Понятия мировоззрения и его структура: 1. Понятие мировоззрения и его структуры.

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы — Студопедия

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Различные стороны мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, идя путем проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.



По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и мн. др. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться? Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.


Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в-третьих, жизненная стратегия индивида.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а так же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения — религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего — совершенного, горнего и низшего — несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.

На всех вышеназванных уровнях в различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.

Параллельно с обыденным формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

Все типы мировоззрений имеют свои плюсы и минусы. Мифологическое и религиозное мировоззрение по-своему, зачастую стихийно, осуществляют связь поколений, закрепляют и передают систему социальных ценностей, идеалов и норм поведения. Вместе с тем, действительность воспринимается в них в иллюзорном, искаженном виде, противореча данным науки. Научное мировоззрение опирается на рациональное осмысление мира, не допуская интуитивного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.

На основе мифологического и религиозного мировоззрений, а так же основ научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

Понятие мировоззрения и его структура — Студопедия

Философия — одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VI в. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие времена.

Каждый человек, осваивая и познавая мир, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Человек задумывается о тайнах мироздания, о судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о добре и зле, справедливости и т.д. Эти и другие «вечные» вопросы, каждый раз заново решаемые новыми поколениями, составляют круг-вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти «вечные» вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют его мировоззрение.

Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе в целом, об универсуме, космосе. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой представляет жизнь, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной, в каком отношении она находится к неживому. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности.



Познавательную сторону мировоззрения составляют не только взгляды и представления о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как соотносится мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п.

Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.


История термина

Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Кант, однако не отличает его от миросозерцания. В Феноменологии духа Гегеля присутствует вынесенное в заглавие понятие «морального мировоззрения» (нем. Die moralische Weltanschauung). Современное значение термин приобретает у Шеллинга[2]. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже С. Л. Франка[3]). Вместе с тем, в советский период понятие мировоззрения стало центральным для понимания философии. О «монистическом мировоззрении» пишет Ленин в «Философских тетрадях». Уже в 1923 году его использует Деборин (Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение).

Понятие мировоззрения[править | править вики-текст]

Зачем человек[4] приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чём смысл жизни? Всё это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его самосознанием[5].

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом. Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе. Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознаёт себя не через своё отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщённое, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нём, что принято называть сущностью, что остаётся наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями[6] и социальными группами[7] в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь его компонентов. В состав мировоззрения входят обобщённые знания, определённые системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, то есть взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни[8] человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякого мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождения и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

1. Понятие мировоззрения, его структура и исторический характер. Виды мировоззрения.

2. Религиозное мировоззрение, его основные характеристики. Виды религиозного мировоззрения. Представление о добре и зле, идея бога.

Мировоззрение
– система идей о мире, человеке и их
взаимоотношениях. Основным стержневым
элементом мировоззрения является идеал,
который выражает конечные цели нашей
деятельности, общие требования личности,
класса либо какого-то сообщества. Идеал
выражает должное и желаемое в сфере
экономической, социальной и политической
жизни общества. По своей природе
мировоззрение является социально-классовым
феноменом или явлением, которое объединяет
людей в некоторую группу, класс определяет
их содержание и направление их развития.
Поэтому существует классовый подход к
пониманию природы мировоззрения. Оно
является научным, а не идеологическим.
Исходя из классовой теории мировоззрения
в социальной науке, выделяют исторические
формы мировоззрения, или исторические
формы общественного сознания, которые
направлены на адекватное отображение
общественного бытия или социальной
жизни человека:

  • мифологическое
    сознание

  • религиозное
    сознание

  • философское
    сознание.

Специфика
мифологического мировоззрения

Мифологическое
сознание является первой формой
существования и развития общественного
и индивидуального
сознания человека. Каждый человек
начинает свое сознание с мифологического,
т. к. это специфическая форма обыденного
сознания (всегда основывается на
обыденной жизнедеятельности человека).
Мифология возникла как результат
выделения человека из мира природы и
является результатом или формой
существования нашего внутреннего мира.
В основе лежит фундаментальное
противоречие между добром и злом. Зло
– это первая историческая форма осознания
взаимоотношения человека с окружающим
миром. Чтобы понять специфику
мифологического мировоззрения, надо
определить понятия добра и зла, которые
являются краеугольными факторами
мифологии. Зло – весь окружающий мир,
который противостоит человеку или
коллективу, на который направлена
деятельность человека. Добро – первичный
коллектив, состоящий из предков, потомков
и живущих в данное время людей. Эти люди
связаны абсолютным принципом («родственник
родственнику принципиально не может
нанести зла» — основной принцип
мифологического мировоззрения).

Фундаментальные
характеристики мифологического сознания
.

  1. Мифологическое
    сознание по своей природе антагонистично,
    раскалывает мир на 2 противоположности
    (мы и они) и служит средством для поиска
    «козлов отпущения».

  2. Мифологическое
    мировоззрение по своей природе является
    несистемным, оно никогда не выделяет
    времени, и мифологическое действие
    всегда происходит только в пространстве.

  3. Мифологическое
    мировоззрение по своей природе
    синкретично. Оно не разделяет мир на
    сферы бытия: божественный, человеческий
    и природный мир.

  4. Миф
    не знает содержания, он полностью
    отождествляется со знаком, т. е. считается,
    что всё что присутствует в мифе реально.
    Мифология всегда удваивает мир (из
    действительности делает виртуальность).

  5. Мифологическое
    сознание не требует веры и в этом
    заключается главный недостаток, порок
    мифологии.

  6. Мифология
    не отвечает на вопрос «почему?», она не
    исследует причин. Главный мифологический
    вопрос: «Как относится к данному событию?
    Что делать с ним?»

  7. Мифология
    – идеология человека-победителя. Она
    знает один тип человека – герой.

Функции
мифологии в жизни человека и общества
.

  1. Объединительная:
    мифология определяет нашего общего
    предка.

  2. Определяет
    цель развития данного коллектива,
    общности. Дает идеал, к которому все
    должны стремиться.

  3. Дает
    примеры поведения.

  4. Самое
    главное: мифология создала субъективный
    мир: любая мифология углубляет окружающий
    мир, она вносит в него элементы духовного
    начала.

  5. Остановила
    время и тем самым сформировала внутреннюю
    жизнь человека, положив основы понимания
    семьи, рода, нации.

Специфика
религиозного мировоззрения

Марк
Тейлор пишет: «религиозное сознание
возникает из разлагающейся мифологии,
когда разрушаются принципы: родственник
не может нанести вред родственнику,
разрушается община, человек может быть
уверен только в себе самом. Основным
противоречием религиозного сознания
является противостояние между добром
и злом. Под добром понимается сам индивид,
который противостоит всеобщему мировому
злу. Жан Поль Стюар : «Как может выжить
человек во всеобщем океане зла?». Ответ
один: нужно заручится поддержкой некого
мирового начала, которое может
нейтрализовать зло. Мировое начало –
бог, природа которого — делать добро. В
религиозном мировоззрении человек
выступает в единстве с мировым началом
– богом. Истинная человеческая
деятельность – деятельность по
воссозданию связей или соотношений с
богом.

Религиозное
мировоззрение – деятельность человека
или общества, стремящаяся восстановить
некую духовную связь с абсолютом, для
продолжения и определения своей жизни.

Фундаментальные
характеристики религиозного мировоззрения
:

  1. Религиозное
    мировоззрение всегда индивидуально.
    Именно религия определяет и формирует
    нашу индивидуальность, потому что
    областью деятельности человека является
    его внутренний мир, а не окружающая
    действительность.

  2. Рел.мировоззрение
    знает лишь один тип мировоззрения; тип
    страдающего индивида, деятельность
    которого полностью подчинена очищению
    внутреннего мира через страдание.

  3. Рел.мировоззрение
    отрицает мифологическое в том, что
    вводит сферы бытия, возводит непреодолимые
    границы.

  4. Религия
    впервые вводит в действие фактор
    времени. Она признает только внешнее
    время.

  5. Рел.мировоззрение
    существует и развивается на основе
    принципа гилозоизма – перенесение
    индивидуальных качеств человека на
    природные и сверхприродные объекты.

  6. В
    отличие от мифологии религия может
    существовать через акт веры.

  7. Религиозное
    мировоззрение всегда догматично в
    своей основе и по своей природе
    интуитивно.

  8. Религиозное
    знание иллюзорно, так как основным
    предметом деятельности человека
    является не воздействие на окружающий
    мир, а воздействие на мировое начало –
    бога.

В
зависимости от того, что понимается под
мировым абсолютом: бог/свое сущностное
«я»/личность/нация/класс/вещь в виде
священной реликвии, все религиозное
мировоззрение подразделяется на 3 формы:

  • эгоцентрическое
    сознание

  • социоцентрическое
    сознание

  • космоцентрическое

Эгоцентрическое
– стремление индивида восстановить
утраченную связь со своим сущностным
«я», со своей внутренней системой
ценностей, человек всегда живет по
принципу: внутри я лучше, чем говорят
другие. Человек всегда знает, когда он
делает зло, а когда добро. При созидании
зла у нас возникает внутренний стресс,
в основе которого возникает вопрос о
ценности своего сознания. Эгоцентрическое
сознание – это внутренняя деятельность
человека, в основе которой лежит
стремление утвердить свою индивидуальность,
это работа нашей самооценки, которая
не допускает девальвации нашей личности.

«Самооценка-
это последний бастион нашей личности.
Разрушив самооценку, мы уничтожаем нашу
личность». Эгоцентрическое мировоззрение
– это всеобщее мировоззрение, это форма
нашего индивидуального спасения.

Социоцентрическая
модель – стремление человека или части
общества создать или восстановить
духовную связь с неким социальным
абсолютом, в основе которого лежит
стремление дополнять до некой целостности
свои недостающие силы, ресурсы.

Социоцентризм
– культ личности, стремление человека
подражать социальным идолам. Это форма
не всеобщего, а индивидуального
самосознания.

Космоцентрическое
мировоззрение – стремление человека
и общества восстановить утраченную
связь с мировым абсолютом, творцом
вселенной. В зависимости от того, что
понимается под богом, есть три типа:

  • Теоцентрическое
    сознание – бог-творец вселенной
    (христианство, иудаизм ,и т.д

  • Панте….
    – бог «размывается» в природе (буддизм)

  • Атеистическое
    – вместо бога мы ставим человека

  • Религия
    направлена на развитие духовного мира,
    но в нашем мире оно многозначно и
    проявляется в трех формах, описанных
    выше.

Особенность
религиозного сознания, прежде всего, в
том, что оно направлено на формирование
вида, конкретного индивида. Религиозное
мировоззрение знает только один тип
личности – страдающая личность, главная
значимость бытия которого – собственное
духовное развитие через страдания,
сопереживания.

Специфика
философского мировоззрения

Основания
возникновения философского сознания
:

  • необходимо
    изменение материального бытия народа;

  • необходима
    государственная заинтересованность
    в нем;

  • связывается
    с развитием материально-денежных
    отношений;

  • изменяется
    само положение человека: он становится
    функционально неустойчивым существом;

  • была
    необходима первоначальная информационная
    база.

1.Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни мировоззрения.

Мировоззрение
– необходимая составляющая
человеческого сознания, познания.
Это не просто один из его элементов в
ряду многих других, а их сложное
взаимодействие. Разнородные «блоки»
знаний, убеждений, мыслей, чувств,
настроений, стремлений, надежд,
соединяясь в мировоззрении, предстают
как более или менее целостное понимание
людьми мира и самих себя.

Мировоззрение
носит общественно-исторический характер,
т.к. сама жизнь людей в обществе носит
исторический характер. Вслед за
изменением всех составляющих
общественно-исторического процесса
изменяется мировоззрение человеческих
сообществ, социальных групп, личностей.
Мировоззрение — это сложное, интегральное
образование, в котором принципиально
важна связь его компонентов.

СТРУКТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

1.
Знания — совокупность сведений об
окружающем мире. Они бывают научными,
профессиональными (военными),
повседневно- практическими.

2.
Ценности — это особое отношение людей
ко всему происходящему в соответствии
с их целями, потребностями, интересами,
тем или иным пониманием смысла жизни.
Ценности характеризуются такими
понятиями, как «значимость»,
«полезность» или «вредность».
Значимость показывает степень
интенсивности нашего отношения -что-то
трогает нас больше, что-то меньше, что-то
оставляет нас спокойными. Полезность
показывает нашу практическую нужду в
чём-то. Ею могут характеризоваться
материальные и духовные ценности:
одежда, кров, орудия труда, знания,
умения и т.д. Вредность — это наше
негативное отношение к какому-то
явлению.

3.
Эмоции — это субъективная реакция
человека на воздействие внутренних и
внешних раздражений, проявляющихся в
виде удовольствия или неудовольствия,
радости, страха и т.д. Ярким выражением
влияния эмоций на мировоззрение служат
слова знаменитого философа И. Канта:
«Две вещи наполняют душу всегда
новым и всё более сильным удивлением
и благоговением, чем чаще и
продолжительнее мы размышляем
о них, — это звёздное небо надо мной и
моральный закон во мне».

4.
Воля — способность к выбору цели
деятельности и внутренним усилиям,
необходимым для её осуществления. Это
придаёт всему составу мировоззрения
особый характер, позволяет человеку
своё мировоззрение претворять в жизнь.

5.
Убеждения — взгляды, активно принимаемые
людьми, соответствующие их жизненным
интересам. Во имя убеждений люди
порой рискуют жизнью и даже идут на
смерть — так велика их побудительная
сила. Убеждения — это знания, соединённые
с волей. Они становятся основой
жизни, поведения, действия личности,
общественных групп, наций, народов.

6.
Вера — это степень доверия человека к
содержанию имеющихся у него
знаний. Диапазон человеческой веры
весьма широк. Он простирается от
практической очевидности до
религиозных верований или даже
легковерных принятий нелепых вымыслов.

7.
Сомнение — критическое отношение к
каким-либо знаниям или ценностям.
Сомнение — обязательный элемент
самостоятельного мировоззрения.
Фанатичное, безоговорочное принятие
каких-либо взглядов без собственного
критического осмысления называют
догматизмом.

Таким
образом, мировоззрение — это сложное,
противоречивое единство знаний,
ценностей, эмоций, воли, убеждений,
веры, и сомнений, позволяющее человеку
ориентироваться в окружающем мире.

В
зависимости от этого мировоззрение
подразделяется на обыденное,
профессиональное и научное.

1.
Обыденное мировоззрение — это совокупность
взглядов, основанных на здравом
смысле, повседневном жизненном
опыте. Это стихийно складывающееся
мировоззрение охватывает самые широкие
слои общества, имеет очень важное
значение, оно является реально
«работающим» мировоззрением
многих миллионов людей. Однако научный
уровень этого мировоззрения не
высок.

2.
Более высокой разновидностью мировоззрения
является профессиональное, формирующееся
под влиянием знаний и опыта людей в
различных сферах деятельности и т.д.
Это может быть мировоззрение учёного,
писателя, политического деятеля и т.д.

Мировоззренческие
идеи, возникающие в процессе научного,
художественного, политического, и
др. творчества, могут в определённой
степени воздействовать и на мышление
профессиональных философов. Яркий
пример тому — огромное влияние творчества
Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на
отечественную и мировую философию, но
и на этом уровне человек не застрахован
от ошибок.

3.
Высший уровень мировоззрения —
теоретическое мировоззрение, к которому
принадлежит и философия. В отличие
от других видов мировоззрения
философия не только является
творцом мировоззрения, но и
профессионально занимается анализом
мировоззрения, подвергает его
критическому осмыслению.

2. Понятие, структура и функции мировоззрения

Мировоззрение
– это система обобщенных представлений
о мире как целом, о месте человека в нем,
о смысле человеческой жизни, смысле
истории, об основаниях и границах
человеческого познания. Носителями
мировоззрения являются индивидуальные
и коллективные субъекты. В центре
мировоззрения как картины мира – его
носитель, т.е. субъект.

Структура
мировоззрения
:
Теоретический уровень мировоззрения
– это научно обоснованное знание.

Сакральный
уровень мировоззрения – это ценности,
идеалы – как светские, так и религиозные.
Обыденный уровень мировоззрения – это
стандарты повседневных практик, обычаи,
суеверия.

Все
уровни мировоззрения взаимодействуют
друг с другом.

1)
гносеологическая (познавательная)
функция состоит в том, что мировоззрение
дает знание о конечных причинах сущего;

2) аксиологическая (ценностно-ориентационная)
функция, позволяющая выработать оценку
– отношение к окружающему и происходящему;

3) праксиологическая (практическая)
функция, позволяющая стать руководством
к действию (человек ведет себя в
соответствии со своими мировоззрением)
.
Эти функции характеризуют мировоззрение
в самом общем виде, фиксируя только
основное из того, что дает мировоззрение
для человеческого существования.

3.
Предмет и задачи философии

Термин
«философия» состоит из двух греческих
слов phileo
— любовь и sophia

мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия
– область человеческих знаний, предмет
её изменялся в интеллектуальной истории
человечества в зависимости от характера
эпохи.

Предметом
философии являются наиболее общие
природные и общественные закономерности
– во взаимосвязи с теми предельными
основаниями в человеческом мышлении,
на основе которых они получены и могут
быть преумножены. Философии – это
понятия, обладающие высоким уровнем
общности, т.е. категории. В философии
существуют разные направления, школы,
учения. В каждом из них свой язык,
понятийный аппарат (например, язык
позитивизма отличается от языка
психоаналитической философии).
Соответственно: в каждом философском
учении есть своя методология.

Предмет
ф. н. ― общие закономерности и тенденции
научного познания как особой деятельности
по производству научных знаний, взятых
в развитии и рассмотренных в исторически
изменяющемся социокультурном контексте.

Одной
из важнейших задач является исследование
того, как исторически меняются способы
формирования нового научного знания и
каковы механизмы воздействия
социокультурных факторов на этот
процесс.

Ф.
н. развивается вместе с самой наукой.
Она выступает своего рода самосознанием
науки.

Ф.
н. как дисциплина возникла в ответ на
потребность осмыслить социокультурные
функции науки в условиях НТР.

Как
дисциплина, ф. н. испытывает на себе
огромное вли­яние философско-мировоззренческих
концепций и теоретических разра­боток.
Однако цель
ее

— в интегративном анализе и синтетическом
подходе к широкому спектру обсуждаемых
проблем.

Философа
науки интересует науч­ный поиск,
«алгоритм открытия», динамика развития
научного знания, методы исследовательской
деятельности.

4.
Функции философии

Функции
философии

— основные направления применения
философии, через которые реализуются
ее цели, задачи, назначение. Выделяют:

мировоззренческую;
способствует формированию целостной
картины мира, представлений об его
устройстве, месте человека в нем,
принципов взаимодействия с окружающим
миром.

методологическую;
заключается
в том, что философия вырабатывает
основные методы познания окружающей
действительности

мыслительно-теоретическую;
выражается в том, что философия учит
концептуально мыслить и теоретизировать
— предельно обобщать окружающую
действительность, создавать
мыслительно-логические схемы, системы
окружающего мира.

гносеологическую;
имеет целью достигнуть правильного и
достоверного познания окружающей
действительности (то есть изучить
механизм познания).

критическую;
подвергать
сомнению окружающий мир и существующее
знание, искать их новые черты, качества,
вскрывать противоречия.— расширение
границ познания, разрушение догм, его
модернизация.

аксиологическую;
в
оценке вещей, явлений окружающего мира
с точки зрения различных ценностей:
морально-нравственных, этических,
социальных, идеологических и др. Цель
аксиологической функции — быть «ситом»,
через которое пропускать все нужное,
ценное и полезное и отбрасывать тормозящее
и отжившее.

социальную;
объяснить общество, причины его
возникновения, эволюцию, современное
состояние, его структуру, элементы,
движущие силы; вскрыть противоречия,
указать пути их устранения или смягчения,
совершенствования общества.

воспитательно-гуманитарную;
культивировать гуманистические ценности
и идеалы, прививать их человеку и
обществу, помочь человеку адаптироваться
в окружающем мире и найти смысл жизни.

прогностическую
функции
.
на
основании имеющихся философских знаний
об окружающем мире и человеке, достижениях
познания спрогнозировать тенденции
развития, будущее материи, сознания,
познавательных процессов, человека,
природы и общества.

Сущность и структура мировоззрения

Термин «мировоззрение» появился и вошел в научный оборот в конце 18 века в связи с научным творчеством представителей немецкой классической философии. Но это не значит, что именно тогда сформировались все концептуальные положения этого явления. Прежде всего, следует сказать, что многие представления, без которых сегодня невозможно представить ни одно мировоззрение (неважно, о каком типе мы говорим, массовом или индивидуальном), пришли в мировоззренческий конгломерат из совершенно разных форм общественного сознания. ,Более того, само мировоззрение выражалось преимущественно через содержание таких духовных явлений, как философия, мифология, метафизика, религия.

Мировоззрение, его сущность и структура, как правило, выражаются через те представления индивидов, которые они сформулировали в процессе обобщения знаний, полученных в результате социальной практики. В результате таких обобщений возникло понимание мировоззрения как особой формы индивидуального сознания, в которой отражены его взгляды на окружающую действительность и его место в этой реальности.

В многочисленных источниках можно найти самые разные определения мировоззрения, но при всей их несходственности можно утверждать, что все они практически одинаково интерпретируют структуру мировоззрения как многосложное явление.

В состав философии в философии входят такие важные компоненты, как знания, установки, убеждения и идеалы, с помощью которых человек выражает свое отношение к окружающей действительности и формирует собственное положение в этом мире.

В состав мировоззрения как важнейших его элементов входят:

  • система информации и знаний;
  • взглядов, взглядов и критериев оценки окружающей среды;
  • отношения и убеждения, предопределяющие поведенческие мотивы человека;
  • Идеалы человека — образы, предопределяющие развитие человека и его движения, как активного, преобразующего мир, субъекта.

Но на этом структура мировоззрения не исчерпывается, поскольку все вышеперечисленные элементы можно разделить на объективные (они включают знания) и субъективные (это в основном взгляды, убеждения и идеалы).

Все компоненты мировоззренческой структуры имеют полностью определенное функциональное назначение.

Знание, представляющее собой определенным образом переработанную систему научной информации, я помогаю человеку постигать окружающий мир и явления, происходящие в нем.В рамках этого компонента наблюдаются вполне определенные расхождения, которые объективны и достаточно объяснимы. Например, люди могут иметь примерно сопоставимые интеллектуальные потенциалы, но в то же время полностью различаться в своих взглядах на мир.

Структура мировоззрения, включающая взгляды людей, предполагает их рассмотрение как суждения, которые, в отличие от знаний, выражают субъективное заключение индивида о действительности. Например, представители научного и религиозного мировоззрения совершенно по-разному рассматривают вопрос о происхождении человека.

Знания, как и взгляды, не всегда выступают в качестве мотивирующего фактора. Более важным в этом вопросе являются убеждения. Формируясь на основе какой-либо идеи, убеждения отражают синтез объективных знаний и стремлений, который фиксирует социальные позиции человека в обществе и его деятельность.

Структура мировоззрения как его органический элемент предполагает наличие идеалов. В простейшем смысле идеал — это образ, в котором запечатлено ожидаемое, идеальное, то есть, к которому у мужчины есть сильное стремление и высокое (с точки зрения критериев) отношение.Как правило, они воплощают в себе лучшие образцы человеческого мышления и поведения.

Таким образом, мировоззрение — это системное единство составляющих его компонентов. Взаимосвязь между этими компонентами может со временем меняться, и тогда один из них может стать доминирующим не только на уровне индивидуального сознания, но и социального.

p>
,

WORLDVIEW OF LINGUISTIC PERSONALITY И ЕЕ РОЛЬ В ВЕРБАЛЬНОЙ И КОГИТАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ

Лицензионное соглашение на использование научных материалов.

МИРОВОЙ ВЗГЛЯД ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛИ В ВЕРБАЛЬНОЙ И КОГИТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поцелуй Оксана Сергеевна, Барсегян Карине Робертовна

0 910 910

0 Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета юстиции 910 910 В статье исследуется вопрос о влиянии языковой структуры на представление мировоззрения говорящего, а также исследуются позиции ученых относительно роли языкового мировоззрения в речевом производстве. Мировоззрение анализируется как целостное, но многогранное понятие, определяются его структурные компоненты, важнейшей из которых является ментальная интенция. В статье также рассматривается понятие языковой модальности — выявляется тесная связь данной языковой категории и языковой универсальности с процессом интерпретации мировоззрения в речевой и мыслительной деятельности.

Ключевые слова и фразы: мировоззрение, языковое мировоззрение, статическое и динамическое мировоззрение, пароэмиологическое мировоззрение, лингвистический реализм, теория лингвистической относительности, модальность.
Открыть всю статью в формате PDF. Бесплатную программу просмотра PDF-файлов можно скачать здесь.
Каталожный номер:

  1. Алефиренко Н.Ф. Фразеология и паремиология: учебное пособие. М .: Флинта, 2009. 344 с.
  2. Богатырева И. И. Языковая карта мира // Русская словесность. 2010. 1. С. 66-73.
  3. Брутян Г.А. Гипотеза Сепира-Уорфа. Ереван: Луис, 1968. 167 с.
  4. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М .: Издательство иностранной литературы, 1958. 132 с.
  5. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М .: Прогресс, 1984. 397 с.
  6. Нелюбина М. С. Преодоление различий в языковых картинах мира в процессе художественного перевода // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты: межвуз.сборник научн. трудов / отв. красный. О. С. Шумилина. Тверь: Тверь. ГСН. ун-т, 2010. Вып. 10. С. 246-250.
  7. Потебня А. А. Мысль и язык // Потебня А. А. Слово и миф. М .: Правда, 1989. С. 17-200.
  8. Сепир Э. Статус лингвистики как науки // Языки как образ мира / сост. К. Королев. М .: АСТ; СПб .: Terra Fantastica, 2003. С. 127-139.
  9. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологические аспекты. М .: Языки русской культуры, 1996.288 с.
  10. Уорф Б. Л. Отношение нормы поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. М .: Изд-во иностранной литературы, 1960. Вып. 1. С. 135-169.
  11. Чесноков В. П. О двух картинах мира — статической и динамической // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. Ростов н / Д: Изд-во РГУ, 1989. 3. С. 63-69.
  12. Шпильная Н. Н. Языковая карта мира в структуре речмыслительной деятельности языковой личности // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты практики: м-лыко-культурно IV Междунар.Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. С. 253-259.

.

Мировоззрение

Кэрролл, Джон Б. (ред.) [1956] (1997). Язык, мысль и реальность: избранные сочинения Бенджамина Ли Уорфа. Кембридж, Массачусетс: Technology Press Массачусетского технологического института. ISBN 0-262-73006-5. ] (Работа популяционного генетика Луиджи Лука Кавалли-Сфорца направлена ​​на демонстрацию гено-лингвистической коэволюции людей).

Если гипотеза Сепира-Уорфа верна, мировоззренческая карта мира была бы подобна лингвистической карте мира. Однако это также почти совпадало бы с картой мира, нарисованной на основе музыки людей.[ Уорф, Бенджамин (Джон Кэрролл, редактор) (1956). «Язык, мысль и реальность: избранные произведения Бенджамина Ли Уорфа». MIT Press. ]

Мировоззрение и фольклорные эпосы

По мере того, как естественный язык становится проявлением мировосприятия, литература людей с общим мировоззрением становится целостным отражением мировосприятия народа в широком смысле слова. Таким образом, степень общности и общность мировых народных эпосов становится проявлением общности и масштабности мировоззрения.

Эпические стихи часто разделяют люди, не знающие политических границ и поколений. Примеры таких эпосов включают Песнь о Нибелунгах германо-скандинавского народа, Силаппадхикарам южно-индийского народа, Гильгамеш месопотамско-шумерской цивилизации и людей Плодородного Полумесяца в целом, Арабские ночи арабского мира и Сундиата. эпос народа Манде.

Построение мировоззрений

«Конструирование интегрирующих мировоззрений» начинается с фрагментов мировоззрений, предлагаемых нам различными научными дисциплинами и различными системами знаний.Этому способствуют разные точки зрения, существующие в разных культурах мира. Это основная тема исследований Центра междисциплинарных исследований Leo Apostel.

Следует отметить, что в то время как Апостель и его последователи четко придерживаются мнения, что «индивиды» могут «конструировать» мировоззрение, другие писатели считают, что мировоззрение действует на уровне сообщества и / или бессознательно. Например, если мировоззрение фиксируется языком, как, согласно сильной версии гипотезы Сепира-Уорфа, нужно выучить или изобрести новый язык, чтобы построить новое мировоззрение.

Согласно Apostel, мировоззрение должно состоять из семи элементов:
# онтология, описательная модель мира
# объяснение мира
# футурология, отвечая на вопрос «куда мы идем?»
# Ценности, ответы на этические вопросы: «Что делать?»
# Праксиология, или методология, или теория действия .: «Как нам достичь наших целей?»
# Эпистемология, или теория познания. «Что правда, а что ложь?»
# Этиология. Сконструированное мировоззрение должно содержать отчет о его собственных «строительных блоках», его происхождении и конструкции.

Влияние мировоззрений

структурные аспекты

Этот термин обозначает исчерпывающий набор мнений, рассматриваемых как органическое единство, о мире как средстве и осуществлении человеческого существования. Weltanschauung служит основой для создания различных измерений человеческого восприятия и опыта, таких как знания, политика, экономика, религия, культура, наука и этика. Например, мировоззрение о причинности как «однонаправленной», «циклической» или «спиральной» порождает структуру мира, отражающую эти системы причинности.Однонаправленный взгляд на причинность присутствует в некоторых монотеистических взглядах на мир с началом и концом и на единую великую силу с единственным концом (например, христианство и ислам), тогда как циклическое мировоззрение причинности присутствует в религиозной традиции. который является циклическим и сезонным, и в котором события и переживания повторяются в систематических моделях (например, зороастризм, митраизм и индуизм).

Эти мировоззрения причинности лежат в основе не только религиозных традиций, но также и других аспектов мышления, таких как цель истории, политические и экономические теории, а также такие системы, как демократия, авторитаризм, анархизм, капитализм, социализм и коммунизм.

Мировоззрение линейной и нелинейной причинности порождает различные взаимосвязанные / конфликтующие дисциплины и подходы в научном мышлении. Мировоззрение временной непрерывности действия и события ведет к лежащей в основе диверсификации, такой как «детерминизм» против «свободы воли». Мировоззрение Свободной воли ведет к дисциплинам, которые управляются простыми законами, которые остаются неизменными и статичными и эмпирическими в научном методе, в то время как мировоззрение детерминизма порождает дисциплины, которые управляются генеративными системами и рационалистичны в научном методе.

Некоторые формы философского натурализма и материализма отрицают обоснованность сущностей, недоступных естествознанию. Они рассматривают научный метод как самую надежную модель для построения и понимания мира.

Другие аспекты

В «Языке Третьего Рейха» Weltanschauungen стал обозначать инстинктивное понимание нацистами сложных геополитических проблем, что позволило им действовать во имя высшего идеала [ Victor Клемперер, «Язык третьего рейха: тетрадь филолога», пер.Martin Brady, London: Continuum, 2002 ] и в соответствии с их теорией мира. Эти действия, воспринимаемые за пределами этого уникального Weltanschauung, теперь обычно воспринимаются как акты агрессии, такие как открытое вторжение, искажение фактов и нарушение прав человека.

Мировоззрение в религии и философии

Различные авторы предлагают рассматривать религиозные или философские системы убеждений как мировоззрения, а не как набор отдельных гипотез или теорий.Японский философ Нисида Китаро много писал о «Религиозном мировоззрении», исследуя философское значение восточных религий [ действительно, последняя книга Китаро — «Последние писания: ничто и религиозное мировоззрение» ]. По словам неокальвиниста Дэвида Ногла «Мировоззрение: история концепции», «восприятие христианства как мировоззрения было одним из самых значительных событий в новейшей истории церкви». [ Дэвид К. Ногл «Мировоззрение: история концепции» ISBN 0802847617 ]

Христианский мыслитель Джеймс У.Сир определяет мировоззрение как «набор предпосылок (предположений, которые могут быть истинными, частично истинными или полностью ложными), которых мы придерживаемся (сознательно или подсознательно, последовательно или непоследовательно) относительно основного устройства нашего мира». и предлагает, что «мы все должны мыслить категориями мировоззрения, то есть с осознанием не только нашего собственного образа мыслей, но и образа мышления других людей, чтобы мы могли сначала понять, а затем искренне общаться с другими в нашем плюралистическом обществе. «. [ Джеймс У.Отец «Вселенная по соседству: Базовый каталог мировоззрения» стр. 15-16 (текст можно прочитать на Amazon.com) ] Преподобный профессор Кейт Уорд основывает свое обсуждение рациональности религиозных убеждений в книге «Опасна ли религия?» по рассмотрению религиозных и нерелигиозных мировоззрений. [ см. Статью в книге для подробностей и ссылку ]

Философское значение мировоззрения стало все более очевидным в течение 20 века по ряду причин, таких как усиление контактов между культурами и провал некоторых аспектов проекта Просвещения. , например, рационалистический проект достижения истины одним разумом.Математическая логика показала, что фундаментальный выбор аксиом важен для дедуктивного мышления [] Не только в том очевидном смысле, что вам нужны аксиомы для доказательства чего-либо, но и в том факте, что, например, аксиома выбора и аксиома S5, хотя многие считались правильными, были в некотором смысле необязательный. ] и что, даже выбрав аксиомы, не все, что истинно в данной логической системе, может быть доказано [ см. Теорему Геделя о неполноте и обсуждение, например, Джона Лукаса «Свобода воли» ].Некоторые философы считают, что проблемы распространяются на «несоответствия и неудачи, которые преследовали попытки Просвещения определить универсальные моральные и рациональные принципы» [ Так, Алистер МакГрат в «Науке о Боге», стр. 109, цитируя, в частности, книгу Аласдера Макинтайра «Чья справедливость? Какая рациональность» ?» — он также цитирует Николаса Вольтерсторфа и Пола Фейерабенда ]; хотя такие принципы Просвещения, как всеобщее избирательное право и («всеобщая» декларация) прав человека, принимаются, если не принимаются как должное, многими.[ «Демократические правительства не предоставляют основных свобод, перечисленных Джефферсоном; правительства созданы для защиты тех свобод, которыми обладает каждый человек в силу своего существования. В их формулировках философов Просвещения 17 и 18 веков: Неотъемлемые права — это природные права, данные Богом. Эти права не уничтожаются при создании гражданского общества, и ни общество, ни правительство не могут удалить или «отчуждать» их ». [ http: // usinfo.state.gov/products/pubs/whatsdem/whatdm3.htm Веб-сайт правительства США о демократии ] ]

Мировоззрение можно рассматривать как состоящее из ряда основных убеждений, которые философски эквивалентны аксиомам мировоззрения, рассматриваемого как логическая теория. Эти базовые убеждения по определению не могут быть «доказаны» (в логическом смысле) в рамках мировоззрения именно потому, что они являются аксиомами, и обычно аргументируются «от», а не «за» [ см., Например, Hill & Rauser «Христианская философия» AZ «Edinburgh University Press (2006) ISBN 9780748621521 p200 ].Однако их взаимосвязь может быть исследована философски и логически, и если у двух разных мировоззрений достаточно общих убеждений, может быть возможен конструктивный диалог между ними [ В христианской традиции это восходит, по крайней мере, к «Диалогам с Трифоном» Иустина Мученика, A Еврей », и уходит корнями в дебаты, записанные в Новом Завете. Для обсуждения долгой истории религиозного диалога в Индии см. «Аргументативный индеец» Амартии Сена ]. С другой стороны, если различные мировоззрения будут признаны несоизмеримыми и несовместимыми, то это ситуация культурного релятивизма и, следовательно, вызовет стандартную критику со стороны философских реалистов.[ [ http://www.iep.utm.edu/c/cog-rel.htm#H5 «Когнитивный релятивизм», Интернет-энциклопедия философии ] ] [ Проблема самооправдания вполне очевидна. Общее. Возникает вопрос о том, соотносится ли истина с рамками концепций, убеждений, стандартов или практик. [http://www.science.uva.nl/~seop/entries/relativism/ Стэнфордская энциклопедия философии ] [ [ http://www.friesian.com/relative.htm Фризская школа релятивизма ] ] ].Кроме того, верующие могут не желать, чтобы их убеждения релятивизировались во что-то, что «верно только для них» [ [ http://www.cwnews.com/news/viewstory.cfm?recnum=49207] Папа Бенедикт предостерегает от релятивизм ] ] [ [ http://www.ewtn.com/library/CURIA/RATZRELA.HTM Ратцингер, Дж. «Релятивизм, центральная проблема веры сегодня» ] ]. Субъективная логика — это формализм рассуждения о убеждениях, в котором убеждения явно субъективно принадлежат людям, но при этом может быть достигнут консенсус между разными мировоззрениями [ [ http: // eprints.qut.edu.au/archive/00007204/ J & oslash; sang, A. «Логика неопределенных вероятностей». Международный журнал неопределенности, нечеткости и систем, основанных на знаниях, 9 (3), стр.279-311, июнь 2001. ] ].

Третья альтернатива состоит в том, что мировоззренческий подход — это всего лишь «методологический» релятивизм, то есть приостановленное суждение об истинности различных систем убеждений, а не заявление об отсутствии глобальной истины. Например, религиозный философ Ниниан Смарт начинает свое «Мировоззрение: межкультурные исследования человеческих верований» с «Изучения религий и анализа мировоззрений» и приводит доводы в пользу «нейтрального, беспристрастного изучения различных религиозных и светских систем — процесса, который я называю анализом мировоззрения.«[ Ниниан Смарт» Мировоззрение: межкультурные исследования человеческих верований (3-е издание) »ISBN 0130209805 p14 ]

См. Также

* Вера
* Сети верований
* Культурная идентичность
* Идеология
* Жизненная позиция
* Метафизика
* Онтология
* Парадигма
* Перспектива
* Философия
* Точка зрения
* Реальность
* Туннель реальности
* Религия
* Сциентизм
* Научное моделирование
* Социальная реальность
* Социально сконструированная реальность
* Субъективная логика

Ссылки

Внешние ссылки

* [ http: // pespmc1.vub.ac.be/WORLVIEW.html «Статья World View о проекте Principia Cybernetica ] — еще одна статья о World View, дополняющая эту.
* Apostel, Leo and Van der Veken, Jan. (1991) Wereldbeelden, DNB / Pelckmans.

* Aerts, Diederick, Apostel, Leo, De Moor, Bart, Hellemans, Staf, Maex, Edel, Van Belle, Hubert, Van der Veken, январь 1994 г. [ http: //www.vub .ac.be / CLEA / pub / books / worldviews.pdf «Мировоззрение. От фрагментации к интеграции » ]. VUB Пресс. Перевод (Апостель и Ван дер Векен 1991) с некоторыми дополнениями. — Базовая книга Мировоззрений из Центра Leo Apostel.

* [ http://www.projectworldview.org/worldviews.htm «Worldviews — An Introduction» ] из Project Worldview
*
* — эссе о текущих исследованиях в области лингвистической относительности (Лера Бородицкая)
*
* [ http://www.inTERRAgation.com inTERRAgation.com — Документальный проект. Сбор и оценка ответов на «смысл жизни» со всего мира. ]
* [ http://henrycenter.org/files/cole.pdf Коул, Грэм А., «Есть ли у христиан мировоззрение?» ] Статья, в которой исследуется концепция мировоззрения, как она связана с христианством и использовалась ею. Содержит полезную аннотированную библиографию.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2024 © Все права защищены.