Пиктограммы метод: Методика «Пиктограмма», Лурия А.Р. (опосредованное запоминание)

Содержание

Пиктограмма — что это — примеры — методика — в информатике

Пиктограмма (от лат. pictus — «нарисованный» и греч. gramma — «запись», «письменный знак») — это рисунок-символ. Он изображает какое-то событие, объект или действие.

Пиктограммы использовали ещё до появления письменности, например, в Древнем Китае и Древнем Египте.

Сейчас пиктограммы используются как знаки, которые облегчают передачу информации.

Например, в качестве знаков на дороге или схематичного изображения какого-либо иного правила, в аэропортах, на вокзалах, в метро, для обозначения функций в компьютерах и т. д.

Примеры пиктограмм

Пиктограммы можно увидеть в правилах дорожного движения (дорожные знаки), на различных схемах, табло, навигационных указателях и даже в ребусах для детей.

пиктограмма дорожный знакПиктограмма на дорожном знаке «Тоннель»

пиктограмма душВ месте, где расположена данная пиктограмма, можно принять душ

пиктограмма спортПиктограммы с обозначением спортивных дисциплин

пиктограммы аэропортПиктограммы в аэропорту для обозначения туалетов и комнаты матери и ребёнка

пиктограмма выходПиктограмма, которая обозначает, где находится выход

Пиктограммы перевозкаПиктограммы для перевозки грузов

Зачем нужны пиктограммы?

Человеку легче понять изображение, чем текст. Поэтому у пиктограмм есть преимущества:

  1. Более быстрая скорость восприятия информации (не нужно тратить время на прочтение, увидел картинку и понял).
  2. Пиктограммы используются как универсальный язык, понятный всем. Если иностранец, который не владеет русским языком, увидит знак «парковка запрещена», он сразу поймёт, что имеется в виду.
  3. Пиктограммы легче воспринимаются людьми с недостатками зрения.

Пиктографическое письмо

Пиктографическое письмо (или пиктография) — это способ письма, когда вместо слов используются пиктограммы. То есть мысль передаётся с помощью изображений.

С возникновением письменности роль пиктографического письма пошла на убыль. Ведь оно лишено всей выразительности, которая присуща письменному языку.

Методика «пиктограмма»

Это эксперимент с использованием пиктограмм, который помогает выявить, есть ли у человека психическое расстройство.

Человеку зачитываются слова и словосочетания, и он должен их все запомнить. В помощь ему даётся листок бумаги и ручка или карандаш.

Но ни буквы, ни цифры записывать нельзя. Слова можно только зарисовывать.

Затем листок у человека забирают и возвращают лишь спустя какое-то время. Смотря на свои рисунки, он должен воспроизвести слова, которые зачитывались.

Данный тест показывает не только, насколько хорошо развита у человека память. Но также его образ мышления.

Здоровый человек сможет подобрать изображение к слову. У человека с психическим отклонением это вызовет затруднения.

Пиктограмма в информатике

Язык информатики — это тоже универсальный язык и его используют множество людей из самых разных стран. Поэтому пиктограммы приходятся здесь как нельзя кстати.

пиктограмма в информатике

Дата обновления 24/03/2020.



Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать

Тест-пиктограмма «Вы и ваше окружение»

Тест-пиктограмма «Вы и ваше окружение»Пиктограмма относится к разряду проективных методик. Она представляет собой совокупность графических образов для изучения опосредованного запоминания. Впервые пиктограмма была предложена советским психологом и психиатром А. Р. Лурия еще в 1930-х годах и нашла свое применение в психиатрии и медицинской психологии в качестве диагностической методики. Этот метод выявляет скрытые мотивы, опасения, страхи, тревожность и т.п. В психиатрии и медицинской практике пиктограммы применяются с целью обнаружения у испытуемых не только расстройств памяти, но и нарушений понятийного мышления. Как известно, понятийное мышление характеризуется использованием понятий и логических конструкций.

Отметим, что пиктограммы, применяемые в исследовательских целях, выполняют роль средства, облегчающего запоминание. Но подобные средства не ограничиваются лишь пиктограммами. Известно множество других кодированных сигналов (символов), облегчающих запоминание, например, мнемотехнические приемы, облегчающие запоминание учебного материала, когда отдельные мнемотехнические элементы обозначаются какими-либо легко запоминающимися символами, подвергаются определенному упорядочению, рифмуются или же визуализируются легко воспринимаемыми и запоминаемыми схемами или рисунками.

Другим примером использования визуальных сигналов для запоминания учебного материала являются методические приемы педагога-новатора В. Ф. Шаталова. Его опорные сигналы («Листы опорных сигналов»), в которых изобразительная наглядность представлена образцами изучаемых объектов и явлений, способствуют прочному запоминанию учебного материала, повышению познавательной активности учащихся.

Метод пиктограмм находит свое применение и в практической психологии. Так, И. В. Липсиц предлагает связанный с этим методом тест «Вы и ваше окружение». С помощью теста, где на рисунке изображены 15 «человечков» (каждый в своей особой графическом позе), можно определить, как складываются ваши отношения с окружающими людьми, находите ли вы взаимопонимание при встрече с ними, кого вы избегаете, кто вам симпатичен. Определяя свое отношение к изображенным на пиктограмме «человечкам», испытуемый оценивает их по пяти позициям, по которым вычисляется итоговая сумма баллов. На основе этих баллов дается оценка взаимоотношений с окружающими людьми.

Со всеми ли людьми вам удается найти взаимопонимание? Кого вы избегаете? Кто вам симпатичен? Ответы на эти вопросы даст тест-пиктограмма, он поможет определить качество ваших взаимоотношений с окружающими.

Пиктограмма (методика) — Wi-ki.ru c комментариями

Методика «Пиктограмма» — это методика, которая используется в психологии и изначально направлено на исследование опосредованного запоминания. Этот метод основан на положениях культурно-исторического подхода (Л.С. Выгосткий, А.Р. Лурия , А.Н. Леонтьев) об опосредованном характере психических актов человека [1].

История

Пиктография – рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его особенность состоит в том, что знак никак нельзя связать со звучанием слова- он выражает его смысл. Сегодня принципы пиктографической письменности применяются, к примеру, в международных знаках и символах, обозначающих виды спорта, а также- в системе дорожных знаков.
Для экспериментально-психологического исследования метод пиктограмм был предложен в начале 30-х годов. Целью методики было изучение опосредованного запоминания в рамках культурно-исторической теории психического развития человека. Согласно этой концепции, высшие психические функции человека носят опосредованный характер, они развиваются исторически, с помощью выработанных в истории человеческого общества средств- орудий труда, знаков-символов. Высшим и универсальным орудием модифицирующим психические функции, является слово.
Г. В. Биренбаум впервые использовала метод пиктограмм для анализа мышления больных. Впоследствии (60-70-е годы) диапазон использования методики значительно расширился и сейчас она широко применяется в патопсихологии не столько для исследования памяти, сколько для исследования мышления. Применение пиктограмм именно в этом качестве считали целесообразным известные патопсихологи Б.В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и В. М. Блейхер. Также эта методика носит в некоторой степени проективный характер, поскольку стимулирует свободный выбор образа для запоминания [2].
Что касается авторства метода, то его приписывают А.Р. Лурии. Сам же Лурия (1964 г.) пишет, что метод пиктограмм был предложен Л.С. Выготским и разработан рядом его сотрудников. Вероятнее всего, Л.С. Выготскому принадлежала общая идея исследования опосредованного запоминания посредством выбора зрительного образа [3].

Описание метода

Метод состоит в следующем: испытуемый должен запомнить слова или словосочетания. Для лучшего запоминания он должен придумать и зарисовать на бумаге что-либо такое, что могло бы в дальнейшем воспроизвести предложенные слова. Никаких записей или пометок буквами делать не разрешается. Испытуемые предупреждены, что качество их рисунка не имеет значения. Точно так же не учитывается время выполнения этого задания. [4]
С.Я. Рубинштейн пишет, что данная методика может быть использована для исследования больных с образованием не менее 7 классов[5].
Характеристика методики:

  1. Пиктограмма обладает широким диапазоном чувствительности и позволяет изучить широкий спектр интеллектуальных и аффективных особенностей испытуемого.
  2. Богатство феноменов пиктограммы предполагает относительно низкую формализацию ответов испытуемых. Это качество является общим для всех проективных методик
  3. Диагностическая ценность пиктограммы связана и с диапазоном ее чувствительности, и с формализацией ответов.

Процедура проведения:
Для проведения данной методики необходимо иметь карандаш и бумагу (белый лист А4). Лучше предоставить испытуемому несколько листков бумаги, что он не чувствовал себя ограниченным размерами одного листа, а также, чтобы определить силу давление карандаша на бумагу (на скольких листах остается след). Также необходимо заранее подготовить ряд из 12-16 слов и выражений для запоминания.
С.Я. Рубинштейн в своей книге[6] предлагает примерный набор слов:

  1. Веселый праздник
  2. Тяжелая работа
  3. Развитие
  4. Вкусный ужин
  5. Смелый поступок
  6. Болезнь
  7. Счастье
  8. Разлука
  9. Ядовитый вопрос
  10. Дружба
  11. Темная ночь
  12. Печаль
  13. Справедливость
  14. Сомнение
  15. Теплый ветер
  16. Обман
  17. Богатство
  18. Голодный ребенок

Данный набор можно варьировать и использовать основной состав слов, меняя два-три из них. В процессе исследования экспериментатор должен внимательно следить за успехами респондента и подстраиваться под них: в зависимости от того, насколько легко больной устанавливает связи (между словом и рисунком) экспериментатор варьирует сложность стимульного материала (предлагает то более конкретные – «веселый праздник», то более абстрактные – «справедливость»).

Данную методику лучше начинать после применения какой-либо другой методики исследования памяти (например 10 слов). Респонденту сообщают, что будут проверять его зрительную память и интересуются как ему легче запоминать информацию: на слух или с помощью зрения.
Ему дается лист бумаги и карандаш, а затем предлагается следующая инструкция: «На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово – как узелок на память завязывают.»
Инструкцию следует предъявлять один раз. Повторить инструкцию необходимо лишь на прямую просьбу респондента.
Желательно не давать подсказок без крайней необходимости, а также не проявлять неодобрение или возражение, какими бы странными ни показались решения респондента. Если он жалуется на неумение рисовать, то необходимо объяснить, что качество рисунка не имеет особого значения для методики. А также, если он испытывает сложности с изображением конкретного слова или выражения (например, «темная ночь»), то нужно еще раз обратить его внимание на то, что нужно нарисовать не непосредственно «темную ночь», а такой рисунок, который поможет вспомнить это словосочетание.
Если в процессе выполнения задания, респондент с легкостью подбирает рисунки и поясняет каким образом они помогут ему вспомнить заданное слово, то экспериментатор молча ведет протокол. Если же он сам не объясняет, то экспериментатор должен задать разъясняющий вопрос: «Как вам этот рисунок поможет вспомнить заданное слово?» Причем делать это нужно на каждом предъявлении слова.
После выполнения задания, листок с рисунками откладывается в сторону, а затем достается лишь в конце исследования (спустя час), и респонденту предлагается воспроизвести слова с помощью рисунков. Припоминание нужно предлагать в хаотичном порядке.

Анализ результатов методики
Пиктограммы- прежде всего анализ выбранного испытуемым образа, типа ассоциации.
При анализе образа необходим ответить на ряд вопросов:

  1. Является ли выбор абстрактным или конкретным?
  2. Имеет ли образ индивидуальную значимость для испытуемого?
  3. Что изображает рисунок?
  4. Как часто данный выбор встречается в протоколах здоровых испытуемых?
  5. Является ли образ «адекватным»?

Таким образом, в анализе результатов методики пиктограмм можно выделить ряд критериев, которые имеют диагностическую значимость. С.Я. Рубинштейн выделяет следующие критерии:

  1. Доступность обобщенной символизации слова т.е. может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ
  2. Степень «адекватности» ассоциаций
  3. Качество запоминания

Особый интерес в анализе памяти является сопоставление результатов пиктограммы с методикой запоминания 10 слов.
Б.Г. Херсонский в своей работе «Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний» расширил подход к анализу метода пиктограмм и выделил конкретные аналитические факторы пиктограммы.
Пиктограммы стоит оценивать в целом, т.е. по общему характеру выбираемых больным образов, а не по отдельным ассоциациям.

Методика пиктограмм в клинике психических заболеваний

В психиатрии использование экспериментально- психологических методик, в частности, метода пиктограмм, преследует три основные цели:

  • Выясление специфического патопсихологического симптома того или иного заболевания
  • Изучение психических процессов, личности испытуемого при установленном диагнозе
  • Изучение динамики психических процессов во время лечения, с целью оценки ее эффективности

Метод пиктограмм показала ее особую валидность в диагностике шизофрении [7][8](лонгинова рубинштейн). Данный метод может быть полезен и при исследовании пациентов с органическими заболеваниями центральной нервной системы (Зейгарник Б. В.), вплоть до выявления очаговой симптоматики. В результатах пиктограммы находят отражение эмоциональные расстройства, в частности депрессия и гипомания (Б. Г. Херсонский, 1978). На высокую эффективность пиктограммы в диагностике истерии указывала Г. В. Биренбаум.
Основные трудности при выполнении этой методики связаны с тем, что круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок, а значение рисунка шире, чем смысл слова. В таком случае слово и рисунок должны совпадать лишь в определенность степени. Способность уловить общее и в рисунке и слове является основным механизмом образования условного значения. В норме подобная операция без труда выполняется уже в подростковом возрасте, однако, при патологических изменениях мышления создание таких условных связей будет затруднено.

На протяжении многих лет было собрано огромное количество эмпирических данных. Многие исследователи в области патопсихологии систематизировали данные целого ряда своих собственных исследований и исследований своих коллег. Результатом их работы явилось представление об общей картине выполнения методики пиктограмм испытуемыми с различными психическими заболеваниями.

Выполнение метода пиктограмм здоровыми испытуемыми

Как правило, здоровые испытуемые даже с неполным средним образованием легко выполняют задание. Даже в тех случаях, когда оно вызывает известную трудность, достаточно привести пример того, как его можно выполнить, чтобы испытуемые правильно решили предложенную задачу. Здоровые испытуемые способны подобрать образы на подавляющее большинство понятий. Они доверяют инструкции и следуют ей. Иногда, в норме, могут проявляться употребление букв и надписей. Часто здоровые испытуемые пытаются продемонстрировать свои творческие способности, умение рисовать или оригинально мыслить. У таких испытуемых преобладают атрибутивные и конкретные, лишенные эмоциональной значимости образы. Индивидуально-значимые значимые образы могут проявляться в методике, но их не много. Образы адекватны, всегда присутствует 2-3 стандартных образа. Запоминание имеет высокие показатели продуктивности, обычно ошибки сводятся к называнию синонимов слова. Отказы и шоковые реакция не типичны для здоровых людей, высказывания комментирующие выбор обычно короткие и лаконичные. Неформализуемые образы встречаются редко и легко могут быть заменены адекватными. Если же проявляется стереотипия проявляется за счет частого изображения человеческих фигур. Рисунки упорядочены, графические характеристики устойчивы, размер рисунков часто уменьшается у одной стороны листа.
При низком уровне образования отмечаются преимущественно конкретные образы, отсутствие геометрической и грамматической символики, а также снижение числа метафорических символов и атрибутивных образов, стереотипизация. Мышление характеризуется банальностью.
Результаты пиктограммы у лиц с высокий уровнем интеллекта также имеют свои особенности. Для них характерная своеобразная установка на оригинальность, стремление выразить смысл предложенного понятия абстрактно, чисто графическими средствами.

Пример 1. Пиктограмма здорового испытуемого

Пиктограмма здорового испытуемого

№ п/пПонятиеРисунок, объяснениеВоспро-изведение
1.Веселый праздникУлыбающееся лицо, флажок. — «Праздник — это флажки, улыбки»Веселый праздник
2.Тяжелая работаЛопата, капли пота. -«Работать лопатой тяжело»Тяжелая работа
3.Вкусный ужинЦыпленок «табака», — «Мне нравятся жареные цыплята»Вкусный ужин
4.БолезньШприц, — «Все это говорит о болезни»Болезнь
5.ПечальПечальное лицоПечаль
6.СчастьеУлыбка. — «Она говорит о счастье»Счастье
7.ЛюбовьСердце пронзенное стрелой. — «Это банально… Как рисуют наЛюбовь
8.РазвитиеСтупени. — «Лестница, ведущая вверх — символ развития»Прогресс
9.Разлука«Двое разошлись»Разлука
10.Обман«Дама пик». — Это символ обмана»Обман
11.Победа«Богиня Ника — символ Победы»Победа
12.ПодвигНесколько детей. — «Воспитывать детей — это подвиг»Подвиг
13.ВраждаСкрещенные мечи. — «Это символ вражды»Вражда
14.Справед-ливостьУравновешенные весы. -«Продавщица честноЧестность
15.Сомнение«х». — Эта буква обозначает «неизвестное» Сомнение
16.ДружбаРукопожатие. — «Это символ дружбы»Дружба

Пиктограммы больных с органическим поражением головного мозга

При [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F органическом поражении мозга] в пиктограмме наблюдается следующий симптомокомплекс:

  • Недостаточное понимание смысла задания, что связано со снижением интеллекта и проявляется либо в полном непонимании инструкции, либо в искаженном понимании, когда понимается лишь один элемент. К примеру, больные понимают, что надо что-то нарисовать, но не связывают свои рисунки со словом. Рисунки плохо дифференцируются, больные рисуют то, что умеют.
  • Невозможность выбора образа на абстрактные. Испытуемые после полгого обдумывания отказываются рисовать, либо указывают на сюжет, который они хотели бы нарисовать
  • Отсутствие геометрических и грамматических символов, удачных оригинальных образов. Наблюдается даже при самых легких вариантах органических поражений, однако, этот признак не специфичен и встречается у здоровых испытуемых с низких уровнем образования
  • Снижение числа атрибутивных и метафорических образов
  • В структуре конкретных образов- преобладание фотографических часто фрагментарных.
  • Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персеверации. Персеверации являются главным отличительным признаком органического расстройства от низкого уровня интеллекта и недостаточного образования
  • Недостаточная дифференциация изображений
  • Снижение продуктивности опосредованного запоминания

Указанные изменения отражают преимущественно интеллектуальные и мнестические нарушения. Их степень выраженности зависит от степени интеллектуального снижения. Для больных с органическими поражениями головного мозга типична тревожно-депрессивная установка на исследование.

Особое место среди органических заболеваний головного мозга занимает эпилепсия. Методика пиктограмм обладает высокой чувствительностью в диагностике высших психических функций при данном заболевании. Л. В. Петренко изучала опосредованное запоминание у больных эпилепсией. В своих исследованиях она выявила, что у больных симптоматической эпилепсией нарушения опосредования были связаны с колебаниями их работоспособности, а у больных эпилептической болезнью они объяснялись повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали.

Так Б. В. Зейгарник описывает своего случай из своей практики[9]: «У группы больных эпилепсией выполнение этого задания вызывает значительные трудности. При необходимости найти рисунок для запоминания слова «развитие» больной К. говорит: «Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите?» Этот больной затрудняется придумать рисунок для запоминания слова «разлука». «По-разному, можно разлучаться: можно с любимой; или сын уходит из дома, или просто друзья расстаются. Не понимаю, что нарисовать?» Другой больной затрудняется найти рисунок для запоминания словосочетания «больная женщина». Он пытается нарисовать кровать, но тут же заявляет, что этот рисунок не подходит, так как больная женщина не обязательно должна лежать: «У нее может быть грипп, и она его на ногах переносит». Тогда больной решает нарисовать столик с лекарствами, но и это его не удовлетворяет: «Ведь не обязательно больная женщина лекарства принимает». Некоторые больные пытаются почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, при необходимости запомнить выражение «веселый праздник» больной рисует пляшущих людей, накрытый стол, цветы, рядом рисует флаг».

Пример 2. Пиктограмма больного с органическим поражением головного мозга

Пиктограмма больного с органическим поражением головного мозга

№ п/п ПонятиеРисунок, объяснениеВоспроизведение
1. Веселый праздникФлажок. — «Это как на параде. Нужно еще человека нарисовать, или демонстрацию… что-то такое…»Веселый праздник
2. Тяжелая работаЧеловек с лопатой. — «Это тяжело, когда копаешь»Тяжелый труд
3. Вкусный ужинЯблоко. — «Яблоки вкусные, они полезны для здоровья. Особенно, если есть их на ночь. Тяжелую пишу на ночь есть нельзя»Вкусный ужин
4. БолезньЧеловек в постели. — «Это лежит больной. Болезнь тяжелая, если бы легкая, он мог бы ходить в поликлинику»Тяжелая болезнь
5. ПечальПлачущий человек. -«Он стоит и плачет»Печаль

Пиктограмма при алкоголизме

Органические изменения при алкогольной деградации принято описывать, как мягкие и неявные. Однако эти органические изменения могут быть выявлены уже на ранних стадиях алкоголизма. При алкоголизме картина выполнения методики будет сходна с общими особенностями ее выполнения при органических поражениях. Отличительной чертой будут то, что в личностно-значимых образах часто фигурируют спиртные напитки. Они могут быть изображены практически во всех понятиях.
Пример: Так, испытуемый Р. рисует два стакана водки на понятие «справедливость» (объяснение: «справедливый человек разливает поровну»). Испытуемый С. рисует стакан на понятие «печаль» (объяснение: «когда человек печален, он пьет водку»). Испытуемый П. рисует бутылку на понятие «болезнь» (объяснение: «все мои болезни от выпивки»).

Пиктограммы больных психапитией на органической основе

У больных с психопатическими чертами характера либо психопатиями на фоне резидуально-органических изменений в пиктограмме проявляется органический патопсихологический симптомокомплекс. Наряду с признаками типичными для органических поражений, у таких больных, также, наблюдаются признаки выраженных эмоциональных нарушений в форме нарушения планирования повеления, эмоциональной возбудимости или демонстративности. Эти эмоциональные реакции часто сопровождаются вегетативными симптомами (покраснение лица , потливость, дрожание рук). Индивидуально-значимые образы могут подчеркивать делинквентный опыт испытуемого, к примеру опыт употребления наркотиков.

Пиктограммы при шизофрении

Пиктограмма является чрезвычайно ценным диагностическим инструментом при исследовании шизофрении. Пиктограммы при шизофрении также многообразны, как и само расстройство. В пиктограммах таких больных могут проявляться как конкретные, так и сверхабстрактные образы. Если у пациента в картине болезни присутствует бредовый компонент, то его содержание будет включаться в пиктограмму. В целом, в этой методике при шизофрении наблюдается следующий симптомокомплекс:

  • Недостаточное или искаженное понимание смысла задания, особенно в остром состоянии. Больные могут осмыслить лишь один элемент инструкции. Больные с параноидным и галлюцинаторно-параноидным синдромом могут трактовать исследование в соответствии с содержанием бредовых идей
  • Снижение числа атрибутивных образов
  • Снижение числа адекватных образов
  • Снижение числа стандартных образов
  • Смещение стереотипизирующей установки, персеверативные тенденции. У больных шизофренией проявляется атипичная стереотипия, не выражающейся в повторении человеческих фигур. Персеверации также не типичные, они выражаются в переносе одного элемента во рисунки
  • Употребление букв, часто вычурное. Больной деформирует буквы пытаясь им придать форму конкретного изображения. Однако они не помогают воспроизведению слов
  • Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков
  • Значительная диспропорция между данными пиктограммы и других методик экспериментально-психологического исследования.

Это изменения у отдельных больных могут выражаться по-разному, но наиболее ярко они проявляются в остром состоянии, при выраженной аффективной патологии, за исключением депрессии.

Отдельно стоит подробнее описать неадекватность образов больных шизофренией, так как это достаточно широкий и наименее определённый критерий. Неадекватность образов является важным критерием при дифференциальной диагностике шизофрении. Образы неадекватны в том случае, если они не служат запоминанию понятия и очень далеки от содержания. В качестве примера неадекватного образа С. В. Лонгинова приводит следующий образец: при запоминании слова «тяжелая работа» больной рисует Иисуса Христа, объясняя так: «вокруг головы сияние, он сияет от счастья… не делай зла ближнему. Одухотворенное лицо. Иисус Христос выполняет свою функцию». К слову «справедливость» рисует курицу: «Если я в жизни украл курицу, то меня спрашивают и я говорю: да, я украл курицу». С. В. Лонгинова (1972), а также С. Я. Рубинштейн (1972) разработали исчерпывающую классификацию неадекватных образов у больных шизофренией, в зависимости от того, какой вид патологии они отражают.
Они выделили образы неадекватные по содержанию и образы, отражающие патологию мотивационного компонента мышления и потерявшие целенаправленность.
Неадекватные по содержанию образы:

  • отдаленные связи
  • пустая символика
  • выбор на основе чувственного впечатления
  • ассоциация по созвучию
  • фрагментарный тип выбора

Образы, отражающие патологию мотивационного компонента мышления множественный выбор:

  • конкретный выбор с расплывчатостью и символическим объяснением
  • стереотипные пиктограммы

Пример 3. Пиктограмма больного шизофренией.

Пиктограмма больного шизофренией.

№ п/пПонятиеРисунок, объяснениеВоспро-изведениеФормализо¬ванная оценка
1.Веселый праздникФлажок. — «Флаги развеваются, все идут на парад»ПраздникAT + Ст 0.5
2.Тяжелая работаЖенщина с клубком шерсти в руке — «Это я сижу и вяжу. Это тяжело, скучно»Тяжелая работаИнд-Пс+1.0
3.Вкусный ужинТарелка на столе. — «Вот тарелка, на тарелке все вкусное»Вкусная

еда

Ат ф + Ст 0,5
4.БолезньЧеловек па кровати. — «Это я лежу после укола. Все время хочется спать»БолезньКИнд-Пс+ КО
5.ПечальПлачущие глаза. — «Плачут черные глаза»ПлачАт Ф + 0.5
6.СчастьеГлаза. — «Белые, веселые глаза»ГлазаАтФОриг-
7.ЛюбовьБольшие и маленькие глаза. -«Глаза матери и ребенка»Ориг-0 Частичная
8.РазвитиеЧетыре глаза. — «Знания переходят из глаза в глаз, а оттуда в воздух»Ат Ф Ориг — 0,0
9.РазлукаЗачеркнутые глаза. — «Глаза не смотрят друг на друга»Ат Ф Ориг — 0,0 Частичная персеверация
10.ОбманФигура женщины. — «Она стоит обманутая. Отчаянные глаза. А мысли бегают, бегают» (дорисовы¬вает точки вокруг головы)К Ф — 0,0
11.ПобедаРебенок в матросской шапке. — «Это мой сын. Если муж вернет мне его, то это будет моя победа. Я заставлю»Идет морячокК Инд Пс — 0,0
12.ПодвигПлывущий человек с кругом на голо¬ве — «Он плывет по океану мыслей. В голове источник гипноза. Ему не страшно»К Инд Ориг-0.0 Проявления
13.ВраждаНеясные значки. Зачеркивания, за¬тем рисует две отвернувшиеся друг от друга головы. — «Они враги»ДвоеК Ф + 0,0
14.СправедливостьНакрытый стол. — «Когда в отделении дают обед, всем делят поровну. Это справедливо»К Иид+0,0
15.СомнениеЗачеркнутые глаза (объяснения не дает)Ат Ф Ориг-0,0 Персеверация
16.ДружбаРукопожатие. — «Рукопожатие — символ дружбы, между людьми, между народами»ДружбаМФ + Ст 1,0

Примечания

  1. ↑ Лонгинова С.В. Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм //Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Белопольская Н.Л. — М.: Изд-во УРАО, 1998.
  2. ↑ Лонгинова С.В. Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм //Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Белопольская Н.Л. — М.: Изд-во УРАО, 1998.
  3. ↑ Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике — С-П: Речь, 2003.
  4. ↑ Зейгарник Б.В. Патопсихология — М.: Издательство Московского Университета, 1986
  5. ↑ Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  6. ↑ Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  7. ↑ Лонгинова С.В. Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм //Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Белопольская Н.Л. — М.: Изд-во УРАО, 1998.
  8. ↑ Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  9. ↑ Зейгарник Б.В. Патопсихология — М.: Издательство Московского Университета, 1986

Литература

1. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике — С-П: Речь, 2003.
2. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
3. Лонгинова С.В. Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм //Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Белопольская Н.Л. — М.: Изд-во УРАО, 1998.
4. Зейгарник Б.В. Патопсихология — М.: Издательство Московского Университета, 1986

Ссылки

Метод пиктограмм и его использования в патопсихологии — Студопедия

Этот метод исследования памяти был предложен Л.С. Выготским и разрабатывался его коллегами, в частности А.Р. Лурией. Несмотря на то, что внешне данная методика связана с оценкой механизмов опосредованного запоминания, фактически ее основная нагрузка имеет отношение к процессам мышления, воображения и образования ассоциаций. Дл проведения методики необходимы специально подготовленные наборы слов, бумага и карандаш.

Рекомендован стандартный набор, состоящий из 18 таких понятий, из которого могут быть отобраны 12-16, С учетом того, что эти понятия отбирались около 50 лет назад возможно привлечение других слов, представляющих интерес для опосредования.

Испытуемому поочередно зрительно или на слух предъявляются указанные слова или фразы и предлагается их запомнить, а для лучшего запоминания разрешается делать на бумаге какие либо простые зарисовки или ставить условные знаки. Записывать что-либо – запрещается.

После этого больному предъявляют сделанные им рисунки и условнее знаки, по которым он должен воспроизвести нужные понятия. Тем самым в качестве вспомогательного средства испытуемый использует характерные признаки стимула, доступные для условного изображения.

К числу анализируемых в дальнейшем данных можно отнести:

· содержание образцов-пиктограмм;

· пояснения к рисункам, даваемые испытуемыми;

· данные наблюдения за поведением испытуемого в период эксперимента;

· формальные качества пиктограмм (размер, способ расположения).



Критериями оценки при работе с методикой являются:

1. Доступность обобщенной символизации слова, особенно по отношению к словам сложным для опосредования. Трудности подобного рода возможны при умственной отсталости и эпилепсии.

2. Адекватность ассоциаций, в отличие от выхолощенности, бессодержательности, бедности, нелепости, что вытекает не только из содержания самих пиктограмм, но и из полученных к ним пояснений. Негативная сторона этого качества типична для шизофрении. Восприятие сквозь призму своих вкусов и стремлений, эгоцентричность восприятия наблюдаются при эпилепсии.

3. Конкретность (без логической переработки) абстрактность либо матафоричность, способная достигать степени неопределенности.

4. Стандартность (банальность) – оригинальность (оценивается по степени совпадении я образцов у разных испытуемых.


5. Восстанавливаемость понятий, т.е. удельный вес понятий, которые удалось удачно воспроизвести с опорой на соответствующие пиктограммы.

Здоровые испытуемые имеют высокую продуктивность опосредованного запоминания при наличии ошибок замены синонимического характера и при преобладании атрибутивных и конкретных, лишенных эмоциональной значимости пиктограмм.

У больных шизофренией складывается специфический симптомокомплекс, состоящий из следующих элементов:

· недостаточное или искаженное понимание смысла задания;

· снижение числа атрибутивных и стандартных образов;

· снижение числа адекватных образов в пользу пустой символики, ассоциаций по звучанию, на основании чувственного впечатления, отдаленных связей;

· наличие атипичных стереотипий, приобретающих форму персевераций – переноса элементов из рисунка в рисунок;

· часто вычурное употребление букв при придании им сходства с конкретным изображением, замещении рисунка буквой;

· атипичное расположение рисунков.

При наличии органических изменений со стороны мозга симптомокомплекс, улавливаемый с помощью использования пиктограмм, сводится к следующим изменениям:

· недоступность понимания смысла задания;

· невозможность выбора образа на абстрактное понятие;

· отсутствие геометрических и грамматических символов;

· снижение числа атрибутивных и метофорических образов;

· в структуре конкретных образов преобладание фотографических, часто фрагментированных;

· чрезмерно выраженная стереотипия, имеются прямые персеверации;

· недостаточная дифференцированность изображений;

· снижение продуктивности опосредованного запоминания.

При анализе образов пиктограмм также следует учитывать их абстрактность, индивидуальную значимость, частоту встречаемости.

Методика изучения опосредованного запоминания (метод пиктограмм)

Методика
пиктограммы, основанная на идее Л.С.
Выготского об опосредованной природе
запоминания, предложена А.Р. Лурия.
Данная методика позволяет выявлять
индивидуально-типологические особенности
детей (художественный, мыслительный
тип), а также особенности функционирования
системы «слово – образ».  Эти
особенности проявляются в том, при
помощи каких образных средств индивид
осуществляет процесс запоминания, в
том числе и иноязычного вербального
материала. Методика может применяться
как индивидуально, так и в группе.
Участникам обследования выдаются чистые
листы бумаги и ручки.

Инструкция: «Вам
будет предложен для запоминания перечень
слов и словосочетаний. Перечень этот
большой, и с первого предъявления его
трудно запомнить. Однако для облегчения
запоминания Вы можете сразу после
предъявления слова или словосочетания
выполнить в качестве узелка на память
то или иное изображение, которое затем
поможет Вам воспроизвести предъявленный
материал. Качество рисунка не имеет
никакого значения. Помните, что этот
рисунок Вы выполняете для себя в целях
облегчения запоминания. Каждое изображение
должно соответствовать номеру
предъявляемого слова». 

После
предъявления инструкции учащимся
зачитывают слова, очень четко и один
раз, поочередно с интервалом не более
30 секунд. Перед каждым словом или
словосочетанием называется го порядковый
номер, который записывается учащимися,
а затем уже выполняется рисунок.
Воспроизведение предъявленного
словесного материала может быть
осуществлено спустя один час и более.

Обработка
результатов.
Все изображения классифицируются на
пять категорий: абстрактные,
знаково-символические, конкретные,
сюжетные, метафорические.

К
абстрактным относятся такие, которые
выполнены в виде линий, по которым
невозможно описать содержание.

К
знаково-символическим относятся
изображения в виде геометрических
фигур, стрелок и т.п.

К
конкретным – относятся изображения
конкретных предметов (часы, автомобиль).

К
сюжетным относятся изображения нескольких
конкретных предметов, связанных
определенным смыслом, а также изображения
человека в выразительной позе или
ситуации, два или несколько участников
ситуации.

К
метафорическим – относятся такие
изображения, в которых содержится
метафора, художественный вымысел,
гротеск, иносказание и т.п.

Подсчитывается
количество изображений, относящихся к
каждому типу, а также количество
правильных воспроизведений и количество
ошибок воспроизведения.

На
основе анализа данных выделяют три
группы испытуемых:

Первая
группа – лица, обладающие высокой
продуктивностью памяти, сумевшие
полностью и без ошибок воспроизвести
предлагаемый для запоминания материал.

Вторая
группа – лица, воспроизводящие
предъявленный  материал полностью,
однако с искажениями.

Третья
группа – лица, которые воспроизводят
материал не полностью, со значительными
искажениями.

На
основании анализа выполнения рисунков
по типу используемых изображений
выделяют следующие группы:

— группа
А  — в эту группу входят лица, которые
при выполнении пиктограмм используют
преимущественно абстрактные и
знаково-символические формы. Эту группу
можно условно назвать «мыслители»;

— группа
В  — в эту группу входят лица, у которых
при выполнении пиктограмм преобладают
конкретные изображения. Условно эту
группу можно назвать «реалистичные»;

— группа
С —  в эту группу входят лица, у которых
при выполнении пиктограмм преобладают
сюжетные и метафорические изображения.
Условно эту группу можно назвать
«художники».

Перечень
слов и словосочетаний для пиктограмм.

Вариант
1.

1.Веселый
праздник     9.Ядовитый вопрос  
17.Богатство

2.Тяжелая
работа        10.Дружба    
             18.Голодный
ребенок

3.Развитие
                 
11.Темная ночь          19.Отчаяние

4.Вкусный
ужин           12.Печаль    
              20.Сердитая
учительница

5.Смелый
поступок       13.Справедливость
 21.Глухая старуха

6.Болезнь
                   
  14.Сомнение          
 22.Мальчик-трус

7.Счастье
                   
  15.Теплый ветер     23.Неизвестность

8.Разлука
                   
   16.Обман            
   24.Страх

Перечни
слов и словосочетаний для применения
в повторных исследованиях.

Вариант
1                    
       Вариант 2        
        Вариант 3

1.Веселый
праздник          Тяжелая
работа       Вкусный ужин

2.Развитие
                   
     Разлука          
         Богатство

3.Богатство
                   
    Сомнение            
    Справедливость

4.Ядовитый
вопрос           Смелый поступок
     Теплый ветер

5.Глухая
старуха              
 Слепой мальчик       Девочке
холодно

6.Печаль
                   
         Болезнь      
             Счастье

7.Дружба
                   
        Война          
              Ум

8.Беззубый
дед                 Темная
ночь               Голодный
человек

9.Сердитая
учительница   Мальчик-трус      
     Больная женщина

10
Надежда                
        Страх          
             Отчаяние

11.Любовь
                   
      Зависть          
          Сожаление

12.Мысль
                   
        Власть        
             Ожидание

Методика

«Классификация
геометрических
фигур»

Цель:
изучение условий развития наглядно-образного
мышления, умения классифицировать
геометрические фигуры по признакам:
цвет, форма, величина, сформированное^
(операции сравнения).

Инструкция:
ребенку показывают набор карточек и
говорят: «на этих карточках нарисованы
разные фигуры, разложи эти карточки
подходящие к подходящим, сначала по
цвету, потом но форме и величине».

Оценка
результатов:

1
уровень (высокий). Ребенок справляется
с заданием классификации геометрических
фигур сразу после объяснения взрослого,
самостоятельно

уделяет 2-3 признака,
следует словесная формулировка признаков.

2
уровень (выше среднего). Ребенок выполняет
задание на классификацию геометрических
фигур после небольшой организующей
помощи взрослого. Начинает самостоятельно
раскладывать карточки и пытается
объяснить принцип работы, допускает
ошибки, но сам их управляет.

3
уровень (средний). Ребенок выполняет
задание после того как экспериментатор
сам разложит карточки, а затем предложит
продолжить начатую работу. С контрольным
заданием не справляется.

4
уровень (ниже среднего). Ребенок не
справляется с заданием по классификации
геометрических фигур, но выделяет один
признак (цвет). При переходе на другой
принцип работы пытается справиться, но
безуспешно. Словесных формулировок не
дает, ошибки не замечает.

5
уровень (низкий). Ребенок не справляется
с заданием, даже после подробного
объяснения взрослого. Не может соотнести
фигуры по цветам. Второй и третий этапы
детям с пятым уровнем вообще недоступны.

Методика
Доска Сегена.

Доска
Сегена (Seguin Form Board) — методика исследования
уровня умственного развития детей,
предложена Э. Сегеном в 1866 году.

Материал методики
включает 5 досок с врезанными в них
фигурами. Испытуемому предлагается
внимательно рассмотреть доску (в течение
10 с), после чего доска переворачивается,
выпавшие из соответствующих гнезд
фигурки или детали перемешиваются.
Испытуемого просят уложить все фигуры
на прежнее место. Время выполнения
хронометрируется.

Процедура
последовательно повторяется с каждой
из остальных четырех досок. Особенности
действий испытуемого, его реакции,
высказывания, характер отдельных попыток
восстановления фигур и ошибки отмечаются
в протоколе обследования. В случае, если
испытуемый не справляется с заданием,
экспериментатор оказывает помощь
организующего или стимулирующего
характера.

В дальнейшем при
безуспешных попытках экспериментатор
может прибегнуть к подсказкам, вначале
словами (указание на ошибку, рекомендация
изменить способ решения, вложить ту или
иную деталь), а потом — действиями, то
есть вкладыванием какой-нибудь детали.
Каждый вид помощи оказывается через
определенные промежутки времени (напр.,
1 мин) с тем, чтобы можно было наблюдать
за действиями испытуемого после оказания
помощи.

Методика предельно
проста, может быть применена для
исследования детей начиная с дошкольного
возраста и даже с двух лет. Тест
используется при обследовании детей с
задержкой развития как органического,
так и невротического генеза. Дети
воспринимают занятия с досками как игру
и охотно выполняют предложенные задания.

Доска форм Сегена
за рубежом наиболее широко используется
при диагностике умственного развития
детей-олигофренов, дифференциальной
диагностике задержки умственного
развития, связанной с органическим
поражением центральной нервной системы.

В нашей стране
методика распространена в клинической
психодиагностике и практике
психолого-педагогической экспертизы.

пиктограмм

Пиктограмма — это способ отображения данных с помощью изображений.

Каждое изображение обозначает определенное количество вещей.

Пример: проданные яблоки

Вот пиктограмма того, сколько яблок было продано в местном магазине за 4 месяца:

Обратите внимание, что каждое изображение яблока означает 10 яблок (а изображение половинного яблока означает 5 яблок).

Итак, пиктограмма показывает:

  • В январе продано 10 яблок
  • В феврале продано 40 яблок
  • В марте продано 25 яблок
  • В апреле продано 20 яблок

Это забавный и интересный способ показать данные.

Но это не очень точно: в приведенном выше примере мы не можем показать только 1 проданное яблоко или 2 проданных яблока и т. Д.

Пиктограммы также могут быть вертикальными, например:

Пример: сыгранные игры

Четверо друзей много играют в теннис. Вот сколько игр они сыграли в этом году:

Каждый теннисный мяч означает сыграно 20 игр . Теннисный мяч можно разрезать так, чтобы показать часть 20 .

Итак, пиктограмма показывает:

  • Джон сыграл 40 игр
  • Сэм сыграл 45 игр
  • Мэри сыграла 90 игр
  • Alex сыграл 55 игр

Вы видите, что Алекс сыграл 55 игр?

Почему бы вам не попробовать сделать свои собственные пиктограммы? Вот несколько идей:

  • Сколько у вас денег (неделя за неделей)
  • Сколько упражнений вы делаете (каждый день)
  • Сколько часов вы играете в игры каждую неделю
  • Сколько воды вы пьете
  • Как далеко путешествуют ваши друзья каждый день
  • Сколько голов забивает ваша команда

Развлекайтесь, фотографируя каждого!

,

Элементы дизайна — Пиктограммы управления | Пиктограммы деловых людей — Библиотека векторных трафаретов | Программное обеспечение для инфографики

Переговоры

Телефонные переговоры

Частная встреча

Интернет-конференция

Переписка

Перемычка

Подписание договора

Обсуждение договора

Персональный расчет

Сотрудничество

Персонал

Человеческий ресурс

Доступный ресурс

Наемный рабочий

Недогруженный ресурс

Перегрузка ресурса

Распределение ресурсов

Компания

Партнерская компания

Рабочая группа

Конференция

Отчет

Презентация

Выступление

Выставка

Интервью

Ралли

,Шпаргалка по обучению пиктограмм

GHS

Стандарт оповещения об опасностях (HCS) требует пиктограмм на этикетках для предупреждения пользователей о химических опасностях, которым они могут подвергнуться. Каждая пиктограмма состоит из символа на белом фоне, обрамленного красной рамкой, и представляет собой определенную опасность (и). Пиктограмма на этикетке обозначает классификацию химической опасности.

Вот удобная памятка по обучению, которую можно использовать в вашем учреждении. ( Загрузите версию в формате PDF ниже! )

Опасность для здоровья

Эта пиктограмма наносится на этикетку химического вещества, когда вещество представляет следующие опасности для здоровья:

  • Канцероген — может вызывать рак
  • Респираторный сенсибилизатор — может вызывать раздражение дыхательных путей.
  • Репродуктивная токсичность — может нанести ущерб фертильности или нерожденному ребенку.
  • Токсичность для органов-мишеней — может вызвать повреждение органов тела
  • Мутагенность — может вызывать генетические дефекты
  • Токсичность при аспирации — может быть смертельным при проглатывании и попадании в дыхательные пути.

Пламя

Указывается на химических этикетках для веществ:

  • Легковоспламеняющиеся вещества — газы, аэрозоли, жидкости или твердые вещества, которые могут гореть или воспламеняться при определенных условиях,
  • Самореактивное нагревание — один нагрев без воздуха может вызвать пожар или взрыв,
  • Пирофоры — в небольших количествах могут воспламениться в течение 5 минут после контакта с воздухом,
  • Самонагревающийся — который может загореться только в больших количествах и через длительное время на воздухе,
  • Излучатели горючего газа, и
  • Органические пероксиды, которые при нагревании могут вызвать пожар или взрыв; может быть чувствительным к ударам или трению; и может опасно реагировать с другими химическими веществами.

Восклицательный знак

Он используется на химической этикетке для веществ, которые представляют следующие опасности:

  • Раздражающий – раздражает кожу или глаза;
  • Сенсибилизатор кожи — аллергическая реакция при контакте с кожей;
  • Острая токсичность — которая может привести к летальному исходу или вызвать повреждение органов в результате однократного кратковременного воздействия;
  • Наркотические эффекты, такие как сонливость, нарушение координации и головокружение; и
  • Раздражение дыхательных путей.

Газовый баллон

Эта пиктограмма на этикетке химиката означает, что вещество представляет собой сжатый, сжиженный или растворенный газ под давлением 29 фунтов на квадратный дюйм или более.

Пламя над кругом

Этот символ на химической этикетке означает, что вещество является окислителем. Окислители могут вызвать пожар из-за увеличения концентрации кислорода в воздухе.

Коррозия

Эта пиктограмма на этикетке химического вещества означает, что вещество вызывает ожоги кожи, повреждение глаз или разрушает металлы.

Череп и скрещенные кости

Вещества с опасностью острой токсичности имеют этот символ на химической этикетке. Острая токсичность означает, что воздействие однократной дозы химического вещества может быть токсичным или смертельным при вдыхании, проглатывании или попадании на кожу.

Взрывающаяся бомба

Пиктограмма взрывающейся бомбы присутствует на химических этикетках веществ:

  • Взрывчатые вещества — твердые или жидкие химические вещества, способные к химической реакции, вызывающей повреждение окружающей среды,
  • Самореактивный — нагрев может вызвать пожар или взрыв без потребности в воздухе, или
  • Органические пероксиды — опять же, нагревание может вызвать пожар или взрыв.

Бонусная пиктограмма! Окружающая среда

Эта необязательная пиктограмма означает, что химическое вещество представляет опасность для водной среды.

Загрузите шпаргалку по GHS (бесплатный PDF-файл)

Поделитесь этой важной информацией со своими коллегами! Загрузите эту бесплатную удобную шпаргалку, чтобы раздать ее сотрудникам или разместить на своем рабочем месте.

,

Разница между пиктограммами и идеограммами

••• Изображения бренда X / изображения бренда X / Getty Images

Отличительное различие между пиктограммой и идеограммой заключается в самих словах. Пиктограмма использует изображение объекта, а идеограмма использует символ, состоящий из геометрических фигур, для представления идеи. Пиктограмма, рисунок. Идеограмма, идея.

Примеры пиктограмм

Изображение молнии означает электричество или молнию. Изображение облака означает дождь.Изображение пламени означает огонь. Изображение бутылки означает напиток. Изображение самолета означает аэропорт. Изображение ножа и вилки означает ресторан. Изображение мужчины означает мужской туалет. Изображение женщины означает дамскую комнату.

Обратите внимание, что все они представляют собой конкретные объекты, к которым вы можете потрогать, понюхать, попробовать на вкус, услышать или увидеть. По этой причине любой в здравом уме может мгновенно понять значение пиктограммы или, по крайней мере, сделать хорошее предположение, подумав о ней.

Примеры идеограмм

Идеограммы более сложные, потому что они представляют абстрактные или нематериальные идеи.Они не кажутся естественными как разумные объекты в нашей среде. «Нет» — это идея, а не вещь. Следовательно, идеограммы должны согласовываться на основе единодушного мнения и выражаться через геометрию с линиями и формами. Кто-то должен через образование узнать, что означают идеограммы, даже если они просты.

Круг, через который проходит линия, означает «нет». Стрелка означает, что направьте ваше внимание таким образом. Цифра восемь на его стороне означает бесконечность. Две параллельные друг другу горизонтальные линии означают равенство.

Комбинация пиктограмм и идеограмм

Комбинация изображений предметов и геометрических фигур является наиболее распространенным способом использования пиктограмм и идеограмм сегодня. Большинство людей используют эти термины как синонимы. Знак «Запрещено использование собак» с изображением собаки в красном круге с линией, проходящей через него, является примером такой комбинации. Это пиктограмма или идеограмма? Вы можете использовать любой термин и быть правым.

Древнее использование пиктограмм и идеограмм

В нашем использовании пиктограмм и идеограмм нет ничего нового.Египтяне, шумеры, ацтеки, американские индейцы и даже пещерные люди использовали пиктограммы и идеограммы для передачи и сохранения знаний. Для археологов, пытающихся интерпретировать древние символы, пиктограммы легко понять, потому что можно предположить, что они представляют изображенный объект или, по крайней мере, идеи, связанные с ним. Идеограммы гораздо труднее читать, потому что культурный смысл этих форм умер вместе с людьми, которые их создали.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *