Тальков С.В.
Аспирант, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА-БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ
Аннотация
В статье рассматривается метод моделирования педагогических ситуаций на уровне учебной дисциплины «Психология» в рамках формирования готовности студентов педагогического среднего специального учебного заведения к реализации ценностей педагогической морали.
Ключевые слова: педагогическая ситуация, ценности, профессиональное образование, педагогическая мораль.
Talkov S.V.
Postgraduate student, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
MODELING TEACHING SITUATION AS METHODS OF FORMING THE COGNITIVE COMPONENT OF READINESS STUDENTS-FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENT THE PEDAGOGICAL VALUES OF MORALITY
Abstract
In the article considers the method of modeling of pedagogical situations at the level of discipline “Psychology” in the formation of readiness of students of pedagogical specialized secondary educational institution to implement the pedagogical values of morality.
Keywords: teaching situation, values, professional education, pedagogical morality
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в современном российском обществе, затрагивает духовное развитие человека. Государство и общество заинтересованы в освоении ценностей, направленных на единение общества. В связи с этим, предъявляются особые требования к нравственному образу учителя, которые, будучи интериоризированными, становятся ценностями педагогической морали. Поэтому, эффективность воспитательной деятельности во многом зависит от готовности учителя к реализации ценностей педагогической морали.
Структурными компонентами готовности студента-будущего учителя к реализации ценностей педагогической морали являются когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный компоненты. Содержание когнитивного компонента готовности будущего учителя к реализации ценностей педагогической морали образует знание о морали, о ценностях, о педагогической морали, о ценностях педагогической морали, средствах и способах реализации данных ценностей в своей профессиональной деятельности. Знание о ценностях педагогической морали должно быть не только усвоено, но и осмыслено, чему, на наш взгляд, способствует развитие у студента-будущего учителя личностного отношения к этому знанию.
Покажем, как происходило формирование когнитивного компонента готовности студентов педагогического ссуза к реализации ценностей педагогической морали при изучении дисциплины «Психология».
В результате изучения дисциплины «Психология» будущие учителя овладевают умениями применять знания психологии при решении педагогических задач, выявлять индвидуально-типологические и личностные особенности человека, получают знания о закономерностях психического развития человека как субъекта образовательного процесса, особенностях общения и группового поведения в школьном возрасте [5, 13-14].
В аспекте решения проблемы формирования готовности студента-будущего учителя к реализации ценностей педагогической морали для нас значение имеют такие вопросы, как: характеристика мотивов; индивидуально-психологические особенности учащихся; природа конфликтов; профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов.
Следует отметить, что рамки статьи не позволяют отразить работу преподавателя психологии по формированию готовности студентов в полной мере, поэтому остановимся на примере изучения одной темы. Покажем, как происходило формирование когнитивного компонента готовности студентов педагогического ссуза к реализации ценностей педагогической морали при изучении темы «Группа как социально-психологический феномен».
В начале изучения темы преподаватель знакомит студентов с содержанием понятия «конфликт», напоминает им, что конфликт является одной из форм социальных взаимодействий и возникает при столкновении интересов сторон. По характеру участников конфликты подразделяются на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Следует заметить, что в педагогической практике встречаются все перечисленные формы конфликта, и преподаватель приводит примеры подобных конфликтов в профессиональной деятельности педагога.
Преподаватель подробно рассматривает педагогический конфликт, который возникает между основными субъектами образовательного процесса. Перечисляя причины педагогического конфликта, обращает внимание студентов на том, что большинство педагогических конфликтов происходит из-за отсутствия опыта педагогической деятельности и взаимодействия с учащимися.
В этой связи, для нашего исследования интерес представляет решение проблемных педагогических ситуаций, которые также могут переходить в конфликт при самых различных обстоятельствах [2, 42].
Проблемная педагогическая ситуация содержит в себе «некоторое рассогласование (внутреннее противоречие) между целью и возможностью ее непосредственного достижения» [3, 161]. В ситуации имеет место противоречие между сущим и должным и прежде всего этическое противоречие. При решении проблемных педагогических ситуаций мы опираемся на механизм движения научного знания, описанный Ю.Н. Кулюткиным. Данный механизм включает в себя: 1) формирование у учителя ведущей идеи, которая задает общую направленность его деятельности; 2) идея отражает опыт в его противоречивости, в тенденциях развития; 3) идея выполняет в практическом мышлении функцию конструктивного принципа действия и функцию критерия анализа и оценки ситуации; 4) конкретизация идеи решения в конкретную схему; 5) конструктивная схема – регулятор деятельности учителя [1, 47-53]. На наш взгляд, механизм движения знания, описанный Ю.Н. Кулюткиным, вписываются в контекст «события знания». Сделаем необходимые пояснения.
Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская утверждают, что любая идея возникает в результате отражения практического опыта работы, точнее тех проблем и трудностей, которые в этом опыте возникают и которые не удается разрешить старыми методами [3, 164]. Аналогичными признаками характеризуется момент «остановки» знания, где происходит выявление неполноты знания о ценностях педагогической морали и осознание того, что существующих знаний для решения педагогической ситуации не хватает. Ученые пишут, что всякая ведущая идея выполняет в практическом мышлении учителя две функции: с одной стороны, она выступает в качестве конструктивного принципа действия, с другой – она задает критерии анализа и оценки ситуации [3, 164]. В момент «остановки» знания происходит оценка знаний о ценностях педагогической морали и выявление неполноты знаний; момент «дления» знания связан с поиском необходимой информации для решения педагогической ситуации, при этом, оценка сопровождает как «остановку», так и «дление» знания.
Покажем на примере анализа проблемной педагогической ситуации механизм движения знания. «Учительница русского языка, придя в класс, начала опрашивать учащихся. Выяснилось, что многие не справились с упражнением дома. Она обратилась к сильному ученику, попросила выйти к доске. Ученик не вышел. Возмущенная учительница начала упрекать ученика в невоспитанности. Ученик обиделся на учителя, действительно стал грубить. Она потребовала удалиться из класса — он не вышел» [6, 175].
Анализ педагогической ситуации начинается с определения ведущей идеи в терминах педагогической морали. Студенты под руководством преподавателя определяют ведущую идею этой ситуации. Такой идеей являлась идея исполнения учителем педагогического долга. Перед студентами встал вопрос: «Исполнял ли учитель свой педагогический долг?» Студенты осмысливают действия учителя с позиции категории «педагогический долг» и оценивают их по критерию педагогического долга как ценности педагогической морали.
Чтобы определить противоречивость опыта учителя в данной педагогической ситуации следует выявить мотивы действий учителя и учащихся. С этой целью будущим учителям задается ряд вопросов. Первый вопрос: «Почему многие учащиеся не справились с домашним заданием?» Студенты так ответили на поставленный вопрос: «Учитель задал слишком сложное задание, не подходящее для данной возрастной группы», «Учитель не объяснил задание», «Учитель не провел перед домашним заданием инструктаж и повторительно-обобщающую часть урока», «У учителя сложные отношения с данным классом».
Второй вопрос: «Почему учитель обратился к сильному ученику?» Ответы студентов: «Учитель решил показать всем, что задание выполнимое, ученики просто поленились», «Учитель боялся реакции администрации, родителей, классного руководителя на ряд двоек в журнале и дневниках».
Третий вопрос: «Почему ученик не вышел к доске?» Ответы студентов: «Ученик тоже не справился с заданием, тем самым, не хотел терять свой статус сильного ученика», «Ученик не хотел подводить весь класс».
Четвертый вопрос: «Почему ученик так отреагировал на действия учителя?» Ответы студентов: «Посчитал действия учителя несправедливыми», «С таким учеником не происходило аналогичных ситуаций», «Эмоциональность ребенка в подростковом возрасте».
Преподаватель сообщает студентам, что в данной ситуации деятельность учителя, с одной стороны, должна быть направлена на реализацию дидактической задачи, с другой стороны, он должен участвовать в нравственном воспитании учащихся. И учитель отдал приоритет дидактической задаче в ущерб воспитательной. Другими словами, деятельность учителя была направлена на «себя», как на достижение цели деятельности и не была направлена на «другого». Мотивом деятельности учителя не являлся педагогический долг как ценность педагогической морали. В этом и заключается противоречивость опыта учителя.
Преподаватель сообщает, что учитель и учащиеся не смогли прийти к взаимопониманию, которое имеет как рационально-логическую, так и эмоциональную составляющую, – то есть эмпатию. Эмпатия – это способность педагога идентифицировать себя с учеником, встать на его позицию, разделить его интересы и заботы, радости и огорчения, увидеть глазами ребенка волнующие его проблемы, его взаимоотношения с другими учащимися. Способность педагога встать на точку зрения другого человека находит свое выражение в таких его характеристиках, как доброжелательность и уважение к детям, чуткость и заботливость, интерес к жизни учеников и др [3, 167-168]. Студенты в процессе рассуждений приходят к выводу, что действия учителя не основывались на доброжелательности и уважении к ученикам, чуткости и заботливости, что есть не исполнение педагогического долга. В свою очередь, «не исполнение морального долга связано с потерей доброго имя, репутации, которая есть аспект педагогической чести, аспект педагогического достоинства» [4, 99]. Так, педагогический долг становится для студентов критерием оценки действий учителя.
Студентам предлагается проанализировать другие педагогические ситуации с позиции педагогического долга, чтобы они освоили конструктивные принципы решения проблемной ситуации.
В результате анализа педагогических ситуаций студенты получают представление о педагогическом долге и других ценностях педагогической морали, осмысливают значение данных ценностей для педагогической деятельности. Кроме этого, происходит оценка «чужого» педагогического опыта и рефлексия собственного опыта и знаний. Студент – будущий учитель как бы помещает себя в ситуацию морального выбора и предлагает свои варианты решения проблемной ситуации на основе полученных знаний о ценностях педагогической морали. Несмотря на то, что в представленных педагогических ситуациях описываются абстрактные субъекты образовательного процесса, студенты, тем не менее, осознают, что аналогичная ситуация может иметь место и в их педагогической деятельности. Главное заключается в том, что студенты выражают личностное отношение к знаниям.
Литература
- Кулюткин Ю.Н. От идеи к решению / Ю.Н. Кулюткин // Мышление учителя. – М.: Педагогика, 1990. – С. 40-54
- Курочкина, И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф. – пед.ун-та, 2013. 229 с.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идея, концепция, взгляды. / Составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская – СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарова», 1996. – 175 с.
- Позднякова О.К. Формирование нравственного сознания студента – будущего учителя: Учебное пособие. – Самара: Издательство СГПУ, 2009. – 200 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «12» ноября 2009 г. № 583.
- Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 186 с.
References
- Kuljutkin Ju.N. Ot idei k resheniju / Ju.N. Kuljutkin // Myshlenie uchitelja. – M.: Pedagogika, 1990. – S. 40-54
- Kurochkina, I.A. Pedagogicheskaja konfliktologija: uchebnoe posobie / I.A. Kurochkina, O.N. Shahmatova. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. Gos. Prof. – ped.un-ta, 2013. 229 s.
- Lichnost’: vnutrennij mir i samorealizacija. Ideja, koncepcija, vzgljady. / Sostaviteli Ju.N. Kuljutkin, G.S. Suhobskaja – SPb.: Izd-vo In-ta obrazovanija vzroslyh sovmestno s izd-vom «Tuskarova», 1996. – 175 s.
- Pozdnjakova O.K. Formirovanie nravstvennogo soznanija studenta – budushhego uchitelja: Uchebnoe posobie. – Samara: Izdatel’stvo SGPU, 2009. – 200 s.
- Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart srednego professional’nogo obrazovanija po special’nosti 050715 Korrekcionnaja pedagogika v nachal’nom obrazovanii: utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot «12» nojabrja 2009 g. № 583.
- Chernyshev A.S. Praktikum po resheniju konfliktnyh pedagogicheskih situacij. – M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 1999. – 186 s.
Примеры педагогических конфликтных ситуаций в категории: «Педагог – ученик – родитель»
Здесь собраны примеры конфликтных ситуаций в школе в категории «Педагог – ученик – родитель».
Ситуация №1. Марина — ученица восьмого класса, девочка средних способностей, очень самоуверенная, в классе держится особняком, в общественной жизни не участвует. Дома рассказывает матери обо всем, что происходит в школе, искажая факты или просто придумывая их. По ее рассказам, многие ребята в классе курят, ругаются, мальчики хулиганят, девочки ведут себя вызывающе. Учителя несправедливы, завышают отметки своим любимчикам, а другим, в том числе и ей, занижают.
Мама приходит в школу с обвинениями в адрес учителей и администрации. Никакие уговоры и убеждения, что Марина видит жизнь класса в кривом зеркале, не успокаивают маму. Она требует справедливого отношения к ее дочери, наведения порядка в классе. Вмешательство директора ни к чему не приводит. Конфликт то разгорается, то угасает в зависимости от того, что Марина рассказывает маме. Длится это три года. Мама по-прежнему борется за справедливость, Марина дезинформирует мать. Ребята все больше отчуждаются от Марины.
Как видно, конфликт не получил разрешения и, по-видимому, кончится только с уходом Марины из школы.
Ситуация конфликтна, потому что мама Марины стремится уличить классного руководителя в профессиональных ошибках, а учитель настаивает на правильности своих действий. То, что предпринимает учитель, не приводит к разрешению конфликта, а, наоборот, поддерживает его.
Конфликт неконструктивен. Он держит в напряжении учителя и администрацию школы, к которой время от времени обращается мать Марины. Внутренний конфликт матери не снимается: она по-прежнему раздражена на учителя и одноклассников дочери. Марина в этой ситуации проигрывает больше всех, поскольку класс отворачивается от нее.
Цель, которая могла бы сплотить учителя и мать Марины, — благополучие девочки в общении с одноклассниками, участие ее в общих делах. Это было бы реально, если бы Марина стала доброжелательна к ребятам, захотела установить контакт с ними.
Как следовало бы вести себя учителю, чтобы погасить конфликт? Прежде всего пытаться установить отношения сотрудничества, показать свою готовность помочь девочке. Следовало бы работать и с классом, расположить ребят к Марине. Особое внимание надо было уделить Марине. По существу, конфликт матери со школой спровоцирован ею (разумеется, бессознательно) и отражает собственный внутренний конфликт девочки. Мать взрастила этот конфликт, внушая дочери чрезмерные притязания и недоверие к людям. При этом у Марины нет средств реализовать свои притязания, нравиться окружающим, как ей того бы хотелось. Обличительными рассказами Марина вымещает свой эмоциональный дискомфорт.
Ситуация №2. Учитель поставил семикласснице Оле тройку по физике за четверть. Два месяца назад девочка пришла из другой школы, где у нее по физике были отличные отметки. Ученица сказала, что не удовлетворена оценкой. Дома Оля пожаловалась, что учитель несправедлив к ней. Мать позвонила учителю по телефону и выразила ему свое недовольство. На уроке он иронически отозвался о том, как Оля и ее мать воспринимают Олины отметки по физике. В знак протеста Оля самовольно вышла из класса.
Учитель обратился к директору с жалобой на Олю и ее мать. Директор предложил ему пригласить мать на урок, спросить девочку при матери и другом учителе. Матери Оли обещали, что при ней комиссия проверит Олины знания, а учитель согласится с решением комиссии. И мать Оли, и учитель приняли предложения директора, который обещал присутствовать на уроке.
В доброжелательной обстановке Олю спрашивал другой учитель. Знания девочки были оценены как посредственные, и матери пришлось удовлетвориться решением комиссии. Учитель предложил Оле программу индивидуальных занятий. Он рассказал об этом ребятам и обещал разработать аналогичные программы для всех желающих.
Конфликт учителя и матери Оли открытый, острый. Мать не соглашается с тем, как учитель оценивает знания ее дочери, а учителя задевает недоверие к его объективности. Мать Оли начинает конфликтные действия телефонным звонком и высказыванием претензий. В ответ учитель привлекает к участию в столкновении класс и директора школы.
Ситуация разрешилась благодаря разумному поведению директора. Он нашел правильный подход и к учителю, и к матери ученицы. Каждый из них принял условия директора, поскольку увидел возможность преодоления конфронтации и поиска путей к сотрудничеству. Привлечение другого учителя оказалось эффективным, поскольку подтвердило объективность Олиных оценок.
Конфликт разрешился конструктивно. Ситуация была исчерпана снятием противоречий между ее участниками. Очень важно, что учитель сам предложил. Оле свою помощь, сделал это при ребятах, тем самым признав, что был неправ, когда втянул класс в столкновение с Олей и ее матерью. Это укрепило авторитет учителя.
Развитие столкновения можно было бы предотвратить, если бы учитель после звонка матери Оли не иронизировал над девочкой и ее матерью перед всем классом, не стремился бы доказать, что он объективен, а сразу предложил Оле свою помощь.
Ситуация №3. Мама ученицы 5 класса уверена, что по английскому языку ее дочь должна иметь «четыре», а не «три». Со своими претензиями она идет не к учителю, а сразу к завучу. Учитель, с которым мама предварительно не поговорила, считает этот поход к завучу некорректным и не желает давать никаких объяснений.
Ситуация №4. Учительница начальных классов, ученики которой перешли в среднее звено, продолжает общаться с родительским комитетом теперь уже пятого класса. Обсуждая проблемы, часто высказывает критические замечания в адрес «предметников», преподающих в «ее» классе, иногда критикует «классную». Но кто-то из родителей сообщает новой классной руководительнице об идущих разговорах, и та просит администрацию освободить ее от этой должности.
Ситуация №5. Для включения в концертную программу актив гимназии попросил подготовить каждому классу по 3 номера. Классный руководитель 6а класса велела выучить ученице длинное стихотворение. Просмотрев предварительно все номера, оргкомитет не включил в концертную программу стихотворение девочки, так как по времени концерт должен был длиться 2 часа. Девочка придя домой, расплакалась, рассказала маме. Мама пришла в школу в ярости к учителю. Произошел конфликт.
Вопросы для обсуждения:
1.Из-за чего произошел конфликт?
2. Есть ли ошибка классного руководителя?
3.Каковыми должны быть действия классного руководителя?
Ситуация №6. Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.
Учитель. Вы совершенно перестали следить за сыном!
Мать. То есть, как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.
Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!
Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.
Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки …
Мать. Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.
Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведёт себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.
Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашёл, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.
Учитель. А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!
Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.
Учитель. В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).
Мать уходит.
Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!
Ситуация №7. После уроков мама Оли заходит в класс.
Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.
Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?
Мать. Да?! Я не знала.
Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.
Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.
Учитель. О чем вы хотите поговорить?
Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница… Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит: «Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!» Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике «4» и «3». Вот за что сегодня «3» по математике?
Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо ещё дома потренироваться.
Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам ещё дома доучивать приходится?
Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочёты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.
Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?
Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.
Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.
Учитель. Но я пока не могу посадить её ближе, Оля высокая девочка.
Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.
Ситуация №8. Девятиклассник учится на «3» и «4», любит школу, уважает и выполняет все требования учителей. С начала нового учебного года в классе меняется учитель биологии. У ученика с первых же уроков не складываются с ним отношения, так как новый преподаватель не смог включить его в работу, а на одном из уроков, в присутствии всего класса, дал иронично отрицательную оценку ответа. Сильно переживая о случившемся, подросток вначале перестаёт готовиться, а затем совсем ходить на уроки биологии, мотивируя тем, что там есть любимые ученики, знающие всё, а он всё равно ответит неправильно. В конце четверти, решает подросток, он выполнит контрольную работу и получит свою «тройку». О сложившейся ситуации знают учитель биологии и мама ученика.
Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия педагогов?
Педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом класса) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону).
Несмотря на кратковременность, педагогическая ситуация глубоко затрагивает две формы активности человека: взаимодействие, т. е. видимое поведение, и взаимоотношения – скрытые от глаз психологические реальности (установки, ожидания, эмоциональные реакции).
Отметим, что в острых педагогических ситуациях больше всего «работает» особый вид взаимодействия и взаимоотношений – организационные, деловые или, как их называл А. С. Макаренко, отношения не равенства, не равностояния, а зависимости и подчинения, т. е. отношения ответственной зависимости. Это самый трудный для школьников (и взрослых) вид отношений, где труднее добиться согласия, сотрудничества. Неслучайно А. С. Макаренко считал необходимым воспитание у школьников двух способностей: «способности приказывать и способности подчиняться».
Можно условно выделить три фазы протекания педагогической ситуации.
Первая фаза – конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.
Вторая фаза – ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход противоборства, и самое главное, – последствия, т. е. направление перестройки сложившихся ранее отношений. Естественно, что вторая фаза – центральное звено ситуации; она, как правило, носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информации сокращает возможность достойного ответа и т. д.). Так как в подобных ситуациях выручают выдержка, находчивость и опыт преодоления подобных ситуаций, то главное внимание будущему педагогу следует обратить больше всего на этот надежный компонент, т. е. на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.
Третья фаза – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей (иногда вплоть до разрушения отдельных норм) в двух различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений. В любом случае педагогические последствия благодаря третьей фазе бывают весьма значительными.
Рассмотрим два крайних случая, относящихся к третьей фазе.
Пример с положительными педагогическими последствиями:
«…В первый год моей работы в школе мне пришлось столкнуться с трудным учеником, который три раза оставался на второй год, в 8-м классе ему исполнилось 16 лет. Однажды, в начале учебного года, этот ученик решил устроить мне испытание. Я проводила в этом классе два урока – русский и литературу и еще заменяла на одном уроке заболевшую учительницу. С первого урока, с первой минуты ученик стал отбивать такт модной мелодии. Я сделала ему замечание. Он продолжал. Ситуация была критической. В классе начались смешки. Урок был под угрозой срыва. Тогда я начала проводить урок по плану. Учащиеся работали, выполняли задания. Саша продолжал стучать. Шли минуты за минутами, я не обращала внимания на ученика, больше не делала ему замечаний. Так продолжалось все три урока. В классе стояла абсолютная тишина, ученики работали как никогда. На следующий урок я с ужасом ожидала продолжения. Но с этого дня до конца учебного года ученик вел себя подчеркнуто вежливо, на уроках мне никогда не мешал…».
А теперь рассмотрим второй пример – с противоположным исходом:
…Учитель русского языка и литературы. Женщина незамужняя. В 10-м классе должен был быть ее урок. Она входит в класс. Один ученик громко смеется. Парень, не из трудолюбивых, но и не глупый. Ее слова: «Что ты ржешь, мой конь ретивый?». Ответ: «Да кобылу увидал». Все в классе прыскают, давясь смехом. Учительница дает разнос и – ученик вне класса.
Однако после этого случая ученики хитроумными приемами постоянно напоминали учительнице слово «кобыла». В конце концов, учительница не выдержала и перешла в другую школу…
Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Они отражают глубинные психологические процессы в школьной среде: особенно в слое взаимоотношений учителей и учащихся, педагогического и ученического коллективов.
С. М. Годник, отмечая сигнальный характер острых педагогических ситуаций, пишет, что, если ученик по отношению к учителю бросил вызов, значит у него есть на это пока непонятная потребность. Ученик – как барометр, и надо быстрее реагировать на детский сигнал… И еще – всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.
Не только ученики, но и учителя психологически включены в педагогические ситуации. Вот что пишет один из опытных директоров школ: «Положительные находки в работе забываются, а вот промахи помнятся долго, а некоторые всю жизнь».
Очень важно для учителя, по мнению С. М. Годника, выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческим удовлетворением своей работой. Конечно, можно отмахнуться от острой ситуации, отослать ее в прошлое, но каждая педагогическая ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
И здесь нужна профессиональная «педагогическая зоркость», чтобы за одним фактом увидеть сложные процессы актуализации личности и вовремя вмешаться в их развитие, чтобы исключить нежелательные направления их становления.
Нужно быть готовым к тому, что для обработки «небольшого» педагогического факта придется провести большую исследовательскую работу, составить схему изучения человека и коллектива.
Педагогически разумнее начать глубокое обследование при первых симптомах неблагополучия, чем начинать это после серьезных отступлений в развитии личности и коллектива.
Корректное решение педагогических ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Но главное в психологическом умении учителя – не допускать острых конфликтных ситуаций, источником которых является резкая, нетактичная реакция учителя на отклоняющееся поведение школьников. Схема такого взаимодействия: ученик недостойно себя ведет, учитель грубо и прямо реагирует на это, проявляя тем самым свою педагогическую слабость, в итоге класс и ученик настраиваются против учителя.
Остановимся на некоторых методических рекомендациях по реализации идеи гуманизации школьной жизни.
К. А. Альбуханова-Славская считает необходимым развитие у педагогов особого свойства сознания – социального мышления.
Социальное мышление предполагает в первую очередь учет категорий совести и ответственности как прямое дополнение интеллектуальной активности и интеллектуальных притязаний. Социальное мышление поможет преодолеть созерцательность, интеллектуализм, вербализм, повышенную словесную активность, переходящую в ранг социального действия.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Поделиться
Рассказать
Педагогическая ситуация – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону.
Что затрагивают педагогические ситуации?
Даже несмотря на то что педагогические ситуации кратки по времени, они обычно глубоко затрагивают две формы активности человека: видимое поведение или взаимодействие и взаимоотношения – это установки, эмоциональные реакции, ожидания.
Известно, что если имеет место острая педагогическая ситуация, то для ее разрешения больше всего подходит особый вид взаимоотношений и взаимодействия – деловые, организованные или отношения зависимости и подчинения, отношения ответственной зависимости. Этот вид отношений является самым трудным для взрослых и школьников, в них сложно прийти к согласию, добиться сотрудничества. Недаром А. С. Макаренко полагал, что необходимо воспитывать у школьников две способности: способность подчиняться и способность приказывать.
Фазы протекания педагогической ситуации
Первая фаза – острое конфликтное начало с нарушением социально-ценностных норм и правил одним участником ситуации.
Вторая фаза представляет собой ответную реакцию оппонента, от содержания и формы которой зависит исход конфликта и самое главное – его последствия, то есть направление изменений сложившихся до этого отношений. Вторая фаза является центральным звеном ситуации. Обычно прохождение через нее сопровождается стрессом, она ставит под угрозу честь личности в целом. Нередко нехватка информации и времени не дает возможности достойного ответа. Всегда в подобных ситуациях в процессе педагогической деятельности выручают находчивость, выдержка и опыт, полученный ранее. Поэтому большое внимание начинающему педагогу нужно обратить на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.
Третья фаза – это радикальное и быстрое изменение бытующих ценностей и норм (случается, что разрушаются отдельные нормы) в двух разных направлениях – ухудшения или улучшения сложившихся до этого времени отношений. Благодаря третьей фазе педагогические воздействия бывают очень значительными.
Почему возникают педагогические ситуации
Конечно, и у опытных учителей, и у тех, которые только начинают практиковать, возникают педагогические ситуации в школе. Все они способны отразить глубокие психологические процессы в среде учеников, особенно во взаимоотношениях учителей и учащихся, а также ученического и педагогического коллективов.
Считается, что если ученик бросил вызов по отношению к учителю, значит, у него есть на это какая-то потребность. Ведь ученик — как лакмусовая бумажка, и нужно быстро среагировать на детский сигнал. А различные негуманные действия со стороны учителя способны вызвать противодействие.
Педагогическая ситуация затрагивает не только учеников, но и учителей. Для последних очень важным становится выйти из конфликта с творческим удовлетворением и достоинством. Всегда есть возможность отложить поиск выхода из острой ситуации на неопределенный срок, но каждая из них – это острый сигнал, который говорит о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.
Анализ педагогической ситуации позволяет увидеть сложные процессы актуализации личности и попытаться вовремя вмешаться в их развитие, для того чтобы исключить нежелательные последствия в будущем.
Нужно иметь в виду, что для осмысления на первый взгляд небольшого педагогического факта необходимо потратить много времени и провести значительную исследовательскую работу, создать схему изучения человека и коллектива в целом.
Разумнее будет начать глубокое обследование при проявлении незначительных симптомов неблагополучия, чем прибегнуть к этому, когда уже произошли серьезные отступления в развитии личности и коллектива.
Значимость правильного решения
Различные педагогические ситуации и их решение являются необходимым элементом профессиональной педагогической подготовки будущего учителя. В психологическом умении учителя главное — не допустить возникновения острых конфликтных ситуаций, в основе которых лежит резкая и, возможно, нетактичная реакция учителя на неподобающее поведение школьников. Получается, что ученик недостойно ведет себя, а учитель прямо и грубо реагирует на это, и тем самым проявляет педагогическую слабость. Итогом всего этого является то, что ученик и весь класс настраиваются против учителя.
Правила педагогического общения
Для того чтобы педагогические ситуации возникали как можно реже, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:
• Не нужно за всеми отрицательными поступкам учеников видеть только отрицательные мотивы.
• Обязательно хорошо готовьтесь к предстоящему уроку.
• Ученики лучше выполняют опосредованные распоряжения учителя.
• Есть возможность изменить ученика к лучшему с помощью приемов оценки его личности.
• Известно, что совместная деятельность способна сблизить людей и повысить их авторитет, если, конечно, она имеет хорошую организацию.
• Корректность и предусмотрительность поведения педагога способны снизить напряжение в общении.
Анализ педагогической ситуации
Для того чтобы организовать анализ, необходимо:
1. Выбрать методику, соответствующую ситуации и провести изучение нужной характеристики на условном объекте.
2. Провести анализ данных, которые были получены.
3. На основе рекомендаций психологов предложить какие-то приемы коррекции характеристик личности.
Ниже приведем примеры педагогических ситуаций и возможные способы их решения. Предлагаемый образец решения нужно воспринимать как ориентир.
Ситуация 1: немного о самоконтроле
Ученик 7 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…
Пример решения педагогической ситуации проведем поэтапно.
На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности ученика, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля школьника.
Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля. После знакомства с методикой она проводится на условном объекте (можно самому выполнить все задания или предложить товарищу).
На 3 этапе происходит интерпретация эмпирических данных. Обрабатываются полученные данные и делаются выводы об уровне развития состояния волевого самоконтроля.
4 этап предполагает коррекцию характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля ученика нужно применить различные приемы воспитания и самовоспитания воли.
Ситуация 2: «суфлер»
Ребенок имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.
Эта педагогическая ситуация может быть решена следующим образом: ребенку предлагается роль суфлера. Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные дети не сбивались во время выступления, забывая слова. Если кто-то не помнит свою речь, то необходимо помочь ему подсказкой.
Можно провести беседу до мероприятия на тему «Как должен вести себя настоящий артист».
Есть возможность заинтересовать ребенка чем-то другим (кружковая работа).
Целесообразно провести работу с родителями. Узнать, каково их отношение к такому поведению ребенка. В том случае если родители согласны с тем, что проблема существует, можно предложить им посетить вместе с ребенком занятия психолога по формированию волевой сферы личности. Предложить заняться вместе шахматами, шашками и др.
Если же родители не видят в этом проблемы, то необходимо отыскать точки соприкосновения, касающиеся вопросов формирования адекватной самооценки.
Ситуация 3: «испытание»
В одном из 8 классов школы был ученик, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной из учительниц. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Учительница сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван. Тогда учительница взяла себя в руки и начала вести свое занятие далее по плану, остальные дети сидели спокойно и выполняли все задания. Так продолжалось 3 урока. Понимая, что не дождется никакой реакции учителя, ученик перестал стучать по парте и до конца учебного года дисциплину не нарушал.
Ситуация 4: спортсмен или художник?
Возникают также педагогические ситуации в детском саду, которые, как и в школе, требуют скорейшего разрешения.
С раннего детства мальчик (7 лет) проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Воспитатель предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. В детском саду мальчик имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание поиграть вместе, то мальчик не пускает. Он очень замкнутый, медлительный, его очень трудно отвлечь от занятия, можно сказать, что «ребенок в себе».
Социально-педагогические ситуации такого рода можно решить различными способами:
1. Ребенок с явно заниженной самооценкой, не признан своими родителями. Нужно постараться повысить его самооценку, предлагая участвовать в разных конкурсах, выставлять его работы на всеобщее обозрение, чтобы родители и дети смогли оценить его успех.
2. Нужно провести в группе социометрию. Выявить, к каким детям расположен ребенок, попытаться сблизить их, предлагая для выполнения совместные задания. Можно дать ребенку особенное задание, после его выполнения высоко его оценить, похвалить перед другими детьми, повысив тем самым его самооценку.
3. Следует провести работу и с родителями. Необходимо помочь им понять и увидеть увлечения ребенка. А также предложить им учесть мнение мальчика, выбирая для него дополнительное образование, чтобы он был им действительно увлечен. Спортом же можно заняться всей семьей в свободное время.
Все примеры педагогических ситуаций говорят о том, что не существует единственного метода решения и не всегда он лежит на поверхности. Иногда, чтобы выйти из ситуации с достоинством, нужно приложить немало усилий и времени.
Педагогическая задача
Педагогическая ситуация и педагогическая задача являются единицами педагогического процесса. В результате взаимодействия учителей с воспитанниками обычно возникают разные ситуации. Те, которые соотносятся с целью деятельности, а также с условиями ее осуществления, — это и есть педагогические задачи.
В любой преподавательской деятельности есть педагогические ситуации, и их решение должно быть всегда в пользу ученика, ориентировано на развитие и совершенствование его личности в будущем. Таким образом, учитель – это человек, который должен не только отлично знать свой предмет, но и являться хорошим психологом.
- Главная
- О сайте
- Политика защиты авторских прав
- Контакты
Advertisements
Педагог взаимодействует с учениками и воспитанниками, правильно разрешая педагогические ситуации. В таких ситуациях основная задача педагога — это направить деятельность ученика в правильное направление. Выбирая подходящее решение, учитель должен суметь понять точку зрения воспитанника и проанализировать его поведение. Педагог взаимодействует с учеником по поводу его поступка. Ниже будут приведены примеры педагогических ситуаций.
Определение понятия
Прежде чем приводить пример педагогических ситуаций, нужно определить, что именно понимают под этим термином. Это обстановка, возникающая в процессе обучения и воспитания, которую необходимо учитывать при принятии решений о том, как воздействовать на них.
Они могут быть простыми и сложными. В первом случае конфликт решается без участия педагога. Пример педагогической ситуации: двое учеников спорят на повышенных тонах. Затем ученики начинают драться. Учитель видит это и спешит вмешаться в конфликт. Но неожиданный звук отвлекает учеников и конфликт пропадает. Таким образом, звук послужил отвлекающим моментом, тем самым уреголировав конфликт.
В сложных педагогических ситуациях большое значение имеют эмоциональные состояния педагога и ученика и другие дополнительные факторы. В таком случае конфликт может быть разрешен при взаимодействии ученика и учителя.
Пример педагогической ситуации: у класса появился новый руководитель. Учительница быстро нашла общий язык со всеми учениками. Но неожиданно у одного заметно снизилась успеваемость. Между классным руководителем и учеником стали возникать конфликты. Так продолжалось до тех пор, пока мама ребенка не рассказала учительнице, что отец часто скандалит дома. После это педагог стала более внимательной к ученику, а он, почувствовав ее заботу, стал больше внимания уделять учебе.
В педагогической деятельности трудно провести грань между ситуацией и конфликтом. Но учитель в любом случае обязан проанализировать ситуацию, чтобы принять верное решение.
Виды педагогических ситуаций
Эту классификацию нужно знать для того, чтобы выбрать правильное решение. Но их все можно назвать педагогической проблемной ситуацией, потому что они перерасти в учебный конфликт.
- Ситуации деятельности, возникающие в процессе выполнения учеником педагогических задач.
- Поведенческие ситуации — они связаны с нарушением правил поведения и распорядка в школе.
- Ситуации отношений, которые возникают в процессе общения между педагогом и учеником.
Учитель должен сделать анализ педагогической ситуации, чтобы разрешить ее, не ущемляя права ученика и не вредя образовательному процессу.
Отличительные особенности
Психолого-педагогические ситуации имеют ряд особенностей:
- профессиональная ответственность учителя за разрешение ситуации;
- нужно учитывать различный социальный статус участников конфликта;
- конфликтующие стороны имеют разницу в возрасте и жизненном опыте;
- педагог должен суметь посмотреть на ситуацию со стороны ученика;
- учитель должен помнить, что другие ученики являются участниками педагогической ситуации, а разрешение конфликта является воспитательной моделью для них;
- из-за своего статуса, педагог должен взять инициативу в поиске решения конфликта, поставив на первое место интересы воспитанника;
- ошибки, которые может допустить учитель, могут стать причиной новых педагогических конфликтов;
- педагог должен помнить, что такие ситуации легче предупредить, чем правильно их урегулировать.
Способы решения педагогической ситуации
- Педагог поочередно спрашивает участников ситуации и просит изложить суть проблемы. Главное — учитель должен пресечь любую попытку дать эмоциональную оценку других участников. Уточнив факты, педагог вызывает учеников и просит их высказать все, что они думают друг про друга. После этого педагог принимает решение.
- Педагог делает враждующим сторонам предложение выступить со своими претензиями на собрании. И решение он принимает после того, как участники собрания выскажут свое мнение по вопросу.
- Если мирно разрешить ситуацию не получается, учитель принимает в отношении к участникам конфликта санкции.
- Иногда ученику достаточно высказать отрицательные эмоции.
- Педагогу стоит избегать публичных (особенно это актуально в работе с подростками) критичных замечаний.
- Учителю не нужно делать акцент на «отрицательном» поведении ученика.
- Нужно поощрять у ребенка стремление к творчеству, дальнейшему саморазвитию.
Но, в первую очередь, решение педагогической ситуации будет зависеть от причины ее появления. Поэтому учителю нужно тщательно ее проанализировать.
Пункты анализа педагогической ситуации
- Характеристика социальных условий. Сюда входит определение возраста, социального статуса, влияние взрослого окружения на ребенка. Это важно для подбора правильного решения социально-педагогической ситуации.
- Анализ причины поступков участников педагогической ситуации. В этом пункте делают анализ психологических особенностей детей, родителей и педагогов; социально-психологические предпосылки возникновения ситуации; какие взаимоотношения между участниками конфликта и педагогическая оценка.
- Поиск решения выхода их педагогической ситуации, т. е. выбор средства достижения цели и планирование педагогической деятельности.
Пример педагогической ситуации и ее анализ
Ученики первого класса на продленке играли в подвижную игру. Мальчик и девочка случайно столкнулись друг с другом. Девочка побежала к учительнице жаловаться, что он ее стукнул. Учительница подозвала к себе мальчика и сказала, чтобы он извинился перед девочкой, потому что обижать других нельзя. Мальчик отказался, тогда педагог в качестве наказания сказала сесть на скамейку. Ребенок, обидевшись, ни с кем не играл, пока не пришла его мама.
Анализ: в данном случае педагог не смогла эффективно решить проблему. Она не стала вникать в суть ситуации, не выслушав другого участника конфликта. Как ей лучше было поступить?
- Нужно было выслушать мальчика.
- Объяснить детям, что никто не виноват — это была случайность. И еще раз проговорить технику безопасности во время подвижных игр.
- Чтобы принять объективное решение опросить других детей.
Это был пример краткого анализа педагогической ситуации.
Библиографическое описание:
Максимова, М. В. Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях / М. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1327/ (дата обращения: 01.08.2020).
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.
Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта. [5].
Разрешение конфликта — это:
‒ минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
‒ устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
‒ изменение целей участников конфликта
‒ достижение соглашения по спорному вопросу между участниками
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
‒ Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении
‒ Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки
‒ Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному
‒ Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл
‒ Профессиональная позиция воспитателя — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
‒ Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть
‒ Авторитарным — этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».
‒ Демократическим — этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы
‒ Анархически-попустительский — это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.
В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по разрешению конфликтами. [6].
- Стратегия игнорирования. Несомненно, что дошкольники получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. Драка — это предельно ожесточенная точка конфликта, и абсолютное большинство драчунов сами не понимают, почему их тянет драться. Так что если детские драки игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное — детские души будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти.
- Стратегия подавления инаказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать, вызвать родителей. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дошкольники делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. Конфликт, не законченный в группе, будет продолжен за её границей. И для каких-то детей драка будет признаком дополнительного геройства: это уже не только драка друг с другом, но и заочная драка с наказывающим их взрослым [1].
- Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к конфликту, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения. Можно, конечно, ситуативно примирить ссорящихся детей каким-то универсальным педагогическим ходом — например, увлечь игрой или каким-то по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда конфликт не слишком глубок. Правда, в любом случае опыт такого примирения заведомо поверхностный и помогает лишь ситуативно. Ведь конфликт — всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают дошкольники. Особенно если конфликты возобновляются снова и снова, если ребенок отличается повышенной конфликтностью.
Педагогу при разрешении конфликта необходимо:
‒ во-первых, признать наличие противоположных целей у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликте дошкольники очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.
‒ во-вторых, выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что — нет. На этом этапе вырабатываются подходы к конфликту, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад — модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.
Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами педагога и детей видится по-разному. Присутствие других дошкольников при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
Профессиональная позиция педагога — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности. Но всё-таки детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить. Так как, педагогу отводится роль наблюдателя-посредника, то его главная цель — целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, профилактика поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т. е. его организованность. [2]. Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта. Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей) Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля — это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе. Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс: Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. [4].
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:
‒ сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации)
‒ имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс)
‒ интерактивные игры (игры на взаимодействие) — социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации)
‒ обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них — психогимнастика
‒ чтение и обсуждение художественных произведений
‒ просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий
‒ дискуссии.
Литература:
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: Юнити, 2000. — 545 с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с.
- Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3–5 курсов педагогических вузов. — М.: Академия, 2002. — 134 с.
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983. — 210 с.
- Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
- Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций. — М.: Тандем, 2000.–316с.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, ребенок, воспитатель, разрешение конфликта, воспитательный смысл, конфликтная ситуация, положительный эффект, правильное разрешение ситуации конфликта, профессиональная ответственность, различное понимание событий.
Похожие статьи
Разрешение конфликтов в образовательной организации
конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс…
Педагогические конфликтные ситуации, технологии их…
Конфликт, конфликтная ситуация, педагогический конфликт, конфликтное взаимодействие, педагогическая ситуация, реальная ситуация, учебно—воспитательный процесс, результат конфликта, ситуация… Разрешение конфликтов в образовательной организации.
Подростковый конфликт и проблемы его разрешения
конфликт, ребенок, воспитатель, разрешение конфликта, воспитательный смысл, конфликтная ситуация, положительный эффект, профессиональная ответственность, правильное разрешение ситуации конфликта…
Предупреждение и способы разрешения конфликтов…
ребенок, ситуация, родитель, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, конфликт, игрушка, детский коллектив
‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
Детские конфликты: как их разрешить | Статья в сборнике…
ребенок, ситуация, родитель, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, конфликт, игрушка, детский коллектив, внутренний мир, взрослый.
Некоторые особенности педагогических конфликтов и пути их…
– всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, ученик, учитель, конфликтная ситуация, учащийся, педагогическая деятельность, ситуация, сторона.
Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов
В данной статье рассмотрены в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе. Статья имеет смысл конкретизировать эти причины, рассматривать их в контексте педагогической деятельности и воспитания культуры…
Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических…
…конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс, управление конфликтами.
Конфликты в образовательной организации (по результатам…)
конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое
Педагогические конфликтные ситуации, технологии их… конфликтная ситуация, конфликт, педагог, ситуация, педагогический…
Педагогический конфликт и пути его разрешения
Общество не может развиваться без столкновения интересов. Именно в разрешении противоречий рождается истина. Педагогический конфликт не является исключением. В споре каждая из сторон пытается доказать только свою правоту, отстаивает свою точку зрения в процессе инцидента, что провоцирует столкновение интересов.
При создании конфликтной ситуации и ее разрешении большое значение имеет возраст, социальный статус и статус ее участников.Также успешное или разрушительное решение будет зависеть от того, насколько участники владеют стратегиями его погашения.
педагогический конфликт имеет свою специфику и особенности:
— профессиональная ответственность учителя за правильный выход из спорной ситуации, потому что учебные заведения маленькая модель общества;
— участники конфликта имеют другой социальный статус, который определяет поведение сторон в нем;
— существующая разница в жизненном опыте и возрасте разделяет позиции участников конфликта и создает различную ответственность за ошибки при его разрешении;
— разное понимание событий и их причин участниками спорной ситуации: это трудно для детей, чтобы справиться со своими эмоциями, и учитель не всегда понимают положение ребенка;
— педагогический конфликт, в котором присутствуют свидетели, имеет воспитательную ценность, которую следует помнить для взрослого;
— профессиональная позиция учителя в спорной ситуации обязывает его проявлять инициативу в решении его;
— если во время конфликтной ситуации учитель допустил ошибку или ошибку, это приводит к появлению новых инцидентов, в которые входят другие участники.
Основные противоречия в сфере образования были и остаются предметом категории «чему и как учить». Именно в этом отношении часто возникают «столкновения» между педагогами и законными представителями ребенка, поскольку последние считают, что их ребенок не был обучен или неправильно истолковал материал. .
Главное в этом споре — попытаться найти компромиссное решение, которое подойдет всем, потому что от того, насколько комфортен психологический климат, зависит деятельность учителя и работа педагога.
Способы разрешения педагогических конфликтов — довольно сложная процедура для любого представителя этой профессии. Выбирая их, следует придерживаться определенных базовых правил:
— попытаться погасить конфликт, то есть перенести его из эмоциональной части в бизнес, в спокойную, чтобы была возможность договориться;
— Вы должны попытаться предотвратить конфликтную ситуацию, так как это легче сделать, чем искать способы ее решения;
— разрешить спорную ситуацию «здесь и сейчас», чтобы не усугубить ее.Даже если это было сделано только частично, проделанная работа открывает двери для дальнейшего позитивного согласия.
Конфликты в педагогической деятельности — вещь повседневная. Это сфера общения, взаимодействия, поэтому они неизбежны. Педагогическая команда школы, особенно детского сада, в большей степени состоит из женщин, и им приходится «ладить» друг с другом каждый день. И помимо внутренних взаимодействий, есть также беседы с родителями детей, которые не всегда дружелюбны.Поэтому конфликтные ситуации неизбежны, главное, чтобы они не были разрушительными.
р>.
Причины конфликтов во взаимодействии в образовательном процессе
Важным вопросом для анализа влияния конфликтов в образовательной деятельности является определение их причин. Подход к классификации причин конфликтов, их анализу и обобщению, существующий в теории конфликтологии, даст учителю некоторый инструмент для управления реальными конфликтами и культивирования конфликтующих интересов.В. Линкольн предлагает выделить следующие причинные факторы конфликтов:
1. Информационная — приемлемость или недопустимость информации для участников взаимодействия.
2. Поведенческий — неприемлемость, неэффективный стиль, эгоизм, непредсказуемость и другие формы поведения, отвергнутые одной из сторон.
3. Факторы отношений — степень удовлетворенности от взаимодействия между двумя или более сторонами.
4. Ценность — принципов, стремление к которым имеет смысл для людей, реализация которых ожидается (профессиональная, культурная, религиозная, идеологическая и т. Д.).
5. Структурные — это относительно стабильные обстоятельства, которые трудно или даже невозможно изменить (закон, возраст, подчиненность, время, доступность технологии и другие средства, поддерживающие процесс обучения).
Из сказанного следует, что без знания причины конфликта трудно справиться с ним, и причина состоит в том, чтобы устранить его.А. Я. Анцупов и А.И. Шипилов дают классификацию причин конфликтов, исходя из того, что последние носят объективно субъективный характер и могут быть объединены в четыре группы (рис. 10.2).
Рис. 10.2. Классификация причин конфликтов
В литературе по рассматриваемой проблеме также выделяются наиболее распространенные причины конфликтов, связанных с субъектом и объектом управления.Организационные и управленческие факторы и ситуации, которые не зависят от людей, носят в основном объективный характер, социально-психологические и личные — в основном субъективные.
Как показали интервью, проведенные слушателями Института непрерывного образования Государственного педагогического университета им. Герцена, среди причин конфликтов «администратор-учитель», влияющих на атмосферу педагогического коллектива, можно выделить такие, как неэффективная организация преподавателей. работай; отсутствие регулирования условий труда и временного режима, безопасности жизнедеятельности со стороны администрации; недостаточный опыт управления ОС; стремление максимально использовать административный ресурс; строгое регулирование школьной жизни, оценочный и обязательный характер применения требований; внеплановые формы контроля за деятельностью учителя; недооценка профессиональных амбиций учителя; неэффективная мотивация персонала; неразвитая карьера, отсутствие возможности учиться не по профилю преподаваемого предмета, неэффективный корпоративный имидж ОС и слабая организационная культура, навязанная персоналу организации.
Распространенные причины конфликтов по вине самих работников включают отсутствие сознательной дисциплины и ответственности; личная дезорганизация работников, незнание служебных обязанностей или преднамеренное игнорирование их; антипатия, враждебность по отношению друг к другу, чувство обиды и зависти одних учителей к другим, негативные и подчеркнутые черты характера, социально-психологическая несовместимость, демотивация работников и т. д. В конфликтах, таких как «учитель-учитель», чаще всего встречаются учителя разных возраст (молодой специалист и учитель пенсионного возраста, начинающий учитель и учитель со стажем), разных национальностей, имеющие свои офисы и те, кто вынужден работать в «чужих» аудиториях; иметь другой уровень коммуникативной культуры и профессиональной компетентности и т. д.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями участников конфликтной ситуации, которые приводят к тому, что выбирается конфликтный метод разрешения возникшего объективного противоречия. Человек не идет на компромисс в решении проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается разрешить противоречие совместно с партнером, но выбирает стратегию противостояния.
Как показывает практика, современное педагогическое общество представляет собой социальное пространство повышенной напряженности.Специфика педагогической работы заключается в том, что работа учителя идет индивидуально, как работа одного человека. Работая наедине со студентами, он, как правило, находится в сильном психическом напряжении, что повышает вероятность дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы. Многие учителя неадекватно реагируют на оценку своих личных данных, не всегда соглашаются с выводами руководителей о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределяется личностно-профессиональными недостатками самого учителя.Кроме того, большинство учителей, как отмечалось, например, в книге «Управление человеческими ресурсами в школе», испытывают сильную личную тревогу, из-за чего они склонны к гиперболизации, драматизации событий или оказываются глухими к психологической защите.
Учитывая, что большинство женщин работают в ОС, еще одна важная причина, из-за
.
Дэвид Ингрм Обновлено 05 февраля 2019
Конфликт неизбежен в условиях рабочего места, и могут возникнуть конфликты между коллегами, руководителями и подчиненными или между сотрудниками и внешними заинтересованными сторонами, такими как клиенты, поставщики и регулирующие органы. Управление конфликтами является ключевой компетенцией управления, и все владельцы малого бизнеса должны изучать и практиковать эффективные навыки управления конфликтами, чтобы поддерживать позитивную рабочую среду.
Проблемы дискриминации, приводящие к конфликту
Дискриминация может стать источником острого конфликта, который может закончиться юридическими проблемами для компании или ее владельцев. Дискриминационные конфликты могут возникать из-за личных предрассудков со стороны работников или из-за неправильного обращения с работниками.
В качестве примера конфликта, связанного с дискриминацией, представьте сотрудника меньшинства в команде, который чувствует, что ему последовательно назначают самые черные рабочие задачи в группе.Этот сотрудник может начать злиться на членов команды и менеджеров, что в конечном итоге приведет к снижению производительности или откровенному словесному конфликту. Чтобы решить эту проблему, менеджер мог бы сесть вместе со всей командой и обсудить, каким образом назначаются рабочие задачи, внося необходимые изменения, чтобы обеспечить справедливое распределение задач.
Конфликты по оценке эффективности
Ни одному сотруднику не нравится получать отрицательный отзыв о производительности, но предоставление отрицательного отзыва в обзоре может быть неизбежным в зависимости от его собственных действий в течение периода проверки.
Сотрудники могут разозлиться из-за того, что они не получают ожидаемого повышения заработной платы, повышения по службе или других стимулов, связанных с производительностью, и могут набрасываться, распространяя недовольство сплетнями и негативным отношением к работе. Сотрудники могут спорить непосредственно с руководителями во время проверок производительности, создавая деликатные ситуации, требующие тактичного общения. Чтобы разрешить конфликт, возникающий из-за негативного анализа результатов работы, работайте непосредственно с сотрудником, чтобы создать надежный, ограниченный по времени план действий для улучшения ее результатов и увязать достижение этих целей с гарантированными стимулами.Позвольте сотрудникам высказывать свое мнение при постановке целей, чтобы повысить их приверженность достижению целей.
Конфликты с клиентами
Сотрудники отдела продаж и обслуживания клиентов могут довольно часто сталкиваться с клиентами в зависимости от отрасли. Распространенный конфликт, с которым сталкиваются продавцы, — это недовольный покупатель, который чувствует себя обманутым отдельным продавцом.
Например, если продавец автомобилей продает подержанный автомобиль без гарантии производительности или гарантии, и автомобиль выходит из строя на покупателя, покупатель может вернуться, чтобы сердито противостоять продавцу и потребовать возмещение.Лучшим первым шагом для разрешения этих конфликтов является привлечение менеджера, который имеет право предлагать возмещение, скидки или другие примирительные жесты клиенту, если только вы не находитесь в ситуации, когда сотрудники имеют право принимать решения такого рода.
Конфликт между руководителями и подчиненными
Конфликты между руководителями и подчиненными могут вызвать ряд межличностных конфликтов. Сотрудники могут чувствовать себя запуганными или подталкиваемыми более авторитарными менеджерами, либо могут ощущать недостаток руководства со стороны большего количества невежливых менеджеров.Менеджеры с личностями типа А могут ставить цели, которые слишком амбициозны для их подчиненных, настраивать их на провал и неизбежный конфликт.
Чтобы справиться с этими несоответствиями личности, сначала попытайтесь добиться взаимопонимания между руководителем и подчиненным, чтобы каждый понимал точку зрения других в этой ситуации. Никогда не рассматривайте конфликтные ситуации как дисциплинарные слушания, как будто менеджеры по своей сути правы, а сотрудники по своей сути неправы; Это надежный способ потерять хороших сотрудников.Если они не могут прийти к взаимопониманию, поместите работника под контроль другого менеджера, если это возможно.
Структура проблемной ситуации
Структура проблемной ситуации
А. М. Матюшкин, который много внимания уделял теории проблемного обучения в своих ранних работах, дал анализ психологической структуры различных типов проблемных ситуаций и предложил свой вариант их классификации. Эти идеи легли в основу разработки теории проблем обучения.
По его словам, существенным компонентом психологической структуры проблемной ситуации является познавательная потребность.Его нельзя вводить в проблемную ситуацию извне с помощью инструкций или инструкций. Когнитивная потребность возникает только в результате собственной деятельности субъекта, в ходе его попыток выполнить новую задачу известными способами.
Специфика познавательной потребности заключается в том, что объектом ее удовлетворения является неизвестное, новое знание. Открытие неизвестного предназначено для человека как открытие нового («субъективно нового» или «объективно нового»). Когнитивная потребность, как и другие потребности, обуславливает активность субъекта, направленную на его удовлетворение.Процесс удовлетворения познавательной потребности — это познавательный поиск, направленный на достижение неизвестного.
Описывая специфику познавательной потребности, А.М. Матюшкин отмечает: «В отличие от органических потребностей, воспроизводимых циклически, познавательная потребность не возникает сама по себе, она возникает только в особых условиях нарушения взаимодействия субъекта и объекта, требующих открытие новых знаний, формирование психических новообразований (новые способы действия, формы психической регуляции и т. д.). «
Знание предмета об условиях, методах и закономерностях самого предмета действия является специфическим предметом «удовлетворения» возникшей познавательной потребности. По своим информационным характеристикам неизвестность чаще всего оценивается только одним параметром — относительной новизной. Однако, в отличие от некоторых других информационных процессов (решение знакомых задач и т. Д.), Неизвестная в проблемной ситуации характеризуется еще одним параметром — относительной степенью ее обобщения.Этот второй параметр, по мнению А. М. Матюшкина, является не менее значимой характеристикой неизвестного, чем степень его новизны.
Принципиально важным является замечание А. М. Матюшкина о том, что при появлении нового действия, его умственной регуляции проблемная ситуация возникает только в относительно узком диапазоне познавательных способностей субъекта, включая как его творческие способности, так и достигнутый уровень развития. , Когнитивные способности субъекта определяют возможную степень несоответствия между субъективно известным и неизвестным, в котором возникает проблемная ситуация.
На основании этого А.М. Матюшкин утверждает, что проблемная ситуация включает в себя три необходимых элемента:
— познавательная потребность;
— неизвестно;
— познавательные способности субъекта.
В этой модели общая характеристика проблемной ситуации представляется нам как особый тип взаимодействия между субъектом и объектом. Он включает в себя как характеристику субъекта, так и характеристику объекта. Со стороны субъекта проблемная ситуация определяется его когнитивными способностями и проявляется как состояние познавательной потребности.Со стороны объекта проблемная ситуация характеризуется типом неизвестного («субъективно новый» или «объективно новый»).
Состояние познавательной потребности является общим элементом различных типов проблемных ситуаций. Творческие возможности субъекта, генетический уровень развития действия и тип неизвестного элемента действия составляют наиболее распространенные конкретные основания для возможной классификации проблемных ситуаций.
,