Мыслительная операция направленная на выделение элементов: Основные операции как стороны мыслительной деятельности

Содержание

Основные операции как стороны мыслительной деятельности

Основные операции как стороны мыслительной деятельности

Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях. Для того чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию.
К такому все более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.
Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – “опосредования”, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.
Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. Выявляя тожество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тожество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – прежде всего анализом и синтезом.
Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.
Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.
Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса.
В содержании научного знания, в логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны. В плане логики, которая рассматривает объективное содержание мышления в отношении его истинности, анализ и синтез поэтому непрерывно переходят друг в друга. Анализ без синтеза порочен; попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ.
Если в содержании научного знания, для того чтобы оно было истинным, анализ и синтез должны как две стороны целого строго покрывать друг друга, то в течение мыслительного процесса они, оставаясь по существу неразрывными и непрерывно переходя друг в друга, могут поочередно выступать на передний план. Господство анализа либо синтеза на том или ином этапе мыслительного процесса может быть обусловлено прежде всего характером материала. Если материал, исходные данные проблемы неясны, их содержание нечетко, тогда на первых этапах неизбежно более или менее длительное время в мыслительном процессе будет преобладать анализ. Если, наоборот, к началу мыслительного процесса все данные выступают перед мыслью с достаточной отчетливостью, тогда мысль сразу пойдет по преимуществу по пути синтеза.
В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости – в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых – в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез все же более или менее уравновешивают друг друга.
Анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Существеннейшими его сторонами являются абстракция и обобщение.
Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.
Абстракция, как и другие мыслительные операции, зарождается сначала в плане действия. Абстракция в действии, предшествующая мысленному отвлечению, естественно возникает в практике, поскольку действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя в них прежде всего те, которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека, – способность вещей служить средством питания и т.п., вообще то, что существенно для практического действия. Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних чувственных свойств предмета или явления, выделяя другие чувственные же свойства или качества его. Так, рассматривая какие-нибудь предметы, я могу выделить их форму, отвлекшись от их цвета, или, наоборот, выделить их цвет, отвлекшись от их формы. В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все ее стороны. Поэтому примитивная чувственная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних чувственных сторон действительности от других, совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним. Такая – изолирующая – абстракция теснейшим образом связана с вниманием, и притом даже непроизвольным, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание. Примитивная чувственная абстракция зарождается как результат избирательной функции внимания, теснейшим образом связанной с организацией действия.
От этой примитивной чувственной абстракции надо отличать – не отрывая их друг от друга – высшую форму абстракции, которую имеют в виду, когда говорят об абстрактных понятиях. Начиная с отвлечения от одних чувственных свойств и выделения других чувственных же свойств, т.е. чувственной абстракции, абстракция затем переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. Отношения между вещами обусловлены их объективными свойствами, которые в этих отношениях выявляются. Поэтому мысль может через посредство отношений между предметами выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих высших формах является результатом, стороной опосредования, раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения.
Это учение об абстракции, т.е. о том процессе, в котором мышление переходит к абстрактным понятиям, принципиально отличается от учений об абстракции эмпирической психологии, с одной стороны, идеалистической, рационалистической – с другой. Первая, по существу, сводила абстрактное к чувственному, вторая отрывала абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание либо порождается мыслью, либо усматривается ею как самодовлеющая абстрактная идея. В действительности абстрактное и несводимо к чувственному, и неотрывно от него. Мысль может прийти к абстрактному, лишь исходя из чувственного. Абстракция и есть это движение мысли, которое переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам через посредство отношений, в которые эти предметы вступают и в которых их абстрактные свойства выявляются.
Переходя к абстрактному, которое раскрывается через отношения конкретных вещей, мысль не отрывается от конкретного, а неизбежно снова к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от которого мысль оттолкнулась на своем пути к абстрактному, всегда связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания как сращение (дословное значение слова “конкретный” от concresco – срастаться) многообразных абстрактных определений. Всякий процесс познания происходит в этом двойном движении мысли.
Другой существенной стороной мыслительной деятельности являются обобщения.
Обобщение, или генерализация, неизбежно зарождается в плане действия, поскольку индивид одним и тем же генерализованным действием отвечает на различные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств. В различных ситуациях одно и то же действие вынуждено часто осуществляться посредством разных движений, сохраняя при этом, однако, одну и ту же схему. Такая – генерализованная – схема является собственно понятием в действии или двигательным, моторным “понятием”, а его применение к одной и неприменение к другой ситуации – как бы суждением в действии, или двигательным, моторным “суждением”. Само собой разумеется, здесь не имеется в виду собственно суждение как сознательный акт или собственно понятие как осознанное обобщение, а только их действенная основа, корень и прототип.
С точки зрения традиционной теории, опиравшейся на формальную логику, обобщение сводится к отбрасыванию специфических, особенных, единичных признаков и сохранению только тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов. Общее, с этой точки зрения, представляется собственно лишь как повторяющееся единичное. Такое обобщение, очевидно, не может вывести за пределы чувственной единичности и, значит, не раскрывает подлинного существа того процесса, который приводит к абстрактным понятиям. Сам процесс обобщения представляется с этой точки зрения не как раскрытие новых свойств и определений познаваемых мыслью предметов, а как простой отбор и отсев из числа тех, которые с самого начала процесса были уже даны субъекту в содержании чувственно воспринятых свойств предмета. Процесс обобщения оказывается, таким образом, будто бы не углублением и обогащением нашего знания, а его обеднением: каждый шаг обобщения, отбрасывая специфические свойства предметов, отвлекаясь от них, приводит к утрате части нашего знания о предметах; он приводит ко все более тощим абстракциям. То весьма неопределенное нечто, к которому привел бы в конечном счете такой процесс обобщения посредством абстракции от специфических частных и единичных признаков, было бы – по меткому выражению Г.В.Ф.Гегеля – равно ничто по своей полной бессодержательности. Это чисто негативное понимание обобщения.
Такое отрицательное представление о результатах процесса обобщения получается в этой концепции потому, что она не раскрывает самого существенного положительного ядра этого процесса. Это положительное ядро заключается в раскрытии существенных связей. Общее – это прежде всего существенно связанное. “…Уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий (суждений, заключений etc.), – пишет В.И.Ленин, – означает познание человека все более и более глубокой объективной связи мира”.120 Из этого первого существеннейшего определения обобщения легко вывести уже в качестве вторичного, производного повторяемость общего, его общность для целого ряда или класса единичных предметов. Существенно, т.е. необходимо, между собою связанное именно в силу этого неизбежно повторяется. Поэтому повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает – если не необходимо, то предположительно – на наличие между ними более или менее существенных связей. Поэтому обобщение может совершаться путем сравнения, выделяющего общее в ряде предметов или явлений, и его отвлечения. Фактически на низших ступенях, в более элементарных своих формах, процесс обобщения так и совершается. К высшим формам обобщения мышление приходит через опосредование, через раскрытие отношений, связей, закономерностей развития.121
В мыслительной деятельности индивида, являющейся предметом психологического исследования, процесс обобщения совершается в основном как опосредованная обучением деятельность по овладению созданными предшествующим историческим развитием понятиями и общими представлениями, закрепленными в слове, в научном термине. Осознание значений этих последних играет существенную роль в овладении индивидом все более обобщенным понятийным содержанием знаний. Этот процесс овладения понятием, осознания значения соответствующего слова или термина совершается в постоянном взаимодействии, в кольцевой взаимозависимости двух друг в друга переходящих операций: а) употребления понятия, оперирования термином, применения его к отдельному частному случаю, т.е. введения его в тот или иной конкретный, наглядно представленный, предметный контекст, и б) его определения, раскрытия его обобщенного значения через осознание отношений, определяющих его в обобщенном понятийном контексте.
Овладение понятиями совершается в процессе употребления их и оперирования ими. Когда понятие не применяется к конкретному случаю, оно утрачивает для индивида свое понятийное содержание.
Абстракция и обобщение, в своих первоначальных формах укорененные в практике и совершающиеся в практических действиях, связанных с потребностями, в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

6.4. Мыслительные операции

Мыслительная деятельность людей
совершается при по­мощи мыслительных
операций: сравнения, анализа и син­теза,
абстракции, обобщения и конкретизации.
Все эти операции являются различными
сторонами основной дея­тельности
мышления — опосредования, т.е. раскрытия
все более существенных объективных
связей и отношений меж­ду предметами,
явлениями, фактами.

Сравнение — это сопоставление
предметов и явлений с целью нахождения
сходства и различия между ними. К.Д.
Ушинский считал операцию сравнения
основой по­нимания. Он писал:
«…сравнение есть основа всякого
по­нимания и всякого мышления. Все в
мире мы познаем не иначе, как через
сравнение… Если вы хотите, чтобы ка-176

кой-нибудь предмет внешней среды был
понят ясно, то отличайте его от самых
сходных с ним предметов и нахо­дите
в нем сходство с самыми отдаленными от
него пред­метами: тогда только выясните
себе все существенные при­знаки
предмета, а это и значит понять предмет».

Сравнивая предметы или явления, мы
всегда можем заметить, что в одних
отношениях они сходны между со­бой,
в других — различны. Признание предметов
сходны­ми или различными зависит от
того, какие части или свойства предметов
являются для нас в данный момент
существенными. Нередко бывает так, что
одни и те же предметы в одних случаях
считаются сходными, в других — различными.
Например, при сравнительном изучении
домашних животных с точки зрения их
пользы для чело­века выявляется много
сходных признаков между ними, но при
изучении их строения и происхождения
обнару­живается много различий.

Сопоставляя вещи, явления, их свойства,
сравнение вскрывает тождество и различие.
Выявляя тождество одних и различия
других вещей, сравнение приводит к их
класси­фикации. Классификация
производится по какому-либо при­знаку,
который оказывается присущим каждому
предмету данной группы. Так, в библиотеке
книги можно классифи­цировать по
авторам, по содержанию, по жанру, по
пере­плету, по формату и пр. Признак,
по которому производит­ся классификация,
называется основанием классификации.

Сравнивая, человек выделяет прежде
всего те черты, которые имеют важное
значение для решения теоретичес­кой
или практической жизненной задачи.

Анализ и синтез — важнейшие мыслительные
операции, неразрывно связанные между
собой. В единстве они дают полное и
всестороннее знание действительности.

Анализ — это мысленное расчленение
предмета или яв­ления на образующие
его части или мысленное выделение в нем
отдельных свойств, черт, качеств.
Воспринимая пред­мет, мы можем мысленно
выделять в нем одну часть за другой и
таким образом узнавать, из каких частей
он со­стоит. Например, в растении мы
выделяем стебель, ко­рень, цветы,
листья и пр. В данном случае анализ —
мыс­ленное разложение целого на
составляющие его части.

Анализ может быть и мысленным выделением
в целом его отдельных свойств, признаков,
сторон. Например, мыс­ленное выделение
цвета, формы предмета, отдельных
осо­бенностей поведения или черт
характера человека и пр.

177

Анализ возможен не только тогда, когда
мы восприни­маем предмет или вообще
любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем
о нем, представляем его себе. Возможен
также и анализ понятий, когда мы мысленно
выделяем различные их признаки, анализ
хода мысли — доказатель­ство, объяснения
и пр.

Синтез — это мысленное соединение
отдельных частей предметов или мысленное
сочетание отдельных их свойств. Если
анализ дает знание отдельных элементов,
то синтез, опираясь на результаты
анализа, объединяя эти элемен­ты,
обеспечивает знание объекта в целом.
Так, при чтении в тексте выделяются
отдельные буквы, слова, фразы и вме­сте
с тем они непрерывно связываются друг
с другом: буквы объединяются в слова,
слова — в предложения, предложе­ния —
в те или иные разделы текста. Или вспомним
рассказ о любом событии — отдельные
эпизоды, их связь, зависи­мость и т.д.

Так же как и анализ, синтез может
осуществляться при непосредственном
восприятии предметов и явлений или при
мысленном представлении их. Различаются
два вида синтеза: как мысленное объединение
частей целого (на­пример, продумывание
композиции литературно-художе­ственного
произведения) и как мысленное сочетание
раз­личных признаков, свойств, сторон
предметов и явлений действительности
(например, мысленное представление
яв­ления на основе описания его
отдельных признаков или свойств).

Анализ и синтез часто возникают в
начале практичес­кой деятельности.
Мы фактически расчленяем или соби­раем
предмет, что является основой для
выработки уме­ния производить эти
операции мысленно. Развиваясь на основе
практической деятельности и наглядного
восприя­тия, анализ и синтез должны
осуществляться и как само­стоятельные,
чисто умственные операции. В каждом
слож­ном процессе мышления участвуют
анализ и синтез. На­пример, путем
анализа отдельных поступков, мыслей,
чувств литературных героев или
исторических деятелей и в результате
синтеза мысленно создается целостная
харак­теристика этих героев, этих
деятелей.

Абстракция. Нередко при изучении
какого-либо явле­ния возникает
необходимость выделить какой-либо
при­знак, свойство, одну его часть для
более углубленного по­знания, отвлекаясь
(абстрагируясь) на время от всех
ос­тальных, не принимая их во внимание.
Например, чтобы

178

усвоить доказательство геометрической
теоремы в общем виде, надо отвлечься от
частных особенностей чертежа -мелом
или карандашом он выполнен, какими
буквами обо­значены вершины, абсолютная
длина сторон и пр.

Абстракция — это мысленное выделение
существенных свойств и признаков
предметов или явлений при одновре­менном
отвлечении от несущественных признаков
и свойств.

Выделенные в процессе абстрагирования
признак или свойство предмета мыслятся
независимо от других при­знаков или
свойств и становятся самостоятельными
объек­тами мышления. Так, у всех
металлов мы можем выделить одно свойство
— электропроводимость. Наблюдая за тем,
как движутся люди, машины, самолеты,
животные, реки и пр., мы можем выделить
в этих объектах один общий признак —
движение и мыслить о движении вообще,
изу­чать движение. С помощью
абстрагирования мы можем получать
абстрактные понятия — смелость, красота,
дис­танция, тяжесть, длина, ширина,
равенство, стоимость и пр.

Обобщение и конкретизация. Обобщение
тесно связано с абстракцией. Человек
не смог бы обобщать, не отвлекаясь от
различий в том, что им обобщается. Нельзя
мысленно объединить все деревья, если
не отвлечься от различий между ними.
При обобщении предметы и явления
соеди­няются вместе на основе их общих
и существенных при­знаков. За основу
берутся те признаки, которые мы полу­чили
при абстрагировании, например, все
металлы элек-тропроводны. Обобщение,
как и абстрагирование, проис­ходит
при помощи слов. Всякое слово относится
не к единичному предмету или явлению,
а ко множеству сход­ных единичных
объектов. Например, в понятии, которое
мы выражаем словом «фрукты», соединены
сходные (су­щественные) признаки,
которые имеются в яблоках, гру­шах,
сливах и др.

В учебной деятельности обобщение обычно
проявляет­ся в определениях выводах,
правилах… Детям нередко труд­но
совершить обобщение, так как не всегда
они умеют выделить не только общие, но
существенные общие при­знаки предметов,
явлений, фактов.

Конкретизация — это мысленное
представление чего-либо единичного,
что соответствует тому или иному понятии
или общему положению. Мы уже не отвлекаемся
от раз­личных признаков или свойств
предметов и явлений, а,

179

наоборот, стремимся представить себе
эти предметы или явления в значительном
богатстве их признаков. По суще­ству,
конкретное есть всегда указание примера,
какая-либо иллюстрация общего.
Конкретизация играет существенную роль
в объяснении, которое мы даем другим
людям. В осо­бенности важна она в
объяснениях, даваемых учителем детям.
Выбору примера следует уделять серьезное
внима­ние. Привести пример иногда
бывает нелегко. В общем виде мысль
кажется ясной, а указать конкретный
факт не уда­ется.

Школьники и студенты часто затрудняются
привести примеры, иллюстрирующие их
ответ. Это происходит при нормальном
усвоении знаний, когда усваивается (или
за­зубривается) формулировка общих
положений, а содер­жание остается
неясным. Поэтому преподаватель не
дол­жен довольствоваться тем, что
учащиеся правильно вос­производят
общие положения, а должен добиваться
конкретизации этих положений: приведение
примера, ил­люстрации, конкретного
частного случая. Особенно это важно в
школе и прежде всего в начальных классах.
Когда учитель приводит пример, он
раскрывает, показывает, как в этом
частном случае обнаруживается общее,
которое ил­люстрируется примером.
Только при этом условии частное оказывает
значительную помощь пониманию общего.

6.5. Понятия и их формирование

Обобщения, которые человек делает в
процессе мышле­ния, закрепляются в
понятиях. Понятие — это форма
мыш­ления, в которой отражаются общие
и существенные свой­ства предметов
и явлений. Иными словами, понятие — это
совокупность существенных свойств
предмета. Например, у стула много
признаков: цвет, материал, размеры,
мягкость. Но существенными являются
только те, которые и делают стул стулом.
Ими являются: предмет мебели, создан
для сидения, у него имеется опора для
спины. Это и есть самые существенные
признаки этого понятия, его содержание.
В’ понятие «дерево» входят все признаки,
присущие дереву, и не входит то, что
характерно только для березы, или ели,
или дуба и пр.

Отражая общее, существенное, закономерное
в пред­метах или явлениях действительности,
понятие выступа­ет высшей ступенью
отражения мира. Понятие обознача­ется
словом, которое есть чувственная,
материальная обо-180

лочка понятия. Мыслить понятиями — значит
мыслить сло­вами. Слово заменяет
предмет, но в каком-то определен­ном
смысле. Ведь на слово «стул» не сядешь,
и словом «хлеб» сыт не будешь. В чувственном
познании человек знакомится с самими
предметами и явлениями действи­тельности,
которые и обобщает затем данным понятием.
Владеть понятием — значит владеть всей
совокупностью знаний о предметах и
явлениях, к которым относится данное
понятие.

Большинство имеющихся у нас понятий
усваиваются в готовом виде от других
людей. Однако овладение понятием-не
простая «передача» знаний, например,
от взрослого ре­бенку. Усвоение
понятий, овладение ими — сложнейший
про­цесс. Он имеет самое прямое
отношение к развитию мышле­ния как
всего человечества, так и каждого
конкретного че­ловека. Здесь все
поколения людей большую часть понятий
получают от предшествующих поколений,
усваивают эти понятия, углубляют,
уточняют, обогащают и на основе уже
своего опыта и знаний создают новые
понятия о тех предме­тах и явлениях
действительности, о которых предшествую­щие
поколения еще не создали понятий.

У детей овладение понятием в значительной
степени зависит от опыта, на который
они опираются. Значитель­ные трудности
возникают тогда, когда новое понятие
обо­значаемое определенным словом,
не согласуется с тем, что уже связано с
этим словом у ребенка, т.е. с тем
содер­жанием данного понятия (часто
неправильным или не­полным), которым
он уже владеет. Чаще всего так бывает в
тех случаях, когда строго научное
понятие, усваиваемое детьми в школе,
расходится с так называемым житейс­ким,
донаучным понятием, уже усвоенным ими
вне спе­циального обучения, в процессе
повседневного общения с другими людьми
и накопления личного чувственного опыта
(например, птица — это животное, которое
летает, поэтому бабочки, жуки, мухи
относятся к птицам, а ку­рица, утка —
нет, они не летают. Или: хищные животные
«вредные» или «страшные», например
крысы, мыши, а кошка — не хищник, она
домашнее животное, ласковая).

В усвоении понятий особенно важна
правильная орга­низация чувственного
опыта учащихся. Чем абстрактнее понятие,
тем труднее опереться на материал,
который мож­но показать детям, тем
больше приходится пользоваться рассказом
о вещах, которые могут помочь усвоению
абст­рактного понятия.

181

Таким образом, образование понятий,
переход к нему от чувственных форм
познания — сложившийся процесс, в котором
принимают участие сравнение, анализ,
синтез, абстрагирование, обобщение и
более или менее сложные формы умозаключений.
Важная роль в усвоении понятий принадлежит
его определению. Определение содержит
ука­зание наиболее существенных
признаков предмета или явления,
составляющих суть данного понятия,
раскрыва­ет отношение его к другим,
более общим понятиям. В оп­ределении
фиксируется наиболее важное, что должно
быть усвоено при овладении понятием.
Например, дается опре­деление понятию
«поговорка». Поговорка — один из видов
устного народного творчества:
распространенное образное выражение,
метко определяющее какое-либо жизненное
явление. В отличие от пословиц поговорки
лишены прямо­го поучительного смысла
и ограничиваются образным, иносказательным
определением явления. Примеры пого­ворок:
«Ни богу свечка, ни черту кочерга», «За
ушко да на солнышко», «Ночью все кошки
серы», «Ни дать, ни взять, «Ни холодно,
ни жарко», «Ни два, ни полтора», «Ни свет,
ни заря».

Еще раз вспомним, что существенные
признаки поня­тий — это свойства и
отношения, при утрате, отсутствии или
изменении которых предмет или явление
становятся по своей природе или в
каком-то важном отношении ины­ми.
Несущественные признаки влекут за собой
появление лишь внешних, частных
характеристик и отличий без из­менения
существа предмета или явления.

Операции мыслительной деятельности — Студопедия

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых – в широте синтеза.

Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.



Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаше оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ – это работа мысли над суждением.

Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.


Рассуждение является умозаключением, если исходя] из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Таким образом, к операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное – умозаключением.

Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.

Но возможен случай, в котором отвлеченное теоретическое мышление почти не требуется. Это, в частности элементарные практические задачи. Некоторые люди прекрасно справляются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой беспомощными, когда нужно найти выход из затруднительной практической ситуации. И наоборот: люди, прекрасно ориентирующиеся в очень сложных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для объяснения этого нужно подчеркнуть различия между последовательностью мыслительных операций в одном и другом случае. В непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить лишь начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действия и реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменения ситуаций, которое оно вносит и которое нужно было бы заранее учесть при решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия.

Мышление как процесс – это анализ, синтез и обобщение, посредством которых человек ставит и решает задачу (вычленяет ее условия и требования, соотносит их друг с другом, выявляет искомое и т.д.). Личностный аспект мышления составляют прежде всего мотивация и способности человека (т.е. его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т.д., в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).

Процессуальный, динамический аспект мышления не тождествен операциональному (операционному). Первый шире второго и включает его в свой состав в качестве необходимого компонента. Любая интеллектуальная операция, Умственное действие и т.д. или система таких операций не содержит в себе всех условий своего формирования и применения. Лишь в ходе актуального (протекающего в данное бремя) мыслительного процесса решения данной конкретной проблемы человек раскрывает необходимые условия

образования и функционирования соответствующих умственных действий и операций. Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции, которые затем в него включаются. Мышление как процесс (искания и открытия существенно нового) является формирующимся, т.е. изначально полностью не заданным, не затрагивающим, не запрограммированным, и поэтому вся его детерминация объективно выступает как процесс, как нечто образующееся, динамичное, а не заранее и целиком готовое. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления именно формируется в этом процессе, а не привносится в него извне уже в законченном виде.

Вопрос 26. Основные мыслительные операции, их характеристика. Мышление как процесс решения задач.

Операции
мышления

Мыслительные
операции составляют взаимосвязанные
и взаимопереходящие стороны мыслительного
пр-са. К ним относятся сравнение, анализ,
синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение
– это сопоставление предметов, явлений,
их св-в и обнаружение сходства и различия
между ними. Сравнение является первичной
формой познания. На основе выявления
тождества и различия становится возможной
операция классификации.

Анализ
– мысленное расчленение предмета или
явления и выявление составляющих его
элементов. Анализ вычленяет познаваемые
явления из тех случайных несущественных
связей, в которых они даны нам в восприятии.

Синтез
— мысленное воссоединение элементов в
целостную стр-ру. Восстанавливает
расчленяемое анализом целое, вскрывая
существенные связи и отношения его
элементов. Анализ и синтез непрерывавно
переходят др. в др. анализ без синтеза
приводит к механическому сведению
целого к сумме частей. Синтез невозможен
без анализа, т.к отсутствуют части из
которых необходимо восстановить целое.

Абстракция
– это выделение и вычленение какой-нибудь
одной стороны или св-ва предмета и
явления (существенной) и отвлечение от
остальных. Примитивная чувственная
абстракция существует уже в пр-се
восприятия (выделить форму, отвлекшись
от цвета, выделить цвет, отвлекшись от
формы). Это отвлечение одних чувственных
сторон действительности от других.
Абстракция, характеризующая мышление,
означает отвлечение от чувственных
св-в предмета и выделение его нечувственных
объективных св-в, выраженных в отвлеченных
понятиях. Это освобождение от единичных,
случайных и поверхностных наслоений.

Обобщение
(генерализация) – объединение предметов
и явлений в единое целое на основе их
общих существенных связей и закономерностей.
Обобщение осуществляется в понятиях,
в значениях слов. Обобщения могут носить
простейший хар-р, когда объекты
группируются на основе отдельного,
случайного признака (синкретические
обобщения). В случае комплексного
обобщения, группировка объектов
происходит по разным основаниям. Наиболее
сложными являются понятийные обобщения,
в которых дифференцируются родовые и
видовые признаки объектов.

Конкретизация
– операция, обратная абстракции и
обобщению. Это возврат к индивидуальной
специфичности осмысливаемого объекта.

Мыслительные
операции обладают св-вом обратимости
возможность возврата мысли к исходному
пункту). Каждая операция обратна парной:
анализ синтезу, абстрагирование и
обобщение – конкретизации.

Мышление
как процесс решения задач

Мышление
часто развертывается как процесс решения
задач. Эти задачи могут относиться к
области природы, общественной жизни, к
самому человеку. Задачи могут возникать
по ходу выполнения той или иной
практической деятельности или быть
специально созданными (учебные задачи
или игровые задачи). Задача выступает
как объект мышления.

Субъект
мышления — тот, кто решает задачу. Мы
можем предложить человеку решить задачу,
но не всегда задача становится его
собственной, т.е. человек может не принять
ее (занят, задача неинтересная, думает
о другом). Что же такое принятие задачи?
Акт принятия задачи — это связывание
задачи с мотивами личности. В психологической
литературе обычно принято выделять две
группы мотивов: внешние мотивы мыслительной
деятельности и внутренние. Это название
условно, но имеет следующий смысл:
внешние мотивы — задача решается ради
достижения результата, не связанного
с познанием объекта, раскрытием неявных
свойств объекта. Например, вы решаете
задачу, чтобы поскорее уйти из аудитории,
если поставлено такое условие: кто
решит, может идти. Та же самая задача
может решаться на основе внутренней
мотивации, т.е. когда побуждается
познавательными мотивами — узнать
что-то новое, разобраться в задаче,
методе ее решения.

Человек
может начать решать задачу на основе
внешней мотивации (например, чтобы
окружающие не могли подумать, что он се
не может решить). Но постепенно задача
так захватывает его, что он начинает
решать ради самого процесса решения
задачи. Деятельность по решению задач
всегда полимотивированна, т.е. побуждается
многими мотивами.

Задача,
которая подлежит решению и которая
принята субъектом, может первоначально
решаться на основе знакомых, отработанных
приемов, или человеку может казаться,
что он легко ее решит знакомыми приемами.
Однако человек может зайти в тупик —
ранее применяемые методы не ведут к
решению. Возникает проблемная ситуация,
для овладения .которой индивид должен
найти и использовать новые средства и
приемы. Итак. Проблемная ситуация
возникает тогда, когда субъект не может
решить задачу знакомыми, уже известными
способами. Со стороны потребностно-мотивационной
сферы проблемная ситуация есть
возникновение Новой познавательной
потребности: «А что мне дальше делать,
как быть?» Эта потребность возникает
на определенном этапе решения задачи.
Однако чаше соотношение бывает обратным:
сначала возникает проблемная ситуация,
а затем на ее основе формулируется
задача, то есть намечается искомое,
которое можно найти путем преобразования
определенных условий. Проницательному
уму многое проблематично. Только для
того, кто не привык самостоятельно
мыслить не существует проблем: все
представляется само собой разумеющимся.
Первый признак мыслящего человека —
умение видеть проблемы там, где они есть

Операции мышления

Проникновение в
глубь той или иной проблемы, стоящей
перед человеком, рассмотрение свойств,
составляющих эту проблему элементов,
нахождение решения задачи осуществляется
человеком при помощи мыслительных
операций. В психологии выделяют такие
операции мышления, как:

  1. анализ;

  2. сравнение;

  3. абстрагирование;

  4. синтез;

  5. обобщение;

  6. классификация и;

  7. категоризация.

Анализ
— это мыслительная операция расчленения
сложного объекта на составляющие его
части. Анализ — это выделение в объекте
тех или иных его сторон, элементов,
свойств, связей, отношений и т.д.; это
расчленение познаваемого объекта на
различные компоненты. Например, школьник
на занятиях кружка юных техников, пытаясь
понять способ действия какого-либо
механизма или машины, прежде всего,
выделяет различные элементы, детали
этого механизма и разбирает его на
отдельные части. Так — в простейшем
случае он анализирует, расчленяет
познаваемый объект.
Синтез
— это мыслительная операция, позволяющая
в едином аналитико-синтетическом
процессе мышления переходить от частей
к целому. В отличие от анализа синтез
предполагает объединение элементов в
единое целое. Анализ и синтез обычно
выступают в единстве. Они неразрывны,
не могут существовать друг без друга:
анализ, как правило, осуществляется
одновременно с синтезом, и наоборот.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
Неразрывное
единство между анализом и синтезом
отчетливо выступает в таком познавательном
процессе, как сравнение.

Сравнение
— это операция, заключающаяся в
сопоставлении предметов и явлений, их
свойств и отношений друг с другом и в
выявлении, таким образом, общности или
различия между ними. Сравнение
характеризуется как более элементарный
процесс, с которого, как правило,
начинается познание. В конечном итоге
сравнение приводит к обобщению.
Обобщение
— это объединение многих предметов или
явлений по какому-то общему признаку.
В ходе обобщения в сравниваемых предметах
— в результате их анализа — выделяется
нечто общее. Эти общие для различных
объектов свойства
бывают двух видов:

Путем нахождения
сходных, одинаковых или общих свойств
и признаков вещей субъект обнаруживает
тождество и различие между вещами. Эти
сходные, похожие признаки затем
абстрагируются (выделяются, отделяются)
из совокупности других свойств и
обозначаются словом, затем они становятся
содержанием соответствующих представлений
человека об определенной совокупности
предметов или явлений.

Абстрагирование
— мыслительная операция, основанная на
отвлечении от несущественных признаков
предметов, явлений и выделении в них
основного, главного.

Абстракция
— отвлеченное понятие, образуемое в
результате мысленного отвлечения от
несущественных сторон, свойств предметов
и отношений между ними с целью выявления
существенных признаков.
Выделение
(абстрагирование) общих свойств разных
уровней позволяет человеку установить
родовидовые отношения в некотором
многообразии предметов и явлений,
систематизировать
их и тем самым построить определенную
классификацию.
Классификация
— систематизация соподчиненных понятий
какой-либо области знания или деятельности
человека, используемая для установления
связей между этими понятиями или классами
объектов.
Следует отличать классификацию
от категоризации.

Категоризация
— операция отнесения единичного объекта,
события, переживания к некоторому
классу, в качестве которого могут
выступать вербальные и невербальные
значения, символы и т.п.
Закономерности
рассмотренных операций мышления и есть
суть основных внутренних, специфических
закономерностей мышления. На их основе
только и могут получить объяснение все
внешние проявления мыслительной
деятельности.

Проблемы для
обсуждения
:

1. Сущность мышления
как процесса решения задач.

2. Содержание
основных этапов развернутого мыслительного
процесса.

3. Основные типы
мыслительных действий, характерных для
процесса решения задач и их содержание.
4.
Основные операции мышления и их сущность.

Приведите примеры основных мыслительных операций и раскройте сущность мышления как высшего познавательного процесса

Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда следующих мыслительных операций:

1. Сравнение выделенных объектов. Чтобы отразить с помощью мышления какие-либо связи и отношения между предметами или явлениями объективного мира, необходимо прежде всего в восприятии или представлении выделить эти явления. Например, чтобы понять причину неудачного выполнения спортсменом данного физического упражнения, необходимо сосредоточить свою мысль на этом упражнении и на тех условиях, при которых оно выполнялось. Это выделение всегда связано с осознанием задачи, оно предполагает предварительную постановку вопроса, который и определяет собой выделение интересующих нас объектов.Сравнивая явления друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определенных отношениях, их тождество или противоположность. Например, низкий или высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

2. Абстракция. Чтобы осуществился процесс мышления, необходимо не только различать отдельные свойства предметов, но и мыслить эти свойства отвлеченно от самих предметов. Такая мыслительная операция называется абстракцией (от лат. абстракций — отвлечение).Процесс абстрагирования есть мысленное (временное) отвлечение одного свойства вещи от других ее свойств, одного предмета от других предметов, с которыми он в действительности связан. Чтобы, анализируя предмет, мыслить отвлеченно его свойства, «надо оставить в стороне все отношения, не имеющие ничего общего с данным объектом анализа», — говорит Маркс. Так, исследуя закономерности процесса реакции спортсмена на старте, психолог-эксперименталист выделяет только один элемент этого процесса — латентный период, отвлекаясь (пока, на время) от таких побочных явлений, как влияние на спортсмена зрителей, его личное отношение к данному соревнованию и т. д. Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.Абстракция является умственной операцией, которая позволяет мыслить данное явление в его самых общих, а потому и наиболее существенных, характерных чертах. Она является источником познания истины.



3. Обобщение. Абстракция всегда соединяется с обобщением; абстрагированные свойства предметов мы сейчас же начинаем мыслить в их обобщенном виде. Например, разбираясь в характерных особенностях удара боксера при нокауте, мы выделяем такое его свойство, как резкость; при этом мы мыслим это свойство в его обобщенной форме, пользуясь понятием резкости, сложившимся у нас на основании знакомства с этим явлением во многих других случаях (не только в боксе, но и в фехтовании; не только при ударе, но и при отбивании мяча и т. д.), т. е. как соединение силы с кратковременным прикосновением к поражаемому объекту. Уже одна эта умственная операция позволяет нам отразить в своем сознании сущность явления: поражающая сила удара при нокауте заключается именно в его резкости.


4. Конкретизация. Абстракция всегда предполагает противоположную ей мыслительную операцию — конкретизацию, т. е. переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности. В учебном процессе конкретизация часто выступает как приведение примера для установленного общего положения.

В соединении с абстракцией конкретизация является важным условием правильного понимания действительности, так как она не позволяет мышлению отрываться от живого созерцания явлений. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. Отсутствие конкретизации приводит к тому, что знания становятся голыми абстракциями, оторванными от жизни, а потому и бесполезными.

5. Анализ. Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. В практической деятельности анализ приобретает форму фактического расчленения предмета на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на его элементы.

Например, думая о сложной структуре прыжка, мы мысленно выделяем в нем следующие основные части: разбег, толчок, фаза полета, приземление. Этот мысленный анализ облегчается тем, что и в действительности мы можем выделить эти моменты и совершенствовать в процессе тренировки скорость разбега, силу толчка, правильность группировки в полете и т. д.

6. Синтез. Синтезом называется обратный анализу процесс мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов.

Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов.

Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать, так, что сперва должен быть произведен анализ, а потом синтез: всякий анализ предполагает синтез и наоборот.

Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции — Студопедия

Описание различных видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

В психологии наиболее распространенной является следующая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления. Каждый из названных видов мышления определяется двумя критериями. Один из них (первая часть названий) – это та конкретная форма, в которой необходимо предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать:

– объект как таковой в своей материальности и конкретности;

– объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;

– объект, описанный в той или иной знаковой системе.

Другой критерий (вторая часть названий) – это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир:

– через практическое действие с объектом;

– с помощью оперирования образными представлениями;

– на основе логических понятий и других знаковых образований.

Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой всех более поздних форм мышления.



При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Описанные виды мышления образуют этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе. Они сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Поэтому их нельзя оценивать с точки зрения большей или меньшей ценности. Словесно-логическое мышление не может быть «идеалом» мышления вообще, конечной точкой интеллектуального развития.


В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим – оперировать словами, т. е. отвлеченными знаковыми структурами. Некоторые психологи полагают, что наглядный и вербальный типы мышления являются «антагонистами»: носителям первого труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

Относительно типа решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим. Теоретическое мышление направлено на познание законов и правил, практическое – на разработку средств реального преобразования окружающего мира. Отечественный психолог Б.М. Теплов в своей работе «Ум полководца» писал: «Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой». Важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое. С.Л. Рубинштейн рассматривал практическое мышление как предпосылку и исходную форму теоретического мышления.

По степени рефлексии разделяют интуитивное и аналитическое мышление. Обычно используют три критерия для их различения: временной, структурный и уровень осознанности. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. При интуитивном решении задачи ответ появляется мгновенно в виде «ясного видения» проблемной ситуации. В психологии такой путь решения называется инсайт – озарение, внезапное понимание. Развитое мышление представляет собой сложное единство интуитивных и логических компонентов, тесно связанных между собой.

Мышление возникает и протекает в виде особых операций, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь той или иной проблемной ситуации, рассматриваются составляющие ее элементы, находится решение. Основными мыслительными операциями, необходимыми в каждой мыслительной деятельности, являются анализ и синтез. Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез – мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой. Всякая мыслительная деятельность является аналитико-синтетической.

Мысленное выделение отдельных частей или свойств предметов дает возможность сравнивать их друг с другом. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Оно позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.

Эти сходные признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом. Абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Необходимая предпосылка обобщения – сравнение предметов друг с другом. Обобщение может опираться на разные признаки сходных предметов. Но важнейшее значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков, не только общих, но и существенных для данных предметов. Именно оно ведет к образованию понятий, к открытию законов, к познанию закономерных связей и отношений. Абстракция и обобщение тесно связаны друг с другом. Человек не мог бы обобщать, если бы не отвлекался от различий в том, что он обобщает.

Выделение общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Систематизация, или классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимости от сходств и различий.

Основными логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Овладеть понятием – значит овладеть всей совокупностью знаний о предметах, к которым относится данное понятие. Понятия образуют более сложные формы мышления: суждения и умозаключения.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предметами, между теми или иными их признаками и свойствами. Например, «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается относительно всех предметов данной группы, данного класса («Все реки текут»). В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым объектам («Некоторые студенты – отличники»). В единичных суждениях – только к одному («Этот ученик плохо выучил урок»). Утверждать или отрицать что-либо можно с разной степенью уверенности. Важно, чтобы уверенность в правильности суждения была обоснована объективными данными. В значительной мере легкость, с которой возникает уверенность в суждениях, обусловлена индивидуальными особенностями личности.

К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что наблюдается, так и опосредованно – через умозаключение. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются посылками умозаключения. Первое суждение, общая, или большая, посылка: «Все сланцы горючи». Второе суждение, частная, или меньшая, посылка: «Данное вещество является сланцем». Умозаключение: «Данное вещество горюче».

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Различают два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Два этих вида умозаключений тесно связаны друг с другом, сложные процессы рассуждений всегда представляют собой целую цепь умозаключений, в которой используются и переплетаются оба вида. Кроме того, выделяют умозаключения по аналогии, или умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям. Эти выводы основаны на сходстве тех или других случаев в каком-либо отношении.

6 способов, которыми технологии могут помочь при психических расстройствах

Сегодня Всемирный день психического здоровья. Проблемы психического здоровья затрагивают сотни миллионов людей во всем мире; по данным Всемирной организации здравоохранения, около 300 миллионов человек страдают депрессией, а еще 260 миллионов борются с тревожными расстройствами. Хотя исследователи не разработали никаких революционных лекарств для психического здоровья почти три десятилетия, новые технологические инновации помогают некоторым пациентам связываться с терапевтом, получать диагноз, отслеживать настроение, управлять или смягчать симптомы и придерживаться лечения.Вот лишь некоторые из них.

1. ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ВСЕГО ОТ ПТСР ДО ЗАВИСИМОСТИ

Слоган «Для этого есть приложение» теперь актуален для сложного мира психиатрической помощи. Их тысячи. Некоторые приложения предназначены для пользователей с определенными состояниями, такими как тревожность, шизофрения или депрессия, и предназначены для облегчения и управления симптомами, отслеживания настроения и мыслей или помощи пациентам в лечении. Другие нацелены на улучшение памяти, навыков совладания и мышления или на управление стрессом с помощью медитации или внимательности.Есть также приложения для лечения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), расстройств пищевого поведения и зависимости. Этот список можно продолжить.

Приложения

для психического здоровья обладают множеством преимуществ, включая удобство, анонимность и низкую цену. Но эксперты предостерегают потенциальных пользователей от использования их в качестве замены для профессионального лечения, согласно Национальному институту психического здоровья (NIMH). Большинство из них не подкреплено рецензируемыми исследованиями или клиническими испытаниями, отчасти потому, что технологические разработки развиваются быстрее, чем традиционные научные испытания.Конфиденциальность также является серьезной проблемой, поскольку многие из этих приложений не соответствуют стандартным правилам конфиденциальности в сфере здравоохранения.

Тем не менее, некоторые предварительные исследования показали, что они могут улучшить состояние пациентов. Проконсультируйтесь с врачом или терапевтом по любому рассматриваемому вами приложению, уделив особое внимание тем, которые полагаются на научно обоснованное лечение, например когнитивно-поведенческую терапию. Перед загрузкой дважды проверьте учетные данные разработчика приложения: по данным Американской психологической ассоциации, наиболее надежные из них обычно связаны с академическими исследовательскими учреждениями или государственными учреждениями.И выберите вариант с интуитивно понятным интерфейсом; его будет легче придерживаться, так что вы можете увидеть лучшие результаты.

Чтобы узнать больше о плюсах и минусах, посетите подробный отчет NIMH по этому вопросу.

2. ТЕРАПИЯ ОДИН НА ОДИН ЧЕРЕЗ ВИДЕО И ТЕКСТ

Из-за нехватки специалистов в области психического здоровья в США онлайн или мобильная терапия кажется хорошим решением для потенциальных пациентов, которые не могут найти подходящего в своем районе. Это также многообещающе для тех, у кого просто нет времени или ресурсов для личных встреч или кто боится стигмы.

Некоторые службы или платформы позволяют пользователям связываться с терапевтами с помощью голоса или видео на компьютере или телефоне. Другие — текстовые и позволяют пациентам отправлять неограниченное количество сообщений через свои телефоны, 24/7, за фиксированную ежемесячную плату.

3. ТРЕКЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ УКАЗАТЬ НА НЕОБХОДИМЫЙ КРИЗИС ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Хотя некоторые приложения для психического здоровья предназначены для достижения определенных результатов (улучшение настроения, снижение тревожности), исследователи также работают над использованием мобильных технологий для выявления суицидальных наклонностей, нарастающих маниакальных эпизодов или депрессивных эпизодов с до , которые они проявляют.

Одним из таких ученых является доктор Томас Инсел, психиатр и бывший глава NIMH. После работы в Verily, отделе наук о жизни Alphabet (материнской компании Google), Инсел покинул технологический гигант, чтобы стать соучредителем стартапа Mindstrong. Обе организации, сказал он CNBC, работают над приложениями, которые отслеживают поведение пользователей на смартфонах — с разрешения пользователя.

Например, если пользователь начинает печатать быстрее, чем обычно, его синтаксис меняется или он предается импульсивным покупкам, это может быть признаком его маниакального состояния.Если они не отвечают на сообщения от семьи и друзей, они могут быть в депрессии. Вместе этот сбор данных может создать то, что Инсель называет «цифровым фенотипом», который можно описать как персонализированную карту психического здоровья. Это может помочь пользователям или их близким смягчить любые потенциальные кризисы с помощью профилактического лечения.

Это направление исследований является многообещающим, но Инсель отметил, что до сих пор неясно, принесет ли этот подход долгосрочные результаты для пациентов, или же сама технология настроена достаточно точно, чтобы наблюдать изменения поведения.

4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ SMART ДЛЯ НАЙДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ЗАПИСИ

Некоторые страховые компании в настоящее время используют облачные программные платформы для просмотра электронных медицинских карт и данных о страховых выплатах с целью выявления пациентов с риском развития психических заболеваний, таких как депрессия. Затем они подключают их к соответствующему лечению через сеть специалистов по поведенческому здоровью.

5. ПРОЦЕДУРЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Помимо лечения посттравматического стрессового расстройства с помощью лекарств, терапии и физических упражнений, некоторые врачи используют метод, называемый экспозиционной терапией, который разработан, чтобы помочь пациентам пережить связанные с травмой явления в контролируемой и безопасной среде, например в кабинете врача.Это помогает пациентам привыкнуть к воспоминаниям, чтобы они больше не вызывали воспоминаний и беспокойства. Ученые протестировали VR как инструмент экспозиционной терапии в клинических испытаниях, и несколько клиницистов в США теперь обучены использовать его в своей практике.

Гарнитуры переносят пациентов в прошлое, используя сочетание изображений и звуков. В наушниках субъекты обсуждают прошлый опыт с терапевтами до тех пор, пока они не теряют чувствительность к действующим перед ними триггерам.

Между тем исследователи, такие как ученый из Йельского университета Сара Файнберг, используют компьютерные игры и виртуальную реальность, чтобы понять чувства социального отторжения у людей с пограничным расстройством личности (ПРЛ), сложным состоянием, при котором больным трудно контролировать эмоции, у них искаженное самоощущение. , и склонны к резким перепадам настроения, особенно по отношению к окружающим их людям.

6. СКРИНИНГ GOOGLE, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ УЗНАТЬ, ЧТО ВЫ УДАЛИЛИСЬ

Google недавно объединился с Национальным альянсом по психическим заболеваниям (NAMI), общенациональной общественной группой защиты психического здоровья, чтобы предложить анкету для проверки психического здоровья жителям США, которые ищут «депрессию» на своих мобильных телефонах. Главный результат — это поле, называемое «панель знаний», в котором содержится информация о депрессии, ее симптомах и возможных методах лечения. Чтобы пройти обследование, выберите опцию «Проверить, нет ли у вас клинической депрессии», чтобы пройти конфиденциальный тест для самооценки с медицинской помощью.

,

Результаты поиска по запросу «умственные операции»

Заказ:

Дата размещения

  1. Диада мозг-разум, человеческий опыт, тетрада сознания и решетка умственных операций: и далее, необходимость интеграции знаний из различных дисциплин. Сингх Са Сингх Ар — 2011 — Mens Sana Monographs 9 (1): 6. подробнее
  2. Диада мозг-разум, человеческий опыт, тетрада сознания и решетка умственных операций: и, кроме того, необходимость интеграции знаний из различных дисциплин.Аджай Р. Сингх и Шакунтала А. Сингх — 2011 — Mens Sana Monographs 9 (1): 6-41.details
  3. Когнитивная архитектура для объединения двух психических операций. Жером Сакур и Станислас Дехан — 2009 — Познание 111 (2): 187-211. подробности
  4. Роль сознания в психических операциях. А. Киркпатрик — 1908 — Журнал философии, психологии и научных методов 5 (16): 421-429. Подробности
  5. Поток мысли: временная организация психических операций.Мариано Сигман — 2010 — В Анне К. Нобре и Дженнифер Т. Коул (ред.), Внимание и время . Издательство Оксфордского университета. с. 63. подробности
  6. Неявные и явные мыслительные операции, связывающие сознательное содержимое.E. de DulanyPritchard — 1988 — Бюллетень Психономического общества 26 (6): 485-485.details
  7. Роль сознания в психических операциях. А. Киркпатрик — 1908 — Философский журнал 5 (16): 421. подробности
  8. Роль сознания в умственных операциях.Э. А. Киркпатрик — 1909 — Philosophical Review 18: 248. Подробности
  9. Скорость составляющих психических операций и ее связь с нейрональным представлением: гипотеза. W. Милберг и М. Альберт — 1991 — В Р. Листере и Х. Вайнгартнер (ред.), Перспективы когнитивной нейробиологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 368—383. подробности
  10. Психические механизмы: что такое операции? Уильям П. Бехтель — подробности рукописи
  11. Построение инкрементальной модели: движения глаз отражают ментальные представления и действия — даже если смотреть не на что.Марко Рагни, Томас Фангмайер, Андреас Биттнер и Ларс Конечны — 2009 — В Н. А. Таатген и Х. ван Рейн (ред.), Труды 31-й ежегодной конференции Общества когнитивной науки . Подробности
  12. Operazioni когнитивный: онтологический подход к проблеме менте сервелло. Хуан Хосе Сангвинети — 2005 — Acta Philosophica 14 (2): 233-58. Подробности
  13. Взаимодействие ноэтических и психосоматических операций в томистской гиломорфной антропологии Даниэль Де Хаан — 2018 — Scientia et Fides 6 (2): 55-83.подробнее
  14. Недекартовский субстанциальный дуализм и проблема ментальной причинности. Дж. Лоу — 2006 — Эркеннтнис 65 (1): 5-23. Подробности
  15. Категоризация ментального. Эрик Хохштейн — 2016 — Philosophical Quarterly 66 (265): 745-759.details
  16. Фодор имажистских ментальных репрезентаций Дэниел Бернстон — 2020 — Международная философская конференция и психология 11 (1): 71-94. подробности
  17. L’attention chez Descartes: аспект ментальный и аспект физиологический.Хэтфилд Гэри — 2017 — Философские этюды 171 (1): 7-25. Подробности
  18. О локализованных когнитивных операциях в частях динамически активного мозга. Уильям Бектел — unknowndetails
  19. Ментальное представление дискурса в системе сфокусированной памяти: значение для интерпретации анафорических словосочетаний с существительными. К. Гаррод и А. Дж. Сэнфорд — 1982 — Журнал семантики 1 (1): 21-41. Подробности

.

Масштабирование, стандартизация или нормализация с помощью Scikit-Learn | Джефф Хейл

Как только эти методы используются в рабочих процессах машинного обучения, мне было трудно найти информацию о том, какие из них и когда использовать. Комментаторы часто используют термины , масштаб, , , стандартизировать, и , нормализовать, взаимозаменяемо. Однако у них есть некоторые отличия, и четыре функции scikit-learn, которые мы рассмотрим, делают разные вещи.

Во-первых, несколько служебных заметок:

  • Блокнот Jupyter, на котором основана эта статья, можно найти здесь.
  • В этой статье мы не рассматриваем преобразования журналов или другие преобразования, направленные на снижение гомоскедастичности ошибок.
  • Это руководство актуально на scikit-learn v0.20.3.

Масштаб обычно означает изменение диапазона значений. Форма распределения не меняется. Подумайте, как масштабная модель здания имеет те же пропорции, что и оригинал, только меньше. Вот почему мы говорим, что он нарисован в масштабе. Диапазон часто устанавливается от 0 до 1.

Стандартизация обычно означает изменение значений таким образом, чтобы отклонение распределения стандартное от среднего было равно единице. Он выводит что-то очень близкое к нормальному распределению. Часто подразумевается масштабирование.

Нормализовать можно использовать для обозначения любого из вышеперечисленных (и не только!). Я предлагаю вам избегать терминов нормализовать, , потому что они имеют много определений и могут создавать путаницу.

Если вы используете какие-либо из этих терминов в своем общении, я настоятельно рекомендую вам дать им определение.

Многие алгоритмы машинного обучения работают лучше или сходятся быстрее, когда функции имеют относительно одинаковый масштаб и / или близки к нормальному распределению. Примеры таких семейств алгоритмов включают:

  • линейная и логистическая регрессия
  • ближайшие соседи
  • нейронные сети
  • вспомогательные векторные машины с функциями ядра радиального смещения
  • анализ основных компонентов
  • линейный дискриминантный анализ

Масштабирование и стандартизация могут помочь Для этих алгоритмов функции поступают в более удобоваримой форме.

Четыре исследуемых нами метода предварительной обработки scikit-learn соответствуют API, показанному ниже. X_train и X_test — это обычные numpy ndarrays или pandas DataFrames.

 из sklearn import preprocessingmm_scaler = preprocessing.MinMaxScaler () 
X_train_minmax = mm_scaler.fit_transform (X_train) mm_scaler.transform (X_test)

Мы рассмотрим несколько дистрибутивов и применим каждый из четырех методов к scikit ,

Я создал четыре дистрибутива с разными характеристиками.Распределения:

  • бета — с отрицательным перекосом
  • экспоненциальный — с положительным перекосом
  • normal_p — нормальный, платикуртический
  • normal_l — нормальный, лептокуртический
  • бимодальный
  • 900 — бимодальный

    Все значения имеют относительно схожий масштаб, что можно увидеть на оси X графика оценки плотности ядра (kdeplot) ниже.

    Затем я добавил пятый дистрибутив с гораздо большими значениями (нормально распределенными) — normal_big .

    Теперь наш график kdeplot выглядит так:

    Сильно прищурившись от монитора, можно заметить крошечную зеленую полосу больших значений справа. Вот описательная статистика наших функций.

    Хорошо, приступим к масштабированию!

    Для каждого значения в функции MinMaxScaler вычитает минимальное значение в функции, а затем делит на диапазон. Диапазон — это разница между исходным максимумом и исходным минимумом.

    MinMaxScaler сохраняет форму исходного распределения.Это не меняет существенно информацию, встроенную в исходные данные.

    Обратите внимание, что MinMaxScaler не снижает важность выбросов.

    Диапазон по умолчанию для функции, возвращаемой MinMaxScaler, составляет от 0 до 1.

    Вот график kdeplot после применения MinMaxScaler.

    Обратите внимание, что все элементы находятся в одном относительном масштабе. Относительные промежутки между значениями каждой функции были сохранены.

    MinMaxScaler — хорошее место для начала, если вы не знаете, что хотите, чтобы ваша функция имела нормальное распределение или не хотите, чтобы выбросы имели меньшее влияние.

    .

    Почему Instagram — худшая социальная сеть для психического здоровья

    Instagram — худшая социальная сеть для психического здоровья и благополучия, согласно недавнему опросу почти 1500 подростков и молодых людей. Хотя платформа, основанная на фотографиях, получала баллы за самовыражение и самоидентификацию, она также ассоциировалась с высоким уровнем тревожности, депрессии, издевательств и FOMO, или «страха упустить».

    Из пяти социальных сетей, включенных в исследование, YouTube получил самые высокие оценки за здоровье и благополучие и был единственным сайтом, получившим чистую положительную оценку респондентов.Второе место занял Twitter, затем Facebook, а затем Snapchat, а на втором месте — Instagram.

    В опрос #StatusOfMind, опубликованный Королевским обществом общественного здравоохранения Соединенного Королевства, приняли участие 1479 молодых людей (в возрасте от 14 до 24 лет) из Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. С февраля по май этого года люди ответили на вопросы о том, как различные платформы социальных сетей повлияли на 14 различных проблем, связанных с их психическим или физическим здоровьем.

    Социальные сети, безусловно, имели некоторые преимущества. Все сайты получили положительные оценки, например, за самоидентификацию, самовыражение, построение сообщества и эмоциональную поддержку. YouTube также получил высокие оценки за то, что знакомит со здоровьем других людей, предоставляет доступ к достоверной информации о здоровье и снижает уровень депрессии, беспокойства и одиночества респондентов.

    Получите наш информационный бюллетень о здоровье.Подпишитесь, чтобы получать последние новости о здоровье и науке, а также ответы на вопросы о здоровье и советы экспертов.

    Спасибо!

    В целях вашей безопасности мы отправили электронное письмо с подтверждением на указанный вами адрес.Щелкните ссылку, чтобы подтвердить подписку и начать получать наши информационные бюллетени. Если вы не получите подтверждение в течение 10 минут, проверьте папку со спамом.

    Но все они также получили отрицательные оценки — особенно за качество сна, издевательства, образ тела и FOMO. И в отличие от YouTube, остальные четыре сети были связаны с ростом депрессии и беспокойства.

    Предыдущие исследования показали, что молодые люди, которые проводят более двух часов в день в социальных сетях, чаще сообщают о психологическом стрессе.«Постоянно видя друзей в отпуске или наслаждаясь ночными развлечениями, молодые люди могут почувствовать, что они что-то упускают, в то время как другие наслаждаются жизнью», — говорится в отчете #StatusOfMind. «Эти чувства могут способствовать развитию отношения« сравнивать и отчаяться »».

    Посты в социальных сетях также могут вызывать нереалистичные ожидания и вызывать чувство неадекватности и заниженную самооценку, пишут авторы.Это может объяснить, почему Instagram, где личные фотографии занимают центральное место, получил худшие оценки за образ тела и беспокойство. Как написал один из респондентов опроса, «Instagram легко заставляет девушек и женщин чувствовать, что их тела недостаточно хороши, поскольку люди добавляют фильтры и редактируют свои фотографии, чтобы они выглядели« идеально »».

    БОЛЬШЕ : Почему вы должны позволить кому-то другому выбирать ваш Tinder Фото

    Другое исследование показало, что чем больше социальных сетей использует молодой взрослый, тем больше он или она сообщит о депрессии и тревоге.Авторы исследования говорят, что в этом может быть виновата попытка перемещаться между разными нормами и сетями друзей на разных платформах, хотя также возможно, что люди с плохим психическим здоровьем в первую очередь тянутся к нескольким платформам социальных сетей.

    Чтобы уменьшить вредное воздействие социальных сетей на детей и молодых людей, Королевское общество призывает компании, работающие в социальных сетях, внести изменения. В отчете рекомендуется ввести всплывающее окно с предупреждением о «интенсивном использовании» в этих приложениях или на веб-сайтах — что, по словам 71% респондентов, они поддержали.

    Он также рекомендует компаниям найти способ выделить случаи, когда фотографии людей подверглись цифровой обработке, а также выявлять и предлагать помощь пользователям, которые могут страдать от проблем с психическим здоровьем. (В прошлом году в Instagram появилась функция, позволяющая пользователям анонимно отмечать проблемные сообщения.)

    Правительство также может помочь, говорится в отчете. Он призывает к обучению «безопасному использованию социальных сетей» во время санитарного просвещения в школах, к обучению специалистов, работающих с молодежью, работе с цифровыми и социальными сетями, а также к проведению дополнительных исследований по влиянию социальных сетей на психическое здоровье.

    Королевское общество надеется дать молодым людям возможность пользоваться социальными сетями «таким образом, чтобы защищать и поддерживать их здоровье и благополучие», — говорится в отчете. «Социальные сети уходят не скоро, да и не должны. Мы должны быть готовы развивать инновации, которые ждут нас в будущем ».

    Свяжитесь с нами по [email protected].

    ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *