Полная семья неполная: определение, причины возникновения и типы, особенности воспитания и развития детей

Содержание

Проблемы неполных семей – помощь психолога

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.

Что такое неполная семья

Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:

Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.

Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.

Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:

  1. Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
  2. Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
  3. Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
  4. Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.

Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.

Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.

Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.

Проблемы неполных семей

Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:

  • Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
  • Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
  • Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
  • Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя.
  • Травля со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
  • Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.

Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.

Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.

Личные проблемы родителя

характеристика семьи

Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.

Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.

Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.

Дети из неполных семей

Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:

  • проблемы с полоролевой идентификацией;
  • девиации;
  • трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
  • проблемы со здоровьем.
Полоролевая идентификация

Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.

У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.

На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.

Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.

Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.

Что характерно для мальчиков:

  • преобладание женских черт;
  • агрессивность;
  • склонность к зависимостям;
  • нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.

Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.

Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:

  • Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
  • У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.

Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.

Девиантное поведение

неблагополучная семья

Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

«Новый папа» или «новая мама»

Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.

Проблемы со здоровьем

Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.

Поддержка неполных семей

Поддержка неполных семей должна быть комплексной:

  • помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
  • помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
  • помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
  • помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
  • общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.

Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.

Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).

Что еще важно учесть родителям из неполных семей:

  • По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
  • По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
  • Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
  • Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
  • Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.

Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.

Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.

Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.

В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.

«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.

Неполная семья — это… Что такое Неполная семья?



        семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рождён вне брака). В ряду причин, обусловивших распад семьи, далеко не последнее место занимают сексуальные расстройства. По мнению сексологов, сексуальная неудовлетворённость служит основанием для половины разводов. Большая часть разведённых супругов также отмечает неудовлетворённость физической стороной их жизни. Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым — обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье. Сексологи считают, что уменьшить число семейных катастроф может половое просвещение населения и прежде всего молодёжи, повышение их духовной и сексуальной культуры. К тому же средний уровень образования матерей неполных семей, а следовательно, и их квалификация ниже, чем у матерей полных семей. Нередко неполная семья испытывает материальные трудности (по результатам социологических исследований семей минчан доход на 1 человека в неполной семье в 1,5-2 раза ниже, нежели в полной семье). Всё это объясняет тот факт, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель — выходец из неполной семьи.

(Источник: Сексологический словарь)

  • Неофрейдизм
  • Норма сексуальная

Смотреть что такое «Неполная семья» в других словарях:

  • неполная семья — Семья, в которой детей или ребенка воспитывает один из родителей. [ГОСТ Р 52495 2005] Тематики услуги населению Обобщающие термины виды учреждений социального обслуживания …   Справочник технического переводчика

  • НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ — НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ, неполное ядро семьи, обычно один из родителей с одним или неск. детьми, не состоящими в браке. Характеристика неполноты относится, т. о., к супружеской чете. Н. с. образуется чаще всего вследствие прекращения брака из за развода,… …   Демографический энциклопедический словарь

  • неполная семья — 2.4.2 неполная семья: Семья, в которой детей или ребенка воспитывает один из родителей. Источник: ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Неполная семья — это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность. Основные причины появления неполных семей – внебрачное… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Неполная семья —     семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Наиболее распространены Н.с., состоящие из матери и детей. Существуют Н.с., где нет ни одного из родителей и дети живут с бабушками, дедушками и другими… …   Педагогический терминологический словарь

  • НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ — семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще всего отец). В большинстве случаев Н. с. образуется в результате развода родителей или рождения женщиной детей вне брака. Воспитательные возможности в Н. с. значительно ограничены, так как… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Семья — Межличностные отношения Типы отношений Агамия · Брачный союз · Броманс · Вдовство · Гражданское партнёрство · Дружба · Жена (супруга)  …   Википедия

  • Семья —         основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Как устойчивое объединение возникла с разложением родового строя. Первая историческая форма… …   Сексологическая энциклопедия

  • семья — семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • СЕМЬЯ НЕПОЛНАЯ — англ./атш 1у, broken; нем. Familie, unvollstandige. Семья нуклеарная, в к рой один из супругов отсутствует. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

Книги

  • Наши зимы и лета, вёсны и осени, Мария Романушко. Мать и маленький сын. «Неполная» семья. Может ли жизнь в такой семье быть по- настоящему полной и счастливой? Да, может. Она может быть удивительной, почти сказочной — если не замыкаться на… Подробнее  Купить за 232 руб
  • Большое счастье в маленькой семье. С ребенком, но без мужа, Ольга Андрюшина. Эта книга посвящена женщинам, которые, оставшись с ребенком, вдвоем смогли обрести уверенность и счастье. Сюда вошли правдивые истории о мамах и детях, женщинах и мужчинах, о том, как… Подробнее  Купить за 230 руб
  • Растем вместе. Как помочь ребенку стать счастливым, Вадим Слуцкий. В этой книге собраны ответы на важные вопросы, с которыми приходится сталкиваться абсолютно всем родителям в процессе воспитания: наказывать ли ребенка, ограничивать ли его свободу, как… Подробнее  Купить за 152 руб

Другие книги по запросу «Неполная семья» >>

Что такое неполная семья 🚩 Неполная семья 🚩 Семейная жизнь

Инструкция

Неполная семья может возникнуть по нескольким причинам. Выделяют типы неполных семей: внебрачная, распавшаяся, осиротевшая, разведенная. Подавляющее большинство неполных семей являются материнскими.

Оставшийся родитель вынужден выполнять как свои обязанности, так и обязанности отсутствующего. Он разрешает и бытовые, и материальные вопросы. Параллельно с этим необходимо грамотно организовать воспитание ребенка, который нуждается в обоих родителях.

Одинокому родителю придется хорошенько поработать над собой, чтобы не конструировать у ребенка негативный образ отсутствующего родителя. Это бывает очень трудно в случае распада семьи. Необходимо сделать все возможное, чтобы не показывать свое раздражение при ребенке.

Ребенок будет интересоваться судьбой второго родителя, и у него есть на это право. Отнеситесь с уважением к этому желанию. Постарайтесь высказываться о втором родителе как можно более тактично и мягко.

Другой крайностью поведения является чрезмерная захваченность ребенком, переходящая в гиперопеку. Одинокий родитель жалеет ребенка и стремится восполнить недостающую заботу за двоих, но часто переходит границу благоразумия. В результате ребенок вырастает неприспособленным к самостоятельной жизни, но с повышенными запросами.

Иногда одинокий родитель в страхе избаловать ребенка становится строгим и авторитарным. Это тоже крайность, особенно нежелательно такое поведение для матери. Ребенок трактует его как отсутствие любви, ведь строгость отца и матери имеет разные цели.

Немного более благоприятной по сравнению с распадом психологи считают ситуацию смерти родителя. Эта ситуация обеспечивает эмоциональную поддержку со стороны всех родственников, что очень важно для оставшегося родителя и ребенка. К умершему родителю будет сформировано уважительное отношение, в отличие от ситуации распада семьи.

Наличие нескольких детей также положительно сказывается на адаптации к жизни в неполной семье. Старшие дети могут взять на себя некоторые обязанности, помочь младшим и стать их защитниками. В неполной семье зачастую эмоциональная близость детей между собой очень сильна.

Одиноким родителям следует помнить, что воспитание ребенка теперь является их главной задачей. Но не стоит сбрасывать со счетов возможность повторного брака, считать себя несостоятельным для семейной жизни. По крайней мере, общение с представителями противоположного пола необходимо поддерживать.

Неполная семья — 870 советов адвокатов и юристов

Имеет ли льготы ребёнок при поступлении в детский сад (ребёнок из неполной семьи)

Доброго времени, Ирина!

Правом первой очереди при зачислении в детский сад обладают дети полицейских, контрактников, инвалиды (сами дети или их родители), многодетные семьи с тремя детьми и более.

Кроме того, после вышеназванных категорий преимущественным правом зачисления в сад обладают матери-одиночки, педагоги и иные сотрудники данного ДОУ, родители, у которых другой ребенок уже посещает данный детский сад.

Спасибо за обращение на сайт www.9111.ru
Всего вам доброго! Для меня важно оценка ответа или отзыв.

Установление отцовства-семья полная или неполная?

Что вы подразумеваете под своим вопросом? Можно поконкретнее.

Полная или неполная семья, когда родители в разводе, но ребенок совершенно летний.

Нет в законодательстве понятия полной и неполной семьи.

Мне отказали в пособии на ребенка с 3 до 7 лет.

Комментарий от ведомства:

Представление Заявителем неполных и (или) недостоверных сведений Завялен неполный состав семьи (не указан муж).

Но мы в разводе. Выписка по гражданскому делу на руках. Свидетельство о расторжении брака еще не получила.

Что делать в этой ситуации? Заново подавать?

Да, подавайте заново и укажите мужа (он отец ребёнка и должен его содержать), алименты, в частности, учитваются при определении доходов семьи.

Месяц ждала рассмотрение заявления на пособие от 3 до 7 лет, пришёл отказ т.к неполное сведения о составе семьи, мужа я не вписала т.к он иностранный гражданин но брак официальный и есть РВП, но муж на данный момент в исправительной колонии, как мне без его данных подать заявление?

Или можно как-то РВП в заявлении заполнить? Спасибо большое.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются -лица, лишенные родительских прав,-лица, находящиеся на полном государственном обеспечении,-проходящие военную службу по призыву,
-отбывающие наказание в виде лишения свободы.
Поэтому Вам следует обжаловать отказ в выплате пособия в порядке подчиненности, а также в прокуратуру.

После развода если оформлю статус малоимущей и то что неполная семья сколько денег выплачивают.

— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, нисколько денег не выплачивают за то что вы развелись. Больше ничего не придумали?

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Могу ли я оформить социальную стипендию на дочь, если я ИП, но моя деятельность приостановлена. Какой доход мне указывать? Я в разводе, то есть у нас неполная семья.

Здравствуйте Наталья!
Государственная социальная стипендия назначается студентам, обучающимся на очной форме обучения, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства.

Ситуация следующая. Ребенок учится в институте (18 уже исполнилось).

Есть возможность оформить доп. выплаты т.к ребенок воспитывается в неполной семье. Перечень документов не предоставлен. Прописаны мать и дочь по разным адресам.

Спасибо.

О каких доп. выплатах идет речь?

Добрый день, Ольга! Данной категории лиц льготы законодательством РФ не предусмотрены.

Месяц назад переехали в новую квартиру в Подмосковье. В связи с пандемией не могли оформить собственность, и соответственно прописку. До сих пор ждем выписку из МФЦ. Ребенка без прописки в первый класс не принимают, а теперь выяснилось, что мест уже в школе нет, предлагают место в другую школу (за несколько км в другом ЖК). Семья неполная (отец умер 5 лет назад). Имеет ли мать льготы по устройству своего ребенка в школу по месту своей прописки?

Добрый день, Любовь! ДА, имеет.

День добрый. Вопрос про программу помощь молодой семьи в Тульской области.

1. Как пишут, помимо полноценной семьи, могут участвовать и неполные семьи. К примеру, один родитель и ребёнок. У нас это получается 1 взрослая девушка (24 года) и дочка (5 лет). Возможно ли претендовать на эту программу?

Если возможно, то готов оплатить консультацию, чтобы всё подробно объяснили (какие документы, куда подавать, какой порядок и т.д. и т.п.)

Вначале попробуйте разобраться сами. Всё доступно.
Участницей подпрограммы может стать молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, в которой возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет, нуждающаяся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ (обеспеченность жилой площадью менее 11 кв. м. общей площади на каждого члена семьи) и имеющая доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Подробнее >>>
Подробнее >>>

Если мы с мужем живём вместе гражданским браком и есть двое детей (в свидетельствах вписаны оба родителя).

Для подачи документов на пособие от 3 до 7 лет наша семья считается полной или неполной семьёй?

Поскольку в свидетельствах вписаны оба родителя, то ваша семья считается полной.

Моя дочь родила ребёнка вне брака. Отец признал малыша, но на этом его функции и закончились. Считается ли семья дочери неполной по закону?

Если в свидетельстве о рождении указан отец, то семья полная. Ваша дочь не считается матерью-одиночкой.

Если отец ребенка оформил свидетельство об усыновлении (удочерении), то у ребеночка есть отец. Ваша дочь не будет считаться матерью-одиночкой.
Взыскивайте алименты.

Я сотрудник ОВД, нахожусь в декретном отпуске по уходу за третьим ребенком. Планирую выходить на работу, в отпуск по уходу пойдет работающая бабушка. Могу ли я выйти на неполный рабочий день или обязательно полный рабочий день? И как все правильно сделать, чтобы сохранить пособие от Соцзащиты по уходу за третьим ребенком как многодетная семья?

Вы вправе выйти на неполный рабочий день до достижения ребёнком 3-х лет. Бабушка тогда не при делах.

Если я единственный родитель у двоих детей, поэтому и не работающий чтоб они были под присмотром, может наша неполная семья считаться малоимущей?

Критерии «малоимущей семьи» — гораздо сложнее и вам для получения ответа на этот вопрос, нужно обратиться в муниципалитет с соответствующим заявлением…

З-х комнатная коммуналка, один из зарегистрированных соседей (не собственник) предлагает двум другим семьям купить комнаты, выделив одинаковую сумму. У нас собственница 16-ти неполных лет. нужно ли согласие опеки на переезд? Спасибо.

На сделку по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетнему, обязательно надо получить разрешение органов опеки и попечительства.

Елена Васильевна. Продажа имущества несовершеннолетнего возможно только с согласия органа опеки.

Работаю по графику: неделя с 7.00-16.00, следующая с 15.30-00.00 и третья с 23.30-7.00. Многодетная семья. В отпуске по уходу за ребенком. Могу ли я выйти на неполный рабочий день при данном графике?

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность) (ст. 256 ТК РФ)
Но по графику работы Вы должны согласовать с работодателем.

Необходимо отметить, что согласно части пятой ст. 96, части второй ст. 259 ТК РФ привлечение к работе в ночное время женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Работницы, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от привлечения к работе в ночное время. Ночным временем при этом считается время с 22 часов до 6 часов (часть первая ст. 96 ТК РФ).

Уже второй раз пришёл отказ в постановке в очередь на жилье. Сдавала документы как неполная семья. Я и сын, ему 16 лет. Жилья нет, живём все это время на съёмной квартире. В браке не состояла, есть документ об установлении отцовства, документы все сдала которые требовались, в чем причина?

Здравствуйте.
Вы можете обратиться за разъяснением в администрацию, куда сдавали документы. Так сказать невозможно.

Женщина не в браке. Воспитывает ребенка. Отец признал ребенка. Платит алименты. Относится ли данная семья к неполной?

Здравствуйте, да, такая семья официально считается неполной в виду отсутствия регистрации брака.

Меня зовут Марьям. Я живу в неполной семье и отец не принимает никакого участия в моем воспитании, я хочу чтобы он добровольно отказался от дочери.

Это не предусмотрено законодательством.

Отказ родителей от детей невозможен, законом не предусмотрено. Для чего Вам отказ отца от Вас?
Не желает воспитывать — не заставите. Если алименты платит, то родительских прав не лишат.

Если вы кого-то заставляете, то как это может быть добровольным?
Во-вторых, по закону такое невозможно.

Пожалуйста вопрос о льготной очереди в дет сад в Мос области: как правильно написать заявление о постановке в льготную очередь в детсад в связи с тем что родители ребенка развелись и ребенок из » неполной семьи», спасибо.

Ребенок не считается из неполной семьи. У ребенка есть оба родителя, у которых есть равные права и обязанности по отношению к ребенку. Заявление пишется в свободной форме.

Неполная семья — это… Что такое Неполная семья?



Неполная семья

   — семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Наиболее распространены Н.с., состоящие из матери и детей. Существуют Н.с., где нет ни одного из родителей и дети живут с бабушками, дедушками и другими родственниками. По данным переписи 1994, доля Н.с. среди всех семей составила 17,4%, причём 12,1% семей имели только мать и 1% — отца. Н.с. возникает в силу разных причин: рождения ребёнка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Соответственно выделяют осн. типы Н.с.: внебрачная, осиротевшая, разведённая, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди Н.с.


Воспитание детей в Н.с. обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Большинство Н.с. испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат Н.с. во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большая часть Н.с. возникает по причине ухода отца. Поэтому женщины своё разочарование по отношению к бывшему мужу иногда бессознательно проецируют на ребёнка. В ряде случаев мать стремится восполнить недостаток отцовской заботы, окружая ребёнка чрезмерной лаской и опекой. Во всех таких ситуациях воспитательная атмосфера семьи отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка. Кроме того, в Н.с. ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Психическое и сексуальное развитие девочки в Н.с. также отличается противоречивостью. Часто дети из Н.с., по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Однако это не означает, что Н.с. обязательно является неблагополучной. Н.с., хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь из-за детей, зачастую приносят напрасную жертву. Родителю, оставшемуся главой Н.с., необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 167-168)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2006.

  • Неотомизм
  • Неполная средняя школа

Смотреть что такое «Неполная семья» в других словарях:

  • Неполная семья —         семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рождён вне брака). В ряду причин, обусловивших распад… …   Сексологическая энциклопедия

  • неполная семья — Семья, в которой детей или ребенка воспитывает один из родителей. [ГОСТ Р 52495 2005] Тематики услуги населению Обобщающие термины виды учреждений социального обслуживания …   Справочник технического переводчика

  • НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ — НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ, неполное ядро семьи, обычно один из родителей с одним или неск. детьми, не состоящими в браке. Характеристика неполноты относится, т. о., к супружеской чете. Н. с. образуется чаще всего вследствие прекращения брака из за развода,… …   Демографический энциклопедический словарь

  • неполная семья — 2.4.2 неполная семья: Семья, в которой детей или ребенка воспитывает один из родителей. Источник: ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Неполная семья — это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность. Основные причины появления неполных семей – внебрачное… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ — семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще всего отец). В большинстве случаев Н. с. образуется в результате развода родителей или рождения женщиной детей вне брака. Воспитательные возможности в Н. с. значительно ограничены, так как… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Семья — Межличностные отношения Типы отношений Агамия · Брачный союз · Броманс · Вдовство · Гражданское партнёрство · Дружба · Жена (супруга)  …   Википедия

  • Семья —         основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Как устойчивое объединение возникла с разложением родового строя. Первая историческая форма… …   Сексологическая энциклопедия

  • семья — семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • СЕМЬЯ НЕПОЛНАЯ — англ./атш 1у, broken; нем. Familie, unvollstandige. Семья нуклеарная, в к рой один из супругов отсутствует. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

Книги

  • Наши зимы и лета, вёсны и осени, Мария Романушко. Мать и маленький сын. «Неполная» семья. Может ли жизнь в такой семье быть по- настоящему полной и счастливой? Да, может. Она может быть удивительной, почти сказочной — если не замыкаться на… Подробнее  Купить за 232 руб
  • Большое счастье в маленькой семье. С ребенком, но без мужа, Ольга Андрюшина. Эта книга посвящена женщинам, которые, оставшись с ребенком, вдвоем смогли обрести уверенность и счастье. Сюда вошли правдивые истории о мамах и детях, женщинах и мужчинах, о том, как… Подробнее  Купить за 230 руб
  • Растем вместе. Как помочь ребенку стать счастливым, Вадим Слуцкий. В этой книге собраны ответы на важные вопросы, с которыми приходится сталкиваться абсолютно всем родителям в процессе воспитания: наказывать ли ребенка, ограничивать ли его свободу, как… Подробнее  Купить за 152 руб

Другие книги по запросу «Неполная семья» >>

Ребенок в неполной семье | Православие и мир

Статья опубликована в православном журнале для родителей «Виноград» (№36, июль-август 2010).

Как вырастить ребенка в неполной семье? Эта проблема, к сожалению, актуальна для православной среды ненамного меньше, чем для людей невоцерковленных. Как найти правильную линию воспитания? Как минимизировать душевные травмы ребенка? Стоит прислушаться к советам профессионального психолога.

Ерошенко Н.Н.,

кандидат психологических наук

Воспитывать детей тяжело. Даже если в воспитательном процессе участвуют оба родителя, а также подключаются бабушки, тетушки и приходящие няни. Если ребенка воспитывает один родитель — на него падает двойная нагрузка. Как не допустить воспитательного крена, неизбежного в связи с отсутствием противовеса? Как не надорваться одинокому родителю? Ведь не только воспитывать — и работать приходится за двоих, чтобы поставить ребенка на ноги. И несмотря на то, что характер проблем для всех родителей-одиночек схожий, но вдове, разведенной, незамужней женщине и одинокому отцу придется решать эти проблемы по-разному.

Как возникла неполная семья?

Факторы, при которых возникла неполная семья, неодинаково воздействуют на ребенка. Это как при составлении истории болезни — разные симптомы указывают на разные заболевания. Итак, для начала нужно ответить на следующие вопросы:

  • Кто отсутствует в семье?
  • Как долго?
  • В каком возрасте был ребенок, когда семья распалась?
  • Кем был заменен отсутствующий родитель?
  • Каким был отсутствующий родитель?
  • Каким является присутствующий родитель?
  • Каков сам ребенок?

Безусловно, в деле воспитания мелочей нет. А в неполной семье — тем более. Имеют значение и социальный фон, и материальный статус, и культурная среда, и наличие бабушки с дедушкой…

Отдельно стоит причина возникновения неполной семьи. Отец умер от несчастного случая или совершил самоубийство? Сел в тюрьму или уехал за границу? Развод произошел по взаимному согласию, или папа просто бросил семью? Разные ситуации наносят душе ребенка травмы разной степени тяжести — и эту степень обязательно нужно учитывать.

Конечно, хорошо, когда ребенок воспитывается в полной семье, где все друг друга любят, уважают, друг другу доверяют. Но сама по себе полная семья не является гарантией счастья и успешного воспитания. Она лишь создает более выгодные предпосылки. И забывать об этом не стоит.

Особенности воспитания в неполной семье

Распад семьи наносит ребенку травму. Это неизбежно, как бы ни старались родители смягчить удар. А иногда они и не пытаются его смягчить — в своих душевных метаниях мама и папа забывают о ребенке, и вот он уже покинут не одним, а обоими родителями… И как раз в тот момент, когда он особенно остро нуждается в их любви и поддержке.

Часто после разрыва мамы пытаются взять на себя героическую миссию — стать для своего ребенка и матерью, и отцом. Скажем сразу — миссия невыполнима. В полной семье мама и папа занимают каждый свою нишу, и на стыке их воспитательных позиций, как правило, и находится та золотая середина, которая помогает правильно воспитывать ребенка. Одинокая мама бросается в крайности. Она хочет заменить сыну отца — и становится строгой, требовательной, жесткой. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери — ее любви, теплоты, ласки. А ведь в раннем возрасте именно эти материнские качества становятся для ребенка залогом уверенности в себе, доверия к окружающим, общего положительного самоощущения.

odin

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье — это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи.

Ребенок способен отличить мать от отца, поэтому не прикидывайтесь тем, кем вы не являетесь. Основным оружием в борьбе за воспитание должно стать осознание своей ответственности. Ребенку необходимо чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение нельзя пробудить упреками или призывами к сочувствию. Авторитет должен расти постепенно, как результат культурного общения с людьми, серьёзного, рассудительного, понятного для ребенка подхода к решению проблем и вопросов; но прежде всего, — правдивости и искренности воспитателя.

Кроме того, не стоит забывать, что ребенок — не пассивный участник воспитательного процесса. Он тоже формирует свою личность своим темпераментом. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.

ot-odО трудностях отцов-одиночек

У отца-одиночки положение еще менее выгодное, чем у одинокой мамы. Мать связана с ребенком физически; отец этой связи лишен. Он не мучался токсикозом во время беременности, не кричал в родовых схватках, не кормил ребенка грудью… А ведь именно эти стадии создают тот интимный контакт матери и ребенка, который невозможно ничем заменить.

И все же нет оснований дисквалифицировать отцов-одиночек, хотя их путь к своему ребенку будет более долгим и более сложным.

Повторный брак

К повторному браку нельзя относится однозначно хорошо или однозначно плохо. Все зависит от того, чем он обернется для матери и ребенка. Хорошо, если новый брак повысит внутреннюю жизненную уверенность матери, а тем самым и ребенка. Но если есть вероятность ослабления такой уверенности, возникновения конфликтов, напряженных отношений — новый брак нежелателен.

Потребности ребенка для здорового развития

У ребенка есть 4 круга потребностей. Он должен пройти все эти круги, чтобы на выходе получить здоровое развитие и хорошие отношения со сверстниками. В полной семье этот результат достигается, как правило, естественным путем. В неполной семье необходимо приложить ряд усилий.

Первый круг: взаимное общение между ребенком и родителем.

Мать может легко удовлетворить эту потребность. Но женщины часто бросаются в крайности. Либо она слишком перегружена работой и личными проблемами — и малыш оказывается заброшенным. Либо она пугается того, что мало заботится о ребенке — и начинает душить его своей любовью. Но избыток заботы так же вреден, как и недостаток: он может привести к равнодушию или активному сопротивлению.

Второй круг: потребность социального учения.

И на этом круге нельзя сказать, что одинокая мать в невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни так же естественно, как и любая другая мать. И у нее даже есть преимущество — никто не спорит с ней о взглядах на воспитание. Но это преимущество имеет и обратную сторону. Истина, как известно, рождается в споре. А если никто не спорит, значит, ошибки останутся неисправленными. Легкое привитие различных навыков ребенку еще не говорит о том, что они сформированы хорошо и полезно. Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.

Третий круг: эмоциональные потребности

И здесь мать-одиночка не столкнется с непреодолимыми проблемами. Как правило, дети в неполных семьях очень хорошо эмоционально развиваются — если матери готовы находчиво отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к их «открытиям». Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы «открывал мир». Ребенка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.

Четвертый круг: включение ребенка в общественную жизнь

Да, здесь дети из неполных семей оказываются в менее выгодном положении. Ребенку знакома практически одна социальная роль — его матери. В связи с этим психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров определяют самый острый вопрос неполной семьи — как сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию? Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости, а если есть, то какого качества?

Для выполнения этой задачи в обществе существуют половые роли. Это социальные нормы, которые определяют, чем должны и не должны заниматься представители каждого пола. Это формирование должно начинаться с дошкольного возраста. Иначе неизбежны отклонения в развитии, которые позже помешают нормально выполнять семейную и общественную функции. Такие проблемы всегда приводят к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.

Подводим итоги

Если одинокий родитель примет к сведению все вышеизложенные факторы — он имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.

Для маленького ребенка общество — это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения число окружающих людей. Гораздо важнее качество отношений. Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, многого от него ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Есть немало положительных примеров воспитания детей в неполных семьях — несмотря на определенные трудности, которые испытывают родители. Главное, что нужно помнить — несчастный родитель не сможет вырастить счастливого ребенка. Не сможет сформировать у него позитивные чувства и радостные эмоции. Поэтому — будьте счастливы. Хотя бы тем, что у вас растет ребенок.­­

Также в номере:

Воспитание ребенка в неполной семье. Неполная семья

По данным демографа А. Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста — каждый седьмой. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена «материнская» семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами. Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться?

У каждой неполной семьи — своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.

Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной по сравнению с предыдущими вариантами. В особенности если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.

Наличие в неполной семье нескольких детей также позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые поведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего «ведущим», стимулом в социальной сфере. Старший сможет встать на позицию защитника, ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. Известно, что в неполных семьях сестры и братья гораздо меньше конкурируют и больше эмоционально привязаны друг к другу. Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.

Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения: «как бы не избаловать», «не отбился бы от рук», «вдруг проявится плохая наследственность». Тогда матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются — в особенности общаясь с сыновьями — играть роль «строгих отцов»… и обычно это не приводит ни к чему хорошему. Ведь дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская — это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины. А это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к «сиротинушке», которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной семьи. В результате здесь часто происходит перераспределение ролей по принципу «свято место пусто не бывает». Жизнь в неполной семье нередко поощряет ребенка к реализации таких функций, как «замещать кого-то из членов семьи», «дружить в семейных союзах», «сохранять семейные секреты»… Этот ранний опыт оказывает сильное воздействие на психику ребенка, травматично влияет на процессы его полоролевой социализации.

Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя «без пары», выработка новых форм семейной жизни — сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Но сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь после развода родителей — это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. И наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не успокоится, пока вы не перевяжете правильно, — что же говорить о столь кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!

В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по модели «культа самопожертвования», когда родители и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально «покидает» своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и — отчасти — матери.

Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенком буквально с раннего возраста. Поэтому теперь его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее, чем в прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация. Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем — якобы никудышном муже и отце. В этих случаях мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства ребенка — трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек. И наиболее мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.

Как отмечает известный специалист, основоположник семейного консультирования, Вирджиния Сатир, самое простое для матери — внушить ребенку, что отец «плохой». Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.

Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?

Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.

Е. П. Арнаутова

Статья предоставлена психологическим центром «Адалин»

> — этот пункт статьи говорит как раз о пользе воспитания в неполных семьях. Что ж плохого, когда дети растут дружными и более привязанными друг к другу в эмоциональном плане?
— вот с этим, лично я, как мать воспитывающая дочь одна, не согласна. После развода мне стало наоборот легче. Я знаю, что расчитывать мне не на кого, кроме себя и по вопросам воспитания ни с кем разногласий нет.
> — вот это вообще бред полный. Если учесть, что мужчины стали более инфантильными, я бы сказала как раз наоборот, что сейчас мужчины вообще стараются не участвовать в воспитании детей. Сходил бы этот их социолог на родительское собрание в детский сад, не стал бы писать такие глупости.

2009-10-04, мамапапасынсобака

А вот кто-нибудь написал бы статью, о так называемых «полных семьях», но в которых наличие отца у ребенка номинально. То есть вроде бы он и есть, но почему-то в футбол с дошкольником играет мама, на вилосипеде и плавать учит она же. А папа возлежит на диване перед телевизором и за 8 ребенкиных лет жизни сходил погулять с ним столько же раз. А если что-то в поведении ребенка его не устраивает, то он выговаривает матери — «Твое воспитание!!!»
Ну и чем такая «полная» семья лучше неполной??? О какой «половой идентификации» может идти речь, когда перед глазами пример такого отца)))

2009-10-04, Kapitolina

Особенно понравились советы родителям, воспитывающим ребенка в неполной семье.
«Говорите с ребенком и слушайте его!» — а что, в полной семье с ребенком можно не разговаривать?
«Чаще хвалите, а не наказывайте!» — а если оба родителя в наличии, бейте три раза в день.
«Развивайте социальные связи своей семьи» — вот тоже совет, в полной семье совершенно не нужный…)))

2009-10-04, Сбыча Мечт


Всего 3 отзыва Прочитать все отзывы.

Неполная семья

По статистике двух крупнейших держав мира (России и США) около 30% детей воспитываются в неполных семьях. Причиной тому являются развод (разлука) родителей, изначальное отсутствие семейных отношений (внебрачные роды), смерть матери или отца. Неполная семья, конечно, не приговор. В такой семье ребенок тоже может вырасти здоровым, умственно уравновешенным и полноценным.Но не всегда. Отклонения все же случаются. И достаточно часто.

Для того, чтобы ребенок рос уверенным в себе, без рождения и развития всевозможных фобий, нужна семья, в которой внимание этому ребенку будет уделяться как с женской (материнской) стороны, так и с мужской (отцовской). ) — полноценная семья.

Психология объясняет невротическое развитие, поведенческие и патохарактерологические расстройства, прежде всего отсутствие полноценной семьи у ребенка. Неполная семья проявляется у дошкольников в унынии и истерике, необоснованном упорстве и даже тиках; девушки часто заикаются.Нервозность в школьном возрасте не только не проходит, а, наоборот, увеличивается. А поведенческие расстройства более выражены. Это вызвано нервными срывами матери, конфликтами родителей не только до развода, но и долгое время после него. Кроме того, для детей чрезвычайно важна адекватная модель гендерной идентичности, которую неполная семья дать не может.

Инициатором расставания обычно выступает женская сторона (мать), неудовлетворенная в одних случаях чрезмерной мягкостью мужа и его «неспособностью жить», а в других — эгоцентризмом и слишком жестким проявлением доминирования.Родительский алкоголизм, как ни странно, играет меньшую роль.

Частая причина истерических неврозов мальчиков — в отсутствии влияния отца и в среднем эмоциональной отзывчивости матери. Часто это также результат межличностных, ранее неразрешенных конфликтов между матерью и ее родителями. Мать словно передает эти отношения детям, становясь для них еще одним источником негативного психологического воздействия.

Иногда случаются «непроизвольные перенаправления» негативной матери на сына, если он вырастает слишком сильно, как его отец.Тем более, если по наследству передаются не только внешние характеристики: «ты просто тупой», «ничего не можешь» и т. Д. Иными словами, мать дает дополнительный рецепт неполноценности собственного ребенка. Как следствие — неуверенность, робость или, наоборот, агрессия и неконтролируемость.

В неполных семьях, где воспитанием занимается мать, отношения с сыновьями более конфликтны, чем с дочерьми.

В неполных семьях мать часто возвращается в дом к родителям.Естественно, они поддерживают дочь, испытывая неприязнь к бывшему зятю. И, даже не осознавая, создают на ребенка дополнительное давление, что негативно сказывается на психике, открыто выражая эту неприязнь и упрекая внука в подобии отца, усугубляя детские переживания.

Иногда матери перекладывают ответственность на врачей-психотерапевтов, педагогов и воспитателей круглосуточных групп детских садов и интернатов. Если дети остаются с матерью, уход за ними формально мало отличается от ухода за детьми в полных семьях, но различия в контроле значительны.У девочек меньше ограничений, чем у мальчиков. И давление на них намного меньше. Более строгий контроль по отношению к сыновьям обусловлен стремлением уйти от возможного копирования отцовских черт. Следовательно, чаще используются порицания, угрозы и физические наказания мальчиков. И наоборот, оставшись наедине с дочерью, мать относится к ней более бережно и нежно. Отчасти потому, что он видит в этом продолжение самого себя и, сожалея о дочери, сожалеет в какой-то мере и о себе.

Разлучение родителей сильнее сказывается на девушке, если она привязана к отцу больше, чем к матери. Реактивные слои могут обострить и страх потерять мать, т.е. страх одиночества и социальной изоляции. Потеряв отца, девочки чаще, чем мальчики, боятся отпустить мать. Они боятся, что мама однажды не вернется или что с ней что-то случится. Увеличиваются общая пугливость, общие опасения, возникшие еще в раннем возрасте.Впоследствии — диагнозы: невроз страха, истерический невроз. А в будущем — невроз навязчивой идеи: ритуалы от несчастья, мысли об инвалидности, неуверенности, фобии.

В юношеском возрасте уже отчетливо звучат депрессивные невротические симптомы: пониженный фон настроения, депрессия, чувство отчаяния, мнительность, постоянные страхи, неверие в себя, переживания из-за явных неудач, скованность в общении с противоположным полом, колебания в решении -изготовление.

Неполная семья на самом деле не приговор. Видение отношений с ребенком изнутри, возникающее после распада семьи, поможет избежать дополнительных стрессов и развития различных фобий. Не забывайте главного: ребенок не виноват в том, что у взрослых отношения не сложились. В неполной семье сочувствие, поддержка и участие необходимы в первую очередь ребенку, судьба которого решалась без его ведома и согласия…

.

неполная семья — это … Что такое неполная семья?

  • Family Force 5 — Pays d’origine États Unis Жанр мюзикл Crunk Rock Années d activité Depuis 1993… Wikipédia en Français

  • Family Channel — Family (chaîne de télévision) Pour les article homonymes, voir ABC Family. Création 1er septembre 1988 Propriétaire… Wikipédia en Français

  • Семейные портреты — Семейные портреты, американская трилогия Семейные портреты, американская трилогия (Семейные портреты: трилогия Америки) — это американский реалистичный фильм Дугласа Бака, выходивший в 2004 году.Sommaire 1 Сводка 2 Методика сбора информации 3 Распространение… Wikipédia en Français

  • Family Portraits, Une Trilogie Américaine — (Family Portraits: A Trilogy of America) — это американский реалистичный фильм Дугласа Бака, выпущенный в 2004 году.

  • Семейные портреты, американская трилогия — Семейные портреты, американская трилогия Семейные портреты, американская трилогия (Семейные портреты: трилогия Америки) — это американский реалистичный фильм Дугласа Бака, выпущенный в 2004 году.Sommaire 1 Сводка 2 Методика сбора информации 3 Распространение… Wikipédia en Français

  • Семейные портреты, американская трилогия — (Семейные портреты: Трилогия Америки) — это настоящий американский фильм Дугласа Бака, выпущенный в 2004 году.

  • Family Coaster (Walygator Parc) — Family Coaster Données clés Локализация Walygator Parc… Wikipédia en Français

  • Семейный маджонг II: Шанхай Хэ Но Мичи — Семейный маджонг II Шанхай хэ но Мичи Издатель Namco Дата вылета… Wikipédia en Français

  • Семейный маджонг ii: shanghai he no michi — Family Mahjong II Shanghai he no Michi Издатель Namco Дата вылета… Wikipédia en Français

  • Семейные портреты, американская трилогия — (Семейные портреты: трилогия Америки) — это реалистичный американский фильм Дугласа Бака, выпущенный в 2004 году.Sommaire 1 Сводка 2 Методика сбора информации 3 Распространение 4… Wikipédia en Français

  • Семейный маджонг — Издатель Namco Дата вылета 11 августа 1987 г. (Япония) Жанр Mah jong… Wikipédia en Français

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.