Понятие катарсиса: КАТАРСИС — это… Что такое КАТАРСИС?

Содержание

Катарсис — Википедия. Что такое Катарсис

Ка́та́рсис[1] (др.-греч. κάθαρσις — «возвышение, очищение, оздоровление») — сопереживание высшей гармонии в трагедии, имеющее воспитательное значение.

  1. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
  2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
  3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
  4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символдраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя[2][3].

История понятия

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов.

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств еще до Аристотеля. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля[4]. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. — очищение духа от тела[5]), от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς]) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров[6].

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения. Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс — по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер — чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации.
В. Шадевальдт толковал понятие катарсиса как потрясение, а А. Ничев — как освобождение от ложных мнений.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда. Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние, в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

См. также

Примечания

Литература

  • Аристотель. Поэтика / Перев. Н. И. Новосадского. — Л., 1927. — С. 111—113.
  • Ахманов А. С., Петровский Ф. А. Вступительная статья // Аристотель. Об искусстве поэзии. — М., 1957.
  • Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2005.
  • Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007.
  • Иванов В. Дионис и прадионисийство. — 1923.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1930. — Т. 1. — С. 728—734.
  • Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. — М., 1965. — С. 85–99.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития, кн. II. — М., 1994. — С. 76–87.
  • Рабинович Е. Г. «Безвредная радость»: О трагическом катарсисе у Аристотеля // Mathesis. Из истории античной науки и философии. — М., 1991.
  • Троцкий И. М. Катарсис // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М.: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Т. 5. — Стб. 156—157
  • Фрейд 3. О клиническом психоанализе. — М., 1991.

Катарсис — Википедия. Что такое Катарсис

Ка́та́рсис[1] (др.-греч. κάθαρσις — «возвышение, очищение, оздоровление») — сопереживание высшей гармонии в трагедии, имеющее воспитательное значение.

  1. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
  2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
  3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
  4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символдраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя[2][3].

История понятия

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов.

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств еще до Аристотеля. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля[4]. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. — очищение духа от тела[5]), от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς]) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров[6].

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения. Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс — по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер — чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации.
В. Шадевальдт толковал понятие катарсиса как потрясение, а А. Ничев — как освобождение от ложных мнений.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда. Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние, в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

См. также

Примечания

Литература

  • Аристотель. Поэтика / Перев. Н. И. Новосадского. — Л., 1927. — С. 111—113.
  • Ахманов А. С., Петровский Ф. А. Вступительная статья // Аристотель. Об искусстве поэзии. — М., 1957.
  • Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2005.
  • Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007.
  • Иванов В. Дионис и прадионисийство. — 1923.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1930. — Т. 1. — С. 728—734.
  • Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. — М., 1965. — С. 85–99.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития, кн. II. — М., 1994. — С. 76–87.
  • Рабинович Е. Г. «Безвредная радость»: О трагическом катарсисе у Аристотеля // Mathesis. Из истории античной науки и философии. — М., 1991.
  • Троцкий И. М. Катарсис // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М.: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Т. 5. — Стб. 156—157
  • Фрейд 3. О клиническом психоанализе. — М., 1991.

«Что значит понятие «катарсис» в музыке и насколько оно важно?» – Яндекс.Кью

Вы неслучайно, полагаю, заключили в кавычки слово «интеллектуальная». Действительно, не совсем очевидно, что значит слово «интеллектуальная», «умная» по отношению к музыке. Начать ответ следует с попытки прояснить возможные значения этого эпитета. 

Обыкновенно, когда говорят об интеллектуальном характере музыки, имеют в виду две вещи: 

  1. При сочинении музыки композитор или группа музыкантов опирались на достаточно сложную и разработанную теорию, использовали те или иные сложные композиторские техники и приемы, привлекали эстетические идеи, которые сами по себе могут быть в сложном и насыщенном диалоге с другими сферами культуры и жизни. Очевидным примером такой музыки является европейский авангард середины-второй половины XX века (который еще иногда называют авангардом II с легкой руки музыковеда Юрия Холопова) — сочинения Пьера Булеза, Карлхайнца Штокхаузена. Для такой музыки характерно то, что она обладает развитым самосознанием, т.е. постоянно ставит под вопрос собственные методы, природу, эстетические истоки; многие композиторы-авангардисты совмещали сочинение музыки с педагогической деятельностью и написанием статей, пропагандой искусства и разъяснением собственных идей. Другой пример, более отдаленный — индийская рага, традиционная крупная форма классической индийской музыки, которая опиралась на разработанные теоретические системы мелодики и ритма. Подобных примеров можно найти множество.

  2. Восприятие некоторой музыки требует особенной квалификации — либо для человека, не знакомого с определенными идеями и не имеющего определенного багажа музыкальных и общекультурных знаний, такая музыка будет совершенно закрытой вещью-самой-по-себе, либо её восприятие будет чрезвычайно поверхностным и обедненным. 

Может ли классическая музыка — а под ней чаще всего, если не указано другого, понимают совокупность классического канона, т.е. собственно классику, и современной академической музыки, или же contemporary art music — претендовать на интеллектуальность в указанном смысле? Безусловно. Она организована по сложным внутренним законам, у неё есть собственное теоретическое самосознание, основание которого было заложено более двух тысячелетий назад (первые трактаты по музыкальной теории и по смежным вопросам, которые послужили фундаментом для более поздних штудий и теоретических разработок, были написаны еще древними греками). Произведения классической и современной академической музыки требуют погружения и определенной квалификации от слушателя. Многие из них для совершенно неискушенного человека звучат как бессмысленный шум или рябь на звуковой поверхности; человек, не знакомый с контекстом произведения, просто-напросто не понимает, как его слушать, что должен делать с этими звуками его разум; в смятении человек может потеряно и жалобно спрашивать «а где же мелодия? это же даже не споешь…» Не слишком удивляет, если подобное говорят об Оливье Мессиане или Лигети, но иногда подобные сложности у неискушенных слушателей возникают и с музыкой Иоаганна Себастьяна Баха. 

Принято считать, что музыка Бетховена или Моцарта всем понятна, что якобы служит непререкаемым свидетельством её гениального характера. Однако такая понятность означает обычно лишь то, что их шедевры при поверхностном прослушивании не отобьют аппетит человеку, который совсем не числится среди музыкальных энтузиастов. Классическая музыка, музыка старых мастеров, вполне может использоваться в силу её привычности в качестве развлечения, «дижестива» своего рода, однако более тесное знакомство с её контекстом и внутренним устройством стократно обогащает её восприятие. 

Классическая/современная академическая музыка обыкновенно наиболее требовательна к квалификации слушателя и наиболее сложно устроена в теоретическом отношении, позволяет себе самые широкие и непривычные для времени своего создания эксперименты в области гармонии, ритма, смысловых отсылок и так далее, которые становятся предметом интенсивных обсуждений и споров в музыкальном сообществе; именно поэтому такая музыка считается самой интеллектуальной. Однако существуют и другие виды музыки, которые требуют значительной подготовки от слушателя или композитора/музыканта — к примеру, джаз или некоторые формы старинной или электронной музыки. Не следует сбрасывать со счетов и явление культурного фетишизма, престижа, символической связи высокой культуры и социального господства, но этот момент заслуживает отдельного рассмотрения. 

В конечном счете, наше восприятие, грубо говоря, является бессознательным процессом постоянного выдвижения и опровержения перцептивных гипотез, процессом распознаваний, в этом смысл

Катарсис — Медицинская энциклопедия

Ка́тарсис

(греч. katharsis очищение, освобождение от чего-либо; син. психокатарсис)

применяемое в психоанализе обозначение освобождения от невротических расстройств при аффективной реакции на вызвавшие их психотравмирующие переживания; явление К. используется с целью психотерапии.


Источник:
Медицинская энциклопедия
на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КАТАРСИС —
    КАТАРСИС (от греч. katharsis — очищение) — англ. catharsis; нем. Katharsis. 1. По Аристотелю — очищение души посредством сопереживания героям трагедии. 2.
    Социологический словарь
  2. катарсис —
    [< гр. очищение] – термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии; по Аристотелю, трагедия, вызывая страх, гнев, сострадание и пр., заставляет зрителя переживать эти чувства, тем самым как бы “очищая” его душевное состояние.
    Большой словарь иностранных слов
  3. катарсис —
    КАТАРСИС, КАТАРСИС, -а; м. [греч. katharsis — очищение] Книжн. Духовная разрядка (через испытание страха, жалости, сострадания), испытываемая зрителем, читателем в результате сопереживания героям драмы, трагедии. Испытать к. // Нравственное очищение.
    Толковый словарь Кузнецова
  4. Катарсис —
    (греч. katharsis – очищение, освобождение от чего-либо). Концепция, лежащая в основе некоторых методов психоаналитического лечения.
    Толковый словарь психиатрических терминов
  5. КАТАРСИС —
    КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. Понятие…
    Новейший философский словарь
  6. катарсис —
    (др.-греч. καθάρσίς, очищение) У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) духовное просветление и очищение зрителя трагедии, только что пережившего страх, гнев, сострадание и др. сильные чувства; это же понятие имело многочисленные иные толкования в др.
    Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. Катарсис —
    (греч. kátharsis — очищение) термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души.
    Большая советская энциклопедия
  8. катарсис —
    катарсис, катарсис м. 1. Душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания при просмотре трагедии (по терминологии Аристотеля). 2. перен.
    Толковый словарь Ефремовой
  9. катарсис —
    Катарсис, катарсисы, катарсиса, катарсисов, катарсису, катарсисам, катарсис, катарсисы, катарсисом, катарсисами, катарсисе, катарсисах
    Грамматический словарь Зализняка
  10. КАТАРСИС —
    (от греч. katharsis — очищение) — термин, используемый в эстетике, в психологии искусства, психоанализе. Аристотель в «Поэтике» ввел сам термин «К.
    Большой психологический словарь
  11. КАТАРСИС —
    КАТАРСИС (от греч. κάθαρσις – очищение) – термин древнегреческой философии и эстетики, выражающий синкретический характер этического, эстетического и религиозно-мифологического сознания, а также существенные интенции и свойства эстетического переживания.
    Новая философская энциклопедия
  12. Катарсис —
    КАТАРСИС — «очищение», в греческом религиозном врачевании — освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит К. подобных (т.
    Литературная энциклопедия
  13. Катарсис —
    (греч. katharsis – очищение) термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание. духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.
    Словарь по культурологии
  14. КАТАРСИС —
    КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — 1) термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии. Понятие катарсиса имело многочисленные толкования. 2) В психоанализе З. Фрейда — один из методов психотерапии.
    Большой энциклопедический словарь
  15. катарсис —
    орф. катарсис, -а
    Орфографический словарь Лопатина
  16. КАТАРСИС —
    Психотерапевтический смысл понятия К. заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием вторичного переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психической травмы…
    Психотерапевтическая энциклопедия
  17. Катарсис —
    (от греч. katharsis — очищение) процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты. К. связан с получением удовольствия. Традиционное понятие «К.
    Педагогический терминологический словарь
  18. катарсис —
    сущ., кол-во синонимов: 1 очищение 74
    Словарь синонимов русского языка

Катарсис — Википедия

Ка́та́рсис[1] (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление) — сопереживание высшей гармонии в трагедии, имеющее воспитательное значение.

  1. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
  2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
  3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
  4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символдраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя[2][3].

История понятия

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов.

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств еще до Аристотеля. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля[4]. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. — очищение духа от тела[5]), от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς]) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров[6].

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения. Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс — по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер — чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации.
В. Шадевальдт толковал понятие каыигу.хлкм.,сдфуыгихопкььдтфыгухиоптарсиса как потрясение, а А. Ничев — как освобождение от ложных мнений.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда. Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние, в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

См. также

Примечания

Литература

  • Аристотель. Поэтика / Перев. Н. И. Новосадского. — Л., 1927. — С. 111—113.
  • Ахманов А. С., Петровский Ф. А. Вступительная статья // Аристотель. Об искусстве поэзии. — М., 1957.
  • Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2005.
  • Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007.
  • Иванов В. Дионис и прадионисийство. — 1923.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1930. — Т. 1. — С. 728—734.
  • Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. — М., 1965. — С. 85–99.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития, кн. II. — М., 1994. — С. 76–87.
  • Рабинович Е. Г. «Безвредная радость»: О трагическом катарсисе у Аристотеля // Mathesis. Из истории античной науки и философии. — М., 1991.
  • Троцкий И. М. Катарсис // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М.: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Т. 5. — Стб. 156—157
  • Фрейд 3. О клиническом психоанализе. — М., 1991.

КАТАРСИС — Большой психологический словарь

(от греч. katharsis — очищение) — термин, используемый в эстетике, в психологии искусства, психоанализе.

Аристотель в «Поэтике» ввел сам термин «К.» в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания.

Л. С. Выготский в «Психологии искусства» (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: «никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств»; «в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции».

В психоаналитической теории этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний. Отсюда название «катартический метод» Брейера—Фрейда, который явился предварительной ступенью к психоанализу (Б. М.)


Источник:
Большой психологический словарь
на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КАТАРСИС —
    КАТАРСИС (от греч. katharsis — очищение) — англ. catharsis; нем. Katharsis. 1. По Аристотелю — очищение души посредством сопереживания героям трагедии. 2.
    Социологический словарь
  2. катарсис —
    [< гр. очищение] – термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии; по Аристотелю, трагедия, вызывая страх, гнев, сострадание и пр., заставляет зрителя переживать эти чувства, тем самым как бы “очищая” его душевное состояние.
    Большой словарь иностранных слов
  3. катарсис —
    КАТАРСИС, КАТАРСИС, -а; м. [греч. katharsis — очищение] Книжн. Духовная разрядка (через испытание страха, жалости, сострадания), испытываемая зрителем, читателем в результате сопереживания героям драмы, трагедии. Испытать к. // Нравственное очищение.
    Толковый словарь Кузнецова
  4. Катарсис —
    (греч. katharsis – очищение, освобождение от чего-либо). Концепция, лежащая в основе некоторых методов психоаналитического лечения.
    Толковый словарь психиатрических терминов
  5. КАТАРСИС —
    КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. Понятие…
    Новейший философский словарь
  6. катарсис —
    (др.-греч. καθάρσίς, очищение) У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) духовное просветление и очищение зрителя трагедии, только что пережившего страх, гнев, сострадание и др. сильные чувства; это же понятие имело многочисленные иные толкования в др.
    Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. Катарсис —
    (греч. kátharsis — очищение) термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души.
    Большая советская энциклопедия
  8. катарсис —
    катарсис, катарсис м. 1. Душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания при просмотре трагедии (по терминологии Аристотеля). 2. перен.
    Толковый словарь Ефремовой
  9. Катарсис —
    (греч. katharsis очищение, освобождение от чего-либо; син. психокатарсис) применяемое в психоанализе обозначение освобождения от невротических расстройств при аффективной реакции на вызвавшие их психотравмирующие переживания; явление К. используется с целью психотерапии.
    Медицинская энциклопедия
  10. катарсис —
    Катарсис, катарсисы, катарсиса, катарсисов, катарсису, катарсисам, катарсис, катарсисы, катарсисом, катарсисами, катарсисе, катарсисах
    Грамматический словарь Зализняка
  11. КАТАРСИС —
    КАТАРСИС (от греч. κάθαρσις – очищение) – термин древнегреческой философии и эстетики, выражающий синкретический характер этического, эстетического и религиозно-мифологического сознания, а также существенные интенции и свойства эстетического переживания.
    Новая философская энциклопедия
  12. Катарсис —
    КАТАРСИС — «очищение», в греческом религиозном врачевании — освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит К. подобных (т.
    Литературная энциклопедия
  13. Катарсис —
    (греч. katharsis – очищение) термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание. духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.
    Словарь по культурологии
  14. КАТАРСИС —
    КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — 1) термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии. Понятие катарсиса имело многочисленные толкования. 2) В психоанализе З. Фрейда — один из методов психотерапии.
    Большой энциклопедический словарь
  15. катарсис —
    орф. катарсис, -а
    Орфографический словарь Лопатина
  16. КАТАРСИС —
    Психотерапевтический смысл понятия К. заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием вторичного переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психической травмы…
    Психотерапевтическая энциклопедия
  17. Катарсис —
    (от греч. katharsis — очищение) процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты. К. связан с получением удовольствия. Традиционное понятие «К.
    Педагогический терминологический словарь
  18. катарсис —
    сущ., кол-во синонимов: 1 очищение 74
    Словарь синонимов русского языка

катарсис — Толковый словарь Кузнецова

ка́тарсис

КАТАРСИС, КАТАРСИС, -а; м. [греч. katharsis — очищение] Книжн. Духовная разрядка (через испытание страха, жалости, сострадания), испытываемая зрителем, читателем в результате сопереживания героям драмы, трагедии. Испытать к. // Нравственное очищение. Страдание приводит к катарсису.

Катарсический, -ая, -ое. К. смех. К-ая сцена покаяния в пьесе.


Источник:
Большой толковый словарь русского языка Кузнецова
на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КАТАРСИС —
    КАТАРСИС (от греч. katharsis — очищение) — англ. catharsis; нем. Katharsis. 1. По Аристотелю — очищение души посредством сопереживания героям трагедии. 2.
    Социологический словарь
  2. катарсис —
    [< гр. очищение] – термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии; по Аристотелю, трагедия, вызывая страх, гнев, сострадание и пр., заставляет зрителя переживать эти чувства, тем самым как бы “очищая” его душевное состояние.
    Большой словарь иностранных слов
  3. Катарсис —
    (греч. katharsis – очищение, освобождение от чего-либо). Концепция, лежащая в основе некоторых методов психоаналитического лечения.
    Толковый словарь психиатрических терминов
  4. КАТАРСИС —
    КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. Понятие…
    Новейший философский словарь
  5. катарсис —
    (др.-греч. καθάρσίς, очищение) У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) духовное просветление и очищение зрителя трагедии, только что пережившего страх, гнев, сострадание и др. сильные чувства; это же понятие имело многочисленные иные толкования в др.
    Словарь лингвистических терминов Жеребило
  6. Катарсис —
    (греч. kátharsis — очищение) термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания. Восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души.
    Большая советская энциклопедия
  7. катарсис —
    катарсис, катарсис м. 1. Душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания при просмотре трагедии (по терминологии Аристотеля). 2. перен.
    Толковый словарь Ефремовой
  8. Катарсис —
    (греч. katharsis очищение, освобождение от чего-либо; син. психокатарсис) применяемое в психоанализе обозначение освобождения от невротических расстройств при аффективной реакции на вызвавшие их психотравмирующие переживания; явление К. используется с целью психотерапии.
    Медицинская энциклопедия
  9. катарсис —
    Катарсис, катарсисы, катарсиса, катарсисов, катарсису, катарсисам, катарсис, катарсисы, катарсисом, катарсисами, катарсисе, катарсисах
    Грамматический словарь Зализняка
  10. КАТАРСИС —
    (от греч. katharsis — очищение) — термин, используемый в эстетике, в психологии искусства, психоанализе. Аристотель в «Поэтике» ввел сам термин «К.
    Большой психологический словарь
  11. КАТАРСИС —
    КАТАРСИС (от греч. κάθαρσις – очищение) – термин древнегреческой философии и эстетики, выражающий синкретический характер этического, эстетического и религиозно-мифологического сознания, а также существенные интенции и свойства эстетического переживания.
    Новая философская энциклопедия
  12. Катарсис —
    КАТАРСИС — «очищение», в греческом религиозном врачевании — освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит К. подобных (т.
    Литературная энциклопедия
  13. Катарсис —
    (греч. katharsis – очищение) термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание. духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.
    Словарь по культурологии
  14. КАТАРСИС —
    КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — 1) термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии. Понятие катарсиса имело многочисленные толкования. 2) В психоанализе З. Фрейда — один из методов психотерапии.
    Большой энциклопедический словарь
  15. катарсис —
    орф. катарсис, -а
    Орфографический словарь Лопатина
  16. КАТАРСИС —
    Психотерапевтический смысл понятия К. заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием вторичного переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психической травмы…
    Психотерапевтическая энциклопедия
  17. Катарсис —
    (от греч. katharsis — очищение) процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты. К. связан с получением удовольствия. Традиционное понятие «К.
    Педагогический терминологический словарь
  18. катарсис —
    сущ., кол-во синонимов: 1 очищение 74
    Словарь синонимов русского языка

Что такое понятие катарсиса в Поэтике Аристотеля?

  • eNotes
    Домой
  • Помощь в выполнении домашних заданий
  • Учебные пособия
  • Тексты
  • Учителя ▻

    • Учителям
    • Планы уроков по литературе
    • Литературные викторины
  • Войти в систему
  • Присоединиться

рядов
eNotes
поиск

  • eNotes
    Домой
  • Помощь в выполнении домашних заданий
  • Учебные пособия
  • Тексты
  • Учителя ▻

    • Учителям
    • Планы уроков по литературе
    • Литературные викторины
  • Войти
  • Присоединяйтесь к

Начните бесплатный пробный период

Меню

  • Методическое пособие

    • Резюме
    • Критические эссе

      • Введение
      • Основные работы
      • Основные английские переводы
      • Критика
      • Дальнейшее чтение
    • Анализ
    • Цитаты

.

Аристотелевская концепция катарсиса — Скачать PDF

пользователя sohel bangi …

Концепция катарсиса Аристотеля Введение Катарсис — это эмоциональное очищение аудитории или персонажей пьесы. Что касается драмы, это крайнее изменение эмоции, возникающее в результате сильных переживаний печали, страха, жалости и смеха, этот результат был описан как очищение или избавление от таких эмоций. Понятие «катарсис» для обозначения эмоций было первым сделано греческим философом Аристотелем в его произведении по поэтике.Это сенсация или литературный эффект, который идеально преодолел бы либо персонажей пьесы, либо аудиторию после окончания просмотра трагедии. Понятие «катарсис» веками использовалось как медицинский термин, означающий «очищение». Аристотель использовал слово «катарсис» в своем определении трагедии, чтобы объяснить функцию и эмоциональные последствия трагедии. Он использует это в конце трагедии как эффект трагедии, через жалость и страх, катарсис таких эмоций.

Аристотелевская концепция катарсиса Аристотель пишет, что функция трагедии состоит в том, чтобы пробуждать эмоции жалости и страха и влиять на катарсис этих эмоций. Таким образом, трагедия является корректирующим действием: наблюдая за трагедией, аудитория учится ощущать эмоции на должном уровне. Некоторые современные интересы этой работы предполагают, что Катарсис доставляет удовольствие. В литературной эстетике Катарсис развивается благодаря соединению стереотипных персонажей и уникальных или неожиданных действий. Мы не ожидаем, что на протяжении всего спектакля характер персонажей существенно изменится.

Развитые теории о катарсисе Аристотель использовал термин или понятие «катарсис» только однажды, но критики и поэты не обращались так часто с этой фразой. Аристотель не объяснил, что именно он имел в виду под этим словом, и мы не получаем никакой помощи от поэтики. По этой причине помощь и руководство следует брать из других его работ. Кроме того, критики разработали теории относительно «катарсиса», которыми они и являются; очищение, очищение и прояснение, и каждый критик использовал это слово в том или ином смысле.Все согласны с тем, что трагедия вызывает страх и жалость, но есть резкие различия в том, как процесс, способ, которым пробуждение этих эмоций доставляет удовольствие. 1) Теория очищения. 2) Теория очищения. 3) Теория прояснения.

1) Теория очищения В эпоху Возрождения другая группа критиков предполагала, что трагедия помогает закалить или «смягчить» эмоции, которые зрители ожесточаются перед печальными и пугающими событиями жизни, когда они становятся свидетелями трагедий. Хамфри Хаус отвергает идею «очищения» и решительно защищает теорию «очищения», которая включает в себя «моральную обусловленность».Он указывает, что очищение означает очищение ». Согласно теории очищения, катарсис означает, что наши эмоции очищаются от излишеств и дефектов, переходят в промежуточное состояние, они обучаются и направляются к нужным объектам, вызывая жалость, страх и подобные эмоции, когда мы наблюдаем трагедию. В пути мы сделались добродетельными добрыми. Таким образом, катарсис служит своего рода моральной обусловленностью. Основной недостаток «очищения» и «теории очищения» состоит в том, что они слишком много занимаются психологией аудитории.Аристотель писал трактат «Катарсис» не для зрителей, а для инцидентов, составляющих сюжет трагедии, и в результате возникла теория классификации.

2) Теория очищения. Катарсис воспринимается как медицинская метафора «очищение». Обозначение патологического воздействия на душу аналогично действию лекарства на организм. Это мнение подтверждается отрывком из политики, где Аристотель ссылается на религиозное безумие, излечиваемое определенными мелодиями, возбуждающими религиозное безумие.Джейкоб Барни указал, что Катарсис был медицинской метафорой и означал «очищение». Актом возбуждения трагедия приносит приятное облегчение. Фактически, сцена предоставляет безобидный и приятный выход инстинктам, которые требуют удовлетворения. В неоклассическую эпоху катарсис рассматривался как аллопатическое лечение с непохожим на него лечением, в отличие от возбуждения жалости и страха, которое должно было вызвать очищение или «эвакуацию» других эмоций, таких как гнев, гордость и т. Д., Как Томас Тейлор гласит: «Мы учимся на ужасных судьбах злых людей избегать пороков, которые они проявляют».F.L. Лукас отвергает идею о том, что Катарсис — это медицинская метафора, и говорит, что «театр — это не больница». И Лукас, и Герберт Рид рассматривают его как своего рода предохранительный клапан. Пробуждаются жалость и страх; мы даем волю этим эмоциям, за которыми следует эмоциональное облегчение. И.А. Ричардс »подход к процессу также психологический. Страх — это побуждение уйти, а жалость — побуждение приблизиться. Оба эти импульса гармонируют и сливаются в трагедии, и этот баланс приносит облегчение и покой.

Этическая интерпретация состоит в том, что трагический процесс — это своего рода люстрация души, которая может озарять внутреннее просветление, приводя к более уравновешенному отношению к жизни и ее угашению. Таким образом, Джон Гассерс говорит, что четкое понимание того, что было вовлечено в борьбу причины и следствия, суждение о том, что мы стали свидетелями, может привести к состоянию душевного равновесия и покоя и может обеспечить полное эстетическое удовольствие. Трагедия заставляет осознать, что во вселенной действует божественный закон, формируя все к лучшему.

4) Теория прояснения. Катарсис означает прояснение существенного и универсального значения изображенных инцидентов, ведущее к углубленному пониманию универсального закона, который управляет человеческой жизнью и судьбой, и такое понимание ведет к удовольствию от трагедии. С этой точки зрения, катарсис — это не медицинский, религиозный или моральный термин, а интеллектуальный термин. Это относится к эпизодам, изображенным в трагедии, и к тому, как поэт раскрывает их универсальное значение.Теория прояснения имеет множество мотивов, во-первых, это техника трагедии, а не психология аудитории, во-вторых, теория основана на том, что Аристотель сказал в политике и этике, в-третьих, она связывает катарсис как с теорией имитации, так и с обсуждение вероятности и необходимости, в-четвертых, теория полностью соответствует современным эстетическим теориям. Согласно Аристотелю, основными трагическими эмоциями являются жалость, страх и боль. Если трагедия доставляет удовольствие, то жалость и страх должны каким-то образом устраняться, страх возникает, когда мы видим, что кто-то страдает, и думаем, что подобная судьба может постигнуть нас.Жалость — это чувство боли, вызванное видом незаслуженных страданий других.

Заключение В заключение, концепция катарсиса Аристотеля в основном интеллектуальна. Он не является ни дидактическим, ни теоретическим, хотя в нем могут быть остаточные богословские элементы. Катарсис Аристотеля — это не моральная доктрина, требующая от трагического поэта показывать, что плохие люди кончают плохо. Однако важно рассмотреть аристотелевскую концепцию катарсиса как ответ на возражения Платона. Трагедия более вероятна и универсальна, чем история; следовательно, это только через сообщения своего особого понимания и приносит удовлетворение.Он достигается за счет структурного единства, но он также обеспечивает безопасный выход для беспокоящих страстей, которые он вытягивает. Трагедия дает новые знания, приносит эстетическое удовлетворение и улучшает душевное состояние. В отношении концепции катарсиса Аристотеля возникли различные теории, и каждый критик по-своему выдвигал разные идеи в своей интерпретации катарсиса и трагического удовольствия. Однако катарсис — это очищение от жалости и страха, а также некоторых других эмоций.

.

Что такое Аристотелевское представление о катарсисе? Дайте ответ подробно

  • eNotes
    Домой
  • Помощь в выполнении домашних заданий
  • Учебные пособия
  • Тексты
  • Учителя ▻

    • Учителям
    • Планы уроков по литературе
    • Литературные викторины
  • Войти в систему
  • Присоединиться

рядов
eNotes
поиск

  • eNotes
    Домой
  • Помощь в выполнении домашних заданий
  • Учебные пособия
  • Тексты
  • Учителя ▻

    • Учителям
    • Планы уроков по литературе
    • Литературные викторины
  • Войти
  • Присоединяйтесь к

Начните бесплатный пробный период

Меню

  • Методическое пособие

    • Резюме
    • Критические эссе

      • Введение
      • Основные работы
      • Основные английские переводы
      • Критика
      • Дальнейшее чтение
    • Анализ
    • Цитаты

.

определение катарсиса в Медицинском словаре

Хотя Фрейд, который использовал гипноз с целью излечения подавленных воспоминаний о травмирующих событиях, видел в технике катарсиса интересную концепцию для использования в психотерапии, он перешел к другим методам, поскольку его испытания с катарсисом не увенчались успехом (Breuer & Freud, 1974 Эта глава и тезис Шнайдера в целом во многом обязаны важной, но малоизвестной статье Пьера Чезаре Ривольтеллы (13, n 2) о горячих, продолжающихся дебатах чинквеченто вокруг заведомо скользкого термина « катарсис ».В рамках программы «Катарсис» 20 женщин посещают семинары три раза в неделю. Слово «катарсис» означает чувство эмоционального «отпускания», связанного с необходимостью разрешения бессознательных и психологических конфликтов. Исследует применение гипноза при расстройствах пищевого поведения, анализирует результаты исследования. опубликовано за последнее десятилетие, и обсуждает растущее понимание ценности гипноза как дополнения к терапии, особенно при лечении булимии, например важность механизма эго-диссоциации и роли возрастной регрессии, абреакций и катарсиса. .Рассмотрены результаты индивидуальной терапии, в которой использовались различные гипнотические техники с рядом пациентов с расстройствами пищевого поведения, которых лечили индивидуально в частной практике. Мой начальник сказал: «Думайте об этом как о новом начале». Другой коллега предположил, что это был акт катарсиса. Фендт заставляет реконструкцию казаться простой и очевидной: в то время как трагедия для Аристотеля направлена ​​на катарсис жалости и страха, комедия должна быть нацелена на катарсис желания и симпатии.«Конец времен» рассказывает о каждой главе истории — о счастливых моментах («Начало»), конфликте («Линия в грязи»), гневной разлуке («Безразличие») и принятии («На ногах») — трансформации горечь в катарсис из-за едкого остроумия, снимающего все эти страдания. В любом случае, как форма катарсиса для этого травмирующего инцидента, я с тех пор истерически смеялся и смеялся над Хиггинсом каждый раз, когда он делал что-то отдаленно смущающее по телевидению. может быть возможным при спикере Майкле Мартине — во что теперь верит явное большинство в Палате представителей — тогда и этот морально обанкротившийся парламент, воняющий нечистотами, не сможет завоевать доверие людей, чтобы очистить Авгиевы конюшни.Любой, кто будет вести дневник или использовать письмо в качестве катарсиса для личной эволюции, сочтет этот обзор прекрасным, делая его ключевым выбором как для коллекций, представляющих общий интерес, так и от средней школы до библиотек на уровне колледжа. «Джессика: Автобиография младенца» это взгляд на случай Джессики, которая благодаря широкому использованию техники, известной как катарсис, возвращается, чтобы полностью отразить на английском языке мысли, которые приходили ей в голову в детстве, тогда как большинство из нас просто помнит размытое пятно.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *