Основной метод бихевиоризма: Бихевиоризм | Блог 4brain

Содержание

Методы бихевиоральной терапии и их эффективность

Бихевиоральная терапия стоит на фундаменте трудов И.П. Павлова и Б. Скиннера, ее суть — модификация поведения через отучение от нежелательных привычек и реакций и научение желательному поведению. При бихевиоральной терапии психолог не ставит задачи объяснить клиенту, в чем причина его проблем, он просто воздействует на нежелательное поведение, чтобы оно изменилось в нужную сторону.

В США бихевиоральная терапия встречается достаточно часто, используется в специфических ситуациях: для лечения фобий, дурных привычек (алкоголизм, курение, переедание), для борьбы с энурезом и заиканием, широко используется в психиатрических заведениях.

Как метод воздействия, чаще всего используется оперантное научение и классический метод условных рефлексов, — методы, использующие положительное и отрицательное подкрепление. Пациента не лечат — его обучают правильному поведению с помощью обучающей программы. Для психотерапевта, работающего по этому принципу, главное подобрать эффективные именно для этого пациента подкрепления. Иногда это делается простым расспросом: «Что будет для вас положительным, а что отрицательным подкреплением? Что вам будет нравиться, а что — нет?»

И тогда для кого-то положительным подкреплением будет разрешение смотреть телевизор, для кого-то – сладкое, для кого-то в психиатрических учреждениях – жить в отдельной комнате, посетить столовую еще один раз.

В бихевиоральной терапии применяются методы классического обусловливания.

Классическое обусловливание вы знаете: это когда загорается лампочка, вы должны отдернуть лапку, потому что если не отдернете, то получите электрический разряд. Через некоторое время этому научаются все: и люди, и собаки, независимо от уровня интеллекта и взглядов на жизнь.

Чаще всего применяется прием контробусловливание, или десенсибилизация (понижение чувствительности): как правило, для лечения фобий у собак и человека.

Например, у собак – боязнь громких звуков, а у человека — боязнь собак.

Методика: сначала мы узнаем, что было бы для клиента подкреплением, научаем его расслабляться. После этого расспрашиваем, какие ситуации вызывают у клиента тревогу, ранжируем эти ситуации от тех, которые чуть-чуть тревожат, до тех, с которыми он не может справиться. После стрессовую ситуацию связываем с мышечным расслаблением. В ситуации расслабленности напоминаем о ситуации, которая вызывает минимальную тревогу, потом так же обсуждаем другие ситуации, все более и более тревожные. Итого: оказавшись в стрессовой ситуации, человек будет испытывать гораздо меньшее напряжение, будет чувствовать себя в достаточной мере спокойно.

Просто, но это работает.

С собакой то же самое. Вы отрабатываете команду, которую она хорошо знает, например, «Сидеть!», «Играть в мячик!» (эта команда должна ассоциироваться с положительными эмоциями), а потом вводите в ситуацию десенсибилизации. Вы переключаете ее внимание на поведение, при помощи которого она может совладать с ситуацией. Через ситуацию десенсибилизации вы проводите собаку через ряд все более и более тревожных ситуаций. Например, если собаку в клинике испугали, и она отказывается идти туда пешком, то начинают работать с самой дальней дистанции. Как только она почувствовала тревогу (оглядывается, вертится вокруг хвоста и др.), переключаете ее на иной тип деятельности (как правило, игровую) или на выполнение отработанной команды, и потом постепенно сокращаете дистанцию.

На более обобщенном уровне: вы даете субъекту способ совладать с ситуацией, а потом вводите ее в ситуации, вызывающие тревогу, и переключаете его на то поведение, при помощи которого в других ситуациях он мог совладать с собой. Это контробусловливание через десенсибилизацию.

Другой прием — аверсивное обусловливание. Например, при борьбе с перееданием к биг-маку крепится простенькое устройство с батарейкой, человек кусает биг-мак и получает слабый разряд. Мелочь, а неприятно. Аналогично — если рука тянется к сигарете, получаем разряд за сигарету. Кодирование от алкоголизма – тот же принцип, хотя здесь чаще используется вызов рвотного рефлекса. Стакан ко рту – и приступ тошноты или ощущение, что умираешь.

Неприятно, но в ситуации выбора — будущая нормальная жизнь или потеря семьи, или тем более тюрьма, люди с готовностью на это идут и нужный результат получают.

Интересно, что так же лечится энурез: ребенок ложится на кровать, под простынь кладутся датчики влажности. Ребенок описался – включается свет, ребенку меняют пеленку. Ребенку не хочется просыпаться. но это происходит всегда, и обычно для прекращения энуреза этого хватает. Несколько повторений — проблема решается.

Когда-то, на заре исследований, в качестве отрицательного подкрепления пробовали использовать слабые удары электрического тока. Жизнь показала, что в этом нет никакой нужды: обычная смена пеленки – вовремя! – эту функцию полностью выполняет.

Методы оперантного научения применяются в психиатрических учреждениях — например, метод накопления жетонов.

Чистит зубы – жетон, убирает постель – жетон, жетоны обмениваются на привилегии: сигареты, проживание в отдельной комнате, дополнительное посещение столовой. Методика не идеальна, но среди всех возможных — признана наиболее эффективной.

Бихевиоральная терапия — это быстрая терапия, дающая возможность контролировать последствия.

Итого

Бихевиоральная терапия — не волшебство, в ней есть и свои минусы, и свои ограничения.

Не все определяется только примененными к пациенту техниками: если пациент заинтересован в излечении, эффективность излечения выше. Впрочем, это характерно для любых подходов, не только бихевиорального, и, заметим, что как раз в бихевиоральном подходе момент заинтересованности клиента играет меньшую роль, чем в других подходах.

Бихевиоральный подход показывает высокую эффективность для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В более сложных, запутанных, «личностных» случаях, касающихся не просто поведения, а ценностей и образа жизни (что характерно для многих проблем с наркоманами и алкоголиками), использование бихевиоральных методов неустойчиво и дает недолговременный эффект​.

Терапия с предъявлением поведенческой модели используется для лечения состояния тревожности и страхов. Тревожному человека показывают, как ведут себя в проблемной ситуации уверенные люди, и предлагают воспроизводить, повторять это поведение. Дополнительно психолог может объяснять способы выхода из тревожной ситуации, адекватные речевые ответы, и при необходимости отрабатывает навык использования этих средств.

Если то, что снимается бихевиоральной терапией, оказывается симптомом чего-то более серьезного и глубинного, могут быть возвраты и повторения. Впрочем, так называемый глубинный подход также не гарантирует устойчивых результатов, а хорошо проведенная бихевиоральная терапия нередко приводит не только к снятию беспокоящего человека симптома, но и общему улучшению его состояния.

С. Гингер пишет об этом в книге «Гештальт — терапия контакта»:


В традиционном психоанализе симптом часто отодвигается на второй план и рассматривается как ориентир на пути самораскрытия. Последовательное осознавание подавленного материала ведется посредством глобального подхода к глубинной личности, через анализ трансфера и интерпретаций. Считается, что «выздоровление» при этом наступит само собой, как бы в довершение к вышесказанному; сам же Фрейд рекомендовал остерегаться чрезмерного «рвения к излечению». В этом случае предстает субъективный и довольно-таки пессимистичный взгляд на человека (давящий детерминизм раннего детства, природные «полиморфные извращенные» склонности и т. д.).

В поведенческом подходе, наоборот, лечится сам симптом; это объясняется заботой об эффективности терапии и «уважением к самой эксплицитной просьбе клиента», который с ней пришел на консультацию и, как правило, не просит чего-то большего. Ведь клиенту, зашедшему купить только галстук, не предлагают дорогостоящий костюм-тройку! Точные техники снятия обусловленности и десенсибилизации (Вольп) часто способствуют быстрому исчезновению симптома, например в случае фобий или сексуальных расстройств, что, однако, не сопровождается глобальной перестройкой всей личности. Добавим по ходу, что симптоматические смещения (появление новых, заместительных симптомов), по статистике, происходят намного реже, чем об этом думают психоаналитики. И даже наоборот, часто отмечаются позитивные «цепные реакции» (Например, с излечением полового бессилия прекращаются автомобильные аварии (интеграция телесной схемы) и вспышки гнева (иллюзия всемогущества). Сторонники такого подхода считают, что их взгляд на человека объективен и реалистичен.↑


Оценивая эффективность бихевиоральной терапии, нужно учесть и исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести.

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

3. Основной метод бихевиоризма

Основной
метод бихевиоризма 
наблюдение и экспериментальное
изучение реакций организма в ответ
на воздействия окружающей среды
с целью выявления доступных
математическому описанию корреляций
между этими переменными. Подавляющую
часть экспериментов сторонники
бихевиоризма
провели
на животных, перенеся затем установленные
на этом уровне закономерности
на человека. Активность организма
и роль его психической организации
в преобразовании среды, как и социальная
природа человека, в бихевиоризме
игнорируются.

В бихевиоризме предметом изучения являются:

    • Изучение
      не сознания, а поведения человека.

    • Личность
      – все то чем обладает индивид.

    • Человек
      в концепции бихевиоризма понимается,
      прежде всего, как реагирующее, обучающееся
      существо, запрограммированное на те
      или иные реакции, действия, поведение.[7]

Как
и у любого направления в бихевиоризме
были свои плюсы и минусы, которые можно
отразить в таблице:

Достоинства
бихевиоризма

Недостатки
бихевиоризма

Бихевиоризм
обозначил историческую потребность
в расширении понимания предмета
изучения психологии и ввел в круг
изучаемых психологией явлений поведение
человека, сделав его предметом своих
исследований и, тем самым, противопоставив
сознанию

Однако
при этом потребность в расширении
предмета психологических исследований
отразилась в бихевиоризме однобоко
и неадекватно, так как при этом
игнорировалось сознание как объективная
сущность; сознание в бихевиоризме
было полностью исключено из области
изучения, так как не имело объективных
наблюдаемых методов

Исторической
заслугой Дж. Уотсона является
исследование поведения и острая
постановка проблемы объективного
подхода в психологии

Однако
при этом понимание поведения сводится
лишь к внешним проявлениям, и игнорируются
ненаблюдаемые физиологические и
психические процессы

Важнейшей
для психологии как практической науки
является выдвинутая Дж. Уотсоном
задача управления поведением человека,
нацеленность научного исследования
на связь с практическими задачами

Но
из-за механической трактовки поведения
человек лишается своей активной
деятельностной сущности и выступает
как реагирующее существо

Бихевиоризм
укрепляет метод лабораторного
эксперимента как основного в
психологических исследованиях и,
более того, вводит практику проведения
опытов на животных, что, безусловно,
позволяет решить многие практические
задачи психологии

Однако
результаты, полученные опытным путем
на животных, переносятся без каких-либо
ограничений на человека, при этом не
учитывается качественная разница в
поведении человека и животных

В
рамках бихевиоризма были установлены
многие закономерности выработки
навыков

Но
были проигнорированы важнейшие
компоненты действия — мотивация и
психический образ действия

Достижением
бихевиоризма стала разработка
практических методик обучения,
основанных на контроле внешних
воздействий, реакции организма на эти
воздействия, а также получении разного
рода подкрепления, обусловливающего
в дальнейшем формирование той или
иной реакции. Такие методики активно
разрабатывались Б. Скиннером и получили
название метода программированного
обучения, который в короткие сроки
позволяет осуществлять процесс
обучения необходимым знаниям и навыкам,
а также корректировать нежелательное
поведение.

Однако
эти методики строились на исключающем
осознанность принципе подкрепления
правильных актов поведения, ведущего
к формированию необходимого навыка,
что не могло развить внутреннюю
познавательную деятельность индивида,
т.е. сформировать у него навык
интериоризации деятельности — ее
свертывание во внутренний план. Таким
образом, из специфики обучения
исключается один из его важнейших
компонентов — осознанность и
интериоризация действия[9]

Более кратко это выглядит так:

 заслуги бихевиоризма следующие:

1) он внес в психологию сильный крен в
естественнонаучную сторону;

2) он ввел объективный метод, основывающийся
на регистрации и анализе внешне
наблюдаемых фактов, процессов и событий,
благодаря чему получили бурное развитие
инструментальные приемы исследования
психических процессов;

3) был чрезвычайно расширен класс
исследуемых объектов, стало интенсивно
изучаться поведение

животных, младенцев и т.д.;

4) в его работах были значительно
продвинуты отдельные разделы психологии,
в том числе проблемы научения, образования
навыков и др.[11]

 недостатки бихевиоризма:

  1. Недоучет сложности психической
    деятельности

  2. Игнорирование процессов сознания

  3. Перенос результатов исследования
    животных на человека

  4. Негуманные эксперименты

  5. Игнорирование высших форм научения
    (творчество, самоопределение личности)[10]

Наиболее важные данные были получены
в бихевиоризме по проблеме научения,
что дало толчок для развития операционализма.
Главный представитель этого направления
— К.Л.Халл, проводивший много исследований
для уточнения схемы стимул — реакция. В
дальнейшем было показано, что само
обусловливание представляет собой
достаточно сложный процесс. Постепенно
возникли изменения в концептуальном
аппарате бихевиоризма. Это привело к
преобразованию его в необихевиоризм.
Другим вариантом ревизии классического
бихевиоризма стала концепция оперантного
бихевиоризма Б.Скиннера, разработанная
в 30-х гг. XX в., где в результате многочисленных
опытов (прежде всего на крысах и голубях)
было модифицировано понятие реакции.
На основе его теории оперантного
обусловливания возникли специальные
психотерапевтические техники, основанные
преимущественно на внутренних
психологических процессах (Х.Ю.Айзенк,
Вольпе). В целом, бихевиоризм оказал
большое влияние на развитие психотерапии,
методы программированного обучения.
Также идеи бихевиоризмаоказали влияние на лингвистику,
антропологию, социологию, семиотику
и стали одним из истоков кибернетики.
Бихевиористы внесли существенный вклад
в разработку эмпирических
и математических методов изучения
поведения, в постановку ряда
психологических проблем, в особенности
касающихся научения — приобретения
организмом новых форм поведения[12]

Используемые источники

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для
    студентов высших педа­гогических
    заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Просвещение
    — Владос, 1994.

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология:
    Учебник для студентов высших педагогических
    учебных заведений — М.: Ака­демия,
    1998.

  3. Ярошевский М.Г. История психологии от
    античности до середины XX в. Учеб. пособие.
    – М., 1996.

  4. http://www.openreality.ru

  5. http://www.grandars.ru

  6. http://www.bibliofond.ru

  7. http://azps.ru

  8. http://fictionbook.ru

  9. http://www.vashpsixolog.ru

  10. http://student.zoomru.ru

  11. http://5ballov.qip.ru

  12. http://www.syntone.ru

Бихевиоризм, его основатели, предмет, задачи и методы — Студопедия

Причины кризиса в психологии в начале 20 века

Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки, все более и более обнаруживали несостоятельность психологической теории.

В начале 10-х гг. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями.

Позитивное содержание кризиса составила работа по созданию новой психологической теории, развернувшаяся как в зарубежной, так и в отечественной науке.

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленным его переходом к империализму. Рост мирового господства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии, развитием процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии, агрессивной внешней политикой, направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путем империалистических войн, среди которых первая мировая война явилась первым из величайших социальных потрясений XX в.

Предпосылки (причины), обусловившие возникновение «открытого кризиса»:



1) сложность и противоречивость социальной ситуации. Противоречия
между личностью и обществом осознавались как извечная несовместимость
биологической природы человека с моральными требованиями общества.

2) понимание учеными практической и теоретической
несостоятельности старых установок, взглядов и методов исследования
явлений и феноменов науки;

3) интенсивное развитие философских идей, позитивизма, дифференциальной, возрастной психологии, зоопсихологии обеспечило появление новых несопоставимых направлений, концепций и взглядов на предмет психологической науки;

4) развитие биологии, которая меняла представление о сознании как о замкнутом мире субъекта;

5) расширение сферы непознаваемых путем классического метода
интроспекции явлений (поведение животных, детей, психически больных
людей).

В 1910-1930 гг. в психологии сформировалось большое колическтво конкурирующих несовместимых парадигм, которые реализовали потенциально возможные версии понимания предмета и метода психологии.


Психология распалась на ряд крупных направлений, каждое из которых выступило оппонентом по одному из пунктов старой психологии сознания, выдвигая свой предмет и свои методы исследования. Перечислим эти направления.

1. Гештальтпсихология

2. Бихевиоризм

3. Глубинная психология

4. Французская социологическая школа

5. Описательная психология и т.д.

Благодаря разразившемуся кризису психология получила ряд новых самостоятельных направлений, каждое из которых впоследствии активно расширилось и дало науке множество интереснейших взглядов и концепций, дальнейшее развитие этих психологических школ шло в направлении взаимодействия друг с другом.

Бихевиоризм ( от англ. bеhаviоr — поведение) — революционное течение определившее облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразоваловсю систему представлений о психике.

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949), Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма. Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации »Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Он наполнил старые термины «интеллект», «ассоциативные процессы» новым содержанием.

Опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

Торндайк разработал теорию научения, применив оригинальную методику проб и ошибок к поведению животных.

На основе своих исследований Торндайк вывел несколько законов научения:

1. Закон упражнения (пропорциональная связь между ситуацией и реакцией на нее относительно частоты их повторения).

2. Закон готовности (изменение готовности организма к проведению нервных импульсов связано с упражнениями)

3. Закон ассоциативного сдвига (при реакции на один определенный раздражитель из нескольких, действующих одновременно, другие раздражители, участвовавшие в данной ситуации, в дальнейшем вызывают такую же реакцию)

4. Закон эффекта. Последний, четвертый, закон вызвал множество споров, поскольку включал в себя фактор мотивации (фактор чисто

психологической направленности).

Радикальный переворот в представлениях о предмете и методе психологии был совершен Джоном Уотсоном (1878-1958) в 1913 г. с изданием статьи «Психология с точки зрения бихевиориста». (Эксперимент с Альбертом и крысой, взгляды на воспитание: 10 детей- сделает их кем захочет, независимо от способностей, расы и наследственности)

Бихевиористы отвергают метод интроспекции и отказваются от сознания как предмета психологии а также предполагают, что любые психологические структуры и процессы, не «наблюдаемые объективными методами не существуют, либо недоступны для научного исследования. Так, основным методом исследований в бихевиоризме считается поведенческий эксперимент.

Задача психологии с точки зрения бихевиоризма состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (схема стимул — реакция (S-R), а цель — уметь правильно предугадать поведение человека и научиться управлять им, т.е. зная характер стимула, можно предсказать реакцию, или поведение. Бихевиористы подчеркивают, что все реакции человека имеют либо приобретенную, внешнюю природу и называются условными рефлексами, либо внутреннее происхождение, т. е. наследственны, и называется безусловными рефлексами.

Бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик и оказал сильнейшее влияние как на американские психологические и психотерапевтические школы, так и на всю науку психологию в целом.

Общая характеристика бихевиоризма

Методология
бихевиористской концепции была заложена
американским ученым Д.Уотсоном
(1878-1958), в работе которого «Мир, как его
видит бихевиорист» (1913) новое направление
впервые заявило о себе. Однако первое
экспериментальное изучение связи
(коннекции) между стимулом и реакцией,
которое стало ядром исследовательского
метода бихевиоризма, появилось раньше
и было осуществлено Э.Торндайком
(1874-1949). Торндайк, строго говоря, еще не
принадлежал к этому направлению и
разрабатывал свои эксперименты,
ориентируясь в большей степени на
близкий к бихевиоризму функционализм.
Но именно эти работы, открытые им методики
и законы стали ведущими в работах
бихевиористов. Это и дает основания
причислить концепцию Торндайка к
бихевиоризму.

Как
уже было сказано, бихевиоризм сделал
предметом своего исследования поведение,
с чем связано и новое название психологии
(behavior
— поведение).

При
этом под поведением понималась объективно
наблюдаемая система реакций организма
на внешние и внутренние стимулы. Такое
изменение предмета исследования
объяснялось задачей сделать психологию
объективной наукой. Это стремление
отвечало духу времени и стало причиной
того методологического кризиса
психологии, о котором уже говорилось
выше. Вслед за функционалистами
бихевиористы считали, что необходимо
изучать целостные реакции организма
как функции, направленные на обеспечение
какого-то процесса или достижение
определенной цели. Недаром и Чикагская,
и Колумбийская школы функционализма
стали фундаментом для появления концепции
бихевиоризма.

Анализируя развитие
психологии, Уотсон пришел к мнению о
том, что прямого и объективного метода
исследования внутреннего содержания
психики, содержания сознания не
существует. Поэтому он выдвинул идею о
необходимости пересмотреть задачи
психологии, которая не может ставить
перед собой цель стать объективной и
экспериментальной наукой, не имея
объективного метода исследования
основного предмета. По мнению Уотсона,
необходимо пересмотреть этот предмет,
заменив его тем, который будет связан
с психической сферой человека и
одновременно доступен объективному
наблюдению и экспериментальному
исследованию. Именно таким предметом
и служит поведение, которое, как доказали
в своих работах А. Бэн, Г. Спенсер, И. М.
Сеченов и другие ученые, является такой
же составляющей психики, как сознание.
Следуя этим теориям, Уотсон доказывал,
что поведение представляет собой
единственный объект, доступный изучению,
а потому психология должна исключить
сознание из своего предмета, оставив в
нем только поведение.

Анализ
структуры и генезиса поведения, факторов,
которые помогают и препятствуют
становлению связей между стимулом (S)
и
реакцией (R),
стал
центральным для бихевиоризма. При этом
изменение поведения (появление все
новых связей между S
и
R)
фактически
отождествлялось с развитием психики
как таковой.

Идея
о том, что в основе развития поведения
лежит формирование все новых связей
между стимулами и реакциями, привела
бихе-виористов к убеждению, что ведущим
фактором в процессе генезиса является
социальный, окружающая среда. Этот
подход, названный социогенетическим

отличие от биогенетического,
в
котором ведущим фактором выступает
наследственность), получил наиболее
полное воплощение именно в классическом
бихевиоризме. Работы Уотсона показали,
что в психике практически нет врожденных
поведенческих актов, кроме нескольких
инстинктивных движений (сосательное,
хватательное и т.д.). На этих нескольких
рефлексах и выстраивается все содержание
психической жизни. Таким образом,
формирование психики, содержания
сознания происходит в процессе жизни
человека под влиянием той информации
о стимулах и наиболее адекватных реакциях
на них, которые поставляет среда. При
этом из всех возможных реакций отбираются
и закрепляются те, которые способствуют
лучшей адаптации, приспособлению к
среде. Значит, адаптация в этой школе,
как и в функционализме, является главной
детерминантой, определяющей направление
психического развития.

Само психическое
развитие, таким образом, отождествляется
с научением, т. е. с любым приобретением
знаний, умений, навыков, не только
специально формируемых, но и возникающих
стихийно. С этой точки зрения, научение
— более широкое понятие, чем обучение,
так как включает в себя и целенаправленно
сформированные при обучении знания.
Поэтому экспериментальные исследования
в этой школе часто основаны на анализе
научения, а проблемы научения и
развивающего обучения становятся для
ученых ведущими.

Исходя из того,
что научение зависит в основном от
условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых
средой, бихевиористы отвергали идею
возрастной периодизации, доказывая,
что не существует единых для всех детей
закономерностей развития в данный
возрастной период. Доказательством
служили и их исследования научения у
детей разного возраста, которые показали,
что при целенаправленном обучении уже
двух-трехлетние дети умеют не только
читать, но и писать и даже печатать на
машинке. Значит, периодизация зависит
от среды, и какова среда, таковы и
закономерности развития конкретного
ребенка.

Однако невозможность
создания возрастной периодизации не
исключала, с их точки зрения, необходимость
создания функциональной периодизации,
которая бы позволила вывести этапы
научения, формирования определенного
навыка. С этой точки зрения, этапы
развития игры, обучения чтению или
плаванию представляют собой функциональную
периодизацию. Точно так же функциональной
периодизацией являются и этапы
формирования умственных действий,
разработанные П. Я. Гальпериным.

Работы
Торндайка и Уотсона положили начало
большому количеству экспериментов,
изучающих различные аспекты формирования
поведения. Эти исследования показали,
что нельзя объяснить всю психическую
жизнь исходя из схемы S
—>
R,
невозможно
совершенно не учитывать внутреннее
состояние живого существа. Это привело
к модификации классического бихевиоризма
и появлению так называемого необихевиоризма
(см.
табл. 6), в котором появляются внутренние
переменные, объясняемые по-разному
различными учеными (когнитивные
карты, потребности

и
т.д.). Эти разнообразные переменные и
изменяют реакции живого существа в
зависимости от его состояния, направляя
на достижение нужного результата.

Модификация
классического бихевиоризма была связана
и с тем, что социальное поведение, которое
также стало предметом исследования,
нуждалось в новом методе, поскольку не
могло изучаться на животных. Это привело
к возникновению социального
бихевиоризма
,
который
рассматривал ролевое
поведение
человека
в социуме (см. табл. 6). Анализ факторов,
влияющих на интернализацию роли,
вариативность ее исполнения разными
людьми, также доказал несостоятельность
положений, игнорировавших мотивы и
ожидания людей.

Таблица 6

Основные теории
бихевиоризма

Ученый

Предмет
и задачи исследования

Основные
результаты

Э.Торндайк

Экспериментальное
исследование условий и динамики
научения путем анализа способов
решения задачи в проблемном ящике

Законы
образования коннекции (связи), т. е.
законы научения. Метод обучения путем
проб и ошибок

Д.Уотсон

Изучение
поведения, анализ его формирования
путем образования связи SR.
Наблюдение
за естественным становлением поведения,
эмоций, понятий, речи

Доказательство
прижизненности образования основных
знаний, умений, переживаний человека
и возможности повлиять на их содержание

Э.
Толмен

Изучение
деятельности системы организм-среда,
формирование целостного, молярного
подхода к проблеме поведения

Внутренняя
переменная, опосредующая связь SR,
понятие
о когнитивных картах и латентном
обучении

К.
Халл

Формирование
гипотетико-дедуктивного подхода к
изучению поведения, анализу факторов,
влияющих на характер связи SR

Понятие
первичного и вторичного подкрепления,
закон редукции напряжения

Б.
Скиннер

Разработка
методов целенаправленного обучения,
управления и коррекции поведения.
Изучение оперантного поведения

Законы
оперантного обучения, программированное
обучение, методы коррекции поведения

Д.
Мид

Исследование
социальных взаимодействий, лежащих
в основе образования «Я»

Понятие
роли и системы ролей как основы
личности, раскрытие роли игры и ожиданий
окружающих в становлении «Я»

А.
Бандура

Исследование
социального научения, изучение
механизмов формирования социального
поведения и подражания, а также способов
коррекции поведения

Понятие
косвенного подкрепления, раскрытие
роли модели подражания, исследование
самоэффективности, влияющей на
регуляцию персонального поведения

Однако
идея о прижизненном характере содержания
психики, ведущей роли обучения оставалась
незыблемой и в необихевиоризме. Поэтому
неудивительно, что ведущей научной
теорией этого направления во второй
половине XX
в. стала теория оперантного
бихевиоризма
Скиннера
(см. табл. 6), ставшая основой для многих
теорий развивающего обучения. В своих
трудах Скиннер также показал
несостоятельность методологии
бихевиоризма как полностью объективной
науки, так как игнорирование промежуточной
переменной, т. е. сознания и бессознательного,
не давало полного представления о
поведении, а введение этой переменной
снижало точность исследования. Так, уже
в новый период ученые приходили к мысли
о сложности (даже невозможности) полностью
и объективно изучить, объяснить
психическое. Трудности, вставшие не
только перед бихевиоризмом, но и перед
другими направлениями, привели ученых
в последние годы XX
в. к мысли о необходимости соединить
достижения бихевиоризма с открытиями
других школ, создав вновь общую,
синтетическую психологию. К этому
вопросу мы еще вернемся.

9. Бихевиоризм и необихевиоризм. Основные методологические установки.

Экспериментальные
результаты и их критический анализ.

Данное
течение возникло в противовес психоанализу
и структурализму
. В основе бихевиоризма
лежат функционалисткие традции
(механицизм,
объективизм) и зоопсихология. В
бихевиоризме радикально сравнивали
поведение животного и человека

Возник
Как реакция на кризис, когда психология
искала объективный метод изучения
психик.

Предметом
психологии

бихевиоризм считает не сознание, а
поведение.
Под поведением
понимаются ответные
движения организма на раздражения
среды
.
Внешние
раздражители, простые или сложные
ситуации — это
стимулы;
ответные движения —
реакции.

Задача
психологии

– установить однозначные отношения
между стимулами и реакциями
.

К
поведению относят все внешне наблюдаемые
реакции организма (в т.ч. отдельных его
органов) на внешние воздействия (стимулы),
которые можно объективно зафиксировать
невооруженным глазом либо с помощью
специальных приборов.

Единицей
анализа поведения
,
таким образом, объявляется
конкретная связь
стимула
(S) и
реакции
(R).

Предпосылки возникновения бихевиоризма:

  1. требования
    практики
    ,
    которым не могла удовлетворить
    «академическая» интроспективная
    «психология сознания»,

  2. философия
    позитивизма и прагматизма
    ,
    нашедшая себе благодатную почву в США,

  3. исследования
    поведения животных

    (Э.Торндайк и др.),

  4. физиологические
    и психологические идеи русских ученых

    (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев)

Павлов
Разработал метод условных рефлексов.
Предложил базовый элемент для психологии
–реакцию. Его исследования подтвердили
теорию Уотсона

«Манифестом»
бихевиоризма считается статья его
основателя, американского психолога
Дж.Уотсона,
«Психология с точки зрения бихевиориста»
(1913),

Уотсон
пришел к мнению о том, что прямого
и объективного метода исследования
внутреннего содержания психики,
содержания сознания не существует.

Предлагал
изменить предмет психологии, заменив
его тем, который будет связан с психической
сферой человека и одновременно доступен
объективному наблюдению и экспериментальному
исследованию. Именно поведение яв-ся
частью психики, как и сознание. Поэтому
исключает сознание из предмета исслед-я,
оставляет поведение. Осн ме – эксп-нт
и объектив наблюд

Психические
процессы рассматриваются Дж.Уотсоном
исключительно в рамках схемы С-Р.

Эта схема распространяется на взрослых,
детей и животных.

Все
реакции Уотсон делит на
:

  1. наследственные
    (их небольшое количество: это некоторые
    рефлексы, физиологические реакции и
    элементарные «эмоции»)

  2. приобретенные
    (привычки,
    мышление, речь, сложные эмоции, социальное
    поведение и т.п.).

Развитие
поведения заключается в приобретении
новых реакций на основе имеющегося
репертуара наследственных

реакций
на безусловные стимулы, которые в опыте
индивида связываются с другими, условными
(обусловливание), и впоследствии уже
эти условные стимулы вызывают
соответствующие реакции
.
Так, например, эмоцию страха (замирание
на мгновение, затем громкий плач), по
наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца
всего два безусловных стимула: резкий
звук и потеря опоры. Если сочетать этот
стимул с другим (например, показом белого
пушистого кролика), то вскоре реакцию
страха может вызвать только один показ
кролика (произошел процесс обусловливания).

Элементарные
реакции связываются в опыте друг с
другом, и образуются сложные системы
реакций (привычки, память).

Развитие
психики – развитие цепочек связей,
поэтому не выделяет периодизации
развития человека, есть периодизация
развития связей.

Другое
основание классификации реакций —
степень
их «скрытости
«.
Здесь выделяются:

  1. доступные
    для простого наблюдения —
    внешние
    реакции

    (речь, эмоции, рефлексы)

  2. доступные
    для «опосредствованного» наблюдения
    с помощью специальных приборов —
    внутренние
    реакции

    (речевое мышление рассматривается,
    например, как речь при скрытых мускульных
    движениях; к внутренним реакциям
    относятся также физиологические
    и химические изменения в организме как
    реакция на определенные стимулы
    ).

Он
ратовал за прикладную психологию.

Как
задачи психологии видел:

  1. Прогнозирование
    поведения и управление человеком

  2. Пользоваться
    только естественно научными методами

Предложил

Метод
дословной записи

Метод
наблюдения

Метод
условных рефлексов

Метод
тестирования( в основном скорости
реакции)

Бихевиоризм
популизировало то, что уотсон говорил,
что если подобрать
SR
можно избавится от любых психических
проблем

Бихевиоральная
терапия хорошо применима при страхах.

Критика
Бихевиоризма

  1. Чрезмерный
    редукционизм

  2. Полная
    детерминация поведением, не оставляет
    человеку свободу воли

Одним из пионеров
бихевиористского движения был Торндайк
(1874-1949). Функция
Торндайка определялась тем, что его
работы открыли первую главу в летописи
бихевиоризма. Торндайк увлекся психологией
под впечатлением Джемсовых «Основ…».

Торндайк принимал
за исходный
момент двигательного акта не внешний
импульс, запускающий в ход телесную
машину с предуготованными способами
реагирования, а проблемную ситуацию,
т.е. такие внешние условия, для
приспособления к которым организм не
имеет готовой формулы двигательного
ответа, а вынужден ее построить
собственными усилиями.

Оценка поведения — Курсовая работа

Похожие документы