Методики на выявление интересов младших школьников: Сборник диагностик для выявления интерессов и способностей младших школьников.

Содержание

Методическая разработка по теме: Методики определения и оценки познавательных интересов и предметной направленности младших школьников

Методики определения и оценки

познавательных интересов и предметной

направленности младших школьников

Учитель начальных классов ГБОУ

 гимназии №205

Федорова  Ирина Аркадьевна


Для определения учителем своей деятельности по развитию интереса к обучению необходимо сначала определить отношение детей к изучаемым предметам, найти причины снижения интереса или причины преобладания интереса к одним предметам по сравнению с другими.

Для выявления познавательных интересов и предметной направленности младших школьников мы можем использовать методы: наблюдения, анкетирование, экспериментальные задания, сочинение.

В данной подборке представлено несколько методик для оценки предметной направленности познавательных интересов учащихся.

  1. Методика «Цветные лепестки».

Одна из методик, позволяющих выявить познавательный интерес – методика «Цветные лепестки».

Методика позволяет:

– выявить главные мотивы учения детей;

– выяснить наличие предпочтений одних учебных предметов другим.

Методика

«Цветные лепестки»

Цель: Выявление отношения ученика к изучаемым предметам

Описание: Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей.

– Раскрась эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету (у детей на парте 10 карандашей).

Ученику предлагается раскрасить цветок, лепестками которого являются изучаемые предметы.

– Раскрась цветок. Все лепестки этого цветка соответствуют изучаемым тобой предметам.

Чтение

Физкультура

Информатика

Английский язык

Математика

Испанский язык

Художественный труд

Русский язык

Окружающий мир

Риторика

        

Используя полоску ранжирования цветов, выполненную в первой части теста определяем наиболее интересные предметы для данного ученика.

  1. Методика оценки предметной направленности познавательных интересов учащихся

Пятибалльная система не является равномерной, то есть «промежутки» шкалы суммарных оценок не одинаковы. Необходимо определить коэффициент нормативности баллов. «Вес» предмета зависит от степени выраженности интереса у учащихся данного класса. В дальнейшем, с учетом «веса» предмета можно определить уровень сформированности познавательных интересов учащихся.

«Вес» предмета определяется по формуле:

А=К1*а1+ К2*а2+ К3*а3+ К4а4+ К5а5, где

К – количество человек, выбравших данный предмет,

а – баллы предмета. (1 место – 5 баллов, 2 место – 4 балла, 3 место – 3 балла, 4 место –   2 балла, 5 место – 1 балл).

Ниже приведена таблица для занесения данных для определения предметной направленности познавательных интересов учащихся.

Предметная направленность познавательных интересов учащихся

 

№ п/п

Имя

Расположение уроков по степени предпочтения учащимися

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

  1.  Методика «Конверты»

Цель: Выявление наличия или отсутствия интереса учащихся к предмету русский язык.

Перед учащимися лежат три конверта с написанными на них предметами: русский язык, математика, чтение.

— Перед тобой лежат конверты с заданиями. Выбери любой конверт.

— В конверте находятся два задания. Выбери любое из них.

Задания по русскому языку

1. Подбери подходящий по смыслу предлог и впиши его.
Плывет…реке, сделал…бумаги, вышел…дома,

сверкает…солнце, играет… хоккей.

Задание носит репродуктивный характер

2. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя его себе по слогам.
весной, в, купаются, воробьи, лужах

Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился рассказ.

Задание носит частично-поисковый характер.

Задания по математике

1. Вставь пропущенные числа

3 + … + 5 = 10                4 +  … + 3 = 10
10 — … — 3 = 10                10 — …  — 3 = 10

2. Составь задачу по выражению 8 + 2. Подбери к ней схему.

                      8                                  8

         

        2               ?                                               2

                                                        ?

Задание носит частично поисковый характер.

Задания по чтению

1.Прочитай текст

Из «Детской энциклопедии»

Лекарственные растения.

Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.

Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.

Задание носит репродуктивный характер

2.Прочитай текст и составь к нему вопросы.

 Из «Детской энциклопедии»

Лекарственные растения.

Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.

Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.
Задание носит частично поисковый характер.

Проанализировав полученные результаты, можно прийти к выводу о предпочтении учеником того или иного предмета. Так же можно проанализировать, как ученик организует свою деятельность.

  1. Характер и уровень познавательных интересов учащихся

Для оценки правильности направления работы учителя по развитию познавательного интереса у учащихся необходимо производить оценку изменения уровня и характера интереса в динамике, отслеживая изменения поэтапно. Ниже приведена таблица, которая может помочь в такой оценке.

Характер и уровень познавательных интересов учащихся

№ п/п

Имя

Уровни интереса

Характер интереса

к учению

к русскому языку

I этап

III этап

I этап

III этап

I этап

III этап

1

2

3

4

5

6

7

8

9

где  для уровня интереса: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

 Для характера интереса: Ш – широкий, С – стержневой, А – аморфный.

  1. Протоколы анализа уроков

Для повышения качества обучения, учителю необходимо анализировать как собственные уроки, так и уроки своих коллег. В процессе взаимного анализа уроков вырабатывается эффективный подход к процессу обучения. Обмен замечаниями о ходе уроков и их разбор позволяет уменьшить количество методических  ошибок при подаче материала ученикам. Для проведения анализа урока удобно использовать структурированный протокол урока. Пример такого протокола приведен ниже.

Протоколы анализа уроков

Обучение грамоте. 1 класс. Тема урока: «Письмо заглавной буквы Щ»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии и замечания

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного:
    — Что мы повторяли на уроках чтения?
    — С какой буквы мы читали слова?
    — Назовите характеристику звука [щ]
  3. Нацеливание
    — какая тема будет сегодня на уроке письма? Чем мы будем заниматься?
  4. Работа по теме.
    1) По точкам обвести узор
    — Сколько петелек вытянуто вниз?
    — Шесть петелек раскрасить синим цветом. Сколько петелек вытянуто вверх?
    — Раскрасить красным цветом.
    2) – Чем отличается заглавная буква от строчной?
    — Из скольких элементов состоит буква [щ]?
    — Обвести элементы букв в прописях.
    3) Прописывание буквы
    Показ учителя
    Анализ ошибок
    — Поставьте точку под той буквой, которая вы считаете, получилась красивее.
    4) Задание усложняется.
    Будем соединять букву [щ] с другими буквами.
    Работа по ленте букв.
    — Чтобы лучше запомнить правило, закрасим зеленым цветом.
    — Какой слог является целым словом?
  5. Физкульт. минутка

    5) – Я загадала слово, о нем сегодня говорили на уроке, это слово с буквой [щ]
    6) – Что изображено на доске?

    — Какие признаки предложения мы знаем?
    — Составьте предложение по схеме. Что изменилось?

    — Сколько слов в моем предложении?
    — Какие слова имеют звук [щ]?
    7) Можно ли это назвать предложением?

  6. Итог урока
  7. Организационный момент.

Развитие интереса не совершенствуется фронтально, оно всегда индивидуально, поэтому от учителя требуется внимательное изучение и специальный отбор приемов обучения с учетом актуального уровня интересов и их прогнозирование.

Обучение, как совместная взаимообусловленная деятельность учителя и учащихся в значительной мере зависит от интересов учеников и рождает новые интересы, расширяет их круг, углубляет их содержательную основу, способствует их формированию.

Материал по теме: Определение познавательных интересов младших школьников

Определение познавательных интересов

и предметной направленности

 младших школьников


Для определения учителем направления своей деятельности по развитию интереса к обучению у учащихся необходимо сначала определить отношение детей к изучаемым предметам, найти причины снижения интереса или причины преобладания интереса к одним предметам по сравнению с другими.

Для выявления познавательных интересов и предметной направленности младших школьников мы можем использовать методы: наблюдения, анкетирование, экспериментальные задания, сочинение.

В данной подборке представлено несколько методик для оценки предметной направленности познавательных интересов учащихся.

Методика «Цветные лепестки».

Одна из методик, позволяющих выявить познавательный интерес – методика «Цветные лепестки».

Методика позволяет:

– выявить главные мотивы учения детей;

– выяснить наличие предпочтений одних учебных предметов другим.

Методика

«Цветные лепестки»

Цель: Выявление отношения ученика к изучаемым предметам

Описание: Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей.

– Раскрась эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету (у детей на парте 10 карандашей).

Ученику предлагается раскрасить цветок, лепестками которого являются изучаемые предметы.

– Раскрась цветок. Все лепестки этого цветка соответствуют изучаемым тобой предметам.

        

Используя полоску ранжирования цветов, выполненную в первой части теста определяем наиболее интересные предметы для данного ученика.

Методика оценки предметной направленности познавательных интересов учащихся

Пятибалльная система не является равномерной, то есть «промежутки» шкалы суммарных оценок не одинаковы. Необходимо определить коэффициент нормативности баллов. «Вес» предмета зависит от степени выраженности интереса у учащихся данного класса. В дальнейшем, с учетом «веса» предмета можно определить уровень сформированности познавательных интересов учащихся.

«Вес» предмета определяется по формуле:

А=К1*а1+ К2*а2+ К3*а3+ К4а4+ К5а5, где

К – количество человек, выбравших данный предмет,

а – баллы предмета. (1 место – 5 баллов, 2 место – 4 балла, 3 место – 3 балла, 4 место –   2 балла, 5 место – 1 балл).

Ниже приведена таблица для занесения данных для определения предметной направленности познавательных интересов учащихся.

Предметная направленность познавательных интересов учащихся

 

№ п/п

Имя

Расположение уроков по степени предпочтения учащимися

 Методика «Конверты»

Цель: Выявление наличия или отсутствия интереса учащихся к предмету русский язык.

Перед учащимися лежат три конверта с написанными на них предметами: русский язык, математика, чтение.

— Перед тобой лежат конверты с заданиями. Выбери любой конверт.

— В конверте находятся два задания. Выбери любое из них.

Задания по русскому языку

1. Подбери подходящий по смыслу предлог и впиши его.
Плывет…реке, сделал…бумаги, вышел…дома,

сверкает…солнце, играет… хоккей.

Задание носит репродуктивный характер

2. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя его себе по слогам.
весной, в, купаются, воробьи, лужах

Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился рассказ.

Задание носит частично-поисковый характер.

Задания по математике

1. Вставь пропущенные числа

3 + … + 5 = 10                4 +  … + 3 = 10
10 — … — 3 = 10                10 — …  — 3 = 10

2. Составь задачу по выражению 8 + 2. Подбери к ней схему.

                      8                                  8

         

        2               ?                                               2

                                                        ?

Задание носит частично поисковый характер.

Задания по чтению

1.Прочитай текст

Из «Детской энциклопедии»

Лекарственные растения.

Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.

Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.

Задание носит репродуктивный характер

2.Прочитай текст и составь к нему вопросы.

 Из «Детской энциклопедии»

Лекарственные растения.

Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.

Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.
Задание носит частично поисковый характер.

Проанализировав полученные результаты, можно прийти к выводу о предпочтении учеником того или иного предмета. Так же можно проанализировать, как ученик организует свою деятельность.

Характер и уровень познавательных интересов учащихся

Для оценки правильности направления работы учителя по развитию познавательного интереса у учащихся необходимо производить оценку изменения уровня и характера интереса в динамике, отслеживая изменения поэтапно. Ниже приведена таблица, которая может помочь в такой оценке.

Характер и уровень познавательных интересов учащихся

№ п/п

Имя

Уровни интереса

Характер интереса

к учению

к русскому языку

I этап

III этап

I этап

III этап

I этап

III этап

где  для уровня интереса: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

 Для характера интереса: Ш – широкий, С – стержневой, А – аморфный.

Протоколы анализа уроков

Для повышения качества обучения, учителю необходимо анализировать как собственные уроки, так и уроки своих коллег. В процессе взаимного анализа уроков вырабатывается эффективный подход к процессу обучения. Обмен замечаниями о ходе уроков и их разбор позволяет уменьшить количество методических  ошибок при подаче материала ученикам. Для проведения анализа урока удобно использовать структурированный протокол урока. Пример такого протокола приведен ниже.

Протоколы анализа уроков

Обучение грамоте. 1 класс. Тема урока: «Письмо заглавной буквы Щ»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии и замечания

Организационный момент

Повторение пройденного:
— Что мы повторяли на уроках чтения?
— С какой буквы мы читали слова?
— Назовите характеристику звука [щ]

Нацеливание
— какая тема будет сегодня на уроке письма? Чем мы будем заниматься?

Работа по теме.
1) По точкам обвести узор
— Сколько петелек вытянуто вниз?
— Шесть петелек раскрасить синим цветом. Сколько петелек вытянуто вверх?
— Раскрасить красным цветом.
2) – Чем отличается заглавная буква от строчной?
— Из скольких элементов состоит буква [щ]?
— Обвести элементы букв в прописях.
3) Прописывание буквы
Показ учителя
Анализ ошибок
— Поставьте точку под той буквой, которая вы считаете, получилась красивее.
4) Задание усложняется.
Будем соединять букву [щ] с другими буквами.
Работа по ленте букв.
— Чтобы лучше запомнить правило, закрасим зеленым цветом.
— Какой слог является целым словом?

Физкульт. минутка

5) – Я загадала слово, о нем сегодня говорили на уроке, это слово с буквой [щ]
6) – Что изображено на доске?

— Какие признаки предложения мы знаем?
— Составьте предложение по схеме. Что изменилось?

— Сколько слов в моем предложении?
— Какие слова имеют звук [щ]?
7) Можно ли это назвать предложением?

Итог урока

Организационный момент.

Развитие интереса не совершенствуется фронтально, оно всегда индивидуально, поэтому от учителя требуется внимательное изучение и специальный отбор приемов обучения с учетом актуального уровня интересов и их прогнозирование.

Обучение, как совместная взаимообусловленная деятельность учителя и учащихся в значительной мере зависит от интересов учеников и рождает новые интересы, расширяет их круг, углубляет их содержательную основу, способствует их формированию.

Чтение

Физкультура

Информатика

Английский язык

Математика

Испанский язык

Художественный труд

Русский язык

Окружающий мир

Риторика

«Диагностика познавательных интересов младших школьников»

Диагностика познавательных интересов младших школьников.

До прихода в школу у каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития познавательных процессов.

Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении на других. Сосредоточенность внимания называют еще концентрацией, и эти понятия можно рассматривать как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Эта характеристика проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае перевод внимания идет на что-либо такое, что случайно заинтересовало индивида, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь даже малозначительном объекте. С переключаемостью внимания связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.

Распределение внимания — это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Человек способен быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания человека – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, характеризует объем его внимания .

Память:

Память – это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

В связи с временем сохранения материала выделяют следующие виды памяти:

Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Это память – образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени (около 20 секунд). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого. Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека.

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Долговременная память – это память способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

Генетическая — это такая память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Эта память единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание .

Речь.

Это совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Исходя из определения, можно утверждать, что речь может быть устная и письменная.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления

Мышление принимает активное участие в других процессах: в восприятии, в развитии внимания, в памяти, в воображении и в речи.

Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Мышление.

Мышление – это сложный психический процесс, который помогает получать знания, недоступные органам чувств, решать задачи, использовать разнообразные вспомогательные приемы и средства в процессе познавательной деятельности, активно действовать в процессе получения новых знаний [6].

Виды мышления:

Словесно-логическое мышление – это такое мышление, в котором действия в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материальном для них выступают понятия. Процесс оперирования словами – понятиями подчиняется определенной логике, которая касается и уточнению понятий, и рассуждений и выводов.

Образное – это мышление, в котором на первый план выступают действия с образами, а не с понятиями. Их действия, направленные на решение профессиональных задач, будут содержать в себе и оперирование понятиями, и практические действия.

Практическое мышление предполагает преобладание реальных, практических действий с материальными предметами над действиями с понятиями и образами.

С понятием “мышление” тесно связано понятие “интеллект”. Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные, и практические задачи.

Мышление непосредственно связано с речью.

Итог: Таким образом, доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и активно развивается .

Диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения

Особенности диагностики познавательных процессов у младших школьников в том, что дети существенно различаясь по по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию, могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и диагностические ситуации.

Поэтому прежде, чем применять диагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень развития, достигнутый ребёнком.

диагностика уровня развития познавательных процессов у детей на начальном этапе обучения должна решать следующие задачи:

    1. выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные процессы ребёнка и его личностное развитие;

    2. выявить имеющиеся у него задатки и способности;

    3. выяснить причины отставания ребёнка в учёбе;

    4. выработка рекомендаций.

Примеры диагностики: Воображение

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Практика доказывает, что приемы диагностики развития воображения детей одновременно выступают и материалом для его развития.

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин.

На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

«Незаконченная фигура».

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками. У каждого ребенка набор фигурок одинаковый. Дети должны за 5-10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый рисунок и подписывает их.

«Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина. Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

«Особенности творческого воображения».

Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Дети прослушивают начало рассказа, продолжение и окончание которого необходимо придумать. Время на работу 10 минут.

В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2. Проследить особенности творческого воображения.

Необходимо составить логически связанный рассказ, используя заданные слова. Оценка рассказов по критерию предыдущей задачи.

Задача 3. Выяснить особенности творческого воображения.

Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.(изготовление выкроек).

Практические рекомендации педагогам по развитию познавательных процессов у первоклассников

Для улучшения умственного развития существует множество разнообразных заданий. Для детей младшего школьного возраста эти задания представлены в форме игр и развлечений.

Одним из них является упражнение «Перепутанные линии», это задание ориентировано на развитие концентрации у детей. Также подходит упражнение «Найди отличия»: ребенку даются две очень похожие картинки, различающиеся определенным числом мелких деталей, необходимо обнаружить имеющиеся различия. Интересным заданием является упражнение «Найди все детали», ребенку необходимо на многофигурной картинке отыскать все детали, предложенные в списке. Похожим является задание «Найди десять улиток», на рисунке спрятано десять улиток, ребенок должен их отыскать.

Для развития мышления также существуют различные задания, упражнения, игры. Хорошая гимнастика для ума – игры и задачи со спичками. Они тренируют логическое мышление, комбинаторные способности, умение увидеть условия задачи с неожиданной стороны, требуют проявить смекалку. Хорошую развивающую основу несут загадки, использование викторин и головоломок оказывают большое влияние на развитие интеллекта в целом. Они помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах. Также развивает мышления задания типа « Найди лишнее».

Для развития речи можно использовать разнообразные скороговорки, разучивание стихотворений, пересказы. Существует ряд игр со словами: «Дополни слово» (ведущий называет часть слова кни… и бросает мяч, ребенок ловит мяч и дополняет слово га…), «Кто больше сочинит» (подбирается несколько предметных картинок, по которым ребенок находит рифму к названиям изображенных предметов), «Перевернутые слова» (ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами, необходимо восстановить нормальный порядок слов). Оно из заданий – это составление слов, каждое из которых начинается и оканчивается на одни и те же слоги. Не меньшую роль в разгадывании речи играет разгадывание ребусов.

Для развития воображения и представления можно использовать задания «Найди дорожку, отыскав сокровища», нужно продумать маршрут и найти подходящий вариант, выполнение которого удовлетворит всем условиям.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Чтобы развивать память детей, целесообразно использовать задания, основанные на запоминание одного изображения и отыскивания такого же.

Профориентационная диагностика в младшем школьном возрасте

Особенности профориентации младших школьников


Алтухов В.В., Кувшинова О.Л., Кузнецов К.Г.


Сегодня мы можем наблюдать достаточно обширную гамму вариантов профориентационного диагностического инструментария для подросткового и юношеского возраста, причем объемы достигают такого масштаба, что, ориентироваться в них достаточно сложно (Исмагилова, 2003). Что неудивительно, ведь первый пик активности профессионального самоопределения относится по времени приблизительного окончания школы, когда старшеклассник находится в вынужденной ситуации выбора будущего места учебы или работы. При этом отметим существующий дефицит современных инструментов, а те варианты, которые есть, как правило, 30-40 летней давности («ДДО», «Карта интересов», тест «Холланда» и т.д.). Вместе с тем мы видим практически полное отсутствие профориентационного диагностического инструментария для младшего школьного возраста. Возникает вопрос: а есть ли необходимость в таком диагностическом инструменте? Попробуем разобраться, какие характерологические черты приобретает развитие ребенка в этом возрасте.


С точки зрения Д.Б. Эльконина в этом периоде развития ведущей становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания, выработанные человечеством, но никак их не меняет, а сам является объектом изменения. Еще одно приобретение возраста – возможность регулировать свою деятельность согласно выработанной в культуре системе правил и норм (Эльконин, 1989). По теории Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка это стадия конкретных операций, т.е. системы действий выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. По мнению Э. Эриксона в этом возрасте у детей обостряется интерес к тому, как вещи устроены, при благоприятном развитии у ребенка развивается чувство компетентности, творчество, при неблагоприятном развитии развивается чувство собственной неполноценности. Для благоприятного развития необходимо поощрять всевозможные интересующие ребенка занятия: готовить, мастерить, рукодельничать и т.д.; в противном случае это может привести к неблагоприятному сценарию. Кроме того, в этом возрасте развивается способность к организационным и регламентированным играм (Эриксон, 1996). А игра, согласно С.Л. Рубинштейну, теснейшим образом связана с трудом. В игре впервые формируется и проявляется потребность воздействовать на мир, что является центральным и основным значением игры, поскольку труд по Рубинштейну – это основной вид деятельности человека и является основной его потребностью, через которую он воздействует на мир (Рубинштейн, 1989).


Это позволяет нам сделать вывод, что, во-первых, необходимо развитие интеллектуальной базы, без которой невозможно достижение высшей (по Пиаже) интеллектуальной стадии, стадии формальных операций, т.е. формальной логики, гипотекодидуктивного мышления; во-вторых, для развития чувства компетентности ребенка (по Эриксону) ему необходимо какое-то дело, в котором он чувствует себя умело и уверенно, это дело не обязательно связано со школой, но важно для дальнейшего свободного и творческого развития личности.


На наш взгляд, для успешного развития благотворное влияние на ребенка могут оказать внеучебные дополнительные занятия (кружки, спортивные секции, музыкальные школы, театральные студии). Мы считаем, что дополнительные внеучебные занятия создают информационно-смысловую базу у ребенка и ему будет проще сделать осознанный и адекватный (своим интересам способностям) профориентационный выбор в дальнейшем, когда для этого наступает время. Кроме того, на дополнительных занятиях осуществляется трудовая проба, которую Фукуяма считал одним из важнейших факторов ориентировки в мире профессий. Мы понимаем, что интересы ребенка в данном возрасте характеризуются непостоянством и противоречивостью, но именно в этом возрасте формируется способность ребенка (субъекта) рассматривать самого себя как объекта развития. Эти мысли навели нас на идею создания диагностического инструмента, который с одной стороны мог бы выявить актуальный уровень сформированности логических операций, с другой мог бы выявить интересы ребенка и активизировать адекватное распознавание ребенком своих стремлений и интересов. Понимая профессиональное самоопределение как процесс активного и осознанного нахождения смыслов выбираемой профессиональной деятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, такой диагностический инструмент отнесем к профориентационной области, так как он позволяет наметить стратегии развития потенциального субъекта труда.


Разрабатываемая нами методика состоит из двух основных блоков: блок выявления интересов и блок выявления способностей, и носит названия «Профстарт». Далее мы осветим ключевые особенности разработки такой методики и результаты ее апробации.


Диагностика способностей младших школьников


Изучение способностей ребенка в рамках профориентации – традиция не новая. Длительное время профориентация строилась только на способностях человека, многие тесты способностей изначально создавались именно для решения профориентационных задач.


В рамках профориентационного теста для младших школьников имеет смысл сделать акцент не на диагностике конкретных навыков или уровне освоения школьной программы, а на изучении способностей ребенка, которые позволят ему в дальнейшем легче справляться со школьным материалом и будут способствовать развитию других навыков и умений. Младший школьный возраст – это период, когда наглядно-образное мышление преобладает над словесно-логическим, которое еще находится в стадии формирования (Акимова М.К., Козлова В.Т., 2006). Поэтому полноценная диагностика способностей обязательно должна включать разные типы заданий: и вербальные, направленные на диагностику словесно-логического мышления, и невербальные, направленные на диагностику наглядно-образного мышления.


Рассматривая идею создания блока способностей, мы опирались на опыт использования «Теста умственного развития младших школьников» ТУРМШ (Арсланьян, 1997). ТУРМШ направлен на оценку особенностей умственного развития школьников 2-4 классов, при этом акцент в методике делается не только на оценку уровня усвоения школьного материала, но и на диагностику степени овладения школьником разными логико-функциональными связями.


Разрабатывая задания блока способностей теста «Профстарт», мы исходили из того, что данный тест должен оценивать уровень развития именно логических способностей, при этом диагностика уровня овладения логическими операциями должна также проводиться на разном материале (числа, слова, рисунки и схемы).


Структура блока «Способности».


Состоит из 3 шкал (субтестов): «Математическая логика», «Вербальная логика» и «Невербальная логика». Среди заданий по каждой шкале обязательно присутствуют задания на обобщение материала, классификацию и поиск аналогий. Заданий обладают разным уровнем сложности: задания по трудности рассчитаны на учеников 2, 3 и 4 класса. Время выполнения каждого задания и блока в целом ограничено.


Первоначальный вариант теста содержал следующее количество заданий:


    • математическая логика: 24 задания

    • вербальная логика: 18 заданий

    • невербальная логика: 20 заданий


Апробация. Школьники проходили тестирование в компьютерных классах в присутствии специалиста, заполняя методику в он-лайн форме. Каждый ребенок самостоятельно работал за своим компьютером. Задания предъявлялись в случайном порядке, что исключало возможность «списать у соседа». На выполнение каждого задания давалась 1 минута. Однако время на выполнение всего теста (62 задания) было ограничено 42 минутами. Если ребенок не успевал в отведенное время выполнить задание, то компьютер засчитывал его как неправильно выполненное и переходил к следующему заданию.


В апробации приняло участие 49 человек, из них 25 мальчиков и 24 девочки, 2 класс – 14 школьников; 3 класс – 20 школьников; 4 класс – 15 школьников. Сами задания хорошо понимались школьниками и вопросов не вызывали.


Проведенное исследование показало, что есть задания очень легкие для всех: практически все 100 процентов школьников справились с такими заданиями (96-98% школьников). Эти задания в дальнейшем исключались из анализа.


Первоначальные показатели Альфа-Кронбаха для выделенных шкал находились на уровне 0,5 – 0,7 баллов (математическая логика – 0,76; вербальная логика – 0,62; невербальная логика – 0,57). Уже эти показатели можно считать приемлемыми для интеллектуального теста, однако мы провели дополнительно оценку корреляций каждого задания со шкалами теста, в результате чего выявили вопросы, которые плохо коррелируют со своей шкалой. Такие вопросы также были удалены из окончательной версии.


После проведенной предварительной апробации окончательная версия данного блока включает 40 вопросов (12 заданий по математической логике и по 14 заданий на вербальную и невербальную логику). При отборе заданий также учитывалось требование, в соответствии с которым каждый субтест должен включать задания на обобщение, классификацию и поиск аналогий. Результаты по окончательной версии теста представлены в таблице 1.


Таблица 1. Описание результатов апробации






Название субтеста (шкалы)

Количество вопросов

Среднее время выполнения всех заданий/максимальное среднее время выполнения одного задания, сек

Среднее значение корреляции вопросов со шкалой

Показатель Альфа-Кронбаха

Математическая логика

12

28 сек / 40 сек

0,41

0,78

Вербальная логика

14

18 сек / 24 сек

0,29

0,65

Невербальная логика

14

18 сек / 23 сек

0,27

0,64


В таблице 2 также можно увидеть соотношение заданий по типу логических операций, а также по средним показателям трудности. Все отобранные задания обладают приемлемыми показателями по дифференцирующей способности (значения больше 0,3).


Таблица 2. Соотношение заданий по характеристикам содержания и трудности






Название субтеста (шкалы)

Обобщения

Поиск аналогий

Классификации

Другой тип

«Легкие» по уровню трудности

«Средние» по уровню трудности

«Трудные» по уровню трудности

Математическая логика

3

3

3

3

8

3

1

Вербальная логика

5

5

4

0

6

2

6

Невербальная логика

6

4

4

0

6

6

2


Таким образом, показатели Альфа-Кронбаха в итоговой версии выросли по сравнению с исходной версией, также выросли и значения коэффициентов корреляции. В итоговой версии необходимо изменение и временных рамок, которые устанавливаются для каждого задания. Необходимо также дополнительное тестирование по итоговой версии блока «Способности» с целью уточнения норм для разных возрастных групп.


Диагностика интересов школьников младших классов


Выявлять интересы детей к тем или иным видам деятельности можно с младшего школьного возраста. При этом необходимо иметь в виду, что в младшем возрасте обнаруживается лишь широкие области деятельности, к которым у ребенка проявляется сравнительно повышенный интерес. С возрастом интересы ребенка становятся более конкретными, а его способности проявляются четче.


Показателем подготовленности к профессиональному самоопределению учащегося является выраженность профессиональных интересов. Устойчивые профессиональные интересы, которые проявляются в течение ряда лет, являются важным критерием успешности будущего профессионального выбора (Е.А. Климов, 1996). В современной школе выявление структуры интересов и склонностей учащихся является одним из ключевых видов профориентационной работы, хотя данная работа проводится в основном с детьми средней и старшей ступени обучения, а для младшей ступени характерны лишь разовые мероприятия (И.А.Белова, 2000).


Внутри каждого возраста дети очень сильно отличаются друг от друга по интересам. Различия проявляются в направленности, широте, содержательности, устойчивости интересов. Некоторые дети с самого начала учебных занятий выказывают устойчивый интерес к определенному предмету. У других детей интересы имеют весьма не определенный характер. У некоторых детей вообще нет ярко выраженных интересов (Дубровина И.В., 1999).


Таким образом, создание методики диагностики профессиональных интересов детей является важной задачей в практике профориентации. Такая методика должна учитывать только формирующийся характер интересов ребенка, быть доступной и понятной, проводиться в игровой форме, не только оценивая, но и вовлекая ребенка в работу.


Методики диагностики интересов


В западной и отечественной практике были разработаны ряд методик, позволяющие выявлять и измерять профессиональные интересы людей. Среди зарубежных методик диагностики интересов можно выделить следующие: «Опросник интересов Стронга – Кемпбелла» (Strong Vocational Interest Blank), «Опросник интересов Г. Кьюдера» (Kuder Preference Record), «Тест профессиональных интересов М. Ирле», «Опросник Дж. Голланда» и т.п. Среди отечественных разработок также существует ряд известных и применяемых методик диагностики. В частности, «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Активизирующие опросники профессионального самоопределения» Н.С. Пряжникова.


Таким образом, существует достаточно большое количество методик, позволяющее проводить диагностику профессиональных интересов человека. Однако практически все рассмотренные нами инструменты имеют ряд существенных недостатков, которые в массе своей заключаются в слабой адаптированности относительно младшего школьного возраста (низкая валидность стимульного материала и методики проведения, не репрезентативность и т.п.), либо они вообще не предназначены для данного возраста.


Разработка методики


При разработке методики диагностики профессиональных интересов учащихся младших классов мы постарались учесть описанные выше теоретические и практические наработки. В частности, было важно разработать методику, которая могла бы проводиться в игровой форме, могла заинтересовывать детей в процессе прохождения, учитывать структуру интересов как только формирующихся «образований». При этом она должны была бы быть достаточно валидна по формату стимульного материала, понятна для детей данного возраста.


В качестве теоретической концепции была взята классификация Климова по типам деятельности (Е.А. Климов, 1996). Однако, помимо стандартных 5 типов («человек», «техника», «природа», «знак» и «художественный образ»), нами был добавлен еще один тип — «спорт». Данное добавление было сделано из практических соображений, ведь младший школьный возраст является основным для начала спортивной карьеры по некоторым видам спорта, поэтому выявление устойчивых интересов к спорту на этом этапе является важной практической задачей профориентации.


В качестве стимульного материала были разработаны специальные карточки, которые позволили визуализировать профессии по типам труда (см. рисунок 1). В разработке карточек участвовали профессиональные психологи — профориентаторы и художник. В результаты был создан набор карточек из 8 штук на каждый из 6 типов профессий (48 карточек).


Рисунок 1. Образец карточки «техника»


Образец карточки


Была разработана специальная процедура проведения диагностики. Все карточки были разделены на 8 серий, в каждой серии участвовало по одной карточке из каждого типа труда. Перед началом каждой серии карточки раскладывались перед ребенком в произвольном порядке, и он получал следующую инструкцию: «опиши, чем занимаются люди на каждой из картинок». Данная процедура позволяла вовлечь ребенка в процесс выбора и заодно определить правильность понимания изображения на карточке (в случае неправильного толкования ребенку разъяснялось содержание карточки). После завершения беседы ребенок получал следующую инструкцию: «теперь выбери карточку, на которой изображена работа, которая тебя привлекает больше всего». После выбора карточка откладывалась в сторону, и процедура повторялась до тех пор, пока ребенок не отбирал по степени интереса все 6 карточек серии. После этого наступала очередь следующей серии. Все выборы ребенка фиксировались на специальном бланке. Ведущими признавались интересы из тех типов деятельности, карточки которых выбирались в первую очередь в большинстве серий методики.


Результаты апробации


Апробация методики проводилась на учащихся 2-3 классов обычных школ, всего в апробации приняло участие 26 школьников (11 девочек и 15 мальчиков). Методика проводилась по описанной выше процедуре, в процессе проведения специалистами не было отмечено существенных сложностей у детей в восприятии стимульного материала или прохождении процедуры диагностики. Они хорошо понимали цели и задачи работы, активно включались в процесс и проходили диагностику без признаков усталости за 10-15 минут.


Результаты последующего статистического анализа показали, что методика обладает приемлемыми психометрическими характеристиками. Были проанализированы показатели надежности-согласованности шкал, частотности выбора и внутренней корреляции с общим баллом (см. таблицу 3).


Таблица 3. Описание результатов апробации









Надежность

Альфа-Кронбаха*

Надежность методом расщепления*

Частотность**

Корреляция с общим баллом***

Количество вопросов (карточек)

природа

0,55

0,62

2,8

0,46

8

техника

0,85

0,90

4,1

0,71

8

человек

0,49

0,61

4,1

0,40

8

знак

0,72

0,82

3,3

0,59

8

творчество

0,61

0,72

3,8

0,52

8

спорт

0,44

0,55

2,8

0,47

8


* Надежность-согласованность (коэффициент Альфа-Кронбаха или Split-half) – для личностных опросников допустимый показатель не менее 0,7 (при минимальном количестве вопросов от 10 штук)

** Ранг выбора. Чем выше частотность, тем реже выбираются карточки из шкалы в начале серии, и тем ближе к концу серии. Средняя желательная частота выбора = 3 (из 6 выборов в серии).

*** Минимально допустимый коэффициент корреляции Спирмена для выборки в 26 человек = 0,39 (p


По интегральным показателям наиболее психометрически приемлемыми оказали карточки по шкалам интересов к технике, знаку и творчеству, наименее – к человеку и спорту. При этом интересно отметить, что в целом дети чаще отдают приоритет карточкам с изображением профессий из сфер природы и спорта, наименьшее – из сфер техники и работы с людьми. В дальнейшем эти искажения можно исправить с помощью статистических норм. В итоге из первоначального набора карточек по интегральным показателям интегральной непригодности были исключены 4 карточки из 48 (около 8%).


Заключение


По итогам проведенных апробаций был показан диагностический потенциал каждого из разрабатываемых блоков, как блока способностей, там и блока интересов. Комплексная диагностика интересов и способностей может использоваться для измерения структуры только формирующихся профессиональных интересов и наклонностей учащихся, и использоваться в учебной и внеучебной деятельности. В дальнейшем мы планируем проведение апробаций на более масштабных выборках, доработку инструментов, в том числе и расширение их арсенала.


Литература


1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. СПб: Питер, 2006

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1. М., 1982.

3. Арсланьян В.П. Диагностика соотношения вербального и невербального компонентов в умственном развитии младших школьников.Автореф.дисс.канд.психол.наук . Москва., 1996

4. Арсланьян В.П. Методическое руководство «Тест умственного развития младшего школьника». Москва: ПИРАО., 1997

5. Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе [Текст] / И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. — №5

6. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. – М., 1999.

7. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. М., 2003

8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А.Климов. – Ростов-на-Дону,1996.

9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994

10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998.

Статья «Профориентационная работа. Диагностика интересов и склонностей младших школьников»

МО Камышловский МР, МКОУ Кочневская СОШ, Уфимцева С.М.

Профориентационная работа.

Диагностика

интересов и склонностей

младших школьников.

Все чаше, на улице можно услышать истории от молодых людей на тему обучения по специальности: «учился, а зачем – родителям так было удобно, а мне не нравилось, вообще не хочу этим заниматься». Некоторых вообще ничего не интересует и они просто идут учиться в техникум «за компанию». В итоге такого обучения и такие работники-специалисты в той или иной сфере. Это еще раз доказывает о важности профориентационной работы в школе.

В современной школе выявление интересов и склонностей учащихся является одним из ключевых видов профориентационной работы. Работа в этом направлении проводится чаще всего в основном с детьми средней и старшей ступени обучения. Но, несмотря на проделанную работу по профориентации в подростковом возрасте у 50% учащихся возникают трудности с выбором профессии. В основном трудности профессионального самоопределения чаще всего связаны с недостатками знаний о профессиях. Мы знаем, что большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот не возникал на пустом месте. На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем возрасте (детстве) в основном под влиянием взрослых. Поэтому выявлять интересы детей к тем или иным видам деятельности необходимо с младшего школьного возраста. Взрослым надо быть внимательнее к детям, к их способностям и их развивать. С возрастом интересы ребенка становятся более конкретными, а его способности проявляются четче.

Младший школьный возраст – это период, когда наглядно-образное мышление преобладает над словесно-логическим, которое еще находится в стадии формирования. Поэтому полноценная диагностика способностей обязательно должна включать разные типы заданий: и вербальные, направленные на диагностику словесно-логического мышления, и невербальные, направленные на диагностику наглядно-образного мышления.

Работа по профориентации с младшими школьниками должна учитывать только формирующий характер интересов ребенка, быть доступной и понятной, проводиться в игровой форме, не только оценивая, но и вовлекая ребенка в работу: экскурсии на предприятия, проекты, просмотры фильмов, вовлечение в кружки и секции по разной направленности и т.д.

Существуют различные методики по выявлению профессиональных склонностей, но не все они в полной мере подходят для младшего школьника: опросник для выявления интересов и склонностей учащихся («ДДО» Климов Е.А.), опросник для определения сферы профессиональных предпочтений (опросник Йовайши), опросник для определения психологического типа личности (опросник Дж. Холланда), активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения Н.С. Пряжникова («Кем быть?, «Зачем?», «Будь готов!»), определение проессиональной готовности, «ОПГ» (Л.И. Кабардова), «Карта интересов» (А.Е. Голомшток), методика выявления «коммуникативных и оранизаторских способностей» (КОС-2), графический тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

Сейчас начинают разрабатываться различные методики на выявление интересов младших школьников. В основном педагоги применяют «Тест умственного развития младших школьников» (ТУРМШ), который направлен на оценку особенностей умственного развития школьников 2-4 классов, при этом акцент в методике делается не только на оценку уровня усвоения школьного материала, но и на диагностику степени овладения школьником разными логико-функциональными связями. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий и параллельно развивать его способности. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

Список литературы/источников:

1. https://proforientator.ru/publications/articles/proforientatsionnaya-diagnostika-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html

2. https://poisk-ru.ru/s40855t7.html

5 вещей, которые помогут определить уровень английского языка ваших учеников ELT Learning Journeys

Five things you can do to identify the level of your students (2) Сентябрь для многих из нас является началом нового учебного года, возвращением к работе и возвращению в школу. Новые ученики ставят перед учителями и учениками новые задачи и ставят перед собой новые задачи, и первое, что нам нужно знать, это: Какой у них уровень английского? И во-вторых: Как мы можем измерить их текущий прогресс?

Вот пять способов определить уровень ваших учеников: от неформальных домашних наблюдательных занятий в классе до более научных коммерческих продуктов, которые были тщательно разработаны для определения уровней английского .

1. Размещение и диагностические тесты . В наши дни большинство учебников поставляется с обильными тестовыми пакетами. Если ваш курс не предусматривает вступительного теста, существует множество бесплатных онлайн-вариантов. Имейте в виду, что многие стандартные тесты часто проверяют знания грамматических структур и не дают вам информации о способностях учащихся по четырем навыкам. Однако ими легко управлять, и они могут быть полезны для формирования начальных групп или просмотра диапазона уровней в большом классе, организованном по возрасту i.е. государственные школьные классы. Если вам нужна роскошная альтернатива стандартному тесту размещения, ознакомьтесь с тестом Pearson Versant Placement Test. Этот тест даст вам точную оценку способностей учащегося к говорению, аудированию, чтению и письму. Он использует технологии обработки речи и науку лингвистики и отличается высокой надежностью.

2. Класс смешения . После того, как вам будет назначен класс, это задание даст вам приблизительный обзор уровня ваших учеников и может помочь вам определить сильные и слабые стороны отдельных учеников.Он идеально подходит для классов с числом учеников до 18 и от начального до продвинутого. Ваша цель — получить представление о знаниях ваших учеников английского языка и коммуникативных способностях. Перед первым занятием подумайте, какие обучающие моменты они, вероятно, прошли в прошлом году, и составьте список вопросов, которые они могли бы задать друг другу. Например, в начале уровня pre-intermediate мы могли предположить, что учащиеся смогут предоставить основную личную информацию о себе, используя как и основные глаголы, такие как live , work , а на уровне выше среднего они могут используйте второе условное выражение, чтобы говорить о гипотетических ситуациях.В классе обсудите вопросы и возможные ответы на вопросы, которые вы хотите, чтобы они задали друг другу. Убедитесь, что вы пригласили всех учащихся принять участие в мозговом штурме, это даст вам много информации о том, что они уже знают. Во-вторых, как только вы составите список из 5-6 вопросов, попросите студентов пообщаться и обменяться информацией. Убедитесь, что вы слышите, как каждый студент по очереди. Когда устное общение будет завершено, попросите их записать вопросы и их ответы на листе бумаги, который они передадут вам по завершении.Пока они пишут, сделайте несколько пометок для каждого ученика, выставив ему оценку от 1 до 5, например: Контроль / Использование языка, Знание языка и Общая успеваемость. Письменный лист также предоставит вам дополнительную информацию. Хотя это не научный метод оценки уровня английского языка у ваших учеников, он поможет вам «настроиться» на их текущие способности, а для ваших новых учеников это отличный прорыв!

3. Анкета, письменное задание и учебное пособие . Этот процесс лучше использовать для учащихся от среднего до продвинутого.Разработайте анкету, задавая учащимся следующий вопрос:

Как вы оцениваете свои способности из 5 по следующим направлениям: чтение, письмо, говорение и аудирование?

Какие аспекты английского языка вам кажутся наиболее трудными?

Что бы вы хотели улучшить во время курса?

Каковы, по вашему мнению, ваши сильные стороны? пр.

Во время урока сделайте письменное задание, например: «Напишите о том, чем вы занимались во время летних каникул или о своем идее идеального летнего отпуска (150–180 слов)».Пока студенты выполняют задание, поговорите с ними индивидуально, работая над анкетой, которую они заполнили ранее. Проведите собеседование не более 5 минут и согласовайте с каждым студентом три личные цели курса; они должны указать их внизу анкеты. Вы можете записать интервью, а затем сделать копию анкеты и согласованных целей. Письменное задание также даст вам больше информации об уровне английского языка каждого студента.В конце семестра или учебного года вы можете повторить процесс, чтобы дополнить любые формальные тесты, которые вы обычно устанавливаете.

4. GSE, Global Scale of English . Существует множество хорошо зарекомендовавших себя и надежных методов определения уровня владения английским языком у ваших учеников, но, пожалуй, наиболее эффективной с точки зрения простоты использования и точности является международная система GSE. Система измеряет четыре навыка и согласована с CEFR и другими важными экзаменами, такими как IELTS или TOEFL.Цель состоит в том, чтобы определить сильные и слабые стороны учащихся, чтобы проинформировать учащихся и учителей и последующие цели обучения. Система предоставляет вам:

Шкала GSE

GSE Цели обучения

Материалы курса

Оценка

Перейдите по этой ссылке, чтобы узнать больше и загрузить ресурсы и брошюры .

5. Онлайн-тесты прогресса. Многие курсы предоставляют системы управления, такие как платформа Pearson MyEnglishLab, которые позволяют выбирать, генерировать и публиковать тесты прогресса.Кроме того, они имеют автоматическую пометку и создают записи об успеваемости учащихся, чтобы сделать вашу жизнь еще проще! Предлагаем вашему вниманию новый увлекательный продукт для взрослых и молодых людей: Progress .

Progress - Pearson ELT

Progress — это онлайн-тестовый пакет, к которому вы можете получить доступ через платформу MyEnglishLab. Вы можете назначить учащимся тесты, которые они могут выполнять в классе или дома. Тесты сосредоточены на комплексных навыках использования языка в естественных контекстах:

1.Слушание и чтение

2. Чтение и письмо

3. Разговор

4. Чтение и письмо

Сейчас доступно 6 уровней от GSE 15 (A1 CEFR) до GSE 80 (C1 CEFR). Это первый полностью автоматизированный онлайн-тест успеваемости, управляемый учреждением! Если вы думаете, что это может быть решением для ваших задач тестирования прогресса, просмотрите следующую ссылку .

* Эта статья написана Тимом Джеймсом Робертсом

Возможно, вас заинтересует…

— 10 лучших практик для сдачи экзаменов по английскому языку

— Основные советы по сдаче FCE (первый сертификат на английском языке)

— Основные советы по сдаче CAE (Cambridge Advanced English)

— 7 советов по сдаче экзаменов по английскому языку, которые помогут вам подготовиться

— PTE, TOEFL, IELTS, TOEIC, Кембриджские экзамены… Какие экзамены по английскому мне выбрать?

Не забудьте подписаться на наш блог ELT .Вы найдете здесь много интересного!

Подробнее на Pearson ELT Испания и Португалия

Связанные

.

10 лучших способов повысить интерес учащихся к предмету

student-interest

(Источник изображения)

Ищите способы сделать это актуальным и увлекательным — вы и ваши ученики выйдете вперед

Я всегда готов к напоминанию о том, что нам нужно сделать, чтобы привлечь внимание ученика при изучении нового предмета. И это отличный способ начать неделю! —

кВт

Заставить ваших учеников заинтересоваться каким-либо предметом может быть непросто.Есть так много переменных, которые могут повлиять на их вовлеченность.

Отсутствие интереса может быть вызвано трудностями с концентрацией внимания, семейными проблемами, эмоциональными трудностями, трудностями в обучении и многими другими факторами. Иногда это просто скука — не все для развлечения. Даже бурлящие гормоны, протекающие по телу подростков, могут вызвать трудности с концентрацией на чем-либо, кроме одноклассника на ближайшем стуле.

Сказав это, вы, как учитель, все равно должны сделать все возможное и постараться научить их выучить хотя бы основы любого предмета.Здесь вам нужно проявить творческий подход и попробовать один или несколько из следующих способов привлечь их внимание и интерес.

1 — Заставьте их увидеть это как часть своей повседневной жизни

Старайтесь изо всех сил найти способ связать эту тему с их повседневной жизнью. Это повысит вероятность того, что они будут вкладываться в то, что вы объясняете. Например, если предметом является литература, постарайтесь показать, чему они могут научиться из поведения персонажей, что они могут применить в своей жизни.

2 — Развлекайся

Да, иногда некоторые предметы просто неинтересны. Вы это прекрасно понимаете, но вам еще предстоит научить их этому «скучному» предмету. Как насчет того, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным? Вы можете попробовать создать какое-то соревнование или игру, которая поможет им учиться, или, может быть, даже использовать песни или видео. Иногда даже забавный мультфильм может быть тем, что вам нужно, чтобы заставить их посмеяться и никогда не забыть предмет.

3 — Продемонстрируйте свою значимость для будущей карьеры

Ученики думают, что в конце дня они в школе, чтобы подготовиться к получению хорошей работы в будущем.Так, к сожалению, сегодня воспринимают школу большинство людей (включая родителей). Так что воспользуйтесь этим и попытайтесь связать свой предмет с тем, как его можно применить в рабочей среде. Расскажите им, как врачи, инженеры, разработчики информационных технологий, писатели или танцоры могут использовать эту информацию для достижения успеха.

4 — Пусть участвуют во всем процессе

Если вы хотите, чтобы ваши ученики действительно чем-то занимались, позвольте им участвовать. И не только после раздачи задач, но и с самого начала.Попросите их внести свой вклад по теме, которая будет представлена, какие ресурсы будут использоваться и как они будут оцениваться. Кстати о ресурсах…

5 — Использование нескольких ресурсов

Чтобы студенты не спали на партах во время презентации, попробуйте использовать несколько ресурсов. Человеческий голос может быть очень гипнотизирующим для некоторых людей, а других, как вы знаете, он легко отвлекает. Приносите видео, музыку, слайд-шоу, игрушки и игры, рассказывайте истории, приглашайте специального гостя для разговора.

6 — Сделайте это личным

Попытайтесь связать предмет с вашей собственной жизнью и обстоятельствами. Вам необязательно рассказывать личную историю о себе, но расскажите им что-нибудь о том, что вы чувствовали, когда впервые коснулись этой темы, или о том, как вы применяли ее в своей жизни.

7 — Оставить экзамены на потом

Не начинайте разговор о новом предмете, рассказывая им о проверке материала.Если оценка не будет более увлекательной и увлекательной (подумайте о Project Base Learning, исследовании-опросе и т. Д.), Это должна быть заключительная часть процесса, а не источник беспокойства.

8 — Изменить среду

Просидеть целый день в классе — вряд ли идеальный день для кого-либо, особенно если вы молоды и полны энергии.

Так почему бы не переместить класс в другую среду и не посмотреть, как это повлияет на их учебный процесс? Попробуйте взять их с собой в музеи, на пляжи, на прогулку на природе или даже на задний двор школы.Даже свежий воздух на лице может помочь сохранить бодрость и интерес.

9 — Сделайте это достижимым

Если вы напугаете их, сказав, что это очень сложный предмет и что у них будут проблемы, если им не удастся его выучить, вы обязательно проиграете. Студенты обычно слишком остро реагируют на давление и вообще не воспринимают эти сообщения как вызов. Постарайтесь предпринять шаги, которые помогут им почувствовать, что они способны усвоить материал.

10 — Понять их интересы

И для того, чтобы любой из приведенных выше советов работал, необходимо знать интересы своих учеников.Если вы знаете об их увлечениях и целях, возможно, вы сможете лучше связать эту тему с их жизнью.

Заключение

Может быть, непросто получить лучшее от ваших учеников, но мы должны стараться добиваться этого все время, включая «скучные» предметы. Помните, что все изменилось, и то, что сработало для вас, в наши дни может не работать для группы детей или подростков. У них разные требования, и они должны соответствовать новым ожиданиям, поэтому будьте готовы понять их и предложить лучший класс, который вы можете.

.

7 эффективных стратегий преподавания в классе — Блог

Классная комната представляет собой динамичную среду, объединяющую студентов из разных слоев общества с разными способностями и личностями. Таким образом, чтобы быть эффективным учителем, необходимо применять творческие и новаторские стратегии обучения, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности учащихся.

Неважно, преподаете ли вы два месяца или двадцать лет, бывает сложно понять, какие стратегии обучения лучше всего подходят вашим ученикам.Для учителя не существует универсального решения, поэтому вот ряд эффективных стратегий обучения, которые вы можете использовать, чтобы вдохновить вас на занятия в классе.

1. Визуализация

Воплотите скучные академические концепции в жизнь с помощью наглядного и практического опыта обучения, помогая вашим ученикам понять, как их обучение применяется в реальном мире.

Примеры включают использование интерактивной доски для отображения фотографий, аудиоклипов и видео, а также поощрение ваших учеников встать со своих мест с помощью экспериментов в классе и местных экскурсий .

2. Совместное обучение

Поощряйте студентов со смешанными способностями к совместной работе, продвигая занятия в небольших группах или для всего класса.

Устно выражая свои идеи и отвечая другим, ваши ученики разовьют уверенность в себе, а также улучшат коммуникативные навыки и навыки критического мышления, которые необходимы на протяжении всей жизни.

Решение математических задач , , проведение научных экспериментов и , разыгрывание коротких драматических сценок — это всего лишь несколько примеров того, как совместное обучение может быть включено в уроки в классе.

3. Справочная инструкция

Задавайте наводящие на размышления вопросы, которые побуждают ваших учеников думать самостоятельно и становиться более независимыми.

Поощрение студентов задавать вопросы и исследовать свои собственные идеи помогает улучшить их навыки решения проблем, а также получить более глубокое понимание академических концепций. И то, и другое — важные жизненные навыки.

Запросы могут быть естественными или математическими , такими как «почему моя тень меняет размер?» Или «всегда ли сумма двух нечетных чисел является четным числом?».Однако они также могут быть субъективными и побуждать учащихся выражать свои уникальные взгляды , например «Должны ли стихи рифмоваться?» Или «все ученики должны носить униформу?».

4. Дифференциация

Дифференцируйте свое обучение, распределяя задачи в зависимости от способностей учащихся, чтобы никто не остался позади.

Распределение занятий в классе в соответствии с уникальными учебными потребностями учащихся означает, что люди с более высокими академическими способностями испытывают стресс, а те, кто испытывает трудности, получают соответствующую поддержку.

Это может включать в себя раздачу рабочих листов разной сложности различным группам учащихся или установку ряда рабочих станций по всему классу, которые содержат набор заданий для учащихся на выбор.

Более того, использование образовательного инструмента, такого как Quizalize , может сэкономить вам часы времени, потому что он автоматически группирует ваших учеников для вас, так что вы можете легко определять пробелы в обучении отдельных лиц и всего класса (нажмите здесь, чтобы узнать больше).

5. Техника в классе

Включение технологий в ваше обучение — отличный способ активно заинтересовать ваших учеников, особенно с учетом того, что в 21 веке молодые люди окружают цифровые медиа.

Интерактивные доски или мобильные устройства могут использоваться для отображения изображений и видео, что помогает учащимся визуализировать новые академические концепции. Обучение может стать более интерактивным, если используются технологии, поскольку учащиеся могут физически заниматься во время уроков, а также мгновенно исследовать свои идеи, что развивает автономность.

Мобильные устройства , такие как iPad и / или планшеты, могут использоваться в классе для учащихся , чтобы записывать результаты , снимать фото / видео или просто как метод управления поведением . Кроме того, включение образовательных программ , таких как Quizalize, в ваши планы уроков — также отличный способ сделать формирующих оценок интересными и увлекательными.

6. Управление поведением

Внедрение эффективной стратегии управления поведением имеет решающее значение для того, чтобы завоевать уважение ваших учеников и гарантировать, что ученики имеют равные шансы полностью реализовать свой потенциал.

Шумные, деструктивные классы не способствуют созданию продуктивной учебной среды, поэтому создание атмосферы взаимного уважения путем сочетания дисциплины и вознаграждения может быть полезным как для вас, так и для ваших учеников.

Примеры включают в себя забавные и интерактивные диаграммы вознаграждений для младших школьников, в которых люди перемещаются вверх или вниз в зависимости от поведения, при этом лучший ученик получает приз в конце недели. «Золотое время» также может работать для студентов всех возрастов, предлагая на выбор различные занятия, такие как игры или отсутствие домашних заданий в качестве вознаграждения за их усердный труд.

7. Повышение квалификации

Участие в регулярных программах профессионального развития — отличный способ улучшить преподавание и обучение в классе.

В условиях, когда политика в области образования постоянно меняется, очень полезно посещать мероприятия, на которых вы можете черпать вдохновение у других учителей и ученых. Это также отличный повод выйти из класса и поработать вместе с другими учителями, такими же, как вы!

Сессии могут включать в себя изучение новых образовательных технологий , онлайн-тренинг по безопасности , советы по , как использовать вашего ассистента (ов) и многое другое.

Быть эффективным учителем — это непростая задача, потому что каждый ученик уникален, однако, используя комбинацию методов обучения, вы можете учитывать различные стили обучения и академические способности учеников, а также сделать свой класс динамичной и мотивационной средой для учеников.

Какие стратегии вы используете, чтобы стать эффективным учителем? У тебя есть какие-нибудь полезные советы? Комментарий ниже — мы будем рады услышать от вас.

.

Повышение способности ИИ выявлять учащихся, нуждающихся в помощи — ScienceDaily

Исследователи разработали модель искусственного интеллекта (ИИ), которая позволяет лучше прогнозировать, сколько учащихся учатся в образовательных играх. Усовершенствованная модель использует концепцию обучения ИИ, называемую многозадачным обучением, и может использоваться для улучшения как инструкций, так и результатов обучения.

Многозадачное обучение — это подход, при котором одной модели предлагается выполнить несколько задач.

«В нашем случае мы хотели, чтобы модель могла предсказать, ответит ли ученик на каждый вопрос теста правильно, основываясь на поведении ученика во время обучающей игры под названием« Хрустальный остров », — говорит Джонатан Роу, соавтор книги документ о работе и научный сотрудник Центра образовательной информатики (CEI) государственного университета Северной Каролины.

«Стандартный подход к решению этой проблемы смотрит только на общую оценку теста, рассматривая тест как одну задачу», — говорит Роу. «В контексте нашей структуры многозадачного обучения в модели 17 задач, потому что в тесте 17 вопросов».

Исследователи получили данные об игровом процессе и тестировании 181 студента. ИИ мог посмотреть на игровой процесс каждого ученика и на то, как каждый ученик ответил на вопрос 1 теста. Определив типичное поведение учащихся, ответивших на вопрос 1 правильно, и типичное поведение учащихся, ответивших на вопрос 1 неправильно, ИИ мог определить, как новый ученик ответит на вопрос 1.

Эта функция выполняется для всех вопросов одновременно; игровой процесс, рассматриваемый для данного ученика, такой же, но ИИ рассматривает это поведение в контексте Вопроса 2, Вопроса 3 и так далее.

И этот многозадачный подход имел значение. Исследователи обнаружили, что модель многозадачности примерно на 10% точнее других моделей, основанных на традиционных методах обучения ИИ.

«Мы предполагаем, что этот тип модели может быть использован несколькими способами, которые могут принести пользу студентам», — говорит Майкл Геден, первый автор статьи и постдокторант в NC State.«Его можно использовать для уведомления учителей, когда игровой процесс ученика предполагает, что ученику могут потребоваться дополнительные инструкции. Его также можно использовать для облегчения адаптивных функций игрового процесса в самой игре. Например, изменение сюжетной линии для пересмотра концепций, которые ученик борется с.

«Психология давно признала, что разные вопросы имеют разную ценность», — говорит Геден. «Наша работа здесь основана на междисциплинарном подходе, сочетающем этот аспект психологии с подходами глубокого обучения и машинного обучения к ИИ.«

«Это также открывает дверь для включения более сложных методов моделирования в образовательное программное обеспечение, особенно образовательное программное обеспечение, которое адаптируется к потребностям учащегося», — говорит Эндрю Эмерсон, соавтор статьи и доктор философии. студент NC State.

Доклад «Прогнозирующее моделирование учащихся в образовательных играх с многозадачным обучением» будет представлен на 34-й конференции AAAI по искусственному интеллекту, которая состоится 7-12 февраля в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк. Соавтором статьи является Джеймс. Лестер, заслуженный профессор компьютерных наук и директор CEI в NC State; и Роджер Азеведо из Университета Центральной Флориды.

Работа выполнена при поддержке Национального научного фонда, грант DRL-1661202; и от Совета по социальным и гуманитарным исследованиям Канады в рамках гранта SSHRC 895-2011-1006.

История Источник:

Материалы предоставлены Государственным университетом Северной Каролины . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *