Понятие внимание виды свойства: лекция 5. Внимание | Социальная сеть работников образования

Содержание

Внимание: понятие, виды, свойства

Внимание
— это направленность и сосредоточенность сознания на что-либо имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер определённой деятельности, а под сосредоточением
– углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Внимание осуществляет отбор той или иной информации, которая будет обрабатываться в сознании. Главная характеристика- фиксированный объём, такой объём не подлежит изменениям с помощью тренировки или обучения.

Виды внимания:

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

Непроизвольное внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека

Произвольное внимание

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причём длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Также, можно различать чувственное и интеллектуальное

внимание. Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой

органов чувств, а интеллектуальное — с сосредоточенностью направленностью мысли. При

чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное

впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Свойства

Свойства внимания (распределение, устойчивость, концентрация, переключение)

активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями

 обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

понятие, виды, свойства, основные характеристики. — Студопедия

 

Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Виды внимания:1)Непроизвольное внимание— вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно­стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвиж­ность объекта.

2)Произвольное вниманиевозникает вследствие соз­нательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.

3)Послепроизвольное внимание— возникает вслед за про­извольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.

Свойства внимания:• Избирательность внимания— сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.

Устойчивость внимания— длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.

Распределение внимания— одновременное внимание к двум или нескольким объектам

Объем внимания— количество объектов, одновремен­но охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясно­сти восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов).

Переключаемость внимания способность внимания переключаться с одного объекта на другой.

От особенностей внимания зависят такие черты лич­ности, как внимательность, наблюдательность и рассе­янность.

Понятие о памяти. Процессы памяти, их характеристика. Развитие памяти.



Памятью — называется познавательный процесс, в коде которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний.

При изучении памяти выделяют процессы памяти

Запоминание– процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.Сохранение –процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.Узнавание и воспроизведение– процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными. абывание— процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Виды памяти, их характеристика.

Виды памяти.

По виду анализатора:

— зрительная — осязательная

— слуховая — обонятельная

— вкусовая

По характеру запоминаемого материала:

— образная (память на представления, зрительные образы, звуки, запахи, вкусы).

-словесно-логическая (память на мысли, слова, понятия.)

— двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем).

— эмоциональная (память на чувства)

По целеустремленности:

— непроизвольная (Непроизвольное запоминание осуществляется без специальных волевых усилий).

— произвольная (запоминание и воспроизведение, направленные на достижение сознательно поставленной цели что-либо запомнить или припомнить).

По длительности:

— мгновенная (сенсорная). Хранение не более 1,5 сек.

-кратковременнаяот 30 сек. Объем кратковременной памяти равен 7 2 единиц.

-долговременная (не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

— оперативная(В оперативной памяти функционирует информация поступающая как из кратковременной, так и их долговременной памяти. При умножении чисел в оперативной памяти сохраняются числа которые мы перемножаем (кратковременная память) и таблица умножения долговременная память). Пока мы действуем, этот материал остается в ведении оперативной памяти.

Мышление: понятие, формы мышления, их характеристика.

Процесс мышления.Это высший познавательные процесс, в результате которого происходит порождение нового знания, новых идей, мыслей, выводов, через преобразование имеющихся представлений или преобразование действительности.

Процесс мышления – это процесс опосредованного познания действительности( т.к. прямое познание осуществляется через органы чувств). Процесс мышления всегда целенаправлен и логически построен. Итогом данного процесса является некоторая мысль, идея выраженная в словах. Специфическим результатоммышления может выступать понятие. Процесс мышления тесно связан с речью. Речь для мышления является носителем мысли. Мышление для речи – как средство общения.

Формы логического мышления:

·Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль или идею.

·Умозаключение – это серия логически связанных высказываний из которых выводиться новое знание. Осуществляется тремя способами: дедукция, индукция, аналогия.

·Определение понятий — система суждений о некотором классе предметов или явлений (молоко, хлеб, конфеты объединяем в продукты питания).

 

определение, виды, свойства. — Студопедия

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Пять основных свойств внимания:

1. устойчивость,

2. сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания – проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

Основные виды внимания:

-природное и социально обусловленное внимание,

-непосредственное и опосредствованное внимание,



-непроизвольное и произвольное внимание,

-чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание – дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание – складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание – не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание – регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание – не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание – обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов.

Чувственное внимание – связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание – преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

 

Определение, виды, функции внимания. Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание. Основные свойства и их экспериментальные исследования. Нарушения внимания.

План
ответа

  1. Определение
    внимания.

  2. Виды
    внимания.

  3. Функции
    внимания.

  4. Внимание
    в психологии сознания и современное
    понимание.

  5. Свойства
    и эксперименты.

  6. Нарушения
    внимания.

Ответ:

  1. Определение внимания.

Внимание
– это направленность психики, сознания
на определенный объект, имеющий для
личности устойчивую или ситуативную
значимость. Оно предполагает повышение
функционирования сенсорики, памяти,
интеллекта. Внимание может быть направлено
на процессы, происходящие внутри нас и
на предметы окружающего мира. Внимание
обеспечивает положительную задержку
активности на том или ином предмете.
Установка определяет выбор тех или иных
впечатлений, событий, концентрацию на
них психической энергии. Таким образом,
внимание – специфическая человеческая
психическая деятельность, которая
служит для трансформации тех или иных
установок импульсивного поведения.
Внимание является сквозным психическим
процессом, так как никогда не выступает
отдельно, а только вместе с какой-либо
деятельностью, как ее сторона или
характеристика. Внимание не имеет
особого содержания, оно находится внутри
всех процессов. Сущность внимания
заключается в направленности, которая
определяет селекцию информации,
предполагающую произвольный и
непроизвольный выбор объектов и более
длительную обработку, сохраняющуюся в
сознании. Сущность также заключается
в сосредоточенности субъекта на объекте.

  1. Виды внимания.

Различаются
(Добрынин) три вида внимания:

-1-
непроизвольное внимание как непреднамеренно
возникающая ориентировочная реакция;

-2-
произвольное внимание, связанное с
целенаправленными волевыми усилиями;
и

-3-
постпроизвольное внимание, когда в
результате сдвига мотива на цель
выполнение действия осуществляется
без значительных волевых усилий.

В
непроизвольном

выделяют:

  • вынужденное
    – определяется видовым опытом субъектом
    и обусловлено внешними факторами среды;

  • невольное
    – зависит от индивидуального опыта,
    проявляется в минуты отдыха, может быть
    длительным и устойчивым при сильном
    интересе, привлекают его объекты,
    которые находятся ближе всего, более
    значимы и более бросаются в глаза;

  • привычное
    – обусловлено установками субъекта и
    намерением выполнить ту или иную
    деятельность, внимание к алгоритму
    деятельности (водитель – знаки).

В
произвольном
:

    • волевое
      – проявляет себя в условиях помех,
      когда есть конфликт между хочу и надо;

    • выжидательное
      – проявляется во всех задачах на
      бдительность;

    • собственно
      произвольное – сознательное внимание,
      но протекающее довольно легко, с минимум
      усилий;

    • спонтанное
      – высшая форма развития внимания,
      аналогично послепроизвольному, это
      когда нам трудно начать что-то, но начав
      уже нет необходимости прилагать усилия.

  1. Функции внимания.

(а)
избирательность деятельности – отбор
материала

(б)
направленность деятельности

(в)
активность деятельности

(г)
улучшение качества любой деятельности

(д)
отбор и удержание значимых воздействий

(е)
регуляция и контроль деятельности –
направляем энергию (интеграция,
встраивание, расширение и углубление
знания)

общая характеристика, виды и свойства

Важнейшей
особенностью протекания познавательных
процессов является их избирательный,
направленный характер. Из множества
воздействий окружающего мира человек
всегда воспринимает что-то, что-то
представляет, размышляет, думает о
чем-то. Эту особенность сознания связывают
с таким его свойством как внимание. В
отличие от познавательных процессов
внимание
своего особого
содержания не имеет
,
оно – динамическая сторона всех
познавательных процессов. Мы можем
воспринимать, запоминать, мыслить, но
не можем быть «заняты вниманием». Нельзя
быть внимательным вообще. Внимание
проявляется как бы внутри психических
процессов, неотделимо от них и способствует
повышению их эффективности.

Внимание
– это направленность и сосредоточенность
сознания, предполагающие повышение
уровня сенсорной, интеллектуальной или
двигательной активности индивида.
Направленность
проявляется в избирательности, в
произвольном или непроизвольном выборе,
выделении объектов, соответствующих
потребностям субъекта, целям и задачам
его деятельности. Сосредоточенность
(концентрация) на одних объектах
предполагает одновременное отвлечение
от всего постороннего, временное
игнорирование других объектов.

В зависимости от
активности человека в организации
внимания различают несколько видов
внимания: непроизвольное, произвольное
и послепроизвольное внимание.
Непроизвольное
внимание

это сосредоточенность сознания на
объекте в силу особенности этого объекта
как раздражителя. Оно не связано с
участием воли и может возникать под
воздействием силы раздражителя, его
новизны, эмоциональной окраски, интереса
к данному объекту. Произвольное
внимание
подчинено воле человека. Процесс
удержания внимания на чем-либо (или
ком-либо) и переключение его с одного
объекта на другой осуществляется не
стихийно, а преднамеренно. При этом
человек ставит перед собой цель,
использует специальные приемы (технику
внимания), прилагает определенные
волевые усилия. Послепроизвольное
внимание

возникает в тот момент, когда первоначально
не вызывающая непосредственного интереса
деятельность, для выполнения которой
было задействовано непроизвольное
внимание, по мере углубления в нее
захватывает и увлекает человека.

Внимание обладает
рядом свойств: устойчивостью
(длительность сосредоточения внимания
на каком-либо объекте), концентрацией
(это степень сосредоточенности внимания
на объекте), переключаемостью
(намеренный перенос внимания с одного
объекта на другой), распределением
(возможность удерживать в сфере внимания
одновременно несколько объектов),
объемом
(определяется количеством объектов,
которые человек может одновременно
удерживать в зоне повышенного внимания).

Виды речевой деятельности, их особенности

Речь имеет
общественно-историческую природу. Люди
всегда жили и живут коллективно, в
обществе. Общественная жизнь и коллективный
труд людей вызывают необходимость
постоянно общаться, устанавливать
контакт друг с другом, воздействовать
друг на друга. Это общение осуществляется
при помощи речи. Благодаря речи люди
обмениваются мыслями и знаниями,
рассказывают о своих чувствах,
переживаниях, намерениях. Общаясь друг
с другом, люди употребляют слова и
пользуются грамматическими правилами
того или иного языка. Язык
есть система
словесных знаков, средство, с помощью
которого осуществляется общение между
людьми. Речь
– это процесс использования языка в
целях общения людей.

Речь людей в
зависимости от различных условий
приобретает своеобразные особенности.
Соответственно этому выделяют разные
виды речи. Прежде всего, различают
внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя
речь
служит
общению, поэтому ее основной признак –
доступность восприятию (слуху, зрению)
других людей. В зависимости от того,
употребляются ли с этой целью звуки или
письменные знаки, различают устную
(обычную звуковую разговорную речь) и
письменную
речь. В зависимости от различных условий
общения устная речь приобретает вид
либо диалогической, либо монологической
речи. Диалогическая
речь
– это
разговор, беседа двух или нескольких
лиц, которые говорят попеременно. В
повседневном и обычном разговоре
диалогическая речь не планируется. Это
речь поддержанная. Направленность такой
беседы и ее результаты в значительной
степени определяются высказываниями
ее участников, их репликами, замечаниями,
одобрением или возражением. Но иногда
беседу организуют специально, чтобы
выяснить определенный вопрос, тогда
она носит целенаправленный характер.
Монологическая
речь

предполагает, что говорит одно лицо,
другие только слушают, не участвуя в
разговоре. В практике общения людей
монологическая речь проявляется в самых
разнообразных устных и письменных
выступлениях. К монологическим формам
речи относятся лекции, доклады, выступления
на собраниях. Общая и характерная
особенность всех форм монологической
речи – ярко выраженная направленность
ее к слушателю. Цель этой направленности
– достигнуть необходимого воздействия
на слушателей, передать им знания,
убедить в чем-либо. В связи с этим
монологическая речь носит развернутый
характер, требует связного изложения
мыслей а, следовательно, предварительной
подготовки и планирования.

Внутренняя речь
– это внутренний беззвучный речевой
процесс. Она недоступна восприятию
других людей и, следовательно, не может
быть средством общения. Внутренняя речь
– словесная оболочка мышления. Внутренняя
речь своеобразна. Она очень сокращена,
свернута, почти никогда не существует
в форме полных, развернутых предложений.
Часто целые фразы сокращаются до одного
слова (подлежащего или сказуемого).
Объясняется это тем, что предмет
собственной мысли человеку вполне ясен
и поэтому не требует от него развернутых
словесных формулировок.

31. Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания.

Природа
и сущность

внимания вызывают разногласия в
психологии. Некоторые специалисты
сомневаются в существовании внимания
как особой самостоятельной функции,
считают его только стороной или моментом
других психических процессов. Но открытие
нейронов внимания, клеток-детекторов
новизны, изучение особенностей
функционирования ретикулярной формации
и образования доминант, являющихся
физиологическим коррелятом внимания,
позволяет утверждать, что оно представляет
собой психическое образование, структуры
которого анатомически и физиологически
относительно независимы от сенсорных
процессов. Внимание не обнаруживается
в «чистом виде», функционально оно
всегда «внимание к чему-либо». Поэтому
внимание следует рассматривать как
психофизиологический процесс, состояние,
характеризующее динамические особенности
познават. процессов. Внимание обусловливает
избирательность, сознательный или
полусознательный отбор информации,
поступающий через органы чувств. В отл.
от др. познават. проц., внимание своего
особого содержания не имеет. Оно проявл-ся
как бы внутри этих процессов и неотделимо
от них. Характеризует динамику протекания
этих процессов.

Внимание
– это направленность психики (сознания)
на определенные объекты, имеющие для
личности устойчивую или ситуативную
значимость, сосредоточение психики,
предполагающее повышенный уровень
сенсорной, интеллектуалной или
двигательной активности.
Внимание

– наличие особой активности субъекта,
оснащенной специальными средствами и
связанной с усилием субъекта. Внимание
– произвольная или непроизвольная
направленность и сосредоточенность
психической деятельности на каком-либо
объекте восприятия

Функции:

1.
отбор
значимых воздействий и игнорирование
несущественных 2. функция удержания
деятельности до момента достижения
цели.3. регуляция и контроль протекания
деятельности.

Физиологические
основы внимания
:

Согласно
Павлову и
Ухтомскому
,
явления внимания связаны с повышением
возбудимости определенных мозговых
структур в результате взаимодействия
процессов возбуждения и торможения.
Павлов: в каждый момент времени в коре
имеется какой-либо участок, характеризующийся
наиболее благоприятными, оптимальными
условиями для возбуждения. Этот участок
возникает по закону индукции нервных
процессов, в соответствии с которыми
нервные процессы, концентрирующиеся в
одной области коры г.м., вызывают
торможение в других ее областях.

Ухтомский:
в мозгу всегда имеется доминирующий,
господствующий очаг возбуждения.
Доминанта – констелляция центров с
повышенной возбудимостью. Доминанта
не только подавляет вновь возникающие
очаги возбуждения, но и способна
привлекать к себе слабые возбуждения
и благодаря этому усиливаться за их
счет. Является устойчивым очагом
возбуждения. Внимание возможно при
определенном уровне активности мозга.
Теплов и Небылицын

показали, что качество внимания зависит
от свойств нервной системы.На уровне
коры с процессами внимания связывают
наличие особого типа нейронов.

Виды
внимания:

  1. Непроизвольное
    (пассивное, эмоциональное)– само собой
    возникающее внимание, вызванное
    действием сильного, контрастного или
    нового, неожиданного раздражителя, или
    значимого и вызывающего эмоциональный
    отклик раздражителя.

  2. Произвольное
    (активное, волевое) – сознательно
    регулируемое сосредоточение на объекте.
    Предполагает волевое усилие, которое
    поддерживает внимание в течение всего
    процесса деятельности.

3.
Послепроизвольное
внимание – вызывается интересом,

возникающим
в процессе выполнения деятельности,
изначально треб. произвольного
сосредоточения

Сенсорное
внимание связано с восприятием
раздражителей разной модальности
(вида). Выделяют зрительное,
слуховое сенсорное
внимание.
Объект интеллектуального
внимания как высшей его формы являются
воспоминания и мысли.

Свойства
внимания

  • Объем
    внимания
    измеряется тем количеством объектов,
    которые воспринимаются одновременно
    (4-6)..

  • Концентрация
    внимания есть степень сосредоточения
    сознания на объекте (объектах).
    Обеспечивает углубленное изучение
    познаваемых объектов и явлений, вносит
    ясность в представления человека.

  • Распределение
    внимания

    – умение одновременно выполнять
    несколько действий или вести наблюдение
    за несколькими процессами, объектами.
    Распределение внимания объясняется
    тем, что при наличии в коре головного
    мозга оптимальной возбудимости в
    отдельных ее участках имеется лишь
    частичное торможение, в результате
    чего данные участки в состоянии управлять
    одновременно выполняемыми действиями.

  • Устойчивость
    внимания

    – способность длительное время сохранять
    направленность внимания в процессе
    деятельности. Необходимым условием
    устойчивости внимания является
    разнообразие впечатлений или выполняемых
    действий, интерес.

  • Отвлекаемость.
    Физиологическое объяснение отвлекаемости
    – это или внешнее торможение, вызванное
    посторонними раздражителями, или
    продолжительное действие одного и того
    же раздражителя.

  • Переключение
    внимания
    .
    Переключение внимания состоит в
    перестройке внимания, в переносе его
    с одного объекта на другой. Различают
    переключение внимания преднамеренное
    (произвольное) и непреднамеренное
    (непроизвольное).

В
онтогенезе
:
мышление
ребенка проходит в своем развитии
доречевую стадию. Примерно в 2 года линии
развития мышения и речи ребенка
перекрещиваются, совпадают, после чего
мышление становится речевым, а речь —
интеллектуальной. Штерн ошибочно считал,
что ребенок открывает символическую
функцию речи (излишняя интеллектуализация),
тогда как для ребенка слово выступает
не как символ, а скорее как свойство
предмета.

4
стадии развития речи и мышления в
онтогенезе:

1.
Примитивная, натуральная стадия.
Доинтеллект. речь и доречевое мышление.

2.
Стадия «наивной психологии». Овладение
грамматическими структурами и формами
без овладения логическими структурами
и операциями.

3.
Стадия внешнего знака, внешней операции.
«Счет на пальцах», эгоцентрич. речь.

4.
Стадия «вращивания». Внешняя операция
переходит внутрь, кардинально при этом
меняясь.

6.3. Типы внимания.

Различают три типа
внимания:
внимательность, невнимательность,
рассеянность.

Внимательность
определяется соотношением в деятельности
видов внимания. Преобладание произвольного
и послепроизвольного внимания характерно
для волевого целеустремленного человека.
В этом случае недостатки в отдельных
свойствах внимания (медленное переключение,
слабое распределение) компенсируются.

Невнимательность
выражается в неумении сосредоточиться
на предмете, в поверхностности суждений.

Причины
невнимательности:

  1. недостаточное
    развитие произвольного внимания;

  2. недостаточный
    запас знаний;

  3. невнимательность
    как черта личности;

  4. плохое
    самочувствие.

Внимательность
и невнимательность могут у человека
проявляться избирательно. Например:
ребенок может быть невнимательным на
уроке математики и быть внимательным
на уроке истории.

Рассеянность.
Важнейшим признаком внимания является
сосредоточенность сознания. Многие
раздражители отчетливо не воспринимаются.
Это является причиной рассеянности.
Рассеянность бывает двух видов:

  1. Настоящая
    рассеянность

    как неумение сколько-нибудь длительно
    сосредотачивать внимание. Она выражается
    в постоянном отвлечении, «скольжении»
    внимания. Человек может за все хвататься,
    всем увлекаться и ни на чем сосредоточиться.

  2. Мнимая
    (профессорская) рассеянность

    наблюдается как односторонняя
    сосредоточенность сознания, выражающаяся
    в том, что человек не замечает то, что
    с его точки зрения представляется
    незначительным.

6.4. Понятие и виды памяти.

Запоминание,
сохранение и последующее воспроизведение
индивидом его опыта называется памятью
.

Память
есть важнейшая, определяющая характеристика
психической жизни личности. Будучи
важнейшей характеристикой всех
психических процессов, память обеспечивает
единство и целостность человеческой
личности.

В
качестве наиболее общего основания для
выделения различных видов памяти
выступает зависимость ее характеристик
от особенностей деятельности, в которой
осуществляются процессы запоминания
и воспроизведения. При этом отдельные
виды памяти выделяются в соответствии
с тремя основными критериями:

  1. по
    характеру психической активности,
    преобладающей в деятельности, память
    делят на двигательную, эмоциональную,
    образную и словесно-логическую;

  2. по
    характеру целей деятельности — на
    непроизвольную и произвольную;

  3. по
    продолжительности закрепления и
    сохранения материала — на кратковременную,
    долговременную и оперативную.

Двигательная
память — это запоминание, сохранение
и воспроизведение различных движений
и их систем. Огромное значение этого
вида памяти состоит в том, она служит
основой для формирования различных
практических и трудовых навыков. Обычно
признаком хорошей двигательной памяти
является физическая ловкость человека,
его сноровка.

Эмоциональная
память —
память на представления, картины природы
и жизни, звуки, запахи, вкусы. Она бывает
зрительной, слуховой, осязательной,
обонятельной, вкусовой. Существует, так
называемая, эйдетическая память —
результат возбуждения органов чувств
внешними раздражителями. Эйдетические
образы похожи на представление тем, что
возникают в отсутствие предмета, но
характеризуется такой детализированной
наглядностью, которая совершенно
недоступна обычному представлению.

Содержанием
словесно-логической
памяти являются наши мысли. Мысли не
существуют без языка, поэтому память
называется словесно-логической. В
словесно-логической памяти главная
роль принадлежит второй сигнальной
системе. Словесно-логическая память —
специфически человеческая память.
Двигательная, эмоциональная и образная
в своих простейших формах свойственны
и животным.

Запоминание
и воспроизведение,
в котором отсутствует специальная цель
что-то запомнить или припомнить,
называется непроизвольной
памятью. В тех случаях, когда мы ставим
такую цель, говорят о произвольной
памяти.

Непроизвольная
и произвольная память представляют
собой две последовательные ступени
развития памяти. Непроизвольная память
занимает огромное место в нашей жизни,
т.к. на ее основе без специальных
механических намерений (запоминание и
воспроизведение) и усилий формируется
основная и по объему, и по жизненному
значению часть нашего опыта. Однако в
деятельности человека нередко возникает
необходимость руководить своей памятью.
В этих условиях важную роль играет
произвольная память, дающая возможность
преднамеренно заучить или припомнить
то, что необходимо.

Кратковременная
память — это неустойчивые и обратимые
процессы, которые переживаются как
отзвук только что прошедшего события,
и которые очень специфичны, а их роль в
функционировании механизмов накопления
весьма значительна.

Для
долговременной
памяти
характерно длительное сохранение
материала после многократного его
повторения и воспроизведения.

Понятием
«оперативная память» обозначают
мнемические процессы, обслуживающие
непосредственно осуществляемые человеком
актуальные действия, операции. Выполняя
какое-либо сложное действие, мы
осуществляем его по частям, кусками.
Куски материала могут быть различными.
Объем этих кусков, так называемых,
оперативных единиц памяти, существенно
влияет на успешность выполнения той
или иной деятельности.

Такое
понимание оперативной памяти отличает
ее как от долговременной, так и от
кратковременной памяти, хотя и намечает
точки их соприкосновения.

Все
эти виды памяти, независимо от характера,
находятся в тесном взаимодействии между
собой.

    1. Процессы
      памяти.

В
качестве основания выделения процессов
памяти рассматриваютразличные функции,
выполняемые памятью в жизни и деятельности.
К процессам памяти относят запоминание,
сохранение, воспроизведение и забывание
.

      1. Запоминание.

Запоминание
– это процесс памяти, в результате
которого происходит закрепление нового
путем связывания его с приобретенным
ранее.

В
соответствии с целями деятельности, в
которую включены процессы запоминания,
различают два основных вида запоминания:
непроизвольное
и произвольное
.

Непроизвольное
запоминание – это запоминание материала
«само собой» без предварительной цели
что-то запомнить.

Непроизвольное
запоминание имеет следующие закономерности:

  1. Для
    продуктивности непроизвольного
    запоминания важно то место, которое
    занимает данный материал в деятельности
    человека. Если материал входит в
    содержание цели деятельности, он
    запоминается лучше, чем в том случае,
    когда он включен в условия, способы
    достижения этой цели.

  2. Непроизвольно
    запоминается лучше тот материал, который
    вызывает активную умственную работу
    над ним.

  3. Непроизвольно
    запоминается полно и прочно то, что
    имеет для человека важное жизненное
    значение, что вызывает эмоции и интерес.

Произвольное
запоминание – это продукт специальных
мнемических действий, направленных на
процесс запоминания.

Произвольное
запоминание также подчиняется ряду
закономерностей.

  1. Продуктивность
    произвольного запоминания зависит от
    цели,
    которую поставил перед собой человек.
    Важно ставить перед собой цель запомнить
    материал надолго, на всю жизнь.

  2. Важным
    условием произвольного запоминания
    является четкая постановка задачи
    запомнить материал точно, полно и
    последовательно.

  3. Большую
    роль в произвольном запоминании играют
    мотивы,
    побуждающие запомнить.

  4. Центральное
    место среди условий произвольного
    запоминания занимает использование
    рациональных
    приемов запоминания:


Понимание материала. Непонятное или
плохо понятное труднее запоминается.
Чем глубже поняты теории и закономерности,
их связи с конкретными фактами, тем
легче запомнить.


Составление плана запоминания.


Классификация, систематизация материала.


Сравнение как прием логического
запоминания. Важно подчеркивание
различий в объектах. Установление только
общих, а таем более широких связей между
объектами может затруднить их
припоминание(например, как припоминание
фамилии Овсов в повести А.П. Чехова
«Лошадиная фамилия»).


Опора на образные связи.

  1. Эффективность
    произвольного запоминания зависит от
    организации процесса заучивания. Эта
    закономерность проявляется в продуманной
    последовательности заучивания и
    распределение заучиваемого материала
    во времени.


Труднее дифференцировать и удерживать
в памяти сходный материал. Поэтому
следует организовать запоминание так,
чтобы не учить подряд два сходных
предмета.


Заучивание большого по объему материала
необходимо распределять во времени.

      1. Воспроизведение
        и его виды.

Воспроизведение
– процесс памяти, в результате которого
происходит актуализация (вызывание)
закрепленного ранее материала путем
извлечения его из долговременной памяти.

Выделяют
три вида воспроизведения:

  1. узнавание;

  2. собственно
    воспроизведение;

  3. воспоминание.

Узнавание
– это воспроизведение какого-либо
объекта в условиях повторного восприятия.

Узнавание бывает разным по степени
своей определенности, четкости, полноты.
Оно может быть непроизвольным и
произвольным. Когда узнавание полное,
ясное, оно осуществляется как одномоментный
непроизвольный акт. В случае неполного
или недостаточно полного узнавания,
оно приобретает произвольный характер
(специально припоминаются различные
обстоятельства, чтобы уточнить узнавание).

Собственно
воспроизведение – это воспроизведение
без повторного восприятия того объекта,
который воспроизводится.

Собственно воспроизведение также может
быть непроизвольным и произвольным.
Воспроизведение обычно вызывается
содержанием той деятельности, которую
человек выполняет в данный момент, хотя
эта деятельность и не направлена
специально на воспроизведение (это
непроизвольное воспроизведение).

Произвольное
воспроизведение вызывается специальной
задачей припомнить какой-то материал,
которую человек ставит перед собой.
Когда материал закреплен прочно,
воспроизведение происходит легко. Когда
не удается вспомнить то, что необходимо,
приходится делать активные поиски,
преодолевая определенные трудности.
Это припоминание.

Успешность
припоминания зависит:

  1. от
    четкости и точности постановки
    репродуктивной задачи;

  2. от
    приемов припоминания;

  3. от
    степени мотивированности выполнения
    репродуктивной задачи.

Воспоминание
– это воспроизведение образов прошлого,
локализованных во времени и пространстве.

      1. Сохранение
        и забывание.

Сохранение
– процесс памяти, характеризующий
длительной удержание воспринятой
информации в скрытом состоянии.

О
сохранении можно судить только на
основании наблюдений за другими
мнемическими процессами: воспроизведением,
узнаванием. Сохранение материала в
существенной степени зависит от
организации процесса запоминания и
использования мнемических средств, а
также от мер, предупреждающих забывание.

Забывание
– процесс, характеризующийся постепенным
уменьшением возможности припоминания
и воспроизведения заученного материала.

Процесс
забывания может быть более или менее
глубоким. Забывание оказывается тем
более глубоким, чем реже включается
определенный материал в деятельность
человека. Невозможность припомнить
какой-либо материал не означает, что он
полностью забыт. Забывается конкретная
форма материала, в то время как его
содержание сохраняется.

Забывание
– явление целесообразное, так как оно
позволяет освободиться от деталей и
облегчает возможность обобщения.

Забывание
зависит от времени. Забывание особенно
интенсивно происходит сразу после
заучивания, а затем замедляется. Так,
для бессмысленных слогов Э.Эбингаузом
получена следующая закономерность:
через 30 минут после заучивания забывается
до 40% материала, на следующий день в
памяти остается 34%, через три дня — 25%, а
через 30 дней – 21%.

Временное
забывание может быть связано с действием
отрицательной индукции. Так, сильные
посторонние раздражители во время
заучивания могут усилить забывание
материала.

Забывание
может быть связано с влиянием предшествующей
деятельности (проактивное торможение)
и последующей деятельности (ретроактивное
торможение).

Забывание
может быть вызвано запредельным
торможением, которое возникает вследствие
перенапряжения корковых клеток. Этим
объясняется резкое снижение запоминания
в утомленном состоянии.

С
временным забыванием связано явление
реминесценции. Оно проявляется в том,
что отсроченное воспроизведение
оказывается более полным, чем то, которое
осуществляется сразу после запоминания.
Характерно для большого по объему
материала.

    1. Индивидуальные
      особенности памяти

Индивидуальные
особенности в памяти людей проявляются
в особенностях ее процессов, т.е. в том,
как осуществляется запоминание и
воспроизведение у разных людей, и в
особенностях содержания памяти, то есть
в том, что запоминается. Эти двоякие
изменения с разных сторон характеризуют
продуктивность памяти каждого человека.

Индивидуальные
различия в процессах памяти выражаются
в скорости,
точности, прочности запоминания и
готовности к воспроизведению
.

Скорость
запоминания определяют числом повторений,
необходимых тому или иному человеку
для запоминания определенного объема
материала. Прочность
выражается в сохранении заданного
материала и в скорости его забывания.
Наконец, готовность
памяти

выражается в том, насколько ясно и быстро
человек может припомнить в нужный момент
то, что ему необходимо. Эти различия в
определенной мере связаны с особенностями
типов высшей нервной деятельности, с
силой и подвижностью процессов возбуждения
и торможения. Особенности высшей нервной
деятельности и связанные с ними
индивидуальные различия в процессах
памяти изменяются под влиянием условий
жизни и воспитания. Поэтому указанные
особенности памяти определяются
условиями ее воспитания и зависят в
первую очередь от того, насколько
сформированы у каждого человека
рациональные способы запоминания. Они
связаны с привычкой к точности и
аккуратности в работе, наличием
ответственного отношения к своим
обязанностям, настойчивостью в их
выполнении и т.д. Готовность памяти,
кроме того, зависит от систематичности
в приобретении и закреплении знаний.

Внимание — виды, свойства, методы, разработка

the development of attention

Внимание — психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояния объекта, которое обеспечивает сознание. Такое сосредоточение на определенных предметах является выборочным и способствует формированию индивидуального отношения.

В качестве объектов внимания могут выступать как лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, искусства и науки слишком часто привлекают внимание субъекта.Надо признать, что в зону внимания попадают только те предметы, которые вызывают у него существенный интерес или обусловлены социальной потребностью в исследовании. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов, как возраст человека, его приверженность стремлениям, интерес к изучаемому объекту или явлению, регулярное выполнение специальных упражнений.

Виды внимания

a person

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием осознанного выбора человека. Имеет вид воздействующего раздражителя, заставляющего на мгновение останавливаться и переключать вашу умственную энергию. С таким вниманием сложно управлять, потому что оно напрямую связано с внутренними установками человека. Другими словами, нас всегда привлекает только то, что представляет значительный интерес, захватывает и заставляет «двигаться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут быть неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, возникшее перед моими глазами, любые движущиеся объекты, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью внешнего вида, обеспечивающими всегда живой эмоциональный отклик. Но в то же время может отвлекать людей от выполнения поставленной задачи, решения важных проблем.

Как правило, у детей преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели в учреждениях, конечно же, согласятся, что для привлечения внимания только яркие интересные образы и события. Поэтому занятия в детском саду так полны красивых персонажей, милых заданий, большой простор для фантазии и творчества.

Фокус

Характеризуется сознательным сохранением сосредоточенности на объекте. Фокус начинается, когда вы получаете мотивацию, то есть человек понимает и сознательно концентрирует на чем-то свое внимание. Устойчивость и настойчивость — его неотъемлемые атрибуты. Для того, чтобы действие произошло, от человека требуется приложить усилие, достичь состояния напряжения, повысить умственную активность.

Например, ученик перед экзаменом старается сосредоточиться на изученном материале.И даже если его не интересует то, что он должен сказать учителю, когда это подкреплено мотивацией. Необходимость закрыть семестр и прийти домой дает мощный стимул немного напрячься, чтобы отложить все развлечения и путешествия.

Однако помните, что длительное сосредоточение произвольного внимания приводит к утомлению, даже сильному утомлению. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу подышать свежим воздухом, делать легкие физические упражнения.Но читать книги на абстрактные темы не нужно: у вас нет времени на то, чтобы расслабиться, кроме того, наличие слишком большого количества информации может вызвать дополнительное нежелание возвращаться. Видно, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует мозг, и к этому можно и нужно стремиться.

Послепродажное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения в объекте деятельности при выполнении задания. В этом случае достаточно сильная мотивация и желание достичь определенной цели.Этот вид внимания отличается от предыдущих тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть человеком, его разумом не будет управлять социальная необходимость и индивидуальная потребность в действии. Такое внимание к очень продуктивному воздействию на любую деятельность дает ощутимые результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значимых характеристик, которые тесно связаны с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация — это сознательная сосредоточенность на деятельности. Удержание внимания обусловлено сильной мотивацией и желанием испытуемого выполнить действие как можно лучше. Интенсивное сосредоточение на интересном объекте направляет сознание человека. Если концентрация будет достаточно высокой, результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва люди могут сосредоточиться на 30-40 минут, но за это время можно многое сделать. Следует помнить, что при работе за компьютером необходимо устраивать короткие перерывы в 5-10 минут для отдыха глаз.
  • Объем — это количество объектов, которые разум может одновременно удерживать в своем поле зрения. Другими словами, объем измеряется обратным соотношением предметов и степенью устойчивости внимания к ним. Если человек способен достаточно долго удерживать внимание на объектах и ​​их количество велико, то можно говорить о большом количестве внимания.
  • Стабильность. Устойчивость относится к способности удерживать внимание на одном объекте и не переключаться на другой.Если что-то отвлекает, обычно речь идет о лабильности. Продолжительность внимания характеризуется способностью открываться новому: выявлять отношения и аспекты, которые ранее не наблюдались и не понимались, видеть перспективы дальнейшего развития и движения.
  • Переключатель. Переключение вызывает осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется условностью внешних обстоятельств или событий. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не очень сознательно, говорят о простой отвлекаемости.Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой сложно из-за сильной концентрации. Даже тогда бывает, что человек переходит к другим занятиям, а мысленно продолжает сосредотачиваться на первом: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Сдвиг внимания необходим для расслабления после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределение — это способность сознания одновременно сосредотачиваться на нескольких важных объектах, находящихся примерно в одном и том же положении.Соотношение предметов между собой, конечно, влияет на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. У этой личности часто бывает состояние усталости, вызванное необходимостью сосредоточиться на одной точке, чтобы помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека должно быть связано со способностью сосредоточиться на одном или нескольких объектах определенного периода времени, не отвлекаясь.Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. В конце концов, чтобы сосредоточиться на чем-то, вы должны быть достаточно заинтересованы в своем бизнесе. Итак, для развития непроизвольного внимания нужен только интересный предмет, на котором нужно сосредоточиться. Добровольное внимание требует серьезного подхода: нужна целеустремленность, сила воли, умение управлять своими чувствами, чтобы не отвлекаться в самый неподходящий момент. Послепродажное внимание наиболее эффективно, так как требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Методы развития внимания на данный момент существуют различные, позволяющие добиться хороших результатов и научиться контролировать внимание.

Развитие концентрации

Рекомендуется выбрать объект для наблюдения и в течение определенного времени постараться сосредоточить на нем внимание. Причем, чем легче предмет, тем лучше. Например, вы можете положить на стол книгу и представить, что она написала, главных героев.Вы можете представить книгу как предмет из бумаги и картона, представить, сколько деревьев нужно для ее изготовления. В конце концов, вы можете просто обратить внимание на его цвет и форму. Какое направление выбрать — решать вам. Это упражнение отлично тренирует концентрацию внимания, позволяет развивать длительность концентрации на одном объекте.

Если хотите, вы можете попробовать попрактиковаться в повторении двух или более предметов. Затем ко всему перечисленному необходимо добавить развивающуюся способность переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые характеристики каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей человека сосредоточиться на объекте. Например, вы можете поставить перед собой предмет и заставить себя обдумать его в течение 3-5 минут, раскрывая как можно больше деталей. Сначала вы начнете развивать общее представление о предмете, его цвете и форме, размере и высоте. Однако постепенно, чем больше вы сосредотачиваетесь, тем яснее начинают появляться новые детали: мелкие детали, второстепенные инструменты и т. Д.Им также нужно видеть и указывать на меня.

Развитие слухового внимания

Чтобы улучшить этот вид внимания, вы должны стремиться не более десяти минут, чтобы сосредоточиться на устном голосе. Лучше всего, если это значимая человеческая речь, однако, если вы хотите расслабиться, мы можем включить сюда пение птиц или любую песню, отвечающую требованиям расслабляющей музыки.

Если звучит человеческая речь, при прослушивании важно отметить скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности материала, субъективную полезность информации.Также вполне можно послушать записи рассказов, сказок и после попытки запомнить и воспроизвести их содержание. В случае музыки важно уловить уровень вибрации звуковых волн, попытаться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и осознавать детали чего-либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с такими же трудностями. Некоторые могут быть не в состоянии сосредоточиться на деталях, другие испытывают затруднения, когда вам нужно полностью рассмотреть объект.В этом случае советую тренироваться на разных предметах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, по 5-10 минут в день сосредоточиться на себе совсем несложно.

Таким образом, проблема развития внимания достаточно разносторонняя и глубокая. Этот тип познавательных процессов нельзя рассматривать только как составную часть деятельности. Вы должны помнить, что в повседневной жизни нам всегда необходимо внимание, поэтому важно сосредоточиться на простых вещах, замечать даже мелкие детали.

.

Расширенные концепции TypeScript: классы и типы

В этой статье описаны особенности и возможности TypeScript 3.9.

Хотя TypeScript очень прост для понимания при выполнении базовых задач, более глубокое понимание того, как работает его система типов, имеет решающее значение для разблокировки расширенных языковых функций. Как только мы узнаем больше о том, как на самом деле работает TypeScript, мы сможем использовать эти знания для написания более чистого, хорошо организованного кода.

Если у вас возникли проблемы с некоторыми концепциями, обсуждаемыми в этой статье, попробуйте сначала прочитать Полное руководство по TypeScript, чтобы убедиться, что у вас есть твердое понимание всех основ.

За классом ключевое слово

В TypeScript ключевое слово class обеспечивает более знакомый синтаксис для создания функций конструктора и выполнения простого наследования. Он имеет примерно такой же синтаксис, что и синтаксис ES2015 class , но с несколькими ключевыми отличиями. В частности, он позволяет использовать свойства, не являющиеся методами, аналогично этому предложению этапа 3. Фактически, объявление каждого метода или свойства экземпляра, которое будет использоваться классом, является обязательным, поскольку оно будет использоваться для создания типа для значения и этого внутри класса.

Но что, если по какой-то причине мы не можем использовать ключевое слово class ? Как бы мы сделали эквивалентную структуру? Это вообще возможно? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте начнем с базового примера класса TypeScript:

  класс Point {
  static fromOtherPoint (point: Point): Point {
    
  }

  х: число;
  y: число;

  конструктор (x: число, y: число) {
    
  }

  toString (): string {
    
  }
}  

Этот типичный класс включает статический метод, свойства экземпляра и методы экземпляра.При создании нового экземпляра этого типа мы вызываем new Point (, ), а при обращении к экземпляру этого типа мы будем использовать тип Point . Но как это работает? Разве тип Point и конструктор Point не одно и то же? Вообще-то, нет!

В TypeScript типы накладываются на код JavaScript через совершенно отдельную систему типов, а не становятся частью самого кода JavaScript. Это означает, что интерфейс («тип») в TypeScript может — и часто использует — то же имя идентификатора, что и переменная в JavaScript, не вызывая конфликта имен.(Только раз, когда идентификатор в системе типов ссылается на имя в JavaScript, когда используется оператор typeof.)

При использовании ключевого слова class в TypeScript вы фактически создаете две вещи с одним и тем же идентификатором:

  • Интерфейс TypeScript, содержащий все методы экземпляра и свойства класса; и
  • Переменная JavaScript с различными типами функции конструктора (анонимный)

Другими словами, приведенный выше пример класса фактически является сокращением для этого кода:

 
interface Point {
  х: число;
  y: число;
  toString (): строка;
}


let Point: {
  new (x: число, y: число): точка;
  прототип: Point;

  
  
  fromOtherPoint (точка: точка): точка;
};



Point = function (this: Point, x: number, y: number): void {
  
};


Точка.fromOtherPoint = function (point: Point): Point {
  
};


Point.prototype.toString = function (): string {
  
};  

TypeScript также поддерживает выражения класса ES6.

Добавление свойств типа к классам

Как упоминалось выше, добавление свойств, не являющихся методами, к классам в TypeScript рекомендуется и требуется для того, чтобы система типов понимала, что доступно в классе.

  class Animal {
 вид: струна;
 цвет: строка = 'красный';
 id: строка;
}  

В этом примере className , color и id были определены как свойства, которые могут существовать в классе.Однако по умолчанию className и id не имеют значения. TypeScript может предупредить нас об этом с помощью флага --strictPropertyInitialization , который выдаст ошибку, если свойству класса не присвоено значение непосредственно в определении или в конструкторе. Значение, присвоенное цвету, фактически не назначается непосредственно прототипу . Вместо этого его значение назначается внутри конструктора в транспилированном коде, а это означает, что можно безопасно назначать непримитивные типы напрямую без риска случайного использования этих значений со всеми экземплярами класса.

Распространенная проблема в сложных приложениях — как сохранить сгруппированные связанные наборы функций. Мы уже достигли этого, сделав такие вещи, как организация кода в модули для больших наборов функций, но как насчет таких вещей, как типы, применимые только к одному классу или интерфейсу? Например, что, если бы у нас был класс Animal , который принимал атрибут , объект :

  экспортный класс Animal {
  конструктор (атрибуты: {
    вид: струна;
    id: строка;
    цвет: строка;
  }) {
    
  }
}

экспортировать животное по умолчанию;  

В этом коде нам удалось определить анонимный тип для параметра attributes , но это очень непросто.Что произойдет, когда мы создадим подкласс Animal и захотим добавить некоторые дополнительные свойства? Придется писать весь шрифт заново. Или, что, если мы хотим ссылаться на этот тип в нескольких местах, например, в каком-то коде, который создает экземпляр Animal ? Мы не сможем этого сделать, потому что это анонимный тип, присвоенный параметру функции.

Чтобы решить эту проблему, мы можем использовать интерфейс , чтобы определить аргументы конструктора и экспортировать их вместе с классом.

  интерфейс экспорта AnimalProperties {
  вид ?: строка;
  id ?: строка;
  цвет ?: строка;
}

экспортный класс Animal {
  конструктор (атрибуты: AnimalProperties = {}) {
    for (введите атрибуты) {
      этот [ключ] = атрибуты [ключ];
    }
  }
}

экспортировать животное по умолчанию;  

Теперь, вместо того, чтобы загрязнять наш код анонимным типом объекта, у нас есть особый интерфейс AnimalProperties , на который может ссылаться наш код, а также любой другой код, импортирующий Animal .Это означает, что мы можем легко создать подкласс наших параметров атрибутов, сохраняя при этом все СУХИЕ и хорошо организованные:

  import Animal, {AnimalProperties} из './Animal';

интерфейс экспорта LionProperties расширяет AnimalProperties {
  roarVolume: строка;
}


экспортный класс Lion extends Animal {
  
  конструктор (атрибуты: LionProperties = {roarVolume: 'high'}) {
    супер (атрибуты);
  }
}

экспорт по умолчанию Lion;  

Как упоминалось ранее, используя этот шаблон, мы также можем ссылаться на эти типы из другого кода, импортировав интерфейсы там, где они необходимы:

  импорт животных, {AnimalProperties} из './ Animal ';
импортировать Lion из './Lion';

функция экспорта createAnimal <
  T расширяет Animal = Animal,
  K расширяет AnimalProperties = AnimalProperties
> (Ctor: {new (... args: any []): T;}, атрибуты: K): T {
  вернуть новый Ctor (атрибуты);
}


const w = createAnimal (животное, {виды: 'грызун'});

const t = createAnimal (Лев, {разновидности: 'кошачий', roarVolume: 'массивный'});  

Модификаторы доступа

Еще одним долгожданным дополнением к классам в TypeScript являются модификаторы доступа, которые позволяют разработчику объявлять методы и свойства как public , private , protected и readonly .Начиная с TS 3.8, закрытые поля ECMAScript также поддерживаются с помощью символа # , что приводит к жесткому закрытому полю. Обратите внимание, что модификаторы доступа нельзя использовать в жестких частных полях.

  class Widget {
  класс: строка;
  частный _id: строка;
  #uuid: строка;
  только для чтения id: строка;

  protected foo () {
    
  }
}  

Если модификатор не указан, то предполагается, что метод или свойство имеют значение public , что означает, что к нему можно получить доступ внутри или извне.Если он помечен как private , тогда метод или свойство доступны только внутри класса. Однако этот модификатор может применяться только во время компиляции. Компилятор TypeScript будет предупреждать обо всех случаях несоответствующего использования, но ничего не делает, чтобы остановить несоответствующее использование во время выполнения. protected означает, что метод или свойство доступны только внутри класса или любого класса, который его расширяет, но не извне. Наконец, readonly приведет к тому, что компилятор TypeScript выдаст ошибку, если значение свойства изменится после его первоначального назначения в конструкторе класса.

Абстрактные классы

TypeScript поддерживает ключевое слово abstract для классов и их методов, свойств и средств доступа. Абстрактный класс может иметь методы, свойства и средства доступа без реализации и не может быть построен. Дополнительные сведения см. В разделах «Абстрактные классы и методы» и «Абстрактные свойства и методы доступа».

Смеси и классы композиции

TypeScript 2.2 внес некоторые изменения, чтобы упростить реализацию миксинов и / или композиционных классов.Это было достигнуто за счет снятия некоторых ограничений на классы. Например, можно продолжить от значения, которое создает тип пересечения. Они также изменили способ объединения подписей на типах перекрестков.

Символы, декораторы и др.

Символы

Символы — это уникальные неизменяемые идентификаторы, которые можно использовать в качестве ключей объекта. Они обеспечивают защиту от конфликтов имен. Символ — это примитивное значение с типом «символ» ( typeof Symbol () === 'symbol' ).

 
Символ ('foo')! == Symbol ('foo');  

При использовании в качестве ключей объекта вам не нужно беспокоиться о конфликте имен:

  const ID_KEY = символ ('id');
let obj = {};
obj [ID_KEY] = 5;
obj [символ ('id')] = 10;
obj [ID_KEY] === 5;  

Информация о строгом типе в TS доступна только для встроенных символов.

См. Наши символы ES6: барабанная дробь, пожалуйста! статью для получения дополнительной информации о символах.

Декораторы

Обратите внимание, что декораторы были добавлены в TypeScript раньше и доступны только с флагом --experimentalDecorators , поскольку они не отражают текущее состояние предложения TC39.Декоратор — это функция, которая позволяет сокращенно изменять классы, свойства, методы и параметры прямо в строке. Декоратор метода получает 3 параметра:

  • цель : объект, на котором определен метод
  • ключ : имя метода
  • дескриптор : дескриптор объекта для метода

Функция декоратора может дополнительно возвращать дескриптор свойства для установки на целевой объект.

  function myDecorator (цель, ключ, дескриптор) {
}

class MyClass {
    @myDecorator
    myMethod () {}
}  

myDecorator будет вызываться со значениями параметра MyClass.прототип , 'myMethod' и Object.getOwnPropertyDescriptor (MyClass.prototype, 'myMethod') .

TypeScript также поддерживает вычисляемые имена свойств и escape-последовательности Unicode.

См. Нашу статью о декораторах TypeScript для получения дополнительной информации о декораторах.

Интерфейс

и тип

Typescript имеет псевдонимы interface и type , но они часто могут использоваться неправильно. Одно из ключевых различий между ними заключается в том, что интерфейс ограничен описанием структур Object , тогда как тип может состоять из объектов, примитивов, типов объединений и т. Д.

Еще одно отличие заключается в их предполагаемом использовании. Интерфейс в первую очередь описывает, как что-то должно быть реализовано и должно использоваться. С другой стороны, тип — это определение типа данных.

 
type CatSpecies = 'лев' | «Пятнистый»;


interface CatInterface {
   виды: CatSpecies;
   Speak (): строка;
}

class Cat реализует CatInterface {
   конструктор (общедоступные виды: CatSpecies) {}
   говорить() {
      вернуть this.species === 'лев'? 'РЕВ': 'мииееоо';
   }
}

const lion = новый Кот ("лев");
приставка.журнал (lion.speak ());
  

Одно из преимуществ типов — вы можете использовать вычисляемые свойства с помощью ключевого слова in . Это программно генерирует сопоставленные типы. Вы можете продолжить этот пример и объединить его с использованием универсального для определения типа, который требует указания ключей переданного универсального шаблона.

  тип FruitColours = {[P в клавише T]: строка []};

const fruitCodes = {
   яблоко: 11123,
   груша: 33343,
   банан: 33323
};




const fruitColours: FruitColours = {
   яблоко: ['красное', 'зеленое'],
   банан: ['желтый'],
   груша: ['зеленая']
};  

Заключение

Надеюсь, этот пост помог демистифицировать некоторые части системы типов TypeScript и дал вам некоторые идеи о том, как вы можете использовать его расширенные функции для улучшения вашей собственной структуры приложения TypeScript.Если у вас есть другие вопросы или вам нужна помощь экспертов в написании приложений TypeScript, свяжитесь с нами, чтобы пообщаться с нами сегодня!

,Задание с концептуальной картой

: Типы горных пород

Задание с концептуальной картой: Типы горных пород



Введение и инструкции:

Геологи классифицируют горные породы на три широкие категории на основе
как формируются породы: магматические, осадочные и метаморфические. В этом упражнении
вам предоставляется иерархическая концептуальная карта для каждого из этих типов горных пород на основе
по информации в Задании на чтение №1.
Однако некоторые «концепции» отсутствуют. Сопровождение каждой карты
это список недостающих концепций.Работа с другими членами вашего назначенного
группа, ваша задача — заполнить недостающие понятия из предоставленного списка, чтобы
что концептуальная карта имеет наибольший смысл для всех членов вашей группы.

(Вам не нужно сдавать результаты, но вы несете ответственность за
предмет, раскрытый на этих картах.)

Целей:
  • познакомиться с фактами, терминами и концепциями об изверженных, осадочных,
    и метаморфические породы, покрытые Ридингом
    Задание №1;
  • систематизируйте факты, термины и концепции о трех типах пород и подумайте
    критически относиться к отношениям между понятиями;
  • выполните один из множества возможных видов упражнений, основанных на отображении понятий.
Список литературы
  • Глава 2 Мерфи и Нэнс, Наука о Земле сегодня , 1999, Брукс / Коул
    Wadsworth.
  • Новак, Джозеф Д., «Теория, лежащая в основе концептуальных карт и способы их построения.
    Их »(http://cmap.coginst.uwf.edu/info/).

Термины и концепции магматических пород

Сопоставьте термины / понятия, перечисленные ниже, с соответствующим бланком
Коробки с концепциями на прилагаемой карте концепций изверженных горных пород.(Все предметы нарисованы
из Задания на чтение №1.)

  • светлый
  • темный
  • низкая плотность
  • высокая плотность
  • плутонические или интрузивные магматические породы
  • вулканические или экструзивные магматические породы
  • базальт
  • гранит
  • габбро
  • риолит
  • грубая
  • штраф
  • магма (под поверхностью земли)
  • лава (на поверхности земли)

Термины и концепции осадочных пород

Сопоставьте термины / понятия, перечисленные ниже, с соответствующим бланком
концептуальные блоки на сопроводительной паре связанных концептуальных карт осадочных пород.

  • аргиллиты
  • Алевролиты
  • песчаники
  • конгломератов
  • брекчия
  • тонкие, слоистые
  • Размер зерна
  • округлые фрагменты
  • угловые (остроугольные) фрагменты
  • глина
  • песок
  • гравий
  • ил
  • галька
  • валуны
  • испарение
  • сжатие растительных остатков
  • Осаждение из раствора
  • сжатие и цементирование оболочек морских организмов
  • уголь
  • доломит
  • гипс
  • известняк
  • черт
  • каменная соль

Термины и концепции метаморфических пород

Сопоставьте термины / понятия, перечисленные ниже, с соответствующим бланком
Блоки концепций на трех сопроводительных связанных концептуальных картах метаморфических пород.(Все элементы в списке взяты из Задания для чтения №1.)

  • внутренне слоистые (слоистые)
  • не слоистые (нефлоистые)
  • шифер
  • сланец
  • гнейс
  • глубоко под землей
  • Изменение физико-химических свойств других горных пород
  • сланец (осадочная порода)
  • мрамор
  • кварцит
  • амфиболиты
  • песчаник кварцевый (сед.рок)
  • базальт (магматическая порода)
  • известняк (осед. Порода)
  • гранат (минерал)
  • внутри горных хребтов
  • по зонам разломов землетрясений
  • внутри и вокруг горячих вулканических тел
  • содержание воды
  • давление в пласте
  • температура пласта




Домашняя страница | * | ОБЪЯВЛЕНИЯ
| * | Syllabus | * | График чтения
| * | Предварительные упражнения
| * | Проблемы | * | Классные упражнения
| * | Журнал | * | Фото


.

Концепция операций | Корпорация MITRE

Определение: Концепция операций (CONOPS) — это ориентированный на пользователя документ, который «описывает системные характеристики для предлагаемой системы с точки зрения пользователя. CONOPS также описывает организацию, миссию и цели пользователя с интегрированной системной точки зрения и используется для передачи общих количественных и качественных характеристик системы заинтересованным сторонам [1] ».

A CONOPS »описывает предлагаемую систему с точки зрения потребностей пользователя, которые она будет удовлетворять, ее отношения к существующим системам или процедурам, а также способов ее использования.CONOPS может быть адаптирован для многих целей, например, для достижения консенсуса между эквайером, разработчиками, сторонниками и пользовательскими агентствами по операционной концепции предлагаемой системы. Кроме того, CONOPS может сосредоточиться на сообщении потребностей пользователя разработчику или идей разработчика пользователю и другим заинтересованным сторонам [2] ».

Ключевые слова: концепции, CONOPS, описание операционной концепции, рабочие концепции, операционные сценарии, системные концепции, варианты использования, потребности пользователей, роли пользователей / систем, точки зрения

MITER SE Роли и ожидания: ожидается, что системные инженеры (SE) MITRE поймут и рекомендуют разработку и использование CONOPS в качестве инструмента на протяжении всего жизненного цикла SE для передачи потребностей пользователей и характеристик системы разработчикам, интеграторам, спонсорам, лица, принимающие решения по финансированию, и другие заинтересованные стороны.В некоторых случаях системных инженеров MITER могут попросить поддержать разработку CONOPS.

MITRE SE должны уметь применять методы системной инженерии для сопоставления потребностей пользователей (эксплуатационных) с требованиями, функциями и концептуальными проектами систем. Они также должны уметь разрабатывать требования к тестированию, которые можно отследить в соответствии с требованиями системы и потребностями пользователей. Кроме того, они должны протестировать рабочие концепции (проверка концепции) и полезность пользователя, как описано в CONOPS.

Фон

Целью CONOPS является описание операционных потребностей, желаний, видений и ожиданий пользователя без излишнего технического или формального характера.Пользователь, разработчик или оба могут писать CONOPS, часто с помощью системных инженеров MITER. CONOPS, написанный представителем пользователя, передает общее видение операционной системы организациям (например, покупателю, разработчику), которые играют роль в приобретении системы и / или усилиях по разработке. CONOPS также может быть написан покупателем, разработчиком или эквайером, чтобы сообщить о своем понимании потребностей пользователя и о том, как система будет их удовлетворять. В обоих случаях CONOPS призван способствовать общему пониманию идей, проблем и проблем, касающихся возможных стратегий решения, без обращения к техническому решению или реализации; часто это первый шаг к разработке системных требований.По мере того, как системы продолжают усложняться, SE и владельцы миссий могут использовать CONOPS для разработки и поддержки общего видения системы для всех заинтересованных сторон на протяжении жизненного цикла системы. Исходный CONOPS, написанный в начале приобретения системы, должен быть обновлен после разработки и эксплуатационного тестирования, чтобы показать, как приобретаемая система будет фактически использоваться. Это обновление необходимо, поскольку многие окончательные системы включают некоторые дополнительные возможности, изначально не предусмотренные при запуске программы, и могут не включать некоторые возможности, которые были упущены во время анализа компромиссов.CONOPS должен включать в себя полный набор факторов, необходимых для поддержки миссии (т.е. доктрину, организацию, обучение, руководство, материальные средства, персонал, помещения и ресурсы). Затраты жизненного цикла после ввода в эксплуатацию часто превосходят затраты на разработку. Следовательно, очень важно, чтобы CONOPS предоставлял достаточно информации для определения долгосрочных потребностей жизненного цикла, таких как обучение, поддержка и поддержка на протяжении всего развертывания и использования возможностей.

CONOPS должен содержать концептуальное представление системы (т.е., предварительная функциональная блок-схема или операционная архитектура), которая иллюстрирует функциональные потоки верхнего уровня в предлагаемой системе или ситуации. CONOPS должен определять все критические, высшие, эксплуатационные требования или цели, заявленные либо качественно, либо количественно (включая системное обоснование этих целей). SE следует рассматривать CONOPS как определение и обоснование функциональной концепции с точки зрения пользователя и потребителя.

Доступно множество руководств, моделей и методологий CONOPS, которые могут быть адаптированы по мере необходимости для конкретных условий или ситуаций.MITER SE должен быть в состоянии определить, какой формат, модель или методология CONOPS подходят для конкретной ситуации и должны ли (или как) быть адаптированы для этой системы / среды. Инженерная школа Уайтинга Университета Джонса Хопкинса предлагает подход к принятию этого решения на основе анализа критериев SE:

  • Программные риски
  • Желания, требования заказчика
  • Ограничения финансирования
  • Рыночные соображения
  • Технологические соображения
  • Характер разрабатываемой системы

Пример методологии

Стандарт Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (IEEE) 1362-1998 (IEEE Std 1362-1998), IEEE Guide for Information Technology — System Definition — Concept of Operations (CONOPS), является примером хорошо разработанного и часто используемые рекомендации SE CONOPS.Несколько организаций SE, включая Международный совет по системной инженерии (INCOSE), в настоящее время используют рекомендации IEEE CONOPS, в которых говорится:

В этом руководстве не указаны точные методы, которые будут использоваться при разработке документа CONOPS, но в нем представлены подходы, которые могут быть использованы. Каждая организация, использующая это руководство, должна разработать набор практик и процедур для предоставления подробных рекомендаций по подготовке и обновлению документов CONOPS. Эти подробные методы и процедуры должны учитывать экологические, организационные и политические факторы, влияющие на применение руководства [1].

CONOPS Цели

В ситуации, когда оперативный пользователь не разработал CONOPS, MITER SE должны выбрать или рекомендовать руководство или модель CONOPS, а также цели для разработки CONOPS. Им также следует принять во внимание любые руководящие принципы, разработанные организацией. Основная цель CONOPS состоит в том, чтобы «общаться с конечным пользователем системы на ранних стадиях спецификации, чтобы гарантировать, что операционные потребности четко поняты и включены в проектные решения для последующего включения в спецификации системы и сегмента [1].«

Независимо от того, кто разрабатывает CONOPS, требуется частое взаимодействие между конечными пользователями, инженерами MITER, организациями-приобретателями, а также заинтересованными сторонами, занимающимися разработкой, тестированием и безопасностью. Также может случиться так, что рабочий пользователь не понимает или не может представить себе, как новые возможности будут работать в их среде, особенно если это новый тип системы или операции. В этих случаях эксперименты и прототипы могут быть полезны для освещения этих вопросов. Дополнительные цели CONOPS включают:

  • Обеспечивает сквозную прослеживаемость между эксплуатационными потребностями и фиксированными требованиями к источникам.
  • Установите высокоуровневую основу для требований, которая поддерживает систему в течение ее жизненного цикла.
  • Создание высокоуровневой основы для планирования тестирования и требований к тестированию на уровне системы.
  • Поддержка создания моделей операционного анализа (сценариев использования) для тестирования интерфейсов.
  • Обеспечивает основу для расчета пропускной способности системы.
  • Проверить и выявить неявные требования.

Критические компоненты CONOPS

При адаптации CONOPS стандарта IEEE 1362-1998 для конкретной цели некритические компоненты могут быть удалены или минимизированы.Тем не менее, документ всегда должен включать критические компоненты в любые CONOPS. Они содержатся в стандарте IEEE 1362-1998, обсуждаемом ниже:

  • Существующая система (ручная или автоматизированная), которую пользователь хочет заменить.
  • Обоснование новой или измененной системы (включая ограничения для этой системы).
  • Описание предлагаемой системы.
  • Сценарии, освещающие использование системы в среде пользователя, включая внутренние и внешние факторы.

Для возможностей, требующих интенсивного использования программного обеспечения, CONOPS может уделять больше внимания информационной системе с точки зрения потребностей пользователей и продуктов разработчиков, уделяя особое внимание выполнимости программного обеспечения и требованиям к программному обеспечению.

Приложения для системной инженерии для CONOPS

MITER SE должны иметь возможность использовать различные итерации CONOPS в качестве инструмента на протяжении всего жизненного цикла SE для передачи потребностей пользователей и характеристик системы разработчикам, интеграторам, спонсорам, лицам, принимающим решения о финансировании, и заинтересованным сторонам.Стандарт IEEE 1362-1998 по применению CONOPS содержит дополнительные пояснения. «Подход CONOPS обеспечивает деятельность по анализу и документ, который устраняет разрыв между потребностями и представлениями пользователя и техническими спецификациями разработчика». Кроме того, документ CONOPS предусматривает следующее:

  • Средство описания эксплуатационных потребностей пользователя без увязания в подробных технических вопросах, которые должны быть решены в ходе системного анализа.
  • Механизм документирования характеристик системы и эксплуатационных потребностей пользователя способом, который может быть проверен пользователем, не требуя каких-либо технических знаний, помимо тех, которые требуются для выполнения обычных рабочих функций.
  • Место, где пользователи могут выразить свои желания, видения и ожидания, не требуя предоставления количественных, проверяемых спецификаций. Например, пользователи могут заявить о своей потребности в «высоконадежной» системе и о причинах этой потребности, не предъявляя требований к проверяемой надежности.[В этом случае потребность пользователя в «высокой надежности» может быть указана в количественном выражении покупателем до выдачи запроса предложения (RFP) или может быть определена разработчиком во время анализа требований. В любом случае количественная оценка потребностей пользователей является задачей покупателя и / или разработчика.]
  • Механизм, позволяющий пользователям и покупателям выражать мысли и опасения по поводу возможных стратегий решения. В некоторых случаях конструктивные ограничения диктуют особые подходы. В других случаях может быть множество приемлемых стратегий решения.Документ CONOPS позволяет пользователям и покупателям записывать конструктивные ограничения, обоснование этих ограничений и указывать диапазон приемлемых стратегий решения [1].

Лучшие Лрактики

  • Используйте инструменты и / или методы, которые лучше всего описывают предлагаемую систему с точки зрения пользователя и того, как она должна работать.
  • Опишите систему просто и ясно, чтобы все предполагаемые читатели могли ее полностью понять.
  • Напишите CONOPS на языке пользователя.Избегайте технического жаргона. Если используется пользовательский жаргон, предоставьте глоссарий, который переведет его для непользователей.
  • По возможности используйте графику и графические инструменты, поскольку CONOPS должен быть понятен различным типам заинтересованных сторон. (Полезные графические инструменты включают, но не ограничиваются, диаграммы между узлами, варианты использования, диаграммы последовательности или действий, функциональные блок-схемы потоков, структурные диаграммы, диаграммы распределения, диаграммы потоков данных, диаграммы объектов, раскадровки и отношения сущностей. диаграммы.)
  • Подробно опишите операционную среду, чтобы дать читателям понимание предположений, ограничений, чисел, версий, емкости и т. Д. Эксплуатационных возможностей, которые будут использоваться.
  • Опишите те аспекты физической среды, безопасности, защиты и конфиденциальности, которые влияют на работу или рабочую среду предлагаемой системы.
  • Включите объемные описания, такие как словарь данных, в приложение или включите их посредством ссылки.

Ссылки и ресурсы

  1. IEEE Computer Society, 19 марта 1998 г., Руководство IEEE по информационным технологиям — определение системы — концепция операций (ConOps), документ (IEEE Std 1362-1998).
  2. Управление управления и бюджета, 5 декабря 1994 г., Описание операционной концепции (OCD) , Описание элемента данных DI-IPSC-81430.

Дополнительные ссылки и ресурсы

Фэрли Р.Э., Р. Х. Тайер и П.Бьорке, 18-22 апреля 1994 г., Труды Первой международной конференции по разработке требований , стр. 40-47.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *