Основным регулятором социального поведения в малой группе являются: Социальное поведение в малой группе

Содержание

Социальное поведение в малой группе

Понятие «малая группа» в современной социологии

Определение 1

Малая группа – это понятие, которое используется специалистами для обозначения устойчивого объединения людей. Они обмениваются информацией, опытом и знаниями, и в целом их контакты носят взаимный характер. В отличие от больших групп, малые социальные группы очень немногочисленны (от 3 до 15 человек). Они объединены общей деятельностью, цель которой осмысленна, не обладает стихийностью и хаотичностью.

Поскольку в малой группе общение между каждым членом не определено какими-либо средствами (непосредственное), то это способствует возникновению некоторых эмоциональных отношений, которые могут носить не только положительный характер. Конечно, участники малых групп могут вступать в личные контакты за пределами совместной деятельности, создают семьи, общаются друг с другом как друзья. Но не стоит забывать о том, что в малых группах всегда предполагается наличие лидера, и за эту позицию может происходить в некотором смысле конкуренция, которая ведет к негативным последствиям.

Готовые работы на аналогичную тему

Отличительными чертами малой социальной группы от остальных являются следующие:

  1. Соприсутствие каждого члена как в пространственном, так и во временном эквивалентах. Это дает возможности вступить в личные контакты, создать межличностные отношения, что укрепляет связи;
  2. Наличие единой, осознанной цели, к которой каждый член стремится, осуществляя какую-либо деятельность;
  3. В группе есть руководящее начало. Это человек, который или выбран членами группы, или определяется как неформальный лидер, который предлагает основные варианты развития событий и решения актуальных проблем, которые выделяются в процессе деятельности групп.

Классификация малых групп

Малые группы в общем виде могут подразделяться на формальные и неформальные. В формальных малых группах все члены объединены официальными связями, следуют за достижением предписанной цели. Структура данной группы регламентирована, есть четкое разделение на лидера и подчиненных.

Что касается неформальных малых групп, то они отличаются от формальных тем, что в них нет официально предписанной и установленной структуры. Все взаимоотношения членов группы и действия в отношении друг друга для достижения поставленной цели носят стихийный характер. В основном на первый план выходят их личные отношения как к проблеме, так и друг к другу. Тем не менее, их объединяют общие ценности, иерархия строится в соответствии с внутренними ценностями.

Одним из видов малых групп является референтная группа (или так называемая «эталонная»). Это особая группа, чьи нормы и ценности признаются личностью основными, наиболее ценными. Зачастую такая группа ставится в пример, за ней хочется двигаться вперед, повторять ее особенности для того, чтобы быть такими же успешными, как и ее члены. Например, специалист организации ориентируется на группу более успешных коллег, которые находятся на несколько ступеней карьерной лестницы выше, чем он сам. Для спортсмена референтная группа – это более успешные рекордсмены, чемпионы, чьи имена вписаны в мировой спорт.

Таким образом, социальная группа в основном направлена на усиление возможностей индивида. Но есть и такие малые группы, которые подавляют их. К ним относятся преступные группировки, лица, объединенные криминальными целями и девиантным (асоциальным) поведением. Данные малые группы разрушают ценностные установки индивидов, склоняют их к совершению преступлений, которые могут разрушить не только их жизнь, но и жизни близких.

Социальное поведение в условиях малой группы

Социальное поведение, которое формируется в рамках малых групп, всегда основано на поведении, которое связано с реализацией групповых норм и ценностей. Оно напрямую зависит от человека, который является носителем норм и ценностей.

Замечание 1

Поведение является приемлемым и адекватным, если внутренние установки человека не противоречат тем установкам, которые определяет для себя малая группа.

Исследователи рассматривают социальное поведение в малой группе с различных сторон. Безусловно, большое внимание уделяется именно адекватному поведению, когда предпочтения, ценностные ориентации и в целом потребности человека совпадают с групповыми установками. Сюда входит правильное поведение, которое соответствует принятым нормам и правилам, ответственное поведение, когда индивид осознает свои обязанности перед остальными членами малой группы. Также к адекватному поведению относят синтонное, которое порождает гармонию и лад, отвечает потребностям человека. Оно в некоторой степени выявляется еще и как жертвенное, ведь ради достижения целей группы отдельный человек может отказать от своих желаний ради чего-то большего.

Замечание 2

Но поведение в малых группах может развиваться и по иным аспектам. например, ошибочное поведение в малых группах, которое не соответствует нормам и правилам по причине незнания или ошибки участника группы. Конфликтное поведение отражает намеренное желание человека породить напряженность в малой группе, что ведет к конфликту и возможному развалу групповых отношений между людьми.

К иным разновидностям неадекватного социального поведения в малых группах относят следующие:

  • Виктимное поведение – действия человека, его намеренные поступки с целью провокации желания напасть на него, нанести увечья;
  • Девиантное поведение – асоциальное поведение, которое не соответствует общепринятым нормам и правилам поведения в обществе. иными словами, это проступок, намеренное действие человека, которое может нанести вред ему и окружающим;
  • Делинквентное поведение в малых группах – противоправное поведение, которое не просто отклоняется от норм, но и переступает рамки закона. Зачастую это поведение относится к разряду преступного, проявляется в поступках (действии или бездействии), которые наносят вред как отдельным людям, так и целым обширным социальным группам.

Механизмы регуляции социального поведения личности

Социальное поведение

Поведение человека в отличие от поведения животных носит целеполагающий, произвольный характер.

Определение 1

С точки зрения социологии, поведение – это поведенческие процессы человека, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей. Эти потребности возникают как реакция на окружающую социальную среду.

Группа или индивид являются субъектами социального поведения. Социализация, т.е. усвоение социальных норм в первую очередь определяют поведение человека.

Если у всех людей врожденные инстинкты практически похожи, то приобретенные в процессе социализации качества у каждого человека будут различны. К тому же социальные нормы и ролевая структура общества строго регулируют социальное поведение индивида.

Социальная норма поведения полностью соответствует статусным ожиданиям, которые дают возможность обществу предсказывать действия индивида. Свое поведение сам человек может координировать с теми моделями, которые приняты в обществе.

Определение 2

Социальное поведение – это форма и способ проявления индивидом своих предпочтений и установок в социальном действии или взаимодействии.

Готовые работы на аналогичную тему

Личностная заинтересованность также оказывает большое влияние на социальное поведение. Например, человеку свойственно обсуждать только те вопросы, которые вызывают субъективный повышенный интерес, в обсуждении остальных вопросов активность индивида резко снижается.

Люди по жизни руководствуются моральными и этическими принципами, когда человек не может пойти против своих нравственных ценностей и расплачивается за это своей жизнью.

Безусловно, надо помнить и о том, что социальное поведение зависит от осведомленности о той или иной ситуации, насколько индивид владеет этой информацией, знает «правила игры» и может их использовать.

В основе поведения может лежать и такая цель, как манипулирование обществом, примером этого являются предвыборные обещания современных политиков. Для того чтобы достичь свои жизненные цели человек может применять поведение естественное и поведение ритуальное.

Естественное поведение направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Такое поведение носит природный характер и социальными нормами не регламентируется.

Ритуальное поведение или «церемонное» является индивидуально-неестественным, но, благодаря нему общество существует и воспроизводится. Для ритуала, который является неотъемлемой частью социальной жизни, характерно множество форм – от этикета до церемонии.

Чтобы человек выжил как вид, чтобы сохранить и поддержать общественные отношения выделяется форма социального поведения — поведение кооперативное, суть которого состоит во взаимопомощи друг другу и поведение родительское по отношению к своим детям.

Внешние факторы регуляции поведения

Любая личность находится в сложной системе общественных производственных, нравственных, правовых, религиозных и др. отношений. Чтобы эти отношения осуществлялись, есть самые разные виды регуляторов.

Внешние регуляторы характерны для всех социальных явлений с определением «социальный и общественный».

К ним относятся:

  • общественные отношения;
  • общественное производство;
  • общественные интересы;
  • общественное мнение;
  • социальные движения;
  • социальная напряженность;
  • социальные потребности и др.

Регуляторами поведения личности в области духовной жизни являются мораль, этика, менталитет, идеал, ценности, идеология, религия и др.

В политической сфере – это власть, бюрократия, социальные движения, а в правовых отношениях – закон, право.

Есть и общечеловеческие регуляторы, которыми выступают язык, знак, символ, ритуалы, обычаи, стандарты, социальные установки, семья и быт и др.

Социально-психологические явления – это более узкий объем внешних регуляторов. В их качестве выступают большие и малые социальные группы, такие групповые явления, как социально-психологический климат групповое мнение, конфликт, сплоченность группы и др.

Универсальная форма, регулирующая поведение – это социальные нормы, они представляют собой правило, образец поведения, принятые в данной общности. По своим параметрам социальные нормы различаются, например, правовые нормы формулируются и утверждаются государственными учреждениями и поддерживаются государством.

Исторически складываются нормы морали и нравственности, т.е. этические нормы, они регулируют поведение людей в соответствии с принципами добра и зла, идеалами справедливости. Моральные нормы – это неписаные нормы поведения человека. К этическим нормам очень близки нормы религиозные, как по своему психологическому содержанию и способу происхождения, так и механизму воздействия.

Их отличительной особенностью является конфессиональная принадлежность, т.е. более узкая общность людей.

К нормам социального поведения людей относятся ритуалы – это конвенциональные нормы, т.е. видимое действие лица, призывающее обратить внимание на какие-либо факты или явления и выразить определенное эмоциональное отношение.

Для конвенциональных норм обязательными являются следующие принципы:

  • общепринятая условность действия;
  • общественная значимость факта;
  • особая цель ритуала.

Организации используют самые разнообразные нормы, которые регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают и побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимоотношений. К этим нормам относятся образцы, правила, императивы поведения, стандарты, модели, шаблоны и др.

Внутренние регуляторы поведения человека

Объектом социальной регуляции выступает сам человек. Являясь субъектом социального поведения, он выступает и субъектом регуляции этого поведения. Поведение и деятельность человека определяют психические явления как результат детерминации внешних воздействий.

Данные качества психических явлений объединяются в функциях психического – отражения, отношения, регуляции. Внутренними регуляторами выступают когнитивные процессы.

Через когнитивные процессы человек получает, хранит, воспроизводит, преобразует информацию, необходимую для организации поведения. Как в совместной деятельности, так и в общении мощным регулятором является как устная, так и письменная речь человека.

Если язык выступает внешним регулятором поведения, то внутренняя речь – один из психологических регуляторов личного поведения. Внутренним регулятором поведения являются психические состояния – это тревожность, отчужденность, навязчивые состояния, аффективные состояния, депрессия, релаксация и др.

Психологические качества существуют в двух формах – это личностные свойства, например, идентичность, самосознание, рефлексия, самоопределение и др. и социально-психологические качества личности, такие, как мотивация достижения, социальная потребность, жизненная позиция, любовь, ненависть, страх, стыд, ответственность и др.

Мотивационно-потребностная и волевая сферы личности относятся к собственно регуляционному блоку психических явлений. Пусковым механизмом регуляции поведения является мотивация, мотивировка, мотив, а потребности человека – это основной источник мотивации.

Волевые процессы – принятие решения, борьба мотивов, стремление, желание и др. – это завершающий этап социальной регуляции поведения.

Большие группы — Студопедия

Все «большие» в количественном от­ношении образования людей разделяются на два вида:

1. Стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория.

2. В точном значении слова большие социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определен­ное место в системе общественных отношений каждого конкрет­ного типа общества и потому долговременные, устойчивые в сво­ем существовании (социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, по­ловозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы мо­гут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп.

1. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах — это нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой свя­зана данная группа. Эти регуляторы поведения, рассмотренные в единстве со специфическими позициями группы, дают такую характеристику как образ жизни группы. В рамках определенного образа жизни особое значение приобретают интересы, ценности и потребности группы.

2. He последнюю роль в психологической характеристи­ке названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумею­щаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессио­нальным группам, или такой возрастной группе, как молодежь.



Кратко охарактеризуем основные виды больших социальных групп.

1. особый интерес представляют социальные классы.

Одним из самых значимых элементов в данном случае являют­ся классовые потребности, поскольку классовое положение опре­деляет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, постольку оно же задает и опре­деленную структуру потребностей, относительное психологичес­кое значение и удельный вес каждой из них.

— Важным элементом эмоциональной сферы классовой психо­логии являются интересы. Конкретное содержание классовых интересов задается всей системой отношений, в которую данный класс включен. Психологически важно выяснить, как клас­совый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с общечеловеческими интересами и как это определяет поведе­ние и деятельность каждого отдельного индивида.


— Кроме того, к психологии класса иногда относят так называемые «социальные чувства», определенные ха­рактеристики эмоциональных состояний, свойственных группе.

— Когда речь заходит о фиксации в классовой психологии ее наиболее устойчивых компонентов, то важнейшим из таких компонентов является «психический склад». «Психический склад» классов обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого мож­но реконструировать те нормы, которыми руководствуется дан­ная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном ха­рактере. Кроме социального характера, психический склад раскрывает­ся в привычках и обычаях, а также в традициях класса. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы, а потому имеют огромное значение в понимании психологии группы, дают важнейшую характеристику такого комплексного признака класса, как его образ жизни.

2. Другим примером больших социальных групп, являются различные этнические группы. В отличие от психологии клас­сов психологические особенности различных этнических групп и, прежде всего, наций исследованы значительно лучше. Национальная (этническая) принадлежность индивида являет­ся чрезвычайно значимым для психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той мик­росреды, в условиях которой формируется личность.

В психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть — психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или эт­нические, чувства.

Основной сферой проявления национального характера явля­ется разного рода деятельность, поэтому исследование националь­ного характера возможно при помощи изучения продуктов дея­тельности: наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык важен еще и потому, что передача черт национального характера осу­ществляется в процессе социализации прежде всего при посредст­ве языка.

Целый ряд явлений, усложняющих исследования специфики национального характера, возникает и на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных объектов и особенно проявляю­щимся при восприятии представителей другой этнической груп­пы. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Он не обязательно под­разумевает формирование враждебного отношения к другим груп­пам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных об­стоятельствах.

Перейдем к характеристике стихийных больших групп. Прежде чем перейти к характеристике различных типов сти­хийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления раз­личных больших организованных групп существуют не изолиро­ванно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возни­кает по поводу отдельных событий, явлений общественной жиз­ни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоя­тельств. Динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок, непосредственная форма его выражения могут послужить стимулом для создания стихийной группы и её массовых действий. С другой сто­роны, в подобных группах популярен такой источник информа­ции — различного рода слухи и сплетни. Образовавшийся таким образом сплав суж­дений и утверждений начинает функционировать в массе или тол­пе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, проис­ходит групповое стимулирование действий.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных собы­тий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонару­шителя, недовольства действиями представителя власти или про­сто проходящего человека. Длительность ее существования опре­деляется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (отка­зались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, напри­мер к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоцио­нальный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы органи­зации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: тол­па легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к агрессивным формам.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обя­зательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она мо­жет оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные, слои населения достаточно сознательно соби­раются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обыч­но выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, предста­вители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы, поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной груп­пы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, напри­мер, в толпе. Публика — это тоже кратковременное собрание лю­дей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зре­лищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообще­ния. В более замкнутых помещениях, например, в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собираетсяради обшей и определенной цели, поэтому она более управляе­ма, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается мас­совым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Доста­точно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуп­равляемой.

Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактив­ного процесса в этих группах.

1. Заражениес давних пор исследовалось как особый способ воз­действия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен зараже­ния был известен, по-видимому, на самых ранних этапах челове­ческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить как бессознатель­ную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознан­ное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Особой ситуацией, где усиливается воздействие через зараже­ние, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следст­вием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальней­шем паника наращивает силу, когда включается в действие механизм взаимного многократного отражения. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно на­блюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во — вторых, потому, что в ситуации паники весь­ма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

2. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а имен­но целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чело­века на другого или на группу. При внушении осуществляется про­цесс передачи информации, основанный на ее некритическом вос­приятии.

3. Подражаниетакже относится к механизмам, способам воздей­ствия людей друг на друга, в том числе в условиях массового пове­дения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осу­ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго­го человека или массовых психических состояний, но воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Социальные движения — особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характерис­тики больших социальных групп и массового стихийного поведе­ния. Социальное движение представляет собой достаточно орга­низованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социаль­ной действительности. Социальные движения бывают различ­ного уровня: 1) широкие движения с глобальными целями, 2) локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соци­альной группой и 3) движения с сугубо прагматическими целями в очень огра­ниченном регионе. Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно де­монстрирует несколько общих черт.

1. социальное движение базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения.

2. всякое социальное движение имеет в качестве цели измене­ние ситуации в зависимости от его уровня: в обществе ли в целом, или в регионе, или в какой-либо группе.

3. в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости.

4. движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допусти­мо ли насилие как одно из средств.

5. всякое со­циальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.

3. Ценностно-нормативная система регуляции социального поведения личности.

1. Понятие социальной нормы.

Социальные нормы – правила поведения,
которые включают оценку и долженствование.
Главное в норме – ее препдисывающий
характер.

Бэк, Фестингер: норма – однородное
множество предписаний, которыми группа
влияет на силы, действующие на членов
этой группы, социальные эталоны, установки
модального должного с точки зрения
общества поведения, эталоны, выполняющие
функции интеграции, упорядочивания
жизни групп, индивидов, общества.

Нормы
содержат в себе и санкции. Нормы –
средства социального контроля и влияния.

  1. Универсальные (обязательные для всех)
    – нравы, обычаи

  2. Внутригрупповые ритуалы

  3. Личностные, индивидуальные

Линтон:


универсальные


специфические


альтернативные

Моррис:


абсолютные (табу)

— условные
(этикет)


побуждающие


запрещающие

Бывают
периоды, когда нормы утрачивают значение
или меняются.

Дюркгейм ввел термин «аномия» — состояние
дезорганизации, возникшее в результате
ее дезориентации, что является следствием
социальной ситуации, в которой имеет
место конфликт норм и личность сталкивается
с противоречивыми требованиями, либо
такой ситуации, когда нормы отсутствуют.

2. Обычаи, традиции, ритуалы, стыд, вина как регуляторы социального поведения.

Обычаи – относительно длительные
стандартизированные действия,
рассматриваемые как обязательные в
надлежащих ситуациях привычки и действия,
которые обеспечивают высокую степень
предсказуемости поведения в определенной
ситуации.

Традиции— это явление общественного
сознания, образуется в процессе совместной
жизни, общении и деятельности людей. На
формирование традиций воздействуют
особенности процессов восприятия и
памяти. Благодаря им сохраняются
оценочные эталоны, имеющие важное
значение в межличностных и межгрупповых
отношениях. Традиции возникают и
существуют в социальных группах,
обеспечивая сохранность приобретенного
опыта и общественных отношений. Возникают
как спонтанно в процессе бытия, так и
путем сознательно организованной
деятельности (трудовой).Ритуал
исторически сложившаяся, связанная с
мистическими верованиями форма
стереотипного массового поведения,
имеющая церемониальный характер.

Функции ритуалов:

  1. Укрепление сплоченности групп.

  2. Трансляция опыта, социальных и трудовых
    навыков от поколения к поколению.

  3. Играют важную роль в социализации.

  4. Средства развлечения, отдыха,
    удовлетворение эстетических потребностей
    членов групп.

Нормы нравственности – исторически
более устойчивые, идеализированные, в
форме заповедей, эталонный характер.

Нормы морали – не так абсолютны, могут
быть безнравственными.

Страх
— биологическая эмоция. Стыд,
вина
— человеческие
чувства. Страх
лежит в основе тревоги (она может быть
объективной, социаль­ной,
моральной). Стыд — ориентация на внешнюю
оценку. Вина — ори­ентация на самооценку.

Психологические механизмы
дейст­вия этих чувств.

На одном полюсе — страх
и мысль «Что со мной
сделают?» Другой полюс — чувство
защищенности. Стыд
«Что обо мне подумают?» Дру­гой
полюс — гордость, честь, слава. Вина
— «Что я сам о себе
могу те­перь думать?» Другой полюс
— сознание своей правоты, своего
достоин­ства.
Допустим, страх сильнее стыда. Это разные
ступени интернализации
норм — от генетически запрограммированных
реакций до индивиду­альных: совести
и морали. Моральная деградация возникает,
когда страх подавляет
стыд. Л.Колберг утверждает: «Сущность
любой морали со­стоит
в уважении, с которым личность относится
к соблюдению пра­вил…;
одностороннее уважение порождает
гетерономную мораль, в то время
как взаимное уважение приводит к
возникновению автономной морали»,
вершиной этой ступени является, по
Колбергу, чувство спра­ведливости.
Рассмотрим ступени развития морали.

  1. (Страх)
    доморальный
    уровень.
    В
    основе эгоизм ребенка, послуша­ние
    через страх — ребенок ориентируется на
    наказание или ребенок ориентируется
    на наслаждение (взаимная выгода).

  2. (Стыд)
    конвенциональная
    мораль.
    Ориентации
    на внешние нормы, правила.
    Основа — стыд (конформность), сохранение
    хороших отноше­ний
    с другими, поддержание своего авторитета.

3. (Вина)
автономная
мораль.
В
основе логическое обоснование норм,
регулируется чувством вины, строится
на нравственных принципах. Ориентация
на общественную мораль, ндивидуальные
принципы совести,
стадия вины наблюдается у немногих.
Моральные ценности — основа
автономной морали. Обнаружена связь
между интеллектом и уровнем
морального сознания. Можно сказать, что
существует культура спада
(Восток) и культура вины (Европа).

10.2. Регуляция социального поведения личности

Социальное
поведение личности– сложное социальное
и социально-психологическое явление.
По отношению к социальному поведению
понятие «детерминация» заменяется, как
правило, понятием «регуляция», что
означает упорядочивание, налаживание
чего-то в соответствии с определенными
правилами , социальными нормами.

1.
Общественные (внешние) регуляторы
социального поведения личности:
общественные отношения, общественное
мнение, общественное сознание, культура,
традиции.

2.Социально-психологические
(внешние) регуляторы социального
поведения личности: большие, малые
социальные группы.

3.
Социальные нормы — это официальные,
неофициальные, стандарты, традиции,
определяющие взаимодействие и
целостность социума. Нормы имеют
правовой статус и закрепляются в законах.
Социальные нормы усваиваются личностью
в процессе социализации.

4.
Общие социально-психологические феномены
поведения личности: символы, традиции,
предрассудки, мода, вкусы, реклама,
стереотипы.

5.Личностные
социально-психологических нормы
поведения личности: престиж (уважение
в обществе), статус, авторитет.

6.Психические
процессы (внутренние) регулирования
поведения личности: чувственные и
рациональные формы отражения
действительности.

7.Психические
состояния внутренних регуляторов
поведения личности.

Депрессия,
состояние, характеризующееся общей
пассивностью поведения.

Настроение,
чувство удовлетворения или неудовлетворения
планами, интересами.

Навязчивые
состояния, внезапно появляющиеся в
сознании мысли или побуждения к действию,
воспринимаемые человеком как чуждые и
эмоционально-неприятные.

Фрустрация,
устойчивое состояниеневозможности
удовлетворения потребностей.

Отчуждение,
изолированность, противопоставление
личности окружающим, группе, обществу
в целом.

Релаксация,
состояние покоя, расслабленности.

8.Личностные
свойства внутренней регуляции поведения.

Активность,
способность человека производить
общественно значимые преобразования
в мире.

Идентичность,
отождествление с кем-либо.

Самоопределение,
утверждение собственной позиции в
проблемных ситуациях.

Самоуважение,
переживание себя как субъекта.

Самосознание,
знание человеком самого себя и отношение
его к себе.

Самооценка,
отношение к своим возможностям, оценка
целесообразности своих действий и
поступков, своих способностей и
нравственных качеств.

«Я-концепция»
(Я-образ), представление о своей
индивидуальности, определенное единство
ценностных ориентаций.

9.Волевая
регуляция выступает завершающим этапом
регуляции социального поведения. Воля
как человеческое качество, способность
делать выбор и совершать действия:

Наиболее
важными волевыми свойствами являются
целеустремленность, настойчивость,
решительность, инициативность,
самостоятельность, последовательность,
смелость и др.

В
отношении социального поведения личности
можно выделить форму нарушения волевой
регуляции: апатия (отсутствие чувств,
желаний и интересов)

10.Механизмы
саморегуляции социального поведения
(самовоспитание, самообразование,
самосовершенствование, самоопределение
личности, ее социализация). В результате
регулирования поведения людей возникает
целостность общества.

11.Социализация
– это процесс адаптация в обществе,
усвоения ценностей, норм, определенной
роли (статуса).

Процесс
социализации личности проходит в своем
развитии три основные фазы.

Первая
фаза, заключается в освоении социальных
ценностей и норм, в результате чего
человек адаптируется в обществе.

Вторая
фаза заключается в стремлении личности
к собственной актуализации и определенном
воздействии на других членов общества.

Третья
фаза заключается в интеграции каждого
человека в определенную социальную
группу, где он раскрывает собственные
свойства и возможности. Только
последовательное протекание всего
процесса может привести к благополучному
завершению всего процесса.

В
процессе обучения у человека формируется
«вторая натура», для обозначения которой
французский социолог Пьер Бурдье (1930-
2002), ввел понятие «габитус». Габитус —
это внутренний социальный порядок.

Первый
тип габитуса — коллективное национальное
самосознание (культура). Эмигрант
воспринимается не только как иностранец,
но и как представитель определенной
социальной группы с иным габитусом

Второй
тип габитуса, влияние страты, человек
принадлежит к определенному социальному
слою, который передает своим членам
культурный капитал (джентльменский
набор), образование и воспитание.

Третий
тип габитуса- стереотипы мышления и
поведения.

Итак,
социализация – это адаптация,
приспособление личности в обществе,
один из основных механизмов, обеспечивающих
сохранение, воспроизводство и развитие
общества.

Тема 8. Социальный контроль. Социальная регуляция поведения и девиации

Цель занятия:выяснить сущность
социальной регуляции поведения индивидов
и групп в обществе, причины и виды
отклоняющегося от норм культуры
поведения, понять механизм социального
контроля.

Задачи:

Понять взаимодействие внутренних и
внешних факторов социального поведения
и контроля;

Выяснить факторы трудовой мотивации и
социально одобряемого поведения;

Выявить зависимости норм и санкций в
процессах социального контроля;

Усвоить возможные причины девиантного
поведения и способы их устранения.

План семинарского занятия:

  1. Понятие социального контроля.

  2. Социальные регуляторы поведения
    личности и мотивация трудового поведения
    работника.

  3. Девиантное поведение и его виды.

Ключевые
слова::

социальный контроль, отклоняющееся
(девиантное) поведение, девиация,
делинквентное поведение, криминальное
поведение, нормы и правила, санкции,
ценности, интересы, потребности,
установки, трудовая мотивация.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная
литература:

  1. Волков
    Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н.,
    Попов А.В. Социология. М., 2007.

  2. Кравченко
    А.И. Социология. М., 2007.

Дополнительная литература:

  1. Бабосов
    Е.М. Общая социология. Минск, 2002.

  2. Фролов
    С.С. Социология, М., 2007.

  3. Парсонс
    Т. Понятие общества: компоненты и их
    взаимоотношения // Американская
    социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

  4. Смелзер
    Н. Девиация и социальный контроль //
    Солциология. М., 1998.

  5. Субочева
    А.Д., Субочева О.Н. Социология. М., 2006.

Методические
рекомендации

1. Понятие социального контроля.

Вы уже знаете, что общество представляет
собой не механическую сумму индивидов,
а систему взаимосвязей и взаимоотношений
между ними. Вступая во взаимодействия
друг с другом, люди придерживаются норм
и правил, принятых в данном обществе
или данной социальной группе. Если их
действия или поступки не отвечают
сложившимся правилам, окружающие люди
реагируют на это отступление от норм,
призывая или вынуждая «отступивших»
действовать положенным образом. Нормы
поведения и правила взаимодействий
существуют в любом обществе независимо
от воли и желания индивидов, сохраняются
культурой данного общества и диктуют
наиболее оптимальные для социума способы
человеческих взаимоотношений. В случае
нарушения этих норм они предполагают
ответные действия со стороны общества
(других людей, специальных социальных
институтов, например, милиции), называемые
санкциями. Система объективно сложившихся
в обществе норм и правил, выработанных
коллективным сознанием и существующих
вне индивидов, сохраняемая культурой,
предполагающая корректирующее воздействие
на сознание и поведение людей посредством
определенных санкций, обладающих
принудительным действием, называется
социальным контролем.

Отдельный человек может нарушать в
своей повседневной жизни принятые в
обществе правила и нормы (разговаривать
на лекции, переходить улицу в неположенном
месте, взять чужую вещь и т.п.). В зависимости
от характера нарушения со стороны
окружающих (общества) последует
соответствующая реакция (санкции):
замечание, штраф, осуждение, насмешка,
выговор, тюремное заключение и т.п. В
социологии отступление от общепринятого
поведения получило название девиации
(отклонения), а действия вопреки
сложившимся правилам и нормам
квалифицируются как девиантное поведение.

В различных культурах девиантным
считаются различные виды поведения, в
зависимости от сложившихся традиций и
образа жизни. Различаются и санкции,
применяемые к нарушителям общественных
порядков. Общим является сам факт
существования и механизм реализации
социального контроля, основными
элементами которого являются нормы и
санкции.

Социальными нормами называются
предписания, требования, пожелания и
ожидания со стороны общества
соответствующего (общественно одобряемого)
поведения индивида или группы. Они
необходимы для упорядочения типичных
видов поведения, согласования интересов
действующих сторон, предвидения
оптимальных способов взаимодействия.
Нормы представляют собой идеальные
образцы, предписывающие, что люди должны
думать, говорить, чувствовать и делать
в тех или иных ситуациях.

Нормы различаются по масштабу применения
и степени обязательности.

По масштабу применения бывают нормы,
возникающие и существующие в малых
группах (компании друзей, семье, молодежной
тусовке, рабочей бригаде, спортивной
команде и т.п.) и нормы, регулирующие
взаимоотношения в больших группах
(общностях) и обществе в целом (национальные
традиции, религиозные обряды,
профессиональные и возрастные субкультуры,
моральные и правовые нормы, этикет).
Групповые нормы обладают большей
вариативностью, гибкостью, разнообразием
применения, одновременно являясь более
значимыми для индивида. Чем более дорог
человеку его круг общения, чем более
авторитетны и значимы составляющие его
индивиды, чем теснее контакты, тем
притягательнее нормы, диктуемые
коллективом. Общесоциальные (общекультурные)
нормы, выражая интересы общества в
целом, могут казаться отдельному индивиду
далекими, непонятными, не очень важными.
В их усвоении огромная роль принадлежит
образованию, воспитанию, которые
позволяют индивиду понять важность
этих норм, превратить их в часть своего
внутреннего мира (интериоризовать),
сделать стандартом собственного
поведения. Нормы культуры всегда
соотнесены с ценностями, т.е. опираются,
обосновываются с помощью важных для
общества представлений о правильном и
неправильном, должном и недолжном,
добром и злом.

По степени обязательности нормы
подразделяются на рекомендуемые (нормы
повседневного общения, житейского
опыта, манеры, привычки), желательные
(обычаи, традиции, обряды, нормы морали,
этикет) и строго обязательные (табу,
правовые нормы). Степень обязательности
определяется реакцией общества на
невыполнение этих норм и отражает роль
и значение нормы для жизнедеятельности
социума. Ответным действием на невыполнение
норм гигиены или поведения на лекции
может быть замечание, насмешка, шутка
и т.п. Более ощутимым для индивида будет
наказание (санкции) при нарушении
принятых в обществе традиций, религиозных
обрядов, моральных принципов. Это может
привести к прекращению общения вплоть
до изгнания из коллектива. И самые
серьезные последствия ожидают человека
при нарушении наиболее важных для
социального благополучия правил
поведения и взаимодействия, кодифицированных
в нормах права. За их неисполнением
следует арест, изоляция от общества,
физические лишения.

Как видим, санкции (ответные действия)
оказывают корректирующее и направляющее
влияние на поведение индивидов. Они
обеспечивают и стимулируют усвоение
членами общества ценностей норм культуры,
способствуют передачи их от поколения
к поколению. Санкциями называют не
только наказания, но и поощрения,
фиксирующие соблюдение социальных
норм. Социальные санкции – разветвленная
система вознаграждений за исполнение
норм (за конформизм, т.е. согласие с ними)
и наказаний за отклонение от них
(девиантность). Различают 4 типа санкций:
позитивные и негативные, формальные и
неформальные. Их сочетание (формальные
позитивные, неформальные позитивные,
формальные негативные, неформальные
негативные) демонстрирует основные
методы социального контроля. Возможны
другие классификации санкций. Например,
французский социолог Лапьер выделяет
три вида санкций: физические (наказание,
изгнание, изоляция и т.п.), экономические
(угрозы, штрафы, пени), административные
(понижение по службе, отстранение от
должности, арест).

Американский социолог Т. Парсонс называет
следующие основные методы социального
контроля, регулирующие поведение
индивидов и групп:

  1. Изоляция – отлучение человека,
    нарушившего норму (девианта) от других.

  2. Обособление – ограничение контактов
    девианта с другими людьми.

  3. Реабилитация –подготовка девианта к
    возвращению в нормальную жизнь.

Другие исследователи добавляют еще два
метода:

  1. Предотвращение девиации – рациональное
    обеспечение жизнедеятельности, снижающее
    риск девиации.

  2. Удержание (устрашение) – неотвратимость
    и справедливость наказания за девиацию.

А.И. Кравченко отмечает разнообразие
методов социального контроля, их
зависимость от ситуации, в которой они
применяются, и предлагает подразделить
их на жесткие и мягкие, прямые и косвенные.

При всем многообразии классификаций
методов социального контроля необходимо
различать два основных типа социального
контроля: формальный контроль и
неформальный контроль.

Неформальный контроль основан на
одобрении или осуждении со стороны
ближайшего окружения: друзей, родственников,
коллег, соседей, с точки зрения
общественного мнения, выраженного в
традициях и обычаях, а также средствами
массовой информации. Их называют агентами
неформального контроля. Неформальный
контроль эффективен при регулировании
частной жизни, а также в небольших
коллективах людей. В масштабах больших
обществ наряду с неформальным для
эффективной регуляции поведения должен
присутствовать формальный контроль.
Он основан на одобрении или осуждении
со стороны официальных органов власти
и администрации. Их называют агентами
формального контроля. В современном
обществе их функции выполняют органы
власти, администрации учреждений,
руководители предприятий, армия, милиция,
суды, прокуратура и т.д. Их деятельность
представляет регламентированную нормами
права устойчивую систему социальных
отношений, что позволяет говорить об
институализации (формализации) социального
контроля в современном обществе.

Роль участников группового обсуждения

Групповое обсуждение — это задание, которое обычно направлено на понимание и оценку поведения кандидата в группе. С помощью этого метода интервьюеры могут сравнивать и оценивать знания кандидата, общение и психологическую силу. Из названия совершенно очевидно, что в групповом обсуждении участвует более одного члена, и оно происходит внутри группы. В группе могут быть разные участники с точки зрения ролей, которые они играют.Вот некоторые из них:

Начальная точка: Вы заметите, что в группе будет какой-то член, который любит инициировать. Инициатором называют того, кто достаточно уверен в себе, чтобы начать обсуждение и задать тон с самого начала. Эта позиция немного рискованна. Если вы начинаете обсуждение, вам нужно быть более осознанным. Но не думайте, что если вы начали обсуждение, вы будете держать язык за зубами на протяжении всего разговора.Вы должны быть активными на протяжении всего обсуждения.

Ясные факты: Некоторые члены группы будут управлять данными. Они предоставляют точные данные и факты и подтверждают свое утверждение статистикой. Они логично предоставляют все данные и подкрепляют свою точку зрения фактами. Но верно также и то, что, обладая одними данными, вы не сможете выиграть обсуждение. Вы должны поверить в эти цифры и приложить достаточно усилий, чтобы правильно их интерпретировать. И да … все ваши факты должны быть ясными и правдивыми.

Контроллер: Некоторым членам группы нравится контролировать обсуждение. Они думают, что все, что они говорят, должно быть одобрено и другими, что может быть, а может и нет. Другие в группе вполне могут не согласиться с тем, что вы излагаете.

Умеренный Рефери: Эта категория людей выступает в роли координатора. Они гарантируют, что каждый участник получит достаточно времени и возможность выступить. Когда спор накаляется, они стараются успокоить их и привести к нормальному обсуждению, помогая другим выразить свои слова.Этот человек, как правило, хороший слушатель, но другие могут не очень одобрять его, чтобы не взять на себя все руководство.

Прирожденные лидеры: Они рождены, чтобы вести. Им не нужно прилагать много усилий, чтобы возглавить команду. Их голос, их спокойная голова, их жесты говорят все. Они не попадают в ловушку споров, а скорее подкрепляют свои доводы убедительной логикой, фактами и адекватными примерами. У них есть способность управлять ходом обсуждения и задавать ему правильное направление.Ближе к концу ведущий подводит итог всей дискуссии и выжимает заключение.

Провокационный: Этот человек считает себя В целом. Они отдают приказы другим в группе и хотят, чтобы все действовали в соответствии с ними. Иногда они раздражают и провоцируют окружающих высоким или раздражающим голосом. Они съедают время других, говоря что-то, что не имеет отношения к теме. Они плохо слушают и не могут понять, что думают другие.

Поиск неисправностей: Некоторые члены группы намеренно придираются ко всему, что говорит другой человек.У них есть возражения против всего, что касается мнения других. Они критикуют почти все остальные моменты.

Читателей: Это просто противоречит вышеупомянутой категории поиска неисправностей или критику. Эта категория людей в целом соглашается и поддерживает точку зрения других. Они демонстрируют свое согласие, кивая головой или другим жестом, который обычно означает, что они не могут согласиться более конкретно. Такие люди, как правило, не получают хороших результатов, поскольку они не демонстрируют собственных существенных аргументов и логики и просто зависят от взглядов других

Знак вопроса: Такие люди всегда задают вопросы другим.Иногда он / она раздражают других членов группы, задавая вопросы даже по простому понятному факту. Вместо того, чтобы высказывать свое собственное мнение, они склонны задавать вопросы другим людям.

Секундомер: За такими людьми довольно интересно наблюдать. Во время обсуждения они просто не увлекаются потоком темы, а следят за всеми остальными аспектами, такими как, сколько времени прошло, сколько времени еще осталось, кто все имел возможность высказать свое мнение а у кого нет и т. д.Они стремятся поддерживать порядок и достоинство. Но людям этой категории лучше придумать собственные впечатляющие взгляды.

Агрессивный: Эти члены легко раздражаются и временами становятся враждебными. Их меньше заботят точки зрения, чувства, чувства и ценности других. Они атакуют словесно своими коллегами и жестко по тону.

Аудитория / Зритель: У них нет собственных содержательных взглядов и мнений. Они почти не высказываются и почти не имеют значения.Они просто видят и слушают, что говорят другие, и никогда не высказывают своих собственных взглядов.

Нерешительность: Эту категорию людей вряд ли выберут, поскольку они очень нерешительны и непостоянны. Иногда они противоречат собственным словам и утверждениям. Они не могут организованно выражать свои идеи. Они также становятся слишком эмоциональными во время разговора и излишне отвлекают тему от основного. Они согласны или не согласны со всеми и всеми.

Capturer: Такие люди записывают каждую точку того, что говорят другие. Они делают записи, факты, детали и т. Д. На них можно будет сослаться позже, когда кто-то в группе забудет какой-либо момент.

The Settler: Их можно назвать Гармонизаторами, и они могут найти середину пути решения любой проблемы. Они избегают крайностей и способствуют снятию напряжения в группе, когда разгорается спор.

Gist Maker: Это определяет позицию человека, который резюмировал всю дискуссию и сделал верный вывод по теме группового обсуждения.

Болван: Члены группы такого типа не проявляют никакой инициативы, чтобы излагать свои взгляды. В них шнуруются новаторские, точнее любые идеи, мнения и логические взгляды. Они не вносят положительного вклада в группу.

Каждая из этих ролей является частью обсуждения в группе и играет в ней важную роль. Их поведение и роль, которую они играют, могут многое рассказать об их личности, образе мышления и их мышлении.

Авторство / ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

.

Социальные навыки Вмешательство Участие и связанное с этим улучшение исполнительной функции

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервно-психического развития, характеризующееся нарушениями социальной коммуникации. Было высказано предположение, что такие трудности связаны с нарушениями основных когнитивных процессов, таких как управляющая функция. В настоящем исследовании изучались потенциальные изменения в производительности управляющих функций, связанные с участием в программе «Вмешательство в социальную компетенцию» (SCI), краткосрочное вмешательство, направленное на улучшение социальной компетенции подростков с РАС.Лабораторные показатели поведенческой эффективности использовались для отдельной оценки потенциальных связанных с вмешательством изменений в отдельных процессах компонентов исполнительных функций (например, рабочей памяти, тормозящем контроле и когнитивной гибкости) в выборке из 22 подростков с РАС как до, так и после вмешательства. В целях сравнения через идентичные интервалы времени оценивали демографически подобранную выборку из 14 человек без РАС. Улучшения, связанные с вмешательством, наблюдались в задаче на рабочую память, причем очевидным было улучшение пространственной рабочей памяти и, в несколько меньшей степени, вербальной рабочей памяти.Значительные улучшения были также обнаружены в отношении аспекта теста переключения задач, связанного с рабочей памятью (т. Е. Затрат на смешение). Взятые вместе, эти результаты обеспечивают предварительную поддержку гипотезы о том, что участие в программе SCI сопровождается изменениями в основных нейрокогнитивных процессах, таких как рабочая память.

1. Введение

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервного развития, характеризующееся стойкими нарушениями социальной коммуникации и социальных взаимодействий, а также наличием ограниченных / повторяющихся моделей поведения [1].Основные нарушения РАС часто проявляются как трудности в базовом социальном и коммуникативном поведении (например, зрительный контакт, интонация и мимика), а также в ригидности, связанной с рутиной и повсеместной озабоченностью [2]. Трудности в навыках социального взаимодействия часто включают в себя отсутствие социальной взаимности, отсутствие невербального поведения / жестов и трудности в поддержании отношений со сверстниками [1, 3]. Хотя начало и диагностика РАС чаще всего происходит в раннем детстве, нарушения присутствуют на протяжении всей жизни [4] и могут быть особенно сложными в подростковом периоде.

Исследования показали, что значительные социально-коммуникативные нарушения у людей с РАС напрямую связаны с негативными долгосрочными результатами [5, 6]. Нарушения социальных коммуникаций могут проявляться по-разному в зависимости от общего уровня интеллектуального функционирования человека. Например, социально-коммуникативные трудности, наблюдаемые у людей с высокофункциональным аутизмом (HFA; т. Е. Люди со средними и выше средними когнитивными способностями), часто включают неспособность распознавать социальные сигналы и контексты, и поэтому учащиеся борются с соответствующими навыками разговора и интерпретацией невербального поведения. других [7].В частности, социальные нарушения для людей с HFA включают нарушения в использовании невербального поведения, несоответствующие с точки зрения развития отношения со сверстниками, неспособность искать других для удовольствия и плохую социально-эмоциональную взаимность [1, 8]. Эти нарушения могут проявляться как из-за незнания социальных навыков, так и из-за трудностей в демонстрации этих навыков в требуемых условиях [9].

1.1. Социальные проблемы и вмешательство в социальную компетентность

Социальные трудности, с которыми сталкиваются люди с РАС, по-видимому, связаны с нарушениями в различных социальных когнитивных процессах.Наиболее широко обсуждаемые конструкции, лежащие в основе социальных проблем для людей с аутизмом, включают распознавание эмоций [10, 11], теорию разума [12, 13] и исполнительное функционирование [14, 15]. Другие способствующие конструкции включают социальную мотивацию [16, 17], социальную взаимность [18] и решение социальных проблем [19, 20]. Важно отметить, что эти конструкции не ортогональны; скорее, они кажутся взаимосвязанными компонентами единого целого (краткий обзор см. [21]).

Вмешательство в социальную компетентность подростков (SCI-A; [22, 23]) основано на когнитивно-поведенческом вмешательстве и прикладных принципах поведенческой аналитики и нацелено на EF, теорию разума и распознавание эмоций как ключевые конструкции в решении проблем нарушения социальной компетентности.Хотя другие исследователи изучали потенциальную роль EF, теории разума и распознавания эмоций в существующих программах вмешательства [21], SCI-A был разработан специально с учетом этих целевых конструкций. Учебный план SCI разработан, чтобы бросить вызов мышлению p

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *