Цветаева Марина Ивановна, подробная биография
(1892-1941) русский поэт
«Одна великая женщина, может быть, самая великая из всех живших когда-нибудь на свете, с отчаянной яростью вырыдала:
Всяк дом мне чужд,
всяк храм мне пуст…
Имя этой женщины — Марина Цветаева». Так написал об этом выдающемся поэте спустя несколько десятилетий после ее гибели другой известный поэт — Евгений Евтушенко, угадав, может быть, главную трагедию ее жизни, трагедию одиночества и ощущение своей ненужности. Его же словами можно определить и то, чем являлась Марина Цветаева для русской поэзии: «Марина Ивановна Цветаева — выдающийся профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперед. Такой замечательный поэт, как Ахматова, которая так восхищалась Цветаевой, была лишь хранительницей традиций, а не их обновителем, и в этом смысле Цветаева выше Ахматовой».
Марина родилась в семье ученого-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, который оставил по себе самую большую память тем, что основал Музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке. Мать, Мария Александровна Мейн, талантливый музыкант, ученица Рубинштейна, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи.
У Марины и ее сестры Аси было счастливое безмятежное детство, которое закончилось с болезнью матери. Та заболела чахоткой, и врачи предписали ей лечение в мягком климате за границей. С этого времени у семьи Цветаевых началась кочевая жизнь. Они жили в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, и девочкам приходилось учиться там в разных частных пансионах. 1905 год они провели в Ялте, а летом 1906 года мать умерла в их доме в Тарусе.
Осенью Марина записалась в интернат при Московской частной гимназии. Она это сделала вполне сознательно, чтобы как можно реже бывать в их осиротевшем доме. Тема одиночества и смерти становится одной из главных в ее творчестве, начиная с ранних стихов. Конечно, это не относится к самым первым стихам Марины, которые она начала писать с шести лет. Но уже в семнадцатилетнем возрасте Марина Ивановна Цветаева пишет, обращаясь к Создателю: «Ты дал мне детство лучше сказки, И дай мне смерть в семнадцать лет!»
По стихам Марины Цветаевой можно узнать ее чувства и настроения в тот или иной период жизни, ее интересы и увлечения. Она много читала, но чтение это было бессистемным: книги по истории, искусству, научные трактаты — все подряд и вперемешку. С раннего детства Марина прекрасно знала языки и с одинаковой легкостью читала и даже писала стихи как на русском, так и на французском и немецком языках. Натура романтическая и впечатлительная, любила придумывать себе кумиров, которые с годами менялись.
В тринадцать лет Марина пережила кратковременное увлечение революционной романтикой, и ее героем стал лейтенант Шмидт, имя которого в 1905 году было у всех на устах. Ему на смену пришел Наполеон и его незадачливый сын, герцог Рейхштадтский. Марина Цветаева вообразила себя бонапартистской, повесила у себя в комнате портреты своих кумиров, а в 16 лет даже поехала в Париж, где прослушала в Сорбонне летний курс истории старофранцузской литературы.
В ее жизни были и другие герои — реальные и придуманные, которых, впрочем, объединяло одно общее качество: все они были страстными, ищущими натурами — бунтарями, как и она сама.
Одни из ее литературных кумиров менялись в разные периоды жизни, другие остались навсегда. С детства она зачитывалась Пушкиным, но никогда не любила «Евгения Онегина». Потом открыла для себя Гёте и немецких романтиков. Среди своих современников боготворила Бориса Пастернака, А. Ахматову, которую называла «златоустая Анна всея Руси». Особое чувство Марина Ивановна Цветаева испытывала к А. Блоку. Она ему поклонялась как поэту и была влюблена в него, посвятив Блоку несколько прекрасных стихов.
В 1916 году Марина уже стала известным поэтом, а первая книга ее стихов — «Вечерний альбом» — вышла в 1910 году. Стихи Цветаевой заметили и одобрили такие известные поэты, как Валерий Брюсов, М. Волошин, Николай Гумилев. Особую поддержку оказал ей М. Волошин, с которым она подружилась, несмотря на большую разницу в возрасте.
В 1911 году Марина Ивановна Цветаева ушла из гимназии и уехала в Коктебель к Волошину, дом которого всегда был открыт для всех начинающих и маститых писателей, поэтов, художников, музыкантов. Там Цветаева встретилась с Сергеем Эфроном. Его родители были революционерами, погибли, и Сергей вырос сиротой. Это был романтичный и доверчивый человек, каким и остался до конца жизни.
Следующий, 1912 год оказался для Цветаевой насыщенным радостными событиями. Она вышла замуж за Сергея Эфрона, родила дочь Ариадну и в тот же год выпустила второй сборник стихов — «Волшебный фонарь». Несмотря на печальную утрату, которую Марина Цветаева испытала в сентябре 1913 года, когда скончался ее отец, она наконец-то обрела душевное равновесие, и ее жизнь в течение последующих пяти-шести лет была невероятно счастливой. Это был «роман с собственной душой», как она писала потом. В этот период в частном издательстве Сергея Эфрона вышел новый сборник ее стихов — «Из двух книг». В стихах Марины Цветаевой появились новые, более уверенные интонации. Она ощутила себя настоящим российским поэтом, начала писать свободно и раскованно. В 1916 году написала много стихов о Москве.
В это время уже шла Первая мировая война. Муж Цветаевой, ушел на фронт братом милосердия, ездил на санитарном поезде, бывало, рисковал жизнью.
Весной 1917 года в жизни Цветаевой произошли существенные изменения. Она совершенно не интересовалась политикой и Февральскую революцию встретила безучастно. В апреле у них с Эфроном родилась вторая дочь, которую Цветаева хотела назвать в честь Ахматовой Анной, но передумала, — ведь «судьбы не повторяются», — и девочку назвали Ириной.
Осенью в Москве стало совсем трудно жить, и в самый разгар Октябрьской революции Цветаева с Эфроном, который незадолго до этого получил звание прапорщика, уехали в Крым к М. Волошину. Когда через некоторое время Марина Цветаева вернулась в Москву за детьми, обратного пути в Крым уже не было. С этого времени она надолго разлучилась со своим мужем. В январе 1918 года он тайно заезжал на несколько дней в Москву, чтобы повидаться с семьей перед тем, как отправиться в армию Корнилова. Ее муж, белый офицер, теперь стал для Цветаевой прекрасной мечтой, «белым лебедем», героическим и обреченным.
После его отъезда она осталась одна с детьми среди разрухи и лишений, пыталась устроиться на работу, добыть продукты, чтобы как-то прокормить детей. Они голодали, болели, и скоро младшая Ирина умерла от истощения.
Марина Цветаева была в отчаянии, не видела никакого выхода, но писать стихи не переставала, как будто отчаяние придавало ей еще больше вдохновения. С 1917 по 1920 год она написала более 300 стихотворений, большую поэму-сказку «Царь-Девица», шесть романтических пьес, сделала множество записей-эссе. Впоследствии все критики утверждали в один голос, что в этот период ее талант буквально расцвел, вопреки обстоятельствам. И тогда же в ее поэзии опять возникли трагические мотивы — они не могли не появиться в тех условиях, в которых жила Цветаева, в полной неизвестности о судьбе мужа; впрочем, она не сомневалась, что он убит. И еще одна тема постоянно возникала в ее творчестве — это тема разлуки.
Но в поэзии Марины Ивановны Цветаевой было и другое: она была насыщена истинно народными мотивами, темами и образами. Однажды на вопрос дочери, откуда в ее творчестве появились все эти народные интонации, Марина Цветаева ответила: «России меня научила Революция», а в своей тетради оставила полушутливую запись: «Очередь — вот мой Кастальский ток! Мастеровые, бабки, солдаты». В ее стихах и поэмах родина представала хотя и суматошной и разухабистой, но в то же время величественной, какую невозможно не любить.
14 июля 1921 года из Чехии вернулся И. Эренбург и привез письмо от Сергея Эфрона, который прошел с белой армией весь путь от начала до конца, остался жив и оказался в Праге, где в то время учился в Пражском университете. Цветаева приняла решение ехать к нему.
Уже на следующий год она с дочерью оказалась в Берлине, который в то время считался центром русской эмиграции. Там собрались многие писатели, которые уехали из России во время революции, туда же приезжали и советские прозаики и поэты, когда между Советской Россией и Германией установились дипломатические отношения. Так что в Берлине кипела активная литературная жизнь, было много русских издательств, проводились встречи и литературные вечера. Цветаева пробыла в Берлине два с половиной месяца, здесь она наконец встретилась с мужем, который приехал из Праги, и успела написать больше двадцати стихотворений, в которых с новой силой раскрылся ее лирический талант.
После Берлина началась уже настоящая эмиграция Марины Цветаевой в Чехии, где они с Эфроном прожили три года и где родился их сын Георгий (Мур). Об этой стране Цветаева всегда вспоминала с теплотой, хотя жили они там в большой бедности. Но нищенское существование не могло заглушить поэтического настроя Цветаевой. Теперь главной темой ее творчества становится философия и психология любви, причем не только той любви, которая соединяет мужчину и женщину, а любви ко всему, что есть на свете.
В Чехии Марина Цветаева, кроме лирических стихов, завершила начатую еще в Москве поэму-сказку-притчу-трагедию-роман в стихах, как определяла это произведение она сама — «Молодец» — о могучей, всепобеждающей любви девушки Маруси к упырю в облике добра молодца. Одновременно Цветаева начала работать над другими крупными произведениями — «Поэмой Горы», «Поэмой Конца», трагедией «Тезей» и поэмой «Крысолов». Так она постепенно начала переходить от малых жанров к большим.
Жизнь в Чехии была относительно спокойной, но, может быть, этим она и угнетала Цветаеву. Она чувствовала свою оторванность от мира, от большой литературы, хотя и вела переписку со своими друзьями. Марина Цветаева устала от столь долгого уединения и все чаще задумывалась о том, чтобы уехать во Францию.
1 ноября 1925 года Марина приехала наконец в Париж и поселилась там с детьми, пока Эфрон заканчивал учебу в Праге, у своих знакомых в бедной квартирке в таком же бедном, неприглядном районе. В Париже жить семье было не по средствам, поэтому приходилось селиться в пригородах или в маленьких деревушках. Хотя Марина Ивановна Цветаева много писала и ее произведения печатали, скромные гонорары едва покрывали самые необходимые расходы.
Во Франции они с Эфроном прожили тринадцать с половиной лет. Она стала уже признанным поэтом, в парижских клубах устраивали ее литературные вечера, на которые оказавшиеся в эмиграции русские люди приходили послушать ее стихи. Кроме того, Цветаева получила возможность общения, чего ей так не хватало в Чехии. Однако она так и не стала там своим человеком и фактически не поддерживала отношений с поэтами и прозаиками русского зарубежья. Ее отпугивала атмосфера, царившая в этих клубах и на собраниях. Оторванные от родины люди никак не могли смириться с тем, что они здесь никому не нужны и не интересны. Они постоянно выясняли между собой отношения, ссорились, распространяли сплетни. Многие из них откровенно завидовали успеху Цветаевой. Особенно напряженные отношения сложились у нее с З. Гиппиус и Дмитрием Мережковским только потому, что она была независимым человеком и не терпела, когда ей пытались навязать какие-то схемы.
Находясь в эмиграции, Марина Цветаева писала о России, постоянно думала о родине, но так и не могла решить мучительную для себя проблему, стоит ли ей возвращаться и будет ли она нужна там. Однако этот вопрос решил за нее Сергей Эфрон. Он очень тосковал по родине и все больше склонялся к мысли вернуться в Советский Союз. Он даже стал активным деятелем возникшей среди эмигрантов организации «Союз возвращения на родину».
Первой в СССР в 1937 году уехала дочь Ариадна, а скоро и Сергей Эфрон. Марина Ивановна Цветаева снова осталась одна с сыном и больше полугода ничего не писала.
12 июня 1939 года Марина Цветаева вернулась в СССР. Их семья наконец снова воссоединилась, и они устроились жить в подмосковном Болшеве. Но эта последняя в ее жизни радость длилась недолго. В августе арестовали дочь, а в октябре — мужа, и она в который уже раз осталась одна с сыном. Сергей Эфрон, единственная любовь Марины Цветаевой, который так стремился вернуться на родину, был очень жестоко наказан за свою доверчивость. Цветаева больше никогда не увидела его. В официальном документе о посмертной реабилитации С. Эфрона указывается дата его смерти — 1941 год.
Великая Отечественная война застала ее за переводом Ф. Гарсиа Лорки. Но теперь работа прервалась. Потеряв всех своих близких, она безумно боялась за сына. В августе 1941 года они уехали в эвакуацию в г. Елабугу на Каме. Там найти работу оказалось еще труднее, чем в Москве. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку. Ей не ответили, так как Союз писателей Татарии был тогда арестован в полном составе и там оставался только какой-то завхоз. Как рассказывали хозяева дома, где Цветаева остановилась с сыном, ее подкармливала жена местного милиционера, которой она помогала стирать.
Новые испытания оказались ей уже не по силам, ее воля к жизни с каждым днем становилась все слабее. Последней надеждой оставалась работа в Чистополе, где в основном жили эвакуированные московские литераторы. Там скоро должна была открыться столовая, и Цветаева написала заявление с просьбой принять ее туда посудомойкой. На этом заявлении стоит дата 26 августа 1941 года. А 31 августа она покончила с собой. Через три года на войне погиб и сын Цветаевой Георгий.
Такая страшная судьба выпала на долю Марины Цветаевой, одного из самых замечательных поэтов России. Она не собиралась умирать рано и всегда говорила: «Меня хватит на 150 миллионов жизней». Однако ей не пришлось дожить и одной.
Марина Цветаева: биография и творчество (подробно) — Цветаева М.И.
Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в высококультурной интеллигентной семье. Отец ее, Иван Владимирович Цветаев, филолог и искусствовед, был профессором Московского университета, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных. Мать ее (вторая жена овдовевшего И. В. Цветаева, имевшего уже от первого брака дочь и сына), Мария Александровна, урожденная Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была натурой романтической и художественно одаренной. Она умерла от чахотки в 1906 г. еще молодой, оставив мужу двух дочерей — Марину и Анастасию.
Недолгое безоблачное детство М. Цветаевой протекало в уютном особняке в Трехпрудном переулке и калужском городке Тарусе, где семья проводила лето. С началом болезни мать с дочерьми в основном жили за границей: мать лечилась на курортах Италии, Германии, Швейцарии, девочки учились в тамошних частных пансионах. Отец разрывался между Москвой и заграницей. Красота окружающих мест и атмосфера полусиротства, отсутствие прочных дружб, привязанностей и обилие чужих людей вокруг — все это заставляло Марину уходить и себя, в свой внутренний мир, формировало натуру поэта — романтичного, самостоятельного в суждениях и поступках, всегда одинокого и пестующего свое одиночество.
Уже в шестилетнем возрасте М. Цветаева начала писать стихи по-русски, по-французски, по-немецки. Учась в московских частных гимназиях (в трех за пять лет — из-за неуживчивого, конфликтного характера), с головой ушла в книги и вымышленную жизнь их героев. Она познакомилась с московскими символистами и, влекомая желанием войти в манящий литературный мир, в 1910 г. на собственные средства издала первый свой сборник «Вечерний альбом» — исповедь души за последние два года; дерзко послала его В. Брюсову и М. Волошину. Своей непосредственностью и первозданностью полудетских впечатлений книга понравилась: Брюсов, правда, несколько пожурил за «домашность» тематики — слишком уж личностные, узкосемейные мотивы, зато Волошин даже посетил юную Цветаеву у нее дома и тем положил начало их многолетней дружбе: Цветаева впоследствии четырежды гостила у благословившего ее на путь поэзии Волошина в Коктебеле, в Крыму.
Там она и встретила Сергея Яковлевича Эфрона и в январе 1912 г. вышла за него замуж. В 1912 г. родилась дочь Ариадна. В эти пять-шесть лет жизнь Цветаевой складывалась необычайно счастливо: у нее была семья, материальное благополучие, интересное общение, душевный подъем. За свой счет были выпущены еще два сборника стихов «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913), где уже вполне обозначились основные темы всего творчества Цветаевой: любовь, Россия и «святое ремесло» поэта, проникнутые настроениями одиночества, отъединенности от окружающего и в то же время устремленности к жизни, живым людям, природе, счастью.
В литературе, в поэзии Цветаева оказалась «сама по себе», вне любых группировок. А в начале века на литературном поприще соперничали «старшие» (символисты) с «младшими» (акмеистами), шумно заявили о себе футуристы. Цветаева была не похожа ни на кого: хотя в ее ранних стихах и проскальзывала модная тема смерти, она, в отличие от символистов, не звала в отвлеченные «миры иные»; цветаевское же приятие жизни как страстного горения контрастировало с программно-патетической жизнерадостностью акмеистов; формалистическое новаторство футуристов было ей глубоко чуждо.
Цветаева была «самодостаточна»: она черпала вдохновение, тему и музыку стиха в своей собственной душе и не нуждалась в богемном окружении, теоретических спорах и эстетических манифестах. Уже в 1913 г. она начинала понимать себе цену и предвидела свой «звездный час»:
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
А в стихах 1916 г., в циклах «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Ахматовой», осознавала свое место в российской поэзии как московского поэта, соревнующегося на равных с петроградскими сородичами по ремеслу — Блоком, Ахматовой, Мандельштамом. Ее славословия и преклонение перед Блоком и Ахматовой были искренним чистым восхищением, лишенным какой-либо зависти и корысти, но были и выражением великого братства поэтов — равного с равными. Цветаева шествовала в мире поэзии рядом с собратьями и в гордом одиночестве.
Эта независимость, отъединенность пронизывала и всю ее жизнь. «Скажу по правде, — писала она впоследствии в одном из писем, — что я в каждом кругу — чужая, всю жизнь». Ее жизненным девизом стало: «одна — из всех — за всех — противу всех».
Такая отъединенность проистекала из нравственного максимализма, неуклонного требования и к жизни, и к людям соответствовать идеалу, абсолюту. Но требуемый абсолют — накал чувств, остроту переживаний, жгучую жажду жизни, следование правде своего естества — находила только в своей душе — и жизнь внешняя, со всеми ее историческими событиями и драмами, скользила мимо, не замечаемая. Цветаева-поэт сосредоточилась на самой себе: «Вся моя жизнь — роман с собственной душой»; «Мне ничего не нужно, кроме своей души!» В реальной же жизни поэтический эгоцентризм оборачивался полнейшей неприспособленностью, влек тяжелые удары судьбы.
Мимо прошла мировая война, мимо, не затронув струн души, прошел февраль 1917 г. Но отгородиться от времени, от истории не удалось: во вневременное бытие поэта вторгся быт — исторические события, сломавшие прежний благополучный уклад и отныне обрекшие Цветаеву на нескончаемое житейское неустройство. В апреле 1917 г. родилась вторая дочь, Ирина. Обуреваемая множеством творческих планов Цветаева надеялась, что быт как-нибудь устроится. Муж был на военной службе: сначала в качестве брата милосердия на санитарном поезде, затем — прапорщика запасного пехотного полка в Москве; а после Октября С. Я. Эфрон отправился на Дон в Добровольческую армию Л. Г. Корнилова. Наступили лишения, голод, служить в государственном учреждении, в Наркомате национальностей, Цветаева не нашла в себе сил — и осенью 1919 г. отдала дочерей в подмосковный Кунцевский приют. В феврале 1920 г., когда забрала из приюта и выхаживала заболевшую Ариадну, маленькая Ирина умерла в приюте от голода:
Старшую у тьмы выхватывая —
Младшей не уберегла.
В эти годы Цветаева продолжала жить в литературе и только для литературы. Ее поэтическая энергия становилась тем сильнее, чем непосильнее делалось внешнее, бытовое существование. В 1917—1920 гг. было написано более трехсот стихотворений, шесть романтических пьес, поэма-сказка «Царь-девица». Госиздатом были выпущены две книги Цветаевой: «Царь-девица» и сборник «Версты». В эти годы она чуждалась шумной московской литературной среды, общалась лишь с немногими близкими друзьями, редко выступала на поэтических вечерах.
Своеобразным откликом на революцию стали «русские» эпические поэмы: вслед за «Царь-девицей» — «Егорушка», «Переулочки», «Молодец», — написанные народным песенным языком, с неподдельными народными интонациями, подслушанными, как признавалась Цветаева, в очередях. Отклик на стихию революции, как бы поэт к ней ни относился, был неизбежен: «Признай, миную, отвергни Революцию — все равно она уже в тебе»,— писала Цветаева в 1932 г. в статье «Поэт и время». Сама она, пожалуй, находилась в некоторой оппозиции революции, но оппозиции не политической, а романтической.
Под влиянием личных обстоятельств, полнейшей неизвестности о судьбе мужа после поражения «белого движения» создается цикл «Лебединый стан» (не изданный при жизни Цветаевой), в котором романтизация белогвардейского офицерства — «лебединого стана» приобретает трагический оттенок:
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу — грудь и висок.
Но это не была политическая фронда, это была лишь романтическая патетика, героизация обреченных, тоска о побежденных и поверженных. Поэт здесь следует формуле: «Прав, раз обижен».
Особый взлет творческих сил проявился в стихах о любви («Как правая и левая рука…», «Сказавший всем страстям — прости…», «Суда поспешно не чини…», цикл «Пригвождена…» и др.), в которых любовь предстает как противоборство плоти и души и в которых героиня всегда сильнее и нравственно выше своего избранника. А в циклах 1921 года «Ученик», «Марина», «Разлука», «Хвала Афродите» цветаевская поэзия достигает вершин, приобретая черты высокой трагедийности.
В июле 1921 г. до Цветаевой дошло известие о муже, которого разыскал за границей по ее просьбе И. Г. Эренбург: Эфрон после разгрома белой армии жил в Праге и учился в Пражском университете, получая, как и некоторые другие белые офицеры-эмигранты, небольшую стипендию от чехословацкого правительства за счет золотого запаса, вывезенного в Гражданскую войну из России. Она сразу начала хлопотать о разрешении выехать вместе с дочерью к мужу. А в советской России между тем умер Блок, расстрелян Гумилев. Все это, как и предстоящая разлука с родиной, тоской и болью отдавалось в напряженных стихах, рвавшихся из души поэта.
В мае 1922 г. Цветаева уже в Берлине, где кипела литературная жизнь, было много русских издательств, куда довольно легко приезжали советские писатели — отношения между Германией и Советской Россией, державой побежденной и державой, не победившей в мировой войне, после Рапалльского договора (1922) установились самые дружественные. Берлина Цветаева не полюбила, не приняла, для нее это был мир — «после России — прусский, после революционной Москвы — буржуазный, не принятый ни глазами, ни душой: неприемлемый», как писала впоследствии в воспоминаниях ее дочь А. С. Эфрон. Но в Берлине вышли два сборника стихов «Психея» (1923) и «Ремесло» (1923), здесь Цветаева тепло встретилась с немного знакомым ранее А. Белым, мимолетно — с С. Есениным и заочно, в письмах — с Б. Пастернаком. Последняя «встреча» переросла в горячую дружбу и целый эпистолярный роман.
С августа 1922 г. на три года Цветаева поселилась в Чехии. Жить в столице было не по средствам, и семья в поисках убогого дешевого жилья скиталась по пригородам Праги — близлежащим деревням. Бедность и непрактичная неорганизованность быта не мешали сосредоточенной внутренней жизни поэта. Цветаева всей душой полюбила Чехию, ее природу, горы, леса, полюбила Прагу, вселявшую в нее вдохновение. Самой заветной темой ее поэзии стала в то время любовь — абсолют человеческих чувств. Любовь воспринималась как бездонная категория: все, что не безразличие, не вражда, не ненависть, есть любовь. Любовь тысячелика, и поэт — «утысячеренный человек», как писала Цветаева, испытывает самые разные ее оттенки, влюбляется во все окружающее. Но одновременно в стихах проскальзывают и другие мотивы: тоска по Родине, предстающей в образе идеальном, быт и убогости быта, воплощающиеся в словах: «Жизнь — это место, где жить нельзя». Многое из написанного в 1922—1925 гг. вошло в последнюю изданную при жизни книгу «После России» (Париж, 1928).
Постепенно в цветаевской поэзии все большее место занимает крупный жанр — поэмы. «Поэма Горы» (1924) и «Поэма Конца» (1924) были написаны в пору увлечения Цветаевой К. Б. Родзевичем и обращены к нему (роман вскоре закончился разрывом и полным разочарованием в герое). В них Цветаева выразила свой романтический взгляд на чувства и страсти как высокое, духовное начало — бытие, противопоставив им быт — пусть даже этим «бытом» являются дом, семья, отношения с близкими людьми. «Домом» для Цветаевой была только ее душа, порывам которой как истинный поэт она всегда следовала.
В Чехии была начата поэма «Крысолов» — цветаевская вариация средневековой легенды о флейтисте из Гаммельна. Главная ее идея — Поэзия отомстила Быту: бюргеры, олицетворение Быта, не сдержали своего обещания Поэзии — не заплатили виртуозу-флейтисту, избавившему город от крыс. И тогда флейтист лишил бюргеров будущего — дивной музыкой выманил из города детей и утопил — даровал им вечное блаженство в синих водах озера.
В Чехии же в феврале 1925 г. у Цветаевой родился и сын Георгий (Мур — так его звали в семье), на которого она излила все неизрасходованные запасы материнской любви. В Праге у нее завязалась дружба с Анной Тесковой, писательницей и переводчицей, продолжившаяся затем в многолетней переписке. Чешский период, несмотря на неурядицы быта, был самым светлым временем из семнадцати лет пребывания Цветаевой за границей.
В ноябре 1925 г. Цветаева переселилась во Францию. Первую зиму жили в Париже у знакомых, остальные годы — в его пригородах (так было дешевле): в Бельвю, Медоне, Кламаре, Ванве. На летние месяцы — не ежегодно — выезжали на море, однажды Цветаева выезжала в Лондон и несколько раз в Брюссель с литературными чтениями. За годы жизни во Франции, как вспоминала Цветаева, французов она «не полюбила»: не находила в них сердечности, духовной отзывчивости. Но и с русской эмиграцией близости не нашла: в ней сразу почувствовали «не свою». Цветаева упорно оставалась вне всякой политики, не примыкая ни к правым, ни к левым эмигрантским кругам в их поисках путей «спасения» России. Она не стремилась «дипломатично» установить контакты с русским литературным зарубежьем, не присоединилась ни к одной группировке, поддерживая отношения лишь с теми литераторами, которые были ей по-человечески приятны. «Во Франции мне так плохо, одиноко, настоящих друзей нет», — жалуется она в письме Тесковой.
Извечное противостояние быта и бытия, которым пронизано поэтическое сознание Цветаевой, воплотилось в «Поэму Лестницы» (1926) — произведение о «пасынках большого города» Парижа, к которым Цветаева относила и себя. Поэт сочувствует всем жизнью униженным и оскорбленным, но и проклинает, провозглашает анафему недостойному человека прозябанию — убогой жизни, которая угнетает, убивает душу. Богатство и сытость бездуховных буржуа вызывают у нее ненависть:
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!
В поэме появляется и философское звучание: против несправедливого миропорядка, цивилизации, отрицающей истинное, «природное», бытие, восстают сами вещи, сделанные человеческими руками, и требуют возврата в первозданное природное состояние, возвращения к началам бытия. В таком контексте образ лестницы в поэме имел не только реальное значение — черной лестницы нищего дома бедняков, но становился неким символом мечты о «лестнице» в рай. В финале поэмы всю бедность и все зло уничтожает пожар — символ очистительного огня, огненное вознесение.
Разительным контрастом быту — полной неустроенности, унизительной нищете в чужой и чуждой по духу стране — стал высокий взлет чувств в переписке трех поэтов: Цветаевой, Пастернака и Райнера Мария Рильке. Эпистолярный «роман троих» летом 1926 г. был для Цветаевой романтическим уходом от прозы, скудости жизни. Пастернаку была посвящена поэма «С моря», Пастернаку и Рильке — поэма «Попытка комнаты». На потрясшую ее смерть Рильке в канун 1927 г. Цветаева откликнулась стихотворением-реквиемом «Новогоднее», философско-поэтическими размышлениями-озарениями в «Поэме Воздуха».
Цветаева всегда культивировала в себе чувство близости, духовного братства с собратьями по «святому ремеслу — Поэзии», где бы они ни находились. В 1925 г. написала статью на кончину Брюсова, задумала, но так и не осуществила замысел поэмы в память Есенина, в 1928 г., не обращая внимания на осуждение эмигрантских литературных кругов и последовавшие для нее лично неприятности с опубликованием некоторых стихов, приветствовала приезд Маяковского в Париж. Маяковский мало знал творчество Цветаевой и, можно сказать, не интересовался им. Но Цветаева, несмотря на «невзаимность», по словам А.С. Эфрон, всю жизнь хранила к нему «высокую верность собрата». В 1930 г. после самоубийства Маяковского она посвятила ему стихотворный цикл-реквием. Постоянным спутником Цветаевой был «ее Пушкин» — и в 1931 г. под влиянием чтения книги П. Н. Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина» она создает небольшой цикл «Стихи к Пушкину» — «страшно резкие, страшно вольные, ничего общего с канонизированным Пушкиным не имеющие, и всё имеющие — обратное канону».
Почти все созданные в зарубежье произведения Цветаевой публиковались в пражском журнале «Воля России», в парижских «Современных записках» и милюковской газете «Последние новости». Но гонорары были скромные; время от времени выручали благотворительные вечера, на которых Цветаева выступала для заработка; в течение нескольких лет состоятельные соотечественницы даже собирали для нее ежемесячно небольшую сумму. Муж Цветаевой, С. Я. Эфрон, переменил несколько занятий (актер-статист в кино, журналист), болел и не мог обеспечить семью. С конца 1920-х годов он стал склоняться к мысли о возвращении в Россию, а с 1931 г. сделался одним из активных деятелей организованного «Союза возвращения на родину». Семья впала в тяжелую нужду: «Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, — писала в письме Цветаева, — на них вчетвером… живем, то есть просто медленно подыхаем с голоду». Пражский журнал закрылся, стихов печатали мало, и тогда, как писала Цветаева В. Н. Муромцевой-Буниной, «началась проза».
В тридцатые годы проза стала занимать главное место в творчестве Цветаевой, но причиной этого были не только «бытовые» обстоятельства («Стихи не кормят, кормит проза»), но и перемена ее душевного состояния — сердце остывало, душа уставала. Как и многие другие писатели русского зарубежья, она обратилась к прозе автобиографической, к воспоминаниям детства, которые она хотела сохранить от забвения. Так родились очерки-воспоминания «Отец и его музей», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена» и др. Печальные события — кончины современников — вызывали очерки-реквиемы «Живое о живом» (Волошин), «Пленный дух» (Андрей Белый), «Нездешний вечер» (М. Кузмин). Прозой — очерками «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачев» — пополнилась цветаевская «пушкиниана». Создавались литературно-критические статьи «Поэт и время», «Искусство при свете совести», «Эпос и лирика современной России» и др. Наконец, публиковались отрывки-эссе из дневников Цветаевой, был написан по-французски эпистолярный роман «Флорентийские ночи».
Во всей цветаевской прозе виден поэт: ее воспоминания отличаются лирической субъективностью и не всегда соответствуют реальности; очерки о писателях-современниках и литературно-критические статьи проникнуты чисто цветаевским восприятием людей и творчества, максимализмом нравственных и эстетических оценок; дневниковая и эпистолярная проза наполнена мыслями и образами, почерпнутыми из стихов. Если стихи Цветаевой были образом ее души, то проза была картиной мира, но картиной глубоко личностной и субъективной. Это была цветаевская правда о мире.
Особенно тяжелым периодом эмигрантской жизни Цветаевой стали 1937—1939 гг. В марте 1937 г. уехала в СССР дочь, А. С. Эфрон, работавшая вместе с отцом в «возвращенческом движении» и помогавшая нелегальной переправке добровольцев-интернационалистов на гражданскую войну в Испанию. В сентябре 1937 г. спешно выехал в СССР С. Я. Эфрон: он (вместе с Родзевичем, соратником по «Евразийскому клубу») оказался причастен к убийству в Лозанне отказавшегося от дальнейшей работы на НКВД старого революционера И. Рейсса (Порецкого) и похищению руководителя РОВС («Русского общевоинского союза» — организации бывших офицеров-белогвардейцев) генерала Е. К. Миллера. В статьях, опубликованных в связи с этими событиями в «Современных записках» и «Последних новостях» (здесь статья называлась «Агенты Ежова за границей»), фигурировало имя Эфрона.
Русская эмиграция отвернулась от Цветаевой, из-за враждебного отношения французов пришлось съехать с квартиры и поселиться в отеле. От прямой нищеты спасала лишь помощь нескольких лучших друзей: трогательную заботу проявляли Марк Слоним и Н. А. Бердяев. Жизнь в полной изоляции была невыносимой, отъезд в СССР был, таким образом, предрешен.
Больше полугода Цветаева ничего не писала, жила в ожидании визы неустроенно, разбирала и готовила к отправке свой архив. Молчание закончилось осенью 1938 г. В сентябре 1938 г. от Чехословакии была отторгнута Судетская область и поделена между Германией, Венгрией и Польшей, а в марте 1939 г. Германия оккупировала Чехословакию. Эти события глубоко потрясли Цветаеву. Она написала свой цикл «Стихи к Чехии» (из двух частей — «Сентябрь» и «Март») — «лебединую песнь» на чужбине. Эти стихи исполнены высокого гражданского чувства гнева и горечи за попранную справедливость.
В июне 1939 г. Цветаева с сыном приехали в СССР. Жили всей семьей в подмосковном поселке Болшево. Но в августе была арестована дочь, работавшая у арестованного еще раньше М. Е. Кольцова, в октябре был арестован (расстрелян, по данным И. В. Кудровой, 16 октября 1941 г.) муж. Цветаева скиталась по чужим углам, небольшие деньги зарабатывала только переводами, носила передачи дочери и мужу. В январе 1940 г. возник разговор об издании книги стихов Гослитиздатом на основе прежних сборников, но подготовленная Цветаевой книга была «загублена» критиком К. Зелинским. Цветаева тряслась над здоровьем Мура (пять болезней за одну зиму), боролась с бытом, получала какие-то крохи от профкома литераторов при Гослитиздате. Начало войны сломило ее волю к жизни…
В августе 1941 г. Цветаева с Муром эвакуировались в город Елабугу на Каме, были поселены в чьей-то чужой избе. После неудачных попыток устроиться на какую-нибудь работу 31 августа, в воскресенье, когда все ушли из дому, Цветаева повесилась. Еще в 1938 г. с величайшей страстностью Цветаева выразила мысль о том, что человека держит на земле его необходимость другому:
Что для ока — радуга,
Злаку — чернозем —
Человеку — надоба
Человека в нем.
Но саму ее ничто к этому существованию уже не привязывало, она оказалась никому не нужной и считала, что даже сыну только затрудняет жизнь. Возможно, решение уйти из жизни не было вызвано отчаянием и безысходностью только тех трудных дней. Сама Цветаева считала, что к таким решениям человек идет долгим путем: говоря о самоубийстве Маяковского, она писала, что самоубийство «не там, где его видят, а длится оно не спуск курка…»
Могила Марины Ивановны Цветаевой оказалась затерянной. Сын, Георгий Сергеевич Эфрон, погиб на фронте в 1944 году. Дочь, Ариадна Сергеевна Эфрон, вернулась из заключения и ссылки в 1955 году и в течение шести лет боролась за издание книжки стихов Цветаевой и все последующие еще отпущенные ей годы (до 1975) — за восстановление памяти о матери, за то, чтобы ее стихам «настал черед». Эта книга наконец-то увидела свет в 1961 г., через двадцать лет после смерти поэта. И с того момента началось медленное, но неуклонное возвращение поэзии М. И. Цветаевой к читателю.
Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998
Не много , но самое главное о Марине Цветаевой.
Я записала послание от Марины Цветаевой. Думаю, молодое поколение , безусловно слышало это имя. Но для тех, кто еще не знаком с нею, мне захотелось вас познакомить с этой великой поэтессой начала 20 века.
Биография Марины Цветаевой.
Цветаева Марина Ивановна (26 сентября 1892 года – 31 августа 1941 года), русская поэтесса, переводчик.
Марина Цветаева по праву считается одной из самых великих русских поэтесс начала 20 века. Ее достаточно короткая, но насыщенная событиями биография не раз становилась предметом изучения историков и искусствоведов, однако до конца разгадать загадку этой интересной, во многом трагической фигуры пока не удалось, многие повороты ее судьбы вызывают массу вопросов и сегодня.
Детство
Родилась Марина Цветаева в очень интеллигентной семье. Ее отец — Цветаев Иван Владимирович, профессор Московского университета, работавший на кафедре теории искусств и всемирной истории, известный филолог и искусствовед, занимал должность директора Румянцевского музея, большую часть своей жизни посвятил Музею изящных искусств имени Александра III (сейчас – Музей имени Пушкина).
Первый брак профессора, женившего уже в достаточно солидном возрасте, был очень удачен, однако после рождения двоих детей его молодая жена скоропостижно скончалась, и Иван Цветаев женился второй раз, на Марии Мейн, пианистке, ученице Антона Рубинштейна. У этой пары 26 сентября 1892 года в Москве на свет появилась девочка, получившая имя Марина, что значит «морская».
Огромное влияние на Марину оказала ее мать, мечтавшая, что дочь пойдет по ее стопам и станет пианисткой. Однако сколько не заставляли будущую поэтессу играть гаммы, мир поэзии манил ее намного больше. Первые стихи девочка написала еще в шестилетнем возрасте, причем писала не только на русском, но и немецком и французском языках. Мать воспитывала дочерей достаточно строго, образование они получили превосходное, но скоро Мария Цветаева заболела чахоткой и семья была вынуждена уехать за границу. Пытаясь вылечить или хотя бы продлить жизнь второй жене, Иван Владимирович со всей семьей отправился на курорты Италии, Швейцарии и Германии, где они прожили несколько лет. Несмотря на все усилия, Мария в 1906 году умерла и заботы о Марине, ее сестре Анастасии (на 2 года младше будущей поэтессы) и об их сводном брате по отцу Андрее легли на плечи отца, который, впрочем, был занят на службе и не мог посвящать все свое время детям. Возможно, именно поэтому девочки выросли очень самостоятельными, достаточно рано начали интересоваться не только отношениями с противоположным полом, но и политической обстановкой в стране.
Образование
В юном возрасте, по настоянию матери Марина Цветаева посещала музыкальную школу и брала уроки музыки на дому, однако, после смерти Марии эти занятия не получили дальнейшего развития. Начальное образования Марина и ее сестра Анастасия (домашние ее называли Асей) получили дома, мать старалась научить дочерей всему, что знала сама.
Позже уже в возрасте 8-9 лет, в Москве Марина посещала занятия в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко, затем в Лозанне, Швейцария, в 1903 году обучалась в католическом пансионе, после очередного переезда семьи отправилась во французский интернат. Цветаева продолжила обучение в пансионе Фрайбурга, Германия, языки давались ей легко, и в дальнейшем она часто зарабатывала именно переводами, так как творчество не приносили таких доходов.
В 1908 году Марина отправилась в Париж, где поступила в Сорбонну, чтобы прослушать курс лекций, посвященных старофранцузской литературе.
Творчество
Марина Цветаева выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом» на собственные средства (как сказали бы сейчас – на карманные расходы) еще в далеком 1910 году. Второй сборник стихов, разноплановых, но привлекших внимание известных поэтов того времени, под названием «Волшебный фонарь» вышел уже после замужества – в 1912 году.
Цикл стихов «Подруга», посвященный отношениям с Софьей Парнок увидел свет в 1916 году. Стоит отметить, что писала Цветаева всего и много, ежедневно посвящая творчеству несколько часов.
В годы Гражданской войны появился известный цикл «Лебединая песня», посвященный подвигу белых офицеров, в ее творчестве есть и романтические пьесы, и поэмы, в частности «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне».
Роман с Константином Родзевичем послужил вдохновением к написанию знаменитых сборников «Поэма Горы» и «Поэма Конца». Последний прижизненный сборник поэтессы вышел в Париже, куда семья переехала из Чехии, в 1928 году, большая же часть стихов оставалась неопубликованной, на жизнь Марина зарабатывала в основном творческими вечерами и переводами.
Трагедия
Главная загадка семьи Цветаевой и Эфрона – что именно побудило их переехать в 1939 году в СССР. Эфрон, бывший белый офицер, так упорно боровшийся с большевиками, неожиданно поверил в торжество коммунизма, еще в Париже связался с обществом, контролировавшимся НКВД и занимавшимся возвращением на родину эмигрантов. Первой, в 1937 году вернулась в Москву дочь Марины Ивановны, Ариадна (она же была первой арестована), затем бежал скомпрометировавший себя связями с НКВД в Париже Сергей Эфрон. Марина с сыном была вынуждена последовать за мужем, выполнив до конца долг пусть не всегда верной, но любящей жены.
Арест дочери и мужа в 1939 году подкосили Цветаеву, она с сыном осталась одна, причем отношения с Георгием, разбалованным слишком восторженным отношением матери были неоднозначны. После начала Второй мировой войны, после эвакуации в Елабугу 31 августа 1941 года, на реке Кама, Марина Ивановна Цветаева повесилась в сенях домика, выделенного для них с сыном, написав в записке «Я тяжело больна, это уже не я, люблю тебя безумно (сыну)».
Могила Марины Цветаевой так и не была найдена, несмотря на все усилия сестры Анастасии, реабилитированной в 1959 году и дочери Ариадны (реабилитирована в 1955 году).
Сергей Эфрон был расстрелян в Москве в том же августе 1941 года.
Основные достижения Цветаевой
К сожалению, Марина Ивановна не дождалась признания при жизни. Ей пришлось и голодать и зарабатывать редкими переводами, ее выступления, сборники и творческие вечера не были оценены по достоинству современниками. Однако в настоящее время Цветаева по праву считается одним из самых ярких представителей Серебряного века русской поэзии, ее стихи очень популярны, многие из них стали были положены на музыку и стали известными романсами.
Важные даты биографии Цветаевой
26 сентября 1892 года – родилась в Москве.
1900 год – поступила в частную женскую гимназию М. Т. Брюхоненко.
1902 год – семья едет за рубеж для лечения матери.
1903 год – пансион в Лозанне.
1906 год – смерть матери от чахотки.
1910 год – вышел первый сборник стихов «Вечерний альбом».
1911 год – знакомство с Сергеем Эфроном.
1912 год – замужество и рождение дочери Ариадны.
1914 год – роман с Софьей Парнок.
1916 год – сборник «Подруга».
1917 год – революция и рождение дочери Ирины.
1922 год – иммиграция в Германию, к мужу.
1925 год – рождение сына Георгия.
1928 год – последний прижизненный сборник стихов.
1937 год – возвращение дочери Ариадны в СССР.
1939 год – возвращение в Москву, арест мужа и дочери.
1941 год – самоубийство.
Интересные факты из жизни Цветаевой
Личная жизнь поэтессы (сама Цветаева не любила, когда ее так называла и именовала себя Поэтом) неотделима от ее творчества. Лучшие свои стихи она писала в состоянии влюбенности, в момент самых сильных душевных переживаний.
В жизни Марины было много бурных романов, но одна любовь прошла через ее жизнь – Сергей Эфрон, ставший ее мужем и отцом ее детей. Познакомились они весьма романтично, в 1911 году, в Крыму, где Марина, в то время уже начинающая поэтесса, гостила по приглашению своего близкого друга – поэта Максимилиана Волошина.
Сергей Эфрон приехал в Крым, чтобы подлечиться после перенесенной чахотки и прийти в себя после семейной трагедии — его мать покончила собой.
Поженились они уже в январе 1912 года, в том же году у четы родилась дочь Ариадна, Аля, как ее называли домашние.
Несмотря на то, что Цветаева искренне любила мужа, уже спустя 2 года после рождения дочери она с головой окунается в новый роман, причем с женщиной – Софией Парнок, тоже переводчицей и поэтессой. Эфрон очень болезненно пережил увлечение жены, но простил, в 1916 году, после бурной страсти, многочисленных ссор и примирений, Марина окончательно рассталась с Парнок и вернулась к мужу и дочери.
В 1917 году, после примирения с мужем, Марина родила дочь Ирину, которая стала разочарованием для матери, которая очень хотела сына. Сергей Эфрон участвовал в Белом движении, воевал против большевиков, поэтому после Революции покинул Москву и отправился на юг, принимал участие в обороне Крыма и эмигрировал после окончательного разгрома армии Деникина.
Марина Цветаева оставалась с двумя детьми в Москве, семья осталась буквально без средств к существованию и была вынуждена продавать личные вещи, чтобы прокормиться. Несмотря на все усилия Марины Ивановны сберечь младшую дочь не удалось – Ира умерла от голода в приюте, куда ее отдала мать, надеясь, что там ребенок будет лучше питаться, чем в холодной московской квартире.
За время расставания с мужем Марина пережила еще несколько бурных романов, но в 1922 году приняла решение уехать за границу, к Сергею Эфрону, который сумел передать весточку жене.
Уже соединившись с мужем, во время чешского периода эмиграции, Марина познакомилась с Константином Родзевичем, которого некоторые историки склонны считать настоящим отцом ее долгожданного сына Георгия, родившегося в 1925 году. Однако официально его отцом является Сергей Эфрон и сама Цветаева неоднократно подчеркивала, что наконец-то родила мужу сына, частично искупив вину (которую чувствовала все это время) за погибшую в послереволюционной Москве дочь.
Какой была Марина Цветаева на самом деле? Порочные факты из биографии поэтессы. | Культура
Рассмотрим самые неприятные факты из жизни поэтессы.
1. Изменяла мужу
Цветаева решилась на ранний брак с Сергеем Эфроном, так как уверовала: он ее судьба. Убедила себя в этом! Но будучи натурой влюбчивой, она впоследствии изменяла мужу и не таясь заявляла об этом. «Мне дело — измена. Мне имя — Марина», — писала она. О бурных романах знал не только супруг, но и окружающие. Ко всему прочему она всячески изводила Сергея скандалами.
2. Крутила роман с женщиной
Множество чудесных стихотворений, которые люди знают и цитируют, Цветаева посвятила Софье Парнок. Женщины познакомились в литературном салоне в 1914 году, и между ними завязались отношения отнюдь не дружеские. Парнок имела лесбийские наклонности и пробудила ответные чувства в Цветаевой. На тот момент у поэтессы была грудная дочь, но она была готова уйти из семьи за своей страстью. К счастью, не сделала этого.
Марина Цветаева, фото с автографом, примерно 1917 г.
Фото: ru.wikipedia.org
3. Имела предвзятое отношение к детям
Цветаева — автор множества нежных, добрых стихотворений для детей и о детях, например, колыбельные, которые она посвящала своим собственным малышам — двум дочерям и сыну. Перу поэтессы принадлежит чудесное произведение «Открытое письмо детям мира», где она честно и прямо говорит с юными читателями, общаясь с ними, как с равными.
Между тем Цветаева всегда делила мир на детей и взрослых. Первые раздражали ее, когда капризничали, кричали, смеялись. Во всех детях поэтесса искала творческую натуру, а если не находила — теряла к ним интерес. Так она всегда выделяла старшую дочь Алю, а младшую, Иру, ущемляла во внимании. Видимо, Ира недостаточно хороша была для матери.
Что касается сына, его поэтесса всегда любила больше и не скрывала этого. Она преклонялась перед Георгием (домашние звали его Мур), как перед Богом. В итоге юноша вырос высокомерным, грубым, но мать продолжала его душить своей гиперопекой.
Памятник Марине Цветаевой, Таруса, Россия
Фото: Depositphotos
4. Привела дочь к смерти
Развивая тему отношения Марины Цветаевой к дочерям, стоит упомянуть ужасный факт из ее биографии.
В 1919 году, когда в стране настал голод, поэтесса, жившая в относительном достатке, отдала обеих дочерей в приют, где, по ее мнению, о них лучше стали бы заботиться — хотя бы кормить. Она редко навещала их, ограничиваясь письмами, и себя саму звала крестной, а не родной матерью — чтобы не возникало вопросов. Цветаева была зависима от чужого мнения…
Свидетельства современников утверждают, что когда поэтессе пришло сообщение из приюта о том, что Ирина (на тот момент ей было два года) кричит, страдая от голода, Цветаева зло заметила: «Узнаю ее гнусность». Вскоре малышка скончалась, а мать не поехала на похороны, прикрывшись тем, что занята.
Какой бы не была в реальной жизни Марина Цветаева, творчество сделало ее одной из величайших русских поэтесс. Можно любить ее или ненавидеть, это никак не умаляет литературный талант Цветаевой.
биография, личная жизнь (дети, отношения) творчество, причина смерти
Марина Ивановна Цветаева внесла огромный вклад в развитие литературы серебряного века. Ее поистине можно считать одной из крупнейших поэтов XX века.
Ранние годы
26 сентября 1892 года в Москве была рождена Марина Ивановна Цветаева. Отец девочки был талантливым филологом и ученым. Он испытывал сильное влечение к различным видам творчества и ему даже удалось открыть Музей изящных искусств. Ее мать имела немецко-польские корни. Мария Мейн в совершенстве владела пианино и проходила обучение у Николая Рубинштейна. У Марины были две сестры Валерия по отцу и Анастасия и брат Андрей.
Огромная тяга к творчеству у великой поэтессы возникла еще в детстве. В возрасте 6 лет, она стала писать свои первые произведения, не ограничиваясь при этом только русским языком. Некоторые из ее работ были написаны на немецком и французском языках.
Получение образования
С 1899 по 1902 год Марина была ученицей в женской гимназии No4 в Москве. Перед выпуском она заболела туберкулезом, в результате чего вся семья временно переехала на Адриатическое побережье Италии для лечения.
С 1903 по 1904 год, Цветаева была ученицей в пансионе во Франции, а после выпуска отправилась в город Фрайбург, где продолжила свое обучение.
В 1906 году Цветаева поступила в престижную женскую гимназию им. В. П. фон Дервиз, из которой впоследствии была отчислена за инакомыслие и неподобающее поведение. Не получилось закончить и гимназию им. А.С. Алферовой. И только в 1910 году Цветаева окончила женскую гимназию им. М.Т. Брюхоненко.
Начальный этап творческой деятельности
После посещения цикла лекций символистов «Мусагет» в Москве поэтесса активно занялась созданием своих работ. Эти занятия не только дали ей толчок для того, чтобы начать больше писать, но и способствовали расширению круга ее литературных друзей, что также оказало влияние на ее творческую карьеру.
В сентябре 1910 года было напечатано и выпущено первое собрание сочинений – «Вечерний альбом», в котором были представлены ее самые ранние труды и работы, написанные в годы обучения. Спонсоров у начинающего автора, к сожалению, не было и поэтому все расходы, необходимые для публикации, она оплачивала самостоятельно.
В феврале 1912 года Марина сдает в печать второй собрание стихов под названием «Волшебный фонарь», а уже в марте ей удается издать третье собрание, которое называлось «Из двух книг».
Личная жизнь
В 1911 году Цветаева знакомится с Сергеем Эфроном. После той встречи у молодых людей возникли романтические чувства, и уже в 1912 году они поженились. Позже у супругов родится дочь, которую назовут Алей.
Интересна связь Цветаевой с Софьей Парнок, которая занималась переводами текстов с иностранных языков. Их близкую связь обсуждают и по сей день, вокруг их общения существует много слухов и вымыслов. Некоторые люди уверены, что между женщинами были романтические отношения, и их связь продолжалась до 1916 года. Поэтесса даже посвятила своей возлюбленной цикл стихов «Подруга»
После непродолжительного романа с Парнок она все-таки возвращается к мужу.
Тема любви в творчестве Марины Цветаевой
Тема любви была главной в творчестве Цветаевой. У нее были две главные страсти – это любовь и стихи. Именно поэтому множество своих произведений она посвятила этому прекрасному чувству.
Любовь, в понимании поэтессы, это нечто высокое, данное нам свыше.
Цветаева просвещала свои произведения о любви мужу, детям и обычным людям. Любить – значит жить писала поэтесса.
Гражданская война и эмиграция
Годы войны поэтесса пережила весьма тяжело. Ее муж проходил службу в рядах «Белых войск» на южном фронте нашей страны. Уже с ноября 1918 года ей пришлось работать в Комиссариате, а в 1919 года ей удалось устроиться в Московский театр. В этот сложный жизненный отрезок она пишет цикл стихотворений под названием «Лебединый стан», в этих стихах выражается сочувствие, так называемому «белому движению».
В мае 1922 года Марина Цветаева вместе с дочерью была вынуждена уехать в город Ригу, а после в Берлин. Далее она целых три года проживала в Праге, где написала знаменательные произведения «Поэма горы» и «Поэма Конца». Живя за границей, Цветаева вела активную переписку с такими известными личностями как Мария Райнер и Борис Пастернак. Большинство ее произведений, написанных во время жизни за границей, к сожалению, так и не вышли в печать.
Цветаева изначально не желала возвращаться на Родину. Она считала, что там все поменялось и была уверена в том, что ее жизнь уже не будет прежней. Но все же у писательницы сохранились теплые чувства к Родине, что нашло отражение в ее стихах. В 1939 году она решает вернуться в Россию.
Возвращение на Родину
Приехав в Россиию, Цветаева с детьми стали жить на даче в Подмосковье, которая принадлежала НКВД. В августе 1939 года дочь Марины подверглась аресту. В 1941 году, мужа Цветаевой Сергея обвинили в измене и суд вынес ему смертный приговор, после чего его расстреляли. В этот трагический для женщины период времени она не написала ни единой строчки. Чтобы заработать средства на жизнь, она все свободное время посвящала переводам.
К сожалению, Цветаевой не удалось долго пожить в Подмосковье. С началом Великой Отечественной войны она была вынуждена отправиться на пароходе в городок Елабугу на Каме, откуда она перебралась в Чистополь, где устроилась на работу в качестве посудомойки.
Самоубийство Цветаевой
В 1941 года 31 августа Марина Цветаева была найдена повешенной в своем доме. Остается интересным тот факт, что повесилась она на веревке, которую дал ей Борис Пастернак, чтобы она могла перевязать свой чемодан. Кто бы мог подумать, какую роковую ошибку он тогда совершил. Впрочем, остается только гадать реальные мотивы самоубийства. Понятно было одно – той Цветаевой, которая была до начала гражданской войны больше не могло быть. Не пережив унижений, связанных с новой работой, не пережив эмиграции, отстранений от дома, мужа и дочки, она решилась на такой ужасный шаг. При ней было найдено три предсмертные записки: эвакуированным, Асеевым и сыну. В записке Мурлыге (так она называла своего сына) она написала о том, как безгранично любит папу и Алю.
Великая поэтесса была похоронена второго сентября 1941 года на на в городе Елабуга. Нахождение ее могилы на Петропавловском кладбище доподлинно неизвестно. В 1960 году сестра поэтессы Анастасия решила установить крест в память о Марине в южной части кладбища. На кресте была помещена табличка, где было написано о том, что в данном месте похоронена Марина Цветаева. И только в 1970 году почитателями ее таланта был поставлен монументальный памятник.
На сегодняшний день место, где располагается памятник и принято считать могилой великого поэта – Марины Ивановны Цветаевой.
В память о Марине Цветаевой Анна Ахматова написала трогательное стихотворение “Поздний ответ”. Также в память о ней в 1996 году группа «Белая Гвардия» выпустила музыкальный альбом под символичным названием «Марина». В Москве, Одессе и во французском городе Сен-Жиль-Круа-де-Ви, где некоторое время проживала и творила поэтесса, были установлены памятники. В честь Цветаевой названы улицы, в память о ней были открыты музеи и сняты документальные и художественные фильмы.
Избранные стихотворения Марины Цветаевой
- Домой
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Награды Choice
- Жанры
- Розыгрыши
- Новые выпуски
- Списки
- Изучить
0 Искусство Новости и интервью
- Биография
- Бизнес
- Детский
- Кристиан
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы
- Историческая фантастика
- История ужасов
Музыка
- Тайна
- Документальная литература
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер
- Путешествия
- Молодые люди
nres
- Группы
- Обсуждения
- Цитаты
- Спросить автора
- Войти
- Присоединиться
Зарегистрироваться
9000 Посмотреть профиль6
- Профиль
- Друзья
- Группы
- Обсуждения
- Комментарии
- Задача по чтению
- Kindle Заметки и основные моменты
- Цитаты
- Любимые жанры
- Рекомендации друзей
- Домой
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Choice Awards
- Жанры
- Розыгрыши
- Новые выпуски
- Списки
- Изучить
- Gen News & Interviews
- Gen News & Interviews
hy
- Бизнес
- Детский
- Кристиан
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы
Историческая музыка Художественная литература
.
Избранные стихотворения Марины Цветаевой Марины Цветаевой
- Домой
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Награды Choice
- Жанры
- Розыгрыши
- Новые выпуски
- Списки
- Изучить
0 Искусство Новости и интервью
- Биография
- Бизнес
- Детский
- Кристиан
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы
- Историческая фантастика
- История ужасов
Музыка
- Тайна
- Документальная литература
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер
- Путешествия
- Молодые люди
nres
- Группы
- Обсуждения
- Цитаты
- Спросите автора
.