие сигналы являются достаточно мощными и продолжительными, они способны буквально захватить весь мозг. Возбуждение от одного центра в мозге способно распространиться на другие центры. Если настойчиво «эксплуатировать» мигательный рефлекс, подавая струю воздуха животному в глаз, то через некоторое время кроме мигательного рефлекса, начнут срабатывать и другие рефлексы, мозговые центры которых находятся рядом с центром мигания. Получив необходимые реакции, их можно быстро зафиксировать, просто прекратив издеваться над животным. Этот вопрос достаточно хорошо изучен современной психологией. Рассмотренное выше явление психологи называют доминантным очагом возбуждения (Ухтомский). На основе формирования доминантного очага возбуждения можно очень быстро формировать у животного (и у человека) необходимое поведение. Это ещё называется «эндогенными рефлексами» (Павлыгина). Метод, надо сказать, достаточно жестокий. Кроме сигналов от тела в мозг постоянно поступает поток импульсов извне: воспринимаемые образы, звуки, музыка, речь, запахи, вкус. Стимулируя вашу систему связей, эти сигналы пытаются «проникнуть в сознание», создать в вашем воображении нужные комбинации образов. Напоминаю, что в психологии под словом «образ» понимаются не только зрительные образы, но и представления, создаваемые разными анализаторными системами мозга. Самый простой способ проникнуть в сознание человека в современной «риторике» — это включить усилители на всю мощь. Именно таким нехитрым техническим приемом некоторые политики без труда завладевают сознанием большого количества людей в залах и на улице. Третий мощный поток импульсов, который постоянно стимулирует систему связей мозга, создавая через неё «свои образы» в воображении — это сигналы из самого мозга. Случайно возникшее в голове воспоминание способно увести человека далеко от выполняемой задачи, человек погружается в мир «грез». При этом он частично отключается как от внешних стимулов, так и от сигналов от тела (снижается критичность мышления). Ведь сознание не может быть занято одновременно всем сразу, объем генерируемой мозгом информации сильно ограничен. Именно таких мечтателей любят подлавливать на улице цыгане, так как человек уже находится в полусознательном состоянии, плохо анализирует внешние стимулы. Тренировка внимания заключается в том, чтобы научиться контролировать направленность своего внимания (на сигналы от тела, из внешнего мира, из самого мозга) и научиться удерживать внимание на нужных стимулах достаточно длительное время. В мнемотехнике запоминание и припоминание осуществляется в воображении. Запоминающий человек «работает» с сигналами, поступающими из мозга. Другие сигналы (от тела, извне) должны быть в этот момент максимально ослаблены, чтобы не мешать операциям с образами при запоминании и припоминании. Почему так трудно сосредоточить внимание на своем воображении? В психологии существует понятие «врожденная неустойчивость внимания». Как будто в голове вмонтирован «генератор случайных мыслей и образов». Хотим мы или нет, но мозг самопроизвольно производит переключение основных каналов импульсации, стимулирующих нашу систему связей (личность). Это будет понятнее на следующем примере. Представьте себе часы с одной стрелкой. В один момент времени эта стрелка (направленность внимания) может быть направлена на что-то одно. Она то поворачивается в сторону сигналов от внутренних органов, то переключается на сигналы из внешнего мира (звуки, слова, образы), то поворачивается в сторону сигналов от мозга (в воображении появляются зрительные образы, автоматические фразы, музыка). Природная неустойчивость внимания заключается в том, что эта «стрелка направленности внимания» скачет совершенно самостоятельно, независимо от вашего желания. Психологи выделяют четыре группы людей, с разной степенью природной неустойчивости внимания. Другие словами, неустойчивость внимания — характеристика генетическая. Есть люди, от природы способные быстро сосредотачиваться на выполняемом задании и легко поддерживать внимание длительное время. Противоположная группа людей очень долго готовится к выполнению задания, и когда, наконец, решается его начать, тут же отвлекается от его выполнения. Между двумя крайностями есть градации. Я думаю, что число «четыре» — это всего лишь дань традиции, идущей от Гиппократа и Галена (древняя теория темпераментов). При желании можно было бы проградуировать неустойчивость внимание более детально, и поискать связь этой характеристики с другими генетическими особенностями мозга. Вот мы и подошли к основному смыслу тренировки внимания. Натренировать устойчивость внимания — значит, взять под контроль врожденную неустойчивость внимания, добиться в процессе тренировки того, чтобы мгновенно сосредотачиваться на выполняемом задании и поддерживать это состояние максимально длительное время. Человеку, который учится сознательному запоминанию, важно научиться сосредотачиваться на сигналах от собственного мозга, игнорируя при этом сигналы извне и от собственного тела. Как это делается технически, мы уже разобрали: постепенное увеличение нагрузки на мозг, постоянное увеличение объема запоминаемой (и припоминаемой) информации. При этом максимальный эффект дают упражнения на припоминание информации, так как сосредоточить внимание в этом случае гораздо сложнее, чем при запоминании. Не опасна ли такая мощная концентрация внимания? Не «пахнет» ли здесь шизофренией? Мне не хотелось бы затрагивать тему психиатрии, тем более что психиатры сами не могут договориться о том, что такое шизофрения: гениальность или патология. Основным признаком шизофрении является аутизм — патологическое избегание любых контактов с людьми. Если вы не общаетесь со своими соседями, потому что соседи — законченные алкоголики или идиоты, это не является признаком шизофрении. Но если человек забивается в угол, и с опаской молча смотрит на окружающих — это явное заболевание. Мощная концентрация внимания опасна другим. Когда внимание сосредотачивается на процессе припоминания (например, прогонка в воображении группы новых запомненных фраз на иностранном языке), притупляется восприятие внешних стимулов. Глаза видят, но мозг не анализирует — сознание занято припоминаемой информацией. Поэтому крайне нежелательно выполнять мнемотехнические упражнения, а также сознательное запоминание и припоминание информации за рулем автомобиля и в любых других местах с повышенным фактором риска. Тренируя внимание, вы не рискуете «зациклиться» на воспоминаниях. Наоборот, вырабатывается способность целенаправленно и очень быстро переключать свое внимание то на припоминание информации, то на анализ воспринимаемой информации из внешнего мира. До какого предела можно тренировать внимание? Предел этот есть и он вполне достижим. Когда нагрузка на мозг постоянно увеличивается, на каком-то этапе мозг «сдается» и включает резервные механизмы. Это очень похоже на «второе дыхание» в спорте. Такое же «второе дыхание» открывается и при увеличении нагрузки на мозг. В психологии это состояние называется «постпроизвольное внимание». Вот характеристика постпроизвольного внимания: это состояние, при котором внимание легко удерживается на выполняемом задании длительное время и при этом не возникает утомления». Как видите, постпроизвольное внимание определено даже академической психологией, и ничего магического, следовательно, в этом явлении нет. На физиологическом уровне мозг, при постоянном увеличении нагрузки на него, начинает «защищаться» и сам себя стимулирует — вырабатывает определенные наркотические вещества, резко снижающие утомляемость. Состояние сверхпроизвольного внимания включается сразу, как выключателем и сохраняется ещё несколько часов после прекращения активной умственной деятельности. Человек, находящийся в этом замечательном состоянии внешне выглядит как в состоянии легкого опьянения, глаза блестят. Внутреннее это состояние ощущается как состояние необыкновенной легкости в теле, необыкновенной ясности сознания. Образы становятся яркими, внимание удерживается легко, память работает необыкновенно четко. Вот она — цель тренировки внимания: усилием воли мгновенно включать состояние вдохновения, творческого подъема, сверхконцентрации. Без этого мнемотехника не имеет смысла. Можно, конечно, запоминать информацию и без должной тренировки внимания. Но чтобы эффективно запоминать большие объемы информации, необходимо пройти систематический курс тренировки, направленный, в первую очередь, на выработку устойчивости внимания. В искусстве запоминания владение техникой запоминания и тренировка устойчивости внимания распределяются примерно поровну, пятьдесят на пятьдесят. Часто достаточно «поправить» школьнику устойчивость внимания, чтобы он стал учиться на пятерки, вообще безо всякой мнемотехники. Интересно отметить и то, что люди, проходящие курс скорочтения после прохождения курса мнемотехники, показывают на контрольном тесте результаты в среднем в три-четыре раза выше (12000 знаков в минуту), чем средние результаты в группе (3500 знаков в минуту). Без сомнения, это связано с предварительной тренировкой визуального мышления (восприятие текста без внутреннего проговаривания) и с высокой устойчивостью внимания. Обобщим вышеизложенное. Сосредоточению мешает врожденная неустойчивость внимания. Цель тренировки внимания — достижение высокой устойчивости внимания, формирование способности непрерывно выполнять умственные действия на протяжении длительного времени. Это достигается плавным увеличением нагрузки на мозг, путём постепенного увеличения объема запоминаемой информации. Основной тренировочный эффект дают упражнения на припоминание. Для достижения состояния постпроизвольного внимания необходимо довести объем запоминаемых и припоминаемых элементов (двузначных чисел, образов) примерно до 200-300. Только в этом случае можно практически использовать методы мнемотехники для качественного запоминания материала учебников. В.Козаренко [email protected] http://mnemotexnika.narod.ru/ |
---|
Сайт управляется системой uCoz
Статья «ПОНЯТИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ «
УДК 37
ПОНЯТИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.
К.А. Трусиенко
Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
г. Лесосибирск, Россия
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при отвлечении от других. Другими словами, внимание – это когнитивный процесс избирательного сосредоточения на одном объекте окружающего мира, игнорируя другие. Первые проявления внимания можно наблюдать уже у новорожденного, например, ориентировочные реакции на сильные раздражители, а затем зрительное и слуховое сосредоточение, чтобы лучше воспринять сигнал [Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования/ Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2012. – 368 с.].
Л.С. Выготский подчеркивает: «Первоначальное внимание осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание рефлексов по известному из физиологии принципу доминанты» [2].
Внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов. С этим связан и тот факт, что внимание не имеет, в отличие от других познавательных процессов, своего собственного продукта. Внимание часто имеет внешние и внутренние проявления. К внешним можно отнести напряженную позу, сосредоточенный взгляд, к внутренним же – изменения в организме, например, учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и др. [3].
Внимание в классической психологии отождествляется с ясной, отчетливой областью сознания. Оно осуществляет отбор нужной информации из того потока, который окружает человека, обеспечивает избирательность поведения, помогает сохранять постоянный контроль над деятельностью.
В когнитивной психологии, в которой изучается процесс переработки информации, внимание связывается с фильтром, воронкой, через которую проходит только ограниченный объем информации. Поэтому перед человеком стоит выбор, на какой объект из нескольких следует обратить внимание или на выполнение какого действия нужно направить силы. Выбор наиболее значимой задачи зависит от интересов человека, его мотивов и целей [Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. – Москва : Академия, 2010. –385 с.].
Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. С.Л. Рубинштейн писал о том, что говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности – практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления совпадают [5].
Внимание обеспечивает успешность деятельности и адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно.
Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное), где его объектами выступает действительность во всем её многообразии, так и в мнемонических, мыслительных процессах. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания.
Основные функции внимания состоят в следующем:
1. отбор значимой, релевантной (соответствующей) информации;
2. удержание информации для совершения действия;
3. регуляция и контроль протекания действия, осуществление автоматизированного действия умственного контроля;
4. антиципация (предвосхищение) действительности, предвидение результатов действия, поведения (здесь проявляются установки, ожидания, апперцепция).
К.Д. Ушинский считал, что чем больше внимания, тем более подготовлено сознание для восприятия и анализа информации. В зависимости от того, где находится объект внимания, различают внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее [6].
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта, такими как новизна, неожиданность появления, сила воздействия, степень значимости для человека, и информация об объекте сохраняется автоматически без каких-либо усилий. Этот вид внимания может возникать даже против воли индивида. Например, хотя студент слушает интересную для него лекцию, какой-то громкий звук вне аудитории может привлечь внимание. В некоторых ситуациях реакция на стимул становится привычкой.
Таким образом, человек автоматически отвлекает свое внимание на этот стимул. Например, внимание музыканта автоматически отвлекается на звук музыки, даже если он занят разговором с кем-то.
Произвольное внимание – это внимание, которое требует сознательного самоконтроля, волевой регуляции деятельности и сопровождается чувством усилия над собой, направленного на лучшее выполнение той или иной деятельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связано с речью. Также произвольное внимание тесно связано с волей. Воля – это осознанное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления препятствий: внешних и внутренних.
Поэтому в условиях затруднений в осуществлении деятельности (не хочу, а надо; ограничение времени; действия отвлекающих раздражителей, дефицит информации, средств для осуществления деятельности) это внимание невозможно без волевых усилий и использования специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения, переключения внимания. Его даже иногда называют волевым вниманием.
Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного, оно как бы вырастает из него и состоит в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, интереса для личности. При этом сохраняется сознательная целенаправленность и снимается волевая напряженность. Послепроизвольное внимание не требует усилий, с ним связывают самую интенсивную и плодотворную умственную деятельность [7].
Отечественная наука рассматривает проблему произвольного внимания с разных подходов. Среди ведущих теорий можно отметить культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, теорию Д.Н. Узнадзе, исследовавшего внимание с позиции психологии установки.
Деятельностный подход исследования психологии развития внимания включает два ракурса исследования. Представители первого направления рассматривают внимание как свойство, характерное для любого вида деятельности Ананьев (Б.Г., Гоноболин Ф.Н. , Добрынин Н.Ф., Рубинштейн C.Л. ). Внимание в данном подходе рассматривается как часть множества психических процессов.
Автором второго подхода является П.Я. Гальперин, который рассматривает внимание как особую деятельность контроля сознания. Современные психологические исследования посвящены исследованию развития внимания в процессе онтогенеза. Среди наиболее известных исследователей можно отметить И.Л. Баскакову, Н.П. Диеву, С.Н. Калинникову, Я.Л. Коломинского, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, A.A. Люблинскую.
Внимание человека характеризуется рядом качеств, свойств. Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать и ясно осознавать одновременно в единицу времени в связи с какой-то задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средний объем внимания составляет 7 ± 2 единицы . Объем внимания как и другие качества психики можно развивать специальными упражнениями, деятельностью.
Распределение – способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Высокая степень распределения внимания позволяет человеку выполнять большой объём разных действий в единицу времени, создает резерв времени. Эта характеристика создается в результате тренировок, зависит от психического и физического состояния человека.
Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Это свойство внимания человека проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой, в скорости включения внимания в деятельность, в быстроте его сосредоточения на новом объекте, виде действий и скорости отвлечения внимания от предыдущих дел, объектов. Данные характеристики внимания связаны с такими особенностями нервной системы как мобильность, возбудимость, торможение.
Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиться в деятельности на главном и отвлечься от второстепенного. Качеством, противоположным концентрации, является рассеянность. Рассеянность – отрицательное качество внимания. Она выступает следствием различных причин: отсутствия интереса, низкой ответственности за порученное дело, состояния утомления и напряженности, болезни. В борьбе с рассеянностью необходим тщательный анализ её причин.
Устойчивость – это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека, от мотивации, внешних обстоятельств.
Качеством, противоположным устойчивости, является колебание внимания, т.е. неспособность человека сосредоточиться на чем-либо в течение длительного времени.
Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.
Итак, внимание – это когнитивный процесс избирательного сосредоточения на одном объекте окружающего мира, игнорируя другие. Одним из видов внимания человека является произвольное внимание, которое формируется тогда, когда у человека есть интерес к какому-либо объекту, деятельности, или когда перед человеком ставится определенная цель, и для достижения этой цели необходимо приложить волевые усилия. Основными свойствами, характеризующими произвольное внимание, являются концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение. Их развитие индивидуально для каждого человека и зависит от его личных и возрастных особенностей. Степень развития свойств внимания во многом определяет успех в различных видах деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования/ Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2012. – 368 с.
Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. –Москва : Смысл; Эксмо, 2005. –1136 с.
Гуревич, П. С. Психология личности: учеб.пособие для студентов вузов / П. С. Гуревич. –Москва : Юнити-Дана, 2013. –559 с.
Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. – Москва : Академия, 2010. –385 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –Санкт-Петербург : Питер, 2000. –712 с.
Фролова, П. И. Психология и педагогика / П. И. Фролова, А. В. Горина, М. Г. Дубынина. – Омск : СибАДИ, 2015. – 429 с.
Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 320
Исследования: Спонтанное заявление — Бернский университет
Заявление о приеме на работу является наиболее распространенной формой заявления. С этой целью вы можете узнавать о вакансиях на веб-сайтах компаний и государственных учреждений, а также через онлайн-порталы вакансий, ежедневные газеты, ярмарки вакансий или в кругу друзей или знакомых. Если вы не можете найти подходящее объявление о вакансии, вы можете проявить инициативу и отправить спонтанное заявление. В случае спонтанных заявлений удача, естественно, играет важную роль.Преимущество в том, что у вас нет прямых конкурентов. Вы должны тщательно и индивидуально готовить каждое спонтанное заявление и нацеливаться на как можно более конкретный профиль должности. При подаче спонтанной заявки обратите внимание на следующие моменты:
Перед подачей заявки
Чтобы узнать больше о выбранной компании перед подачей заявки (например, контактное лицо по персоналу, предпочтение подачи заявки по электронной почте / письму, профили вакансий), вы можете связаться с компанией по телефону. Желательно связаться с отделом кадров.Подготовьтесь к звонку и заранее отметьте свои вопросы. Подумайте о том, как вы хотите представить себя (например, как кратко и убедительно представить свои компетенции и мотивацию). Прямой контакт подчеркивает вашу приверженность, и вы можете обсудить это в своем мотивационном письме.
Заявочные документы
Всегда отправляйте спонтанную заявку вместе с полной документацией. Сюда входят: мотивационное письмо, резюме и приложения (ссылки и сертификаты).Как и в случае с заявками на объявления о вакансиях, спонтанные заявки не следует рассылать как стандартные массовые заявки. Проявите приверженность и обратитесь к соответствующей компании и как можно более конкретному профилю должности в своем заявлении.
Мотивационное письмо
В мотивационном письме подчеркните, почему вы заинтересованы в этой конкретной компании и какие квалификации вы можете предложить. Адаптируйте свое мотивационное письмо к желаемой должности. Покажите, какие преимущества вы можете предложить своему потенциальному работодателю.
CV
Сориентируйте свое резюме на конкретную компанию и желаемую должность. Придерживайтесь формальных стандартов, которые применяются к обычному резюме (информация и советы для резюме).
Самостоятельное обращение по электронной почте
Если вы отправляете спонтанную заявку по электронной почте, следует обратить внимание на некоторые дополнительные моменты. В теме письма укажите, что это спонтанная заявка, и укажите желаемый пост. Если возможно, направьте заявку соответствующему менеджеру по персоналу (заявка по электронной почте).
Запросы
Если вы не получили подтверждения о получении примерно через две недели после отправки заявки, вы можете сделать дружественный запрос своему контактному лицу (по телефону или электронной почте). Это еще раз иллюстрирует вашу мотивацию. Тем не менее, вы не должны оказывать давление на выбранного работодателя.
.
цитат о спонтанности (107 цитат)
- Домой
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Награды Choice
- Жанры
- Розыгрыши
- Новые выпуски
- Списки
- Изучить
0 Искусство Новости и интервью
- Биография
- Бизнес
- Детский
- Кристиан
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы
- Историческая фантастика
- История ужасов
Музыка
- Тайна
- Документальная литература
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер
- Путешествия
- Молодые люди
nres
- Группы
- Обсуждения
- Цитаты
- Спросить автора
- Войти
- Присоединиться
Зарегистрироваться
9000 Посмотреть профиль6
- Профиль
- Друзья
- Группы
- Обсуждения
- Комментарии
- Задача по чтению
- Kindle Заметки и основные моменты
- Цитаты
- Любимые жанры
- Рекомендации друзей
- Домой
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Choice Awards
- Жанры
- Розыгрыши
- Новые выпуски
- Списки
- Изучить
- Gen News & Interviews
- Gen News & Interviews
hy
- Бизнес
- Детский
- Кристиан
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы
Историческая музыка Художественная литература
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер 76
- 9000 ,
Размышляя о спонтанных кандидатах | Jobs.ca
13 марта 2017 • Автор: Катрин Мартеллини
Отправка спонтанного заявления — то есть передача вашего резюме без предложения о работе — не похожа на ответ на обычное предложение о работе. Как вы адаптируете свое резюме, чтобы ваша заявка не опустилась на дно стопки спонтанных кандидатов?
1. Ориентируйтесь на нужные компании
Спонтанно или нет, главное — персонализация.Избегайте отправки массы заявок всем; желательно знать, в каких отраслях вы хотите работать. После того, как вы сделали выбор, нацелитесь на четыре или пять бизнесов, которые вам нравятся, в каждом секторе, которые разрабатывают проекты, связанные с вашими навыками. Затем узнавайте о них, следите за новостями о них и вперед!
Не забывайте принимать во внимание малый и средний бизнес. Они более восприимчивы к спонтанным кандидатам, потому что им иногда бывает трудно привлечь кандидатов.
2. Дополните свое сопроводительное письмо
Обычно ваше сопроводительное письмо адресовано директору по персоналу компании. Однако не стоит останавливаться на достигнутом: если вы знаете кого-то в компании, кто более восприимчив к вашему приложению, они могут вас туда привести.
Другой общий метод — избежать отправки обычных писем десяткам потенциальных кандидатов. Первое предложение — решающий фактор! Есть много стратегий, чтобы зацепить работодателя: вы можете выделить активы, связанные с вашим бизнесом, такие как, например, редкий навык, или вы можете напрямую поговорить с контактом, упомянув, как вы можете внести свой вклад в проект или проблему, с которой сталкивается бизнес.
Вы уже встречались во время встречи? Вы читали их последнюю книгу, интервью или бизнес-отчет? Это прекрасная возможность оставить свое имя.
Для написания письма необходимы три элемента: чем вы занимаетесь, какая сфера бизнеса вас интересует и что вы можете принести друг другу.
3. Соответствующее название CV
Для спонтанного кандидата указание названия, то есть желаемой должности, в резюме является наиболее важным.Затем вы должны напрямую объяснить ключевые, связанные навыки. Вы также должны выявить все элементы целевого бизнеса. В остальном соблюдайте те же правила написания резюме.
4. Спланируйте контратаку
После того, как вы отправили свое спонтанное резюме в компанию, нет ничего постыдного в его повторной отправке. Если, например, вы не получили подтверждения своей кандидатуры, эта тема является хорошим поводом для продолжения. Второе письмо могло привлечь внимание рекрутера.
5. Воспользуйтесь возможностью
Если вы столкнетесь с предложением о работе, не имеющим отношения к желаемой работе, вы все равно можете использовать его для отправки спонтанного заявления. У него больше шансов получить консультацию от рекрутера, ищущего кандидатов. Тем не менее, всегда будьте разумны: если реклама действительно не связана с тем, что вы ищете, рекрутер может счесть эту тактику абсурдной.
Многие факторы могут повлиять на ваши шансы, такие как тип бизнеса, количество ресурсов, влияющих на анализ кандидатов, количество кандидатов и многое другое.Наконец, помните, спонтанные кандидаты не обязательно приводят к спонтанным результатам… На самом деле, ответ может появиться внезапно через несколько месяцев после того, как вы отправили заявку.
Последние статьи Катерины Мартеллини
,