Мифологическое мировоззрение и философское мировоззрение: Мифологическое мировоззрение

Содержание

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ, ФИЛОСОФСКОЕ. — МегаЛекции


Мировоззрение— это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру, являются его ориентирами в повседневной жизни. Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью общих взглядов на мир и место в нем человека.
Различают следующие типы мировоззрения: Религиозное мировоззрение базируется на религиозном понимании. Философское мировоззрение — предельно обобщенный взгляд на мир, основанный на принципах и законах бытия. Оно зависит от отношения к основному вопросу философии — что первично, бытие или сознание. Отсюда мировоззрение может быть материалистическим либо идеалистическим.
Структура мировоззрения — психологическая и гносеологическая. Психологическая структура: система знаний, взглядов, отношение человека к миру, в выборе жизненной позиции, осознание долга, идеалы. Гносеологическая структура: основную роль играют знания естественнонаучные (физические, биологические и т.д.), математические, социологические, экономические и т.д.
Можно выделить три осн. Формы мировоззрения:
1) Мифология — фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности
2) Религия — форма сознания, основан. на вере в сверхестественные силы, кот. влияют на судьбу человека и окружающий мир. Особенностью мифологии и религии является то, что они имеют духовно-практический характер и тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего мира и зависимостью его от природы и быта.
3) Философия — является структурой мировоззрения, теоретическим основанием. Относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, выделяют одну из существенных особенностей: мировоззр-е в философии выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер, опирается на четкие понятия и категории. Именно философия, в отличие от частнонаучного знания, рассматривает мир как целостность, его универсальные законы и принципы единства, связи и развития, место и роль человека в системе мира. К особенностям философского знания можно отнести сложную структуру, теоретический, во многом субъективный характер. Это совокупность объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени.
Она подвержена влиянию эпохи, влиянию прежних философских школ, динамична и неисчерпаема по своей сути, изучает как сам предмет познания, так и механизм познания, занимается извечными проблемами: бытие, материя, движение и др.


 

2) ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛ-ФИИ. КРУГ ПРОБЛЕМ, ИЗУЧАЕМЫХ ФИЛ-ЕЙ. ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ФИЛ-ГО ЗНАНИЯ. ФУНКЦИИ ФИЛ-ИИ. Зарождение Философии – точных мест и дат – нет.

Существуют 2 основные концепции возникновения Ф: ориенталистская (возникновение философии на востоке) и связанная с Античностью.

Зарождение первых научных знаний происходило на востоке, однако цельного теоретического знания тогда не существовало.Теоретическое знание возникло именно в Древнегреческом обществе.Теоретическое знание обладает рациональным характером. Основывается на рациональных категориях –) зарождение ЛОГИКИ. 7 в до н.э.Философия, как знание, направленное на исследование истины. Сам термин философия приписывается Пифагору.«Люди, философствуя, ищут знания ради самого знания, а не ради какой – то практической пользы» — Аристотель.

Функции философии:

1)Мировоззренческая-философское мировоззрение вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека.

2)Гносеологическая-Раскрывает законы развития познавательной

деятельности, исследует формы движения мышления к истине, исследует пути и средства проверки полученных знаний.

3 Интегративная-Синтетическая функция в науке и обществе, здесь

осуществляется постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры.

4)Критическая-Аналитическая исследовательская функция, она связана с анализом путей познания и действия людей.

5)Ценностно-регулятивная-Ансеологическая функция, состоящая в

соотнесении целей и путей познания и действия и социально-этической

оценки.

6)Методологическая-Она вырабатывает общий метод познания, требования к мыслящему субъекту, ориентации этого субъекта на преобразования действительности; два метода—диалектика и метафизика.

3.Осн.проблемы фил-ии и их природы.

Осн.проблемы: отношение бытия к мышлению; отношение физич.к психическому; от-нош.материальн.к идеальному; отнош.духа к природе; отнош.субъективного к объективному. Все эти проблемы явл.составными одной большой проблемы — отношения бытия и сознания. Гносеологическая необходимость постановки этих проблем (гносеология — учение о познании) заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведения предполоагает разграничение субъективного и объективного, сознания осозна-ваемых вещей. Эти пр

3) ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛ-ИЯ: КОНФУЦИАНСТВО, ДАОСИЗМ. Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т.е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между «верхами» и «низами» и т.п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. «Знание — действие — нравственность» — эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования. Знание оценивалось и отбиралось в соответствии с задачами нравственного совершенствования человека. Высшее знание — знание о добродетелях и правилах поведения великих людей. Даосизм и конфуцианство–две основные школы, которые выступают как вечные оппоненты друг друга.Даосизм был создан Лао Цзы, о котором почти ничего не известно. Важнейший текст данного учения–Дао Дэ Цзын. Важнейшая категория этой философии–Дао–это сложное философское понятие, первооснова, первоначало, из которого все возникает и в которое все возвращается. Даобесконечно, едино, неизвестно, постоянно и изменчиво, пусто и содержательно, существует в большом и в малом, вечно, абсолютно.Познание Дао–это цель существования человека. Его можно познать человеку с чистым сердцем и без страстей и эмоций. Дао пребывает в недеянии, но нет ничего, чтобы оно не делало–это важнейший принцип даосизма. Сторонники даосизма призывают человека к недеянию. Человек в своем стремлении познать Дао должен сливаться воедино со своей внутренней природой, чувствовать реальность природы и действовать в соответствии с ней. Основные принципы даосизма–натуральность и естественность. Даосизмвраждебно настроен по отношению к науке, культуре и цивилизации Конфуцианство. Было создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), который думал о том, как обеспечить социальный порядок, мир и стабильность в обществе. Общество должно существовать на основе принципов морали. Государство–это одна большая семья, в которой правитель–это заботливый отец семейства, а подданные–его дети. Главная категория конфуцианства–принцип Жень (человеколюбие). Конфуций не мыслил человека вне общества. Человек руководствуется принципами долга. Особенности конфуцианства–культ учебы и науки. Важнейшая категория конфуцианской философии–учение о благородном и низком человеке.

4) ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛ.: ВЕДИЗМ, БУДДИЗМ, ФИЛ-КИЕ ШКОЛЫ ИНДУИЗМА. Индийская фил-ия – совокупность философских теорий всех индийских мыслителей. С древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов. Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите. старые европейские философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии, в то время как в действительности её развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других формах. Подобно средневековой западноевропейской философии, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:ведический период (1500 — 500 гг. до н. э.),классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и период послеклассический, или индуистский (с 1000). Ведизм.Орелигиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода — ведам. Для ведизмахарактерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальныхявлений. К высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца — было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки — считалось божественным.Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть. Многиечерты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни т.е. появление первой религии. Буддизм. Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения –Будда. Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении — в буддизме она именуется “нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям — праведным взглядам, праведному поведения,праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти,праведному образу жизни и самоуглублению.Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь.Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении;неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом.

Философские школы.Несомненным признаком консолидации индуизма можно считать оформление шести ортодоксальных философских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта, миманса, произошедшее в первые века нашей эры. В дальнейшем традиция индуистской философии дала миру немало выдающихся фигур, среди которых наиболее известны Шанкара (9 век) и Рамануджа (12 век).

 

5) ДОСОКРАТОВСКИЙ ПЕРИОД ФИЛ-ИИ ДР. ГРЕЦИИ: МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, ГЕРАКЛИТ, ЭЛЕАТЫ.Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали на её родоначальников — фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля он считается первым философом Гр., представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).Миле́тская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто». Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни).С утратой Милетом (начало V в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами-ахеменидами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но нашли продолжателей. Милетская школа оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции.Геракли́т Эфе́сский (544—483 гг. до н. э)древнегреческий философ-досократик. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения. Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.). Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана, Элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

6) ЖИЗНЬ И ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА. СОФИСТЫ.Сокра́т ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 до н. э. Ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд. Философские взгляды Сократа. Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения. Он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм).В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Софи́сты (от — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» означал искусного или мудрого человека. Софистами иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).

7) ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА. АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА.Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами.В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей. В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно» Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм).Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела— это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

8) ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ.«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия. Бытие— живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:1) Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир. 2) Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.3)Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть 4)Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. Аристотель рассматривал бытиекак объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм.

9) РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: АПОЛОГЕТИКА И ПАТРИСТИКА. ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО.Апологе́т — историческое название раннехристианских писателей, которые пытались обосновать и открыто защищали христианское учение от критиков, в период II-III столетий нашей эры. Впоследствии так называли всех активных защитников и пропагандистов идеологических течений, систем, теорий или учений. Апологеты в раннем христианстве.Любой из христианских писателей, главным образом II—III веков, защищавших христианство от критики и, в свою очередь, критикующих греко-римскую культуру. Многие из их сочинений были адресованы римским императорам и часто напоминали по форме короткие служебные письма, составленные с целью защитить христианство от обвинений, выдвигаемых против него во II веке. Произведения апологетов только частично отражают полную картину раннего этапа христианства, так как они были написаны в ответ на конкретные обвинения их противников. Среди греческих апологетов следует отметить Юстина Мученика, Татиана, Аристида, Аполлинара, Феофила, Теофина и Климента Александрийского. Латинскими апологетами II века являлись Минуций Феликс и Тертуллиан. Блаженный Августин — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.Патри́стика — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. С кон. IV в., т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после её признания в 313 г. императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. Августин Блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое посредничество. Своим учением о божественном государстве («граде Божием») он закладывает фундамент исторической метафизики.

10) СХОЛАСТИКА, ЕЕ МЕТОД И ПРОБЛЕМАТИКА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СХОЛАСТИКЕ (РЕАЛИЗМ, НОМИНАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛИЗМ). ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО. Схола́стика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Отличительные черты1)Составление «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу;2)Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений;3)Высокая культура цитирования. Основные проблемы:Вера и знание; Доказательство бытия Бога; Общее и единичное (проблема универсалий).Реали́зм, в философии — один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии Реалистическая философия — сознательно применяющая целостный, научно-вненаучный методологический подход ко всем явлениям, охватывающая в максимальной степени противоречия реальной жизни, позволяет наиболее глубоко анализировать существующие мировые тенденции.Реализм и номинализм. Сущность проблемы состоит в вопросе о значении общего. Реализм(в схоластическом смысле) приписывает действительность общим идеям. Платон в своём учении об идеях дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалистывсех времён в Платоне видят свой прототип. Хотя номинализми оказал существенную услугу свободе философского исследования, что ему совершенно неправильно приписываются либеральные тенденции. В схоластической философии борьба реализма с номинализмомокончилась победой номинализма; но в иной форме эта борьба продолжается и до настоящего времени.Концептуали́зм — направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты, отвергая учение реализма, отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности. Фома́ Акви́нский (родился примерно в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

11) ФИЛ-ИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: СПЕЦИФИКА И КРУГ ПРОБЛЕМ. ГУМАНИЗМ, НАТУРФИЛ-ИЯ, ПАНТЕИЗМ. СОЦИАЛЬНО-ФИЛ-ИЕ УЧЕНИЯ. Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук. Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Натурфилосо́фия — Попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и закономерностей явлений природы. Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония.Натурфилософия эпохи Возрождения.
Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и священность природы.Философские и социологические учения, развивавшиеся в Европе (прежде всего и ранее всего в Италии) в эпоху разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества (15 начало 17 века). Официальной философией в эту эпоху еще оставалось схоластика, но возникновение культуры гуманизма, возобновление античного философского наследия и значительные достижения в области естествознания приводили к тому, что в ней развиваются антисхоластические направления. Ранее всего они проявились в этике, в возобновлении этических учений стоицизма и эпикуреизма направленных против господствующей христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи В. сыграли натурфилософские концепции, свидетельствовавшие о крушении схоластической картины мира и схоластических методов осмысления природы. Хотя в этих концепциях и отражался переходный характер В., однако общая линия развития натурфилософии означала все большее торжество материалистического понимания мира. Наиболее важными результатами естественнонаучного направления философии эпохи В. были: методы экспериментально-математического исследования природы, философски обобщенные в произведениях Леонардо да Винчи и в особенности Галилея, детерминистическое истолкование действительности противоположное теологическому истолкованию ее схоластами, формулировка подлинно научных, свободных от элементов антропоморфизма законов природы.

12) ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФИЛ-ИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ. Философия нового времени. В новое время приоритет в мировоззрении получила наука и разум человека. Именно наука предопределила возникновение НТР впоследствии НТП. Главная проблема философии определилась гносеология. Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVI—XVII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Эмпиризм -Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.Рационали́зм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.

13) РАЗРАБОТКА НАУЧНОГО МЕТОДА В ФИЛ-ИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ: БЭКОН И ДЕКАРТ.Это английский мыслитель политический деятель, литератор, философ. Он сознательно поставил перед собой задачу разработки научного метода познания. Знание органически связано с экспериментальной материальной деятельностью, человек познает мир лишь преобразуя его. Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. В связи с этим он занимается разработкой индуктивного метода исследования. Индукция — это такой метод познания когда человек от знаний единого, отдельного приходит к знанию всеобщего, предельному широкому.
Бэкон указывает не на полную индукцию. Бэкон подверг суровой критике учение схоластов о сотворении мира богом из ничего, о перводвигателе. По его мнению материя и движение органически взаимосвязаны между собой. Бэкон верит в познавательность природы и одновременно указывает, что пути на познания имеется множество препятствий.
Р. Декарт 1596-1659 гг. — французский философ, мыслитель. Создал аналитическую геометрию, ввел понятие функции, систему алгебраических понятий, сформулировал закон сохранения количества движения неупругих ударов, общий закон действия и противодействия, разработал идею естественного развития солнечной системы. Науку он считал стройной логической системой, способной помочь людям в практических делах.
Для построения этой системы (логической) необходимо учитывать два момента: 1) Исходный тезис. 2) Метод.
К первому. В качестве исходного тезиса Декарт принимает тезис радикального сомнения. Согласно этому тезису необходимо сомневаться в истине тех или иных суждений, знаний. К этому сомнению Декарт приходит на основе следующих рассуждений. В наших знаниях нет ни одного положения заведомо истинного. Дело в том, что несовершенство органов чувств ставит проблему достоверности наших ощущений, а ошибки в рассуждениях приводят к неправильным логическим выводам. Поэтому Декарт и предлагает построение науки начать с радикального сомнения. Сомнение должно очистить сознание людей от разных предрассудков. Сомнение с одной стороны было направлено против схоластического принижения человеческого разума, а с другой стороны использовалось для обоснования достоверности знания. По мнению Декарта с помощью сомнения можно дойти до абсолютно точных истин. Ко второму методу Декарт предъявлял ряд требований: 1) Допускать в качестве истинного только такие суждения, которые представляются ясными, отчетными и не могут вызвать никаких сомнений. В качестве критерия истинности Декарт признает ясность и отчетливость. Дело в том, что для одного человека какое-то положение будет ясным, а для другого нет. Более того одно и тоже утверждение для одного и того же человека будет ясным или не ясным.
2) Расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы. В ходе деления желательно дойти до самых ясных вещей.
3) Переходить от известного и доказанного к неизвестному и не доказанному — это выведение есть рационалистическая дедукция.



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Мировоззрение и его структура. Типы мировоззрения; мифологическое, религиозное, философское.

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе. Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.



Предпосылки и особенности зарождения философии. Основные периоды в истории философии. Философская мысль Древней Индии. Понятие о карме, сансаре в ведической литературе. Школы в Древней Индии. Буддизм. Медицина в Древней Индии.

Культура Древней Индии складывалась под влиянием пришедших в долину Инда во II тыс. до н. э. арийских племен, которые принесли сюда де­ление на замкнутые сословные группировки – варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) и религию брахманизм (первоначально ведизм), а также священные книги Веды (Ригведа, Яджурведа, Атхарваведа и Самаведа). Со­словно-кастовый социальный строй закреплялся в Ригведе как созданный одновременно с появлением человека из разных частей принесенного в жертву гиганта Пуруши.


Мифология Древней Индии чрезвычайно сложна. Она отличается представлениями о цикличности развития мира. Вселенная, по представле­ниям древних индийцев, существует в течение так называемого дня Брахмы (или Брамы) – божества, сотворившего мир. День Брахмы составляет 4320000 лет. Этот период разделен на эпохи: Критаюга, Тритаюга, Двапа­раюга и Калиюга (соответственно золотой, серебряный, бронзовый и желез­ный века). При наступлении ночи Брахмы мир гибнет, затем возникает снова, и так без конца. Такая нацеленность на громадные временные циклы обусло­вила отсутствие интереса к личности и истории, вследствие чего авторство философских учений Древней Индии в основном условно (за исключением буддизма и джайнизма).

Философские мотивы формируются в комментариях к Ведам, называемых Упанишадами. Всего Упанишад более 200, самые важные из них в философском плане – «Чхандогья» и «Брихадараньяка». В Упанишадах развиваются идеи первоначала мира, впервые намеченные в Ведах, а также формируется основная идея всей индийской культуры – закон кармы-сан­сары, реинкарнации душ в зависимости от прожитой человеком жизни. Слово «карма» означает здесь закономерность, согласно которой происходит перерождение, а также совокупность деяний человека; сансара – сам процесс реинкарнации. Прервать сансару и достичь особого блаженного состояния – мокши – могли только жрецы-брахманы.

При всем разнообразии взглядов в древней индийской философии слабо выражен личностный компонент. Поэтому принято рассматривать прежде всего наиболее известные школы (даршаны). Их можно разделить на ортодоксальные школы (астика) – санкхья и йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта, и неортодоксальные (настика) — буддизм, джайнизм и чарвака-локаята. Их отличие в основном связано с отношением к священному писанию брахманизма, а затем индуизма — Ведам (ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, неортодоксальные отрицали его).

Написанные в стихотворной форме Веды содержат вопросы и ответы на них о происхождении мира, космическом порядке, естественных природных процессах, наличии у человека души, вечности мира и смертности отдельного человека.

В индийской философской традиции сформировался ряд основных философско-этических понятий, которые позволяют составить общее представление о древнеиндийских философских учениях. Прежде всего это понятие кармы — закона, определяющего судьбу человека. Карма тесно связана с учением о сансаре (цепи перерождений существ в мире) – закон кармы-сансары. Освобождением или выходом из сансары является мокша. Именно пути выхода из мокши и отличают взгляды разных философских школ (это могли быть жертвоприношения, аскеза, практика йогов и др.) Стремящийся к освобождению должен следовать установленным нормам и дхарме (определенному образу жизни, жизненному пути).

Индийская философская традиция отличается многовариантностью ответов на онтологические вопросы. Здесь сложились три варианта основных подходов — философский монизм, дуализм и плюрализм.

5.Общее понятие и характерные черты древнекитайской философия Даосизм. Конфуцианство. Легизм. Медицина Древнего Китая.

Основные школы в древнекитайской философии – даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен. Даосизм – термин европейской науки, обозначающий одно из главных направлений китайской философии и традиционную религию Китая. Дао – одна из важнейших категорий в китайской классической философии. Первоначально Дао означало «путь», «дорогу». Затем слово приобрело дополнительный смысл: оно стало обозначать метод, образ жизни, всеобщий закон, абсолют. Даосизм – древнекитайское философское учение, на основе которого в первые века н.э. складывается религия, получившая тоже название.

Основное понятие – Дао, введенное Лао-цзы (VI–V вв. до н.э.), трудно для истолкования. Дао столь же неконкретно у Лао-цзы, как понятие Неба во всей китайской философии. Сама концепция Лао-цзы, скорее, поэтически образная, нежели научно-логическая. Текст состоит из отдельных параграфов, а логика в пределах раздела не всегда просматривается. Мысли Лао-цзы излагаются в намеренно парадоксальной форме, что создает дополнительные трудности в истолковании текстов.

Конфуцианство – философско-этическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы) (ок. 551 – 479 до н.э.). Это китайский философ, историк и государственный деятель, основатель китайской государственной религии – конфуцианства, которая представляет собой философию морали, облеченную в религиозную форму. Конфуцианство отличается от других религий отсутствием официального жречества, мистических элементов и метафизических спекуляций. Оно сводится главным образом к строгому выполнению установленных обрядов и социально-этических предписаний.

Конфуций не выступал с собственным учением. Он собрал, прокомментировал и пересказал пять классических произведений Древнего Китая. Ему несомненно принадлежат только комментарии к Книге Весны и Осени, истории государства Лу. Кроме того, приписываемое ему сочинение «Великое учение» и «Учение о середине» на самом деле лишь пересказаны им.

Их основное содержание составляет пять простых и великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей: 1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество, которые в определенной мере и в определенных пределах должны быть признаны. Практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и другим, на что действительно способны, конечно, лишь избранные и полноценные люди. В то же время простое нагромождение законов не может быть признано. «Исправление имени» должно теоретически помогать практическому самосознанию. Именно таким образом может возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех. В IX в. н.э. конфуцианство окончательно одержало победу над буддизмом; во II в. – над даосизмом, особенно благодаря значительному развитию неоконфуцианства в эпоху Сун.

Моизм – учение великого китайского ученого, специалиста в области социальной этики Мо-цзы (479–400 до н.э.). Школа моистов, в деятельности которой было два этапа – ранний и поздний, просуществовала до III в. до н.э. Монеты вели решительную борьбу против взглядов конфуцианцев, отстаивающих незыблемость государства наследственной аристократии. Мо-цзы превосходил Конфуция по богатству и глубине мысли. Простоту и умеренность (воздержание) он трактовал в христианском смысле, как всеобщую любовь ко всем людям без различий. В книге «Мо-цзы» изложены взгляды школы моистов. Она представляет собой плод коллективного творчества моистов на протяжении более чем двух столетий существования школы. В целом книга «Мо-цзы» сложилась лишь в III–II вв. до н.э.

Легисты – школа древнекитайской философии. Основной трактат «Книга правителя области Шан» носит философско-политический характер и принадлежит школе фацзя («законников»). Он записан в IV–III вв. до н.э. последователями известного теоретика легизма и государственного деятеля Гунсунь Яна (390–338 до н.э.), известного в истории под именем Шана Яна – правителя области Шан. Эту книгу можно по праву назвать основным каноном легистской школы, сыгравшей большую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления и оказавшей значительное влияние на превращение конфуцианства в официальную идеологию правящего класса Китая. В книге «Хань Фэй-цзы» изложены взгляды одного из крупнейших теоретиков легистской школы Хань Фэя (288–233 до н.э.). Хань Фэй был ярым сторонником создания централизованного государства и укрепления власти правителя. Он и его приверженцы выступали против конфуцианских правил этикета и моральных догм, которые сковывали людей и защищали привилегии старой знати. Им Хань Фэй противопоставлял новую мораль, которая выше всего ценила интересы государства.

Мифологическое мировоззрение, Религиозное мировоззрение, Философское мировоззрение

Мифология (от греч mythos — рассказ и logos — слово, понятие, учение) является универсальным типом мировоззрения первобытных обществ; все этносы своим первым мировоззрением имеют мифологию, которая содержит в своей в основе миф-вымышленную рассказ, произведение народной фантазии, в котором явления природы или культуры подаются в наивно-антропоморфной форме. Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во-первых, ду же похожие мифы существуют у разных народов, в разных частях мира и, во-вторых, миф был единственной универсальной формой сознания. Он отражал мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании закреплены поэтическое богатство и мудрость различных народеодів.

Почему же восприятие мира первобытным человеком приняло такой странной формы, как мифология? ного и социального б) нераздельность первобытного мышления, еще четко не отделилось от эмоциональной сферы. Следствием таких предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Лю дина перенесла на природные объекты свои личные свойства, приписывала им жизнь, человеческое чувство. В мифе невозможно отделить натуральное от символического, реальное от фантастического, существующее от. БАЖ а ноги, духовное от естественного, человеческое от нечеловеческого, зло от добра и т др.. Поэтому мифа характерна такая форма целостности, которая для других форм сознания почти невозможно. Кроме того, миф для носителей мы фологичнои сознания был не мнением или рассказом, а самой реальностьюьністю.

Итак, неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречиям, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный, метафорический, эмоциональный характер эти и другие особенности те первичной сознания превращают мифологию на очень своеобразную символическую (знаковую) систему, через сроки которой воспринимался и описывался весь сви.

Религиозное мировоззрение

Это более зрелая форма мировоззрения, чем мифология. В ней бытия постигается не мифическими, а другими способами выделим следующие: а) в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, а следовательно, преодолевает ется характерна для мифа неделимость человека и природы б) мир раздваивается на духовный и телесный, земной и небесный, естественный и сверхъестественный, к тому же земной начинает рассматриваться как следствие н адприродного. Мифологические же персонажи живут в феноменальном мире (на горе. Олимп, на горе. Меру т.п.) в) в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому — в объекты этого мира надо е рыть. Вера и выступает главным средством постижения бытия г) особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. А в связи с этим вера в. Бога и сверхъестественный сви т вообще вызывает своеобразный энтузиазм, то есть жизненную энергию, которая предоставляет пониманию этого мира жизненного характера д) если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главным является достижение единства человека с. Богом как воплощением святости и абсолютной ценностьюністю.

Религия — явление многоплановое и многозначное. Сегодня, несмотря на научные достижения, которые, казалось бы, отрицают ее мировоззренческие положения, религия продолжает быть большой социально организованной и организующей силой в мире значительной степени это связано с тем, что она по-своему отражает большой жизненный опыт человечества, сохраняет систему эмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм же иття, нравственных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, добра, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости. Но в религиозном мировоззрении могут отображаться и противоположные настроения, идеи: фанатизм, враждебное отношение к людям другой веры тощтощо.

Философское мировоззрение

Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и действующих типов. Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции. Но что же роднит и рез знить философию и рассмотрены типы мировоззренияу?

Их объединяет общая направленность — дать картину мира и в нем человека с его отношением к действительности, что его окружает, и выяснить смысл человеческого бытия. Однако ответы на эти проблемы представители разных х видов мировоззрения ищут своими путями. Что касается современного философского мировоззрения, то необходимо обратить внимание на такие его особенностиі:

а) философскому мировоззрению присуща не чувственно-образная, как в предыдущих мировоззрениях, форма освоения действительности, а абстрактно-понятийная;

б) философское мировоззрение — это теоретическая форма мировоззрения, возникла исторически, и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще;

в) различие философского мировоззрения от мифологического и религиозного заключается в том, что религия и мифология совпадает с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро ??научного свитосп принятия

г) в отличие от религии и мифологии, философия в осмыслении мира систематически опирается на научные знания;

д) философия стремится поставить и решить предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия;

е) философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь ись не на авторитет, а на знание необходимости.

Таким образом, философское мировоззрение-закономерный этап в духовном развитии человечества, который был обусловлен как изменениями в общественном бытии людей, так и развитием различных отраслей общественного сознания

Перечисленные исторические типы мировоззрения есть не что иное, как типизированные и абстрагированные формы деятельности человека в отдельные исторические промежутки времени в соответствии с развитием культуры и познания эти формы деятельности те являются проявлением и выражением сознания и самосознания человека, практически ориентированных на преобразование мира и самого себя по нормам культур и цивилизацийї.

11. Мифологическое мировоззрение — это:

1.
Вера в сказочных, нереальных существ.
2.Очеловечивание
(антропологизация) явлений природы.
3.
Чувственно-художественное восприятие
и понимание человека и мира, в котором
он живет.
4.
Все перечисленное.

Мифологическое мировоззрение дальнейший
шаг исторической эволюции «Я»
людей, которое несет в себе, как говорит
Гегель, «в снятом виде» все достижения
предыдущих типов мировоззрений
первобытного человека. Мифологическое
мировоззрение достижение человечества
уже близкого нам периода. С большей или
меньшей долей риска можно отнести его
зарождение на планете к мезолиту, т.е.
к 7-6 тысячелетию до н.э. Чувственно-художественное
восприятие мира, составляющее ядро души
(«Я») мифологического человека,
означало перенос человеком на
сверхъестественные силы окружающего
мира свои человеческие (эмпирические,
внешние) черты. Начатый ранее процесс
познания человеком своей души в огромном
зеркале видимого им мира продолжался.
На таинственные сверхъестественные
силы, оставшиеся, в основном, безличными,
человек начал надевать свою внешность,
стал их делать эмпирическими личностями.
Так исторически строил человек собственную
модель. Перед глазами в перевернутом
виде конструировал картину того, что с
ним происходило в самом деле.

12. Философия — это:

1.
Учение о первосущностях.
2.
Учение о предельных основаниях мироздания.
3.
Мировоззрение, где представления о
человеке и мире выражены в понятиях.
4.
Учение об истине, добре и красоте.
5.
Наука всех наук.
6.
Форма разумной духовности.

ФИЛОСОФИЯ — следующий после мифологии
тип мировоззрения, т.е. совокупность
чувственных и интеллектуальных
представлений человека о себе и о мире,
в котором он живет, выраженных в форме
понятий (мыслей). Оставаясь «ядром
души» человека, сердцевиной его «Я»,
философское мировоззрение сохраняет
все функции прежних типов мировоззрений:
онтологическую, гносеологическую,
аксиологическую и т.д., но опять-таки в
понятийной форме, т.е. в виде
«мысле-рассуждений». Философия
зарождается в мифологии, как представления
о человеческом облике природы. Когда
от мифологии отслаивается античное
искусство, под ней обнаруживается «чисто
интеллектуальный» осадок — представления
о человеке и об окружающем его мире в
форме понятий. Иными словами, философия
— это то, что остается в мифологии за
вычетом из нее искусства. Из античной
мифологии выросло античное искусство
и как побочный продукт — философия. И
потому она долгое время была искусством
красиво думать и говорить.

13. Основной вопрос (проблема) философии — это:

1.
Учение о бессмертии индивидуальной
души.
2.
Вопрос о соотношении понятия и предмета
(души и тела, сознания и материи).
3.
Учение о гармоничном развитии личности.
4.
Проблема происхождения жизни разума.
5.
Учение о человеке и окружающей его
природной и общественной среде.
6.
Все перечисленное.

Будучи понятийным представлением о
человеке и мире, философия должна прежде
всего разобраться с вопросом о природе
ПОНЯТИЯ. Что это такое? как соотносится
с предметами, которые оно обозначает?
Проблема соотношения понятия и предмета
(души и тела, сознания и материи) является
ОСНОВНОЙ для любой философской системы.
Вопрос о соответствии мысли предмету
и предмета мысли возникает перед каждым
разумным существом в день по тысячу
раз, независимо от того, знают или нет
они что-либо о философии. Неумение
приводить их в соответствие расценивается
как интеллектуальная (шире: духовная)
патология. В философском масштабе вопрос
о понятии и предмете и становится
проблемой души и тела, сознания и материи.

5) Мифологическое мировоззрение и его специфика

Мифологическое
мировоззрение (от греч. mythos — сказание,
предание) основано на эмоционально-образном
и фантастическом отношении к миру. В
мифе эмоциональный компонент мировоззрения
превалирует над разумными объяснениями.
Мифология вырастает прежде всего из
страха человека перед неизвестным и
непонятным — явлениями природы, болезнью,
смертью. Поскольку у человечества еще
не было достаточно опыта для понимания
истинных причин многих явлений, они
объяснялись при помощи фантастических
предположений, без учета причинно-следственных
связей.

Мифологический
тип мировоззрения определяется как
совокупность представлений, которые
были сформированы в условиях первобытного
общества на основе образного восприятия
мира. Мифология имеет отношение к
язычеству и является совокупностью
мифов, для которой характерно одухотворение
и антропоморфизация материальных
предметов и явлений.

Мифологическое
мировоззрение совмещает в себе сакральное
(тайное, волшебное) с профанным
(общедоступным). Основано на вере.

Мифологическое
мировоззрение. Формируется с момента
появления человека разумного (Homo
sapiens), примерно 40-60 тысяч лет тому назад.
Это мировоззрение которое описывает и
объясняет мир и место человека в мире
очень своеобразно. Для этого показываются
дела богов, героев, многочисленных
фантастических существ, описываются и
по-своему и объясняются явления природы
и социальной жизни. Фантастические
существа совершают дела не реальные с
позиции науки. Точно также как и они
сами являются не реальными. Миф позволял
все. В нем все что угодно могло появиться
из всего чего угодно, просто так, или с
помощью посредника в виде тех же
фантастических существ. В этом и
заключалась слабость и антинаучность
мифов. В мире действительно что-то чем-то
порождается, что-то появляется из
чего-то, ничто не может появиться из
ничего. Но чтобы все что-угодно появлялось
из всего что-угодно то такое никак не
возможно.

Важнейшая
черта мифа – антропоморфизм. Это
перенесение черт и свойств человека на
весь остальной окружающий мир. Одна из
схем объяснения всего что есть в мире
– генетическая схема. Человек появляется
на свет путем рождения. Поэтому рождаются
и неживые предметы. Принцип – все что
угодно может быть порождено чем угодно

Миф показал
свою эффективность как средство
управления поведением человеком, как
способ регуляции отношений между людьми.
Поэтому первобытные коллективы были
очень сплоченными в пределах отдельных
родов, племен, зато другие роды и племена
воспринимались, как правило, враждебно.

Миф наиболее
древний (архаичный) тип мышления, в
котором не различались реальное и
вымышленное; слово, мысль и предмет
мысли. Поэтому миф синкретичен. Поэтому
древний человек совершал многие на наш
взгляд бессмысленные действия. Например,
перед тем как идти на охоту древний
охотник в начале убивал какое-нибудь
изображение животного, полагая, что это
обеспечит ему успех и на охоте. Детям
давали имена многих явлений природы,
имена животных, полагая, что благодаря
этому ребенок будет наделен свойствами
этих явлений природы или животных.

1.Понятие мировоззрения, его исторический характер. Основные элементы мировоззрпения, их характериститка.

2.Виды мировоззрения. Особенности мифологического мировоззрения и его место в нашей жизни

Мировоззрение
– система идей о мире, человеке и их
взаимоотношениях. Основным стержневым
элементом мировоззрения является идеал,
который выражает конечные цели нашей
деятельности, общие требования личности,
класса либо какого-то сообщества. Идеал
выражает должное и желаемое в сфере
экономической, социальной и политической
жизни общества. По своей природе
мировоззрение является социально-классовым
феноменом или явлением, которое объединяет
людей в некоторую группу, класс определяет
их содержание и направление их развития.
Поэтому существует классовый подход к
пониманию природы мировоззрения. Оно
является научным, а не идеологическим.
Исходя из классовой теории мировоззрения
в социальной науке, выделяют исторические
формы мировоззрения, или исторические
формы общественного сознания, которые
направлены на адекватное отображение
общественного бытия или социальной
жизни человека:

  • мифологическое
    сознание

  • религиозное
    сознание

  • философское
    сознание.

Специфика
мифологического мировоззрения

Мифологическое
сознание является первой формой
существования и развития общественного
и индивидуального
сознания человека. Каждый человек
начинает свое сознание с мифологического,
т. к. это специфическая форма обыденного
сознания (всегда основывается на
обыденной жизнедеятельности человека).
Мифология возникла как результат
выделения человека из мира природы и
является результатом или формой
существования нашего внутреннего мира.
В основе лежит фундаментальное
противоречие между добром и злом. Зло
– это первая историческая форма осознания
взаимоотношения человека с окружающим
миром. Чтобы понять специфику
мифологического мировоззрения, надо
определить понятия добра и зла, которые
являются краеугольными факторами
мифологии. Зло – весь окружающий мир,
который противостоит человеку или
коллективу, на который направлена
деятельность человека. Добро – первичный
коллектив, состоящий из предков, потомков
и живущих в данное время людей. Эти люди
связаны абсолютным принципом («родственник
родственнику принципиально не может
нанести зла» — основной принцип
мифологического мировоззрения).

Фундаментальные
характеристики мифологического сознания
.

  1. Мифологическое
    сознание по своей природе антагонистично,
    раскалывает мир на 2 противоположности
    (мы и они) и служит средством для поиска
    «козлов отпущения».

  2. Мифологическое
    мировоззрение по своей природе является
    несистемным, оно никогда не выделяет
    времени, и мифологическое действие
    всегда происходит только в пространстве.

  3. Мифологическое
    мировоззрение по своей природе
    синкретично. Оно не разделяет мир на
    сферы бытия: божественный, человеческий
    и природный мир.

  4. Миф
    не знает содержания, он полностью
    отождествляется со знаком, т. е. считается,
    что всё что присутствует в мифе реально.
    Мифология всегда удваивает мир (из
    действительности делает виртуальность).

  5. Мифологическое
    сознание не требует веры и в этом
    заключается главный недостаток, порок
    мифологии.

  6. Мифология
    не отвечает на вопрос «почему?», она не
    исследует причин. Главный мифологический
    вопрос: «Как относится к данному событию?
    Что делать с ним?»

  7. Мифология
    – идеология человека-победителя. Она
    знает один тип человека – герой.

Функции
мифологии в жизни человека и общества
.

  1. Объединительная:
    мифология определяет нашего общего
    предка.

  2. Определяет
    цель развития данного коллектива,
    общности. Дает идеал, к которому все
    должны стремиться.

  3. Дает
    примеры поведения.

  4. Самое
    главное: мифология создала субъективный
    мир: любая мифология углубляет окружающий
    мир, она вносит в него элементы духовного
    начала.

  5. Остановила
    время и тем самым сформировала внутреннюю
    жизнь человека, положив основы понимания
    семьи, рода, нации.

Специфика
религиозного мировоззрения

Марк
Тейлор пишет: «религиозное сознание
возникает из разлагающейся мифологии,
когда разрушаются принципы: родственник
не может нанести вред родственнику,
разрушается община, человек может быть
уверен только в себе самом. Основным
противоречием религиозного сознания
является противостояние между добром
и злом. Под добром понимается сам индивид,
который противостоит всеобщему мировому
злу. Жан Поль Стюар : «Как может выжить
человек во всеобщем океане зла?». Ответ
один: нужно заручится поддержкой некого
мирового начала, которое может
нейтрализовать зло. Мировое начало –
бог, природа которого — делать добро. В
религиозном мировоззрении человек
выступает в единстве с мировым началом
– богом. Истинная человеческая
деятельность – деятельность по
воссозданию связей или соотношений с
богом.

Религиозное
мировоззрение – деятельность человека
или общества, стремящаяся восстановить
некую духовную связь с абсолютом, для
продолжения и определения своей жизни.

Фундаментальные
характеристики религиозного мировоззрения
:

  1. Религиозное
    мировоззрение всегда индивидуально.
    Именно религия определяет и формирует
    нашу индивидуальность, потому что
    областью деятельности человека является
    его внутренний мир, а не окружающая
    действительность.

  2. Рел.мировоззрение
    знает лишь один тип мировоззрения; тип
    страдающего индивида, деятельность
    которого полностью подчинена очищению
    внутреннего мира через страдание.

  3. Рел.мировоззрение
    отрицает мифологическое в том, что
    вводит сферы бытия, возводит непреодолимые
    границы.

  4. Религия
    впервые вводит в действие фактор
    времени. Она признает только внешнее
    время.

  5. Рел.мировоззрение
    существует и развивается на основе
    принципа гилозоизма – перенесение
    индивидуальных качеств человека на
    природные и сверхприродные объекты.

  6. В
    отличие от мифологии религия может
    существовать через акт веры.

  7. Религиозное
    мировоззрение всегда догматично в
    своей основе и по своей природе
    интуитивно.

  8. Религиозное
    знание иллюзорно, так как основным
    предметом деятельности человека
    является не воздействие на окружающий
    мир, а воздействие на мировое начало –
    бога.

В
зависимости от того, что понимается под
мировым абсолютом: бог/свое сущностное
«я»/личность/нация/класс/вещь в виде
священной реликвии, все религиозное
мировоззрение подразделяется на 3 формы:

  • эгоцентрическое
    сознание

  • социоцентрическое
    сознание

  • космоцентрическое

Эгоцентрическое
– стремление индивида восстановить
утраченную связь со своим сущностным
«я», со своей внутренней системой
ценностей, человек всегда живет по
принципу: внутри я лучше, чем говорят
другие. Человек всегда знает, когда он
делает зло, а когда добро. При созидании
зла у нас возникает внутренний стресс,
в основе которого возникает вопрос о
ценности своего сознания. Эгоцентрическое
сознание – это внутренняя деятельность
человека, в основе которой лежит
стремление утвердить свою индивидуальность,
это работа нашей самооценки, которая
не допускает девальвации нашей личности.

«Самооценка-
это последний бастион нашей личности.
Разрушив самооценку, мы уничтожаем нашу
личность». Эгоцентрическое мировоззрение
– это всеобщее мировоззрение, это форма
нашего индивидуального спасения.

Социоцентрическая
модель – стремление человека или части
общества создать или восстановить
духовную связь с неким социальным
абсолютом, в основе которого лежит
стремление дополнять до некой целостности
свои недостающие силы, ресурсы.

Социоцентризм
– культ личности, стремление человека
подражать социальным идолам. Это форма
не всеобщего, а индивидуального
самосознания.

Космоцентрическое
мировоззрение – стремление человека
и общества восстановить утраченную
связь с мировым абсолютом, творцом
вселенной. В зависимости от того, что
понимается под богом, есть три типа:

  • Теоцентрическое
    сознание – бог-творец вселенной
    (христианство, иудаизм ,и т.д

  • Панте….
    – бог «размывается» в природе (буддизм)

  • Атеистическое
    – вместо бога мы ставим человека

  • Религия
    направлена на развитие духовного мира,
    но в нашем мире оно многозначно и
    проявляется в трех формах, описанных
    выше.

Особенность
религиозного сознания, прежде всего, в
том, что оно направлено на формирование
вида, конкретного индивида. Религиозное
мировоззрение знает только один тип
личности – страдающая личность, главная
значимость бытия которого – собственное
духовное развитие через страдания,
сопереживания.

Специфика
философского мировоззрения

Основания
возникновения философского сознания
:

  • необходимо
    изменение материального бытия народа;

  • необходима
    государственная заинтересованность
    в нем;

  • связывается
    с развитием материально-денежных
    отношений;

  • изменяется
    само положение человека: он становится
    функционально неустойчивым существом;

  • была
    необходима первоначальная информационная
    база.

SLIDE ФИЛОСОФСКИЙ WORLDVIEW | authorSTREAM

Slide1:

KAEDAH PENYELIDIKAN 1 DISEDIAKAN Untuk: DR KHALID ОЛЕГ: MARZITA Binti MAT АМИН (P79079) NUR SYAFIQAH Binti ZULKAFLI (P79195) ЧЕТЫРЕ ФИЛОСОФСКИЙ WORLDVIEW участвует в исследованиях

Философских мировоззрений:

ФИЛОСОФСКИЕ WORLDVIEWS (Губа, 1990) «Базовый набор убеждений, направляющих действие» (Линкольн и Губа, 2000; Мертенс, 1998) «Парадигмы» (Кротти, 1998) «Эпистемологии и онтологии» (Нойман, 2000) «Широко задуманные исследовательские методологии ”

ЧЕТЫРЕ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОГО ОБЗОРА, УЧАСТВУЮЩЕГО В ИССЛЕДОВАНИИ:

ЧЕТЫРЕ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОГО ОБЗОРА, УЧАСТВУЮЩЕГО В ИССЛЕДОВАНИИ ПОЗИТИВИЗМ Детерминация Редукционизм Эмпирическое наблюдение и измерение КОНСТРУКТИВИЗМ Эмпирический подход Понимание Множественное участие Конструктивное значение ПАРЦИОНАЛЬНОЕ построение Социальное и историческое Постпозитивистское мировоззрение:

Постпозитивистское мировоззрение Постпозитивистское мировоззрение представляет собой традиционную форму исследования, и эти предположения верны больше для количественных исследований, чем для качественных.Такое мировоззрение иногда называют научным методом или научным исследованием. Это также называется позитивистским / постпозитивистским исследованием, эмпирической наукой и постпозитивизмом. Этот последний термин называется постпозитивизмом, потому что он представляет мышление после позитивизма, бросая вызов традиционному представлению об абсолютной истине знания.

Slide5:

Phillips and Burbules (2000), вы можете получить представление о ключевых предположениях этой позиции, таких как: Знание является предположительным (и неосновательным) — абсолютную истину невозможно найти.Исследование — это процесс предъявления претензий с последующим уточнением или отказом от некоторых из них ради других утверждений, более обоснованных. Например, большинство количественных исследований начинается с проверки теории. Данные, доказательства и рациональные соображения формируют знания. Исследование направлено на разработку уместных, правдивых утверждений, которые могут служить для объяснения вызывающей обеспокоенность ситуации или описывают причинно-следственные связи, представляющие интерес. Объективность — важный аспект компетентного исследования; исследователи должны изучить методы и выводы на предмет предвзятости.

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУКТИВНОЕ МИРОВОЗЗрение:

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУКТИВНОЕ МИРОВОЗЗрение Социальные конструктивисты придерживаются предположения, что люди стремятся понять мир, в котором они живут и работают. Эти значения разнообразны и множественны, что заставляет исследователя искать сложность взглядов, а не сужать значения до нескольких категорий или идей. Цель исследования — как можно больше полагаться на точку зрения участников на изучаемую ситуацию.Вопросы становятся широкими и общими, так что участники могут конструировать смысл ситуации, обычно вырабатываемой в обсуждениях или взаимодействиях с другими людьми. Чем более открытый вопрос будет задан, тем лучше, поскольку исследователь внимательно прислушивается к тому, что люди говорят или делают в своей жизни.

Кротти (1998): Несколько предположений при обсуждении конструктивизма:

Кротти (1998): Несколько предположений при обсуждении конструктивизма Смыслы конструируются людьми, когда они взаимодействуют с миром, который они интерпретируют.Качественные исследователи обычно используют открытые вопросы, чтобы участники могли поделиться своими взглядами. Люди взаимодействуют со своим миром и понимают его, основываясь на своих исторических и социальных перспективах — все мы рождены в мире смысла, дарованном нам нашей культурой. Таким образом, качественные исследователи стремятся понять контекст или обстановку участников, посещая этот контекст и собирая информацию лично. Основная генерация смысла всегда социальна, возникающая во взаимодействии с человеческим сообществом и из него.Процесс качественного исследования в значительной степени индуктивный, когда спрашивающий извлекает смысл из данных, собранных на местах.

АДВОКАЦИЯ И УЧАСТИЕ ВСЕМИРНОЕ ВЗГЛЯД:

АДВОКАЦИЯ И УЧАСТНИКИ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Это мировоззрение обычно просматривается при качественном исследовании, но оно также может быть основой для количественного исследования. Мировоззрение, основанное на защите интересов и совместном участии, считает, что исследовательское исследование должно быть связано с политикой и политической повесткой дня. Таким образом, исследование содержит программу действий по реформе, которая может изменить жизнь участников, учреждения, в которых люди работают или живут, а также жизнь исследователя.Информационно-пропагандистские исследования предоставляют участникам возможность высказаться, повышая их сознательность или продвигая программу изменений, направленных на улучшение их жизни. Он становится единым голосом за реформы и перемены.

Slide9:

Кеммис и Уилкинсон (1998) о ключевых особенностях адвокации или совместных форм исследования: Совместные действия рекурсивны или диалектичны и направлены на изменение практики. Таким образом, в конце адвокационных / совместных исследований исследователи выдвигают программу действий по изменению.Эта форма опроса направлена ​​на то, чтобы помочь людям освободиться от ограничений, накладываемых средствами массовой информации, языком, рабочими процедурами и властными отношениями в образовательной среде. Адвокационные / совместные исследования часто начинаются с важного вопроса или позиции по поводу проблем в обществе, таких как необходимость расширения прав и возможностей. Оно освобождает, поскольку помогает освободить людей от ограничений иррациональных и несправедливых структур, ограничивающих саморазвитие и самоопределение.Адвокационные / совместные исследования направлены на создание политических дебатов и дискуссий, чтобы произошли изменения. Это практично и совместимо, потому что это запрос, завершенный с другими, а не с другими. В этом духе правозащитные / совместные авторы привлекают участников в качестве активных соавторов в своих исследованиях.

ПРАГМАТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗрение:

ПРАГМАТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗрение »(Россман и Уилсон, 1985). «Вместо того, чтобы сосредотачиваться на методах, исследователи подчеркивают проблему исследования и используют все доступные подходы, чтобы понять проблему», Морган (2007) и Паттон (1990), «подчеркивают ее важность для сосредоточения внимания на проблеме исследования в социальных исследованиях, а затем используют плюралистические подходы к получению знаний о проблеме ». Существует много форм этой философии, но для многих прагматизм как мировоззрение возникает из действий, ситуаций и последствий, а не предшествующих условий (как в постпозитивизме).

Slide11:

Прагматизм не привязан к какой-либо одной системе философии и реальности. Это относится к исследованиям со смешанными методами, так как исследователи в своих исследованиях широко используют как количественные, так и качественные предположения. У отдельных исследователей есть свобода выбора. Таким образом, исследователи могут выбирать методы, приемы и процедуры исследования, которые лучше всего соответствуют их потребностям и целям. Прагматики не рассматривают мир как абсолютное единство.Аналогичным образом исследователи смешанных методов обращаются к множеству подходов к сбору и анализу данных, а не к единственному способу (например, количественному или качественному). Правда — это то, что работает в настоящее время. Он не основан на двойственности реальности, независимой от разума или внутри разума. Таким образом, в исследовании с использованием смешанных методов исследователи используют как количественные, так и качественные данные, поскольку они работают, чтобы обеспечить лучшее понимание проблемы исследования.

Slide12:

Исследователи-прагматики смотрят на то, что и как исследовать, исходя из предполагаемых последствий — куда они хотят пойти с этим.Исследователи смешанных методов должны установить цель их смешивания, обоснование причин, по которым количественные и качественные данные должны быть смешаны в первую очередь. Прагматики согласны с тем, что исследования всегда происходят в социальном, историческом, политическом и других контекстах. Таким образом, исследования с использованием смешанных методов могут включать постмодернистский поворот, теоретическую призму, которая отражает социальную справедливость и политические цели. Прагматики верили во внешний мир, не зависящий от разума, а также во внешний мир.Но они считают, что нам нужно перестать задавать вопросы о реальности и законах природы (Cherryholmes, 1992). «Они просто хотели бы сменить тему» ​​(Рорти, 1983, стр. Xiv). Таким образом, для исследователя смешанных методов прагматизм открывает двери для множества методов, различных мировоззрений и различных предположений, а также различных форм сбора и анализа данных.

СПАСИБО:

СПАСИБО 

.Определение

в кембриджском словаре английского языка

Эти работы, как правило, носят эпизодический / праздничный характер или мифологические , и на сегодняшний день в них не обнаружено никаких скрытых или подрывных комментариев.

В книге , мифологический, и богословский материал представлен обширным и богатым сочетанием психологического, этномузыкологического, философского, образовательного, мифологического и теологического материалов.

Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Еще примеры
Меньше примеров

Таким образом, природа этого противостояния была мифологической , а не пространственной.Один из них — это мифологическая птица с головой пернатого змея в крыле.

Украшение на каждом змеином храме изображает мифологических сцен, обозначающих события творения и предупреждения о неизбежном космическом разрушении.К этому общему понятию символического вымысла мы должны добавить, что религиозный дискурс с нынешним взглядом мифологический .

Женщины в учебниках чаще всего появляются в традиционных ролях, таких как фермер, или в мифологических фигурах , таких как ведьмы.Но прошло время с тех пор, как были написаны почти мифологических страниц академической истории.

Деревянная рука держит диск с вырезанными мифологическими сценами .,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.