Опросник холмса райха: Тест на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Содержание

Тест на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Стрессоустойчивость — это способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.

Доктора Томас Холмс и Ричард Райх (или Холмс и Раге, США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что 151 психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Тест-опросник на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге:

Инструкция.

Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Тестовый материал.

Жизненные события

Баллы

1.

Смер

Шкала жизненных событий Т. Холмса и Р. Райха — Студопедия

(определение уровня выраженности стресса в повседневной жизни)

В шкале содержится ряд житейских событий, выраженность стрессогенного влияния которых оцениваются в бал­лах. В течение года у человека набирается таких событий в среднем на 150 баллов. Если их число возрастает более чем в 2 раза (300 бал­лов), то вероятность заболевания у такого человека составляет 80%. Если число событий в сумме составляет от 300 до 200 баллов, то риск болезни составляет 50%, а при сумме баллов от 200 до 150 – риск физической реакции на стресс составляет 30%.

Личностный Опросник (ЛОБИ) разработан в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева с целью диагностики типов отношения к болезни и других связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями.

1. Гармоничный (Г). Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

2. Тревожный (Т). Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов».

3. Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

4. Меланхолический (М). Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

5. Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

6. Неврастенический (Н). Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.

7. Обсессивно-фобический (О). Тревожность касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

8. Сенситивный (С). Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

9. Эгоцентрический (Я). «Уход в болезнь». Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить всё и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.

10. Эйфорический (Ф). Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь.

11. Анозогнозический (3). Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения.

12. Эргопатический (Р). «Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.

13. Паранойяльный (П). Уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.

Техника исследования и раскодирование результатов. Больному вручают текст опросника и регистрационный лист. Разъясняется, что на каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!) и номера сделанных выборов обвести кружком. Если ни одно из определений не подходит, обводится символ О. Когда больной не хочет отвечать именно на данную тему, графа остается незаполненной. Однако число нулей и незаполненных граф в сумме не должно превышать трех. Время заполнения регистрационного листа не ограничено.

Раскодирование удобно осуществлять с помощью графика (см. ниже), где по абсциссе обозначены символы типов (они в скобках даны в приведенном описании типов), а по ординате отложены крестиками баллы в пользу каждого из типов:

Каждый буквенный символ в графе «Баллы для раскодирования» соответствует 1 баллу в пользу соответствующего типа: Г–гармоничного, Т–тревожного и т. д. Два и более символа за один выбор, например ТН, ЗФ, означают, что по одному баллу начисляется на каждый из этих типов. Сдвоенные символы, например ПП, РР, обозначают, что в пользу данного типа начисляется по два балла. После построения графика диагностика типа осуществляется в соответствии со следующими правилами:

1. Диагностироваться могут только типы, в отношении которых набрано такое чисто баллов, которое достигает или превышает минимальное диагностическое число для данного типа.

Минимальные диагностические числа для разных типов неодинаковы:

2. Гармоничный тип диагностируется только, если не диагностируется никакой другой тип. В сочетаниях гармоничный тип не диагностируется.

Предлагаемые выборы Баллы для раскодирования
  Самочувствие  
С тех пор, как я заболел, у меня почти всегда плохое самочувствие Т
Я почти всегда чувствую себя бодрым и полным сил
Дурное самочувствие я стараюсь перебороть Г
Плохое самочувствие я стараюсь не показывать другим ПП
У меня почти всегда что-нибудь болит И
Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений Н
Плохое самочувствие появляется у меня от ожидания неприятностей Т
Я стараюсь терпеливо переносить боль и физические страдания
Мое самочувствие вполне удовлетворительно  
С тех пор, как я заболел, у меня бывает плохое самочувствие с приступами раздражительности и чувством тоски ТН
Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие
Ни одно из определений ко мне не подходит
  Настроение  
Как правило, настроение у меня очень хорошее Ф
Из-за болезни я часто бываю нетерпеливым и раздражительным ННТЯ
У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в будущем ООС
Я не позволяю себе из-за болезни предаваться унынию и грусти Г
Из-за болезни у меня почти всегда плохое настроение ИЯ
Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия ТН
У меня стало совершенно безразличное настроение А
У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим
У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточение и гнев
Малейшие неприятности сильно задевают меня П
Из-за болезни у меня всегда тревожное настроение ТТО
Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей
Ни одно из определений ко мне не подходит
  Сон и пробуждение ото сна  
Проснувшись, я сразу заставляю себя встать
Утро для меня – самое тяжелое время суток
Если меня что-то расстроит, я долго не могу уснуть ТНО
Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем А
Я сплю мало, но встаю бодрым, сны вижу редко  
С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером
У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают тоскливые сновидения  
Бессонница у меня наступает периодически без особых причин
Я не могу спокойно спать, если утром надо встать в определенный час
Утром я встаю бодрым и энергичным  
Я просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня надо будет сделать СС
По ночам у меня бывают приступы страха О
С утра я чувствую потное безразличие ко всему  
Я могу свободно регулировать свой сон  
По ночам меня особенно преследуют мысли о моей болезни О
Во сне мне видятся всякие болезни  
Ни одно из определений ко мне не подходит
  Аппетит и отношение к еде  
Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях С
У меня хороший аппетит ФП
У меня плохой аппетит И
Я люблю сытно поесть  
Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде
Мне легко можно испортить аппетит  
Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее свежесть и доброкачественность И
Еда меня интересует, прежде всего как средство под держать здоровье Р
Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал И
Еда не доставляет мне никакого удовольствия  
Ни одно из определений ко мне не подходит
  Отношение к болезни  
Моя болезнь меня пугает Т
Я так устал от болезни, что мне безразлично, что со мной будет АА
Стараюсь не думать о своей болезни и жить беззаботной жизнью ФФ
Моя болезнь больше всего угнетает меня тем, что люди стали сторониться меня С
Без конца думаю о всех возможных осложнениях, связанных с болезнью ОО
Я думаю, что моя болезнь неизлечима и ничего хорошего меня не ждет И
Считаю что моя болезнь запущена из за невнимания и неумения врачей П
Считаю, что опасность моей болезни врачи преувеличивают З
Стараюсь перебороть болезнь работать как прежде и даже еще больше РР
Я чувствую, что моя болезнь гораздо тяжелее, чем это могут определить врачи И
Я здоров, и болезни меня не беспокоят З
Моя болезнь протекает совершенно необычно – не так как у других, и поэтому требует особого внимания ЯЯ
Моя болезнь меня раздражает, делает нетерпеливым, вспыльчивым НН
Я знаю, по чьей вине я заболел, и не прощу этого никогда П
Я всеми силами стараюсь не поддаваться болезни Г
Ни одно из определений ко мне не подходит
  Отношение к лечению  
Избегаю всякого лечения – надеюсь, что организм сам переборет болезнь, если о ней поменьше думать
Меня пугают трудности и опасности, связанные с предстоящим лечением ––
Я был бы готов на самое мучительное, и даже опасное лечение, только бы избавиться от болезни
Я не верю в успех лечения и считаю его напрасным
Я ищу новые способы лечения но, к сожалению, во всех них постепенно разочаровываюсь
Считаю, что мне назначают много ненужных лекарств, процедур, меня уговаривают на никчемную операцию  
 
Всякие новые лекарства, процедуры и операции вызывают у меня бесконечные мысли об осложнениях и опасностях, с ними связанных  
 
От лечения мне становится только хуже
Лекарства и процедуры нередко оказывают на меня такое необычное действие, что это изумляет врачей  
 
Считаю, что среди применяющихся способов лечения есть настолько вредные, что их следовало бы запретить П
Считаю, что меня лечат неправильно П
Я ни в каком лечении не нуждаюсь
Мне надоело бесконечное лечение, хочу только чтобы меня оставили в покое
Я избегаю говорить о лечении с другими людьми Г
Меня раздражает и озлобляет, когда лечение не дает улучшения
Ни одно из определений ко мне не подходит (или ни одна из цифр не обведена) ЗФР
  Отношение к врачам и медперсоналу  
Главным во всяком медицинском работнике я считаю внимание к больному Г
Я хотел бы лечиться у такого врача, у которого большая известность И
Считаю, что заболел я больше всею по вине врачей П
Мне кажется, что врачи мало, что понимают в моей болезни и только делают вид, что лечат
Мне все равно, кто и как меня лечит  
Я часто беспокоюсь о том, что не сказал врачу, что-то важное, что может повлиять на успех лечения  
Врачи и медперсонал нередко вызывают меня не приязнь
Я обращаюсь то к одному, то к другому врачу, так как не уверен в успехе лечения Я
С большим уважением я отношусь к медицинской профессии Г
Я не раз убеждался, что врачи и медперсонал не внимательны и недобросовестно выполняют свои обязанности НП
Я бываю нетерпеливым и раздражительным с врачами и персоналом и потом сожалею об этом
Я здоров и в помощи врачей не нуждаюсь  
Считаю, что врачи и персонал на меня попусту тратят время
Ни одно из определений ко мне не подходит
  Отношение к родным и близким  
Я настолько поглощен мыслями о моей болезни, что дела близких меня перестали волновать
Я стараюсь родным и близким не показывать виду, как я болен, чтобы не омрачать им настроения СР
Близкие напрасно хотят сделать из меня тяжелобольного
Меня одолевают мысли, что из за моей болезни моих близких ждут трудности и невзгоды -
Мои родные не хотят понять тяжести моей болезни и не сочувствуют моим страданиям И
Близкие не считаются с моей болезнью и хотят жить в свое удовольствие
Я стесняюсь своей болезни даже перед близкими Я
Из за болезни потерялся всякий интерес к делам и волнениям близких и родных  
Из-за болезни я стал в тягость близким  
Здоровый вид и беззаботная жизнь близких вызывают у меня неприязнь
Я считаю, что заболел из-за моих родных  
Я стараюсь поменьше доставлять тягот и забот моим близким из за моей болезни ГРР
Ни одно из определений ко мне не подходит
  Отношение к работе (учебе)  
Болезнь делает меня никуда не годным работником (неспособным учиться) А
Я боюсь, что из-за болезни я лишусь хорошей работы (придется уйти из хорошего учебного заведения)  
 
Моя работа (учеба) стала для меня совершенно безразличной
Из-за болезни мне стало не до работы (не до учебы)
Все время беспокоюсь, что из-за болезни могу допустить оплошность на работе (не справиться с учебой) С
Считаю, что болезнь моя из-за того, что работа (учеба) причинили вред моему здоровью  
 
На работе (по месту учебы) совершенно не считаются с моей болезнью и даже придираются ко мне
Не считаю, что болезнь может помешать моей работе (учебе) Ф
Я стараюсь, чтобы на работе (по месту учебы) поменьше бы знали и говорили о моей болезни Р
Я считаю, что, несмотря на болезнь, надо продолжать работу (учебу) РР
Болезнь сделала меня на работе (учебе) неусидчивым и нетерпеливым  
 
На работе (за учебой) я стараюсь забыть о своей болезни
Все удивляются и восхищаются тем, что я успешно работаю (учусь), несмотря на болезнь
Мое здоровье не мешает мне работать (учиться) там, где я хочу
Ни одно из определений ко мне не подходит
  Отношение к окружающим  
Мне теперь все равно, кто меня окружает и кто около меня
Мне хочется только, чтобы окружающие оставили меня в покое ––
Когда я заболел, все обо мне забыли
Здоровый вид и жизнерадостность окружающих вызывают у меня раздражение  
 
Я стараюсь, чтобы окружающие не замечали моей болезни  
 
Мое здоровье не мешает мне общаться с окружающими, сколько мне хочется ЗЗ
Мне бы хотелось, чтобы окружающие испытали на себе, как тяжело болеть ––
Мне кажется, что окружающие сторонятся меня из-за моей болезни  
 
Окружающие не понимают моей болезни и моих страданий Я
Моя болезнь и то, как я ее переношу, удивляют и поражают окружающих
С окружающими я стараюсь не говорить о моей болезни
Мое окружение довело меня до болезни, и я этого не прощу
Среди окружающих я теперь вижу, как много людей страдает от болезней  
 
Общение с людьми мне теперь стало быстро надоедать и даже раздражает меня И
Моя болезнь не мешает мне иметь друзей Г
Ни одно из определений ко мне не подходит
  Отношение к одиночеству  
Предпочитаю одиночество, потому что одному мне становится лучше АС
Я чувствую, что болезнь обрекает меня на полное одиночество  
 
В одиночестве я стараюсь найти какую-нибудь интересную и нужную работу
В одиночестве меня начинают особенно преследовать нерадостные мысли о болезни, осложнениях, предстоящих страданиях  
 
Часто, оставшись наедине, я скорее успокаиваюсь: люди меня стали сильно раздражать НЯ
Стесняясь болезни, я стараюсь отдалиться от людей, а в одиночестве скучаю по людям -
Избегаю одиночества, чтобы не думать о своей болезни -
Мне стало все равно: что быть среди людей, что оставаться в одиночестве
Желание побыть одному зависит у меня от обстоятельств и настроения ГФ
Я боюсь оставаться в одиночестве из-за опасений, связанных с болезнью СЯ
Ни одно из определений ко мне не подходит (или ни одна из цифр не обведена) Ф
  Отношение к будущему  
Болезнь делает мое будущее печальным и унылым АА
Мое здоровье не дает пока никаких оснований беспокоиться за будущее ЗФ
Я всегда надеюсь на счастливое будущее, даже в самых отчаянных положениях
Не считаю, что болезнь может существенно отразиться на моем будущем ЗЗ
Аккуратным лечением и соблюдением режима я надеюсь добиться улучшения здоровья в будущем ГТ
Свое будущее я целиком связываю с успехом в моей работе (учебе)  
 
Мне стало безразлично, что станет со мной в будущем А
Из-за моей болезни я в постоянной тревоге за мое будущее ИСЯЯ
Я уверен, что в будущем вскроются ошибки и халатность тех, из-за кого я заболел П
Когда я думаю о своем будущем, меня охватывают тоска и раздражение на других людей
Из-за болезни я очень тревожусь за свое будущее  
Ни одно из определений ко мне не подходит

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

Доктора Томас Холмс и Ричард Райх (или Холмс и Раге, США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что 151 психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности. Тест-опросник на стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость — это способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге:

Бланк теста содержит список 43 психотравмирующих событий повседневной жизни за последний год, имеющих различную эмоциональную окраску и значимость, каждое из которых оценивается в баллах по 100 балльной шкале.

 Жизненные событие                                           Острота стресса оценка

Смерть супруга / супруги                                              100

 Развод                                                                              73

 Разъезд супругов (без оформления развода),

разрыв с партнером                                                         65

Тюремное заключение                                                     63

 Смерть близкого члена семьи                                        63

Травма или болезнь                                                         53

 Женитьба, свадьба                                                          50

Увольнение с работы                                                       47

  Примирение супругов                                                   45

 Уход на пенсию                                                               45

  Изменения в состоянии здоровья членов семьи         44

Беременность  партнерши                                               40

Сексуальные проблемы                                                   39

 Появление нового члена семьи,

рождение ребенка                                                             39

Реорганизация на работе                                                  39

 Изменение финансового положения                              39

Смерть близкого друга                                                      37

Изменения профессиональной ориентации,

смена места работы                                                           36

Усиление конфликтности отношений с супругом           35

 Ссуда или заем на крупную

покупку (например, дома)                                                 31

Окончание срока выплаты ссуды или займа,

растущие долги                                                                   30

Изменения должности, повышение

служебной должности                                                        29

Сын или дочь покидают семью                                         29

Проблемы с родственниками мужа (жены)                      29

 Выдающееся личные достижения, успех                        28

Супруг бросает работу (или приступает к работе)          26

Начало или окончание обучения в

учебном заведении                                                              26

 Изменения условий жизни                                                25

Отказ от каких-то индивидуальных привычек,

изменения стереотипов поведения                                    24

 Проблемы с начальством, конфликты                              23

 Изменение условий или часов работы                             20

Перемена места жительства                                               20

Смена места обучения                                                        20

Изменения привычек, связанных с

проведением досуга или отпуска                                       19

Изменение привычек, связанных

с вероисповеданием                                                             19

Изменения социальной активности                                    18

 Ссуда или заем для покупки менее

   крупных вещей (машина, телевизор)                              17

 Изменение индивидуальных привычек, связанных

со сном, нарушением сна                                                     16

Изменение числа живущих вместе членов семьи,

изменение характера и частоты встреч с

другими членами семьи                                                        15

Изменение привычек, связанных с питания

(количеством потребляемой пищи, диета,

отсутствие аппетита и т.д.)                                                    15

 Отпуск                                                                                    13

Рождество, встреча Нового года,

день рождения                                                                         12

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за

нарушение правил уличного движения)                                11 

Тест на стрессоустойчивость — Клиника «ИНСАЙТ»

Жизненные события Баллы
1 Смерть супруга / супргуги 100
2 Развод 73
3 Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером 65
4 Тюремное заключение 63
5 Смерть близкого члена семьи 63
6 Травма или болезнь 53
7 Женитьба, свадьба 50
8 Увольнение с работы 47
9 Примирение супругов 45
10 Уход на пенсию 45
11 Изменение в состоянии здоровья членов семьи 44
12 Беременность партнерши 40
13 Межполовые проблемы 39
14 Появление нового члена семьи, рождение ребенка 39
15 Реорганизация на работе 39
16 Изменение финансового положения 38
17 Смерть близкого друга 37
18 Изменение профессиональной ориентации, смена места работы 36
19 Усиление конфликтности отношений с супругом 35
20 Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) 31
21 Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги 30
22 Изменение должности, повышение служебной ответственности 29
23 Сын или дочь покидают дом 29
24 Проблемы с родственниками мужа (жены) 29
25 Выдающееся личное достижение, успех 28
26 Супруг бросает работу (или приступает к работе) 26
27 Начало или окончание обучениям учебном заведении 26
28 Изменение условий жизни 25
29 Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения 24
30 Проблемы с начальством, конфликты 23
31 Изменение условий или часов работы 20
32 Перемена места жительства 20
33 Смена места обучения 20
34 Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска 19
35 Изменение привычек, связанных с вероисповеданием 19
36 Изменение социальной активности 18
37 Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора) 17
38 Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна 16
39 Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи 15
40 Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.) 15
41 Отпуск 13
42 Рождество, встреча Нового года, день рождения 12
43 Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения) 11

Шкала стрессов Холмса и Рэя

Оглавление

 

В 1967-1970 году психиатры Томас Холмс и Ричард Рэй изучили медицинские карты более чем 5 тысяч пациентов и сопоставили данные с результатами опроса о стрессовых событиях в жизни этих людей. На основе исследования были составлены 2 шкалы для оценки стрессов — для взрослых и несовершеннолетних.

Провести тест онлайн для взрослых на нашем сайте можно здесь. Для несовершеннолетних здесь (родители, например, могут оценить уровень стресса своих детей).

А можно и быстро просуммировать баллы, окинув взглядом и оценив события за прошедший год (если их немного). Отмечаем события,которые оставили эмоциональный след и вызвали сильный эмоциональный отклик. То, что эмоций не вызвало (равнодушие — тоже эмоция), суммировать не надо. По хорошему, если событие происходило несколько раз, баллы умножаются на количество раз. По сумме балов можно судить об уровне стресса в жизни человека. Чем выше балл, тем больше стресс, и тем больше его влияние на наше здоровье.

 

Баллы и события для группы взрослых

  1. Смерть супруга/партнёра – 100
  2. Развод – 73
  3. Семейное расставание (с супругом/партнёром), разъезд без развода – 65
  4. Тюремное заключение – 63
  5. Смерть близкого члена семьи – 63
  6. Травма или заболевание – 53
  7. Брак – 50
  8. Увольнение с работы – 47
  9. Семейное примирение (с супругом/партнёром), воссоединение – 45
  10. Выход на пенсию – 45
  11. Ухудшение (изменение) здоровья члена семьи – 44
  12. Беременность – 40
  13. Сексуальные трудности – 39
  14. Появление (прибавление) нового члена семьи – 39
  15. Перестройка бизнеса, большие изменения на работе – 39
  16. Изменение финансового состояния – 38
  17. Смерть близкого друга – 37
  18. Переход на другое направление в работе, смена бизнеса (дела), смена сферы работы – 36
  19. Увеличение (изменение) частоты конфликтов и споров – 35
  20. Ипотека, крупная ссуда или большой заём – 32
  21. Потеря права выкупа закладной, невозможность выплатить кредит или ипотеку, взыскания по кредиту – 30
  22. Изменение обязанностей и ответственности на работе, смена статуса на работе – 29
  23. Дети надолго покидают дом, начало самостоятельной жизни ребёнка – 29
  24. Конфликт, проблемы или беда с родственниками со стороны супруга/партнёра – 29
  25. Выдающиеся личные достижения – 28
  26. Супруг/партнёр начинает или бросает работу (увольняется) – 26
  27. Начало или конец учёбы – 26
  28. Изменение условий жизни, жилищных условий – 25
  29. Пересмотр или отказ от личных привычек – 24
  30. Проблемы и неприятности с начальством – 23
  31. Изменение в рабочем расписании (часов работы) или условиях – 20
  32. Перемена места жительства – 20
  33. Смена учебного заведения – 20
  34. Изменения в отдыхе, привычек проводит отдых – 19
  35. Изменения вероисповедания, привычек, связанных с верой, в религиозной деятельности – 19
  36. Изменения в социальной деятельности и активности, в общественной работе – 18
  37. Незначительная ссуда, небольшой долг или кредит – 17
  38. Изменение в привычках сна, нарушения сна – 16
  39. Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч (семейных торжеств) с другими членами семьи – 15
  40. Изменение в режиме и привычках питания (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т.п.) – 15
  41. Отпуск – 13
  42. Большой праздник (Рождество, встреча Нового года, день рождения) – 12
  43. Мелкие нарушения закона, незначительные нарушения правопорядка (а также, штрафы за них штраф — за нарушение правил уличного движения) – 11

 

Баллы и события для группы несовершеннолетних

  1. Смерть родителя – 100
  2. Незапланированная беременность или аборт – 100
  3. Свадьба – 95
  4. Развод родителей – 90
  5. Приобретение заметного физического недостатка – 80
  6. Отцовство (своего ребёнка) – 70
  7. Тюремное заключение родителей на срок более одного года – 70
  8. Разъезд родителей без развода – 69
  9. Смерть брата или сестры – 68
  10. Изменение в принятии сверстниками – 67
  11. Незапланированная беременность сестры – 64
  12. Открытие факта приёмности (факта того, что ребёнок приёмный) – 63
  13. Брак родителя с кем-то, появление отчима или мачехи – 63
  14. Смерть близкого друга – 63
  15. Обнаружение видимой врождённой деформации или дефекта – 62
  16. Серьёзное заболевание, требующее госпитализации – 58
  17. Провал на экзаменах в школе – 56
  18. Отсутствие занятий внеурочной деятельностью – 55
  19. Госпитализация родителя – 55
  20. Тюремное заключение родителей на срок более 30 дней – 53
  21. Расставание с парнем или девушкой – 53
  22. Начало отношений с кем-либо (парнем, девушкой) – 51
  23. Исключение из школы – 50
  24. Вовлечение в употребление наркотиков, сигарет или алкоголя – 50
  25. Рождение брата или сестры – 50
  26. Ухудшение отношений между родителями, увеличение конфликтов между ними – 47
  27. Потеря работы родителем – 46
  28. Выдающиеся личные достижения – 46
  29. Изменение финансового состояния родителей – 45
  30. Поступление в ВУЗ или в колледж по своему выбору – 43
  31. Назначение старостой (капитаном команды, помощником учителя) в школе – 42
  32. Госпитализация родного брата или сестры – 41
  33. Увеличение отсутствия одного из родителей дома – 38
  34. Брат или сестра начали жить отдельно от родительской семьи – 37
  35. Добавление третьего взрослого в семью – 34
  36. Становление полноправным членом церкви (религиозного сообщества, организации) – 31
  37. Улучшение отношений и уменьшение конфликтов (ссор, споров) между родителями – 27
  38. Улучшение отношений и уменьшение конфликтов (ссор, споров) с родителями – 26
  39. Мать или отец начали работать – 26

 

Оценка результата

  • меньше 150 баллов — вероятность психосоматических заболеваний мала (30%)
  • 150–299 баллов — вероятность равна 50%
  • 300 и более баллов — вероятность высока, она приближается к 80% . Нужно позаботиться о здоровье и потребностях своего организма.

 

Что делать

Мы рекомендуем, помимо обращения к врачу, проработать причины стресса и своих проблем. Проработка остановит развитие проблемной симптоматики и уберёт постоянную причину для негативных реакций организма (в виде психосоматики или негативных эмоциональных состояний). Самостоятельно проработать можно так.

Как измерить силу стресса по шкале Холмса и Раэ

Американские психологи, специалисты медицинского университета Вашингтона Томас Холмс и Ричард Раэ, разработали перечень стрессовых ситуаций, связанных с жизненными переменами, и предложили
большому числу людей оценить эти стрессоры в «единицах жизненных перемен». Эти единицы показывают значимость тех или иных жизненных изменений и необходимость приспособления к ним. Чем выше
балл, тем больший стресс оказывает данное событие на человека, а следовательно — сказывается на его здоровье. Для того чтобы воспользоваться этой шкалой для измерения стресса в жизни, нужно
сложить единицы жизненных перемен по каждому пункту событий, которые человек пережил на протяжении последнего года. Ученые утверждают, что, набрав в течение года от 150 балов и более, человек рискует
заболеть.

Шкала стрессовых ситуаций

(Holmes&Rahe, медицинский университет Вашингтона)

  • Смерть супруга — 100
  • Развод — 73
  • Смерть близкого члена семьи — 63
  • Заключение в тюрьму — 63
  • Серьезная болезнь или травма — 53
  • Вступление в брак — 50
  • Длительное проживание супругов отдельно — 48
  • Увольнение с работы — 47
  • Безработный более 6 месяцев — 46
  • Выход на пенсию — 45
  • Резкие социальные потрясения — 45
  • Одиночество (человек живет один) — 45
  • Отделение одного из членов семьи — 45
  • Участие в военных действиях — 45
  • Изменение состояния здоровья — 44
  • Беременность — 40
  • Алкоголизм, наркомания одного из членов семьи — 40
  • Серьезные сексуальные трудности — 39
  • Появление нового члена семьи — 39
  • Серьезные ссоры между родственниками — 39
  • Задержка заработной платы более 6 месяцев — 39
  • Изменение финансового положения — 37
  • Смерть близкого друга — 36
  • Армия — 36
  • Смена профессии или поступление на работу — 34
  • Значительное увеличение супружеских ссор — 31
  • Долг, превышающий годовой доход — 30
  • Соединение супругов после разлуки 6 месяцев — 30
  • Совместное проживание супругов после развода — 28
  • Избегание военной службы — 26
  • Супруг начинает или прекращает работать — 26
  • Поступление или окончание учебного заведения — 25
  • Переезд в другой город — 24
  • Изменение значимых привычек — 23
  • Проблемы с начальником — 22
  • Постоянные конфликты с соседями — 20
  • Изменение условий работы- 20
  • Переезд на новую квартиру — 20
  • Переход в другое учебное заведение — 18
  • Долг, не превышающий годового дохода — 17
  • Изменение привычек, связанных со сном — 16
  • Изменения количества семейных встреч (долгосрочно) — 15
  • Изменение привычек, связанных с едой (долгосрочно) — 13
  • Постоянное нарушение закона — 11

За период исследований 49% из тех, кто набрал в течение года более 300 баллов, заболели. Из тех, кто набрал менее 200 баллов, здоровье ухудшилось только у 9%. В течение следующих 12 месяцев было
обнаружено, что все, кто по количеству баллов занимал первую треть мест, заболевали на 50% чаще, чем находившиеся в последней трети списка. Однако 51% испытуемых, набравших более 300 баллов в период
исследования, никаких недомоганий не испытывали!

Считать данную шкалу стрессов абсолютно объективным индикатором не стоит. Она лишь отражает типичную картину реакции организма на стрессовую ситуацию. Но есть еще индивидуальные особенности
— опыт, возраст, личные качества и прочие факторы, влияющие на оценку человеком того или иного события. К примеру, для одного потеря работы равносильна гибели, а для другого — реализация
тайного желания или возможность начать новую жизнь. Все зависит от индивидуального восприятия.

Но все же имеет смысл прикинуть, какой уровень стресса в баллах вы получили за год. Стоит насторожиться, если количество тяжелых стрессов за короткий период «зашкаливает». Чтобы
обезопасить себя, в таких случаях важно вовремя обратиться за психологической помощью. Или как минимум пересмотреть свое отношение к оценке некоторых событий жизни.

Генеральный партнер выпуска «Поколение ЗОЖ. Психическое здоровье» — «Алтайспиртпром».

Методики диагностики стрессоустойчивости и суицидальных намерений —

метки: Супруг, Изменение, Ситуация, Смерть, Жизненный, Работа, Количество, Семья

  1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
  2. Опросник суицидального риска (ОСР).
  3. Опросник для оценки суицидального риска.
  4. Шкала оценки уровня депрессии Зунга.
  5. Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон).

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Инструкция к тесту

Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число набранных вами баллов.

Подробно: внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте ‑ среднее количество баллов в 1 год).

Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.

Тестовый материал

Жизненные события

Баллы

1.

Смерть супруга (супруги).

100

2.

Развод.

73

3.

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером.

65

4.

Тюремное заключение.

63

5.

Смерть близкого члена семьи

63

6.

Травма или болезнь.

53

7.

Женитьба, свадьба.

50

8.

Увольнение с работы.

47

9.

Примирение супругов.

45

10.

Уход на пенсию.

45

11.

Изменение в состоянии здоровья членов семьи.

44

12.

Беременность партнерши.

40

13.

Сексуальные проблемы.

39

14.

Появление нового члена семьи, рождение ребенка.

39

15.

Реорганизация на работе.

39

16.

Изменение финансового положения.

38

17.

Смерть близкого друга.

37

18.

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

36

19.

Усиление конфликтности отношений с супругом.

35

20.

Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома).

31

21.

Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги.

30

22.

Изменение должности, повышение служебной ответственности.

29

23.

Сын или дочь покидают дом.

29

24.

Проблемы с родственниками мужа (жены).

29

25.

Выдающееся личное достижение, успех.

28

26.

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

26

27.

Начало или окончание обучениям учебном заведении.

26

28.

Изменение условий жизни.

25

29.

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

24

30.

Проблемы с начальством, конфликты.

23

31.

Изменение условий или часов работы.

20

32.

Перемена места жительства.

20

33.

Смена места обучения.

20

34.

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.

19

36.

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

19

36.

Изменение социальной активности.

18

37.

Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

17

38.

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

16

39.

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи.

15

40.

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.).

15

41.

Отпуск.

13

42.

Рождество, встреча Нового года, день рождения.

12

43.

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения).

11

Интерпретация результатов теста

150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Итоговая сумма определяет одновременно степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов – это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение – она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.

Степень сопротивляемости стрессу

  • 150‑199 баллов ‑ высокая;
  • 200‑299 баллов ‑ пороговая;
  • 300 и более баллов ‑ низкая (ранимость).

Если, к примеру, сумма баллов ‑ свыше 300, это означает реальную опасность, т.е. вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения.

Опросник суицидального риска (оср)

Проблема диагностики суицидального риска (вероятности совершения человеком попытки к самоубийству) выходит за пределы задач медицинской психологии и психиатрии, так как в наше время общего повышенного уровня психической напряженности населения с проблемами суицидальных намерений может столкнуться любой специалист, работающий в сфере «человек-человек». Очевидно, доступный и экономичный инструмент приближенной экспресс‑диагностики суицидального риска нужен и семейному консультанту, и педагогу‑воспитателю, работающему с трудными подростками, и специалисту, занятому вопросами адаптации к деятельности в экстремальных условиях и реабилитации после психотравматического стресса, и психологам, обеспечивающим мониторинг и психологическую поддержку руководителям, призванным постоянно решать тяжелейшие и ответственные проблемы, связанные с судьбами людей.

Цель измерения суицидального риска состоит в своевременном выявлении уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства путем направления клиента в центры оказания профессиональной медико‑психологической помощи. Как и в случае диагностики острых психических заболеваний, диагностика суицидального риска предпринимается для того, чтобы вовремя определить уровень суицидального риска клиента обычными немедицинскими средствами психологической помощи, которыми располагает психолог, не являющийся врачом, профессиональным психиатром.

В том случае, если в ходе работы с клиентом (обычно на самых первых шагах знакомства) складывается впечатление о том, что у него настолько ослаблены ресурсы психологической адаптации к своей жизненной ситуации, что под вопрос ставится смысл его существования, вполне оправданно рекомендовать клиенту выполнить особую методику на суицидальный риск.

По сравнению с другими одношкальными методиками, так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревожности, нейротизма и др.), в ОСР имеет место попытка качественной квалификации симптоматики – выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека.

Первоначально ОСР планировался как специализированный опросник, направленный не только на выявление интегрального показателя, но и на измерение профиля по девяти субшкалам. Однако в ходе эмпирической валидизации и отбора пунктов авторам пока еще не удалось сделать достаточно наполненными отдельные субшкалы. На сегодняшний день они содержат слишком мало валидных пунктов для того, чтобы пользоваться ими как количественными индикаторами.

Содержание диагностических субшкал

Демонстративность (Д). Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оценка с внешних позиций, порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной ригидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко. К этой субшкале относятся пункты № 12, 14, 20, 22, 27 опросника.

Аффективность (А). Доминирование эмоций над эмоциональным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно, эмоционально. Крайний вариант – блокада интеллекта. Пункты № 1, 10, 20, 23, 28, 29.

Уникальность (У). Восприятие себя, ситуации и, возможно, собственной жизни в целом как явление исключительное, не похожее на другие и, следовательно, подразумевающее исключительные варианты выхода, в частности суицид. Данная шкала тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т. е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт. Пункты № 1, 12, 14, 22, 27.

Несостоятельность (Н). Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенное» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельности. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внутреннего монолога – «Я плох». Пункты № 2, 3, 6, 7, 17.

Социальный пессимизм (СП). Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением. СП тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. Экстрапунитивность определяется по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня». Пункты № 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25.

Слом культурных барьеров (СКБ). Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой‑то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. Крайний вариант – инверсия ценности жизни и смерти. При отсутствии выраженных пиков по другим шкалам это может свидетельствовать только об «эстетизации смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти – доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самостоятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования». Пункты № 8, 9, 18.

Максимализм (М). Инфантильный максимализм ценностных установок. Максимализация ценностей значимости малейшей потери с одновременной минимализацией ценностей значимости имеющихся достижений. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта из какой‑то одной сферы. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах. Пункты № 4, 16.

Временная перспектива (ВП). Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы, глобального страха неудач и поражений в будущем. Пункты № 2, 3, 12, 24, 25, 27.

Антисуицидальный фактор (АФ). Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снижает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, его антиэстетичности, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы. Пункты № 19, 21.

Данная методика применяется в том случае, когда специалист на основе предшествующего исследования выявил высокую вероятность суицидального поведения. Тестированию должна предшествовать беседа, в ходе которой специалист должен проявить максимум внимания и сочувствия.

Баллы подсчитываются отдельно по каждому фактору. Ответу «да» соответствует 1 балл. Количество утверждений по каждому из факторов принимается за 100 %. Количество баллов переводится в проценты. По процентному соотношению определяется индивидуальный стиль суицидальной динамики.

Текст опросника

  1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
  2. Вас часто одолевают мрачные мысли.
  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
  5. Вам определенно не везет в жизни.
  6. Работать Вам стало труднее, чем раньше.
  7. Большинство людей довольны жизнью более, чем Вы.
  8. Вы считаете, что смерть является искуплением.
  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
  10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
  11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
  12. Вы считаете себя обреченным человеком.
  13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
  14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
  15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
  16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
  17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
  18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя ставить точку.
  19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
  20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
  21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
  22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
  23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что‑то скверное или даже хуже.
  24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
  25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
  26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
  27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили Вы.
  28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете мысли об этом выкинуть из головы.
  29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

Опросник для оценки суицидального риска

Литература. Любан‑Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Педерак‑Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. СПб., 2000. С. 260–261.

Для оценки риска суицида разработаны различные методы. Некоторые из них могут применяться только врачами. Данный опросник могут использовать и не специалисты, например социальные работники, оказывающие помощь клиентам, с той целью, чтобы при необходимости направить обратившегося к ним человека к врачу или психологу. Опросник предназначен для выявления у клиента суицидальных намерений и склонности к суицидальному поведению. Так как такого рода тенденции у человека могут быстро меняться и оценка их трудна, полученные данные не поддаются статистической обработке. Опросник, применяемый в ходе диагностического интервью, содержит пункты, существенные для оценки риска суицида. Он тем выше, чем больше ответов «да» на вопросы 1–11 и «нет» на вопросы 12–16.

Данный опросник недопустимо предлагать клиенту для заполнения, а нужно использовать самому консультанту как примерную схему для проведения структурированного интервью с клиентом, у которого консультант подозревает суицидальные намерения.

  1. Приходилось ли вам в последнее время думать о самоубийстве?

  2. Часто ли вам приходили в голову такие мысли?
  3. Возникали ли такие мысли вне зависимости от вашего желания?
  4. Есть ли у вас конкретное представление о том, как бы вы хотели лишить себя жизни?
  5. Начинали ли вы подготовку к этому?
  6. Говорили ли вы уже кому‑нибудь о своих намерениях покончить с собой?
  7. Пытались ли вы уже когда‑нибудь лишить себя жизни?
  8. Был ли в вашей семье или в кругу друзей и знакомых случай самоубийства?
  9. Считаете ли вы свою ситуацию безнадежной?
  10. Трудно ли вам отвлечься в мыслях от своих проблем?
  11. Уменьшилось ли в последнее время ваше общение с родными, друзьями, знакомыми?
  12. Сохраняется ли у вас интерес к тому, что происходит в вашей профессии и окружении? Остался ли еще интерес к вашим увлечениям?
  13. Есть ли у вас кто‑то, с кем вы могли бы открыто и доверительно говорить о своих проблемах?
  14. Живете вы один или с кем‑то (семьей, знакомыми)?
  15. Сохраняются ли у вас сильные эмоциональные связи с семьей и/или с коллегами по работе?
  16. Чувствуете ли вы свою устойчивую принадлежность какой‑либо религиозной или другой группе?

Шкала оценки уровня депрессии Зунга

Шкала Зунга для оценки уровня депрессии была опубликована в 1965 г. в Великобритании и в последующем получила широкое распространение во всем мире. Шкала разработана на основе диагностических критериев депрессии и результатов опроса большого количества пациентов с этим диагнозом. Оценка тяжести депрессии по шкале проводится на основе самооценки респондентом имеющихся у него симптомов. Шкала содержит 20 утверждений, на которые дается ответ в зависимости от частоты возникновения у респондента каждого признака: «никогда или изредка», «иногда», «часто» и «почти всегда или постоянно». При анализе результатов оценка проводится по семи факторам, содержащим группы симптомов, отражающих чувство душевной опустошенности, расстройство настроения, соматические симптомы, симптомы психомоторных нарушений, суицидальные мысли, раздражительность и нерешительность.

Обследование при помощи опросника должно проводиться обязательно в условиях доверия со стороны клиента и в сочетании с беседой или интервью.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и отметьте, насколько оно соответствует тому, как вы себя чувствуете в последнее время (обведите соответствующую цифру).

Бланк ответов

Суждения

Никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

1.

Я подавлен(а), мне тоскливо

1

2

3

4

2.

Утром я чувствую себя лучше всего

1

2

3

4

3.

Мне хочется плакать

1

2

3

4

4.

Я плохо сплю ночью

1

2

3

4

5.

Аппетит у меня не хуже, чем обычно

1

2

3

4

6.

Мне доставляет удовольствие находиться в обществе привлекательных женщин (мужчин)

1

2

3

4

7.

Я замечаю, что теряю вес

1

2

3

4

8.

Меня беспокоят запоры

1

2

3

4

9.

У меня учащенное сердцебиение

1

2

3

4

10.

Я устаю без всяких причин

1

2

3

4

11.

Я мыслю так же ясно, как всегда

1

2

3

4

12.

Мне легко выполнять привычные обязанности

1

2

3

4

13.

Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

1

2

3

4

14.

Я смотрю в будущее с надеждой

1

2

3

4

15.

Я более раздражителен(-ьна), чем обычно

1

2

3

4

16.

Мне легко принимать решения

1

2

3

4

17.

Я ощущаю себя нужным(-ой) и полезным(-ой)

1

2

3

4

18.

Я живу достаточно полной жизнью

1

2

3

4

19.

Мне кажется, что другим будет лучше, если я умру

1

2

3

4

20.

Меня радует все то, что радовало всегда

1

2

3

4

Подсчет результатов. Уровень депрессии (УД) рассчитывается следующим образом: к сумме отмеченных цифр по прямым пунктам прибавляется сумма цифр, «зеркальных» к отмеченным, по обратным пунктам (то есть по обратным пунктам ответ 1 оценивается как 4, 2 как 3, 3 как 2, а 4 как 1).

Номера прямых пунктов: 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19.

Номера обратных пунктов: 2, 5, 6, И, 12, 14, 16, 17, 18, 20.

У большинства людей, страдающих депрессией, результат по данной шкале попадает в интервал от 50 до 69 баллов. Максимально возможный балл УД равен 80.

Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (д. Рассел и м. Фергюссон)

Л! Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом»>диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.24–25

Цель: определение уровня социальной изолированности личности.

Инструкция

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления в вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто» (3 балла), «иногда» (2 балла), «редко» (1 балл), «никогда» (0 баллов).

Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой.

Тестовый материал

  1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.
  2. Мне не с кем поговорить.
  3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.
  4. Мне не хватает общения.
  5. Я чувствую, что никто действительно не понимает меня.
  6. Я часто ловлю себя на ожидании, что люди позвонят или напишут мне.
  7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.
  8. Я сейчас больше ни с кем не близок.
  9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

Обработка результатов

Интерпретация

Высокой степени социальной изолированности соответствуют 41–60 баллов, средней от 21 до 40 баллов, низкой – от 0 до 20 баллов.

Третий Рейх | Факты и история

Крах Веймарской республики и создание Третьего рейха

Разберитесь в причинах распада Веймарской республики Обзор упадка Веймарской республики. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц Посмотреть все видео к этой статье

С началом Великой депрессии в 1929 году Веймарская республика Германии погрузилась в катастрофический экономический спад. Политические последствия были немедленными: коалиционное правительство социал-демократического канцлера Германа Мюллера распалось, нацисты и коммунисты увидели всплеск членства, поскольку немцы покинули более умеренные партии.В июле 1930 года новый канцлер Генрих Брюнинг из Римско-католической Центристской партии форсировал реализацию своей экономической программы, прибегнув к чрезвычайным полномочиям, предусмотренным статьей 48 Веймарской конституции. Через несколько дней он распустил рейхстаг и призвал к новым выборам. В сентябре 1930 года в новом Рейхстаге значительно возросло представительство как нацистов, так и коммунистов.

Брюнингу удалось остаться на своем посту, резко повернувшись вправо и апеллируя к национализму, но к началу 1932 года количество безработных в Германии превысило шесть миллионов.На выборах в марте 1932 г. действующий президент. Пауль фон Гинденбург не получил абсолютного большинства, но во втором туре выборов в следующем месяце он опередил нацистского лидера Адольфа Гитлера примерно на шесть миллионов голосов. Хотя Гинденбург хотел заменить умирающего Брюнинга, он не хотел возвышать Гитлера и остановился на Франце фон Папене. Папен, пытаясь укрепить свой парламентский статус, в июле 1932 года объявил досрочные выборы. Этот шаг стал катастрофой для молодой администрации Папена, и нацисты получили 230 мест в рейхстаге.Папен назначил еще одни выборы в ноябре 1932 года, и нацисты увидели, что значительная часть их голосов ослабла за счет постоянно растущей Коммунистической партии и Немецкой национальной народной партии Альфреда Хугенберга.

Пауль фон Гинденбург Пауль фон Гинденбург. Culver Pictures Посмотрите кампанию Адольфа Гитлера за канцлера и роль Йозефа Геббельса в продвижении его пропаганды и террора Кампании Адольфа Гитлера за канцлера помогает пропаганда пропаганды и террора Йозефа Геббельса. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц См. Все видео к этой статье

Однако политический тупик продолжался, и в декабре 1932 года Гинденбург сместил Папена и заменил его генералом Куртом фон Шлейхером. Папен, сохранивший некоторую власть и влияние в качестве вице-канцлера, убедил Гинденбурга ввести Гитлера в правительство, создав тем самым коалицию с большинством в рейхстаге. Таким образом, достигнув своей цели стать канцлером на законных основаниях, Гитлер вступил в должность 30 января 1933 года.Демократическая интерлюдия Веймарской республики фактически подошла к концу.

Адольф Гитлер Адольф Гитлер © Hulton Archive / Getty Images
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Укрепление власти Гитлером

Знайте о приходе Гитлера к власти в качестве главы правительства Обзор прихода к власти Адольфа Гитлера. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц Смотрите все видео к этой статье

В коалиционном кабинете нацисты занимали только 3 из 11 мест.У них Гитлер был канцлером, Вильгельм Фрик — рейхсминистром внутренних дел, а Герман Геринг — рейхсминистром без портфеля. Примечательно, что Геринг также стал министром внутренних дел Пруссии — должность, которую он использовал для нацификации крупнейших полицейских сил в Германии и создания гестапо. Министерство экономики, продовольствия и сельского хозяйства как в Рейхе, так и в Пруссии находилось в ведении националиста Гугенберга. Министерство иностранных дел возглавлял Константин, фрейхер (барон) фон Нейрат, карьерный дипломат консервативных взглядов, а министерство обороны возглавлял генерал А.Вернер фон Бломберг. Как вице-канцлер Папен заявлял о своем праве присутствовать во всех случаях, когда канцлер видел президента, и как рейхскомиссар в Пруссии он контролировал главную административную машину в Германии. Таким образом Папен считал, что эффективно заблокировал любую угрозу экстремистских действий со стороны нацистов. Вскоре он разочаровался.

Первым шагом Гитлера было убедить кабинет согласиться на новые выборы, чтобы обеспечить большинство в Рейхстаге.Он преодолел их сомнения категоричным обещанием, что, независимо от результатов, в составе коалиции не будет никаких изменений. Выборы были назначены на 5 марта 1933 года, и нацисты в полной мере использовали власть, которой они теперь обладали, над государственным аппаратом, включая радио, для развязывания бурной кампании. Хотя другим партиям все еще было разрешено функционировать формально, их собрания были разогнаны, их спикеры подверглись нападкам, а их газеты постоянно закрывались.Геринг, руководивший прусской полицией, проявил большую энергию в проведении чистки, которая поставила силы под контроль нацистов. Кроме того, он вызвал 50 000 вспомогательных полицейских, большинство из которых были SA (Sturmabteilung) и SS (Schutzstaffel). Полиции было запрещено вмешиваться во многие акты запугивания, совершаемые СА, которым была предоставлена ​​«свобода улиц».

Адольф Гитлер Адольф Гитлер выступает на митинге в Германии, ок. 1933. dpa dena / picture-alliance / dpa / AP Images .

Холокост | Определение, концентрационные лагеря и история

Германия: исключение евреев Обзор дискриминации и исключения евреев в Германии после прихода к власти Адольфа Гитлера в 1930-х годах. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц Посмотреть все видео к этой статье

Еще до прихода к власти в Германии нацистов в 1933 году они не скрывали своего антисемитизма. Еще в 1919 году Адольф Гитлер писал: «Однако рациональный антисемитизм должен вести к систематической правовой оппозиции.… Его конечной целью должно быть неуклонно полное устранение евреев ». В Mein Kampf («Моя борьба»; 1925–27) Гитлер развил идею евреев как злой расы, борющейся за мировое господство. Нацистский антисемитизм коренится в религиозном антисемитизме и усиливается политическим антисемитизмом. К этому нацисты добавили еще одно измерение: расовый антисемитизм. Нацистская расовая идеология характеризовала евреев как Untermenschen (нем. «Недочеловек»). Нацисты изображали евреев как расу, а не как религиозную группу.Религиозный антисемитизм можно решить путем обращения, политический антисемитизм — изгнанием. В конечном итоге логика нацистского расового антисемитизма привела к уничтожению.

Мировоззрение Гитлера вращалось вокруг двух концепций: территориальной экспансии (то есть большего Lebensraum — «жизненное пространство» — для немецкого народа) и расового превосходства. После Первой мировой войны союзники отказали Германии в колониях в Африке, поэтому Гитлер стремился расширить территорию Германии и обеспечить продовольствие и ресурсы, дефицитные во время Первой мировой войны, в самой Европе.Гитлер рассматривал евреев как расовых загрязнителей, раковую опухоль немецкого общества в том, что переживший Холокост и историк Саул Фридлендер назвал «искупительным антисемитизмом», сосредоточенным на избавлении Германии от ее недугов и избавлении от рака политического тела. Историк Тимоти Снайдер охарактеризовал борьбу как еще более элементарную, «зоологическую» и «экологическую» борьбу видов. Гитлер выступал против евреев за те ценности, которые они принесли в мир. Социальная справедливость и сострадательная помощь слабым стояли на пути того, что он считал естественным порядком, в котором могущественные обладают неограниченной властью.По мнению Гитлера, такая сдержанность в использовании власти неизбежно приведет к ослаблению или даже поражению господствующей расы.

Когда Гитлер легально пришел к власти 30 января 1933 года в качестве главы коалиционного правительства, его первой целью было консолидация власти и устранение политической оппозиции. Нападение на евреев началось 1 апреля с бойкота еврейского бизнеса. Через неделю нацисты уволили евреев с государственной службы, а к концу месяца участие евреев в немецких школах было ограничено квотой.10 мая тысячи нацистских студентов вместе со многими профессорами ворвались в университетские библиотеки и книжные магазины в 30 городах по всей Германии, чтобы удалить десятки тысяч книг, написанных неарийцами и теми, кто выступал против нацистской идеологии. Книги были брошены в костры, чтобы очистить немецкую культуру от «негерманских» писаний. Столетием ранее Генрих Гейне, немецкий поэт еврейского происхождения, сказал: «Где сжигают книги, в конце концов сожгут людей». В нацистской Германии между сожжением еврейских книг и сожжением евреев прошло восемь лет.

сжигание книг Немцы сжигают книги на Бебельплац, Берлин, 1933 г. Национальный архив, Вашингтон, округ Колумбия
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

По мере роста дискриминации евреев, немецкий закон требовал юридического определения еврея и арийца. Обнародованные на ежегодном митинге нацистской партии в Нюрнберге 15 сентября 1935 года, Нюрнбергские законы — Закон о защите немецкой крови и немецкой чести и Закон о гражданах Рейха — стали центральным элементом антиеврейского законодательства и прецедентом для определение и категоризация евреев на всех территориях, контролируемых Германией.Брак и половые отношения между евреями и гражданами «немецкой или родственной крови» были запрещены. Только «расовые» немцы имели гражданские и политические права. Евреи были низведены до подданных государства. Законы Нюрнберга формально разделили немцев и евреев, однако ни слово немец, ни слово еврей не получили определения. Эта задача была оставлена ​​бюрократии. В ноябре были определены две основные категории: евреи, имеющие как минимум трех еврейских бабушек и дедушек; и Mischlinge («дворняги» или «помеси»), люди с одним или двумя еврейскими бабушками и дедушками.Таким образом, определение еврея основывалось прежде всего не на личности, которую утверждал человек, или религии, которую он или она исповедовал, а на его или ее происхождении. Категоризация была первым этапом разрушения.

Паспорт немецкого еврея нацистской эпохи Титульный лист немецкого паспорта с печатью J (для Jüdin ), идентифицирующей его владельца, Каролину Рюльф, как еврейку. © Мемориальный музей Холокоста в США

Тревожно отреагировав на восстание Гитлера, еврейская община стремилась защитить свои права как немцев.Для тех евреев, которые чувствовали себя полностью немцами и патриотически сражались в Первой мировой войне, нацификация немецкого общества была особенно болезненной. Активизировалась сионистская деятельность. «Носите его с гордостью», — писал в 1933 году журналист Роберт Велч о еврейской идентичности, которую так заклеймили нацисты. Религиозный философ Мартин Бубер возглавил еврейское образование для взрослых, подготовив общину к предстоящему долгому пути. Раввин Лео Бек распространил молитву в Йом Кипур (День искупления) в 1935 году, в которой евреи наставляли, как себя вести: «Мы преклоняемся перед Богом; мы стоим прямо перед человеком.Тем не менее, хотя немногие, если таковые имеются, могли предвидеть его конечный исход, положение евреев становилось все более опасным и, как ожидается, ухудшится.

К концу 1930-х годов начались отчаянные поиски стран-убежищ. Те, кто мог получить визы и соответствовать строгим квотам, эмигрировали в Соединенные Штаты. Многие отправились в Палестину, где небольшая еврейская община была готова принять беженцев. Третьи искали убежища в соседних европейских странах. Однако большинство стран не желали принимать большое количество беженцев.

В ответ на внутреннее давление с целью действовать от имени еврейских беженцев, Президент США. Франклин Д. Рузвельт созвал, но не присутствовал на Эвианской конференции по переселению в Эвиан-ле-Бен, Франция, в июле 1938 года. В своем приглашении руководителям правительства Рузвельт уточнил, что им не придется менять законы или тратить государственные средства. фонды; для переселения будут использоваться только благотворительные фонды. Британию заверили, что Палестина не будет в повестке дня. В результате было мало попыток и меньше достижений.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *