Оценочное мнение: Что такое оценочное суждение?

Содержание

Что такое оценочное суждение?


Автор статьи: Дмитрий Лидов

Если вам нужна бесплатная юридическая консультация -
жмите сюда




Понятие «оценочное суждение» всплывает, когда речь идет о защите чести, достоинства и деловой репутации. Последнее время это стало очень актуальным в связи с тем, что участились случаи обращения в суд по таким вопросам и, соответственно, увеличилось количество «оскорбленных» людей.

Каждый год по данной категории в России в судах общей юрисдикции рассматривается в среднем 5000 дел, в арбитражных судах – 800 дел.

В этой статье разберем понятие «оценочное суждение» с юридической стороны и правоприменительной практики.

Оценочное суждение, мнение или убеждение  это выражение субъективных взглядов человека. Они не могут быть проверены на предмет действительности. Поэтому не являются предметом судебной защиты (См. п. 9 ППВС РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).

Для того, чтобы понять является ли высказывание оценочным суждением необходима судебная лингвистическая экспертиза. Только лингвист может установить в какой форме выражена информация – в форме утверждения о фактах или в форме мнения. Это и является ключевым фактором при вынесении решения судом.     

Как мы выяснили, за оценочное суждение, мнение или убеждение никакой ответственности не будет.

Ответственность может наступить за:

  1. Утверждения о фактах, которые можно проверить и они не соответствуют действительности.
  2. Субъективное мнение (оценочное суждение, убеждение), высказанное в оскорбительной форме.
  1. Утверждения о фактах воспринимаются бессознательно людьми как истина, объективная реальность. Автор принимает на себя ответственность за эту истину. При этом отсутствуют ссылки на чужие точки зрения. Как правило, используется форма повествовательного предложения.

Пример утверждения: «Вчера Депутат И. был задержан правоохранительными органами по подозрению в совершении взятки в особо крупном размере».

  1. Мнение воспринимается людьми критически. Оно связано с личностью автора, носит субъективный характер. Автор показывает свое личное представление на ту или иную проблему. Своего рода мнение – это предположение автора. Мнение невозможно проверить на действительность, так как это личная картина мира автора. При выражении мнения часто используются слова «наверное», «кажется», «по-моему», «по информации с такого-то сайта», «полагаю», «считаю»

Пример мнения: «По Интернету гуляет информация, о том, что вчера Депутат И. якобы был задержан правоохранительными органами предположительно по подозрению в совершении взятки в особо крупном размере».

Многие думают, что если перед (или после) своей статьи, видеоролика или любого другого контента вставить волшебную фразу «Всё сказанное является моим оценочным суждением», то произойдет чудо и автор закроет себя надежным невидимым щитом от судебных исков. После этой фразы якобы можно говорить что угодно, нецензурно ругаться, оскорблять и за это ничего не грозит. Часто так делают и наверное думают блогеры на ютубе.

Но здесь стоит вспомнить, что если субъективное мнение сделано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на лицо его высказавшее может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением.

Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека, свобода выражения мнения, как она определяется в пункте 1 статьи 10 Конвенции, представляет собой одну из несущих основ демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена.

Свобода слова охватывает не только «информацию» или «идеи», которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет «демократического общества».

В любом случае, прежде чем что-то заявить или сказать – нужно хорошо подумать. Особенно в наше «интернетное» время. И всегда помните поговорку: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».


Автор статьи: Дмитрий Лидов

Если вам нужна бесплатная юридическая консультация -
жмите сюда




Оценочные суждения | Статья на Psysovet.ru

Оценочное суждение (мнение) – это субъективная оценка человеком любого явления окружающей действительности. Выражается обычно при помощи оценочных слов («приемлемо/неприемлемо», «хорошо/плохо») либо объясняет индивидуальную позицию человека. По своей направленности суждения бывают трех типов:

  • Фактические (объективные). То есть те, которые фиксируют реально произошедшие события. Другими словами – это реально свершившийся факт, зафиксированный людьми или специальными устройствами и сохраненный в любом виде. Фактическое мнение может быть результатом своего или чужого опыта. Часто к фактическим относят события, которые случились не в реальности, а являются сюжетами книг (фильмов, рекламных роликов). К примеру, то, что Алиса упала в кроличью нору – является фактом, хоть и произошедшим в мире фантазии.
  • Оценочные (субъективные). Всегда субъективны, даже если являются общественными. Такие суждения отображают индивидуальное восприятие факта.
  • Теоретические. Это изложение информации, основанное на опыте многих поколений. Человеку не обязательно быть ученым, чтобы основой его теоретических суждений стал научный опыт.

Для ясности, давайте разберемся, что собой представляет научный опыт. Это события, концепции, схемы, изложенные и упорядоченные определенным образом. Знание становится научным только после публикации в специальных изданиях. Теоретические суждения легко спутать с фактами. Следует помнить, что факт – явление конкретное, а теория — всего лишь схема действий. Человек всегда дает самостоятельную оценку окружающему миру, даже если мнение это продиктовано ему извне. Несмотря на это, оценочные мнения бывают нескольких видов:

  • Правильные;
  • Неправильные;
  • Адекватные;
  • Неадекватные;
  • Оптимальные;
  • Неоптимальные.

Эта классификация основана на изучении индивидуальных оценочных суждений. Ведь человек, высказывающий оценочное мнение, всегда считает его правильным, адекватным и оптимальным. Сам того не осознавая, он может ошибаться, особенно, если неосознанно выдает желаемое за действительное. О правильности мнения можно судить, сопоставив его с закономерностью развития событий. Про адекватность – сравнивая с действительностью (фактами). Под оптимальностью подразумевается, насколько выгодно оценочное мнение самому субъекту высказывания. Иногда человек произносит откровенную неправду, сам отлично это понимая. Такой самообман может быть очень даже оптимальным, если результатом его стало достижение намеченной цели! Пример такого неадекватного и неоптимального суждения – когда человек в самых безрадостных событиях (увольнение с работы, кража кошелька) находит положительные моменты, помогающие достичь чего-то нового и лучшего. Неадекватные и неправильные оценочные суждения определяются путем сопоставления их с действительностью. Оценивая происходящее вокруг, человек может управлять собой и формировать свою реальность. Общаясь с другими людьми, мы порой подмечаем неправильность их высказываний. То же самое происходит с теми, кто выслушивает нас. Получается, что все люди врут и говорят правду одновременно. В итоге можно сказать, что главной функцией оценочного суждения является не выяснение истины, а оправдание собственных мыслей, слов, действий. Любая оценка в конечном итоге влияет на поступки, поведение человека, его отношение к себе и окружающим. У психически здоровых людей самооценка обычно немного завышена, что позволяет им держаться хотя бы на среднем уровне. Это явление характерно также и для человечества в целом. Впрочем, если подобный необоснованный оптимизм достигает глобальных масштабов – для общества это шаг в бездну. Каждый человек – это частица своей среды, которая не желает слишком выделяться из общей массы. Отсюда следует вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений. А основная функция оценки – в самоуправлении, а также в отождествлении себя с обществом.

Оценочные суждения — это справедливый взгляд со стороны?

С критическими замечаниями сталкивается каждый человек. Но, далеко не все могут адекватно воспринимать оценочные суждения других людей. Даже самые спокойные и уравновешенные люди могут потерять самообладание, услышав критику в свой адрес. Критика может быть: справедливой, несправедливой и скрытой. Оценочные суждения это справедливый взгляд со стороны? Давайте поговорим об этом и постараемся найти ответ на поставленный вопрос.

Справедливая критика

Справедливая критика поможет быстрее разобраться в себе, проанализировать ситуацию или собственное поведение. Сделать полезные выводы на будущее. К такой критике важно и нужно прислушиваться, ведь осознать свою ошибку, значит, никогда больше ее не повторять.

Человек, столкнувшийся со справедливой критикой, не должен при этом извиняться или оправдываться, ведь ошибиться может каждый из нас.

Критика, являющаяся конструктивной всегда идет во благо. Главное, правильно к этому отнестись и оставить свои амбиции. И желание доказать собственную правоту на другой более подходящий случай. Если у человека, столкнувшегося со справедливой критикой возникли вопросы. Стоит их задать, чтобы расставить все точки над и. Обсуждать с критикующим человеком эту тему, значит контролировать ситуацию, разбавляя замечания своими доводами и размышлениями. Итак, справедливую критику важно принять. И по максимуму выяснить, в чем кроется причина этих замечаний.

Что делать, если оценочные суждения несправедливы

Если справедливая критика приносит пользу, то несправедливая может сильно обидеть и даже понизить самооценку человека. Как поступить, если человек регулярно сталкивается с несправедливой критикой и общество формирует о нём отрицательные стереотипы? 

  • Необязательно соглашаться с незаслуженными замечаниями. Главное, не терять самообладания, ведь оппонент по негативной реакции человека почувствует, что наступил на его больной мозоль. Если же человек, которого несправедливо критикуют, будет спокойным и рассудительным, то разговор сойдет довольно быстро на нет. Какой резон продолжать перепалку, если оппонент остается неуязвимым к обидным словам и замечаниям?
  • Дополнительная информация. Критик, с которым приходиться иметь дело, теряется, если после язвительных слов с ним говорить на равных. Постарайтесь выяснить как можно больше информации, в чем, по его мнению, заключалась ваша ошибка. Человек, который любит критиковать, задумается, так как, зачастую люди защищаются и нервничают, а вот интеллигентно вести беседу мало кому удается.
  • Не отвечайте прямо на замечания критикана. Уклоняйтесь от прямых ответов, сделайте ситуацию неясной. Это выглядит так, будто вы принимаете критику, но остаетесь при своем мнении. Человек, который критикует, поймет, что на вас его слова не действуют, и он перестанет постоянно вас осуждать. Любой разговор станет бессмысленным, если использовать такие слова, как: «возможно», «может быть» или «вероятно».

Как быть со скрытыми оценочными суждениями 

Непрямая агрессия, манипуляции, намеки и прочие относятся к скрытой критике. Такая критика имеет место, как в личной жизни каждого человека, так и в его деловой сфере. Некоторые люди просто не задумываются, что подобными выпадами сильно обижают окружающих. Критик улыбается и говорит это в дружелюбной форме, но человека не покидает ощущение, что слова собеседника содержат скрытый смысл, адресованный ему.

обидная критика

Подобная критика выбивает из колеи и только спустя некоторое время, в голову приходит правильный ответ, но момент безнадежно упущен. Ожидая подвоха, человек зачастую старается обезопасить себя от подобных неприятных намеков и совершает ошибку. К примеру, ответив грубо на замечания язвительной начальницы, вы можете стать жертвой собственной реакции. Женщина пойдет на попятную, сказав, что она ничего подобного не говорила, и это будет правдой. В данной ситуации, человек почувствует себя униженным, потерявшим собственную уверенность.

Оценочные суждения — это негатив. Как бороться с этим? 

Говорите с критикующим на равных, не переходя на личности. И дайте ему понять, что все сказанное им вы прекрасно понимаете. Человек, который прибегает к таким замечаниям, осознает, что перед ним собеседник, не терпящий подобного обращения.

Согласитесь с критикой, но сделайте это без лишних эмоций. Не забудьте задавать как можно больше вопросов, относящихся к этому неприятному разговору.

На завуалированные оскорбления вы можете отвечать неопределенными фразами. Таким образом, вы признаете критику, чем разочаруете оппонента, жаждущего продолжения словесных баталий.

Любая критика – это урок, из которого можно почерпнуть полезные сведения.

Каждый человек, критикующий вас, видит что—то, чего вы упорно не замечаете. Важно прислушиваться к замечаниям, отделяя важное от того, что не несет пользы. Обычно человеку тяжело принимать критику, по причине высокой самооценки или в нежелании признать правду.

Правила поведения при критике

Из криков и обвинений следует выделять замечания. Порой сложно совладать с нахлынувшими эмоциями, особенно когда на вас кричат и всячески оскорбляют. Даже из такой неприятной ситуации можно выделить много важной информации, которая поможет лучше разобраться в себе. Не стоит сразу же анализировать услышанное, гораздо разумнее успокоиться, и спустя несколько часов задуматься о словах, пусть и сказанных кем—то в порыве гнева.

оценочное суждение со стороны

Принять критику, значит, научиться анализировать. Многие ли воспринимают критику? Скорее всего, нет, намного охотнее человек прислушивается к похвале, не понимая, что это всего лишь мотивационные моменты, заставляющие его работать еще лучше. Между тем, критика вызывает негативные эмоции, с которыми справиться не так и просто. Возьмите себя в руки и прислушайтесь к тому, что вам говорят. Необязательно принимать все близко к сердцу, но все—таки стоит проанализировать сложившуюся ситуацию.

Положительный настрой. Хорошее настроение передается окружающим, поэтому какой бы сложной ситуация ни была, стоит относиться к ней с долей позитива и тогда жизнь заиграет яркими красками.

Следует научиться адекватно, реагировать на любую критику, и соответственно делать выводы. Какой бы критика ни была, она заставляет человека меняться и развиваться.

Читайте далее: Как повысить самооценку и стать популярным.

Что такое оценочное суждение? :: BusinessMan.ru

Абсолютно любой человек – это часть той среды, в которой он обитает. Это предполагает нежелание выделяться из общества. Теперь можно сделать вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений.

Зачем нужна оценка?

Основная задача оценки – самоконтроль и самоуправление вкупе с отождествлением себя с обществом. Мы начинаем говорить об оценочном суждении, когда речь заходит о таких понятиях, как защита чести и достоинства. Но чаще всего данное понятие используется именно в научной сфере для того, чтобы дать определение тем или иным фактам и теориям.

оценка полученной информации

Определения понятия

Оценочное суждение — это субъективная оценка человеком какого-либо явления окружающей среды. Проще говоря, это мнение, которое выражается чаще всего с помощью оценочных понятий. Их мы привыкли использовать в повседневной жизни, например, хорошо это или плохо. Таким образом мы объясняем нашу личную позицию в отношении конкретного предмета, человека или явления.

разработка проекта

Какие бывают суждения?

Разделяют оценочные суждения обычно по их направленности. Мы можем говорить о трех типах:

  • Фактические или объективные суждения фиксируют те события, которые действительно происходили в жизни. Проще говоря, событие, которое было запечатлено людьми или специальными приборами, а также сохранено в любом виде или имеет доказательства. Фактическое теоретическое оценочное суждение может быть результатом как своего собственного, так и чужого опыта. Сюда же можно отнести события, которые происходят не только в реальной жизни, но и могут являться сюжетами книг, кино, рекламы и так далее. Например, Гарри Поттер – волшебник, который учился в Хогвартсе. Это определенно факт, но факт, который произошел в мире фантазии.
  • Оценочным суждением является субъективное мнение, которое даже может принадлежать не конкретному человеку, а целому обществу. Такой тип суждений отображает индивидуальное восприятие факта.
  • Теоретические суждения – это та информация, которая базируется на опыте не одного поколения. Для того чтобы иметь фактический оценочный теоретический характер суждений, абсолютно не обязательно быть ученым или разбираться в науке. Научный опыт может получить даже самый обычный человек.

оценка мира

Научный опыт

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, что такое научный опыт и где его взять. Тут все просто, обычно это любые события, концепции, теории, схемы, которые излагаются компетентными людьми упорядоченно и конкретно. Количество знаний в мире сумасшедшее, но научными признаются только те, которые получили свое одобрение научным сообщество и были опубликованы в специальных изданиях. Теоретические суждения нельзя путать с самыми обычными фактами. Ведь явление – это конкретное событие, а теория – схема действий. Каждый человек дает определенным явлениям и предметам самостоятельную оценку, и она считается таковой, даже если это суждение навязано ему окружающим миром.

оценка мнения

Виды оценочного мнения

Психология характеризует оценочные суждения следующим образом. Они бывают: правильные/неправильные, адекватные/неадекватные, оптимальные/неоптимальные. Каждые свои фактические суждения и оценочные суждения человек характеризует в соответствии с этими тремя позициями. Даже несмотря на то, что человек может ошибаться, он всегда считает свое мнение правильным, адекватным и оптимальным. Каждая из этих характеристик имеет свои свойства. Например, человек может сложить свое мнение о правильности суждения другого человека, если сопоставит его с закономерностями развития событий. Что касается адекватности, то мы сравнивает суждение с действительностью, уже имеющимися фактами. Оптимальность мнения определяется выгодой мнения тому, кто это мнение высказывает. Например, если человек решил соврать, такое мнение можно будет назвать оптимальным, если благодаря своей лжи человек достигнет поставленной цели. Примеры оценочного суждения неадекватного и не оптимального могут быть такими: с человеком произошло что-то неприятное, но он посмотрел на ситуацию с оптимизмом и нашел положительные моменты. В будущем такое суждение помогло ему достичь новых целей и изменить свою жизнь к лучшему. Путем оценки окружающей действительности человек может управлять и контролировать самого себя, тем самым формируя собственную реальность. Если говорить о самой важной миссии оценочного суждения, то это не борьба за правду, а оправдание собственных размышлений, слов, поступков.

оценка работы

Какие бывают высказывания?

Суждение – это предложение, которое высказывается путем повествования. Обычно мы имеем дело со следующими видами мнений:

  • Оценочное — обычно предполагает открытое или косвенное выраженное мнение конкретного человека о происходящем с позиции хорошо это или плохо. Если присутствие оценочного суждения косвенно, то его идентифицировать можно, только если задавать дополнительные вопросы говорящему.
  • Обосновывающее – суждение, которое подкрепляется аргументами и фактами.
  • Аналитическое – суждение, которое отмечает конкретную необходимость существования конкретного явления или объекта, его анализ и степень связи с другими объектами.
  • Экзистенциальное – самое обычное мнение в чистом виде. Используется с целью обозначить существование определенного факта без конкретного объяснения.
  • Определение – суждение, суть которого раскрыть суть конкретного явления или предмета.

Если мнение вобрало в себя сразу несколько признаков из вышеперечисленных, значит, оно является конструктивным.

как выразить свое мнение

Воспитательный процесс

Немаловажное значение имеет оценочное суждение в образовательном процессе. Фактически на оценку и направлена деятельность педагога. Оценки – это своего рода индикаторы достижения определенных результатов учениками, которые воздействуют на учащихся как побуждение к действию. И если с психологией все понятно, то в педагогике существует своя классификация оценочных суждений.

  • Разрушительное – мнение педагога об учащемся, которое негативно влияет на самооценку последнего. Обычно такие суждения наполнены экспрессивной лексикой и никак не подталкивают ученика к достижению лучших результатов, даже, наоборот, способствуют тому, что он начинает действовать назло.
  • Ограничительное суждение основывается на сравнении определенных результатов с какой-то установленной истиной. Если ученик отклоняется от этой истины, он получает замечание. Таким образом его деятельность ограничивается определенными рамками, установленными учителем.
  • Поддерживающее оценочное суждение является самым эффективным. Например, учителя могут похвалить даже самого нерадивого ученика с той целью, чтобы он хотя бы одним глазком глянул в учебник.
  • Развивающее оценочное суждение является предпочтительным в образовании. Если предыдущий вариант определяет ученика в некую зону комфорта, где он всегда готов к похвале, то в данном случае замечания педагога направляют учащегося на путь к дальнейшему росту и движению вперед.

Как мы видим, в образовательном процессе оценочные суждения играют одну из главных ролей.

как прийти к компромиссу

Примеры

Научная интерпретация фактов не имеет места без оценки и выражения мнения. Каждый ученый после анализа и изучение какой угодно информации должен выразить свое мнение, которое сложилось у него в процессе исследования. Именно поэтому любой материал имеет истинные социальные факты, которые перемешаны с субъективным мнением автора. Выявить оценочное суждение в научных публикациях можно благодаря использованию в тексте следующих конструкций: по всей вероятности, кажется, скорее всего, есть основания предполагать, я думаю, моя точка зрения и так далее. Нередко такие суждения могут стать почвой для объяснения влияния событий на другие предметы или явления. Определить их можно по наличию в тексте следующих фраз: эта ситуация может стать примером, данный факт объясняет следующее, исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод и так далее.

Оценочные суждения, мнения и защита чести, достоинства и деловой репутации

«Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации», утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 года (извлечение):

6. При рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо учитывать, что содержащиеся в оспариваемых высказываниях ответчиков оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, если только они не носят оскорбительный характер.

Изучение материалов судебной практики показало, что наиболее сложным для судов было разграничение утверждений о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочных суждений, выражающих субъективное мнение и взгляды автора.

Неправильная правовая оценка указанных высказываний, которая приводит к судебным ошибкам, влияет на обеспечение судом баланса между необходимостью восстановления доброго имени истца во мнении третьих лиц или общества и конституционными правами, свободами ответчика, включая свободу мысли и слова, которые он вправе реализовать всеми не запрещенными законом способами.

Так, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, мэр города обратились в суд с иском к депутату Государственной Думы о защите чести, достоинства и деловой репутации. В обоснование заявленного требования указано на распространение ответчиком не соответствующих действительности сведений об истцах в новостных программах, вышедших в эфир на телеканале. Истцы просили суд обязать телекомпанию опровергнуть оспариваемые сведения путем сообщения в эфире о принятом судом решении.

Решением районного суда, оставленным без изменения определением судебной коллегией по гражданским делам городского суда, исковые требования удовлетворены частично, в пользу истцов с ответчика взыскана компенсация морального вреда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся судебные постановления.

Как указала Судебная коллегия, принимая решение по делу, суд не установил, являлось ли высказывание ответчика утверждением о фактах либо это высказывание представляло собой выражение его субъективного мнения.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик и его представители в судебном заседании ссылались на то, что приведенная истцами цитата не содержит сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию истцов, поскольку высказывания ответчика являются его мнением как лидера парламентской оппозиционной партии, были сделаны им от имени всей партии, в данных высказываниях в адрес истцов не было выдвинуто никаких обвинений.

Не соглашаясь с доводами ответчика, суд указал, что оспариваемые истцами сведения распространены именно в форме утверждения, доказывающего противозаконную деятельность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и мэра города.

Однако суд в нарушение положений статьи 195 ГПК РФ не привел каких-либо правовых доводов, позволявших оспариваемые высказывания ответчика, предварявшиеся словами «считаю, что…», отнести к утверждению о фактах, а не к оценочному суждению (мнению).

Ссылка суда на словарь русского языка С.И. Ожегова, согласно которому мнение — это «суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-, чему-нибудь, взгляд на что-нибудь», не опровергает доводы ответчика о том, что высказывание относительно органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и мэра города — это его мнение.

В силу пункта 1 статьи 152 ГК РФ обязанность доказывать соответствие распространенных сведений действительности лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

Несмотря на то что ответчик настаивал на том, что оспариваемое высказывание носит оценочный характер и, следовательно, не может быть проверено на предмет соответствия его действительности, его представителем в подтверждение действительности распространенных сведений были предоставлены суду материалы о привлечении к уголовной ответственности по фактам коррупции руководителей и работников префектур, органов местного самоуправления города.

Суд первой инстанции признал данные материалы недостоверными.

Вместе с тем суд не учел, что рассматриваемое дело представляло собой конфликт между правом на свободу выражения мнения и защитой репутации, а конвенционный стандарт, как указывает Европейский Суд по правам человека, требует очень веских оснований для оправдания ограничений дебатов по вопросам всеобщего интереса.

Таким основанием в рассматриваемом деле суд признал нарушение защищаемых Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации ценностей — чести, достоинства и деловой репутации, указав на то, что согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Между тем положения указанной статьи Конституции Российской Федерации не исключают действия иных ее положений, в частности статьи 15, установившей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, каковым является Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция), являются составной частью ее правовой системы.

Это судебными инстанциями не было учтено. Формально сославшись на то, что в соответствии со статьями 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации (далее — СМИ), принятой 12 февраля 2004 г. на 872 заседании Комитета Министров Совета Европы, политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ, а государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий, суд не принял во внимание, что Российская Федерация как участник Конвенции признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами названной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 10 Конвенции каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека, свобода выражения мнения, как она определяется в пункте 1 статьи 10 Конвенции, представляет собой одну из несущих основ демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена. Свобода слова охватывает не только «информацию» или «идеи», которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет «демократического общества».

Ценная для каждого свобода выражения мнения также представляет ценность для политических партий и их активных членов. Они представляют своих избирателей, рассматривают вопросы, которые их заботят, и защищают их интересы. Таким образом, вмешательство в свободу выражения мнения политика, члена оппозиционной партии требует от суда наиболее острого контроля.

Это судебными инстанциями учтено не было и повлекло за собой вынесение незаконных судебных постановлений <1>.
———————————
<1> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 5-В11-49.


Вернуться к началу документа: «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации»

Оценочное суждение — это… Что такое Оценочное суждение?



Оценочное суждение
– 1. суждение, в котором выражается субъективное, эмоциональное отношение индивида к какому-то явлению вместо того, чтобы представить объективную характеристику последнего; 2. в психопатологии – клинически значимая склонность к оценочным суждениям характеризует личность, инфантильную или изменённую в силу регрессии в том отношении, что ей не удаётся преодолеть дезадаптирующую тенденцию к эгоцентризму.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • ОЦЕНКИ (тестовые)
  • Оцепенение

Смотреть что такое «Оценочное суждение» в других словарях:

  • ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ — (value judgement) Представление о сравнительных преимуществах того или иного состояния экономики, которое не может быть эмпирически проверено. К примеру, рассмотрим некое изменение, способное оказывать воздействие на А и В. Если выбор останется… …   Экономический словарь

  • Оценочное суждение — это профессиональная функция учителя, состоящая в аналитическом высказывании, устанавливающем ценность чьего либо действия, суждения и т.д. Учитель с помощью оценочного суждения определяет достоинства и недостатки поступка, ответа ученика, книги …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ — Отношение к человеку, объекту, принципу и т.д., основанное на том, насколько человек ценит их свойства или характеристики …   Толковый словарь по психологии

  • ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ — см. Язык моральный. П …   Словарь по этике

  • суждение — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? суждения, чему? суждению, (вижу) что? суждение, чем? суждением, о чём? о суждении; мн. что? суждения, (нет) чего? суждений, чему? суждениям, (вижу) что? суждения, чем? суждениями, о чём? о… …   Толковый словарь Дмитриева

  • суждение — мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от… …   Словарь терминов логики

  • Мнение — оценочное суждение или умозаключение, эмоционально окрашенное и выражающее отношение субъекта мнения к его предмету, объекту …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ЦЕННОСТЬ — отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным;… …   Философская энциклопедия

  • ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ —     ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ один из видов оценки, акт выявления и обоснования моральной ценности тех или иных феноменов (поступков, намерений и пр.), из которых складывается сознательная человеческая деятельность; суждение (высказывание), выражающее… …   Философская энциклопедия

  • Общественное мнение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общественное мнение (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Общественное мнение …   Википедия

Оценочное суждение — это… Что такое Оценочное суждение?



Оценочное суждение
это профессиональная функция учителя, состоящая в аналитическом высказывании, устанавливающем ценность чьего-либо действия, суждения и т.д. Учитель с помощью оценочного суждения определяет достоинства и недостатки поступка, ответа ученика, книги, статьи, учебной программы, уровня развития учащегося и т.д. и т.п. В оценочное суждение входит субъект оценивания, объект (предмет) его деяний, характер оценки и основание для нее. Учитель может оценивать, определяя абсолютную и относительную ценность. Оценочное суждение может быть прагматичным, эмоциональным, этическим, художественным. Такие суждения очень часто используются в учебно-воспитательном процессе. В них предмет схватывается целиком, во взаимоотношениях внешних и внутренних фактов. Благодаря таким суждениям преодолевается формализм обучения.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург.
В.С. Безрукова.
2000.

  • Отшельник
  • Очищение

Смотреть что такое «Оценочное суждение» в других словарях:

  • ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ — (value judgement) Представление о сравнительных преимуществах того или иного состояния экономики, которое не может быть эмпирически проверено. К примеру, рассмотрим некое изменение, способное оказывать воздействие на А и В. Если выбор останется… …   Экономический словарь

  • Оценочное суждение — – 1. суждение, в котором выражается субъективное, эмоциональное отношение индивида к какому то явлению вместо того, чтобы представить объективную характеристику последнего; 2. в психопатологии – клинически значимая склонность к оценочным… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ — Отношение к человеку, объекту, принципу и т.д., основанное на том, насколько человек ценит их свойства или характеристики …   Толковый словарь по психологии

  • ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ — см. Язык моральный. П …   Словарь по этике

  • суждение — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? суждения, чему? суждению, (вижу) что? суждение, чем? суждением, о чём? о суждении; мн. что? суждения, (нет) чего? суждений, чему? суждениям, (вижу) что? суждения, чем? суждениями, о чём? о… …   Толковый словарь Дмитриева

  • суждение — мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от… …   Словарь терминов логики

  • Мнение — оценочное суждение или умозаключение, эмоционально окрашенное и выражающее отношение субъекта мнения к его предмету, объекту …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ЦЕННОСТЬ — отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным;… …   Философская энциклопедия

  • ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ —     ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ один из видов оценки, акт выявления и обоснования моральной ценности тех или иных феноменов (поступков, намерений и пр.), из которых складывается сознательная человеческая деятельность; суждение (высказывание), выражающее… …   Философская энциклопедия

  • Общественное мнение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общественное мнение (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Общественное мнение …   Википедия

Оценочное мышление

Создание потенциала в области оценки — оценочное мышление

Стенограмма видеозаписи

Форма критического мышления

Оценка — это форма критического мышления, которая включает изучение доказательств для вынесения суждения.

Оценочная претензия состоит из двух частей: заключения и пояснения.

Например:

  • xyz было здорово, потому что?
  • xyz разочаровывает, потому что?
  • xyz — хороший выход в этой ситуации, потому что?

Выводы на основе интуиции не являются оценкой.Ни личное мнение, ни предположения, ни предположения.

Каждый из нас ежедневно выносит оценочные суждения. Иногда это быстрые оценки, которые не имеют большого значения, например, что заказывать на обед. В других случаях нам нужно замедлить наш мыслительный процесс, тщательно взвесив все факторы и сделав свое обсуждение прозрачным для других.

Дисциплинированный подход

Оценочное мышление — это дисциплинированный подход к исследованию и рефлексивной практике, который помогает нам по привычке выносить обоснованных суждений, используя хороших свидетельств.

Оценка стратегического направления или проекта в школе опирается на такие же мыслительные процессы и умственные дисциплины, как оценка успеваемости учеников или набор нового сотрудника.

Когда мы занимаемся оценочным мышлением, мы стремимся:

  • приостановить судебное решение , учитывая альтернативные объяснения и позволяя новым доказательствам изменить наше мнение
  • сомневаться в допущениях , в частности о причинно-следственных связях
  • Выбирать и разрабатывать решения , основанные на убедительной доказательной базе и соответствующие нашему контексту и приоритетам
  • цените уроки , которые мы можем извлечь из всего нашего опыта? разочарования и победы
  • бороться с вопросами воздействия и эффективности, а не только деятельности и реализации
  • максимизировать ценность существующих источников данных, уже доступных нам, учитывая их ограничения
  • работают над повышением силы нашей доказательной базы по мере продвижения.

Перейдите по ссылке ниже, чтобы узнать больше о дисциплинах оценочного мышления .

Когнитивная предвзятость

Оценочное мышление помогает нам справляться с когнитивными предубеждениями, которые затуманивают наши суждения.

Когнитивная предвзятость возникает, когда наш анализ ситуации скомпрометирован «умственными ярлыками» или образцами мышления, которые чрезмерно подчеркивают определенную точку зрения.

Предвзятость подтверждения — это один из видов когнитивной предвзятости, который может легко поставить под угрозу оценку.Здесь оценщик уже склоняется к определенному выводу еще до того, как увидит данные. Не осознавая этого, они затем обращают больше внимания на данные, подтверждающие эту позицию.

Хотя мы, возможно, не сможем освободиться от наших когнитивных предубеждений, осознание их — хороший первый шаг. Ментальные дисциплины оценочного мышления могут помочь справиться с этими предубеждениями и сохранить наши рассуждения острыми и убедительными.

Перейдите по ссылке ниже, чтобы узнать больше о типах когнитивных искажений .

Развивать оценочное мышление

Открытая работа с коллегами помогает развить оценочное мышление в себе и других. Иногда оценочное мышление возникает естественным образом, но иногда оно может показаться немного сложным — даже угрожающим. Если мы хотим развить оценочное мышление у других, нам сначала нужно смоделировать его сами.

Хороший способ укрепить оценочную практику в школах — это задействовать оценочное мышление как группу: сознательно, прозрачно и в благоприятном контексте.Таким образом, у людей есть время и пространство, чтобы поразмыслить над своим мышлением. Это особенно важно, если мы хотим выявить или «отучиться» от вредных привычек, которые могли у нас возникнуть.

Например, простой вопрос: «Что заставляет вас так думать?» побуждает нас объяснить, как мы формировали наши суждения, включая доказательства, которые мы рассматривали как часть этого.

Важность моделирования и совместной практики в оценке подчеркивается в профиле Австралийского института преподавания и школьного лидерства (AITSL), касающемся ведущих улучшений, инноваций и изменений .Этот профиль побуждает руководителей школ развивать «культуру постоянного совершенствования» и «культуру доверия и сотрудничества, в которой могут процветать изменения и инновации, основанные на исследованиях и фактических данных».

В рамках этого профиля лидерства подчеркивается важность «оценки результатов и уточнения действий по мере реализации изменений». принимая во внимание влияние изменений на других, предоставляя возможности для регулярной обратной связи ».

.

Оценочные глаголы — добавление сложности анализу

Недавно я написал статью для TES о том, как неожиданное количество учеников в моей школе достигли 9-го класса по английскому языку GCSE. Это было популярно, и я получил много отзывов. Одной из областей, которая интересовала многих, была дискуссия об оценочных глаголах, которые лучшие студенты обычно использовали в своих письмах. Традиционно учителя GCSE английского языка поощряют учеников использовать аналитические глаголы, часто подталкивая их к синониму «предлагает» или «показывает».У меня есть примерный список, который я использовал некоторое время:

Аналитические глаголы — некоторые альтернативы слову «предлагает» с кратким определением
Adumbrates — предлагает план / предвещает будущее событие
Адвокаты — выдвигают определенное мнение / точку зрения / убеждение
Усиливает — подчеркивает за счет добавления дополнительного воздействия
Connotes — создает более глубокое метафорическое значение
Конструирует — развивает идею
Conveys — передает сообщение / идею / теорию
Определяет — дает нам ясное значение
Демонстрирует — дает четкое объяснение / пример
Обозначения — что на самом деле означает слово / определение в словаре
Подчеркивает — на что-то обращает внимание
Доказательства — предоставляет доказательства / доказательства аргумента / теории
Вызывает сильное чувство или идею
Экспонаты — показывает определенное отношение / тенденцию
Foreshadows — подсказки на последующие события / темы
Основные моменты — привлекает внимание, выделяя его
Определяет — дает ясное значение чего-то конкретного
Иллюстрирует — создает четкое изображение
Подразумевает — предлагает нечто сверх очевидного
Указывает — действует как четкий указатель или указатель
Намеки — дает расплывчатое внушение за пределами очевидного значения
Зеркала — аналогичное или одинаковое визуальное изображение
Parallels — работает вместе с аналогичной идеей / темой
Изображает — показывает или представляет что-то / кого-то определенным образом
Подарки — представляет идею
Проекты — воплощает идею в жизнь
Предлагает — выдвигает идею / теорию
Выдвигает вперед — дает теорию / мнение / идею
Отражает — поддерживает ту же или похожую тему / идею
Повторяет — повторяет или поддерживает ту же точку / чувство / идею
Представляет — берет идею и предлагает ее в ином свете
Раскрывает — проясняет значение / интерпретацию, которая ранее была неясной
Означает — использует слово или знак, чтобы прояснить значение
Символизирует — берет визуальный образ и использует его для более глубокого смысла

С появлением вопроса об оценке по спецификациям GCSE по английскому языку учителя возложили большую ответственность за то, чтобы их ученики использовали язык оценивания, чтобы экзаменаторы могли сказать, что они пытаются подвести итоги качества работы письма или техники, которую использовал писатель.Часто это принимает форму вездесущего наречия «эффективно» и прилагательного «действенный». Например, «Оруэлл эффективно изображает неприятные условия для шахтеров через свое олицетворение« рев… машин »…» или «Это эффективно, потому что« рев »подразумевает смертельную природу этих гигантских машин и дает ощущение оглушающего объема …»

Однако я обнаружил, что наиболее успешные ученики оценивают последовательно, независимо от того, подсказывает им вопрос или нет. На экзаменах по литературе наши высшие ученики писали о том, как писатель «высмеивает», «упрощает», «демонизирует» или как персонаж «принуждает», «сентиментализирует» или «высмеивает» другого.Я попытался составить список оценочных глаголов, которые ученики обычно используют в своем письме. Это далеко не окончательно. А некоторые глаголы имеют только оценочный характер, если используются в определенном контексте. Но это хорошее место для начала, если вы хотите по-настоящему расширить свои лучшие зрачки:

  • Критикует — упрекает, увещевает, наказывает, ламбастирует, бичерит, демонизирует, осуждает
  • Вопросы — запросы, споры, ставят под сомнение, опровергают, допрашивают, исследуют, оспаривают, разоблачают, провоцируют
  • Ridicules — насмешки, тривиалы, сатиры, пасквильщики, насмешки, позорные слова, пародии, карикатуры
  • Празднует — чествует, почести, приветствует, признает, признает, увековечивает, львицы, фетишизирует, идеализирует, восхваляет, возвышает, прославляет, сентиментализирует, романтизирует, украшает, обожествляет
  • Subverts — подрывает, переворачивает, изменяет, модифицирует, развращает
  • Принимает — приветствует, обнимает, подтверждает, подтверждает
  • интернализирует, экстернализирует
  • Технические термины — антропоморфизмы, зооморфизмы

Вот несколько примеров того, как оценочные глаголы могут способствовать более глубокому пониманию намерений писателя:

  1. Стивенсон изображает Джекила двуличным персонажем.(простая инструкция)
  2. Стивенсон намекает, что Джекилл подавил свои трансгрессивные желания, что привело к противоречивой двойственной природе. (аналитический отчет)
  3. Изображая противоречивую двойственную природу Джекила, вызванную его подавленными трансгрессивными желаниями, Стивенсон высмеивает лицемерное викторианское отношение к греху. (оценочное заявление)

Спасибо за чтение,

Марка

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *