Понятие и виды внимания свойства внимания: лекция 5. Внимание | Социальная сеть работников образования

Содержание

понятие, виды, свойства. Развитие внимания.

Внимание
не является самостоятельным познавательным
процессом, так как оно само по себе
ничего не отражает и как отдельно взятое
психическое явление не существует.
Вместе с тем внимание является одним
из важнейших компонентов познавательной
деятельности человека, так как оно,
возникая на основе познавательных
процессов, организует и регулирует их
функционирование. Поскольку познавательная
деятельность осуществляется сознательно,
то внимание выполняет одну из функций
сознания.

Внимание
– это особое состояние сознания,
благодаря которому субъект направляет
и сосредотачивает познавательные
процессы для более полного и четкого
отражения действительности. Внимание
связано со всеми сенсорными и
интеллектуальными процессами. Наиболее
заметно эта связь проявляется в ощущениях
и восприятиях.

Характеристики
внимания
:

Устойчивость
– длительность привлечения внимания
к одному и тому же объекту или к одной
и той же задаче.

Концентрация
внимания

– повышение интенсивности сигнала при
ограниченности поля восприятия.
Концентрация предлагает не только
длительное удержание внимания на
объекте, но и отвлечение от всех других
воздействий, не имеющих значения для
субъекта в данный момент.

Сосредоточенность
внимания

проявляется в результате концентрации
сознания на объекте с целью получения
наиболее полной информации о нем.

Распределение
внимания

– субъективно переживаемая способность
человека удерживать в центре внимания
определенное число разнородных объектов
одновременно.

Переключаемость
– это скорость перехода от одного вида
деятельности к другому (рассеянность
– плохая переключаемость).

Предметность
внимания

связана со способностью выделять
определенные комплексы сигналов в
соответствии с поставленной задачей,
личной значимостью, актуальностью
сигналов и т.д.

Объем
внимания

характеризуется количеством объектов,
на которые может направить и сосредоточить
внимание субъект в доли секунды.
Определяется объем внимания посредством
специальных приборов-тахистоскопов. В
одно мгновение человек может обратить
внимание только на несколько объектов
(от 4 до 6).

Виды
внимания
:

Проявление
внимания связано как с сенсорными, так
и с интеллектуальными процессами, а
также с практическими действиями и с
целями и задачами деятельности. В связи
с этим выделяют следующие виды внимания:
сенсорное,
интеллектуальное, моторное, преднамеренное
и непреднамеренное внимание
.

Сенсорное
внимание

возникает при действии объектов на
органы чувств. Оно обеспечивает четкое
отражение предметов и их свойств в
ощущениях и в восприятиях человека.
Благодаря сенсорному вниманию возникающие
в сознании образы предметов являются
ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание
может быть зрительным,
слуховым, обонятельным

и т.д. В основном у человека проявляется
зрительное и слуховое внимание. Лучше
всего в психологии изучено зрительное
внимание, так как его легко обнаружить
и зафиксировать.

Моторное
внимание

направлено на движения и действия,
совершаемые человеком. Оно дает
возможность более четко и ясно осознавать
приемы и способы, применяемые в
практической деятельности. Моторное
внимание регулирует и контролирует
движения и действия, направленные на
предмет, особенно в тех случаях, когда
они должны быть особенно четкими и
точными. Интеллектуальное
внимание

направлено на более эффективное
функционирование таких познавательных
процессов как: память, воображение и
мышление. Благодаря этому вниманию
человек лучше запоминает и воспроизводит
информацию, создает более четкие образы
воображения, ясно и продуктивно мыслит.
Поскольку это внимание имеет внутренний
характер и мало доступно для исследования,
то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное
(произвольное) внимание

возникает при наличии у субъекта цели
или задачи быть внимательным к какому-либо
внешнему предмету или к внутреннему
умственному действию. Оно в основном
направлено на регулирование внешних
сенсорных и моторных действий и внутренних
познавательных процессов. Преднамеренное
внимание может стать произвольным,
когда субъекту необходимо проявить
волевое усилие для того, чтобы направить
и сосредоточить внимание на объекте,
который необходимо познавать или с
которым надо действовать

Если
направленность и сосредоточенность
внимания связаны с сознательной целью,
речь идет о произвольном внимании. Н.
Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания
– послепроизвольное внимание (это
внимание, естественно сопровождающее
деятельность личности; возникает оно,
если личность поглощена деятельностью;
связано с наличной системой ассоциаций).
Это может иметь место в том случае, когда
цель проявлять внимание остается, но
исчезают волевые усилия. Такое внимание
начинает проявляться, когда деятельность,
требующая волевых усилий, становится
увлекательной и осуществляется без
особых затруднений.

Если
направленность и сосредоточенность
носят непроизвольный характер, речь
идет о непроизвольном
внимании
.
По мнению К.К. Платонова, одной из форм
непроизвольного внимания является
установка (состояние готовности или
предрасположенности личности к действию
определенным образом). Непреднамеренное
(непроизвольное) внимание возникает
само собой без всякой цели со стороны
человека. Его вызывают значимые для
человека свойства и качества предметов
и явлений внешнего мира. Одним из таких
свойств является новизна объекта.
Непроизвольное внимание привлекают
также все сильные раздражители: яркий
свет, громкий звук, резкий запах и т.д.
Иногда внимание могут привлечь и не
очень заметные раздражители, если они
соответствуют потребностям, интересам
и установкам личности.

Развитие
и формирование внимания

Два
вида развития внимания: 1) естественное;
2) искусственное. Выготский:
Первоначальное
внимание ребенка осуществляется при
помощи наследственных механизмов,
организованное протекание его рефлексов
по принципу доминанты. В доминантом
нервном процессе заложены органические
основы внимания. У новорожденных есть
только две доминанты — пищевая и с
переменой положения (период натурального
внимания) Только потом у него появляется
зрительная, слуховая и др. В основе
развития внимания в этот период лежит
органический процесс роста, созревания
и развития нервного аппарата и функций
ребенка. Процессы развития внимания не
прекращается в течение жизни и лишь
происходит некоторое замедление темпов.
В истории развития внимания 2 линии:
натуральные и культурные.

Культурное
развитие внимания заключается в том,
что при помощи взрослого ребенок
усваивает ряд стимулов-средств, с помощью
которых он далее управляет собственным
вни­манием. Такими стимулами-средствами
могут быть конкретные предметы,
жесты-указания, слова-указания. Все эти
средства вы­полняют роль внешних
опор, которые сначала предлагаются
ре­бенку взрослым, затем используются
им в общении со взрослым для
направления его внимания на нужный
ребенку объект, а потом становятся
внутренними средствами управления
ребенком собственным вниманием,
обеспечивая тем самым его управляемость
или произвольность.

Исходя
из того, что социальные отношения
образуют основу как отдельно взятой
психической функции, так и их систем,
Л.С.Вы­готский рассматривал и генезис
внимания. В этом процессе он вы­делил
четыре стадии.

Первая
стадия связана с тем, что другой человек
(взрослый) с помощью определенного
средства управляет поведением и
со­знанием ребенка, направляя реализацию
его натуральных, непро­извольных
функций, в том числе непроизвольного
внимания. Таки­ми
средствами являются прежде всего
указательный палец и речевое сопровождение
указательного жеста взрослого человека.
Л.С.Выготский
отмечает, что именно указание стоит в
начале уп­равления вниманием, и
замечательно, что человек создал себе
как бы особый орган произвольного
внимания в указательном пальце, получивший
в большинстве языков свое название от
этой функции. Поэтому
историю произвольного внимания,
подчеркивает он, сле­дует
начинать с истории указательного пальца.
Очевидно, что дей­ствие на этой стадии
является интерпсихическим, то есть
действи­ем
между людьми, осуществляющимся во
внешнем плане.

Для
второй стадии характерно, что сам ребенок
становится субъектом,
использующим данное ему психологическое
орудие для управления
поведением и сознанием другого человека.
С помощью собственного
указательного пальца и соответствующего
речевого сопровождения
он обращает внимание взрослого на нужный
ему объект.
Действие управления продолжает
существовать во внеш­нем
плане как действие интерпсихическое.

На
третьей стадии ребенок начинает применять
к самому себе те способы управления
сознанием и поведением, которые другие
люди
применяли к нему, а он – по отношению к
ним. Такое действие протекает
все еще во внешнем плане и сопровождается
эгоцентри­ческой
речью ребенка, но обращено им на самого
себя.

Уж
е на третьей стадии начинается
интериоризация действия управления
вниманием, которая приобретает законченный
вид на четвертой стадии. Действие
управления ребенком своим внимани­ем
становится собственно внутренним
действием, осуществляю­щимся
в опоре на психический образ и внутренню
речь.

Таким
образом, Л.С.Выготский показал, что
развитие произ­вольного
внимания как высшей психической функции
происходит по
общему закону развития высших психических
функций: первона­чально
они возникают как форма коллективного
поведения, как форма сотрудничества
между людьми и лишь впоследствии
стано­вятся внутренними психическими
функциями самого ребенка.

Виды и свойства внимания

Одним из свойств
психики является избирательная
направленность сознания

– отбор существенных в данный момент
воздействий и отвлечение от побочных
раздражителей.

Внимание
– это избирательная направленность
сознания человека на определенные
предметы и явления. Внимание – это
процесс объединения и регулирования
других психических процессов и сознания
в целом в рамках какой-либо деятельности
путем организации их направленности и
сосредоточения. Внимание, обеспечивая
выделение значимых для данной деятельности
объектов, представляет собой
оперативно-ориентирующую
функцию психики27.

Виды внимания

Непроизвольное
(непреднамеренное) внимание

– это внимание, вызываемое внешними
причинами – теми или другими особенностями
объектов, воздействующих на человека
в данный момент. Ими могут быть
интенсивность раздражения, новизна и
необычность объекта, его динамичность.

Основной формой
организации психических процессов
является произвольное
(преднамеренное) внимание –
это
внимание, которое возникает в результате
сознательных усилий человека, направленных
на лучшее выполнение той или иной
деятельности. Оно характеризуется
целенаправленностью, организованностью,
повышенной устойчивостью.

Способность
произвольно направлять психическую
деятельность – одна из основных
особенностей сознания человека. В
процессе деятельности произвольное
внимание может перейти в послепроизвольное
внимание
,
не требующее постоянных волевых усилий.

Все виды внимания
связаны с установками человека, с его
готовностью, предрасположенностью к
определенным действиям. Установка
повышает чувствительность анализаторов,
уровень всех психических процессов.

Свойства
внимания

связаны со структурой деятельности
человека.

Концентрация
внимания – степень сосредоточенности
сознания на главном в деятельности,
интенсивность направленности сознания
при отвлечении от всего того, что
находится в данный момент за пределами
реальной задачи.

Объем
внимания характеризуется количеством
объектов или их элементов, которые могут
быть одновременно восприняты с одинаковой
степенью ясности и отчетливости.

Устойчивость
внимания – продолжительность
сосредоточенности психических процессов
на одном объекте. Она зависит от значимости
объекта, от характера действий с ним и
от индивидуальных особенностей человека.

Распределение
внимания – направленность сознания на
выполнение сложной деятельности,
состоящей из множества одновременных
операций.

Переключение
внимания – скорость произвольной смены
объектов психических процессов. Высокая
переключаемость внимания – необходимое
качество сотрудника ОВД.

Наблюдательность
– профессионально-важное качество
сотрудника ОВД. Благодаря наблюдательности
человек различает признаки и объекты,
имеющие незначительные отличия, замечает
различия в сходном, видит их при быстром
движении, при изменившемся ракурсе,
имеет возможность сократить до минимума
время восприятия. Наблюдательность
связана с различными психическими
явлениями. Прежде всего она опосредована
ощущениями и условиями их протекания.
Наблюдательность предполагает хорошо
развитый зрительный
анализатор
,
высокую абсолютную и относительную
чувствительность. Уже в развитии
чувствительности начинает сказываться
влияние личностных предпочтений и
установок: наблюдательность приобретает
избирательный
характер
.
Еще в большей мере личностные особенности
проявляются при осознании и понимании
того, что человек видит, за чем он
наблюдает. Осмысленность
наблюдаемого зависит, прежде всего, от
объема имеющихся у человека представлений
и понятий о соответствующих явлениях
и процессах. Осмыслить увиденное удается
благодаря включению его в уже сложившиеся
познавательные структуры, которые и
составляют познавательный опыт человека.
Этот процесс опосредован и мыслительной
деятельностью, в которой происходит не
только систематизация и классификация
воспринимаемого, но перевод его на
вербальный уровень, а значит – обобщение.
Наблюдательность
– элемент сложной системы, имеющий
разнообразные многоуровневые связи с
различными сторонами психической жизни
человека. С одной стороны, она обусловлена
чувственными познавательными процессами,
с другой – особенностями памяти и
мышления, и в то же время включена в
целостную структуру психики человека
через его прошлый опыт, направленность,
эмоциональные предпочтения. Психическое
наблюдение

– особое психологическое действие,
обслуживающее решение правоохранительных
задач и предназначенное для изучения
психологических особенностей людей, с
которыми сотруднику приходится иметь
дело.

Выводы по второму
лекционному вопросу.

Ощущения
и восприятия, через которые непосредственно
познается мир, не исчезают бесследно.
Соответствующие знания в виде сенсорных
и перцептивных образов после определенной
переработки закрепляются и сохраняются
в памяти в виде специфических образов,
именуемых представлениями, которые при
необходимости «всплывают» то в виде
узнавания встречавшегося ранее, то как
воспоминание о пережитом, и т. д. Без
памяти люди оставались бы всю жизнь в
положении новорожденных, не имеющих
никакого жизненного опыта. Триада
психических процессов «память – внимание
– воображение» относится к интегративным,
т.к. выполняет объединительную функцию
психики. Что объединяется этими
процессами? Памятью – вся совокупность
знаний о мире, приобретенных человеком
(и человечеством). Внимание объединяет
субъекта с объектом психической
деятельности в единую пару. Воображение
объединяет субъекта с целью его
деятельности, организует её как целостный
акт преобразующего взаимодействия с
действительностью путем предвосхищения
результата и планирования способов
действий. Кроме того, эти процессы
обеспечивают непрерывность во времени
психической жизни человека: память
направлена в прошлое, воображение – в
будущее, внимание – в настоящее.

Виды и свойства внимания

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуры мозга, обеспечивающие функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик. Среди нескольких миллиардов нервных клеток, из которых состоит головной мозг человека, есть такие, которые особенно тесно связаны с работой внимания. Их называют нейронами — детекторами новизны. Такие нервные клетки отличаются от других тем, что включаются в активную работу лишь тогда, когда человек в своих ощущениях и восприятии сталкивается с некоторыми новыми для него предметами и явлениями, которые приковывают к себе его внимание.

Раздражители, ставшие привычными, обычно не вызывают реакции клеток — детекторов новизны. Такие клетки, по-видимому, отвечают за непроизвольное внимание человека.

Общее состояние внимания, в частности, такая его характеристика, как устойчивость, связана, по-видимому, с работой ретикулярной формации. Она представляет собой тончайшую сеть нервных волокон, которая располагается в глубине центральной нервной системы между головным и спинным мозгом, охватывая нижние отделы первого и верхние отделы второго. Через ретикулярную формацию проходят нервные пути, ведущие от периферических органов чувств к головному мозгу и обратно. Ретикулярная формация также регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания: его концентрацию, устойчивость и т. п.

Функции и виды внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми является природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Примерно через 20 минут человек утомляется, используя этот вид внимания.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Но возможен и такой случай, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным.

По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами.

Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов — детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Свойства внимания

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.

1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но и их повторением. Устойчивость внимания связана с динамическими характеристиками его: колебаниями и переключаемостью. Под колебаниями внимания понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Колебания внимания проявляются во временном изменении интенсивности ощущений. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному звуку, например, тиканью часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Такие колебания внимания могут осуществляться с разными периодами, от 2-3 до 12 секунд. Наиболее длительные колебания наблюдались при предъявлении звуковых раздражителей, затем при зрительных и наиболее короткие — при осязательных.

4. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта.

5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость — это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

Эффективность переключения зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности (показатели переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном барианте они возрастают). Успех переключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности, чем интереснее предшествующая деятельность и менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение. Имеются значительные индивидуальные различия в переключаемости, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

Многие современные профессии (ткачихи, механики, менеджеры, операторы и др.), где человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют высокие требования к способности переключать внимание.

Большое значение имеет переключение внимания и в учебном процессе. Необходимость переключения внимания студентов, учащихся обусловлена особенностями самого процесса: сменой различных предметов в течение дня, последовательностью этапов изучения материала на занятиях, что предполагает смену видов и форм деятельности.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение — это непроизвольное отключение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполнении работы. Отвлекающее действие посторонних раздражителей зависит от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выполнении однообразной работы действие побочных раздражителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слуховом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздействиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значительные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно — ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

6. Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания.

В сложных современных видах труда деятельность может складываться из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Например, ткачиха, работающая на станке, должна осуществлять многочисленные операции контроля и управления. Это характерно и для деятельности швей, водителей, операторов и других профессий. Во всех таких деятельностях рабочему необходимо распределять внимание, т.е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах (объектах). Исключительную роль играет способность к распределению внимания и в деятельности преподавателя. Так, например, объясняя материал на уроке, преподаватель должен одновременно следить за своей речью и логикой изложения и наблюдать за тем, как воспринимают материал студенты.

Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от характера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и различными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятельности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной.

Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизирован (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятельности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь периодический контроль сознания, отмечается сложная форма внимания — сочетание переключения и распределения.

Развитие внимания

Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в устойчивое свойство личности — внимательность. При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности личности в данном виде деятельности, чаще всего это деятельность профессиональная), может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Люди различаются степенью развития этого свойства, крайний случай часто называют невнимательностью. Инженеру практически важно знать не только, каков уровень сформированности внимательности у рабочих, но и причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку внимание связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.

В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип — рассеянность — возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающееся с объекта на объект, но ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют «порхающим» вниманием. Подобная невнимательность у человека — результат отсутствия навыков к сосредоточенной работе. Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Такая невнимательность может возникнуть вследствие того, что внимание человека сосредоточено на каких-то событиях или явлениях, ранее происходящих или встречающихся ему, которые он эмоционально воспринял. Третий вид невнимательности — результат переутомления, этот тип невнимательности обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Он характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.

Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания: приучать работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов; упражнять произвольное внимание; добиваться осознания общественной значимости осваимого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу; связывать внимание с требованиями дисциплины производственного труда и т. п.

Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы.

Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключения». Обязательное условие при формировании у человека внимательности — ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно.

31.Понятие о внимании. Виды и свойства внимания.

Внимание
– это
направленность психики (сознания) на
определенные объекты, имеющие для
личности устойчивую или ситуативную
значимость, сосредоточение психики
(сознания), предполагающее повышенный
уровень сенсорной, интеллектуальной
или двигательной активности.
Различают три
вида внимания
:
непроизвольное, произвольное и
послепроизвольное. Некоторые объекты
как бы сами «притягивают» наше внимание,
а для сосредоточения на других нужно
прилагать определенные усилия. Первое
внимание называется непроизвольным(«пассивным»).
Оно может быть вызвано или особенностями
раздражителя (его силой, яркостью,
громкостью и пр.) или же связью между
объектом и потребностями человека.
Второй вид внимания – произвольное (его
еще называют «активным»), контролируется
волевым усилием. В этом случае человек
концентрирует внимание на объекте, даже
если он ему не интересен, но нужен для
достижения цели. Так продавец должен
оказывать внимание каждому человеку,
зашедшему в магазин, потому что любой
из них может оказаться потенциальным
покупателем и приобрести товар. Данный
вид внимания может быть усилен за счет
ряда факторов: включения в процесс
внимания практических действий, и
удаления отвлекающих раздражителей.
Послепроизвольное внимание
занимает промежуточный характер —
сначала оно требует волевых усилий, а
затем, по мере того, как человек начинает
интересоваться процессом, за которым
наблюдает, переходит в непроизвольное.
Внимание человека обладает различными
свойствами .Когда человек сосредотачивает
его в одной точке, то говорят о
высокой концентрации внимания,
когда долго поддерживает его активность
– об устойчивости.
Объем внимания определяется количеством
одновременно отчетливо воспринимаемых
объектов (он совпадает с объемом
кратковременной памяти). Избирательностью
внимания
называют возможность успешной настройки
внимания на сознательное восприятие
информации при наличии помех. Способность
внимания быстро переключаться с одного
объекта на другой выражает переключаемость внимания,
а одновременное восприятие нескольких
объектов или выполнение нескольких
действий называют распределением внимания.

32. Волевое поведение человека и его механизмы

Воля
– это способность человека управлять
собой, сознательно регулировать свое
поведение и деятельность. Волевым
следует считать человека
,
способного подчинять свои импульсы
сознательному контролю. Механизм
волевых действий

– побуждение к действию в ситуациях,
где у субъекта отсутствует заинтересованность,
когда он должен подчиниться внешним
требованиям, исходящим от самой
деятельности или условий ее выполнения.
Т.е. волевое действие осуществляется
там, где субъект действует по необходимости
(“надо”), а не по непосредственному
желанию. Необходимость волевой регуляции
возникает при недостатке побуждения к
действию, которое, тем не менее, должно
быть осуществлено. Волевая
регуляция

– это изменение смысла действия, которое
непосредственно не значимо, но обязательно
для исполнения. Это соединение требуемого
поведения с нравственными мотивами и
ценностями Признаки
волевого поведения: 1
.
Сознательная направленность на
определенную цель.
2
.
Волевое усилие – особое состояние
нервно-психического напряжения,
мобилизующее физические, интеллектуальные
и моральные силы человека. Волевое
усилие создает дополнительные мотивы
к действию по достижению цели. 3.
Осознание свободы осуществления действия
– “могу поступить так, а могу иначе”.
Переживание свободы выбора решения.
Переживание ответственности за свои
намерения и действия. 4.
Наличие продуманного плана осуществления
действий.
5.

Усиленное внимание к действию и отсутствие
непосредственного удовольствия,
получаемого в процессе и результате
его выполнения. Имеется в виду отсутствие
эмоционального, а не морального
удовлетворения. С успешным совершением
волевого акта обычно связано моральное
удовлетворение оттого, что его удалось
выполнить. Волевые
качества
:
Целеустремленность, Инициативность,
Самостоятельность, Умение владеть собой
(выдержка),Решительность,Энергичность,
Настойчивость.

12.Понятие о внимании. Виды внимания и их характеристика. Основные свойства внимания. В

нимание
не является самостоятельным познавательным
процессом, так как оно само по себе
ничего не отражает и как отдельно взятое
психическое явление не существует.
Вместе с тем внимание является одним
из важнейших компонентов познавательной
деятельности человека, так как оно,
возникая на основе познавательных
процессов, организует и регулирует их
функционирование. Поскольку познавательная
деятельность осуществляется сознательно,
то внимание выполняет одну из функций
сознания.

Внимание –
это особое состояние сознания, благодаря
которому субъект направляет и
сосредотачивает познавательные процессы
для более полного и четкого отражения
действительности. Внимание связано со
всеми сенсорными и интеллектуальными
процессами. Наиболее заметно эта связь
проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики
внимания:

Устойчивость –
длительность привлечения внимания к
одному и тому же объекту или к одной и
той же задаче.

Концентрация
внимания –
повышение интенсивности сигнала при
ограниченности поля восприятия.
Концентрация предлагает не только
длительное удержание внимания на
объекте, но и отвлечение от всех других
воздействий, не имеющих значения для
субъекта в данный момент.

Сосредоточенность
внимания проявляется
в результате концентрации сознания на
объекте с целью получения наиболее
полной информации о нем.

Распределение
внимания –
субъективно переживаемая способность
человека удерживать в центре внимания
определенное число разнородных объектов
одновременно.

Переключаемость –
это скорость перехода от одного вида
деятельности к другому (рассеянность
– плохая переключаемость).

Предметность
внимания связана
со способностью выделять определенные
комплексы сигналов в соответствии с
поставленной задачей, личной значимостью,
актуальностью сигналов и т.д.

Объем
внимания характеризуется
количеством объектов, на которые может
направить и сосредоточить внимание
субъект в доли секунды. Определяется
объем внимания посредством специальных
приборов-тахистоскопов. В одно мгновение
человек может обратить внимание только
на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды
внимания
:

Проявление
внимания связано как с сенсорными, так
и с интеллектуальными процессами, а
также с практическими действиями и с
целями и задачами деятельности. В связи
с этим выделяют следующие виды
внимания: сенсорное,
интеллектуальное, моторное, преднамеренное
и непреднамеренное внимание.

Сенсорное
внимание возникает
при действии объектов на органы чувств.
Оно обеспечивает четкое отражение
предметов и их свойств в ощущениях и в
восприятиях человека. Благодаря
сенсорному вниманию возникающие в
сознании образы предметов являются
ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание
может быть зрительным,
слуховым, обонятельным и
т.д. В основном у человека проявляется
зрительное и слуховое внимание. Лучше
всего в психологии изучено зрительное
внимание, так как его легко обнаружить
и зафиксировать.

Моторное
внимание направлено
на движения и действия, совершаемые
человеком. Оно дает возможность более
четко и ясно осознавать приемы и способы,
применяемые в практической деятельности.
Моторное внимание регулирует и
контролирует движения и действия,
направленные на предмет, особенно в тех
случаях, когда они должны быть особенно
четкими и точными. Интеллектуальное
внимание направлено
на более эффективное функционирование
таких познавательных процессов как:
память, воображение и мышление. Благодаря
этому вниманию человек лучше запоминает
и воспроизводит информацию, создает
более четкие образы воображения, ясно
и продуктивно мыслит. Поскольку это
внимание имеет внутренний характер и
мало доступно для исследования, то оно
менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное
(произвольное) внимание возникает
при наличии у субъекта цели или задачи
быть внимательным к какому-либо внешнему
предмету или к внутреннему умственному
действию. Оно в основном направлено на
регулирование внешних сенсорных и
моторных действий и внутренних
познавательных процессов. Преднамеренное
внимание может стать произвольным,
когда субъекту необходимо проявить
волевое усилие для того, чтобы направить
и сосредоточить внимание на объекте,
который необходимо познавать или с
которым надо действовать

Если
направленность и сосредоточенность
внимания связаны с сознательной целью,
речь идет о произвольном внимании. Н.
Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания
– послепроизвольное внимание (это
внимание, естественно сопровождающее
деятельность личности; возникает оно,
если личность поглощена деятельностью;
связано с наличной системой ассоциаций).
Это может иметь место в том случае, когда
цель проявлять внимание остается, но
исчезают волевые усилия. Такое внимание
начинает проявляться, когда деятельность,
требующая волевых усилий, становится
увлекательной и осуществляется без
особых затруднений.

Если
направленность и сосредоточенность
носят непроизвольный характер, речь
идет о непроизвольном
внимании.
По мнению К.К. Платонова, одной из форм
непроизвольного внимания является
установка (состояние готовности или
предрасположенности личности к действию
определенным образом). Непреднамеренное
(непроизвольное) внимание возникает
само собой без всякой цели со стороны
человека. Его вызывают значимые для
человека свойства и качества предметов
и явлений внешнего мира. Одним из таких
свойств является новизна объекта.
Непроизвольное внимание привлекают
также все сильные раздражители: яркий
свет, громкий звук, резкий запах и т.д.
Иногда внимание могут привлечь и не
очень заметные раздражители, если они
соответствуют потребностям, интересам
и установкам личности.

15. Общее представление о внимании. Многозначность определения внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания.

Внимание
— это направленность психики на
определенные объекты, имеющие для
личности устойчивую или ситуативную
значимость, сосредоточение психики,
предполагающее повышенный уровень
сенсорной, интеллектуальной или
двигатель­ной активности. Внимание
характеризует динамику протекания
психических процессов.

Функции
внимания.

Сущность внимания проявляется прежде
всего в отборе
значимых, релевантных, т.е. соответствующих
потребностям воздействий и игнорировани
других – несущественных воздействии.
Наряду с функцией отбора выделяется
функция удержания
данной деятельности до тех пор, пока не
будет достигнута цель. Одной из важнейших
функций внимания является регуляция
и контроль

протекания деятельности.

Внимание
может проявляться как в сенсорных, так
и мнемических, мыслительных и двигательных
процессах. Сенсорное внимание связано
с восприятием раздражителей разного
вида. Выделяют зрительное
и слуховое

сенсорное внимание.

Различают
три вида внимания:

непроизвольное, произвольное и
послепроизвольное.

Непроизвольное
внимание

(пассивное, эмоциональное) — это
сосредоточение сознания на объекте в
силу каких-то его особенностей.

Произвольное
внимание

(активное, волевое) — это сознательно
регулируемое сосредоточение на объекте.
Этот вид внимания тесно связан с волей.

СВОЙСТВА
ВНИМАНИЯ

Основные
свойства внимания:

объем, сосредоточенность (концентрация),
распределяемость, устойчивость,
колебание, переключаемость.

Объем
внимания измеряется тем количеством
объектов, которые воспринимаются
одновременно. Объем внимания зависит
не только от генетических факторов и
от возможностей кратковременной памяти
человека, но и от профессиональных
навыков, жизненного опыта, от поставленной
цели, от особенностей воспринимаемых
объектов. Объединенные по смыслу объекты
воспринимаются в большем количестве,
чем не объединенные. У взрослого человека
объем внимания равен 4—6 объектам, у
ребенка не более 2-3.

Концентрация
внимания есть степень сосредоточения
сознания на объекте. Чем меньше участок
воспринимаемой формы, тем концентрированнее
внимание. Концентрация внимания
обеспечивает углубленное изучение
познаваемых объектов и явлении.

Распределение
внимания выражается в умении одновременно
выполнять несколько действий или вести
наблюдение за несколькими процессами,
объектами.

Устойчивость
внимания означает общую направленность
внимания в процессе деятельности. На
устойчивость внимания значительное
влияние оказывает интерес.

Свойством,
противоположным устойчивости, является
отвлекаемость.
Отвлекаемость внимания выражается в
колебаниях внимания, которые представляют
собой периодическое ослабление внимания
к конкретному объекту или деятельности.

Переключение
внимания состоит в перестройке внимания,
в переносе его с одного объекта на
другой. Различают переключение внимания
преднамеренное
(произвольное) и непреднамеренное(непроизвольное).

16. Понятие о мышлении. Виды мышления.

Мышление
– психический познавательный процесс,
заключаются в абстрактном, обобщенном
и опосредованном отражении связей между
предметами и явлениями окружающей
действительности.

Изучением
мышления занимается формальная логика
и психология. Логика изучает готовые
формы мыслительных деятельности, главный
вопрос «Что?». Психологию интересует
процесс мыслительной деятельности и
главный вопрос «Как возникает мысль?»

Черты
мышления:

1) творчески
перерабатывает уже имеющиеся представления
и создает новые, которых в данных момент
еще не существует ни у субъекта, ни в
самой действительности;

2) способно
отражать не только отдельные предметы,
явления и свойства, но и существующие
между ними связи, причем в обобщенной
форме.

3) опосредованно
отражает окружающий мир

К
опосредованному познанию человек
прибегает в следующих случаях:

а) если
непосредственное познание невозможно,
так как наши анализаторы несовершенны
или вовсе отсутствуют;

б) если
непосредственное познание невозможно
в условиях реального времени, например
археологические раскопки

в) если
непосредственное познание нецелесообразно,
например, нет смысла выходить на улицу
чтобы узнать температуру воздуха;

4) активно
функционирует в условиях проблемной
ситуации

5) расширяет
границы познания;

6) позволяет
предвидеть наступление некоторых
событий, например, солнечного затмения

По
характеру решаемых задач:

мышление теоретическое
(устанавливаются
общие закономерности) и практическое
(решаются конкретные задачи). По
степени развернутости:
дискурсивное
(задача решается постепенно) и интуитивное
(решение приходит внезапно). В
зависимости от оригинальности:
репродуктивное
(усвоение готовых знаний) и продуктивное
(творческое).

Виды
мышления
:
наглядно-действенное, наглядно-образное
и словесно-логическое.

Наглядно-действенное
мышление
направлено на решение задач посредством
внешних, практических действий.
Наглядно-образное
мышление опирается на представления
или восприятие, так как задачи решаются
посредством образов. Словесно-логическое
мышление – это мышление понятийное,
когда задача решается при помощи
рассуждений.

Формы:

1.
Понятие- мысль, в кот. отражаются сущ-ые
признаки явлений и предметов

2.
Суждение-раскрывает понятие. Отражение
связей между предметами и явлениями

3.
Умозаключение-высказывание,выводящее
из нескольких суждений новое

4.
Рассуждение-формулировка и высказывание
серии взаимосвязанных и последовательных
умозаключений.

Операции:

1.Анализ-мысленное
расленение предметов на составные части
и выявление между ними сущ-х взаимосвяей

2.Синтез-восстановление
эл-ов в целом

3.Сравнение-определение
тождества/различия между предметами и
явлениями

4.Обобщение(генерализация)-объедин.
сущ-х признаков,свойственнх группе и
отделение от др

5.Абстракция-выделение
1-го св-ва объекта/явления и отвлеч. от
др

6.Конкретизация-выделение
сущ-х признаков,кот присущи конкретному
классу явлений

7.Классификация-соотнесение
предметов/явлений с опред. группой/классом

8.Систематизация-располож.
предметов/явлений в опред. порядке по
опред. признаку

16.Понятие о внимании. Виды внимания и их характеристика. Модели внимания.

Внимание
— это направленность и сосредоточенность
сознания на каком-либо реальном или
идеальном объекте, предполагающие
повышение уровня сенсорной, интеллектуальной
или двигательной активности индивида.

Внимание
в жизни и деятельности человека выполняет
много различных функций. Оно активизирует
нужные и тормозит ненужные в данный
момент психологические и физиологические
процессы, способствует организованному
и целенаправленному отбору поступающей
в организм информации в соответствии
с его актуальными потребностями,
обеспечивает избирательную и длительную
сосредоточенность психической активности
на одном и том же объекте или виде
деятельности.

Основные
виды внимания

По
активности

человека в организации внимания различают
три вида внимания:

1.
Произвольное внимание — это сознательно
регулируемое сосредоточение на объекте,
направляемое требованиями деятельности.
При произвольном внимании сосредоточение
происходит не только на том, что
эмоционально приятно, а в большей мере
на том, что должно делать, обязательно
включает волевую регуляцию.

2.
Непроизвольное внимание — не связано с
участием воли, возникает стихийно, без
видимых волевых усилий, как бы
автоматически, независимо от состояния
человека. Непроизвольное внимание
вызывают объективные (интенсивность,
новизна, динамичность, контрастность
объектов) и субъективные (интересы,
склонности) факторы.

3.
Послепроизвольное внимание — возникает
на основе внимания произвольного и
заключается в сосредоточении на объекте
в силу его ценности, значимости или
интереса для личности. Это когда возможен
случай, когда произвольное внимание
сохраняется, а усилий воли для его
сохранения уже не требуется. Это бывает,
если человек увлечен работой. Такое
внимание называется послепроизвольным.

Природное
внимание

дано человеку с самого его рождения, в
виде врожденной способности избирательно
реагировать на те или иные внешние или
внутренние стимулы, несущие в себе
элементы информационной новизны.

Социально
обусловленное внимание

складывается прижизненно в результате
обучения и воспитания, связано с волевой
регуляцией поведения, с избирательным
сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное
внимание

не управляется ничем, кроме того объекта,
на который оно направленно и который
соответствует актуальным интересам и
потребностям человека.

Опосредствованное
внимание

регулируется с помощью специальных
средств, например, жестов, слов,
указательных знаков, предметов.

Чувственное
внимание

по преимуществу связано с эмоциями и
избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное
внимание

связано с сосредоточенностью и
направленностью мысли.

Уровень
распределения внимания зависит от ряда
условий: от характера совмещаемых видов
деятельности (они могут быть однородными
и различными), от их сложности (и в связи
с этим от степени требуемого психического
напряжения), от степени знакомства и
привычности их (от уровня овладения
основными приемами деятельности). Чем
сложнее совмещаемые виды деятельности,
тем труднее распределить внимание. При
совмещении умственной и моторной
деятельности продуктивность умственной
деятельности может снижаться в большей
степени, чем моторной.

Модели
внимания (Д. Бродбент, Э. Трейсман, Д.
Канеман, У. Найссер)

Фильтр
Д. Бродбента

Даже,
если вы сильно увлечены разговором, но
раздается громкий оклик вас, вы немедленно
обратите на него внимание, при этом не
замечая многих других вещей.

Английский
психолог Д. Бродбент сделал попытку
объяснения подобных явлений фильтром,
который обладает определенной пропускной
способностью и устройством распознавания.
Если человек занят одновременно двумя
делами, предположительно фильтр будет
переключаться с одного канала сенсорного
регистра на другой, и все равно пропустит
столько информации, сколько может
пропустить данный канал.

Обычно
приводится пример с бутылкой, если лить
жидкость в бутылку, то ее нельзя лить
слишком быстро и много, она не будет
проходить в узкое горло и потечет по
бутылке. Это теория узкого места (или
бутылочного горлышка). Бродбент смог
объяснить фильтрацию информации, но не
смог объяснить как информация, не
привлекающая внимания, все же
воспринимается.

А.
М. Трейсман

Модель
внимания на основе избирательного
ослабления сигналов

1.
Существует перцептивный фильтр,
расположенный между входными сенсорными
сигналами и вербальным анализом
сообщения.


Фильтр
тщательно просматривает входную
сенсорную информацию и регулирует
«мощность» разных сигналов.

2.После
прохождения фильтра информационные
потоки имеют различные пороги активации,
обеспечивая преиму щество для обработки
одного наиболее важного текущего
сообщения.

3.Существуют
две основные стадии обработки информации.

Стадия
предвнимания:


происходит
быстрое извлечение и обработка информации,
полученной рецепторами, позволяющие
выделить простые и наиболее заметные
признаки объектов;

•обработка
информации производится автоматически,
быстро.

•обработка
информации происходит без сознательных
усилий и сосредоточения.

Стадия
сфокусированного внимания:


обработка
информации производится последовательно,
требует сосредоточения и сознательных
усилий.

Модель
Трейсман предполагает, что “нерелевантные
сообщения” слышатся приглушенно, а не
блокируются полностью.

Д.Канеман

Предложил
концепцию внимания как умственного
усилия – ресурсную модель внимания. Он
исходил из того, что значение имеет не
столько расположение фильтра («узкого
места»), сколько процесс обработки
информации.

При
этом задействуется не ограничительный
канал, а распределитель ресурсов, который
контролирует процесс распределения
возможностей. В оптимальных условиях
человек способен одновременно выполнять
более чем одно задание.

Однако
несколько сложных раздражителей могут
быстро истощить все ресурсы, и на
обработку дополнительных раздражителей
или на обратную связь внимания просто
не хватит.

Итак,
согласно модели Д. Канемана, входящая
информация вызывает определенное
возбуждение. В результате имеющиеся
возможности (ресурсы) приводятся в
соответствие со стимулом в зависимости
от устойчивой или ситуационной
предрасположенности.

У.
Найссер

Доказано,
что после длительной тренировки можно
даже одновременно читать текст и писать
под диктовку слова, достаточно полно
осознавая и тот, и другой материал. Это
демонстрирует большие возможности
автоматической переработки информации
человеком. У. Найссер, обсуждая данную
проблему, отмечает, что она пока далека
от решения: трудности при попытке делать
два дела одновременно могут иметь много
причин.

Ввел
понятие Предвнимание — совокупность
процессов и механизмов предварительного
параллельного анализа всей поступающей
информации, позволяющих привлечь
сфокусированное внимание либо к
выделенным в результате такого анализа,
либо к жизненно значимым объектам и
событиям.

Свойства внимания — Основы общей психологии

Внимание свойства

Внимание человека обладает следующими свойствами: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость.

Концентрация внимания — это концентрация субъекта на объекте, сила поглощения этим объектом. Концентрация внимания означает, что есть фокус, в котором собрана сознательная деятельность человека.

Свойство, противоположное сосредоточенности, рассеянность, т.е. неспособность долго сосредотачиваться на чем-то конкретном. Есть искренняя и мнимая рассеянность. Воображаемая рассеянность — результат большой концентрации и ограниченности внимания. Иногда его называют «профессорским», так как он часто встречается у людей, занимающихся решением научных задач. Внимание человека в данном случае настолько сконцентрировано на решаемой проблеме, что он не замечает мелочей, по его мнению, вещей, не слышит адресованные ему вопросы.Физиологическая причина мнимой рассеянности — мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих областях. Нечеткое отражение внешних воздействий с рассеянным вниманием объясняется тем, что оно происходит в областях коры, находящихся в состоянии торможения.

Все великие исследователи обладали исключительной способностью концентрировать мысли на главном. Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск.По пути он занялся решением какого-то философского вопроса и остановился посреди дороги, глубоко задумавшись. Когда он очнулся, оказалось, что он несколько часов простоял далеко позади войск.

Истинная рассеянность — это неспособность удерживать внимание на предмете или действии в течение длительного времени. Физиологически истинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко рассеивается, но с трудом концентрируется.В результате в коре головного мозга создаются нестабильные очаги оптимальной возбудимости.

Количество внимания — это количество однородных объектов (обычно 7 + 2), которые покрываются одновременно. Количество предметов в поле внимания может быть больше девяти. Это зависит от того, насколько значимы и связаны эти элементы. Количество внимания у детей меньше, чем у взрослых, обычно 5 + 2 элемента.

Распределение внимания — возможность одновременного выполнения нескольких типов действий; возможность управлять несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля зрения.

В некоторых профессиях распределение внимания становится особенно важным. Такими профессиями являются профессия летчика, шофера, диспетчера. Распределение внимания очень важно для учителя, которому часто приходится делать несколько дел одновременно. Учитель объясняет урок и в то же время следует за классом, часто записывая что-то на доске.

Распределение внимания зависит от ряда условий, в первую очередь от того, насколько разные объекты связаны друг с другом и как автоматизируются действия, между которыми распределяется внимание.Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем проще распределение.

Переключение внимания — это способность намеренно переключать внимание с одного объекта на другой. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) переключение внимания. Намеренное переключение внимания осуществляется волей человека, а непреднамеренное происходит само по себе, часто незаметно для сознания. Непреднамеренное переключение внимания следует рассматривать не только как отрицательное качество.Часто этому способствует временный покой тела, анализатор. Таким образом, сохраняется высокая работоспособность нервной системы и организма в целом.

Быстрое или медленное переключение зависит от:

1) темперамент;

2) физическое состояние: у утомленного человека переключение внимания замедлено;

3) содержание предыдущего и последующего действий: если предыдущее действие более интересно, переключение замедляется.

Есть четыре классических типа центральной нервной системы и соответственно четыре типа темперамента — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.Люди с разным темпераментом могут переключать свое внимание с разной скоростью, следовательно, они будут переключаться с одного вида деятельности на другой с разной скоростью. Учителю важно учитывать особенности переключения внимания учеников.

Холерик — человек стремительный, горячий, энергичный. Пример холерика — А.С.Пушкин. Его реакция мгновенная, молниеносная. Он может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включается в работу.Однако после работы, как и после конфликта, не может сразу успокоиться, так как склонность к возбуждению сильнее, чем к торможению.

Сангвиник — подвижный, веселый, подвижный, увлекающийся человек. Сангвиник умеет быстро переключаться. Поэтому легко переключается из одного эмоционального состояния в другое, с одной деятельности на другую, быстро перестраивает и меняет стереотипы поведения, легко переходит от отдыха к работе и наоборот.

Флегматик отличается медленной переключаемостью, поэтому реакция при переходе с одного вида деятельности на другой замедляется.Его характерная черта — основательность и медлительность. Флегматик медленно входит в работу, но обязательно доводит ее до конца. Флегматика будет раздражать, например, требование срочной реструктуризации, доработки, изменения планов и т.д.

Меланхолик — это человек, у которого процессы возбуждения и торможения снижены, поэтому он склонен к подавленному настроению и мрачным мыслям. Он не всегда может быстро переключаться, поэтому теряется в сложных ситуациях и не всегда может быстро найти выход из сложной ситуации.Ему нужны более упорядоченные жилищные условия. Он может успешно вписаться в социальную среду при условии, что окружающие будут его разумно оценивать и обращаться с ним должным образом.

При организации учебного процесса учителя должны помнить, что лучше хореограф и сангвиник проводить занятия в быстром темпе, оперировать большими блоками, можно быстро переключаться с одного вида работы на другой. Они легко успевают за быстрыми переходами мыслей учителя, перестраиваются от одного занятия к другому.Также необходимо учитывать тот факт, что так же быстро ученики этих типов темперамента отвлекаются от темы урока, они переключаются на более интересные темы и дела.

Флегматики и меланхолики не могут быстро переключить внимание, поэтому им лучше входить в материал медленно, основательно, не перепрыгивая с одной мысли на другую, не пропуская даже малейших, казалось бы, мысленных операций.

Стабильность — отрезок времени, в течение которого происходит концентрация внимания.Устойчивость внимания зависит от характера материала, степени его сложности, разборчивости, отношения к нему испытуемого. Важным условием сохранения устойчивости внимания являются переменное напряжение и расслабление, а также возможность снятия чрезмерного напряжения.

,

Внимание | психология | Британника

Внимание , в психологии, концентрация внимания на одном явлении с исключением других стимулов.

Внимание — это осознание здесь и сейчас фокусным и проницательным способом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым внимание могло быть распознано в других.Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Бывают, например, случаи, когда человеку трудно сосредоточить внимание на задаче, разговоре или наборе событий. В других случаях внимание человека «захватывается» неожиданным событием, а не направляется на него добровольно.

Внимание имеет отношение к непосредственному опыту человека; это состояние текущего осознания.Конечно, в мире все время происходит бесчисленное множество событий, каждое из которых затрагивает органы чувств. В теле также происходят события, влияющие на внимание, точно так же, как есть представления о прошлых событиях, которые хранятся в памяти, но доступны для осознания при соответствующих обстоятельствах.

Хотя можно было ожидать, что текущая осведомленность — это совокупность всех этих событий в любой данный момент, очевидно, что это не так. В этом обширном поле потенциального опыта человек сосредотачивается или уделяет внимание некоторому ограниченному подмножеству целого.Это подмножество составляет субъективное поле осведомленности. Причину этого ограничения можно определить. Контроль и координация множества входных данных и накопленного опыта, а также организация соответствующих паттернов реакции являются прерогативой мозга. Мозг имеет впечатляющие возможности обработки, но его возможности ограничены. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступную одновременно. Точно так же невозможно инициировать одновременно неограниченное количество различных действий.Возникает вопрос о том, как выбрать соответствующее подмножество входов, промежуточных процессов и выходов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Таким образом, внимание можно понимать как состояние избирательного осознавания, которое определяет степень и качество взаимодействия человека с окружающей средой. Он не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые факты из истории внимания и методов, с помощью которых психологи и другие специалисты пришли к его характеристике и пониманию, представлены в нижеследующем обсуждении.

Ранние взгляды на внимание

Корни XIX века

Психологи начали изучать внимание во второй половине XIX века. До этого философы обычно рассматривали внимание в контексте апперцепции (механизма, с помощью которого новые идеи связывались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания постоянного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания.Он предположил, что внимание определяет, что будет воспринято, а что нет. Термин апперцепция все еще использовался в 19 веке Вильгельмом Вундтом, одним из основоположников современной психологии. Вундт, однако, был одним из первых, кто указал на различие между центральными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широком поле зрения (которое он назвал Blickfeld ), внутри которого находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ).Он предположил, что ассортимент Blickpunkt составляет около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание — это функция лобных долей мозга.

Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе The Principles of Psychology (1890) он говорит:

Каждый знает, что такое внимание. Это овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что кажется несколькими одновременно возможными объектами или последовательностями мыслей.Фокусировка, концентрация сознания — вот его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.

Джеймс считал, что внимание заставляет людей более эффективно воспринимать, понимать, различать и запоминать и ускоряет их реакцию.

В 1906 году другой выдающийся психолог, В. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первый основан на тестах, которые измеряют внимание через выполнение задачи, которая, как считается, требует высокой степени внимания; во втором измерялось снижение внимания из-за снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимула, необходимого для отвлечения человека.

По мере развития 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, имевшим далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких сфер влияния возникла в работах русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что сейчас принято называть ориентировочной реакцией. У собак и других животных это включает такие признаки внимания, как настороженные уши, повернутая голова в сторону раздражителя, повышенное мышечное напряжение и физиологические изменения, обнаруживаемые с помощью инструментов.Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексотерапии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира М. Бехтерева. Многие психологи стали рассматривать условный рефлекс (непроизвольный ответ, обусловленный вознаграждением) как основной строительный блок всего человеческого обучения.

.

Внимание | психология | Британника

Внимание , в психологии, концентрация внимания на одном явлении с исключением других стимулов.

Внимание — это осознание здесь и сейчас фокусным и проницательным способом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым внимание могло быть распознано в других.Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Бывают, например, случаи, когда человеку трудно сосредоточить внимание на задаче, разговоре или наборе событий. В других случаях внимание человека «захватывается» неожиданным событием, а не направляется на него добровольно.

Внимание имеет отношение к непосредственному опыту человека; это состояние текущего осознания.Конечно, в мире все время происходит бесчисленное множество событий, каждое из которых затрагивает органы чувств. В теле также происходят события, влияющие на внимание, точно так же, как есть представления о прошлых событиях, которые хранятся в памяти, но доступны для осознания при соответствующих обстоятельствах.

Хотя можно было ожидать, что текущая осведомленность — это совокупность всех этих событий в любой данный момент, очевидно, что это не так. В этом обширном поле потенциального опыта человек сосредотачивается или уделяет внимание некоторому ограниченному подмножеству целого.Это подмножество составляет субъективное поле осведомленности. Причину этого ограничения можно определить. Контроль и координация множества входных данных и накопленного опыта, а также организация соответствующих паттернов реакции являются прерогативой мозга. Мозг имеет впечатляющие возможности обработки, но его возможности ограничены. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступную одновременно. Точно так же невозможно инициировать одновременно неограниченное количество различных действий.Возникает вопрос о том, как выбрать соответствующее подмножество входов, промежуточных процессов и выходов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Таким образом, внимание можно понимать как состояние избирательного осознавания, которое определяет степень и качество взаимодействия человека с окружающей средой. Он не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые факты из истории внимания и методов, с помощью которых психологи и другие специалисты пришли к его характеристике и пониманию, представлены в нижеследующем обсуждении.

Ранние взгляды на внимание

Корни XIX века

Психологи начали изучать внимание во второй половине XIX века. До этого философы обычно рассматривали внимание в контексте апперцепции (механизма, с помощью которого новые идеи связывались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания постоянного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания.Он предположил, что внимание определяет, что будет воспринято, а что нет. Термин апперцепция все еще использовался в 19 веке Вильгельмом Вундтом, одним из основоположников современной психологии. Вундт, однако, был одним из первых, кто указал на различие между центральными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широком поле зрения (которое он назвал Blickfeld ), внутри которого находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ).Он предположил, что ассортимент Blickpunkt составляет около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание — это функция лобных долей мозга.

Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе The Principles of Psychology (1890) он говорит:

Каждый знает, что такое внимание. Это овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что кажется несколькими одновременно возможными объектами или последовательностями мыслей.Фокусировка, концентрация сознания — вот его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.

Джеймс считал, что внимание заставляет людей более эффективно воспринимать, понимать, различать и запоминать и ускоряет их реакцию.

В 1906 году другой выдающийся психолог, В. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первый основан на тестах, которые измеряют внимание через выполнение задачи, которая, как считается, требует высокой степени внимания; во втором измерялось снижение внимания из-за снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимула, необходимого для отвлечения человека.

По мере развития 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, имевшим далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких сфер влияния возникла в работах русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что сейчас принято называть ориентировочной реакцией. У собак и других животных это включает такие признаки внимания, как настороженные уши, повернутая голова в сторону раздражителя, повышенное мышечное напряжение и физиологические изменения, обнаруживаемые с помощью инструментов.Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексотерапии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира М. Бехтерева. Многие психологи стали рассматривать условный рефлекс (непроизвольный ответ, обусловленный вознаграждением) как основной строительный блок всего человеческого обучения.

.

Внимание и обонятельное сознание

Front Psychol. 2011; 2: 380.

Андреас Келлер

1 Департамент философии, Центр аспирантуры, Городской университет Нью-Йорка, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США

1 Департамент философии, Центр аспирантуры, Городской университет Нью-Йорка, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США

Отредактировал: Наоцугу Цутия, RIKEN, Япония

Рецензировал: Дэвид Розенталь, Городской университет Нью-Йорка, США; Джорджио Маркетти, Разум, сознание и язык, Италия

* Для переписки: Андреас Келлер, Департамент философии, Центр аспирантуры, Городской университет Нью-Йорка, 365 Fifth Avenue, New York, NY 10016, США.e-mail: moc.xobnur@relleksaerdna

Эта статья была отправлена ​​в Frontiers in Consciousness Research, специальность Frontiers in Psychology.

Поступила 3 ​​октября 2011 г .; Принято 30 ноября 2011 г.

Это статья в открытом доступе, распространяемая в соответствии с условиями Некоммерческой лицензии Creative Commons Attribution, которая разрешает некоммерческое использование, распространение и воспроизведение на других форумах при условии указания авторов и источника. Эта статья цитировалась в других статьях в PMC.

Abstract

Понимание взаимосвязи между вниманием и сознанием — важная часть нашего понимания сознания. Вниманием, в отличие от сознания, можно систематически манипулировать в психофизических экспериментах, и закономерная связь между вниманием и сознанием ждет своего открытия. Большинство попыток раскрыть природу этой связи сосредоточены на особом типе внимания: пространственном визуальном внимании. В этом обзоре я хочу привлечь к обсуждению еще один тип внимания: внимание к обонятельной модальности.Сначала я проясню позицию внимания к запахам в общей систематике внимания. Затем я рассмотрю механизмы и нейроанатомию внимания и сознания в обонятельной системе, прежде чем использовать недавно введенную систему, чтобы предоставить доказательства того, что внимание необходимо для сознания.

Ключевые слова: обоняние, внимание, сознание, запах, орбитофронтальная кора, грушевидная кора

Введение

Знания о взаимосвязи между вниманием и сознанием неоценимы для эмпирического исследования сознания, потому что внимание можно экспериментально варьировать и его влияние на сознательное восприятие можно измерить.Обсуждение того, как внимание соотносится с сознанием, до сих пор основывалось в основном на эмпирических результатах исследования пространственного визуального внимания (Dehaene et al., 2006; De Brigard and Prinz, 2010; Prinz, 2010; Van Boxtel et al., 2010). ). Цель этой статьи — представить сдвиги внимания в сторону обонятельной модальности как второй системы, в которой взаимодействуют внимание и сознание. Преимущество открытия обсуждения фактов с помощью второго типа внимания состоит в том, что это снижает вероятность ошибочно принять специальные адаптации за общие принципы.

Основной мотивацией для изучения внимания в обонянии является вычислительная и анатомическая простота обонятельной системы (Haberly, 2001; Lledo et al., 2005; Isaacson, 2010; Sela and Sobel, 2010). Изучение простых систем с целью раскрытия общих принципов внесло значительный вклад в наше понимание многих биологических процессов, а обонятельная система является идеальной модельной системой для исследования сознания. Это может даже представлять минимальную нейроанатомию, необходимую для сознательной обработки (Morsella et al., 2010).

Эта статья преследует три цели: введение сдвига внимания в сторону обоняния как системы изучения внимания. Первая цель — разработать таксономию обонятельного внимания, которая будет интегрирована в общую таксономию внимания (Chun et al., 2011). Вторая цель — проанализировать, что известно о структурах мозга, которые участвуют в сдвигах внимания в сторону обонятельной модальности и в сознательной обработке обонятельной информации. Эти первые две части вместе представляют систему, в которой могут быть изучены вопросы об отношении между вниманием и сознанием.Третья цель — продемонстрировать полезность недавно представленной системы, ответив на один из следующих вопросов: необходимо ли внимание к запахам для сознательной обработки запахов?

Таксономия обонятельного внимания

Изучение внимания обонятельной модальности находится в зачаточном состоянии. Поиск в базах данных литературы покажет, что статей о визуальном внимании почти в тысячу раз больше, чем об обонятельном внимании. Прежде чем обсуждать внимание в обонятельной модальности, необходимо уточнить, какие типы обонятельного внимания существуют и как они соотносятся с другими типами внимания.Я достигну этого, поместив процессы обонятельного внимания в недавно введенную общую таксономию внимания (Chun et al., 2011).

Таксономия, предложенная Chun et al. (2011) основан на том, над каким типом информационного внимания действует. Самое основное различие — между внешним и внутренним вниманием. Внутреннее внимание оперирует внутренней информацией, такой как воспоминания, мысли или правила задач. Внешнее внимание управляет сенсорной информацией. Типы обонятельного внимания, обсуждаемые в этой статье, являются типами внешнего внимания.Внешнее внимание можно далее подразделить на внимание к пространству, времени, объектам или особенностям объектов. Кроме того, уделяется внимание информации, генерируемой определенной модальностью. Теперь я буду обсуждать эти пять типов внешнего внимания (пространственное внимание, временное внимание, внимание к объектам, внимание к особенностям и внимание к модальности) в обонянии.

Пространственное обонятельное внимание

Парадигматический случай пространственного внимания — это распределение визуального внимания по позициям в визуальном пространстве.Визуальное пространственное внимание может быть открыто перемещено посредством движений тела, головы и глаз или скрыто с помощью вычислительных средств, пока точка фиксации не изменяется. В повседневной жизни явные сдвиги пространственного визуального внимания более заметны, но скрытые сдвиги также значительны (например, Wojciulik et al., 1998). Другие чувства с пространственно структурированной феноменологией, такие как пассивное прикосновение, также имеют вычислительные механизмы для скрытого пространственного внимания (Forster and Eimer, 2004).

Внешний пространственный ш

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *