Нонконформист, что это за человек
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что означает понятие нонконформизма. Вы узнаете, кто такие нонкомформисты, каковы их характерные проявления. Выясните, что нужно делать, чтоб стать таким человеком.
Определение понятия
В широком понимании нонконформист — это человек, который отрицает порядок, принятый обществом, его ценности, законы, традиции и нормы. Синоним нонкомформиста – негативист, также может применяться слово оппозиционер.
Нонконформисты не просто защищают свои права, они стремятся поступать наоборот, ведут себя так, чтоб окружающие осознали, что они неправы, что «власть является продажной», существуют «глупые традиции», «законы неправильные», представляют собой зло. Убедить такого индивида в том, что он неправ фактически невозможно, ведь все, что он услышит, посчитает абсурдным и лживым. Временами точка зрения такого человека является правильной, а иногда и конструктивной. Общество может сильно погрязнуть в консерватизме и любое противостояние ему будет во благо.
Нонконформистами можно называть ученых, которые своими открытиями опережали время, из-за чего были отвергнуты большинством. Ситуация с Галилео Галилеем, когда он был вынужден под давлением инквизиции публично отказаться от своих взглядов. Джордано Бруно, имеющий нетипичные для своего времени взгляды, спалили на костре. Эти личности отличались от основной массы своими сверхинтеллектуальными способностями.
Нонконформисты являются неотъемлемой составляющие общества. Именно нонконформисты продвигают достижения науки, способствуют развитию искусства, противостоят превращению жизни общества в «болото».
Иногда люди путают два таких понятия, как конформизм и нонконформизм. Первое же является полной противоположностью второго, определяет принадлежность к большинству, желание быть таким, «как все». Нонконформисты зачастую подвергаются агрессивным нападкам. Стоит учитывать, что и такие индивиды зависят от общества, ведь если рассматривать конформистов, они соглашаются с общепризнанными мнениями, а нонконформисты противятся, принятому в обществе.
Очень важно, чтоб процент нонконформистов, входящих в состав отдельно взятого общества, был не очень высоким. Это необходимо для сохранения устойчивости и стабильности.
Нонконформизм нередко является проявлением, характерным для подростков. По мере взросления, при наличии личностного развития все реже определяются конформизм, как и нонконформистсткие проявления. У высокоразвитой личности имеет место самоопределение.
Предрасполагающие причины
Нонкомформизм может развиваться, когда появляется желание самоутвердиться, ощутить свою значимость
Основные факторы, которые подталкивают людей на развитие нонконформистских взглядов:
- желание оказывать на кого-то влияние;
- потребность в самоутверждении;
- доказательство своей правоты;
- опровержение установленных правил;
- сохранение уникальных личностных черт, своей индивидуальности.
Люди, имеющие умеренные нонконформистские взгляды, необходимы обществу. Ситуации с крайними проявлениями данного явления бывают опасными.
Характерные признаки
Самоуверенность, непоколебимое мнение — характерные проявления нонкомформизма
К проявлениям, описывающим качества нонконформистов, относят:
- высокая самооценка, иногда слишком завышенная;
- стойкость перед воздействием внешних обстоятельств;
- ригидность, нежелание поддаваться чьему-либо влиянию;
- самоуверенность, которая позволяет сохранять свое мнение и игнорировать мысли окружающих;
- демонстративное противопоставление себя обществу;
- желание быть уникальным, не похожим «на всех»;
- острая необходимость в самоутверждении.
- независимость, самостоятельность;
- ориентация на свои решения;
- находчивость;
- собственное мнение;
- склонность противопоставлять себя определенным группам;
- потребность занимать доминирующее место.
Преимущественно нонконформисты являются сильными личностями, имеющими устойчивую нервную систему. Это необходимое условие, потому как противостояние обществу должно сопровождаться не только упрямством, но и силой воли. Согласно исследованиям, нонконформисты имеют достаточно высокий интеллект и предрасположены к творчеству.
Нонконформистские наклонности могут выражаться с разной силой. В обществе нонконформисты встречаются реже, чем конформисты. Например, рассматривая сообщество книголюбов, которое будет негативно относиться к творчеству Дарьи Донцовой, обязательно найдется один человек, эмоционально доказывающий их неправоту, утверждающий, что иронические детективы этой писательницы — это лучшее, что есть в современной литературе. Примеры нонконформизма: в классе с плохой успеваемостью один отличник, любитель классики среди рэперов.
Как стать нонконформистом
Нонкомформист не волнуется по поводу чужого мнения. Он поступает так, как считает нужным
- Перестаньте переживать о том, что о Вас могут подумать другие люди. Вас должно интересовать только собственное мнение.
- Отправляясь в магазин за новыми покупками, не обращайте внимания на бренды. Выбирайте те вещи, в которых Вам будет удобно или те, что понравятся своим внешним видом.
- Делайте, что хотите и когда хотите, слушайте только свои внутренние потребности.
- Не забывайте о своих личностных границах. Совершайте простые, в то же время неожиданные поступки. Например, потанцуйте на улице под дождем без зонта.
- Экспериментируйте, ищите свой стиль в одежде, макияже.
- Прибегайте к нестандартному решению проблем, пробуйте найти новые пути.
- Старайтесь оставаться естественным. Не нужно притворяться, кого-то копировать, наследовать.
- Не стоит следовать рамкам, четко ограниченному плану. Лучше быть спонтанным, импровизировать.
- Никому не позволяйте Вам указывать, как жить, что нужно делать.
Желая обратиться в нонконформизм, стоит учитывать определенные рекомендации.
- Желая выступить против общепринятых правил, не переигрывайте. Не нужно настраивать против себя окружающих людей.
- Не забывайте о том, что разные люди имеют различные убеждения. Не нужно настраивать кого-то стать на путь нонконформизма.
- Если Вы надумали стать нонконформистом, должны понимать, что от Вас могут отвернуться друзья. Однако, если рядом оказались настоящие товарищи, эта дружба будет крепнуть с каждым днем.
- Неважно, каким правилам следовать, важно нормально относиться к поступкам окружающих, даже если Вы с ними не согласны. Не нужно негативно относиться к конформистам, выплескивать на них свою агрессию.
Теперь Вы знаете определение понятия нонконформизма. Как видите, нонконформисты необходимы для общества, для его устойчивости и развития. Стоит учитывать, что крайние проявления данного состояния могут приводить к негативным последствиям.
Кто такие нонконформисты? — ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ (Экк. 3:5) — LiveJournal
Ну, это простой вопрос! Если не знаете, — посмотрите в любой энциклопедии. Но мне хотелось бы копнуть немножко глубже. Меня интересует, каким боком это относится к политике, и как там это использовать. Ведь обычно этот термин применяют в связи с политикой, правда?
Сразу на ум приходит образ всеми любимой Валерии Ильиничны Новодворской.
Вот образец нонконформиста! Но так ли это? Надо подумать…
Нет, давайте по порядку. Нонконформист – это не-конформист. А кто такой конформист? Образно говоря, конформист – это тот, кто принимает форму сосуда, в который его залили. Несознательно, или сознательно – в расчёте на какое-то вознаграждение.
А нонконформист, значит, тот, кто имеет собственную форму. «Формой» в данном случае будем называть систему взглядов человека и вытекающее из них поведение в обществе. Сейчас мысленно представьте всю Вашу систему воззрений в виде некоего трёхмерного объекта. У кого-то это будет похоже на сложную скульптурную группу, у кого-то – на творение скульптора-абстракциониста, у кого-то – на кирпич (полагаю, такие эту статью не читают).
Нонконформистов условно можно разделить на четыре категории по двум критериям: «умный» — «не умный», и «активный» — «пассивный» (в политическом смысле, — не подумайте ничего такого). А вот на «честных» и «не честных» нонконформистов делить не будем. Потому что «нечестный» — всегда конформист. Ведь конформисту положена бочка варенья и корзина печенья! Ну, точнее тем конформистам, что в первых рядах. Тем, что сзади, только крошки от печенья достанутся. Но они и тому рады. Правда, бывают фальшивые нонконформисты. Кричат на каждом углу что они – оппозиция. А у самих в карманах варенье, печенье, служебное удостоверение, акции «Кировлеса» и т.п. Но об этих – отдельная тема.
Надо договориться, что критерии «умный» — «не умный», и «активный» — «пассивный» я применяю с известной долей условности. Как и любые термины, — это некоторое упрощение. Но без терминов – никак. Поэтому попрошу к словам не цепляться.
И вот что у нас получилось. Четыре варианта:
1. «Не умный» и «пассивный». Попросту говоря, дурак и неудачник, всегда имеющий собственное мнение. Говорящий шёпотом непризнанный и неизвестный гений уфологии или конспирологии, облучённый подлыми сионистами. Это к примеру. В общем, думаю что всем понятно.
2. «Не умный» и «активный». Это как раз те, о ком я сразу вспомнил. Жертва всевозможных кровавых режимов, узник карательной психиатрии. Неуёмную энергию этих идиотов кто-нибудь обязательно использует. Такой талант не заваляется. Только к реальной политике их на пушечный выстрел подпускать нельзя. Ну да никто и не подпустит. А вот для организации всяческих уличных шоу типа митингов, «путчей» и прочих майдаунов, — как нельзя кстати.
3. «Умный» и «пассивный». Такая как бы «внутренняя эмиграция». К примеру, Вы случайно разговорились с каким-то дедушкой-часовщиком, пока он чистил Ваши часы. И вдруг Вы поняли, что этот человек понимает в жизни и в политической ситуации гораздо больше, чем некоторые министры, депутаты и лидеры партий. Он мог бы быть там. Но неохота. Не модальный тип личности. Не активный. Утешает себя тем, что «зато совесть чиста». Да, в политике легко запачкаться. Но правильно ли это, если ты нужен стране, но сидишь и хранишь «чистоту совести»? Но и от такого человека может быть толк. Он может случайно оказаться чьим-то учителем в жизни, подтолкнуть к поиску истины.
4. «Умный» и «активный». Такие люди нужны Родине! Но вот незадача – они нонконформисты! Придётся разобраться почему.
Согласно Википедии (простите!), нонконформизм, — это стремление индивида придерживаться и отстаивать установки и мнения, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе.
Просто – «я всегда против»? Но ещё древние говорили, что всё отрицать так же глупо, как со всем соглашаться. Это не наш случай. Мы говорим про умных.
В этом случае нонконформизм проистекает из того, что жизненный опыт и знания приводят человека к мнению, расходящемуся с общепринятой точкой зрения. Говоря о политике – с позицией власти. Активные нонконформисты попадают в оппозицию к власти. Если они достаточно умные, враг не сможет их использовать против Родины. Конечно, всё возможно, но сделаем такое допущение. Значит, умные нонконформисты – в конструктивной патриотической оппозиции.
Допустим, оппозиция придёт к власти. Значит, нонконформист станет конформистом? Нет! Почему? Потому что он будет протестовать, когда увидит институциализацию тех идей, за которые боролся. Что это значит?
Когда в результате революции, «перестройки» и т.п. в стране меняется общественно-политическое устройство, те, кто вчера был оппозицией, начинают создание новой системы власти и новой системы поддержания, развития и пропаганды тех смыслов, на которых и ради которых они пришли к власти. То есть, «новая метла» создаёт новые органы власти и коренным образом реформирует сохраняемые старые. Неформальные авторитеты из вчерашней оппозиции превращаются в официальные государственные должности. Оппозиционные СМИ становятся государственными (не обязательно номинально, но по сути). Понадобится очень много новых кадров. Всех из вчерашних оппозиционеров не наберёшь. Придётся набирать из конформистов, в том числе из служивших старому режиму. А что делать – конформистов всегда не менее 90%!
Вчерашняя «живая» оппозиция превращается в жёсткую институциированную систему со своими правилами, инструкциями, протокольными мероприятиями, утверждёнными списками лозунгов к празднику (помните?) и т.д. Душа нонконформиста этого не вынесет! Чтобы правильно использовать умных и активных людей на благо общества, надо крепко задуматься как это сделать.
Осмелюсь предположить, что здесь нам поможет предложенная мной выше аналогия. Ещё раз – представьте себе политические убеждения в виде трёхмерного объекта.
Представьте себе, жил-был нонконформист. Был он умным, активным и настоящим патриотом. Как у любого думающего человека его «форма» ежедневно изменялась и совершенствовалась. Каждый день он узнавал что-то новое, приходил к каким-то новым идеям и выводам, отбрасывал то, что признавал заблуждением.
И вот его соратники пришли к власти. И сказали ему, — Твоя «форма» просто идеальна! Нам нужно много новых кадров, но нас мало. Придётся использовать конформистов в больших количествах. Снимем с тебя мерку, и сделаем по тебе литейную форму, в которую будем заливать конформистов. И они будут точь-в-точь как ты. Хорошая идея?
Сделали форму, и отливают новые кадры в индустриальных масштабах. Новые «идеальные» фигуры занимают государственные посты. Управляют экономикой и обороной, поддерживают и транслируют в массы новые смыслы.
Но время не стоит на месте. Ситуация в стране и в мире постоянно меняется. Наш герой постоянно отслеживает ситуацию, всё обдумывает, самосовершенствуется, чтобы быть адекватным новым вызовам. А сделанные раз и навсегда по его образцу конформисты – не меняются. И вот они уже не очень похожи на прототип. Он нервничает. Он говорит своим соратникам, — Надо бы уже вносить изменения в литейную форму. На что ему отвечают что он, конечно, прав, но лучшее – враг хорошего. Сделать новую литейную форму не так просто. Чертежи всякие переделывать, техпроцессы, инструкции. Персонал переучивать, оборудование и оснастку менять. Затратно. А ещё, представь, — начнём новых выпускать, а они со старыми на работе передерутся и всю работу завалят! Очень сложно всё это. Пока не будем. Но в принципе, — ты прав. Мы это сделаем, но позже. Когда необходимость станет очевидной. Когда старые на пенсию начнут выходить, будем постепенно новыми заменять.
Время идёт, мир меняется. Меняется и наш герой. Он по-прежнему адекватен ситуации, но он работает только на своём участке. Несоответствие старой литейной формы новым реалиям уже вопиёт. Он снова идёт к высшим авторитетам, и видит, что часть из них уже заменены на конформистов, сделанных по его образцу десятилетней давности. Они уже на него совсем не похожи. Им уже ничего не объяснишь, — он для них чужой. Они укоренились, подогнали властную и смысловую структуры под свою форму, вросли в них. И ведут страну к катастрофе. А наш герой опять в оппозиции.
Вот такая грустная сказка. Что же делать чтобы так не случилось?
Всего лишь надо правильно работать с кадрами. Надо понимать кого куда можно ставить, а куда – нельзя. «Отлитых по образцу» ни в коем случае нельзя ставить на ключевые должности, в том числе связанные с поддержанием и совершенствованием смысловой системы государства. Они могут быть только исполнителями. Конечно, они будут всеми силами стараться пролезть как можно выше. Туда, где богаче и почётнее. Непросто их будет удержать. Но надо.
Но хуже всего, если кто-то сознательно начнёт наполнять государственный аппарат и смысловую сферу дубовыми карьеристами-конформистами, исходя из предположения, что ими легче управлять.
Нонконформизм — Википедия с видео // WIKI 2
Нонконформи́зм (от лат. non «не» + позднелат. conformis «подобный; сообразный») — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе[1][2].
Часто считается синонимом понятия «негативизм»[3]
и антонимом понятия «конформизм»[4][5].
В некоторых случаях нонконформизмом называют просто готовность индивида отстаивать свою личную позицию в тех случаях, когда она противоречит позиции большинства. В таких случаях описанное в данной статье явление выделяют под названием «антиконформи́зм» (от др.-греч. ἀντι- «противо-»)[6].
Энциклопедичный YouTube
1/3
Просмотров:
4 781
493
2 527
✪ Материнское воспитание, нонконформизм, мирное сосуществование с бредом
✪ Искусство нонконформизма
✪ Социальная психология. Конформизм и враждебность по Музаферу Шерифу.
Содержание
Нонконформизм и конформизм
Нонконформизму часто противопоставляется конформизм, однако при более детальном разборе между этими видами поведения обнаруживается очень много общего[источник не указан 280 дней]. Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «нет»[источник не указан 280 дней]. Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все»[источник не указан 280 дней]. В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе[1][5][7].
Отмечается также, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ[7][неавторитетный источник?].
Экспериментальные исследования
Широко известны следующие экспериментальные исследования нонконформизма:
- 1951 год — «Эксперимент Аша», в котором около 8 % испытуемых проявили нонконформную реакцию[1].
- 1963 год — «Эксперимент Милграма». Имеется в виду та его модификация, в которой подсадным испытуемым предписывалось отказываться участвовать в «эксперименте». В этой модификации большинство настоящих испытуемых отказывалось от участия в «эксперименте» вслед за подсадными, но 10 % испытуемых продолжали выполнять инструкции экспериментатора, несмотря на условия эксперимента[1].
- 1980 год — Эксперименты Чарльза Ричарда Снайдера и Говарда Л. Фромкина на студентах Университета Пердью[8], где студентам сначала предлагалось оценить то, насколько, по их мнению, 10 их наиболее значимых установок совпадают с аналогичными установками других студентов, а потом участвовать в экспериментальном исследовании конформизма. Была выявлена закономерность, согласно которой, чем больше участники идентифицировали собственные установки с установками других в ходе опроса, тем сильнее у них проявлялась тенденция к нонконформизму на экспериментальном этапе[1].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Нонконформизм // Азбука социального психолога-практика. — Москва: Пер Сэ, 2007. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9292-0162-2. (недоступная ссылка)
- ↑ Балабанова, Любовь Матвеевна. Словарь терминов // Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). — Донецк: Сталкер, 1998. — 432 с. — 20 000 экз. — ISBN 966-596-104-7.
- ↑ Морозов, Александр Владимирович. Краткий словарь психологических терминов // Деловая психология. Курс лекций. — Москва: Академический проект, 2005. — 1040 с. — (Gaudeamus). — 3000 экз. — ISBN 5-8291-0554-3. (недоступная ссылка)
- ↑ Головин, Сергей Юрьевич. Нонконформизм // Словарь психолога-практика. — Минск: Харвест, 2009. — 976 с. — 2000 экз. — ISBN 985-13-2627-5, ISBN 978-985-13-9701-9. (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 Нонконформизм // Социальная психология. Словарь / Под редакцией М. Ю. Кондратьева; Редактор-составитель Л. А. Карпенко; Под общей редакцией А. В. Петровского. — Пер Сэ, Речь, 2006. — Т. 2. — 175 с. — (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь). — ISBN 5-9292-0141-2, ISBN 592680339X. (недоступная ссылка)
- ↑ Кордуэлл, Майк. Нонконформизм // Психология А-Я: Словарь-справочник = Schaum’s A-Z Psychology / перевод с англ. Ткаченко К.С.. — Москва: Фаир-Пресс, 2001. — 448 с. — ISBN 5-8183-0105-2. (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Конформизм // Азбука социального психолога-практика. — Москва: Пер Сэ, 2007. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9292-0162-2. (недоступная ссылка)
- ↑ Майерс, Дэвид Дж. Борьба за свою уникальность // Изучаем социальную психологию. — Дельфа, 2005. — 252 с.
Эта страница в последний раз была отредактирована 9 апреля 2020 в 05:39.
Конформизм и нонконформизм — что это такое и кто такие конформисты
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аристотелю приписывают фразу о том, что человек — социальное животное. Как это связано с конформизмом?
Все просто — существуя в социуме, все мы в большей или меньшей степени склонны следовать правилам своей референтной группы, разделять идеи большинства, приспосабливаться к окружающей действительности.
Все это признаки конформиста.
*Кадр из экранизации альбома «The Wall» группы «Pink Floyd», 1982 год
На мой взгляд, исчерпывающе раскрыл суть этого понятия Чарльз Диккенс:
— При всех обстоятельствах лучше держаться вместе с толпой.
— А если имеются две толпы?
— Кричите вместе с той, что побольше.
Конформизм — это…
Конформизм (от латинского conformis — подобный, сообразный) — понятие, относящееся к этическим нормам, социальной психологии и политическим взглядам человека. Ближайший синоним — приспособленчество.
В самом общем смысле конформизм — это коррекция поведения или мировоззрения под влиянием чужого мнения.
Конформист пассивно плывет по течению, согласен с политикой партии и не имеет собственной точки зрения на происходящее. Вернее имеет, но эта точка зрения влита ему в уши пропагандой, друзьями, авторитетными людьми, традициями.
Есть и другой вид конформизма, когда человек вынужден подчиниться мнению большинства, затолкав поглубже свои убеждения. Такое формальное согласие приводит к внутриличностному конфликту.
Конформизм — это еще и подчинение стадному инстинкту.
Механизм конформного поведения знаком каждому из нас — вспомните, как мы все переходим дорогу на красный свет, если остальные пешеходы уже пошли, игнорируя запрещающий сигнал.
*Опасное для жизни проявление конформизма
Эксперимент Соломона Аша
Проблему конформизма поднял в 50-е годы XX века американский психолог Соломон Аш, проведя один из самых громких экспериментов в социальной психологии.
*Эксперимент Аша: найдите два одинаковых отрезка.
Собиралась группа добровольцев, среди которых все, кроме одного человека, были в сговоре с Ашем. Участникам показывали две карточки: на одной изображался отрезок-эталон, а на другой — три отрезка разной длины. Нужно было определить, какой из трех отрезков соответствует эталону.
Ответ очевиден, когда вы один сидите перед монитором. Чудеса начинаются, когда все кругом в один голос дают неправильный ответ.
Не будем углубляться в алгоритм проведения эксперимента, но его результаты поразительны: 75 % ничего не подозревающих испытуемых хотя бы один раз, не поверив своим глазам, повторили неправильный ответ большинства.
А 32 % предавали себя снова и снова, каждый раз называя неверные отрезки. Причем, метания начинались, когда в группе становилось больше трех участников.
Эксперименты Соломона Аша выявили две причины конформизма:
- Человек не хочет идти против общественного мнения;
- Человек верит, что большинство информировано лучше него.
На конформное поведение влияют три фактора:
- Социальная поддержка — если из группы хотя бы еще один выражает несогласие с мнением большинства, показатели проявления конформизма падают.
- Эмоциональная связь с группой — чем привлекательней для человека группа, тем охотнее он подстраивается под нее, искренне разделяя идеи большинства.
- Размер группы — чем больше толпа, тем выше вероятность, что человек проявит себя конформистом.
Быть конформистом — это естественно, но не всегда хорошо
В психологии принято считать, что конформизм — это свойство личности, а конформность — это модель поведения, склонность к проявлению конформизма.
В целом понятия находятся в одной плоскости, но среди психологов более распространено использование термина конформность или конформное поведение, а у социологов (это кто?) и политологов (это кто?) в ходу слово конформизм.
Феномен политического конформизма в том, что, с одной стороны, он только на руку власти, а с другой, именно в социологии понятие имеет флер презрительного и негативного смысла.
Кто такой конформист в политическом и социологическом аспекте? Это «хамелеон», «приспособленец», конъюктурщик, тот, про кого говорят «на лету переобулся».
*Пропаганда всегда опирается на конформизм
Человеческая склонность к конформному поведению в исторической ретроспективе спровоцировала чудовищные беды — от средневековой охоты на ведьм до распространения «коричневой чумы» фашизма в XX веке.
Но и на бытовом уровне слепое следование хайпу (это как?) часто несет негативные последствия: вспомним чуть ли не эпидемию анорексии (это что?) среди девочек-подростков, моду на синтетические наркотики, снюсы и прочую дрянь.
Нонконформизм — это…
Девиз нонконформиста: «А король-то голый!»
*Иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Новое платье короля»
Если конформизм — это подчинение давлению большинства, то его противоположная сторона — нонконформизм — это независимость собственного мнения, устойчивость к внешнему давлению. Умение отстаивать свою позицию, не поддаваться влиянию толпы говорит о зрелой личности.
Такая точка зрения верна только отчасти. При более пристальном взгляде оказывается, что нонконформист — это, по сути, зеркальное отражение конформиста, и еще неизвестно, кто из них лучше.
Между этими двумя моделями поведения больше общего, чем различного.
Конформист под влиянием толпы меняет свои взгляды и подстраивается, а нонконформист под тем же влиянием толпы начинает сопротивляться.
Апофеоз (это что такое?) нонконформизма — нигилизм (это что?), отрицающий ценность всех и вся.
С одной стороны, нонконформист не соглашается с коллективным заблуждением и обличает голого короля, как тот мальчик из знаменитой сказки Андерсена, но с другой, он же может в пику обществу отрицать любые нормы, нарочито противопоставлять себя группе, действуя по принципу «назло маме отморожу уши». Задумайтесь над словами популярной песни Андрея Макаревича:
«Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под вас».
Эта позиция нонконформиста звучит довольно самонадеянно.
«Каждое общество почитает своих живых конформистов и своих умерших нонконформистов».
Миньон МакЛафлин, американская писательница
Особенно остро проявляются противоречия конформизма и нонконформизма в подростковом возрасте.
*Парадокс — нарочито демонстрируя оригинальность, подростки мимикрируют под свою референтную группу
Бедных подростков просто разрывает между двумя полюсами. Они ужасные конформисты, потому что больше всего на свете хотят полностью слиться со своей референтной группой и не отсвечивать, иначе заклюют, забуллят.
При этом они ужасные нонконформисты, потому что правила, насаждаемые обществом взрослых, родителями, они считают какой-то дичью и готовы до посинения доказывать, что вокруг одни дураки.
Конформизм — это хорошо или плохо
Конформизм — если не ругательное слово, то уж точно термин с оттенком презрения и осуждения. В обществе, возводящем на пьедестал индивидуальность и ценность личности, не комильфо (это как?) быть конформистом и придерживаться взглядов толпы.
Негативная коннотация, очевидно, относится в большей степени к пониманию конформизма как нежелания отстаивать свои принципы. Когда человек плывет по течению, но внутренне не согласен с происходящим, — это предательство себя.
Но есть и обратная сторона медали. Человек не может существовать в социуме и не подстраиваться под правила.
Именно конформизм лежит в основе эволюции.
Все мы с детства знакомы с цитатой Дарвина «выживает сильнейший», но не все знают, что это очень неточный перевод фразы «survival of the fittest». Дарвин имел в виду совершенно другое — в процессе эволюции выживает наиболее приспособленный.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Рубрика: ЧАстые ВОпросы
BBC — Религия и этика
Поскольку первые выдающиеся фигуры методистского возрождения умерли к концу восемнадцатого века, руководство движением взял на себя Томас Чарльз (1755-1814).
Родом из Кармартена, Чарльз поселился в Бала, северный Уэльс, и с его энергией и организаторским гением приступил к тому, чтобы сделать город центром методизма в северном Уэльсе. Он также приступил к возрождению циркулирующих школ чтения Гриффита Джонса, которые для многих валлийцев сделали возможным их активное участие в религии.
Шестнадцатилетняя Мари Джонс прошла путь от Лланфихангель-и-Пеннант до Балы и обратно — путешествие длиной 40 миль — чтобы получить копию Библии, и это вдохновило Томаса Чарльза на помощь в основании британского и зарубежного библейского общества в начале девятнадцатый век. И именно Чарльз окончательно вывел уэльских методистов из англиканской церкви в 1811 году, что окончательно соединило их с остальной частью нонконформизма в Уэльсе.
Методистское возрождение вдохновило возобновление активности как внутри установленной церкви, так и среди различных нонконформистских деноминаций, таких как баптисты и конгрегационалисты.
В этот период возникла вторая волна великих проповедников, одним из самых известных и харизматичных из которых был Кристмас Эванс (1766-1838).
Эванс родился в Лландисуле на западе Уэльса и жил в условиях бедности и лишений. Он потерял глаз в драке, что придало ему отличительной внешности. После обращения он стал служителем у баптистов, и, следуя примеру другого западного валианца, Томаса Чарльза, Эванс отправился выполнять миссионерскую работу в северном Уэльсе.Он оставался там в течение нескольких лет, прежде чем окончательно обосноваться на юге. Его называли «Буньян Уэльский».
Эта религиозная деятельность привела к огромному увеличению числа членов нонконформистских деноминаций, что, в свою очередь, привело к большой волне строительства часовен по всей стране. Так продолжалось на протяжении всего девятнадцатого века.
По оценкам, в этот период в среднем часовня строилась каждые восемь дней. С таким рвением строители думали, что общая вместимость всех этих часовен, возможно, превышала количество людей, фактически живущих в Уэльсе!
Верно это или нет, остается предметом споров, но нельзя отрицать то, что эти усилия привели к созданию одной из самых очевидных архитектурных икон страны, валлийской часовни .В каждой деревне был по крайней мере один, и новые общины, возникшие в результате промышленной революции, предоставили еще больше возможностей для новых зданий. К сожалению, нынешний кризис посещаемости часовен привел к тому, что многие часовни остались пустыми и полуразрушенными, что является наследием былого рвения.
В тот же период произошли вспышки насилия в Уэльсе, в частности восстание в Мертире в 1831 году и более позднее нападение чартистов на Ньюпорт в 1839 году, а также бунты Ребекки в сельских районах Уэльса между 1839 и 1842 годами.
Власти отреагировали проведением различных расследований по Уэльсу. Их выводы должны были повлиять не только на развитие религии в Уэльсе во второй половине столетия, но и повлиять на культуру и политику того периода.
,
«Преобразованный нонконформист» | Мартин Лютер Кинг-младший, Исследовательский и образовательный институт
Вскоре после того, как его назначили двадцатым пастором Декстера, Кинг проповедовал проповедь, которую он часто произносил позже во время своего служения. 1 Он использует похожую по тематике тему Джеймса Уилла «Люди, которые живут по-другому», копию которой он хранил в той же папке, что и эта проповедь. 2 В своих замечаниях Кинг замечает: «Я видел много белых людей, которые искренне выступали против сегрегации и [ дискриминации ], но они никогда не выступали против этого [ реальный ] из-за страха остаться в одиночестве.”
«И не уподобляйтесь миру сему: но преобразуйтесь обновлением ума вашего». Римлянам 12: 2
«Мы — небесная колония». К Филиппийцам 3:20 3
{Мы не должны «запугиваться астрономически»}
Оба этих отрывка предполагают, что каждый истинный христианин является гражданином двух миров: мира времени и мира вечности. 4 Христианин оказывается в парадоксальной ситуации, когда ему приходится находиться в мире, но не от мира. 5 Действительно, это то, что подразумевается в одном из только что прочитанных отрывков, в котором христиане названы колонией небес. Этот образ речи должен иметь особое значение для нас, в Америке, поскольку первые дни истории нашей страны были днями колониализма. Тринадцать штатов нашего союза изначально были британскими колониями. Хотя наши предки обладали относительной свободой в формировании своих институтов и правовых систем, в конечном итоге они были верны королю Англии. И поэтому, хотя христианин оказывается в колонии времени, его окончательная преданность — империи вечности.Другими словами, христианин обязан своей абсолютной преданностью Богу, и если какое-либо земное учреждение противоречит воле Бога, христианская обязанность восстать против него.
Теперь не может быть никаких сомнений в том, что команда нашего текста — не соответствовать — является трудным советом для любого современного человека. Давление стада на нас всегда сильно. 6 Даже наши интеллектуальные дисциплины пытаются убедить нас в необходимости подчиняться. Некоторые из наших философских социологов зашли так далеко, что сказали нам, что мораль — это просто групповой консенсус.На социологическом жаргоне это означает, что между обычаями и моралью мало различий. Проще говоря, это означает, что вы определяете разницу между правильным и неправильным с помощью своего рода метода опроса галопом, чтобы выяснить, что думает большинство. Ответ некоторых психологов всем дезадаптированным людям — просто научиться соответствовать этому миру. Если мы будем одеваться, действовать и думать, как другие люди, тогда мы будем счастливы и психически здоровы. 7
Тем не менее, повеление наших текстов все еще стоит перед нами с вопиющей настойчивостью: «Не сообразовывайтесь с этим миром; но преобразитесь обновлением разума.«Как христиане, мы — небесная колония, брошенная вон, как пионеры, посреди нехристианского мира, чтобы представлять идеалы и образ жизни более благородного царства до тех пор, пока земля не станет землей и ее полнотой. Я уверен, что многие из вас имели опыт работы с термометрами и термостатами. Термометр просто фиксирует температуру. Если он составляет семьдесят или восемьдесят градусов, он это регистрирует и все. С другой стороны, термостат изменяет температуру. Если в доме слишком прохладно, просто немного приподнимите термостат, и станет теплее.И поэтому христианин призван не быть подобным термометру, соответствующему температуре его общества, но он должен быть подобен термостату, служащему для изменения температуры его общества. 8
Несмотря на это властное требование жить по-другому, мы производим поколение массового ума. Мы перешли от крайности жесткого индивидуализма к еще большей крайности жесткого коллективизма. Вместо того чтобы творить историю, мы созданы историей. Философ Ницше однажды сказал, что каждый человек — это молот или наковальня, то есть каждый человек либо формирует общество, либо формируется обществом. 9 Кто может сомневаться в том, что большинство людей сегодня — это наковальни, постоянно лепимые по образцам большинства.
Вместе с этим выросло глубокое поклонение величию. Особенно в этой стране многих людей не впечатляет ничто, кроме больших городов, больших церквей, больших корпораций. Все мы склонны поклоняться размеру. Мы живем в эпоху «джамбоизма», люди которого находят безопасность в большом количестве и большом размере. 10 Мужчины боятся отстаивать свои убеждения в одиночку.Есть люди, у которых есть высокие и благородные идеалы, но они никогда их не раскрывают, потому что боятся быть нонконформистами. Я видел много белых людей, которые искренне выступают против сегрегации и дискриминации, но они никогда не выступали против этого из-за страха остаться в одиночестве. Я видел, как многие молодые люди и пожилые люди одинаково развивали нежелательные привычки не потому, что они хотели делать это вначале, даже не потому, что им это нравилось, а потому, что им было стыдно говорить «нет», когда остальная часть группы говорила: « да».Даже христианская церковь часто боялась отстаивать то, что правильно, потому что большинство не одобряло этого. Церковь слишком часто была учреждением, служащим для кристаллизации и сохранения стереотипов толпы. Сам факт, что рабство, сегрегация, войны и экономическая эксплуатация были санкционированы церковью, является подходящим свидетельством того факта, что церковь слишком часто подчинялась авторитету мира, а не авторитету Бога. Даже мы, проповедники, проявляем страх быть нонконформистами.Многие из нас превращаются в шоуменов и даже в клоунов, искажая истинный смысл Евангелия, пытаясь соответствовать толпе. Сколько служителей Иисуса Христа пожертвовали своими драгоценными идеалами и сокровенными убеждениями на алтаре толпы. О, сколько людей сегодня поймано в оковы толпы. Многие из нас думают, что в соответствии с идеями мафии находим своего рода безопасность. Но, друзья мои, это нонконформисты сделали историю, а не те, кто всегда смотрят, в каком направлении идет большинство, прежде чем принять решение.не те, кто боится сказать «нет», когда все говорят «да»; но историю сделали те, кто мог встать перед толпой и не поклониться. Великие творческие идеи пришли от мужчин, которые были в меньшинстве. Это меньшинство боролось за религиозную свободу; именно меньшинство обеспечило свободу научных исследований. В любом деле, касающемся прогресса человечества, верьте нонконформистам.
Теперь давайте проясним, что несоответствие само по себе не может быть хорошим.Есть вид плохого несоответствия. Нет ничего хорошего в том, чтобы быть нонконформистом только для того, чтобы быть нонконформистом. Некоторые люди являются нонконформистами только для того, чтобы привлечь внимание и отличаться. Итак, Павел дает нам фармулу конструктивного несоответствия, которая находится во второй половине текста. Чтобы распознать истинную волю Бога и стать конструктивным нонконформистом, мы должны принять новый взгляд на мир. Мы должны измениться. Иисус сказал об этом опыте «новое рождение». 11 Итак, только когда мы родились свыше, мы можем быть истинными нонконформистами.Мы призваны быть преобразованными в нонконформисты. Это наш вечный вызов христианам.
Отвага трех мальчиков-евреев — Седраха, Мисаха и Авденаго — по-прежнему является для нас проблемой. Царь Навуходоносор приказал всем поклониться и поклониться золотому истукану. Но среди них стояли три еврейских мальчика, которые были полны решимости не преклоняться и не служить золотому истукану, и они сказали царю: если это так, наш Бог, которому мы служим, может спасти нас, но если нет, мы не будем лук. 12 Кто сегодня может встать и отказаться кланяться в толпе, где кланяются все остальные.
Духовная сила и нравственное мужество Иисуса среди искушений в пустыне — это наш вечный вызов. 13 Иисус родился в то время, когда большинство людей думали о Царстве как о политическом Царстве и думали о Мессии как о том, кто восстановит это политическое царство со всей своей властью, пышностью и богатством. И все искушения, которые сатана предлагал Христу, были искушениями попасть в соответствие с этим типом материального политического царства.Другими словами, он призывал Христа подчиняться желаниям толпы. Но посреди такой просьбы мы можем услышать, как Христос недвусмысленно говорит: «Отойди от меня, сатана». 14 Как будто говоря: «Я не поклонюсь, потому что у меня есть приказ от власти, не принадлежащей этому миру, построить новое царство, королевство, которое однажды потрясет мир, царство, которое поколеблет петли». от ворот Римской империи. Это не будет царство с политической структурой и материалистическим мировоззрением; это будет царство духа.Я понимаю, что в настоящее время этот тип царства не соответствует мнению большинства. Но я не поклонюсь ».
Кто примет позицию Иисуса и станет искренним нонконформистом. Сегодня мы стоим на грани морального и физического разрушения, и великая нужда времени является искренним нонконформистом. Люди, которые будут стоять в мире материализма и относиться ко всем людям как к братьям; люди, которые встанут в мир, который пытается решить свои проблемы войной, и заявят, что тот, кто живет от меча, умрет от меча.
Кто сегодня днем уйдет с решимостью не быть рабом толпы и не подчиняться желаниям толпы. 15 Помните, друзья-христиане, мы сейчас находимся в колонии времени, но наша абсолютная преданность — империи вечности. «Не сообразовывайтесь с этим миром, но преобразуйтесь обновлением своего ума».
{Несоответствие дорого обходится. Я должен признать это}
{Закрыть с Джоном Оксманом} 16
1. Баптистская церковь на Декстер-авеню, Программа, «Установка преподобного.Мартин Л. Кинг-младший как пастор », 31 октября 1954 года. На внутренней стороне папки с этой проповедью Кинг написал:« TN , проповедь в Декстере, ноябрь 1954 года ». Более развернутую версию этой проповеди см. Кинг, проект главы II, «Преобразованный нонконформист», июль 1962 г. — март 1963 г., стр. 466-476 в этом томе.
2. Will, The Pulpit 22 (июль 1951): 5-7. Проповедь Уилла включала подзаголовок «Трансформированные нонконформисты». Джеймс Э. Уилл был помощником пастора Евангелической объединенной братской церкви в Авроре, штат Иллинойс, а также посещал евангелическую теологическую семинарию в Нейпервилле, штат Иллинойс, во время публикации проповеди.Он прочитал эту проповедь в Чикагском воскресном вечернем клубе 27 мая 1951 года как «семинарскую проповедь 1951 года».
3. Ср. Филиппийцам 3:20 (МОФФАТТ).
4. Эта тема занимала видное место в трудах Рейнхольда Нибура. За несколько месяцев до своей проповеди Кинг упомянул эту тему в документе, представленном диалектическому обществу в Бостоне на тему «Теология Рейнхольда Нибура»: «Вечность всегда актуальна для Земли, но в каждый момент времени она всегда напряженно противопоставляется ей. ,Вечность может никогда не отождествляться с землей, но земля может никогда не заявить о своей независимости от вечности »(Кинг, апрель 1953 — июнь 1954, в Papers 2: 270). Чтобы узнать больше о работах Кинга о Нибуре, см. Также Кинг, «Рейнхольд Нибур», 2 апреля 1952 г., и «Этический дуализм Рейнхольда Нибура», 9 мая 1952 г., в Papers 2: 139-152.
5. Ср. Иоанна 17: 14-16.
6. Will, The Pulpit , p. 5: «Давление стада всегда сильно на нас.”
7. Will, The Pulpit , p. 5: «Некоторые из наших философских социологов пошли еще дальше и сказали нам, что мораль — это всего лишь групповой консенсус. На социологическом жаргоне это означает, что между народными традициями и моралью мало различий. Проще говоря, это означает, что вы определяете разницу между правильным и неправильным с помощью своего рода метода опроса галопом, чтобы выяснить, что думает большинство. Точно так же ответ некоторых психологов всем дезадаптированным людям — научиться соответствовать этому миру.Если мы будем одеваться, действовать и думать, как другие люди, тогда мы будем счастливы и психически здоровы ».
8. Вероятным источником этой иллюстрации является проповедь Генри Х. Крейна (Крейн, «Термометры против термостатов», в Эти пророческие голоса [Нью-Йорк: Abingdon-Cokesbury Press, 1942], стр. 26- 40).
9. Фредерик Ницше, Так говорил Заратустра (Томас Коммон, пер.), Стр. 123: «Вы знаете только искры духа; но вы не видите наковальни, которая есть, и жестокости ее молота!» См. Также Генри Уодсворт Лонгфелло, Hyperion (1892): «В этом мире человек должен быть либо наковальней, либо молотом.”
10. Фосдик, «Надежда мира в его меньшинствах», в «Надежда мира », с. 4: «Опять же, эта истина Иисуса отклонена от многих современных умов из-за того, что мы поклоняемся величию. Один из моих друзей называет это «Джамбоизмом».
11. Ср. Иоанна 3: 3-7.
12. Даниил 3.
13. Иисус искушается в пустыне в Луки 4: 1-13.
14. Ср. Матфея 16:23.
15. В плане этой проповеди Кинг продолжает: «Потребность часа — это искренний нонконформист. (1) Против материализма (2) национализма (3) миитаризма »(« Преобразованный нонконформист », план проповеди, ноябрь 1954 г.).
16. Кинг, вероятно, ссылается на стихотворение Джона Оксенхэма «Пути» (1916), как он это делает в «Создании изобильной жизни», Проповедь в баптистской церкви на Декстер-авеню, 26 сентября 1954 г., с. 191 в этом томе.
,