Отличия поведения животных от деятельности человека: «Чем отличается деятельность человека от активности животного?» – Яндекс.Кью

Содержание

Чем отличаются и характеризуются деятельность человека и поведение животного?

Как известно, после 11-го класса все учащиеся общеобразовательных школ сдают выпускные экзамены в форме тестов, так называемый ЕГЭ. Среди предметов по выбору присутствуют дисциплина «Обществознание». Экзамен по ней необходимо сдать тем, кто собирается поступать в гуманитарные вузы, например на факультет иностранных языков. Возможный вопрос теста: «Чем характеризуется деятельность человека и поведение животных?» — один из самых сложных.

В данной статье будет приведена некоторая полезная информация по теме, а также дан правильный вариант ответа на задание.

Сходство и различие деятельности человека и поведения животных

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно проанализировать особенности активности разумных существ и других представителей природы по трем параметрам:

  1. Первым из этих направлений является структура деятельности человека и зверей. Рассматривая проблему с этой точки зрения, нужно выяснить, каким закономерностям подчиняется активность людей и братьев наших меньших, и найти возможные сходства и отличия.
  2. Второе, в чем предстоит разобраться, — это функция деятельности в жизни различных существ.
  3. Последний моментом, который стоит осветить, является история возникновения поведения человека и животных.

Структурные особенности

Чем же деятельность человека отличается от поведения животных?

Такая активность и у людей, и у зверей обусловлена необходимостью удовлетворять те или иные потребности. В этом состоит одно из сходств данных феноменов.

Деятельность человека от поведения животных отличается наличием целей и задач, которые направлены не только на удовлетворение естественных потребностей. К последним можно причислить такие нужды существ, как утоление голода, безопасность, продолжение рода и так далее. Конечно же, людям тоже необходимо производить определенные действия, направленные на достижение таких же целей, как и у животных.

Звенья цепи

Однако данный процесс у них может быть разделен на несколько более мелких актов, каждый из которых сам по себе не является нацеленным на удовлетворение голода, на самооборону или подобные стремления.

Деятельность человека как процесс

Эти звенья цепи можно назвать лишь ступенями к достижению единой цели. Так, например, получение образования, трудоустройство и даже зарабатывание денег сами по себе не направлены на то, чтобы обеспечить человека необходимым питанием и жилищными условиями, а служат лишь ступенью, которая ведет к намеченному результату.

Творчество

Вот и найден долгожданный ответ: деятельность человека и поведение животного характеризуются наличием определенной цели, но лишь разумные существа могут ставить перед собой задачи, продиктованные не рефлексами и инстинктами.

учебная деятельность

Если приведенные выше примеры — работа, обучение и так далее — пусть косвенным образом, но приводят к утолению естественных запросов, то такой феномен, как творчество, очень часто существует независимо. Здесь речь идет не о профессиональном занятии искусством, а об удовлетворении эстетических потребностей человека. То же самое можно сказать и о чтении книг, просмотре телепередач и другом получении информации с целью скрасить досуг. Подобные действия в животном мире невозможны. Трудно себе представить собаку, которая бы рисовала картины или делала что-то похожее.

ученая собака

Работа в коллективе

Кроме того, и деятельность человека, и поведение животного характеризуются направленностью на определенный результат. Но если этот итог у братьев наших меньших проявляется всегда в результатах, которые связаны с особью, производящей тот или иной акт, то у разумных тварей процесс может осуществляться для того, чтобы позже он был продолжен другим индивидом.

достижение общей цели

В человеческом обществе широко распространены различные формы коллективной деятельности. Статистика утверждает, что большинство людей занято работой, которая связана со взаимодействием с другими лицами.

сотрудничество в коллективе

Некоторые возразят, сказав, что в стаях волков широко распространена охота с участием всех членов клана. Но такая деятельность всегда заканчивается удовлетворением жизненных потребностей каждого из животных. Волки делят убитую добычу и насыщаются ею. А работа людей на производстве не связана непосредственно с достижением подобной цели. Активность человека, как правило, носит более сложный характер, и ее результат достигается путем логического анализа способов осуществления той или иной задачи, а также рассмотрением возможности достичь ее в содружестве с другими лицами.

Таким образом, можно сказать, что хотя деятельность человека и поведение животного характеризуются поставленной целью, направленной на удовлетворение тех или иных нужд, однако у людей такая активность несет, во-первых, характер осмысленный, а во-вторых, может иметь гораздо более сложную и разветвленную структуру. У разумных существ сам характер активности отличается от того, что он существует в мире фауны.

Рациональный подход к решению задач

Деятельность человека и поведение животного характеризуются выдвижением определенных целей, однако, как уже было сказано, у животных оно обусловлено самыми примитивными, природными потребностями, а у разумных существ данные процессы носят более сложный характер. Если в дикой природе господствуют инстинкты и рефлексы, то человек может не подчиняться им, а руководствоваться импульсами, которые дает ему сознание, в результате анализа окружающей обстановки и других обстоятельств. Бывают случаи, когда чувства и действия, продиктованные рассудком, вступают в противоречие друг с другом. И если индивид является психическим здоровым, то он, как правило, выбирает вариант, основанный на логике и здравом смысле.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: человек собирается совершить длительную прогулку в погожий осенний день. Он видит, что солнце светит довольно ярко, небо безоблачно и температура воздуха высокая. Несмотря на это, человек берет с собой теплую одежду. Если бы он руководствовался только инстинктами и действовал согласно той ситуации, которую наблюдает в настоящий момент, то, естественно, он не взял бы теплых вещей, а пошел гулять налегке. Однако он на основе жизненного опыта и тех знаний, что передали ему другие люди, анализирует обстановку и решает, что следует быть осторожным и взять с собой куртку и шапку, которые спасут его от похолодания, что, возможно, начнется вечером.

Еще один пример

Можно представить и следующую ситуацию для сравнения мотивов, которыми характеризуется деятельность человека и поведение животного. Некто испытывает сильнейшую жажду, вокруг него нет никаких продовольственных точек, где он мог бы купить прохладительные напитки.

чувство жажды

Вдруг бедняга видит лужу, наполненную грязной водой. Вероятнее всего, он не станет утолять свою потребность жидкостью из этого малоприятного источника. Здесь желание человека вступает в конфликт с его интеллектом. Он имеет соответствующие знания, которые не позволяют использовать жидкость из грязных источников. И человек будет делать это только в самом крайнем случае.

Свобода осуществлять осознанный выбор

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что деятельность человека и поведение животного характеризуются различными мотивами. У разумного существа действия необязательно должны быть подчинены инстинктам или рефлексам. У братьев наших меньших все их поступки носят непроизвольный характер, то есть основываются на заложенных в них с рождения особенностях.

Соответственно, логично утверждать, что представители фауны находятся в рабском положении по отношению к природным задаткам. Человек же является субъектом своего существования. Интеллект охраняет от слепого подчинения инстинктам. Соответственно, функция человеческих поступков — свободные действия, а животных — акты, обусловленные врожденными особенностями.

Опыт поколений

Из предыдущего материала, изложенного в статье, очевиден ответ на вопрос: чем характеризуется действия человека и поступки животных? Однако стоит сказать еще несколько слов о том, что в мире фауны любым действиям существа учатся на основе своего жизненного опыта. В человеческом же обществе широко распространена практика передачи от родителей детям информации о том, как вести себя в разных ситуациях.

передача знаний

Теперь вам известно, чем деятельность человека отличается от поведения животных. Информация, собранная в статье, может оказаться полезной и ученикам во время подготовки домашних заданий, а также тем, кто собирается сдавать Единый государственный экзамен, и преподавателям предмета «Обществознание».

Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: Тема урока: «Деятельность человека: отличие от поведения животных; структура».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

М

О

Т

И

В

А

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й

Слайд  3. Организация деятельности детей на определение темы урока. (работа с  эпиграфом).

Обобщение высказываний учащихся, точное определение темы урока. Слова учителя:  «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», — говорили еще древние. Села, города, железные дороги, транспорт, предприятия, заводы, космические корабли, все «чудеса света»- все создано в результате деятельности человека.  Все материальные блага  человек добывает собственным трудом. При новом экономическом укладе деятельность укрепляет позиции человека в обществе, определяет независимость, конкурентоспособность  на рынке труда, и поэтому темой нашего урока является сущность человеческой деятельности.  Слайд 1. На уроке мы рассмотрим отличие человеческой деятельности от поведения животных и определим структуру деятельности. Слайд 3.

Вхождение в тему урока путем размышления над афоризмом.

Слайд 2. Определение темы и целей  урока. Слайд 1. Очерчивание круга рассматриваемых вопросов. Слайд 3.

О

П

Е

Р

А

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й

Ребятам предлагается выполнение проблемно – познавательных заданий (по учебнику), в заранее сформированных группах.( Задания на слайдах 4,5,6).

     

Работа учащихся в группах  по заданиям. Слайды 4. 5, 6.

аналитический

Организация деятельности учеников на подведение итогов по теоретической части проблемы. Сравнение их с выводами, заготовленными на слайдах 7, 8,9.

Выводы ребят.

Оформление их в виде таблиц, планов, тезисов.

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я

Организация работы учащихся на оценивание своей собственной работы на уроке с трех позиций. Слайд 9. Обобщение учителя. Домашнее задание : параграф № 10.  Эссе на тему : «Действия людей – лучшие переводчики их мыслей».

Оценивание  собственной работы по трем  параметрам предложенным учителем.

Отличие поведения животных от деятельности человека.

Первое отличие в том, что она является
деятельностью инстинктивно-биологической.
Т.е. деят.ж всегда в пределах их
инстинктивных и биологических отношений
к природе – это общий закон деят.ж. Далее
возможности психического отражения ж
окруж.их действительности тоже
принципиально ограничены. Если человек
видит треугольник то он характеризует
его наличие углов и т.д. животное же
выделяет фигуру в меру биологического
смысла и если вещь не стоит во
взаимоотношении с этой вещью то и сама
вещь просто не существует. Когда
чел.вступает в то или отношение к вещи
он отличает объективный предмет своего
отношения и свое отношение к нему. Именно
такого разделения и не существует у
животных. Еще одна черта – отношение ж
к себе подобным принципиально таковы
же как и отношение к другим внешним
объектам т.е тоже принадлежат к кругу
их инстинктивно – биологических
отношений. У ж. нет общества и нет
совместного труда делая одно дело каждый
делает так как делал бы один. Далее –
речь. Человек отражает в своей речи
объективное содержание и отвечает не
просто как на звук но именно на отраженную
в речи реальность. Животное отвечает
на самый сигнал который приобрел для
него биологический смысл. (инстинктивно).
Иная форма психики – человеческое
сознание. В животном мире законы психики
были законы биологической эволюции, то
у человека развитие психики начинает
подчиняться законам общественно-исторического
развития.

Первое отличие заключается в
том, что поведение животного всегда
осуществляется внутри определенной
биологической деятельности, внутри
определенного биологического мотива.
Животное никогда не делает ничего, что
не обслужило бы известную биологическую
потребность, что выходило бы за рамки
определенного биологического смысла.
Всегда всякая деятельность животного
в конечном итоге либо мотивирована
сохранением индивида, либо мотивирована
продолжением рода. Животное не может
ничего делать бессмысленного, делать
бессмысленное способен только человек!».
Следовательно, первое отличие в поведении
животного заключается в том, что всякое
его поведение не выходит за пределы
инстинктивной биологической деятельности
и носит биологически мотивированной
характер.

Второе отличие животного от
человека. Животное, употребляющее и
выделяющее орудия, всегда делает это в
конкретной наглядно – действенной
ситуации и никогда не закрепляет
выделенное орудие, не сохраняет орудие
впрок. Можно поэтому сказать, что животные
не живут в мире постоянных вещей, имеющих
постоянное значение. Вещь приобретает
для него значение только в конкретной
данной ситуации, в процессе деятельности.
Поэтому можно сказать, что если человек
живет в мире орудий, то обезьяна живет
в мире средств для действия.

Третье отличие заключается в
том, что животное может действовать
только в пределах наглядно воспринимаемой
ситуации. оно не может, в отличие от
человека, абстрагироваться от наглядной
ситуации и программировать свои действия
соответственно отвлеченному принципу.
Невозможность отвлечься от непосредственно
воспринимаемой ситуации или прежнего
наглядного опыта является, таким образом,
еще одним существенным признаком,
отличающим поведение животное от
психологической деятельности человека.

Четвертое отличие. В отличие от
этого психологическая деятельность
человека характеризуются тем, что
человек наряду с этими двумя формами
поведения (программированным наследственно
и программированным личным опытом)
обладает еще третьей формой поведения
— передача общественного опыта от одного
человека к другому человеку. Все обучение
в школе, все усвоение знаний, все усвоение
методов работы есть по существу передача
индивиду опыта поколений, иначе говоря,
передача общественного опыта от одного
человека к другому. Усвоение общественного
опыта не существует у животного, но
существует у человека.

Поведение человека по своему содержанию
отличается от поведения животного тем,
что оно программируется другими мотивами
и потребностями, выходящими за пределы
биологических и носящих характер так
называемых духовный потребностей.

Хотите узнать, что означает деятельность человека, в отличие от поведения животных?

Одна из самых древних тем, о которой рассуждали многие философы и мыслители, — деятельность человека. В отличие от поведения животных, она, прежде всего, созидательна. Целыми веками люди задавались вопросами бытия и смысла жизни, лучшие умы человечества дискутировали о предназначении человека и его роли в истории нашей Вселенной. Итак, давайте систематизируем наши знания о различиях между человеком и животным.

Деятельность человека, в отличие от поведения животных, можно рассматривать как сознательную активность человека, которая обладает неким смыслом или целью. В обществознании принято считать, что вся деятельность человека имеет два разных направления: созидающее и разрушительное. А система ценностей и морально-нравственные качества самого человека регулируют его деятельность, именно они дают некую мотивацию на совершение определенных действий, имеющих конечные цели.

деятельность человека в отличие от поведения животных

В деятельности человека можно выделить 4 основных типа:

  • Практическая. Подразумевает под собой действия индивидуума, направленные на изменение или совершенствование чего-либо в соответствии с его целями и представлениями об окружающем мире.
  • Познавательная. Предполагает регулярные занятия, изучение и познание новых законов устройства действительности, а также развитие уже существующих навыков и умений.
  • Эстетическая. Связана с областью искусства, музыки и поэзии, словом, со всем тем, где человек проявляет свои эстетические потребности и выражает с помощью исскуства свои чувства и мысли.
  • И наконец, последний подтип — управленческая, которая характеризует организационные и руководительские качества человека.

3 отличия деятельности человека от поведения животного

Человек и животное, хоть и имеют много общего (например, инстинкты и устройство некоторых органов организма), различаются куда больше. Давайте выделим основные отличия первого от второго.

  1. В первую очередь стоит отметить, что человек обладает членораздельной речью и может передавать свои мысли с помощью слов.
  2. Деятельность человека, в отличие от поведения животных, находится под контролем разума, а не врожденных инстиктов. Именно разумность, способность исследовать мир и умение мыслить, созидать и создавать что-то определяет человека как высшую ступень эволюции.
  3. Человек способен целенаправленно заниматься той или иной работой, применяя при этом все свои теоретические и практические навыки. Проще говоря, человек умеет строить планы и связывать события в логическую цепочку.

Конечно, это не все отличия деятельности человека от поведения животных, на самом деле их все и не перечислить.

3 отличия деятельности человека от поведения животного

Какие еще отличия есть между нами и животными?

Люди могут сказать, что у некоторых животных тоже есть разум, ведь они способны обучаться, привязываться к людям (т.е. чувствовать что-то похожее на любовь), выполнять определенные действия. Да, действительно, многие животные вполне обучаемы, яркий пример тому — цирки, где даже слонов и медведей учат кататься на велосипеде. Однако главное отличие между ними и человеком — это то, что человек занимается своей деятельностью не только из-за инстинктивных потребностей, но благодаря своему разуму, а иногда — чувствам.

Мы разобрали только три отличия деятельности человека от поведения животного. Еще одной разницей можно назвать осмысленное продолжение рода. Если животные совокупляются, то делают они это исключительно из-за инстинктивной потребности в продолжении рода. Им неважно, с какой именно особью заводить потомство, главное — чтобы особь противоположного пола была здоровой.

Между тем, только человек способен испытывать глубокие чувства. Без любви человек не сможет быть счастливым, поэтому он всегда старается завести семью и детей только с любимым человеком.

три отличия деятельности человека от поведения животного

А что же у нас общего с животными?

Не зря мы называем животных «нашими меньшими собратьями», ведь во многом они очень похожи на людей. Взять хотя бы наши физиологическое устройство и насущные потребности. В целом принципы строения нашего тела те же, что у животных, хотя деятельность человека, в отличие от поведения животных, явно сыграла свою роль в ходе эволюции (вот почему мы сейчас не так развиты физически как четвероногие).

все отличия деятельности человека от поведения животного

Животные так же, как и мы, имеют потребность в еде, в здоровом сне, имеют инстинкты самосохранения, а также нуждаются в продолжении своего рода.

Сколько бы отличий у нас ни было, мы должны помнить о том, что и люди, и животные являются представителями живой материи на нашей планете. Наш долг — оберегать флору и фауну и заботиться о них.

животных поведения | Определение, типы и факты

Поведение животных , концепция, широко рассматриваемая, относящаяся ко всему, что делают животные, включая движения и другие действия и лежащие в основе психические процессы. Человеческое увлечение поведением животных, вероятно, насчитывает миллионы лет, а может быть, даже до того, как предки этого вида стали людьми в современном смысле этого слова. Первоначально за животными, вероятно, наблюдали из практических соображений, потому что раннее выживание человека зависело от знания поведения животных.Будь то охота на дичь, содержание домашних животных или спасение от нападающего хищника, успех требовал глубокого знания привычек животного. Даже сегодня информация о поведении животных имеет большое значение. Например, в Великобритании исследования социальной организации и ареала обитания барсуков ( Meles meles ) помогли снизить распространение туберкулеза среди крупного рогатого скота, а исследования социальности лисиц ( Vulpes vulpes ) помогают в развитии модели, которые предсказывают, насколько быстро распространится бешенство, если оно когда-нибудь пересечет Ла-Манш.Точно так же в Швеции, где столкновения с участием лосей ( Alces alces ) являются одними из самых распространенных дорожно-транспортных происшествий в сельской местности, исследования поведения лосей дали способы удержать их от дорог и обочин. Кроме того, исследования поиска пищи насекомыми-опылителями, такими как пчелы, привели к впечатляющему увеличению урожайности сельскохозяйственных культур во всем мире.

Даже если бы изучение поведения животных не принесло никакой практической пользы, этот предмет все равно заслуживает изучения.Люди ( Homo sapiens ) сами являются животными, и большинство людей глубоко интересуются жизнью и разумом своих собратьев, своих домашних животных и других существ. Британский этолог Джейн Гудолл и американский полевой биолог Джордж Шаллер, а также британский телеведущий Дэвид Аттенборо и австралийский защитник дикой природы Стив Ирвин представили чудеса поведения животных вниманию и признательности широкой публики. Книги, телевизионные программы и фильмы о поведении животных имеются в большом количестве.

.

Взаимосвязь между животными и людьми. Исследовательский документ

.

Животные играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Будь то социальная, личная или деловая жизнь, животным всегда удается как-то втиснуться в сюжетную линию. Насколько можно проследить историю, вы найдете бесчисленное количество инцидентов, связанных с взаимодействием между животными и людьми. Они сыграли разные роли; друга, товарища, благодетеля, защитника, утешителя и других.Этот мир был бы совсем другим, если бы его единственные обитатели были людьми. Помимо того, что животные являются верными товарищами, они также имеют множество других преимуществ для человека. До того времени, когда инсулин можно было производить искусственно, его добывали из лошадей. Также доступны обученные собаки-поводыри, которые служат верными компаньонами и «парой глаз» для слабовидящих. А еще лучше, мы можем отправиться в путешествие во времени и встать рядом с древним человеком, когда он сидел, прижимаясь к костру, ища убежища в его пылающем тепле от бушующих элементов, которые, вероятно, во всей своей ярости штурмовали за пределами его пещеры.Даже тогда он, вероятно, был бы не один. Можно почти вообразить, что, пока он сидел там, рядом с ним сидел верный товарищ, вероятно, собака, его товарищ и друг на охоте, его утешение и утешение в одинокие ночи. Хотя животных недооценивают и недооценивают во многих сферах жизни, многие видят их истинную ценность. Те, кто не может или отказывается видеть их важность; делать это только из эгоизма или невежества. Эти создания, с которыми мы разделяем землю Бога, придают красоту, изящество и понимание необъятной вселенной жизни.По большей части их дикая непринужденность и изящество дают понимание тем, кто склонен к творчеству. Другие черпают вдохновение в своей дисциплине и жестких методах следования установленному образцу невысказанных правил. С другой стороны, они могут преподать большие уроки любви. Можно перечислить множество инцидентов, повествующих о том, как жизнь одинокой старушки или депрессивного мужчины была изменена …

Продолжить чтение

Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ

,

животных поведения | Определение, типы и факты

Поведение животных , концепция, широко рассматриваемая, относящаяся ко всему, что делают животные, включая движения и другие действия и лежащие в основе психические процессы. Человеческое увлечение поведением животных, вероятно, насчитывает миллионы лет, а может быть, даже до того, как предки этого вида стали людьми в современном смысле этого слова. Первоначально за животными, вероятно, наблюдали из практических соображений, потому что раннее выживание человека зависело от знания поведения животных.Будь то охота на дичь, содержание домашних животных или спасение от нападающего хищника, успех требовал глубокого знания привычек животного. Даже сегодня информация о поведении животных имеет большое значение. Например, в Великобритании исследования социальной организации и ареала обитания барсуков ( Meles meles ) помогли снизить распространение туберкулеза среди крупного рогатого скота, а исследования социальности лисиц ( Vulpes vulpes ) помогают в развитии модели, которые предсказывают, насколько быстро распространится бешенство, если оно когда-нибудь пересечет Ла-Манш.Точно так же в Швеции, где столкновения с участием лосей ( Alces alces ) являются одними из самых распространенных дорожно-транспортных происшествий в сельской местности, исследования поведения лосей дали способы удержать их от дорог и обочин. Кроме того, исследования поиска пищи насекомыми-опылителями, такими как пчелы, привели к впечатляющему увеличению урожайности сельскохозяйственных культур во всем мире.

Даже если бы изучение поведения животных не принесло никакой практической пользы, этот предмет все равно заслуживает изучения.Люди ( Homo sapiens ) сами являются животными, и большинство людей глубоко интересуются жизнью и разумом своих собратьев, своих домашних животных и других существ. Британский этолог Джейн Гудолл и американский полевой биолог Джордж Шаллер, а также британский телеведущий Дэвид Аттенборо и австралийский защитник дикой природы Стив Ирвин представили чудеса поведения животных вниманию и признательности широкой публики. Книги, телевизионные программы и фильмы о поведении животных имеются в большом количестве.

.

Социальное поведение животных | Britannica

Социальное поведение животных , набор взаимодействий, которые происходят между двумя или более отдельными животными, обычно одного и того же вида, когда они образуют простые скопления, взаимодействуют в сексуальном или родительском поведении, участвуют в спорах по поводу территории и доступа к партнерам , или просто общаться в космосе.

Национальный парк Серенгети, Танзания: стадо гну (антилопы гну) Стадо гну (антилопы гну) в национальном парке Серенгети, Танзания. © Index Open благородный олень: сезон гона Два благородных оленя ( Cervus elaphus ) борются за господство во время сезона гона. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц Посмотреть все видео к этой статье

Социальное поведение определяется взаимодействием, а не тем, как организмы распределены в пространстве. Группирование людей не является требованием для социального поведения, хотя увеличивает возможности для взаимодействия. Когда одинокая самка бабочки излучает букет феромонов, чтобы привлечь потенциальных партнеров мужского пола, она проявляет социальное поведение.Когда самец благородного оленя ( Cervus elaphus ) издает громкий рык, сигнализируя о том, что он доминирует и отпугивает других самцов, он также ведет себя общительно.

Социальное поведение животных вызвало интерес у бихевиористов и биологов-эволюционистов, а также привлекло внимание публики благодаря создателям фильмов, посвященных наукам о жизни, которые запечатлели драму и поразительное разнообразие социальных взаимодействий животных в документальных фильмах и других программах СМИ.

Общие характеристики

Социальное поведение варьируется от простого влечения между людьми до жизни в сложных обществах, характеризующихся разделением труда, сотрудничеством, альтруизмом и множеством индивидов, помогающих воспроизводству небольшого числа людей.Однако наиболее широко признанные формы социального поведения включают взаимодействие внутри скоплений или групп людей. Социальное поведение, его адаптивная ценность и лежащие в его основе механизмы представляют первостепенный интерес для ученых в области поведения животных, поведенческой экологии, эволюционной психологии и биологической антропологии.

Армейские муравьи ( Eciton ). Авторские права Гэри Ретерфорд / Фотоисследователи
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

Слово социальный часто означает дружеское взаимодействие, что объясняет распространенное заблуждение, что социальное поведение всегда предполагает сотрудничество для достижения какой-либо взаимовыгодной цели. Биологи больше не верят, что кооперативное поведение обязательно развивается на благо вида. Вместо этого они считают, что единицей естественного отбора обычно является индивидуум и что социальное поведение чревато конкуренцией. Английский натуралист Чарльз Дарвин, который первым привлек внимание мира к эволюции путем естественного отбора, представил эту парадигму для размышлений о социальном поведении, отметив, что выживают и воспроизводятся лучшие конкуренты внутри вида, «наиболее приспособленные» особи.После того, как генетика была интегрирована в эту концепцию эволюции, стало очевидно, что такие люди будут передавать большинство копий своих генов будущим поколениям.

В соответствии с идеями Дарвина, социальные организмы часто рассматриваются как яростные и агрессивные. Например, дружеское общение детей на игровой площадке может быстро превратиться в ожесточенное соревнование, если мячей или качелей слишком мало. Кроме того, даже среди членов семьи могут возникать интенсивные конкурентные взаимодействия, приводящие к телесным повреждениям.Социальное поведение призвано повысить способность человека собирать ресурсы и формировать союзы, которые помогают ему выживать и воспроизводиться. Современный взгляд на социальное поведение состоит в том, что оно является продуктом конкурирующих интересов вовлеченных лиц. Люди развивают способность вести себя эгоистично и сотрудничать или соревноваться, когда им это выгодно. Таким образом, ожидается, что хрупкое равновесие кооперативного и конкурентного поведения будет характеризовать сообщества животных.

Классификация разнообразия социального поведения

Социальное поведение включает в себя широкий спектр взаимодействий, от временных скоплений кормления или спаривания до семейных групп из нескольких поколений с совместной заботой о выводках.На протяжении многих лет было много попыток классифицировать разнообразие социальных взаимодействий и понять эволюционное развитие социального поведения.

Небольшая группа зубров ( Bison bonasus ), пасущихся у гор. Британская энциклопедия, Inc.

Ряд опытных американских энтомологов, начиная с 1920-х годов с Уильяма Мортона Уиллера и продолжая в 1970-х годах с Говардом Эвансом, Чарльзом Миченером и Э. Уилсон — разработал категоризацию социальности по двум направлениям, названным парасоциальной последовательностью и подсоциальной последовательностью.Эта классификация основана в первую очередь на участии родителей насекомых со своими детенышами, тогда как классификации социальности позвоночных часто основываются на поведении в пространстве или системе спаривания. Оба пути завершаются «эусоциальностью», системой, в которой о молодежи заботятся сообща, а общество разделено на разные касты, которые предоставляют разные услуги.

В парасоциальной последовательности взрослые одного поколения помогают друг другу в разной степени. На одном конце спектра находятся самки общинных видов; Эти самки сотрудничают в строительстве гнезда, но выращивают выводки отдельно.У квазисоциальных видов за выводками ухаживают совместно, и каждая самка может продолжать воспроизводство. Полусоциальные виды также практикуют совместный уход за выводком, но в пределах колонии они обладают кастой рабочих особей, которые никогда не размножаются. Эусоциальные виды обычно занимаются совместной заботой о выводках; кроме того, у них есть разные касты, которые выполняют разные функции и пересекаются поколениями в пределах колонии.

Субсоциальная последовательность, альтернативный путь к эусоциальности, включает все более тесную связь между самками и их потомством.У примитивно подсоциальных видов самка какое-то время обеспечивает непосредственный уход, но уходит до того, как детеныши вырастают взрослыми. За этим этапом следуют два промежуточных подсоциальных этапа: один, когда уход за детенышами расширяется до точки, где присутствует мать, когда ее потомство созревает, а другой, когда потомство сохраняется, что помогает в выращивании дополнительных выводков. На эусоциальном конце этой последовательности некоторые зрелые потомки дифференцируются в постоянно бесплодную рабочую касту — стадию, которая отражает тот же эусоциальный результат, который достигается парасоциальной последовательностью, описанной выше.

E.O. Уилсон, чья работа Социобиология: Новый синтез предоставила план исследований в этой области, когда она была опубликована в 1975 году, чувствовал, что общие классификации обществ неизменно терпят неудачу, потому что они зависят от качеств, выбранных для разделения видов, которые заметно различаются от группы к группе. группа. Вместо этого Уилсон составил набор из 10 основных качеств социальности, включая (1) размер группы, (2) распределение разных возрастных и половых классов, (3) сплоченность, (4) количество и структуру связности, (5) «проницаемость». , »Или степень, в которой общества взаимодействуют друг с другом, (6)« раздробленность », или степень, в которой подгруппы действуют как отдельные единицы, (7) дифференциация ролей между членами группы, (8) интеграция поведения внутри группы, (9) коммуникация и информационный поток, и (10) часть времени, посвященная социальному поведению, а не индивидуальному обслуживанию.Эти совпадающие качества обществ дают хорошее представление о сложностях, связанных с классификацией, не говоря уже о понимании, весьма разнообразного социального поведения животных.

Хотя категории социального поведения могут быть полезными, они также могут сбивать с толку и вводить в заблуждение. Нынешняя тенденция состоит в том, чтобы рассматривать социальность как многогранный континуум от простых агрегатов до высокоорганизованных и сложных уровней социальной организации, присущих эусоциальным видам. Биологи, интересующиеся социальностью, сосредотачиваются на том, как сотрудничество увеличивает генетическое наследие человека, увеличивая его способность производить потомство напрямую или увеличивая количество потомства, производимого родственниками.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.