Особенности памяти: Особенности памяти как психологического процесса

Содержание

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Содержание статьи

Вы когда-нибудь задумывались, как сложно устроено наше сознание. Одним из главных его аспектов является память. Каждый день мы совершаем неисчисляемое количество действий и запоминаем некоторые из них. Как же это возможно? Почему обрабатывая такой объём информации наш мозг не перегружается, как любая вычислительная машина при сверхтяжёлой работе? Насколько безгранична память человека? Как научиться управлять своей памятью, и какие существуют методики для лучшего усвоения информации? Всем этим вопросам и посвящена наша статья.

Что такое память человека?

На самом деле определений этому слову существует целое множество. Память – это совокупность физико-химических и психофизиологических процессов, основанных на сохранении и воспроизведении различной информации. С помощью этих явлений человек способен переживать многие воспоминания, накапливать ценный опыт, развиваться и двигаться дальше. Также, немало важную роль она играет и в становлении личности, поведении и воспитании человека. Люди осваивают все вещи с помощью органов чувств, отсюда и разновидность типов информации, о которых мы поговорим чуть позже.

Данная особенность имеется не только у человека: многие животные обладают хорошим запоминанием той или иной информации. С этой помощью мы смогли одомашнить многих животных и поселить их у себя дома.

Сейчас память можно описать на примере жёстких дисков компьютера: весь диск разделён на большое количество кластеров, каждый из которых отвечает за определённую функцию. Конечно, этот пример не из лучших, но схожесть с данным накопителем присутствует.

Особенности человеческой памяти

Бывают случаи, когда два человека прослушали одну и ту же информацию, но на следующий день кто-то из них забыл, а у кого-то она отложилась. Здесь можно об особенностях человеческого мозга. Как мы знаем, каждый человек индивидуален, соответственно и всё что у него творится в голове тоже индивидуально.

Особенности памяти зависят от большого количества факторов: генетической предрасположенности, образа жизни, талантов, степени и метода воспитанности, уровня обучения и развития в целом.

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Шерлок Холмс думает

 

Все люди запоминают по-разному: кому-то проще запомнить картину или мелодию, чем выучить какую-нибудь формулу по математике. Данному феномену есть объяснение. Дело в том, что мышление людей устроено по-разному, но существует некая классификация, которая разделяет их на три типа:

  1. Наглядно-образный. Это те люди, которые с лёгкостью запоминают музыку, цвета, картины. Этот вид памяти хорошо развит у творческих людей.
  2. Словесно-логический. Данный тип памяти рассчитан на запоминании логических понятиях. Те, кому легко даются естественные науки, кто понимает взаимосвязи между законами, понятиями и т.д., они и относятся к данной группе.
  3. Промежуточный или гармонический. Это люди, заключающие в себе оба типа, находящиеся где-то между ними. Этот тип памяти является уникальным, так как они имеют возможность запоминать любую информацию с лёгкостью, невзирая на то, какая она есть.

Классификация памяти. Виды памяти.

Память человека имеет свои особенности, и классифицировать её по одну признаку невозможно. Разделение памяти в психологии происходит по нескольким признакам. Человек сложно устроен, но многим, даже не просвещённым в психологии и медицине, известно, что первичным получателем какой-либо информации являются наши органы чувств. Соответственно её можно разделить восприятию:

  • Осязательная. Восприятие и сохранение информации с помощью прикосновений;
  • Обонятельная. Списывание информации происходит с обонятельных рецепторов (рецепторы запахов).
  • Вкусовая. Непосредственно с поверхности языка.
  • Слуховая. Восприятие звуковых колебаний.
  • Зрительная. Считывание окружающих объектов.
  • Мышечная. Запоминание определённых движений различных частей тела.

Вся информация, поступив на считывающий орган, переносится по нервным окончаниям в головной мозг, где обрабатывается и сохраняется. Но не вся информация может долго «пролежать» у нас в голове. Почему так происходит? Сейчас разберёмся.

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Объем человеческой памяти равен одному квадриллиону байт

 

Время хранения информации зависит от её вида, и различие по времени хранения довольно большое. Прослушав какую-либо музыку, мы можем запомнить её, пусть и поверхностно, с первого раза. Но если мы чего-либо коснёмся, то наше ощущение прикосновения исчезают через доли секунды. Поэтому в психологии существует следующая классификация:

  1. Кратковременная память. Такому типу памяти свойственно быстрое прохождение информации через доли головного мозга, но за счёт слабой эмоциональной окрашенности или плохого внимания запоминание не происходит. Также это особенность имеется при тактильном считывании. Она ограничена объёмом и временем хранения (от 20 до 50 мс). Наш организм пусть и на многое горазд, но представьте себе если бы вы помнили тактильные ощущения за всю свою жизнь? Мозг пренебрегает такой информацией. Кратковременность может объясняться ещё и тем, что материал, изучаемый любым человеком, мог быть не повторён.
  2. Долговременная память. Этот тип памяти более обширен, в нём хранится всё то, что наш мозг считает нужным. Она формируется в основном из-за слухового и зрительного восприятия. Первым образом, при изучении какой-нибудь новой информации она переходит в кратковременную память. Для того, чтобы она закрепилась в долговременной, её нужно повторять с определённым интервалом. Долговременная память служит для многого, в том числе для накопления знаний, опыта и умений.

Память может быть разделена и по характеру запоминания деятельности:

  • непроизвольная – когда у человека нет цели для запоминания информации;
  • произвольная – человек имеет цель для запоминания.

Основные процессы памяти

  • Запоминание – процесс регистрации и сохранение определённого вида информации. С самого начала вся информация воспринимается чувствительным органом, с последующей передачей её в головной мозг.
  • Сохранение – процесс переработки информации с её обобщением и систематизацией для лучшего усвоения. Освоенная информация запоминается лучше.
  • Воспроизведение. Это раннее усвоенная информация используется для совершения разных видов деятельности.
  • Забывание. Это потеря возможности воспроизвести раннее сохранённую информацию. Причины могут быть разными: от обычного забывания до разного рода заболеваний. Забывание обычно происходит из-за неполного изучения или повторения, невнимательности, незаинтересованности. Также роль могут сыграть некоторые психологические проблемы у человека.

Как работают законы памяти.

Закон осмысления. Этот закон основан на организации, представленной для запоминания информации. И чем глубже осмыслен материал, тем лучше он отпечатывается в памяти. Смысловая организация состоит из нескольких последовательных процессов: анализ информации, синтез, систематизация и обобщение.

Закон интереса. Многим людям знаком тот факт, что если их заставлять учить тот материал, который они не понимают, то ничего толкового от этого не произойдёт. Для того чтобы материал информация хорошо усваивалась, необходимо быть в ней заинтересованным. Также необходимо исключить различного рода установки, которые только помешают информации отложиться на долговременный срок.

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Память и внимание

 

Закон торможения. Запоминание нового материала тормозит запоминание предыдущего. Из этого следует, что нельзя смешивать разного рода информацию, так как это только усугубит ситуацию.

Закон повторения. Повторение материала обеспечит лучшее запоминание. Здесь главное не путать с понятием «зубрёжка». В отличие от неё, текст должен быть осмыслен и логичен, когда «зубрёжка» подразумевает запоминание любой информации, не отталкиваясь только на поверхностном изучении и не имея осмысления. Как говориться в поговорке: «Повторение – мать учения».

Как лучше запоминать

Многие люди считают, что запомнить какую либо информацию возможно благодаря доскональному её повторению себе, другими словами они «зубрят» её. Но это не самый эффективный способ, так как при зубрежке смысл теряется: вы просто учите материал, который потом, скорее всего, забудете. На самом деле существует огромное количество других более результативных методов и, какой лучше, каждый сможет выбрать для себя сам.

Методика повторения перед сном.

В первую очередь следует уделить внимание такой методике, как повторение текста перед сном и после него. Как известно, во сне мозг обрабатывает всю накопившуюся за день информацию и сохраняет самое необходимое. Окончательно закрепить материал поможет повторение уже после пробуждения. Таким образом, вы сможете легко всё запомнить благодаря сну.

Методика Цицерона

Она является одной из самых интуитивно понятных и простых. В то же время это никак не отражается на ее продуктивности. Методика Цицерона прекрасно показала себя в таки случаях как:

  1. Запоминание телефонных номеров.
  2. Запоминание текстов.
  3. Усвоение любой, хоть как-то взаимосвязанной информации.

Ходят слухи, что этот метод изобрел не Цицерон. До него им пользовался древнегреческий поэт, и сама методика корнями уходит в древнюю Грецию.

Так в чем же заключается весь метод? Его второе название – система римской комнаты более полно отражает сущность. Ведь запоминание строится именно на основе комнаты, очень знакомой Вам.

Суть методики в том, что необходимо мысленно представлять знакомую комнату и размещать в ней воспоминания. Обычно эта методика используется для запоминания текстов, но для наглядности примера возьмем слова.

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Древнеримский мыслитель Цицерон

 

К примеру, необходимо запомнить такие слова, как: пластилин и письмо. Чтобы запомнить их нужно соотнести два этих воспоминания с вещами. Например, пластилин размазать по зеркалу так, чтобы оно не давало отражения. Письмо можно разместить перед дверью. Вместо коврика.

У метода есть и определенные правила:

  • Размещать предметы необходимо в строгом порядке. То есть почасовой стрелке, сверху вниз. От одной стены к другой и т.д.
  • Необходимо использовать предметы, имеющие хотя бы минимальную связь. Или строить их в таком порядке, чтобы от одного шла нить к другому.
  • Первые разы можно записывать места, в которых расположены воспоминания.

Нужно понимать, что методика сработает только в том случае, если комната хорошо знакома. Именно поэтому опорной комнатой нужно делать либо свою спальню, либо свой кабинет.

Видео: Как работает наша память? 

Поделиться в соцсетях:

Вам будет интересно почитать:

Статья: Виды памяти и их возрастные особенности.

Виды памяти и их возрастные особенности.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим более подробно каждую из этих видов.

Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Она обладает очень коротким временем полного сохранения — 0,3-1,0 с.  Полное сохранение зрительной картины ограничивается долями секунды, но встречаются люди, у которых этот период много больше (до 10 минут), их называют эйдетиками. Они обладают способностью, в буквальном смысле этого слова, видеть на пустом экране картину или предмет, который перед тем находился перед их глазами, но в данный момент уже не экспонируется.

 Л.С. Выготский, придерживался мнения, что в детстве умеренный эйдетизм является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает несколько десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — эта память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное воспроизведение только упрочивает следы в долговременной памяти. При использовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике связано с этими двумя процессами.

  Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

        Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

        Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно.

 Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, и в частности трудовых, спортивных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Кроме выше перечисленных классификаций, в зависимости от участия воли память может быть произвольной и непроизвольной.  В первом случае имеют в виду такое запоминание, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

        Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в этом случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно.

         На этапе запоминания и на этапе воспоминания организация работы памяти подчинена задачам будущей деятельности. Мост между непроизвольной и опосредованной памятью перекинул Л.С. Выготский. Он показал, что формирование произвольной памяти происходит у ребенка с помощью опосредующей функции речи в процессе взаимодействия с взрослыми. Произвольная память формируется сначала как внешнее действие с использованием предметов, затем действие становится внутренними подчиняется самоинструкции, тогда память превращается в опосредованную.

        Исторически ранние формы произвольной памяти связаны, как показал А.Н. Леонтьев, с запоминанием одних предметов через другие. Например, человек мог положить в карман камешек, который впоследствии, попадая ему в руку, выполнял функцию напоминателя, т.е. использовался как своеобразное средство запоминания. Все это: и предметы, и действия — вспомогательные средства памяти. Запоминание и вспоминание, производимое с помощью этих посредников, называется опосредованным.

Развитие опосредованного запоминания в истории человечества шло двумя путями. Первый — совершенствование памяти с помощью внешних предметных посредников (амулеты, камешки и т.п.) — привел к построению памятников, развитию письменности, фотографии, кинематографии и т.д. Второй — проходивший через включение специальных действий (завязывания «узелка на память», зарубки) — привел к умению так проинструктировать себя при запоминании, что потом, когда возникает необходимость, суметь точно вспомнить. Главным орудием развития произвольной памяти явилась речь, ибо, когда человек овладевает внутренней речью, он может использовать слово в качестве внутреннего сигнала – посредника.

        Для произвольного логического запоминания надо научиться классификации, т.е. уметь выявлять характер отношений между предметами и явлениями. Она позволяет быстро образовывать смысловые связи и с их помощью прочно запоминать впечатления.

          П.И. Зинченко показал, что эффективность непроизвольной памяти тесно связана с определенной практической деятельностью человека. Результативность этого вида памяти определяется как способом организации этой деятельности, так и структурой целей человека.

           А.Р. Лурия  считал, что индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов. С одной стороны, память различных субъектов отличается по преобладанию той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться и уровнем своей организации.

        Известно, что у одних людей преобладает зрительный, у других — слуховой, у третьих — двигательный вид памяти. А.Р. Лурия  считал, что в индивидуальных различиях памяти проявляются как врожденные (генотипические) особенности, так и профессиональная деятельность людей, которая приводит к высокому развитию зрительной, слуховой, а иногда и вкусовой памяти. Особенно большое значение имеют, однако, различия в способах запоминания и в уровне организации памяти у различных лиц. Как показывают наблюдения, у одних лиц преобладают непосредственные, чувственные (зрительные, слуховые, двигательные ) формы запоминания, в то время как у других запоминание носит преимущественно характер сложного кодирования материала, превращения его в вербально- логические схемы.

        Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также различными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

        В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Для раннего детства характерно преобладание механической памяти. Со временем механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Она имеется уже у ребенка 3-4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основным наукам. Начало развития образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. По мере своего развития память все более сближается с мышлением. «Анализ показывает,- писал Л.С. Выготский,- что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать».

        Первоначально память носит непроизвольный характер. В дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес.

        Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием школьной программы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер.

        Специальное исследование непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что обращаясь к употреблению вспомогательных средств, тем самым изменяется структура акта запоминания; прямое, непосредственное запоминание становится опосредованным.

        На основе экспериментов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами в качестве испытуемых, А.Н. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредованного запоминания. Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти», показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.

        Начиная со школьного возраста, идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания, а затем более быстрого совершенствования опосредованной памяти. Обе кривые с возрастом обнаруживают тенденцию к сближению, так как опосредованное запоминание, развиваясь более быстрыми темпами, вскоре по продуктивности догоняет непосредственное. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

        — с 6 до14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

        — чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.

Автор считает, что это связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти ребенка, и, прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой. У детей младшего школьного возраста механическая память, которая за три-четыре года учения, прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии логическая память, так как в большинстве случаев, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью. Если детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти.

Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что память формируется у ребенка довольно рано. Способность запоминать и хранить образы в своих первичных формах складываются у младенца в течение первого года жизни. После 3-4 месяцев ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле. К полутора годам формируется долговременная память. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев. К двум годам у детей достаточно развита оперативная память. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. У большинства нормально развивающихся детей  среднего и старшего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память.

        В школьные годы продолжается интенсивное развитие памяти. У младших школьников механическая память прогрессирует достаточно быстро, несколько отстает логическая память. Младший школьник лучше запоминает наглядный материал. В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память.

        В подростковом возрасте активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти.

        Итак, младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная).

Основные виды памяти

Классификация видов памяти

Отдельные виды памяти вычленяются в соот­ветствии с тремя основными критериями (рис. 1.4):

По характеру пси­хической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

По характеру целей деятельности — на непроиз­вольную и произвольную.

По продолжительности закрепле­ния и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и опе­ративную. [20, с. 245].

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памя­ти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существу­ют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти. Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.


Классификация основных видов памяти

Рис. 1.4. Классификация видов памяти (по А. Г. Маклакову)

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение это­го вида памяти состоит в том, что она служит основой для фор­мирования различных практических и трудовых навыков, рав­но как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движе­ния мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять со­ответствующие действия. Обычно признаком хорошей двига­тельной памяти является физическая ловкость человека, сно­ровка в труде.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в дви­гательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Осо­бо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память дости­гает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста до­стигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступе­нях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны. [12, с. 257-258].

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всег­да сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потреб­ности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого че­ловека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства высту­пают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрица­тельные переживания.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмо­циональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память — память на представления, картины при­роды и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными вида­ми. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти осо­бенно интенсивно развиваются в связи со специфическими ус­ловиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) за­поминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохра­нение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное за­учивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языко­вую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то бук­вальное заучивание его оказывается уже не логическим, а меха­ническим запоминанием.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память — специфически человеческая память в отличие от двигатель­ной, эмоциональной и образной, которые в простейших фор­мах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится веду­щей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти при­надлежит основная роль в усвоении знаний детьми в про­цессе обучения.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, кото­рое прямо связано с особенностями самой актуально выполня­емой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной па­мятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, гово­рят о произвольной памяти.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем пред­ставляют собой две последовательные ступени развития памя­ти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий форми­руется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.

Однако в деятельности человека неред­ко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называют временем консолидации следов Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д., что уже непосредст­венно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они на­столько специфичны и их роль в функционировании меха­низмов накопления опыта столь значительна, что их рассмат­ривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти. В отличие от долговременной па­мяти, для которой характерно длительное сохранение мате­риала после многократного его повторения и воспроизведе­ния, кратковременная память характеризуется очень крат­ким сохранением.

Понятием оперативная память обозначают мнемические про­цессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые че­ловеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осу­ществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному резуль­тату конкретный «отработанный» материал может забываться Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Куски материала, которы­ми оперирует человек, могут быть различными (ребенок начи­нает читать со складывания букв). Объем этих кусков, так на­зываемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных единиц. [12, с. 276].

Критерии, принятые нами за основание деления памяти на виды, связанные с различными сторонами человеческой дея­тельности, выступают в ней не порознь, а в органическом единстве (рис. 1.5).


Сущность памяти

Рис. 1.3. Сущность памяти (по М. В. Гамезо, И. А. Домашенко)

Индивидуальные различия в памяти людей

Индивидуальные различия в па­мяти людей могут быть двух видов: с одной стороны, память разных людей отли­чается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, па­мять различных людей может отли­чаться и по уровню своей организа­ции.

Человек с наглядно-образным ти­пом памяти особенно хорошо запо­минает наглядные образы, цвет пред­метов, звуки, лица и т. п. Так, В. А. Моцарт, запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.

При словесно-логическом типе па­мяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: поня­тия, формулы и т. п. Например, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написан­ное другим автором, после двукратного его прочтения.

При эмоциональном типе памя­ти прежде всего сохраняются и вос­производятся пережитые человеком чувства.

См.: Развитие памяти у дошкольников (Дипломная работа).

Особенности памяти у дошкольников, условия ее развития

«Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т.д., — пишет Д. Б. Эльконин. — Запоминание часто происходит без за­метных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настоль­ко, что некоторые исследователи считают, будто именно в до­школьном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует» [33, с. 250-251].

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел вы­дающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной фор­мой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая про­извольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную па­мять.

П. П. Блонский, изучая процесс формирования памяти и мышления, открыл этапы их генезиса в дошкольном возрасте, показал их взаимосвязь, влияние друг на друга, а также проанализировал появление и развитие внутренней речи и ее связь с мышлением и под­ражанием. Он писал о том, что в дошкольном возрасте память влия­ет на мышление и определяет его ход, поэтому для дошкольника ду­мать и припоминать — сходные процессы [25, с. 207].

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребен­ка, и прежде всего в познавательных процессах — восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознан­ным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Развитие мышления при­водит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим фор­мам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает системати­зацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобре­тают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представ­ления.

На протяжении дошкольного возраста, как показала А. А. Люблинская, наблюдается переход:

  • от единичных представлений, полученных в процессе вос­приятия одного конкретного предмета, к оперированию обоб­щенными образами;
  • от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, в котором нет основных час­тей, а есть только случайные, несущественные детали в непра­вильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированно­му, логически осмысленному, вызывающему определенное от­ношение к нему ребенка;
  • от нерасчлененного, слитного статического образа к ди­намическому отображению, используемому старшими дошколь­никами в разной деятельности;
  • от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, вклю­чающих выразительные, динамические образы, то есть отра­жающие предметы в многообразии связей. [31, с. 161].

В начале дошкольного возраста память носит непроизволь­ный характер. Это значит, что ребенок не ставит еще перед со­бой сознательных целей что-либо запомнить или припомнить и не использует для этого специальных средств. Запоминание и припоминание преимущественно включены в какую-либо другую деятельность и осуществляются внутри ее.

«У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непро­извольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Ре­бенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или при­помнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специаль­ных приемов», — замечает В. С. Мухина [14, с. 206].

Но непроизвольность памяти дошкольника не означает ее механичности. Для па­мяти характерна своеобразная работа над материалом запоми­нания. Эта работа никогда не заключается в простом повторе­нии. За ним всегда стоит переработка материала, связанная с необходимостью воспроизведения. В ней, кроме понимания, можно всегда заметить выделение неко­торых элементов, особенно важных для будущего воспроизведения

У детей дошкольного возраста, как отмечает Д. Б. Эльконин [33, с. 252], можно выделить два основных вида деятельности, внутри которых происходит запоминание словесного материала. Это прежде всего деятельность по активному овладению речью. Как указывалось выше, в дошколь­ном возрасте ребенок особенно активно овладевает формами род­ного языка. В эту деятельность по овладению новыми формами слов и их сочетаний и включается запоминание, на этой же осно­ве часто происходит и воспроизведение. В связи с этим ребенок должен заметить и выделить в словах, стихотворениях их внешнюю, звуковую сторону, которая и становится основой запоминания.

Р. И. Жуковская указывает, что для запоминания до­школьниками стихотворений, потешек и т. д. существенное значе­ние имеют звучность, ритмичность и смежные рифмы. Инте­рес к самому содержанию способствует запоминанию стихо­творений только в тех случаях, когда они совершенны по форме. [Цит. по: 33, с. 252].

Не менее важное значение для развития памяти имеет актив­ное отношение ребенка к слушанию литературных произведений, деятельность по их восприятию. Это выражается во внутреннем сопереживании литературному герою. Формирующееся в дошкольном возрасте сопереживание с ге­роем, позволяющее ребенку понять содержание литературного произведения, является тем вторым видом деятельности, внутри которой происходит запоминание литературных произведений — сказок, стихотворений и т. д.

За­дача специального запоминания с целью последующего воспроиз­ведения еще не стоит перед ребенком; поэтому у него нет еще и специальных приемов по запоминанию и припоминанию. Эффективность этих процессов определяется местом, которое они занимают в структуре другой деятельности, их отноше­нием к ее мотивам и целям. Так, П. И. Зинченко изучал влияние мотивов деятельно­сти на эффективность непроизвольного запоминания. Детям старшего дошкольного возраста предлагались 10 слов; к каждому из них они должны были сами придумать другое слово: в одном случае связанное с заданным в смысловом отношении (например, молоток — гвозди, река — лодка), в другом случае придуманное слово должно было означать какое-либо свойство или действие предмета (например, петух — поет; дом — деревянный). Один раз это нужно было сделать при решении учебной задачи; в дру­гой раз — в условиях соревновательной игры. Перед детьми не ставилась задача запоминания, и лишь после того, как они вы­полнили подбор слов, их спрашивали о тех словах, с которыми они действовали.

Полученные данные показывают, что в старшем дошкольном возрасте игровые мотивы повышают эффективность непроизвольного запоминания (табл. 1). [33, с. 253].

Таблица 1

Среднее количество непроизвольно запоминаемых слов при учебном и игровом мотивах (по данным П. И. Зинченко)



Задача


При учебном мотиве


При игровом

мотиве


Придумывание слов по «связям»

Придумывание слов по «свой­ствам»


3,5

3,0


5,0

4,2


 

Непроизвольность памяти заметна и в поведении детей-дошкольников. «Младшие дети при задании рассмотреть серию картинок и запомнить другую серию ведут себя одинаково: не дослушав инструкцию, бросают беглый взгляд на картинки обеих серий, начинают играть с картинками или рассказывать что-то, навеянное их содер­жанием. И никаких специальных действий для запоминания не производят. Старшие дошкольники уже осваивают специальные действия запоминания (многократное по­вторение) и умеют ставить сознательную цель что-либо запомнить», — приводит пример Е. Е. Сапогова [28, с. 271].

Р. С. Немов считает, что переход от непроизвольной к произвольной памяти включа­ет в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. [16, с. 105].

Произвольные формы за­поминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

З. М. Истомина ставила перед детьми задачу запомнить и припомнить ряд слов один раз в ситуации лабораторных опы­тов, в другой раз в ситуации игры, когда ребенок, осуществляя роль «покупателя», должен был выполнить поручение и купить в магазине предметы, названные экспериментатором [33, с. 253-254]. Результаты этих опытов представлены в табл. 2.

Как показывают приведенные данные, эффект запоминания в ситуации игры заметно выше, причем это положение сохраня­ет свою силу на протяжении всего дошкольного возраста.

Таблица 2

Среднее количество слов, запоминаемых в условиях лабораторного задания и в условиях игры (по данным З. Л. Истоминой)



Возраст детей

В лабораторных условиях

В условиях игры

3—4 года

4—5 лет

5—6 лет

6—7 лет

0,6

1,5

2,0

2,3

1,0

3,0

3,3

3,8

 

В.С. Мухина [14, с. 207] отмечает, что овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоми­нания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, взрослый, давая ребенку поручение, тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припомина­ние вопросами: «А что было потом?», «А еще каких животных, похо­жих на лошадей, ты видел?» и т.п. Ребенок постепенно учился повто­рять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, исполь­зовать связи при припоминании. В конце концов дети осознают необ­ходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

В отечественной психологии детальное исследование возникнове­ния и развития форм опосредствованного запоминания, т. е. за­поминания с использованием определенных средств, впервые бы­ло проведено А. Н. Леонтьевым [33, с. 256-257]. Давая детям для запоми­нания слова, он предлагал им использовать в качестве вспомо­гательного средства картинки. Из этих картинок дети должны были подбирать такие, которые помогали бы им при последую­щем воспроизведении. А. Н. Леонтьев установил, что младшие дошкольники дают чрезвычайно низкие показатели запоминания и не могут использовать специально предложенные картинки для того, чтобы организовать процесс лучшего запоминания в целях последующего воспроизведения.

Вместе с тем введение картинок для облегчения запоминания существенно поднимает его эффективность у детей старшего дошкольного возраста.

Если у младших дошкольников запоминание слов при помощи картинок и без них существенно не различается, то у старших запоми­нание с картинками становится в два раза эффективнее (табл. 3). Это указывает на сдвиги в развитии памяти, происхо­дящие к старшему дошкольному возрасту.

Таблица 3

Эффективность непосредственного и опосредствованного произвольного запоминания (по данным А. Н. Леонтьева)






Возраст детей


Количество воспроизведенных слов


без использования картинок


с использованием картинок


4—5 лет

6—7 лет


2,2

4,7


2,92

8,1


Во многих исследованиях отечественных психологов (А. Н. Леонть­ев, Л. В. Занков, Н. А. Корниенко и др.) были получены данные, опровергающие положение о якобы механиче­ском характере памяти детей дошкольного возраста. Детям предлагался для запоминания самый разнообразный по степени осмысленности материал — бессмысленные слоги, цифры, картинки, слова, рассказы, стихи. Оказалось, что не только в школьном, но и в дошкольном возрасте эффективность за­поминания растет пропорционально осмысленности предлагавше­гося материала: чем он осмысленнее, тем выше эффект запоми­нания.

Таким образом, значение смысла материала как фактора запоминания выявляется уже в дошкольном возрасте (табл. 4).

Таблица 4

Эффективность запоминания бессмысленных слогов и слов в дошкольном возрасте (по данным А. Н. Леонтьева)




Возраст детей

Количество  воспроизведенных

бессмысленных слогов

осмысленных

слов

4-5 лет

6-7 лет

0,23

2,2

1,45

4,7

Полученные Н. А. Корниенко [33, с. 257-258] данные также показывают, что чем осмысленнее материал, тем выше эффективность его запоми­нания (табл. 5).

Таблица 5

Эффективность запоминания различного по степени осмысленности материала (по данным Н. А. Корниенко)





Возраст детей


Количество воспроизведенных

хорошо знако­мых игрушек, легко обозна­чаемых словом

хорошо

знакомых

слов


названий

незна­комых

деревьев


3—4 года

4—5 лет

5—6 лет

6—7 лет

3,9

4,4

5,1

5,6

1,8

3,6

4,6

4,8

0

0,3

0,4

1,2

Большая эффективность запоминания осмысленного материала по сравнению с бессмысленным свидетельствует о попытках дошкольников активно осмысливать предлагаемый материал и выражается в опосредовании процесса запоминания словом. Возникновение и развитие в дошкольном возрасте опосредования словом запоминаемого материала является показателем начала нового этапа в развитии памяти — этапа формирования ее как сознательного произвольного действия, характеризующе­гося использованием специальных средств.

Существенное значение для запоминания имеет активность детей [11, с. 223]. Если перед ребенком поставлена понятная ему и интересная задача, например если он должен к названным словам подбирать другие слова, связанные с первыми по смыслу, или связывать называемые экспериментатором слова с восприни­маемыми картинками, или подбирать слова, начинающиеся с той же буквы, число удерживаемых в памяти слов резко возрастает. Причем эти слова сохраняются дольше, чем те, которые дети за­помнили путем механического, даже многократного их повторе­ния (А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, Е. В. Гордон, З. М. Исто­мина).

Несмотря на существенные достижения в овладении произ­вольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнитель­но редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствую­щие задачи или когда этого требуют взрослые.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца до­школьного возраста значительно более продуктивным, чем произ­вольное запоминание того же материала. Вместе с тем непроизволь­ное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления (например, запоминание рассмат­риваемых картинок), оказывается менее успешным, чем произвольное.

Таким образом, память у дошкольников, несмотря на ее видимое внешнее несовер­шенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

См.: Развитие памяти у дошкольников (Дипломная работа).

Функции памяти

и список протестированных модулей памяти для серверной платы Intel® S1200KP

Спецификации памяти

и текущая протестированная память для серверной платы Intel® S1200KP перечислены ниже.

Плата имеет два разъема DIMM и поддерживает следующие функции памяти:

  • Модули DIMM DRAM DDR3 1,5 В с позолоченными контактами
  • Два независимых канала памяти с поддержкой режима чередования
  • Модули DIMM без буферизации, односторонние или двусторонние со следующим ограничением: Двусторонние модули DIMM с 16 структурой не поддерживаются
  • Максимальный общий объем системной памяти 16 ГБ (с технологией памяти 4 ГБ) (см. раздел 2.1.1 на странице 25 TPS для получения информации об общем объеме адресуемой памяти.)
  • Минимальный рекомендуемый общий объем системной памяти: 512 МБ
  • Модули DIMM с ECC и без ECC
  • Serial Presence Detect
  • DDR3 1333 МГц и DDR3 1066 МГц Модули DIMM DRAM
Примечания
  1. Для полного соответствия всем применимым спецификациям динамической памяти с произвольным доступом DDR DRAM на плате должны быть установлены модули DIMM, поддерживающие структуру данных последовательного обнаружения присутствия (SPD).Эта структура позволяет BIOS считывать данные SPD и программировать набор микросхем для точной настройки параметров памяти для обеспечения оптимальной производительности. Если установлена ​​память без SPD, BIOS пытается правильно настроить параметры памяти. Это может повлиять на производительность и надежность, или модули DIMM могут не работать при определенной частоте.
  2. Модули DIMM

  3. ECC рекомендуются для использования в серверных системах Intel®.

Список протестированных модулей памяти
(перед использованием других модулей DIMM, не указанных в списке, убедитесь, что они соответствуют указанным выше спецификациям и примечаниям):

5673 MD34 900 ГБ

ГБ

KING

ECC

900J 78 Micron

900J 78 Micron

9 0030

ECC

Samsung

ECC

8 ГБ M391B1G73AH0-CH9

T

T

T

Производитель Тип Номер модели Размер МГц
Elpida Без ECC EBJ10UE8BAFA-AG-E 1 ГБ 1066
Hynix Non-ECC HMT125U6BFR8C-G7 2 ГБ 1066
Samsung без ECC M378B567Eh2-CF8 2 ГБ 1066
Samsung Non-ECC Mh

ГБ 1066
APACER Без ECC 240P 1 ГБ 1333
KINGSTON Без ECC HP497156-C01-ELB 1 ГБ 1333
Micron Без ECC MT8JTF12864AZ-1G4F1 1 ГБ 1333
Samsung Без ECC M378B2873DZ1-CH9 1 ГБ 1333
Samsung без ECC 1333
Микрон Без ECC 16JTF25664AY-1G4D1 2 ГБ 1333
Микрон Без ECC 16JTF25664AZ-1G4F1 13JTF25664AZ-1G4F1 2 ГБ

Elpida Без ECC EBJ21UE8BBF0-DJ-F 2 ГБ 1333
Samsung Без ECC M378B5273Bh2-CH9 4 ГБ 1333
Hynix Без ECC HMT351U6AFR8C78-H9
ADATA Без ECC AX3U1600GB2G9 2 ГБ 1600
KINGSTON Без ECC KHX1600C9D3 2 ГБ 1600
KHX1866C9D3T1K3 / 3GX 1 ГБ 1866
KINGSTON Non-ECC KHX2133C9AD3T1K2 2 ГБ 2133
2133
ГБ 1066
Hynix ECC 4 ГБ HMT351U7MFR8C-G7 4 ГБ 1066
Samsung ECC 4 ГБ M391B5273Bh2-CH9 4 ГБ 137830
137830
8 ГБ 1333
Samsung ECC 8 ГБ M391B1G73BH0-CH9 8 ГБ 1333
Hynix ECC1 4 ГБ Hynix ECC 4GB Hynix ECC 4 ГБ 1333
Данные ECC 4 ГБ DTM64395A 4 ГБ 1600

.

RAM и модуль памяти DRAM

Компьютерная память обычно классифицируется как внутренняя или внешняя.

Внутренняя память , также называемая «основной или первичной памятью», относится к памяти, в которой хранятся небольшие объемы данных, к которым можно быстро получить доступ во время работы компьютера.

Внешняя память , также называемая «вторичной памятью», относится к запоминающему устройству, которое может постоянно хранить или хранить данные. Они могут быть встроенными или съемными запоминающими устройствами.Примеры включают жесткие диски или твердотельные накопители, USB-накопители и компакт-диски.

Какие типы внутренней памяти?

Существует два основных типа внутренней памяти: ROM и RAM.

ПЗУ означает постоянную память. Он энергонезависимый, что означает, что он может сохранять данные даже без питания. Он используется в основном для запуска или загрузки компьютера.

После загрузки операционной системы компьютер использует RAM , что означает оперативную память, которая временно хранит данные, пока центральный процессор (ЦП) выполняет другие задачи.Чем больше ОЗУ на компьютере, тем меньше ЦП должен считывать данные из внешней или вторичной памяти (запоминающего устройства), что позволяет компьютеру работать быстрее. Оперативная память работает быстро, но непостоянно, а это означает, что она не сохраняет данные при отсутствии питания. Поэтому важно сохранить данные на запоминающем устройстве до выключения системы.

Какие бывают типы оперативной памяти?

Существует два основных типа ОЗУ: динамическое ОЗУ (DRAM) и статическое ОЗУ (SRAM).

  • DRAM (произносится как DEE-RAM) широко используется в качестве основной памяти компьютера.Каждая ячейка памяти DRAM состоит из транзистора и конденсатора в интегральной схеме, а бит данных хранится в конденсаторе. Поскольку транзисторы всегда имеют небольшую утечку, конденсаторы будут медленно разряжаться, вызывая утечку информации, хранящейся в них; следовательно, DRAM необходимо обновлять (получать новый электронный заряд) каждые несколько миллисекунд, чтобы сохранить данные.
  • SRAM (произносится как ES-RAM) состоит из четырех-шести транзисторов. Он хранит данные в памяти до тех пор, пока в систему подается питание, в отличие от DRAM, которую необходимо периодически обновлять.Таким образом, SRAM быстрее, но также дороже, что делает DRAM более распространенной памятью в компьютерных системах.
Какие бывают распространенные типы DRAM?
  • Synchronous DRAM (SDRAM) «синхронизирует» скорость памяти с тактовой частотой процессора, так что контроллер памяти знает точный тактовый цикл, когда запрошенные данные будут готовы. Это позволяет процессору выполнять больше инструкций за один раз. Типичная SDRAM передает данные со скоростью до 133 МГц.

  • Rambus DRAM (RDRAM) назван в честь компании-производителя Rambus. Он был популярен в начале 2000-х и в основном использовался для видеоигровых устройств и видеокарт со скоростью передачи данных до 1 ГГц.

  • SDRAM с двойной скоростью передачи данных (DDR SDRAM) — это тип синхронной памяти, которая почти вдвое увеличивает пропускную способность SDRAM с одинарной скоростью передачи данных (SDR), работающей на той же тактовой частоте, за счет использования метода, называемого «двойной накачкой», который позволяет передавать данных как по переднему, так и по заднему фронту тактового сигнала без увеличения тактовой частоты.

  • DDR1 SDRAM На смену пришли DDR2, DDR3 и совсем недавно DDR4 SDRAM. Хотя модули работают по одним и тем же принципам, они не имеют обратной совместимости. Каждое поколение обеспечивает более высокую скорость передачи и более высокую производительность. Например, новейшие модули DDR4 обеспечивают высокую скорость передачи данных — 2133/2400/2666 и даже 3200 МТ / с.

Рисунок 1. Типы памяти компьютера.

Какие типы пакетов DRAM?
  • Single In-Line Memory Module (SIMM)
    SIMM-модули широко использовались с конца 1980-х по 1990-е годы, и сейчас они устарели. Обычно они имели 32-битную шину данных и были доступны в двух физических типах — 30- и 72-контактном.

  • Dual In-Line Memory Module (DIMM)
    Текущие модули памяти поставляются в виде модулей DIMM. «Двойной ряд» относится к контактам на обеих сторонах модулей. Изначально модуль DIMM имел 168-контактный разъем, поддерживающий 64-разрядную шину данных, что в два раза превышает ширину данных модулей SIMM.Более широкая шина означает, что через модуль DIMM может проходить больше данных, что повышает общую производительность. Последние модули DIMM, основанные на SDRAM с двойной скоростью передачи данных (DDR4) четвертого поколения, имеют 288-контактные разъемы для увеличения пропускной способности.

Какие бывают типы DIMM?

Существует несколько архитектур DIMM. Различные платформы могут поддерживать разные типы памяти, поэтому лучше проверить, какие модули поддерживаются на материнской плате. Вот наиболее распространенные стандартные модули DIMM с типичной длиной 133.35 мм и высотой 30 мм.

Тип DIMM

Описание

Модули DIMM без буферизации
(модули UDIMM)

Используется в основном на настольных и портативных компьютерах. Они работают быстрее и дешевле, но не так стабильны, как зарегистрированная память. Команды идут напрямую от контроллера памяти, находящегося в ЦП, к модулю памяти.

Модули DIMM с полной буферизацией
(модули FB-DIMM)

Обычно используемые в качестве основной памяти в системах, требующих большой емкости, таких как серверы и рабочие станции, модули FB-DIMM используют микросхемы расширенного буфера памяти (AMB) для повышения надежности, поддержания целостности сигнала и улучшения методов обнаружения ошибок для уменьшения числа программных ошибок. Шина AMB разделена на 14-битную шину чтения и 10-битную шину записи. Благодаря выделенной шине чтения / записи чтение и запись могут происходить одновременно, что приводит к повышению производительности.Меньшее количество выводов (69 контактов на последовательный канал по сравнению с 240 выводами на параллельных каналах) приводит к меньшей сложности маршрутизации и позволяет создавать платы меньшего размера для компактных систем с малым форм-фактором.

Зарегистрированных модулей DIMM
(RDIMM)

Также известная как «буферизованная» память, часто используется в серверах и других приложениях, требующих стабильности и надежности. RDIMM имеют встроенные регистры памяти (отсюда и название «зарегистрированные»), размещенные между памятью и контроллером памяти.Контроллер памяти буферизует команды, адресацию и тактовую цикличность, направляя инструкции в выделенные регистры памяти вместо прямого доступа к DRAM. В результате инструкции могут занимать примерно на один цикл ЦП больше, но буферизация снижает нагрузку на контроллер памяти ЦП.

DIMM со сниженной нагрузкой
(LR-DIMM)

Используйте технологию изолированного буфера памяти (iMB), которая снижает нагрузку на контроллер памяти за счет буферизации как данных, так и адресных линий.В отличие от регистра на RDIMM, который буферизует только команды, адресацию и цикл тактирования, микросхема iMB также буферизует сигналы данных. Микросхема iMB изолирует всю электрическую нагрузку, включая сигналы данных микросхем DRAM на DIMM, от контроллера памяти, поэтому контроллер памяти видит только iMB, а не микросхемы DRAM. Затем буфер памяти обрабатывает все операции чтения и записи в микросхемы DRAM, увеличивая как емкость, так и скорость. (Источник: буфер памяти изоляции)

Таблица 1.Распространенные типы модулей DIMM.

Существуют ли модули DIMM малого форм-фактора, помимо модулей DIMM стандартного размера, для систем с ограниченным пространством?

Модули DIMM малого размера (SO-DIMM) представляют собой меньшую альтернативу модулям DIMM. Стандартный модуль DIMM DDR4 имеет длину около 133,35 мм, а модули SO-DIMM примерно вдвое меньше обычных модулей DIMM и имеют длину 69,6 мм, что делает их идеальными для ультрапортативных устройств. Оба обычно имеют высоту 30 мм, но могут быть доступны в формате очень низкого профиля (VLP) высотой 20,3 мм или сверхнизкого профиля (ULP) при высоте 17 мм.От 8 до 18,2 мм. Другой тип DIMM малого форм-фактора — это Mini-RDIMM, длина которого составляет всего 82 мм по сравнению со 133 мм обычных RDIMM.

Продукты ATP DRAM

ATP предлагает промышленные модули памяти различной архитектуры, емкости и форм-факторов. Модули ATP DRAM обычно используются в промышленных ПК и встроенных системах. Устойчивые к вибрации, ударам, пыли и другим неблагоприятным условиям, модули ATP DRAM хорошо работают даже при самых сложных рабочих нагрузках и приложениях, а также в различных операционных средах.

Стремясь обеспечить долговечность продукта, ATP также продолжает предлагать устаревшие модули DRAM в определенных форм-факторах в соответствии с лицензионным соглашением с Micron Technology, Inc. Для получения информации о устаревших продуктах ATP SDRAM посетите Legacy SDRAM.

Для обеспечения высокой надежности ATP проводит тщательные испытания и валидацию от уровня IC до уровней модулей и продуктов с использованием автоматического испытательного оборудования (ATE) для различных электрических параметров, таких как предельное напряжение, частота сигнала, тактовая частота, синхронизация команд и синхронизация данных в непрерывном тепловом циклы.Тест во время выгорания (TDBI) использует специальную миниатюрную тепловую камеру, где модули подвергаются низкому и повышенному тепловым испытаниям для выявления дефектных компонентов и минимизации детской смертности IC, что обеспечивает более высокое качество продукции и снижает количество фактических отказов на месте.

В таблице ниже показаны продукты DDR4 DRAM от ATP.

Тип DIMM

Размер (Д x В мм) / Изображение

DDR4
RDIMM ECC

Стандартный: 133.35 х 31,25

Очень низкий профиль (VLP): 133,35 x 18,75

DDR4
UDIMM ECC

133,35 x 31,25

DDR4
SO-DIMM ECC

69,6 х 30

DDR4
Mini-DIMM
Без буферизации ECC

Очень низкий профиль (VLP): 80 x 18.75

Таблица 2. Продукты ATP DDR4 DRAM. (Также доступны версии без ECC.)

В таблице ниже показано сравнение размеров различных типов модулей DRAM.

Тип DIMM

Размер (Д x В мм)

DDR4

Стандартный

133.35 х 31,25

VLP (очень низкий профиль)

133,35 х 18,75

DDR3

Стандартный

133,35 х 30

VLP

от 133,35 x 18,28 до 18,79

ULP (сверхнизкий профиль)

133.От 35 x 17,78 до 18,28

DDR2

Стандартный

133,35 х 30

VLP

от 133,35 x 18,28 до 18,79

ГДР

Стандартный

133,35 х 30

VLP

133.От 35 x 18,28 до 18,79

SDRAM

Стандартный

от 133,35 x 25,4 до 43,18

Таблица 3. Сравнение размеров DDR4 / DDR3 / DDR2 / DDR.

.Руководство по

Cyclone Том 1, Глава 7, Реализации встроенной памяти с использованием блоков памяти Cyclone

% PDF-1.3
%
1 0 obj
>
endobj
2 0 obj
>>>
endobj
3 0 obj
>
поток
2001-08-01T19: 14: 23ZFrameMaker 7.22008-05-13T16: 01: 39 + 08: 002008-05-13T16: 01: 39 + 08: 00application / pdf

  • В этом документе описываются режимы и характеристики блоков памяти M4K.
  • Корпорация Альтера
  • Cyclone Handbook Том 1, Глава 7, Реализации встроенной памяти с использованием блоков памяти Cyclone
  • Copyright © 2008 Altera Corporationmemory, Cyclone, M4K, M4K MemoryAcrobat Distiller 7.0 (Windows) uuid: 1c400f4d-349e-48dc-8578-b48420b60468uuid: 980e0d1b-37d8-4f3a-ab48-5056b39a82fc

    конечный поток
    endobj
    4 0 obj
    >
    endobj
    5 0 obj
    >
    endobj
    6 0 obj
    >
    endobj
    7 0 obj
    >
    endobj
    8 0 объект
    >
    endobj
    9 0 объект
    >
    endobj
    10 0 obj
    >
    endobj
    11 0 объект
    >
    endobj
    12 0 объект
    >
    endobj
    13 0 объект
    >
    endobj
    14 0 объект
    >
    endobj
    15 0 объект
    >
    endobj
    16 0 объект
    >
    поток
    HLN0EY ڎ Khy «H
    ? 2NhAQ {& gA] lqACaSEϴ * rlTcʹC = mƸp! # MGPJ9 \ r! & C ڷ ^ nqW% y

    .Процесс сжатия памяти

    : высокая загрузка памяти и ЦП в Windows 10

    Функция сжатой памяти в Windows 10 предназначена для повышения производительности (отзывчивости) системы за счет хранения части страниц памяти в ОЗУ в сжатом виде. Это помогает уменьшить количество запросов чтения / записи к страницам памяти в медленном (по сравнению с ОЗУ) файле подкачки на жестком диске. Необходимые данные извлекаются из ОЗУ быстрее, даже если на их сжатие / распаковку тратятся дополнительные ресурсы ЦП.

    сжатая память в Windows 10

    Изначально процесс, отвечающий за подсистему сжатой памяти, находился внутри процесса System, что не слишком удобно для устранения проблем с производительностью. В Windows 10 1511 эта функция стала отдельным процессом под названием System и сжатой памятью .

    В Windows 10 Anniversary edition (1607) появился отдельный процесс Memory Compression , скрытый от диспетчера задач.Вы можете получить информацию об этом процессе с помощью командлета Get-Process PowerShell:

    Get-Process -Name «Сжатие памяти»

    Обрабатывает NPM (K) PM (K) WS (K) Идентификатор процессора (ов) SI ProcessName
    ------- ------ ----- ----- ---- - - - -----------
    0 0 1548 380920 1,104,59 1764 0 Сжатие памяти

    Кроме того, вы можете увидеть фактический размер памяти, используемый процессом сжатия памяти, с помощью Process Explorer.

    Вы также можете получить информацию об использовании сжатой памяти системой в диспетчере задач.Перейдите на вкладку Performance и выберите раздел Memory . Текущее значение использования сжатой памяти отображается значением параметра Используется (сжато) . В моем примере используется 4,5 ГБ, из которых 373 МБ сжато. Чтобы понять фактический размер данных, которые система упаковывает в сжатый блок, наведите указатель мыши на график Состав памяти :

    Используется в сжатом виде (373 МБ). Сжатая память хранит примерно 1549 МБ данных, экономя системе 1176 МБ памяти.

    Как видите, степень сжатия достигает почти 315%, так что экономия весьма существенная.

    В большинстве случаев, если ваш компьютер работает нормально и имеет достаточный объем оперативной памяти, процесс сжатия памяти работает нормально и не требует каких-либо действий со стороны администратора.

    Система и процесс сжатой памяти Высокое использование ЦП и ОЗУ

    Иногда случается, что процесс системы и сжатой памяти начинает использовать до 100% ЦП и диски пользователей или начинает увеличиваться в размере в ОЗУ (это можно увидеть в диспетчере задач).Конечно, компьютер начинает медленно работать или зависает.

    Что делать в этом случае?

    Я дам вам несколько советов, которые помогут вам решить проблему высокого использования ресурсов ПК процессом сжатой памяти

    • Попробуйте временно отключить файл подкачки в вашей системе (опция Нет файла подкачки ), перезагрузите компьютер, включите файл подкачки (опция Автоматически управлять размером файла подкачки для всех дисков ) и снова перезагрузите компьютер.
    • Если проблема сильной загрузки компьютера процессом сжатой памяти возникает только после выхода из режима сна или гибернации (и исчезает после перезагрузки), попробуйте загрузить и установить последние версии драйверов для контроллеров дисков (ACPI / AHCI / RAID / SCSI), жестких дисков и видеокарты с официальных сайтов. После этого рекомендуется отключить автоматическое обновление драйверов.

    Если эти действия не помогли, можно попробовать отключить сжатую память.

    Как отключить сжатую память в Windows 10

    Если вы хотите убедиться, что Windows 10 стабильно работает без использования сжатой памяти, вы можете временно отключить эту функцию. Для этого запустите PowerShell с правами администратора. Убедимся, что включена сжатая память:

    Get-mmagent

    Параметр Сжатие памяти: Истина показывает, что сжатая память включена.

    Отключим сжатую память:

    Disable-MMAgent –mc

    И перезагрузите компьютер:

    Перезагрузка компьютера

    После загрузки системы наблюдайте за ее поведением.Если производительность улучшилась, вы можете оставить Windows 10 с отключенной сжатой памятью.

    Чтобы включить сжатие памяти, выполните эту команду:

    Включить-MMAgent -mc

    Как правило, технология сжатия памяти в Windows 10 работает достаточно эффективно и не требует вмешательства. Если это вызывает какие-либо проблемы на вашем компьютере, вполне вероятно, что у вас проблемы с настройками системы, оборудованием или драйверами. При необходимости сжатую память можно полностью отключить.

    В некоторых случаях пользователям рекомендуется устранять проблемы со сжатой памятью следующими действиями:

    1. Отключить SuperFetch (services.msc -> SuperFetch -> Тип запуска: Отключено)
    2. Отключить полную диагностику памяти Задание RunFullMemoryDiagnostic в Планировщике задач (Планировщик задач -> Библиотека планировщика задач -> Microsoft -> Windows -> MemoryDiagnostic -> RunFullMemoryDiagnostic (Обнаруживает и устраняет проблемы в физической памяти — RAM) -> Отключить.

    В некоторых случаях эти советы помогают избавиться от высокой нагрузки на компьютер из-за процесса сжатой памяти, но в то же время основные подсистемы, которые должны оптимизировать производительность Windows, отключены, что может привести к другим проблемам с производительностью системы.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *