Наступление ночи диктант: КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ «НАСТУПЛЕНИЕ НОЧИ» — КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ — ДИКТАНТЫ — Каталог статей

Контрольные диктанты по русскому языку (5-9 кл.)

5 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

Листопад

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Часто осенью я следил за падающими листьями. Мне хотелось поймать ту долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю.

К счастью, я дождался этой минуты. Вот осторожно отделился от ветки клёна красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам.

Каждый лист был совершенным творением природы.

(80 ел.)

(По К. Паустовскому)

Чудо

Чудо это радует и удивляет людей. Чудо это не занимает много мес­та. Его можно класть на стол или ставить на полку, носить в школьном портфеле. Невелико это чудо, но в нём может поместиться весь мир.

Если подружиться с ним, чудо это расскажет тебе, как жили люди, как искали дорогу к счастью.

Чудо это не класс в школе, не кабинет ученого. Но если ты будешь постоянно заглядывать в это чудо, то станешь человеком образован­ным.

Тебе уже ясно, о чем идет речь? Ведь нет на свете чуда большего, чем умная, хорошая, интересная книга.

(91 ел.)

(По Л. Кассилю)

6 класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(90 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант — Вдруг среди листвы…

2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

за 1 семестр

7 класс

АЙВАЗОВСКИЙ.

В живописи нет более прославленного певца моря, чем Иван Константинович Айвазовский.

На самом берегу моря построил он мастерскую. Во время бури солёные брызги обдавали террасу, где обычно сидел художник, любуясь разбушевавшейся стихией. Он прислу­шивался к звукам бури, чутким ухом, казалось, ловил от­далённые крики погибающих моряков и звон колоколов на дальних маяках. Айвазовский нашёл точные средства для изображения величия и красоты морской стихии.

О приёмах своей работы Айвазовский рассказывал: «Че­ловек, не одарённый памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным худож­ником — никогда…

Непременное условие моей мастерской — гладкие стены, не обвешанные ни картинами, ни эскизами».

Число картин, имеющих авторскую подпись Айвазовского, доходит до четырёх тысяч.

(110 слов.)

(По В. Ос о к и н у.)

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

За II семестр

7 класс

Наступление ночи

Я пошёл вправо через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, вместе с вечерними парами отовсюду и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась заросшая дорожка. Я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Всё кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку и побрел по полю межой. Уже с трудом различал я отдельные предметы. Поле белело вокруг, за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо раздавались мои шаги в застывшем воздухе. Побледневшее небо стало синеть, но уже это была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем.

(По И.Тургеневу)

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

за 1 семестр

8 классе

ОСЕНЬ НА ПРОРВЕ

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких ре­пейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лод­ки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо об­жигает легкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

(По К. Паустовскому)

Грамматическое задание

  1. Найдите в тексте диктанта три односоставных предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного предложения).

  1. Обозначьте в них грамматические основы, определите тип этих предложений.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

за II семестр

8 класс

Зеленый шум

Май — это месяц первой зелени, первых цветов, пер­вых весенних гроз.

Передо мной — молодой березовый лес, умытый дож­дем. Он еще голый, без листьев. Стволы березок тон­кие, белые, а ветви лиловые. На концах ветвей сережки висят, а на сережках сверкают капли дождя. Снизу от влажной земли пар поднимается, плывет над поляной. А воздух теплый, влажный, и пахнет сырой землей, го­речью набухших березовых почек. Кругом по деревьям птицы поют: зяблики, овсянки, скворцы, дрозды. Вдали кукушка кукует. Все певцы на свой манер стараются.

Будто в сказке, с каждой минутой прямо на моих глазах лес распускался и зеленел. Набежал ветерок, качнул мохнатые нежно-зеленые ветви березок, и я вдруг услышал легкий, едва уловимый шум, похожий на сдержанный шепот, первый шум молодой листвы.

Тот, кто любит природу, сразу поймет меня. Поймет и оценит — что значит услышать в лесу первый зеленый шум.

(Г. Скребицкий.)

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАН

за 1 семестр

9 класс

К СВЕТУ

Сознательно читать я научился, когда мне было лет четырнад­цать. Жилось мне в ту пору трудно. Работал я много, почти до оту­пения, будни и праздники были одинаково загромождены мелким, безрезультатным трудом.

Я был совершенно потрясён, когда увидел в каком-то журнале портрет знаменитого Фарадея, прочитал непонятную мне статью о нём и узнал из неё, что Фарадей был простым рабочим. Это крепко ударило мне в мозг, показалось мне сказкой.

Точно какие-то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремле­нии к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнилось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, бо­лее толково работал и обращал меньше внимания на бесчисленные обиды жизни.

…Книги шептали мне о другой жизни, более человечной, чем та, которую я знал; они указывали мне моё место в жизни. Всё более расширяя передо мной пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он сделал на земле.

(По М. Горькому)

Грамматическое задание

1) Подчеркните сказуемые в четвёртом предложении. В скобках укажите их тип.

2) Разберите по составу слова: прочитал, бесчисленные, спокойнее.

3) Начертите схему четвёртого предложения.

За II семестр

9 класс

Выполнение контрольных заданий

1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы.

СЕВ..РНЫЙ ЛЕС

Я люблю сев..рный лес за строгую крас..ту его де..ственных линий за барх..тную зел..нь красавиц пихт за т..ржественную тиш..ну которая вс.. гда царит в нем.

Особ..нно хорошо в сам..м густом ельник.. где(нибу..ь) на дне глубокого лога. (Не, ни) привычному чел..веку т..жело в таком лесу где м..хнатые ветви образуют над г..л..вой спл..шной свод а скво..ь него тольк.. (кое) где проглядывают клоч..я г..лубого неба.

Мя..кий ж..лт..ватый мох скрад..вает малейш..й звук и вы точно идете по к..вру в котором мя..ко тонут ноги. Гр..мадные пап..р..тники которые т..порщатся св..ими перистыми лист..ями в разные стор..ны (пре, при) дают картин.. леса (сказ..чно)фанта-стический характер.

(По Д.Мамину-Сибиряку)

Задания

  • Произведите фонетический разбор слов

  • 1 вариант всегда, 2 вариант ельнике.

  • От каких слов и каким способом образованы слова1 вапиант торжествен­ный,

  • 2 вариант кое-где?

  • Разберите как части речи слова1 вариант только, , 2 вариант свесившиеся.

  • Выполните синтаксический разбор предложения, постройте схему к нему: Мя..кий ж..лт..ватый мох скрад..вает малейш..й звук и вы точно идете по к..вру в котором мя..ко тонут ноги.

Контрольный диктант в 7 классе № 3 | Сборник диктантов по Русскому языку в 7 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 7 классе № 3