Мировосприятие общие представления о мире: Мировосприятие — Психологос

Мировосприятие — Психологос

Мировосприятие — общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни.

Каждый воспринимает происходящее через свой фильтр или через свою волшебную призму, получая в результате свою картинку, свою сказку о мире. А в основе всех мелких, частных картинок лежит главная, базовая картинка — какой мир в целом. Дружественный или враждебный, трудный или легкий. Мир ясный, простой и просторный — или заставленный ограничениями, сложный и туманный. Мир Арены или Детский сад. Джунгли или Мир человеческих встреч… Каждый из нас живет в своем жизненном мире, строя свои отношения на основании того, что он сам про этот мир придумал — или на основании того, что окружающие его люди приучили в мире видеть.

Любой сюжет жизненного мира описывает не только мир, но и меня в этом мире. Я в нем большой или маленький, герой или ничтожество, победитель или неудачник. В связи с этим Я-концепция — важный элемент мировосприятия личности. Не менее важно — общее представление о людях рядом со мной и вокруг меня. Они — друзья или враги? Они хорошие или плохие? Картинка «Я-окей — Ты окей» характерна для позитивных людей с высоким душевным здоровьем, ощущение «Я не-окей — ты не-окей» характеризует проблемную личность и проблемное мироощущение.

Зачем про все это знать?

Тот, кто узнает себя в том или ином мире, имеет возможность или утвердить себя в нем, или предпринять усилия, чтобы переключить себя в другое состояние и жизнь в другом мире.

Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским.

Позитивное и реалистичное мировосприятие

Позитивное мировосприятие — восприятие мира преимущественно сквозь позитивную установку, в светлых и ярких тонах, привычка замечать во всем хорошее↑. К сожалению, позитивное мировосприятие не всегда достаточно реалистично. Люди с самой стойкой (и неадекватной) позитивной установкой — это лудоманы: игроки, подсевшие на игровые автоматы. Они категорически уверены, что им обязательно повезет, и на этом основании просаживают последние деньги. Такое нереалистичное мировосприятие характерно для человека-ребенка. У взрослого человека позитивное мировосприятие — реалистично↑.

Восприятие мира как дружественного или враждебного

Люди — друзья или враги? Мир — дружественен или враждебен? Ответы на эти вопросы составляют важнейшую часть любого мировоззрения. В зависимости от того, насколько большим и сильным (или маленьким и слабым) чувствует себя человек, он в своем мировосприятии видит мир по шкале эмоциональных тонов в пяти основных картинках: мир прекрасен, мир хорош, мир обычен, мир враждебен или мир страшен.

Мужское и женское мировосприятие

Мир мужчины — внешний, предметный мир. Мужчина может хорошо разбираться в отношениях, но изначально, по своей природной сути, мужская задача — создавать предметы, чинить предметы, разбираться в предметах. В центре внимания мужчины — внешний мир. Внимание мужчины всегда вовне и ищет то, что может стать его, после чего следует действие захвата. В центре внимания женщины — она сама. Задача женщины — привлечь к себе, ее внимание всегда на себе, она сделает все, чтобы быть привлекательной, чтобы оказаться в центре внимания и чтобы мамонта принесли именно ей! Мир женщины — мир чувств и человеческих отношений. Женщина может великолепно ориентироваться в природном мире, но ее природная женская стихия — не предметный мир, а отношения. Женская задача — создавать отношения, выстраивать отношения, управлять отношениями…↑

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Мировосприятие восприятие мира жизни людей событий явлений

Анатолий Лень

Мировосприятие значение определение формирование выработать менять зависит отрицательное положительное необходимо иметь разное влияет правильное новое устаревшее отсталое современное одинаковое людей человека свое собственное чужое общественное разделять

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

а — начало нового ничем непримечательного афоризма, умозаключения

в – важное

д – банальное, для детей

з — познавательное

и – интересное

к – крылатое

л — лучшее

н – не важное

п – поучительное

с — сложное для понимания

ю – юмор

Мировосприятие значение определение формирование выработать менять зависит отрицательное положительное необходимо иметь разное влияет правильное новое устаревшее отсталое современное одинаковое людей человека свое собственное чужое общественное разделять

з Мировосприятие – представление мира через понимание и ощущения.

к Каждому мир видится – по своему.

к Одни видят мир – черным, другие – белым, третьи – розовым…

а Инженер и художник – видят мир по разному.

кпзвл Легче изменить мировосприятие – чем мир.

пв При отрицательном мировосприятии жизнь человека не может сложится правильно.

пв Человек с отрицательном мировосприятием – не может приобрести настоящее счастье.

а Мировосприятие – ядро сознания.

зв Целенаправленная выработка мировосприятия – показатель зрелости.

зд Без мировосприятия – жизнь человека не осмыслена.

к Мировосприятие – дитя разума и чувств.

з Мировосприятие человека формируется через знания, чувства, эмоции, мышление, наблюдения, опыт, анализ, выводы, настроение, самочувствие…

пв Непросвещенное сознание – помеха выработке правильного мировосприятия.

пзв Невозможно выработать правильное мировосприятие – в области, которая не изучена и не прочувствована.

з В формировании мировосприятия необходимы знания естественные, социально-исторические, технические, философские, житейские…

зпв Мировосприятие имеет огромное практическое значение, влияя на благополучие, поведение, быт, интересы, цели, образ жизни, отношения людей …

з Существенные коррективы в формирование мировосприятия вносят потребности, стремления, интересы…

з Мировосприятие существенно изменяется от понимания того, что такое добро и зло.

зпв Формируя мировосприятие, надо особо осторожно относится к эмоционально-психологической составляющей, понимая, что это не более чем мироощущения, но и с другой стороны не стоит сводить этот процесс только к интеллектуальной основе.

пзв В формировании правильного мировосприятия человека очень важную роль играет духовность, нравственность, человеколюбие, благожелательность, любовь к природе, деятельность.

з Мировосприятие человека зависят от уклада его жизни и традиций.

з На мировосприятие влияют жизненные ценности.

з Мировосприятие людей зависит от того, в чем именно они видят смысл своей жизни.

з Кардинально меняет мировосприятие человека вера в Бога.

з На формирование мировосприятия влияет нравственность через стыд, совесть, сострадание, милосердие, чувство долга…

к Легче всего изменить мир – поменяв мировосприятие.

п Первой подружкой нового мировосприятия – должна быть дискуссия.

кл Мировосприятие должно рождаться как дитя – внутри человека.

з Обмен мировосприятиями – стержень общения.

кл Правильное мировосприятие – есть истина.

с Мировосприятие – растворяется в выгоде.

из Сколько раз человек меняет свое мировосприятие – столько жизней он проживает.

з Смена мировосприятия может увести человека в другой мир, жизнь, сообщество, поколение…

пв Мировосприятие без самообладания – ничто.

кл У людей, не владеющих собой мировосприятие одно – жизнь другая.

к Отпечаток мировосприятия – на лице человека.

п Неправильное мировосприятие может приводить к порокам, проступкам, а то и преступлениям.

пв Когда мировосприятие неправильно – жизнь человека и его близких превращается в кошмар.

лпк Верность мировосприятию – хорошо. Но верно ли мировосприятие?

лвп Глупость чтобы иметь мировосприятие – вынуждена, доверятся молве.

а Мировосприятие юности – самое стойкое.

д Поменять мировосприятие – не значит не ошибиться.

п Мировосприятие без сомнений – большая глупость.

з Правильность мировосприятия во многом зависит от познания людей и природы.

з Важный инструмент для формирования мировосприятия – философия.

з Существенная деформация мировосприятия человека происходит под воздействием инстинкта размножения.

з На индивидуальное мировосприятие существенно влияет – широко распространенные и господствующие настроения общества.

з Правильности мировосприятия способствует ясность и гибкость ума.

з В установке правильного мировосприятия без логического мышления – не обойтись.

п Человек наряду с собственным мировосприятием должен представлять картину взглядов различных обществ.

зд Человеку трудно находится в обществе взглядов, которого он не знает или не разделяет.

з Формированию мировосприятия способствует интуиция и догадливость.

зд Мировосприятие претерпевает изменения из-за новых условий.

п В мировосприятии важна созвучность, системность, глубина, ясность и четкость взглядов.

з На основании мировосприятия можно предположить – каким путем будут достигаться цели человека, общества.

з На основании мировосприятия производится оценка происходящего.

п В мировосприятии очень важна – логическая стройность.

п Формирование мировосприятия должно быть целенаправленным – а не стихийным.

з Есть люди которые выбору собственного мировосприятия предпочитают согласие с чужим.

з Усвоение уже существующего готового мировосприятия, без осмысления, анализа и поиска – уничтожает личность.

п При сомнении в выборе мировосприятия – есть смысл отдать предпочтение тому которой Вас обрадует, а не опечалит.

а По мировосприятию можно судить о человеке.

зд Мировосприятие – искренно.

а Мировосприятие превращенное в догму – костенеет.

з Хорошей опорой для формирования правильного мировосприятия служит анализ и опыт.

зп Помеха правильного формирования мировосприятия – ложная информация.

зп Помеха правильного формирования мировосприятия – спешка и суета.

а Полноценное мировосприятие приходят с возрастом.

а В детстве человек во многом взирает на мир глазами родителей, в среднем возрасте – кумиров.

пз Нормальное мировосприятие может рождаться лишь в согласованности и уравновешенности всех формирующих его аспектов.

зп Чтобы избавится от путаности мировосприятия, следует начинать с простых житейских истин, медленно двигаясь, увязывая их между собой.

з Формирование мировосприятия – сложнейшая умственная, духовная и практическая работа.

зп В формировании мировосприятия человек просто обязан учитывать прошлый опыт общества и предстоящее будущее, духовность предков, общее мировоззрение.

з Общие мировосприятие – нечто среднее между всеми взглядами в большом общественно-историческом масштабе.

з Общие мировосприятие влияют на формирование индивидуального.

зп Бессистемность в выработке мировосприятия – как правило, приводит к его противоречивости и нарушению логического смысла.

з Мировосприятием человека является лишь то – в чем он убежден.

п Разноголосица в мировосприятии человека – не допустима, оно должно являть собой – целостный комплекс убеждений.

п Разноголосица в мировосприятии разумных людей приводит к поиску истины, глупцов – к вражде и неприязни.

з Подспорьем для формирования мировосприятия служит любознательность.

а Не имеющий своего мировосприятия – подобен попугаю.

а Меняющий часто мировосприятие – подобен флюгеру.

пзв Нетерпимость к чужому мировосприятию – мешает развитию, установлению истины, принятию правильных решений.

п Мировосприятиями обмениваться выгодно.

а Безгласное мировосприятие – мертво.

зпв От правильности мировосприятия человека зависит его судьба и благополучие.

изп Правильности мировосприятия способствует сомнение.

з Формированию правильного мировосприятия – способствует проницательность.

а Формирование мировосприятия – процесс творческий.

зпв Формирование мировосприятия – должно строится на разумном обосновании.

з На формирование мировосприятия – влияют идеи.

з Мировосприятие человека зависят от его деятельности.

з На мировосприятие человека влияют гениальные люди.

п На формирование неправильного мировосприятия – влияют великие авантюристы.

а Новое мировосприятие способна открыть любовь.

с Научное мировосприятие – трудно поднять к небесам.

а Изменение мировосприятия приводит к переменам.

а Бывают в жизни моменты, когда приходится поступать вопреки

своего мировосприятия – если так советует тебе знающий человек или профессионал.

з Новое мировосприятие – человека меняет.

з Мировосприятие приводят к принципиальности и убежденности.

з Без мировосприятия – нет мнения.

зд Мировосприятие влияет на поведение человека.

з Через призму мировосприятия человек оценивает все происходящее.

зд От мировосприятия зависит отношение к людям и природе.

пзв Мировосприятие нас иногда толкает на действия, которыми мы затрагиваем интересы других, что усугубляется тем, что у них другие взгляды и жизненные позиции. Причем каждая из сторон убеждена в своей правоте.

зп От мировосприятия людей существенно зависят их человеческие качества.

зп Человек часто поступается своим же мировосприятием ради выгоды и достижения цели.

зпвд Утрата правильного прежнего мировосприятия происходит под натиском пороков, соблазнов, удовольствий…

пв Мировосприятие должно меняться вдумчиво и в первую очередь на почве роста духовности и познания.

с Формирование мировосприятия должно происходить в пользу природы, а не цивилизации.

зпв Разность мировосприятия между людьми – смягчается взаимоуважением.

д На формирование мировосприятия очень сильно влияет воспитание.

д На формирование мировосприятия влияют СМИ, Интернет, книги…

а Мировосприятие человека проявляется, словом и делом.

п При формировании мировосприятия не стоит стремиться принимать позицию большинства – надо прислушиваться к своему сердцу и разуму.

пзд Чем более разное мировосприятие у людей – тем сложнее их отношения.

а Общество и государство должны заботится о формировании правильного мировосприятия у людей.

з Перемене мировосприятия мешает привычка.

зд От мировосприятия зависит образ жизни человека.

з Неразбериху и ошибочность в мировосприятии вводит ложь.

з Лучшая составляющая формирования мировосприятия – мышление.

з Мировосприятие формирует – общение.

а Особое мировосприятие – опасно.

з От схожести мировосприятия во многом зависит понимание людьми друг друга.

п Из-за меняющегося с возрастом мировосприятия происходит непонимание поколений.

з Перемене мировосприятия способствует избавление от ненужных привычек.

По мировосприятию можно судить о человеке, его жизни и предстоящем будущем.

зд Через изменение мировосприятия человека можно повлиять на его характер и поведение.

зп В мировосприятии человека – должно быть созвучие.

зпв Чем разношерстней и противоречивей мировосприятие членов общества – тем взрывоопасней обстановка в нем и хуже отношения и понимание между его членами.

кп Не меняет мировосприятие тот – кто не растет.

п Собственное мировосприятие – убедительней.

п Необходимо периодически делать переоценку своего мировосприятия.

п Мы часто поступаемся своими мировосприятием – удовлетворяя потребности.

в Противоположность мировосприятия разрушает психику и затуманивает разум.

взп Некоторые люди мировосприятие постоянно меняют. Причем эти мнения часто прямо противоположны. Со временем они окончательно запутываются. Можно считать, что они вообще никакого собственного взгляда не имеют и не могут иметь. Человек без мнения не может поступать верно, поэтому эти люди живут неправильно, делая массу ошибок. Не выправив это положение, у них один выход – найти в жизни поводыря, лучше родственника, и слепо ему подчиняться.

пз Противоречивость следует искоренять, начиная с самых простых понятий, прекратив при этом общение с лжецами и путаниками, исключив контакт с информацией о высших материях.

пз При искоренении противоречивости главенствующую роль играет увязывание познаний между собой в одно логическое целое.

к Новое мировосприятие – другой человек.

пз На собственные мировосприятие в первую очередь следует влиять через мышление.

пз Мировосприятие, навязанные со стороны, менее понятно и близко, оно может содержать природу обмана.

д У многих людей самой благодатной почвой для рождения мировосприятия – является выгода.

д Только мировосприятие, рожденные на основе справедливости и высокой нравственности – имеют право на жизнь.

з На воспитание и формирование мировосприятия детей большой отпечаток накладывает дело, которым занимаются родители.

з Мировосприятие часто обязано симпатиям и желаниям.

п Нестандартное мировосприятие может привести к одиночеству.

з Мировосприятие ложью затуманивается.

п В опровержение мировосприятия других спокойствие, такт, сдержанность – важнее аргументов.

д Гнев и крик не способны убеждать, это под силу лишь спокойствию и сдержанности.

а Категоричность – сестра глупости.

д Мнение большинства – несуществующее может сделать действительностью.

а Людей, которые воспринимают что-то иначе – человек считает глупее себя.

п Человек не должен полностью избавляться от детского мировосприятия – порой более правильного и близкого к природе.

д Положительное мировосприятие – дорога к счастью.

п Неправильное мировосприятие мешают увидеть истину.

с Не позволяй мировосприятию – определять истину, им можно воспользоваться – в затруднении выбора направления поиска.

п К общественному мировосприятию прислушиваться надо – но не слепо верить ему.

п Вряд ли можно убедить кого-то в мировосприятии – в котором сам не уверен.

а Для человека свойственно к своему мировосприятию приобщать других, несмотря на тог что оно от этого реальней не становится.

а Мировосприятие во многом зависит от того – что человек желает увидеть.

д Общие мировосприятие – объединяет.

а Сильнее общего мировосприятия – объединяет идея.

а Глупо иметь мировосприятие – по привычке.

в У знающего человека мировосприятие правильней.

а Некоторые люди склонны лишь к отличительному мировосприятию.

с Человеку ничего не остается, как иметь мировосприятие по подсказке других в том, знаниями, о чем он не располагает, или в том, что он не в состоянии осмыслить.

з Многие люди не способны понять действительность – они лишь путано, туманно и противоречиво высказывают мировосприятие других, выдавая его за свое.

з Собственному мировосприятию даже у способных понять – трудно пробиться через мнение родителей, учителей, общественности то каким мир им хотят показать.

з Некоторые мировосприятию имеют свои термины, и даже знаки.

з Одни мировосприятия – могут определять и раскрывать другие.

а Одни и те же мировосприятия – могут толковаться людьми по-разному.

зп Мировосприятия должны быть совместимы.

зп Особенно недопустимо не созвучие неотделимых мировосприятий.

и Из несовместимых мировосприятий – лишь одно может быть истиной.

п Мировосприятия должны быть адекватны.

з Хорошей опорой для мировосприятия является конкретность.

ю Мировосприятие фанатика – непоколебимо.

ю Природе в отличие от цивилизации не ведомо что такое мировосприятие – ее волнует лишь размножение.

ю Легче всего избавится от расхожих мировосприятий – сделав их общими.

ю Каждый человек имеет право на свое мировосприятие – но у людей есть право пропускать его, мимо ушей.

ю Право на мировосприятие – не защищает от неприятностей.

ю Необычность мировосприятия чаще от глупости – нежели гениальности.

Более полную информацию на эту и другие 1200 тем

Вы можете найти в книге Анатолия Лень «Поводырь» (1536 страниц) и черновиках для «Поводырь-2».

Книгу и черновики можно прочесть на сайте автора

http://lanik-3.narod.ru/index.html

КАРТИНА МИРА — ПСИХОЛОГИЯ — LiveJournal


Мир не хорош и не плох, — утверждали ещё мудрецы древности, — он таков, каким мы его воспринимаем. У каждого человека есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек действует и чувствует себя, как отмечал Э. Берн, не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. Специфика формируемой в голове человека картины мира определяет глубину и границы познания, эмоциональное отношение и готовность активного действия в нем.
Всем нам известны случаи, когда даже наиболее честные очевидцы, наблюдавшие одно и тоже событие, нередко предоставляют о нем противоречивые сведения. Вроде бы все видели и слышали все, что происходило, но каждый будет рассказывать и трактовать по – своему. Оперативные сотрудники правоохранительных органов часто сталкиваются с такой ситуацией. Что существенно порой осложняет их работу. Это происходит потому, что у нас у всех может существенно отличаться построение и восприятие картины мира. Так называемая топографическая карта того мира, в котором мы живем.
Пример: У каждого из нас есть знакомые, для которых мир образован только преступниками, негодяями, злодеями, шарлатанами, стихийными бедствиями, болезнями и другими ужасами. И они ничего не придумывают, они просто так его видят. То есть из всего потока информации они воспринимают только ту, которая подтверждает их мировосприятие и не видят ничего другого. Чтобы вы им не говорили о радостях жизни, они вам сразу приведут кучу примеров, что в жизни все ужасно. Самое главное, что они это не придумывают – они реально так воспринимают этот мир.
Другой пример: Не у каждого из нас есть такие знакомые, но у тех у кого есть поймут о чем я говорю. Это те, для которых мир — бесконечный повод для радости. Их гораздо меньше — в современном мире создать и сохранить такую «карту» очень сложно. Но тем не менее эти люди иногда встречаются, а каждая встреча с ними всегда почти удивительна. Соприкасаясь с ними , мы на какое-то время начинаем видеть все окружающее их глазами и тогда весь мир вокруг нас в буквальном смысле начинает светиться. Но стоит нам отойти от них , как все волшебство пропадает — у нас просто нет этой «карты», вернее — она недостаточно устойчива для того, чтобы мы могли поддерживать её в одиночку.

Это происходит потому, что люди ощущают и действуют не в соответствии с «беспристрастными» фактами, а исходя из собственного представления о них. Здесь следует разграничить такие понятия как «описание мира» и «картина мира».
«Описание мира» — это система представлений об объектах, формах, вещах, их взаимодействиях, т.е. это координационная сетка, которую мы набрасываем на реальность. Это язык, на котором мы разговариваем с миром и описываем его.
«Картина мира» — это воспринимаемая реальность, та картинка, которую мы воспринимаем всеми нашими органами ощущения. Это значит: видим, слышим, чувствуем, мыслим.
Во всех духовных традициях мы можем встретить следующее утверждение, что человек – есть проводник бесконечного океана знания и силы. То есть человек, он же проводник, пропускает через себя знание и на выходе получается воспринимаемая и отображенная реальность. И результат этого процесса во многом определяется свойствами данного проводника. А проводники могут сильно отличаться друг от друга.
Еще в древнейшем памятнике герметизма Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста было сказано: «Что внутри, то и снаружи». В восприятии картины мира жестко выполняется закон, который на языке современной психологии звучит так: «без концепции нет перцепции». Другими словами: нет в описании – нет и в восприятии. Если чего-то нет в описании мира, то какими бы умными мы не были, если в поле нашего восприятия чего-то нет, то оно само собой никогда не появится. В картине мира принципиально не может появиться объект, которому в описании, не приписан статус существования.
Именно этот закон работает в нашей жизни. Если в описании мира женщины «все мужики – сволочи», то и в ее реальности не может появиться «принц». Вспомните героиню романа Александра Грина «Алые паруса» — Ассоль. Она очень рано потеряла свою маму, и жила с отцом в бедности и нужде. Однажды Ассоль гуляла в лесу, где встретила старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику, и стала ждать принца. А, в один прекрасный день её мечта сбылась. Автор в художественном произведении смог передать один из основополагающих законов нашей жизни.

Можем поговорить еще об одном секрете, который искусно используется во всех системах от самых древних (шаманизм, знахарство, магия) до современных (биоэнергетика, НЛП). Этот секрет также прост на первый взгляд, но также, как и закон о котором мы говорили выше, не всеми применяется в жизни. А те, кто знаком с ним и применяет его в жизни, и для них реальность та, которую они хотят видеть. Другими словами – это один из секретов исполнения желания. Итак, данный аспект информационного процесса кратко можно выразить формулой: «Форма пуста». Иначе говоря, если попробовать изложить кратко: любое описание мира использует форму, но форма изначальна пуста. Сама по себе она не несет какого-либо определенного смысла. Лишь человек наполняете форму тем или иным содержанием. Одна и та же форма может присутствовать в разных описаниях с совершенно различными смыслами. Мы не можем что-то адекватно интерпретировать, не будучи в контексте конкретного описания мира. Это обстоятельство как раз и не дает существовать какой бы то ни было картине мира отдельно от его описания. Свойство пустоты формы, возможность отождествления формы с каким-либо содержанием – это тот секрет, который используется при изменении той реальности, которая существует на ту, которая желательна.

Я чуть отвлеклась от темы, вдаваясь вглубь. Поэтому, вернемся непосредственно к понятию КАРТИНА МИРА. Мы уже определись с тем, что у каждого из нас картина мира своя. И она может существенно отличаться от картины мира другого. Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора. Но, точно так же, сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад. Различаются картины мира у олигарха и рабочего, у замужней женщины и женщины, торгующей своим телом, у успешного человека и у неудачника и т.д.
Итак, что же это такое картина мира?
Вот как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики и нейрофизики это:
• система образов (и связей между ними) — наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;
• порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.
В соответствии с этими особенностями картина мира:
• целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;
• представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;
• имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.
Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.
Картина мира — сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.
Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.
Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это — отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы к

Мировосприятие — это… Что такое Мировосприятие?



Мировосприятие

Менталитет (фр. Mentalite) — образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Менталитет — весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов изоморфизского толка, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, а также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет — мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, — интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.

Менталитет культуры — глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию.

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

Синонимы:

  • Мировой финансовый центр Шанхая
  • Мировой эфир

Смотреть что такое «Мировосприятие» в других словарях:

  • мировосприятие — мировосприятие …   Орфографический словарь-справочник

  • мировосприятие — мироощущение, миропонимание, менталитет, восприятие Словарь русских синонимов. мировосприятие сущ., кол во синонимов: 5 • восприятие (20) • …   Словарь синонимов

  • МИРОВОСПРИЯТИЕ — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср. (книжн.). То или иное восприятие мира 1, действительности. Детское м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мировосприятие — опыт формирования познания, образов мира, наглядных представлений человека о мире в его единстве с Космосом, Вселенной, Землей, и определения своего места в нем. Это ощущения единства мира, понимание связей и зависимостей в нем и выработка общих… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Мировосприятие — ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • мировосприятие — мировоспри ятие, я …   Русский орфографический словарь

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение …   Энциклопедический словарь

  • Мировосприятие — опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений человека …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение …   Словарь многих выражений

  • мировосприятие — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср То же, что мировоззрение. В этой точке начинается расхождение двух мировосприятий: чувственного и идейного, индивидуалистического с его «сегодня» и социалистического с его «завтра»… (А. Н. Т.) …   Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 1220 грн (только Украина)
  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 380 руб
  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 264 руб

Другие книги по запросу «Мировосприятие» >>

PPT — Worldview PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • Worldview • Определенная философия жизни или мировоззрение. • Составлен из представлений о том, каким есть и каким должен быть мир.

  • Вопросы окончательного значения • Что реально? • Как мы тут оказались? • Кто мы? • Куда мы идем? • Как нам жить? Мыслитель — Огюст Роден

  • Первые шаги в рассуждении • Аргумент — причина или набор причин, приводимых с целью убедить других в том, что действие или идея правильные или неправильные.Аргументы не должны быть такими!

  • Дедуктивное мышление • От общего к частному. • Если в игре нет случайных факторов, она требует чистого мастерства. • В шахматах нет случайных факторов. • Следовательно, шахматы — это игра чистого мастерства

  • Индуктивное мышление • От частного к общему: • Право голоса женщин было выиграно только после борьбы. • Права женщин на поступление в колледжи и университеты были завоеваны только в результате борьбы.• Права женщин на равные возможности трудоустройства завоевываются только в результате борьбы. • Следовательно, все права женщин завоевываются только после борьбы.

  • Эпистемология • Раздел философии, который занимается изучением знаний.

  • Три вида знания • Пропозициональное — знание фактов. • Умение — уметь что-то делать. • Прямое — знание по знакомству или по опыту. Взято из «Философия, сделанная чуть менее сложно»

  • Что такое знания? • K = JTB • Обоснованный — достаточное основание полагать, что что-то так.• Верно — идея, которая соответствует тому, каков мир на самом деле. • Вера — принимающее умственное отношение к идее. Взято из книги «Философия, сделанная немного легче»

  • Спасибо

  • .

    PPT — Что такое мировоззрение? PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • Что такое мировоззрение? «Мировоззрение» относится к всеобъемлющему пониманию мира с определенной точки зрения. Таким образом, «христианское мировоззрение» — это всеобъемлющая концепция мира с христианской точки зрения. Мировоззрение человека — это его «большая картина», гармония всех его представлений о мире. Это его способ понимания реальности. Мировоззрение является основой для принятия повседневных решений и поэтому чрезвычайно важно.

  • 6 основных мировоззрений • Библейское христианство • Ислам • Светский гуманизм • Марксизм-ленинизм • Космический гуманизм • Постмодернизм

  • Библейское христианство

  • Что такое теизм? Вера в сверхъестественного Бога.

  • На каких двух основах покоится христианский теизм ? _________ и _________. Общее откровение Особое откровение

  • Общее откровение: общение Бога — через природу и совесть — относительно Его существования.(Римлянам 1: 18-20) Особое откровение: более конкретное сообщение Бога — через Библию и Иисуса Христа — о спасении и Его природе.

  • Аргумент в пользу дизайна: Аргумент, который подразумевает, что если что-то спроектировано, то у него есть дизайнер.

  • Тринитарный теизм: вера в Единого Бога, который существует как трех отдельных лиц — Отца, Сына и Духа.

  • Что является стержнем христианства?

  • Контрольный вопрос Когда C.С. Льюис говорит: «Если я не верю в Бога, я не могу верить в мысли». Что он имеет в виду? (см. стр. 46 в ваших учебниках). Гораздо разумнее думать, что наши собственные рациональные мыслительные процессы являются продуктом некоего высшего интеллекта, а не миллиардов лет случайных происшествий. Человеческое мышление должно вызывать подозрение, если оно не является результатом предыдущего процесса рассуждения.

  • Каковы некоторые характеристики личного Бога? Что мы узнаем об этих характеристиках из следующих библейских источников? ————————————————— -Даниил 4:35 -Притчи 15: 3 -Исход 32: 11-14 -Иоанн 10:28 -Евреям 1:10 -Исаия 46: 8-11 -Бытие 6: 17-7: 24-Римлянам 3:24; 5: 8; 6:11.

  • ИСЛАМ

  • Монотеизм: вера в единого Бога

  • Коран утверждает, что Мухаммад был: — последним из истинных пророков Бога. — Единый пророк для всего человечества — получатель самого авторитетного священного писания, которое сохранилось без ошибок: Корана. -муж 11-13 жен. Один по имени Аиша, с которой он завершил их брак, когда ей было 9 лет.

  • 5 столпов веры * Исповедание веры.* Установление ежедневных молитв. (5 раз в день) * Забота о нуждающихся и раздача милостыни. (2,5%) * Самоочищение через голодание. * Паломничество в Мекку для тех, кто умеет. * Иногда 6-й (Джихад) а. Борьба с искушением и контролем б. Битва против любого, кто выступает против ислама

  • Коран Хадис Традиции учений, постановлений и действий Мухаммеда и его первых и главных сподвижников. Эти традиции берут начало из Сунны, которые представляют собой действия Мухаммеда, которые рассматриваются как образцовые.Мусульмане верят, что Коран — это буквальное слово Бога (араб. Аллах) и кульминация откровения Бога человечеству, которое было открыто Мухаммаду (последнему пророку человечества) в течение 23 лет через ангела Джибриля.

  • Как христианство соответствует иудаизму? Ислам утверждает, что соответствует христианству, но почему это не может быть правдой?

  • Унитарный теизм: вера в единого Бога в одном человеке (т.е. без троицы)

  • Светский гуманизм

  • ATHEIST VS.АГНОСТИЧЕСКИЙ Отрицание существования сверхъестественного Бога. • Философское убеждение в том, что свидетельства существования Бога отсутствуют или неубедительны.

  • Гуманизм: Вера в то, что человечество является высшим из всех существ, а истина и знание основываются на науке и человеческом разуме. (Конечное против бесконечного) • Исаия 55: 8-9: Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, — заявляет Господь. Потому что небеса выше земли. Мои пути выше твоих, и мои мысли выше твоих.

  • Ключевые светские гуманисты: • Пол Курц • Ричард Докинз • Кристофер Джон Дьюи • HItchens

  • Гуманистический манифест: название трех манифестов, излагающих светское гуманистическое мировоззрение. Они — гуманистический манифест (1933) , Гуманистический манифест II (1973) и Гуманистический манифест III или планетарный гуманизм (2000). Центральная тема всех трех — разработка философии и системы ценностей, которые не включают веру в Бога.

  • МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

  • Религия — это опиум для народа. Религия — это своего рода духовная выпивка ……. -В.И. Ленин

  • Быть марксистом — значит придерживаться атеизма. Почему?

  • Карл Маркс и Фридрих Энгельс

  • Коммунистический манифест: впервые опубликован 21 февраля 1848 года года и является одним из самых влиятельных политических трактатов в мире.По заказу Союза коммунистов и написанному теоретиками коммунистов Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, он изложил цели и программу Союза. Манифест предлагал курс действий пролетарской революции для свержения капитализма и, в конечном итоге, к созданию бесклассового общества *

  • Империя (2000): Написано Майклом Хардтом из Университета Дьюка и Антонио Негри. Поиски безбожного мира продолжаются. * считается последним манифестом.

  • Идеи • имеют • Последствия

  • Вьетнам: Вьетнам был разделен на конференции 1954 года, которая произошла после Первой войны в Индокитае.В то время как раздел должен был быть временным, Северный Вьетнам стал коммунистическим и поддерживался Советским Союзом, а Южный Вьетнам был демократическим и поддерживался Соединенными Штатами. После двух десятилетий войны две части Вьетнама были объединены, и в 1976 году Вьетнам как единая страна стал коммунистической страной. Китай: Мао Цзэдун взял под контроль Китай в 1949 году и провозгласил Китай Китайской Народной Республикой, коммунистической страной. Китай неизменно оставался коммунистическим с 1949 года, хотя экономические реформы проводились уже несколько лет.Китай называют «красным Китаем» из-за контроля коммунистической партии над страной. Куба: революция 1959 года привела к приходу к власти Кубы Фиделя Кастро. К 1961 году Куба стала полностью коммунистической страной и установила тесные связи с Советским Союзом. Лаос: Официально Лаосская Народно-Демократическая Республика стала коммунистической страной в 1975 году после революции, которую поддержали Вьетнам и Советский Союз. Северная Корея: Корея, захваченная Японией во время Второй мировой войны, после войны была разделена на советский север и американский юг.Несмотря на то, что в 1945 году Северная Корея находилась во главе с СССР, она не стала коммунистической страной до 1948 года.

  • C osm I c H uman I sm ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ НИ ОДИН ИЛИ АТЕИЗМ

  • Ширли Маклейн: «Я Я Бог »

  • Пантеизм: вера в то, что бог есть все и что все является богом.

  • Космический гуманизм, как и все сказки, имеет счастливый конец .Так что, если мы ошибаемся насчет космического гуманизма, не волнуйтесь. Но мы умоляем задать этот вопрос: «Что, если они ошибаются?»

  • «своенравный пасынок марксизма »

  • Постмодернизм — это продолжение других марксистских идей, а именно атеизма, социализма, прерывистой эволюции и социально сконструированного, среди прочих.

  • Фридрих Ницше: «Бог мертв, мы убили Его.Что он имел в виду под этим?

  • Загрузить еще ….

    PPT — Environmental Worldviews PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • Environmental Worldviews 2010

  • Коммунизм против капитализма в Германии, когда пала Берлинская стена , 1989 • Журналисты обнаружили, что загрязнение в Восточном Берлине было намного сильнее чем в Западном Берлине. (Насколько это было пропагандой «холодной войны»?) • Хотя промышленность капиталистического общества загрязняет, похоже, что бывший советский коммунизм загрязнил гораздо больше..

  • До объединения Германии…. • Химический завод Buna Chemical в Восточной Германии сбросил в реку в десять раз больше ртути, чем такие предприятия на Западе. • Автомобили на Востоке выделяют в 100 раз больше угарного газа, чем на Западе, потому что там не было каталитических нейтрализаторов. • Концентрации диоксида серы в Восточной Германии были самыми высокими в мире. • Разве советский коммунизм меньше заботился об окружающей среде?

  • Коммунизм и окружающая среда • Коммунистические общества предназначены для равномерного распределения богатства, однако они могли использовать ресурсы беззаботно.• Эти страны стали жертвами термина «трагедия общин». Когда ресурс никому не принадлежит, никто о нем не заботится.

  • Капитализм и окружающая среда • Экономический рост очень важен, и во многих случаях экономический рост поощряется без учета экологических последствий. • Частный бизнес в этих обществах главным образом виноват в ухудшении состояния окружающей среды.

  • Больше мыслей о капитализме .. • Свободный рынок устанавливает систему сдержек и противовесов для обеспечения рационального использования ресурсов с целью максимизации прибыли.• Многие капиталистические страны позволяют промышленности развиваться, максимизируя прибыль за счет окружающей среды.

  • Капитализм… и демократия • Во многих странах свобода слова, гражданские свободы и роль демократии могут иметь большее значение в борьбе с экологическими проблемами, чем экономика.

  • Недавний пример: Коммунизм в Китае и окружающая среда • Более 90% деревьев в провинции Сычуань погибли и / или серьезно повреждены из-за сильного загрязнения воздуха.В китайском городе Чункинг один из 4500 акров леса был уменьшен до половины своего размера из-за той же проблемы, а также проблемы с кислотными дождями.

  • Польша после коммунистических лет. • Загрязнение воды и воздуха было большой проблемой в Польше, где в советские годы не существовало экологических стандартов

  • Советский Союз… • В 1965 году, отходы и стоки химического завода убили большую часть рыбы в Оке.• Сброс отходов в водоемы часто производится шахтами, нефтяными скважинами и судами, а также химическими заводами.

  • Капитализм: США • Министерство обороны (DOD) было одним из крупнейших загрязнителей. • DOD в настоящее время производит более 400 000 тонн опасных отходов в год — это больше, чем производят пять крупнейших химических компаний вместе взятых.

  • Краткое описание капиталистических и коммунистических обществ. • Различия в экономических принципах могут повлиять на их экологическую ценность.• Капитализм во многом основан на частном бизнесе, а социализм основан на государственном бизнесе. • Во многих странах капитализм допускает свободу слова и экологическое сознание. • В большинстве коммунистических стран свобода слова не допускается и не поощряется.

  • Сходства… • И коммунизму, и капитализму трудно ограничить злоупотребление окружающей средой, потому что оба делают упор на краткосрочную эффективность и прибыль, игнорируя долгосрочные издержки ухудшения окружающей среды.

  • Коренные американцы и первопроходцы Европы

  • Экологический мир коренных американцев • В целом собственность находилась в общем владении. • Они обменивали товары вместо денег. • Они использовали консенсус при принятии решений. • Законы были приняты в устной традиции. • Общины организованы по материнской линии. • Они были политеистами. • Животные и растения считались одухотворенными. • Технологии, используемые в жизни, в целом оказывали незначительное воздействие.

  • Природа имела духовную ценность • По словам Дэвида Лэндиса «Природа — это то, в чем мы живем и как часть ее.

  • Землепользование коренными американцами • «Вы говорите, что я использую землю, а я отвечаю: да, это правда; но это не первая правда. Первая правда в том, что я люблю землю; Я вижу, что это красиво; Я в восторге от этого; Я жив в нем ». ~ Н. Скотт Момадей, коренной американский писатель

  • Но не все было так экоцентрично • Палеоиндейцы, вероятно, способствовали исчезновению крупных млекопитающих в Северной Америке.• Управление ресурсами: коренные американцы не всегда проявляли пассивность в дикой природе, поскольку они использовали огонь для сжигания прерий, чтобы повысить производительность.

  • Европейский пионер .. • Открытие Америки означало для европейских первопроходцев возможность восстановить «Эдем Бытия» в новом, нетронутом мире. • «Новая жизнь в свежем зеленом пейзаже…» Лео Маркс • Коренные американцы уже населяли эту землю, но европейский разум видел пустую землю, которая предлагала «создать тихую, плодотворную, сельскую жизнь, свободную от бедности, суматохи и сложности. , и упадок Англии и континента.• Они рассматривали Америку как страну «невероятного изобилия».

  • Европейские первопроходцы — завоеватели • Поселившись в Америке, европейские первопроходцы начали расширяться и создавать больше рабочей силы для получения прибыли и обеспечения жильем. • Отчеты, которые вернулись в Европу, были предназначены для создания стимулов для людей приехать на новую землю. • Вначале выживание для европейских первопроходцев означало покорение дикой местности. Это было сделано путем вырубки леса, чтобы освободить жилое пространство и обеспечить дрова для укрытий и костров.• Пространство от леса также открыло земли для посевов и крупного рогатого скота. • Убийство диких животных давало поселенцам пищу. • Буйволы были истреблены чрезмерной охотой.

  • Подробнее о европейских пионерах • Европейские пионеры были рогом изобилия. • Рог изобилия считает, что непрерывный прогресс и обеспечение человечества материальными благами может быть обеспечено за счет технологических, политических или научных достижений. • Новый Свет был нетронутой землей изобилия, и пионеры в полной мере использовали все ресурсы, не думая о последствиях.

  • Сходства и различия… • Очевидно, что образ жизни коренных американцев оказывал меньшее влияние на землю. • Европейские пионеры мало заботились об их влиянии на экосистемы в Соединенных Штатах, потому что оно казалось таким огромным.

  • Иудео-христианство и буддизм • Защита окружающей среды, проповедуемая с кафедры • «Наши предки считали Землю богатой и щедрой, что и есть. Многие люди в прошлом также считали природу неисчерпаемо устойчивой, и мы знаем, что это так, только если мы заботимся о ней.Несложно простить прошлые разрушения, вызванные незнанием. Однако сегодня у нас есть доступ к большему количеству информации, и важно, чтобы мы пересмотрели этически то, что мы унаследовали, за что мы несем ответственность и что мы передадим грядущим поколениям ». — Далай-лама

  • Христианские, исламские, иудейские верования • Эти религии разделяют веру в разделение тела и души. • Бог — создатель мира и вселенной.• Людям дана Земля для использования и ухода. «Наполни Землю и покори ее, и властвуй над ней» — Бытие

  • Евреи и христиане — Бог заботится о природе «Бог не только владеет всем и знает каждое создание, но Он заботится и обеспечивает для физических нужд Его созданий ». ~ Бытие

  • Люди правят животными «Бог благословил их; и Бог сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и покорите ее; и господствовать над морскими рыбами, над птицами небесными и над всем живым существом, движущимся на Земле.”” (Бытие 1:28)

  • Буддийские воззрения • Жить в гармонии с природой — важнейшая буддийская практика. • Все живые существа в мире взаимозависимы. • Люди не важнее других живых существ.

  • Будда • Будда проявил полное сострадание и почтительно рассматривается как сострадательный защитник всех существ. • Он учил, что те, кто хочет следовать его Пути, должны проявлять любящую доброту, чтобы не причинять вреда жизни всех существ — не только для защиты человечества, но также для защиты животных и растений.• Обладая совершенной мудростью, Он видел, что все существа во вселенной равны по своей природе, и в этом феноменальном мире жизни всех людей и животных были взаимосвязаны, взаимно развивались и неразделимы.

  • Сходства • Обе религии уважают природу. • Христианство утверждает, что у человека должны быть правильные отношения с Создателем и остальной частью Творения (природой). • Христиан учат быть распорядителями (хранителями) земли. • Буддийское общество утверждает, что человек должен быть в гармонии с природой, чтобы быть в гармонии с самим собой.• Они признают, что не им разорять и что природа и земля существовали до людей. Все дело в уважении и правильном использовании.

  • Различия • В христианстве Бог создал природу, поэтому мы, люди, обязаны уважать, защищать и не причинять вреда природе. • В буддизме человек должен нести ответственность за свои действия. То, что мы делаем с природой, будет отражаться в нас самих. • Истоки и причины разные. Христиане стремятся доставить удовольствие Богу, а буддисты уважают и следуют учениям Будды.

  • Ресурсы Action 2030 Institute. 2009. Action2030, Интернет. 23 ноября 2009 г. . Барнхилл, Дэвид Лэндис. Коренные американцы и природа: взгляды и ценности. Университет Висконсина, Ошкош: 2008; км, «Общественное органическое земледелие и развитие устойчивых видов топлива и энергии». Зеленый корпус мира. 2009. Green Peace Corps Org., Интернет. 23 ноября 2009 г. . «Ежедневный новостной блог». Киев, Украина Блог новостей. 24 ноября 2009 г. Web.23 ноября 2009 г. . «Почему социализм вызывает загрязнение | Фримен | Идеи свободы». Фримен | Идеи свободы. Томас Дж. ДиЛоренцо. Интернет. 23 ноября 2009 г. . Шабеков, Филип. Жестокий зеленый огонь: Американское экологическое движение. Канада: Harper Collins Canada Ltd., 1993. Печать

  • .

    определение world_view и синонимы world_view (английский)

    Эта статья о концепции. Для класса спутников WorldView см. DigitalGlobe.

    Комплексное мировоззрение (или мировоззрение ) — это фундаментальная когнитивная ориентация человека или общества, охватывающая все знания и точку зрения человека или общества, включая естественную философию; фундаментальные, экзистенциальные и нормативные постулаты; или темы, ценности, эмоции и этику. [1] Термин представляет собой кальку немецкого слова Weltanschauung [ˈvɛlt.ʔanˌʃaʊ.ʊŋ] (слушайте) , состоит из Welt («мир») и Anschauung («взгляд». или «взгляд»). [2] Это фундаментальная концепция немецкой философии и эпистемологии, которая относится к широкому мировоззрению . Кроме того, это относится к структуре идей и убеждений, посредством которых человек, группа или культура интерпретируют мир и взаимодействуют с ним.

    Мировоззрение — это сеть предположений, которые не проверяются процедурами естествознания, но в терминах которых интерпретируются и взаимосвязаны все аспекты человеческого знания и опыта. [3]

    Истоки

    Языкознание

    Мировоззрение описывает непротиворечивое (в той или иной степени) целостное ощущение существования и обеспечивает основу для генерирования, поддержания и применения знаний.

    Истинным основателем идеи о неразрывности языка и мировоззрения является прусский филолог Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835).Однако Гумбольдт остается малоизвестным в англоязычных странах, несмотря на работы Брауна, Манчестера и Андерхилла. Гумбольдт утверждал, что язык был частью творческого пути человечества. Он утверждал, что культура, язык и языковые сообщества развиваются одновременно и не могут существовать друг без друга. В противоположность лингвистическому детерминизму, который предлагает нам рассматривать язык как ограничение, структуру или тюрьму, Гумбольдт утверждал, что речь по своей сути и неявно созидательна.Люди занимают свое место в речи и продолжают изменять язык и мышление путем творческого обмена. Мировоззрение остается запутанным и сбивающим с толку понятием в английском языке, которое лингвисты и социологи используют по-разному. Именно по этой причине Андерхилл предлагает пять подкатегорий: мировосприятие, мировосприятие, культурное мышление, личный мир и перспектива (см. Андерхилл 2009, 2011 и 2012).

    Хотя работа Гумбольдта предлагает глубокое понимание взаимосвязи между мышлением и речью, и хотя Эдвард Сепир дает очень тонкий отчет об этой взаимосвязи на английском языке.Английские лингвисты, как правило, сохраняются в придании обсуждения мировоззрений к работе Уорфа. И эта тенденция не изменилась с когнитивной лингвистикой.

    Гипотеза лингвистической относительности Бенджамина Ли Уорфа описывает, как синтаксико-семантическая структура языка становится базовой структурой для Weltanschauung людей посредством организации причинного восприятия мира и лингвистической категоризации сущностей. Поскольку лингвистическая категоризация возникает как представление мировоззрения и причинности, она еще больше изменяет социальное восприятие и, таким образом, ведет к постоянному взаимодействию между языком и восприятием. [4]

    Гипотеза была хорошо воспринята в конце 1940-х годов, но через десятилетие перестала пользоваться популярностью. В 1990-х годах новое исследование, в работах Стивена Левинсона и его команды из института психолингвистики Макса Планка в Неймегене, Нидерланды, подтвердило лингвистическую теорию относительности. [5] Теория также привлекла внимание благодаря работе Леры Бородицки из Стэнфордского университета.

    Мировое мировоззрение и когнитивная философия

    Одним из важнейших концепций когнитивной философии и когнитивных наук является немецкая концепция Weltanschauung .Это выражение часто использовалось для обозначения «широкого мировоззрения» или «широкого мировосприятия» людей, семьи или человека. Weltanschauung народа происходит из уникального мирового опыта народа, который он пережил на протяжении нескольких тысячелетий. Язык народа отражает Weltanschauung этого народа в форме его синтаксических структур, непереводимых коннотаций и значений.

    Термин «Weltanschauung» часто ошибочно приписывают Вильгельму фон Гумбольдту, основателю немецкой этнолингвистики (см. Трабант).Однако, как указывает Юрген Трабант и как напоминает нам Андерхлл в своей работе «Гумбольдт, мировоззрение и язык» (2009), ключевой концепцией Гумбольдта было «Weltansicht». «Weltanschauung», использовавшееся сначала Кантом, а затем популяризированное Гегелем, всегда использовалось в немецком языке, а затем использовалось в английском языке для обозначения философий, идеологий и культурных или религиозных взглядов, а не языковых сообществ и их способа восприятия реальности. «Weltansicht» использовался Гумбольдтом для обозначения всеобъемлющего концептуального и цензурного восприятия реальности, разделяемого лингвистическим сообществом (нацией).Но Гумбольдт утверждал, что говорящий человек был ядром языка. Речь поддерживает мировоззрение. Мировоззрение — это не тюрьма, которая нас сдерживает и ограничивает, это пространство, в котором мы развиваемся, создаем и творчески сопротивляемся, говоря вместе.

    Мировоззрение можно выразить как фундаментальные когнитивные, аффективные и оценочные предпосылки, которые группа людей делает о природе вещей и которые они используют для упорядочивания своей жизни. [6] [ требуется ссылка ]

    Если бы можно было нарисовать карту мира на основе Weltanschauung , то, вероятно, было бы замечено, что оно пересекает политические границы — Weltanschauung — это продукт политических границ и общего опыта людей из географического региона, [7] экологические и климатические условия, доступные экономические ресурсы, социокультурные системы и языковая семья. [7] (Работа популяционного генетика Луиджи Лука Кавалли-Сфорца направлена ​​на демонстрацию гено-лингвистической коэволюции людей).

    Независимо от того, влияет ли мышление на язык и культуру или наоборот, мировоззренческая карта мира, вероятно, будет тесно связана с лингвистической картой мира. Точно так же это, вероятно, почти совпадало бы с картой мира, нарисованной на основе музыки людей. [8]

    Народные эпосы

    По мере того, как естественный язык становится проявлением мировосприятия, литература людей с общим Weltanschauung возникает как целостные репрезентации широкого мировосприятия людей.Таким образом, степень общности и общность мировых народных эпосов становится проявлением общности и масштабности мировоззрения.

    Эпические стихи часто делятся людьми, не знающими политических границ и поколениями. Примеры таких эпосов включают Песнь о Нибелунгах германского народа, Илиаду для древних греков и эллинизированных обществ, Силаппадхикарам южноиндийского народа, Рамаяну и Махабхарату у народов Северной Индии, Гильгамеш месопотамско-шумерской цивилизации и люди Плодородного Полумесяца в целом, Книга Тысячи и одной ночи (арабские ночи) арабского мира и эпос Сундиата о народе Манде.

    Развитие

    Построение интегрирующих мировоззрений начинается с фрагментов мировоззрений, предлагаемых нам различными научными дисциплинами и различными системами знания. [9] Этому способствуют разные точки зрения, существующие в разных культурах мира. Это основная тема исследований Центра междисциплинарных исследований Leo Apostel.

    В то время как Апостель и его последователи четко придерживаются мнения, что люди могут строить мировоззрение, другие писатели считают, что мировоззрение действует на уровне сообщества и / или бессознательно.Например, если мировоззрение фиксируется языком, как, согласно сильной версии гипотезы Сепира – Уорфа, нужно выучить или изобрести новый язык, чтобы построить новое мировоззрение.

    Согласно Апостелю, мировоззрение — это онтология или описательная модель мира. Он должен состоять из следующих шести элементов:

    1. Объяснение мира
    2. Футурология, отвечая на вопрос «Куда мы идем?»
    3. Ценности, ответы на этические вопросы: «Что нам делать?»
    4. Праксиология, методология или теория действия: «Как мы должны достичь наших целей?»
    5. Эпистемология или теория познания: «Что истинно, а что ложно?»
    6. Этиология.Сконструированное мировоззрение должно содержать отчет о его собственных «строительных блоках», его происхождении и конструкции.

    Теория управления терроризмом

    Основная статья: Теория управления терроризмом

    Worldview, согласно теории управления терроризмом (TMT), служит буфером против страха смерти. [10] Предполагается, что соблюдение идеалов своего мировоззрения дает чувство самоуважения, которое дает ощущение выхода за пределы человеческой жизни (например, буквально, как в религиозной вере в бессмертие, символически, как в произведения искусства или дети, на которые можно жить после смерти, или вклад в культуру). [10] Доказательства в поддержку теории управления терроризмом включают серию экспериментов Джеффа Шимеля и его коллег, в которых группе канадцев, получивших высокие баллы по степени патриотизма, было предложено прочитать эссе, атакующее доминирующее канадское мировоззрение. [10] Используя тест на доступность мыслей о смерти (DTA), включающий тест на завершение неоднозначного слова (например, «COFF__» можно было заполнить как «COFFEE» или «COFFIN»), участники, прочитавшие эссе, нападали Было обнаружено, что их мировоззрение имеет значительно более высокий уровень DTA, чем контрольная группа, которая читала аналогичное эссе, критикующее австралийские культурные ценности.Настроение также измерялось вслед за угрозой мировоззрения, чтобы проверить, было ли увеличение числа мыслей о смерти после угрозы мировоззрения вызвано другими причинами, например, гневом по поводу нападения на культурное мировоззрение. [10] Сразу после угрозы мировоззрения не было обнаружено значительных изменений шкал настроения. [10]

    Чтобы проверить возможность обобщения этих результатов на группы и мировоззрения, отличные от националистических канадцев, Шимель и др. провели аналогичный эксперимент на группе религиозных людей, чье мировоззрение включало в себя креационизм. [10] Участников попросили прочитать эссе, в котором приводятся доводы в пользу теории эволюции, после чего была принята та же мера DTA, что и для канадской группы. [10] Было обнаружено, что религиозные участники с креационистским мировоззрением имеют значительно более высокий уровень доступа к мысли о смерти, чем участники контрольной группы. [10]

    Другие исследования показали, что DTA увеличивается вслед за угрозой мировоззрения. Например, Голденберг и др. обнаружили, что выявление сходства между людьми и другими животными увеличивает доступность мыслей о смерти, равно как и внимание к физическим, а не значимым качествам пола. [11]

    Удар

    Термин обозначает исчерпывающий набор мнений, рассматриваемых как органическое единство, о мире как средстве и воплощении человеческого существования. Weltanschauung служит основой для создания различных аспектов человеческого восприятия и опыта, таких как знания, политика, экономика, религия, культура, наука и этика. Например, мировоззрение причинности как однонаправленных , циклических или спиральных порождает структуру мира, которая отражает эти системы причинности.Однонаправленный взгляд на причинность присутствует в некоторых монотеистических взглядах на мир с началом и концом и на единую великую силу с единственным концом (например, христианство и ислам), в то время как циклическое мировоззрение причинности присутствует в религиозных традициях. которые являются циклическими и сезонными, и в которых события и переживания повторяются в систематических моделях (например, зороастризм, митраизм и индуизм). Эти мировоззрения о причинности лежат в основе не только религиозных традиций, но и других аспектов мышления, таких как цель истории, политические и экономические теории и системы, такие как демократия, авторитаризм, анархизм, капитализм, социализм и коммунизм.

    Мировоззрение линейной и нелинейной причинности порождает различные взаимосвязанные / конфликтующие дисциплины и подходы в научном мышлении. Weltanschauung временной непрерывности действия и события ведет к лежащим в основе диверсификации, например, детерминизм против свободы воли . Мировоззрение свободы воли ведет к дисциплинам, которые управляются простыми законами, которые остаются неизменными и статичными и эмпирическими в научном методе, в то время как мировоззрение детерминизма порождает дисциплины, которые управляются генеративными системами и рационалистичны в научном методе. [ требуется ссылка ]

    Некоторые формы философского натурализма и материализма отрицают обоснованность сущностей, недоступных естествознанию. Они рассматривают научный метод как самую надежную модель для построения понимания мира.

    Прочие аспекты

    В Язык Третьего Рейха , Weltanschauungen стал обозначать инстинктивное понимание нацистами сложных геополитических проблем, что позволило им действовать во имя якобы более высокого идеала [12] и в в соответствии с их теорией мира.Эти действия, воспринимаемые за пределами уникального Weltanschauung , теперь обычно воспринимаются как акты агрессии, такие как открытое вторжение, искажение фактов и нарушение прав человека.

    Религия и философия

    Различные авторы предлагают рассматривать религиозные или философские системы верований как мировоззрение, а не как набор индивидуальных гипотез или теорий. Нисида Китаро много писал о «Религиозном мировоззрении», исследуя философское значение восточных религий. [13] Согласно «Мировоззрению : История концепции » неокальвиниста Дэвида Ногла, «Восприятие христианства как мировоззрения было одним из самых значительных событий в новейшей истории церкви». [14]

    Христианский мыслитель Джеймс У. Сайр определяет мировоззрение как «обязательство, фундаментальную ориентацию сердца, которая может быть выражена в виде истории или в виде набора предпосылок (предположений, которые могут быть истинными, частично истинными или полностью ложными). которую мы придерживаемся (сознательно или подсознательно, последовательно или непоследовательно) относительно основной конструкции реальности, и которая обеспечивает основу, на которой мы живем, движемся и существуем.Он предлагает, чтобы «мы все мыслили с точки зрения мировоззрения, то есть с осознанием не только нашего собственного образа мыслей, но и образа мыслей других людей, чтобы мы могли сначала понять, а затем по-настоящему общаться с другими в нашей плюралистической среде. общество « [15]

    Философская важность мировоззрений становилась все более очевидной в течение 20 века по ряду причин, таких как усиление контактов между культурами и провал некоторых аспектов проекта Просвещения, таких как рационалистический проект достижения всей истины одним разумом.Математическая логика показала, что фундаментальный выбор аксиом важен для дедуктивного мышления [16] и что даже выбрав аксиомы, не все, что является истинным в данной логической системе, может быть доказано. [17] Некоторые философы считают, что проблемы распространяются на «несоответствия и неудачи, которые преследовали попытки Просвещения определить универсальные моральные и рациональные принципы»; [18] , хотя принципы Просвещения, такие как всеобщее избирательное право и всеобщая декларация прав человека, принимаются, если не воспринимаются как должное, многими. [19]

    Мировоззрение можно рассматривать как состоящее из ряда основных убеждений, которые философски эквивалентны аксиомам мировоззрения, рассматриваемого как логическая теория. Эти базовые убеждения по определению не могут быть доказаны (в логическом смысле) в рамках мировоззрения именно потому, что они являются аксиомами и обычно аргументируются от , а не вместо . [20] Однако их взаимосвязь можно исследовать философски и логически, и если два разных мировоззрения имеют достаточно общих убеждений, возможно, между ними будет возможен конструктивный диалог. [21] С другой стороны, если различные мировоззрения будут признаны несоизмеримыми и несовместимыми, то это ситуация культурного релятивизма и, следовательно, вызовет стандартную критику со стороны философских реалистов. [22] [23] [24] Кроме того, верующие могут не желать, чтобы их убеждения релятивизировались во что-то, что «верно только для них». [25] [26] Субъективная логика — это формализм обоснования убеждений, в котором убеждения явно субъективно придерживаются индивидов, но при этом может быть достигнут консенсус между различными мировоззрениями. [27]

    Третья альтернатива состоит в том, что мировоззренческий подход — это всего лишь методологический релятивизм, что это приостановленное суждение об истинности различных систем верований, а не заявление об отсутствии глобальной истины. Например, религиозный философ Ниниан Смарт начинает свою книгу Мировоззрение: межкультурные исследования человеческих убеждений с «Изучение религий и анализ мировоззрений» и приводит доводы в пользу «нейтрального, беспристрастного изучения различных религиозных и светских систем — процесс, который я называю мировоззрением. анализ.» [28]

    Политика

    Согласно Майклу Линду, «мировоззрение — это более или менее связное понимание природы реальности, которое позволяет его обладателям интерпретировать новую информацию в свете своих предубеждений. Столкновения мировоззрений не могут быть прекращены простым обращением к фактам. Даже если противоборствующие стороны соглашаются в фактах, люди могут расходиться во мнениях из-за различных предпосылок ». Вот почему кажется, что политики часто разговаривают друг с другом или приписывают разные значения одним и тем же событиям.Племенные или национальные войны часто являются результатом несовместимых мировоззрений. Линд разделил американские политические мировоззрения на пять категорий:

    • Неолиберальный глобализм считает, что у себя дома правительства должны предоставлять только основные общественные блага, такие как инфраструктура, здравоохранение и безопасность, и делать это дружественными для рынка методами
    • Социал-демократический либерализм утверждает, что система экономической безопасности, защищающая граждан от безработицы, болезней, бедности в старости и других бедствий, необходима, если демократическое правительство хочет сохранить поддержку народа.
    • Популистский национализм имеет тенденцию поддерживать ограничение как легальной, так и нелегальной иммиграции, чтобы защитить основной состав племенного государства от разбавления различными расами, этническими группами или религиями. Популистский национализм также склонен поддерживать протекционистскую политику, которая защищает рабочих и предприятия, особенно малый бизнес, от иностранной конкуренции.
    • Либертарианский изоляционизм откажется от иностранных союзов, распустит большую часть своих вооруженных сил и вернется к модели децентрализованного правительства XIX века и экономики, основанной на малом бизнесе и мелких фермах. Aerts, Diederick, Apostel, Leo, De Moor, Bart, Hellemans, Staf, Maex, Edel, Van Belle, Hubert, Van der Veken, январь 1994 г. «Взгляды на мир. От фрагментации к интеграции». VUB Press. Перевод (Апостель и Ван дер Векен 1991) с некоторыми дополнениями. — Базовая книга Мировоззрений из Центра Leo Apostel. См. Также Видаль К. (2008) Что такое было? (Что такое мировоззрение?), В Van Belle, H. & Van der Veken, J., Editors, Nieuwheid denken. De wetenschappen en het creatieve аспект van de werkelijkheid, p71–85. a b c d e

      28 000000000000000000 ч Шимель, Дж., Хейс, Дж., Уильямс, Т., и Джариг, Дж. (2007). Действительно ли смерть — это червь в ядре? Конвергентные доказательства того, что угроза мировоззрения увеличивает доступность мысли о смерти 900 12. «Демократические правительства не предоставляют основные свободы, перечисленные Джефферсоном; правительства созданы для защиты тех свобод, которыми обладает каждый человек в силу своего существования. В их формулировках философов Просвещения 17 и 18 веков, неотъемлемые права — это данные Богом естественные права. Эти права не уничтожаются при создании гражданского общества, и ни общество, ни правительство не могут удалить или «отчуждать» их ». Веб-сайт правительства США по вопросам демократии

    • ^ см., Например, Дэниел Хилл и Рэндал Раузер Христианская философия A – Z Edinburgh University Press (2006) ISBN 978-0-7486-2152-1 p200
    • ^ В христианской традиции это восходит, по крайней мере, к «Диалогам Иустина Мученика с Трифоном, евреем » и имеет корни в дебатах, записанных в Новом Завете. Обсуждение долгой истории религиозного диалога в Индии см. Аргументативный индеец Амартии Сена
    • ^ Когнитивный релятивизм , Интернет-энциклопедия философии
    • ^ Проблема самооправдания носит довольно общий характер. Линд, Майкл. «Пять мировоззрений, определяющих американскую политику», Salon Magazine, 11 января 2011 г. [1]. Майкл Линд, директор по политике программы экономического роста в New America Foundation
    • Внешние ссылки

      • Aerts, Diederick, Apostel, Leo, De Moor, Bart, Hellemans, Staff, Maex, Edel, Van Belle, Hubert, Van der Veken, январь 1994 г. «Взгляды на мир. От фрагментации к интеграции». VUB Press. Перевод (Апостель и Ван дер Векен 1991) с некоторыми дополнениями.- Базовая книга Мировоззрений из Центра Leo Apostel.
      • Apostel, Leo and Van der Veken, Jan. (1991) Wereldbeelden, DNB / Pelckmans.
      • Wikibook: Научное мировоззрение
      • Wiki Worldview Themes: структура для характеристики и анализа мировоззрений включает ссылки на почти 400 статей Википедии
      • Ты то, что говоришь PDF (5,15 МиБ) — эссе о текущих исследованиях в области лингвистической относительности (Лера Бородицкая)
      • Cobern, W. Мировоззрение, метафизика и эпистемология PDF (50,3 KiB)
      • inTERRAgation.com — документальный проект. Сбор и оценка ответов на «смысл жизни» со всего мира.
      • Раздор с Богом — Сравнение различных мировоззрений, верований и религий глазами их защитников.
      • Коул, Грэм А., Есть ли у христиан мировоззрение? Документ, в котором исследуется понятие мировоззрения, связанное с христианством и использовавшееся им.Содержит полезную аннотированную библиографию.
      • World View, статья о проекте Principia Cybernetica
      • Мировоззрение — Введение из Project Worldview
      • «Исследования мировоззрений, связанных с наукой» (список рекомендуемых книг и ресурсов) Американской научной ассоциации (христианская точка зрения)
      • Юджин Уэбб, Мировоззрение и разум: религиозная мысль и психологическое развитие. Колумбия, Миссури: Университет Миссури Пресс, 2009.
      • Бенджамин Гал-Ор, «Космология, физика и философия», Springer Verlag, 1981, 1983, 1987, ISBN 0-387-90581-2, ISBN 0-387-96526-2.

      .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *