Ощущение восприятие представление: Общая психопатология | Обучение | РОП

Общая психопатология | Обучение | РОП


Ощущение — первая ступень познавательной деятельности. Ощущение дает информацию лишь об одном каком-либо свойстве (качестве) предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Например, ощущение может дать такие сведения о свойствах окружающих нас предметов и явлений, как горячий или холодный, тяжелый или легкий, яркий или темный, громкий или тихий и пр.

Ощущения условно можно разделить на:

  • экстероцептивные (сигналы из внешнего мира; в соответствии с анализаторами: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения)
  • проприоцептивные (сигналы о положении тела в пространстве)
  • интероцептивные (сигналы от внутренних органов)

Свойства ощущений (та информация, которую они дают):

  • модальность (качество; основная информация, отображаемая данным ощущением; например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый; температурная чувствительность — о температуре и пр.)
  • интенсивность (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции; например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена из-за затруднений в работе рецепторов)
  • длительность
  • пространственная локализация

Синестезия («совместное чувство») — особенность чувственного познания, когда наряду со специфической для того или иного стимула модальностью ощущения возникают ощущения и других модальностей. Самый известный пример: цветной слух, т.е. способность вместе со звуками воспринимать определенные цвета. Сам по себе феномен синестезии не является патологией, считается, что он имеет важное значение для развития тонко дифференцированных процессов восприятия, особенно у музыкантов, художников, дегустаторов и пр.

Восприятие — психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ. Восприятие завершается узнаванием.

Восприятие — не просто сумма ощущений, а скорее процесс и результат их обработки. Оно включает систематизацию и интерпретацию информации, поступающей от органов чувств (в том числе на основе прошлого опыта, хранящегося в памяти — см. представление).

Восприятие является сложным процессом, в котором задействованы многие сферы психической деятельности человека: внимание (необходимо для отделения объекта от фона), память (узнавание основано на хранящейся в памяти информации), мышление (например, выделение и сопоставление наиболее важных признаков), моторная сфера (например, «ощупывающие» движения глаз при рассматривании предметов и пр.), эмоции (как будет видно далее, значительная часть симптомов нарушения чувственного познания связаны с определенными эмоциональными состояниями) и даже особенности личности [так, в некоторых направлениях психологии получили развитие теории о связи познания и особенностей темперамента, познавательных (когнитивных) «стилях» личности и т.д.].

Способность к восприятию не является врожденной, процессы восприятия проходят последовательные этапы развития у ребенка в первые годы его жизни. Он постепенно учится рассматривать и различать окружающие его объекты, вслушиваться в звуки, запоминает образы и их обозначения и т.д. При этом «обучение» сложным аспектам восприятия может происходить не только у детей, но и у взрослых на протяжении всей жизни (например, становление дифференцированного восприятия оттенков вкуса у вин, звучания тонов сердца при аускультации и пр.). Как мы увидим далее, таким же постепенным, как и становление процессов восприятия, может быть и их распад при патологии соответствующих центров коры (см. агнозии).

Можно выделить восприятие:

  • предметов и явлений (предметное восприятие)
  • пространства
  • движения
  • времени

Представление — процесс воспроизведения в памяти или воображении наглядных образов предметов или явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств (т.е. эти образы основаны на сохранившихся прошлых ощущениях и восприятиях).

Представлением называют как сам процесс, так и результат этого процесса, т.е. представляемый образ.

Каждый из нас может представить перед своим «мысленным взором» образ практически любого предмета или явления, с которым ему прежде приходилось часто встречаться, или пережить хотя бы однократную, но достаточно яркую и запоминающуюся встречу. Например, мы можем представить себе образ президента своей страны, машины любимой марки, самолета, представить звучание голоса известного актера и пр. В других случаях, задавшись соответствующей целью, мы можем вообразить себе какой-либо нереалистичный образ (например, человека со 100 руками), т.е. то, чего мы в жизни никогда не видели, однако комбинировать этот образ мы будем из того, с чем прежде встречались в жизни.

На самом деле способность представлять себе такие образы у разных людей выражена по-разному, у кого-то это получается лучше (обычно у художников, дизайнеров), у кого-то хуже.

Представляемые образы обычно нестойки, т.е. когда фокус нашего внимания смещается на что-то другое, они быстро распадаются. Проецируются эти образы в некое субъективное пространство, не связанное с реальным пространством, окружающим человека в текущий момент (т.е. мы можем представить себе что-то очень большое, например самолет, размер помещения, в котором при этом находимся, не имеет никакого значения, ибо представляемые образы никак не связаны с этим реальным пространством).

Образы представлений могут возникать произвольно (в соответствии с нашим волевым усилием) или непроизвольно (например, глядя на лимон, мы вместе с этим часто непроизвольно представляем его кислый вкус). К непроизвольным представлениям можно также отнести сновидения.

Поскольку представления возникают при отсутствии действующих на органы чувств объектов, они менее ярки, менее детальны, более фрагментарны, чем обычное восприятие реальных объектов. При этом представления более схематизированы и обобщены, чем восприятие, так как отражают наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Степень обобщенности в представлениях может быть различной. Так называемые единичные представления (например, образ своей матери) индивидуальны и конкретны, хотя и они содержат некую степень обобщения, поскольку являются суммированными образами многих восприятий конкретного объекта. Общие представления более абстрактны и объединяют в себе прежде воспринимавшиеся образы множества схожих предметов (например, образ матери в целом как обобщенный образ женщины, воспитывающей своих детей).

Представление является переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению (т.е. к абстрактным понятиям). В отличие от понятий представления еще не содержат выделения внутренних, скрытых от непосредственного восприятия закономерных связей и отношений.

Можно представить себе такую условную последовательность этапов обработки информации, проходящей путь от процесса ощущения к мышлению:

  • ощущение (например, веса наступившего вам на ногу попутчика в метро)
  • восприятие (например, попутчика, с которым вы едете в метро, который только что наступил вам на ногу и которого вы теперь рассматриваете)
  • представление (например, образ того попутчика в метро, который вчера наступил вам на ногу)
  • понятие (например, о характеристиках попутчиков, которые обычно больно наступают на ноги в метро)

Нейробиология процессов ощущения, восприятия, представления

Первичная, субкортикальная обработка информации, поступающей от всех органов чувств (за исключением обоняния), происходит в таламусе (зрительном бугре). Дальнейшая обработка происходит в корковых центрах анализаторов — первичных (проекционных, проводящих оценку отдельных параметров объектов), вторичных (проводящих более сложный, комплексный анализ воспринимаемой информации) и третичных (ассоциативных, объединяющих информацию от разных анализаторов). Более того, обработка поступающей информации может проводиться на разных «уровнях» и в различных «направлениях».

Например, для зрительного восприятия: из первичных зрительных центров, расположенных в затылочных долях коры больших полушарий, для дальнейшей обработки информация идет в двух направлениях: дорсальном (в направлении задней части теменной доли коры) и вентральном (в направлении нижней части височной доли коры).

Дорсальный поток информации (канал «где?») необходим для оценки пространства, локализации в нем объекта, оценки его движения; эта информация определяет движения глаз, необходимые для целостного восприятия объекта.

Вентральный поток информации (канал «что?») связан с узнаванием объекта, предметным восприятием. При этом по мере «движения» информации от первичной зрительной коры (затылка) по вентральному потоку (к направлению полюса височной зоны) происходит все более дифференцированное восприятие предметов. В височной коре «хранятся» образы представлений всех предметов, на их основе и происходит узнавание. Локализация этого «хранения» семантически организована (по смысловым категориям, т.е. предметы, относящиеся к одной категории, хранятся рядом).

Эти нейрофизиологические особенности восприятия позволяют понять различные варианты патологии восприятия, например, различные варианты агнозии или галлюцинаций.

Вопрос №9. Ощущение, восприятие и представление личности. Их сущность, функции

Ощущение, чувственный опытпростейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологическихпроцессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

Ощущение — это проявление общебиологического свойства живой материи — чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность нервных аппаратов — анализаторов, состоящих из 3 частей:

* рецептор — воспринимающая часть анализатора (осуществляет преобразование внешней энергии в нервный процесс)

* центральный отдел анализатора — афферентные или чувствительные нервы

* корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира. Функция ощущений – получать информацию о состоянии внешней и внутренней среды с помощью органов чувств.



Очевидно, что в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс и уже на его основе возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление.

Пять основных видов ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус — были известны уже древним грекам. В настоящее время расширены представления о видах ощущений человека, можно выделить около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (холодное, шероховатое, зеленое), то восприятие дает целостный образ предмета.

Восприятие целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.


Функция восприятия — создание осмысленного представления об окружающем мире.

Представлениевоссоздание образа предмета или явления в данный момент не воспринимаемого, но зафиксированного памятью (появление которой обусловлено развитием мозга сверх пределов, необходимых для простой координации функций отдельных органов), а так же (на последнем этапе развития познания), образ, созданный продуктивным воображением, опирающимся на абстрактное мышление (например, визуальное изображение ни разу не виденной солнечной системы из одного лишь рассудочного знания).

ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Сигнальная (на потом в деятельности), регулирующая (на сейчас в деятельности), настроечная (формир.прогноз действий).

Логика. 7. Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира ()

7. Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира

Предмет логики неразрывно связан с такими понятиями, как познание, мышление, логические формы и логические законы.

Логика – это наука, занимающаяся изучением методов и принципов познавательной деятельности, ее средств. Такое изучение невозможно без определения двух уровней познания: эмпирического и теоретического. Эмпирический уровень имеет предметом реальность, непосредственно отражаемую органами чувств человека. По отношению к ней возможно наблюдение, влияние на ее характерные черты путем опытов, экспериментов. Таким образом, эмпирическое познание дает информацию о предмете посредством наблюдения, опыта, эксперимента.

Теоретический способ познания изучает зачастую предметы и явления, недоступные прямому чувственному отражению.

Мышление человека возникает лишь на основе познания и без него невозможно. Познания же человека не бывает без посредства ощущений. Любая информация, которую получает человек, приходит из внешнего мира. Таким образом, единственным источником получения информации являются органы чувств.

Через ощущения осуществляется связь сознания с окружающим миром тем более полно, чем больше органов чувств задействовано в данный момент. Бывают случаи, когда один или несколько органов чувств у человека повреждены или не действуют вообще. Тогда восприимчивость остальных обостряется и даже в той или иной мере восполняет функции недостающих.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета в момент его непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие – это целостный образ совокупности свойств предмета, который возникает в момент непосредственного воздействия последнего на органы чувств.

Восприятие человека проявляется в определении конкретных свойств предмета и их выраженности. Иными словами, человек обращает внимание на конкретное свойство предмета (форму, цвет, запах, вкус и т. д.), а также на степень этого свойства (круглый или овальный, более или менее сладкий, тяжелый или легкий). Отсюда можно сделать вывод, что восприятие для каждого человека является индивидуальным.

Из ощущений и восприятия складывается представление, образ предмета, который не воспринимается в данный момент, но воспринимался ранее тем или иным способом.

Представление делится на воспроизводящее и творческое. Воспроизводящее – это, как видно из названия, представление о предмете или явлении, ранее воспринятом органами чувств человека непосредственно и запомненном.

Творческое представление основывается на рассказах, описаниях какого-либо предмета или явления. Такое представление может возникнуть и в воображении человека. Например, возникающий в процессе деятельности художника образ несуществующего человека или животного. Или географическое место, где человек никогда не был, может быть воссоздано им по рассказам очевидцев. Также может возникнуть представление о внешности человека.

7. Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира

7. Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира

Предмет логики неразрывно связан с такими понятиями, как познание, мышление, логические формы и логические законы.

Логика – это наука, занимающаяся изучением методов и принципов познавательной деятельности, ее средств. Такое изучение невозможно без определения двух уровней познания: эмпирического и теоретического. Эмпирический уровень имеет предметом реальность, непосредственно отражаемую органами чувств человека. По отношению к ней возможно наблюдение, влияние на ее характерные черты путем опытов, экспериментов. Таким образом, эмпирическое познание дает информацию о предмете посредством наблюдения, опыта, эксперимента.

Теоретический способ познания изучает зачастую предметы и явления, недоступные прямому чувственному отражению.

Мышление человека возникает лишь на основе познания и без него невозможно. Познания же человека не бывает без посредства ощущений. Любая информация, которую получает человек, приходит из внешнего мира. Таким образом, единственным источником получения информации являются органы чувств.

Через ощущения осуществляется связь сознания с окружающим миром тем более полно, чем больше органов чувств задействовано в данный момент. Бывают случаи, когда один или несколько органов чувств у человека повреждены или не действуют вообще. Тогда восприимчивость остальных обостряется и даже в той или иной мере восполняет функции недостающих.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета в момент его непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие – это целостный образ совокупности свойств предмета, который возникает в момент непосредственного воздействия последнего на органы чувств.

Восприятие человека проявляется в определении конкретных свойств предмета и их выраженности. Иными словами, человек обращает внимание на конкретное свойство предмета (форму, цвет, запах, вкус и т. д.), а также на степень этого свойства (круглый или овальный, более или менее сладкий, тяжелый или легкий). Отсюда можно сделать вывод, что восприятие для каждого человека является индивидуальным.

Из ощущений и восприятия складывается представление, образ предмета, который не воспринимается в данный момент, но воспринимался ранее тем или иным способом.

Представление делится на воспроизводящее и творческое. Воспроизводящее – это, как видно из названия, представление о предмете или явлении, ранее воспринятом органами чувств человека непосредственно и запомненном.

Творческое представление основывается на рассказах, описаниях какого-либо предмета или явления. Такое представление может возникнуть и в воображении человека. Например, возникающий в процессе деятельности художника образ несуществующего человека или животного. Или географическое место, где человек никогда не был, может быть воссоздано им по рассказам очевидцев. Также может возникнуть представление о внешности человека.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

1. Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира. Логика: конспект лекций

1. Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира

Разными учеными предмет логики понимается по-разному. Некоторые указывают в качестве предмета рассуждения{2}, другие придерживаются более широкого толкования и предметом называют мышление{3}. Однако по основным моментам данного вопроса взгляды ученых совпадают. Перейдем к более конкретному рассмотрению данной проблемы.

Предмет логики неразрывно связан с такими понятиями, как познание, мышление, логические формы и логические законы.

Логика — это наука, занимающаяся изучением методов и принципов познавательной деятельности, ее средств. Такое изучение невозможно без определения двух уровней познания: эмпирического и теоретического. Эмпирический уровень имеет предметом реальность, непосредственно отражаемую органами чувств человека. По отношению к ней возможно наблюдение, влияние на ее характерные черты путем опытов, экспериментов. Таким образом, эмпирическое познание дает информацию о предмете посредством наблюдения, опыта, эксперимента.

Теоретический способ познания изучает зачастую предметы и явления, недоступные прямому чувственному отражению.

Мышление человека возникает лишь на основе познания и без него невозможно. Познания же человека не бывает без посредства ощущений. Любая информация, которую получает человек, приходит из внешнего мира. Таким образом, единственным источником получения информации являются органы чувств. Именно посредством этих органов нам становится известно о свойствах окружающего мира. Каждый предмет имеет не одно, а несколько свойств (например, вес, размер, форма, текстура и т. д.). Органы чувств, как и мозг человека, поддаются тренировке и в зависимости от тренированности дают больше или меньше информации для познания. Тренированность же мозга характеризуется его способностью к более плодотворному процессу мышления.

Через ощущения осуществляется связь сознания с окружающим миром тем более полно, чем больше органов чувств задействовано в данный момент. Бывают случаи, когда один или не-с-колько органов чувств у человека повреждены или не действуют вообще. Тогда восприимчивость остальных обостряется и даже в той или иной мере восполняет функции недостающих.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета в момент его непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — это целостный образ совокупности свойств предмета, который возникает в момент непосредственного воздействия последнего на органы чувств.

Восприятие человека проявляется в определении конкретных свойств предмета и их выраженности. Иными словами, человек обращает внимание на конкретное свойство предмета (форму, цвет, запах, вкус и т. д.), а также на степень этого свойства (круглый или овальный, более или менее сладкий, тяжелый или легкий). Отсюда можно сделать вывод, что восприятие для каждого человека является индивидуальным. Оно зависит от особенностей его органов чувств и опыта, приобретенного человеком; его образования и отношения к предмету, настроения. Так, электрический разряд (искусственная молния) будет восприниматься по-разному человеком, не связанным с наукой, физиком и, например, художником. «Обычный» человек просто будет впечатлен красотой зрелища, художник отметит буйство красок и поли-морфность разряда. Физик же более всего заинтересуется показаниями приборов. Связь восприятия с опытом человека можно представить на примере басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». По наущению других Мартышка приобрела несколько очков для того, чтобы улучшить свое зрение. Затем, не зная способа применения этого предмета и основываясь на своем жизненном опыте, Мартышка безуспешно пыталась найти применение очкам, используя их как украшение. Очень ярко эту ситуацию отмечает следующая фраза:

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк свой к худу клонит…

Из ощущений и восприятия складывается представление, образ предмета, который не воспринимается в данный момент, но воспринимался ранее тем или иным способом.

Представление делится на воспроизводящее и творческое. Воспроизводящее — это, как видно из названия, представление о предмете или явлении, ранее воспринятом органами чувств человека непосредственно и запомненном.

Творческое представление основывается на рассказах, описаниях какого-либо предмета или явления. Такое представление может возникнуть и в воображении человека. Например, возникающий в процессе деятельности художника образ несуществующего человека или животного. Или географическое место, где человек никогда не был, может быть воссоздано им по рассказам очевидцев. Также может возникнуть представление о внешности человека.

В качестве примера может выступить стереотип. Скажем, если человека попросить представить топ-модель, он сразу вспомнит целый ряд характерных для топ-моделей признаков.

Мы познаем при помощи чувственного восприятия лишь внешние характеристики предмета, но не его суть. Для глубинного познания предметов и явлений недостаточно одного чувственного восприятия. Необходима более сложная форма познания — абстрактное мышление. Оно значительно глубже отражает окружающий мир и его процессы. Если чувственное познание отражает факты, то абстрактное мышление позволяет определять законы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Общее представление об ощущении и восприятии — Студопедия

Понятие об ощущении.Слово «ощущение» психологи традиционно использовали для обозначения элементарного перцептивного образа и механизма его построения. Об ощущении в психологии говорят, когда человек отдает себе отчет в том, что какой-то сигнал поступил на его органы чувств. Элементарное изменение в среде, которое доступно для зрения, слуха и других модальностей, психологически презентируется в виде ощущения. Ощущение — это первичное сознательное представительство бесформенного и беспредметного фрагмента реальности определенной модальности: цвет, свет, звук, неопределенное прикосновение.

В области вкуса и запаха различие между ощущением и восприятием значительно меньше, а иногда его фактически нет. Если на вкус мы не можем определить предмет (сахар, мед), значит, здесь есть только ощущения. Если запахи не идентифицируются с их предметными источниками, то они презентуются только в виде ощущений. Болевые сигналы почти всегда презентуются как ощущения, так как построить образ боли может только очень богатое воображение. Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.



Таким образом, ощущение— это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Рецептор — специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри его и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д. — и их преобразования в нервные электрические импульсы.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий огромный и неиссякаемый ее поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т. п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.


Органы чувств — это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасности.

Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий некоторый информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, механических, химических и иных). Раздражитель — любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него. Этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности. Специализация органов чувств — продукт длительной эволюции, а сами органы чувств — продукт приспособления к воздействиям внешней среды, и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Реакция — ответ организма на какой-нибудь раздражитель.

Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор — понятие, предложенное И.П. Павловым, обозначающее совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

Эфферентный — это процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.

Афферентный — понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

Анализатор состоит из трех частей:

Периферический отдел (или рецептор), являющийся специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс. Рецептор — это специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д — и их преобразования в нервные электрические импульсы. Различают два вида рецепторов:

§ контактные рецепторы — рецепторы, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами;

§ дистантные рецепторы — т.е. рецепторы, реагирующие на раздражения, исходящие от удаленного объекта.

Проводниковый отдел представлен афферентными (центростремительными) и эфферентными (центробежными) нервы, проводящими путями, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.

Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

В корковом отделе каждого анализатора имеется ядро анализатора, т. е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры. Ядерная часть анализатора состоит из большой массы клеток, которые находятся в той области коры головного мозга, куда входят афферентные нервы от рецептора.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Органы чувств — телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации. Они включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждения в мозг и обратно, а также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения.

Рис.2. Схема строения анализатора

Виды ощущений.Классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. Так, по характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

§ интероцептивные ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. Сигналы, поступающие из внутренних органов, в большинстве случаев менее заметны, за исключением болезненных симптомов. Информация интерорецепторов сообщает мозгу о состояниях внутренней среды организма: наличии в ней биологически полезных или вредных веществ, температуре тела, химическом составе имеющихся в нем жидкостей, давлении и многом другом;

§ проприоцептивные ощущения, рецепторы которых расположены в связках и мышцах — они дают информацию о движении и положении нашего тела. Проприоцептивные ощущения отмечают степень сокращения или расслабления мышц, сигнализируют о положении тела относительно направленности сил гравитации (ощущения равновесия). Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезией, а соответствующие рецепторы — кинестезическими или кинестетическими.

§ экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.

Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные; дистантные.

Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантными рецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные

С точки зрения данных современной науки, принятое разделение ощущений на внешние (экстероцепторы — рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (интероцепторы — рецепторы расположены во внутренних органах и тканях) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся, например: температурные и болевые, вкусовые и вибрационные. Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках (мышечно-суставные и статико-динамические ощущения). Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.

Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны — продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду.

Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука — формы колебаний звуковых волн.

Все слуховые ощущения можно свести к трем видам — речевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». Специальных вибрационных рецепторов / человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные).

Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы — вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба — различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание — специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки.

Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

Третий вид кожной чувствительности — температурные ощущения — связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

Понятие о восприятии.Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Образ — обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

Физиологические основы восприятия.Восприятие, как и ощущение, — рефлекторный физиологический процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток.

Отличие восприятия от ощущения.В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Термин ощущение относится к первоначальному опыту, возникающему в результате элементарных видов стимуляции. Изучение ощущений обычно связано с устройством органов чувств (уха, глаза и т.д.) и со стимулами, воздействующими на эти органы. С другой стороны, в восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию. Когда мы читаем книгу, слушаем концерт, получаем сеанс массажа, нюхаем одеколон или едим икру, мы «переживаем» нечто гораздо большее, чем непосредственную сенсорную стимуляцию. Каждое из этих сенсорных событий обрабатывается в контексте наших знаний о мире, наш предшествующий опыт придает смысл простым ощущениям.
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличие от ощущений, называется объективацией.
Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Виды восприятий.В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей — воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность — наблюдение.

В основе классификации восприятий по видам, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают: зрительные; слуховые; осязательные; кинестетические; обонятельные; вкусовые восприятия.

Следующая классификация основывается на форме отражения. Исходя из этого, восприятие делится на восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза различных ощущений. Важнейшую роль при восприятии пространства играет зрительный анализатор. Благодаря особенности к трехмерному восприятию, человек может адекватно отражать направление, удаленность, глубину, форму, объем и другие характеристики объекта.

Восприятие движения – вид восприятия, указывающий на отражение психикой изменений положения предметов в пространстве (направление движения) и во времени (скорость движения). Восприятие движений возможно при активном взаимодействии различных анализаторов – зрительного, слухового, вестибулярного и др.

Восприятие времени – постоянно проявляющийся вид восприятия, имеющий достаточно сложную природу по причине отсутствия четкого физического стимула его вызывающего. Поэтому пока ученым не обнаружен механизм, определяющий появление соответствующих сенсорных сигналов. В то же время в качестве важных определяющих «биологических часов» часто называются сердечный ритм и метаболизм тела (то есть обменные процессы).

Восприятие времени в различной степени присутствует в любой деятельности человека, хотя и имеет очень субъективный характер. Однако ученые считают, что существуют некоторые общие закономерности восприятия времени: чем больше настоящее наполнено событиями, тем оно субъективно представляется более коротким. Периоды ожидания и бездеятельного времяпровождения представляются более длительными. При воспоминаниях наблюдается другая ситуация: более содержательные, насыщенные жизненные периоды воспринимаются как более длительные.

Исследования показали, что восприятие времени зависит от характера осуществляемой деятельности: от ее мотивации (при высоком интересе время идет значительно быстрее), структуры, взаимодействия с другими и др. Зависит восприятие времени и от возраста человека. В ряде экспериментов доказано, что одно и то же время может пройти для ребенка значительно быстрее, чем для пожилого человека. Также существует зависимость от переживаемых психических состояний человека. При подавленности или фрустрации время течет медленно; при положительных эмоциях – очень быстро.

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие виды, как:

§ восприятие предметов;

§ восприятие речи (письменной и устной) или музыки;

§ восприятие человека человеком.

Последнее носит специальное название «социальная перцепция». Социальная перцепция — явление чрезвычайно сложное. В нем обычно выделяют две стороны (или два аспекта):

когнитивный (познавательный) — как способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности;

эмоциональный — как способ определить по внешним, поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия

Дайте определение ощущения, восприятия и представления — Студопедия

Основными формами чувственного познания выступают ощущения, восприятия, представления.Исходной формой познания чувственного уровня является ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств (цвета, вкуса, формы, запаха и др.) предметов, а также внутренних свойств организма. Ощущение формируется как вполне определенный выбор из бесчисленного множества факторов окружающей среды одного фактора.

Благодаря ощущениям осуществляется непосредственная связь субъекта познания и деятельности с объективной реальностью.

Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает и преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания, например, боль от ожога (в огне нет боли). Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъективному идеализму.

Ощущение выступает в качестве компонента более сложного образа восприятия – целостного образа материального предмета наблюдения, который неразрывно связан с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия – процесс активный и по-своему творческий.

Восприятие у человека образуется на основе ощущений, представляя их комбинацию, при непосредственном воздействии предмета на органы чувств. Оно включает в себя момент осмысленности, зависимости от уже имеющихся у субъекта знаний.

Восприятие не есть механическая сумма ощущений – оно существует как форма активно-творческого синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности (опытом), предшествующими данному конкретному наблюдению. Например, хотя мы можем непосредственно ощущать только часть строения, наше восприятие синтезирует в целостный образ строения и те части, которых в данный момент мы не ощущаем. Как



отмечал Фридрих Энгельс (1820–1895), орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла*.

Наиболее важные особенности восприятия – предметность, целостность, структурность, константность (относительное постоянство), осмысленность и активность.

На основе ощущений и восприятий в сознании человека складываются представления. Представлениями называются образы объектов, которые воспринимались человеком в прошлом и в данный момент не воздействуют


на органы чувств, образы, которые сохраняются в сознании благодаря памяти. К представлениям примыкают образы воображения, являющиеся результатом творческого комбинирования, относительно свободного, произвольного создания новых образов в сознании, которые не были вызваны ни одним из ранее воспринимавшихся объектов.

Образы воображения играют большую роль в познании человека, являясь важнейшими элементами любой творческой деятельности. Итак, на формирование представлений огромное влияние оказывают память, воображение, практика и деятельность человека, а также связанные с практикой ценности, цели и интересы.

Чувственный уровень познания дает знания об отдельных предметах и свойствах.

Резюме Ощущение и восприятие Глава 1 — 5 — PSYC2018

PSYC 2018 1

11/12/

Восприятие Глава 1 Примечания: Введение

Процесс восприятия

 Стимулы (1-2)
o Свет отражается / преломляется вокруг раздражителей, образуя
принцип трансформации, который гласит, что раздражители
трансформируется между окружающей средой в восприятие
 Этот свет дополнительно управляется частицами воздуха
(другие объекты кажутся более синими, туман уменьшает свет
интенсивность)
 Фокусируется роговицей и хрусталиком, а затем улавливается сетчаткой
рецепторы (палочки / колбочки)
 Это создает принцип представления, в котором
дерево представлено на сетчатке
 Рецепторные процессы (3)
o Сенсорные рецепторы (1) преобразуют энергию окружающей среды в
электрическая энергия и (2) восприятие формы по их реакции.это
осуществляется с помощью зрительного пигмента и трансдукции
o Три пигмента (согласно теории трех цветов) реагируют на
разные частоты света (ТОЛЬКО КОНУСЫ)
 Нейронная обработка (4)
o Нейроны (1) передают сигналы от рецепторов в мозг и (2)
изменять / обрабатывать сигналы во время передачи (нейронная
обработка)

PSYC 2018 2

11/12/

o Сначала они направляются в зоны первичного приема (V1 для зрения,
A1 для звука, в затылочной и височной долях
соответственно)
 Поведенческая реакция (5-7)
o Электрические сигналы преобразуются в сознательный опыт (т.е.
восприятие)
o Способность различать восприятие (сенсорное
информация) и признание (категоризация этой информации)
o Пациент доктор П (у мужчины, принявшего жену за шляпу) страдал
от зрительной формы агнозия — неспособность узнавать предметы.
o Наконец, действие (7) включает двигательную активность, такую ​​как движение
к объекту или движется, чтобы среагировать.
 Знание
o Знание — это любая информация,
воспринимающий подводит к ситуации. Это может
быть замеченным демонстрацией Человек-Крыса —
где воспринимаемое изображение изменится
значение зависит от того, в какой форме (подробнее
крыса / человекоподобный) виден первым
o Обработка снизу вверх относится к
обработка на основе поступления стимулов
рецепторы — эл.грамм. видеть дерево
o Обработка сверху вниз относится к обработке
это основано на знаниях, например признавая
что это дерево
 Между ними происходит взаимодействие, например чтение
почти неразборчивый рецепт врачей (попытка сделать
смысл, затем используйте знание названий лекарств / предыдущий опыт
расшифровать)

PSYC 2018 4

11/12/

o S. S. Stevens разработал масштабирование / оценку величины, посредством чего
наблюдателям давали «стандартный» стимул и присваивали ему значение
(скажем, 10).Затем они представлены с разной интенсивностью
стимула, и их просят присвоить ему пропорциональное число.
 Сжатие отклика видно на графике светом
интенсивность (при удвоении интенсивности оценка меньше
чем в два раза), а расширение отклика видят электрические
удар (при удвоении интенсивности оценка больше
чем в два раза)

 За пределами порогов и величин
o Феноменологический метод — это когда человека просят
опишите их восприятие или когда это происходит.(видно у доктора П.)
o Визуальный поиск просит наблюдателей найти конкретный стимул среди
как можно быстрее. (внимание / гештальт) это меры
время реакции

Пороговое измерение зависит от того, как человек хочет реагировать
 Человек 1 решает: «Сказать да на любое изменение, даже если я предполагаю, что это было одно изменение»
 Человек 2 решает: «Сообщать только об изменениях, которые очевидны»
 Эти критерии разницы в ответах дадут разные результаты.

PSYC 2018 1

Восприятие Примечания к главе 2

Свет и фокусировка
 Видимый спектр между 400-700 нм (x10 ^ -9)
 Свет проходит через зрачок и фокусируется роговицей.
 Жезлы и колбочки содержат визуальные пигменты, которые поглощают информацию и
запускать электрические сигналы, проходящие через зрительный нерв
 Фокусировка
o Роговица выполняет около 80% фокусировки, в то время как линза выполняет другую
20%, так как это может изменить форму этой регулировки ресничным
мышцы называется аккомодацией.o Точка, которая больше не может быть размещена, называется ближайшей
точка
o Эта способность приспосабливаться также утрачивается с возрастом — условие
называется пресбиопией, которая возникает из-за твердости хрусталика.
растет.
Миопия и дальнозоркость
 Миопия — это близорукость, это происходит, когда свет фокусируется далеко в
перед сетчаткой, поэтому изображение получается размытым.
o Рефракционная миопия — это когда свет слишком сильно отклоняется
o Осевая миопия — это когда глазное яблоко слишком длинное
 Дальнозоркость — это дальнозоркость, возникающая, когда изображение сфокусировано сзади
сетчатке, и может быть вызвано теми же причинами.

Рецепторы и восприятие
 Преобразование — это преобразование световой энергии в электрическую.
передать информацию.
 Визуальные пигменты состоят из двух частей: небольшая светочувствительная область и
ретиналь и длинный белок, называемый опсином.
o Сетчатка изогнутой становится прямой, когда она возбуждена.
на свету это называется изомеризацией.
Адаптация к темноте

PSYC 2018 3

 Пигментный ретинит — генетическое заболевание, поражающее периферические
шишки и могут повредить ямку. Слепое пятно — это участок без рецепторов из-за окончаний зрительного нерва.

Спектральная чувствительность
 Колбочки более чувствительны к длинным волнам, а стержни более чувствительны.
чувствительные к более коротким (оба в диапазоне 400-700 нм)
 Сдвиг Пуркинье описывает усиление коротковолновой
восприятие в темноте
 Спектр поглощения — это график зависимости количества поглощенного света от
длина волны.
o Конусы имеют 3 различных поглощающих пигмента S, M и L относительно
длина волны света, которую они лучше всего поглощают.

Электрические сигналы в нейронах

 Потенциал покоя = разность потенциалов -70 милливольт
 потенциал действия = длится секунду и является сигналом, который передается вниз
нерв, который длится (на каждом конце) примерно 1 миллисекунду.
o Это распространяемый ответ, то есть после срабатывания он перемещается
полностью без уменьшения размера.
o Увеличение интенсивности стимула увеличивает частоту
скорости стрельбы, однако это никогда не увеличит интенсивность AP (-
Устанавливается от 70 мВ до +40 мВ)
 Однако существует верхний предел частоты из-за
рефрактерный период — промежуток между нервом
импульсы создаются.

PSYC 2018 4

o ПД, возникающие без стимула, являются спонтанной активностью,
установление базового уровня стрельбы.
o ПД возникают из-за взаимодействия ионов Na + и K + в аксонах. Как
Потоки Na + в ионах K + вытесняются, возвращая уровень заряда в
-70mV. Это называется фазой подъема и спада действия.
потенциал.
 Синапсы
o Ответ может быть возбуждающим или тормозящим.
 Возбуждение возникает, когда ионы становятся более положительными из-за
деполяризация (они теряют небольшой заряд)
 Торможение происходит за счет гиперполяризации, увеличивая
негативность.o Почему существуют эти ответы, объясняется в главе 3 (помните?)
Центрально-объемный и т. Д.

Нейронная конвергенция и восприятие
 Сигналы генерируются в рецепторах (R), перемещаются в биполярные клетки (B)
а затем к ганглиозным клеткам (G)
o Только ганглиозные клетки имеют аксоны, которые передаются в зрительный
нерв.
 Два типа нейронов, соединяющихся через сетчатку
o Горизонтальные клетки — передают сигналы между рецепторами.
o амакриновые клетки — которые передают сигналы между биполярным или ганглиозным
клетки. Нейронная конвергенция — результат отношения рецептора к ганглию 126: 1.
o Стержни имеют более высокий уровень схождения около 5:
o Пока конусы работают в соотношении 1: 1
 Из-за конвергенции ганглиозных клеток, связанных с палочками, больше выстреливают в
темнота, поскольку они дают достаточно света
для возбуждения.
 Однако будучи меньше
сходящиеся заставляют конусы лучше
Острота зрения
 Это может быть
объяснил, почему мы всегда смотрим прямо на
на чем мы хотим сосредоточиться, потому что тогда это
на нашей конусообразной ямке. Это также помогает
нам для обнаружения источников, поскольку система конусов
точнее стержня.

Нейронная обработка и восприятие

Ощущения и восприятие Примечания к главе 3

Neural Processing — Взаимодействие сигналов во многих нейронах.
 Электрические сигналы проходят через нервную систему, взаимодействуя с
нейроны, чтобы найти правильное направление — как машина,
объездной маршрут и полагаться на направления.o Стержень = высокая сходимость = высокая чувствительность
o Конус = низкая конвергенция = высокая острота зрения
Боковое торможение
 Эффект конвергенции и торможения
 Основной эксперимент, проведенный Хартлайном на Limulus (краб-подкова),
Вагнер и Рэтлифф (1956)
o Структура глаза Лимулуса позволяет стимулировать отдельные рецепторы
(А & В)
o Стимуляция A, затем A и B с последующим увеличением интенсивности показала
устойчивое снижение ответа рецептора А.o Это связано с латеральным сплетением, клеткой для боковой передачи
через сетчатку.
Что объясняет боковое торможение
 Сетка Германа
o Помните: восприятие не определяется
рецептор, но нейронами дальше по системе.
o При скрещивании 5 рецепторов с буквой А;
биполярные клетки получают начальный ответ (100) за вычетом
подавление всего окружающего (0,1x100x4 = 40), поэтому A
получает 100-40 =
o Принимая 5 рецепторов с D (центральный на линии, не
пересечение) он получает то же самое обращение, но как два
рецепторы на черном, они имеют меньшее значение (скажем, 20)
следовательно, общий ответ D равен 100- (10 + 10 + 2 + 2) =
o Это поддерживает боковое торможение, так как линии становятся ярче, чем
пересечения из-за торможения окружающими нейронами. Полосы Маха — резкие границы.
o В тени / изменении яркости немного темнее, затем
более светлая полоса, разделяющая два. (Тест с тенью)
o Если свет измеряется, его нет, но если он наблюдается, то он есть.
Следовательно, мы можем с уверенностью заключить, что это иллюзия.
o

Нейронная обработка и восприятие

 одновременный контраст

o Объясняется боковым торможением, как торможение в квадрате B (справа)
меньше из-за более темного фона, создающего ингибирование 2 против
10.Поэтому правый квадрат кажется ярче, чем левый.
квадрат.
o Однако края квадратов не затронуты, поэтому боковые
подавление не может быть всей историей.
Что боковое торможение не может объяснить
 Иллюзия Уайта
o Все серые полосы одного цвета.
o Однако ответ бокового торможения предсказывает, что B темнее,
однако это явно не так.
o Алан Гилкрист и др. (1999) объяснили это «принадлежностью».
Поскольку A должен быть белым, он кажется темнее, а B должен быть черным.
кажется светлее.o Однако это не обязательно верно, это всего лишь теория. Но это
явление действительно предполагает, что явно происходит что-то еще, а не
просто боковое торможение.

Обработка от сетчатки до зрительной коры
 Воспринимающее поле — область сетчатки, которая должна получать освещение.
чтобы получить ответ в любом данном волокне.
 Это восприимчивое поле будет перекрываться между многими (сотнями тысяч)
рецепторы

Нейронная обработка и восприятие

 Следовательно, эта (простая кортикальная клетка) лучше всего реагирует на вертикальные полосы
стационарного света, для максимальной стрельбы. Кривая настройки ориентации показывает, какие
ориентация, на которую клетка реагирует (стреляет больше всего). Мы
есть нейроны, которые отвечают на все
ориентации.
 Это происходило с движущимися стимулами (через
все поле зрения), которая лучше всего стреляла
специфическая ориентация. (Это сложные
Корковые клетки)
 Клетки коры с остановкой в ​​конце не реагируют на
движение, но движущиеся линии определенной длины,
или угол, или углы.
 Это закрепило идею о том, что нейроны реагируют на определенные стимулы.
 Все эти ячейки называются Детекторами признаков

.

Играют ли детекторы признаков роль в восприятии?
 Важно всегда измерять взаимосвязь физиологии и восприятия.
между вещами. Избирательная адаптация вызывает утомление клеток или их адаптацию.
о 1) нейрон срабатывает меньше
o 2) нейрон срабатывает меньше, если стимул снова подается
немедленно
 Порог контрастности — минимальное воспринимаемое изменение, может быть
физическое лицо. См. Стр. 67 для проверки.
o В конечном итоге адаптация к вертикальным стимулам делает порог
меньше.
 Это поддерживает функции детекторов как увеличение порога контрастности
отражает кривую настройки коры.Предлагая психологические и
физиологические имеют аналогичные результаты, поэтому, вероятно, будут
причина / эффект.
Селективное выращивание
 Если животное выращено в среде, в которой
ориентация количество нейронов, которые реагируют на эти стимулы, будет
увеличение. Создание сценария «используй или потеряй»
o Это может показаться противоречащим предыдущей роли детекторов признаков,
однако их влияние только в ближайшем будущем, а не в долгосрочной перспективе. Котята, выращенные в течение 5 месяцев в вертикальной среде, игнорировали
горизонтальные стимулы (горизонтальный стержень), но реагировали на вертикальные.
(Блейкмор и Купер, 1970)
o Кошки, выращенные в вертикальном положении, не имели горизонтального
рецепторы и наоборот.
Нейроны более высокого уровня
 Чарльз Гросс удалил нижневисочную кору (ИТ, в височной
lobe) от обезьян и обнаружил, что это снижает их способность распознавать
объекты. Подобное явление, обнаруженное у людей, называется прозопагнозией.
o Это начало отходить от вышеупомянутой физиологии «фигурок».
ограничение.

Нейронная обработка и восприятие

o Они обнаружили, что нейроны реагируют на реальные стимулы, такие как
руки или лица, которые отказались стрелять в присутствии других
раздражители.
 Более поздние эксперименты в 80-х и 90-х годах подтвердили эти результаты, и
привело к открытию в 1997 г. веретенообразной области лица (нижняя сторона
височная доля в коре головного мозга человека)
o Отдельные нейроны, которые реагируют на сложные раздражители реального мира,
сейчас считается нормой.

Кодирование специфичности против распределенного кодирования против разреженного кодирования. Специфичность, один нейрон на один стимул (эксперимент Ку … Холли Берри)
 Распределенные большие группы нейронов для выполнения стимула
 Разреженное кодирование Промежуточное, меньшее, чем распределенное, но многократное включение
один стимул.

Проблема разума и тела
 Физиология не всегда напрямую отражает восприятие, как его видит
визуальные иллюзии.
 NCC (Нейронный коррелят сознания) — взаимосвязь между
стимулы, нейроны и восприятие.
 Легкая проблема сознания — это НКЦ, где соотношение между
Было обнаружено, что нервные импульсы в определенных зонах связаны с восприятием. Трудная проблема сознания — понимание того, как
физическое становится перцептивным (поток калия / натрия)

Заметки по психологии 2018 Глава 4

2

идеальный баланс местоположения / ориентации
называется гиперколонкой
 Существует последний тип столбца —
Столбцы окулярного доминирования — это
относится к этой колонке глазами
лучше всего реагирует на. Есть два
столбцы окулярного доминирования в каждом
hypercolumn.
Как реагируют детекторы функций?
 Вертикальное дерево будет представлено в трех отдельных столбцах местоположения, все
с такой же ориентацией.o Важно помнить следующее — как изображение в мозгу
выглядят иначе, чем его физические свойства.
 «Мозаика» — это результат того, что множество столбцов местоположения покрывают всю
поле зрения.
Потоки: пути к чему, где и как.
Что где
 Унгерлейдер и Мишкин (1982) использовали
абляция, или урок по определению этих
путей
o Обезьяны будут обучены определенному
активности, часть мозга будет
абляции, то их переобучат
определить эффект удаления этой части
мозга.o Они использовали два типа задач, объект
дискриминация и ориентир
дискриминация.
o На объект воздействовала временная
доли — называя это «что»
путь / вентральный путь (местоположение,
ниже поэтому вентрально)
o Ориентир нанесен теменной
доли — «где» / «как»
путь / дорсальный путь (местоположение
выше поэтому спинной.
 Дальнейшие эксперименты показали, что два
различные типы ганглиозных клеток, соответствующие тому, что или где,
будет передавать на разные уровни LGN. Поэтому эти потоки
можно проследить вплоть до источника. Однако важно помнить, что пути имеют связи,
и сигналы проходят в обоих направлениях, что позволяет идентифицировать объект и
расположение вместе. Этот двусторонний поток называется обратной связью и является одним из
механизмы нисходящей обработки
Где как
 Милнер и Гудейл (1995) предположили, что спинной поток также
учитывает действия — и поэтому требует, где и как
чтобы правильно направить движение
 Доказательства того, как / действие — Двойная диссоциация в нейропсихологии

Заметки по психологии 2018 Глава 4

3

o Это касается двух человек, у которых повреждены разные части
мозг, в одной функции A присутствует B, а в другой A —
нет и B есть.(В вышеупомянутом эксперименте с обезьянами используется этот метод)
 Милнер и Гудейл (1995) — исследование пациента
D.F.
o У пациента было повреждение вентральной
(временной, какой) путь, и, следовательно,
не мог сориентировать карты в слот (мысленно
соответствие, а не физически)
o Затем, когда вас попросят поместить карту в
слот она смогла это сделать, с очень
аналогичный успех контролю. Это отображает
что ее как все еще работает, тогда как
Что не является.
o Люди с обратным состоянием (повреждение
на спинной, теменной, где / как) показать
противоположные результаты.o Результаты предлагают назвать спинной как
как или путь действия.
 Ganel et al. (2008)
o Представлено задание на оценку длины и
захватывающая задача — где попросили сравнить
длина строк в иллюзии. Таким образом, они касались того, что и
как соответственно.
o Результаты показали разницу в оценке и восприятии того, что не связано с мозгом.
поврежденные пациенты. Таким образом, поддерживая утверждение Милнера и
Goodale.
Модульность: структуры для граней, мест и тел
 Кобатаке и Танака (1994) зарегистрировали клетки височной коры и
обнаружили, что они лучше всего реагируют на определенные сложные раздражители (см. стр. 87)
 Подобные исследования показали, что нейроны, которые реагируют на похожие стимулы и
собраны вместе в мозгу — называются модулем
Обезьяна IT Cortex
 Rolls & Tovee (1995) измерили реакцию нейронов у обезьян
нижневисочная кора (ИТ) обнаружила, что нейроны лучше всего реагируют на лица. Tsao et al (2006) сделали нечто подобное, обнаружив, что 97% клеток в этом
области были «селективными по лицу» (реагировали более чем в 2 раза на раздражители лица)
 Хотя это, кажется, отражает устаревшую идею кодирования специфичности
не
o Это потому, что существует более ста миллиардов нейронов, каждый
общается примерно с 1000 другими нейронами. это
взаимосвязанность придает смысл такой специфической реакции на раздражители, как
существует большое количество нейронной коммуникации.
Человеческий мозг
 Канвишер и др. (1997) основали FFA (веретенообразную поверхность лица), расположенную
в веретенообразной извилине на нижней стороне головного мозга (ниже ИТ-коры) —
что примерно относится к морде обезьян.

Заметки по психологии 2018 Глава 4

5

o Опыт: изучение котят, «используй или потеряй»
 Косой эффект (глава 1) — больше корковых клеток для
горизонтально / вертикально, не случайно то что есть
больше горизонталей и вертикалей в окружении!
 Гипотеза экспертизы — умение происходит от
опыт
 Gauthier et al (1999) исследование «Greeble», показывающее
тренировка позволила среагировать на FFA (следовательно, это не
просто лица) Этот ответ похож на то, когда кто-то
«эксперт» в распознавании чего-либо
(Автомобиль / птица / камера)
 Однако другие исследователи могут не согласиться с этим
(FFA на основе опыта)

PSYC 2018 1

Восприятие Примечания к главе 5

Почему мы можем воспринимать, но машине это трудно?
 Обратная проекция проекции
o Изображение сетчатки глаза может быть создано множеством различных объектов,
поэтому обратная проекция предполагает распространение лучей из
глаз, чтобы увидеть, какие объекты возможны (бесконечно)
 Скрытые объекты
o Люди, используя нисходящую обработку, могут легко обрабатывать частичные
Информация.o Или те, которые не в фокусе, например лица.
 Различные точки зрения
o Инвариантность точки зрения — это способность распознавать стул по
несколько углов.

Перцептивная организация
 Группировка и сегрегация
o Группировка = элементы объединяются в объект
o Сегрегация = разделение объектов.
 Подходы
o Структурализм — Вильгельм Вундт — ряд сенсаций,
обеспечение элементарных процессов, создаст восприятие
объект.Эта идея основана на «дополнении» и прошлом опыте.
o Гештальт — «Целое больше суммы частей»
 Видимое движение = объясняет восприятие
движение в неподвижном изображении / изображениях, движение света на
электронная доска состоит из включений и выключений.
 Иллюзорные контуры = воображаемые края, добавленные к изображению
«Понять это» в целом. Подумайте о трех пак-менах, которые не могут
можно объяснить ощущениями.

,

Ощущение и восприятие: чувства

Ощущение — это процесс, посредством которого физическая энергия от предметов в
мир или тело стимулирует органы чувств. Мозг интерпретирует и
организует эту сенсорную информацию в процессе, называемом восприятие . Психофизика — это исследование того, как
физические свойства стимулов связаны с восприятием людьми стимулов. Исследования в
психофизика дала много информации об остроте чувств.

Измерение чувств

Психологи оценивают остроту чувств тремя способами:

  1. Измерение
    абсолютный порог
  2. Измерение
    порог разницы
  3. Подача сигнала
    теория обнаружения

Абсолютный порог — минимальное количество стимуляции
требуется, чтобы человек обнаруживал раздражитель в 50% случаев. Порог разницы — наименьшая разница в стимуляции
которые можно обнаружить в 50% случаев.Порог разницы составляет
иногда называют просто заметной разницей ( jnd ), и это зависит от
сила раздражителя.

Пример: Если кто-то сравнивал два слабых стимула, например, два
слегка сладкие жидкости, он мог бы обнаружить довольно
небольшая разница в количестве сладости. Однако если бы он был
сравнивая два интенсивных стимула, например два очень сладких
жидкости, он смог обнаружить только гораздо большую разницу в
количество сладости.

Исследователи используют теорию обнаружения сигналов , чтобы предсказать, когда
будет обнаружен слабый сигнал. Эта теория учитывает тот факт, что способность к
обнаружение сигнала зависит не только от силы сигнала, но и от
опыт, мотивация, ожидания и степень внимательности воспринимающего.
Разные люди по-разному реагируют на один и тот же сигнал, и один и тот же человек может
обнаруживать конкретный сигнал в один момент, но не в другой. Кроме того, люди могут
часто обнаруживают один тип сигнала в сенсорной модальности, такой как слух или зрение
но не обращайте внимания на другие типы сигналов в той же сенсорной модальности.

Сенсорная адаптация

Когда люди входят в ресторан, они, вероятно, сразу замечают запах еды.
прочь. Однако по мере того, как они сидят в ресторане, запахи постепенно утихают.
заметно. Это явление возникает из-за сенсорной адаптации. Сенсорное
адаптация
— это снижение чувствительности к неизменному раздражителю.
Запахи не исчезают, просто люди становятся менее чувствительными к ним.

Развитие чувств

Младенцы обладают всеми основными сенсорными способностями и многими навыками восприятия,
но со временем эти способности развиваются и становятся более чувствительными.дети
может распознать разницу между человеческим голосом и другим
звуки, и они могут определить источник звука. Они могут распознать
различие запахов и очень рано может распознать запах своей матери
особый запах. Что касается вкуса, они могут различать сладкое и
соленая. Младенцы также обладают неплохими визуальными способностями. Вскоре после рождения
они могут различать предметы разного цвета и размера. Когда они
всего несколько недель, они начинают различать контрасты, тени,
и узоры, и они могут почувствовать глубину уже через несколько
месяцы.

Чувствительные периоды

Даже врожденные навыки восприятия нуждаются в правильной среде, чтобы
развиваться правильно. Отсутствие определенного опыта в чувствительные периоды
развитие ухудшит способность человека воспринимать мир.

Пример: Люди, родившиеся слепыми, но вновь обретшие зрение
В зрелом возрасте визуальный мир обычно сбивает с толку. Поскольку эти
взрослые были слепы в младенчестве, им не хватало сенсорных
опыт, необходимый для развития их зрительной системы
в полной мере.

,

Заметки для класса по ощущениям и восприятию

Пять чувств


Этот раздел не предназначен для исчерпывающего обсуждения того, как мы можем ощущать вещи, но он предназначен для очень общего обзора. Эти процессы будут объяснены в виде последовательности шагов в каждом разделе.

Зрение
Глаз состоит из многих частей, но основными из них являются роговица, радужная оболочка, сетчатка, зрительный нерв и зрачок.


источник: http: // www.ncbi.ie/information-for/eye-health-and-eye-care/your-eye

  • Наш глаз стимулируется светом различной длины волны. Разные длины волн ответственны за разнообразие цветов, которые мы видим. Есть много других типов волн, которые наш глаз не может обнаружить.
  • Свет проходит через роговицу, прозрачное защитное покрытие глаза.
  • Свет проходит через отверстие в радужной оболочке (цветная часть). Это отверстие еще называют зрачком.Размер зрачка меняется в зависимости от яркости окружающей среды. В дневное время он будет меньше, чтобы глаз не получал слишком много света. Ночью или в темноте зрачок расширяется, чтобы в глаз попадало как можно больше света.
  • Свет проходит через линзу, расположенную сразу за зрачком. Хрусталик глаза похож на объектив фотоаппарата, однако он намного эффективнее. Он быстро приспосабливается в зависимости от того, близко или далеко находится изображение, аналогично тому, как человеку нужно сфокусировать объектив камеры.
  • Изображение наконец достигает сетчатки. Сетчатка расположена ближе к задней части глаза и состоит из 2 типов клеток; стержни и конусы. Жезлы различают черный, белый и серый цвета. Колбочки — это клетки, отвечающие за различение цвета.

Звук
Основными частями уха являются ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, молоток, наковальня, стремени, улитка, вестибулярная система и слуховой нерв. (см. ниже)


источник: http: // www.arts.uwaterloo.ca/~dcrowne/psych201/ear.gif

  • Звуки на самом деле представляют собой серию вибраций, которые воспринимаются и интерпретируются нашими ушами и мозгом. На первом этапе вибрации улавливаются нашим внешним ухом или ушной раковиной и затем передаются через слуховой проход к барабанной перепонке (барабанной перепонке).
  • Наша барабанная перепонка вибрирует в зависимости от силы звука. Более низкие звуки вызывают более сильные вибрации, чем более тихие звуки. Затем эти колебания передаются в среднее ухо, состоящее из трех костей: наковальни, молотка и стремени.
  • Эти три кости передают вибрации во внутреннее ухо, которое состоит из улитки и полукружных каналов. Внутреннее ухо отвечает за преобразование вибраций в информацию, которая может обрабатываться мозгом через слуховой нерв. Это объяснение, конечно, слишком упрощено, когда процесс на самом деле очень сложен.
  • Другая важная функция уха касается нашего чувства равновесия. В этом процессе участвуют крошечные кристаллы, называемые отолитами, в полукружных каналах.Они чувствительны к движениям и двигаются, когда наша голова и тело перемещаются из стороны в сторону. Это объясняет, почему тяжелая ушная инфекция нарушает чувство равновесия.

Запах и вкус
Запах и вкус в некоторой степени связаны. Вы когда-нибудь замечали, что когда у вас заложен нос, вкус становится другим? Это потому, что мы используем обоняние, когда пробуем что-то на вкус. Давайте сначала рассмотрим наше обоняние.

Вот иллюстрация того, как выглядит нос изнутри.Наш нос покрыт тысячами обонятельных клеток носовой полости. Группы этих обонятельных клеток чувствительны к определенным запахам, которые помогают нам различать различные запахи. Затем ответы этих клеток передаются и обрабатываются в соответствующей части мозга, отвечающей за обоняние.


источник: http://www.web-books.com/eLibrary/Medicine/Physiology/Respiratory/Respiratory.htm

Еще один интересный факт об обонянии заключается в том, что мы очень хорошо запоминаем запахи.Что касается памяти, запах — это самая сильная ассоциация, которая у нас есть для вспоминания определенных воспоминаний. Просто подумайте об запахах Рождества или других праздничных запахов и о том, как они вызывают сильные воспоминания о прошлом опыте.

Наше обоняние и вкус также являются важными механизмами выживания. Например, он не дает нам есть гнилую пищу, от которой мы можем заболеть. Если вы когда-либо получали пищевое отравление от чего-либо, даже если оно будет правильно приготовлено в будущем, вам будет трудно съесть это снова, потому что воспоминания о том, что вы больны от этого, очень сильны.

Вкус
Наше чувство вкуса зависит от 4 основных вкусов; горький, соленый, сладкий и кислый. Некоторые теоретики добавили к этому списку пятый вкус — пикантность. У нас на языке более 10 000 вкусовых рецепторных клеток, и они изнашиваются и заменяются приблизительно каждые десять дней. Специфические вкусовые рецепторы основных вкусов — горького, соленого, сладкого и кислого — расположены в определенных местах на нашем языке. (см. рисунок ниже). У некоторых людей вкусовые рецепторы более чувствительны, чем у других.Как объяснялось ранее, наше обоняние и вкус объединяются, когда мы что-то едим, и эта информация обрабатывается в мозгу и идентифицируется как особый вкус.


источник: http://www.web-books.com/eLibrary/Medicine/Physiology/Respiratory/Respiratory.htm

Сенсорный
Наше осязание учитывает 4 различных элемента информации; давление, температура, прикосновение или текстура и боль. Каждый из этих факторов жизненно важен для совместного осязания.Например, если вы не чувствуете давления, вы не сможете удержать стакан, потому что вы либо будете держать его так слабо, что уроните, либо так сильно, что он разобьется. Чувство температуры не позволяет нам держать предметы, которые слишком горячие, которые могут вызвать ожоги, или слишком холодные, которые могут вызвать обморожение. Наше чувство боли также имеет жизненно важное значение, потому что оно предупреждает нас о проблеме или инфекции, требующей лечения.


источник: http: //www.factmonster.com / images / ESCI351SKIN003.gif

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *