Отличие деятельности человека от деятельности животного: «Чем отличается деятельность человека от активности животного?» – Яндекс.Кью

Содержание

Раздел 6

  1. Понятие деятельности. Отличия деятельности человека от активности животных

    Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание, творческое преобразование окружающего мира, включая условия своего существования и самого себя. В деятельности он создает предметы материальной и духовной культуры, совершенствует способности.
    Современный человек живет среди предметов, ни один из которых не представляет собой чистое творение природы. Ко всем ним в той или иной степени приложены руки человека и его разум. Их можно считать материальным воплощением его способностей. Деятельность проявляется и продолжается в творениях.
    Деятельность человека коренным образом отличается от активности животных. Во-первых, она носит продуктивный, творческий, созидательный характер, а активность животных имеет потребительскую основу, при этом ничего нового не производится. Во-вторых, деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им в качестве инструментов; для животных человеческие орудия труда как таковые не существуют (они пользуются ими как обычными предметами, без учета их назначения). В-третьих, в ходе ее преобразуется он сам, совершенствуются его способности; в животных же ничего не меняется. В-четвертых, человеческая деятельность – продукт истории, активность животных – результат их биологической эволюции. В-пятых, предметная деятельность людей не дана им с рождения, ее необходимо формировать, развивать в обучении и воспитании; активность животных присутствует изначально, обусловлена генетически и развивается по мере естественного созревания.

  2. Характеристики деятельности

    В качестве основных характеристик деятельности ученые называют мотив, цель, предмет, средства и структуру. Мотив – конкретная потребность, которая реализуется в процессе деятельности. Выделяют несколько видов мотивов: органические (удовлетворение естественных потребностей), функциональные (необходимость разного рода культурных форм активности – игр, занятий спортом и т. д.), материальные (создание предметов домашнего обихода, вещей, инструментов, зарабатывание денег и др.), социальные (стремление занять определенное место в обществе, получить признание окружающих), духовные (самосовершенствование человека). Всякая деятельность является полимотивированной, и тип ее определяется по преобладающему мотиву.
    В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, а также знания, умения, навыки, творческий результат (мысль, идею, теорию, произведение искусства). Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Например, для познавательной деятельности это информация, для учебной – знания, умения, навыки, для трудовой – материальный продукт. Средства ее осуществления – инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия.

  3. Компоненты деятельности

    Человеческая деятельность имеет свою структуру – внутренние и внешние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы центральной нервной системы, психологические процессы и состояния, к внешним – разнообразные движения, порождаемые ее практическим выполнением.
    Важными внешними компонентами признаны умения, навыки, привычки. Умения позволяют делать что-либо с высоким качеством. Навык – умение, доведенное до автоматизма. Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические, практические. Двигательные предполагают различные движения. Познавательные включают способности в области поиска, восприятия, запоминания и переработки информации. Теоретические отражают умение анализировать, обобщать, строить гипотезы, теории и т. д. Практические связаны с реальным воплощением теоретических продуктов. Привычка – это непродуктивный компонент деятельности, негибкая, часто неразумная ее часть, которая осуществляется человеком механически и не имеет сознательной цели или продуктивного завершения.

Основные понятия: деятельность, мотив, цель, предмет, средства, структура, компоненты, умения, навыки, привычки.

На Главную


Специфика человеческой деятельности. Деятельность человека, ее отличие от жизнедеятельности животных

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.

Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.



Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.


Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это — потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются гак, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это — благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в ка­честве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Главные отличия деятельности человека от активности животных

Главные отличия деятельности человека от активности животных:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

Человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это — потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

Почти все формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры животные обращаются так, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Несколько десятков поколений людей за относительно короткий срок удалось создать грандиозный мир духовной и материальной культуры.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Основные характеристики деятельности человека

1. Мотив деятельности – то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (всякая человеческая деятельность полимотивирована).

2. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, определенные знания, умения и навыки, творческий результат.

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы.

3. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

4. Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности, а также уровень психофизиологических функций, которые являются основой для реализации определенного действия (н-р, мнестические функции, моторные функции и т.д.).

Действие – часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.

Операция – способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Виды человеческой деятельности

Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем. индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и неорганизованным. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Труд — целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый — физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый — умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Развитии человеческой деятельности

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется.

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А. Н Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.

Деятельность и психические процессы

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредствованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Умения, навыки и привычки

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пишущего текст. При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются частью более сложного навыка.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений — навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические.

Привычка от умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой (часто неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

Лекция 11. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности.

С сознанием связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Сознание – сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщений и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Характеристики сознания

1. Человек ощущает себя познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания такая способность теряется.

2. Мысленное представление и воображение действительности, связь с волей, речью. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем. Однако существует еще «поток сознания» — спонтанное течение мыслей, образов и ассоциацийВ в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании — промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

3. Сознание характеризуется способностью к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются.

4. Наличие в сознании интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Возникновение и развитие сознания

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно, в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет.

Первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Хотите узнать, что значит деятельность человека, в отличие от поведения животных?

Одна из самых древних тем, о которой рассуждали многие философы и мыслители, — деятельность человека. В отличие от поведения животных, она, прежде всего, созидательна. Целыми веками люди задавались вопросами бытия и смысла жизни, лучшие умы человечества дискутировали о предназначении человека и его роли в истории нашей Вселенной. Итак, давайте систематизируем наши знания о различиях между человеком и животным.

Деятельность человека, в отличие от поведения животных, можно рассматривать как сознательную активность человека, которая обладает неким смыслом или целью. В обществознании принято считать, что вся деятельность человека имеет два разных направления: созидающее и разрушительное. А система ценностей и морально-нравственные качества самого человека регулируют его деятельность, именно они дают некую мотивацию на совершение определенных действий, имеющих конечные цели.

деятельность человека в отличие от поведения животных

В деятельности человека можно выделить 4 основных типа:

  • Практическая. Подразумевает под собой действия индивидуума, направленные на изменение или совершенствование чего-либо в соответствии с его целями и представлениями об окружающем мире.
  • Познавательная. Предполагает регулярные занятия, изучение и познание новых законов устройства действительности, а также развитие уже существующих навыков и умений.
  • Эстетическая. Связана с областью искусства, музыки и поэзии, словом, со всем тем, где человек проявляет свои эстетические потребности и выражает с помощью исскуства свои чувства и мысли.
  • И наконец, последний подтип — управленческая, которая характеризует организационные и руководительские качества человека.

3 отличия деятельности человека от поведения животного

Человек и животное, хоть и имеют много общего (например, инстинкты и устройство некоторых органов организма), различаются куда больше. Давайте выделим основные отличия первого от второго.

  1. В первую очередь стоит отметить, что человек обладает членораздельной речью и может передавать свои мысли с помощью слов.
  2. Деятельность человека, в отличие от поведения животных, находится под контролем разума, а не врожденных инстиктов. Именно разумность, способность исследовать мир и умение мыслить, созидать и создавать что-то определяет человека как высшую ступень эволюции.
  3. Человек способен целенаправленно заниматься той или иной работой, применяя при этом все свои теоретические и практические навыки. Проще говоря, человек умеет строить планы и связывать события в логическую цепочку.

Конечно, это не все отличия деятельности человека от поведения животных, на самом деле их все и не перечислить.

3 отличия деятельности человека от поведения животного

Какие еще отличия есть между нами и животными?

Люди могут сказать, что у некоторых животных тоже есть разум, ведь они способны обучаться, привязываться к людям (т.е. чувствовать что-то похожее на любовь), выполнять определенные действия. Да, действительно, многие животные вполне обучаемы, яркий пример тому — цирки, где даже слонов и медведей учат кататься на велосипеде. Однако главное отличие между ними и человеком — это то, что человек занимается своей деятельностью не только из-за инстинктивных потребностей, но благодаря своему разуму, а иногда — чувствам.

Мы разобрали только три отличия деятельности человека от поведения животного. Еще одной разницей можно назвать осмысленное продолжение рода. Если животные совокупляются, то делают они это исключительно из-за инстинктивной потребности в продолжении рода. Им неважно, с какой именно особью заводить потомство, главное — чтобы особь противоположного пола была здоровой.

Между тем, только человек способен испытывать глубокие чувства. Без любви человек не сможет быть счастливым, поэтому он всегда старается завести семью и детей только с любимым человеком.

три отличия деятельности человека от поведения животного

А что же у нас общего с животными?

Не зря мы называем животных «нашими меньшими собратьями», ведь во многом они очень похожи на людей. Взять хотя бы наши физиологическое устройство и насущные потребности. В целом принципы строения нашего тела те же, что у животных, хотя деятельность человека, в отличие от поведения животных, явно сыграла свою роль в ходе эволюции (вот почему мы сейчас не так развиты физически как четвероногие).

все отличия деятельности человека от поведения животного

Животные так же, как и мы, имеют потребность в еде, в здоровом сне, имеют инстинкты самосохранения, а также нуждаются в продолжении своего рода.

Сколько бы отличий у нас ни было, мы должны помнить о том, что и люди, и животные являются представителями живой материи на нашей планете. Наш долг — оберегать флору и фауну и заботиться о них.

Отличие деятельности человека от активности животного.

  1. Деятельность человека носит продуктивный,
    а не только потребительский характер.

У человека использование предмета как
орудия для достижения желаемого
результата в фазе его создания может
быть удалена во времени от использования
этого орудия, в отличие от животных.

  1. Деятельность человека связана с
    предметами материальной и духовной
    культуры.

  2. Деятельность человека преобразует его
    самого, его способности, потребности,
    условия жизни.

  3. Человеческая деятельность есть продукт
    истории, а активность животных –
    результат их биологической эволюции.

  4. Предметная деятельность людей формируется
    и развивается в обучении и воспитании.
    Активность животного обусловлена
    генотипически.

Психологические черты деятельности.

1. Содержание деятельности не определяется
целиком потребностью, которая ее
породила. Потребность – это толчок, а
формы и содержание деятельности
определяются общественными условиями.
Содержание деятельности человека
определяется не потребностью, а целью.
Цель управляет деятельностью!!!

2. Психика должна отражать собственные
объективные свойства вещей и определять
ими способы достижения поставленной
цели.

3. Деятельность должна стимулировать и
поддерживать активность, которая сразу
же не удовлетворяет потребность.
Следовательно, деятельность невозможна
без познавательных и волевых процессов.

Чтобы говорить о деятельности человека,
необходимо выявить у человека наличие
сознаваемой цели. Сознавание цели – ее
необходимый признак. Когда этот признак
отсутствует, имеет место импульсивное
поведение
, которое управляется
непосредственно потребностями и
эмоциями. Часто носит эгоистический
характер (при аффекте, гневе, страсти).
Импульсивность поведения не означает
его бессознательности. Здесь сознается
только личный мотив, а не его
общественное содержание, воплощенное
в цели. Бессознательное поведение –
это импульсивные реакции, основанные
на рефлексах, инстинктах, чаще инстинкте
самосохранения.

От понятия «деятельность» необходимо
отличать понятие «поступок». Это
действие, выполняя которое человек
осознает его значение для других людей,
т.е. его социальный смысл.

Поступок человека включает три компонента:
1) само действие, 2) мысли, 3) чувства,
испытываемые при выполнении определенного
действия.

Основные характеристики деятельности:
мотив, цель, предмет, структура и средства.

В качестве цели деятельности
выступает ее продукт. Это может быть
материальный предмет, могут быть знания,
умения, навыки, мысль, идея, теория,
произведение искусства.

Иногда мотив и цель деятельности могут
совпадать друг с другом. Одна и та же
цель может порождаться различными
мотивами, а одни и те же мотивы могут
формировать у разных людей различные
цели деятельности.

Предметом деятельности называется
то, с чем она непосредственно имеет
дело. Для трудовой деятельности – это
материальный продукт, для познавательной
– информация, для учебной – знания и
т.д.

Основными составляющими структуры
деятельности являются действия и
операции. Действиями называют часть
деятельности, имеющую вполне
самостоятельную, осознанную человеком
цель. Операцией называют способ
осуществления действия, характер которой
зависит от условий выполнения действия,
имеющихся умений и навыков, наличия
средств осуществления действия. Пример:
запись информации – действие одно, а
операция у каждого человека своя.

Предпочитаемые человеком операции
характеризуют его индивидуальный стиль
деятельности.

Структуру деятельности можно представить
в виде лестницы, спускаясь по ступеням
которой человек эту деятельность и
осуществляет: цель – частные задачи –
действия – движения – элементы.

И последняя характеристика деятельности
средства. Это те инструменты,
которыми человек пользуется, выполняя
те или иные действия и операции. Развитие
средств деятельности ведет к повышению
ее продуктивности.

В ходе развития деятельности может
изменяться мотивация. Так же может
действие выделиться из деятельности и
превратиться в самостоятельную
деятельность.

Компоненты деятельности: внутренние и
внешние. Внутренние – анатомо-физиологические
и психологические процессы и состояния.
Внешние – движения. Их соотношение не
постоянно. По мере развития и преобразования
деятельности осуществляется систематический
переход внешних компонентов во внутренние.
Он сопровождается их интериоризацией
и автоматизацией. При возникновении
затруднений в деятельности, когда
нарушаются какие-либо компоненты,
происходит обратный переход –
экстериоризация: автоматизированные
компоненты деятельности разворачиваются,
проявляются вовне, внутреннее вновь
сознательно контролируемым.

Деятельность человека и животного. Структура индивидуальной деятельности человека

Главные отличия деятельности человека от активности животных:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных носит потребительскую основу, в результате она ничего не производит и не создает.

2. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных ничего не меняет.

3. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей. Для животных орудия и средства не существуют.

4. Человеческая деятельность продукт исторический. Активность выступает как результат биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей не дана с рождения, ее необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. Активность животных генотипически обусловлена.

6. Деятельность человека направляется познавательной потребностью, активность – инстинктивно биологическая.

7. В процессе деятельности опыт передается через социальные средства общения. В активности — наследственно закрепленная программа.

8. Человек изготавливает орудия труда с помощи других орудий труда. У животных – начальные зачатки орудийного труда.

 

Каждая конкретная деятельность имеет своюиндивидуальную структуру,уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и, в том числе, навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности.Цель — это мысленный результат деятельности (т.е. то, ради чего действует человек), а мотив — это побудительная сила действия (т.е. то, почему действует человек). Так, например, при выполнении конкретного задания (изготовления какого-либо инструмента) цель — это самостоятельное изготовление этого инструмента, а мотив — это овладение приемами и способами работы, которые входят в состав конкретной изучаемой профессии.


Потребность и активность человека.

Потребность — это побуждение к проявлению жизнедеятельности и активности всех живых существ.

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик, а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Потребности — основной источник активности в познавательной и практической деятельности человека. Удовлетворяя свои потребности, человеческое существо должен найти для этого наилучшие пути и средства в сложной социальной ситуации, он должен уметь ставить перед собой и решать теоретические и практические задачи. Учитывая это человеческое мышление — биосоциопсихологичний процесс, призванный обеспечивать поиск необходимых средств и способов удовлетворения потребностей, которые возникли. Но не только мышление, но и человеческая воля побуждаются теми или иными потребностями. С помощью волевых усилий, целеустремленности, настойчивости человек преодолевает трудности, препятствия, возникающие на пути реализации потребностей. Потребности становятся основными причинами определенных психологических состояний, переживаний, чувств человека. В зависимости от того, как удовлетворены или недовольны потребности, человек испытывает радость или, наоборот, — испытывает многочисленных или редких психических стрессов, испытывает психологический дискомфорт, горе, гнев, подавленность деятельности и т.п..



Как уже отмечалось, потребности человека многочисленны и разнообразны по своей природе, однако каждой личности присуща определенная система потребностей, в структуре которой есть доминирующие и подчиненные им потребности. При этом доминирующие (преобладающие) могут подавлять, оттеснять все остальные и определять основное направление поведения и жизнедеятельности. Так, человек, который постоянно требует успеха, все свои поступки и действия подчиняет этому. Иногда для нее важен успех сам по себе, без учета средств, средств и способов его достижения, морально-этической ценности. Такой жизненной необходимости могут иногда подчиняться потребности в познании, общении, труде, нередко проявляется в жизни отдельных индивидов, социальных групп, политических партий. Другой пример: поведение человека, чьи мысли и поступки обусловлены потребностью в социальной справедливости, ее реальном достижении. Такой человек, скорее всего, вести таким образом, что потребности в личном успехе, социальной безопасности и другие будут второстепенное значение.

При совместной производственной деятельности важно, чтобы в поведении человека определяющими становились такие общественные потребности, как потребности в труде, общении, общественной деятельности. Ведущей потребностью человека должна стать потребность в труде как жизненно важной и необходимой деятельности, концентрирует все духовные и физические силы человека. Эта потребность хоть и есть практически у каждого индивида, но еще не стала доминирующей, не превратилась для многих людей на стержень их жизненного кредо.

Отличие поведения животных от деятельности человека.

Первое отличие в том, что она является деятельностью инстинктивно-биологической. Т.е. деят.ж всегда в пределах их инстинктивных и биологических отношений к природе – это общий закон деят.ж. Далее возможности психического отражения ж окруж.их действительности  тоже принципиально ограничены. Если человек видит треугольник то он характеризует его наличие углов и т.д. животное же  выделяет фигуру в меру биологического смысла и если вещь не стоит во взаимоотношении с этой вещью то и сама вещь просто не существует. Когда чел.вступает в то  или отношение к вещи он отличает объективный предмет своего отношения и свое отношение к нему. Именно такого разделения и не существует у животных. Еще одна черта – отношение ж к себе подобным принципиально таковы же как и отношение к другим внешним объектам т.е тоже принадлежат к кругу их инстинктивно – биологических отношений. У ж. нет общества и нет совместного труда делая одно дело каждый делает так как делал бы один. Далее – речь. Человек отражает в своей речи объективное содержание и отвечает не просто как на звук  но именно на отраженную в речи реальность.  Животное отвечает на самый сигнал  который приобрел для него биологический смысл. (инстинктивно). Иная форма психики – человеческое сознание. В животном мире законы психики были законы биологической эволюции, то у человека развитие психики начинает подчиняться законам общественно-исторического развития.

Первое отличие заключается в том, что поведение животного всегда осуществляется внутри определенной биологической деятельности, внутри определенного биологического мотива. Животное никогда не делает ничего, что не обслужило бы известную биологическую потребность, что выходило бы за рамки определенного биологического смысла. Всегда всякая деятельность животного в конечном итоге либо мотивирована сохранением индивида, либо мотивирована продолжением рода. Животное не может ничего делать бессмысленного, делать бессмысленное способен только человек!». Следовательно, первое отличие в поведении животного заключается в том, что всякое его поведение не выходит за пределы инстинктивной биологической деятельности и носит биологически мотивированной характер.

Второе отличие животного от человека. Животное, употребляющее и выделяющее орудия, всегда делает это в конкретной наглядно – действенной ситуации и никогда не закрепляет выделенное орудие, не сохраняет орудие впрок. Можно поэтому сказать, что животные не живут в мире постоянных вещей, имеющих постоянное значение. Вещь приобретает для него значение только в конкретной данной ситуации, в процессе деятельности. Поэтому можно сказать, что если человек живет в мире орудий, то обезьяна живет в мире средств для действия.

Третье отличие заключается в том, что животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации. оно не может, в отличие от человека, абстрагироваться от наглядной ситуации и программировать свои действия соответственно отвлеченному принципу. Невозможность отвлечься от непосредственно воспринимаемой ситуации или прежнего наглядного опыта является, таким образом, еще одним существенным признаком, отличающим поведение животное от психологической деятельности человека.

Четвертое отличие. В отличие от этого психологическая деятельность человека характеризуются тем, что человек наряду с этими двумя формами поведения (программированным наследственно и программированным личным опытом) обладает еще третьей формой поведения — передача общественного опыта от одного человека к другому человеку. Все обучение в школе, все усвоение знаний, все усвоение методов работы есть по существу передача индивиду опыта поколений, иначе говоря, передача общественного опыта от одного человека к другому. Усвоение общественного опыта не существует у животного, но существует у человека.

Поведение человека по своему содержанию отличается от поведения животного тем, что оно программируется другими мотивами и потребностями, выходящими за пределы биологических и носящих характер так называемых духовный потребностей.

 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Разница между обучением человека и животных


Эта статья посвящена различным типам обучения человека и животных. Разница между человеком и животным в образовании объясняется превосходным интеллектом человека.

Разница между обучением человека и животного

1. Различие между человеком и животным в обучении обусловлено превосходным интеллектом человека.Используя интеллект, можно не только учиться быстрее, но и прилагать меньше усилий.
2. У человека память лучше, чем у животных. Это помогает ему экономить время и силы при изучении материала.
3. Человек обладает способностью к абстрактному мышлению, которой не обладают низшие животные. Это абстрактное мышление помогает ему спланировать обучение, прежде чем предпринимать какие-либо усилия.
4. Человек обладает речевыми способностями, которых не хватает животному. Это помогает ему читать и понимать инструкции или данные указания.

Типы или формы обучения

Важными типами обучения являются следующие:

1. Обучение методом проб и ошибок

2. Проницательное обучение

3. Обучение путем имитации

4. Обучение посредством кондиционирования и

5. Обучение с помощью инструментального кондиционирования

Обучение методом проб и ошибок:

Большой объем исследований психологов по обучению основан на исследованиях на животных. Животные легче поддаются экспериментам, чем люди, и многие психические процессы в простейшей форме встречаются у животных.Поэтому многие исследователи использовали животных в качестве объектов экспериментов. Возможно, самое раннее систематическое исследование обучения животных было проведено Э.Л. Торндайком, психологом из Колумбийского университета. Он представил концепцию обучения методом проб и ошибок, а также сформулировал некоторые всеобъемлющие законы обучения.
Эксперименты Throndikes на кошках иллюстрируют обучение методом проб и ошибок. Он поместил голодного кота в коробку для задач или головоломку, которая была чем-то вроде клетки, сделанной из деревянных прутьев.Он был снабжен дверью. Коробка с пазлом была сконструирована таким образом, что дверь клетки можно было открыть с помощью простого механизма, например, потянув за нитку. Рыбу выставляли из клетки, чтобы стимулировать кошку. Экспериментальная игра заключалась в изучении того, откроет ли кошка дверь, и если она узнает, как она научилась и какой процесс привел к такому обучению.
Торндайк заметил, что кошка в этой ситуации проявляла различные действия, такие как хватание за прутья, попытки протиснуться через пространство между прутьями, кусание прутьев и подобное другое «случайное поведение».Это называется случайным, когда кошка пыталась сделать то, что когда-либо приходило ей в голову в то время. Однако через некоторое время он случайно выдернул нитку и обнаружил, что дверь открылась, и она вышла. Затем разрешили немного съесть рыбу и сразу же вернули в клетку для второго испытания, очень похожего на первое. Бесполезные случайные действия продолжались до тех пор, пока кошка снова случайно не потянула за нить. Снова и снова кладя в коробку с пазлом, кошка продолжала вести себя таким же образом, но от испытания к испытанию количество бесполезных действий постепенно уменьшалось, а также время, пока, наконец, кошка не подошла прямо к нитке, потянула ее и вышел.Кот научился тянуть за нить и открывать дверцу клетки. Но курс его обучения не был единообразным и регулярным. В дополнение к тому, что он был очень медленным, в его оценках были плюсы и минусы, создавая впечатление, что кошке не требовалось много обширной практики, чтобы избежать всего неуместного поведения и сразу перейти к нитке и потянуть ее. Таким образом, кошка научилась управлять механизмом.
Обучение методом проб и ошибок состоит из многократных попыток животных изучить ситуацию.Первый успех случаен, за ним следует успех. Выражение «проб и ошибок» было расширено как обучение путем повторных испытаний и постепенное устранение ошибок.

Чтобы объяснить процесс обучения, Торндайк предложил 3 закона обучения.

а. Закон действия:

В соответствии с этим законом любая деятельность, приносящая удовлетворение от успеха, имеет тенденцию к установлению и закреплению. С другой стороны, любая деятельность, которая не приводит к желаемой цели и вызывает чувство разочарования, имеет тенденцию к отказу.Таким образом, пресечение и прекращение любой деятельности определяется эффектом, который она производит.

г. Закон частоты:

В соответствии с этим законом любое действие, повторяющееся определенное количество раз, имеет тенденцию закрепляться навсегда. Таким образом, повторяемое действие становится сильнее, и его легче повторить снова. С другой стороны, любая деятельность, которая не повторяется, может исчезнуть из-за отсутствия репутации.

г. Закон давности:

Согласно этому закону, любое действие, которое было совершено недавно, имеет преимущество повторения еще раз из-за нового опыта.Таким образом, эти три закона регулируют обучение методом проб и ошибок.

Обучение лабиринту у животных

Одним из наиболее распространенных экспериментов по обучению животных является обучение в лабиринте белыми крысами. Обычно лабиринт имеет неправильные повороты, ведущие к слепым уловам. Правильный путь ведет к цели, где крыса находит еду. План эксперимента состоит в том, чтобы увидеть, сколько попыток предпримет крыса, чтобы успешно изучить лабиринт. Ввод вслепую считается ошибкой. Для правильной мотивации крысу обычно держат голодной за 24 часа до эксперимента.Когда крыса оказывается у входа в лабиринт, она не видит пути к еде. Естественно, он становится активным и начинает неорганизованно исследовать лабиринт. Наконец, он входит во все части, ведущие к слепому ослаблению. Он доходит до еды, давая съесть ставку, снова ставится у входов. Таким образом, в день проводится несколько испытаний. Наконец, входя в слепой союзник после ряда испытаний, он учится избегать их, и сразу и быстро проходит правильный путь, чтобы отреагировать на еду для каждого испытания, фиксируется количество ошибок и затраченное время.

Обучение лабиринту у людей

Для изучения процесса обучения человека психологи использовали различные типы лабиринтов, такие как лабиринт с отслеживанием пальцев, ступенчатый лабиринт, доска для отслеживания зеркала и т. Д. Один из распространенных экспериментов — отслеживание узор звезды с помощью мелка или стили на зеркальной кальке. Субъект должен проследить звездный узор, не касаясь краев, при отслеживании узора. Предполагается, что объект не смотрит прямо на узор, а должен видеть сквозь зеркало, в котором все наоборот.Так что это требует некоторого обучения. Следовательно, можно правильно проследить узор. Вначале субъект имеет тенденцию совершать много ошибок, и время, затрачиваемое на это, также будет больше, но по мере того, как испытания продвигаются, количество ошибок и общее время будут сокращаться.

Обучение путем подражания

Помимо обучения методом проб и ошибок и интуицией, животные и люди также учатся, наблюдая и пытаясь копировать действия других. Однако имитируемая деятельность должна быть в пределах имитатора.
Обучение подражанию проиллюстрировано экспериментом, проведенным Миллном и Доллордом на сорока двух первых стандартных детях. Две коробки хранились на двух стульях в комнате одному ребенку (лидеру) было сказано, какой из двух ящиков должен быть открыт, чтобы обезопасить себя. конфета. В коробке лежали две конфеты, и ребенку было сказано взять только одну часть, а другую оставить. Второй ребенок (имитатор) награждался второй конфеткой, если он открывал такую ​​же, как и вожак. Его не награждали, если он уходил в другую ложу.Оба ребенка сначала стояли на небольшом расстоянии от двух стульев, на которых стояли ящики. Выяснилось, что только двадцать присутствующих детей научились подражать, чтобы перейти к правильному ящику в самом первом испытании. В среднем имитатору требовалось три попытки, чтобы скопировать выступление первого ребенка. Таким образом, этот эксперимент объясняет, как дети учатся путем подражания.

Обучение путем кондиционирования

Термин «кондиционирование» широко используется для обозначения «приспособиться» или «привыкнуть».Это процесс соединения нового и неестественного стимула со старым и естественным ответом, которые по своей природе не имеют ничего общего друг с другом. Научное обучение посредством обусловливания было научно объяснено российским физиологом И.П. Павлов.

Классический эксперимент по кондиционированию

Самый известный эксперимент по классическому кондиционированию был проведен российским физиологом и лауреатом Нобелевской премии. I.P.Pavlov. Он случайно обнаружил условную реакцию, проводя серию физиологических экспериментов в начале двадцатого века.Он изучал пищеварение и слюноотделение у собак, которое он назвал психической секрецией слюны. Он использовал прибор для сбора и измерения выделений слюны, имплантировав трубки в живот или щеку. Он устроил так, чтобы положить порошок в рот собаке, и наблюдал за реакцией слюны на корм.
Он нанял помощника для подачи еды и ухода за собакой. Павлов считал, что попадание пищи в рот собаки вызывает слюноотделение в желудке. По мере продолжения эксперимента у собаки начиналось выделение слюны при виде еды, затем при виде блюда, помощника и даже при приближающемся звуке его шагов.
Когда пищу кладут в рот, слюноотделение является естественной реакцией, потому что оно вызывает химическое возбуждение чувственных рецепторов на языке и во рту, тогда как слюноотделение при самом виде еды, блюда или слуги не является естественным, а усвоенным. Поэтому Павлов считал, что если реакция слюны может быть связана с видом еды, то она может быть связана с любым стимулом, который не имеет ничего общего с реакцией по своей природе.
Для проверки гипотезы он провел эксперимент на собаке.За несколько часов до эксперимента он заставил собаку голодать и принес ее в лабораторию. Он издал звук колокола на несколько секунд, а затем предложил еду. Через несколько минут он представил комбинацию звука и еды в том же порядке. Он продолжил эксперимент для еще нескольких испытаний, следуя той же процедуре. Теперь у собаки, которая выделяла слюну во время первых испытаний, начала выделяться слюна при звуке. Для проверки экспериментатор подавал только звук и не давал пищи.Но собака ответила слюноотделением, поэтому звук раздражителя и ответное слюноотделение были связаны друг с другом посредством кондиционирования. Здесь собака узнала, что еда всегда следует за звуком.
В терминологии Павлова еда — это безусловный раздражитель, потому что по своей природе она вызывает реакцию слюноотделения. Реакция слюноотделения называется безусловной реакцией, потому что она не усваивается процессом кондиционирования, а возникает естественным образом. Термин «условный стимул» применяется к любому стимулу, который вызывает безответную реакцию, которая ранее не была связана со стимулом.Звук — это условный раздражитель, и, наконец, термин «условная реакция» относится к ответу, который становится ассоциированным с условным раздражителем из-за обусловливания; вся процедура, принятая Павловым, называется классическим обусловливанием.

подкрепление

подкрепление представляет безусловный стимул, который возникает в безусловной реакции. Сразу после условного раздражителя. В этом эксперименте пища — это подкрепление к обучению.Он может быть отрицательным или положительным. Отрицательное подкрепление — это наказание, тогда как положительное подкрепление имеет форму вознаграждения. Однако оба они одинаково важны в обучении.

Принцип вымирания

Выпадение неусиленных реакций называется угасанием. Это исчезновение реакции, когда-то усиленной посредством подкрепления, но теперь уже не имеющей место, потому что подкрепление снято. С репутацией связь стимулов и ответов будет ослабевать и в конечном итоге исчезнет, ​​если их не будет подкрепления.Однако этого можно избежать, если при предъявлении условного стимула случайно вернуть исходный раздражитель. Этот принцип применяется при лечении случаев употребления наркотиков, алкоголизма или любого другого нежелательного и нежелательного поведения.

Обобщение стимулов

Когда мы учимся реагировать на новый стимул, мы также учимся реагировать на все стимулы, похожие на него. В этом эксперименте собака учится выделять слюну в ответ на звонок, но она будет реагировать аналогичным образом, даже если звонок немного изменится или на аналогичный звук из какого-либо другого источника.Чем больше новый раздражитель похож на условный, тем больше вероятность того, что он вызовет условную реакцию. Это обобщение стимулов. Ребенок, который научился бояться кошки, также боится кролика или пушистой игрушки. Он обобщил раздражитель своей условной реакции.

Discremination

Когда мы ищем хорошее яблоко и выбрасываем гнилое, мы расходимся между ними на основе их надежности. Дискреминация не обязательно предполагает принятие или отвержение, но требует восприятия различия и выбора одного ответа, а не другого.Это очень важно в наших повседневных привычках. Но когда различение становится слишком сложным, животному может быть трудно ответить, и оно становится жертвой «невроза». Павлов продемонстрировал, что собаку можно заставить страдать от невроза. Это называется экспериментальным неврозом.

Инструментальное кондиционирование

Бехтерев рефлексотерапевт провел эксперимент с козами, которые должны избегать поражения электрическим током. Он использовал электрический шок в качестве безусловного раздражителя и звонок в качестве условного раздражителя.Ожидаемый ответ — поднятие ступни и ноги. Испытуемые учились поднимать ногу при звуке колокола. Этот условный ответ эффективен или помогает избежать шока. Таким образом, он внес концепцию инструментальной обусловленности.

.

Разница между растениями и людьми

Разница между растениями и людьми очевидна. Однако обе группы живых организмов состоят из схожих клеточных компонентов. Эукариотические клетки имеют генетический материал в своем клеточном ядре и являются основной единицей растений и человека. Фактически, обе группы живых существ произошли от одноклеточных ядерных организмов, называемых протистами. Со временем эти протисты превратились в многоклеточные организмы, к которым сейчас принадлежат растения и люди.

Из-за этого общего происхождения растения и люди также имеют схожие внутренние компоненты. Во-первых, оба содержат клеточные мембраны, которые являются внешней границей клетки. Эта клеточная структура ограничивает попадание химических веществ и других веществ в клетку. Другая структура, общая как для растений, так и для человека, — это наличие митохондрии. Эту органеллу часто называют «электростанцией» клетки, поскольку она обеспечивает химические составляющие, которые используются для клеточного метаболизма.Наконец, и растения, и животные имеют ядро, в котором хранится ДНК. Несмотря на все эти сходства, почему растения и люди выглядят так по-разному? В этой статье мы обсудим различия между растениями и людьми на основе научных исследований.

Конструктивные отличия

Клеточная стенка

Помимо клеточной мембраны, растения имеют специализированную клеточную стенку. Он состоит из целлюлозы, плотного вещества, содержащего несколько единиц сахара. Благодаря своей густоте, это позволяет растениям казаться жесткими и крепкими.Напротив, клетки человека не имеют клеточной стенки и менее жесткие, чем клетки растений.

Форма ячейки

Растения состоят из однородной группы клеток прямоугольной формы. С другой стороны, люди имеют клетки различной формы в разных частях человеческого тела.

Вакуоль

Вакуоль — это особая органелла, в которой хранится клеточная пища. По сравнению с людьми у растений есть одна большая вакуоль, расположенная в центре.Он занимает большую часть камеры. Это причина, по которой растения способны хранить воду. У людей тоже есть вакуоли, но не такие заметные, как у растительных клеток.

Хлоропласт

У растений есть специализированная органелла, называемая хлоропластами. Эта клеточная структура позволяет растениям получать свой источник энергии из солнечного света посредством процесса, называемого фотосинтезом. Это наиболее существенное различие между растениями и людьми, потому что люди не содержат хлоропластов.Растения способны производить себе пищу, в то время как выживание человека зависит от других живых существ.

Центриоли

Центриоли — это особые клеточные органеллы, состоящие из белка тубулина. Это важная структура, которая функционирует для клеточной репликации. Клетки человека имеют центриоли, но не только некоторые виды растений обладают этой органеллой. Высшие формы растений, такие как цветковые и хвойные, не имеют центриоли. Примеры растений с центриолями включают мох и печеночники.

Сосудистая ткань

У человека сосудистая ткань состоит из кровеносных сосудов, таких как артерии, вены и капилляры. Эти структуры выполняют функцию переноса крови к различным частям тела, обеспечивая клеточный метаболизм. Напротив, у растений нет крови и сосудов. Сосудистая ткань растений состоит из ксилемы и флоэмы. Ксилема представляет собой удлиненную трубчатую структуру с жесткими стенками, которая транспортирует воду и питательные вещества от корней к ветвям и листве.Ксилему можно увидеть в коре растений, стеблях цветов и стволах деревьев. Флоэма, с другой стороны, представляет собой удлиненную трубчатую структуру, которая аналогичным образом передает питательные вещества из сока в разные части растения.

Лизосомы

Лизосомы — это особые органеллы, предназначенные для удаления нежелательных веществ внутри клетки. Помимо этого, лизосомы выполняют важные функции в клеточном метаболизме, такие как клеточное пищеварение и синтез белка. По сравнению с растениями лизосомы являются важными составляющими человеческой клетки для выживания.Фактически, у людей с дисфункциональными лизосомами развивается болезнь, называемая лизосомной болезнью накопления, при которой токсичные материалы накапливаются в организме. Эта форма болезни угрожает выживанию человека. С другой стороны, у растительных клеток нет лизосом. Продукты жизнедеятельности растений, такие как избыток углекислого газа и воды, испаряются через устьица листьев.

Передвижение

Естественные среды обитания растений варьируются от лесов, лугов, пустошей и водно-болотных угодий. По сравнению с людьми, растения ограничены единственной средой обитания, потому что у них нет органов для передвижения.С другой стороны, у людей есть специализированная нервная и мышечная система, которые используются для передвижения. Большинство людей живут на суше, хотя есть некоторые группы людей, которые построили дома на озерах и других водоемах.

Сводка

Растения и люди — эукариотические многоклеточные живые организмы, которые произошли от одноклеточных простейших. Из-за этого они имеют сходные структурные характеристики, в которых их клетки имеют ядро, клеточные мембраны и митохондрию.Однако у них также есть специализированные клеточные структуры, которые уникальны для их выживания. Наиболее важным отличием растений от человека является наличие у растений специальной органеллы, называемой хлоропластом. Это обеспечивает процесс фотосинтеза, при котором растения могут производить себе пищу для выживания. С другой стороны, у людей нет хлоропластов, и они не могут производить себе пищу для выживания.

Последние сообщения Marinelle Castro (посмотреть все)

: Если вам понравилась эта статья или наш сайт.Пожалуйста, расскажите об этом. Поделитесь им с друзьями / семьей.

Cite
Маринель Кастро. «Разница между растениями и людьми». DifferenceBetween.net. 29 августа 2017 года.

.

В чем разница между действием и намерением в Android?

Переполнение стека

  1. Товары

  2. Клиенты
  3. Случаи использования
  1. Переполнение стека
    Общественные вопросы и ответы

  2. Команды
    Частные вопросы и ответы для вашей команды

  3. предприятие
    Частные вопросы и ответы для вашего предприятия

  4. работы
    Программирование и связанные с ним возможности технической карьеры

  5. Талант
    Нанять технических талантов

  6. реклама
    Обратитесь к разработчикам по всему миру

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.