Методики на восприятие: Консультация по психологии: методики на исследование зрительного восприятия

Содержание

Методика диагностики свойств восприятия

Источник: Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. (сост.). Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. Практические указания к курсу «Психология и педагогика» для студентов морских и психологических специальностей. — Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2005. — 53 с.

Возраст: подростки, взрослые.

  1. Методика диагностики объема восприятия.

Назначение методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого — письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

Протокол занятия

Испытуемый__________________________________ Дата____

Экспериментатор______________________________ Время опыта____

Таблица:







Номер

Предъявленные

Ответ

Кол-во правильно

предъявления

стимулы

испытуемого

воспроизведенных букв

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.

Набор 1.






 1

РОПМЬУЛД

 6

ЭВОЕРАПВ

 2

ЛАЕПГЗИЯ

 7

ОТАСЯМТЛ

 3

ЛЧЮБВУИТ

 8

ДЮЯИДРНМ

 4

ЫВБСБЛОМ

 9

ХОВАСТРО

 5

ЭЕБЯКНОБ

 10

РВЕЖАЛИМ

 






11

АРОПЦДАТ

 16

ЦЗУБКОПА

 12

ЦУПМСТВО

 17

БИБПЛПЬИ

 13

БОАДЫКРС

 18

БМББСМПР

 14

ДБАВЕЗЖН

 19

ПАОАОМПЕ

 15

ЭЦХАВЦОЛ

 20

ОРАШЦУЗЖ

 

  Набор 2.











1.

Я иду домой

11.

Давай пойдем гулять

2.

Передайте мне чай

12.

Спят усталые игрушки

 3

Солнце уже высоко

 13

Старушка присела отдохнуть

 4

Море сегодня холодное

 14

Сегодня очень холодно

 5

Позвони мне, пожалуйста

 15

Птичка вьет гнездо

6.

Пора учить уроки

 16

Мне все надоело

 7

Собака поджала лапу

 17

Подари мне луну

8.

Пора ложиться спать

 18

Мальчик рисует ракету

 9

Очень интересная книга

 19

Ты записался добровольцем?

10.

Не хочу учиться

20.

Девочке очень весело

 Обработка и анализ результатов.

  1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2).
  2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).
  3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 — 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 — 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 — 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.

2. Узнавание фигур.

Назначение методики: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.

Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).

Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

где «М» — число правильно узнанных фигур,

«N» — число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.


По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.


Анализ восприятия, методики его развития и диагностики в период младших классов

Внимательность и восприятие у детейИндивидуальность человека основывается на рядах различных психологических и физических качествах. Его сознание строится как раз на совмещение этих двух понятий. Точно так же, как и понимание самого себя (осознание себя человеком, высоким, маленьким, красивым, или каким-либо еще) также ощущает и окружающую его действительность. Он воспринимает ее как физически, так и психологически. Тактильное восприятие можно описывать весьма долго, и в статье ниже оно тоже будет иметь место. Но не прямое. Речь пойдет о психологическом восприятии действительности.

Методики, которые развивают восприятие

Мир контактирует с человеком разными способами, и то, как он его понимает – напрямую влияет на человеческое развитие, интересы, творчество и так далее. Взаимоотношения с миром влияют на человека по двум направлениям:

  • Рецепторное восприятие мира (обоняние, слух, зрение, тактильность)
  • Эмоциональное восприятие

Эти два направления описывают в полной мере тот опыт, которые человек получает и осознает от контактов с любым окружением. Дифференциация этих понятий с возрастом меняется. С раннего детства, ребенок начинает «ощупывать» окружающий мир. Это называется наглядно-образным мышлением – это процесс, который захватывает также и восприятие. Причина и следствие в результате каких-либо действий, указывает на то, какой мир вокруг. Прикосновение к чему-то горячему приносит боль. По тактильным ощущениям, ребенок понимает – что это плохо. И потом, видя тот же предмет, он будет контактировать с ним осторожнее, вспоминая ощущения (физические) от прошлого опыта взаимодействия.

Развитие восприятия у детей - практические методикиПотом такой накопленный опыт напрямую влияет на мышление человека. Он начинает понимать, что горячим может быть не только вода, или сковорода. А любые другие предметы, и просто учиться переносить одни характеристики на все остальные предметы и объекты. Например, горячей может быть не только сковорода, но и миска, и так далее. Теперь преобладают эмоции в плане познания мира.

Механизм такого развития характерен для всей жизни человека, но эмоциональная сторона – приуменьшается, оставляя место рационализму и суждениям. Когда природа изменений становится понятной, нужно уточнить несколько направлений и способов, чтобы подобрать ряд способов диагностик нынешнего уровня восприятия, а также подбора способов дальнейшего развития.

Выбор методики диагностики восприятия

Чтобы максимально точно подобрать методику для развития или диагностирования восприятия, то стоит определиться с тем, на каком этапе роста ребенка его лучше использовать. Тут важно понимать, что более ранний возраст (младшие классы, например) лучше поддаются изменениям. Это плюс для хорошего педагога, и детское восприятие он может направить в необходимое русло. Сфокусировать его на получаемых знаниях, любопытстве и пытливости. Но есть и иная сторона. Ребенок и сам справляется с этой задачей в непроизвольном направлении.

То есть, восприятие развивается в двух направлениях: внутри ребенка (его опыт, анализ своих же действий, причинно-следственные связи, и так далее), и с влиянием на него окружающей среды. Отталкиваясь от этих направлений, нужно подбирать определенную методику.

Выбор методики основывается на ряде необходимых правил:

  • Возраст ребенка
  • Его заинтересованность

На основе этих достаточно простых правил, можно выбрать путь диагностики школьников. Конечно, можно выделить еще ряд специфических (относящихся к конкретному классу) причин и способов проверки уровня восприятия. Но это отдельно взятые случаи. Для начала работы с восприятием детей, нужно сформулировать общее понятие. Учитывать при выборе упражнений нужно и то, что восприятие является сложным психологическим процессом. Оно основывается на двух человеческих «ощущениях»: восприятие органами чувств, и восприятие мозгом и мышлением.

Какие различия восприятия наблюдаются у людейПоэтому человек больше уделяет времени тому, что ему нравится, пропуская мимо себя неприятную информацию. Лучше запоминает знакомые, привычные события, усваивает интересную (именно для него) информацию, и так далее. Это важно учитывать при подборе методик. Кроме того, этот психологический процесс сложен тем, что у ребенка появляются понятия о том, что не имеет каких-либо аналогов и измерений в ощущениях физических. К примеру, холод, запах, или что-то горячее, все это можно почувствовать. Но классифицировать размер объекта, отношение к нему – это уже дело личное.

Поэтому восприятие может быть ошибочным. Человек поддается социальному фактору, пережитому опыту, на основе чего и строит дальнейшие выводы даже о вещах, с которыми сталкивается впервые. Это значит, что недостаток опыта, или умения проанализировать, может привести к неправильному восприятию окружающей среды, что в будущем – напрямую повлияет на получение нового опыта, и выводов, которые будут строиться уже на нем. Поэтому детский возраст (младшие классы) должно очень часто диагностироваться на уровень восприятия, развивать умения и понимания мира, делать правильные выводы.

Какому направлению следовать при выборе методики?

В первую очередь нужно показывать школьнику, что мышление – путь к правильному и полезному восприятию. Кроме того, методика как развития, так и диагностики восприятия, должна учитывать основные свойства восприятия.

  • Предметность
  • Целостность
  • Константность
  • Обобщенность

Эти свойства указывают на путь, который проходит восприятие с самого начала. Именно они могут описать все, как видит мир человек, и как его ощущает. К примеру, размер объектов. В раннем детстве, ребенок не имеет постоянной концентрации и фокусировки на размере объекта. Поэтому, когда он отдаляется, он не становится дальше – в привычном для взрослого понимании – он будто уменьшается. Понимание этого приходит чуть раньше, чем полное ощущение.

Игры для развития у ребенка восприятия и внимательностиБлиже к десяти возрастному периоду, ребенок уже четко все это понимает, и создает, почему именно так. Это называется «константность» — объект, в независимости от среды, в которой человек его воспринимает, остается одинаковым. Целостность же описывает детали объекта, как частички цельной формы. Человек видит каждую деталь отдельно, но понимает – что это целостный предмет. Обобщенность – это своего рода стериотипизация восприятия. Это свойство заключается в том, что человек, познавая новые объекты, относит их (в своем понимании) к другим, таким же, как он или похожим.

К младшему школьному возрасту, ребенок уже относительно хорошо все воспринимает. Конечно, бывают какие-то неприятности (путают буквы, проглатывают слова, забывают детали, и так далее), но умение осознавать и ощущать все детали предмета, его характеристики, вес, размер и все остальное, уже достаточно высоки. Но чтобы ошибок и неправильного понимания действительности не было, нужно проводить ряд упражнений на развитие восприятия окружающей среды и ее объектов.

Особенности методик на развитие восприятия у младших школьников

Деткам в 1-2 классах нужно давать много упражнений на формы, детали и размеры объектов. Их проблемы с восприятием как раз и заключаются в некоторых проблемах с разделением на составные части отдельных объектов. Это же касается и запоминания в целом. Школьники могут выделять для себя какие-то мелкие детали информации, но целостная картина будет неправильная или вообще упущенная. Поэтому методика должна учитывать именно это.

Также нужно делать акценты на том, чтобы детки разделяли объекты на разные типы. «твердое-мягкое», «большое-маленькое», детская игра «съедобное-несъедобное», и так далее. Обычно, уровень такого восприятия достаточно высок, но все же его нужно как минимум проверить. Заодно это станет расслабляющий игрой перед прохождением тестов, и дети младших классов настроятся оптимистично, и в игровом ключе смогут более правильно выполнять задачи учителя.

Слуховое восприятие и запоминание - развитие у ребенкаКлюч у успешной диагностики лежит в правильном подборе методики. Эталоны, к которым школьник будет относить различные объекты, как упоминалось в упражнениях выше, имеют важную роль в развитии. Созданые социальными нормами, эталоны с годами охарактеризовали все объекты, даже те, которых пока нет. Умение приписывать эталонные характеристики объектам – это одна из ключевых методик по восприятию. Такие умения позволят ребенку характеризовать для себя незнакомы предметы, понимать, что они собой представляют, а также поможет в социальном развитии и взаимоотношениях с людьми разных ситуациях.

Рассмотрим пример методики

Рациональным применением различных методик относительно детского восприятия заключается в совмещение развития с диагностированием. Поэтому грамотно подобранные тесты и игры смогут сделать диагностику многогранной, полезной не только для диагноста, но и для младших школьников. Поэтому хорошо в выбранных методиках совмещать развитие с тренировкой каких-то навыков и использования предметов. К примеру, геометрические упражнения.

Суть методики «Геометрических упражнений» (или «фигур») в том, чтобы посмотреть на определенные фигуры, а затем – сравнить их с другим списком. Там будут фигуры, дорисованные не до конца. Школьник должен дорисовать их, чтобы они были идентичные.

Как развить графическое восприятиеПолезно брать такие фигуры, чтобы он тренировался использовать линейку. Это будет развивать также моторику, и сделает методику еще более полезной. Также использование линейки позволит логично вписать такие упражнения в урочный план. Для диагностики восприятия — это упражнение тоже очень полезное. Оно указывает на то, как школьник умеет видеть целостность картины, обобщенно воспринимать предметы (про обобщенность говорилось выше). Это очень важно. Такая черта помогает не только в учебе, но и в творчестве, и даже в социальной жизни.

Стоит ли видоизменять и чередовать разные методики?

Такую же методику можно усложнить. К примеру, нужно будет штриховать какую-то часть фигуры, сравнивая ее с оригиналом. Но непросто так, а чтобы была какая-то последовательность. Например, фигуры, идущие в ряд, должны штриховаться так: первая – штриховка в нижней части, вторая – в верхней, третья – снова в нижней, и так по всему ряду.

Такая дополнительная сложность поможет более точно диагностировать уровень восприятия ученика младшего класса. Вообще, дети такого возраста любят разные игры. Удобно, что школьная программа построена как раз таким образом, что подобные развивающие игры легко вписываются в учебный процесс. Для учителя такие методики очень хорошо помогают как воспитывать, так и узнавать своих учеников. Для школьников же – это хороший способ проводить время на уроках, и ощущать учебный процесс, как приятный и интересный.

Задание для ребенка - развивающие игрыДругая методика, которая направлена на ту же диагностику, что и первый вариант, но применяется немного иначе. Можно использовать настоящие предметы (не нарисованные), и ученик должен указать на их схематические чертежи. Так школьник учится находить схожести в предметах, видеть общее и выделять основные характеристики. Схематические рисунки не должны быть очень похожи на оригинал. В них должны быть только яркие характеристики (например, у кружки – это ручка, у книги – страницы, и так далее), остальное же изображение должны быть просто контурным, и напоминать лишь форму объекта. В противном случае методика не сработает.

Такие упражнения могут усложняться и видоизменяться так, чтобы ученикам младших классов было интересно и увлекательно. Тогда учитель сможет правильно проводить диагностику уровня восприятия. Ученик не должен бояться таких методик, поэтому не нужно ставить никаких оценок. Наказывать за неправильные решения или неохотное участие в тестах – ни в коем случае нельзя. Ученик должен быть максимально естественным, и только тогда методика сможет правильно сработать.

Для этого нужно учеников заинтересовывать, давать какие-то призы, хвалить за их попытки учится, проявленный интерес к чему-то новому. Так методика будет давать высокие результаты, а диагностика их способностей станет точной и правильной.

Андронникова Е.А. Заика Е.В Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов


В данном пособии приведены основные методы исследования и диагностики восприятия, внимания и памяти. В него включены как классические, так и современные методы. Приводятся процедуры исследования, экспериментальный материал, инструкции испытуемым, способы фиксации и обработки данных. Пособие предназначено для студентов факультетов психологии и для практических психологов, работающих в области общей возрастной, педагогической, медицинской и инженерной психологии.


Полный просмотр…


 


 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ


 


РАЗДЕЛ 1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ……………………………………………….….. — 6 —


1.1 Общие методы исследования восприятия ………………………………………………………….….…- 7 —


Методика изучения ведущей сенсорной системы человека………………………………………………….- 7 —


Методика изучения линейного глазомера………………………………………………………………..….. — 8 —


Методика изучения наблюдательности (перцептивного внимания)………………………………..…….….- 9 —


Методика изучения восприятия пространственных признаков «Компасы»………..……………………….- 10 —


Методика «Совмещение вырезов». ……………………………………………………………………………- 12 —


1.2 Нейропсихологические методы исследования восприятия……………………………………….………- 13 —


Зрительный гнозис……………………………………………………………………………………….….….- 13 —


Акустический гнозис.…………………………………………………………………………….………………- 16 —


Соматосенсорный гнозис. ……………………………………………………………………….…..…….….- 17 —


1.3 Патопсихологические методы исследования восприятия.…………………………………………..….- 18 —


1.4 Детские методы исследования восприятия.……………………………………………………………….- 20 —


Методика «Эталоны».……………………………………………………………………………………………- 20 —


Методика «Перцептивное моделирование». …………………………………………………………………..- 22 —


Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках».………………………………………………………….- 27 —


 


РАЗДЕЛ 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ..……………………………………………………- 29 —


2.1 Общие методические указания по психодиагностике внимания……………………………………… — 29 —


2.2 Исследование объема внимания.…………………………………………………………………………- 31 —


Методика исследования объема внимания при восприятии простейших объектов………………………- 31 —


2.3 Исследование переключаемости внимания……………………………………………………………. — 34 —


Методика«Таблицы Шульте». ………………………………………………………………………………..- 34 —


Методика Горбова «Красно-черная таблица». ………………………………………………………………- 36 —


Методика «Черно-красная таблица Горбова-Шульте»………………………………………………….…..- 39 —


2.4 Исследование избирательности внимания. ……………………………………………………………..- 42 —


Методика Мюнстерберга……………………………………………………………………………….……..- 42 —


Методика Торндайка…………………………………………………………………………………………. — 43 —


2.5 Исследование устойчивости  внимания. ………………………………………………………………..- 46 —


Методика счет по Э. Крепелину. ………………………………………………………………………………- 46 —


Методика  Умственная работоспособность по Э. Крепелину без бланков. ………………………………..- 48 —


Методика «Найди и вычеркни»……………………………………………..…………………………….….- 49 —


Методика «Переплетенные линии Рея»…………………………………………………………………..…..- 55 —


2.6 Исследование концентрации внимания………………………………………………………………….- 58 —


Методика корректурная проба Бурдона………………………………………………………………………- 58 —


Методика корректурная проба Бурдона-Анфимова. …………………………………………………….….- 64 —


Методика корректурная проба Ландольта………………………………………………………………..….- 72 —


Методика корректурная таблица Бентона……………………………………………………………….…..- 77 —


2.7 Исследование способностей распределения внимания. …………………………………………..…..- 79 —


Методика  отыскания чисел…………………………………………………………………………………. — 79 —


Методика отсчитывание по Блейхеру…………………………………………………………………..….. — 80 —


 


РАЗДЕЛ 3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ………………………………………………………. — 81 —


3.1 Общие методические указания по психодиагностике памяти. …………………………………………- 81 —


3.2 Классические методы исследования памяти………………………………………………………….….- 86 —


Метод однократного предъявления…………………………………………………………………………. — 87 —


Метод фиксированного числа предъявлений…………………………………………………………….….- 88 —


Метод заучивания…………………………………………………………………………………………….. — 89 —


Метод уравнивания……………………………………………………………………………………………- 91 —


Метод узнавания…………………………………………………………………………………………….…- 93 —


Метод сбережения………………………………………………………………………………………….….- 94 —


Метод парных ассоциаций……………………………………………………………………………………- 95 —


Метод антиципации……………………………………………………………………………………………- 96 —


Метод реконструкции…………………………………………………………………………………………- 98 —


Метод измерения объема кратковременной памяти………………………………………………………..- 99 —


Дополнение  к разделу классические методы исследования памяти…………………………………..….- 103 —


Первичная диагностика развития памяти………………………………………………………………..….- 105 —


3.3 Методы исследования произвольной и непроизвольной памяти. ……………………………………- 106 —


Методика определения объема кратковременной памяти……………………………………………..……- 106 —


Методика исследования оперативной памяти…………………………………………………………..…..- 106 —


Методика заучивания цифр……………………………………………………………………………………- 108 —


методика исследования слуховой оперативной памяти на числа. …………………………………….…..- 112 —


Методика заучивание 10 слов…………………………………………………………………………..…….- 113 —


Методика исследования  зрительной и слуховой памяти……………………………………………….…- 115 —


Методика исследования динамики процесса заучивания………………………………………………….- 116 —


Методика иссл. непроизвольного запоминания и условий его продуктивности……………………….. — 118 —


Методика иссл. продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания………………………- 120 —


Методика иссл. непосредственного и опосредованного запоминания……………………………….…..- 122 —


Методика сравнения процессов активного воспроизведения и узнавания………………………………- 123 —


Методика «Двойная стимуляция со свободным выбором». ………………………………………………- 126 —


Методика исследования  ассоциативной памяти…………………………………………………………. — 130 —


Методика исследования опосредованного запоминания «Пиктограмма»…………   ………………….. — 131 —


Методика целенаправленный анализ числового ряда……………………………………………….…….- 132 —


Методика исследования памяти с помощью текстов………………………………………………………- 134 —


Методика исследования зависимости запоминания от установки личности…………………………….- 135 —


Методика «Предъявление организованных последовательностей»………………………………………..- 138 —


Методика «Составление связного текста из отдельных высказываний»…………………………………..- 139 —


Методика «Упорядочивание геометрических фигур»……………………………………………………….- 142 —


Методика «Предъявление сходных фигур вперемежку»……………………………………………….……- 146 —


Методика «Придумывание арифметических задач»…………………………………………………………- 147 —


Методика «Варьирование задач на раскладку карточек»……………………………………………………- 150 —


Методика «Варьирование принципов выбора слов». ……………………………………………….……..- 154 —


Методика  «Накладывание фигурок на схему». ………………………………………………………….…..- 156 —


Литература………………………………………………………………………………………………..…… — 159 —


 


Полный просмотр…


 


© Андронникова Е.А. Заика Е.В.  2011 г.


 


 


 


 

Методики на исследование ощущений и восприятия. — КиберПедия

Методика №1 « Наложенные предметы»

Цель: исследование особенностей зрительного восприятия для детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагают узнать все изображения наложенные друг на друга и дать каждому из предметов название.

Инструкция: сейчас мы с тобой поиграем. Ты любишь играть в прятки? У меня есть интересные картинки, которые тоже решили поиграть с тобой в прятки. Давай их с тобой найдем.

Анализируемые показатели:

1. Доступность выполнения задания

2. Наличие фрагментарности восприятия

3. Возможность выделения целостной фигуры

4. Наличие парагнозий

5.Стратегия выделения изображения

Методика №2 « узнавание перечеркнутых изображений»

Цель: исследование особенностей зрительного восприятия для детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагают узнать изображения на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать с какого предмета надо начинать, поскольку это позволяет обнаруживать стратегии восприятия.

Инструкция: посмотри на эти картинки. Какие предметы ты там видишь.

Анализируемые показатели:

1. Возможность узнавание перечеркнутых изображений

2. Возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость

зрительного образа предмета)

3. Стратегия направления образа (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно)

Методика №3

Цель: исследование слухового восприятия.

Оборудование: Несколько музыкальных инструментов.

а) Ребенку предлагается определить какая игрушка звучала: посмотреть и

послушать звучание двух различных инструментов. Затем ребенок

отворачивается, исследователь вызывает звучание одной игрушки.

Повернувшись, ребенок показывает, какая игрушка звучала, или если, может,

называет ее.

б) Ребенок на слух должен определить направление звучащей игрушки.

Исследователь позади ребенка вызывает звучание одной игрушки вверху,

внизу, справа, слева.

Ребенок показывает направление звучащей игрушки.

 

Приложение № 3 к лабораторной работе №1

Методики на исследование памяти.

Методика «Запомни пару».

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют.

Второй ряд
жук — кресло компас — клей колокольчик — стрел
 

 

Первый ряд

кукла — играть

курица — яйцо

ножницы — резать

синица - — сестра
трамвай
лейка -
ботинки самовар
спичка графин
шляпа — — пчела

лошадь — сани


книга — учитель

бабочка — муха

щетка — зубы

барабан — пионер

снег — зима рыба — пожар

корова — молоко пила — яичница

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому (ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

 

 
Объём логической памяти Объём механической памяти
Количество
слов перво-
го ряда
(А 1)
Количество запомнив-
шихся слов
(В 1)
Коэффициент
смысловой памяти
(С1=В1/А1)
Количество слов второго ряда
(А2)
Количество запомнившихся слов
(В2)
Коэффициент механической памяти
(С2=В2/А2)
           

Методика «Запоминание двух групп слов».

Задание: ребенку предлагается запомнить ряд слов, а затем их повторить.

Инструкция: повтори за мной: … Ребенок повторяет. Повтори еще слова ….

Затем исследователь спрашивает, какие были слова в первой группе, затем во

второй. Если ребенок не может развести слова по группам, то спрашивают,

какие вообще были слова.

При неполноценном выполнение задания, оно воспроизводиться до 4 раз.

После этого проводится интерференция 3 -5 мин. По окончанию

интерферирующего задания ребенка просят повторить слова, которые были

даны в первой и во второй группах, без их предъявления.

Дом, лес, кот — ночь, игла, пирог

Кит, меч, круг — лед, флаг, тетрадь

Кран, столб, конь — лень, сосна, вода

Клей, луч, куб — трон, шуба, ваза

Интерпретация: нормой считается непосредственное полноценное

воспроизведение с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при

отсроченном воспроизведение слов считается нормой, если были сделаны 2

ошибки (например, забыты 2 слова, либо произведены 1-2 замены на слова


близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по

группам).

Методика «10 слов»

Инструкция: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили… Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

С = В/А Х 100%

где

А — общее количество слов,

В — количество запомнившихся слов,

С — коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% — высокий уровень;

50-75% — средний уровень;

30-50% — низкий уровень;

ниже 30% — очень низкий уровень.

Данная методика проводилась с ребенком 5 лет. В д/с с 3 лет. Диагноз: задержка психического развития, ОНР 3уровня.

Результаты обследования

  стол мыло человек вилка книга пальто топор стул тетрадь молоко
+   +       +   +  
    +       + + + +
+ + + +         + +
+ + +   +     +   +

Вывод: ребенок показал средний уровень развития памяти. Это свидетельствует об эффективности коррекционной работы проводимой с ним.

 

Методика на память.

К обзору диагностических методик определения модальностей восприятия

Библиографическое описание:

Титова, С. С. К обзору диагностических методик определения модальностей восприятия / С. С. Титова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11227/ (дата обращения: 23.08.2020).



Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным

Сенека

Адекватное и целенаправленное осуществление педагогической деятельности всегда сообразно контингенту обучающихся в конкретной группе в рамках конкретной дисциплины. Выбор методов обучения будет уместен после определения модальностей восприятия учащихся. Особенно важен этап идентификации модальных особенностей восприятия обучающихся в сфере культуры и искусства — обучению музыкантов, живописцев, хореографов и пр.

Обратившись к рассмотрению данного вопроса, остановимся на обзоре некоторых методик. Так, существуют тесты на определение/диагностику доминирующей перцептивной модальности.

Одной их таких методик выступает тестовая методика «аудиал, визуал, кинестетик» С. Ефремцевой (Методика на ведущий канал восприятия) [3].

Испытуемым предлагают ответить на 48 вопросов, результатом которого происходит выяснение ведущего типа восприятия информации: визуальный тип (таблица 1), аудиальный тип (таблица 2), кинестетический тип (таблица 3).

Таблица 1

Отличительные признаки

Визуальный тип

Способ получения информации

Посредством зрения — благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия

Восприятие окружающего мира

Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка

На что обращают внимание при общении с людьми

На лицо человека, его одежду и внешность

Речь

Описывают видимые детали обстановки — цвет, форму, размер и внешний облик вещей

Движения глаз

Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза

Память

Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде

Таблица 2

Отличительные признаки

Аудиальный тип

Способ получения информации

Посредством слуха — в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками

Восприятие окружающего мира

Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки — мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей

На что обращают внимание при общении с людьми

На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова

Речь

Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди

Движения глаз

Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему

Память

Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки

Таблица 3

Отличительные признаки

Кинестетический тип

Способ получения информации

Посредством активных движений скелетных мышц — участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении

Восприятие окружающего мира

Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться

На что обращают внимание при общении с людьми

На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается

Речь

Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику

Движения глаз

Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону

Память

Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты

По замечанию автора тестовой методики, несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал — некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. Дигитал (он же дискрет) — весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира.

Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т. п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность.

В ходе проведения данной методики происходит подсчет ответов, на данные 48 вопросов, предложенных автором методики.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) рассчитываются:

− 13 и более ответов – высокий;

− 8–12 — средний;

− 7 и менее — низкий.

Второй вариант методики — неформальный тест. По направлению глаз при ответе на абстрактный вопрос. Необходимо при ответе проследить, в какую сторону человек отвел глаза, прежде чем сформулировали ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

Тест аудиал, визуал, кинестетик

Следующая методика — тест Б. А.Левиса, Ф. Пукелика «Определение репрезентативной системы (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)». Каждое утверждение предложенных пяти блоков данного теста необходимо оценить баллом от 1 до 3. В результате оценивают какая буква преобладает в ответах. Если буква а) визуал; б) аудиал; в) кинестетик.

К ряду методик по интересующей тематике относятся — «Наблюдение ведущей модальности» В.В.Авдеева [1], методика тестирования модальностей Л. Канца, С. Кокова [4], тест А. Адиктова.

Методика А. Р.Лурия, основателя нейропсихологии — пожалуй самая быстрая и относительно простая. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

И еще, известная нам проективная методика М. З.Дукаревич — «Р. Н. Ж» (рисунок несуществующего животного) [2]. Суть методики — наличие неопределённого стимульного материала, которого испытуемому предлагают произвольно структурировать: изображение несуществующего животного и придумывание ему названия. Ограничения: не желательно брать животное из мультфильмов, т. к. оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят.

Интерпретация результатов: кформальному аспекту относятся:

  1. семантика расположения в пространстве;
  2. графологические признаки. Графологические аспекты интерпретации рисунка (два аспекта).

а. Уровень наличных технических средств воплощения образа в графике (анализ характеристик идеомоторного акта). К этому аспекту относится анализ линии.

б. Пространственно-символический аспект. В этом аспекте анализируется направление линии и характер контура.

Содержательный анализ рисунка:

  1. Центральная смысловая часть фигуры (голова или ее заместители). Значение расположенных на голове деталей, соответствующих органам чувств.
  2. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы и пр.). Рассматривается «основательность» этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме.
  3. Части, поднимающиеся над уровнем фигуры (могут быть функциональными или служить украшением).
  4. Общая энергия. Оценивается количеством деталей рисунка.
  5. Тематический аспект. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных.
  6. Необычные детали.
  7. Творческие возможности.
  8. Название.

Интересен и тот факт, что в настоящее время существует специализированное учреждение в США (штат Вирджиния) MindFitnessTrainingInstitute — институт, который с 2011 года целенаправленно функционирует по проблемам формирования индивидуального стиля личности, предоставляет профессиональную подготовку и преподавание навыков для повышения производительности и повышения устойчивости к стрессу. Опираясь на продвижение новейших исследований в области работы мозга в соответствии свосприятием человека.

После выявления модальностей уобучаемых (в настоящее время это возможно посредством ряда методик С. Ефремцевой, В. В. Авдеева, А. Р. Лурий, А. Адиктова, М. З. Дукаревич, Л. Какцега и С. Кокова, Б. А. Левиса и Ф. Пукелиса), выбирают сообразные методы обучения.

На наш взгляд, для достижения наиболее верных результатов диагностики, желательно проводить несколько методик данной направленности.

Важным является и учет факта, что важно уметь избегать несовпадения доминирующей сенсорной модальности учащегося с доминирующей системой представлений педагога (Л. М. Митина, А. Ф. Ремеева).

Таким образом, диагностика ведущей модальности у учащихся является ключевым вспомогательным инструментов для достижения педагогом оптимальных условий обучения в его классе.

Литература:

  1. Авдеев В. В. Методика наблюдений ведущей модальности Режим доступа: http://shkolnie.ru/pshologiya/1400/index.html?page=6 Дата обращения: 12.06.2016
  2. Дукаревич М. З. Методика «Р. Н. Ж» (рисунок несуществующего животного)Режим доступа: http://art-psychology.ru/about/nesushestvuyushee_jivotnoe.html Дата обращения: 11.06.2016
  3. Ефремцева С. Методика ведущий канал восприятияРежим доступа: http://psycabi.net/testy/289-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyushchej-pertseptivnoj-modalnosti-s-efremtseva Дата обращения: 12.06.16
  4. Коков С. Методика быстрого тестирования модальностей / С. Коков, Л. Канц Режим доступа: http://refdb.ru/look/3022089-p18.html Дата обращения: 12.06.2016

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, движение глаз, методика, способ получения информации, ведущая модальность, ведущий канал восприятия, визуальный тип, кинестетический тип, ряд методик, тестовая методика.

Похожие статьи

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала

Методика определения ведущей перцептивной модальности С. В. Ефремцева [15] предназначена для определения ведущей репрезентативной системы: визуальной (зрительное восприятие), аудиальной (слуховое восприятие), кинестетической (тактильное…

окружающий мир, методика, способ получения информации

К обзору диагностических методик определения модальностейокружающий мир, методика, способ получения информации, движение глаз, ряд методик, ведущая модальность, кинестетический тип, визуальный тип, ведущий канал восприятия, тестовая методика.

Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

тип восприятия, какой тип восприятия, визуальный тип восприятия, какой тип, кинестетический тип восприятия, основная информация, школа, школьник.

Учет модальности восприятия при обучении и подготовке…

Познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации

Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т. д.

Кинестетический тип восприятияинформация наилучшим…

Кинестетический тип восприятия. Люди с таким типом восприятия познают мир на ощупь

Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал.

К обзору диагностических методик определения модальностей

Роль модальностей восприятия в сенсорно-перцептивной…

Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева». Некоторые аспекты психологии восприятия текстов.

Коррекция речи на основе ведущего канала восприятия

Каждый индивид, обладая всеми тремя основными модальностями восприятия (аудиальной, визуальной и кинестетической), использует

3. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.-СПб.

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих…

6) кинестетическое восприятие. Также выделяют восприятия

Для первого ребёнка ведущей модальностью является зрительная информация.

Чтобы определить генетическую модальность (способ) восприятия ребёнка, необходимо научиться читать его мысли по…

Применение нейролингвистического подхода в процессе обучения…

Люди-визуалы воспринимают окружающий мир через зрительный анализатор (глаз).

б) те, которые воспринимают значение слов. 3. Кинестетическая.

ведущую (ввод информации), ‒ предпочитаемую (представление информации в сознании).

Методика диагностики объема восприятия.





Назначение методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого — письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

Протокол занятия

Испытуемый__________________________________ Дата____

Экспериментатор______________________________ Время опыта____

Номер Предъявленные Ответ Кол-во правильно
предъявления стимулы испытуемого воспроизведенных букв
     
     
       
     

 

Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.

Набор 1.

РОПМЬУЛД ЭВОЕРАПВ
ЛАЕПГЗИЯ ОТАСЯМТЛ
ЛЧЮБВУИТ ДЮЯИДРНМ
ЫВБСБЛОМ ХОВАСТРО
ЭЕБЯКНОБ РВЕЖАЛИМ

 

АРОПЦДАТ ЦЗУБКОПА
ЦУПМСТВО БИБПЛПЬИ
БОАДЫКРС БМББСМПР
ДБАВЕЗЖН ПАОАОМПЕ
ЭЦХАВЦОЛ ОРАШЦУЗЖ

 

Набор 2.

1. Я иду домой 11. Давай пойдем гулять
2. Передайте мне чай 12. Спят усталые игрушки
Солнце уже высоко Старушка присела отдохнуть
Море сегодня холодное Сегодня очень холодно
Позвони мне, пожалуйста Птичка вьет гнездо
6. Пора учить уроки Мне все надоело
Собака поджала лапу Подари мне луну
8. Пора ложиться спать Мальчик рисует ракету
Очень интересная книга Ты записался добровольцем?
10. Не хочу учиться 20. Девочке очень весело

Обработка и анализ результатов.

1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2).

2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).

3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 — 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 — 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 — 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.



Узнавание фигур.

Назначение методики: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.

Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).

Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

где «М» — число правильно узнанных фигур,

«N» — число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

4. Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание (Диагностика избирательности внимания):




Инструкция. В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача — как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты. Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «радость».

Тестовый материал.:

бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтодж ебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятиейцукен дшизхьвафыпролдблюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэ ипцгиернкуыфйшрепортажэкжлорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэпри лаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораторияигщдщ нруцтргшчтлроснованиезхжьбщдэркентаврсухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Обработка результатов. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). Ключ. Солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.

Интерпретация. 1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи. 2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту. 3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

 





Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту











Шесть инструментов для управления восприятием

Методы
> Пропаганда> Шесть инструментов управления
Восприятие

Обвинения в злодеяниях |
Гиперболические инфляции | Демонизация и
дегуманизация | Поляризация | Божественный
санкция | Мета-пропаганда | Также

В своей превосходной «Войне и антивоенной войне» Элвин и Хайди Тоффлер описывают шесть
методы, которые используются в пропаганде военного времени (а иногда и в других
обстоятельства).Эти принципы, возможно, смягченные, могут быть использованы в большем количестве
повседневные пропагандистские ситуации.

Обвинения в злодеяниях

Обвинить другую сторону в совершении непристойных действий и злодеяний
это шокирует и покажет, что враг нечеловеческий.

Когда ценности нарушены
плохо, тогда это узаконивает крайнее наказание и месть.

Примеры

  • Взрыв религиозного здания или больницы.
  • Убийство невинных жертв, особенно детей.

Гиперболическая инфляция

преувеличивают то, что они
верят или сделали, чтобы сделать их особенно ужасными. Использовать
обобщение на
превратить один случай во что-то, что происходит постоянно, или того одного человека
представляет всех в их группе. Использовать
акцент сделать ключ
вещи выделяются.

Примеры

  • Принятие действий одного террориста за представление убеждений
    всех, кого они якобы представляют.
  • Описание травм как «ужасных» и «смертельных».

Демонизация и дегуманизация

Сделать так, чтобы они казались совершенно плохими во всех отношениях, без надежды на искупление или
конверсия. Представьте их злыми животными, стремящимися уничтожить только то, что мы
дорожи.

Примеры

  • Сравнивая их с известными «демонами», такими как Гитлер или Пол Пот.
  • Описание своих действий как отвратительных и омерзительных.

Поляризация

Сравните то, что мы и они
верь, говори и делай. Покажите, что они не такие, как мы, поставив их и нас
противоположные полюса. Нарисуйте наш народ славным
герои
в резком контрасте с их злом

злодеи.

Примеры

  • Поговорите о том, как наши люди любят Бога, в то время как их люди поклоняются дьяволу.
  • Сравните, как они одеваются и как это не нравится нам.

Божественная санкция

Утверждают, что то, что вы делаете, либо требуется, либо согласуется с высшим
полномочия. Покажите, что вы более религиозны и что святые люди на вашей стороне
(особенно если обе стороны одной веры).

Примеры

  • Переосмыслите Священные Писания, чтобы оправдать свои действия.
  • Допустим, вы разговаривали с Богом или религиозным деятелем.

Метапропаганда

Используйте пропаганду о пропаганде.Покажи, как они придумывают и какие
умышленно пытается обмануть, в то время как наши сообщения основаны на очевидных доказательствах.

Если вы можете уничтожить хотя бы одно пропагандистское произведение, вы поколебали веру во что-либо.
еще говорят. Следовательно, метапропаганда особенно сильна.

Примеры

  • Покажите, что у них есть контроль над СМИ.
  • Показать видеоматериалы в подтверждение собственных требований.

См. Также

Принцип усиления,
Принцип обмана,
Принцип контраста

.

Четыре метода нарративной терапии, которые могут изменить ваше восприятие себя

Автор: Джессика Андерсон

Обновлено 11 мая 2020 г.

Медицинский обзор: Уитни Уайт, MS. CMHC, NCC., LPC

Нарративная терапия — это метод лечения психического здоровья, который отделяет человека от его проблем. Это помогает людям полагаться на свои внутренние навыки и использовать эмоциональные инструменты, чтобы уменьшить неприятности в своей жизни.Идея состоит в том, что наша жизнь — это длинная история, и что мы придаем своей жизни смысл через маленькие истории, которые существуют в них: виньетки, которые происходят внутри большой истории. Нарративная терапия считает, что рассказывание историй увлекательно и что, рассказывая истории о нашей жизни, мы открываем смысл нашей жизни. Мы делаем это, называя себя «рассказчиком» своей собственной жизни. Иногда в рассказе есть повторяющиеся темы. Когда вы обращаетесь к нарративному терапевту, он может помочь вам распознать определенные повторяющиеся идеи в вашей жизни.Вам больше не нужно использовать одни и те же шаблоны. Здесь может помочь нарративная терапия. Пришло время изменить историю своей жизни и переписать ее.

Нужна поддержка и руководство о том, как изменить свое самовосприятие?

Лицензированный терапевт может помочь — поговорите с профессионалом прямо сейчас.

Источник: pixabay.com

Как развивалась нарративная терапия

Подход нарративной терапии был разработан Майклом Уайтом и Дэвидом Эпстоном, терапевтами из Новой Зеландии.Они считали, что важно видеть людей отдельно от их проблем. Нарративная терапия возникла в 1980-х годах, и идея заключалась в том, что это должен был быть вид лечения, не обвиняющего и не патологического. Уайт и Эпстон ​​предельно ясно дали понять, что не хотят, чтобы клиенты рассматривались как проблема или рассматривались так, как будто с ними что-то «не так»; люди не сломлены, и они могут изменить историю своей жизни. Они хотели убедиться, что на людей не навешивают ярлык дефектных, и что они имеют право контролировать свою жизнь и то, как они справляются с внутренними проблемами.

Три компонента нарративной терапии

1. Респект

Человек, начинающий нарративную терапию, получит уважение от своего терапевта. Они работают над своими проблемами, но это не проблема. Иногда люди борются с тем, чтобы считать себя «сломанными» или «испорченными». Одна из лучших составляющих нарративной терапии — это то, что вы усердно работаете, чтобы уважать себя и отделить негативные представления о себе от своего существа.Психотерапевт помогает вам положительно относиться к себе, признавая вас человеком. Каждый переживает тяжелые времена, и это не делает вас неполноценным, это означает, что вы человек.

2. Без обвинений

Когда что-то идет не так, легко винить других. Но такое поведение тебе не помогает. В нарративной терапии клиента не обвиняют в своих проблемах, и он не перекладывает вину на других людей. Они узнают истории своей жизни и сосредотачиваются на признании своей истории и активно работают над изменением неадаптивных мыслей и поведения.Обвинение бесполезно, потому что оно сосредоточено на человеке, а не на проблеме. Вместо того, чтобы обвинять человека, нарративная терапия помогает клиенту сосредоточиться на самой проблеме. Они могут изучить проблемы и начать поиск альтернативных способов их решения. Вы говорите своему терапевту, в чем проблема, и если вы разочарованы тем, что не можете ее решить, это нормально. Но они собираются показать вам, что обвинение не работает. Это только делает проблему более непреодолимой.

Источник: rawpixel.com

3. Клиент — эксперт

Во многих других видах терапии клиент приходит к терапевту в поисках совета. Они рассматривают своего консультанта как эксперта в своей области. Терапевты — это люди. У них есть психологическое образование, но есть и недостатки, и они делают ошибки. Важным аспектом нарративной терапии является то, что клиент становится экспертом. Вы знаете историю своей жизни. Вы можете сказать это, потому что вы это пережили. Нарративный терапевт помогает проиллюстрировать болезненные паттерны.Как автор вашей истории, вы должны принимать окончательные решения. Как и в терапии, ориентированной на человека, в нарративной терапии терапевт не рассматривает себя как авторитетную фигуру или как будто он каким-либо образом выше клиента. Это совместный процесс, в котором клиент узнает, кто он. Они рассказывают свою историю, а терапевт ведет их по пути, помогая и поддерживая их на протяжении всего процесса.

Основа нарративной терапии состоит в том, что реальность — это социальная конструкция, и наши взаимодействия с другими людьми влияют на то, что мы считаем «реальным».»люди интерпретируют свое взаимодействие с другими, и это их восприятие реальности. Не существует единственной реальности; ваше восприятие — это ваша реальность, и то, что может быть правдой для одного человека, не обязательно будет реальным для другого. Нет объективной реальности. Вместо этого, это субъективно. Нарративная терапия излагает идею о том, что мы можем разобраться в своей жизни, рассказывая свои истории.

Как нарративная терапия помогает

Сосредоточившись на пережитом опыте и историях из жизни человека, нарративная терапия отделяет человека от его проблем.Это также помогает людям увидеть, что они могут в любой момент повторно ориентироваться в своей истории. Это показывает, что их история постоянно развивается и меняется, и что они — автор этой истории. Обученный нарративный терапевт помогает людям проявлять любопытство и исследовать различные элементы их истории. Они помогают клиентам бросить вызов самим себе и увидеть, что они могут измениться; что даже в ситуациях, когда человек не имеет полного контроля, он все равно может выбирать, как ему с этим справиться.

Четыре метода нарративной терапии

Многие техники нарративной терапии помогают людям научиться контролировать свою жизнь и свои истории.Вот четыре распространенных метода нарративной терапии, которые могут помочь вам изменить свое восприятие себя и увидеть себя отдельно от своих проблем:

  1. Развитие повествования

Возможно, вы знаете, как развивается ваша история, или вы можете не знать, почему определенные вещи произошли с вами в вашей жизни. Когда вы пойдете на нарративную терапию, ваш терапевт поможет вам понять, какова природа вашей истории и как направить вас на верный путь к ее рассказу.Одна вещь, в которой вам поможет нарративный терапевт, — это собрать информацию, чтобы понять вашу историю и обрести свой голос. Некоторые люди не знают, что в их жизни есть повторяющиеся истории, но нарративный терапевт поможет клиенту увидеть это повторение и поможет им определить те доминирующие темы, которые могут оказывать на них негативное влияние. Затем терапевт расширяет возможности клиента, показывая ему, что он может перенаправить общие, повторяющиеся проблемы, с которыми они сталкиваются, чтобы они могли жить более счастливой, здоровой и продуктивной жизнью.

  1. Внешний перевод

Вы не ваши проблемы. Вы человек, который движется по жизни, записывая свое путешествие по ходу дела. Вы можете бороться с конкретными проблемами, но вы не те проблемы, с которыми сталкиваетесь. Концепция дистанцирования от проблем, с которыми вы сталкиваетесь, называется «экстернализацией». Когда вы составляете историю, важно отделить себя от проблемы внутри нее, чтобы вы не смешивали эти две вещи: вы не ваши проблемы.Экстернализация помогает вам рассматривать проблемы с объективной, непредвзятой точки зрения. Как только вы создадите дистанцию ​​между собой и своими проблемами, вы увидите, что изменения возможны, что вы контролируете ситуацию и можете лечить.

  1. Деконструкция

Иногда люди становятся взволнованными или ошеломленными, когда их рассказывают. Им может казаться, что это слишком много или слишком много, чтобы решать все сразу, и они могут чувствовать себя потерянными в своей истории. Если вы попытаетесь взглянуть на все в своей жизни сразу, это, вероятно, вызовет у вас беспокойство или, возможно, даже беспомощность.Хорошая новость в том, что вам не нужно решать каждую проблему в своей жизни сразу. Когда вы проходите нарративную терапию, вы можете разбить свою историю на части с помощью деконструкции. Разбор истории и рассмотрение ее по более мелким частям делает процесс гораздо менее сложным и позволяет человеку увидеть, что он может повлиять на изменения в своей жизни.

Нужна поддержка и руководство о том, как изменить свое самовосприятие?

Лицензированный терапевт может помочь — поговорите с профессионалом прямо сейчас.

Источник: pexels.com

4. Результаты

Ваша история не должна заканчиваться одним концом. Ты не жертва судьбы. У вас есть выбор изменить повествование. Нарративная терапия помогает вам понять, сколько вариантов у вас есть в жизни и насколько вы можете изменить свою жизнь, основываясь на том, как вы пишете свою историю. Повествовательный терапевт может показать клиенту, что есть альтернативные концовки или способы изменить свою историю; это похоже на книгу «Выбери свое приключение», но в терапии.Жизнь — длинная книга, и тебе есть что сказать. Ваш терапевт готов выслушать вашу историю и помочь вам определить, к чему она приведет.

В поисках рассказчика

Готовы ли вы продолжить писать историю своей жизни? Если ответ «да», то пора найти терапевта, который может помочь. Независимо от того, решите ли вы работать с кем-то в вашем районе или в Интернете, вы можете найти поставщика, который занимается нарративной терапией. Терапевты BetterHelp здесь, чтобы помочь вам понять, что вы не являетесь вашими проблемами и что вы можете взять на себя ответственность за свою жизнь в любое время.Ниже вы можете увидеть отзывы консультантов BetterHelp от людей, которые сталкиваются с различными проблемами и жизненными проблемами.

Отзывы консультанта

«Я прошел долгий путь. С помощью Алексис я достиг того, чего, как я думал, никогда не сделаю. Я рад, что сделал это, это принесло мне огромную пользу. С помощью и поддержкой Алексис я я более уверен в себе и вижу ясный путь к успеху и счастью, я научился контролировать себя и не сомневаться в себе.Трудно отпустить, но я знаю, что со мной все будет в порядке, и если мне понадобится, она все равно будет со мной. Спасибо, Алексис, ты действительно помог мне изменить мою жизнь. Я так благодарен. Желаю вам всего наилучшего! »

«За короткий промежуток времени в 9 месяцев Шонни стал одним из моих лучших друзей. Поначалу я скептически относился к терапии, так как я очень« психологически здоров ». Несколько проблем в моей личной жизни заставили меня попробовать терапия в течение месяца.Теперь я считаю это важной частью моего роста как бизнесмена и лидера в моем сообществе.Спасибо, Шонни, за помощь во время недавних трудностей; Мне очень повезло, что я тебя нашел! »

Заключение

Если подробности нарративной терапии, изложенные в этой статье, вызывают у вас интерес или кажутся полезными в вашей жизни, подумайте о том, чтобы попробовать эту технику. Найдите консультанта, который поможет вам рассказать историю своей жизни без осуждения и обвинений. Помните, что жизненные проблемы — это нормально, они не ваша вина, и их можно решить.Вы можете двигаться вперед, чтобы жить счастливой и здоровой жизнью, и Нарративная терапия может стать сильным инструментом, который поможет вам в этом. Сделайте первый шаг сегодня.

.

17 Методы терапевтического общения — Rivier Academics

Одним из основных способов установления доверия между медсестрами и пациентами является общение. Поскольку медсестры, вероятно, будут иметь самый прямой контакт с пациентами, эффективное общение медсестер и пациентов имеет решающее значение. Медсестры могут использовать проверенные методы терапевтического общения, способствующие качественному уходу.

Что такое терапевтическое общение?

Терапевтическое общение — это набор методов, в которых приоритетное внимание уделяется физическому, психическому и эмоциональному благополучию пациентов.Медсестры предоставляют пациентам поддержку и информацию, сохраняя при этом профессиональную дистанцию ​​и объективность. При терапевтическом общении медсестры часто используют открытые утверждения и вопросы, повторяют информацию или молчат, чтобы побудить пациентов решить проблемы самостоятельно.

Методы терапевтического общения

Медсестры могут применять на практике множество методов терапевтического общения.

Использование тишины

Иногда бывает полезно вообще не говорить.Умышленное молчание может дать медсестрам и пациентам возможность обдумать и осмыслить то, что будет дальше в разговоре. Это может дать пациентам время и пространство, в которых они нуждаются, чтобы затронуть новую тему. Медсестры всегда должны позволять пациентам нарушать молчание.

Принятие

Иногда необходимо признать, что говорят пациенты, и подтвердить, что их услышали. Принятие — не обязательно то же самое, что согласие; может быть достаточно просто посмотреть в глаза и сказать: «Да, я понимаю.«Пациенты, которые чувствуют, что медсестры прислушиваются к ним и относятся к ним серьезно, с большей вероятностью будут восприимчивы к уходу.

Признание

Признание признает поведение пациента и выделяет его, не делая явных комплиментов. Иногда комплимент можно воспринимать как снисходительный, особенно если он касается рутинной задачи, например, заправки постели. Однако фраза вроде «Я заметил, что вы приняли все лекарства» привлекает внимание к действию и поощряет его, не требуя комплиментов.

Предлагая себя

Пребывание в больнице может быть одиноким и напряженным; когда медсестры предлагают свое время, это показывает, что они ценят пациентов и что кто-то готов уделять им время и внимание. Предложение остаться на обед, посмотреть телешоу или просто посидеть с пациентами может помочь поднять их настроение.

Широкие возможности

Терапевтическое общение часто бывает наиболее эффективным, когда пациенты направляют ход разговора и решают, о чем говорить. С этой целью предоставить пациентам широкую возможность, например: «О чем вы думаете сегодня?» или «О чем бы вы хотели поговорить?» может быть хорошим способом дать пациентам возможность обсудить, что у них на уме.

Активное прослушивание

Используя невербальные и вербальные сигналы, такие как кивки и слова «Понятно», медсестры могут побудить пациентов продолжить разговор. Активное слушание подразумевает проявление интереса к тому, что говорят пациенты, признание того, что вы слушаете и понимаете, и взаимодействие с ними на протяжении всего разговора. Медсестры могут предложить общие рекомендации, такие как «Что произошло дальше?» чтобы направить разговор или продвинуть его вперед.

Требуются разъяснения

Подобно активному слушанию, важно просить пациентов о разъяснениях, когда они говорят что-то непонятное или двусмысленное.Сказать что-то вроде «Я не уверен, что понимаю. Вы можете мне это объяснить? » помогает медсестрам понять, что на самом деле говорится, и помогает пациентам более тщательно обрабатывать свои идеи.

Размещение события во времени или последовательности

Задавая вопросы о , когда определенные события произошли в связи с другими событиями, пациенты (и медсестры) могут получить более четкое представление о всей картине. Это заставляет пациентов думать о последовательности событий и может побудить их вспомнить то, что они иначе не смогли бы вспомнить.

Наблюдения

Наблюдения за внешним видом, манерой поведения или поведением пациентов могут помочь привлечь внимание к областям, которые могут представлять для них проблемы. Наблюдение за их усталым видом может побудить пациентов объяснить, почему в последнее время они мало спят; Замечание, что они мало ели, может привести к обнаружению нового симптома.

Обнадеживающие описания восприятия

Пациентам, страдающим сенсорными проблемами или галлюцинациями, может быть полезно спросить о них в обнадеживающей и непредвзятой манере.Такие фразы, как «Что вы сейчас слышите?» или «Как вам это нравится?» дать пациентам подсказку объяснить, что они воспринимают, не выставляя свое восприятие в негативном свете.

Обнадеживающие сравнения

Часто пациенты могут использовать опыт для решения текущих проблем. Поощряя их проводить сравнения, медсестры могут помочь пациентам найти решения их проблем.

Подведение итогов

Медсестрам часто бывает полезно подытожить сказанное пациентами постфактум.Это демонстрирует пациентам, что медсестра слушает, и позволяет медсестре документировать разговоры. Завершение резюме фразой типа «Звучит правильно?» дает пациентам явное разрешение на внесение исправлений, если они необходимы.

Отражение

Пациенты часто спрашивают у медсестер совета о том, что им делать с конкретными проблемами или в определенных ситуациях. Медсестры могут спрашивать пациентов, что, по их мнению, им следует делать, что побуждает пациентов нести ответственность за свои действия и помогает им самим находить решения.

Фокусировка

Иногда во время разговора пациенты упоминают что-то особенно важное. Когда это происходит, медсестры могут сосредоточиться на своем заявлении, побуждая пациентов обсудить его дальше. Пациенты не всегда имеют объективное представление о том, что имеет отношение к их случаю; будучи беспристрастными наблюдателями, медсестрам легче выбирать темы, на которых нужно сосредоточиться.

Противостояние

Медсестрам следует применять эту технику только после того, как они установят доверие.Для ухода за пациентами может быть жизненно важно не соглашаться с ними, представлять им реальность или оспаривать их предположения. Конфронтация при правильном использовании может помочь пациентам нарушить деструктивный распорядок или понять состояние своей ситуации.

Выражая сомнения

Сомнение может быть более мягким способом привлечь внимание к неправильным или бредовым идеям и восприятию пациентов. Выражая сомнение, медсестры могут заставить пациентов проверить свои предположения.

Предлагая надежду и юмор

Поскольку больницы могут быть стрессовыми для пациентов, разделение надежды на то, что они смогут выстоять в своей текущей ситуации, и поднять настроение юмором могут помочь медсестрам быстро установить взаимопонимание.Этот метод может поддерживать у пациентов более позитивное настроение.

Изучите навыки общения медсестер

Онлайн-дипломы медсестер

Rivier University обучают коммуникативным навыкам, необходимым для преуспевания медсестер. От онлайн-BSN до онлайн-DNP, программы предоставляют медсестрам сложную и гибкую среду обучения, которая учитывает личные и рабочие графики.

.

Теория самовосприятия

Пояснения> Теории
> Теория самовосприятия

Описание | Исследовательская работа
| Пример | Ну и что? | Видеть
также | Список литературы

Описание

Люди сами решают свои отношения и чувства из
наблюдая за своим поведением в различных ситуациях. Это особенно верно, когда
внутренние сигналы настолько слабы или сбивают с толку, что фактически помещают человека в
такая же позиция как внешний наблюдатель.

Теория самовосприятия предлагает альтернативное объяснение когнитивной
эффекты диссонанса. Например, эксперимент Фестингера и Карлсмита, в котором
людям платили 1 или 20 долларов за ложь. Когнитивный диссонанс говорит о том, что люди чувствовали
плохо лгали за 1 доллар, потому что не могли оправдать свой поступок. Самовосприятие
придерживается точки зрения наблюдателя, заключающей, что те, кому заплатили 1 доллар, должны иметь
действительно понравилось (потому что 1 доллар не оправдывает поступок), в то время как те, кто был
заплатили 20 долларов просто делали это ради денег.

Обратите внимание, что это показывает, как изменение отношения людей происходит только тогда, когда
присутствуют два фактора:

  • Возбуждены, ощущая дискомфорт от диссонанса.
  • Они объясняют причину этого своим собственным поведением и отношением.

Исследования

Занна и Купер дали людям таблетку плацебо и попросили их выполнить
контротношение. Контрольные люди, которым сказали, что таблетка
плацебо действовало так, как ожидалось, становясь более благосклонным к настроению (потому что они
принял это).Другие, которым сказали, что таблетка вызовет у них напряжение, сделали
не менять своего отношения, так как они могли объяснить свой диссонанс
эффекты таблетки.

Пример

Если вы много слышите рок и не особо
не нравится, вы, вероятно, решите, что вам это нравится.

И что?

Используется

Если вы хотите, чтобы кто-то верил или чувствовал
сами, сначала заставьте их сделать это.Это лучше всего работает, когда у них нет
особый взгляд на рассматриваемый район. Если у них уже есть твердое мнение,
вам нужно будет поставить точку зрения под сомнение, например, не подтверждая
Примеры.

Оборона

Когда люди просят вас сделать то, о чем вы не знаете
ясное представление, спросите себя, что они могут получить, если вы поверите во что-то
себя в этом вопросе.

См. Также

Теория атрибуции, когнитивный диссонанс,
Когнитивные теории оценки
Эмоции,
Ошибка личной проверки

Список литературы

Bem (1972), Фестингер
и Карлсмит (1959), Занна
и Купер (1974)

| zk | awa | sp |

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.