Под концентрированным обучением понимается: Технологии концентрированного обучения | Psylist.net

Содержание

Статья на тему: Концентрированное обучение

Концентрированное обучение

Согласно применяемой сегодня классно-урочной системе, содержание обучения в программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные, логически завершенные разделы, темы, параграфы в соответствии с выделенными на изучение предмета количеством часов. Это содержание изучается в рамках определенных форм: урока, лабораторно-практических занятий, практикумов, экскурсий, экзаменов, зачетов и др. Наиболее распространенной из них является первая.

Каждый урок предполагает изучение конкретной узкой темы в течение 45 минут. Учащимся в день преподают по 4-8 разнородных дисциплин, а в неделю по 10-15.

Все настолько привыкли к такому положению вещей, что ни те, кто учится, ни те, кто учит и руководит учебным заведением, не сомневаются в его незыблемости. Недостатки в обучении и воспитании учащихся объясняются чем угодно, только не самой системой организации обучения. «Пипеточное» обучение малоэффективно и непрочно. Оно противоречит психологическим законам усвоения знаний. Поскольку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном занятии информация доследующего раза большей частью забывается – действует известная в психологии закономерность. Как установил немецкий ученый Г. Эббингауз, новый материал наиболее интенсивно забывается в первое время.

Другой, объективно присущий классно-урочной системе обучения недостаток состоит в следующем. Учащиеся в течение дня изучают от четырех до шести-семи разнотипных предметов. Во второй половине дня они вынуждены готовиться к урокам на завтра – а это еще четыре-пять дисциплин. Постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью.

Не в лучшем положении оказываются и педагоги. Изучение деятельности учителей, работающих в одном классе, показывают, что она часто разобщена, многие педагоги на уроке работают лишь на свой предмет. Отдельные учителя, загружая учащихся большим объемом заданий, создают непомерные нагрузки, мотивируя необходимостью изучение только их предмета. Кроме того, перед учителем ежедневно возникают непростые социально-психологические проблемы: на каждом уроке перед ним новый класс со своими учебными, возрастными, психологическими особенностями, что требует от него развитых умений адаптироваться к конкретному классу и отдельным учащимся.

Задаче сближения учебного процесса с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия отвечает так называемое концентрированное обучение, при котором внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращении числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня и недели. Подобное обучение чаще называют «погружением» в предмет.

Концентрированное обучение начинается с коренного изменения расписания занятий. Число преподаваемых в течение дня дисциплин сокращается до одного-двух, основной организационной единицей становится учебный блок – занятие, включающее четыре урока (по 30 минут), объединенных общей целью. Продолжительность блока 120 минут, перемены между уроками внутри блока 10 минут. Учебный день состоит, как правило, из двух учебных блоков, с интервалом между ними в 40 минут. В это время учащиеся обедают, отдыхают.

Учебный блок по математике в 6 классе

Тема: «Окружность и круг. Длина окружности. Площадь круга.»

Первый урок блока – лекция. После очень короткого организационного момента учитель напоминает учащимся опорные знания, объявляет тему, мотивированно ставит цель занятия и знакомит учащихся с планом всего учебного блока и лекции.

Последовательно, в соответствии с планом, излагается материал об окружностях и ее характеристиках, круге, числе π, формулах длины окружности и площади круга. После каждой порции излагаемого материала проводится вторичное, более сжатое его повторение. В конце урока-лекции вновь концентрированное изложение основных вопросов. Таким образом, в течение 30 минут был изложен материал трех «обычных» уроков.

Следующий урок – самопогружение. Учащиеся-ассистенты раздают учебники на каждый стол. Учитель ставит задачу: проработать параграфы учебника так, чтобы ответить на контрольные вопросы. Начинается самостоятельная работа с учебником. Учитель в это время оказывает индивидуальную помощь отдельным учащимся. За 10 минут до конца – смена формы деятельности: класс приступает к фронтальной работе по контрольным вопросам. Дети отвечают охотно и правильно.

В результате такой самостоятельной работы с учебником и участия в беседе по контрольным вопросам у ребят формируется умение работать с книгой, ставить вопросы и отвечать на них, развивать интерес к предмету. Но главное в том, что на самопогружении происходит более углубленное усвоение лекционного материала.

Третий структурный элемент учебного блока – практическое занятие. Его цель – научить применять новые знания. Педагог акцентирует внимание учащихся на этой цели и ставит задачу: выполнить задания, номера которых указаны на доске. При этом объявляется, что учащиеся, которые справятся со всеми предложенными заданиями, освобождаются от работы в лаборатории. Постановка такой ограничительной цели выполняет мощную мотивационную функцию.

Последний урок учебного блока – зачет. Начинается он с формирования положительной установки на деятельность. Объявляется условие: «Кто получит оценки «хорошо» и «отлично – у того зачет сдан; у кого оценка ниже – придется сдавать на лабораторном занятии». Зачет происходит с примененитем тестирования. Тест содержит пять вопросов с выбором ответа и одно задание на вычисление. Результаты его выполнения учащиеся заносят в специальную карту многоразового пользования.

По окончании тестирования (на которое ушло около двадцати минут) педагог дает эталонные ответы и предлагает приступить к самоконтролю.

В заключение учебного блока педагог вместе с учащимися проводит анализ их работы на занятии, акцентирует внимание на недостатках, кратко сообщает о содержании следующего учебного блока.

Как видим, учебный блок – это не четыре «обычных» урока, механически соединенных, а качественно иное занятие, отличающееся целостностью и завершенностью процесса познания.

Технология концентрированного обучения еще требует тщательной научно-обоснованной экспериментальной проверки и дальнейшего теоретического обоснования.  

ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ — Студопедия.Нет

Под концентрированным обучением понимается специально организованный образовательный процесс, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет большей ее систематизации (обобщения, структурирования) и ино­го (отличного от традиционного) временного режима занятии.

Концентрированное обучение является противоположностью «распределенного обучения», причем противоположностью непротиворечивой, взаи­модополняемой, т.к. разумное чередование концентрированного и распре­деленного обучения (а разные организационные формы решают разные зада­чи) имеет высокую степень эффективности.

Как уже отмечалось, образовательная технология предполагает набор моделей обу­чения.

К основным моделям концентрированного обучения относят суггестопедию (Г.К. Лозанов) и «погружение» (М.П. Щетинин).

Ряд моделей обучения, которые реализуются в рамках классно–урочной системы, можно считать моде­лями, переходными от традиционного к концентрированному обучению. К их числу относят параллельную систему обучения, интегрированные уроки и интегрированные дни.

На основании сформулированных сущностных признаков можно выделить модели концентрированного обучения, в разное время разработанные раз­ными авторами.

Сегодня одним из основных факторов повышения эффективности обучения становится увеличение продолжительности единицы учебного процесса (особенно в старших классах). Эта продолжительность уже не может ограничиваться 35–45 минутами. Ее гра­ницы расширяются от 1,5 – 2 часов до нескольких недель.


Увеличение единицы учебного процесса обусловливает изменение ее внутренней структуры, предполагающей обязательное многообразие форм учебной работы при единстве и целостности ее содержания. Таким услови­ям удовлетворяют различные модели образовательной технологии концентированного обучения и технологии, условно им предшествующие. Рассмотрим варианты данных моделей подробно.

Погружение» как наиболее распространенная модель концентрированного обучения

Анализ педагогической литературы показывает, что понятие учебного «погружения» практически не сформулировано. Более того, разные авторы под этим понимают разные методы.

Первый подход: под «погруже­нием» понимается один из методов интенсивного обучения, как правило, иностранным языкам с использованием суггестивного воздействия. Основ­ные публикации относятся к концу 60–х – середине 70–х годов (Г.К. Лозанов, И.А. Зимняя и др.).

Второй (более широкий): под «погружением» подразумевается длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное занятие одним или несколькими близкими предметами. Начало упо­минания термина в этом смысле относится к началу 80–х годов в связи с экспериментальной работой М.П. Щетинина. Позднее это направление выра­жается в многочисленных моделях:

· «погружение» в сравнение,

· межпредметные «погружения» (А.И. Тубельский),

· метапредметные «погружения»,



· эвристические «погружения» (А.В. Хуторской),

· выездные «погружения» (А.А. Остапенко, Л.Н. Снегурова),

· «погружения» в образ (С.А. Терскова, Е.В. Шубина),

· «погружение» как средство коллективного способа обучения (С.Д. Ме­сяц),

· «погружение» в культуру (Е.Б. Евладова) и т.д.

Следует отметить, что значительная часть авторов второго направ­ления указывает, что основным стимулом к исследованию в данном аспекте явилась работа М.П. Щетинина.

Рассмотрим подробнее оба направления.

 

Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия

Подробное описание «погружения» дано P.M. Грановской. Под «погружением» она понимает «активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры», причем под понятиями «погружение» и «суггестопедия» она ставит знак равенства. Р.М.Грановская отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся ни убеждение, «метод погружения в значительной мере опирается на внушение». Результатом внушения является необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей. «Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство соз­нательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обуче­ния».

Поскольку эти принципы взяты P.M. Грановской у Г.К. Лозанова, уточним их, обратившись к первоисточнику:

«Принцип «радости и ненапряженности» следует понимать до степени псевдопассивности поведения в отношении процесса обучения. Важно не внешнее поведение учащегося, когда он держится напряженно и стимулиру­ет концентрированное внимание, а его внутренняя настроенность на обу­чение. Радость и ненапряженность – не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения. Принцип «единства сознавания и несознавания» требу­ет организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых, так и в несознаваемых функциях.

Принцип «суггестивной взаимосвязи» направляет учебный процесс к активации резервов личности. Этот принцип требует непрерывной информа­ции о результатах обучения».

Как отмечает Г.К. Лозанов, все принципы должны находить в неделимом единстве и в любой момент учебного процесса осуществляться однов­ременно.

Реализация данных принципов осуществляется тремя группами средств:

а) психологическими;

б) дидактическими;

в) артистическими.

«Психологические средства координируют периферические перцепции и эмоциональные стимулы, которые направлены на использование мотивационного комплекса, системы настройки, потребностей и вообще на активацию личности». Неспецифическая психическая отзывчивость обучаемых создает­ся специальной обстановкой занятий. К ее элементам P.M. Грановская от­носит:

а) торжественность;

б) авторитет преподавателя и доверие к нему;

в) успех товарищей по группе;

г) удобство расположения обучаемых.

При описании «погружения» у Т.Н. Смирновой мы также находим, что «эффективность обучения зависит от группового сотрудничества, возможного лишь в условиях максимальной доброжелательности и тактичности. Обучаемых следует разместить полукругом и обеспечить тем самым возможность визуального контакта всех учащихся группы. Хорошо, если в ауди­тории будет несколько источников света, чтобы преподаватель мог регу­лировать степень освещенности». Кроме того, эффективности обучения способствует удобство кресел, изоляция от посторонних звуков.

Что касается авторитета преподавателя, то его наличие является обязательным условием успешного применения суггестопедии, без него невозможно внушение. «Там, где имеет место доверие, не всегда необходимы доказательства. Вера учеников в знания и педагогическое мастерс­тво способствует росту их уверенности в усвоении учебного материала, что, в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме их умственной работоспособности и познавательной деятельности». «Авто­ритет создает ожидание и более высокую информационную стоимость суггестивных воздействий». При этом следует заметить, что опора должна делаться на авторитет стимулирующий, а не угнетающий и ограничивающий. Роберт Розенталь на опытах по суггестопедии, проведенных в Oak–School в Нью–Йорке, статистически доказывает, что чем выше мнение учителя о способностях учащихся, тем лучше они усваивают материал.

«Дидактические средства требуют смыслового обобщения кодов и укрупнения методических единиц». «Учебный материал предлагается не толь­ко, как обычно, детализировано, но и в глобальных обобщенных единицах, представляемых посредством синтетических картин, схем, планов для од­новременного логического и эмоционального восприятия и усвоения». «Каждое упражнение должно являться целостной смысловой единицей». Поэ­тому «погружение» предполагает опору на известные теории обобщения и структурирования учебного материала: концепции теоретического обобще­ния (В.В. Давыдов), укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев) и др.

Артистические средства предполагают в первую очередь подготовку преподавателя и подготовку занятия, на котором должна быть «специаль­ным образом организована «концертная псевдопассивность», создающая ус­ловия, близкие к художественному переживанию». Такая задача предпола­гает особую подготовку занятий, при которой используются закономернос­ти театральной педагогики: ритмичность процесса (интервалы, многозна­чительные паузы, ожидание), интонационные компоненты, вовлечение уча­щихся в пение, игры, танцы.

Использование музыки при суггестопедии явилось предметом специальных исследований. Выводы исследователей таковы:

«Как показывает опыт, наиболее подходящей является инструментальная музыка XVIII века, особенно струнная. Рекомендуется применение медленных инструментальных пассажей».

Поскольку основным каналом восприятия при суггестопедии является аудиоканал, огромное внимание должно уделяться постановке голоса, дыхания преподавателя и его интонационным умениям. Помимо интонации, го­лоса, слов, в распоряжении педагога есть еще жест, движение, ритмика.

И. А. Зязюн, большое внимание уделявший театральной педагогике и суггес­топедии, выделяет несколько методов завоевания внимания аудитории; крайние из них – пассивный и агрессивный. «Пассивный – педагог фокусирует внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной чувственностью объединяется внимание аудитории в единый узел педагогического действия. Агрессивный – сос­тавляет полную противоположность пассивному. По этому пути идут силь­ные, умные, экспрессивные педагоги. Их чувства и волеизлучения высво­бождаются через интеллект мощным потоком и моментально приковывают внимание аудитории. С натренированной уверенностью педагог такого склада как бы гипнотизирует слушателей». «Педагогический процесс тре­бует своеобразной «магии» педагогического воздействия».

Как утверждают авторы метода, «суггестопедия – педагогическая система для людей всех возрастов», но временная структура «погружения» для детей и взрослых различна. Так, при обучении школьников занятия строятся следующим образом: при составе группы в 12–16 человек (жела­тельно приблизительно равное количество девочек и мальчиков) «опти­мальная продолжительность занятия – 4 учебных часа с 15–30–минутным перерывом. Таким образом, на работу с каждым учебным текстом отводится 12 часов, из них 2 часа на презентацию нового урока, 8 часов на его разработку и 2 часа на чтение учебного текста, выполнение итоговых и контрольных занятий». Методика Г.А. Китайгородской, основывающаяся на исследованиях Г.К. Лозанова, предполагает 6 «погружений» (120 часов).

При обучении взрослых иностранному языку (исследование проводилось для группы научных работников в возрасте 30–40 лет) «погружение» проходит за 9–10 дней при режиме занятий с 8 до 22 часов с двухчасовым перерывом.

Известно использование суггестопедии при обучении не только иностранным языкам, но и другим предметам (в том числе и алгебре).

Суггестопедическая учебная система имеет следующие обязательные отличительные черты:

1. При ней непременно вскрываются резервы памяти, интеллектуальной активности и вообще всей личности учащегося. Без вскрытия комплексных резервов нет суггестопедии.

2. Обучение непременно сопровождается эффектом отдыха или, по крайней мере, отсутствием усталости. Если учащиеся устают – это не суггестопе­дия.

3. Суггестопедический урок всегда представляет собой приятное пережи­вание.

4. Сутгестопедическое обучение оказывает положительное воспитательное воздействие, смягчая агрессивные тенденции и помогая социальной адап­тации обучаемой личности.

Суггестопедическая система обучения дает следующий эффект:

1. Обеспечивает интенсификацию в освоении препо­даваемого материала до пределов, немыслимых при всех других известных методиках в педагогических процессах.

2. Этот метод допускает сокращение времени ежедневного обучения до 4 часов.

3. Он освобождает от больших нагрузок на дом.

4. Он не только не создает предельных уровней усталости, а приводит к чувству эмоционального и физического комфорта.

5. Он имеет подчеркнутый психолечебный эффект при функциональных за­болеваниях или функциональных компонентах органических заболеваний.

Следует добавить, что принципы, провозглашенные Г.К. Лозановым, во многом не были соотнесены ни с теоретической психологией, ни с дидактикой. Во многом эти задачи решили созданными на базе суггестопедической системы иные образовательные техно­логии: «эмоционально–смысловой метод» И.Ю. Шехтера, метод Л.Ш. Гегеч­кори, «метод активизации резервных возможностей личности и коллектива» Г.А. Китайгородской, «суггестокибернетический метод» В.В. Петрусинско­го, система ГАОС А.М. Зимичева и др.

 

Сущность технологии концентрированного обучения, её специфические принципы — реферат

Цель работы – изучить сущность технологии концентрированного обучения, её специфические принципы.
1.
2. Понятие концентрированного обучения
Под концентрированным обучением понимается специально организованный образовательный процесс, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет большей ее систематизации (обобщения, структурирования) и иного (отличного от традиционного) временного режима занятии [8, с.84].
Концентрированное обучение является противоположностью «распределенного обучения», причем противоположностью непротиворечивой, взаимодополняемой, т.к. разумное чередование концентрированного и распределенного обучения (а разные организационные формы решают разные задачи) имеет высокую степень эффективности.
Понятие «концентрация» плотно вошло в 70-е годы в лексику ученых, занимавшихся интенсивными методами обучения иностранным языкам, которыми был сформулирован принцип достаточной концентрации и повторяемости материала. Ими также была сформулирована временная проблема соотношения концентрации и распределения в обучении. Были проведены исследования, рассматривавшие, в каких случаях более эффективным является концентрированное обучение, а в каких — распределенное во времени. Так, при выработке навыков распределенное во времени обучение более эффективно, чем концентрированное обучение. В то же время концентрация благоприятно действует в той деятельности, которая требует сосредоточения, «включения», вхождения в ситуацию; характеризуется необходимостью непрерывного подкрепления.
Концентрированное обучение следует отличать от интенсивного обучения. Концентрированное обучение является составляющей обучения. Интенсивное же обучение является продуманным синтезом распределенного и концентрированного обучения. Таким образом, понятие «концентрированное обучение» является более узким, чем понятие «интенсивное обучение».
Исследования Г.Г. Ибрагимова, Е.Г. Ибрагимовой также проводились по проблеме концентрированного обучения. Авторы отмечают, что понятие «концентрированное обучение», «концентрация учебного материала» не следует смешивать с понятием «концентров» и «концентризма в обучении», являющимися принципом построения школьных курсов, когда основы наук изучаются повторно, но с разной степенью углубления на нескольких ступенях обучения [2, с.23].
Цель концентрированного обучения – повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания. Концентрированное обучение опирается на ряд принципов (рисунок 1).

Рисунок 1 – Принципы концентрированного обучения
Технология концентрированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на изучении одного — двух предметов за счёт сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин, концентрации изучения учебного материала на определённых (достаточно длительных – до нескольких недель) повторяющихся отрезках времени. В зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя) может быть несколько таких технологий (А.А. Остапенко) [8, с.84].
Первая модель предполагает изучение в течение определённого времени одного основного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на изучение дисциплины часов, наличием материально-технической базы и другими факторами.
Вторая модель концентрированного обучения предполагает укрупнение только одной организационной единицы – учебного дня, количество изучаемых предметов в котором сокращается до одного — двух. В рамках учебной недели число дисциплин сохраняется в соответствии с учебным планом.
Третья модель – укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на семестр (год), не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели, в течение которой изучается не более двух – трёх дисциплин, образующие модули.


Технология концентрированного обучения

Министерство образования и 
науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Алтайский Государственный Технический 

Университет им. И.И.Ползунова»

 

 

Заочный
факультет

Кафедра
ИП

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА

«Технология
концентрированного обучения»

по дисциплине

педагогические 
технологии

 

 

 

Выполнила Ст.
группы 9 ПО ЭУП – 81

 

 

 

Барнаул 2012

 

 

Среди главных задач современного
образования – адаптация учащегося 
к жизни, привитие ему навыков 
самообразования, творческого использования 
полученных знаний. Отечественные педагоги
ищут пути реформирования учебного процесса.
В педагогике все большую значимость
приобретают педагогические технологии
или технологии обучения.

Технологию от методики можно 
отличать по наличию таких характеристик,
как инструментальность, т.е. наличие жестко
определенной системы предписаний, гарантировано
ведущих к цели; воспроизводимость технологии;
измеримость и гарантированность результата.

Педагогическая технология
– это системный подход создания,
применения и определения всего 
процесса преподавания и усвоения знаний
с учетом технических и человеческих
ресурсов и их взаимодействия, ставящей
своей задачей оптимизацию форм
образования.[4]

В основе технологии концентрированного
обучения лежит известный в педагогической
практике метод «погружения в 
предмет». Данная технология разрабатывалась 
и использовалась П. Блонским, В.Ф. Шаталовым,
М.П. Щетининым, А. Тубельским.  Суть
концентрированного обучения  состоит 
в том, что уроки объединяются
в блоки; в течении дня, недели
сокращается число параллельно 
изучаемых учебных дисциплин. Чтобы 
предупредить  забывание материала,
усвоенного на уроке, следует провести
работу по его закреплению в день
восприятия, т.е. необходимо на какое-то
время более основательно «погрузиться» 
в предмет.

Под концентрированным обучением 
понимается специально организованный
образовательный процесс, предполагающий
усвоение учащимися большего количества
учебной информации без увеличения
учебного времени за счет большей 
ее систематизации (обобщения, структурирования)
и иного (отличного от традиционного)
временного режима занятии.[3]

Концентрированное обучение
является противоположностью «распределенного
обучения», причем противоположностью
непротиворечивой, взаимодополняемой,
т.к. разумное чередование концентрированного
и распределенного обучения (а 
разные организационные формы решают
разные задачи) имеет высокую степень 
эффективности.

Ряд моделей обучения, которые 
реализуются в рамках классно–урочной 
системы, можно считать моделями,
переходными от традиционного к 
концентрированному обучению. К их
числу относят параллельную систему 
обучения, интегрированные уроки 
и интегрированные дни.

В настоящее время в 
системе среднего профессионального 
образования обучается около 2 млн.
студентов. В новых условиях функционирования
и развития в средних специальных 
учебных заведениях осуществляется
пересмотр целей и содержания
образования, в учебный процесс 
вводятся новые предметы. Между тем 
уровень подготовки выпускников 
пока еще не соответствует требованиям 
и ожиданиям предприятий. Одной 
из важных причин такого состояния 
является, на наш взгляд, та система 
организации обучения, в рамках которой 
осуществляется подготовка специалистов
среднего звена.

 Сегодня содержание 
образования в учебных программах 
и учебниках искусственно разбито 
на относительно самостоятельные, 
логически завершенные разделы, 
темы, параграфы в соответствии 
с выделенным на изучение дисциплины 
количеством часов. Используются 
определенные формы организации 
обучения: уроки, лабораторно-практические 
занятия, практикумы, экзамены, зачеты 
и др. Наиболее распространенной 
из них является урок. Он предполагает 
изучение конкретной узкой темы 
в течение 45 мин. В день преподают 
по 3-5 разнородных дисциплин, в 
неделю — от 8 до 13.

 Ни те, кто учится, ни 
те, кто учит и руководит учебным 
заведением, не сомневаются в 
незыблемости такого положения 
вещей. Недостатки в обучении 
и воспитании объясняются чем 
угодно, но только не системой 
их организации. Между тем, 
применяемая во всех типах 
средних школ уже свыше трех 
столетий, она стала все явственнее 
обнаруживать свои принципиальные 
недостатки и приходить в противоречие 
с новыми условиями и задачами 
образования.

 Во-первых, усвоение учебной 
дисциплины при такой организации 
обучения растягивается на длительное 
время, иногда даже в тех 
случаях, когда предметы рассчитаны 
на небольшое количество часов.

Стоит подчеркнуть, что тенденция 
увеличения числа изучаемых предметов 
особенно характерна для новых типов 
учебных заведений — гимназий, профессиональных
лицеев, колледжей, в которых за счет
национально-регионального и школьного 
компонентов в учебные планы 
включаются различные дисциплины, отражающие
потребности региона и обучающихся.

 Доказано, что учебный 
график, при котором на предмет 
выделяется 1 ч в неделю, имеет 
нулевой коэффициент полезного 
действия. И это не случайно, ибо 
в условиях рассредоточенного 
(рассеянного) обучения нарушаются 
психологические закономерности 
усвоения знания. Поскольку между 
занятиями большой временной 
промежуток, полученная на одном 
уроке информация до следующего 
стирается из памяти: действует 
известная в психологии закономерность 
Г. Эббингауза, в соответствии 
с которой заученный материал 
наиболее интенсивно забывается 
в  первые часы после его восприятия;
то же, что в эти часы остается в памяти,
сохраняется дольше. Чтобы предупредить
забывание материала, усвоенного на занятии,
необходимо провести работу по закреплению
в  первые же часы после его восприятия.
Однако этого не удается сделать, ибо внимание
обучающегося в это время вынужденно переключается
на другое содержание.[4]

 Следствием традиционной 
организации обучения является 
усвоение раздробленных знаний,
мешающее формированию у учащихся 
целостного представления об изучаемом
предмете. Ценится не умение видеть закономерности,
а знание конкретных правил, отдельных
формул.

 Поурочное разделение 
учебного материала практически 
не учитывает специфики предмета 
и процесса познания, протекающего 
при его изучении. В то же 
время у каждой учебной дисциплины 
своя структура, логика изучения. Педагоги
и психологи отмечают, что любой предмет
имеет свой познавательный цикл, учитывающий
его особенности, средства и способы познания.
Очевидно, что этот цикл диктует соответствующие
временные и пространственные рамки занятия.

 Во-вторых, сложившаяся 
система организации обучения 
отличается многопредметностью 
учебного дня и учебной недели.
Так, студенты техникумов и 
колледжей изучают в течение 
учебного дня 3-4 дисциплины, учебной 
недели — от 8 до 18 (в зависимости от 
специальности и курса обучения),
за семестр — 12-19. Постоянная смена 
предметов не позволяет учащимся 
ни в один из них погрузиться 
полностью, не дает возможности 
остановиться на чем-то, задуматься 
поглубже над заинтересовавшим 
вопросом. Частая смена доминант,
их неустойчивость, невозможность 
сосредоточиться на чем-то одном 
приводит в итоге к тому, что 
профессиональная школа неустанно 
и насильственно, по определенному 
алгоритму, заложенному в семестровом 
расписании, рассеивает внимание 
обучающихся, служит одной из 
главных причин их повышенной 
нервозности, быстрой утомляемости,
низкой эффективности учебного 
труда.

 Традиционный учебный 
день характеризуется подходом 
к обучающемуся как к объекту 
обучения, исполнителю и подчиненному.
Чаще всего применяются методы,
ориентирующие учащихся на исполнительскую 
деятельность (монологический, репродуктивный).

Не в лучшем положении 
оказываются и педагоги. Изучение
деятельности преподавателей, работающих
в учебной группе, показывает, что 
она часто разобщена, многие на занятиях
«работают» лишь на свой предмет,
не соотнося своих действий с работой 
коллег. Это порой приводит к тому,
что отдельные преподаватели, загружая
учащихся большим объемом домашних
заданий, создают непомерные нагрузки,
мотивируют необходимость изучения
только их дисциплины.

 Недостаток сложившегося 
структурирования учебного дня 
состоит и в том, что оно 
не в состоянии учитывать динамику 
работоспособности педагогов и 
учащихся.

В-третьих, рассредоточенный
и многопредметный характер профессионального 
обучения противоречит особенностям профессиональной
деятельности, успешность которой во
многом зависит от умения специалиста 
сконцентрировать усилия на выполнении
своих функций. Современный специалист
должен за короткое время качественно 
осваивать новые технологии и 
новое содержание профессиональной
деятельности. Поэтому уже в стенах
учебного заведения его необходимо
подготовить к работе в условиях
концентрации времени и усилий.

 Применяемая в средней 
профессиональной школе система 
организации обучения приводит 
к противоречию, когда, с одной 
стороны, требуется активизировать 
формирование целостной личности 
современного специалиста, добиться 
интеграции всех педагогических 
воздействий и условий саморазвития 
обучающихся, а с другой — существующий 
процесс обучения расчленен многопредметностью 
и мелкотемьем, порождающими частные, 
несистемные знания, дробление личности.
[7]

 Один из возможных 
путей снятия обозначенных выше 
проблем был предложен переход к
концентрированному обучению.

Идея концентрированного
обучения, вызывающая в последние 
годы повышенный интерес педагогов-исследователей
и практиков, имеет глубокие исторические
корни. Ее истоки восходят к трудам
Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, В.В. Розанова,
П.П. Блонского, Н. Калашникова и др.
В современной отечественной педагогической
теории известны концепции интенсивного
и интенсивно-циклового обучения , циклового
обучения в вечерней школе , обучения методом
погружения, в которых в той или иной мере
отражена идея концентрированного обучения.[1]

 Цель последнего состоит
в повышении качества обучения и воспитания,
учащихся путем создания оптимальной
организационной структуры учебного процесса.

Признаки:

    • Ликвидация многопредметности учебного дня, недели, семестра.
    • Единовременная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины
    • Непрерывность процесса познания и его целостность.
    • Наличие благоприятных условий для интеграции теории и практики, синтеза знаний и умений, сотрудничества всех участников процесса обучения.
    • Применение системы форм, методов и средств обучения адекватно реализующих целостный процесс познания.

В основе концентрированного
обучения лежат специфические принципы
вытекающие из самой природы новой 
организационной формы:

Концентрации учебного материала 
во времени достигается за счет:

    • Малопредметности.
    • Введение учебного материала крупными блоками.
    • Оптимизация распределения учебного материала
    • Интенсивности обучения достигается за счет:
    • Насыщенность видами и формами учебной работы.
    • Плотность общения.
    • Учет психофизиологических особенностей учащихся достигается за счет:
    • Соответствие законам динамики работоспособности.
    • Учет законов восприятия и запоминания информации человеком.[7]

Опираясь на передовой 
педагогический опыт и учитывая тенденцию 
к вариативности и гибкости учебного
процесса, мы предлагается три способа
реализации концентрированного обучения.
Они выделены в зависимости от единицы
укрупнения (учебный предмет, учебный
день, учебная неделя) и отражают степень
концентрации.

 Первая модель (монопредметная,
с высокой степенью концентрации)
предполагает изучение в течение 
определенного времени одного 
основного предмета. Продолжительность 
определяется при этом особенностями 
содержания и логики его усвоения 
студентами, общим числом отводимых 
на него часов, наличием материально-технической 
базы и другими факторами. Можно 
выделить два варианта реализации 
этой модели.

 При первом планирование 
учебного процесса состоит в 
следующем: общее годовое число 
часов по предмету делится 
примерно поровну на четыре 
части. Далее в течение нескольких 
дней подряд (по 4-6 уроков в день)
студенты осваивают только эту 
дисциплину. За это время на 
качественном уровне изучается 
материал всего курса. При следующем 
погружении студенты вновь возвращаются 
к нему, углубляя и расширяя 
ранее полученные знания путем 
оперирования ими в стандартных 
ситуациях. Еще более глубокое 
изучение материала происходит 
во время третьего погружения,
когда обучающиеся применяют 
знания в новых условиях. Четвертое 
погружение ориентировано на 
обучение студентов умениям творческого 
применения знаний. Как видим, 
предполагается неоднократное (до 
четырех раз в течение года)
обращение к одному и тому 
же материалу, но каждый раз 
на новом уровне, с более глубоким 
проникновением в сущность изучаемого 
предмета. Этот вариант концентрированного 
обучения целесообразно использовать 
для освоения дисциплин, содержание 
которых отличают четкие причинно-следственные 
связи, дающие возможность представить 
его в виде единой логической 
цепочки (физика, химия, электроника 
и ряд других предметов).

методы обучения, плюсы и минусы, варианты реализации

Технологии концентрированного обучения — это интерпретация популярного активного метода погружения. Суть состоит в использовании элементов внушения, релаксации, игры. Частично технологии концентрированного обучения использовались В. Ф. Шаталовым, А. Тубельским, Ш. А. Амонашвили.

Специфика метода

В конце двадцатого века Г. Ибрагимовым была успешно систематизированы модифицированные методы, даны их точные психологические обоснования. Причиной появления подобного подхода стала актуализация отсутствия у многих учащихся системы умений и знаний по конкретным учебным дисциплинам.

Благодаря технологии концентрированного обучения можно решить проблему отсутствия привязанности и мотивации к рассматриваемым предметам, быстрого забывания материала, отсутствия использования теоретической базы при выполнении практических работ. Такой подход помогает педагогам решать проблему повышенной утомляемости школьников.

технология концентрированного обучения недостатки

Отличительные черты

В технологии концентрированного обучения не предполагается искусственного разделения учебного материала на параграфы, темы, разделы, что характерно для классно-урочной системы.

В настоящее время некоторые предметы предлагаются только 1 раз в неделю, что негативно отражается на прочности знаний, качестве умений и навыков.

Г. Ибрагимов доказывал, что такое рассредоточение предмета во времени является неэффективным, противоречащим закономерностям психологии и физиологии восприятия и запоминания информации.

На протяжении одного учебного дня ребята знакомятся сразу с несколькими разноплановыми предметами. После завершения уроков в школе они вынуждены тратить время на подготовку к следующему дню, анализируя материал еще по 4-5 предметам.

Подобная ситуация повторяется ежедневно, на протяжении всех лет обучения в школе, что приводит к появлению депрессивного состояния у подростков.

Смена предметов не позволяет ребятам в полной мере погружаться в предмет, осмыслять конкретный вопрос, погружаться в понравившуюся тематику.

На переключение ребенок тратит существенное количество энергии. Функционирование школы по определенному алгоритму, указанному в расписании, приводит к рассеиванию внимания, вызывает повышенную нервозность, низкую эффективность учебной деятельности.

Каждый учитель старается в максимальной степени активизировать учебную деятельность, независимо от дня недели, расположения урока в расписании.

методика обучения

Задача

Поклонники методики «погружения в предмет» считают, что классно-урочная система организации образовательного процесса является причиной дробления личности, приводит к воспитанию нетворческой и неяркой личности. В технологии концентрированного обучения предупреждается забывание материала, который был усвоен на уроке. Такая система обучения направлена на максимальное сближение учебного процесса с естественными психологическими характеристиками школьников.

Концепция концентрированного обучения предполагает особую технологию организации образовательного процесса, при которой внимание учащихся и педагогов концентрируется на детальном рассмотрении предмета при их объединении в блоки. При этом происходит сокращение количества изучаемых предметов на протяжении дня, недели.

технологии концентрированного обучения шпаргалка

Цель обучения

В технологии концентрированного обучения Щетинина она заключается в повышении качества воспитательного и образовательного процесса посредством создания полноценной организационной структуры учебного процесса, сближения его с психологическими особенностями школьников.

Суть рассматриваемого подхода состоит в непрерывном процессе познания и его целостности.

Принципы концентрированного обучения предполагают единовременное продолжительное изучение раздела, темы конкретной учебной дисциплины, которая обеспечивает продолжительность рассмотрения темы, раздела, всей учебной дисциплины, гарантирует прочность ее усвоения. При этом сокращается количество дисциплин, изучаемых одновременно.

Технологии концентрированного обучения в ДОЦ основываются на ответственности, самостоятельности, творческой активности школьников. Они предполагают использование комплекса вариативных методов и форм обучения, разумных по содержанию и целям учебного материала, которые учитывают работоспособность педагогов и учащихся.

технологии концентрированного обучения в доу

Классификация

Рассмотрим некоторые варианты реализации технологии концентрированного обучения. Г. Ибрагимов предлагал три модели, две из которых описал д. Г. Левитес.

Первая модель допускает изучение на протяжении определенного временного промежутка одного предмета. Длительность погружения характеризуется следующими факторами:

  • спецификой содержания и логики усвоения школьниками;
  • общим количеством часов, отводимых на изучение дисциплины;
  • наличием материально-технической базы.

В зависимости от содержания предмета допустимы разные варианты реализации технологии концентрированного обучения.

Годовое число часов по учебной дисциплине делят на части. На протяжении 3-5 дней ребята занимаются изучением только этого предмета. За такой временной промежуток рассматривается только конкретная учебная область на качественном уровне. На следующем временном этапе снова возвращаются к материалу, углубляя и расширяя его путем применения приобретенных знаний на практическом уровне. Третье погружение предполагает применение навыков в нестандартных ситуациях.

технологии концентрированного обучения это

Алгоритм использования

Каковы плюсы и минусы технологии концентрированного обучения? Сложно найти однозначный ответ на этот вопрос.

Последний этап подобного изучения предмета предполагает творческое использование полученных знаний и умений.

В подобной форме длительность учебного занятия сокращается до 35 минут. После 2-3 уроков педагог проводит разгрузочное занятие, не задавая школьникам домашнего задания.

Желательно, чтобы нагрузка на первую половину учебного дня, не превышала 5-6 уроков. После обеда ребята (по желанию) могут (по личному желанию) заниматься в дополнительных кружках и студиях, организуемых в образовательном учреждении. Такой подход дает возможность развивать школьников в определенной сфере, а педагог может готовить себе помощников из числа тех учеников, которые имеют максимальную подготовку, проявляют интерес к конкретной области знаний.

Чем еще характеризуется технология концентрированного обучения? Преимущества и недостатки этого подхода заслуживают отдельного рассмотрения.

Плюсы заключаются в возможности органического сочетания на протяжении учебного дня разных форм организации обучения, которые объединены единой целью – формированием умений и знаний по конкретному курсу.

Основные отличительные черты первой модели

Чем принципиально отличается технология концентрированного обучения? Недостатки этого подхода состоят в выделении существенного объема самостоятельной работы учащихся. Не все современные подростки готовы к подобной деятельности, поэтому для них такая технология обучения не подходит.

Возникают серьезные проблемы из-за неумения детей сотрудничать в небольших группах. На уровне учебного плана организация данного обучения предполагает некий «конвейер», в котором наблюдается переход от рассмотрения одного предмета к другому в некой последовательности. Как долго может реализовываться концепция концентрированного обучения? Разработчики предлагают осуществлять подобные образовательные и воспитательные процессы не более трех учебных дней.

Вторая модель концентрированного обучения

Какова технология концентрированного обучения? Недостатки такого подхода заключаются в необходимости перестройки учебного расписания. В качестве основной единицы для подобной методики выступает учебный блок. Школьное расписание предполагает при такой модели два учебных блока, между которыми есть 40 минут времени на отдых и обед.

Вторую половину дня разработчики методики предлагают отводить на творческую деятельность, в рамках которой школьники могут развивать свои творческие и интеллектуальные возможности.

В состав блока включают самостоятельную работу школьников, лекционные занятия, практические работы, зачеты.

технологии концентрированного обучения это

Лекция

В чем суть технологии концентрированного обучения? Шпаргалка в виде опорного конспекта, составленная по ходу лекционного занятия, помогает ребятам повторять теоретический материал при подготовке к лабораторным занятиям. После того как школьники будут настроены педагогом на предстоящую деятельность, педагог начинает изложение материала. Далее теория рассматривается в сжатом виде, а в завершении лекции учитель делает краткий вывод о рассмотренном материале.

В конечном итоге у школьников складывается целостное восприятие знаний, первичное осмысление информации.

Самостоятельная деятельность

Она предполагает организацию индивидуальной и парной работы, в ходе которой осуществляется осмысленное изучение лекционного материала, формируются учебные навыки и умения. Школьники учатся работать с учебников, выделять в параграфе главный материал, составлять план, устанавливать причинно-следственные связи.

Для отработки новых знаний на практике, закрепления материала, педагог предлагает ребятам практические работы. Они способствуют осмыслению изученного материала, дают возможность для саморазвития, самоанализа.

особенности методики погружения

Преимущества концентрированного обучения

Такая методика позволяет преодолевать разобщенность содержания учебного материала, обеспечивать углубленное и прочное усвоение школьниками полных блоков.

Технология «погружения» способствует созданию позитивного климата в коллективе, установлению сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Для реализации подобного подхода у преподавателя должна быть многосторонняя подготовка. Он обязан владеть активными методами и формами обучения, иметь глубокие знания психологии.

Варианты технологий

Впервые такая идея была высказана польским педагогом Яном Коменским. Его мысль поддержал К. Д. Ушинский, П. П. Блонский. Реализацией концепции концентрированного обучения занимались педагоги: М. П. Щетинин, Б. Ф. Райский.

В конце ХХ века на ее основе стали разрабатывать иные технологии: бинарное обучение, интегрированный учебный день, изучение циклов разных дисциплин.

Г. И. Ибрагимов считал, что в той организации учебного процесса, что сложилась в отечественном образовании, не учитывались особенности динамики работоспособности учащихся и преподавателей на протяжении дня, недели. Причиной является многообразие изучаемых дисциплин, желание учителей уделять максимальное внимание только тому предмету, который он сам преподает.

Концентрическое обучение стало той технологией организации учебного труда, благодаря которой познавательная энергия школьников и рабочее время объединяются в отдельные блоки. При этом сокращается число параллельных предметов, рассматриваемых в рамках одного учебного дня, недели. Целью такого подхода является повышение качества воспитания и обучения школьников через создание оптимального расписания. Такой подход предполагает изучение материала крупными блоками, оптимальное распределение материала по времени. Педагог применяет в работе интерактивные формы, насыщает учебное занятие разнообразными формами и видами учебной деятельности.

В настоящее время подобная концепция предполагает разные варианты, которые связаны с единицами укрупнения: учебным предметом, днем, неделей:

  • сокращение количества предметов, изучаемых в один день, до 2-3 штук;
  • включение в рамки недели 4-5 смежных дисциплин;
  • занятия по физической культуре, технологиям, эстетическому циклу распределятся на вторую половину дня.

Вторая модель выстраивается на «погружении» в отдельный предмет. К примеру, на протяжении нескольких учебных дней рассматривается только одна учебная дисциплина. Подобный подход часто используется в средних и высших учебных заведениях, он дал неплохие результаты апробации.

Подобная модель технологии «погружения» достигается целостным усвоением сути предмета, способствует активизации их познавательной деятельности, успешному развитию интересов. Подобный подход вписывается в классно-урочную систему отечественной школы, не предполагает ее радикальных изменений.

Интерес представляет технология «опорного конспекта», которая является разновидностью рассматриваемого подхода. Ее основателем считают В. Ф. Шаталова. Он придумал такую методику для преподавания математики и физики, затем она перешла на уроки географии, русского языка, истории, химии.

У Шаталова появились тысячи последователей, которые приспособили технологию «опорного конспекта» к преподаваемым ими учебным дисциплинам. Выделим основные технологические условия подобной методики:

  • укрупнение единиц основного содержания: объединение материала разных тем программы, сокращение до минимума конкретизации, выстраивание раздела на основе теоретических понятий, выделение закономерностей и взаимосвязей;
  • освоение единиц теории осуществляется благодаря применению условно-знаковой наглядности – изображений «опорных сигналов».

Такие схемы имеют простой вид. В них могут использоваться даты, формулы, геометрические фигуры, связанные между собой стрелками.

Чтобы составлять «опорные конспекты», вполне можно использовать разные ассоциативные символы, необычные рисунки, «ключи», цвета.

Такие сигналы дают учащимся возможность быстро восстановить определенный материал в памяти. Систему «опорных сигналов» Шаталов предлагал встраивать в конспект занятия.

На одном листе можно размещать сразу несколько параграфов школьного учебника, и даже целую тему.

Каковы основные преимущества подобного изложения материала? В первую очередь можно отметить возможность объяснения учителем основной мысли темы, выделения в качестве опорной схемы самые трудные термины и понятия.

Готовые схемы позволяют педагогу проверять универсальные учебные навыки, сформированные у школьников после полного изучения темы.

«Опорную схему» педагог часто предлагает ученику, который готовит устный ответ по заданному материалу. На основе схемы ребенок составляет подробный пересказ материала.

Рассматриваемая технология наиболее приемлема для предметов научного цикла, поэтому учителя математики и физики активно пользуются ею в своей работе. несмотря на те инновации, что происходят в настоящее время в российском образовании, технология «погружения» не утратила своей актуальности.

Описание технологии «Концентрированное обучение»

Технология концентрированного обучения

Методом исследований и коррекции при адаптировании программы по работе с природным материалом была применена технология концентрированного обучения. Она способствует решению проблемы усвоения в короткий срок большего объёма учебного материала и практических навыков, не выходя за рамки учебной программы в разновозрастных группах.

Для достижения этой цели была сформулирована программа действий:

  1. Изучение опыта работы ведущих специалистов;

  2. Программирование форм, методов, способов организации учебного процесса;

  3. Коррекция учебно-тематического плана на каждый год обучения;

  4. Обобщение опыта работы с применением данной технологии, диагностика.

Образовательная технология – это комплекс, состоящий из:

  1. планируемых результатов (это то, что должен знать и уметь учащийся),

  2. критериев выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

А технология концентрированного обучения – это процесс обучения, предполагающий усвоение учащимися большего объёма учебной информации без увеличения учебного времени за счёт большей систематизации учебного процесса.

Концентрированное обучение является противоположностью распределённого обучения, причём противоположностью не противоречивой, а взаимодополняемой. Разумное чередование концентрированного и распределённого обучения имеет высокую эффективность. Образовательная технология концентрированного обучения позволяет решать ряд проблем:

Возможность решать все эти проблемы при помощи данной технологии делает необходимым наполнение этого опыта целостным теоретическим содержанием.

Всякая образовательная технология предполагает набор моделей обучения – это комплекс, состоящий из дидактической основы (методы и формы организации занятий) и педагогической техники (средства и приёмы), используемых в данном учебном периоде.

Модели обучения обладают следующими признаками:

1. Увеличение количества изучаемой информации на единицу учебного времени.

2. Сокращение общего времени на изучение определённого объёма учебной информации.

3. Увеличение общего числа методов и форм обучения.

4. Увеличение продолжительности единицы учебного процесса.

Для данной технологии была выработана модель, позволяющая реализовать принцип непрерывного образования по темам и годам обучения. Программа состоит из 5 разделов, циклично повторяющихся по мере усложнения материала в течении 3-х лет. В связи со сменой режима школы со 2 половины года расформировываются группы по годам обучения и образуются смешанные группы 1-2 года обучения. А так как программа написана по циклично-конвейерной системе обучения ежегодно происходит обучение по определённой теме на каждом году, материал расположен последовательно. Формы организации на занятиях индивидуальные, но чаще всего групповые, по 2-4 человека. Групповая форма обучения способствует развитию коммуникативных признаков, учит высказывать своё мнение и защищать его, выбирать оптимальный вариант, планировать работу. По организации занятий соблюдается ряд условий:

1. В основе занятия должны быть практические работы, потому что на них уходит больше времени.

2. Элементы лекций имеют место для вводных и заключительных бесед и должны проходить при активном участии учащихся.

3. Самостоятельная проработка материала происходит в группах по 2-4 человека.

4. Учёт знаний ведётся в самом процессе проработки курса.

Достоинства технологии:

1. Сосредоточенность учащихся на одной теме.

2. Углубление в тему.

3. Экономия учебного времени.

4. Позволяет педагогу точнее оценить освоение учебного материала.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что технология концентрированного обучения имеет различные модели, которые целесообразно применять для работы с разновозрастными группами и является одним из интенсивных методов обучения, позволяет создать модель непрерывного обучения.

Что даёт работа по этой технологии:

1. Повышается интерес к занятиям, что сохраняет контингент.

2. Повышает эффективность организации педагогического процесса, эстетическое и художественное качество произведений учащихся.

3. Появляется заинтересованность родителей в работе объединения.

4. Уменьшается утомляемость, создаётся состояние комфорта для ученика и педагога.

Что нужно для того чтобы работа по этой технологии и в дальнейшем была эффективной, это оснащение инструментами и материалами для изготовления работ и их оформления. Для активизации интереса учащихся необходимы участия в выставках, обмен опытом на «круглом столе» или «день открытых дверей». И, самое главное, постоянное совершенствование методов и форм занятий.

КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ — это… Что такое КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ?



КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
технология обучения, ставящая своей целью максимальное сближение учебного процесса с естественными психологическими особенностями восприятия, переработки и усвоения информации человеком. Энергия учащихся и педагогов концентрируется на более глубоком изучении предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение дня и недели. Используются методы обучения, учитывающие динамику работоспособности учащихся.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО.
С.М. Вишнякова.
1999.

  • КОНЦЕНТРАЦИЯ
  • КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ

Смотреть что такое «КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ» в других словарях:

  • КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (“погружение”) — тип обучения, характеризующийся непрерывностью и целостностью процесса изучения отдельной темы, раздела, курса [93] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • УРОК — форма организации уч. воспитат. процесса в уч. заведениях при классно урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом). в течение определённого промежутка времени (как …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Федеративная Республика Германии —         ФРГ (Bundesrepublik Deutschland).          I. Общие сведения          ФРГ государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем… …   Большая советская энциклопедия

  • Экологическая доктрина Российской Федерации — Экологическая доктрина  концентрированное выражение системы официальных взглядов и положений, вырабатываемых политическим руководством государства и провозглашающих основные цели, принципы, направления и формы его деятельности по обеспечению… …   Википедия

  • Иудаизм в России —    Первые достоверные сведения об иудейских общинах в греч. городах колониях на сев. берегах Черного моря датируются 1 в. н. э. Есть основания полагать, что членами этих общин, наряду с этническими евреями, были и перешедшие в иудаизм местные… …   Религии народов современной России

  • Языковая политика — Языковая политика  совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве. Особой сложностью отличается Я. п. в многонациональном государстве, так как в этом случае она должна учитывать …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • РУССО Жан Жак — (Rousseau), (28 июня 1712 – 2 июля 1778) – франц. политич. мыслитель, революц. демократ, философ, реформатор педагогики, писатель, драматург, композитор, теоретик иск ва. Род. в Женеве в семье часовщика; систематич. образования Р. не получил.… …   Философская энциклопедия

Определение CLEA: Концентрированный опыт обучения за границей

Что означает CLEA? CLEA означает «Концентрированный опыт обучения за рубежом». Если вы посещаете нашу неанглийскую версию и хотите увидеть английскую версию Concentrated Learning Experience Abroad, прокрутите вниз, и вы увидите значение Concentrated Learning Experience Abroad на английском языке. Имейте в виду, что аббревиатура CLEA широко используется в таких отраслях, как банковское дело, вычислительная техника, образование, финансы, правительство и здравоохранение.Помимо CLEA, Concentrated Learning Experience Abroad может быть сокращением от других аббревиатур.

CLEA = Концентрированный опыт обучения за границей

Ищете общее определение CLEA? CLEA означает концентрированный опыт обучения за рубежом. Мы с гордостью вносим аббревиатуру CLEA в самую большую базу данных сокращений и акронимов. На следующем изображении показано одно из определений CLEA на английском языке: Concentrated Learning Experience Abroad. Вы можете скачать файл изображения для печати или отправить его своим друзьям по электронной почте, Facebook, Twitter или TikTok.

Значения CLEA в английском

Как упоминалось выше, CLEA используется как аббревиатура в текстовых сообщениях для обозначения концентрированного обучения за рубежом. Эта страница посвящена аббревиатуре CLEA и его значению как «Концентрированный опыт обучения за рубежом». Обратите внимание, что концентрированный опыт обучения за границей — не единственное значение CLEA. Может быть несколько определений CLEA, поэтому просмотрите их в нашем словаре, чтобы узнать все значения CLEA один за другим.

Определение на английском языке: Концентрированный опыт обучения за рубежом

Другие значения CLEA

Помимо концентрированного опыта обучения за рубежом, CLEA имеет и другие значения.Они перечислены слева внизу. Прокрутите вниз и щелкните, чтобы увидеть каждый из них. Чтобы узнать все значения CLEA, нажмите «Подробнее». Если вы посещаете нашу английскую версию и хотите увидеть определения Концентрированного опыта обучения за рубежом на других языках, щелкните меню языков справа внизу. Вы увидите значения концентрированного опыта обучения за рубежом на многих других языках, таких как арабский, датский, голландский, хинди, японский, корейский, греческий, итальянский, вьетнамский и т. Д.

12 научно обоснованных советов и многое другое

Если вы когда-либо сталкивались с трудностями при выполнении сложной задачи на работе, готовились к важному экзамену или потратили время на привередливый проект, вы, возможно, пожелали бы увеличить свой способность концентрироваться.

Концентрация — это умственное усилие, которое вы направляете на то, над чем вы работаете или чему учитесь в данный момент. Иногда его путают с объемом внимания, но объем внимания означает время, в течение которого вы можете сосредоточиться на чем-то.

Факторы, влияющие на концентрацию

Объем внимания и концентрация могут различаться по ряду причин. Некоторым людям просто труднее избавиться от отвлекающих факторов. Возраст и недостаток сна могут повлиять на концентрацию внимания.

Большинство людей с возрастом забывают вещи быстрее, а снижение концентрации может сопровождать потерю памяти. Травмы головы или головного мозга, такие как сотрясение мозга, а также определенные психические расстройства также могут влиять на концентрацию внимания.

Легко разочароваться, когда вы пытаетесь сконцентрироваться, но просто не можете.Это может привести к стрессу и раздражению, из-за чего сосредоточенность на том, что вам нужно сделать, становится еще более далекой мечтой.

Если это звучит знакомо, продолжайте читать, чтобы узнать больше об основанных на исследованиях методах улучшения вашей концентрации. Мы также рассмотрим некоторые условия, которые могут повлиять на концентрацию, и шаги, которые следует предпринять, если попытки повысить концентрацию самостоятельно просто не помогают.

Игра в определенные типы игр может помочь вам лучше сконцентрироваться. Попробуйте:

  • судоку
  • кроссвордов
  • шахмат
  • головоломок
  • поиск слов или схватка
  • игр на память

Результаты исследования 4715 взрослых, проведенного в 2015 году, предполагают, что проводить 15 минут в день 5 дней в неделю. тренировки мозга могут иметь большое влияние на концентрацию.

Игры для тренировки мозга также могут помочь вам развить рабочую и кратковременную память, а также навыки обработки информации и решения проблем.

Дети

Тренировка мозга может помочь и детям. Купите сборник словесных головоломок, решите вместе головоломки или сыграйте в игру на память.

Даже раскрашивание помогает улучшить концентрацию внимания у детей и взрослых. Детям старшего возраста понравятся более подробные раскраски, как в книжках-раскрасках для взрослых.

Пожилые люди

Эффекты игр для тренировки мозга могут быть особенно важны для пожилых людей, поскольку память и концентрация часто имеют тенденцию к ухудшению с возрастом.

Исследование 2014 года, в котором приняли участие 2 832 пожилых человека, продолжило наблюдение за участниками через 10 лет. У пожилых людей, прошедших от 10 до 14 сеансов когнитивной тренировки, улучшились когнитивные способности, память и навыки обработки информации.

По прошествии 10 лет большинство участников исследования сообщили, что они могут выполнять повседневную деятельность, по крайней мере, так же хорошо, как в начале испытания, если не лучше.

Игры для мозга могут быть не единственным типом игр, которые могут помочь улучшить концентрацию.Согласно последним исследованиям, видеоигры могут повысить концентрацию внимания.

Исследование, проведенное в 2018 году с участием 29 человек, показало, что час игры может помочь улучшить визуальное избирательное внимание (VSA). VSA относится к вашей способности сосредоточиться на конкретной задаче, игнорируя отвлекающие факторы вокруг вас.

Это исследование было ограничено своим небольшим размером, поэтому эти результаты не являются окончательными. Исследование также не определило, как долго длилось это увеличение VSA.

Авторы исследования рекомендуют дальнейшие исследования, чтобы продолжить изучение того, как видеоигры могут помочь повысить мозговую активность и повысить концентрацию.

В обзоре 2017 года были рассмотрены 100 исследований, изучающих влияние видеоигр на когнитивные функции. Результаты обзора показывают, что видеоигры могут приводить к различным изменениям в мозге, включая повышенное внимание и концентрацию.

Этот обзор имел несколько ограничений, включая тот факт, что исследования были сосредоточены на самых разных темах, включая зависимость от видеоигр и возможные эффекты жестоких видеоигр. Исследования, специально разработанные для изучения преимуществ видеоигр, могут подтвердить эти выводы.

Недосыпание может легко нарушить концентрацию внимания, не говоря уже о других когнитивных функциях, таких как память и внимание.

Периодическое недосыпание может не доставить вам слишком много проблем. Но если регулярно не выспаться, это может повлиять на ваше настроение и работоспособность.

Слишком высокая усталость может даже снизить ваши рефлексы и повлиять на вашу способность управлять автомобилем или выполнять другие повседневные задачи.

Напряженный график, проблемы со здоровьем и другие факторы иногда мешают высыпаться.Но важно стараться как можно ближе к рекомендуемой сумме в большинстве ночей.

Многие эксперты рекомендуют взрослым спать от 7 до 8 часов каждую ночь.

Улучшение сна также может принести пользу. Несколько быстрых советов:

  • Выключите телевизор и уберите экраны за час до сна.
  • Поддерживайте в комнате комфортную, но прохладную температуру.
  • Расслабьтесь перед сном под легкую музыку, примите теплую ванну или почитайте книгу.
  • Ложитесь спать и вставайте примерно в одно и то же время каждый день, даже по выходным.
  • Делайте физические упражнения регулярно, но старайтесь избегать тяжелых тренировок непосредственно перед сном.

Дополнительные советы по здоровому сну можно найти здесь.

Повышенная концентрация — одно из многих преимуществ регулярных упражнений. Физические упражнения приносят пользу всем. Исследование, проведенное в 2018 году с участием 116 пятиклассников, показало, что ежедневная физическая активность может помочь улучшить концентрацию и внимание всего через 4 недели.

Другое исследование, посвященное пожилым людям, предполагает, что всего год умеренной аэробной физической активности может помочь остановить или даже обратить вспять потерю памяти, которая возникает при атрофии мозга, связанной с возрастом.

Делайте то, что можете

Хотя аэробные упражнения рекомендуются, делать то, что вы можете, лучше, чем вообще ничего не делать. В зависимости от ваших личных целей в области фитнеса и веса вы можете больше или меньше заниматься спортом.

Но иногда просто невозможно выполнить рекомендованное количество упражнений, особенно если вы живете с проблемами физического или психического здоровья.

Если вам сложно найти время для занятий спортом или вы не хотите ходить в тренажерный зал, попробуйте придумать интересные способы заниматься этим в течение дня.Если у вас учащается пульс, значит, вы занимаетесь спортом. Спросите себя:

  • Можете ли вы проводить своих детей в школу?
  • Можете ли вы вставать на 20 минут раньше каждое утро, чтобы пробежаться по окрестностям?
  • Можете ли вы разделить свою еженедельную поездку за продуктами на две или три поездки пешком или на велосипеде?
  • Можете ли вы пойти в кафе пешком, а не на машине?

Если вы можете, попробуйте заняться спортом прямо перед тем, как вам действительно понадобится сосредоточиться, или во время умственного перерыва.

Если вы хотите естественным образом повысить концентрацию, старайтесь выходить на улицу каждый день, даже всего на 15–20 минут. Вы можете совершить короткую прогулку по парку. Также может помочь сидение в саду или на заднем дворе. Любая природная среда имеет свои преимущества.

Научные данные все чаще подтверждают положительное влияние окружающей среды. Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что использование растений в офисных помещениях помогает повысить концентрацию и производительность труда, а также повысить удовлетворенность на рабочем месте и улучшить качество воздуха.

Попробуйте добавить одно или два растения к своему рабочему месту или дому, чтобы получить ряд положительных результатов. Суккуленты — отличный выбор для растений, не требующих особого ухода, если у вас нет зеленого пальца.

Дети

Дети тоже получают пользу от окружающей среды. В исследовании, опубликованном в 2017 году, приняли участие более 1000 детей от рождения до 7 лет. В ходе исследования была предпринята попытка определить, как постоянное воздействие деревьев и зелени дома или в окрестностях может повлиять на внимание детей.

Исследование показало, что естественная среда может способствовать развитию мозга, а также может улучшить внимание у детей.

Природа может принести еще большую пользу детям с СДВГ. Исследование, проведенное в 2009 году с участием 17 детей с СДВГ, показало, что 20-минутная прогулка в парке может помочь улучшить концентрацию больше, чем прогулка такой же длины в городских условиях.

Практика медитации и осознанности может дать множество преимуществ. Улучшение концентрации — только одно из них.

Обзор 23 исследований 2011 года показал, что тренировка внимательности, которая подчеркивает фокус внимания, может помочь повысить внимание и концентрацию.Внимательность также может улучшить память и другие когнитивные способности.

Медитация — это не просто сидение в молчании с закрытыми глазами. Йога, глубокое дыхание и многие другие занятия могут помочь вам в медитации.

Если вы пробовали медитацию, и она у вас не сработала, или если вы никогда раньше не медитировали, этот список может дать вам некоторые идеи, как начать.

Как отдых от работы или домашней работы может повысить вашу концентрацию? Эта идея может показаться нелогичной, но эксперты говорят, что она действительно работает.

Рассмотрим следующий сценарий: вы потратили несколько часов на один и тот же проект, и внезапно ваше внимание начинает отвлекаться. Несмотря на то, что трудно сосредоточить внимание на задаче, вы остаетесь за своим столом, заставляя себя продолжать работу. Но ваша борьба за сосредоточенность просто заставляет вас чувствовать стресс и тревогу из-за того, что вы не завершите свою работу вовремя.

Вы, наверное, бывали там раньше. В следующий раз, когда это произойдет, когда вы впервые почувствуете падение концентрации, сделайте небольшой мысленный перерыв. Освежитесь прохладным напитком или питательной закуской, прогуляйтесь или выйдите на улицу и позагорайте.

Когда вы вернетесь к работе, не удивляйтесь, если вы почувствуете себя более сосредоточенным, мотивированным или даже творческим. Перерывы могут помочь улучшить эти и другие функции.

Включение музыки во время работы или учебы может помочь повысить концентрацию внимания.

Согласно исследованиям, даже если вы не любите слушать музыку во время работы, использование звуков природы или белого шума для маскировки фоновых звуков также может помочь улучшить концентрацию и другие функции мозга.

Тип музыки, которую вы слушаете, может иметь значение.Эксперты в целом сходятся во мнении, что классическая музыка, особенно классическая музыка в стиле барокко или звуки природы, — хороший выбор, который поможет вам сосредоточиться.

Если вам не нравится классическая музыка, попробуйте эмбиент или электронную музыку без слов. Слушайте музыку тихо или на уровне фонового шума, чтобы она не отвлекала вас.

Также важно избегать выбора музыки, которую вы любите или ненавидите, поскольку оба типа могут в конечном итоге отвлекать вас.

Пища, которую вы едите, может влиять на когнитивные функции, такие как концентрация и память.Избегайте обработанных продуктов, слишком большого количества сахара и очень жирной или жирной пищи. Чтобы повысить концентрацию, попробуйте есть больше следующих продуктов:

  • жирной рыбы (например, лосося и форели)
  • яиц (белок и желток)
  • черника
  • шпинат

В этом списке вы найдете больше продуктов для мозга.

Сохранение водного баланса также может иметь положительное влияние на концентрацию внимания. Даже легкое обезвоживание может затруднить сосредоточение внимания или запоминание информации.

Завтрак может помочь сосредоточиться на первом деле с утра.Старайтесь есть пищу с низким содержанием добавленных сахаров и высоким содержанием белка и клетчатки. Овсянка, простой йогурт с фруктами или цельнозерновые тосты с яйцами — все это хорошие варианты завтрака.

Нет необходимости включать кофеин в свой рацион, если вы предпочитаете его избегать, но исследования показывают, что кофеин может принести пользу вашему вниманию и концентрации.

Если вы чувствуете, что ваша концентрация падает, подумайте о чашке кофе или зеленого чая. Порция темного шоколада с содержанием какао 70 процентов или выше может иметь аналогичные преимущества, если вы не любите напитки с кофеином.

Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что фитохимические вещества, естественным образом содержащиеся в маття, одном из видов зеленого чая, не только улучшают когнитивные функции, но и способствуют расслаблению. Так что матча может быть хорошим вариантом, если кофе вызывает у вас нервозность или раздражение.

Некоторые добавки могут помочь улучшить концентрацию и работу мозга.

Посоветуйтесь со своим врачом, прежде чем пробовать какие-либо добавки, особенно если у вас есть какие-либо заболевания или аллергия.Врач может обсудить с вами возможные преимущества и риски добавок и может порекомендовать ту, которая лучше всего подходит для ваших нужд.

Часто можно получить все необходимые витамины, добавляя определенные продукты в свой рацион, но иногда добавки могут помочь вам достичь целей ежедневного потребления.

Следующие добавки могут способствовать повышению концентрации внимания и общему здоровью мозга:

Концентрационные тренировки часто помогают детям, у которых проблемы с концентрацией внимания. Эта мысленная тренировка включает в себя полное сосредоточение внимания на деятельности в течение определенного периода времени.

Попробуйте следующие задания:

  • Нарисуйте или рисуйте в течение 15 минут.
  • Проведите несколько минут, подбрасывая воздушный шарик или маленький мяч с другим человеком.
  • Установите таймер на 3-5 минут. Постарайтесь как можно меньше моргать.
  • Пососите леденец или леденец до тех пор, пока он не исчезнет — сопротивляйтесь желанию укусить его. Обратите внимание на вкус, ощущение конфеты на языке и на то, сколько времени нужно, чтобы съесть ее полностью.

После выполнения одного из заданий попросите ребенка написать краткое изложение или зарисовать, что он чувствовал во время этого опыта.Маленькие дети могут просто описать свои чувства словами.

Рассказы о том, где они потеряли концентрацию и как им удалось перефокусироваться, могут помочь им развить эти навыки для использования в повседневных задачах.

Тренировка на концентрацию может принести пользу и взрослым, так что смело попробуйте сами.

Проблемы с концентрацией внимания могут быть связаны с тем, что происходит вокруг вас. Распространенные причины включают перерывы со стороны коллег, отвлечение от ваших соседей по комнате или членов семьи или уведомления в социальных сетях.

Но также возможно, что проблемы с концентрацией связаны с основным психическим или физическим состоянием здоровья. Вот некоторые из наиболее распространенных из них:

  • СДВГ (синдром дефицита внимания / гиперактивности) может создавать проблемы с обучением и памятью как у детей, так и у взрослых. Обычно для него характерны стойкая невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Лечение может помочь улучшить симптомы СДВГ.
  • Когнитивная дисфункция или нарушение может влиять на концентрацию, память и обучение.Эти проблемы могут включать задержки в развитии или инвалидность, травмы головного мозга или неврологические состояния, которые вызывают проблемы с функцией мозга.
  • Необработанные проблемы психического здоровья , такие как депрессия или тревога, в первую очередь связаны с изменениями настроения и другими эмоциональными симптомами, но они также могут затруднять сосредоточение внимания, концентрацию или изучение и запоминание новой информации. Вам также может быть труднее сосредоточиться на работе или учебе, когда вы находитесь в состоянии сильного стресса.
  • Сотрясение мозга и другие травмы головы могут повлиять на концентрацию внимания и память.Обычно это временно, но проблемы с концентрацией могут сохраняться, пока заживет сотрясение мозга.
  • Дальнозоркость и другие проблемы со зрением могут вызвать проблемы с вниманием и концентрацией. Если вам (или вашему ребенку) труднее, чем обычно, сосредоточиться, а также у вас болит голова или вы прищуриваетесь, возможно, вам стоит проверить глаза.

Если эти советы по улучшению концентрации не помогают, подумайте о том, чтобы узнать мнение профессионала. Что-то более важное, чем обычные отвлечения, может повлиять на вашу способность концентрироваться, даже если вы об этом не подозреваете.

Можно начать с разговора с терапевтом, особенно если вы чувствуете стресс или заметили изменения в своем настроении. Иногда, чтобы заметить эти симптомы, требуется обученный профессионал.

Многие взрослые, живущие с нелеченным СДВГ, испытывают проблемы с концентрацией или концентрацией внимания в течение длительных периодов времени. Специалист в области психического здоровья может помочь диагностировать это или любое другое заболевание и помочь вам начать лечение.

Терапия, лекарства и другие подходы к лечению могут помочь улучшить ваши симптомы после постановки диагноза.

Некоторые способы улучшить концентрацию могут сработать, в то время как другие могут показаться не очень полезными. Попробуйте применить несколько подходов, чтобы увидеть, что помогает.

Эксперты до сих пор спорят о преимуществах определенных методов, например, тренировки мозга. Но имеющиеся данные показывают, что большинство из этих советов могут способствовать хотя бы небольшому улучшению концентрации внимания у многих людей.

Более того, эти советы вряд ли снизят концентрацию внимания или причинят другой вред, поэтому их попытка не должна иметь негативных последствий.

Просто поговорите со своим врачом, если вам действительно тяжело. Может случиться что-то еще, и важно исключить травмы мозга или другие серьезные проблемы.

.

концентрат | значение концентрата в словаре современного английского языка Longman

Present
Я, вы, мы, они концентрат
he, she, it концентраты

> Посмотреть больше

Прошлое
Я, ты, он, она, оно, мы, они концентрированное
Настоящее совершенное
Я, ты, мы, они сконцентрировали
он , она, она сконцентрировала
Прошлое совершенное
Я, ты, он, она, оно, мы, они сконцентрировало
Будущее
Я, ты, он, она, она, мы, они сконцентрируют
Future perfect
Я, ты, он, она, оно, мы, они сконцентрируем

> Посмотреть меньше

Настоящее время
I концентрирую
он, она, оно концентрирую

> Посмотреть больше

вы, мы, они концентрируемся
Прошлое
Я, он, она, это концентрировал
вы, мы, они концентрировали

Настоящее

совершенный
Я, ты, мы, они концентрировались
он, она, оно концентрировало
Прошлое совершенное
Я, ты, он, она, оно , мы, они концентрировались
Future
Я, ты, он, она, это, мы, они будут концентрироваться
Future perfect
Я, ты, он, она, это, мы, они будут концентрировать

> Посмотреть меньше

.

концентрироваться (что-то) на чем-то | смысл концентрироваться (что-то) на чем-то в словаре современного английского языка Longman

Present
Я, вы, мы, они концентрат
он, она, это концентрируется

> Посмотреть больше

Прошлое
Я, ты, он, она, оно, мы, они концентрированное
Настоящее совершенное
Я, ты, мы, они сконцентрировали
он , она, она сконцентрировала
Прошлое совершенное
Я, ты, он, она, оно, мы, они сконцентрировало
Будущее
Я, ты, он, она, она, мы, они сконцентрируют
Future perfect
Я, ты, он, она, оно, мы, они сконцентрируем

> Посмотреть меньше

Настоящее время
I концентрирую
он, она, оно концентрирую

> Посмотреть больше

вы, мы, они концентрируемся
Прошлое
Я, он, она, это концентрировал
вы, мы, они концентрировали

Настоящее

совершенный
Я, ты, мы, они концентрировались
он, она, оно концентрировало
Прошлое совершенное
Я, ты, он, она, оно , мы, они концентрировались
Future
Я, ты, он, она, это, мы, они будут концентрироваться
Future perfect
Я, ты, он, она, это, мы, они будут концентрировать

> Посмотреть меньше

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.