Мировоззрение и его роль в жизни человека: Роль мировоззрения в жизни человека — Студопедия.Нет

Мировоззрение и его роль в жизни человека — Студопедия

 

Для социальной работы характерны субъект-субъектные отношения, в которых клиент часто играет активную роль. Поэтому ее эффективность определяется тем, в какой степени в социальном взаимодействии учитывается внутренний мир человека, ядром которого является мировоззрение. Вот почему в социальной работе так важно внимательное отношение к проблемам мировоззренческого характера. В связи с этим ответим на вопрос: что же такое мировоззрение, какова его роль в жизнедеятельности человека?

Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Существуют различные виды мировоззрения, охватывающие определенный круг вопросов: магическое, мифологическое, религиозное, житейское (обыденное), философское, научное, а также различные смешанные их типы. Мировоззрение формируется в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и представляет собой автономную и устойчивую систему внутренних детерминант жизнедеятельности человека. Оно определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Таким образом, мировоззрение представляет собой целостную, многоуровневую систему социальных установок, которая играет определяющую роль в жизнедеятельности человека. Система мировоззрения личности всегда специфична и отражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности.



Формирование индивидуальных особенностей мировоззрения зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов жизни человека. Большое влияние на процесс становления мировоззрения играют внешние целенаправленные общественные воздействия. Соответственно принципы социального поведения индивида во многом определяются специфическими материальными и духовными условиями жизни. Вместе с тем только внутренняя активность субъекта, направленная на самопознание, позволяет наиболее адекватно познавать и воспринимать социальную и природную действительность. По мнению Н.А. Бердяева, дорога к внешнему миру лежит через внутренний, ибо смысл в самом человеке.

Происхождение человека, его место в мироздании, его отношение к Богу, судьба и смысл человеческого существования – все эти вопросы с большой глубиной и силой были рассмотрены в творчестве русских религиозных философов. Русские мыслители видели в человеке не только земное, но и космическое существо, суть всей Вселенной, главную ценность мироздания. «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все исторические эпохи», — писал в книге «Смысл истории» Н.А. Бердяев. Он называл человека «экзистенциальным центром мира», наделенным «страшной и последней» свободой. Человека невозможно до конца понять разумом. Он всегда нечто большее, чем кажется в своих внешних проявлениях. Он являет собой в некотором роде бесконечность. И его иррациональность и бесконечность объясняются внутренней сращенностью человека с бесконечностью духовного царства.


Для человека характерно стремление к трансценденции, поиску выхода из субъективности. Этот процесс может протекать в двух вариантах. Первый вариант связан с выходом в общество с его императивными формами, ценностями и стандартами, что ведет к нивелированию личности. Второй путь – трансцендирование, в процессе которого происходят экзистенциальные встречи с Богом, с другим человеком. В первом случае человек обезличивается, во втором – он обладает свободой, отсутствуют внешнее принуждение и подавление, сверхличное приобретает личный характер.

Русские мыслители писали, что человек сотворен по образу и подобию Бога, однако, он является существом природным. В его качестве он включен в круговорот жизни. Воплощая образ и подобие Бога, человек является личностью, которая находится в противостоянии с миром общего, с миром зла, она всегда свободна. Человек является загадкой, но не как животное, не как социальное существо, а как личность. Только личность делает человека непохожим на другие вещи мира. Появление личности позволяет обнаружить отсутствие самодостаточности мира, возможность его преодоления. Н.А. Бердяев считает, что вступление личности в мир меняет ход мирового процесса, хотя внешне это незаметно.

Проблема творческого осмысления учения русских религиозных философов о человеке, его месте и роли в мире приобретает в настоящее время особую актуальность в связи с тем, что в настоящее время происходит переоценка ценностей, устоявшихся концепций, стереотипов, взглядов на природу вещей и сущность человека. В то же время на современном этапе развития российского общества наблюдается возрождение религиозного сознания, что повлекло значительное увеличение в стране количества религиозно верующих людей.

В общественном сознании укрепляется авторитет православной церкви, широкое распространение получает христианское учение, оказывающее все более существенное влияние на взгляды и поведение людей. А это значит, что в условиях духовного и нравственного возрождения российского общества религиозная доминанта оказывает существенное влияние на внутренний мир многих людей и это очень важно учитывать в социальной работе.

Социальные работники должны быть не только знакомы с проблемами религиозного мировоззрения, но и уметь компетентно отвечать на возникающие в процессе профессиональной деятельности, вопросы. Это тем более важно, что более шестидесяти процентов людей, получающих социальную помощь, являются носителями религиозного мировоззрения, среди социальных работников также много религиозных людей.

Следует отметить, что диалектико-материалистическое мировоззрение оказалось не в состоянии глубоко и адекватно объяснить окружающую действительность. В настоящее время реальность получает осмысление не только на уровне логического анализа, но и на уровне эмоционально-духовного восприятия мира и человека, на уровне психологического синтеза тонких материй.

Новый подход к пониманию бытия обогащает понимание современного гуманизма, который наделяется новым качеством, качеством характеризующим человека и его жизнедеятельность в космических параметрах. Все большее признание у зарубежных и отечественных ученых приобретает учение «космического гуманизма», в котором будущее мира определяется высокой духовностью человека, преодолевающей всякую скверну, зло и насилие. Выделяют следующие концептуальные идеи этого направления:

— гармония человека, природы и Космоса;

— единство всего сущего во Вселенной;

— онтологическое единство Человека и Бога;

— этический релятивизм и др.

Важное значение для личного и социального поведения и самочувствия людей является решение ими вопроса о смысле и цели жизни. Как писал Э. Фромм, «Человек – единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее никуда не спрятаться». В отличие от цели, которая представляет определенный рубеж, смысл жизни представляет собой направленность жизнедеятельности человека, реализующуюся в нравственных ценностях человека. Таким образом, смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно – стремление к высшей цели. Обретение подлинного смысла жизни – очень сложный процесс. Смысл жизни находится в реальном бытии человека, и только здесь его можно выстрадать в процессе самоутверждения и нравственных исканий.

Существуют различные точки зрения на смысл жизни, порой взаимоисключающие. Согласно одной из них – существование посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личному самоусовершенствованию, личному спасению. Другая – сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого индивида: служение Богу, обществу, великой идее и т.д. Имеются и другие варианты ответа на вопрос о смысле жизни. По нашему мнению, при поиске смысла надо руководствоваться положением Л.Н. Толстого о том, что «разумный смысл жизни должен обладать достоинством неуничтожимости и в определенном отношении оказывается дороже самой жизни».

При определении смысла жизни неверно противопоставлять личное и общественное, абсолютизировать одно из них. Как отмечал В. Соловьев, ошибочно видеть в жизни человечества только общие массы, а личность признавать за ничтожный и преходящий элемент общества, не имеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться во имя так называемого общего интереса. Личность и общество неразрывны, они предполагают друг друга. Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное общество.

В условиях радикальных преобразований в социально-экономической и политической сферах российского общества значительно обострилась проблема смысла жизни и цели жизни. Увеличилось число людей, утративших жизненные ориентации, смысл существования, что привело не только к росту количества нервно-психических заболеваний, но и к резкому обострению многих социальных проблем (наркомания, пьянство, проституция, преступность и т.д.). И эта проблема требует серьезного анализа и оптимального решения.

В связи с этим следует упомянуть о разработанной В. Франклом логотерапии – учении, ориентированном на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни. В. Франкл считал естественным стремление человека к поиску и реализации смысла жизни, которое является основным двигателем поведения и развития личности. Он полагал, что смыл жизни доступен любому человеку. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. «Однако нахождение смысла – это вопрос не познания, а призвания, не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями» — писал В. Франкл.

Необходимость реализации смысла жизни детеминирована конечностью, ограниченностью и необратимостью человеческого бытия. Человек, благодаря свободе воли, находит и осуществляет смысл жизни, осуществляя тем самым самого себя. Люди, лишившиеся смысла своего бытия – это глубоко несчастные люди. Им необходима помощь. Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Не вдаваясь в описание технологии помощи, предложенной Франклом, отметим, что именно эти жизненно дезоринтированные люди чаще всего нуждаются в социальной помощи.

Таким образом, мировоззрение, являясь стержнем внутреннего мира человека, играет роль своеобразного жизненного компаса, определяющего его решения и поступки.

Мировоззрение и его роль в жизни человека


С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: Praktika_po_zadaniyu_10.pdf, Praktika_po_zadaniyu_24.pdf, Tema_4_Sotsiologia.pdf, Тесты по экономике.docx, Общество. Часть 2.doc, Arbuzkin_-_Obschestvoznanie.pdf, Obschestvoznanie_posobie-repetitor.pdf, Конспект по социальным отношения в соответствии с кодификатором., Vse_terminy_po_obschestvoznaniyu.pdf, Praktika_po_zadaniyu_22.pdf и ещё 74 файл(а).
Показать все связанные файлы


Тема 2. Человек. Человек как духовное существо.

Тема урока: Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Тип урокауроки изучения нового материала

Форма урокалекция учителя с выполнением познавательных заданий

Цель урока:

Дать определение мировоззрения, выделить его типы и особенности, раскрыть значение мировоззрения для деятельности человека.

План изучения темы:

1. Мировоззрение и его роль в жизни человека. 2. Убеждение и вера.

Основные понятия:

мировоззрение, типы мировоззрения, убеждения, вера, менталитет

Оборудование уроков:

учебник, мультимедиа-презентация «Мировоззрение и его роль в жизни человека»

Тот, кто знает других, образован. Тот, кто знает себя, мудр (Лао Цзы)

Познай самого себя (Сократ)

Рассказ учителя

  1. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Одной из важнейших характеристик человека, отличающей его от животного, является разум и система знаний. С давних пор в человеческой жизни большое значение приобрели не только знания, имеющие непосредственное практическое значение, но и такие, которые относились к общим представлениям о природе, обществе и о самом человеке. Они скрепляли в единое целое духовный мир людей. На их основе возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.

Вопросы, относящиеся к нашим представлениям об устройстве мироздания, о возможностях его познания, о судьбах народов и всего человечества, о счастье и справедливости в человеческой жизни, всегда волновали людей. Подобные вопросы называют мировоззренческими.

Речь сегодня пойдет о мировоззрении человека. Мы должны дать определение этому понятию, выделить его типы, особенности, значение для деятельности человека и ответить на вопрос: мировоззрение: единство с миром или противостояние ему?

Слайд 2.

Одним из важнейших элементов духовного мира человека является мировоззрение.

В словарях мы встречаем следующие определения мировоззрения:

  1. Мировоззрение — миропонимание, мировосприятие, система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность) — Краткий политический словарь.
  2. Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок и принципов, выражающих мировосприятие человека и понимание им своего места в мире — Философия. Политология. Экономика. Словарь. Под ред. В.А.Иванова.
  3. Мировоззрение — система взглядов, воззрений на природу и общество — С.И.Шведова, Н.Ю.Ожегов. Толковый словарь русского языка.
  4. Мировоззрение — система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом — Философский словарь.

Задание: Какие ключевые слова во всех этих определениях? Что в них общего, что различного? Сформулируйте свое определение мировоззрения.

Слайд 3.

Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

  1. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира тем, что оно: во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру.

Слайд 4.

  1. Мировоззрение могут иметь: отдельная личность, социальная группа, общество, человечество в ту или иную эпоху.

Работа с иллюстрациями

Задание: Посмотрите внимательно на иллюстрации: икона Владимирской Богоматери и картина Иеронима Босха «Воз сена» — чье мировоззрение отражено в этих двух произведениях искусства — личности, группы, общества?

Слайд 5.

Задание: От чего зависит мировоззрение?

  1. От чего зависит мировоззрение? Во-первых, от исторической эпохи; во-вторых, от общего уровня знаний, образования человека.

Задание: Определите эпоху и уровень знаний человека, чье мировоззрение характеризуют следующие иллюстрации — наскальный рисунок «Бизон, нападающий на человека», картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза», картина Митьков «Чапаев».

Рассказ учителя

Мировоззрение исторично. «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов» — гласит народная пословица. И в мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представление о реальности. Здесь уместно говорить о мировоззрении эпохи.

Первобытное общество. В течение многих десятков тысяч лет в духовной жизни первобытного общества господствовало мифологическое мировоззрение. Культура того времени цементировалась мифами, которые передавались из поколения в поколение. В мифах рассказывалось о происхождении мира, животных, человека, о деяниях богов. В них описывались события, относящиеся к давно минувшему, но имеющие решающее значение для сегодняшнего дня. Через миф человек осмысливал окружающий мир, но осмысливал на том уровне, который был ему доступен. Мировоззрение того времени включало в себя большую долю образов и эмоций, что было обусловлено неразвитостью языка, отсутствием в нем возможностей выразить абстрактные понятия, восприятием чисто внешних сторон явлений; неумением древних людей выделять причинно-следственные связи. Миф представлял собой не только повествование. Через обряды, в которых его содержание как бы воспроизводилось и переживалось непосредственно, он был органически включен в жизнь людей. В мифе отражалось единство рода. В нем закреплялись все нормы поведения людей. Чужой миф, в который не были посвящены члены рода, не мог иметь для них никакого значения. Отражая традиции рода, миф не нуждался в проверке.

Античный мир. По мере распада мифологической культуры мировоззренческие аспекты духовной жизни общества стали концентрироваться в возникающей в это время философии. Первые шаги на этом пути представляли собой попытки дать естественнонаучную картину мира, понять его происхождение и управляющие им законы. Философы искали первоэлемент в основе создания мира. Это могли быть вода, огонь, воздух и т.д. В культуре, науке, литературе, искусстве мировоззрение возникало в контексте специальных задач, соответствующих видам человеческой деятельности, в их языке. Первые образцы рационально построенного мировоззрения, которые продемонстрировала нам античная Греция, несли еще на себе отпечаток мифологического сознания. Например, Пифагор — великий математик древности, рассматривавший мир как гармонию чисел, — вместе с тем верил в бессмертие, единство всех живых существ. Философия античного мира сразу стала плюралистичной (от слова «плюрализм» — множественный). Но уже в V-IV вв. до н.э. на передний план стали выходить проблемы этики, положения человека в обществе. Сократ одним из первых выдвинул понятие «душа» как главную особенность, отличающую человека от природы. Возникает софистика — направление, представители которого анализировали природу человека. Софисты показали, что истина субъективна, каждый человек по-своему может понять мир.

Средневековая Европа. Решающее значение для статуса христианского мировоззрения в Европе имело признание христианства и его равноправия с другими культурами, которое было осуществлено в начале IV века. Духовная культура этого времени была пронизана религиозным чувством. Жития святых — наиболее популярный жанр литературы. Церковный храм представлял собой образец архитектуры. В живописи доминировала икона, в скульптуре — изображения святых. Важнейшей особенностью мировоззрения средневековья является его религиозная направленность. Философия была служанкой богословия, но такая ее роль средневековому человеку казалась вовсе не недостойной, а возвышенной. Мировоззрение этой эпохи обладало определенной целостностью, которая заключалась в божественном объяснении мира и человека.

В эпоху Возрождения, а затем Просвещения, в общественном сознании утверждается вера в силы человека, его разум, науку. Интенсивно идет процесс обмирщения культуры. Средние века в глазах идеологов Просвещения становятся временем, потерянным для развития человечества. На смену мрачному средневековью, темным векам приходят торжество разума, науки. Нужно снять все оковы с человека, освободить его от любых форм духовного контроля, предоставить ему свободу в экономической и политической деятельности, и люди найдут лучшие решения проблем. Человек сам творит свою судьбу. Все, что человек делает, должно опираться на разум, на знание. Знания — это сила. Они дают возможность использовать природные богатства, многократно увеличивают не только физическую силу человека, но и его интеллектуальные способности. Все в мире причинно обусловлено и подчинено законам. Нужно уметь их открыть, и тогда видимый хаос и произвольность явятся перед вами высшей гармонией. Ничто не должно мешать и ничто не может помешать поступательному развитию общества. Человечество закономерно совершенствуется, развивая промышленность, торговлю, культуру, науку, технику. Его движение по пути прогресса непреодолимо. Таковы общие черты мировоззрения эпохи Просвещения.

Слайд 6.

Задание: Почему мировоззрения различных эпох так сильно отличаются друг от друга? (Как влияли на изменение мировоззрения различных эпох особенности политической жизни, развитие экономики, науки, культуры, религии?) Приведите примеры крупнейших событий в мировой истории, которые коренным образом повлияли на мировоззрение людей. Мировоззрение какой эпохи вам импонирует больше? Докажите, что мировоззрение исторично.

Мировоззрение современности. Казалось бы, XX столетие мы с большим основанием, чем наши предки, должны называть веком просвещения. Масштабы научно-технического прогресса и развитие образования просто несоизмеримы с тем, что происходило в XVIII веке. Мир, в котором мы живем, буквально создан на основе науки. А стал ли счастливее человек в этих условиях? XX столетие и начало XXI оказались временем беспрецедентного масштаба насилий. В войнах было уничтожено (млн. человек): XVIII — 5,5; XIX — 16; XX — свыше 120 млн. Конец XX — начало XXI века ознаменовано огромным количеством социальных конфликтов, в том числе на национальной и религиозной почве. Широкое применение науки и техники раскрыло не только их огромные созидательные возможности, но и продемонстрировало всем, что они могут быть использованы против человека (Хиросима и Нагасаки), создало глобальные экологические проблемы. В то же время существует все же нечто очень важное в современном мировоззрении, что объединяет многие тысячи людей.

Задание: Как вы думаете, что объединяет современное мировоззрение?

Именно для нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономической и политической свободы, свободы совести и выбора мировоззренческих ориентаций. Важнейшей характеристикой духовной культуры нашего времени является осознание целостности современного мира, принципиальной невозможности ни одной стране развиваться автаркически (обособлено от других). Неотъемлемой частью современной картины мира являются глобальные проблемы. Большинство людей на планете охватывает тревога за будущее. Таким образом, современных людей волнуют вопросы уменьшения социальной несправедливости и выживания человечества.

Обсуждение

Как долго продержатся в обществе современные мировоззренческие ориентации? Что может изменить их? Считаете ли вы, что человечество к концу XXI столетия будет жить более счастливо, чем наши современники и мы с вами?

Рассказ учителя

  1. Классификация мировоззрения:

Существуют различные подходы к рассмотрению мира, его осознанию и оценке, то есть мировоззрению, различные классификации.

Первая классификация типов мировоззрений: а) пессимистическое мировоззрение; б) оптимистическое мировоззрение. Пессимистическое мировоззрение отображает недостатки реальности и может сконцентрировать усилия людей, направленные на изменение действительности. В истории культуры существовало немало произведений с пессимистическими акцентами, которые внесли довольно значительный вклад в понимание реальности и возможности ее преобразования, например, «Мертвые души» Николая Гоголя, стихи Зинаиды Гиппиус. Такого рода мировоззрение может способствовать выходу из кризиса общества и тем самым стимулировать его развитие. Оптимистическое мировоззрение несет позитивное, жизнеутверждающее начало. Однако оптимистическое мировоззрение может быть слабо обоснованным, не раскрывающим реальных проблем, а потому убаюкивающим и вредным.

Слайд 7.

Задание: Определите тип мировоззрения, которое характеризуют следующие иллюстрации — наскальный рисунок «Бизон, нападающий на человека», картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза», картина Митьков «Чапаев».

Задание: Пессимистично или оптимистично вы оцениваете перспективы развития человечества, нашей страны, реализации своих возможностей?

Слайд 8.

Вторая классификация типов мировоззрений: а) материалистическое; б) идеалистическое. Данная классификация исходит из основного вопроса философии, что первично: идеализм или материализм? В основе материалистического мировоззрения лежит утверждение первичности материального и вторичности духовного начала в человеке. А в основе идеалистического – утверждение о первичности духовного, нематериального и вторичности материального начала в человеке.

Третья классификация:

таблица «Типы мировоззрений»

обыденное (житейское) религиозное научное
возникает в результате личной практической деятельности человека

формируется стихийно

в основе — религия и религиозные учения опирается на достижения науки

включает в себя научную картину мира

сильные стороны мировоззрения:
опирается на жизненный опыт человека тесно связано с мировым культурным наследием, стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов
слабые стороны мировоззрения:
мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры непримиримость к другим жизненным позициям но недостаточно уделяет внимания человеку

Вместе с учителем заполняется верхняя строчка таблицы.

Слайд 9-10.

Задание: Подумайте, в чем сила и слабость обыденного, религиозного, научного мировоззрений?

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, их влияние нельзя полностью исключать, потому что человек постоянно общается с другими людьми, ощущает влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, бытовая основа. Обыденное мировоззрение опирается на жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — и в этом его слабость. У человека, мировоззрение которого сформировалось на базе обыденной жизни, возникает много трудностей с объяснением окружающего мира, и часто он не только дает необоснованные ответы на возникающие перед ним вопросы, но даже не в состоянии ответить на них вообще. Оно также является наиболее распространенным.

Религиозное мировоззрение — мировоззрение, в основе которого лежат религия и религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, в ряде других. Религиозное мировоззрение также содержит сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Слабые стороны религиозного мировоззрения: проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям (вспомним, отношение к представителям других вероисповеданий, к необъяснимым с точки зрения религии явлениям), недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

Научное мировоззрение является законным наследником того направления в мировой философской мысли, которое опиралось всегда на достижение научной мысли, оно является не столь распространенным, да и возникло позже двух других типов мировоззрения. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Но научное мировоззрение также имеет свои достоинства и недостатки. К его достоинствам относится прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, связь с производственной и социальной деятельностью людей. Но есть и недостатки: например, недостаточное внимание к человеку, человечеству, человечности.

В основе мировоззрения лежит миропонимание. Оно представляет собой совокупность определенных знаний о мире, имеющих важное значение для целостного восприятия как объективного, так и субъективного мира. В него входит вся система ценностей, управляющих поведением человека. В мировоззрение входит также и мировосприятие. Оно выражено в определенных идеалах и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение человека гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью. Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта, и осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.

Слайд 14. схема «Мировоззрение«

М

Чувственные отношения — это может быть ощущение человека гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью

И

Р

О

В
Мировосприятие — выражено в определенных идеалах и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии

О

З

З
Система ценностей, управляющая поведением человека

Р

Е

Н
Миропонимание совокупность определенных знаний о мире, имеющих важное значение для целостного восприятия как объективного, так и субъективного мира -лежит в основе мировоззрения

И

Е

стихийно, на основе обыденного опыта

осознанно, посредством теоретической разработки идеалов, принципов

Это интересно

В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм. Догматизм. Догматик абсолютно уверен в правильности всех положений, лежащих в основе его мировоззрения. Он неспособен воспринять и учесть какую-либо критику с позиций других мировоззренческих ориентаций. Скептицизм. Скептик, в отличие от догматика, во всем сомневается, и эти сомнения не позволяют ему реально опираться на какие-либо прочные мировоззренческие установки. Он оказывается в плену постоянно меняющихся мировоззренческих позиций, которые случайно заимствует из культуры, и потому не может сформировать достаточно целостное мировоззрение. Разумный критицизм. Как показывает история, наиболее правильная позиция заключается в том, чтобы выработать целостное мировоззрение, ориентируясь на исторически сложившиеся традиции, и относиться к нему таким образом, чтобы это мировоззрение всегда было открыто для дальнейшего развития, для восприятия всего разумного, что имеется в других мировоззренческих ориентациях.

Задание: Как еще может проявляться человек в мировоззрении?

Можно выделить ещё два типа: нигилисты, отрицающие большинство постулатов, принятых обществом, и «флюгеры«, категория, подверженная чужому влиянию и готовая менять свои взгляды хоть каждый день.

Слайд 15.

  1. Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение позволяет человеку понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.

Великий философ XVII века Р. Декарт сравнивал мировоззрение с фонарем и говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.

В-третьих, на основании ценностных ориентаций мировоззрения человек может определять истинные ценности жизни и культуры.

Слайд 16.

В заключение хочется привести высказывание американского писателя Генри Торо: «Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества начинаются и совершаются в мысли. Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли».

Мировоззрение всегда связано с убеждением.

Рассказ учителя

Слайд 17.

  1. Убеждение и вера.

Часто веру связывают только с религиозным мировоззрением, однако понятие веры значительно шире. Верить можно не только в Бога, но и в возможность построения социализма, успех проводимых реформ, собственные возможности и так далее. Как связаны между собой убеждение и вера?

Мы знаем, что солнце восходит на востоке, а заходит на западе, и наша повседневная жизнь постоянно подтверждает наши знания, делая их прочнее, превращая их в убеждения. Мы убеждены, что и завтра, и послезавтра, и через год солнце будет всходить на востоке, а заходить на западе. Таки образом, наши убеждения покоятся на знаниях, но любое знание конечно и ограничено.

Убеждение — это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения. У каждого человека его убеждения складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Они становятся фундаментом его духовной культуры, определяют его жизненные позиции, его совесть. Они становятся сущностью его «Я». Можно полагать, что убеждения имеют три основных источника: глубокие знания, принятые тем или иным субъектом познания за истину; социальную практику, подтверждающую справедливость или ложность тех или иных убеждений; ценностные ориентации, ценностные установки личности, сформированные как жизненным опытом, так и всей системой образования и воспитания. Процесс формирования убеждений — сложный и долгий. Дмитрий Писарев заметил, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Если знания могут более или менее устойчиво передаваться от поколения к поколению, то убеждения каждая личность формирует прежде всего сама, и наличие убеждений является обязательным, но далеко не всегда обнаруживаемым при поверхностном наблюдении феноменом духовной жизни.

Убеждения — это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивостью имеющихся знаний.

Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.

Слайд 18.

схема «Источники убеждения»

Источники убеждения
глубокие знания, которые субъект принимает за истину социальная практика (жизненный опыт), которая подтверждает справедливость или ложность убеждений ценностные ориентации, сформированные жизненным опытом, образованием и воспитанием

Убеждения каждая личность формирует сама. Убеждения — осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Познание ограничивается возможностями человека, возможностями времени, в которое живет человек. Окружающий мир, между тем, бесконечен во времени и пространстве, и содержит в себе гораздо большее число явлений, свойств и качеств. Можно ли познать все? Нет, никому и никогда. В мире всегда есть непознанное и недоступное нашему сегодняшнему познанию, хотя, познаваемое в принципе. Там, где невозможно по тем или иным причинам познание, там нередко открывается поле деятельности для веры. Мы верим там, где не знаем точно.

Платон писал: «А между тем убеждением обладают и узнавшие, и поверившие». Таки образом, быть убежденным в чем-либо можно как на основе веры, так и на основе знания.

Слайд 19.

Вера — это особый вид убеждения.

Вера может носить религиозный характер, а может и не носить (вера в собственные силы, вера в построение социализма). В отличие от знания вера не прошла проверки практикой, экспериментом, точным наблюдением, измерением. Вера часто выступает как определенная характеристика психологического мира человека, характеристика его отношения к другому человеку, к другим людям.

Рассказ учителя

Слайд 20.

Рассказ о духовном мире человека был бы неполным без рассмотрения проблемы менталитета.

Словари дают много определений менталитета и ментальности. Например, менталитет — уникальный склад различных человеческих психических свойств и качеств, а также особенностей их проявлений. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию (от латинского mentalis — умственный). Менталитет — мировосприятие, умонастроение. Слово «менталитет» происходит из позднелатинского корня «mens», что означает «умственный», «мышление», «образ мыслей», «душевный склад».

Слайд 21.

Менталитет (от позднелатинского mentalis – умственный) — определенный образ мыслей, совокупность духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народности или нации.

Есть русский менталитет и китайский, есть менталитет хакеров и менталитет домохозяек.

Менталитет — система ценностей, которая включает свой образ жизни, традиции, мораль, обычаи и верования. Раскрывает, как человек воспринимает окружающий мир, отношение к труду, семье, женщине, детям и многое другое.

Менталитет — это общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность образов, идей, верований, навыков духа, в которой находят свое выражение представления о личности и ее отношении к обществу, идеалы добра и зла, справедливости, равенства, представления о ходе истории и так далее.

Слайд 22.

схема «Структура национального менталитета»

Х. Ортега-и-Гассет писал: «Я знаю, что где-то глубоко внутри меня, в потаенных закутках моей души и сердца идет незаметный, ни на секунду не прерываемый труд: все, что дает мне мир, искажается на испанский лад. Я знаю, что свобода ума и чувств, которой я вроде бы обладаю, … лишь видимость. Дротик, летящий к цели, конечно же, полагает, что движется по своему усмотрению, и сам наметил себе цель. Однако кинула его чья-то рука… Таков и я – дротик, брошенный древней рукой моего народа«.

Уже древние мыслители (Геродот, Фукидид), занимавшиеся историческими описаниями, замечали, что каждый народ имеет специфические черты, отличающие его от других народов. В 20-х гг. ХХ века в изучение «духа народа» было внесено понятие «менталитет». Его разработкой занимались представители историко-психологического и культурно-антропологического направлений: Леви-Брюль, Люсьен Февр, Марк Блок.

В узком смысле менталитет — это то, что позволяет единообразно воспринимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными установившимися в обществе нормами и образцами поведения, адекватно понимая друг друга. В современном научном понимании менталитет — это «совокупность символов, формирующихся в рамках каждой данной историко-культурной эпохи и национальности». Эта совокупность символов закрепляется в сознании людей в процессе общения с себе подобными, то есть путем повторения. Эти символы (понятия, образы, идеи) служат в повседневной жизни объяснением, способом выражения знаний о мире и человеке в нем.

Работа с иллюстрациями

Слайд 23.

Задание: Распределите по группам представленные объекты. Главный признак отбора — принадлежность объекта к определенному народу, нации, культуре.

1. Х.Мулчер, «Богоматерь с младенцем». 1437. Германия. 2. Церковь Вознесения в Коломенском. XVII век. 3. Бог войны Гуаньди. Стеатит. XIX в. 4. Бог Кецалькоатль. 5. Рафаэль. Сикстинская мадонна. 6. Икона Владимирской Богоматери. 7. Лукас Кранах. Адам и Ева. 1528. 8. Собор Святого Витта. Матье из Арраса, Парлержи. 1344-1420. Прага. 9. В.Васнецов. Три богатыря. 10. Храм Покрова на Нерли. 11. В.Васнецов. Аленушка. 12. «Запретный город», строители неизвестны. XV-XVI вв. Китай. 13. Пирамиды майя, строители неизвестны. X — I половина XI вв. Мексика.

Ответы:

1 5 7 8 Христианская Европа
2 6 9 10 11 Россия
3 12 Китай
4 13 доколумбова Америка

Задание: Дайте характеристику менталитета народа на основании иллюстраций, а также ваших знаний из истории.

перейти в каталог файлов

Понятие «мировоззрение», роль мировоззрения в жизни человека — КиберПедия

Бытие и материя. Философское понимание материи. Атрибутивные свойства материи.

Физический природный мир охватывается понятием материя. Материя – это философская категория, охватывающая объективную реальность, которая существует независимо от сознания человека и воспринимается им при помощи органов чувств. Атрибут – это неотъемлемое свойство. Материя – одна из самых общих категорий нашего мышления, наиболее абстрактная и пустая. Она содержит лишь минимальное количество признаков, обозначающих предметы – быть объективной реальностью и быть доступной ощущениям. В таких предельно общих понятиях (категориях) как материя реальность как бы свёрнута, сжата до неразличимости, но она всё же наличествует в потенциальном виде.

Развёртывание такого общего понятия означает его конкретизацию – наделение пусть и весьма общими, но уже многими признаками. 1-ый шаг конкретизации понятия материя является признание сложной организации объективной реальности, в которой различают собственно материальный объекты (вещи), а также их свойства и отношения. Следующий шаг конкретизации понятия материя – приписывание всем материальным объектам некоторых общих атрибутивных свойств (понятие атрибут означает такое свойство, без которого материальный объект не может существовать). К атрибутивным свойствам материи относятся: 1. системность – упорядоченность, структурная определённость; 2. активность – движение, изменение, развитие;

3. самоорганизация; 4. пространственно-временная форма бытия; 5. Отражение; 6. информативность.

 

Аксиология – философское учение о ценностях и их природе.

Ценности – это социальный продукт, они возникают только в обществе и являются одной их его характеристик. Ценности – это значение того или иного явления для жизнедеятельности человека. 1)ценность – это не сам предмет, а его определенная сторона, свойства предмета, имеющие определенную значимость для человека. 2)ценность – это лишь положительная значимость, такая, которая удовлетворяет ту или иную потребность. 3)ценность служит в конечном счете дальнейшему развитию человека и человечества 4)основная функция ценности: обеспечивать человека и человечество ориентирами деятельности людей (идеалы и нормы) Оценка – это отражение в индивидуальном сознании определенной ценности. Ценность объективна, но оценка ее субъективна. Ценность одна, а оценок может быть множество. Виды ценностей: 1)материальные блага 2)духовные ценности: идеи существующие в виде идеалов, норм, эталонов т.д.


Понятие «мировоззрение», роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение – система взглядов, оценок и принципов, определяющих общее понимание мира, место в нём человека и его поведение.

Уровни мировоззрения: Знания, Ценности, Идеалы и нормы, обеспечивающие программу поведения и деятельности, Убеждения – уверенность в правоте собственных идей.

Мировоззрение – это отношение человека к миру, включает 2 составляющие: 1. Я – субъект (от индивидуума до любого социального института) 2. Не Я – то, что вызывает интерес и противостоит субъекту. Субъект – тот, кто познаёт (отдельный человек, группа людей, человечество). Объект – то, на что направлен интерес субъекта.

Мировоззрение представляет собой:

1. Потребности.

2. Знание (знание объекта + самопознание).

3. Ценности – это редактор знаний о науке и о себе.

4. Идея – это звено, связующее объект и субъект, образованно при помощи знания в проекции на ценности.

Идея или идеал – правильная, ценность или идол – неправильная ценность. Идеал инициирует правильные практические действия, формирует ориентиры на проект цели, определяет задачу и осуществляет выбор средств для достижения цели. У человека всегда существовала цель выработать общее представление о мире в целом и о месте в нём человека, такое представление называется универсальной картиной мира. Структура мировоззрения: Мировосприятие – форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать явления внешнего мира и формировать их образ.

Миропонимание – субъективное осмысление, постижение содержания и смысла действительности.

Миропредставление – целостный образ предмета или явления на основании постижения реальности.

 

2.Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.Человечество выработало 3 типа миров.: Каждому исторически протяжённому периоду истории соотв. свой исторический тип мировоззрения. 1. Мифология – это попытка обобщить и объяснить происхождение мира, человека, жизнь и смерть, культурные достижения в обществах. Черты мифологического мировоззрения: 1. Опора на чувства и эмоции. 2. Понятие заменяет метафора или образ, которому придаётся реальное существование. 3. Целостность, т. е. мир целостен, он сочетает в себе реальное и сверхъестественное.4. Антропоморфизм – это рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Главной чертой мифологии является синкретизм – слитность субъекта и объекта. 2. Религия – имеет общее с мифом – это использование сверхъестественных сил. Различия мифа и религии: 1. Удвоение мира: кроме природы существует другой мир – сверхъестественный. 2. Вера – является центральным элементом любой религии – это бездоказательное полное принятие религиозных догматов (догмат – религиозное знание). 3. Идея бога является абсолютом. Бог – первооснова мира, Бог – непознаваем, Бог – совершенный носитель и выразитель высших нравственных ценностей. 3.Философия – высший тип мировоззрения. Черты: 1. Стремление познать мир с помощью разума и знаний. 2. Философия – это всегда самостоятельный поиск, а не готовые истины. 3. Философия – это теоретическая форма мировоззрения.


 

 

3. Философия и мировоззрение, роль философии в формировании мировоззрения.Философия — общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

4. Предмет философии. Основное содержание (структура) и функции философии.Предметом философии являются всеобщие связи и отношения в системе мир – человек. Поэтому главный метод философского познания – умозрительность, т. е. формирование представлений о мире или образ мира. Основной вопрос философии и основные философские направления.

Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении материального (предметы, вселенная, т. е. материя) и духовного (сознание, мысли, идеи). От того, как решают этот вопрос философы, возникают 2 основных направления:

1.Материализм – первично материальное, а духовное появляется в процессе развития материи как его свойство. 2. Идеализм – первично духовное, порождающее или определяющее материальное. Материализм и идеализм являются первой стороной философии. Что первично: материя или сознание? Вторая сторона основного вопроса философии – познаваем ли мир? Может ли человек с помощью сознания получить правильные, т. е. соответствующие действительности знания о мире? На этот вопрос есть 2 точки зрения: 1. Гносиологический оптимизм – это философская позиция, считающая, что мир познаваем. 2. Агностицизм – считает, что мир не познаваем.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

5. Генезис философии в Древней Греции. Материалистическая и идеалистическая трактовки бытия.Античная философия – это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с 6 в. до н. э. до 6 в. н. э., т. е. примерно 1200 лет. Этапы развития античной философии: 1. Демократический (7 – 5 в. до н. э.) – натурфилософские школы. 2. Классический (Сократический) (середина 5 – начало 4 в. до н. э.) 3. Эллинистический (конец 4 – 2 в. до н. э.) 4. Римский (1 в. до н. э. – 5 в. н. э.) Основной чертой античной философии является космоцентризм, т. е. представление о мире как о едином космосе, кроме него и вне его ничего нет, всё находится в нём, даже боги. Он никем не сотворён, всегда был и всегда будет. Космос мыслится по аналогии с человеком, он имеет тело, душу и разум. Космос в переводе «порядок». Основные идеи античной философии. Проблема бытия – небытия, материи и её форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и материи, о главных элементах, стихиях космоса, тождестве противоположностей бытия и небытия, структура бытия (атомы и пустота), текучксть бытия и его противоречивость. Главная проблема здесь: как возник космос? Какова его структура? Фалес (1-ый, вода), Анаксимандер (апейрон), Парменид, Анаксимен (воздух), Демокрит – основатели материализма. Все эти философы исследовали физис – единое первоначало всего сущего. По мнению Демокрита, – это атомы, мельчайшие неделимые частицы. Демокрит: «Я увидел их умозрением». Он обосновывает первоначало материи, состоящей из атомов.

Парменид впервые поставил проблему бытия (то, что существует). Он противопоставил чувственное восприятие и мышление. То, что мы познаём с помощью органов чувств, на самом деле не существует, существует только то, что выдерживает проверку мышления (бытие = мышление).

 

6. Человек, общество и государство у Платона.Платон обосновал объективный идеализм: кроме природы существует особая надфизическая реальность, причина того, что происходит в природе, находится в надфизической реальности. Природа познаётся с помощью чувств, а надфизическая реальность с помощью разума. Первичность объективного разума (нечеловеческого) – демиург (творец). Основное содержание философии Платона: 1. Учение об идеях. Существует 2 мира: мир вещей (природа), мир идей (эйдосы). Идеи бестелесны, их множество, они различны и подразделяются на низшие и высшие. Мир идей первичен, а вещи – это несовершенные жалкие копии идей. 2. Учение о человеке. Платон выделяет 2 части: тело и душа. Душа – это идея. Тело – вместилище души. Душа состоит из 3 частей: 1. Разум. 2. Высокие страсти. 3. Низкие страсти. Основные разделы философии: 1. Онтология (онтос – бытие – всё, что существует).2. Гносеология – учение о познании.

3. Аксиология (аскиос – ценности) – учение о ценностях. Учение об идеях Платона – это онтология Платона, т. е. учение о бытии. Он бытие удваивает: истинное бытие – мир идей (эйдосов), вторичное – мир вещей. Гносиология Платона – познание – это припоминание душой своей жизни в мире идей. 3. Учение о государстве.Идеальное государство по Платону – это, когда индивид подчиняется государству. Правят этим государством философы (разум), государство защищают воины (высокие страсти), обеспечивают государство земледельцы и ремесленники (низшие страсти).

 

1 .Мировоззрение, его место и роль в жизни. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение
есть система
обобщенных чувствований, интуитивных
представлений и теоретических взглядов
на окружающий мир и место человека в
нём, на многосторонние отношение человека
к миру, к самому себе и к другим людям,
система не всегда осознанных основных
жизненных установок, определенной
социальной группы и общества, их убеждений
идеалов, ценностных ориентаций,
социально-политических, нравственных,
этических и религиозных принципов
познания и оценок.

Мировоззрение — это своего рода каркас
структуры личности, класса или общества
в целом. Субъект мировоззрения — личность,
социальная группа и общество в целом.

Основа
мировоззрения — знания.
Всякое познание формирует мировоззренческий
каркас. Наибольшая роль в формировании
этого каркаса принадлежит философии,
так как философия возникла и сформировалась
как ответ на мировоззренческие вопросы
человечества.

В структуру
мировоззрения входят не только знания,
но и их оценка.
Т.е. мировоззрению присуща не только
информационная, но и ценностная
(аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в
мировоззрение в виде убеждений.
Убеждение — это та призма, через которую
видится действительность. Убеждение —
не только интеллектуальная позиция, но
и эмоциональное состояние, устойчивая
психологическая установка, уверенность
в правоте своих идеалов, принципов.

В структуру
мировоззрения входят и идеалы.
Они могут быть как научно обоснованными
так и иллюзорными, как достижимыми так
и нереальными. Как правило, они обращены
в будущее. Наличие идеала в мировоззрении
характеризует его как опережающее
отражение, как силу, не только отражающую
действительность, но и ориентирующую
на ее изменение.

В выработке
мировоззрения участвуют не только наш
разум, но и наши чувства.
Это значит, что мировоззрение включает
в себя как бы два
среза

интеллектуальный
и эмоциональный.
Эмоционально-психологическая сторона
мировоззрения представлена мироощущением
и
мировосприятием
,
а интеллектуальная — миропониманием.
Соотношение этих сторон различно на
различных уровнях мировоззрения,
неодинакова их представленность в
мировоззрении в разные эпохи, наконец,
различны пропорции этих сторон и в
мировоззрении разных людей.

Мировоззрение
складывается под воздействием социальных
условий, воспитания и образования. Его
формирование начинается с детства. Оно
определяет жизненную позицию человека.

Философия — это
система самых общих теоретических
взглядов на мир, место в нем человека,
уяснение различных форм отношения
человека к миру. Философия отличается
от др. форм мировоззрения не столько
предметом, сколько способом его
осмысления, степенью интеллектуальной
разработанности проблем и методов
подхода к ним.

Если подходить
исторически,
то можно выделить три
типа мировоззрения:
мифологический,
религиозный,
философский.

Миф
как особая форма сознания и мировоззрения
представлял собой своеобразный сплав
знаний, хотя и весьма ограниченных,
религиозных верований и различных видов
искусства; мысль чаще всего облекается
в художественно-поэтические формы
(“Мифы Древней Греции”, “Илиада”,
”Одиссея”, национальный фольклор и
т.д.). В то же время в мифах уже рисовалась
картина мира в целом в виде теософии,
шел поиск путей утверждения единства
природы и общества, мира и человека,
прошлого и настоящего, решались в
своеобразной форме мировоззренческие
проблемы.

Религия
— форма мировоззрения, в которой освоение
мира осуществляется через его удвоение
на земной, естественный и потусторонний,
сверхъестественный, небесный. При этом
в отличие от науки, тоже создающей свой
второй мир в виде научной картины
природы, второй мир религии основан не
на знании, а на вере в сверхъестественные
силы и их главенствующую роль в мире, в
жизни людей. Причина религии — зависимость
людей от неподконтрольных им естественных,
природных и социальных сил. Она выступает
как иллюзорное восполнение слабости
человека перед ними. Религия в свое
время играла положительную роль как
средство социальной регуляции,
формирования осознания единства
человеческого рода, общечеловеческих
ценностей.

В противовес
религии с ее ставкой на веру философия
всегда опиралась на знания, разум. Уже
первый шаг философии состоял в поиске
единого во всем, в поиске первоосновы
мира не за его пределами, а в нем самом.

Также с точки
зрения историчности можно выделить
мировоззрения: 1)
Антропоморфный тип мировоззрения.

При таком
типе мировоззрения человек осваивает
мир путем переноса своих человеческих
качеств на природные явления и процессы.
Он очеловечивает природу, он наделяет
природные явления своими свойствами,
2)Антиантропоморфный
тип мировоззрения.

Перенос
качеств, природных явлений на человека.
Познавая природу, познаем и себя, т.к.
человек есть часть природы.

Можно выделить
два уровня
мировоззрения
:
жизненно-повседневное
и теоретическое.
Первое складывается стихийно, в процессе
повседневной жизнедеятельности. Это
мировоззрение широких слоев общества.
Данный уровень мировоззрения отличается:
1) недостаточной широтой; 2) своеобразным
переплетением трезвых положений и
установок с примитивными, мистическими,
обывательскими представлениями и
предрассудками; 3) большой эмоциональной
нагрузкой. Теоретический
уровень

— это философский уровень мировоззрения,
когда человек подходит к миру с позиций
разума, действует, опираясь на логику,
обосновывая свои выводы и утверждения.

PPT — Worldview PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • Worldview Краткое введение в концепцию

  • Общее определение «Мировоззрение» — это всеобъемлющий набор убеждений, знаний, ценностей, предположений, отношений и мнения, которые служат линзой, через которую определенная социальная группа видит, интерпретирует и осмысливает мир, в котором она живет. One View

  • Некоторые компоненты мировоззрения • Онтология: убеждения членов группы о природе и реальности физического, ментального и духовного царств.• Эпистемология: доминирующие или предпочтительные способы познания среди большинства членов группы • Теология: представления группы о природе бога (ов), его силах и его роли в человеческой жизни • Космология: представления группы о происхождении, природа, история и будущие направления развития Вселенной, а также место людей в этой схеме • Ценности: групповые убеждения о том, что важно в жизни, что нужно отстаивать, добиваться, защищать, лелеять • Этика: группа представления о правильном и неправильном или хорошем и плохом поведении.

  • RigobertaMenchú Какие идеи Ригоберта Менчу предоставила нам в отношении мировоззрения народа киче’маян, живущего в высокогорьях Гватемалы?

  • Культура: родственная концепция

  • Культура: родственная концепция Мировоззрение Убеждения Ценности Допущения Отношения Культура Образцы образа жизни людей.

  • The Worldview Project • Сформируйте команду из 4 или 5 человек • Выберите группу для изучения • Проведите исследование • Подготовьте мультимедийную презентацию PowerPoint • Доставьте презентацию классу

  • Выбор группы для изучения • Выберите «живую» группу, мировоззрение которой сегодня разделяют реальные люди.• Выберите группу, мировоззрение которой отличается от взглядов членов вашей группы. • Выберите группу, к которой все члены вашей команды проявляют некоторую степень искреннего интереса. • Не торопитесь обдумывать альтернативы, пока не будет достигнут консенсус. • Проконсультируйтесь со мной перед принятием окончательного решения.

  • Выбор группы для изучения Культурные группы коренных народов • Майя Гватемалы • Инуиты Аляски или Арктики • Хуту, тутси или масаи в Африке • Маори Новой Зеландии • Рома или рома (цыгане) Центральной Европы • Асмат из Папуа-Новой Гвинеи • Mixtec или сапотек из Оахаки, Мексика

  • Выбор группы для изучения религиозных групп (в которых «религия» оказывает глубокое влияние на систему убеждений и образ жизни ее членов.) • Хасидский иудаизм • Амиши • Радикальный ислам • Церковь Объединения (муниты) • Кришнаиты • Викка

  • Выбор группы для изучения Группы духовного движения • New Age • Фалуньгун • Каббала • Саентология

  • Фокус вашего исследования и презентации • Предпосылки и контекст • Сделайте очень краткий исторический очерк для группы. • Нанесите на карту место или места в мире, где проживает группа. • Покажите, как выглядят члены группы.• Предоставьте некоторую демографическую информацию о группе.

  • Фокус вашего исследования и презентации • Ключевые убеждения, составляющие мировоззрение группы • Онтологические убеждения • Эпистемологические убеждения • Религиозные или духовные убеждения • Этические учения • Основные ценности • Социальные убеждения • Верования об отношениях группы с обществом в целом . • Другие элементы, необходимые для понимания мировоззрения группы

  • Фокус вашего исследования и презентации • Культурные модели Существуют ли какие-либо культурные модели, которые характеризуют группу и помогают ее понять? • Сельский, аграрный или городской, промышленный • Бедность или богатство • Низкое формальное образование или высокое формальное образование • Статус меньшинства или статус большинства • История угнетения или угнетения других • Изолированность или интеграция в более широкое общество • Другие факторы

  • Фокус вашего исследования и презентации • Текущие проблемы, проблемы и вызовы Мир находится в процессе широко распространенных и быстрых изменений, и все мировоззрения сталкиваются с проблемами защиты, принятия, адаптации, включения, сопротивления или отклонение этих изменений или некоторой комбинации этих ответов.Как ваша группа справляется с этими проблемами? Что их беспокоит? Какие события, события или проблемы привлекли их внимание? Как они реагируют?

  • Фокус вашего исследования и презентации • Электронная библиография • Завершите презентацию в Power Point электронной библиографией по крайней мере из 10 источников, которые, по вашему мнению, помогут понять эту группу и ее мировоззрение. • По крайней мере, некоторые из этих библиографических ресурсов должны быть созданы или произведены людьми, которые были или сами являются членами группы, которую вы изучали.

  • Рекомендации по презентации • У вашей группы будет 30 минут на презентацию. • Все члены группы должны играть значительную роль в проведении вашей презентации. • Заранее продумайте организацию и ход вашей презентации. • Во время выступления поддерживайте зрительный контакт со своей аудиторией. Старайтесь не «читать» по заметкам или слайдам.

  • Мультимедийная презентация • Устные лекции • Слайды PowerPoint • Визуальные изображения • Видео • Музыка • Веб-сайты • Диаграммы, графики, карты • Артефакты или объекты

  • Соответствующие даты Групповые презентации • Время работы • 3 апреля • 15 апреля • 24 апреля

  • .

    PPT — Chapter 26 PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • Chapter 26 Экологическое мировоззрение, этика и устойчивость

  • Обзор главы Вопросы • Какие философии и религии могут помочь нам решить, как ценить жизнь и различать право и неправильное экологическое поведение? • Какие взгляды на окружающую среду, ориентированные на человека, руководят большинством индустриальных обществ? • Каковы некоторые мировоззрения, ориентированные на жизнь и на землю? • Как мы можем жить более устойчиво?

  • Основной пример: Биосфера 2 — Урок смирения • Биосфера 2 была спроектирована как самоподдерживающаяся система жизнеобеспечения для восьми человек, запертых на объекте в 1991 году.Эксперимент не удался из-за поломки системы круговорота питательных веществ. Рисунок 26-1

  • МИРОВЫЕ ОБЗОРЫ И ЦЕННОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ • Ваше мировоззрение, связанное с окружающей средой, включает: • Как вы думаете, как устроен мир. • Какой, по вашему мнению, должна быть ваша экологическая роль в мире. • То, что вы считаете правильным, и неправильное поведение в окружающей среде.

  • МИРОВЫЕ ОБЗОРЫ И ЦЕННОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ • Экологические мировоззрения находятся в непрерывном континууме. Рисунок 26-2

  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ • Основное различие между экологическими мировоззрениями заключается в том, что они делают упор на роли людей в решении экологических проблем.• Некоторые считают, что люди являются наиболее важным видом на планете и должны стать менеджерами или распорядителями земли.

  • Экологические мировоззрения Планетарное управление • Мы отделены от остальной природы и можем управлять природой, чтобы удовлетворить наши растущие потребности и желания. • Благодаря нашей изобретательности и технологии у нас не закончатся ресурсы. • Потенциал экономического роста практически неограничен. • Наш успех зависит от того, насколько хорошо мы управляем системами жизнеобеспечения Земли, в основном для нашей пользы.Управление • На нас лежит этическая ответственность быть заботливыми менеджерами или распорядителями земли. • Вероятно, у нас не закончатся ресурсы, но их нельзя тратить зря. • Мы должны поощрять экологически благоприятные формы экономического роста и препятствовать экологически вредным формам. • Наш успех зависит от того, насколько хорошо мы управляем системами жизнеобеспечения Земли в наших интересах и для остальной природы. Экологическая мудрость • Мы являемся частью природы и полностью зависим от нее, и природа существует для всех видов.• Ресурсы ограничены, их нельзя тратить зря, и они не все для нас. • Мы должны поощрять поддерживающие землю формы экономического роста и препятствовать формам деградации земли. • Наш успех зависит от изучения того, как природа поддерживает себя, и интеграции уроков, полученных от природы, в наши мысли и действия. Рис. 26-3, стр. 617

  • Экологические мировоззрения: обзор • Некоторые аналитики сомневаются, что мы можем эффективно управлять землей, потому что у нас недостаточно знаний для этого.• Мировоззрение, ориентированное на жизнь и окружающую среду, считает, что мы несем этическую ответственность за предотвращение деградации экосистем, биоразнообразия и биосферы Земли.

  • Экологические мировоззрения • Глубинная экология требует от нас более глубокого размышления о наших обязательствах по отношению к человеческой и нечеловеческой жизни. • Экофеминистское экологическое мировоззрение считает, что женщинам должны быть предоставлены те же права, что и мужчинам, в нашем совместном стремлении к развитию более экологически устойчивого и социально справедливого общества.

  • Изменения в экологических ценностях и мировоззрении: около обнадеживающих тенденций • Глобальные и национальные опросы показывают сдвиг в сторону рационального управления, экологической мудрости и глубокого экологического мировоззрения.

  • Какое мировоззрение с большей вероятностью окажется правильным? • Использование изображений экономического или экологического коллапса может удержать нас от предотвращения или замедления деградации окружающей среды.

  • БОЛЬШЕ УСТОЙЧИВОГО ЖИЗНИ • Экологически грамотные граждане и лидеры необходимы для построения более экологически устойчивого и социально справедливого общества.• В дополнение к формальному обучению нам нужно учиться, непосредственно ощущая природу.

  • БОЛЬШЕ УСТОЙЧИВОГО ЖИЗНИ • Некоторые обеспеченные люди добровольно выбирают образ жизни, при котором они получают больше удовольствия от жизни, потребляя меньше. Рис. 26-7

  • Решения Разработка экологически устойчивых обществ Руководящие принципы Стратегии Учитесь на опыте и копируйте природу Сохраняйте биоразнообразие Устранение бедности Не ухудшайте и не истощайте природный капитал Земли, и живите за счет естественного дохода, который он обеспечивает Развитие эко-экономики Стройте устойчивую сообщества Возьмите не больше, чем нам нужно. Не используйте возобновляемые ресурсы быстрее, чем природа может их заменить. Не сокращать биоразнообразие. Используйте устойчивое сельское хозяйство. Старайтесь не причинять вред жизни, воздуху, воде, почве. Больше полагайтесь на доступную на месте возобновляемую энергию от солнца, ветра, текущей энергии. вода и устойчивая биомасса. Не изменять мировой климат. Делать акцент на предотвращении загрязнения и сокращении отходов. Не превышать допустимую нагрузку на землю. Не тратить впустую материальные и энергетические ресурсы. Помогать поддерживать способность Земли к самовосстановлению. Переработка, повторное использование и компост 60–80%. материальных ресурсов Восстановить прошлый экологический ущерб Поддерживать численность населения таким образом, чтобы потребности удовлетворяются без угрозы системам жизнеобеспечения. Оставить мир в таком хорошем состоянии, в каком — или лучше, чем мы его обнаружили. Подчеркнуть экологическое восстановление Рис.26-6, стр. 622

  • ЖИЗНЬ БОЛЬШЕ УСТОЙЧИВОГО • Мы можем помочь сделать мир лучше, не попадая в ментальные ловушки, ведущие к отрицанию и бездействию, и сохраняя наше вдохновляющее чувство надежды впереди любого сковывающего чувства отчаяния.

  • Легче жить на Земле: дюжина устойчивого развития • Сельское хозяйство • Сократите потребление мяса. • Покупайте продукты местного производства. • Покупайте больше органических продуктов и выращивайте собственные.• Не используйте пестициды. • Транспорт • Управляйте энергоэффективным транспортным средством. • Пешком, велосипедным, автомобильным или общественным транспортом. • Работайте дома или живите рядом с работой.

  • Легче жить на Земле: дюжина устойчивого развития • Энергопотребление в домашних условиях • Герметизируйте протечки, добавьте изоляцию, используйте энергоэффективные приборы. • Попробуйте использовать солнечную энергию, ветер, проточную воду, биомассу для получения энергии для дома. • Вода • Используйте водосберегающие души и туалеты, используйте капельное орошение, ландшафтный двор с естественными растениями, не требующими лишнего полива.

  • Более легкая жизнь на Земле: устойчивая дюжина • Потребление ресурсов • Сократите потребление и отходы материалов как минимум на 10%: утилизация и повторное использование. Рисунок 26-5

  • ЖИЗНЬ БОЛЬШЕ УСТОЙЧИВОГО • Хартия Земли призывает нас уважать и заботиться о жизни и биоразнообразии и строить более устойчивые, справедливые, демократические и мирные общества для нынешнего и будущих поколений. • Нам нужна надежда, позитивное видение будущего и стремление сделать мир лучше для жизни.

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.