Мировоззрение его сущность и: Мировоззрение, его сущность и виды.

Мировоззрение, его сущность, структура.

Мировоззре­ние
— неотъемлемый атрибут человеческого
сознания. Каждый человек имеет
мировоззрение, и у каждого человека оно
индиви­дуально-специфическое. Одна
из вечных философских проблем: что же
такое мировоззрение человека, как его
понимать, каково его социальное значение?

В
наипростейшем понимании слова
мировоззрение — это со­вокупность
взглядов человека на мир и смысл жизни.
Если кон­кретизировать, то мировоззрение —
это совокупность обобщенных представлений
о действительности, которые отображают,
рас­крывают и предопределяют
практическое и теоретическое отно­шение
человека к миру, способ восприятия,
осмысления и оценки им окружающей
действительности и самого себя как
конкретно-ис­торического субъекта
познания и практики.

 Мировоззрение
— не просто обобщенное представление
о мире, а форма самосознания человека,
узловыми категориями которого выступают
понятия «мир» и «человек». Через эти
понятия субъ­ект мировоззрения
осознает свое назначение в мире и
формирует жизненные установки. Отношение
«мир — человек» — это основ­ной вопрос
мировоззрения.

Мировоззрение
существу­ет в виде системы ценностных
ориентаций, идеалов, верований и
убеждений, а также образа жизни человека
и общества (как форма реализации духовной
сущности мировоззрения). И все это в
орга­ническом единстве — ведь о
мировоззрении человека мы судим по
делам его.

Таким
образом, определение соотношения
философии и мировоззре­ния можно
сформулировать так: философия — это
система ос­новополагающих идей в
составе мировоззрения человека и
обще­ства.

Мировоззрение
представляет собой сложное духовное
явле­ние, для которого характерна
целостность, единство всех компо­нентов.
Структуру мировоззрения составляют и
выполняют в нем важную роль такие
элементы, как:

Обобщенные
знания. Они являются основной,
информацион­ной базой мировоззрения.
Чем больше знаний у того или иного народа
либо у того или иного человека, тем более
серьезное обос­нование получает
соответствующее мировоззрение. К
 мировоззрению относятся не все и не
любые знания, а лишь те, которые являются
жизненно важными для человека, 
которые   практически и теоретически
раскрывают сущность отношений между
человеком и миром в каждую историческую
эпоху.

Убеждения. Это
внутренние социально-психологические 
элементы духовности, благодаря которым
воспринимаются или же, наоборот,
отбрасываются мировоззренческие знания.
Убеж­дения — это не только интеллектуальная
позиция, но и эмоцио­нальное состояние,
стойкая психологическая установка,
уверен­ность в справедливости своих
принципов, идей, взглядов. Поэто­му
убеждения являются одним из необходимых
структурных эле­ментов мировоззрения.

 Убеждения
— это твердо состав­ленная система
взглядов, которые накрепко упрочились
в нашей душе, при этом не только в сфере
сознания, но и глубже — в под­сознании,
в сфере интуиции, густо окрасившись
нашими чувст­вами. Мировоззрение
срастается с миром чувств и формами
пове­дения, оно очерчивает личность,
придавая качественную опреде­ленность
ее духовному миру. В сфере убеждений
невозможна сделка — двух безусловных
принципов убеждения в душе одной и той
же цельной и принципиальной личности
быть не может. Характеризуя природу
убеждений, С.Н. Булгаков писал: «Чрезвычайно
важную промежуточную ступень между
верою и знанием составляет так называемое
убеждение. Убеждение есть субъективно
наиболее ценная для нас часть наших
мнений, но вместе с тем убежденным можно
быть лишь в том, что не имеет характера
логической бесспорности, а в большей
или меньшей сте­пени поддерживается
верой. Нельзя быть убежденным, например,
в том, что сегодня такое-то число».

Убеждения
составляют стержень мировоззрения и
духовное ядро личности. Человек без
глубоких убеждений — это еще не лич­ность
в высоком смысле этого слова; это как
бы плохой актер, иг­рающий навязанные
ему роли и в конечном счете утрачивающий
свое собственное Я. Известно, что именно
идейная убежденность по­зволяет
человеку в минуту смертельной опасности
преодолевать сильнейший инстинкт
самосохранения, жертвовать жизнью и
со­вершать героические поступки.
Необходимо отметить, что мировоззрение
должно быть рассмотрено под углом зрения
его истинности, точнее говоря, меры его
истинности. Только истинные убеждения
могут служить результативным принципом
жизни че­ловека. Убеждение человека
дурно, если оно ложно.

Ценности. Ценности — это
положительное или отрицательное
отношение к явлениям окружающего мира,
которое основывается на потреб­ностях
и интересах людей, культуре определенного
социума. Их человек усваивает в процессе
жизни. По смыслу и сущности цен­ности
отличаются от знаний. Знаниям присуще
стремление к ис­тине — объективному
познанию реального мира, ценности же
воплощают в себе особое отношение людей
ко всему окружаю­щему в соответствии
с их стремлениями, потребностями,
интересами.

Под
ценностными ориентациями имеется в
виду система материальных и духовных
благ, которые человек и общество признают
как повелевающую силу над собой,
определяющую помыслы, поступки и
взаимоотношения людей. Эта ориентация
выражается и в практическом отношении
людей к этим ценностям.

Истинная
сущность человека определяется не его
отдельными качествами и порой случайными
поступками, а пре­обладающими интересами
и ценностными интересами. Жизнь об­щества
в немалой степени зависит от господствующего
мировоз­зрения, от того, какие убеждения
и идеалы исповедует образован­ная
часть общества, что считает наивысшей
ценностью на шкале всей иерархии
ценностей.

Идеалы. Это
мировоззренческая форма целенаправленного
отображения действительности, мысленный
образец совершен­ства, норма, к которой
следует стремиться как к конечной цели.
Важная особенность идеалов заключается
в том, что они пред­ставляют собой
опережающее отображение действительности.
Следует подчеркнуть, что общественный
идеал выполняет не только целенаправляющую,
но и оценочную (аксиологическую) функцию
по отношению социального субъекта к
объекту и к са­мому себе. Человек в
своей жизни, в своем постоянном
моделирова­нии будущего не может
обойтись без стремления к идеалу. Человек
испытывает потребность измышлять
идеалы: без них нет на свете ни одного
разумного человека, ни общества; без
них не могло бы существовать человечество.

Многие великие умы
задумывались над тем, что такое «идеал»?
И.С. Тургенев писал: «Жалок тот, кто живет
без идеала!».

Имея
в виду именно идеал, К. Маркс писал, что
идеи, которые овладевают нашей мыслью,
подчиняют себе наши убеждения и к которым
разум приковывает нашу совесть: это
узы, из которых нельзя вырваться, не
разорвав своего сердца. Во все времена,
ут­верждал Р. Роллан, были люди,
отдававшие жизнь за свои идеалы. По
словам Сенеки, когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь, для
него ни один ветер не будет попутным.
Анало­гично думал и Л.Н. Толстой: «идеал
— это путеводная звезда; без нее нет
твердого направления, а нет направления,
нет и жизни».

Вера. Проблема
ценностей в составе мировоззрения
тес­нейшим образом связана с такими
феноменами духа, как вера. Вера,
утвержденная на глубокой нравствен­ной
потребности души — один из стержневых
устоев духовного мира человека и
человечества. Может ли быть так, чтобы
человек в течение всей своей жизни ни
во что не верил? Такого быть не может:
хоть дрем­лющая вера, но непременно
наличествует в душе даже такого че­ловека,
про которого говорят, что он Фома
неверующий.

Вера
являет собой феномен сознания, обладающий
силой не­устранимости и огромной
жизненной значимости: человек не может
вообще жить без веры. Кроме того, у
человека существует нравственная или,
говоря точнее, нравст­венно-психологическая
необходимость веры: без нее, как и без
до­казательного знания, жить не только
духовно, но и практически невозможно.
Скажем, вера в добродетель опирается
на чувство ее необходимости, на чувство
того, что она слита воедино с моим
сокровеннейшим Я, которое нравственно
воспитано и социально абсолютно
необходимо.

Жизненные
нормы. Это образцы, стандарты деятельности,
ко­торые сложились исторически или
установились как определен­ные правила
поведения, их выполнение отдельным
человеком или группой людей является
необходимым условием подчинения личной
деятельности общественным требованиям.

Итак,
мировоззрение — это своеобразная
интегративная це­лостность знаний и
ценностей, разума и чувств, интеллекта
и действия, критического сомнения и
сознательной убежденности. Общее
функционирование названных элементов
и создает ту це­лостную систему
духовного мира человека, которая
побуждает к практическому действию, к
определенному образу жизни и мыс­ли.

Мировоззрение
в целом возникает как общечеловеческое
яв­ление, т. е. оно присуще каждому
человеку в нормальном состоянии. Но
именно общечеловеческий характер
мировоззрения пре­допределяет его
чрезвычайное разнообразие, ведь люди
очень по-разному представляли и
представляют мир и себя в нем.

Сущность мировоззрения и его внутренняя структура — Студопедия

Термин мировоззрение (миросозерцание) возник в конце XVIII в. и впервые стал использоваться представителями немецкой классической фи­лософии. Тем не менее определенные представления о мировоззре­нии, отражающем различные его свойства и стороны, стали склады­ваться намного раньше, выражаясь через содержание таких поня­тий, как мудрость, философия, метафизика, религия. Как правило, это были представления о некоем высшем обобщенном знании, наи­более ценном и труднопостижимом, обладание которым делает че­ловека мудрым, учит его правильно жить, согласовывать свои дейст­вия и поведение с непреходящими законами, господствующими в мире.

Само же слово мировоззрение состоит из двух слов: мир и воззрение, или сознание. Таким образом, в общем плане мировоззрение пред­ставляет собой специфическую форму сознания человека, его взгля­ды на Окружающий мир и свое место в этом мире. В философской энциклопедии это понятие трактуется так: «Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явле­ний в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоцио­нальная оценка человеком смысла его деятельности и судеб челове­чества, совокупность научных, философских, политических, право­вых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей»[170].

Детализируя сущность мировоззрения, ученые оперируют таки­ми понятиями, как знания, взгляды, убеждения и идеалы личности, которые позволяют ей выражать определенное отношение к явле­ниям окружающей жизни и занимать в ней определенную позицию. В этом смысле под мировоззрением следует понимать специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отно­шение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни.



Как видим, в качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают: а) система знаний, б) взгляды, в) убеж­дения, г) идеалы человека. В свою очередь указанные структур­ные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения и идеалы). Какую же роль они выполняют в структуре мировоззре­ния?

Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, имеющих форму описательно-констати­рующего суждения личности. Они связаны с осмыслением и понима­нием объективной стороны природных и общественных явлений и в этом составе могут одинаково мыслиться любым человеком, как, например, законы наследственности, описание историчес­ких событий и т.д. Вполне понятно, что овладение научными зна­ниями создает основу для выработки научного мировоззрения. Но известно и другое: отдельные люди выделяются своей науч­ной эрудицией, но не всегда имеют одинаковое мировоззрение. Значит, сами по себе знания не всегда определяют мировоззре­ние человека. Об этом немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете писал: «То, что я знаю, знать может каждый, а сердце такое лишь у меня».


Рассматривая знания как компонент мировоззрения, нельзя не коснуться и такого вопроса: все ли знания следует относить к миро­воззренческим? Некоторые исследователи (А.Г. Спиркин, К.К. Пла­тонов, Н.Г. Огурцов) к мировоззренческим относят не любые, а только обобщенные знания. Другие же (Э.И. Моносзон, P.M. Рогова) считают, что любое знание так или иначе может выполнять ми­ровоззренческие функции. Вопрос не простой. Но со вторым мне­нием здесь вряд ли можно согласиться. Как справедливо отмечает К.К. Платонов, «включение в научное мировоззрение всей суммы научных знаний означало бы, что ни один человек в мире не в со­стоянии овладеть научным мировоззрением, поскольку объем на­копленной ныне научной информации во всех областях чрезвычай­но велик. Включить в мировоззрение все научные знания – это означало бы отождествлять научное мировоззрение с наукой в целом»[171].

Для того чтобы знания способствовали формированию и разви­тию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъек­тивный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов.

Взгляд есть суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определени­ем им своего отношения к этим явлениям. Например, вопросы эволю­ции растительного и животного мира по-разному объясняют пред­ставители научного и религиозного мировоззрения.

Взгляды, безусловно, имеют большое значение для миропонима­ния человека и оказывают влияние на его поведение. Но прямой переход от взглядов и оценочных суждений к поступкам наблюдает­ся не всегда. Иногда взгляды и оценочные суждения человека не подкрепляются соответствующими действиями и поступками. Чело­век может, например, положительно оценивать принципиальность как черту личности, но в собственном поведении ее не проявлять. Или же человек может резко отрицательно оценивать, например, лицемерие и тем не менее проявлять его, действуя в своих эгоисти­ческих интересах. В этом смысле более действенным компонентом мировоззрения человека являются убеждения. Убеждения, как прави­ло, характеризуются сильным влиянием внутренних побуждений на деятельность, поведение и личностное развитие человека. В качест­ве таких побуждений выступают общественно-политические и нрав­ственно-эстетические идеи, которые представляют собой органи­ческий сплав знаний и стремлений человека. Иначе говоря, всякая идея как основа убеждения человека представляет собой глубокое познание истины и стремление (желание) придерживаться ее при любых обстоятельствах жизни. В этом смысле под убеждением следует понимать совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности и искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения.

Убеждения – это результат сложнейшего интеллектуально-эмо­ционального процесса и жизненного опыта личности, вследствие чего усваиваемые знания (идеи) приобретают силу глубоких внут­ренних мотивов и стимулов поведения и служат основой для укреп­ления ее волевых усилий. Убеждение – это то, что человек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать изащищать в любых условиях.

Надо сказать, что убеждения в отличие от знаний – менее по­движный компонент сознания и мировоззрения личности. Знания могут быть нейтральными для сознания человека, могут забываться или отбрасываться совсем как неистинные. Убеждения же, раз сло­жившись, не могут так быстро видоизменяться или исчезать с такой же легкостью, как знания. Например, убеждение в том, что центром Вселенной является Земля, долгое время вызывало у многих людей неприятие гелиоцентрической теории Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Потребовалось длительное время, чтобы это ошибочное убеждение в конце концов изменилось.

Фактически изменение убеждений – это изменение установок и направленности личности. Вместе с тем устойчивость убежде­ний есть несомненное достоинство человека, ибо благодаря ей личность сама ощущает себя и представляет для окружающих оп­ределенную целостность, ценность и индивидуальность. Если же у человека нет собственных убеждений, их заменяют неустойчи­вые стереотипы поведения, которые под влиянием более сильно­го внушения легко вытесняются другими, столь же неустойчивы­ми и часто диаметрально противоположными. Такой человек по­стоянно находится под чьим-то влиянием, бросается в крайнос­ти, готов идти за любым авантюристом, если он предлагает скорое и простое, доступное примитивному восприятию решение проблем.

Органическим компонентом мировоззрения являются идеалы личности. Идеал (от греч. idea – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремле­нием, личности. «Идеал, – пишет С. Л. Рубинштейн, – представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть»[172].

Таким образом, идеал человека – это мысленно-эмоциональное пред­восхищение того, каким он хочет и может стать. В идеалах воплощают­ся лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретных образцах поведения и деятельности, становятся стимулом и регуля­тором развития и формирования личности. Обычно в качестве идеалов выступают примеры выдающихся людей, жизнь и деятельность которых наполнены героикой подвигов в служении родине, науке, общественному прогрессу.

Такова сущность мировоззрения и его важнейших структурных компонентов.

Какие же идеи по вопросам развития природы, общества и чело­веческого сознания имеются в содержании образования и воспита­ния в школе и позволяют формировать у учащихся научное миро­воззрение?

Вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений.

Вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений на мир и место человека в мире. Отношение человека к окружающей действительности.

Мировоззрение включает в себя наиболее общие представления о мире, значит М. рассматривает не мир сам по себе, а как относится к миру человек к таким общим вопросам относится: Что я могу знать? На что надеятся? Ответы на эти вопросы всегда носят гипотетический характер.

М. определяет позиции человека их только 2:

1. Я в мире

2. Мир во мне

Характер М. определяется уровнем человеческих знаний, поэтому существуют различные уровни М. Форма М. или тип это относительно целое представление, которое определяется развитием материального и духовного производных и носит исторический характер.

Это позволяет выделить типы:

1)Мифологическое М. характеризуется чувственно-наглядным знанием о мире. И формируется в рабовладельческом обществе. Главная особенность Мм, является одушевление природных процессов, а это есть продукт воображения. Значит человек часть природы и природа наделяется свойствами человека и мифологические боги находятся среди нас.

2)Естественно-научный сформировались в 17-18 веке под влиянием наук. Особенности типа абсолютизация законов природы и рассматривание этих законов исходя из своей науки. Фрейд считал, что поведение человека определяется бессознательно.

3)Религиозный. Вытекает из мифологии, но формируется у человека, когда появляются зачатки теоретического мышления, т.е. способно отделить общее от конкретного предмета. И эти понятия рассматриваются как самостоятельные сущности, и возникает вера как основной принцип религии. Это происходит 40-50 тыс. лет назад.

4)Философское мировоззрение.

Четвертым типом М. является философское М. оно тесно связано с уровнем естественно научных знаний. фМ. Это логико-теоритический взгляд на мир в нем отражается общие представления которое складывается в следствии изучения естественных и гуманитарных наук.

 

 

ВОПРОС. Предмет, структура и функции философии. Философия и медицина.

Ф в настоящее время определяет тенденции развития современных наук и общества.

Функции философии.

1.Онтологическая. Рассматривает учение о бытии мира, что такое мир.

2.Познавательная

3.Антропологическая

4.Критическая. Осмысливает вопросы философии с позиции современных знаний.

5.Оценочная. В этой функции в настоящее время отводится роль т.к. философские суждения тесно переплетаются с практикой врача. Формирует нравственные принципы современной врачебной деятельности, которая сегодня определяется концепцией качества жизни.


6.Методологическая. Имеет проявление во всех науках.

Философия в обществе.

Дает ключ ответа на вопрос, чего такое убеждения человека его идеалы взгляды на мир значит у человека вырабатывается определенный тип мировоззрения отсутствие М. приводит к самоубийству, алкоголизму, наркомании.

фМ. Позволяет социально овладеть общенаучными методами познавания, т.е. выводы получает в рамках философии связан не только средством познания научных знаний, но и сам входит содержание науки, поэтому многие ученые в области конкретных наук является видным философами (Пифагор, Декарт).

Ф помогает научиться теоретически мыслить т. к. творческое мышление не является врожденным свойством оно существует в виде задатков которые должны быть развиты и изучены Ф. является средством для развития способностями. Какая польза от врача знающего мед науку, но не понимающего ее.

 

 

Вопрос. Атомистические идеи в античной философии.

ВОПРОС. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА.

Философия Платона.

Платон явился создателем системы объективного идеализма. ОИ – утверждает что дух, мышление (идеи или понятия) существуют объективно независимо от человеческого сознания и первичны по отношению к природе. Такой подход приводит к тому, что существует высшая сверестественное существо, творец (гемург) создает физический мир или копию согласно идеальной модели поэтому он является автором копии. Модель вечный овразец который позволил познать чувств мир, который сущ-ет для добра и вечный мир, который существует для совершенства. Исходя из этого Платон выделяет два вида мира:

1. Мир ИДЕЙ – они никем не созданы, они неизменны.

Если душа не нашла место, то возникают неправильные государства.


Демократия – это худшее что может придумать человечество. Поэтому нужно стремится к идеальному государству. Как познает человек окружающий мир. Познание осущ-ся следующим образом – все человеческие души находятся в мире вечных идей, там они если душа не ленится познают эти всчьные идеи и переселяясь в конкретного человека начинают вспоминать все, что они видели в мире идей.

2. Мир ВЕЩЕЙ

Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является лишь тенью и произведен от мира идей (эйдосов), т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же.

 

 

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

«Платон мне друг, а истина дороже» это значит, что Аристотель не разделял мир на две структуры, а считал, что существует материальный мир и в вечных идеях не нуждается, поэтому онтология у Аристотеля следующая. Все сферы человеческих знаний он делит на первую философию. Это то, что существует вне и вне ее это первая философия получила в дальнейшем название метафизика. Вторая философия – предметом второй философии является физика, которая стремится ответить на вопрос существует, что либо кроме материи или нет. Впервые, рассматривая метафизику как учение о первопричинах, он выделил четыре основных причины: материальную, действующую, формальную, финальную. Такая позиция позволила Аристотелю выделить различные науки: теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика), творческие (риторика, поэтика). Рассматривая мир, стоит на позициях геоцентризма. Космос конечен, замкнут в пространстве, в центре земля или шар. Земля состоит из пяти стихий (холодное, теплое, сухое, влажное, эфир) в области теории познания Аристотель выделяет две ступени. Чувственную и рациональную. Он впервые описал в книги о животных, более 500 видов и доказывал, что растения и животные представляют больший интерес чем небесные тела ибо позволяют познать растительный и животный мир. Это позволяет рассматривать Аристотеля как основателя биологии как науки.

 

Киники

Самыми известными представителями киников были ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н. э.) и его ученик Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н. э.). Антисфен выступал за упрощение жизни, считал, что философия должна быть ближе к природе. «Тонкое» мудрствование он считал никчёмным. По его словам не должны существовать ни правительства, ни государства. Презирал богатство и роскошь. Прославил Антисфена его ученик Диоген. Сохранилось множество преданий, легенд и забавных случаев, связанных с этим философом. Считается, что жил Диоген в бочке. Он, как и его учитель, ненавидел богатство, считая его явлением случайным. Разум для киников был единственной ценностью. Диогена считают первым приверженцем космополитизма, он не признавал никаких границ и государств, считая человека — высшим благом.

Скептицизм

Скептицизм — направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего. В частности Демокрит утверждал, что мёд ничуть не более сладок, чем горек, кроме того он постоянно меняется. Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Основателем скептицизма является Пиррон. На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

Эпикуреизм.Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 55 — 90 гг.). Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Эпикур приписывает атомам способность «отклоняться» в результате движения «связной цепью». Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению, часто созерцательному. Высшим благом для философа по Эпикуру является постоянное ощущение наслаждения, то есть избавление от страданий. Для этого он призывает жить разумно и нравственно, проявлять уважение к богам.

 

Лукреций — философ, политик и поэт, автор поэмы «О природе вещей», в которой изящно описывает неуловимое действие испускаемых атомами «эйдосов» на органы чувств, которое вызывают у людей чувства и эмоции. Также как и Эпикур признает существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких частиц.

Стоицизм

Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Представители: Зенон Китийский, Ксенофан, Хрисипп; I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Идеал стоика — невозмутимый мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. На учение стоиков поэтому сильное влияние оказал Сократ. По мнению Хрисиппа вся вселенная состоит из единой душевной женственно-нежной материи — эфира. Марк Аврелий, римский император, считал, что всё в мире взаимосвязано, развивается по какому-то закону, под руководством божественного провидения. Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: она упорядочивается все в мире. Марк Аврелий также считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной задействовано всё население страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и рабов. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.

 

 

МОНТЕСКЬЕ

МОНТЕСКЬЕ (1689- 1755) — французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо , член Французской академии. Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по объективным законам материального мира. Задачей философии Монтескье считал постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. С точки зрения Монтескье, за кажущейся случайной цепью событий необходимо усматривать глубинные причины. Внешний мир, по М., отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта. Монтескье увязывал собственную классификацию типов государственного устройства с общественной морфологией или (по Дюркгейму) с количественными параметрами данного общества. Монтескье настаивал на том, что народ назначает государя в силу договора и этот договор должен исполняться; государь представляет народ только так, как угодно народу. К тому же, по Монтескье, неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него. Философия Монтескье, не раз интерпретировавшаяся самыми различными способами в истории западной общественной мысли, постулировала принципиальное наличие у людей свободы воли. Общество, по Mонтескье, целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс, с его точки зрения, недостижим .

 

 

Позитивизм – направление в философии 19 – 20 вв, основанное французским философом. П. никогда не представлял собой единой школой, его многочисленных сторонников в разных странах всегда объединяла некоторые общие черты. Огюст Конт, который впервые в 6-ти томах дал характеристику нового направления. Смысл – наука сама по себе философия, и поэтому не нуждается ни в какой философии, тем самым из науки изгонялись теоретические выводы.

Первый этап. 30-40 годы 19 века. Француз Огюст Конт, англичанине Спенсер и Милль.

Конт и его сторонники говорили о определяющей идее, роль техники, науки и промышленности в социальном прогрессе. прогресс человечества подчиняется трем законам:

— закон трех стадий

— закон постоянного подчинения, воображения, наблюдения

-, закон двойственной эволюции технической и интеллектуальной.

В познании мира человечество проходит три стадии своего интеллектуального развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Одновременно человечество проходит и три стадии своего технического развития. Спенсер предлагает совокупность методов приемов познавательных средств для объяснения биологии и социологии, физики и информатики. А это ведет к тому, что философия прекращает свое самостоятельное существование. Таким образом первый этап позитивизма стремится превратить философию в науку, которая должна изучать лингвистику и семантику (науку о языке и толковании понятий).

Второй этап развития позитивизма возник в конце 19 начале 20 века. Представителями были немецкий физик Мах, французский физик и философ Пуанкаре швейцарский физик, математик и философ Авенариус.

Сущность взглядов – это направление претендует на третью линию в философии т.е. не материализм и не идеализм не может ответить на вопрос что же является источником бытия и заявляют наша философия – философия реальности. Это значит любое положительное научное знание – физическое, биологическое астрономическое само по себе знание философское.

Ленин в работе «Материализм» и «Эмпириокритицизм» дает научное обоснование открытым данным, отмечая, что существует понятие материи для обозначения существующей вне объективной реальности, которая познается, отражается нашим сознанием и осуществляется на практике.Философское понятие матери не низменно, а естественно-научные представления о материи изменяются в связи с научно-техническим прогрессом.

Третья историческая форма позитивизма возникла в 20-е годы 20 века в Австрии. Основатели: профессора индукт. наук Венского университета. В него входили Карнап, Нейрат. Они считали, что позитивизм должен заниматься изучением методов исследования наук, используя математическую логику. Это ведет к развитию и разработки новых философских понятий. Позитивизм в современных условиях приняли разнообразные формы.

 

 

Ницше

атрибуты философии:

1. «Бог мертв»

2. Нигилизм (уничтожение) переоценка ценностей.

3. «воля к власти»

4. Теория сверхчеловека

Произведения : антихрист, по ту сторону добра и зла, воля к власти

По ту сторону добра и зла : «Падающего подтолкни» — в этом мире слишком много слабых людей, им лучше умереть, чем жить ( до тех пор пока человек живет в мире безмятежного покоя, он не может оценить свои собственные силы). Ницше – сын Пастера получил религиозное воспитание. Эти слова — событие. Власть над самим собой, над своими проблемами, нерешительностью, неуверенностью, каждый день жизни должен быть демонстрацией воли. Подниматься всегда тяжелее чем падать. Жизнь — это бесконечная волю к совершенству. Когда человек говорит, что он всего достиг, чего хотел, то начинается деградация.

Шопенгауэр

Основоположник философии воли. Особое значение придавал осмыслению проблемы воли как основной сущности мира. Все многообразие в познании мира есть обнаружение воли, которая есть подлинное ядро человека. Всякое движение воли стремится к осуществлению желания, оспаривая у другого материю, пространство и время. Познание служит сохранению воле существа, наделенного разнообразными потребностями. Он считал , что сущность всех вещей обуславливаетс волей к жизни. Шопенгауэр в основном опирался на Канта и на Веды.

 

 

Модели развития.

1. классическая модель диалектики. Гегелевская диалектика. Модель поступательного развития.

Диалектика была создана Гегелем. Это идеальная философия. Был характерен рационализм. Мир развивается по законам логики. Диалектика может описать противоречия, как источник развития. Делал упор на преемственность развития. Материалистическая диалектика – диалектика созданная Марксом. Он ученик Гегеля, но пришел к материализму. У Маркса развивается сама материя, объемная действительность.

2.материиалистическая диалектика(Маркс, Энгельс). Материалисты, развивали материальный мир. Источник развития — материальные противоречия объективной истины, производитель прогресса общество социально развивающиеся.

3.натуралистическая. основоположник – Спенсер, основная идея – идея эволюции( постепенной и всеобщей) в живой и неживой группе. Суть: переход от однородности к разнородности. Выступали за постепенный характер эволюции.

4.концепция творческой эволюции. Основоположник: Бергсон. Облигатная революция – характерно появление нового качества, которое появляется из исходных данных.

5. археологическая концепция. Основоположник – Жан Поль Сартр. Диалектика принадлежит человеческому разуму. Объективному миру несвойственна.

 

 

Теоретический уровень научного познания – более высокая ступень отражения действительности, где объект представляет со стороны его связей и отношений, которые не доступны непосредственному изучению и которые вскрываются мышлением

Цель: объяснение фактов, выявление причинно-следственных связей. Существуют идеализируемые объекты (материальная точка)

Методы теоретического познания:

· формализация;

· идеализация;

· моделирование;

· системный подход;

Формы теоретического познания:

ü Гипотеза – форма существования знания, которые характеризуются недостоверностью, вероятностным характером.

Структура гипотезы:

1. ознакомление с эмпирическим материалом, попытка объяснить его с точки зрения ужу существующих теорий.

2. выдвижение догадки о причинах и закономерностях явлений

3. оценка выдвинутой гипотезы с позиции логической непротиворечивости, совместимость с другими.

4. разворачивание предположение

5. экспериментальная проверка

После этого гипотеза может стать теорией. Гипотеза чаще имеет объяснительный характер, но имеет и экзистенциальный, математический.

ü Теория – система обобщенного и достоверного знания об определенном элементе действительности, которая объясняет и предсказывает формирование определенной совокупности объектов.

Характерны:

1. экспериментальная подтверждаемость

2. законы, понятия, идентифицированный объект.

Функции теории:

1. синтетическая функция

2. объяснительная – выявление причинно-следственных связей, дает характеристику прошлого.

3. методологическая – на основе теории формируются методы

 

 

вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений на мир и место человека в мире. Отношение человека к окружающей действительности.

Мировоззрение включает в себя наиболее общие представления о мире, значит М. рассматривает не мир сам по себе, а как относится к миру человек к таким общим вопросам относится: Что я могу знать? На что надеятся? Ответы на эти вопросы всегда носят гипотетический характер.

М. определяет позиции человека их только 2:

1. Я в мире

2. Мир во мне

Характер М. определяется уровнем человеческих знаний, поэтому существуют различные уровни М. Форма М. или тип это относительно целое представление, которое определяется развитием материального и духовного производных и носит исторический характер.

Это позволяет выделить типы:

1)Мифологическое М. характеризуется чувственно-наглядным знанием о мире. И формируется в рабовладельческом обществе. Главная особенность Мм, является одушевление природных процессов, а это есть продукт воображения. Значит человек часть природы и природа наделяется свойствами человека и мифологические боги находятся среди нас.

2)Естественно-научный сформировались в 17-18 веке под влиянием наук. Особенности типа абсолютизация законов природы и рассматривание этих законов исходя из своей науки. Фрейд считал, что поведение человека определяется бессознательно.

3)Религиозный. Вытекает из мифологии, но формируется у человека, когда появляются зачатки теоретического мышления, т.е. способно отделить общее от конкретного предмета. И эти понятия рассматриваются как самостоятельные сущности, и возникает вера как основной принцип религии. Это происходит 40-50 тыс. лет назад.

4)Философское мировоззрение.

Четвертым типом М. является философское М. оно тесно связано с уровнем естественно научных знаний. фМ. Это логико-теоритический взгляд на мир в нем отражается общие представления которое складывается в следствии изучения естественных и гуманитарных наук.

 

 

1.Мировоззрение, его сущность, структура и исторические виды.

Основа
мировозрения 
дана нам при
рождении, 
далее развитие идет по
спирали, 
и, если заботливые руки
тебя держали, 
зрение открывало
горизонты и дали, 
раскрывая смысл
последующих знаний. 
Сущность
их такова, 
что природа создаёт
образа, 
как начальный элемент
созидания действительности, 
в
которой человек ищет свои добродетели. 
Также,
основа есть воспитание, 
плюс
способность к созерцанию, 
и желание
расширить рамки своего существования. 
По
сути, это свобода духа, 
это победа
над серостью поэта, 
это начальная
фаза познания Бога.

Структура
мировоззрения в качестве своих важнейших
элементов, включает:

-систему
информации и знаний;

-взгляды,
отношения и критерии оценки окружающего
мира;

-установки
и убеждения, предопределяющие поведенческие
мотивы человека;

-идеалы
человека – образы, предопределяющие
развитие человека и его движение, как
активного, преобразующего мир, субъекта.

Современный
этап исторического развития характеризуется
небывалым усложнением взаимосвязей
между всеми сторонами жизни общества,
между континентами, странами, регионами.
Преобразования, происходящие во всем
мире, обострение глобальных проблем
значительно усилили интерес к общим 
вопросам общественного развития.
Концептуальное исследование этих
вопросов имеет важное методологическое
значение для изучения процессов,
происходящих в современном мире, связей
прошлого, настоящего и будущего в истории
человечества. В этой обстановке
усиливается значение философского
осмысления человеком своего отношения
к действительности, поскольку речь идет
о способности и возможностях человека
ориентироваться в условиях, когда
происходит изменение глубинных
мировоззренческих установок, принятых
в данном обществе.

Различные
стороны мира, играя существенную роль
в жизнедеятельности человека, отображаются
в его сознании и выражаются в различных
формах общественного сознания. Каждая
такая форма представляет собой не только
отражение определенной стороны
действительности, но и фактор, определяющий
ориентацию человека, обусловливает
направленность его целеполагающей
деятельности в данной сфере жизни.
Осваивая окружающий мир, идя путем проб
и ошибок, находок и потерь человек
накапливал необходимые знания, обобщал
их и систематизировал. Эти знания
передавались из поколения в поколение,
обогащались новыми приобретениями,
открытиями, совершенствовались, помогали
человеку выжить и осознать себя как
личность.

По
мере становления и развития человека
и общества росла потребность разобраться
в окружающем мире, раскрыть его «тайны».
Индивида всегда интересовали вопросы
о том, как устроен мир, каково место в
нем человека, является ли человек творцом
своей судьбы,  может ли стать повелителем
тех сил, в борьбе с которыми приходится
утверждать свое существование, можно
ли достичь счастья, в чем смысл
человеческого существования и мн. др.
При анализе такого рода вопросов от
общих рассуждений разум неизбежно
переходит к конкретным измерениям
человеческого бытия: как строить свое
отношение к природе, обществу, друг к
другу, какими знаниями и ценностями
руководствоваться?  Ответы на эти и
другие вопросы дает мировоззрение,
формирующееся в культуре.

Понятие «мировоззрение»неотделимо
от понятия «человек».Мировоззрение– способ духовной ориентации человека
в окружающей действительности,
определенный взгляд на мир. Это система
наиболее общих представлений и знаний
о мире и месте человека в нем, ценностях
и убеждениях личности. Комплекс таких
представлений необходим индивиду для
организации его деятельности, поведения,
общения, для самоутверждения, определения
линии жизни и стратегии поведения.

Важнейшими
компонентами мировоззрения являются:
во-первых, образ самого субъекта;
во-вторых, картина мира и в третьих,
жизненная стратегия индивида.

При
изучении мировоззрения выделяют
также ступени мировоззренческого
освоения мира: «мироощущение»,
«мировосприятие», «миропонимание».
Мироощущение —первая
ступень мировоззренческого становления
человека, представляющая собой чувственное
осознание мира, когда мир дается человеку
в форме образов, организующих индивидуальный
опыт.Мировосприятие —вторая
ступень, позволяющая видеть мир в
единстве сторон, давать ему определенную
интерпретацию. Мировосприятие может
базироваться на различных основаниях,
не обязательно теоретически обоснованных.
Мировосприятие может быть  как
положительно, так и негативно окрашенным
(например, мировосприятие абсурдности,
трагичности, потрясенности
существования).Миропонимание —высшая
ступень мировоззренческого освоения
мира; развитое мировоззрение со сложными
переплетениями многогранных отношений
к действительности, с наиболее обобщенными
синтезированными взглядами и
представлениями о мире и человеке. В
реальных измерениях мировоззрения эти
ступени неразрывно связаны друг с
другом, взаимно дополняют друг друга,
образуя целостный образ мира и своего
места в нем.

Анализируя
структуру мировоззрения, можно выделить
его следующие стороны: познавательную,
аксиологическую, праксеологическую.
Каждая
из этих сторон мировоззрения представляет
собой сложную подсистему, где также
можно выделять отдельные компоненты
(аспекты).

Исторически
первым типом явилось мировоззрение
,
основанное на мифологии. Ощущение
человеком бытия, эмоциональное восприятие
и доступное ему понимание природы
выражались в древних сказаниях о всесилии
богов, подвигах героев, осуществляемое
в метафорической, художественно-образной
форме. При всем многообразии древних
мифов (первобытное общество, древнеиндийские,
древнекитайские, древнегреческие и
т.д.) в них проявились сходные представления
человека о мире, его устройстве и
человеке. Мир здесь, как правило,
представлялся в виде хаоса, столкновения
случайностей и действий демонических
сил. Мифологическое сознание не
фиксировало различий между естественным
и сверхъестественным, между реальностью
и воображением. Существенным является
и то, что сознание людей первобытного
общества было полностью равнодушно к
обнаруживающимся в сказаниях противоречиям.
В мифе слиты воедино мышление и действие,
нравы и поэзия, знания и верования.
Подобная целостность, синкретичность
(нерасчлененность) мифологического
сознания была исторически необходимым
способом духовного освоения реальности.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод
о том, чтомифологическое
мировоззрение
есть совокупность
представлений о мире, основанных на
фантазии и вере в сверхъестественные
силы, их сходстве с проявлениями
человеческой активности и человеческими
отношениями. Такое уподобление природного
мира миру человеческому получило
название «антропоморфизма».

По
мере дальнейшего развития общества
мифологическое мировидение утрачивает
прежнюю роль, хотя некоторые его элементы
могут воспроизводиться в массовом
сознании и в наши дни. Цивилизация
вызвала к жизни новые типы мировоззрения
– религию и философию. Главные
признаки религиозного
мировоззрения
– вера в
сверхъестественные силы и существование
двух миров (высшего – совершенного,
горнего и низшего – несовершенного,
земного). В отличие от мифологического,
религиозное мировоззрение только
частично опирается на антропоморфные
представления, ориентируя человека на
осмысление своих отличий от природного
мира и осознание своего единства с 
человеческим родом.

На
всех вышеназванных уровнях в различной
степени присутствует обыденное
(житейское) мировоззрение
, которое
представляет собой совокупность
воззрений на природную и социальную
реальность, нормы и эталоны поведения
человека, основанные на здравом смысле
и повседневном опыте многих поколений
в различных сферах своей жизнедеятельности.
В отличие от мифологического и религиозного
мировоззрения оно ограниченно, несистемно
и неоднородно. Содержание обыденного
мировоззрения варьируется в довольно
широком диапазоне, отражая специфику
образа жизни, опыта и интересов
определенных социальных групп.

Параллельно
с обыденным формируется и научное
мировоззрение[2],
которое
представляет собой систему представлений
о мире, его структурной организации,
месте и роли в нем человека; эта система
строится на основе научных данных и
развивается вместе с развитием науки.
Научное мировоззрение создает наиболее
надежную общую основу для правильной
ориентации человека в мире, в выборе
направлений и средств его познания и
преобразования.

Все
типы мировоззрений имеют свои плюсы и
минусы. Мифологическое и религиозное
мировоззрение по-своему, зачастую
стихийно, осуществляют связь поколений,
закрепляют и передают систему социальных
ценностей, идеалов и норм поведения.
Вместе с тем, действительность
воспринимается в них в иллюзорном,
искаженном виде, противореча данным
науки. Научное мировоззрение опирается
на рациональное осмысление мира, не
допуская интуитвного, иррационального
понимания мира, и оно также не в полной
мере может отразить и описать существующую
реальность и рассмотреть все проблемы,
связанные с пониманием человеком мира.

На
основе мифологического и религиозного
мировоззрений, а так же основ научных
знаний складываются культурно-исторические
предпосылки генезиса философского
мышления. Философское
мировоззрение
возникло из
потребности рационального и иррационального
объяснения мира. Оно является исторически
первой формой теоретического мышления.
Объединяет и дополняет все недостающие
моменты предшествующих типов мировоззрений.
Философское мировоззрение является
наиболее общим: оно касается отношения
человека к миру, а все явления рассматривает
с точки зрения не столько содержательных
характеристик, сколько с позиции ценности
их непосредственно для человека. Для
данного типа мировоззрения характерно
стремление выработать универсальные
теоретические понятия (категории) и
принципы и на их основе дать сущностный
анализ действительности, выявить
предельные, всеобщие основания,
закономерности существования и развития
человеческой культуры.

Сущность и структура мировоззрения

Термин «мировоззрение» появился и вошел в научный оборот в конце 18 века в связи с научным творчеством представителей немецкой классической философии. Но это не значит, что именно тогда сформировались все концептуальные положения этого явления. Прежде всего, следует сказать, что многие представления, без которых сегодня невозможно представить себе какое-либо мировоззрение (неважно, о каком типе мы говорим, массовом или индивидуальном), пришли в мировоззренческий конгломерат из совершенно разных форм общественного сознания. .Более того, само мировоззрение выражалось преимущественно через содержание таких духовных явлений, как философия, мифология, метафизика, религия.

Мировоззрение, его сущность и структура, как правило, выражаются через те представления индивидов, которые они сформулировали в процессе обобщения знаний, полученных в результате социальной практики. В результате таких обобщений возникло понимание мировоззрения как особой формы индивидуального сознания, в которой отражены его взгляды на окружающую действительность и его место в этой реальности.

В многочисленных источниках можно найти самые разные определения мировоззрения, но при всей их несходственности можно утверждать, что все они практически одинаково интерпретируют структуру мировоззрения как многосложное явление.

В состав философии в философии входят такие важные компоненты, как знания, установки, убеждения и идеалы, с помощью которых человек выражает свое отношение к окружающей действительности и формирует собственное положение в этом мире.

В состав мировоззрения как важнейших его элементов входят:

  • система информации и знаний;
  • взглядов, взглядов и критериев оценки окружающей среды;
  • отношения и убеждения, предопределяющие поведенческие мотивы человека;
  • Идеалы человека — образы, предопределяющие развитие человека и его движения, как активного, преобразующего мир, субъекта.

Но на этом структура мировоззрения не исчерпывается, поскольку все вышеперечисленные элементы можно разделить на объективные (они включают в себя знания) и субъективные (это в основном взгляды, убеждения и идеалы).

Все компоненты мировоззренческой структуры имеют полностью определенное функциональное назначение.

Знание, представляющее собой определенным образом переработанную систему научной информации, я помогаю людям постигать окружающий мир и явления, происходящие в нем.В рамках этого компонента наблюдаются вполне определенные расхождения, которые объективны и достаточно объяснимы. Например, люди могут иметь примерно сопоставимые интеллектуальные потенциалы, но в то же время полностью различаться в своих взглядах на мир.

Структура мировоззрения, включающая взгляды людей, предполагает их рассмотрение как суждения, которые, в отличие от знаний, выражают субъективное заключение индивида о реальности. Например, представители научного и религиозного мировоззрения совершенно по-разному рассматривают вопрос о происхождении человека.

Знания, как и взгляды, не всегда выступают в качестве мотивирующего фактора. Более важным в этом вопросе являются убеждения. Формируясь на основе какой-либо идеи, убеждения отражают синтез объективных знаний и стремлений, что фиксирует социальные позиции человека в обществе и его деятельность.

Структура мировоззрения как его органический элемент предполагает наличие идеалов. В простейшем смысле идеал — это образ, в котором запечатлено ожидаемое, идеальное, то есть, к которому у мужчины есть сильное стремление и высокое (с точки зрения критериев) отношение.Как правило, они воплощают в себе лучшие образцы человеческого мышления и поведения.

Таким образом, мировоззрение — это системное единство составляющих его компонентов. Взаимосвязь между этими компонентами может со временем меняться, и тогда один из них может стать доминирующим не только на уровне индивидуального сознания, но и социального.

с >>.

Его сущность и развитие Эдвард Конзе

Мой опыт буддизма ограничен тем, что в течение нескольких недель был сосед по комнате, который молился гохондзону о деньгах. . . но я не думаю, что Лерой был хорошим примером какой-либо религии. Я всегда немного разочаровываюсь, когда вижу, что люди читают только те книги, которые, как они заранее знают, укрепят их существующие мнения, и часто говорят, что смысл чтения — бросить вызов своим собственным убеждениям. Последние несколько месяцев я следовал своему собственному совету, читая о некоторых системах, несовместимых с моим основным мировоззрением — пифагорейцах, Пармениде, Карле Джаспере, немецком идеализме девятнадцатого века.. . и эта книга о буддизме. Поскольку я никогда не понимал, как люди могут верить в христианство, которое является религией, в которой я вырос, я предположил, что найду буддизм еще более непонятным, но, возможно, из-за того, что сначала прочитал эти другие книги, это имело определенный смысл. , если принять идеалистические посылки. Я не знаю, так что я не собираюсь обращаться в ближайшее время, но книга была полезна для понимания основной системы убеждений.

Конзе, который в анонсе описан как крупный буддийский ученый, дал хорошее краткое изложение доктрин в историческом контексте, объясняя различия и развитие основных школ; по крайней мере, теперь я знаю, что имеется в виду, когда я вижу ссылку на Тхеравадины, Махаяни или Дзэн, и чем они отличаются.Я предполагаю, что автор сам буддист или, по крайней мере, сочувствующий ему, но его описания кажутся довольно объективными и не отдают предпочтение одной версии над другой (за исключением очевидной неприязни к секте Лероя, Нитирэн, которую он называет «милитаристской» и считает больше разновидность синтоизма, чем буддизм.) Фактически, буддизм — это не исключительная религия, а тип доктрины, которая может быть наложена на другие религии, так что многие буддийские школы включают в себя большую часть индуизма, даосизма или других религий.Это объясняет, почему буддизм может рассматриваться как не имеющий Бога или имеющий целые пантеоны.

Конзе также объективно признает некоторые недостатки буддизма; в то время как он подчеркивает его терпимость и пишет, что «Само собой разумеется, что в буддизме будет мало места для религиозных преследований — для крестовых походов или инквизиций. Если Будда был оскорблен, буддист не увидел бы особых причин пытать или убивать человека кто «оскорбил» его … Буддисту показалось бы неуместным убедить кого-то в высшем качестве его великой доброжелательности, сжигая его заживо, — признается он несколькими страницами позже, — в своем желании выразить неодобрение христианству многие авторы окрашивают буддизм в слишком белый цвет, и необходимо признать, что иногда буддисты были способны к поведению, которое мы обычно считаем христианским.«В качестве примера он указывает на это». . . Успех [Желтой церкви в Тибете] был обусловлен военной поддержкой монголов, которые в 17 веке часто опустошали монастыри соперничающих красных сект и которые повсюду поддерживали Далай-ламу, главу Желтых Церковь ». Он приводит другие примеры, но большинство из них кажутся мне довольно заслуживающими доверия буддистам, поскольку они были связаны с сопротивлением колониальным державам.

В конце концов, я захочу прочитать некоторые из первоисточников или« священных писаний », но пока эта книга дала мне некоторое представление о буддизме.

.

PPT — Гуманизм и нормативизм. Два фундаментальных аспекта личного мировоззрения. Презентация в PowerPoint

  • Гуманизм и нормативизм . Два фундаментальных аспекта личного мировоззрения Артура Нильссона. Университет Лунда, Швеция. 13-й Европейский психологический конгресс, 12 июля 2013 г., Стокгольм, Швеция

    .

  • The studyworldviews: что это такое и почему нам это нужно? Исследование мировоззрений обращается к самым основным конструкциям, предположениям и сценариям человека для понимания мира. Конкретные убеждения, отношения и ценности, встроенные в более широкие системы смыслового мировоззрения, обеспечивают источники субъективного смысла в личности и, как таковые, должны быть изучены в равной степени своими собственными правыми людьми Изучение мировоззрений и самооценок.

  • Как westudyworldviews? Самые основные конструкции, предположения и сценарии, вероятно, будут проявляться в разных сферах мировоззрения (например,грамм. взгляды на человеческую природу, моральные убеждения, эпистемологические ориентации). Если мы сможем найти широкие модели мировоззрения, мы сможем получить информацию об основных источниках смысла. Но предыдущие исследования мировоззрений направлены на априорное разделение различных областей мировоззрения без обоснования. мера, самоцель, активная, творческая, мыслящая, желающая, любящая сила в природе? » Нормативизм: «Или человек должен реализовать себя, достичь своего полного роста только через борьбу, участие, соответствие норме, мере, идеальной сущности, в основе своей предшествующей человеку и независимой от него?» Сильван Томкинс, 1963 Человеческая природа: В основном хорошие и ценные В основном плохие и бесполезные Межличностные отношения: Влияние: Эпистемология: Общество:

  • Цели текущего исследования • Улучшение и оценка измерения гуманизма и нормативизма • Лучшее понимание их происхождения и объяснительной силы по отношению к психотерапии конструкции и явления

  • Как мы измеряем гуманизм и нормотизм? Tomkins (1964): ThePolarityScale — 59 пар элементов (118 элементов) Stone & Schaffner (1988): ThePS40 — 40 пар элементов (80 элементов) de St.Обен (1996): ModifiedPolarityScale — 80 пунктов Лайкерта Нильссон (2013): Гуманизм-Нормативизм FacetScales — 60 пунктов Лайкерта • Двухуровневый анализ (ср. Большая пятерка) • Повышенная достоверность содержания • Повышенная надежность

  • Ключевой вопрос: Гуманизм и нормативизм образуют (а) одно биполярное измерение , (б) два отрицательно коррелированных измерения или (в) два несвязанных измерения? Низкая корреляция в предыдущем исследовании Швеции (MPS): N = 531, Chi2 (29) = 180,9, p <0,001, CFI =.91, RMSEA = 0,099 США (HNFS): N = 491, Chi2 (29) = 132,3, p <0,001, CFI = 0,93, RMSEA = 0,085

  • Гуманизм и нормативизм различны, иерархически структурированы , и отрицательно связанные (в некоторых аспектах)! Кажется, что они, по крайней мере частично, представляют разные психологические системы … хотя они часто вызывают противоположное отношение к культурно обусловленным идеологическим вопросам и конфликтуют друг с другом, таким образом формируя друг друга в рамках культурных дискурсов. Но если они представляют разные системы, они должны различаются по своему происхождению и объяснительной силе, что выражается в их отношениях с другими соответствующими психологическими конструктами 1.Мировоззренческие конструкции, 2. Политическая идеология и 3. Большая пятерка

  • 1. Отношения с другими мировоззренческими конструкциями Нормативизм: механизм, позитивизм, эссенциализм, статические мировые убеждения, определенная эпистемология знания, моральные убеждения, подчеркивающие лояльность, авторитет , чистота, цинизм и консерватизм… Гуманизм: органицизм, конструктивизм, трансцендентализм, экспериментальная эпистемология, спиритуализм, моральные убеждения, подчеркивающие заботу и справедливость, предпочтение равенства и доверия…

  • Предполагаемые нормативистские корреляты Примечание: # p < .10, * p <0,05, ** p <0,01, *** p <0,001

  • Гипотетические гуманистические корреляты Примечание: # p <.10, * p <.05, ** p <. 01, *** p <.001

  • Как можно объяснить уникальный аспект нормативизма? Одной из функций, которую служат мировоззрения, является обеспечение осознания смысла, стабильности и самоуважения, чтобы успокоить экзистенциальные страхи и тревоги по поводу смерти, неуверенности, изменений, бессмысленности и т. Д. (Becker, 1973; Berger & Luckmann, 1966; Dilthey, 1890; Jaspers, 1919; Jost et al., 2003; Гринберг, Пищинский и Соломон, 1986; Proulx & Heine, 2006). Возможно, они служат этой функции через нормативизм Беккера (1973) о необходимости чувствовать себя значимым (самоуважение): [человек] должен отчаянно оправдывать себя как объект первостепенной ценности во вселенной, он должен выделяться, быть героем, сделать самый большой вклад в мировую жизнь, показать, что он важнее всего или кого-либо еще [..] Надежда и вера в то, что вещи, которые человек создает в обществе, имеют непреходящую ценность и значение, что они переживают или затмить смерть и разложение, этот человек и его продукты в счет.

  • 2. Тополитическая идеология отношений (с Джоном Йостом) Нормативизм связан с (правой) политической идентичностью через сопротивление переменам, терпимость к неравенству, системное обоснование, отсутствие открытости, моральное беспокойство с лояльностью, авторитетом и чистотой, а также отсутствие заботы о вреде и правах. связаны с (левой) политической идентичностью через предпочтение равноправия, эмоциональности, честности-смирения и моральной заботы о вреде и правах

  • США, N = 212, Chi2 (7) = 6.65, p = 0,47, CFI = 1,00, RMSEA = ,000 Швеция, N = 332, Chi2 (7) = 6,70, p = 0,15, CFI = 0,997, RMSEA = 0,045

  • 3. Связь с большой пятеркой аспектов (смешанная онлайн-выборка, N = 183) Примечание: * p <0,05, ** p <0,01, *** p <0,001

  • Futuredirections • Оцените гуманизм и шкалы нормативизма в разных культурах • Исследовать психологические истоки гуманизма и нормативизма • Дальнейшее исследование их объяснительной способности, e.грамм. идеологические явления, клиническая психология, педагогическая психология • Изучите причинно-следственные связи между личностями и мировоззрениями • Изучите мировоззрение более систематически в целом, выходя за рамки гуманизма и нормативизма

  • Спасибо за внимание! Контактное лицо: [email protected]

  • .

    Его сущность и развитие Эдвард Конзе

    Мой опыт буддизма ограничен тем, что в течение нескольких недель был сосед по комнате, который молился гохондзону о деньгах. . . но я не думаю, что Лерой был хорошим примером какой-либо религии. Я всегда немного разочаровываюсь, когда вижу, что люди читают только те книги, которые, как они заранее знают, укрепят их существующие мнения, и часто говорят, что смысл чтения — бросить вызов своим собственным убеждениям. Последние несколько месяцев я следовал своему собственному совету, читая о некоторых системах, несовместимых с моим основным мировоззрением — пифагорейцах, Пармениде, Карле Джаспере, немецком идеализме девятнадцатого века.. . и эта книга о буддизме. Поскольку я никогда не понимал, как люди могут верить в христианство, которое является религией, в которой я вырос, я предположил, что найду буддизм еще более непонятным, но, возможно, из-за того, что сначала прочитал эти другие книги, это имело определенный смысл. , если принять идеалистические посылки. Я не знаю, так что я не собираюсь обращаться в ближайшее время, но книга была полезна для понимания основной системы убеждений.

    Конзе, который в анонсе описан как крупный буддийский ученый, дал хорошее краткое изложение доктрин в историческом контексте, объясняя различия и развитие основных школ; по крайней мере, теперь я знаю, что имеется в виду, когда я вижу ссылку на Тхеравадины, Махаяни или Дзэн, и чем они отличаются.Я предполагаю, что автор сам буддист или, по крайней мере, сочувствующий ему, но его описания кажутся довольно объективными и не отдают предпочтение одной версии над другой (за исключением очевидной неприязни к секте Лероя, Нитирэн, которую он называет «милитаристской» и считает больше разновидность синтоизма, чем буддизм.) Фактически, буддизм — это не исключительная религия, а тип доктрины, которая может быть наложена на другие религии, так что многие буддийские школы включают в себя большую часть индуизма, даосизма или других религий.Это объясняет, почему буддизм может рассматриваться как не имеющий Бога или имеющий целые пантеоны.

    Конзе также объективно признает некоторые недостатки буддизма; в то время как он подчеркивает его терпимость и пишет, что «Само собой разумеется, что в буддизме будет мало места для религиозных преследований — для крестовых походов или инквизиций. Если Будда был оскорблен, буддист не увидел бы особых причин пытать или убивать человека кто «оскорбил» его … Буддисту показалось бы неуместным убедить кого-то в высшем качестве его великой доброжелательности, сжигая его заживо, — признается он несколькими страницами позже, — в своем желании выразить неодобрение христианству многие авторы окрашивают буддизм в слишком белый цвет, и необходимо признать, что иногда буддисты были способны к поведению, которое мы обычно считаем христианским.«В качестве примера он указывает на это». . . Успех [Желтой церкви в Тибете] был обусловлен военной поддержкой монголов, которые в 17 веке часто опустошали монастыри соперничающих красных сект и которые повсюду поддерживали Далай-ламу, главу Желтых Церковь ». Он приводит другие примеры, но большинство из них кажутся мне довольно заслуживающими доверия буддистам, поскольку они были связаны с сопротивлением колониальным державам.

    В конце концов, я захочу прочитать некоторые из первоисточников или« священных писаний », но пока эта книга дала мне некоторое представление о буддизме.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *