Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь чаще всего определяется как процесс общения людей посредством языка.
Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Язык является общим для народа, говорящего на нем, в то время как речь всегда субъективна и неповторима, зависит от конкретного человека. Всякий язык имеет определенную систему слов с соответствующими значениями (лексический состав языка), определенную систему форм слов и словосочетаний (грамматика языка) и определенный звуковой состав (фонетика языка).
Выделяют 4 основные функции речи:
— выражение – указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность выразить свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку;
— сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми;
— обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям;
— воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.
С функциями речи непосредственно связаны и ее основные свойства:
— содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации;
— понятность – умение индивида использовать адекватные ситуации и партнеру слова, предложения, употреблять нужные понятия;
— выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать отклик в собеседнике;
— воздейственность – способность влиять на других людей (их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.).
Выделяют различные виды речи.
По тому, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю и внешнюю речь.
Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми.
При этом различают три типа внутренней речи:
1) «речь про себя» – внутреннее проговаривание, наблюдаемая, например, при решении трудных мыслительных задач; в данном случае она соответствует структуре внешней речи;
2) речь как средство мышления; при этом различные понятия и суждения могут быть «свернуты», закодированы в виде соответствующих схем, образов и, соответственно, данный тип не соответствует структуре внешней речи;
3) речь как средство внутреннего программирования – использование слов для оказания воздействия на свое состояние, эмоции, мотивацию.
Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной.
Письменная речь – общение посредством слов, выраженных в письменных текстах. Для данного вида речи характерны: достаточно сложная композиционно-структурная организация, особые (в отличие от устной речи) стиль и грамматическое построение. Чтение – восприятие текстовой информации. Чтение письменной речи про себя отличается высокой скоростью (скорость чтения превышает процесс говорения в среднем в три раза).
Устная речь – словесное общение при помощи языка, воспринимаемого на слух. В устной речи условно можно выделить два процесса: говорение и аудирование.
Говорение – процесс непосредственного обращения к собеседнику при помощи слов. Выделяют две основные характеристики данного процесса – объем высказываемых фраз и темп речи.
Аудирование – процесс восприятия устной речи, обусловленный особенностями субъекта и объекта общения, содержанием передаваемой информации, ситуацией и др. Важно, чтобы в ходе общения человек не только понял содержание сообщение, но и был способен воспринимать скрытый подтекст и эмоциональное состояние говорящего.
Устная речь может быть в форме диалога или монолога. Диалогическая (разговорная) речь – вид речи, характеризующийся тем, что в ходе общения происходит активный обмен информацией между двумя и более собеседниками. Как правило, данная речь основана на использовании простейших форм речи, не требует развернутых положений, содержит эмоциональную окраску.
Монологическая речь – речь, произносимая одним человеком, и направленная на определенную аудиторию. В отличие от диалогической, монологическая речь, как правило, более сложна, логична, содержательна.
В психологии также выделяют активную и пассивную речь. Активная речь связана с говорящим, а пассивная речь с слушающим (считается, что слушатель про себя часто повторяет слышимое).
Для понимания особенностей психического развития ребенка важно также определить и еще один вид речи – эгоцентрической.
Эгоцентрическая речь – речь ребенка, обращенная к самому себе, позволяющая ему управлять и контролировать свою деятельность. По мнению Л. С. Выготского, эгоцентрическая речь – своего рода переходный этап между внешней и внутренней речью. Т.е. сначала ребенок пассивно воспринимает речь других людей, затем вслух обращается к себе для регуляции своих действий, а на основе этого впоследствии формируется внутренняя речь и развивается его мышление.
Таким образом, речь, являясь средством коммуникации между людьми, выполняет и другую важнейшую функцию – выступает средством мыслительной деятельности человека. В своих работах Л. С. Выготский убедительно показал, что формирование высших психических функций (произвольности и осознанности познавательных процессов) осуществляется благодаря речи. Об этом свидетельствуют факты, когда речевые нарушения сказываются на развитии всех сторон психической организации человека, и особенно на интеллектуальной сфере.
Общая
характеристика речи.
Формирование сознания в историческом
процессе неразрывно связано с началом
и развитием общественно-трудовой
деятельности людей. Потребность в
сотрудничестве породила потребность
в словесном способе общения людей друг
с другом. Пользование языковыми средствами
общения – отличительная черта
человеческого общества. Благодаря языку
люди могли не только воздействовать
друг на друга, но и передавать опыт,
накапливавшийся поколениями. В слове
оформлялась цель действий человека.
Обозначенная словом, цель придавала им
разумный направленный характер. Благодаря
речи человек познавал самого себя как
субъекта деятельности и как субъекта
общения. Освоение языка изменило все
взаимоотношения человека с окружающим
миром, перестроило его познавательную
и практическую деятельность, общение
с другими людьми.
Речь
–
один из видов коммуникативной деятельности,
осуществляемой в форме языкового
общения. Каждый человек пользуется
родным языком для выражения своих мыслей
и понимания мыслей, высказанных другими.
Ребенок не только усваивает слова и
грамматические формы языка, но и относит
их к тому содержанию, которое составляет
значение слова, закрепленное за ним в
родном языке всем процессом истории
развития народа. Однако на каждом этапе
развития ребенок по-разному понимает
содержание слова. Слово вместе с присущим
ему значением он осваивает очень рано.
Понятие же, обозначенное данным словом,
будучи обобщенным образом действительности,
растет, ширится и углубляется по мере
развития ребенка.
Таким
образом, речь
– это язык в действии, своеобразная
форма познания человеком предметов и
явлений действительности и средство
общения людей друг с другом.
В
отличие от восприятия – процесса
непосредственного отражения вещей –
речь является формой опосредованного
познания действительности, ее отражением
посредством родного языка. Если язык
един для всего народа, то речь каждого
человека индивидуальна. Поэтому речь,
с одной стороны, беднее языка, поскольку
человек в практике общения обычно
пользуется лишь небольшой частью словаря
и разнообразных грамматических структур
его родного языка. С другой стороны,
речь богаче языка, так как человек,
говоря о чем-то, выражает свое отношение
и к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем
говорит. Его речь приобретает интонационную
выразительность, изменяется ее ритм,
темп, характер. Поэтому человек в общении
с другими людьми может сказать больше,
чем значат те слова, которые он употребил
(подтекст речи). Но для того, чтобы человек
мог достаточно точно и тонко передавать
мысли другому человеку, причем так,
чтобы воздействовать на него, быть
правильно понятым, он должен прекрасно
владеть родным языком.
Развитие
речи
есть процесс овладения родным языком,
умения пользоваться им как средством
познания окружающего мира, усвоения
опыта, накопленного человечеством, как
средством познания самого себя и
саморегуляции, как средством общения
и взаимодействия людей.
Изучением
развития речи в онтогенезе занимается
психология.
Физиологическую
основу речи составляет деятельность
второй сигнальной системы. Учение о
второй сигнальной системе представляет
собой учение о слове как сигнале. Изучая
закономерности рефлекторной деятельности
животных и человека, И.П. Павлов выделил
слово как особый сигнал. Особенностью
слова является его обобщающий характер,
что существенно изменяет как действие
самого раздражителя, так и ответные
реакции человека. Изучение значения
слова в образовании нервных связей
составляет задачу физиологов, которые
показали обобщающую роль слова, быстроту
и прочность связей, образующихся на
раздражитель, возможность их широкого
и легкого переноса.
Речь,
как и любой другой психический процесс,
невозможна без активного участия первой
сигнальной системы. Являясь, как и в
мышлении, ведущей и определяющей, вторая
сигнальная система работает в тесном
взаимодействии с первой. Нарушение
этого взаимодействия ведет к распаду
как мышления, так и речи – она превращается
в бессодержательный поток слов.
Функции
речи.
В психической жизни человека речь
выполняет ряд функций. Прежде всего она
является средством общения (коммуникативная
функция),
т. е. передачи информации, и выступает
как внешнее речевое поведение, направленное
на контакты с другими людьми. В
коммуникативной функции речи выделяются
три стороны: 1) информационная, которая
проявляется в передаче общественного
опыта и знаний; 2) выразительная, помогающая
передать чувства и отношения говорящего
к предмету сообщения; 3) волеизъявительная,
направленная на то, чтобы подчинить
слушателя замыслу говорящего. Будучи
средством общения, речь служит и средством
воздействия одних людей на других
(поручение, приказ, убеждение).
Речь
также выполняет функцию
обобщения и абстрагирования.
Эта функция связана с тем, что слово
обозначает не только отдельный, конкретный
предмет, но и целую группу сходных
предметов и всегда является носителем
их существенных признаков. Обобщая в
слове воспринимаемое явление, мы
одновременно абстрагируемся от ряда
конкретных признаков. Так, произнося
слово «собака», мы абстрагируемся от
всех особенностей внешнего вида овчарки,
пуделя, бульдога, добермана и закрепляем
в слове то общее, что характерно для
них.
Поскольку
речь является и средством обозначения,
то она выполняет сигнификативную
(знаковую) функцию. Если
бы слово не имело обозначающей функции,
оно не могло быть понято другими людьми,
т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную
функцию, перестала бы быть речью.
Взаимопонимание в процессе общения
основано на единстве обозначения
предметов и явлений воспринимающим и
говорящим. Сигнификативная функция
отличает речь человека от коммуникации
животных.
Виды
речи.
Слово как раздражитель существует в
трех формах: слышимое, видимое и
произносимое. В зависимости от этого
различают две формы речи – внешнюю
(громкую) и внутреннюю (скрытую) речь
(думание).
Внешняя
речь
включает несколько психологически
своеобразных видов речи: устную, или
разговорную (монологическую и
диалогическую), и письменную, которой
человек овладевает, осваивая грамоту
– чтение и письмо.
Самым
древним видом речи является устная
диалогическая речь.
Диалог – это непосредственное общение
двух или нескольких людей, которое
протекает в форме разговора или обмена
репликами по поводу происходящих
событий. Диалогическая речь – наиболее
простая форма речи, во-первых, потому,
что это поддерживаемая речь: собеседник
может задать уточняющие вопросы, подает
реплики, помогает закончить мысль.
Во-вторых, диалог ведется при
эмоционально-экспрессивном контакте
говорящих в условиях их взаимного
восприятия, когда они могут воздействовать
друг на друга еще и жестами, мимикой,
тембром и интонацией голоса.
Монологическая
речь
– длительное изложение системы мыслей,
знаний одним лицом. Это всегда связная,
контекстная речь, удовлетворяющая
требованиям последовательности,
доказательности изложения и грамматически
правильного построения предложений.
Формами монологической речи являются
доклад, лекция, выступление, рассказ.
Монологическая речь обязательно
предполагает контакт с аудиторией,
поэтому требует тщательной подготовки.
Письменная
речь
является разновидностью монологической
речи, но она еще более развернута, чем
устная монологическая речь. Это
обусловлено тем, что письменная речь
не предполагает обратной связи с
собеседником и не имеет никаких
дополнительных средств воздействия на
него, кроме самих слов, их порядка и
организующих предложение знаков
препинания. Овладение письменной речью
вырабатывает совершенно новые
психофизиологические механизмы речи.
Письменная речь воспринимается глазом,
а производится рукой, в то время как
устная речь функционирует благодаря
слухо-кинестезическим нервным связям.
Единый стиль речевой деятельности
человека достигается на основе сложных
систем межанализаторных связей в коре
больших полушарий мозга, координируемых
деятельностью второй сигнальной системы.
Письменная
речь открывает перед человеком необозримые
горизонты приобщения к мировой культуре
и является необходимым элементом
воспитания человека.
Внутренняя
речь
не является средством общения. Это
особый вид речевой деятельности,
формирующийся на основе внешней. Во
внутренней речи формируется и существует
мысль, она выступает как фаза планирования
деятельности.
Для
внутренней речи характерны некоторые
особенности:
•
она
существует как кинестезический, слуховой
или зрительный образ слова;
•
ей
присущи фрагментарность, отрывочность,
ситуативность;
•
внутренняя
речь свернута: в ней опускается большинство
членов предложения, остаются лишь слова,
определяющие сущность мысли. Образно
говоря, она носит «телеграфный стиль»;
•
в
ней изменяется и структура слова: в
словах русского языка выпадают гласные
звуки как несущие меньшую смысловую
нагрузку;
•
она
беззвучна.
У
детей дошкольного возраста отмечается
своеобразный вид речи – эгоцентрическая
речь.
Это речь ребенка, адресованная самому
себе, которая является переходом внешней
разговорной речи во внутреннюю. Такой
переход совершается у ребенка в условиях
проблемной деятельности, когда возникает
потребность осмыслить выполняемое
действие и направить его на достижение
практической цели.
Процесс
развития речи у ребенка включает
несколько этапов:
—
период подготовления словесной речи
(от рождения до конца первого года жизни
ребенка),
—
период первоначального овладения языком
и формирования расчлененной звуковой
речи (обычно заканчивается к концу
третьего года жизни),
—
период речевой практики и обобщения
языковых фактов (до шести-семи лет),
—
период овладения письменной речью и
освоения научного подхода к языку
(школьный период).
Речь
и мышление
Связанная
с сознанием в целом, речь человека
включается в определенные взаимоотношения
со всеми психическими процессами, но
основным и определяющим для речи является
ее отношение к мышлению.
Поскольку
речь является формой существования
мысли, между речью и мышлением существует
единство. Но это единство, а не тожество.
Равно не правомерны как установление
тожества между речью и мышлением, так
и представление о речи как только внешней
форме мысли.
Поведенческая
психология попыталась установить между
ними тожество, по существу сведя мышление
к речи. Для бихевиориста мысль есть не
что иное, как «деятельность речевого
аппарата» (Дж. Уотсон). К. С. Лешли в своих
опытах попытался обнаружить посредствам
специальной аппаратуры движения гортани,
производящие речевые реакции. Эти
речевые реакции совершаются по методу
проб и ошибок, они не интеллектуальные
операции.
Такое
с ведение мышления к речи обозначает
упразднение не только мышления, но и
речи, потому что, сохраняя в речи лишь
реакции, оно упраздняет их значение. В
действительности речь есть постольку
речь, поскольку она имеет осознанное
значение. Слова, как наглядные образы,
звуковые или зрительные, сами по себе
еще не составляют речи. Тем более не
составляют речи сами по себе реакции,
которые посредством проб и ошибок
приводили бы к их продуцированию.
Движения, продуцирующие звуки, не
являются самостоятельным процессом,
который в качестве побочного продукта
дает речь. Подбор самих движений,
продуцирующих звуки или знаки письменной
речи, весь процесс речи определяется и
регулируется смысловыми отношениями
между значениями слов. Мы иногда ищем
и не находим слова и выражения для уже
имеющейся и еще словесно не оформленной
мысли: мы часто чувствуем, что сказанное
нами не выражает того, что мы думаем; мы
отбрасываем подвернувшееся нам слово,
как неадекватное нашей мысли: идейное
содержание нашей мысли регулирует ее
словесное выражение. Поэтому речь не
есть совокупность реакций, совершающихся
по методу проб и ошибок или условных
рефлексов: она — интеллектуальная
операция. Нельзя свести мышление к речи
и установить между ними тожество, потому
что речь лишь благодаря своему отношению
к мышлению.
Но
нельзя и отрывать мышление и речь друг
от друга. Речь — это не просто внешняя
одежда мысли, которую она сбрасывает
или одевает, не изменяя этим своего
существа. Речь, слово служат не только
для того, чтобы выразить, вынести во
вне, передать другому уже готовую без
речи мысль. В речи мы формулируем мысль,
но, формируя ее , мы сплошь и рядом ее
формируем. Речь здесь нечто большее,
чем внешнее орудие мысли; она включается
в самый процесс мышления как форма,
связанная с его содержанием. Создавая
речевую форму, мышление само формируется.
Мышление и речь, не отожествляясь,
включаются в единство одного процесса.
Мышление в речи не только выражается,
но по большей части оно в речи и
совершается.
В
тех случаях, когда мышление совершается
в основном не в форме речи в специфическом
смысле слова, а в форме образов, эти
образы по существу выполняют в мышлении
функцию речи, поскольку их чувственное
содержание функционирует в мышлении в
качестве носителя его смыслового
содержания. Вот почему можно сказать,
что мышление вообще невозможно без
речи: его смысловое содержание всегда
имеет чувственного носителя, более или
менее переработанного и преображенного
его семантическим содержанием. Это не
значит, однако, что мысль всегда и сразу
появляется в уже готовой речевой форме,
доступной для других. Мысль зарождается
обычно в виде тенденций, сначала имеющих
лишь несколько намечающихся опорных
точек, еще не вполне оформившихся. От
этой мысли, которая еще больше тенденция
и процесс, чем законченное оформившееся
образование, переход к мысли, оформленной
в слове, совершается в результате часто
очень сложной и иногда трудной работы.
В
процессе речевого оформления мысли
работы над речевой формой и над мыслью,
которая в ней формируется, взаимно
переходят друг в друга.
В
самой мысли в момент ее зарождения в
сознании индивида часто переживание
ее смысла для данного индивида преобладает
над оформленным значением ее объективного
значения. Сформулировать свою мысль,
т.е. выразить ее через обобщенные
безличные значения языка, по существу
означает, как бы перевести ее в новый
план объективного знания и, соотнеся
свою индивидуальную личную мысль с
фиксированными в языке формами
общественной мысли, придти к осознанию
нее объективного значения.
Как
форма и содержание, речь и мышление
связаны сложными и часто противоречивыми
соотношениями. Речь имеет свою структуру,
не совпадающую со структурой мышления:
грамматика выражает структуру речи,
логика — структуру, когда возникли
соответствующие формы речи, неизбежно
расходятся с мышлением последующих
эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу
этого нельзя непосредственно отожествлять
мышление с речью, сохраняющей в себе
архаические формы. Речь вообще имеет
свою «технику». Эта «техника» речесвязана
с логикой мысли, но не тожественна с
ней.
Наличие
единства и отсутствие тожества между
мышлением и речью явственно выступают
в процессе воспроизведения. Воспроизведение
отвлеченных мыслей отливается обычно
в словесной форме, которая оказывает
как установлено в ряде исследований,
иногда положительное, иногда — при
ошибочности первоначального воспроизведения
— тормозящее влияние на запоминание
мысли. Вместе с тем, запоминание мысли,
смыслового содержания в значительной
мере независимо от словесной формы.
Эксперимент показал, что память на мысли
прочнее, чем память на слова, и очень
часто бывает так, что мысль сохраняется,
а словесная форма, в которую она была
первоначально облечена, выпадает и
заменяется новой. Бывает и обратное —
так, что словесная формулировка
сохранилась в памяти, а ее смысловое
содержание как бы выветрилось; очевидно,
речевая словесная форма сама по себе
еще не есть мысль, хотя она и может помочь
восстановить ее. Эти факты убедительно
подтверждают в чисто психологическом
плане то положение, что единство мышления
и речи не может быть истолковано как их
тожество.
Утверждение
о несводимости мышления к речи относятся
не только к внешней, но и к внутренней
речи. Встречаются в литературе
отожествление мышления и внутренней
речи несостоятельно. Оно, очевидно,
исходит из того, что к речи в ее отличие
от мышления относится только звуковой
фонетический материал. Поэтому там,
где, как это имеет место во внутренней
речи, звуковой компонент речи отпадает,
в ней не усматривают ничего, помимо
мыслительного содержания. Это неправильно,
потому что специфичность речи вовсе не
сводится к наличию в ней звукового
материала. Она заключается прежде всего
в ее грамматической — синтаксической и
стилистической — структуре в ее
специфической речевой технике. Такую
структуру и технику, притом своеобразную
отражающую структуру внешней, громкой
речи и вместе с тем отличную от нее,
имеет и внутренняя речь. Поэтому и
внутренняя речь не сводится к мышлению,
и мышление не сводится к ней.
Единство
речи и мышления конкретно осуществляется
в различных формах для разных видов
речи.
33. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ
Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь).
Основные виды речи человека: устная, письменная, диалогическая, монологическая, внешняя (звучащая, осознаваемая), внутренняя.
При помощи устной речи люди непосредственно общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые ассоциируются с теми или иными предметами или явлениями. Наборы звуков передаются и воспринимаются на слух через соответствующие колебания давления воздуха. Письменная речь основана на изображении символов на материальных носителях.
В диалогической речи принимают участие минимум два человека. Каждый выдает реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; а их собственные высказывания являются реакцией на реплику данного человека. Монологическая – это речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком. Диалог подразумевает многократное прерывание речи данного человека репликами других людей. Монолог же не предполагает какой-то речевой реакции и должен быть понятным сам по себе. Как диалог, так и монолог могут быть как устными, так и письменными.
Внешняя (звуковая) речь осознается говорящим и воспринимается другими людьми.
Внутренняя речь – особая разновидность. Она участвует в управлении лишь внутренними психологическими процессами, которые совершаются в голове человека. Внутренняя речь беззвучна и не имеет очевидных проявлений, она неосознаваемая.
Психологические функции речи: коммуникационная; интеллектуальная; регуляционная; психодинамическая; психотерапевтическая.
Смысл коммуникативной функции в том, что с помощью речи информация передается от человека к человеку. Она используется в различных видах общения людей и является первичным источником информации. Свою коммуникативную функцию речь получила благодаря существованию языка.
Интеллектуальная функция состоит в том, что для человека речь также и средство мышления. Наиболее ярко функция проявляется в словесно-логическом мышлении. Эта функция проявляется как во внутренней, так и во внешних формах речи: диалоге и монологе.
Речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ее использует, и психикой других людей – в этом выражается ее регуляционная функция.
Психодиагностическая функция заключается в том, что можно судить о психологических особенностях данного человека по его речи, о его психических состояниях, свойствах и познавательных процессах.
С помощью психотерапевтической функции речи люди оказывают на себя и на других терапевтическое влияние, рассчитанное на психологическую поддержку, помощь и на предупреждение легких психогенных заболеваний.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Любой человек общается с окружающими. Длительные перерывы во взаимодействии с социумом приводят к замкнутости, остановке развития, психическим нарушениям. Чтобы человек продолжал совершенствовать свои навыки, узнавать что-то новое, делиться впечатлениями, он должен общаться с другими людьми. Речь в психологии — один из способов коммуникации, с помощью которого происходит обмен, передача информации. Ученые выделяют несколько функций, видов речи.
Понятие и свойства
Психология речи изучается с самого рождения человека. Некоторые путают это понятие с языком, но это два разных термина.
Психологи выделяют несколько трактовок понятия речь:
- способность, умение человека говорить;
- действие, которое человек совершает с помощью звуков;
- технология выражения мыслей через языковые навыки.
Язык — сложная, оригинальная система знаков, с помощью которых можно передавать информацию устно или письменно.
Свойства речи:
- Понятность — обуславливается совокупностью информации, знаний. Чтобы понимать другого человека, нужно разбираться в терминологии, знать особенности темы разговора.
- Содержательность — количество выраженных чувств, мыслей, стремлений в разговоре. Речь может быть содержательной или поверхностной. Для первого варианта актуален разговор между двумя специалистами относительно интересующей их тематики, для второго — обычный разговор двух знакомых на темы, которые не вызывают сильного интереса.
- Выразительность — свойство, связанное с эмоциональной насыщенностью. Речь может быть энергичной, яркой, насыщенной или пустой, бледной, вялой.
Еще одно свойство — воздействие. С помощью убеждений, просьб, команд, других способов можно побудить человека к действиям.
Функции
Когда исследователи начали изучать роль речи в обществе, они выделили две функции этой способности — интеллектуальную и коммуникативную.
Интеллектуальные
Речь выступает как средство образования, развития, выражения мыслей. Единицей мышления, речи является слово. Каждое из них имеет свое значение.
Коммуникативные
Речь — инструмент общения между людьми, позволяющий обмениваться информацией, побуждать к действиям. При формировании сообщений человек указывает в нем явление или объект. Чтобы вызвать у собеседника эмоции, нужно сформировать правильный смысл.
Главная цель словесных значений — передача мыслей. На это влияет выбор слова, эмоциональное выражение, которое относится к проговариваемым звукам.
С помощью тона, мимики, интонации, образности выражений, отбора слов, выражения чувств можно выразить мысль. Эти приемы помогут сделать сообщение более выразительным, насыщенным или блеклым, пустым.
Этапы построения и воспроизведения
Существует несколько этапов построения речи:
- Формирование мысли высказывания.
- Построение внутренней речи. На этом этапе индивид думает, как ему довести до собеседника мысль.
- Выбор отдельных или связанных фраз, предположений, формирование убеждений.
- Подбор отдельных слов, морфем, составление полноценных предложений.
Последний этап — воспроизведение сформированного текста. Для этого используются разные звуковые сигналы. Речь дополняется мимикой, жестами, изменением темпа, тембра и тона голоса, выделением отдельных слов.
История изучения и исследователи
Считается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.
Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.
Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».
Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности. После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.
Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.
Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:
- мотивации;
- формирования мысли;
- внутреннего построения предложения;
- подбор слов;
- реализация.
Теории
За все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.
Преформистская
Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.
Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.
Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).
Конструктивистская
Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию. Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно. Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.
Релятивистская
Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации. Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения. Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.
Виды
Способность бывает устной и письменной. Эти инструменты позволяют выразить мысль, которую сформировал индивид .
Устная
Инструмент общения, при задействовании которого человек произносит слова, воспринимает на слух словесные сообщения от окружающих.
Бывает двух видов:
- Монологическая — тип речи, для выражения которой не нужны собеседники. Один человек рассказывает что-либо, окружающие слушают. Чаще мысли, передаваемые с помощью монолога, более развернуты.
- Диалогическая — применяется при разговоре между разными людьми. Характеризуется ситуативностью, неполной развернутостью.
Огромная роль при диалоге отдается к мимике, жестам, интонации, эмоциональному фону, другим невербальным средствам общения.
Письменная
Реализуется с помощью различных форм, которые доступны для зрительного восприятия. Ее закрепляют на каком-либо материале (чаще листе бумаги).
Эту речь нельзя назвать живой или принадлежащей личности. Она обезличена, поскольку между ее формированием и подачей читателю существует разрыв.
Методы изучения
Для изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:
- Наблюдение. Во внимание берется общее время, затрачиваемое на разговоры с окружающими и монологи, жестикуляция, мимика, изменения тона, темпа, выразительности. При наблюдении сохраняется естественность мышления, что является огромным преимуществом.
- Беседа. Эффективная методика изучения способности. С ее помощью можно узнать отношение собеседника назначенной задаче, оценить мыслительные возможности, узнать языковые навыки. При проведении беседы могут задаваться прямые или косвенные вопросы.
- Эксперимент. Исследователи создают условия для испытуемого, изменяют их, чтобы получить информацию. Дополнительно могут считываться данные о работе мозга с помощью специализированного оборудования.
- Анкетирование. Применяется для исследования мышления. Анкеты составляются заранее, вопросы подбираются на одну или несколько интересующих тематик. Развернутый результат дают открытые анкеты, которые заставляют испытуемого активизировать мышление.
- Тестирование. Позволяет измерить уровень интеллектуального развития, узнать особенности мышления.
Исследователи анализируют полученные данные, делают выводы.
Нарушения и способы их устранения
Психологи выделяют большое количество речевых нарушений. Причины проявления:
- врожденные — прием матерью лекарственных препаратов при беременности;
- наследственные — нарушения наследуются от близких родственников;
- перинатальные — осложнения, которые могут произойти во время родов;
- постнатальные — нарушения, проявляющиеся после рождения ребенка.
Виды расстройств:
- Дизартрия — поражаются мышцы речевого аппарата, из-за чего нарушается произношение слов.
- Диглоссия — дефекты органов, которые задействуются в речи.
- Дислалия — искажение звуков, которое приводит к расстройствам звукопроизношения.
- Афазия — локальное поражение отделов головного мозга. Может возникнуть в любом возрасте.
- Дисфемия — отклонения, которые связаны с расстройствами артикуляции. Может проявляться в форме заикания.
Чтобы выявить нарушения, нужно обратиться к врачу. При их обнаружении у детей нужно:
- Ежедневно общаться с малышом.
- Читать с ребенком книги, объяснять ему значение выражений, картинок.
- Записать ребенка в спортивную секцию или образовательный кружок. Он должен чаще общаться со сверстниками.
Также нужно уделить внимание выбору учебного учреждения.
Речь — коммуникативный инструмент, используемый для передачи информации или воздействия на другого человека, с целью побуждения к действиям.
Речь– это познавательный психический процесс, позволяющий людям обмениваться информацией посредством мышления и языка, представляющего систему знаков, наделенными определенными значениями (А.Г. Маклаков).
Общая характеристика речи:
· один из основных отличий человека от животного мира
· отражает закономерности физиологического, психического и социального развития
· особого психический процесс
· специфически человеческая деятельность
Речь и язык
Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл (А.Г. Маклаков).
Язык | Речь |
— вырабатывается обществом
— представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия — продукт общественно-исторического развития — имеется лексический состав, грамматика, фонетический состав — основное предназначение языка — закрепление за каждым словом определенного значения | — сам процесс словесного общения
— существует в форме сообщения, указания, вопроса, приказания — эмоционально-выразительная сторона речи — содержится смысловой подтекст |
· Лексический (определенная система значащих слов)
· Грамматический (определенная система различных форм слов и словосочетаний)
· Фонетический (звуковая система)
Слово и его значение: любое значение слова — это всегда обобщение: может объединять целую систему предметов, может обозначать конкретный предмет
Речь как процесс словесного общения: осуществляется в форме сообщения, указания, вопроса, приказания
Эмоционально-выразительная сторона речи: выражается в нашем эмоциональном отношении к тому, что мы говорим; обусловлено тоном звучания слов
Физиологические основы речи:
· подвижности губ и языка
· анатомические изменения (увеличение полости рта, уменьшение клыков, укорачивание нижней челюсти)
Благодаря этим изменениям произошло увеличение свободной полости рта, что, в свою очередь, обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.
· развитие способности произнесения членораздельных звуков связано с развитием способности их воспринимать. Обучаясь говорить членораздельно, человек учился и понимать то, что он говорит.
Периферическая система речи (голосовой аппарат и органы слуха): органы дыхания, гортань, полость рта, полость носа.
Центральная система речи (определенные структуры головного мозга)
Центр Вернике: специфический слуховой центр речи, обеспечивает различение звуков речи, отсутствует у животных, нарушение работы центра- различать (узнавать) слова
Центр Брока: двигательный центр речи, нарушение работы центра- потеря способности произносить слова, нет у животных
Основные виды речи:
· устная и письменная (сходство- знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов, отличие- в материальном носители речи),
письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами.
· разговорная и диалоговая (речь, активно поддерживаемая собеседником),
Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу.
· монолог (речь, произносимая одним человеком. Отличие от диалоговой: излагать связно, излагать последовательно и доходчиво, соблюдать нормы языка, ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории, ориентироваться на психическое состояние слушающих, контролировать себя.),
· пассивная (повторение за собеседником про себя)
Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам.
· активная (спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух).,
· кинетическая (речь движениями. Передается в виде жестов),
· внутренняя (прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления)
· внешняя (Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией)
Функции речи: Выражение(человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе) Воздействие (с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо) сообщение (обмен мыслями и информацией между людьми с помощью слов) Обозначение (способности давать названия предметам и явления.
Таким образом, речевое общение — это сложный и многосторонний процесс. И, как пишет А. Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств»
Общая характеристика речи. — Студопедия
Самым значительным отличием человека от животного мира, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие и развитость особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством стандартизированной знаковой системы — языка.
Хотя у млекопитающих и птиц есть зачатки речи — они умеют передавать друг другу звуковые и визуальные сигналы, — тем не менее такая «речь» имеет исключительно или почти исключительно врожденный характер. Такого рода сигналы определены генетически. Лишь под влиянием человека животные и птицы могут обучиться вымышленным, условным сигналам, то есть некоторому примитивному языку. Многие домашние животные (кошки и собаки) понимают некоторые человеческие слова, особенно значимые для них (например «кушать»). Некоторые попугаи могут произносить заученные фразы не хаотично, а осмысленно (например «Кеша хочет гулять»). Наконец, имеются успешные эксперименты по приучению шимпанзе к языку глухонемых, было показано, что обезьяны могут составлять такие простые фразы как «Я хочу банан».
Человеческая речь очень сложна. С помощью нее мы можем:
— решать множество инструментальных задач (попросить о помощи, предложить помощь, передать информацию, предупредить, спросить и т.п.),
— заниматься словотворчеством (если какой-то объект или явление не имеют еще своего слова, то дать его),
— давать определение понятиям,
— высказывать суждения (связывать понятия между собой),
— размышлять об абстрактных понятиях (например об истине, политике или постмодернизме),
— учиться и учить,
— размышлять и заниматься самовнушением,
— заниматься творчеством.
Речь невозможна без языка. Чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. Очень важно грамотно разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков (и иных сигналов), имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.
Одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет. Любой человек может придумать новое слово или какой-то речевой оборот. Каждый человек при этом участвует в развитии языка: используя те или иные слова, мы «голосуем» за них, за их нужность для языка, а не используя какие-то слова, мы тем самым «голосуем» за ненужность этих слов.
Каждый язык это достаточно сложное образование. Он имеет:
— определенный звуковой (фонетический) состав (физические особенности звуков данного языка),
— определенную систему значащих слов (лексический состав языка),
— определенную систему различных форм слов и словосочетаний (грамматика языка).
Основное предназначение языка — обеспечение закрепления за каждым словом определенного значения. При этом, что характерно, любое значение слова сопровождается всегда некоторой абстракцией, обобщением. В природе нет никаких двух совершенно одинаковых предметов. Тем не менее, когда мы произносим слово «камень», то имеем в виду не один конкретный камень, а все множество их. Если говорим слово «враг», то имеем в виду всех возможных врагов, при этом — не только нас лично, но и любого врага по отношению к любому существу.
Значение слов очень сильно зависит от контекста. Иногда «камень» значит не только все камни на свете, но и какой-то конкретный камень, близкий нам. То же — со словом «враг». Если мы говорим слово «машина», то это слово объединяет целую систему предметов, например автомашины всех разновидностей и любых моделей или какие-либо механические устройства, выполняющие определенные операции. В то же время данное слово может обозначать и конкретный предмет, причем мы отчетливо осознаем, о каком предмете идет речь, что обеспечивает возможность общения между людьми. Если кто-то говорит: «Что это за машина?», то собеседник понимает, что вопрос касается конкретного автомобиля. При этом он также понимает или догадывается, что именно интересует: марка, тип, принадлежность или еще что-то.
Язык, как уже говорилось, это стандартизированная знаковая система. Речь это процесс, это слово употребляется в двух смыслах:
— как самостоятельный психический процесс,
— как процесс общения посредством языка.
Речевое сообщение обычно состоит из цепочки слов. Очевидно, что как минимум для этого надо:
— подобрать слова,
— конкретизировать подобранные слова,
— составить законченные фразы.
Никакое речевое сообщение не возможно без решения этих частных задач. Другое дело, что обычно в процессе общения человек слабо рефлексирует такие вопросы, как: «Как я подбираю слова?», «Как я сужаю значение понятий?», «Как я составляю фразы?» Во время общения мы обычно сосредотачиваем свое внимание на общих вопросах: «Что я могу еще сказать?», «Как себя чувствует собеседник?», «Не пора ли прекратить разговаривать?», «Может, мне немного сменить тон?» Также мы очень редко обращаем свое внимание на работу речедвигательного аппарата. Многие люди вообще не знают, что такое голосовые связки и резонанс. Поэтому работа нашей речи во многом строится по образцу построения обычных движений (локомоций, предметных действий). Во время ходьбы мы также не обращаем внимания на работу отдельных мышц, согласование усилий, построение траекторий — сознание занято лишь решением общих вопросов движения.
Конкретизация значений слов достигается тем, что слова окружаются другими словами, а также ситуативным контекстом. Если мы просто произнесем вслух слово «машина», то слушателю может показаться, что нас интересуют вообще все машины на свете: и автомобили, и разного рода автоматы. Если мы скажем «эта машина», то слушатель поймет, что нас интересует или та машина, которая стоит рядом, или та, про которую только что разговаривали.
Кроме смыслового содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы. Во многом эта сторона речи более древняя, чем смысловая, потому что сначала наши предки освоили именно эмоциональную речь.
Помимо смысловой и эмоциональной стороны, в речи часто выделяют и психологическую сторону. Дело в том, что далеко не все говорится словами и интонациями. Существуют еще намеки и подтекст. С помощью намеков и подтекста можно сказать то, что нельзя сказать словами (то есть заменить смысловую сторону), и выразить то, что нельзя выразить интонациями (заменить эмоционально-выразительную сторону). Психологическая сторона речи часто используется для манипуляций. Сконцентрировав внимание собеседника на смысловой или эмоциональной стороне, можно с помощью психологической внушить нужную мысль. Другой вариант: сконцентрировать внимание собеседника на — как раз — психологической стороне, делать ему явные намеки, взаимными намеками прийти к соглашению, а потом отказаться от своих обязательств, сославшись на то, что в смысловой стороне ничего не было оговорено.
В современной антропологии существует предположение, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний. Со временем главным средством труда и общения у человека стала рука. При этом господство руки в качестве средства общения сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты.
Подтверждением того, что когда-то именно рука была средством общения, является то, что современный человек весьма охотно жестикулирует при общении; при этом, в большинстве случаев, людей специально не учат жестикулировать. У многих людей, если наблюдать за их спонтанной жестикуляцией, можно выявить довольно развитую «скрытую речь». Иногда даже по этой «скрытой речи» можно судить об истинных суждениях и намерениях говорящего. То, что глухонемые дети довольно быстро осваивают язык глухонемых, тоже серьезный аргумент в пользу этой теории.
Появление звуковой речи, по оценкам антропологов, произошло более ста тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с жестами звуков голоса.
Очевидно, что в пору, когда активно использовался для общения язык жестов, наши предки не были немыми и беззвучными. Развитие голосовых звуков началось задолго до возникновения потребности в сложном общении с помощью звуков. У звукового общения есть два больших плюса по сравнению с жестовым:
— оно возможно на довольно большом расстоянии,
— оно возможно в условиях ограниченной видимости (например в темноте).
В процессе общения наших далеких предков жесты рук сопровождались определенными нечленораздельными голосовыми восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались и становились все более членораздельными, то есть появлялась возможность реализации все более сложных сообщений. Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те функции, которые выполняла кинетическая (изобразительная) речь, и более того, обеспечить дальнейшую эволюцию речи.
Именно звуковая речь позволила и собственно речи, и мышлению отделиться от наглядности, то есть непосредственного действия.
Разумеется, звуковая речь сразу не стала столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения она длительное время оставалась близкой по своему содержанию к кинетической. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов. Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов. Такого рода полисемантизм можно наблюдать у детей одного-двух лет.
Как и у маленьких детей, у наших предков первые слова заменяли целые предложения. Одновременно они были и существительными, и глаголами, и скорее отражали не объекты или явления, а ситуации. Со временем слова стали приобретать более конкретное смысловое значение, они дифференцировались по грамматическим формам. Все это привело к формированию языка со сложной морфологией и сложным синтаксисом.
Важным этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.
Речь как органический психический процесс ограничена врожденными возможностями нашего организма. Человек не может, например, говорить в десять раз быстрее, чем обычно это делает, его активный словарный запас тоже не бесконечен. Интересно, что язык — как система условностей — лишена этих ограничений. Из обычного, «разговорного» языка родились такие искусственные языки, как язык математической логики или языки программирования. С помощью последних, надо это понимать, человек научился общаться с машинами, предварительно, разумеется, создав их такими.
Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом эволюционного и общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.
Психология речи
Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития является наличие особого психического процесса – речи.
Речь – важное средство, к которому мы прибегаем, когда необходимо разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам.
Речь – это способ передавать информацию.
Речь – это средство общения, необходимое для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе, и именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. То есть речь связана со многими психическими процессами. Исследования психологов и физиологов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности, т.е. определяет условия прохождения стимула.
Структура языка откладывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от задачи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Эмоции, чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может вызвать те или иные эмоции, обрадовать человека и огорчить, унизить и возвысить. Внимание организуется речевой командой. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове.
Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Проблему речи в психологии обычно ставят в контексте: мышление и речь.
Проблема взаимосвязи речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых. В решении проблемы о соотношении мышления и речи в психологии просматриваются два крайних полюса – между отождествлением, слиянием мысли и слова и между их полным разрывом, разъединением. Но мышление и речь – неотделимы друг от друга, они составляют друг с другом сложное единство.
В развитие данной проблемы внес существенный вклад Л.С. Выготский.
Выготский подчеркивал, что развитие мышления в значительной степени определяется «речевыми орудиями ума». Речь – это необходимое условие развития мысли, инструмент мышления. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление переходит в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиваться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства – речевое мышление.
В своем онтогенетическом завершении речь представляет собой сложную специфическую психофизическую функцию мозга – 2-ю сигнальную систему, которая действует в неразрывном единстве с первой сигнальной системой (I сигнальная система – это стимулы, реальные раздражители, воздействующие на органы чувств). Слово составило 2-ю сигнальную систему. Слово – сигнал особого качества: обобщает, выражает понятие. Оно может воздействовать на человека сильнее, чем реальный раздражитель.
Павлов И.П. под 2-й сигнальной системой понимал не только речь как средство общения, но и как орудие обобщения, абстрагирования, связывал ее таким образом со «специально человеческим высшим мышлением».
2-я сигнальная система воспитывается у нас воздействием речевой среды (через воспитание, обучение) на центральную нервную систему (в определенном возрасте до 5-6 лет. Если этого не происходит, дети не могут овладеть речевой функцией).
Речь и язык и едины и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого. В психологии разделяют понятия язык и речь.
Язык — это система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.
Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым. Язык может пережить создавшее его общество и выступать ценнейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.
Язык — объективное явление жизни общества, он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.
Существуют нормативные правила произношения и грамматики, стилистики данного языка.
(Кстати, в общении человек использует незначительную часть языкового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность).
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом, формируется в процессе общения людей. Язык – сложная система. Имеет лексическую сторону, грамматическую и фонетическую. Язык обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.
Речью принято называть сам процесс (деятельность) общения, посредством языка.
Предметом психологического изучения является речь.
Речь является единством чувственного и смыслового содержания.
Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это эмоционально-выразительная сторона речи (чувственное содержание). Речь имеет и смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза (смысловое содержание).
Характеристики речи
Рассматривая историю K.Mansfields с точки зрения использования языка между участниками, мы сталкиваемся с изменчивостью, делая текст ближе к реальному использованию посредством вопросов, ответов, императивов, восклицаний и так далее.
Чтобы начать с поворотов между Розмари и мисс Смит, видно, что существует вопросов и ответов:
Могу я поговорить с вами минутку?
Поговори со мной? (И это также представляет нам часть от подлинного использования языка, сокращая утверждение.Это также показатель недоумения Розмари против поведения девушек.)
Не могли бы вы дать мне чашку чая?
Чашку чая? Тогда у тебя вообще нет денег?
Я тебе нравлюсь?
И иногда Розмари дает ответы вместо девушки. Она говорит больше всего:
Конечно, она будет.
… Она настояла на том, чтобы пойти … (Она говорит Филиппу, как будто это сказала сама мисс Смит.)
Есть императивов , вновь произнесенных Розмари, что доказывает, что она делает и получает все, что она хочет от беспомощных людей:
Приходите.
Приходите наверх.
Не плачь.
Однако мисс Смит использует вежливых запросов , таких как:
Могу я поговорить с вами минутку?
Не могли бы вы дать мне чашку чая.
Восклицания иногда используются Розмари для выражения своих идей:
Очаровательно!
Как необычно!
иногда представить ее, думая про себя:
Как я бездумна!
Довольно!
Повествовательный метод
История представлена в повествовании от третьего лица , которое позволяет читателям прочувствовать историю глазами Розмари Фелл.Это работает на понимание читателями текста через эмоции и психологию персонажа. Функция повествования — раскрыть подробности. Эта техника важна для ясности и скорописи текста. Он имеет описательный атрибут, предназначенный для быстрого перемещения по изображениям и уму персонажей.
Тональная система
Стиль письма Мэнсфилда предполагает высокую степень красноречия благодаря тщательно продуманному языку, необычной форме и персонализированным повествовательным функциям.Чашка чая богата литературными приемами, стилистические эффекты которых настраивают весь ход истории. Вместо того, чтобы стремиться к явной кульминации, центром интереса storys является взаимодействие между персонажами и силой момента. Сюжетная линия перемещается от одного изображения к другому, чтобы подтвердить и расширить психологический профиль Розмари. Например, общение с владельцем магазина, загадочной женщиной и даже ее мужем — это принудительно вызванные аспекты ее настроения и настроения в определенные моменты времени.Эти взаимодействия очень важны, потому что аудитория может судить о характере Розмари напрямую (через ее слова и действия) и косвенно (через глаза других персонажей).
Форма истории берет свое начало в свободном косвенном дискурсе, который позволяет повествованию перемещаться по уму персонажей. Взаимодействие читателей с Розмари достигается благодаря особому вниманию к деталям, жестам и силе языка. Большая часть истории проходит через высокую эффективность и силу сенсорного восприятия.Автор использует много прилагательных, глаголов и существительных, чтобы получить желаемый эффект близости и вовлеченности. Цвета, формы и жесты — это всего лишь несколько инструментов Mansfields для создания сильных атмосфер и настроений , которые отождествляют Розмари с различными настроениями. Ярким примером является изображение Мондсфилдом погоды Лондона, которая работает для определения психического состояния Розмари. Это восхитительно, как Мэнсфилду удается создать такой сильный образ с очень небольшим количеством материала. В этом случае повествования от третьего лица и краткого описания погоды достаточно для описания умственного упадка.
Дата: 2016-03-03; просмотр: 952
.
свойств речи. Устная и письменная речь
Речь разделена на две основные оппозиции друг другу, и в некоторых отношениях подобного типа. Это устная и письменная речь. Они различались по своему историческому развитию, поэтому они обнаруживают разные принципы организации языковых средств. Инструменты общего литературного языка, сочетающие такие типы, как устная и письменная речь, являются основой для формирования и функционирования синонимичных рядов. Разделяющие их книжные и устно-разговорные средства используются в полном наборе по своему типу, а в противоположность им получают доступ с определенными ограничениями.
Устная речь
Устный является основным фактором, объединяющим различные разновидности, на которые делится устная речь. Свойства письменной речи реализуются в разновидностях письменного типа. Конечно, форма — не единственный фактор объединения. Но в устно-разговорной форме это предопределяет формирование и функционирование специфических языковых средств, которые отличаются от письменной устной речи. Свойства речи связаны с характером ее генерации. Давайте рассмотрим это более подробно.
Различия в формировании устной и письменной речи
Различие форм основано на глубокой психофизиологической разнице. Психологи выяснили, что механизмы генерации и восприятия устной и письменной речи не совпадают. При создании письменной речи всегда есть время подумать о формальном плане высказывания, благодаря которому степень его структуры высока.
Соответственно, и когда чтение всегда можно остановить, подумайте о написанном глубже, сопровождайте его своими личными ассоциациями.Это позволяет как автору, так и читателю переводить необходимую информацию из оперативной памяти в долгосрочную. Не то же самое, когда говоришь и слушаешь. Его особенности звучат, исторически, первичная устная речь. Свойства речи в этом случае определяются тем, что это своего рода поток, который только при его воспроизведении может быть прерван говорящим в соответствии с его намерениями закончить или приостановить информацию. При приеме слушатель должен вовремя следовать за говорящим, и он не всегда там, где ему нужно, можно остановиться для более глубокой мысли.Следовательно, кратковременная память действует в основном тогда, когда воспринимается устная речь. Свойства речи в этом случае состоят в том, что она является спонтанной, одноразовой, ее нельзя повторить снова в том виде, в каком она уже была произнесена.
Автоматизация
При изучении иностранного языка во время подготовки к уроку вы можете подготовить каждое предложение заранее, но на уроке это не сработает: задача самопроизвольного производства требует нового плавного потока речи для выпуска речевых фрагментов.Характерной чертой устной речи является то, что она не может быть полностью подготовлена, она производится в значительной степени автоматизированным способом. Если динамик сильно его контролирует, он потеряет качество спонтанности и естественности. Контроль над собой полностью возможен только в медленной образовательной речи, с ее неестественным темпом, который выдает свой неоригинальный характер.
Оценка письменного текста
Из произведенной спонтанной устной речи следует различать простую оценку письменного текста, проводимую дикторами, художниками, а иногда и докладчиками.Такая оценка ничего не меняет в тексте, и, хотя она звучит, она остается такой же, какой была написана. В то же время сохраняется характеристика письменной речи, все ее свойства. С устной точки зрения в нем появляются только интонационный контур и возможная фонетическая выразительность. То есть акустические свойства звуков речи различны. Интересно наблюдать за Е. А. Брызгуновой, которая сравнивала актерское озвучивание одного и того же текста: они отличались. Это означает, что как только появляется элемент устной речи, в данном случае интонация, возникают расхождения вследствие индивидуализации.
Индивидуальность
Вербальное общение всегда индивидуально. Для письма это не общее качество всех сортов. Индивидуальная только художественная речь и частично речь нестрогих газетных жанров. Каждый оратор имеет свой собственный способ охарактеризовать человека как личность, исходя из его психологических, социальных, даже профессиональных качеств и общей культуры. Это касается не только разговорной речи. Например, в парламенте каждое выступление депутата подчеркивает его личные качества и интеллектуальные способности, дает его социальный портрет.Устная связная речь часто означает для слушателя больше, чем информация, содержащаяся в презентации, для которой происходит исполнение.
Особенности устной речи
Если обратиться к факторам разделения, текущим в устно-разговорном типе, то оказывается, что в дополнение к тем, которые существуют в письменном виде, есть некоторые дополнительные. Некоторые свойства устной речи являются общими для всего устно-разговорного типа и свойственны ему в отличие от письменной, разделяющей современный русский литературный язык на две части.Другие принимают участие в выделении разновидностей наиболее устно-разговорного типа. Мы перечислим эти дополнительные факторы. Такими свойствами речи являются адресность, ситуативность, речевая внешность (использование монологов и диалогов).
Адресность устной речи
Устная речь всегда адресована и непосредственно слушателю, который воспринимает ее одновременно со своими продуктами как адресат здесь и сейчас. Всевозможные технические уловки, такие как отложенные и затем воспроизводимые записи, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не лишают коммуникативный акт главного: мгновенного восприятия, где важна временная синхронность.Адресат речи может быть: а) физическим лицом; б) коллектив; в) Массачусетс
Эти три типа адресации устных литературных речей, совпадающие с действием других факторов ее разделения (все эти факторы, в том числе и адресации, являются однонаправленными), участвуют в выделении трех разновидностей устной литературной речи ( устно-разговорный тип литературного языка): 1) устно-разговорный; 2) устные научные; 3) радио и телевидение.
Обращение к письменному языку
Здесь адресация не является немедленной: посредником между автором текста и читателем является бумага, и она позволяет в любом случае отложить чтение, то есть устранить фактор физического времени, а саму речь наделен качествами неспонтанности и возможности повторного использования.В отличие от устной речи, пословица «Слово не воробей, он вылетает — его не поймаешь» не применима к нему. Такая косвенная адресация не может быть фактором разделения.
Ситуация
Основные свойства речи включают в себя также ситуативность. Это присуще разговорному типу, где ситуация составляет словесно невыраженное значение, любое занижение и неточности. Обычно считается исключительным качеством разговорной речи, но, строго говоря, постоянно встречается.Это показывает, например, анализ поэтической речи, когда требуется биографический комментарий для точного понимания и ощущения стихотворения. В общем, комментарии такого рода, представляющие произведение любого жанра, могут обогатить восприятие и понимание замысла автора. Общая ситуационная основа говорящего и слушателя, общность их знаний и жизненного опыта добавляется к ситуативной ситуации. Все это допускает словесные намеки и дает понимание из полуслова.Частично ситуативность присуща коллективно адресуемой речи. Например, учитель знает, какие у него есть слушатели, что они знают и могут, что им интересно. Массивно обращаясь к текстам, ситуативность не присуща. Таким образом, он выступает фактором изоляции разговорной речи и неполным фактором, характеризующим устную научную речь. Естественно, ситуативность не может быть присуща любому виду письменности.
Использование монологов и диалогов в письменном языке
Что касается соотношения монологических и диалогических видов, то это свойство письменного и устного типов при делении литературного языка на разнообразие проявляется по-разному.В письменном виде он не играет роли фактора разделения, в устно-разговорной — это такой фактор. Это связано с разным соотношением монолога и диалога в письменной и устной версиях. В письменном виде научная речь обычно монологична, но в ней можно увидеть признаки диалогичности. Хотя с этим можно не согласиться: если они есть, они не прямые, а скорее косвенные. Деловая речь может быть выражена в форме монолога, но отдельные (обычно) предложения, выражающие порядок, запрос, инструкцию, порядок и т. Д. И содержащие словесную форму побудительного (императивного) влечения, близки по форме и организации к диаметру
,
Речь называется исторически сложившимся видом связи между людьми, использующими языковые конструкции, сформированные по определенным правилам. Концепция речевой деятельности характеризуется процессом, состоящим из взаимосвязанных действий, предполагающих, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей с использованием лингвистических средств, а с другой — восприятие и понимание языковых структур.
При изучении социальной коммуникации используются различные определения, часто взаимно заменяющие друг друга.Так, например, понятия «речевая деятельность и ее виды», «общение», «общение» часто становятся синонимами. В частности, это относится к двум последним условиям.
Следует отметить, что в лингвистике «речевая активность» рассматривается как один из аспектов — она выделяется наряду с языковой системой и организацией речи. У некоторых авторов термин коммуникативный процесс рассматривается как материал, включающий в себя комплекс отдельных актов понимания и речи.
Речевая деятельность имеет следующие основные типы: чтение, аудирование (аудирование), говорение, письмо.Это понимание входит в методику преподавания языка (в том числе иностранного).
Виды речевой деятельности. Говорящий.
Эта концепция характеризует любую звучащую речь. Исторически речь является основной языковой формой, возникшей намного раньше, чем буква. С материальной точки зрения устная речь — это звуковые волны. Выраженный является результатом деятельности определенных органов человека (голосовой аппарат). Интонация — это совокупность голоса изречения, темпа (увеличение или замедление), длительности, громкости (интенсивности), мелодии.Большое значение в устной речи придается отсутствию или наличию пауз, степени четкости произношения, умению правильно расставлять логические напряжения. Разговор, обладая интонационным разнообразием, способен передать всю полноту эмоций, эмоций, настроений.
Виды речевой деятельности. Письмо.
Этот вид человеческой языковой деятельности является вспомогательной системой знаков, используемой для фиксации речи (звуковой речи). В то же время письмо можно назвать самостоятельной структурой.Помимо функции записи речи (устной), письменная система позволяет поглощать накопленные знания, расширяя сферу общения.
Основная цель письма — зафиксировать речь с целью ее сохранения. Этот тип речевой деятельности используется в общении между теми людьми, которые разделены временем, расстоянием. Следует отметить, что роль письма значительно снизилась, благодаря внешнему виду телефона.
Виды речевой деятельности.Слушаю (слушаю).
Аудит — это процесс, который включает как прямое, так и косвенное (через аудио, радио и др.) Взаимодействие между слушателем и говорящим.
В первом случае (при непосредственном контакте) собеседники имеют возможность применять не только языковые формы (словесное общение), но и средства невербального общения (выражения лица, жесты, жесты), способствующие более эффективному восприятию и понимание.
Виды речевой деятельности.Чтение.
В соответствии с простыми определениями, чтение характеризуется как процесс извлечения информации из печатного или рукописного текста.
Эта специфическая форма языкового общения людей является одним из опосредованных типов общения. В то же время чтение не воспринимается как одностороннее воздействие на читателя. Это не выражается пассивным восприятием, усвоением содержания. Чтение включает в себя активное взаимодействие между получателем (читателем) и коммуникатором (автор текста).
,
Речь называется исторически сложившимся видом связи между людьми, использующими языковые конструкции, сформированные по определенным правилам. Концепция речевой деятельности характеризуется процессом, состоящим из взаимосвязанных действий, предполагающих, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей с использованием лингвистических средств, а с другой — восприятие и понимание языковых структур.
При изучении социальной коммуникации используются различные определения, часто взаимно заменяющие друг друга.Так, например, понятия «речевая деятельность и ее виды», «общение», «общение» часто становятся синонимами. В частности, это относится к двум последним условиям.
Следует отметить, что в лингвистике «речевая активность» рассматривается как один из аспектов — она выделяется наряду с языковой системой и организацией речи. У некоторых авторов термин коммуникативный процесс рассматривается как материал, включающий в себя комплекс отдельных актов понимания и речи.
Речевая деятельность имеет следующие основные типы: чтение, аудирование (аудирование), говорение, письмо.Это понимание входит в методику преподавания языка (в том числе иностранного).
Виды речевой деятельности. Говорящий.
Эта концепция характеризует любую звучащую речь. Исторически речь является основной языковой формой, возникшей намного раньше, чем буква. С материальной точки зрения устная речь — это звуковые волны. Выраженный является результатом деятельности определенных органов человека (голосовой аппарат). Интонация — это совокупность голоса изречения, темпа (увеличение или замедление), длительности, громкости (интенсивности), мелодии.Большое значение в устной речи придается отсутствию или наличию пауз, степени четкости произношения, умению правильно расставлять логические напряжения. Разговор, обладая интонационным разнообразием, способен передать всю полноту эмоций, эмоций, настроений.
Виды речевой деятельности. Письмо.
Этот вид человеческой языковой деятельности является вспомогательной системой знаков, используемой для фиксации речи (звуковой речи). В то же время письмо можно назвать самостоятельной структурой.Помимо функции записи речи (устной), письменная система позволяет поглощать накопленные знания, расширяя сферу общения.
Основная цель письма — зафиксировать речь с целью ее сохранения. Этот тип речевой деятельности используется в общении между теми людьми, которые разделены временем, расстоянием. Следует отметить, что роль письма значительно снизилась, благодаря внешнему виду телефона.
Виды речевой деятельности.Слушаю (слушаю).
Аудит — это процесс, который включает как прямое, так и косвенное (через аудио, радио и др.) Взаимодействие между слушателем и говорящим.
В первом случае (при непосредственном контакте) собеседники имеют возможность применять не только языковые формы (словесное общение), но и средства невербального общения (выражения лица, жесты, жесты), способствующие более эффективному восприятию и понимание.
Виды речевой деятельности.Чтение.
В соответствии с простыми определениями, чтение характеризуется как процесс извлечения информации из печатного или рукописного текста.
Эта специфическая форма языкового общения людей является одним из опосредованных типов общения. В то же время чтение не воспринимается как одностороннее воздействие на читателя. Это не выражается пассивным восприятием, усвоением содержания. Чтение включает в себя активное взаимодействие между получателем (читателем) и коммуникатором (автор текста).
р >>
,