Основные компоненты педагогического процесса: Структура и основные компоненты целостного педагогического процесса

Содержание

описание, принципы и функции :: SYL.ru

В статье поговорим об основных компонентах педагогического процесса. Это очень интересная тема, так как она позволяет по-новому посмотреть на педагогику тем, кто от неё далек. Тем же, кто знаком с этой темой, будет полезно повторить материал.

Педагогический процесс

Для того чтобы говорить о компонентах чего-либо, сначала стоит рассмотреть само явление. Итак, целостный педагогический процесс представляет собой взаимодействие педагогов и студентов, которое организовано специальным образом. Направлено оно на выполнение развивающих, воспитательных и образовательных целей.

Обнаружить комплексный подход к вопросу организации педагогического процесса можно в том, что задачи обучения решаются комплексно, а не разрозненно. При этом все эти вопросы касаются не только той организации, в которой человек обучается, но и других учебно-воспитательных заведений, семьи и общественных организаций. Обучение невозможно без определённого воспитания, в то время как последнее открывает возможности для познания.

Главные компоненты педагогического процесса – это воспитание и обучение. Можно сказать, что это две стороны одной медали. Оба этих компонента чем-то разнятся, а в чем-то похожи, есть определённые взаимосвязи.

компоненты педагогического процесса

Функции

Компоненты целостного педагогического процесса включают в себя понятие функциональности. Любой процесс имеет не только цели, но и определенный набор функций. Основные из них:

  • информационная, которая заключается в том, что дети и студенты получают новую, необходимую и важную для них информацию;
  • воспитательная функция заключается в том, что личность человека претерпевает некоторые изменения, которые связаны с жизнью в социуме;
  • развивающая, которая заключается в том, что процесс обучения невозможен без комплексного развития человека;
  • социально-адаптационная функция помогает людям приспособиться к жизни в коллективе, уметь находить общий язык, вместе решать какие-то задачи;
  • аксиологическая функция заключается в том, что у людей формируется собственное мировоззрение, отношение к каким-либо событиям и явлениям, своя система ценностей.

Структурные компоненты педагогического процесса

Какова же структура? Она может быть субъектного или процессуального состава. Первая представляет собой состав всех участников процесса. То есть педагог, который работает в определённых условиях с определенными людьми. Процессуальный состав подразумевает более широкое понятие. Есть цель, которая имеет свое содержание. Для её достижения субъекты должны действовать, чтобы в итоге был достигнут результат.

основные компоненты педагогического процесса

Закономерности

Что касается компонентов процесса педагогического взаимодействия, то здесь большую роль играют закономерности. То есть это наиболее часто встречающаяся форма, в которой выражаются теоретические знания.

Важно понять, что именно теоретические, так как практическая часть, представленная в виде определённого набора требований и рекомендаций, может воплощаться в общих принципах и правилах.

компоненты процесса педагогического взаимодействия

Закономерности бывают общие и частные. Общие:

  1. Динамика развития. Эта закономерность означает, что у ученика, который более способен, промежуточные результаты будут лучше.
  2. Развитие в процессе обучения как личности. Надо понимать, что личностное развитие зависит от многих факторов: воспитания, учебной среды, наследственности, вовлеченности, используемых методов обучения и нахождения контакта.
  3. Управление. Это означает, что процесс обучения должен быть управляем. Результаты будут куда лучше, если между сторонами процесса будет налажена обратная связь.
  4. Стимулирование. Говорит о том, что качество обучения во многом зависит от того, мотивирован ли человек для хорошего обучения. Важно помнить о важности общественных, материальных, моральных и педагогических стимулов.
  5. Практика, логика и чувства. Уровень, скорость и качество усвоения материала во многом зависят от того, что ученик чувственно воспринимает информацию, логически её осмысляет и далее использует на практике.
  6. Внутреннее и внешнее. Это означает, что качество усвоения знаний зависит как от уровня и мастерства преподавания (внешняя составляющая), так и от того, работает ли человек самостоятельно (внутренняя составляющая).
  7. Обусловленность. Данная закономерность говорит о том, что результаты процесса обучения зависят от потребностей и возможностей обеих сторон.

Принципы

К компонентам педагогического процесса относятся принципы, которые во многом вытекают из закономерностей. Что же это такое? Принципами называются базовые моменты, которые задают тон организации, содержанию, формам и методам учебного процесса исходя из его целей и с учетом его закономерностей. Принципы помогают понять связь закономерностей и конечного результата и использовать её. Важно понимать, что принципы объективны, так как формируются они в результате анализа практической деятельности. Они позволяют регулировать другие компоненты педагогического процесса. Однако с другой стороны, принципы субъективны, так как в сознании каждого преподавателя они могут отражаться по-разному.

компоненты целостного педагогического процесса

Как мы уже поняли, принципы напрямую вытекают из закономерностей. Но есть один главенствующий принцип, который заключается в гуманистической направленности. Целью гуманизации педагогического процесса является развитие гармоничной личности, которая может спокойно решать спорные вопросы. Гуманизация внедряется повсеместно на мировом уровне.

Задачи

Технологический компонент педагогического процесса заключается в его задачах.

технологический компонент педагогического процесса

Рассмотрим основные из них:

  • ориентация личности в плане философско-мировоззренческих вопросов;
  • создание концепции личности;
  • приобщение личности к культурным ценностям общества;
  • воспитание общечеловеческой морали, которая заключается в доброте, милосердии, толерантности и т. д.;
  • воспитание уважения и приобщения к российской ментальности;
  • развитие валеологического видения мира;
  • формирование правильного отношения к труду как социальной и личностной потребности.

Гуманитаризация

Один из основных компонентов педагогического процесса — гуманизация — включает в себя понятие гуманитаризации. Это довольно обширное понятие. Что же оно означает? Во-первых, это значит, что во всех предметах и дисциплинах, которые человек изучает, должно быть много конкретной информации о человеке, понятии человечности. То есть материал не должен быть сухим набором фактов. Во-вторых, речь идет о том, что гуманитарные предметы должны преподаваться более усовершенствованно, то есть необходимо больше уделять внимания этим предметам, квалификации преподавателей, их ведущих. Также речь идет о том, что гуманитарным предметам должна быть отдана приоритетная и главенствующая роль в образовательном процессе. Немаловажный акцент делается на том, что определённая гуманизация должна присутствовать и при ведении точных предметов, таких как математика, физика, биология, химия, информатика.

структурные компоненты педагогического процесса

Этапы и компоненты

Есть четыре основных компонента педагогического процесса в плане его структурной организации. Это целевой компонент, который очерчивает конкретные цели. Содержательный компонент, который занимается разработкой содержания преподавания. Операционно-деятельностная составляющая говорит о том, что процесс воспитания и обучения должен происходить благодаря взаимодействию двух сторон. Оценочно-результативная составляющая состоит из оценки, проверки и анализа результатов, которые были получены в результате учебно-воспитательного процесса. Эта составляющая помогает понять эффективность занятий.

к компонентам педагогического процесса относятся

Есть три основных и простых этапа педагогического процесса:

  1. Подготовительный этап заключается в построении целей, проведении диагностики аудитории, составлении прогнозов и планов обучения.
  2. Основной этап заключается в исполнительстве. То есть происходит непосредственно само обучение, налаживание обратной связи, контроль.
  3. Заключительный этап – это момент аналитики, когда ищутся ошибки, причины неудач и разрабатываются методы для устранения отклонений.

Вот мы и разобрались с тем, что такое педагогический процесс.

Компоненты педагогического процесса — Студопедия

Структура педагогического процесса образуется из органически связанных компонентов. Системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, её носитель – социально подготовленный взрослый – педагог, который является носителем цели и передовых идеалов, обладателем знаний и мастерства воспитания.

Педагог в педагогическом процессе выступает одновременно как его субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он получает специальное педагогическое образование, осознаёт себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Он формирует свое диалектико-математическое мировоззрение, развивает способность к активному общению с детьми, организации их жизни и психолого-педагогическому воздействию на них.

Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с детьми, подвергается воспитательным воздействиям, и стремиться к самосовершенствованию. В этом ему помогает развитое диалектическое мышление, способность эмоционального отношения к себе и детям, готовность к критической переоценке своих позиций и поступков.

Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом, является ребёнок. Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагог — ребёнок» при ведущей роли педагога. Ребёнок как объект педагогического процесса представляет сбой индивидуальность познаваемую, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделённая естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самовыражению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активности усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.



Третьим компонентом педагогического процесса является его содержание. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается с позиции мировоззрения структурируется, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. Оно представляет собой основное средство формирования определённого типа человеческой личности. В содержании педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры.


Важную органическую часть основ наук составляют умения и навыки необходимые для практического применения научных знаний в жизни, овладения самими научными знаниями.

Составной частью педагогического процесса являются также основные знания, умения и навыков в области производств и производительности труда. (научные принципы организации современного производства)

Все дети должны быть включены в труд (общественно полезный, производительный). В условиях научно-технической революции необходимы навыки обращения с компьютерной техникой, сложными машинами и механизмами управления ими и наладки их.

В содержание педагогического процесса включаются также знания об общественных отношениях. Сюда входят коренные понятия о формах и отношениях собственности, экономических, политических, нравственных, юридических, эстетических отношениях.

Содержанием педагогического процесса являются основы культуры. Понятие культуры очень широкое, в него включается культура духовных потребностей, ориентация на социально значимые духовные ценности, освоение основных представлений и понятий теории морали, права, искусства, ознакомления с лучшими художественными произведениями, развитие у детей художественного творчества. Сюда же относится культура человеческого общения – недостаточно представлено.

Наконец, содержание педагогического процесса органично входят основы физической культуры человека. Основы знаний по физической культуре имеют ценности лишь тогда, когда способствуют практической организации физического развития детей, приобретению ими физкультурно-спортивных умений и навыков, выработки потребностей в занятиях физической культуры.

Таков основной объём содержания педагогического процесса. Благодаря ему у детей осуществляется социализация, формируется отношение к миру, мировоззрению, формируется основные мотивы, стимулы и формы поведения, вырабатывается направленность, как их социальное ядро личности.

Четвёртым структурным компонентом педагогического процесса является его организационно – управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты.

Ядром организационно-управленческого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения.

Управленческая система педагогического процесса органически связана со всеми его компонентами. Она включает в себя организованные формы, методы обучения, воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществление обратной связи, критерии эффективности педагогического взаимодействия и воздействия. Формы педагогической организации детской деятельности рождаются в общественной жизни. К ним относится: урок, лекция, бригадно-лабораторно практические занятия, походы и экскурсии, индивидуальное ученичество, семинары, беседы, диспуты, конференции.

Педагогические методы взаимодействия с детьми – это самоуправление, соревнование, перспектива, убеждение, требование, поощрение, наказание и др.

Пятым компонентом педагогического процесса является педагогическая диагностика – установление с помощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизнеспособности, как в целом, так и отдельных его частей. Педагогические способы и приёмы диагностики получения обратной информации, так же берутся из общественной жизни. К способам и методам диагностики относится: проверка знаний, умения и навыков, результаты трудовой, общественной деятельности детей; их проявление в жизненных, особенно экстремальных ситуациях; фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды самостоятельной продуктивной и репродуктивной работы.

Шестой компонент – критерии эффективности педагогического процесса устанавливаются педагогикой и психологией. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики, привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее чётким и определённым показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношение к учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу.

Седьмым структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений. Взаимоотношение педагогического процесса с природной средой строится на основе экологического воспитания.

Таким образом, эффективность педагогического процесса зависит:

· От степени соответствия его содержания и организации, основным требованиям объективных законов воспитания потребностям жизни общества.

· От своевременного обнаружения и разрешения назревающих в педагогическом процессе противоречия, его систематического совершенствования;.

· От широкого привлечения к педагогической организации детской жизни, общественности и вовлечение детей в общественную жизнь.

· От тщательного учёта возрастных и индивидуальных возможностей детей в процессе организации разнообразной деятельности.

· От степени мастерства и искусства взаимодействия педагога с детьми, полноты педагогического контроля над жизненной ситуацией.

Ю.К. Бабанский выделяет следующие компоненты процесса обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный (формы, методы обучения), контрольно – регулировочный, оценочно – результативный.

Процесс обучения есть развивающийся процесс их деятельности и поэтому они являются материальными носителями этого процесса, а не отдельными элементами деятельности.

Характеристика компонентов процесса обучения.

Целевой компонент процесса обучения отражает осознание педагогами и принятие учениками целей и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом. Цель обучения социально детерминирована. В конкретном цикле учебного процесса цель и задачи обучения определяются на основе требований программы, учёта особенности данного класса, уровней предшествующей подготовленности, образованности, воспитания и развитости учащихся, а так же с учётом возможностей самого педагога, оборудование кабинета и т.д.

Стимулирующие – мотивационный компонент предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности в решении поставленных перед данным циклом обучения учебно – воспитательных задач. В единстве стимулирования и мотивации заключён смысл стимулирующее – мотивационного компонентного учебного процесса.

Содержание обучения определяется учебным планом, государственными учебными программами и учебниками по данному предмету. Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем с учётом поставленных задач необходимости отражения в содержании предмета специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности интересов учеников.

Операционно-деятельностный компонент наиболее непосредственно отражает процессуальной сущность обучения. Операционно-деятельностный компонент реализуется по средствам определённых методов, средств и форм организации, преподавании и лечения.

Контрольный регулировочный компонент предлагает одновременный контроль преподавателя заходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых за правильностью выполнения учебных операций, точностью получаемых ответов, что обеспечивает функционирование обратной связи в учебном процессе – получение учителем информации о степени затруднений, о качестве поэтапного решения задач обучения, о типичных недостатков. Обратная связь вызывает необходимость корректирования, регулирования учебного процесса, внесение изменений в методы, формы и средства обучения, приближение их оптимальным для данной ситуации.

Оценочно – результативный компонент обучения предполагает оценку педагогами и самооценку ученикам достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно – воспитательным задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач учитывающих так же и необходимость восполнения обнаруженных пробелах в знаниях и умениях.

Все компоненты учебного процесса надо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определённых методов, средств и форм стимулирования и организации обучения, по ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определённый результат. Указанные последовательностью и содержание компонентов учебного процесса являются наиболее типичными для многих случаев его функционированию. В зависимости от специфики задач обучения, возможности учеников, уровня их отношения к учению те или иные компоненты процесса будут переменяться в большей или меньшей степени, а порой и отсутствовать в данном цикле. Таким образом, необходимо творчески приходить к проектированию, осуществлению процесса обучения, не допускать шаблонного не зависимо от конкретной ситуации и их применения.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ










ТОП 10:









Педагогический процесс — одна из коренных, основополагаю­щих категорий педагогической науки.Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрос­лых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедея­тельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспита­ния, творчество педагогов и динамику возрастного изменения де­тей. Внутри этой системы возникают и действуют органически присущие ей принципы-закономерности. Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общественных процессов, реального взаимодействия производи­тельных сил и производственных отношений. Если экономический базис общества способствует развитию производительных сил, про­грессивно растет уровень производства и культуры, то и педаго­гический процесс, школа, чутко отражая общественные потребно­сти, способны играть активную роль в развитии производства, культуры и укреплении передовых общественных отношений. Если же производственные отношения сдерживают активное проявление производительных сил, мешают их нормальному развитию, возни­кают явления застоя, разложения, обостряются противоречия, не­гативно влияющие на педагогический процесс. Возникает необхо­димость решительных изменений в обществе и реформирования школы. По мере осуществления экономической реформы, демо­кратизации общественных отношений в нашей стране возрастает роль школы, педагогического процесса в формировании личности, а стало быть, в совершенствовании всей общественной жизни.

Структура педагогического процесса образуется из органически


связанных компонентов.Системообразующим звеном педагогиче­ского процесса является целенаправленная педагогическая дея­тельность, ее носитель — специально подготовленный взрослый — педагог. Ведущая роль педагога в педагогическом процессе воз­лагает на него ответственность за формирование личности, требует создания реальных условий всестороннего формирования ребенка с позиций передовой науки. Педагог как центральная фигура пе­дагогического процесса является носителем цели и передовых иде­алов, обладателем научных знаний и мастерства воспитания.



Педагог в педагогическом процессе выступает одновременно как его субъект и объект. Каксубъект педагогического процесса он получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Он формирует свое диалектическое мировоззрение и вырабатывает нравственно-эстетические принципы; развивает спо­собность к активному общению с детьми, организации их жизни и психолого-педагогическому воздействию на них.Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного обра­зования, самовоспитания, общения с детьми подвергается воспи­тательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию. В этом ему помогает развитое диалектическое мышление, способ­ность эмоционального отношения к себе и детям, готовность к критической переоценке своих позиций и поступков.

Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок. Вместе с воспитате­лем он образует динамичную систему «педагог—ребенок» при ведущей роли педагога.Ребенок как объект педагогического про­цесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преоб­разуемую в соответствии с педагогическими целями.Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремя­щаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих по­требностей, интересов и стремлений, способная к активному усво­ению педагогических воздействий или сопротивлению им.

Третьим компонентом педагогического процесса является его содержание. Содержание педагогического процесса тщательно от­бирается, подвергается педагогическому анализу: обобщается, оце­нивается с позиций мировоззрения, структурируется, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. Оно пред­ставляет собой основное средство формирования определенного социального типа человеческой личности. В содержание педагоги­ческого процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры. Понятиеоснов человеческого опыта является для педа­гогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно рас­крывается через понятия: основы наук, общественные отношения, культура, технология производства, труд, физическая культура. Подосновами наук понимается группа основополагающих наук, которые дают жизнь новым направлениям научного знания, позво-





ляют понять сущность всей совокупности родственных и смежных дисциплин. К основополагающим наукам относятся языкознание, математика, физика, химия, биология, история, география и неко­торые другие. На их стыке образуются новые научные направле­ния. В основы наук включаются определяющие, ведущие категории и законы каждой основополагающей науки. Такой подход позво­ляет «удерживать» учебный план школы, содержание научного образования на уровне современной науки, требований доступно­сти в определенных разумных временных рамках. Важную орга­ническую часть основ наук составляют умения и навыки, необхо­димые для практического применения научных знаний в жизни, овладения самими научными знаниями. Особенно необходимы на­выки учения, интеллектуального и физического труда.

Составной частью педагогического процесса являются также основы знаний, умений и навыков в области производства и про­изводительного труда. Основами знаний в области производства являются научные принципы организации современного производ­ства. В преподавании любого предмета в школе необходимо под­черкивать политехнический характер важнейших законов науки, единство научных знаний и политехнических основ производства. Вместе с тем сведения о важнейших технологических процессах могут быть сконцентрированы и преподаны детям как самостоя­тельный предмет в единстве со специальными умениями и навы­ками производительного труда. Все дети должны быть включены в производительный труд и должны учиться овладевать наиболее общими умениями и навыками обращения с современными ору­диями производства. В условиях научно-технической революции, комплексной механизации и автоматизации производства необ­ходимы умения и навыки обращения с компьютерной техникой, сложными машинами и механизмами управления ими и налад­ки их.

В содержание педагогического процесса включаются также ос­новы знаний об общественных отношениях. Сюда входят коренные понятия о формах и отношениях собственности, экономических, политических, нравственных, юридических, эстетических отношени­ях. Эти знания передаются детям в процессе преподавания основ наук, а также с помощью многообразных форм внеучебной воспи­тательной работы. Огромное значение в условиях основ обществен­ных отношений имеет практическая организация всей детской жиз­ни и деятельности, выработка у школьников практических умений и навыков бережного отношения к всему многообразию обществен­ной и приватизированной собственности и творческого, инициатив­ного, добросовестного отношения к труду, стремления к соблюде­нию общественной дисциплины и порядка.

Содержанием педагогического процесса являются основы куль­туры. Понятие культуры очень широкое, в него включается куль­тура духовных потребностей, ориентация на социально значимые духовные ценности, освоение основных представлений и понятий теории морали, права, искусства, ознакомление с лучшими худо-


жественными произведениями, развитие у детей художественного творчества. Сюда же относится культура человеческого общения. Организация учебно-воспитательного процесса, взаимоотношения в коллективе, в процессе труда и самоуправления, в быту и сфере свободного духовного обмена — все направлено на совершенство­вание культуры общения. В основы культуры включается и куль­тура речи учащихся,—основа коммуникативных связей между людьми. В речи и через нее проявляется сущность личности и ее отношения к миру.

Наконец, в содержание педагогического процесса органично входят основы физической культуры человека. Ребенок только тог­да способен полноценно и творчески функционировать в обществе, активно реализовывать свои способности, когда он физически раз­вит и здоров. Основы физической культуры включают в себя зна­ния о человеческом теле, особенностях становления различных функций организма, о различных способах и приемах, формах и методах его гармонического развития. Существеннейшей стороной физической культуры являются умения и навыки в области физ­культуры и спорта. Основы знаний по физической культуре имеют ценность лишь тогда, когда способствуют практической организа­ции физического развития детей, приобретению ими физкультурно-спортивных умений и навыков, выработке потребности в занятиях физической культурой.

Таков основной объем содержания педагогического процесса. Благодаря ему у детей осуществляется социализация, формиру­ется отношение к миру, мировоззрению, формируются основные мотивы, стимулы и формы поведения, вырабатывается направлен­ность как социальное ядро личности. Содержание педагогического процесса формирует духовные потребности и ценностные ориен­тации ребенка, вооружает его знаниями, способами познания и преобразования мира, раскрывает ему пути и формы удовлет­ворения материальных и духовных потребностей. Перерабатывае­мое и усваиваемое детьми конкретно-историческое содержание пе­дагогического процесса активно способствует их психическому здо­ровью, интеллектуальному и эмоционально-волевому развитию.

Четвертым структурным компонентом педагогического процес­са является его организационно-управленческий комплекс, орга­низационный каркас, в рамках которого совершаются все педаго­гические события и факты.

Ядром организационно-управленческого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения. Педагогический процесс всегда строился как целесообразная, управляемая система отно­шений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать эффективно при условии регулярного обмена информацией. Пря­мая информация поступает от педагога детям, а обратная ин­формация о степени усвоения знаний, умений и навыков (с по­мощью различных средств диагностики) от детей — к учителю. В самом факте обмена прямой и обратной информацией кроется


один из главных механизмов осуществления управляемого педаго­гического процесса.

Управленческая система педагогического процесса органически связана со всеми его компонентами. Она включает в себя орга­низационные формы, методы обучения и воспитания, способы и приемы педагогической диагностики, осуществления обратной свя­зи, критерии эффективности педагогического взаимодействия и воз­действия.Формы педагогической организации детской деятельно­сти рождаются в общественной жизни. К ним относятся: урок, лекция, бригадно-лабораторные и практические занятия, походы и экскурсии, индивидуальное ученичество, семинары, беседы, дис­путы, конференции. Источником возникновенияпедагогического метода взаимодействия с детьми являются морально-психологиче­ские общественные отношения. Их отдельные способы педагогиче­ски преобразуются, превращаются в средства вовлечения, привле­чения, побуждения, стимулирования, понуждения детей к участию в разнообразных целесообразных видах общественно полезной де­ятельности. Ими являются, например, самоуправление, соревно­вание, перспектива, убеждение, упражнение, требование, поощ­рение, наказание и др.Пятым компонентом педагогического про­цесса является педагогическая диагностика — установление с по­мощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизне­способности как в целом, так и отдельных его частей.Педагоги­ческие способы и приемы диагностики получения обратной ин­формации также берутся из общественной жизни. Они использу­ются в целях изучения эффективности педагогического процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога. К способам и методам диагностики относятся:

проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, обще­ственной деятельности детей; их проявления в жизненных, особен­но экстремальных ситуациях; фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды самостоятельной продуктивной рабо­ты.Шестой компонент — критерии эффективности педагогического процесса устанавливаются педагогикой и психологией. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к учебе, труду, обществу, людям, друг к другу.

Седьмым структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой. Общественная жизнь является важнейшим фактором вос­питания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную це­ленаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к рас­пространению своих влияний, педагогизации общественной жиз­ненной среды. Педагогически организованной средой можно счи­тать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи,


общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений. В условиях стабильного морально-правового общества происходит процесс разрастания педагогизированной среды, усиле­ния роли педагогического элемента в общественных отношениях. Активное участие в этом процессе принимает государство и его основное педагогическое учреждение — школа. Значительный вклад вносят передовая семья, общественные организации, просветитель­ские и благотворительные общества, творческие союзы, средства массовой информации, церковь. Взаимоотношения педагогического процесса с природной средой строятся на основе экологического воспитания.

Эффективность педагогического процесса зависит:

— от степени соответствия его содержания и организации основным требованиям объективных законов воспитания, потребностям общественной жизни;

— от своевременного обнаружения и разрешения назревающих в педагогическом процессе противоречий, его систематического совершенствования;

— от широкого привлечения к педагогической организации дет­ской жизни общественности и вовлечения детей в общественную жизнь;

— от тщательного учета возрастных и индивидуальных возмож­ностей детей в процессе организации разнообразной деятель­ности;

— от степени мастерства и искусства взаимодействия педагога с детьми, полноты педагогического контроля над жизненной си­туацией.











Основные компоненты педагогического процесса.






Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Кафедра теории права и гуманитарных дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Актуальные проблемы педагогики высшей школы»

 

на тему «Основные компоненты педагогического процесса»





Выполнил: Р.М. Казиев,

студент 1 курса заочной формы обучения

экономического факультета группа Эм02/1701ЗВ

Руководитель: А.В. Лагун, к.п.н., доцент

 


Оценка _____________________________

Подпись ____________________________

« » ________________________ 2017 г.

 

 

Санкт-Петербург


 

 

Основные компоненты педагогического процесса.

 

Педагогический процесс — одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей. Внутри этой системы возникают и действуют органически присущие ей принципы-закономерности. Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.).

Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общественных процессов, реального взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Если экономический базис общества способствует развитию производительных сил, прогрессивно растет уровень производства и культуры, то и педагогический процесс, школа, чутко отражая общественные потребности, способны играть активную роль в развитии производства, культуры и укреплении передовых общественных отношений. Если же производственные отношения сдерживают активное проявление производительных сил, мешают их нормальному развитию, возникают явления застоя, разложения, обостряются противоречия, негативно влияющие на педагогический процесс. Возникает необходимость решительных изменений в обществе и реформирования школы. По мере осуществления экономической реформы, демократизации общественных отношений в нашей стране возрастает роль школы, педагогического процесса в формировании личности, а стало быть, в совершенствовании всей общественной жизни.

Структура педагогического процесса образуется из органически связанных компонентов (см. рис. 1). Системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель — специально подготовленный взрослый — педагог. Ведущая роль педагога в педагогическом процессе возлагает на него ответственность за формирование личности, требует создания реальных условий всестороннего формирования ребенка с позиций передовой науки. Педагог как центральная фигура педагогического процесса является носителем цели и передовых идеалов, обладателем научных знаний и мастерства воспитания.



 

 
 

 


    
 
 
  

 

 

 

Рис.1 Структура педагогического процесса

 

Педагог в педагогическом процессе выступает одновременно как его субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Он формирует свое диалектическое мировоззрение и вырабатывает нравствен но-эстетические принципы; развивает способность к активному общению с детьми, организации их жизни и психолого-педагогическому воздействию на них. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с детьми подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию.

В этом ему помогает развитое диалектическое мышление, способность эмоционального отношения к себе и детям, готовность к критической переоценке своих позиций и поступков.

Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок. Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагог — ребенок» при ведущей роли педагога. Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.




Третьим компонентом педагогического процесса является ею содержание. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, структурируется, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. Оно представляет собой основное средство формирования определенного социальною типа человеческой личности. В содержание педагогическою процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческою опыта является для педагогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно раскрывается через понятия: основы наук, общественные отношения, культура, технология производства, труд, физическая культура.

Под основами наук понимается группа основополагающих наук, которые дают жизнь новым направлениям научного знания, позволяют понять сущность всей совокупности родственных и смежных дисциплин. К основополагающим наукам относятся языкознание, математика, физика, химия, биология, история, география и некоторые другие. На их стыке образуются новые научные направления. В основы наук включаются определяющие, ведущие категории и законы каждой основополагающей науки. Такой подход позволяет «удерживать» учебный план школы, содержание научною образования на уровне современной науки, требований доступности в определенных разумных временных рамках. Важную органическую часть основ наук составляют умения и навыки, необходимые для практического применения научных знаний в жизни, овладения самими научными знаниями. Особенно необходимы навыки учения, интеллектуального и физического труда.

Составной частью педагогического процесса являются также основы знаний, умений и навыков в области производства и производительного труда. Основами знаний в области производства являются научные принципы организации современного производства. В преподавании любою предмета в школе необходимо подчеркивать политехнический характер важнейших законов науки, единство научных знаний и политехнических основ производства.

Вместе с тем сведения о важнейших технологических процессах могут быть сконцентрированы и преподаны детям как самостоятельный предмет в единстве со специальными умениями и навыками производительного (руда. Все дети должны быть включены в производительный труд и должны учиться овладевать наиболее общими умениями и навыками обращения с современными орудиями производства. В условиях научно-технической революции, комплексной механизации и автоматизации производства необходимы умения и навыки обращения с компьютерной техникой, сложными машинами и механизмами управления ими и наладки их.

В содержание педагогического процесса включаются также основы знаний об общественных отношениях. Сюда входят коренные понятия о формах и отношениях собственности, экономических, политических, нравственных, юридических, эстетических отношениях. Эти знания передаются детям в процессе преподавания основ наук, а также с помощью многообразных форм внеучебной воспитательной работы. Огромное значение в условиях основ общественных отношений имеет практическая организация всей детской жизни и деятельности, выработка у школьников практических умений и навыков бережною отношения к всему многообразию общественной и приватизированной собственности и творческого, инициативною, добросовестного отношения к труду, стремления к соблюдению общественной дисциплины и порядка.

Содержанием педагогического процесса являются основы культуры Понятие культуры очень широкое, в него включается культура духовных потребностей, ориентация на социально значимые духовные ценности, освоение основных представлений и понятий теории морали, права, искусства, ознакомление с лучшими художественными Произведениями, развитие у детей художественного творчества. Сюда же относится культура человеческого общения.

Организация учебно-воспитательного процесса, взаимоотношения в коллективе, в процессе труда и самоуправления, в быту и сфере свободного духовного обмена — все направлено на совершенствование культуры общения. В основы культуры включается и культура речи учащихся — основа коммуникативных связей между людьми. В речи и через нее проявляется сущность личности и ее отношения к миру.

Наконец, в содержание педагогического процесса органично входят основы физической культуры человека. Ребенок только тогда способен полноценно и творчески функционировать в обществе, активно реализовывать свои способности, когда он физически раз вит и здоров. Основы физической культуры включают в себя знания о человеческом теле, особенностях становления различных функций организма, о различных способах и приемах, формах и методах его гармонического развития. Существеннейшей стороной физической культуры являются умения и навыки в области физкультуры м спорта. Основы знаний по физической культуре имеют ценность лишь тогда, когда способствуют практической организации физического развития детей, приобретению ими физкультурно-спортивных умений и навыков, выработке потребности в занятиях физической культурой.

Таков основной объем содержания педагогического процесса. Благодаря ему у детей осуществляется социализация, формируется отношение к миру, мировоззрению, формируются основные мотивы, стимулы и формы повеления, вырабатывается направленность как социальное ядро личности. Содержание педагогического процесса формирует духовные потребности и ценностные ориентации ребенка, вооружает его знаниями, способами познания и преобразования мира, раскрывает ему пути и формы удовлетворения материальных и духовных потребностей. Перерабатываемое и усваиваемое детьми конкретно-историческое содержание педагогического процесса активно способствует их психическому здоровью, интеллектуальному и эмоционально волевому развитию Четвертым структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты.

Ядром организационно-управленческою комплекса являются формы и методы воспитания и обучения. Педагогический процесс всегда строился как целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать эффективно при условии регулярного обмена информацией Прямая информация поступает от педагога детям, а обратная информация о степени усвоения знаний, умений и навыков (с помощью различных средств диагностики) от детей — к учителю.

В самом факте обмена прямой и обратной информацией кроется один из главных механизмов осуществления управляемого педагогического процесса. Управленческая система педагогического процесса органически связана со всеми его компонентами. Она включает в себя организационные формы, методы обучения и воспитания, способы на приемы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективности педагогического взаимодействия и воздействия. Формы педагогической организации детской деятельности рождаются в общественной жизни. К ним относятся: урок, лекция, бригадно-лабораторные и практические занятия, походы и экскурсии, индивидуальное ученичество, семинары, беседы, диспуты. конференции. Источником возникновения педагогического метода взаимодействия с детьми являются морально-психологические общественные отношения. Их отдельные способы педагогически преобразуются, превращаются в средства вовлечения, привлечения. побуждения, стимулирования, понуждения детей к участию в разнообразных целесообразных видах общественно полезной деятельности. Ими являются, например, самоуправление, соревнование, перспектива, убеждение, упражнение, требование, поощрение, наказание и др. Пятым компонентом педагогического процесса является педагогическая диагностика — установление с помощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизнеспособности как в целом, так и отдельных его частей. Педагогические способы и приемы диагностики получения обратной информации также берутся из общественной жизни. Они используются в целях изучения эффективности педагогического процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуациях; фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды самостоятельной продуктивной работы. Шестой компонент — критерии эффективности педагогического процесса устанавливаются педагогикой и психологией. их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к учебе, труду, обществу, людям, друг к другу.

Седьмым структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой. Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизации общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений. условиях стабильного морально правового общества происходит процесс разрастания педагогизированной среды, усиления роли педагогического элемента в общественных отношениях.

Эффективность педагогического процесса зависит:

— от степени соответствия его содержания и организации основным требованиям объективных законов воспитания, потребностям общественной жизни;

— от своевременного обнаружения и разрешения назревающих в педагогическом процессе противоречий, его систематического совершенствования;

— от широкого привлечения к педагогической организации детской жизни общественности и вовлечения детей в общественную жизнь;

— от тщательного учета возрастных и индивидуальных возможностей детей в процессе организации разнообразной деятельности;

— от степени мастерства и искусства взаимодействия педагога с детьми, полноты педагогического контроля над жизненной ситуацией.

 

Список использованных источников

 

1. Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы: Учебное пособие. М.: Изд-во МЭИ, 2010.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2008 -607с.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

 

 




Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту













Поиск по сайту:










Основные компоненты целостного педагогического процесса

Структурные компоненты

К структурным компонентам целостного педагогического процесса относятся:

  • цель;
  • содержание;
  • формы;
  • деятельность педагога, которая реализуется через педагогические задачи, методы и средства;
  • деятельность ученика, которая определяется его личными целями, мотивами и средствами;
  • результат совместной деятельности педагога и ученика.

Педагогическое воздействие и взаимодействие должно иметь цель. Только тогда это становится организованным и управляемым процессом.

Содержание педагогического процесса – вопрос сложный и неоднозначный. Он обладает социальным значением, динамичностью и огромным массивом накопленной человечеством культуры, уникальностью и индивидуальностью каждой личностью, участвующей в этом процессе.

Педагогический процесс не возможен без взаимной деятельности педагога и ученика. Деятельность педагога определяется целями и задачами, которые формируются на основе социального заказа образовательной системы. Эти цели и задачи трансформируются в профессиональном сознании педагога. Педагогически целесообразными, корректными и адекватными должны быть методы и средства, которые использует педагог.

Готовые работы на аналогичную тему

Деятельности обучаемого или детского коллектива также присущи осознаваемые и неосознаваемые цели и мотивы, с той лишь разницей, что они являются личными целями каждого ребенка и не всегда соотносятся с целями коллектива или преподавателя. Обучаемый пользуется в процессе своей деятельности методами и средствами, предложенными ему в процессе воспитания и социализации. Но чем ниже уровень опыта и знаний, тем ниже их целесообразность и адекватность решаемым проблемам. Именно поэтому в педагогическом процессе наибольшая ответственность лежит на более взрослых и компетентных. Такой подход – это не полное снятие ответственности с воспитанника. Ребенок несет ответственность за свои поступки пропорционально его возрасту, индивидуальным и половым особенностям, уровню обученности и воспитанности, уровню сформированности способности к целеполаганию.

Естественно, что деятельность двух субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. В различных типах педагогики эта проблема решается по-разному. В авторитарной педагогике воздействия, специфика деятельности обучаемого не является фокусом для постоянного изучения и осмысления, соответственно расхождения между деятельностью педагога и ученика часто значительны. В гуманистической педагогике, которая строится на взаимодействии и сотрудничестве субъектов процесса, осуществление педагогической деятельности происходит в контакте с детьми, стабильного внимания к психо-физическому состоянию воспитанников, их проблемам и мотивам поведения. Для положительного результата педагогический процесс должен быть организован как процесс взаимодействия с проявлением информационных, коммуникативных и организационно-деятельностных связей между субъектами взаимодействия.

Результатом взаимодействия целостного педагогического процесса является система отношений и ценностей жизни в единении с деятельностью. Сущность человека проявляется именно в его деятельности. В процессе практической деятельности зарождаются отношения, проявляется ценностная система. Система таких отношений и ценностей обучаемого определят его отношение к себе, к окружающим людям, к миру в целом и делает его всесторонне развитым, воспитанным, образованным, если данная система имеет положительную направленность.

альтернативный текст

Рис. 1

Процессуальная структура и компоненты

Если рассматривать процессуальную структуру педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты:

  • эмоционально-мотивационный,
  • содержательно-целевой,
  • организационно-деятельностный,
  • контрольно-оценочный.

альтернативный текст

Рис. 2

Эмоционально-мотивационный компонент целостного педагогического процесса наделен эмоциональными отношениями между его субъектами и мотивами их деятельности. Среди мотивов деятельности можно выделить:

  • мотивы воспитанников,
  • мотивы воспитателей.

Мотивы воспитанников должны формироваться в правильном направлении. Социально ценные и личностно значимые мотивы определяют результативность педагогического процесса. Важную роль в педагогическом процессе играют и мотивы воспитателей, в частности характер эмоциональных отношений между ними.

Содержательно-целевой компонент целостного педагогического процесса связывает общую, индивидуальную и частные цели воспитания, с содержанием учебно-воспитательной работы. Цели воспитания наполняются конкретным содержанием знаний, умений и навыков и отношений к действительности. Это содержание приобретает конкретное значение в отношении отдельной личности и отдельных групп, определяется возрастом субъектов взаимодействия и спецификой педагогических условий.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса — управление учебно-воспитательным процессом педагогами. По сути, это организация педагогической среды для формирования и развития личности ребенка, организация взаимодействия субъектов педагогического процесса. В таком взаимодействии проявляется организационная роль педагогов-профессионалов, которые обладают знаниями принципов учебно-воспитательной работы и профессиональными методами применения средств воспитания, обеспечивающих достижение целей воспитания. Средства и методы складываются в различные формы совместной деятельности педагогов и обучаемых.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса — это контроль и оценка педагогами деятельности обучаемых.

Она может выражаться в подведении итогов работы определенного этапа взаимодействия и в определении уровня развития обучаемых с целью разработки дальнейшей программы деятельности. Посредством оценки возможно социальное воздействие на деятельность личности. Важное значение контроль и оценка имеют именно для детей. Отношения между детьми и взрослыми насыщены оценочными моментами. Важное значение здесь имеет и самооценка учениками своих успехов и недостатков. Развитие способности объективно оценивать свою деятельность — важная задача и часть структуры педагогического процесса. Актуальным для педагогического процесса является контроль и оценка со стороны государства и общества. Здесь важны самоконтроль и самооценка педагогом своей профессиональной деятельности, способность к отслеживанию ее результатов и рефлексии.

структура и основные — Студопедия

Педагогический процесс: структура и основные

Противоречия, принципы и технология учебно-воспитательного процесса

ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

РАЗДЕЛ II ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция 8. Сущность, структура,

Педагогический процесс — одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей. Внутри этой системы возникают и действуют органически присущие ей принципы-закономерности. Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общественных процессов, реального взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Если экономический базис общества способствует развитию производительных сил, прогрессивно растет уровень производства и культуры, то и педагогический процесс, школа, чутко отражая общественные потребности, способны играть активную роль в развитии производства, культуры и укреплении передовых общественных отношений. Если же производственные отношения сдерживают активное проявление производительных сил, мешают их нормальному развитию, возникают явления застоя, разложения, обостряются противоречия, негативно влияющие на педагогический процесс. Возникает необходимость решительных изменений в обществе и реформирования школы. По мере осуществления экономической реформы, демократизации общественных отношений в нашей стране возрастает роль школы, педагогического процесса в формировании личности, а стало быть, в совершенствовании всей общественной жизни. Структура педагогического процесса образуется из органически связанных компонентов. Системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель — специально подготовленный взрослый — педагог. Ведущая роль педагога в педагогическом процессе возлагает на него ответственность за формирование личности, требует создания реальных условий всестороннего формирования ребенка с позиций передовой науки. Педагог как центральная фигура педагогического процесса является носителем цели и передовых идеалов, обладателем научных знаний и мастерства воспитания.





Педагог в педагогическом процессе выступает одновременно как его субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Он формирует свое диалектическое мировоззрение и вырабатывает нравственно-эстетические принципы; развивает способность к активному общению с детьми, организации их жизни и психолого-педагогическому воздействию на них. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с детьми подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию. В этом ему помогает развитое Диалектическое мышление, способность эмоционального отношения к себе и детям, готовность к критической переоценке своих позиций и поступков.

Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок. Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагог — ребенок» при ведущей роли педагога. Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению, им.

Третьим компонентом педагогического прогресса является его содержание. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, структурируется, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. Оно представляет собой основное средство формирования определенного социального типа человеческой личности. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого опыта является для педагогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно раскрывается через понятия: основы наук, общественные отношения, культура, технология производства, труд, физическая культура. Под основами наук понимается группа основополагающих наук, которые дают жизнь новым направлениям научного знания, позволяют понять сущность всей совокупности родственных.и смежных дисциплин. К основополагающим наукам относятся языкознание, математика, физика, химия, биология, история, география и некоторые другие. На их стыке образуются новые научные направления. В основы наук включаются определяющие, ведущие категории и законы каждой основополагающей науки. Такой подход позволяет «удерживать» учебный план школы, содержание научного образования на уровне современной науки, требований доступности в определенных и разумных временных рамках. Важную органическую часть основ наук составляют умения и навыки, необходимые для практического применения научных знаний в жизни, овладения самими научными знаниями. Особенно необходимы навыки учения, интеллектуального и физического труда.

Составной частью педагогического процесса являются также основы знаний, умений и навыков в области производства и производительного труда. Основами знаний в области производства являются научные принципы организации современного производства. В преподавании любого предмета в школе необходимо подчеркивать политехнический характер важнейших законов науки, единство научных знаний и политехнических основ производства. Вместе с тем сведения о важнейших технологических процессах могут быть сконцентрированы и преподаны детям как самостоятельный предмет в единстве со специальными умениями и навыками производительного труда. Все дети должны быть включены в производительный труд и должны учиться овладевать наиболее общими умениями и навыками обращения с современными орудиями производства. В условиях научно-технической революции, комплексной механизации и автоматизации производства необходимы умения и навыки обращения с компьютерной техникой, сложными машинами и механизмами управления ими и наладки их.

В содержание педагогического процесса включаются также основы знаний об общественных отношениях. Сюда входят коренные понятия о формах и отношениях собственности, экономических, политических, нравственных, юридических, эстетических отношениях. Эти знания передаются детям в процессе преподавания основ наук, а также с помощью многообразных форм внеучебной воспитательной работы. Огромное значение в условиях основ общественных отношений имеет практическая организация всей детской жизни и деятельности, выработка у школьников практических умений и навыков , бережного отношения ко всему многообразию общественной и приватизированной собственности и творческого, инициативного, добросовестного отношения к труду, стремления к соблюдению общественной дисциплины и порядка.

Содержанием педагогического процесса являются основы культуры. Понятие культуры очень широкое, в него включается культура духовных потребностей, ориентация на социально значимые духовные ценности, освоение основных представлений и понятий теории морали, права, искусства, ознакомление с лучшими художественными произведениями, развитие у детей художественного творчества. Сюда же относится культура человеческого общения. Организация учебно-воспитательного процесса, взаимоотношения в коллективе, в процессе труда и самоуправления, в быту и сфере свободного духовного обмена — все направлено на совершенствование культуры общения. В основы культуры включается и культура речи учащихся — основа коммуникативных связей между людьми. В речи и через нее проявляется сущность личности и ее отношения к миру.

Наконец, в содержание педагогического процесса органично входят основы физической культуры человека. Ребенок только тогда способен полноценно и творчески функционировать в обществе, активно реализовывать свои способности,’когда он физически развит и здоров. Основы физической культуры включают в себя знания о человеческом теле, особенностях становления различных функций организма, о различных способах и приемах, формах и методах его гармонического развития. Существеннейшей стороной физической культуры являются умения и навыки в области физкультуры и спорта. Основы знаний по физической культуре имеют ценность лишь тогда, когда способствуют практической организации физического развития детей, приобретению ими физкультурно-спортивных умений и навыков, выработке потребности в занятиях физической культурой.

Таков основной объем содержания педагогического процесса. Благодаря ему у детей осуществляется-социализация, формируется отношение к миру, мировоззрению, формируются основные мотивы, стимулы и формы поведения, вырабатывается направленность как социальное ядро личности. Содержание педагогического процесса формирует духовные потребности и ценностные ориентации ребенка, вооружает его знаниями, способами познания и преобразования мира, раскрывает ему пути и формы удовлетворения материальных и духовных потребностей. Перерабатываемое и усваиваемое детьми кон-» кретно-историческое содержание педагогического процесса активно способствует их психическому здоровью, интеллектуальному и эмоционально-волевому развитию.

Четвертым структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты.

Ядром организационно-управленческого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения. Педагогический процесс всегда строился как целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать эффективно при условии регулярного обмена информацией. Прямая информация поступает от педагога к детям, а обратная информация о степени усвоения знаний, умений и навыков (с помощью различных средств диагностики) — от детей — к учителю. В самом факте обмена прямой и обратной информацией кроется один из главных механизмов осуществления управляемого педагогического процесса.

Управленческая система педагогического процесса органически связана со всеми его компонентами. Она включает в себя организационные формы, методы обучения и воспитания, способы и приемы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективности педагогического взаимодействия, и воздействия. формы педагогической организации детской деятельности рождаются в общественной жизни. К ним относятся: урок, лекция, бригадно-лабораторные и практические занятия, походы и экскурсии, индивидуальное ученичество, семинары, беседы, диспуты, конференции. Источником возникновения педагогического метода взаимодействия с детьми являются морально-психологические общественные отношения. Их отдельные способы педагогически преобразуются, превращаются в средства вовлечения, привлечения, побуждения, стимулирования, понуждения детей к участию в разнообразных целесообразных видах общественно полезной деятельности. Ими являются, например,, самоуправление, соревнование, перспектива, убеждение, упражнение, требование, поощрение, наказание и др. Пятым компонентом педагогического процесса является педагогическая диагностика — установление с помощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизнеспособности как в целом, так и отдельных его частей. Педагогические способы и приемы диагностики получения обратной информации также берутся из общественной жизни. Они используются в целях изучения эффективности педагогического процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуациях; фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды самостоятельной продуктивной работы. Шестой компонент — критерии эффективности педагогического процесса устанавливаются педагогикой и психологией. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к учебе, труду, обществу, людям, друг к другу.

Седьмым структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой. Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель — в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизации общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений. В условиях стабильного морально-правового общества происходит процесс разрастания педагогизированной среды, усиления роли педагогического элемента в общественных отношениях. Активное участие в этом процессе принимает государство и его основное педагогическое учреждение — школа. Значительный вклад вносят передовая семья, общественные организации, просветительские и благотворительные общества, творческие союзы, средства массовой информации, церковь. Взаимоотношения педагогического процесса с природной средой строятся на основе экологического воспитания. Эффективность педагогического процесса зависит от:

• степени соответствия его содержания и организации основным требованиям объективных законов воспитания, потребностям общественной жизни;

• своевременного обнаружения и разрешения назревающих в педагогическом процессе противоречий, его систематического совершенствования;

• широкого привлечения к педагогической организации детской жизни общественности и вовлечения детей в общественную жизнь;

• тщательного учета возрастных и индивидуальных возможностей детей в процессе организации разнообразной деятельности;

• степени мастерства и искусства взаимодействия педагога с детьми, полноты педагогического контроля над жизненной ситуацией.

3.4. Основные компоненты педагогического процесса


Перечень всех учебных материалов



Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

3.4. Основные компоненты педагогического процесса

  К основным компонентам педагогического процесса относятся: мотив; цели, принципы, содержание, методы, средства, организационные формы, результат. Кроме того, некоторые авторы к основным компонентам педагогического процесса относят: субъекты и объекты, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности, контроль её эффективности, критерии эффективности и прогнозирование [2, 331].
  Компоненты педагогического процесса взаимосвязаны между собой. Вытекающая из общественных потребностей цель педагогического процесса определяет конкретные задачи воспитания и обучения, их содержание, которые, в свою очередь, обусловливает выбор методов, средств и организационных форм обучения. Цель — заранее осознанный и планируемый результат. Его достижение требует сознательной, целенаправленной деятельности человека.
  Цель и целеполагающая деятельность — элементы того же процесса — процесса достижения намеченного результата. Она не выдумывается, а диктуется требованиями развивающегося общества. Выбор главной цели определяет средства достижения её: методы, приемы работы учебного заведения и педагога.
  Первым и весьма важным показателем при изучении циклов педагогического процесса является конкретизация целей обучения. Сверхзадача педагога в плане этой конкретизации — понимание обучения как управление развитием обучающихся. Управление педагогом процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов: планирование (учебно-тематический план), организация, регулирование (стимулирование), непрерывный контроль (входящий, промежуточный, итоговый, комплексный), оценка и анализ результатов, корректирование и прогнозирование. На рис. 16 представлены образовательные цели.

Рис. 16. Образовательные цели процесса обучения

  Глобальная или генеральная цель — гармоничное развитие подрастающего поколения, формирование гражданина правового демократического государства. Она отражает заказ общества к уровню образования и воспитания обучающихся.
  Вторая разновидность целей — предметные цели, которые в свою очередь подразделяются на общие, предметно-специфические и частные. Все цели реализуются в тесной взаимосвязи друг с другом, формируются в терминах умений и задач.
  Общие цели касаются учебного предмета. Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать обучающийся в результате изучения данного предмета в течение одного года. Частные цели — это цели изучения конкретных разделов, тем этих учебных предметов.

  В педагогической практике существуют различные подходы к построению модели педагогического процесса. Мы покажем модель, предложенную П. И. Пидкасистым в работе [4, 123] (рис.17). Педагогический процесс моделируется, проектируется, конструируется и внедряется в образовательную практику педагогом.

Рис. 17. Модель структуры педагогического процесса

  При проектировании и конструировании модели педагогического процесса целесообразно учитывать проблему соотношения процессов обучения и развития обучающихся. На рис. 18 показаны основные направления разработки этой проблемы.

Рис. 18. Проблемы соотношения обучения и развития

  Эффективность педагогического процесса обеспечивается при оптимальном учете и сочетании элементов, входящих в процесс управления им. Процесс управления состоит: постановка цели, информированное обеспечение (диагностирование особенностей обучающихся), формулировка задач в зависимости от цели и особенностей обучающихся, проектирование, планирование деятельности по достижению цели (отбор и структуризация содержания, методов, средств и форм), реализация проекта, контрол заходом выполнения проекта педагогического процесса, корректировка, подведение итогов, прогноз.



Образовательный процесс, понятие, система и структура образовательного процесса

Глава 3. Процесс обучения

В результате изучения этой главы учащийся должен:

знать систему и структуру образовательной системы; модель представления учебно-воспитательной системы; этапы учебного процесса; содержание и уровни образования и воспитания; учебные планы, программы, государственный образовательный стандарт;

умеют дифференцировать образовательные процессы, отличать их от необразовательных; проанализировать структуру учебного процесса; развивать содержание учебного процесса; рассчитать производительность процесса по исходным данным;

владеют методиками анализа целостного образовательного процесса; методика составления программы учебного процесса; методы организации профильного обучения.

Диагностические индексы:

Минимальное время (в минутах) для изучения материала темы — 160.

Сложность (в условных единицах от 1,00) изучаемого материала составляет 0,90.

Время (в минутах), необходимое для полного овладения знаниями, составляет 304.

3.1. Понятие, система и структура образовательного процесса

Предыдущие главы были посвящены сущностям явлений обучению, воспитанию, воспитанию, развитию, образованию.Теперь мы рассмотрим их в развитии, движении, чтобы понять, как функционируют образование, обучение, развитие и формирование во времени и пространстве. Действие чего-либо во времени и пространстве называется процессом . Процесс (от латинского процессов — движение вперед) — основная характеристика любого производства. Процесс всегда направлен на получение какого-то результата (продукта). В продукте процесс затухает.

В педагогической литературе предыдущих лет использовалось понятие «учебно-воспитательный процесс».Исследования П.Ф. Каптерев, А.И. Пинкевич, Ю. К. Бабанский и другие учителя показали, что это понятие сужено и неполно; он не отражает сложности воспитания и обучения, и прежде всего его основных отличительных черт — целостности и общности .

Более емким было понятие «педагогический процесс». Именно единство обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет основную сущность педагогического процесса . В остальном понятие «учебно-воспитательный процесс» и педагогический процесс совпадают.

В современной педагогической литературе для педагогического процесса используются другие названия: учебно-воспитательный (сохраненный), дидактический (где подразумевается воспитательная функция), воспитательный (в котором обучение присутствует автоматически), образовательный процесс, сочетающий обучение и обучение. , Чаще других используется понятие педагогический процесс .

Есть много определений педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс — это движение обучения и воспитания к своей цели. В несколько узком практическом определении педагогического процесса назовем развивающееся взаимодействие педагогов и образованных людей, направленное на достижение поставленной цели и ведущее к заранее запланированному изменению состояния, трансформации свойств и качеств человека. образованный. Другими словами, педагогический процесс — это процесс преобразования социального опыта в личность.

К концепции педагогического процесса также возникли вопросы. А где же «студенческий процесс»? Нам говорят: это подразумевается. Зачем нам? Надо назвать, обозначить.

Для обозначения органического единства обучения и воспитания, нераздельности педагогической ученической деятельности введено понятие эдукации. Движение образования к своей цели называется учебным процессом. Образовательный процесс имеет свои отличительные особенности , которые выводят его за рамки других процессов, связанных с воспитанием.

1. Учебный процесс единство трех составляющих. учитель, учащиеся, предмет обучения и воспитания.

2. Учебный процесс проходит в специально созданных условиях. Условия в данном случае — учебные заведения, специально созданные для учебного процесса.

3. Образовательный процесс имеет четко определенные цели. Последние вытекают из целей развития общества, общечеловеческих ценностей и имеют современное научное обоснование.

4. Учебный процесс осуществляется по специальным планам и программам , которые разрабатываются научно-исследовательскими учреждениями и утверждаются государственными органами.

5. Учебным процессом руководят преподаватели , квалификация которых подтверждена дипломом установленного образца.Процесс, в котором отсутствует квалифицированный педагог, не относится к образовательному.

6. Учебный процесс заканчивается гарантированным результатом. Функционирует система поэтапного и итогового контроля достижений, которая выводит каждого ученика на соответствующий ему уровень подготовки и воспитания.

7. Участники образовательного процесса несут ответственность в установленном законом порядке за свою деятельность и поведение.

Работа

Мы живем в обществе, где сосуществуют многие процессы, направленные на человека. Семья, телевидение, пресса, полиция, суды, страховые компании, банки … Все усилия этих институтов нацелены на человека, каждый старается сделать последнего таким, какой ему нужен. Во всех этих процессах есть обучение и воспитание. Они образовательные?

Заполните таблицу. По 10-балльной шкале оцените влияние каждого процесса на образование, воспитание, развитие и становление человека.Положитесь на собственный опыт и оценки, которые вы прочитали или услышали. Главное: мы должны сделать так, чтобы воспитанием занимались не только учителя. Данные этой таблицы пригодятся нам при изучении других тем.

Источник процесса

Затрагивает

обучение

Образование

развитие

пласт

Телевидение

Радио

Пресс

Литература

Фильмы

Интернет

Семья, родители

улица, друзья

Полиция, суды

Армия

Исправительная

Учреждения

Учебные заведения

Клубы, ассоциации

Общественный

Организация

Работаем над собой

Естественно, данные будут отражать ваше субъективное мнение: для каждого человека процесс затрагивается по-своему, и воздействие не является постоянным.Научные исследования влияния различных процессов на формирование человека на первое место по силе влияния выводят телевидение, Интернет, неформальные объединения.

Все процессы, в том числе самообразование, нельзя отнести к учебному процессу, так как они не имеют необходимых и достаточных характеристик. Взять хотя бы тот же телевизор, который оказывает очень сильное давление на подрастающего человека. Телевидение учит, воспитывает, развивает, формирует.Но чего ищет телевидение? Только наши деньги. Это бизнес. Никто не несет ответственности за то, как какое-либо воздействие повлияет на человека, что с ним будет потом, куда ему будут поступать обращения с экрана. Ответ телевизионщиков циничен — не хотите, не смотрите. Но растущий мужчина слаб, сила воли не сформирована, и он не может сделать выбор. Когда цель воспитания — умение делать выбор — аморальное телевидение исчезнет само собой.

Расставим все точки над i

По ISO

.

Мониторинг в педагогическом процессе

Мониторинг педагогического процесса

Мониторинг педагогического процесса в системе «учитель — ученик» — совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целенаправленностью учебного процесса и обеспечивающих в динамике усвоение студентами учебного материала и его корректировок. Другими словами, мониторинг — это непрерывные контролирующие действия в системе «учитель — ученик», позволяющие наблюдать и при необходимости корректировать продвижение ученика от незнания к знанию.Таким образом, мониторинг — это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и навыков в учебном процессе. Только мониторинг, обеспечивающий обратную связь и информирующий о соответствии фактических результатов деятельности учителя или педагогической системы ее конечным целям, способен выявить и оценить правильность деятельности учителя, а также скорректировать управленческие решения.

В то же время необходимо признать, что конечные цели практически никогда не соответствуют поставленной, запланированной.Это обычная и общая ситуация, но учителя редко учитывают ее. Основная проблема и задача состоит в том, чтобы оценить степень и причину этого отклонения. (Калней В.А., Шишов С.Е.)

Эти отклонения вызывают различные внутренние и внешние факторы, влияющие на педагогическую систему. К таким факторам, снижающим эффективность педагогической системы, относятся: изменение целей образовательного учреждения, учебных программ, планов, несовпадение личных целей участников образовательного процесса, т.е. студентов с целью учебного заведения, опережающего развития науки, перехода на новые методики и технологии обучения, смены обучаемых и педагогических кадров в процессе достижения цели. При этом мониторинг связан с выявлением и регулированием взаимодействий факторов внешней среды и внутренних факторов самой педагогической системы.

Учитывая, что мониторинг связан со всеми функциями и этапами управления образованием, целесообразно рассмотреть некоторые аспекты мониторинга.

Сочетание всех указанных аспектов составляет единый образовательный процесс деятельности студентов, преподавателя, администрации учебного заведения, органов управления образованием.

[Содержание]

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *