Почему жанну дарк сожгли на костре: «Почему сожгли Жанну д’Арк?» – Яндекс.Кью

Почему Жанну д’Арк сожгли на костре

21 февраля 1431 года начался процесс Жанны д’Арк. Орлеанская дева была не только политическим врагом, она слышала голоса Святых, о ней говорили древние пророчества. Ее обвиняли в колдовстве, но сожгли за ересь.

Тайные цели

Вопреки всеобщему мнению, Жанна не была бедной крестьянской девушкой. Ее родной дом в Домреми может и не был роскошным дворцом, но для XV века был вполне комфортным и просторным. У Жанны была даже собственная комната. Орлеанская дева принадлежала со стороны матери к знатному, но обедневшему аристократическому роду. Кроме того, к моменту встречи с Карлом VII она прекрасно владела оружием и держалась в седле, что было абсолютно несвойственно девушке того времени. Эти факты наводят на мысль, что ее готовили к этому заранее. Некоторые исследователи полагают, что за появлением Жанны стояли городские братства Святого Марселя и Святого Мишеля, которые и были «голосами Орлеанской девы». Они возлагали на нее скорее дипломатическую, нежели военную задачу, их цель – «воспитать» своего короля, возвести на трон третьего сына короля, будущего Карла VII, дабы потом использовать его в своих целях. Жанна должна была, в первую очередь, оказать финансовую поддержку дофину. Именно об этом, якобы, говорило ее знамя, которое трактуют следующим образом: «Дайте серебро для коронации, чтобы Карл мог сражаться с англичанами; смелее, Марсель сдержит свое слово». Карл не остался в долгу, в парламенте были предоставлены новые права третьему сословию — бюргерству. Только вот Жанна была больше не нужна, напротив, она стала слишком опасной фигурой, чтобы оставлять ее в живых.

Пророчество Мерлина

У инквизиции было достаточно поводов «точить зуб» на Жанну и без политических мотивом. Одни слухи о «пророчестве Мерлина» чего стоят. Современные историки, в частности Ольга Тогоева, утверждают, что к первой встрече с дофином девушка подготовилась заранее.
Представим себе Францию XV века – страну отнюдь не демократическую. К тому же период Столетней войны. У принца должны были быть достаточные основания, чтобы выслушать простую девушку из народа, пусть даже она утверждала, что послана небом. Таких, в то время всеобщего упадка, было немало.
Но у Жанны был козырь в рукаве. Один из свидетелей на процессе реабилитации Жанны упомянул о «пророчестве Мерлина», в котором легендарный волшебник предрекает приход девы из Дубового леса в Лотарингии, которая явится «на спинах лучников и пойдет против них», то есть против англичан. Еще один современник событий, Жан Барбен говорил о предсказании Марии Авиньонской о пришествии девы в доспехах. Очевидно, Жанна еще при жизни слышала эти легенды и удачно оперировала ими, что впоследствии дало повод церкви обвинить ее в идолопоклонничестве.

Богородица в доспехах

Помимо языческих предрассудков, Жанна прибегала и к христианским образам, уподобляя себя Деве Марии. Ее противопоставляли «развратной правительнице» Изабелле Баварской, которая фактически управляла государством при своем муже Карле VI Безумном и вошла в историю как «губительница Франции».
Девственность была той силой, которая поддерживала популярность Жанны. Из всех женщин того времени, войско могла вести за собой только королева или святая. Саму героиню не раз обследовали специально приглашенные матроны, которые подтверждали факт ее девственности, а ее противники англичане пытались обвинить Жанну в распутстве.
Однако ее невинность, столь поддерживающая ее во время успеха, обошлась ей боком во время руанского пленения. Согласно протоколам реабилитационного процесса, во время инквизиторского следствия над Орлеанской девой несколько раз пытались надругаться. Впоследствии многие английские авторы, в том числе и Уильям Шекспир, будут утверждать, что Жанна не только лишилась невинности к моменту казни, но и была беременна. Англичанам и инквизиторам было необходимо «лишить» Жанну девственности, чтобы превратить ее в «публичную женщину», в которой больше нет ничего святого, которую можно, не вызывая божьего гнева и народных волнений, обвинить в ереси и сжечь.

Предательство Карла

Одной из главных загадок дела Жанны д’Арк является молчание короля Карла VII, который был стольким обязан Орлеанской деве.
Как известно, сам король оказывался непричастен к ее гибели. Жанна д’Арк была схвачена во время осады бургундцами города Компьеню. Ее предали, подняв мост в осажденный город и оставив один на один с многочисленной армией врагов, которые после битвы продали ее англичанам. Еще современники видели здесь тщательно спланированную операцию, в которой обвиняли Гийома де Флави – капитана Компьена: «Из-за предательства военачальников, которые не могли перенести, чтобы главенствовала девица и чтобы победа вновь досталась ей, ее в конце концов продал англичанам Лотарингский бастард, который предательством взял ее в плен».
Но еще до последнего поражения Орлеанская дева была уже «не у дел». Ее разногласия с королем начались сразу после коронации, после которой возрастающее влияние Жанны превратилось в угрозу его власти, к которой он так долго стремился.
Интересно то, как Карл VII инициировал процесс реабилитации Жанны. Потаённо! После освобождения Руана, он написал своему советнику: «В этом городе был проведён некий процесс, организованный нашими старинными врагами, англичанами». Этот намек стал причиной пересмотра процесса.

Сломанный меч Карла Мартелла

У Карла были все основания опасаться Жанны, которую столь любил народ, а главное — солдаты. Бытовала легенда о легендарном мече героини. Считалось, что им владел Карл Мартелл, лично оставивший его в аббатстве после победы над сарацинами осенью 732 года. Очень важно, что Карл Мартелл не был франкским королем, но всесильным майордомом, который был фактическим правителем при ослабленных Меровингах. Обретение легендарного меча еще в древности играло особую роль в инициации королевской власти и продолжило свою историю в куртуазных французских романов. Таким образом, мечом Карла Мартелла Жанна лишний раз подчеркивала, какой было ее настоящее место при дофине.
Уже в ходе процесса реабилитации, еще при Карле появилась история, что Жанна, будто палкой, гоняла этим мечом проституток по лагерю, и сломала его о спину какой-то девицы. Этот слух демонстрировал, что, несмотря на все свои успехи, Жанна не могла быть достойна короля и нравами своими не отличалась от низшего сословия, которое понятия не имеет, что делать с символами королевской власти.

Демоны Жанны

Изначальным «грехом» Жанны в глазах инквизиции была вовсе не ересь, а колдовство. Основным поводом для этого послужили «голоса», которые, якобы, слышала Жанна. Орлеанская дева утверждала, что «ангелы неба» указывали ей, что нужно делать, именно они послали ее к дофину. Вот только инквизиторы не верили в ее ангелов. Они предписывали эти речи то демонам, то феям.
Родина Жанны – деревня Домрери была известна своими древними кельтскими святилищами. Орлеанскую деву спрашивали о местных феях, об обрядах деревни, о магических знаниях, которые она могла получить по наследству. Впоследствии инквизиторы сообщали, что добились признания от Жанны в связях с Ришаром и Екатериной из Ларошели, которых молва обвиняла в колдовстве. Они «доказали», что эта ведьмовская троица гуляла на шабашах, а однажды пыталась вместе увидеть некую «белую даму». Версия о ведовстве Жанны была проработана намного тщательней, нежели в ереси, но по некоторым причинам, сначала ушла на второй план, а потом вообще исчезла из обвинения.

Последнее слово инквизиции

То, что Орлеанская дева должна быть не только осуждена, но и приговорена к смертной казни, понимали все. Следовательно, обвинение могло быть только самым тяжелым. Чем же тогда не подходило обвинение в колдовстве, ведь в то время уже началась «охота на ведьм»? Но в инквизиционных трактатах для ведьм оставалась небольшая лазейка. Ведовство могло быть признано суеверием, которое не влекло за собой смертной казни. Оставалась только ересь, но согласно законам, осужденный в ней мог подписать отречение и отделаться тюремным заключением. Кроме того, обвиняемый сам должен признаться в своем грехе. Поэтому судьи пошли на хитрость. Глава трибунала – епископ Кошон пообещал Жанне сохранить жизнь, если она отречется от ереси и поклянется Церкви в послушании. Неграмотной Жанне зачитали один текст, а подписала она уже другой, в котором полностью отрекалась от всех своих заблуждений. Разумеется, Кошон не сдержал обещания, «грешницу» вновь бросили в ту же камеру, а через несколько дней под предлогом, что Жанна вновь облачилась в мужское платье – ее обвинили в повторном впадении в ересь. Костер стал неизбежным.

Почему Жанну д’Арк сожгли? Причина не в том, что она слышала святого духа, а в том, что он приказал напасть на англичан

Англичане обвинили Жанну д’Арк во множестве преступлений. Она была признана виновной по всем пунктам, и героиню войны приговорили к страшной казне – сожжению на костре. Приговор был приведен в действие 30 мая 1431 года в Руане, Франция. Однако это не просто сохранило имя 19-летней девушки для истории, но и сделало ее национальной героиней Франции и символом отваги и мужества, который вдохновлял ее соотечественников на протяжении всей Столетней войны.

Немного биографии

Жанна родилась в крестьянской семье в небольшой французской деревушке. Она был безграмотна, как и все сельские дети, однако с детских лет говорила, что слышит божественные голоса. Жанна также говорила, что ее посещают ведения, в которых предстают святой Михали, святая Екатерина Александрийская, святая Маргарита Антиохийская. Началось это когда девочки исполнилось 13 лет. Все святые взывали к Жанне и просили ее помочь Карлу VII, наследнику Карла VI, занять законный престол и стать коронованным королем Франции.

Коронация Карла VII

Вскоре Жанне удалось добиться разрешение от Карла сражаться. Она облачилась в мужские доспехи и возглавила освобождение Орлеана. Одержав ряд внушительных побед над англичанами, Жанна добилась коронации Карла VII. Но этим все не закончилось. Д’Арт должна была освободить поржи, но потерпела неудачу. Затем последовал еще ряд катастрофических ошибок.

Арест и суд

В итоге, 23 мая 1430 года она была схвачена солдатами герцога бургундского. После этого Жанна оказалась в тюрьме, где провела больше года, а затем предстала перед судом по ряду обвинений, включающих колдовство, ересь, нарушение божественного закона, запрещающего женщинам носить мужскую одежду.

Судебный процесс начался 9 января 1431 года. В это время ее известность достигла пика, как отмечает Хелен Кастор, историк и автор книги «Жанна д’Арк: история», написанной в 2015 году.

Судебные протоколы

В протоколе судебного разбирательство было зафиксировано следующее описание Жанны: «Во многих местах теперь стало хорошо известно, что эта женщина, подобное мерзкому чудовищу, совершенно не обращая внимания на то, что разрешено и запрещено женскому полу, преодолев границы скромности и презрев всякую порядочность, позорно носила мужское платье. Более того, ее бесстыдство зашло настолько далеко, что позволило ей говорить и делать многие вещи, выходящие за рамки и противоречащие католической вере и наносящие ущерб нашей вере и верным ее последователям».

Вскоре ее вина была установлена, оставшись нераскаявшейся, Жанна была передана инквизицией в руки светской власти, которая приговорила ее к смерти через очистительное пламя. Это было единственным наказанием для нераскаявшихся грешников.

Суд над Жанной получил международный резонанс

«Наверное, ни одно событие, произошедшее в Средние века, не производило большей сенсации во всей Европе, чем смерть д’Арк», — пишет в книге 2005 года «Испытание Жанны д’Арк» Даниэль Хоббинс.

«Тему чудесами, что она совершила, — писал немецкий богослов Йоханнес Нидер, — поражена не только Франция, но и весь христианский мир».

Согласно протоколу судебного заседания, на допросах Жанну спрашивали не только о том, что за голоса ей слышались, но и про то, зачем она решилась облачиться в мужскую одежду. Отметим, что д’Арк была совершенно спокойна на суде, не впадала в истерики и тверда верила в свою невиновность. Можно сказать, что она была намного разумнее следователей, которые ее допрашивали.

Допросы и расследование

Когда же ее спросили о том, почему она носила неподобающую ей одежду, Жанна ответила: «Кажется более уместным и разумным одеваться подобным образом, находясь в окружении мужчин, чем носить женское платье». Девушка заплакала, только когда описывала свои злоключения в тюрьме: «В тюрьме я была одета, как подобает женщине, и это привело к тому, что английские солдаты приставали ко мне. Я носила мужское платье, чтобы сберечь свою скромность».

В ходе судебного разбирательства Жанна прошла шесть публичных и девять закрытых допросов. По итогам этих процедур против нее выдвинули «Двенадцать обвинительных статей», в которые входили приписывание себе возможности слышать божественный голос и облачение в мужскую одежду. И по всем пунктам она была признана виновной. Церковные чиновники, нашедшие обвинения разумными, убеждали Жанну покаяться, чтобы спасти свою жизнь.

Само дело д’Арк находилось в ведении инквизиции и подпадал под каноническое право церковников – расследование ереси. Это была абсолютно церковная процедура, в которую не могли вмешаться светские власти.

Мнение исследователей

«Жанна д’Арк была обвинена в ереси не потому, что была женщиной, хотя это было решающим фактом в ее деле, и не потому, что ей слышались голоса святых, а потому, что эти голоса велели ей вступить в войну с англичанами», — пишет Хоббинс. «Он искренне верила в то, что бог выступает на стороне французов. Жанна была уверена, что бог на ее стороне. И поэтому она настаивала на этом и не могла отступить от своих слов, раскаяться и признать себя виновной. Она была обречена пока настаивала на том, что французы должны победить англичан», — также говорит литератор.

Хоббинс также утверждает, что мотивы суда были сугубо политическими, но лишь потому, что требования Жанны были напрямую связаны с политикой. «Если бы слова Жанны были признаны правдой, — пишет он, — то тогда церкви пришлось бы пресечь все требования англичан на французский престол. Зато разоблачение Жанны как мошенницы или женщины, которую обманывали злые духи, наоборот, наносило удар по законности правления Карла VII».

Смерть и святость

24 мая Жанна все-таки призналась, что не слышала голоса. Взамен ей обещали, если она будет одеваться как женщина, заменить смертельный приговор на пожизненное заключение.

Однако уже через четыре дня она заявила, что снова начала слышать божественные голоса, и тут же снова облачилась в мужскую одежду. Все 27 судьи, участвующих в процессе, объявили ее опасной еретичкой, упорствующей во грехе.

Если верить переходу, сделанному Хаббину, то вот как они прокомментировали состояние Жанны: «Во всякий раз, когда смертоносный яд ереси поражает члена церкви, превращая его в служителя сатаны, нужно соблюдать повышенную осторожность, дабы предотвратить распространение сей страшной болезни на другие участки духовного тела Христа и защитить его паству от гиены огненной».

Вот как примерно звучала обвинительная речь в адрес Жанны: «Мы говорим и устанавливаем, что у вы рассказываете людям о ложных откровениях и божественных видения, что вы сатанинская искусительница, доверчивая, суеверная, самонадеянная лжепророчица, возводящая хулу на господа и его святых, презирающая бога в его таинствах, нарушительница божественного закона, священного учения и разрушительница церковных уз. Вы жестока отступница, отклонившаяся от веры; таким образом вы безрассудно согрешили против господа и его церкви».

Жанна взошла на костер 30 мая 1431 года.

Столетняя война продолжалась до 1453 года, когда французам наконец-то удалось отлиться от английских захватчиком. Но еще в 1450 году Карл VII аннулировал обвинительный приговор Жанны и реабилитировал ее. Судья Пьер Кошон, руководивший процессом над девушкой, был осужден как пособник англичан.

С тех пор легенда о деве-воительнице жила не только среди французского народа, но и всего мира. В 1920 году папа Бенедикт XV канонизировал ее, причислив к лику святых.

Вопрос о том, действительно ли Жанна слышала голоса с выше, до сих пор остается открыт. Однако это нисколько не отрицает ее славы как героини Франции. Эта девушка действительно много сделала для своей страны и заслужила обретенную после смерти славу.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Кто и как убивал Жанну д’Арк

Французский композитор Артур Онеггер в 1938 году написал ораторию «Жанна д’Арк на костре» по сюжету поэмы Поля Клоделя. Героиню там, конечно, сжигают. Но есть в оратории и другая интересная сцена — «Жанна, выданная животным» — то есть тем, кто судит её. В роли заседателей выступают бараны, а писцом является осёл. Ну а председатель суда — боров Поркус. К слову, у председателя руанского трибунала, осудившего Жанну, была фамилия Кошон, что созвучно слову «свинья» на французском.

Недавно ария Поркуса из оратории Онеггера стала мемом. Один из пользователей услышал во французском тексте слова, созвучные русским. В итоге получилась история про то, как «мама жрала картошку, с жасмином кошку».

В 1954 году музыку этой оратории использовал режиссёр Роберто Росселлини в одноимённом фильме с Ингрид Бергман в главной роли. История Жанны д’Арк вдохновила создателей свыше трёх десятков лент самых разных жанров — от исторических драм до комедий. Разумеется, режиссёры не могли обойти своим вниманием сцену сожжения на костре. Одним из первых, кто «сжёг» Жанну на большом экране, был Карл Теодор Дрейер. Фильм 1928 года «Страсти Жанны д’Арк» был немым, так что зрители обошлись без душераздирающих криков. Предлагаем вам посмотреть зажигательную подборку сцен из разных фильмов.

Задолго до изобретения кинематографа Жанну д’Арк отправляли на казнь литераторы. Героизм книжной Жанны служил примером в самые разные эпохи. В сериале «Страшные сказки» Ванесса Айвз, жительница викторианской Англии, на вопрос, кто является её героем, отвечает:

«Жанна д’Арк. С ней меня познакомил Шекспир, у него она зовётся ведьмой. Потом я прочитала Шиллера и узнала о её кипучих страстях. Она погибла за убеждения и своего бога, осталась верна себе, несмотря на всю тьму, что окружала её. Говорят, она пела, сгорая на костре»

Несмотря на яркий образ поющей воительницы писатели и драматурги обходились без сцены сожжения. В пьесе Уильяма Шекспира «Генрих VI» читатель последний раз видит Жанну д’Арк под стражей. Казнь происходит где-то в закулисье, о ней мы можем догадаться только со слов Йорка: «Рассыпься в прах, развейся чёрным пеплом, проклятая служительница ада».

У Шиллера Жанна (или Иоанна) погибает в бою, а не на костре. В пьесе она голыми руками разрывает цепи, сбегает из английского плена и принимает участие в битве на стороне французов. Ей удаётся переломить ход сражения, после чего она героически погибает со знаменем в руках.  

Но если немецкий драматург «пожалел» Жанну, то её соотечественник Вольтер отыгрался за двоих, написав сатирическую поэму «Орлеанская девственница». Он тоже обошёлся без знаменитого сожжения. Тем не менее, по мнению современников, Вольтер поступил с французской героиней более жестоко, чем епископ Бове, который её сжёг. Философ-острослов написал комедийную поэму, где едва ли не каждый второй персонаж пытается обесчестить Жанну д’Арк, так как «известно было этой шайке грязной, что ключ хранит под юбкою своей от осаждаемого Орлеана и от судеб всей Франции Иоанна». В конце концов к ней даже начинает приставать похотливый осёл, подосланный самим Сатаной. Но совсем без сожжений обойтись нельзя. В поэме к такой казни приговаривают деву Доротею.

 

Живописцы начиная со врёмён Средневековья весьма часто обращались к образу Жанны д’Арк. Картин, изображающих эпизод её сожжения, нарисованы десятки. Некоторые авторы особенно отожгли.

В наиболее раннем изображении Жанны д’Арк конца XV века автор обошёлся без огня в изображении сцены сожжения. В целом, как видно по иллюстрированной поэме «Вигилии на смерть короля Карла VII», француз Марциал Овернский был противоположностью своего нидерландского современника Иеронима Босха: никаких адских персонажей, всё сдержанно и благолепно.

Поэтов кисти и холста эпохи романтизма (т. е. начала XIX века) образ невинно убиенной девы вдохновлял на масштабные полотна. Немецкий художник Герман Антон Штильке создал трилогию: «Жанна д’Арк в бою», «Явление святых Екатерины и Михаила Жанне д’Арк» и завершающая трагическая «Жанна д’Арк на костре». Российские императорские коллекционеры впечатлились настолько, что приобрели трилогию в Государственный Эрмитаж, где она и выставляется по сей день.

Наш соотечественник, большой выдумщик Николай Рерих в 1931 году создал живописный триптих «Вечная Матерь. Жанна д’Арк». Он сравнил и соединил воедино образы Жанны и Богоматери, сопроводив картину такими строками:

«Люди опять осознали грядущую эпоху Матери Мира. И опять меч подвига в руке Жанны д’Арк. И опять сияние, но не зарево костра, а пылание сердца. Сколько тьмы, сколько уродливых порождений злобы и невежества сожжёт это сердце пылающее! Сколько пошлости, сколько безумных умалений достоинства человеческого сметёт луч сердца женского, осознавшего венок-венец, ей вручённый»

Кстати, во французском старинном городе Руан, где Жанну и настиг пылающий костёр инквизиции, ныне действует Центр и музей Жанны д’Арк. В нём воссозданы этапы жизни Орлеанской Девственницы, начиная от момента, когда она стала общаться с ангелами, и заканчивая казнью. 

Образ Жанны д’Арк не оставил равнодушными даже сценаристов популярного в 90-е телешоу «Окна». В одном из выпусков передачи в студии встретились две Жанны-соперницы. Их никто, естественно, не сжигал. Зато они дрались на мечах, угрожая при этом парням в жёлтых футболках, традиционно разнимающим конфликтующих гостей.

 

Кого сожгли вместо Жанны д’Арк?

Иногда круглые даты сходятся странно. В 1431 году, то есть, 585 лет назад, легендарная француженка Жанна д’Арк была сожжена про приговору суда. А в 1456 году, 560 лет тому назад, после специального расследования Жанну полностью оправдали.

А в этом году через аукционный дом Timeline Auctions за 297 600 фунтов стерлингов было продано кольцо, предположительно принадлежавшее Жанне д’Арк. По легенде, она надевала его перед казнью. Считается, что кольцо подарили Жанне родители незадолго до ее сожжения на костре в 1431 году.

Жанна сама рассказывала о нем на суде. Она описывала кольцо так: на кольце есть надпись Jhesus Maria и три креста, а сделано оно из золота или латуни, то есть она точно не знала, из какого именно металла. Жанна сообщила также, что оно было у нее на пальце, когда она коснулась явившейся ей во сне Святой Екатерины.

«Я думаю, можно не сомневаться в том, что это ее кольцо», — сказал исполнительный директор Timeline Auctions Бретт Хэммонд. Он считает, что то, что кольцо XV века совпадает с описанием кольца Жанны, вряд ли может быть просто совпадением.

При кольце были документы, подтверждающие его историю. Но если кольцо подлинное, оно может дать разгадку одной из тайн истории Орлеанской Девы.

Жанна, но не д’Арк

Если быть точным, Жанну ее современники никогда не звали д’Арк. И сама она никогда себя так не называла, а называлась «Жанной Девственницей».

Не очень понятно и когда она родилась. Считается, что в 1412 году, но когда в 1904 году ее причисляли к лику святых, дату официально назвали другую: 6 января 1409 года.

Кто были ее мать и отец — тоже не ясно. По одной версии — обедневшие дворяне (отсюда дворянское «д’» в фамилии), по другой — зажиточные крестьяне (а «д’» в те времена означало — «из такой-то местности», в данном случае, возможно, папа ее был из города, в название которого входило слово Арк, таких было несколько. Но даже если родители девы и были крестьянами, то позже получили дворянство. Место рождения Жанны называют точно: деревня Домреми на границе Шампани и Лотарингии. Сохранился даже домик, где она появилась на свет.

Внезапный взлет ее славы и трагический конец на костре уложился всего в несколько лет. В 13 -летнем возрасте Жанна вдруг услышала голоса святой Екатерины и архангела Михаила (причем, архангела она даже несколько раз видела). Они и сказали девочке, что именно она освободит Орлеан, сняв осаду англичан, да еще и возведет на трон наследника французского престола дофина Карла.

Собственно, с этого и началась ее миссия в Столетней войне между французами и англичанами.

Боевая юность

Интересно, что Жанна в свои 16 лет оказалась весьма подготовленной к военному делу. Карла она при встрече поразила умением блестяще ездить на коне и фехтовать. «Создавалось впечатление, — говорил один из ее современников, — что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Пройдя все испытания, учрежденные дофином, Жанна именем Бога подтвердила Карлу его права на престол. И, в конце концов, Карл так поверил ей, что назначил её главнокомандующей французскими войсками.

Сейчас на всех памятниках она изображается в доспехах и с мечом. Так оно и было: дофин приказал специально для Жанны выковать доспехи, как главнокомандующему, ей было положено знамя, а как посланнице Божьей — хоругвь. На знамени был изображен Бог Отец над радугой и два ангела. Правой рукой Господь благословлял мир, а в левой держал вселенную. Еще была надпись «Иисус Мария» и лилии французского королевства.

Меч Жанна попросила привезти из небольшой часовни в Фьербуа, где она видела много старинного оружия. А ей хотелось иметь меч, равный мечу легендарного короля Карла Великого. Ей привезли древний клинок, помеченный пятью крестами. Когда очистили ржавчину, оказалось, что что это меч, которым другой знаменитый воин Карл Мартелл семьсот лет назад поразил арабов в битве при Пуатье.

Интересно, что позже на допросе Жанна на вопрос о том, что она почитала больше меч или знамя, ответила, что знамя.

В известнейшем фильме «Начало» Глеба Панфилова, где Жанну играет Инна Чурикова, есть одна небольшая неточность, сцена, где, казнив дезертиров, Жанна говорит своим солдатам: «Кто верит в меня, за мной!» На самом деле знаменитый клич Жанны звучал иначе: «Кто любит меня, за мной!»

И ее любили. Влюбленные в нее французы 8 мая 1429 года отогнали англичан от Орлеана. Именно тогда она стала «Орлеанской Девой», а 8 мая и сегодня в Орлеане главный городской праздник.

С любовью к Жанне ее армия разбила англичан и 17 июля в Реймсе Карл стал королем Франции.

Но с этого момента счастье отвернулось от Жанны.

Предательство епископа Кошона

Взять Париж ее армии не удалось, зато бургундцы, воевавшие против Карла, обманом заманили Жанну в ловушку и выдали англичанам. Точнее, продали за 10 000 золотых ливров.

Поздней осенью 1430 года Жанну увезли в Руан. Там ее судили, обвиняя в ереси и ношении мужской одежды.

Процесс начался 21 февраля 1431 года. Возглавлял его епископ Пьер Кошон, ярый сторонник англичан. Английское правительство оплатило все расходы на процесс. Сохранившиеся документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

24 мая епископ Кошон привел ее к столбу с вязанками хвороста — будущему ее костру, но сказал, что ее переведут от англичан в церковную тюрьму, если она отречется от ересей. Зачитал ей бумагу с таким отречением, а потом бумагу эту подменил. Жанна была неграмотной и поставила крест, образно говоря, под собственным приговором.

30 мая 1431 года Орлеанскую Девственницу сожгли.

С костра она крикнула Кошону: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!». И попросила дать ей крест. Ей протянули две скрещённые ветки, она еще успела несколько раз крикнуть: «Иисус!».

Казнили ли Орлеанскую Деву?

И тут начинается самое интересное. Исследователи истории Орлеанской Девственницы не могут уверенно сказать, сожгли ли Жанну.

Вообще, с ее гибелью много непонятного.

Например, нет формального приговора, хотя сохранились протоколы допросов. Более того, когда позже был затеян процесс о реабилитации Жанны, из 12 допрошенных членов руанской судейской комиссии, отправившей Жанну на костер, пятеро заявили, что уехали ещё до окончания слушаний, трое — что не присутствовали при казни.

Нет и положенного при таких процессах протокола о казни.

Многие добровольные историки, ищущие альтернативные версии великих событий, считают: вполне возможно, что казни не было вообще, либо вместо Жанны сожгли какую-то другую женщину. А чтобы этого никто не заметил, голову казнённой вместо Жанны, накрыли бумажным колпаком, а толпу от костра на довольно большое расстояние оттеснили солдаты.

Почему Жанна могла уцелеть? А потому что по одной из версий Орлеанская Девственница была не крестьянкой и даже не простой дворянкой, а особой королевских кровей. Именно поэтому дофин так легко доверил ей войско, и поэтому она была так сведуща в верховой езде и владении оружием. А через несколько лет после «казни» Жанна опять появилась при королевском дворе и даже вышла замуж за Робера дез Армуаза.

Были, впрочем, и самозванки. В 1452 году появилась дама, подкупившая кузенов Жанны, чтобы выдать себя за Орлеанскую Девственницу. Не удалось. Второй лже-Жанной стала Жанна Феррон, но и ее разоблачили, причем позорно: она не умела ездить на лошади.

Удачнее всех оказалась некая Жанна дез Армуаз. Она появилась лет через пять после казни Орлеанской Девственницы и как раз она вышла замуж за сеньора Робера дез Армуаз. Интересно, что жители Орлеана и братья Жанны д’Арк (у нее были три брата и сестра) ее признали. Но зато ее не признали в Париже и даже, по приговору парламентского суда, выставили к позорному столбу. Жанна дез Армуаз родила двоих сыновей, а умерла в 1446 году.

Была ли она действительно самозванкой и только — до сих пор неизвестно.

Но вот этот-то вариант судьбы Орлеанской Девы — ее не сжигали — косвенно подтверждает то самое кольцо Жанны, с которого я начал рассказ.

Ведь получается уникальная ситуация. Если кольцо было подарено родителями Жанне еще до ее сожжения, то как оно уцелело?

Исходя из свойств металлов, кольцо могло и не расплавиться. Латунь плавится при 880 — 950 градусах, золото — примерно при 1070 градусах Цельсия. А температура горения дерева — 800−1000 градусов. Но костер Жанны, казненной на открытой площади, вряд ли достигал высшего уровня температуры. Вентиляция хорошая. Не печь, и даже не камин.

Сильно сомневаюсь, что после сожжения кто-то просеивал огромную груду угля и пепла и сгоревших останков девы в поисках ее кольца.

Документы, на которые ссылаются аукционисты, рассказывают, что после казни Орлеанской девы каким-то образом кольцом владели кардиналы и придворные вельможи. К началу ХХ века кольцо попало в частные коллекции и не раз выставлялось на торги в разных аукционных домах. Причем сведения обо всех владельцах кольца подтверждены документально.

Но если исходить из того, что в жизни многие события трактуются куда сложнее, чем они есть на самом деле, вполне можно предположить, что Жанна, действительно, не была казнена, и сама передала кольцо своим спасителям в знак благодарности за избавление от смерти (ведь оно было для Жанны высшей драгоценностью, освященной Святой Екатериной), и, возможно, еще и в знак того, что она клянется не разглашать этой тайны…

Оправданная и святая

После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и проверить, был ли законным суд над нею. Выводы — нет, не был. В 1455 году папа Каликст III повелел еще раз вернуться к суду над Жанной и его материалам. Были допрошены 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищи по оружию и жители Орлеана.

7 июля 1456 года судьи объявили процесс над Жанной недействительным. Так ее реабилитировали.

Папа Пий X в 1909 году провозгласил Орлеанскую Девственницу блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её.

Остается добавить, что когда победительница англичан, дева, приведшая на трон короля, героиня Франции и ее будущая святая взошла на костер, ей было всего 19 лет…

Жанна д’Арк не была сожжена и дожила до 57 лет

Украинский антрополог Сергей Горбенко утверждает, что Жанна д’Арк не была сожжена на костре и дожила до 57 лет.
К такому выводу он пришел после исследования черепов семьи французского короля Людовика XI в базилике храма Нотр Дам де Клери вблизи Орлеана, сообщает в пятницу украинская газета «Урядовий кур’р» /»Правительственный курьер»/.
Как выяснил исследователь, череп, считавшийся останками короля, принадлежал женщине. А черепом короля оказался другой, ранее считавшийся черепом его жены Шарлотты Савойской.
Позже Горбенко выяснил, что жена короля скончалась в 38 лет, а обнаруженный череп принадлежит женщине 55-57 лет.
После изучения других останков, переписки членов королевской семьи, гравюр и хроник стало ясно, что «женщина, чей череп почти 100 лет считали черепом короля Людовика XI, 600 лет тому назад была известна как Орлеанская дева — Жанна д’Арк», — рассказывает Горбенко.
К такому выводу украинского ученного натолкнули сомнения относительно способности 16-летней крестьянки носить рыцарские доспехи. Сохранившиеся письма д’Арк свидетельствуют о ее глубоких и обширных знаниях и, прежде всего, о том, что она не могла быть безграмотной крестьянкой из Лотарингии.
Позже выяснилось, что настоящая Жанна д’Арк — Маргарита де Шампдивер, позже Валуа. Она внебрачная дочь короля Карла VI и его последней любовницы Одетты де Шампдмвер. Король воспитал свою дочь как воина для самозащиты, поскольку два его сына в борьбе за трон были уничтожены сторонниками герцога Луи Орлеанского.
Чтобы отомстить герцогу, король Карл VI признал наследником своего зятя — английского короля Генриха V Ланкастера. Большинство французов признали законность такого указа короля и практически не оказывали сопротивления англичанам.
Для получения трона Карл VII не имел законных оснований, поэтому в борьбе за власть он и его сторонники использовали идеологию Божьего вмешательства и его покровительства.
Так в измученной англо-французской войной Франции рождается миф о непорочной деве, которая спасет страну. Эту роль сыграла Маргарита де Шампдивер.
После достигнутых побед образ Жанны д’Арк и Маргарите, и Карлу VII начал мешать — постоянное верховенство женщины над войском становилось опасным, а Маргарита хотела создать семью. Поэтому был разработан сценарий, согласно которому д’Арк должна была исчезнуть.
Однако вместо де Шампдивер в плен к англичанам попала и была сожжена на костре совсем другая женщина.
В пользу того, что Орлеанская дева была похоронена, а не сожжена, говорят несколько фактов. В частности, во время сожжения женщины 30 мая 1431 года, исполнявшей роль д’Арк, ее лицо было закрыто. Также существует надмогильная плита, на которой четко видно герб Орлеанской девы.
Украинский ученый считает, что «надругательством над святой /д’Арк была канонизирована католической церковью/ Жанной была бы консервация мифа о ней».
«Я не открыл ничего, что компрометировало бы Жанну д’Арк», — говорит Горбенко. — Она на самом деле была героиней, верующей христианкой, верной женой и доброй матерью. Может ли это нарушить ее святость?».
Антрополог уверен, что «Папа /Римский/ и Ватикан имеют законное право на канонизацию Жанны, и никакие научные исследования не способны этого опровергнуть».

Новое открытие: Жанна д’Арк не была сожжена и дожила до 57 лет

Жанна д’Арк: жизнь после сожжения


Боевые подвиги Жанны д’Арк описаны подробно. Но в биографии национальной героини Франции есть две загадки. Если придерживаться традиционной версии, что Жанна — дочь крестьянина из деревни Домреми, то возникают многочисленные вопросы: откуда простолюдинка знала латынь, умела владеть и рыцарским оружием, и искусством верховой езды, знала в лицо короля и имела представление о дворцовом этикете. Католическая церковь, канонизировавшая Жанну, объясняет всё это «божьими промыслом». Странным образом, церковной версии придерживались и советские историки — для них настолько важно было правильное классовое происхождение героини, что они готовы были закрыть глаза на мистику в её биографии. Современные историки, свободные и от религиозных, и от идеологических предрассудков, поднимая неудобные вопросы, предлагают ответы, снимающие все спорные моменты.


В работах современных французских историков всё чаще встречается версия, кардинально расходящаяся с традиционной биографией Жанны д’Арк: она внебрачная дочь королевы Франции Изабеллы Баварской и герцога Людовика Орлеанского, брата короля Карла VI, тайно рожденная в 1407 году и сразу отданная на достойное воспитание дворянам д’Аркам, владельцем деревни Домреми. Естественно, благородные опекуны обучили девочку королевских кровей всему, что было положено уметь знатной даме. Так как Жанна сызмальства тянулась к мальчишеским забавам, то у неё имелись все возможности познакомиться со сложным искусством владения мечом, копьем и боевым конем.


С тайной рождения Жанны тесно связана и тайна её смерти. В Средние века человеческая жизнь стоила недорого. Простолюдинов казнили с легкостью, и никакие мистические голоса, которые якобы слышали осужденные, их участь не смягчали. Наоборот, галлюцинации и видения чаще всего приписывали козням дьявола, что приводило к ужесточению следствия и пыткам. В случае с Жанной мы наблюдаем абсолютно другую картину. После пленения Девы англичанами, во время следствия в Руане в 1431 году, она содержалась в весьма комфортных условиях в замке Буврёй в комнате, где до неё останавливалась королева Англии. Судя по дошедшим до нас протоколам, вопросы ей задавались в вежливой форме, а ответы выслушивались весьма благожелательно. Мало того, епископ Кошон, председательствовавший на процессе, посылал ей блюда со своего стола (от слишком жирного карпа у подсудимой однажды приключилось расстройство желудка).

Дева Франции. Миниатюра конца 15 в.jpg


Дева Франции. Миниатюра конца 15 в. (pinterest.com)


Официальное прозвище героини — Жанна Девственница или Дева Франции заставило следствие прибегнуть к экспертизе, но и она проходила весьма необычно. Обследование обвиняемой на предмет невинности проводил не палач и не какая-нибудь повивальная бабка, а специально приглашенная герцогиня Бедфордская со своим личным врачом Делашамбром. Осмотр показал, что Жанна из-за необычного строения тела была физически неспособна к половой жизни.


Интересно, что для Жанны подобное обследование было не первым. За два года до этого подобная экспертиза уже проводилась. Причем не кем-нибудь, а лично королевой Иоландой Анжуйской, тещей Карла VII. Венценосный гинеколог установила, что перед ней «подлинная и ненарушенная девственница». Похоже, при французском дворе всё же сомневались в истинной половой принадлежности излишне мужеподобной девушки.

Витраж с изображением святой Жанны.jpg


Витраж с изображением святой Жанны. (pinterest.com)


Епископ Кошон оказался перед непростым выбором. Англичане требовали казнить Жанну, причем как еретичку, ведьму и смутьянку. Однако требования были не очень настойчивыми — ведь если Жанна была членом французской королевской семьи, то она приходилась сводной сестрой английской королеве. Ох уж эти династические браки! В любом случае, в конце семидесяти обвинительных статей недвусмысленно замаячил костер. Но сжигать особ королевской крови в XV веке было как-то не принято.


В итоге 30 мая 1431 года на рыночной площади Руана состоялась странная казнь. 800 английских солдат огородили почти всю площадь. Ближайшие зрители находились минимум в тридцати метрах от костра. Повозка осужденной тоже была плотно окружена войсками. Её голову покрывал не только обычный для аутодафе бумажный колпак, но и низко надвинутый и скрывавший практически всё лицо капюшон. Столб, к которому привязали жертву, отгораживал от публики еще и огромный щит с крупно намалеванным приговором — редкость для подобных зрелищ. Его отодвинули, только когда палач багром разгрёб пылающие дрова и предъявил толпе уже обуглившееся тело. Лицо казненной рассмотреть никому не удалось.

Жанна на костре.jpg


Жанна на костре. (pinterest.com)


Сразу после казни многие сомневались, что сожгли действительно Жанну. Вот свидетельства современников: «В городе Руане в Нормандии она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное!» (Летопись настоятеля собора св. Тибо в Меце.). «Велели ее сжечь при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее. О чем многие люди имели и все еще имеют разные мнения» (Рукопись № 11542 Британского музея в Лондоне). Странно, но в городском архиве Руана, где сохранились документы о нескольких казнях, совершенных в 1431 году (счета на дрова, расписки о вручении денег палачу и. т. д.) о сожжении Жанны Девственницы вообще не упоминается. Не сохранился и смертный приговор, который должны были вынести светские власти.


В 1436 году в Меце состоялась свадьба. Брачный договор, оригинал которого историки обнаружили в 1907 году, погиб во время артобстрела города Френ-ан-Вуавр во время Первой мировой войны. Но сохранилась летопись настоятеля собора св. Тибо в Меце: «И там был заключен брак между мессиром Робером дез Армуазом, рыцарем, и упомянутой Жанной Девственницей, а затем уехал названный господин дез Армуаз с женой своей Девственницей на проживание в Мец, в жилище упомянутого господина Робера, каковое он имел в приходе святой Сеголены». Что за Жанна Девственница? Возможно тут какая-то путаница?

Портрет Робера дез Армуаза.jpg


Портрет Робера дез Армуаза. (pinterest.com)


Но выясняется, что еще до бракосочетания личность невесты Робера дез Армуаза удостоверили братья Пьер и Жан д’Арки, выросшие вместе с Жанной в Домреми. Летопись настоятеля мецкого собора сообщает: «В сем году (1436 г.), в 20-й день мая, Девственница Жанна, каковая пребывала во Франции, прибыла в Гранж-оз-Орм подле Сен-Приве и была туда приведена, чтобы поговорить с некоторыми из вельмож Меца, и велела называть ее Клод… И в тот же день навестили ее оба брата, из коих один был рыцарем, а называть себя велел мессир Пьер, а другой, Маленький Жан, был оруженосцем. И думали они, что она была сожжена. И когда увидели они ее, они ее признали, и так же поступила она с ними».


Четырехлетнюю паузу в биографии Девственницы объясняют её заключением в замке Монротье, в Бургундии, где до сих пор показывают комнату Жанны. Добираясь из мест заточения до Лотарингии, где прошло её детство, она использовала имя «Клод». В «Дневнике парижского горожанина», сохранившемся в архиве Ватикана, есть упоминание о проповеди главного инквизитора Франции Жана Граверана: «Она отреклась от своих заблуждений и что в качестве покаяния ей было назначено четыре года тюрьмы на хлебе и воде, из которых она не отбыла ни дня… Она требовала, чтобы ей служили как знатной даме».


То, что Жанна дез Армуаз и есть Орлеанская Дева, подтвердили сотни людей, прекрасно знавших Жанну ранее. Со времен её боевых подвигов прошло менее десяти лет, и вряд ли жителей Орлеана и Тура поразил массовый склероз. В честь гостьи устраивались пышные пиры и многочисленные приемы, в которых участвовали те, кто сражался с Девой плечом к плечу, в том числе и её ближайшие сподвижники, например, маршал Жиль де Ре. Если бы хоть кто-то объявил вновь обретенную Деву самозванкой, вряд ли бы многочисленные торжества прошли столь безоблачно.

Город Мец.jpg


Город Мец. (pinterest.com)


В конце сентября 1439 года с дамой дез Армуаз встретился и король Карл VII, на чьей коронации в 1429 году как почетная гостья присутствовала Девственница Франции и, возможно, её сводный брат. Вот что пишет об этой встрече Гийом Гуффье, сеньор де Буази и камергер короля Карла VII: «Жанна направилась прямо к королю, чем он был поражен и не сумел найти других слов, как те, что сказал ей очень ласково, поклонившись: «Девственница, душенька моя, добро пожаловать, во имя Господа нашего, ведающего тайну, которая есть между Вами и мной…».


Сторонники традиционной версии пытались и пытаются объявить Жанну дез Армуаз самозванкой, а всех, кто её узнавал — соучастниками мошенничества. Но в таком случае поведение лже-Жанны крайне странно, а её соучастниками оказывается половина Франции, включая короля. Иногда встречаются упоминания о некоем парижском процессе, который якобы разоблачил самозванку и даже выставил её у позорного столба. Однако подлинных документов процесса не сохранилось. Возможно, он и был, но осудил одну из нескольких лже-Жанн, объявлявших себя Девами безо всяких на то доказательств. Профессия «детей лейтенанта Шмидта» имеет средневековые корни.

Портрет Жанны дез Армуаз.jpg


Портрет Жанны дез Армуаз. (pinterest.com)


Чтобы уличить даму дез Армуаз в самозванстве, некоторые историки пытались даже приписать ей рождение двух сыновей, что было биологически невозможно для Девы Франции, но генеалогическая история семейства дез Армуаз опровергает это утверждение — брак Жанны и Робера был бездетным. Кем бы ни была Жанна — самозванкой или Девой Франции, её земной путь закончился в 1449 году. Именно в этот год в записях о пенсионных выплатах Орлеана официальной матери его спасительницы появилось дополнительное слово — до этого получательницей значилась «мать Девы Жанны», а с 1449 — «мать покойной Девы Жанны». Совпадение?


Сомнения по поводу традиционной биографии Жанны д’Арк звучат на протяжении почти семи столетий. В XX веке историкам стало труднее: их изыскания начали противоречить канонической биографии официальной святой — в 1920 году Ватикан канонизировал Жанну. Если в житие вписаны крестьянское происхождение и смерть на костре, то доказательства противоположного являются ересью. Сторонники традиционной версии как французские, так и советские, называли своих оппонентов пошляками, любителями сенсаций, ниспровергателями основ и франкофобами. Однако обидными кличками не снять до сих пор остающиеся без ответов загадки в биографии самой знаменитой французской героини.


Ящик пандоры – Кого сожгли вместо Жанны д’Арк?

Жанна д

Иногда круглые даты сходятся странно. В 1431 году, то есть, 585 лет назад, легендарная француженка Жанна д’Арк была сожжена про приговору суда. А в 1456 году, 560 лет тому назад, после специального расследования Жанну полностью оправдали.

А в этом году через аукционный дом Timeline Auctions за 297 600 фунтов стерлингов было продано кольцо, предположительно принадлежавшее Жанне д’Арк. По легенде, она надевала его перед казнью. Считается, что кольцо подарили Жанне родители незадолго до ее сожжения на костре в 1431 году.

Жанна сама рассказывала о нем на суде. Она описывала кольцо так: на кольце есть надпись Jhesus Maria и три креста, а сделано оно из золота или латуни, то есть она точно не знала, из какого именно металла. Жанна сообщила также, что оно было у нее на пальце, когда она коснулась явившейся ей во сне Святой Екатерины.

«Я думаю, можно не сомневаться в том, что это ее кольцо», — сказал исполнительный директор Timeline Auctions Бретт Хэммонд. Он считает, что то, что кольцо XV века совпадает с описанием кольца Жанны, вряд ли может быть просто совпадением.

При кольце были документы, подтверждающие его историю. Но если кольцо подлинное, оно может дать разгадку одной из тайн истории Орлеанской Девы.

Жанна, но не д’Арк

Если быть точным, Жанну ее современники никогда не звали д’Арк. И сама она никогда себя так не называла, а называлась «Жанной Девственницей».

Не очень понятно и когда она родилась. Считается, что в 1412 году, но когда в 1904 году ее причисляли к лику святых, дату официально назвали другую: 6 января 1409 года.

Кто были ее мать и отец — тоже не ясно. По одной версии — обедневшие дворяне (отсюда дворянское «д’» в фамилии), по другой — зажиточные крестьяне (а «д’» в те времена означало — «из такой-то местности», в данном случае, возможно, папа ее был из города, в название которого входило слово Арк, таких было несколько. Но даже если родители девы и были крестьянами, то позже получили дворянство. Место рождения Жанны называют точно: деревня Домреми на границе Шампани и Лотарингии. Сохранился даже домик, где она появилась на свет.

Внезапный взлет ее славы и трагический конец на костре уложился всего в несколько лет. В 13 -летнем возрасте Жанна вдруг услышала голоса святой Екатерины и архангела Михаила (причем, архангела она даже несколько раз видела). Они и сказали девочке, что именно она освободит Орлеан, сняв осаду англичан, да еще и возведет на трон наследника французского престола дофина Карла.

Собственно, с этого и началась ее миссия в Столетней войне между французами и англичанами.

Боевая юность

Интересно, что Жанна в свои 16 лет оказалась весьма подготовленной к военному делу. Карла она при встрече поразила умением блестяще ездить на коне и фехтовать. «Создавалось впечатление, — говорил один из ее современников, — что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Пройдя все испытания, учрежденные дофином, Жанна именем Бога подтвердила Карлу его права на престол. И, в конце концов, Карл так поверил ей, что назначил её главнокомандующей французскими войсками.

Сейчас на всех памятниках она изображается в доспехах и с мечом. Так оно и было: дофин приказал специально для Жанны выковать доспехи, как главнокомандующему, ей было положено знамя, а как посланнице Божьей — хоругвь. На знамени был изображен Бог Отец над радугой и два ангела. Правой рукой Господь благословлял мир, а в левой держал вселенную. Еще была надпись «Иисус Мария» и лилии французского королевства.

Меч Жанна попросила привезти из небольшой часовни в Фьербуа, где она видела много старинного оружия. А ей хотелось иметь меч, равный мечу легендарного короля Карла Великого. Ей привезли древний клинок, помеченный пятью крестами. Когда очистили ржавчину, оказалось, что что это меч, которым другой знаменитый воин Карл Мартелл семьсот лет назад поразил арабов в битве при Пуатье.

Интересно, что позже на допросе Жанна на вопрос о том, что она почитала больше меч или знамя, ответила, что знамя.

В известнейшем фильме «Начало» Глеба Панфилова, где Жанну играет Инна Чурикова, есть одна небольшая неточность, сцена, где, казнив дезертиров, Жанна говорит своим солдатам: «Кто верит в меня, за мной!» На самом деле знаменитый клич Жанны звучал иначе: «Кто любит меня, за мной!»

 

И ее любили. Влюбленные в нее французы 8 мая 1429 года отогнали англичан от Орлеана. Именно тогда она стала «Орлеанской Девой», а 8 мая и сегодня в Орлеане главный городской праздник.

С любовью к Жанне ее армия разбила англичан и 17 июля в Реймсе Карл стал королем Франции.

Но с этого момента счастье отвернулось от Жанны.

Предательство епископа Кошона

Взять Париж ее армии не удалось, зато бургундцы, воевавшие против Карла, обманом заманили Жанну в ловушку и выдали англичанам. Точнее, продали за 10 000 золотых ливров.

Поздней осенью 1430 года Жанну увезли в Руан. Там ее судили, обвиняя в ереси и ношении мужской одежды.

Процесс начался 21 февраля 1431 года. Возглавлял его епископ Пьер Кошон, ярый сторонник англичан. Английское правительство оплатило все расходы на процесс. Сохранившиеся документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

24 мая епископ Кошон привел ее к столбу с вязанками хвороста — будущему ее костру, но сказал, что ее переведут от англичан в церковную тюрьму, если она отречется от ересей. Зачитал ей бумагу с таким отречением, а потом бумагу эту подменил. Жанна была неграмотной и поставила крест, образно говоря, под собственным приговором.

30 мая 1431 года Орлеанскую Девственницу сожгли.

С костра она крикнула Кошону: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!». И попросила дать ей крест. Ей протянули две скрещённые ветки, она еще успела несколько раз крикнуть: «Иисус!».

Казнили ли Орлеанскую Деву?

И тут начинается самое интересное. Исследователи истории Орлеанской Девственницы не могут уверенно сказать, сожгли ли Жанну.

Вообще, с ее гибелью много непонятного.

Например, нет формального приговора, хотя сохранились протоколы допросов. Более того, когда позже был затеян процесс о реабилитации Жанны, из 12 допрошенных членов руанской судейской комиссии, отправившей Жанну на костер, пятеро заявили, что уехали ещё до окончания слушаний, трое — что не присутствовали при казни.

Нет и положенного при таких процессах протокола о казни.

Многие добровольные историки, ищущие альтернативные версии великих событий, считают: вполне возможно, что казни не было вообще, либо вместо Жанны сожгли какую-то другую женщину. А чтобы этого никто не заметил, голову казнённой вместо Жанны, накрыли бумажным колпаком, а толпу от костра на довольно большое расстояние оттеснили солдаты.

Почему Жанна могла уцелеть? А потому что по одной из версий Орлеанская Девственница была не крестьянкой и даже не простой дворянкой, а особой королевских кровей. Именно поэтому дофин так легко доверил ей войско, и поэтому она была так сведуща в верховой езде и владении оружием. А через несколько лет после «казни» Жанна опять появилась при королевском дворе и даже вышла замуж за Робера дез Армуаза.

Были, впрочем, и самозванки. В 1452 году появилась дама, подкупившая кузенов Жанны, чтобы выдать себя за Орлеанскую Девственницу. Не удалось. Второй лже-Жанной стала Жанна Феррон, но и ее разоблачили, причем позорно: она не умела ездить на лошади.

Удачнее всех оказалась некая Жанна дез Армуаз. Она появилась лет через пять после казни Орлеанской Девственницы и как раз она вышла замуж за сеньора Робера дез Армуаз. Интересно, что жители Орлеана и братья Жанны д’Арк (у нее были три брата и сестра) ее признали. Но зато ее не признали в Париже и даже, по приговору парламентского суда, выставили к позорному столбу. Жанна дез Армуаз родила двоих сыновей, а умерла в 1446 году.

Была ли она действительно самозванкой и только — до сих пор неизвестно.

Но вот этот-то вариант судьбы Орлеанской Девы — ее не сжигали — косвенно подтверждает то самое кольцо Жанны, с которого я начал рассказ.

Ведь получается уникальная ситуация. Если кольцо было подарено родителями Жанне еще до ее сожжения, то как оно уцелело?

Исходя из свойств металлов, кольцо могло и не расплавиться. Латунь плавится при 880 — 950 градусах, золото — примерно при 1070 градусах Цельсия. А температура горения дерева — 800−1000 градусов. Но костер Жанны, казненной на открытой площади, вряд ли достигал высшего уровня температуры. Вентиляция хорошая. Не печь, и даже не камин.

Сильно сомневаюсь, что после сожжения кто-то просеивал огромную груду угля и пепла и сгоревших останков девы в поисках ее кольца.

Документы, на которые ссылаются аукционисты, рассказывают, что после казни Орлеанской девы каким-то образом кольцом владели кардиналы и придворные вельможи. К началу ХХ века кольцо попало в частные коллекции и не раз выставлялось на торги в разных аукционных домах. Причем сведения обо всех владельцах кольца подтверждены документально.

Но если исходить из того, что в жизни многие события трактуются куда сложнее, чем они есть на самом деле, вполне можно предположить, что Жанна, действительно, не была казнена, и сама передала кольцо своим спасителям в знак благодарности за избавление от смерти (ведь оно было для Жанны высшей драгоценностью, освященной Святой Екатериной), и, возможно, еще и в знак того, что она клянется не разглашать этой тайны…

Оправданная и святая

После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и проверить, был ли законным суд над нею. Выводы — нет, не был. В 1455 году папа Каликст IIIповелел еще раз вернуться к суду над Жанной и его материалам. Были допрошены 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищи по оружию и жители Орлеана.

7 июля 1456 года судьи объявили процесс над Жанной недействительным. Так ее реабилитировали.

Папа Пий X в 1909 году провозгласил Орлеанскую Девственницу блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её.

Остается добавить, что когда победительница англичан, дева, приведшая на трон короля, героиня Франции и ее будущая святая взошла на костер, ей было всего 19 лет…

 

http://svpressa.ru/post/article/160475/

горит на костре | История и факты

Сожжение на костре , метод казни, практиковавшийся в Вавилонии и древнем Израиле, а затем принятый в Европе и Северной Америке.

колдовство Ведьм сжигают на костре, цветной рисунок, 16 век. Zentralbibliothek, Zürich

Испанские еретики понесли это наказание во время инквизиции, как и французские неверующие и еретики, такие как св. Жанна д’Арк, которая была осуждена и сожжена в 1431 году в Руане, Франция.В 1555 году протестантские епископы Хью Латимер, Николас Ридли и Джон Хупер были осуждены как еретики и сожжены на костре в Оксфорде, Англия. Сожжение на костре было традиционной формой казни женщин, признанных виновными в колдовстве. Однако большинство обвинений в колдовстве исходило не от церкви, а в результате личного соперничества и споров в небольших городах и деревнях.

смерть св. Жанны д’Арк Св. Жанны д’Арк ( ок. 1412–31), французского патриота и мученика.За ересь и колдовство ее сожгли на костре на рынке в Руане, Франция, 30 мая 1431 года. © Photos.com/Jupiterimages

В некоторых случаях сжигания на костре были предусмотрены механизмы, сокращающие страдания жертвы. Они включали прикрепление к жертве контейнера с порохом, который взрывается при нагревании от огня и мгновенно убивает жертву, и помещают жертву в петлю, часто сделанную из цепи, так что смерть наступает через повешение. В Англии сожжение еретиков закончилось в 1612 году смертью Эдварда Вайтмана; Последняя казнь страны за ересь (через повешение) произошла в 1697 году.Сожжение на кострах за преступления, отличные от ереси, продолжалось и в 18 веке.

.

Действительно ли ведьм сжигали на костре в Салеме?

От реалистично пугающих сцен из «Проекта ведьмы из Блэр» до явно полезной Глинды Доброй ведьмы в «Волшебнике страны Оз» — волшебные мавены находятся в центре некоторых из наших самых устойчивых и милых историй. Есть также современные практикующие колдовство, термин, используемый для описания нескольких различных групп, включая виккан, большинство из которых сосредоточены на позитиве и использовании магии во благо.

Однако было время, когда считаться ведьмой было настоящим смертным приговором. Возьмем, к примеру, Салем-Виллидж, штат Массачусетс, в 1692 году. Городской врач диагностировал у группы девочек диагноз «черная магия». Склонных к припадкам и крикам, девочек обвиняли в колдовстве — понятие, которое не слишком устраивало пуританское поселение.

Объявление

Однако, вопреки легенде, этих так называемых ведьм не сжигали на костре.Фактически, ни один из мужчин, женщин или детей, обвиненных в колдовстве в Салеме, не был убит таким образом. Скорее всего, рассказы о процессах над салемскими ведьмами переплетались с рассказами о реальных казнях с помощью огня в Европе.

Во время европейских судебных процессов над ведьмами между 15 и 18 веками людей, обвиненных в колдовстве, обычно сжигали на кострах. Иногда их вешали перед сжиганием. Наказание соответствовало закону Священной Римской империи «Constitutio Criminalis Carolina», который утверждал, что наказанием за колдовство была смерть от огня.Церковные и общественные лидеры возглавили это обвинение, казнив около 50 000 человек по всей Европе на территории нынешних Франции, Германии, Италии, Скандинавии и Шотландии [источники: History].

Так что же на самом деле случилось с людьми, обвиненными в колдовстве во время процесса Салемских ведьм? Девятнадцать обвиняемых погибли через повешение, их тела раскачивались на печально известном Висельном холме. Один пожилой мужчина умер, когда его забросали камнями, другие умерли в тюрьме, ожидая своего дня в суде.

Бриджит Бишоп была повешена первой, хотя ее точные проступки, казалось, были не более чем слухами и домыслами. Ее случай стал образцом для последователей. Бишопа обвинили девушки, «пораженные» черной магией, и она отвергла их претензии. Затем свидетель поддержал обвинителей, а за ним последовали другие горожане, которые описали предыдущие колдовские действия, совершенные Бишопом. Суд над Бишопом и над многими другими обвиняемыми в колдовстве закончился обвинительным приговором, какими бы невероятными ни были доказательства.

Во время процесса над салемскими ведьмами более 200 человек были обвинены в колдовстве, на что в течение относительно короткого времени много указывали пальцем. Все мероприятие длилось немногим более года, прежде чем местные власти сочли судебные процессы ошибкой и попытались выплатить компенсацию семьям тех, кого они осудили и убили [источники: Бейкер, Уолш].

.

Кто была первой ведьмой, сожженной на костре в Северной Америке?

Ребекка Нерс была дочерью Уильяма и Джоанны Таун (урожденная Блессинг). Медсестра родилась в Грейт-Ярмуте, Англия, в 1621 году. Ее семья поселилась в Салем-Виллидж в 1640 году. У нее была одна старшая сестра, Сьюзан (крещенная 26 октября 1625 г. — умерла) 29 июля 1630 г.) и две младшие сестры, Мэри Исти (крещенная 24 августа 1634 г.) (или Эсти) и Сара Клойс (род. Около 1642 г.), обе из которых также были обвинены в колдовстве. У нее также было четыре брата: Иоанн (крещен 16 февраля 1622/23 г.), Эдмунд (крещен в июне 1628 г.), Иаков (крещен 11 марта 1631/32 г.) и Иосиф (родился около 1639 г.).

Около 1645 года она вышла замуж за Фрэнсиса Нерс, который также родился в Англии, где-то между 1618 и 1620 годами. Ее муж был по профессии «изготовителем подносов», который, вероятно, делал много других деревянных предметов домашнего обихода. Из-за редкости таких предметов домашнего обихода ремесленники считались уважаемыми. В 1672 году Франциск служил констеблем Салема. Вместе у пары было восемь детей, четыре дочери и четыре сына. Медсестра часто посещала церковь, и ее семья пользовалась большим уважением в деревне Салем. Позже было написано, что она «приобрела репутацию образцовой набожности, которая практически не вызывала возражений в обществе», что сделало ее одной из первых «маловероятных» ведьм, подвергшихся обвинению.
{[[Отрывок из link http://en.wikipedia.org/wiki/Rebecca_Nurse]]}

Семья Ребекки Нерс имела множество земельных споров с другой близкой семьей, которая называлась семьей Патнэм. Ее обвинили Эдвард и Джон Патнэм.
Суд над ней начался 30 июня 1692 года и в конце концов был признан НЕ ВИННЫМ присяжными. Но поскольку полиция возмутилась решением жюри и «имуществом» девушек, магистрат попросил присяжных пересмотреть вердикт. В конце концов, она была приговорена к смертной казни и должна была быть повешена 19 июля 1692 года.

Большинство людей в общине назвали ее «хорошей моделью христианского поведения», потому что она ни разу не отказалась от виселицы и не понесла наказания, несмотря на свою невиновность. Когда ее похоронили, ее похоронили в неглубокой могиле рядом с виселицей, потому что они считали, что они не годятся для христианского захоронения. Но ее семья не поверила этому, поэтому они пробрались к ее могиле, выкопали ее и похоронили Ребекку на семейном поместье.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *