Ощущение представление суждение восприятие: Ощущение — восприятие — представление — понятие — суждение

Содержание

Ощущение — восприятие — представление — понятие — суждение

Ощущение — это процесс отражения в мозге человека отдельных свойств, качеств предметов и явлений объективной деятельности вследствие их непосредственного воздействия на органы чувств. Ощущение является кольцевым рефлекторным актом с прямыми и обратными связями.

Восприятие — это отражение в коре головного мозга целостных образов предметов и явлений действительности в результате их непосредственного действия на органы чувств.

Внимание — направленность психической деятельности

Доминанта (господствующее) — это господствующая участок коры больших полушарий головного мозга, которая привлекает к себе возбуждение из других центров, накапливает их и тормозит их способность реагировать на раздражители, при других условиях должны их возбуждать.

Память — свойство живой материи, благодаря которой живые организмы способны воспринимать действия, закреплять, сохранять и воспроизводить полученную информацию. Память — это отражение предметов и явлений действительности в психике человека в то время, когда они уже непосредственно не действуют на органы чувств.

Различают:

Двигательную память — связана с двигательными умениями, усвоении устной и письменной речи;

Образная память связана с формированием чувствительных образов; Различают зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную память.

Эмоциональная память связана с запоминанием эмоций и чувств, которые человек пережил в прошлом.



Словесно-логическая память присуща только людям, базируется на совместной деятельности двух сигнальных систем, главная роль принадлежит второй.

Сенсорная память фиксируется в периферических частях анализаторов. Бывает кратковременная память, долговременная, невольная, произвольная память.

Эмоции — субъективное состояние человека, возникающее в ответ на действие внутренних или внешних раздражителей и проявляется в форме переживаний. Все эмоции делятся на положительные * (радость, удовольствие, любовь) и отрицательные (гнев, страх, ужас). Природа эмоций условно-рефлекторная. Эмоции сопровождаются активизацией нервной системы и проявлением в крови активных веществ, влияющих на деятельность органов дыхания, пищеварения, кровообращения, выделения адреналина. Отвечает за эмоции височная и лобная доли и отделы промежуточного мозга.человека на определенные предметы или явления действительности при абстрагирования от всего остального.

Физиологические механизмы внимания связаны с возникновением очага возбуждения в определенном участке коры больших полушарий головного мозга и внутренней психической установкой человека. Огромный вклад в выяснение физиологических основ внимания принадлежит

Ощущение, восприятие, представление. — Реферат Рефератович

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Ощущение, восприятие, представление»

 

    План

1. Введение.

2. Понятие ощущения, виды, физиологическая основа ощущений.

3. Понятие восприятия, типы, физиологическая основа восприятия.

4. Понятие представления, виды, физиологическая основа представления.

5. Заключение.

6. Список литературы.

    1. Введение.

   Воссоздание действительности в сознании человека начинается с ощущений, которые проявляются при воздействии соответствующих раздражителей на рецепторы анализаторов.

   Личность реализует себя в деятельности, возможной в следствии познания ею окружающей среды. Ведущей ролью во взаимодействии человека с окружающим его миром являются свойства личности, ее установки, мотивы. Также, все психические явления есть отражение действительности, составляющая регуляции деятельности. Начинается регуляция деятельности на уровне восприятия и ощущения — с психических познавательных процессов.

   Ощущения, представления, восприятия принадлежат к чувственным формам познания. Чувственное отражение у человека неизменно связано с мышлением, логическим познанием. Единичное в чувственном познании человека имеет отражение в выражении общего. В чувственном познании особо важную роль играют слово, язык, изначально выполняющие функцию обобщения. Также, логическое познание, осуществляется на показателях чувственного опыта, на восприятии, ощущениях, представлениях, памяти.

   В общем процессе познания происходит непрекращающееся взаимодействие всех познавательных процессов. Ощущения являются основой для наиболее сложных познавательных процессов — представление, восприятие, воображение, мышление, память.

   Следовательно, только через ощущения мы можем узнать о каких-либо формах движения. Ощущение — это простейший психический процесс, который далее уже не разделяется. Ощущениями передается сила влияющих на человека раздражителей и объективные качества предмета.

     2. Понятие ощущения, виды, физиологическая основа ощущений.

    Ощущение — это выстраивание образов сепаратных свойств предметов окружающей среды в процессе естественного взаимодействия с ними.

     Сенсорная организация личности является ординаром развития обособленных систем сенситивности и потенциальность их объединения. Сенсорные системы — это органы чувств человека, принимающие его ощущения, в которых на смену ощущениям приходит восприятие. Важной особенностью сенсорной организации личности является ее формирование в течении всего жизненного пути. Сенситивность дается человеку с рождения, но ее развитие зависит от желания, обстоятельств и усилий самой личности.

     Ощущение является общебиологической особенностью живой материи — сенситивности. Ощущение также является проводником психической связи с внутренним и внешним миром. Информация обо всех проявлениях внешнего мира поставляется в мозг именно через ощущения. Подобным образом посредством ощущений смыкается петля получающая обратную связь о протекающем состоянии организма, как физическом, так, отчасти, и психическом. При помощи ощущений человек узнает о движении, вкусе, цвете, запахе, звуке, о состоянии своих внутренних органов. Из данных ощущений формируется всецелое восприятие предметов, мира. В сенсорных системах личности протекает первичный когнитивный процесс, а на его основе создаются наиболее сложные по своему строению когнитивные процессы: представления, мышление, восприятия, память. Первичный когнитивный процесс является простым, и в тоже время, он собственно и есть основа психической деятельности, только через «входы» сенсорных систем направляется в сознание человека суть окружающего мира.

      После того, как мозгом получена информация, итогом ее обработки оказывается выработка ответной стратегии, которая направлена, к примеру, на повышение физического тонуса, усиление сосредоточения внимания на данной деятельно

21. Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Философское учение сенсуализма.

Познание выступает
как диалектический процесс активного
целенаправленного воспроизведения в
системе идеальных образов сущности
вещей, явлений объективного мира ,
включая человека и жизнь общества.

Познание как
процесс включает в себя 2 ступени. 1 —
чувственное познание (живое созерцание)
2- логическое (рациональное) познание
(абстрактное мышление).

Каждая из этих
ступеней имеет свои формы:

Формы чувственного
познания

1. Ощущение (дает
элементарный чувственный образ отдельных
свойств предметов и явлений)

2. Восприятие (дает
целостный конкретно чувственный
наглядный образ предметов и явлений)

3. Представление
— чувственно — образное знание о
непосредственно не воспринимаемых нами
объектах, воспроизводимых по памяти и
основанные на ощущениях. Важную роль
играет воображение — способность
соединять материал не так, как он соединен
в действительности

Сенсуализм
(от
лат. sensu — чувство) (Д. Локк, Кондильяк и
др. ) абсолютизирует роль чувственного
отражения, отстаивая тезис: нет ничего
в разуме, чего не было бы в чувствах.

Сильная
сторона сенсуализма о подчеркивании
роли чувственного познания как важнейшего
источника первичной информации.

Слабая
— в переоценке чувственного знания, в
попытке свести весь процесс познания
к различным комбинациям чувственных
данных, принизить и свести на нет роль
мышления. В итоге сенсуализм всегда
пасовал перед вопросом о природе общих
понятий, перед математическими истинами
и т. д.

22. Формы рационального познания (понятие, суждение, умозаключение). Философское учение рационализма.

Познание выступает
как диалектический процесс активного
целенаправленного воспроизведения в
системе идеальных образов сущности
вещей, явлений объективного мира, включая
человека и жизнь общества.

Познание как
процесс включает в себя 2 ступени. 1 —
чувственное познание (живое созерцание)
2- логическое (рациональное) познание
(абстрактное мышление).

Каждая из этих
ступеней имеет свои формы:

Формы рационального
познания:

1. Понятие ( в нем
отражается общие и существенные стороны
и свойства, а также связи в отношении
предмета и явлений)

2. Суждение (это
движение и выражение мысли, в результате
чего о предмете утверждается что-либо
или отрицается)

3. Умозаключение
(это движение мысли, при котором из
одного или нескольких суждений выводится
новое заключение)

Рационализм (от
лат.ratioразум)
— направление в философии, согласно
которому основой как бытия, так и познания
является разум. Рационализм имеет два
основных направления — онтологическое
и гносеологическое.

Согласно
онтологическому рационализму в
основе бытия лежит разумное начало (то
есть бытие разумно). В этом смысле
рационализм близок к идеализму. Однако
рационализм не тождественен идеализму,
так как смысл рационализма не в первичности
идей по отношению к материи (бытию), а
именно в разумности бытия. Например,
материалисты, убежденные в божественной
либо иной разумности, внутренней
логичности бытия, являются рационалистами
(Демократ, Эпикур и др.).

Основная идея
гносеологического рационализма
заключается в том, что в основе познания
также лежит разум. Соответственно,
гносеологические рационалисты выступали
против средневековой теологии и
схоластики, представители которых
видели в основе познания Божественное
откровение и отвергали разум. Наряду с
этим рационалисты были оппонентами
эмпиристов — сторонников философского
направления, распространенного в новое
время, тоже выступавших против схоластов
и видевших в основе познания не откровение,
а знание и опыт (девиз эмпиристов —
«Знание — сила»).

Главными
аргументами рационалистов
в споре
с эмпириками
были следующие:

• сам по себе опыт,
не переработанный разумом, не может
ле­жать в основе познания;

• разум способен
самостоятельно делать открытия, которые
первоначально не были основаны на опыте
и лишь впослед­ствии подтверждены
опытным путем.

Также в качестве
направления рационализма выделяется
этический рационализм, суть которого
в том, что разум лежит в осно­ве этики,
поведения.

Наибольший вклад
в разработку рационализма, внесли
философы Рене Декарт, Барух Спиноза,
Готфрид Лейбниц.

проверочная работа по теме «Знание и познание» 10 класс ( с ответами)

Проверочная работа по теме «Знание и познание»   с ответами     10 класс

 

 

1. И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения  3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

2. Понятие – это форма мысли, которая

1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

органы чувств  2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

и явлений     3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения

4. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1)      представлениями  2)  ощущениями  3)  гипотезами 4)  понятиями

5. Рациональное — это познание:   1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта                                                3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

6. Отражение общих и существенных признаков называется:

1)    сознанием 2)   суждением 3)   понятием 4)   ощущением

7. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:      1) обыденного знания  2) мифологического знания  3)  эмпирического знания   4) научного знания 

8. Обобщение является составной частью                                                                                                                  1) производственной деятельности  2) чувственного познания                                                                             3) рационального мышления  4) игровой деятельности

9. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

деятельность учёного:                                                                                                                                                           1) основывается на использовании эксперимента  2) основывается на творческом подходе к работе                                                                                                                                  3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

10. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом                     1)        паранаучного знания    2)        обобщения жизненного опыта                        3)        художественного вымысла   4)        экспериментальной проверки

11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали

на органы чувств человека, называются:                                                                                                                                  1)   гипотезами  2) понятиями 3)  представлениями 4) мнениями

12. Критериями истины являются:  1)  опыт, практика  2)  мнение руководства

3)   соответствие господствующему в обществе учению 4)   соответствие законам логики

13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1)  ощущение, восприятие, представление  2)        понятие, представление, умозаключение

3)   понятие, суждение, умозаключение  4)        представление, суждение, ощущение

14. Укажите, что из перечисленного не является формой

чувственного познания:  1)  суждение  2) представление   3)  ощущение  4)  восприятие

В1.    Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

 

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

 

 

 

 

В2. Установите соответствие между психическими процессами,

участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

 

 

 

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

 

 

В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и

их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ  И ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

1)анализ

А) установление сходства или различия предметов

2)синтез

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

 

 

В4. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции

(А), а какие – к индукции (В)?

 

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.

Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.

Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор

также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным

и другим растениям для нормального роста и развития необходим

полив, то есть регулярное естественное или искусственное

внесение в почву определённого количества влаги.

 

 

Ответы:

1

1

2

2

3

4

4

1

5

4

6

3

7

4

8

3

9

4

10

2

11

3

12

1

13

3

14

1

В1

АВББА

В2

ВЕДБАГ

В3

БЕАДВГ

В4

А-1; 2-В

 

 

 

Ощущение, восприятие, представление и мышление как формы психического отражения

Исходный признак
психического как отражения
его предметная
отнесенность,
или
предметность
психичес­ких
образов. Основной факт состоит в том,
что в отличие от собственно физиологического
процесса, конечные, ито­говые
характеристики психического процесса
(ощущения, восприятия, представления,
мысль) могут быть описаны только в
терминах свойств, связей и отношений
отобра­жаемого предмета, которые и
составляют содержание
того, что
мы ощущаем,
воспринимаем, представляем и о чем
мыслим.
Бесспорным фактом является то, что,
например, «световое воздействие вещи
на зрительный нерв воспри­нимается
не как субъективное раздражение самого
зри­тельного нерва, а как объективная
форма вещи, находя­щейся вне глаза»
(К. Маркс).

Основными формами
психического отражения явля­ются
ощущение,
восприятие,
представление
и мысль.

Ощущение – это
форма психического отражения от­дельных
качеств и
свойств, связей и отношений предмета.
Это элементарный психический процесс,
форма, на кото­рую может быть «разложено»
психическое, и которая является в этом
смысле границей психического вообще.
По форме ощущение субъективно
(т.е. зависит
от субъекта, его сознания),
а по содержанию

объективно
(т.е. не
зависит
от
сознания субъекта).
Ощущение
возникает в условиях непосред­ственного
чувственного
контакта
с предметом. Нет пред­мета, нет и
ощущений.

Восприятие, в
отличие от ощущений, представляет собой
отображение предмета как целого.
Поэтому в
нем отображение
отдельного подчинено отображению
цело­го. В этом смысле в восприятии
наличествуют (выступа­ют отчетливо)
не все ощущения, а преимущественно те
из них, синтез которых обеспечивает
воспроизведение пред­мета как целого.
В силу чего восприятие носит более
обобщенный характер, чем ощущение. Так
же как и ощу­щение, восприятие возникает
в условиях непосредствен­ного
чувственного
контакта
с предметом.

Представление
это форма
психического отражения предмета в
его частях
и
в целом на
основе ранее получен­ных впечатлений.
Наличие
самого предмета в этом случае не
обязательно. Представление формируется
как обоб­щенный образ предмета на
основе механизмов памяти и воображения.

Мысль есть
продукт мышления. Мышление
это
спо­собность
к образованию абстракций
(понятий)
и опериро­вания
абстракциями
(понятиями)
по определенным зако­нам мыслительной
деятельности. Мыслительные образы
лишены непосредственного чувственно-наглядного
харак­тера:
невозможно увидеть, воспринять чувствами,
пред­ставить в виде чувственного
образа абстракции, выража­ющие
определенные понятия: «дом вообще»,
«человек вообще» и т. п.

Основными формами
мышления являются понятие,
суждение
и
умозаключение.
Наука,
изучающая формы и законы мыслительной
деятельности, называется логикой.
Исходной и
основной
формой
мышления является понятие,
которое
выражается определенными средствами
языка. Чаще всего словами
или сочетаниями
слов.
Слово
и поня­тие не одно и то же. Слово
это звуковой
или графический
знак,
который
может быть связан с тем или иным случай­ным
представлением
(впечатлением, образом) или обозна­чать
понятие. Понятие
это
мыслительная абстракция существенных
признаков
вещей, их связей и отношений. Поэтому
слово как обозначение
понятия
ассоциируется
в нашем представлении не с чем угодно,
а только с точно
устанавливаемым
классом
вещей,
соответствующим
дан­ному понятию. Суждение
есть форма
мысли, в которой что-либо утверждается
или отрицается о предмете1
его свой­ствах, связях или отношениях.
Наличие утверждения или отрицания
является отличительной особенностью
сужде­ния как формы мышления. Именно
благодаря этому суж­дение обладает
еще одним важным признаком: оно может
быть истинным или ложным. Умозаключение
есть такая
форма мышления, когда, исходя из одних
суждений, полу­чают некоторые другие
суждения.

ощущение, восприятие, представление. Простейшей формой чувственного познания являются ощущение — Студопедия

Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущение, восприятие, представление. Простейшей формой чувственного познания являются ощущение.

Ощущения возникают в мозгу человека в результате непосредственного воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают информацию о форме предметов, об их цвете. Слуховые ощущения свидетельствуют о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание позволяет ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны отображать окружающий мир в определенных границах. Например, зрительные ощущения отображают сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. Всё, что находится за границами этого интервала, не воспринимается человеческим глазом.

Существуют многочисленные факты, свидетельствующие об ограниченности возможностей других органов чувств человека. Однако человек способен выйти за пределы непосредственного данного в чувствах с помощью использования различных технических средств (микроскопа, телескопа и т. п.).

Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств, благодаря способности осмыслить и понять ту объективную связь, которая существует между явлениями. Поэтому имеющихся у человека органов чувств, как писал Л. Фейербах, вполне достаточно для познания мира.



Первую форму чувственного познания (ощущение) характеризует наличие анализа: органы чувств фиксируют из множества факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей форме чувственного познания — в восприятии.

Восприятие – это целостный, структурированный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из синтеза ощущений. Как и ощущение, восприятие является результатом непосредственного взаимодействия органов чувств с предметами внешнего мира. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые возникают благодаря различным органам чувств, в восприятии синтезируются, образуя целостный образ предмета. Если объектом восприятия является цветок, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через обоняние – о его запахе. Восприятие даёт информацию об объекте в его целостности.


Представление третья форма чувственного познания. Если ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с предметом, то представления осуществляются в двух формах – в виде образов памяти и воображения. Каков механизм возникновения представлений? Образ предмета в своей памяти можно воссоздать в том случае, если этому предшествовал процесс непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Иначе говоря, представления формируются на основе уже существовавших ранее ощущений и восприятий с помощью механизмов памяти. При этом чувственный образ, сформированный представлением, отличается от того образа, который существовал при непосредственном восприятии предмета. Каковы его отличительные черты? Во-первых, в нём отображается только то, что обусловлено интересами субъекта познания. Во-вторых, этот образ включает в себя более общие черты и в этом смысле лишён красочности и индивидуальности.

Итак, представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления благодаря памяти и воспоминанию. Однако представление может существовать и как образ, созданный продуктивным воображением. Иначе говоря, представить можно и то, что в действительности не существует и никогда не существовало. Это означает, что представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией. Примером такого рода представлений являются мифологические и сказочные образы. Вместе с тем, воображение, фантазия также необходимы в научном познании. Здесь формирование научных представлений носит подлинно творческий характер, так как эти образы являются оригинальными продуктами научной, технической и художественной деятельности.

Представление, несмотря на более сложный механизм его возникновения по сравнению с ощущением и восприятием, является еще формой чувственного познания, так как имеет чувственно-наглядный характер.

Вместе с тем, представление является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

55. Чувствительность и ее формы. ощущение, восприятие, представление

55.
Чувствительность
и ее формы: ощущение, восприятие,
представление.

Ощущение.
Простейшим
психическим познавательным процессом
является ощущение, состоящее в отражении
отдельных свойств предметов и явлений
материального мира, а также внутренних
состояний организма при непосредственном
воздействии раздражителей на
соответствующие рецепторы. Именно с
ощущений начинается процесс познания.
Они возникают как реакция нервной
системы на тот или иной раздражитель
(предмет или явление действительности)
и как всякое психическое явление имеют
рефлекторный характер.

Ощущение
принято делить на три основных типа:
интероцептивные, сигнализирующие о
состоянии внутренних процессов и органов
человека; проприоцептивные, обеспечивающие
сигналы о положении тела в пространстве
и составляющие основу регуляции движений;
экстероцептивные, дающие информацию о
внешнем мире и являющиеся основной
группой ощущений, связывающих человека
с внешней средой.

По
ведущему анализатору:

  • Зрительное

  • Слуховое

  • Осязательное

  • Мышечно-суставное

  • Обонятельное

  • Вкусовое

  • Температурное

  • Болевое

  • Органическое

  • Статико-кинетическое

У
человека нет особых рецепторов для
ощущения боли. Болевое ощущение является
общим для всех рецепторов, когда сила
раздражителя разрушительна для организма
(то есть когда превышается так называемый
болевой порог). Это значит, что и слишком
громкий звук, и высокая температура, и
слишком яркий свет, и чрезмерно интенсивные
раздражители других модальностей
приведут к возникновению боли. Органы
чувств человека имеют определённую
чувствительность, диапазон которой
ограничен снизу и сверху соответственно
нижним и верхним абсолютными порогами
чувствительности.

Общими
свойствами
ощущений являются:

  • качество
    – основная характеристика ощущения,
    отличающая его от других видов ощущений;

  • интенсивность

  • длительность

Восприятие.
Восприятие
– это отражение в сознании человека
предметов или явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств. Восприятия
и ощущения у человека тесно и неразрывно
связаны. Восприятие как бы интегрирует
ощущения и создаёт на их основе целостные
образы предметов и явлений. Восприятия
обладают рядом определённых свойств,
а именно:

  • целостностью,
    заключающейся в том, что образы восприятия
    всегда целостны;

  • константностью,
    состоящей в создании относительно
    постоянных образов предметов при
    существенном изменении условий
    восприятия;

  • избирательностью,
    состоящей в способности перестраивать
    субъективный образ внешнего мира в
    зависимости от цели восприятия;

Восприятие
зависит не только от объекта-раздражителя,
но и от субъекта. Воспринимает не
изолированный глаз или ухо, а человек,
поэтому в восприятии всегда проявляются
особенности его личности. Зависимость
восприятия от особенностей личности
называется апперцепцией.

Когда
человек (субъект) пытается интерпретировать
то, что он видит, на это в значительной
степени влияют особенности его личности.
Основу особенностей составляют
расположения, мотивы, интересы, прошлый
опыт и ожидания субъекта.

Расположения
– это устойчивая система отношений
личности к окружающему миру.

Мотивы.
Неудовлетворенные потребности или
мотивы стимулируют лич-ность и могут
существенно сказаться на результатах
восприятия.

Интересы.
Личные интересы как бы сужают фокус
восприятия.

Прошлый
опыт и знания
.
Предшествующий опыт как бы сужает фокус
восприятия. Очень часто прошлый опыт
как бы аннулирует интерес к объекту.
То, что нам знакомо, менее интересно и
привлекательно, чем что-то новое. В то
же время прошлый опыт и знания могут
существенно обогатить и расширить
результаты восприятия. Чем больше
человек знает об объекте, тем больше
сторон, особенностей, нюансов он в нем
способен увидеть.

Ожидания.
Зачастую люди видят то, что им хочется
увидеть или услышать.

На
восприятие существенно влияют также
эмоции и чувства, испытываемые субъектом.
Положительные эмоции и чувства приводят
к тому, что воспринимающий видит только
достоинства и не замечает недостатков
(эффект ―розовых очков), а отрицательные
– приводят к обратному результату
(эффект ―черной призмы).

Еще
одной особенностью восприятия является
то, что человек всегда дополняет
воспринимаемую информацию чем-то своим,
приносит в нее что-то субъективное.

Восприятие
– активный процесс, которым можно
управлять.

Представление.
Представление

– процесс воссоздания конкретных
образов предметов и явлений внешнего
мира, которые ранее воздействовали на
наши органы чувств.

Образы-представления
необходимы для нормального функционирования
сознания человека. Наличие в сознании
«копии» предмета потребности позволяет
оптимизировать процесс поиска реального
предмета в ходе взаимодействия человека
с внешним миром.

Представление
у человека выполняет следующие функции:

  • Сигнальную,
    состоящую в отражении в каждом конкретном
    случае не только образа предмета, ранее
    воздействовавшего на наши органы
    чувств, но и содержащейся многочисленной
    дополнительной информации о нѐм.

  • Регулирующую,
    состоящую в отборе нужной информации
    о предмете или явлении, ранее
    воздействовавшим на наши органы чувств,
    с учѐтом реальных условий предстоящей
    деятельности.

  • Настроечную,
    проявляющуюся в ориентации деятельности
    организма человека на определённые
    параметры отражения воздействий
    окружающего мира.

Представления
различают по видам анализаторов, которые
в них задействованы, при этом выделяют
зрительные, слуховые, обонятельные,
осязательные, вкусовые, двигательные
и другие представления. Следует отметить,
что такое деление довольно условно.

По
степени обобщённости представления
бывают единичными и общими, в отличие
от восприятий, которые всегда бывают
только единичными.

  • Единичные
    представления основаны на восприятии
    одного определённого предмета.

  • Общие
    представления обобщённо отражают ряд
    сходных предметов.

По
продолжительности представления могут
быть кратковременными, оперативными и
долговременными.

  • Кратковременные
    представления – это представления
    очень непродолжительные по времени.

  • Оперативные
    представления извлекаются из сознания
    для обслуживания оперативных интересов
    деятельности.

  • Долговременные
    представления сохраняются в памяти
    человека и используются им длительное
    время и достаточно часто.

PPT — Ощущение и восприятие Глава 5 Презентация PowerPoint, скачать бесплатно

  • Ощущение и восприятие Глава 5

  • Ощущение и восприятие Организация восприятия • Восприятие формы • Восприятие глубины • Восстановление константности восприятия Перцепционная интерпретация зрения и • Сенсорная интерпретация • Перцепционная адаптация • Определения перцептивного набора, воспринимающего мир: • Пороги • Сенсорная адаптация Зрение • Входной сигнал: световая энергия • Глаз • Обработка визуальной информации • Цветовое зрение

  • ГОТОВЫЕ МУШИ ЯВЛЯЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ГОД НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЧЕТАНИИ ГОДОВОГО ОПЫТА

  • Ощущение и восприятие Как мы строим наши представления о внешнем мире? Чтобы представить мир, мы должны обнаруживать физическую энергию (стимул) из окружающей среды и преобразовывать ее в нейронные сигналы.Это процесс, называемый ощущением. Когда мы выбираем, систематизируем и интерпретируем наши ощущения, этот процесс называется восприятием.

  • Обработка снизу вверх Анализ стимула начинается с сенсорных рецепторов и распространяется на уровень мозга и разума. Буква «А» на самом деле представляет собой черное пятно, разбитое на части мозгом, которые мы воспринимаем как «А».

  • Обработка сверху вниз Обработка информации направляется умственными процессами более высокого уровня, когда мы конструируем восприятие, опираясь на наш опыт и ожидания.THE CHT

  • Осознание сложности Наши сенсорные и перцептивные процессы работают вместе, чтобы помочь нам отсортировать сложные изображения. «У леса есть глаза», Бев Дулиттл.

  • Психофизика Исследование взаимосвязи между физическими характеристиками стимулов и нашим психологическим опытом с ними.

  • Изучение чувств Какие стимулы пересекают наш порог осознанного осознания?

  • Доля ответов «Да» 0.00 0,50 1,00 0 5 10 15 20 25 Пороги интенсивности стимула (люмен) Абсолютный порог: минимальная стимуляция, необходимая для обнаружения определенного стимула в 50% случаев.

  • Абсолютный порог Наименьшая интенсивность стимула, которая должна присутствовать для того, чтобы его можно было обнаружить.Ощупывание мира вокруг нас

  • Подсознательный порог Подсознательный порог: когда стимулы ниже абсолютного порога осознания.Курт Шольц / Superstock

  • Пазлы восприятия • Можем ли мы когда-либо воспринимать происходящее ниже нашего обычного сенсорного порога? • Можем ли мы улавливать сигналы от мира или от других людей, вообще не используя наши обычные сенсорные каналы?

  • 6 Восприятие без осознания Priming Метод, используемый для защиты бессознательных процессов, при котором человек получает информацию, а затем проверяется, влияет ли эта информация на поведение или выполнение другой задачи или в другой ситуации. простые числа влияют на восприятие, память, мышление и принятие решений.

  • 6 Восприятие против убеждения Хотя подсознательная прайминг может влиять на суждения и предпочтения, исследования не подтверждают его успех на основных уровнях убеждения.

  • 6 Экстрасенсорное восприятие ESP Способность воспринимать что-либо без обычной сенсорной информации Научно не продемонстрировано

  • 6 Порог различия Наименьшее различие в стимуляции, которое может быть надежно обнаружено наблюдателем при двух стимулах по сравнению Также называется «просто заметной разницей» (JND) Также известен как закон Вебера

  • Сенсорная адаптация Пониженная чувствительность как следствие постоянной стимуляции.Наденьте пластырь на руку, и через некоторое время вы его не почувствуете.

  • Видение

  • Трансдукция При ощущении преобразование энергии стимула (взгляды, звуки, запахи) в нервные импульсы.

  • Входной сигнал: энергия света Видимый спектр Обе фотографии: Томас Эйснер

  • Физические характеристики света • Длина волны (оттенок / цвет) • Интенсивность (яркость)

  • Длина волны (Оттенок ) Фиолетовый Зеленый Оранжевый Красный Индиго Синий Желтый 400 нм 700 нм Длинные волны Короткие волны Разные длины волн света приводят к разным цветам.

  • Intensity (Яркость) Синий цвет с различными уровнями интенсивности. По мере увеличения или уменьшения интенсивности синий цвет выглядит более «размытым» или «затемненным».

  • Глаз

  • Части глаза • Роговица: прозрачная ткань, через которую свет попадает в глаз. • Радужная оболочка: мышца, которая расширяется и сжимается, чтобы изменить размер отверстия (зрачка) для света. • Линза: фокусирует лучи света на сетчатке.• Сетчатка: содержит сенсорные рецепторы, которые обрабатывают визуальную информацию и отправляют ее в мозг.

  • Линза Линза: прозрачная структура за зрачком, которая меняет форму для фокусировки изображения на сетчатке. Аккомодация: процесс, при котором хрусталик глаза меняет форму, чтобы помочь сфокусировать ближние или далекие объекты на сетчатке.

  • Сетчатка Сетчатка: светочувствительная внутренняя поверхность глаза, содержащая рецепторные палочки и колбочки в дополнение к слоям других нейронов (биполярных, ганглиозных клеток), обрабатывающих визуальную информацию.

  • Зрительный нерв, слепое пятно и ямка Зрительный нерв: передает нервные импульсы от глаза к мозгу. Слепое пятно: точка, где зрительный нерв выходит из глаза, потому что там нет рецепторных клеток. Ямка: центральная точка сетчатки, вокруг которой сгруппированы конусы глаза. http://www.bergen.org

  • Фоторецепторы E.R. Lewis, Y.Y. Zeevi, F.S Werblin, 1969

  • Обработка визуальной информации Зрительные нервы соединяются с таламусом в середине мозга, а таламус соединяется с зрительной корой.

  • Обнаружение признаков Нервные клетки в зрительной коре головного мозга реагируют на определенные особенности, такие как края, углы и движение. Росс Киннард / Allsport / Getty Images

  • Обнаружение формы Определенные комбинации активности височных долей возникают, когда люди смотрят на обувь, лица, стулья и дома. Ишаи, Унгерлейдер, Мартин и Хаксби / NIMH

  • 6 Теория трихроматизма Янг (1802) и фон Гельмгольц (1852) предложили, что глаз обнаруживает 3 основных цвета: красный, синий и зеленый Все остальные цвета, полученные в результате комбинации

  • Цветовая слепота Генетическое заболевание, при котором люди не видят зеленого или красного цветов.Это поддерживает теорию трихроматизма. Тест Исихара

  • 6 Остаточные изображения

  • .

    Примечания к главе 3 (Ощущение и восприятие) — PSY 1300 — TTU

    PSYCH 1300

    Глава 3: Ощущение и восприятие

    Ощущение

    — Ощущение: активация рецепторов в различных органах чувств

    а) Сенсорные рецепторы: переносят то, что мы воспринимаем, во что-то полезное для нашего мозга

    — Органы чувств

    а) Глаза
    б) Уши
    в) нос
    г) Кожа
    д) вкусовые рецепторы
    Сенсорные пороги

    — Просто заметная разница (и / или разница между двумя стимулами): наименьшая

    разница между двумя стимулами, обнаруживаемая в 50% случаев

    — Абсолютный порог: наименьшее количество энергии, необходимое человеку для

    сознательного обнаружения стимула в 50% случаев

    — Подсознательные стимулы »Стимулы ниже уровня осознанного осознания

    a) Достаточно сильные, чтобы активировать сенсорные рецепторы, но недостаточно сильные для
    люди должны осознавать их
    Привыкание и сенсорная адаптация

    • Привыкание: тенденция мозга перестать обращать внимание на постоянные, неизменные
      информация

    — Сенсорная адаптация: тенденция сенсорных рецепторных клеток становиться менее чувствительными

    к неизменным стимулам.
    Сетчатка
    -Retina: Конечный стоп-сигнал в око

    -Три слоя
    а) Ганглиозные клетки
    б) Биполярные клетки
    в) Фоторецепторы, реагирующие на различные световые волны
    Стержни

    • Отвечает за нецветную чувствительность к низким уровням света
      Конусы
    • Отвечает за цветовое зрение и резкость зрения
      Как работает глаз
    • Адаптация к темноте: восстановление чувствительности глаза к визуальным раздражителям в темноте.
      после воздействия яркого света
    • Световая адаптация: Восстановление чувствительности глаза к световым раздражителям после
      воздействие темноты
      Цветное зрение
    • Трихроматическая теория: теория цветового зрения, которая обрабатывает три типа колбочек: красные,
      синий и зеленый
    • Теория процесса оппонента: теория цветового зрения, которая предлагает четыре основных цвета с
      шишки расположены попарно: красный и зеленый, синий и желтый
      а) Остаточные изображения: изображения, которые появляются, когда зрительное ощущение сохраняется в течение короткого времени.
      даже после удаления исходного стимула
      Вкус
    • Вкусовые рецепторы: вкусовые рецепторные клетки во рту; отвечает за чувство вкуса
    • Вкус: чувство вкуса
    • Пять основных вкусов:
      сладость
      б) кислый
      в) соленая

    -Иллюзия комнаты Эймса: комната не квадратная; заставляет человека выглядеть больше
    Факторы, влияющие на восприятие
    -Восприятия: склонность воспринимать вещи определенным образом из-за предыдущего
    опыт или ожидания влияют на эти представления
    — Обработка сверху вниз: использование уже имеющихся знаний для организации отдельных функций в
    в целом

    .

    PPT — Психология 100: 12 Глава 5 Ощущения и восприятие Часть V Презентация в PowerPoint

  • Психология 100: 12 Глава 5 Ощущения и восприятие Часть V

  • Схема • Внимание • Мобильные телефоны и вождение • Сбор данных • Групповая регистрация • Четыре варианта Вопрос для исследования: • Почему сторонник теории внимания Канемана может считать, что водить машину во время разговора по мобильному телефону — плохая идея?

  • Внимание Внимание • Переадресация сотового телефона • Исследование Страйера • Гипотеза о невнимательной слепоте • Разговор по сотовому телефону нарушает производительность, отвлекая внимание от внешней среды, связанной с задачей вождения, на преобразователь сотового телефона.• А как насчет стратегического перераспределения? • Есть важные и неважные предметы. • Распознавание принудительного выбора с двумя альтернативами. • Водители оценили важность предметов. • При выполнении двойной задачи производительность была значительно хуже. • даже если продолжительность фиксации контролируется. • Абсолютно никакого влияния важности объекта на эффект невнимательной слепоты.

  • Внимание Внимание • Переадресация мобильного телефона • Исследование Страйера • Разговор по телефону vs.с пассажиром • Приказано проехать 8 миль по автостраде и выйти на остановке для грузовиков. • Только 12% водителей с пассажиром пропустили выезд. • Около 50% разговоров по мобильному телефону пропустили выход • Пассажиры помогали водителям

  • Внимание Внимание • Утечка сотового телефона • Исследование Страйера • Разговор и вождение в сравнении с вождением в нетрезвом виде • Парадигма слежки за автомобилем • Сравнение .08% алкогольное опьянение в руках и без помощи рук. • Никаких различий между условиями работы мобильного телефона не наблюдалось. • Группы, употребляющие алкоголь, и телефонные разговоры продемонстрировали нарушение вождения. • 4 человека, говорящие по мобильным телефонам, остановили пейс-кар сзади (ни один из пьющих не попал в аварию)

  • Lab Day • Регистрация • Группы из 4-6 человек • Минимальное перемешивание • Контактная информация • Четыре варианта • 3 эксперимента в классе • Один вариант для сбора собственных данных

  • Лабораторный день • Лист ответов • Группы из 4-6 человек • Минимум Перемешивание • Контактная информация • Четыре варианта • 3 эксперимента в классе • Один вариант для сбора ваших собственных данных

  • Лабораторный день • Набор данных 1 • Лист ответов • 1–8 для «руки» • 1–16 для «эмоций» решение ‘

  • Lab Day • Ручная работа • Для следующих пунктов используйте следующую цифровую клавишу ответа Всегда слева Иногда слева Оба Всегда справа Иногда справа -2 -1 0 1 2 • В какой руке вы держите ножницы? • Какой рукой вы рисуете? • С какой рукой вы сдаете карты? • Какой рукой вы держите зубную щетку при чистке зубов? • Какой рукой вы бросаете мяч? • В какой руке вы держите молоток? • Какой рукой вы поворачиваете ключ? • Какой рукой вы перемешиваете ложкой? • Сложите ответы, чтобы получить «общее»

  • Lab Day • Оценка эмоций • Инструкции • Для каждой из следующих пар изображений укажите (вверху или внизу), какой человек выглядит счастливее.

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 000

    000

    000

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

    000

  • 15

  • 16

  • Лабораторный день • Оценка эмоций • Оценка • B • T • T • B • B • B • T • B • T • B • B • T • T • T • B • T • Укажите общее количество (из 16) ваших ответов, которые соответствуют ответам, данным слева.

  • Lab Day • Набор данных 2 • Инструкции • Вы увидите серию утверждений, каждое из которых описывает человека, выполняющего определенный тип поведения. • Каждый человек принадлежит либо к группе A, либо к группе B. • После того, как все утверждения будут представлены, вы ответите своими впечатлениями.

  • Джон навестил друга в больнице.

  • Аллен поцарапал крыло припаркованной машины и не оставил свое имя.

  • Счет редко опаздывает на работу.

  • Боб помогал ребенку.

  • Том разделил обед с коллегой.

  • Скотт обманул на экзамене.

  • Алан посадил саженцы в парке.

  • Генри изо всех сил старался вернуть потерянный кошелек владельцу .

  • Натан отвел соседских детей плавать.

  • Джон считается очень надежным сотрудником.

  • Чад всегда говорит о себе и своих проблемах.

  • Джош закончил домашнее задание вовремя.

  • Переулок очень понравился его коллегам.

  • Дэвис прочитал сказку своей дочери.

  • Рон пошутил и позвонил своему учителю.

  • Брюс никогда не возвращает библиотечные книги вовремя.

  • Кен помог потерявшемуся ребенку в супермаркете.

  • Дэвид легко общается с людьми, которых плохо знает.

  • Фред сдал кровь Красному Кресту.

  • Алексей пнул собаку.

  • Девин пожертвовал свою одежду на благотворительность.

  • Марк научился управлять самолетом.

  • Загрузить еще ….

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.