Характеристика педагогической деятельности | Psylist.net
Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.
Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.
В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
- знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
- научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
- педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
- высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
- непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;
- малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
- среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;
- продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;
- высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Педагогика:
Общая характеристика педагогической деятельности
Педагогическая деятельность имеет множество принципов и особенностей, о которых каждый педагог должен помнить и придерживаться. Мы попробуем рассмотреть не только общую характеристику педагогической деятельности, но и узнать о ее особенностях, способах построения, способах работы с детьми. Ведь даже дипломированный педагог не всегда может точно знать каждое правило и понятие.
Характеристика
Итак, начать, пожалуй, стоит с характеристики профессиональной педагогической деятельности учителя. Она заключается в том, что педагогическая деятельность — это, в первую очередь, воздействие педагога на ученика, которое является целенаправленным и мотивированным. Педагог должен стремиться развить всестороннюю личность, подготовить ребенка к выходу во взрослую жизнь. В основу такой деятельности заложены основы воспитания. Педагогическая деятельность может быть реализована только в условиях учебного заведения, а реализаторами ее выступают исключительно подготовленные педагоги, которые прошли все необходимые ступени обучения и овладения этой профессией.
Характеристика цели педагогической деятельности заключается в том, что необходимо создать все необходимые условия для нормального развития ребенка, чтобы он мог полностью реализовать себя как объект и как субъект воспитания. Можно легко определить, реализовалась ли поставленная цель. Для этого просто сопоставляются те качества личности, с которыми ребенок пришел в школу и те, с которыми он образовательное учреждение покидает. Такова основная характеристика педагогической деятельности.
Предмет и средства
В качестве предмета этой деятельности выступает сама организация процесса взаимодействия между учителем и его учениками. Это взаимодействие имеет следующую направленность: ученики должны полностью освоить социокультурный опыт и принять его как основу и условие развития.
Характеристика субъекта педагогической деятельности очень просто, в его роли выступает учитель. Если говорить более подробно, то это тот человек, который выполняет определенный вид педагогической деятельности.
Есть в педагогической деятельности и определенные мотивы, которые принято делить на внешние и внутренние. Внешние включают в себя стремление к профессиональному и личностному росту, а вот внутренние — это гуманистическая и просоцильная направленность, а также доминирование.
К средствам педагогической деятельности относятся: знания не только теории, но и практики, на основе которых педагог может обучать и воспитывать детей. Также сюда включена литература не только учебная, но и методическая, различные наглядные материалы. На этом можно закончить характеристику содержания педагогической деятельности и перейти к практическим аспектам.
Ценностные характеристики
Издавна известно, что педагоги относятся к классу интеллигенции. И, конечно, каждый из нас понимает, что именно от работы учителя зависит, каким будет наше будущее поколение, на что будет направлена его деятельность. Именно в связи с этим каждый педагог должен брать во внимание ценностные характеристики педагогической деятельности. Итак, к ним относят:
- Отношение педагога к периоду детства. Здесь главный акцент делается на то, насколько педагог полно понимает особенности взаимоотношений между детьми и взрослыми, понимает ли он те ценности, которые сейчас стоят перед детьми, понимает ли саму сущность этого периода.
- Гуманистическая культура педагога. Только из названия становится ясно, что педагог должен проявлять свою гуманистическую позицию. Его профессиональная деятельность должна быть ориентирована на культурные ценности всего человечества, на построение правильного диалога с учениками, на организацию творческого и главное рефлексивного отношения к трудовой деятельности. В качестве некоего приложения к этой ценности можно выделить принципы педагогической деятельности, озвученные Ш. Амонашвили, о том, что педагог должен любить детей и очеловечивать ту среду, в которой эти дети находятся. Ведь это нужно для того, чтобы душа ребенка находилась в комфорте и равновесии.
- Высокие нравственные качества педагога. Эти качества можно легко заметить, немного понаблюдав за стилем поведения учителя, его манерой общения с детьми, его способностью разрешать различные ситуации, которые встречаются в педагогической деятельности.
Таковы ценностные характеристики педагогической деятельности. Если педагог не будет брать во внимание эти моменты, то его работа вряд ли будет успешной.
Стили педагогической деятельности
Итак, теперь стоит обратить внимание на характеристику стилей педагогической деятельности, которых современная наука насчитывает всего три.
- Авторитарный стиль. Здесь ученики выступают лишь как объекты воздействия. При организации процесса обучения таким образом учитель выступает в роли некоего диктатора. Поскольку он дает определенные задания и ждет от учеников их бесприкословного выполнения. Он всегда жестко контролирует учебную деятельность и при этом не всегда бывает достаточно корректен. И нет смысла спрашивать у такого педагога, почему он отдает какие-либо приказы или же так жестко контролирует действия своих учеников. Ответа на этот вопрос не последует, поскольку такой педагог не считает нужным объясняться со своими детьми. Если немного копнуть вглубь психологической характеристики педагогической деятельности такого вида, то можно заметить, что чаще всего такой учитель не любит свою работу, обладает весьма жестким и волевым характером, отличается эмоциональной холодностью. Современные педагоги не приветствуют такой стиль обучения, поскольку полностью отсутствует контакт с детьми, у них заметно снижается познавательная деятельность, пропадает желание учиться. От авторитарного стиля в первую очередь страдают ученики. Некоторые дети пытаются протестовать против такого обучения, идут на конфликт с учителем, но вместо того, чтобы получить объяснения, наталкиваются на негативную реакцию учителя.
- Демократический стиль. Если педагог выбрал демократический стиль педагогической деятельности, то он, безусловно, очень любит детей, ему нравится вступать с ними в контакт, таким образом он проявляет свой высокий профессионализм. Главное стремление такого педагога заключается в том, чтобы наладить контакт с ребятами, он хочет общаться с ними на равных. Его цель — это теплая и спокойная обстановка на уроках, полное взаимопонимание между аудиторией и педагогом. Такой стиль педагогической деятельности не предусматривает отсутствие контроля за детьми, как может показаться. Контроль существует, но несколько скрытый. Педагог хочет научить детей самостоятельности, он желает увидеть их инициативу, научить отстаивать свое собственное мнение. Дети быстро идут на контакт с таким учителем, они прислушиваются к его советам, предлагают свои варианты решения тех или иных проблем, у них просыпается желание принимать участие в учебной деятельности.
- Либерально-попустительский стиль. Педагогов, которые выбирают такой стиль педагогической деятельности называют непрофессионалами и недисциплинированными. Такие учителя не имеют уверенности в себе, часто колеблются на уроках. Они предоставляют детей самим себе, не контролируют их деятельность. Любой ученический коллектив такая манера поведения учителя безусловно радует, но только первое время. Ведь дети крайне нуждаются в наставнике, их нужно контролировать, давать задания, помогать с их выполнением.
Итак, характеристика стилей педагогической деятельности дает нам полное понимание того, каким образом могут выстраиваться отношения между учениками и педагогом и к чему приведет то или иное поведение последнего. Прежде чем идти на урок к детям, нужно точно определиться со своими предпочтениями в преподавании.
Психолого-педагогическая деятельность
В данной теме необходимо также обратить внимание на характеристику психолого-педагогической деятельности, поскольку она немного отличается от уже рассмотренной нами педагогической.
Психолого-педагогическая деятельность — это деятельность педагога, которая направлена на то, чтобы субъекты образовательного процесса развивались в личностном, интеллектуальном и эмоциональном направлениях. И все это должно служить основой для начала саморазвития и самообразования этих самых субъектов.
Педагог-психолог в школе должен направить свою деятельность на социализацию личности ребенка, иными словами, он должен подготовить детей ко взрослой жизни.
Данное направление имеет свои механизмы реализации:
- Педагог должен приводить детям реальные и придуманные им социальные ситуации и вместе с ними искать пути их разрешения.
- Проводится диагностика того, готовы ли дети вступать в социальные отношения.
- Педагог должен стимулировать детей к тому, чтобы они стремились к самопознанию, могли легко определить собственную позицию в обществе, адекватно оценивали свое поведение и могли искать пути выхода из различных ситуаций.
- Педагог должен помогать ребятам анализировать различные социальные проблемы, проектировать свое поведения в тех случаях, когда они будут попадать в сложные жизненные ситуации.
- Педагог создает для каждого своего ученика развитое информационное поле.
- Любая детская инициатива в школе поддерживается, на первый план выходит ученическое самоуправление.
Вот такая простая характеристика психолого-педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность учителя
Отдельно в педагогической деятельности хотелось бы выделить виды деятельности школьного учителя. Всего выделяют восемь видов, каждый из которых имеет сои особенности. Сущность каждого из имеющихся видов мы рассмотрим далее. Описание этих видов также можно назвать характеристикой педагогической деятельности учителя, который работает в школе.
Диагностическая деятельность
Диагностическая деятельность заключается в том, что учитель должен изучить все возможности учащихся, понять, насколько высок их уровень развития и насколько хорошо они воспитаны. Ведь выполнить качественно педагогическую работу просто невозможно, если ты не знаешь психологических и физических возможностей детей, с которыми приходится работать. Важными моментами также является нравственная и умственная воспитанность детей, их взаимоотношения с семьей и общая атмосфера в родительском доме. Учитель может правильно воспитать своего ученика только в том случае, если он изучил его абсолютно со всех сторон. Что правильно осуществлять диагностическую деятельность учитель должен овладеть всеми методами, с помощью которых можно точно установить уровень воспитанности учащегося. Учитель должен знать не только все об учебной деятельности детей, но и интересоваться их интересами вне школы, изучать их склонности к тому или другому виду деятельности.
Ориентационно-прогностическая
Каждый этап воспитательной деятельности требует от учителя определять ее направления, точно устанавливать цел и задачи, уметь делать прогнозы на результаты деятельности. Это значит, что педагог должен точно знать, чего он хочет добиться и какими способами он это сделает. Сюда же включаются и ожидаемые изменения в личности учащихся. Ведь именно на это направлена педагогическая деятельность учителя.
Педагог должен заранее планировать свою воспитательную работу и направлять ее на то, чтобы у детей повышался интерес к учению. Также он должен озвучить конкретные цели и задачи, которые ставятся перед детьми. Педагог должен стремиться сплотить коллектив, научить детей работать вместе, сообща, ставить перед собой общие цели и вместе достигать их. Педагог должен направить свою деятельность на стимуляцию познавательных интересов у детей. Для этого в свою речь следует добавлять больше эмоций, интересных моментов.
Ориентационно-прогностическую деятельность нельзя прерывать, учитель должен действовать в этом направлении постоянно.
Конструктивно-проектировочная деятельность
Она очень связана с ориентационно-прогностической деятельностью. Эту связь легко увидеть. Ведь, когда учитель начинает планировать налаживание связей в коллективе, параллельно с этим он должен конструировать задачи, поставленные перед ним, разрабатывать содержание воспитательной работы, которая будет проводиться с данным коллективом. Здесь учителю крайне пригодятся знания из области педагогики и психологии, а точнее те моменты, которые непосредственно касаются способов и методов организации воспитательного коллектива. А также нужно иметь знания о существующих формах и методах организации воспитания. Но это еще не все, что должен уметь учитель. Ведь здесь также важно суметь правильно распланировать воспитательную работу и учебную деятельность, а также заняться саморазвитием. Поскольку в этом вопросе крайне пригодится умение творчески мыслить.
Организаторская деятельность
Когда учитель уже точно знает, какую работу он будет проводить со своими учениками, наметил себе цель и определил задачи этой работы, нужно вовлечь в эту деятельность самих детей, пробудить у них интерес к знаниям. Здесь не удастся обойтись без следующего ряда умений:
- Если педагог всерьез взялся за обучение и воспитание учащихся, то он должен быстро и верно определять задачи этих процессов.
- Педагогу важно развить инициативу со стороны самих учащихся.
- Он должен уметь правильно распределять задачи и поручения в коллективе. Для этого нужно хорошо знать коллектив, с которым придется работать, чтобы здраво оценить возможности каждого участника педагогического процесса.
- Если учитель организовывает какую-либо деятельность, то он просто обязан быть руководителем всех процессов, внимательно следить за ходом действий учеников.
- Ученики не смогут работать без вдохновения и именно поэтому задача учителя стать этим самым вдохновителем. Учитель должен контролировать весь процесс, но настолько аккуратно, чтобы со стороны это было едва заметно.
Информационно-объяснительная деятельность
Эта деятельность имеет довольно большое значение в современном педагогическом процессе, поскольку сейчас практически все связано с информационными технологиями. Здесь учитель снова будет выступать в качестве организатора учебно-воспитательного процесса. Именно в нем дети должны видеть основной источник, из которого они почерпнут научную, нравственно-эстетическую и мировоззренческую информацию. Именно поэтому недостаточно будет просто подготовить к уроку, нужно разбираться в каждой теме и быть готовым ответить на любой вопрос ученика. Нужно полностью отдаваться предмету, который ты преподаешь. Ведь, наверное, ни для кого не будет новостью, что ход урока напрямую зависит от того, насколько сумел учитель овладеть материалом, который он преподает. Может ли он приводить качественные примеры, легко переходить от одной темы к другой, приводить конкретные факты из истории этого предмета.
Итак, мы видим, что учитель должен быть максимально эрудированным. Он должен знать обо всех новшествах в рамках своего предмета и постоянно сообщать о них своим ученикам. А также важным моментом является уровень его овладения практическими знаниями. Поскольку именно от него зависит то, насколько хорошо ученики смогут овладевать знаниями, умениями и навыками.
Коммуникативно-стимулирующая деятельность
Это та деятельность, которая напрямую связана с влиянием учителя на учеников в момент обучения. Здесь педагог должен обладать высоким личным обаянием и нравственной культурой. Он должен уметь не только установить дружеские отношения с учениками, но и грамотно их поддерживать на протяжении всего учебного процесса. Не стоит ожидать от детей высокой познавательной активности, если при этом, учитель будет пассивен. Ведь он должен на собственном примере показать необходимость проявления своих трудовых, творческих и познавательных навыков. Только так можно заставить детей работать и не просто заставить, а пробудить в них желание. Дети все чувствуют, а значит, они должны чувствовать от своего педагога уважение. Тогда они тоже будут уважать его. Они должны чувствовать его любовь, чтобы взамен отдавать свою. Во время педагогической деятельности педагог должен интересовать жизнью детей, брать во внимание их желания и потребности, узнавать об их проблемах и вместе пытаться их решить. И, конечно, каждому учителю важно завоевать доверие ребят и уважение. А это возможно только при правильно организованно и главное содержательной работе.
Педагог, который на своих уроках проявляет такие черты характера как сухость и черствость, если при разговоре с детьми он не проявляет никаких эмоций, а просто использует казенный тон, то такая деятельность точно не увенчается успехом. Таких учителей дети обычно боятся, они не желают выходить с ними на контакт, мало интересуются предметом, который этот учитель преподносит.
Аналитико-оценочная деятельность
Сущность характеристики педагогической деятельности такого вида заключается в ее названии. Здесь педагог осуществляет сам педагогический процесс и одновременно с этим делает анализ хода обучения и воспитания. На основе этого анализа он может выявить положительные стороны, а также недостатки, которые позже он должен исправить. Педагог должен четко обозначить для себя цель и задачи процесса обучения и постоянно сравнивать их с теми результатами, которых удалось достичь. Также здесь важно проводить сравнительный анализ между своими достижениями в работе и достижениями своих коллег.
Здесь четко можно просмотреть обратную связь своей работы. Иными словами, происходит постоянное сравнение между тем, что сделать хотелось и тем, что сделать удалось. А на основе полученных результатов педагог уже может вносить некоторые коррективы, отмечать для себя допущенные ошибки и своевременно исправлять их.
Исследовательско-творческая деятельность
Характеристику практической педагогической деятельности учителя хотелось бы закончить именно на этом виде деятельности. Если учитель хоть немного заинтересован своей работой, то элементы такой деятельности обязательно присутствуют в его практике. Такая деятельность имеет две стороны и если рассматривать первую, то она имеет следующий смысл: любая деятельность педагога должна иметь хоть немного, но творческий характер. А с другой стороны, педагог должен уметь творчески развивать все новое, что приходит в науку и уметь правильно это преподносить. Ведь согласитесь, если не проявлять никакого творчества в своей педагогической деятельности, то дети просто перестанут воспринимать материал. Никому не интересно просто слушать сухой текст и непрерывно заучивать теорию. Намного интереснее узнавать что-то новое и смотреть на это с разных сторон, принимать участие в практических работах.
Заключение
В этой статье были представлены все характеристики особенностей педагогической деятельности, которые максимально полно раскрывают весь процесс обучения.
Статья: Характеристика педагогической деятельности | Социальная сеть работников образования
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 84»
(МБДОУ № 84)
Россия, 344029, г.Ростов-на-Дону, ул. Жданова 15 Б
Тел/факс:2105401,2105402; e-mail:[email protected]
ИНН/ КПП 6168083209/616801001, ОГРН/ОКПО 1156196060866/24143230
Характеристика профессиональной деятельности участника
педагога-психолога
Синицкой Виктории Игоревны
Важно не столько учить детей, сколько создавать ситуацию, в которой ребёнок просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием.
К. Роджерс.
Каждый ребёнок талантлив, каждый ребёнок – это целый мир, необходимо только заметить и помочь раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, развития и роста. Их будущее должно основывается на гармонии и сотрудничестве», — гласит Всемирная декларация защиты прав и развития детей. На гармонии и сотрудничестве я строю свои отношения с детьми. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов педагогического процесса, сохранение и сбережение психического здоровья дошкольников является основной целью моей педагогической деятельности, в основе которой лежит развитие эмоционально-личностной, познавательной сферы детей в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями и потребностями каждого. Каждый из нас хочет быть успешным в жизни. Человеку необходимо сознавать, что он нужен людям, что делает свое дело хорошо. В качестве практического примера я бы привела восточную мудрость: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». Этой мудрости я придерживаюсь постоянно. Трудно «учить человека ловить рыбу», гораздо легче накормить его «рыбой», но, поверьте, результат оправдывает затраченное время. Это стало моим внутренним законом. Работая педагогом-психологом, с детьми и их родителями я стараюсь не поучать, не руководить, не командовать, не запрещать, а вдохновить и побудить ребенка, родителя к действию, к инициативе, помочь в совместной деятельности установить доброжелательные, гуманные отношения, устранить дефицит общения, проявить доброту и милосердие по отношению друг к другу.
Решаю следующие задачи:
- Содействие в приобретении воспитанниками психологических знаний, умений и навыков, необходимых для достижения успеха в жизни;
- Оказание помощи дошкольникам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- Содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании детей, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности, уверенности в себе, способности к активному взаимодействию;
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей.
- Обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие дошкольников на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к дошкольному общеобразовательному учреждению и при переходе на новую ступень обучения в школе.
Направления деятельности:
- Психологическая профилактика – повышение психологической компетентности всех участников педагогического процесса, предупреждение возникновения явлений дезадаптации дошкольников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также влияние причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
- Психологическое развитие и коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе взаимодействия педагога-психолога, социального педагога и других специалистов;
- Консультативная деятельность – оказание помощи детям, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам педагогического процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
- Организационно-методическая работа – освоение новых теоретических подходов и практических способов предстоящей или реально осуществляемой профессиональной деятельности, содействие освоению способов воспитательной деятельности участников межличностного взаимодействия.
Динамика образовательных достижений.
Одно из направлений в моей работе – работа с трудными детьми, имеющими девиантные отклонения в своём поведении. В этом направлении активно сотрудничаю со всеми педагогами нашего детского сада. Работа начинается с составления группы риска по наблюдениям и заявлениям воспитателей. Затем проводится диагностическая работа. Использую рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Два дома»,
Состав психодиагностического комплекта
Назначение | Наименование | Возраст | Интерпритация | Источник (литература). |
1 | 2 | 4 | 5 | |
ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ | ||||
Уровень интеллек- туального развития | Матрицы Равена | От 4-х лет | Уровень интеллекта | Белопольская Л.Н. Издательство «Когито-Центр» Москва, 2011г. |
Разрезные картинки (Белопольская Н.Л) | Исследование целостного восприятия, возможности создавать и узнавать предметы | Возраст от 4-х лет. | Исследование целостного восприятия. Возможности создавать и узнавать предметы | Белопольская Л.Н. Издательство «Когито-Центр» Москва, 2011г. |
Методика исследования понимания смысла сюжетных картинок (отдельные и последовательности) | Исследование понимания коммуникативно-бытовых ситуаций на наглядном материале | 6-11 лет | Способность к установлению причинно-следственных отношений, понимание скрытого смысла | Белопольская Л.Н. Издательство «Когито-Центр» Москва, 2011г. |
Методика исследования понимания смысла коротких рассказов | Исследование понимания коммуникативно-бытовых ситуаций на вербальном материале | От 5 | Эмоциональные и рациональные компоненты процесса понимания | Белопольская Л.Н. Издательство «Когито-Центр» Москва, 2011г. |
Восприятие (способность Устанавливать Сходство и различие между зрительно воспринима- емыми изобра жениями) | Какая фигура не подходит | Забрамная С. Практических материал для проведения психолого- педагогического обследования детей. М., 2002 | ||
Возможность моделиро- Вания с учетом величины деталей | Пирамидка | 2-3 года | Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 12 | |
Недостающие предметы | Исследование понимания коммуникативно-бытовых ситуаций на наглядном материале | 4-6 лет | Исследование понимания коммуникативно-бытовых ситуаций на наглядном материале | Белопольская Л.Н. Издательство «Когито-Центр» Москва, 2011г. |
Времена года | Ориентировка в окружающем, запас знаний и представлений | 4-6 лет | Уровень в ориентировке в календарном времени | Белопольская Л.Н. Издательство «Когито-Центр» Москва, 2011г. |
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ ЛИЧНОСТИ И СФЕРЫ | ||||
Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания | Исследование уровня сформированности процессов самосознания | От 5 лет | Нарушение развития и идентификации пола и возраста | Белопольская Л.Н. Издательство «Когито-Центр» Москва, 2011г. |
Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка | Изучение глубинных эмоциональных переживаний ребенка | От 4 лет | Области детских переживаний, их интенсивность | Махортова Г.Х. |
Сформирован- ность внутренней позиции школьника | Беседа о школе (автор Т. Нежнова) | В ответах детей учебного типа преобладает категория А. В ответах детей псевдоучебного типа – категории А и Б представленных в равных долях. Дошкольники выбирают преимущественно ответы категории Б. Псевдоученики обычно выбирают ответы категории А, но ответы на вопросы 4 и 5 могут содержать и Б | Павлова Т. Диагностика готовности к школе. М., 2006 | |
Мелкая моторика | Нарисуй окружность | Высокая – ребенок справляется с заданием. Средняя – рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, но одним движением. Низкая – рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, фиксирует руку на плоскости. Рисует в несколько приемов, переоди чески передвигая руку | Нижегородцева Н. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001 | |
Мелкая моторика | Пальцевые пробы | Высокий – выполнение изолированных движений пальцев. Средний – удаются не все пробы, пальцы напряжены или, напротив, вялые. Низкий – пальцы сгибаются и разгибаются только вместе. | Нижегородцева Н. Психолого- педагогическая готовность к школе. М., 2001 | |
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ | ||||
Зрительно-моторный Бендер-гештальт тест | Оценка сформированности целостноговосриятия и зрительно моторных координаций | 5-7 лет | Выявляются грубые формы нарушений | Белопольская Л.Н. Издательство «Когито-Центр» Москва, 2011г. |
Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета и письма при поступлении в школу | Проверка сформированности элементарных навыков чтения, счета и письма | 5-6 лет | Степень готовности | Белопольская Л.Н. Издательство «Когито-Центр» Москва, 2011г. |
Умение действовать строго по инструкции | 3. Графичес- Кий диктант (автор Д. Эльконин) | 6-7 лет | Оценивается итоговый уровень готовности. | Павлова Т. Диагностика готовности ребенка к школе. М., 2006 |
Провожу диагностику интеллектуальной сферы, мотивационно-смысловой личности и сферы, на основе которых выявляю детей с различными характерологическими особенностями, разной степенью тревожности, невротичности, агрессивности. Затем с дошкольниками провожу коррекционно-развивающую работу в форме тренинговых упражнений, бесед, практических развивающих занятий по проблеме в развитии или в поведении.
Разработан целый блок актуальных занятий и игр, тренингов для детей и родителей «Мы вместе», «Любить или воспитывать»,
«Как на самом деле любить своего ребёнка»,
«Возрастные психологические особенности у детей 3-7 лет»,
«Детские неврозы»,
«Расшифровка рисуночного теста моя семья»,
«Проблемы психического здоровья детей. Влияние детско-родительских отношений»,
«Возрастные особенности первоклассника.
«Особенности адаптации к условиям обучения в школе»,
«Как любить детей?», «Детская тревожность и её преодоление», «Жестокое обращение с детьми» и др.
Работаю по программам (развиваем коммуникативные навыки, познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, психологическую готовность к школе) :
- «Я пришел в этот мир» Галочкина Т.В.
- «Давайте жить дружно» С.В.Крюкова
- «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Н.П.Слободяник.
- «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев.
- «Я, ТЫ,МЫ» Князева О.Л.
- «Программа адаптации детей 2-4 лет в период адаптации к доу» Роньжина А.С
- «Радость познания» Посевина Г.Д.
- О.С. Гомзяк «Говорим правильно»
Моя работа строится не только в целом с целью оптимизации воспитательного процесса, но и с учётом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде «ребенок-педагог-родитель». Важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно в детском саду, чтобы он хотел в него ходить и не чувствовал себя одиноким. Важно, чтобы родители и воспитатели увидели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, главное, поняли, как это сделать. Необходимо, чтобы ребёнок, родители и воспитатели не были «изолированы» друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Считаю, что главная задача педагога-психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для её решения.
Коррекционные занятия провожу индивидуальные и групповые. В ходе их стараюсь скорректировать нежелательные особенности психичекого развития ребёнка, проблемы в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки воспитанников. Использую уже существующие программы занятий, а также разрабатываю их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания – в зависимости от поставленных целей и возраста дошкольников.
Уделяю большое внимание развитию познавательных процессов, для чего разрабатываю систему упражнений на развитие мышления, образной и оперативной памяти, способности к концентрации и вниманию.
Провожу работу над развитием психических процессов детей с использованием музыкального сопровождения. Каждое занятие носит характер учебно-игровой деятельности для ребенка, эмоционально окрашено, привлекает ребенка, вызывает живой интерес и порождает радостное ожидание новых занятий. Игра увеличивает потребность ребёнка в общении, стимулирует, накапливает и развивает у него познавательные умения и навыки.
На каждом занятии применяю здоровьесберегающие технологии: релаксационные, мимические и имитирующие упражнения, психогимнастику, физминутки. Все средства, методы и приёмы направляю на решение главной задачи: дойти до каждого ребенка, ориентироваться на особенности каждой личности. Такой подход обозначается как «личностно-ориентированное взаимодействие».
На занятиях уделяю большое внимание формированию коммуникативных умений и навыков, развиваю творческие способности: дети учатся диалогу, беседе, составляют рассказы по данному началу и концу, придумывают загадки, придумывают рифмы, слова-паронимы, творчески пересказывают тексты.
Постоянная консультативная работа с родителями (выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации, работа консилиума), оказание помощи педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы . Я знакомлю родителей и учителей с результатами диагностики, даю определённый прогноз, предупреждаю, о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у детей, общении, и совместно вырабатываем рекомендации по решению возникающих проблем.
Психологическое просвещение заключается в том, что я знакомлю воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка. Её осуществляю в ходе консультирования, родительских собраниях, методических объединениях.
Также на педсоветах, консилиумах участвую в принятии решения о возможности обучения ребёнка по конкретной программе.
Обязательно посещаю занятия, беседую и консультируюсь с педагогами, совместно с воспитателями составляю план индивидуальной, профилактической работы с учащимся и семьёй, индивидуальный план развития ребёнка.
Одной из задач является составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребёнка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Также даю рекомендации родителям будущих первоклассников.
Все перечисленные выше функции психолога ДОУ позволяют соблюдать психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребёнка, то есть служат целям психологической профилактики и положительно влияют на качество развития и обучения.
Все эти направления способствуют хорошей результативности. За последний год работы педагогом-психологом выпущено из пункта психологической поддержки в 2018 году с высоким уровнем развития познавательной деятельности 23% (на начало года 17%), эмоционально-волевой сферы — 18 % (на начало года 13%), адаптации к ДОУ 22 % (на начало года 16%), Динамику развития детей я отслеживаю через составление «Графика — профиля динамического наблюдения за дошкольниками»
Использую информационные коммуникационные технологии: цифровые образовательные ресурсы (электронные тренажеры по развитию памяти, внимания, воображения, видео и медиаресурсы). Они позволяют активизировать процесс развития, выстраивать обучение в индивидуальном режиме и контролировать познавательную деятельность.
Создаю презентации к занятиям, районным методическим объединениям.
В марте 2017 года создала сайт на https://nsportal.ru/yaviktoriya , где заношу материалы из опыта своей работы: презентации, выступления, занятия, публикации.
- Методическая работа:
Работа педагога-психолога включает в себя и методическую часть. Я постоянно работаю с литературой, включая и периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углубляю свои теоретические знания, знакомлюсь с новыми методиками. Любой диагностический приём требует умения обработки и обобщения полученных данных. Как психолог проверяю на практике новые методики и нахожу наиболее оптимальные приёмы практической работы. Я стараюсь отбирать в свою библиотеку литературу по психологии с целью знакомства воспитателей, родителей и детей с психологией.
Методическая тема: «Развитие познавательной деятельности дошкольников». По итогам работы над данной темой можно констатировать положительную динамику развития в 2017 году- 50% детей, в 2018 году- 60% детей выпущено с высоким уровнем развития в 2017 г. – 24% воспитанников, в 2018г. – 34% дошкольников.
-Активно участвую в работе районного методического объединения и педагогических семинаров районного уровня, выступаю с докладами, мастер-классами, провожу тренинговые занятия с детьми, педагогами, родителями.
За 2017-2018 г.г. провела мероприятия:
- На районном МО выступила с докладом на тему «Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации».
- Выступила и провела тренинговое занятие на родительском собрании «Знакомство с родителями. Сотрудничество. Адаптация ребенка к детскому саду».
- Провела обучающие семинары для педагогов «Развивающие игры для детей», «Детские конфликты», «О дисциплине…», «Как воспитать в ребенке внимание, сосредоточенность, преодолеть рассеянность».
- Проводила обучающий тренинг для детей средней группы «Давайте жить дружно», «Мы — разные», «Учимся владеть собой».
Мною были разработаны памятки для родителей на темы:
- «Как помочь ребенку преодолеть свои страхи»
- «Как поощрять ребенка»
- «Как формировать и развивать речь ребенка»
- «Как сформировать в условиях семьи готовность ребенка к школьному обучению»
- «Как воспитывать ребенка в семье»
- «Капризные дети»
Публикации, статьи:
- Статья : «Развитие речевой, познавательной, эмоциональной сферы, с помощью песочной терапии» 17 сентября 2017 г.
- Пособие Правительство Ростовской области РРОО ПНКЦ «Полония Дона»
- «Национальный костюм в разных красках родины» и «Колорит национального костюма в калейдоскопе праздников народов Дона» в 2017 г.
- Статья: «Тревожные дети. Игры с тревожными детьми» 07 ноября 2017 г.
- Статья: «Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников» 05 сентября 2018 г.
- Участие во Всероссийском творческом конкурсе : «Мой авторский проект» «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» 07 декабря 2017 г.
- Разработка и реализация инновационного проекта на тему: «Психологическое сопровождение педагогов в условиях реализации ООП»
- Информация о прохождении курсов повышения квалификации.
- 07.02.2018 г. по 22.02.2018г. короткосрочное повышение квалификации в АНО ДПО «ПРОФИНГРУПП» «Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО», 144 часа.
- 01.10.2017-01.10.2018 гг. Профессиональная переподготовка по программе «Логопедия» в сфере специального (дефектологического) образования, логопедии в Региональном научном центре Российской академии образования в Южном федеральном округе Южного федерального университета.
- 01.09.2018-по настоящее время прохожу обучение в магистратуре ЮФУ по направлении «Семейная и дошкольная психология и педагогика».
- Мои деловые и профессиональные качества.
Умею планировать действия по диагностике и коррекции психического развития, анализировать психологическое содержание ситуаций, внутренний мир и отношения, понимать, воспринимать (эмпатия) чувства, переживания, состояние другого человека. Владею технологиями исследования субъективного мира и межличностных отношений. Применяю рекомендуемые и утверждённые методики психологической диагностики и коррекции индивидуального развития: личностного, эмоционально-волевого, интеллектуального; групповой динамики; межличностных отношений. Просвещаю и консультирую по вопросам социальной, возрастной и педагогической психологии (дошкольников, педагогов, родителей). Контролирую и оцениваю процесс, результаты и смыслы собственной профессиональной деятельности, собственные ценности и убеждения, их согласованность с целями деятельности педагогов и предназначением ДОУ.
Подпись _____________ /Е.И.Кротова/ (расшифровка подписи)
«26» февраля 2019 г.
Педагогическая деятельность и ее особенности — Мегаобучалка
С возникновением профессии педагога, тем не менее, никуда из общественной жизни не исчезло семейное воспитание, общественное воспитание, стихийное и случайное образование детей и юношества.
Как и ранее, почти все общество занимается своеобразной педагогической деятельностью. Педагогический компонент присутствует в деятельности любой управленческой структуры; педагогическую функцию реализует искусство; педагогами-воспитателями становятся врачи, журналисты, режиссеры. Педагогическая деятельность превращается в атрибут общечеловеческой культуры.
Т.о., назначение педагогической деятельности состоит в формировании отношений между людьми в самых различных сферах.
Выделим эти сферы:
1. Семья, семейные отношения — человек воспитывается прежде всего в семье, испытывая влияние родителей, братьев, сестер и др. родственников. В то же время он оказывает влияние на окружающих его близких людей.
2. Сфера самовоспитания, становления себя как личности, как специалиста, Эти процессы начинаются примерно в подростковом возрасте и затем у большинства людей продолжаются всю жизнь.
3. Управленческая сфера — в коллективах предприятий. учреждений и организаций; человек, стоящий во главе коллектива, передает свой опыт, знания молодым, ведет их за собой.
4. Сфера глобальных межчеловеческих отношений — установление взаимоотношений, взаимопонимания, сотрудничества, умение пойти на компромисс, договоренность в сфере международных, межчеловеческих отношений.
Мы выделили сферы, в которых проявляется общепедагогическая деятельность. Формы ее достаточно многосторонни.
Но наряду с общепедагогической деятельностью существует профессиональная педагогическая деятельность. Ею занимаются специально подготовленные люди — педагоги.
Определение педагогической деятельности.
По мнению психолога Л.М.Митиной, “педагогическая деятельность включает профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения”[20].
Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.)[21].
Особенности педагогической деятельности:
1. Педагогическая деятельность уникальна. Уникальность определяется объектом ее. Объектом педагогической деятельности является живая развивающаяся личность. Характерной чертой объекта педагогической деятельности является то, что он выступает одновременно и как субъект этой деятельности. Поэтому для успешности педагогической деятельности важен не только интерес к ней, увлеченность ею, ответственность за нее. Но успех ее зависит и от отношения самих детей к педагогу, т.е. от их взаимоотношений.
2. В педагогической деятельности используется много средств, но главным из них является слово педагога. Его слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации деятельности школьников. Используя слово, педагог влияет на формирование личностного смысла, осознания значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
2. Результаты педагогической деятельности во-первых,“материализуются” в психическом облике другого человека — в его знаниях, умениях, и навыках, в чертах его воли и характера; во-вторых, не сразу очевидны, они могут быть отдалены во времени. В процессе развития личности ребенка наблюдаются периоды прогрессивных изменений, а могут быть и прямо противоположные. В некоторых случаях возникают затруднения в оценке результатов педагогической деятельности с сегодняшних позиций общества. Например, педагог воспитывает нравственные ценности, ориентиры, которые с позиций сегодняшней конкретной ситуации оказываются невостребованными.
3. Рассмотрим еще одну очень актуальную сегодня особенность педагогической деятельности. Современные рыночные отношения предполагают рассматривать педагогическую деятельность как сферу предоставления образовательных услуг. К этим услугам относится обучение по дополнительным образовательным программам, индивидуальные образовательные маршруты, репетиторство и т.п. – то, что выходит за рамки соответствующих образовательных стандартов.
Логика построения рынка образовательных услуг диктует необходимость защиты прав потребителя. Среди его прав: право на информацию об услугах, право на выбор услуги, и право на гарантию качества производимых услуг. В системе образования эти потребительские права обеспечиваются действием образовательных программ и образовательных стандартов. Разнообразные программы и стандарты образуют поле выбора образовательных услуг. Образовательные программы создаются в целях информирования потребителя о существе услуг. Программы и стандарты выступают гарантом качества образовательных услуг. В этом смысле под образовательными услугами понимаются те, которые могут оказывать государственные учреждения населению, учреждениям и организациям. Таким образом, в образовательных учреждениях посредством педагогической деятельности обществу предоставляются образовательные услуги.
Итак, мы приходим к пониманию того, что целесообразно построенной, организованной педагогической деятельностью занимаются педагоги. Но в педагогической деятельности принимает участие и значительная часть общества в какой-то определенной сфере. Возникает вопрос — может ли массовая профессия опираться на единичный талант, призвание? Или этой деятельностью может заниматься любой?
Существует понятие медицинских противопоказаний к выбору профессий, видов работ, форм профессиональной подготовки. Такие противопоказания могут быть и психологического плана. Противопоказания — это утверждения о том, какие занятия не рекомендуются или категорически недопустимы при тех или иных нарушениях состояния здоровья, заболеваниях, особенностях характера.
Вот какие противопоказания для учительской профессии приводит в своей книге А.В. Мудрик.
Если у вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится, а вы с ними согласны, то лучше выбрать более спокойную работу, чем учительская.
Если вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией, то вам лучше не идти в учителя.
Если, несмотря на все усилия, у вас не получается контакт с людьми, то не торопитесь поступать в педагогическое учебное заведение.
Если люди, младшие или старшие, вызывают у вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают, то воздержитесь, хотя бы на ряд лет, от вступления на учительскую стезю.
Если ваши товарищи утверждают, что вам не хватает доброты, что вы часто несправедливы, что у вас трудный характер, подумайте, сумеете ли вы избавиться от этих недостатков прежде, чем станете учителем.
Если вы захвачены какой-либо идеей, воплотить которую — осознанная цель вашей жизни, то не торопитесь отказываться от нее и становиться учителем.
А что делать, если вы все-таки уже учитесь в педагогическом вузе?
Есть два пути исправить ошибку: отказаться от выбранного пути и постараться, хорошо проверив себя, найти свое место; второй вариант — заставить себя трудиться в поте лица, чтобы исправить свои недостатки и работать, работать над собой.
Педагогический труд характеризуется очень высокой нервной напряженностью. Для того, чтобы овладеть детской массой, захватить ее своим педагогическим, и воспитательным влиянием, необходимо, как отмечал еще нарком здравоохранения И.А.Семашко, исключительно высокое нервно-психологическое напряжение. Труд учителя чрезмерно велик по объему, связан с ограниченными возможностями отдыха и пребывания на свежем воздухе.
Противопоказаниями к выбору профессий данного типа (в том числе учительской) являются слабая нервная система, дефекты речи, невыразительность речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям «тупосердие», отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку.
Но как быть тому, кто уже выбрал профессию учителя, кто уже стал студентом педагогического учебного заведения? Не надо отчаиваться, надо упорно и настойчиво работать над собой. Многое можно изменить, если знать что нужно менять, над чем надо работать. Для этого в книге приводятся различного рода тесты, с помощью которых можно проверить себя и выяснить какие качества личности учителя надо в себе развивать[22].
Задание:
Выскажите и обоснуйте свои требования к человеку, выбирающему педагогическую деятельность. |
Но самым главным противопоказанием является отсутствие желания работать с людьми, сосредоточенность только на собственном Я.
Общие характеристики педагогической деятельности — Студопедия
Педагогическая деятельность представляет собой обучающее и воспитывающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие. Одновременно педагогическая деятельность учителя закладывает основы для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования ученика. Эта деятельность возникла в истории человечества с появлением культуры, когда задача «создания, хранения и передачи новым поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения»[39] приобрела решающее значение для общественного развития. Уже в первобытной общине дети учились необходимым для жизни навыкам через общение со старшими, подражая им и перенимая полезные навыки. Кроме того, выработка навыков происходила и без участия взрослых – в процессе игры. В античный период с появлением профессиональных специализаций распространился отделенный от непосредственной практики школьный метод обучения молодого поколения, и в школе этим занимались уже специально подготовленные люди – учителя, наставники. Словом «педагог» в те времена называли раба, водившего детей в школу. К учителю его стали применять лишь в Новое время.
Претерпев в разных странах на разных исторических этапах значительные изменения в содержании обучения, школа осталась социальным институтом, назначение которого – передача социокультурного опыта посредством педагогической деятельности. Формы передачи общественного опыта в школе в истории ее развития менялись. Со времени Я. А. Коменского в школе прочно утвердилось классно-урочное обучение, в котором выделились различные формы: урок, лекция, семинар, зачет, экзамен, практикум.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет определенное предметное содержание: мотивацию, цели, предмет, средства, способы, продукт, результат. Наряду с учебной деятельностью она является составляющей образовательного процесса. Такое единство этих двух видов деятельности предполагает сходство между ними в предмете, продукте и результате, поскольку единый процесс направлен на одну область. Различие между педагогической и учебной деятельностью в этом отношении состоит в том, что учебная деятельность направлена на самосовершенствование ее субъекта, а педагогическая – на совершенствование учащегося, т. е. другого человека. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности учащихся, направленной ими на освоение общественного опыта. Средствами ее осуществления выступают научные знания (теоретические и эмпирические), на основе которых формируются представления учащихся. Эти знания отображаются в текстах учебников и воссоздаваемых учеником представлениях. Используются и вспомогательные средства: технические, графические, компьютерные и др.
Способами передачи социокультурного опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа с учащимися по решению учебных задач, непосредственная практика учащихся. Все эти способы могут выступать в качестве главных при освоении различных видов и форм общественного опыта, другие способы в каждом таком случае будут вспомогательными. Например, передача теоретических знаний в основном осуществляется через объяснение, а их закрепление – путем совместного решения задач. Если же предметом освоения является практическое действие, обычно вначале используется показ, а затем учащиеся переходят к непосредственной практике.
Продуктом педагогической деятельности, как и учебной, являются формируемый индивидуальный опыт ученика, его знания и умения применять их на практике. Этот продукт оценивается на экзаменах, зачетах, контрольных работах по критериям решения задач и выполнения учебных действий. Однако он носит временный характер: если полученный опыт не используется учащимся в дальнейшем, он быстро забывается. Для сохранения продукта учебной и педагогической деятельности в полном объеме необходимо регулярное пользование им.
Результатами педагогической деятельности являются личностное и интеллектуальное развитие учащегося, его совершенствование и становление как личности. Эти результаты не поддаются моментальной оценке, а видны лишь с течением жизни.
Продукт и результат педагогической деятельности могут очень сильно отличаться друг от друга. Знания из разных областей, полученные разными способами и с разными мотивами и целями, могут оказать разное влияние на развитие ученика. Если, например, знания и умения по конкретному учебному предмету приобретались только с целью получения хороших оценок, а в реальной жизни совсем не использовались и быстро забылись, то их влияние на личностное развитие учащегося окажется минимальным. Но если педагог сумел увлечь учеников своим предметом, пробудить в них интерес и потребность в получении дополнительных знаний, то сама эта обстановка уже оказывает существенное воспитательное влияние. Во многих случаях ученики на всю жизнь остаются благодарны учителям за вложенный в них труд, даже если знания по преподаваемым ими предметам впоследствии не использовались. А если труд учителя оказался решающим фактором при выборе учеником будущей профессии, то получаемые по соответствующему предмету знания определят существенную часть дальнейшей жизни ученика и внесут не сравнимый ни с чем вклад в его личностное развитие. Эта степень слияния продукта и результата педагогической деятельности определяет еще одну ее специфическую характеристику – продуктивность, выделенную Н. В. Кузьминой.[40] Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности.
1. Минимальный, или репродуктивный. Педагог, находящийся на этом уровне, в состоянии лишь пересказать другим то, что знает сам. Данный уровень потому и носит название «репродуктивный», что на нем только воспроизводится готовая информация. Педагог еще не умеет вызвать интерес учеников к сообщаемой информации, сделать ее более доступной. Соответственно, для усвоения знаний учащиеся нуждаются в дополнительных источниках информации, но учитель не в состоянии мотивировать их на поиск таких источников. Этот уровень считается непродуктивным.
2. Низкий, или адаптивный. Педагог умеет приспособить изложение материала к особенностям учащихся. Он уже в состоянии сделать свои сообщения доступными для усвоения учащимися разных ступеней развития, но по-прежнему не способен организовать их учебную деятельность и вызвать у них собственную познавательную активность. Усвоение материала учащимися осуществляется лишь на чуть более высоком уровне, чем в первом случае: ученики могут понять и пересказать услышанное, но не демонстрируют активного познавательного отношения к нему. Этот уровень считается малопродуктивным.
3. Средний, или локально моделирующий. Педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса. Он может сформулировать педагогическую цель, отдает себе отчет в том, какого результата добивается, способен выстроить систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность, однако эти положительные стороны ограничиваются отдельными тематическими разделами изучаемого предмета. Учащиеся достаточно свободно ориентируются в отдельных темах, но не представляют себе цели изучения данного предмета в целом, не в состоянии увидеть междисциплинарные связи. Некоторые темы им интересны и могут пробудить активное познавательное отношение, но оно прекращается сразу же по окончании изучения этих тем, и, приступая к новому разделу, учителю приходится добиваться этого заново. Этот уровень считается среднепродуктивным.
4. Высокий, или системно моделирующий знания учащихся. На этом уровне педагог владеет стратегией формирования системы знаний, умений и навыков учащихся по предмету в целом. Он выдвигает педагогическую цель, касающуюся изучения всего предмета, постоянно обращает внимание учеников на связь нового материала с уже известным и на межпредметные связи, пробуждает в них активное познавательное отношение. Учащиеся могут испытывать устойчивый непреходящий интерес к предмету, но не всегда выносят свою познавательную активность за пределы школы. Этот уровень считается продуктивным.
5. Высший, или системно моделирующий деятельность и поведение учащихся. Педагог в состоянии сделать свой предмет воспитательным средством. Учебная информация вносит заметный вклад в формирование личности учащегося, пробуждает потребность в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. Таким образом достигается максимальное сближение продукта и результата педагогической деятельности: полученные знания не проходят мимо личности учащегося, не оседают мертвым грузом в его памяти, а выводят его на новый уровень личностного, а не только интеллектуального развития. Этот уровень считается высокопродуктивным.
Понятие, характеристика и структура педагогической деятельности. — Студопедия
Педагогическая деятельность – это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащегося реализуются задачи обучения и воспитания (А.К. Маркова).
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом. Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития. В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность. Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.
Психологическая структура педагогической деятельности включает следующие:
1. Мотивационно-ориентировочное звено: готовность к деятельности и постановка учителем целей и задач.
2. Исполнительское звено: выбор и применение средств воздействия на учащихся.
3. Контрольно-оценочное звено: контроль и оценка своих собственных педагогических воздействий, т. е. педагогический самоанализ.
Заметим, что педагогическая деятельность на самом деле начинается не с цели, а с анализа исходной педагогической ситуации. Педагогической ситуацией называют совокупность условий, в которых учитель ставит педагогические цели и задачи, принимает и реализует педагогические решения. В принципе любая ситуация становится педагогической, если в ней реализуются педагогические цели и задачи.
Виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческая, консультативная и самообразование.
Для реализации педагогической деятельности необходимы соответствующие умения. В первую группу умений включают: умение видеть в педагогической ситуации проблему и формулировать ее в виде педагогической задачи; умение видеть и изучать педагогическую ситуацию. Вторую группу умений составляют: умения «чему учить» (работа с содержанием материала) и «как учить» (эффективное сочетание приемов и средств обучения). Третья группа умений связана с использованием психолого-педагогических знаний: умение хронометрировать процесс труда и анализировать свою деятельность.
Психологический анализ теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД) П.Я. Гальперина
В основе теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, 50-60 г.) лежит психологическое учение об.
Центральная идея ТПФУД состоит в том, что получение знаний осуществляется в процессе деятельности учащихся, в результате и при условии выполнения им определённой системы действий. Человек не получает от природы в готовом виде мыслительную деятельность, а учится мыслить, усваивает мыслительные операции.
Формирование умственных действий проходит по следующим этапам.1этап— (мотивационный) : необходимо мотивировать, стимулировать познават-ые потребности р-нка. 2этап –(ориентировочный) происходит понимание уч-ся сущности умств-ых действий, те это показ, объяснение; 3этап–( материального или материализованного действия) выполнение действий в материальном или материализованном виде. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (это — материальное: например, при счете перекладывание каких-либо предметов). Действие выполняется с помощью моделей: схем, чертежей (это — материализованное: счет на палочках ).4этап – ( внешнеречевой) формирование действия как внешнеречевого (в устной речи или письменном виде) без опоры на материальные средства. Операции выполняются словесно: считают вслух. 5этап – (беззвучной речи) формирование действия во внешней речи про себя. Действие сопровождается проговариванием про себя, постепенно сокращаясь, автоматизируется. 6этап –(этап сформированного действия) выполнения действия в умственном плане.
Значение данной теории состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства — ориентировочной основы действий.
2.2. Особенности педагогической деятельности. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие
2.2. Особенности педагогической деятельности
Социальное назначение педагога, его функции во многом определяют особенности его труда. Прежде всего это общественная значимость труда, которая задается перспективной направленностью деятельности. У скромного учительского стола закладывается сегодня будущее нашего общества. Те дети, которые придут в ваши классы, будут определять развитие общества лет через 20–30. Какими они будут, во многом зависит от их учителей. Отсюда вытекает и следующая особенность – огромная ответственность. Если токарь допустит брак, то общество потеряет лишь мельчайшую частичку материальных ценностей, а ошибки педагога – это судьбы людей.
Одной из особенностей педагогической деятельности является огромная зависимость результатов труда от личности работника. В этом отношении работе учителя сродни труд актера. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества как бы проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и к недостаткам педагогов.
Характерной чертой работы учителя является высокий уровень его занятости. Дело в том, что педагогу очень трудно отключиться от своей профессиональной деятельности даже за пределами школы. Да и определить, где работа, а где досуг, не всегда просто. Скажем, учитель читает журнал «Юность» или смотрит программу «Время». Что это – работа или отдых? Вероятно, и то, и другое.
Совершенно справедливо утверждение классика немецкой педагогики А. Дистервега о том, что учитель может учить других только до тех пор, пока учится сам. Следовательно, большая занятость педагога связана прежде всего с необходимостью постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность противопоказаны учителю.
Одним из доводов, которые используют «противники» учительской профессии, пытаясь отговорить молодежь от поступления в педагогические учебные заведения, является якобы ее однообразие, монотонность. Эти «знатоки» говорят о том, что повторять из года в год одно и то же – вот удел учителя. Попробуем им ответить. Спросите любого педагога о том, можно ли дать два совершенно одинаковых урока в двух параллельных классах. Это практически невозможно: классы неповторимы, да и урок – это творчество. Кроме того, учителю и на уроке, и в воспитательной работе приходится ежедневно решать педагогические задачи. Эти задачи относятся к разряду творческих, ибо нет и не может быть абсолютно надежной формулы, схемы, трафарета их решения. В каждой ситуации педагог сталкивается с неповторимой личностью ученика, каждая личность глубоко индивидуальна. По творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессией художника, актера, скульптора. Действительно, педагоги, как скульпторы, лепят душу человека, формируя его личность. Как актеры, они постоянно перед зрителями, играют роль, правда, всегда одну и ту же – самого себя.
Особенностью педагогической деятельности является то, что она осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется прежде всего учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих партнеров.
И еще об одной особенности педагогического труда: учитель – это профессия вечной юности. Несмотря на возраст, он живет интересами подрастающего поколения, общение с которым дает ему возможность всю жизнь оставаться духовно молодым.
Подводя итоги по этому разделу, отметим, что к особенностям педагогического труда относятся: большая социальная значимость, перспективная направленность, высокая общественная ответственность, творческий характер, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Как составить психолого-педагогическую характеристику — Школы
Составление психолого-педагогической характеристики — важный момент в работе педагогов и психологов с конкретным учеником. Этот документ позволяет подвести итоги работы с ребенком, его экзаменов, правильно представить результаты опросов, наблюдений, а кроме того, дать практические рекомендации по дальнейшему развитию ребенка для всего окружения — учителей, родителей.
Инструкция
один
В центре строки напишите заголовок «Психолого-педагогическая характеристика», в следующей строке укажите, к чему он составлен: фамилия, имя и отчество учащегося.
2
Построчно информация о ребенке — дата рождения, класс, учебное заведение, в котором ребенок учится, домашний адрес и номер телефона, а также имена родителей. Последнее понадобится другим специалистам, которые могут не находиться в тесном контакте с семьей.
3
Опишите общее впечатление о ребенке, каков его внешний вид, поведение в ситуации опроса, общения.
четыре
Укажите информацию о семье ребенка, ближайшем социальном окружении и уровне текущего развития ребенка.
пять
Охарактеризуйте особенности психофизического развития — уровень работоспособности, развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, восприятия, особенности внимания, памяти и мышления на основе анкетирования.
6
Совместно с преподавателем или на основании его данных проанализировать уровень сформированности навыков обучения. Отметьте, насколько хорошо знания, навыки и умения соответствуют требованиям программы. Обратите внимание на существующие трудности в обучении математике, письму и чтению. Если нет выраженных трудностей в обучении, опишите учебную деятельность по параметрам: успеваемость, уровень знаний, кругозор, чтение, развитие языка, интерес к обучению, проявленные способности в обучении и обучении.
7
Опишите личные качества ученика. Укажите направление внеклассных интересов, способность к любому виду деятельности, если таковая имеется. Обратите внимание на ярко выраженные черты темперамента и характера, которые проявляются в учебной деятельности — работоспособность, подвижность, коммуникабельность, трудолюбие, активность.
восемь
Обратите внимание на эмоциональные и поведенческие особенности — подвижность эмоциональной сферы, общий эмоциональный фон, как отношения с коллективом, учителями, родителями и какие проблемы существуют.
9
На основании вышеизложенного сделать общие психолого-педагогические выводы о причинах существующих проблем в поведении, школе или отношениях. Укажите конкретные способы преодоления трудностей. Дать рекомендации другим специалистам, родителям для дальнейшего взаимодействия, лечебной или педагогической работы.
десять
Подпишите и проверьте характеристика менеджера, введите дату и печать учреждения.
.
Педагогический потенциал общества и его характеристики, Сущность и содержание потенциала социума
Педагогический потенциал общества и его характеристики
Базовые понятия : общество, потенциал и ресурсы общества, потенциал общества, педагогический потенциал общества, долгосрочный потенциал общества, ситуационный потенциал общества, социальные институты, социальные деятельность, социальные отношения, социальные потребности и социальные способности, носители ресурсов и возможностей общества, образовательный потенциал общества, социальные и педагогические предпосылки для формирования образовательного потенциала общества.
Сущность и содержание потенциала социума
Понятие «потенциал» (лат. Potentia — сила) рассматривается как «источники, возможности, средства, резервы, которые можно использовать для решения задачи, достижения конкретной цели; способность личности, общества, государства в конкретная область «;» как навыки, знания или способности отдельных лиц, организаций или секторов в отношении выполнения определенных ролей или производства определенного продукта «;» Это то, что может проявиться или стать реальностью.«
Таким образом, этимологический потенциал — это совокупность взаимодействующих сил, заключенных в той или иной материальной и духовной системе, вектор которых может быть направлен как в саму систему, так и вовне.
Общество обладает определенным потенциалом, который несут как отдельные лица, так и целые коллективы, социальные институты, каждому из которых присущи только определенные возможности и ресурсы, которые объединяются в потенциал общества.
При общем определении потенциала и характеристик педагогики как науки, «потенциал социума» определяется как источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы учителем для решения любой задачи, достижения определенного цель; возможности личности в педагогической сфере; совокупность возможностей и умений учителя для овладения профессиональной деятельностью, ее совершенствования.
В то же время потенциал общества — это постоянно развивающееся и развивающееся свойство, а не статичное. Его динамичность определяет переход субъектов педагогического процесса из одного состояния в другое, более совершенное. В потенциале общества одновременно могут быть сконцентрированы несколько уровней: а) прошлое, когда былый педагогический потенциал уже превратился в реальность; б) настоящее, когда педагогический потенциал актуализирован сегодня или находится в состоянии готовности к реализации; в) будущее, т.е.е. Завтра, но в настоящем. Таким образом, педагогический потенциал — это динамическое системное, присущее как человеку, так и обществу в целом свойство наличия определенных возможностей, способностей, ресурсов, направленных на формирование и развитие личности в процессе ее становления.
Фраза «потенциал социума» довольно часто используется в научной литературе, но часто авторы, применяя этот термин, вкладывают в него иное значение. Концептуализация научного статуса категории «потенциал социума» связана с диалектическим движением анализа понятия от общего через частное к частному: потенциал — социальный потенциал — творческий потенциал — духовный потенциал — педагогический потенциал.
Ресурсы — это ценности, запасы, возможности, источники средств, к которым осуществляется доступ в необходимом случае. Но некоторые элементы ресурсов, доступных той или иной системе, могут вообще не быть мобилизованы для реализации определенных усилий в связи с их неразвитостью и невостребованностью фактического содержания разработки.
Говоря о потенциале общества, следует учитывать тот факт, что в процессе обучения, воспитания и развития личности необходимо использовать не только педагогические средства, возможности учителя, способности обучаемого или ученика. как личности, но и широкие возможности социальной среды, общества как дополнительного педагогического средства воздействия на человека.
Социально-педагогическая характеристика процесса развития личности, Понятие и сущность процесса социального развития личности
Социально-педагогическая характеристика процесса развития личности
Основные понятия: развитие, процесс развития, социальное развитие, общество, педагогический процесс, внутренний и внешний педагогический процесс, образовательный процесс, педагогический потенциал общества, социально-педагогическая составляющая процесса социального развития, факторы общественного развития, цель. общественного развития, организационные формы общественного развития, критерии эффективности общественного развития.
Понятие и сущность процесса социального развития личности
Концепция развития — это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результатом развития является появление человека как биологического вида и социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, которое включает морфологические, биохимические, физиологические изменения, а социальное развитие находит выражение в умственном, духовном, интеллектуальном росте.
Человеческое развитие — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно сильно меняются физические данные и духовный мир человека в детстве и юности. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямому движению от низшего к высшему. Характерной чертой этого процесса является диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Под развитием личности, по мнению И.Ф. Харламова, следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его когнитивных способностей. творческая деятельность, обогащающая его мировоззрение, нравственность, общественно-политические взгляды и убеждения.
Понятие процесса происходит от лат. processus — сдача, продвижение.В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь последовательных этапов развития, представляющих непрерывное единое движение.
В современной педагогической литературе встречается понятие «процесс общественного развития». Однако единого подхода к пониманию его сути не существует.
Наиболее типичными являются подходы учителей (В.А. Сластенин, Т.А. Стефаевская, П.Ф. Кангерев) к процессу развития личности через призму педагогического взаимодействия: а) специально организованное целенаправленное взаимодействие учителя и ученика для решения развивающих.