1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНОЙ ВОПРОС. Философия для аспирантов
1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНОЙ ВОПРОС
Зачастую понятия мировосприятие, миропонимание и мировоззрение употребляются в качестве синонимов. Между ними действительно существует тесная связь и единство, но последнее не исключает, а, скорее, предполагает их существенные различия.
Мировосприятие — это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений.
Достоинство мировосприятия заключается в том, что оно является предпосылкой для миропонимания и мировоззрения, условием их осуществления.
Недостаток мировосприятия кроется в его субъективности. «Ахиллесова пята» мировосприятия оказалась в поле пристального внимания Фрэнсиса Бэкона. В своем учении об «идолах» сознания основоположник методологии Нового времени отмечает, что ум человека
6
«уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде», что каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры и тем самым «ослабляет и искажает естественный свет природы».
На субъективность мировосприятия указывает и немецкий философ Г. Гегель. Рассматривая отношение человека к миру в форме гносеологического отношения субъекта к объекту, классик немецкой философии говорил: «Когда я мыслю, я отказываюсь от моей субъективной особенности, углубляясь в предмет, представляю мышлению действовать самостоятельно, и я мыслю плохо, если я прибавляю что-нибудь от себя».
С одной стороны, без ощущений, восприятий, представлений не состоится образ мировосприятия. С другой стороны, субъективность может исказить лик мира, выдать желаемое за действительность.
Миропонимание — более активная форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на мировосприятие, миропонимание оперирует категориями определенности, обусловленности и целостности. Это позволяет миропониманию ориентироваться на постижение сущности мира и ее обоснования. Но из этого не следует, что миропонимание лишено каких-либо недостатков и является универсальным средством постижения и освоения мира. Историко-философская традиция свидетельствует о проблемном характере понятийного постижения мира, о невозможности построения единого категориального каркаса миропонимания.
И тем не менее, человек в своем отношении к миру востребует те возможности, которыми он располагает.
Составляя эмоционально-ценностное и интеллектуальное отношение человека к миру, мировосприятие и миропонимание являются предпосылкой его мировоззрения.
Мировоззрение — это система взглядов человека на мир с целью определить свое отношение к миру, найти свое место, обрести смысл и цель жизни.
7
Мировоззрение формируется стихийно и сознательно. В первом случае оно складывается эмпирическим путем, дорогой проб и ошибок. Во втором случае через освоение опыта, накопленного человечеством. Первый путь кажется простым, ибо не требует специальных усилий, но обходится он дороже, ибо время жизни не располагает к экспериментам. Каждая прожитая минута нам уже не принадлежит. Да и качество стихийно сложившегося мировоззрения ограничено только личным опытом, что несет в себе опасность приумножить субъективность мировоззрения, довольствоваться неполным знанием и ложными ценностями миропонимания.
Мировоззрение, складывающееся стихийно, уступает мировоззрению, которое формируется на основе сознательного освоения общечеловеческого опыта, вобравшего в себя всю мудрость и страдания прошлых поколений.
И сегодня, и в далеком вчера, и в грядущем завтра человека волновали и будут волновать вопросы: как устроен мир, что есть человек и каково его место в мире.
Каждый человек так или иначе ставит эти вопросы, пытается их осмыслить и решить с учетом специфики содержания и возможностей своей исторической эпохи.
Ответ на эти вопросы носит мировоззренческий характер. Он задает систему координат, значимость которых не ниже, а, может быть, и выше ценностей системы пространственно-временных параметров. Без мировоззренческих координат человек обречен жить в режиме «здесь и только сейчас». Он обречен быть заложником обстоятельств, чужой воли, ибо не в состоянии соотнести знания о себе со знанием о мире и найти свое место в мире.
Поскольку мировоззрение является системой взглядов, обеспечивающих познание мира в целом и поиск места в нем человека, а также определяющих его жизненные позиции и ценностные ориентиры, то основной вопрос заключается в отношении человека к миру.
8
Это отношение можно выразить в схеме «S» — «О», где в качестве субъекта выступает самодостаточное «я» в диапазоне от конкретного индивида до конкретного общественного института, а объектом является то, что вызывает повышенный интерес и что противостоит субъекту как «не-я». Это может быть любая реальность в диапазоне от любого явления мира до другого «я».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Мировоззрение и его основной вопрос
Зачастую понятия «мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение» употребляются в качестве синонимов. Между ними действительно существует тесная связь и единство, но последнее не исключает, а, скорее, предполагает их существенные различия.
Мировосприятие — это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. Достоинство мировосприятия заключается в том, что оно является предпосылкой для миропонимания и мировоззрения, условием их осуществления.
Недостаток мировосприятия кроется в его субъективности. Фрэнсис Бэкон, — один из основоположников философии Нового времени, — отмечал, что ум человека «уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде», что каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры и тем самым «ослабляет и искажает естественный свет природы». С одной стороны, без ощущений, восприятий, представлений не состоится образ мировосприятия. С другой стороны, субъективность может исказить лик мира, выдать желаемое за действительность.
Миропонимание — более активная форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на мировосприятие, миропонимание оперирует категориями определенности, обусловленности и целостности. Это позволяет миропониманию ориентироваться на постижение сущности мира и ее обоснование. Но из этого не следует, что миропонимание лишено каких-либо недостатков и является универсальным средством постижения и освоения мира. Историко-философская традиция свидетельствует о проблемном характере понятийного постижения мира, о невозможности построения единого категориального каркаса миропонимания.
И тем не менее, человек в своем отношении к миру востребует те возможности, которыми он располагает.
Составляя эмоционально-ценностное и интеллектуальное отношение человека к миру, мировосприятие и миропонимание являются предпосылкой его мировоззрения.
«Мировоззрение — это система взглядов на мир в целом, совокупность знаний, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место в нем человека».
Мировоззрение формируется стихийно и сознательно. В первом случае оно складывается эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Во втором — через освоение опыта, накопленного человечеством. Первый путь кажется простым, поскольку не требует специальных усилий, но обходится он дороже, ибо скоротечность жизни не располагает к экспериментам. Каждая прожитая минута нам уже не принадлежит. Да и качество стихийно сложившегося мировоззрения ограничено только личным опытом, что несет в себе опасность приумножить субъективность мировоззрения, довольствоваться неполным знанием и ложными ценностями миропонимания. Мировоззрение, складывающееся стихийно, уступает мировоззрению, которое формируется на основе сознательного освоения общечеловеческого опыта, вобравшего в себя всю мудрость и страдания прошлых поколений. И сегодня, и в далеком вчера, и в будущем, человека волновали и будут волновать такие вопросы: как устроен мир; что есть человек; каково его место в мире.
Все люди, так или иначе, ставят мировоззренческие вопросы, пытаются осмыслить и решить их с учетом специфики содержания и возможностей своей исторической эпохи. Мировоззрение задает систему координат, значимость которых не ниже, а, может быть, и выше ценностей системы пространственно-временных параметров. Не позавидуешь человеку, который вдруг потерял привычное для него пространство, более того — и ориентир во времени. Еще хуже, если утрачены мировоззренческие координаты, когда человек обречен жить в режиме «здесь и только сейчас». Он обречен быть заложником обстоятельств или чужой воли, ибо не в состоянии соотнести знания о себе со знанием о мире и найти свое место в мире.
Объем мировоззренческих вопросов на протяжении человеческой истории не практически не претерпел изменений. Изменились лишь формы, в которых происходила постановка и решение мировоззренческих проблем. Для каждой исторической эпохи характерен специфический тип мировоззрения, формирующийся на основе определенного способа познавательного отношения к миру, системы этических и эстетических ценностей, понимания природы человека.
Основными типами мировоззрения являются: миф, религия, философия, наука, искусство. Философия возникла как интеллектуальная реакция на недостаточность мифа и религии и, поэтому, для уяснения сущности философского рассмотрения, необходимо знать особенности предшествующих ему мировоззрений.
Исторически и гносеологически первым типом мировоззрения является миф. В переводе с древнегреческого слово это буквально означает: «сказание, предание». В русском языке его часто использует в качестве синонимов слов «вымысел», «сказка». У древних греков миф — это сказание о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.
Основными чертами мифологического мышления являются:
* Метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание природы и космоса в целом;
* Замена объяснения мира рассказом о нем, о его сотворении;
* Отрицание строгих причинно-следственных связей, признание всеобщего оборотничества;
* Центральной категорией мифа является судьба. Жизнь человека, его будущее зависит не от него самого, а от судьбы.
* Мифологическое мировоззрение рассчитано на человека, в котором эмоциональное волевая сфера и логическая еще не отделены достаточно четко;
* В мифе, под уже имеющиеся эмпирические отношения подводится объяснительная схема, а не наоборот.
Указанные черты мифологического мировоззрения позволяют сделать вывод о том, что миф является исторически и гносеологически первой формой систематического взгляда человека на мир в целом и на самого себя. В мифе много правды, он позволил человеку развить интеллект и фантазию, дал возможность эмоциональной разгрузки. Элементы мифологического мировоззрения всегда присущи людям, даже в самых высокоразвитых цивилизациях: вера в приметы, судьбу, наличие в реальности скрытых сил, недоступных разуму, — все это признаки мифологичности нашего сознания. Но в качестве типа мировоззрения миф уступил место другим способам и формам осмысления действительности.
Главная причина, повлиявшая на уход мифа, состояла в том, что он провозглашал полную неопределенность человеческого бытия. Хотя миф и содержал знания об окружающем мире и давал возможность эмоциональной разрядки, со временем он перестал удовлетворять потребности человека в надежных знаниях о мире. Люди испытывают психологическую потребность в ощущении надежности мира, в чувстве уверенности в завтрашнем дне. Дискомфорт бытия побуждает человека к поиску новых объяснительных схем, нового упорядочивающего начала, задающего смысл всему, что есть.
Господство мифологического мировоззрения препятствовало и развитию хозяйственной деятельности, которая нуждалась в положительных знаниях о природе. Масса обрывочных эмпирических сведений из самых различных областей не укладывалась в схемы, предлагаемые в мифах. Необходима была новая обобщающая база.
Как реакция на все указанные недостатки мифа родилась следующая форма мировоззрения — религия. Религия — это вера человека в существование сверхъестественных сил, которые оказывают причинное воздействие на мир в целом и судьбу отдельных людей. Мир в религии как бы удваивается: наряду с чувственно воспринимаемым миром утверждается объективное (то есть независимое от человека) существование сверхчувственного, идеального мира. Он первичен по отношении к миру чувственных вещей и выступает в качестве идеала нравственного и эстетического совершенства и критерия истины.
Первые формы религии характеризовались:
* Анимизмом, то есть разделением всех предметов и процессов на душу и тело, причину и следствие, повеление и исполнение.
* Традиционализмом и авторитаризмом.
* Консерватизмом.
Религиозное мировоззрение возникает тогда, когда люди не понимают событий происходящих в окружающем их природном и социальном мире, испытывают экзистенциальный дискомфорт из-за неопределенности бытия. Один из наиболее доступных выходов состоит в том, чтобы приписать детерминирующее воздействие определенным объектам, скрытым от чувств и разума, незримо присутствующим в реальности.
В религии человек и окружающий его чувственный мир объявляются чем-то временным, несущественным и преходящим, имеющим смысл лишь в том случае, если допускается существование чего-то вечного, незыблемого, безусловного. Этим безусловным началом в религиях считается бог, обожествленный природный объект и т.д.
Признавая наличие абсолютного начала, религия восполняет главный недостаток мифа — отрицание упорядоченности мира, отсутствие в нем логики, центра порядка и власти. С признанием бога мир и человек оказываются вовлеченными в некое единство, организующим и смысло
Мировоззрение и его основной вопрос — Студопедия
Философия как наука
Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе л философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны?
Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к истории.
Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки — само слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеи, первоначально выдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт — можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию.
В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки». В позитивизме был сформирован вывод о том, что философия — это суррогат науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука — сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течении столетий. Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия — единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.
Посмотрим,как наука и философия взаимодействуют между собой.
Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения о их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, пробелы в конкретном научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами она таких представлений не вырабатывают — в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методыпознания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.
Философия как наука. (а) Аккумулиpуя pешение научным познанием многих вопpосов в относительно немногих категоpиях, опpеделяет и поступательность и непpеpывность научного познания; (б) непpеpывно возвpащается к стаpой пpоблеме соотношения истины и заблуждения; (в) обобщая достижения конкpетных отpаслей знания, констpуиpует самую общую методологию общего теоpетического и специального социального познания; (г) pазpабатывает специальную науку о познании (теоpию познания) как таковую.
№1 Философия познания и тип мировоззрения
Философия есть особая форма самосознания общества и человека, сущность которой состоит в рефлексивном осмыслении наиболее общих принципов, установок и ценностей, лежащих в основании бытия и мышления и определяющих практическое отношение человека к миру.
«Философия» — слово древнегреческого происхождения. Его этимология означает: любовь к мудрости — фило-софия. Диоген Лаэртский утверждал, что впервые слово «философия» употребил Пифагор в споре с Леонтом, тираном Сикиона. Пифагор утверждал, что мудрецом может быть только Бог, но не человек. Последний может только стремиться к мудрости, желать её, любить. Мудрость в понимании древних — это знание о происхождении мира, о смысле жизни человека, о том, что такое благо, красота, истина. Философ- это человек, пытающийся приобщиться к мудрости. В течении веков (а прошло почти три тысячелетия с момента появления философии) сложился стереотипный взгляд на философию как занятие избранных. Философов представляют как людей, посвятивших свою жизнь поискам смысла мироздания, сущности человека. В определенной степени этот взгляд отражает специфику философии, но только в определенной, то есть ограниченной определением.
Чтобы разобраться с феноменом философии, необходимо более подробно поговорить о её предмете, источниках, питающих философские размышления, о генезисе философского знания.
Для первичного определения предмета философии необходима своеобразная «сетка координат», ибо определение предполагает подведение неизвестного под уже известное понятие. Таковым является понятие «мировоззрения». В большинстве учебных пособий философия определяется через мировоззрение: «Философия — это теоретически сформулированное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру». Следовательно, говоря о философии как одном из типов мировоззрения, необходимо выяснить:
* Что такое мировоззрение?
* Какие типы мировоззрения существовали и существуют?
* В чем специфика именно философского мировоззрения?
Мировоззрение и его основной вопрос
Зачастую понятия «мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение» употребляются в качестве синонимов. Между ними действительно существует тесная связь и единство, но последнее не исключает, а, скорее, предполагает их существенные различия.
Мировосприятие — это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. Достоинство мировосприятия заключается в том, что оно является предпосылкой для миропонимания и мировоззрения, условием их осуществления.
Недостаток мировосприятия кроется в его субъективности. Фрэнсис Бэкон, — один из основоположников философии Нового времени, — отмечал, что ум человека «уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде», что каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры и тем самым «ослабляет и искажает естественный свет природы». С одной стороны, без ощущений, восприятий, представлений не состоится образ мировосприятия. С другой стороны, субъективность может исказить лик мира, выдать желаемое за действительность.
Миропонимание — более активная форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на мировосприятие, миропонимание оперирует категориями определенности, обусловленности и целостности. Это позволяет миропониманию ориентироваться на постижение сущности мира и ее обоснование. Но из этого не следует, что миропонимание лишено каких-либо недостатков и является универсальным средством постижения и освоения мира. Историко-философская традиция свидетельствует о проблемном характере понятийного постижения мира, о невозможности построения единого категориального каркаса миропонимания.
И тем не менее, человек в своем отношении к миру востребует те возможности, которыми он располагает.
Составляя эмоционально-ценностное и интеллектуальное отношение человека к миру, мировосприятие и миропонимание являются предпосылкой его мировоззрения.
«Мировоззрение — это система взглядов на мир в целом, совокупность знаний, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место в нем человека».
Мировоззрение формируется стихийно и сознательно. В первом случае оно складывается эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Во втором — через освоение опыта, накопленного человечеством. Первый путь кажется простым, поскольку не требует специальных усилий, но обходится он дороже, ибо скоротечность жизни не располагает к экспериментам. Каждая прожитая минута нам уже не принадлежит. Да и качество стихийно сложившегося мировоззрения ограничено только личным опытом, что несет в себе опасность приумножить субъективность мировоззрения, довольствоваться неполным знанием и ложными ценностями миропонимания. Мировоззрение, складывающееся стихийно, уступает мировоззрению, которое формируется на основе сознательного освоения общечеловеческого опыта, вобравшего в себя всю мудрость и страдания прошлых поколений. И сегодня, и в далеком вчера, и в будущем, человека волновали и будут волновать такие вопросы: как устроен мир; что есть человек; каково его место в мире.
Все люди, так или иначе, ставят мировоззренческие вопросы, пытаются осмыслить и решить их с учетом специфики содержания и возможностей своей исторической эпохи. Мировоззрение задает систему координат, значимость которых не ниже, а, может быть, и выше ценностей системы пространственно-временных параметров. Не позавидуешь человеку, который вдруг потерял привычное для него пространство, более того — и ориентир во времени. Еще хуже, если утрачены мировоззренческие координаты, когда человек обречен жить в режиме «здесь и только сейчас». Он обречен быть заложником обстоятельств или чужой воли, ибо не в состоянии соотнести знания о себе со знанием о мире и найти свое место в мире.
Объем мировоззренческих вопросов на протяжении человеческой истории не практически не претерпел изменений. Изменились лишь формы, в которых происходила постановка и решение мировоззренческих проблем. Для каждой исторической эпохи характерен специфический тип мировоззрения, формирующийся на основе определенного способа познавательного отношения к миру, системы этических и эстетических ценностей, понимания природы человека.
Основной вопрос философии. Понятие «мировоззрение» и его структура — Студопедия
Основным вопросом философии явл. Вопрос об отношении субъектов и объектов. Как наше сознание связано с материей?
Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.
1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим вних благодаря склонности к порядку и т. п.?
2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение?
3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?
4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности .
5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.
Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:
1. Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально — личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).
2. Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:
· Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).
· Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.
· Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).
· Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.
3. Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:
· Обыденное мировоззрение, формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, которые не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.
· Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фактором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализаторскими — оно формируется как результат сознательного критического отношения к миру.
Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы.
Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.
Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.
Основные мировоззренческие вопросы и отношения, которые имеют всемирное значение
(по нем. философу И. Канту)
Познавательные Практические Ценностные Социальные
отношения отношения отношения отношения
(метафизика, (мораль) (религия)
философия)
Мировоззрение возникает как общечеловеческое явление, оно присуще каждому человеку в его нормальном состоянии. Общечеловеческий характер мировоззрения предопределяет его чрезвычайно большое разнообразие, так как люди по-разному отражали и отражают мир и самих себя.
Типология мировоззрения — это не просто перечисление его возможных видов, а прежде всего, выделение типичных признаков, по которым и на основании которых осуществляется классификация основных типов мировоззрения.
Классификация мировоззрения за разными критериями:
1. По носителям:
– индивидуальное; – коллективное;
– групповое; – национальное;
-региональное.
2. По уровням мировоззрения и осознания:
— осознанное; – неосознанное;
— частично осознанное; – обыденное;
— философское; –сформированное на основах научных
знаний.
3. По историческим эпохам:
— архаическое; – античное;
— средневековое; – ренессансное;
— мировоззрение XX ст.
4. По морально-ценностным ориентирам:
— эгоистическое; – альтруистическое;
— гуманистическое; – антигуманное;
— циничное; – шовинистическое.
5. По строению:
— целостное; – фрагментарное;
— внутренне слаженное; – противоречивое.
6. По степени адекватности восприятия действительности:
— реалистическое; – фантастическое;
— искаженное; – адекватное действительности.
7. По отношению признания существования высших сущностей:
— религиозное; – скептическое;
— агностическое; – атеистическое.
Функции мировоззрения:
— интегрирование человека в мир;
— предоставление человеку важнейших жизненных ориентиров;
— подать действительность в ее человеческих измерениях и проявлениях.
—
Основные компоненты в структуре мировоззрения:
1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных, которые представляют конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизируют и обобщают результаты индивидуального и общественного познания, формируют стиль мышления общества, народа, эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, нормы, директивные действия. Основой этого элемента являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые, эстетические. В них в большей степени, чем в ценностном имеет место приказной, принудительный характер, требующий поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.
3. Эмоционально-волевой компонент – допускает то, что для реализации ценностей и норм их надо усвоить и выработать психическую модель к готовности действовать.
4. Практический компонент – это реальная готовность человека к определенному типу поведения в тех или иных обстоятельствах.
Уровни мировоззрения:
1. Жизненно-практический – характерен для мифологии и религии и включает в себя опыт, традиции, обычаи, взгляды.
Недостатки:
1) недостаточная продуманность, системность, обоснованность;
2) в нем не редки внутренние противоречия и устойчивые предрассудки.
2. Теоретический – он относится к науке и философии.
Рассмотренная классификация, компоненты и уровни мировоззрения дают возможность отметить, что философия возникает определенным типом мировоззрения: философия фигурирует как мировоззрение определенного уровня, а это означает, что все люди имеют мировоззрение, тем не менее далеко не каждый человек приобщен к философии и, соответственно, не каждый человек выходит на ее уровень в своих мировоззренческих ориентациях.
2. Понятие мировоззрения. Философское мировоззрение
Главная
особенность философии в том, что с самого
своего зарождения она представляла
собой попытку дагть более или менее
целостное мировоззрение.
Мировоззрение
можно определить как систему взглядов
на окружающий мир в целом и на самого
себя и основанную на этих взглядах
позицию по отношению к миру. Знание
о мире в целом лежит в основе жизненной
позиции, только если оно превращается
в убеждение человека в его истинности.
Таким образом, мировоззрение не является
продуктом деятельности одного лишь
мышления, каким бы логичным оно не было,
оно — результат жизненного опыта,
занятой в жизни позиции.
У
человека складывается тот или иной
взгляд на окружающий мир. но он может
быть теоретически неосмысленным, нередко
состоит из обрывков различных
противоречивых представлений. Философия
же представляет собой не просто сумму,
а систему идей, взглядов и представлений
о природе, обществе, человеке и его месте
в мире. Философское мировоззрение,
следовательно, но- сит теоретический
характер Это значит, что оно не просто
провозглашает свои принципы, а пытается
внушить их людям, доказывает, обосновывает,
логически выводит их. Этим оно
отличается от ненаучного, религиозного
мировоззрения, которое основывается
на вере в сверхъестественное и отражает
действительность преимущественно
в эмоционально — фантастической образной
форме, Конечно, не всякое теоретическое
обоснованное мировоззрение носит
научных характер. По своему содержанию
философское мировоззрение может быть
и научным и ненаучным и даже антинаучным.
Научным можно считаться только то
мировоззрение, которое основывает свои
выводы на данных современной ему
науки, пользуется научным методом
мышления и не оставляет места
различного рода антинаучным, мистическим
взглядам и предрассудкам. Очевидно,
что научность должна рассматриваться
исторически.
3. Основной вопрос философии.
Материализм
и идеализм как основные течения в
философии
Как
ни многообразны философские учения,
все они, явно или неявно, имеют в
качестве своего отправного теоретического
пункта вопрос об отношении мышления к
бытию, духовного к материальному. «
Великий
основной вопрос всей,
в особенности новейшей, философии
есть вопрос об отношении мышления к
бытию»1.!.
В
мире нет ничего, кроме идеального и
материального, и решение вопроса о
первичности одного из них необходимо
для последующего правильного освещения
других проблем философии и отнесения
всех философов к какому-то течению.
Многие
философы отрицают основной вопрос
философии, считают его необдуманным.
Однако этот вопрос имеет большое
методологическое
1.К.
Маркс и Ф,Энгельс. Сочинения., Т.21.С.282.
значение
К тому же невозможно игнорировать
противоположность идеального
материальному F.ine
Кант
писал, что одно дело — предмет мысли и
совсем другое — мысль об этом предмете
Из
домарксистских мыслителей ближе всех
к материалистическому решению
основного вопроса философии подошел
немецкий философ — материалист JT
Фейербах.
Подвергая критике, религиозное учение
о сотворение мира богом, Фейербах
противопоставил ему противоположное
воззрение: духовное возникает из
материального Однако последовательная
научно- материалистическая формулировка
основного вопроса философии впервые
была дана Ф Энгельсом. « Философиы. —
писал он, — разделилась на два больших
лагеря сообразно тому, как отвечали они
на этот вопрос.
Те, которые утверждали, что дух существовал
прежое природы, и которые, следовательно,
в конечном счете, так или иначе признавали
сотворение мира .. составили идеалистический
лагерь. Те же, которые основным началом
считали природу, примкнули к различным
школам материализма». 1
Все
философские течения и направления, в
конечном счете примыкают «ибо к
материализму, либо к идеализму. Основной
вопрос философии определяет позицию
философа, а от занимаемой позиции зависит
решение всех остальных вопросов
Основной
вопрос философии имеет две стороны
Первая сторона — это вопрос о сущности
мира (или вопрос об отношении материи
и сознания), вторая сторона — вопрос
о познаваемость мира.
Рассмотрим
вначале первую сторону основного вопроса
философии Материалисты исходят из
положения духовное есть продукт
материального Они Утверждают,
что природа. Вселенная первичны, а
мышление есть свойство че-
‘К
Маркс
и Ф.Энгельс.
Соч
.т 21
с
283 ловека,
его способность познавать мир и разумно
действовать и в этом смысле вторично,
зависит от внешнего мира.
Вторичность
сознания по отношении к материи
заключается не только в том, что оно
суть идеальное отображения внешнего
мира. Сознание вторично и в том смысле,
что оно возникло на определенной ступени
развития материальной действительности,
Однако следует отметить, что сознание
обладает относительной самостоятельностью
и в свою очередь способно оказывать
активное воздействие на материальное.
Идеалисты
исходят из положения: материальное есть
продут—
идеального.
В зависимости от того, что иОеалисты
считают основой окружающего мира, от
являются либо субмктивньши, либо
объективными.
Основателем объективного идеализма
считается древнегреческий философ
Платон ( 427- 347 д.н.э.). Он утверждал, что
первичным является мир идей, а материальный
мир — вторичным. Мир идей является вечным,
неизменным, а материальный мир — временным,
преходящим. Платон рассуждал примерно
так. Допустим, мы начертили на песке
треугольник и с помощью полученного
рисунка доказали теорему о свойствах
треугольника. О чем говорит эта теорема’1
О рисунке на песке — предмете вещественном,
осязаемом, т.е. предмете материальном?
Разумеется нет, отвечает Платон. Теорема
трактует о любом треугольнике, даже
если он нигде и никем не нарисован.
Рисунок можно стереть, он может быть
больше или меньше, хуже или лучше. Теорема
же относится к чему-то существенному
независимо от рисунка, постоянному и
неизменному. Именно поэтому она имеет
научное значение. Но что же это такое —
существующее вечно и неизменно? Это,
говорит Плагон, сущность треугольника,
или его идея Треугольник нельзя
нарисовать, не обладая заранее его
идеей. Таким образом, идеи всех вещей,
предметов существуют заранее до самих
вещей, предметов, а последние — люди,
постройки, геометрические фигуры — суть
лишь воплощения, реализация идей.
В
отличии от объективного идеализма
субъективный идеализм считает, что
предметы, которые мы видим, осязаем, не
существует независимо от наших
чувственных восприятий и представляют
собой комбинации наших ощущений,
представлений. Основателем субъективного
идеализма считается английский
философ, епископ Джордж Беркли (1685-1753).
Если
субъективный идеалист последователен,
то он должен прийти к солипсизму.
Солипсизм (от латинского-единственный
и сам)-это философская точка зрения,
согласно которой не только окружающие
предметы, но и другие люди не существуют
вне меня, объективно, а представляют
собой более или менее устойчивые
комбинации или комплексы моих ощущений..
Беркли, чтобы избежать упреков в
солипсизме, говорил, что другие люди на
самом деле существуют, ибо так создал
мир оог, допущение других людей основано
не на ощущениях, а на вере в бога.
Кроме
идеализма и материализма ( монистические
течения) существуют и такие течения как
дуализм и плюрализм.
Дуалисты считают, что в основе окружающей
действительности лежат две независимые
начала — душа и тело, материальное
и
идеальное, сознание и материя. Плюралисты
считают, что в основе
действительности лежат множество начал
( так в Древней Индии началом всего
считали четыре стихии — огонь, воду,
воздух, землю).
Что
же касается второй стороны основного
вопроса философии, то в его решении
также прослеживаются две противоборствующие
тенденции Сторонники одной из них
считают, что человеческий разум в
состоянии правильно познать окружающий
мир, что процесс познания чрезвычайно
сложный. Противоположная точка зрения
отрицает либо возможность правильного
познания мира, или возможность познания
вообще. Конечно, любой здравомыслящий
человек может сказать, что такое отрицание
бессмысленно. Тем не менее оно все же
имеет свои корни, которые можно увидеть
даже в науке, если та истолкована
неверно.
Философы, которые отрицают возможность
познания человеком объективной реальности
называются агностиками
( от греческого а-отрицание, гносис —
знать). Лишь некоторая часть материалистов
— естествоиспытателей склоняется к
отрицанию возможности достижения
достоверного объективного знания. Что
касается идеализма, го одни его предст
авители стояли на позиции познаваемости
мира ( например, объективный идеалист
Гегель, рассматривавший познание не
как отражение объективной реальности,
а как постижение мировым духом самого
себя). Другие идеалисты утверждали, что
в процессе познания мы имеем дело лишь
с нашими ощущениями и не можем выйти за
пределы познающего субъекта ( субъективные
идеалисты Беркли, Мах и др.).
Необходимо
отметь, что идеализм, прежде всего
объективный , родственен религии Тем
не менее идеализм и религия не одно и
то же Философский идеализм лишь
прокладывает доро1у религии, он не есть
бессмыслица, он суть искаженное отражение
действительности Философский идеализм
— это можно сказать рационализированная
религия
4.
Проблема метода в философии. Диалектика
и метафизика.
Если
вопрос об отношении мышления к бытию —
первый и основной вопрос философии,
то другим важнейшим ее вопросом,
определяющим подход к совершающимся в
мире процессам, является вопрос о
правильном методе. История философии
показывает, что все многообразие
философских подходов к анализу этих
процессов в конечном итоге сводится к
двум методам, способам мышления —
диалектическому и метафизическому
(Слово диалектика — древнегреческого
происхождения, что означает вести
беседу, полемику.) В Древности под
диалектикой понимали способ достижения
истины в споре, в противопоставлении
мнений путем обнаруживания противоречий
в мыслях собеседника Слово метафизика-также
древнегреческого происхождения, которое
означает «то, что идет после физики (
наука о природе)».
Диалектический
метод познания требует рассматривать
всс явления в окружающем нас мире во
взаимной связи, взаимодействии и
постоянном разви- тии
«^тот
метод исходит из того, что познать
окружающий мир и самого себя человек
может лишь при условии, что он будет
рассматривать и изучать все явления
в движении, в постоянных изменениях,
обращая внимание, прежде всего на
взаимные переходы явлений При этом
диалектический метод стремиться
везде, найти внутренний источник
развития. Сознательное применение
диалектики дает возможность правильно
пользоваться понятиями,учитывать
взаимосвязь явлений,их
противоречивость.изменчивость,возможность
перехода противоположностей друг в
друга.
Метод
противоположный диалектическому,
является метафизический метод.
Метафизический метод рассматривает
каждое явление изолированно, вне связи
и взаимодействия явлений друг с другом
Если даже приходится учитывать такие
связи и взаимодействия, то это делается
поверхностно, односторонне (т.е. они
могут признать только прямые, очевидные
связи отрицая всеобщую связь) С
метафизической точки зрения все в мире
рано или поздно повторяется, все движется
как бы по кругу, а источники движения
находятся вне предметов и явлений.
Метафизический метод не признает
коренных качественных преобразований
и революционных изменений в окружающем
нас мире, а пытается представить все
б
виде плавной эволюции и малосущественных
количественных изменений.
В
истории развития диалектикн выделяются
следующие этапы1,
сгихийная диалектика древних мыслителей;
диалектика эпохи Возрождения;
идеалистическая диалектика классической
немецкой философии; диалектика русских
революционеров демократов; материалистическая
диалектика. Все эти этапы будут рассмотрены
при изложении курса истории философии
1.3. Проблемы мировоззрения и «основной вопрос философии».
Обобщенно
говоря, проблемы мировоззрения — это
отношение «человек — мир». Что есть
человек в единстве с миром и что есть
мир в единстве с человеком? В чем сущность
и многообразие их отношения? Отсюда
идет поиск ответа на другие мировоззренческие
вопросы: а) способен ли человек
преобразовывать мир в соответствии со
своими целями и намерениями, не разрушая
при этом среду обитания; б) способен ли
человек познавать и понимать мир, самого
себя и других людей, способны ли это
делать целые народы; в) способен ли
человек быть счастливым в этом мире и
если да, то любыми ли путями можно идти
к своему счастью. Сложность в том, что
человек не может дать ответы на эти
вопросы раз и навсегда, но должен грамотно
их решать применительно к конкретным
житейским и историческим ситуациям.
Задача же философии в том, чтобы вскрыть
действительную сложность рассматриваемых
проблем и предложить пути их решения с
наименьшими издержками.
В
философии проблемы мировоззрения
осмысливаются через рассмотрение
человека в качестве субъекта, а природы
в качестве объекта на основе определенного
понимания целостности мира. Что есть
мир в целом? Можно ли ответить на этот
вопрос простым перечислением, что мир
— это деревья, поле, вещество, галактика,
знания, чувства и т.д. Мы знаем только
крохотную часть бесконечного и
безграничного окружающего нас мира, а
потому на этом пути положительного
ответа нет. Но в то же время мир для
человека, каким бы он ни был в разных
подробностях, включает в себя такие
реальности: объективную и субъективную,
природу (материю) и дух (сознание). Чтобы
понять отношение «человек — мир»,
решают проблему первичности. Если
исходить, что первична природа, а дух,
сознание продукт порожденный — это будет
материализм.
Он ориентирует на то, что природа
существует независимо от сверхестественных
сил, она подчиняется своим законам, эти
законы человек может познать и использовать
в своей практической деятельности. Если
считать, что природа порождена духом —
это будет идеализм.
Вы можете прочитать в советской
философской литературе, что такая
постановка проблемы первичности одного
или другого получила название основного
вопроса философии. Всякий человек
опирается на свое понимание мира как
целого, на определенное мировоззрение:
он либо ищет причину явлений в самой
вещи, старается
найти естественную причину,
либо бъясняет причину явлений с помощью
сверхъестественных
сил,
бога. Идеализм в философии представлен
двумя основными направлениями —
субъективным
идеализмом
и объективным
идеализмом.
В истории философской мысли выделяют
следующие формы материализма: стихийный
материализм
древних греков, метафизический
материализм
XVII-XVIII вв. и диалектический
материализм.
То или иное решение вопроса о соотношении
материального и идеального определяет,
в свою очередь, понимание процесса
познания, практической деятельности и
оценочного отношения к действительности.
В решении вопроса о познаваемости
мира
материализм и объективный идеализм
дают положительный ответ (правда с
разных позиций), а субъективный идеализм
приводит к агностицизму — направлению
в философии, ограничивающему познаваемость
мира. Метафизический материализм при
этом исходит из возможности полного и
исчерпывающего познания мира, а
диалектический материализм признает
одновременно и принципиальную
познаваемость мира, и неисчерпаемость
этого процесса.
Материалистическое
либо идеалистическое мировоззрение,
будучи обращено к задачам познания и
преобразования мира, обнаруживает себя
как метод. Метод — это способ, подход,
совокупность приемов познания мира.
Вопросы методологии также разрабатываются
философией. Исторически в философии
разрабатывалось два основных метода:
метафизический и диалектический.
Метафизический метод акцентирует
основное внимание на рассмотрение
явлений окружающего мира в их
изолированности, самостоятельности и
стабильности. Диалектический же метод
ориентирует на изучение связей и развития
явлений, а сами объективные противоречия
рассматривает как источник самодвижения
и развития.
ПРОБЛЕМ НОВОГО ВОЗРАСТА И ВАШ МИР
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БОЖЬЮ СЕМЬЮ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БОЖЬЮ СЕМЬЮ Всем, кто принял его, тем, кто верил в его имя, он дал право стать детьми Бога детьми, рожденными не естественным происхождением, ни по человеческому решению, ни с мужем
Дополнительная информация
~ ПОДЕЛИТЬСЯ ЛИЧНЫМ ПЕРСПЕКТИВОМ ~
Апрель 2012 г. ~ ПОДЕЛИТЬСЯ ЛИЧНЫМ ПЕРСПЕКТИВОМ ~ Дорогие друзья! Несомненно, общие ценности способствуют развитию отношений сотрудничества.Я не знаю, кто первым сказал это, но я определенно верю, что это правда.
Дополнительная информация
МОЛИТЬСЯ ЗА ДРУГИХ
МОЛИТЬСЯ ЗА ДРУГИХ СЕССИЯ КАК МОЛИТЬСЯ ЗА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ Когда друзья собираются вместе, они обсуждают свои проблемы. Иногда друзья рассказывают вам о своих личных трудностях
Дополнительная информация
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.для Я ЕСМЬ Кен Хемфилл
УЧЕБНОЕ РУКОВОДСТВО для «Я ЕСМЬ» от Кена Хемфилла Учебное пособие, написанное Джуди Хейс и предназначенное для использования с «Я ЕСМЬ» Кеном Хемфиллом. I AM доступен в Интернете по адресу crossbooks.com, AuxanoPress.com, Amazon.com, Borders.com,
.
Дополнительная информация
Бог вечен Урок 1
Учебная программа для дошкольников (4K / 5K) 15 и 16 августа 2009 г. Бог вечен Урок 1 Божественный атрибут: Сердце Отклик: Бог вечен Поразитесь Стих для запоминания: Иисус Христос вчера, сегодня и
тот же
Дополнительная информация
содержание водного крещения
О ВОДНОМ КРЕЩЕНИИ ВОДНОЕ КРЕЩЕНИЕ Если вы получили эту брошюру, есть вероятность, что вы заинтересованы в водном крещении или хотите узнать, что думает об этом церковь Crossroads.В любом случае,
Дополнительная информация
КАК ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ
КАК ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ Всегда будьте готовы дать ответ каждому, кто попросит вас объяснить причину вашей надежды. 1 Петра 3:15 Один из самых эффективных инструментов, которые у вас есть для обмена
Дополнительная информация
БРАЧНАЯ ЛИТУРГИЯ / БЕЗ МАССЫ
БРАЧНАЯ ЛИТУРГИЯ / НЕ МАССА Вступительная молитва A1 Отец, вы сделали узы Брака святой тайной, символом любви Христа к Его Церкви.Услышьте наши молитвы за Жениха и Невесту. С верой в тебя
Дополнительная информация
Плод духа — любовь
Плод Духа — Любовь Предсессионная разминка (Галатам 5: 22-23) Сегодня мы собираемся больше узнать о плоде Духа, который называется Любовь. Что вы думаете, когда слышите слово «любовь»? A
Дополнительная информация
Важность молитвенной жизни
Важность молитвы в жизни Молитва означает общение с Богом.Молитва приведет нас в зависимость от Бога. Человек полностью заявил перед Богом, что я ничто и Бог верховен. И декларируем без
Дополнительная информация
ЖИЗНЬ ХРИСТА из Евангелия
ЖИЗНЬ ХРИСТА из Евангелия от Марка Урок 40 Величайшая заповедь Марка 12: 28-34 Создана для использования с молодыми, невоцерковленными учениками. Адаптируется для всех возрастов, включая взрослых. Миссия Арлингтон / Миссия
Дополнительная информация
Наука и религия
1 Писание о науке и религии: Колоссянам 1: 15-20 Пастор Джон Х.Христианская реформатская церковь Нордхоф Вильямсбург 21 октября 2012 г. Утреннее служение Народ Божий: Сегодня мы разберемся с тревожным
Дополнительная информация
Изучение Библии 87. Бог хочет твоей любви
Мы, люди, единственные из всех творений Бога, которые Он создал по Своему образу (Быт. 1:27), потому что Он хочет нашей любви. Мы единственные, кто может ответить на Его любовь и ответить ей. Он дал
Дополнительная информация
Бог дает Моисею десять заповедей
Учебная программа по истории Евангелия (ОТ) ДОШКОЛЬНЫЙ Урок 34 Бог дает Моисею десять заповедей Исход 20: 1 24 24 Библейская истина Бог требует совершенного послушания, это на снимке 1.Открытие и введение …
Дополнительная информация
МОЛИТВА В САДУ
КНИГА 3, ЧАСТЬ I, УРОК 4 МОЛИТВА В САДЕ БИБЛИЯ: Луки 22: 39-53, Марка 14: 32-50 ТЕМА: Мы помним, что Иисус учил о любви и проявлял любовь во всем, что он делал. Во время Великого поста и Пасхи мы вспоминаем
Дополнительная информация
Образ Бога в вас
Ищите Господа, пока Он может быть найден, взывайте к Нему, пока Он рядом.(Исаия 55: 6). Если вы рожденное свыше дитя Всемогущего Бога, Бог дал вам движущую силу правильного поведения и силу
Дополнительная информация
Предварительно разработанный План Бога (PPOG)
Предопределение или заранее разработанный план Бога (PPOG) Письмо к Богу Отцу Пересмотрено 18.10.2013 Дорогой Бог-Отец, Спасибо за то, что дал нам Библию. Он имеет прекрасные и точные направления для нашего приключения
Дополнительная информация
Духовно развитые Иоанна 16:13
Духовные возможности Иоанна 16:13 На прошлой неделе Джим говорил об основах и важности правильного основания в нашей жизни.Без правильного фундамента здания становятся нестабильными. Без
Дополнительная информация
Дом — там где сердце
Дом там, где сердце Где твое сердце? Это то место, где вы находитесь, или поиск отношений, которые могли бы вас удовлетворить? Ваше сердце хочет создать дом для себя и своих детей, или это
Дополнительная информация
Как упростить свою жизнь
Ссылка на жизнь: от Матфея 6: 24-34. Фокус стих: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам (Матфея 6:33).Материал! Замечательные вещи везде!
Дополнительная информация
Предсказанное рождение Иисуса
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИИ ЕВАНГЕЛИЯ (Новый Завет) ДОШКОЛЬНОЕ УРОК 1 Предсказанное рождение Иисуса от ЛУКИ 1:26 38 БИБЛЕЙСКАЯ ИСТИНА МЛАДЕНЦЕВ, КОТОРЫЙ РОДИТСЯ МАРИИ, БУДЕТ СПАСИТЕЛЕМ МИРА На снимке 1. ОТКРЫТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дополнительная информация
Пой вместе с нами. 1-й уровень
Пойте с нами Уровень 1 Введение «Пойте с нами» — последний буклет Уровня 1.Он добавляется в качестве бонуса для учащегося, чтобы практиковаться в использовании английского языка в приятной и удовлетворительной форме. 31 христианин
Дополнительная информация
Быть подобным Иисусу Масштаб и последовательность
«Быть подобным Иисусу» Сфера действия и последовательность «Быть подобным Иисусу» — это исследование для детей о следовании за Иисусом. В исследовании даются ответы на важные вопросы о спасении и освящении, разъясняя элементы Евангелия
.
Дополнительная информация
12.Выбери тебя в этот день
RWS # 106, Наш Могущественный Бог … 12. Выбери себя в этот день Иисус Навин 23–24 Иисус Навин был хорошим примером. Он поставил Бога на первое место в своей жизни. Когда Иисус Навин умер в возрасте 110 лет, его назвали слугой Господа (Иисуса Навина
).
Дополнительная информация
Прощающий отец
КНИГА 1, ЧАСТЬ 3, УРОК 4 ПРОЩающий ОТЕЦ БИБЛИЯ: Луки 15: 11-32 ТЕМА: Мы можем узнать, что Иисус хочет, чтобы мы делали и были, слушая притчи, сказанные Иисусом.ПОДГОТОВКА К УРОКУ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ: Иисус
Дополнительная информация
Основы молитвы. Дети
Основы молитвы для детей (Урок 1) (учебный материал для детей, основанный на книге «Основы молитвы: кто, что, когда, где, почему и как молиться» и предоставлен вам Национальным молитвенным центром,
Дополнительная информация
Раздел # 7: НОА: ЧЕЛОВЕК ВЕРЫ
21 Руководство для обсуждения Раздел № 7: НОА: ЧЕЛОВЕК ВЕРЫ 1.Как Ной показал свою веру в Бога? 2. Насколько конкретными были указания, данные Богом? 3. Опишите размер ковчега. Читайте группе: с
Дополнительная информация
Собирает к материнскому воскресенью
Материнские воскресные молитвы собирают для Материнского воскресенья Бог сострадания, чей Сын Иисус Христос, дитя Марии, жил в доме в Назарете и привлек к себе всю человеческую семью: укрепление
Дополнительная информация
БОЖИЙ ПЛАН ВАШЕЙ ЖИЗНИ!
БОЖИЙ ПЛАН ВАШЕЙ ЖИЗНИ! Знаете ли вы, что Бог — великий планировщик? Конечно! Просто взгляните на хитросплетения Его творения.Каждая клетка, каждый живой организм был спроектирован и построен согласно Его
.
Дополнительная информация
ИИСУС ВСТРЕЧАЕТ СИМЕОНА (A.1.ЗИМА.5)
ИИСУС ВСТРЕЧАЕТ СИМЕОНА (A.1.ЗИМА.5) Библейская ссылка Луки 2: 21-40 Ключевой стих Луки 2:29 Ключевое понятие Я чувствую себя счастливым, потому что я знаю Иисуса. Образовательные цели Сегодня в конце урока дети:
человек.
Дополнительная информация
Самый большой подарок — любовь
Величайший подарок — любовь Урок воскресной школы на неделю 31 мая 2015 г.Хэл Брэди Священное Писание урока: 1 Коринфянам 13 Это выходит за рамки чувств. Это набор воли к благополучию другого человека.
Дополнительная информация
Двадцать вопросов о единстве
Двадцать вопросов о единстве (следующее из брошюры «Двадцать вопросов и ответов о единстве», опубликованной Ассоциацией церквей единства.) 1. Что такое единство? Единство позитивное, практичное
Дополнительная информация
,
Personal Worldview Inventory 1 Essay
Инвентарь личного мировоззрения
Университет Гранд-Каньон
Духовность
HLT-310V
Ричард Худок
28 июня 2015 г.
Инвентаризация личного мировоззрения
Мои личные убеждения формировали меня на протяжении всей моей жизни под множеством различных влияний. Многие люди оказали важное влияние на мою жизнь, изменив мои убеждения в обществе и мою жизнь.Две основные ценности, которые определяют мое мировоззрение, — это Бог и Этика. Это способы, которые помогают мне формировать мои убеждения и жизненные решения. Я чувствую, что самая сильная сторона моего мировоззрения — это огромное чувство духовности и мои отношения с Богом. Все эти убеждения помогают мне каждый день принимать решения. Моральные ценности, которые я усвоил, возникли в результате множества различных влияний на протяжении моей жизни. Сильное католическое влияние стало хорошей основой для сближения с Богом. Я научился жить в сострадании, служении и обучении.Этический выбор, который я сделал в своей жизни, не был самым популярным, но я живу с ним. Одно из моих убеждений состоит в том, что не все люди реагируют или действуют одинаково. Все зависит от их мировоззрения, происхождения, нравов и личностей. Моя главная цель в жизни — помогать другим с детства. Я вырос в очень религиозной католической семье. Я был средним ребенком из пяти детей в латиноамериканской семье. Я вырос в небольшой латиноамериканской общине недалеко от Мексики. Когда мы росли, мы сталкивались с людьми, живущими в бедности, и от нас ожидали, что мы поможем им тем, что у нас есть.Несмотря на то, что мы не были богатой семьей, мы старались жертвовать еду и предметы первой необходимости нуждающимся семьям. Мы подарили бы обеды в канун Рождества самым несчастным семьям с маленькими детьми на праздник. Эта традиция продолжается в моей семье, и теперь мои дети переживают ее. Мои мать и отец всегда учили нас ценностям и морали. Я выросла с верой в помощь нуждающимся. Когда я рос, я хотел быть доктором или медсестрой, потому что моей главной целью было помогать нуждающимся.Теперь, когда я осуществил свою мечту, я могу помогать нуждающимся, заботясь о них. Что такое первичная реальность?
Одно из многих определений, которые описывают Первичную реальность, звучит так: «Первичная реальность — это бесконечный личный Бог, раскрытый в Священном Писании. Этот Бог триединый, Трансцендентный, суверенный и добрый. (Сир, 2009). Он также описывает Бога как высшую силу. Бога нельзя сравнивать с изучением Космоса. Кроме того, отношения человека с Богом необычны, потому что человек может доверять Богу в решении любых жизненных проблем и общаться с ним любым личным образом.
В определении религиозного плюрализма Первичная реальность обычно относится к вере в два или более религиозных мировоззрения как действительных или приемлемых. Это множественный путь, ведущий к одному и тому же Богу. Еще в семнадцатом веке основной концепцией было совместное религиозное взаимодействие. Несмотря на то, что мусульмане и христиане верят в помощь наиболее нуждающимся, у них разные идеи и заповеди Бога (Tripp, 2000). В сциентизме основная концепция первичной реальности — главная цель — расширить научные методы на жизнь людей в обществе и политические вопросы.В постмодернизме Первичная реальность основная концепция — это основная философия, которая утверждает: «Нет абсолютной истины, не существует». Это ведет к релятивизму, который означает, что то, что правильно для одной группы, не обязательно верно для всех в современном обществе. Какова природа окружающих нас миров?
Природу можно интерпретировать как закономерности взаимоотношений. Это поддерживается буддийской верой в то, что все вещи взаимосвязаны. Это убеждение не отрицает реальности вещей, которые обычно воспринимаются как находящиеся «в объективно реальном мире», но отрицает, что эти вещи имеют какую-либо онтологически изолированную сущность (Tripp, 2000).Основная идея состоит в том, что не существует никаких существенных или действительно независимых «сущностей» вещей, потому что …
Ссылки: Noebel, D (2006). Понимание времени: столкновение сегодняшнего конкурирующего мировоззрения, 2-е (изд.) Summit Press.
Отец, Дж. (2009). Вселенная по соседству. (5-е изд.). Даунерс-Гроув, Иллинойс: Академик IVP.
Трипп, Д. (2000). «Откуда я взялся». Изучение христианства. Получено 26 июня 2015 г. с сайта www.christanity.co.nz
.
Продолжить чтение
Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ
,
PPT — Обучение с использованием библейского мировоззрения в презентации PowerPoint | бесплатно для просмотра
PowerShow.com — ведущий веб-сайт для обмена презентациями и слайд-шоу. Независимо от того, является ли ваше приложение бизнесом, практическими рекомендациями, образованием, медициной, школой, церковью, продажами, маркетингом, онлайн-обучением или просто для развлечения, PowerShow.com — отличный ресурс. И, что лучше всего, большинство его интересных функций бесплатны и просты в использовании.
Вы можете использовать PowerShow.com, чтобы найти и загрузить примеры онлайн-презентаций PowerPoint ppt практически на любую тему, которую вы можете вообразить, чтобы вы могли узнать, как улучшить свои собственные слайды и
презентации бесплатно.Или используйте его, чтобы найти и загрузить высококачественные презентации PowerPoint ppt с практическими рекомендациями и иллюстрированными или анимированными слайдами, которые научат вас делать что-то новое, также бесплатно. Или используйте его для загрузки собственных слайдов PowerPoint, чтобы вы могли поделиться ими со своими учителями, классом, студентами, руководителями, сотрудниками, клиентами, потенциальными инвесторами или всем миром. Или используйте его для создания действительно крутых слайд-шоу из фотографий — с 2D и 3D переходами, анимацией и музыкой на ваш выбор — которыми вы можете поделиться со своими друзьями в Facebook или в кругах Google+.Это тоже бесплатно!
За небольшую плату вы можете получить лучшую в отрасли конфиденциальность в Интернете или публично продвигать свои презентации и слайд-шоу с высокими рейтингами. Но в остальном это бесплатно. Мы даже преобразуем ваши презентации и слайд-шоу в универсальный формат Flash со всей их оригинальной мультимедийной красотой, включая анимацию, эффекты перехода 2D и 3D, встроенную музыку или другой звук или даже видео, встроенное в слайды. Все бесплатно. Большинство презентаций и слайд-шоу на PowerShow.com доступны для просмотра, многие даже можно бесплатно загрузить. (Вы можете выбрать, разрешить ли людям загружать ваши оригинальные презентации PowerPoint и слайд-шоу из фотографий за плату или бесплатно или вовсе.) Посетите PowerShow.com сегодня — БЕСПЛАТНО. Здесь действительно каждый найдет что-то для себя!
презентации бесплатно. Или используйте его, чтобы найти и загрузить высококачественные презентации PowerPoint ppt с практическими рекомендациями и иллюстрированными или анимированными слайдами, которые научат вас делать что-то новое, также бесплатно. Или используйте его для загрузки собственных слайдов PowerPoint, чтобы вы могли поделиться ими со своими учителями, классом, студентами, руководителями, сотрудниками, клиентами, потенциальными инвесторами или всем миром.Или используйте его для создания действительно крутых слайд-шоу из фотографий — с 2D и 3D переходами, анимацией и музыкой на ваш выбор — которыми вы можете поделиться со своими друзьями в Facebook или в кругах Google+. Это тоже бесплатно!
За небольшую плату вы можете получить лучшую в отрасли конфиденциальность в Интернете или публично продвигать свои презентации и слайд-шоу с высокими рейтингами. Но в остальном это бесплатно. Мы даже преобразуем ваши презентации и слайд-шоу в универсальный формат Flash со всей их оригинальной мультимедийной красотой, включая анимацию, эффекты перехода 2D и 3D, встроенную музыку или другой звук или даже видео, встроенное в слайды.Все бесплатно. Большинство презентаций и слайд-шоу на PowerShow.com можно бесплатно просматривать, многие даже можно бесплатно загрузить. (Вы можете выбрать, разрешить ли людям загружать ваши оригинальные презентации PowerPoint и слайд-шоу из фотографий за плату или бесплатно или вовсе.) Посетите PowerShow.com сегодня — БЕСПЛАТНО. Здесь действительно каждый найдет что-то для себя!
,
PPT — РОЛЬ WORLDVIEW презентация PowerPoint | бесплатно для просмотра
PowerShow.com — ведущий веб-сайт для обмена презентациями и слайд-шоу. Независимо от того, является ли ваше приложение бизнесом, практическими рекомендациями, образованием, медициной, школой, церковью, продажами, маркетингом, онлайн-обучением или просто для развлечения, PowerShow.com — отличный ресурс. И, что лучше всего, большинство его интересных функций бесплатны и просты в использовании.
Вы можете использовать PowerShow.com, чтобы найти и загрузить примеры онлайн-презентаций PowerPoint ppt практически на любую тему, которую вы можете вообразить, чтобы вы могли узнать, как улучшить свои собственные слайды и
презентации бесплатно.Или используйте его, чтобы найти и загрузить высококачественные презентации PowerPoint ppt с практическими рекомендациями и иллюстрированными или анимированными слайдами, которые научат вас делать что-то новое, также бесплатно. Или используйте его для загрузки собственных слайдов PowerPoint, чтобы вы могли поделиться ими со своими учителями, классом, студентами, руководителями, сотрудниками, клиентами, потенциальными инвесторами или всем миром. Или используйте его для создания действительно крутых слайд-шоу из фотографий — с 2D и 3D переходами, анимацией и музыкой на ваш выбор — которыми вы можете поделиться со своими друзьями в Facebook или в кругах Google+.Это тоже бесплатно!
За небольшую плату вы можете получить лучшую в отрасли конфиденциальность в Интернете или публично продвигать свои презентации и слайд-шоу с высокими рейтингами. Но в остальном это бесплатно. Мы даже преобразуем ваши презентации и слайд-шоу в универсальный формат Flash со всей их оригинальной мультимедийной красотой, включая анимацию, эффекты перехода 2D и 3D, встроенную музыку или другой звук или даже видео, встроенное в слайды. Все бесплатно. Большинство презентаций и слайд-шоу на PowerShow.com доступны для просмотра, многие даже можно бесплатно загрузить. (Вы можете выбрать, разрешить ли людям загружать ваши оригинальные презентации PowerPoint и слайд-шоу из фотографий за плату или бесплатно или вовсе.) Посетите PowerShow.com сегодня — БЕСПЛАТНО. Здесь действительно каждый найдет что-то для себя!
презентации бесплатно. Или используйте его, чтобы найти и загрузить высококачественные презентации PowerPoint ppt с практическими рекомендациями и иллюстрированными или анимированными слайдами, которые научат вас делать что-то новое, также бесплатно. Или используйте его для загрузки собственных слайдов PowerPoint, чтобы вы могли поделиться ими со своими учителями, классом, студентами, руководителями, сотрудниками, клиентами, потенциальными инвесторами или всем миром.Или используйте его для создания действительно крутых слайд-шоу из фотографий — с 2D и 3D переходами, анимацией и музыкой на ваш выбор — которыми вы можете поделиться со своими друзьями в Facebook или в кругах Google+. Это тоже бесплатно!
За небольшую плату вы можете получить лучшую в отрасли конфиденциальность в Интернете или публично продвигать свои презентации и слайд-шоу с высокими рейтингами. Но в остальном это бесплатно. Мы даже преобразуем ваши презентации и слайд-шоу в универсальный формат Flash со всей их оригинальной мультимедийной красотой, включая анимацию, эффекты перехода 2D и 3D, встроенную музыку или другой звук или даже видео, встроенное в слайды.Все бесплатно. Большинство презентаций и слайд-шоу на PowerShow.com можно бесплатно просматривать, многие даже можно бесплатно загрузить. (Вы можете выбрать, разрешить ли людям загружать ваши оригинальные презентации PowerPoint и слайд-шоу из фотографий за плату или бесплатно или вовсе.) Посетите PowerShow.com сегодня — БЕСПЛАТНО. Здесь действительно каждый найдет что-то для себя!
,