Методика воспроизведение рассказа: Тест на тему: Воспроизведение рассказа (детский вариант)

Тест на тему: Воспроизведение рассказа (детский вариант)

Воспроизведение рассказа (детский вариант)

Шкалы: уровень развития памяти

Цель: исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.
Описание теста

Для теста необходим текст, напечатанный или написанный крупным шрифтом на карточке. Текстов должно быть несколько, разной степени сложности, в виде басен или рассказов, так как они позволяют впоследствии обсудить смысл текстов с испытуемым.

Дети старше 11 лет сами читают предложенный им рассказ, а потом пишут изложение. Детям младше 11 лет читают вслух, а потом они устно пересказывают услышанное. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволяет судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов испытуемым.

Тестовый материал

Рассказы для маленьких детей (заимствованы из исследований Л.С.Славиной)

Рассказ №1

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Рассказ №2

Жила-была девочка Маша. Один раз она хотела пойти с мамой гулять. Мама говорит: «Маша, какая ты грязная, пойди умойся». А Маша не хочет мыться. Мама не взяла Машу с собой. Пошла гулять одна. Тогда Маша быстро умылась, побежала к маме и пошла гулять вместе с мамой.

Рассказ №3

Жила-была девочка Наташа. Купил ей папа в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку. Вдруг кораблик перевернулся, а зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.

Рассказ №4

Жила-была девочка 3ина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.

Рассказы для старших детей

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Галка и голуби

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился вниз, к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Логика

Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из трех яиц.

Отец спросил сына: «Расскажи, чему ты обучался в городе». Сын ответил, что он изучал логику.

Отец не знал, что такое «логика», и попросил объяснить ему, в чем заключается эта наука.

Сын ответил: «Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не три, а пять яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске три яйца. Ты же знаешь: число три содержит в себе число два. А два да три яйца составляют вместе пять яиц».

«Ну, сынок, – отвечал отец, – вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас сделаю себе яичницу из трех яиц, а ты готовь себе яичницу из остальных двух яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике».

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

– Вы не видели моих птенцов?

– А какие они?

– Самые красивые!

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – и он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, мальчик слез с дерева и смеется.

– Ну, что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Обработка результатов теста

Исследователь анализирует средства, использованные ребенком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного или письменного изложения.

Источники
  • Воспроизведение рассказа (детский вариант) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.97-100.

Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и перескажи его. Скажи, в чем здесь дело, чему учит этот рассказ, в чем смысл рассказа?» Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую частьрассказа.

Возможные вопросы к рассказу «Лев и мышь»:

  1. Этот рассказ о добре или о зле?
  2. А кто кому сделал добро? А какое добро? Почему?
  3. Почему лев отпустил мышку?
  4. Почему лев засмеялся?
  5. Чему учит этот рассказ? Есть рассказы, которые учат не врать, не воровать, а этот чему учит?

Материалы для диагностики развития вербально-логического мышления

Лев и мышь Л.Н. Толстой

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышкастала просить, чтобы он отпустил ее, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышкауслыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.

Умная ворона

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшинкамушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Вода захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетевшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Галка и голуби

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как за свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

Воспроизведение рассказа (взрослый вариант) « Психологические тесты

Шкалы: уровень развития памяти

Темы: память

Тестируем: психические процессы · Возраст: взрослым
Тип теста: вербальный · Вопросов:
Комментарии: 3 · написать

Назначение теста

Определение уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

Описание теста

Исследователь зачитывает вслух рассказ, содержащий 12-13 смысловых единиц и 3-4 числа. Затем предлагает испытуемому записать основное содержание прочитанного. Для получения более точных данных, эксперимент можно повторить, используя другой рассказ.

Инструкция к тесту

«Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».

Тестовый материал

Рассказ А

«Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). Восемь матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской п арк (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль (14, 15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».

Рассказ Б

«Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12) я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

Обработка результатов теста

Оценка в условных баллах проводится по таблице. По результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

Оценка в баллах Количество воспроизведенных смысловых единиц и чисел (из 16*2=32)
932
8 30-31
7 28-30
6 24-27
5 19-23
4 15-18
3 11-14
2 7-11
16
Источники
  • Воспроизведение рассказа (взрослый вариант) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.95-96.

Воспроизведение рассказов






1. Методика применяется для исследования понимания и запоминания тек­стов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

2. Для проведения опытов экспериментатор должен заготовить значительное количество (10—15) текстов, напечатанных на машинке и наклеенных на картон­ки, а также написанных очень крупным шрифтом на плакатиках.

 

Слов Рисунки Объяснения больной Воспроизведение
Голодный мальчик Теплый ветер
 
 
Справедливость
 
Сомнение
 
 
Веселый праздник Тяжелая работа
 
 
Болезнь
 
Развитие
 
 
Счастье
 
Ядовитый
вопрос
Разлука
Миска
 
Платье
 
 
Портфель
 
Забор
 
 
Дом
 
Голова
 
 
Кровать
 
Рисует вишни
 
Голова
 
Не рисует
 
Стол
 
Кушает — если б он не ел, он не был бы голодным
По одежде можно судить о том, какой ветер. В платье — так тепло
Это когда человек стремится к чему-нибудь, а когда он опущенный, как пьяница — значит, какая это справедли­вость, а если стремится — ясные мысли, идет с портфелем, зна­чит справедливость
Сомнение — это значит незна­ние… идешь к врачу, находишь­ся в незнаниях. Человек ва­ляется под забором, он без вся­ких знаний валяется… если бы не было забора, то он бы знал… забор — препятствие, незнание, сомнение
Дом — разве это не весело?
 
Полы мыть. Крашеные под­тер и все, а такие надо песком мыть — нарисую человека Болезнь — это ничегонедела­ние. Когда человек трудится, у него энергия. Значит, он здоров
Это человек учится, работа­ет, трудится… Раз находишь­ся в учреждении, значит раз­виваешься…
Фрукты — смотришь, видишь, фрукты, это уже развитие, чувствуешь вишенки Скушаешь что-нибудь хоро­шенькое — это уже счастье и конфетку… вот я к вам приш­ла — это уже счастье
Это когда человек злой? Когда у него нет ничего?
Стол — я сижу за столом одна, это разлука, сидишь одна со своими мыслями, со своими думами — значит, разлука
 
Голод
 
+
 
 

 
Незнание
 
 
Праздник
 
Тяжелый труд
 
 
+
 

 
 

 
Одиночество
 

 

Должны быть подобраны тексты разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст, представляющие возможность последующего обсуждения. Приведем несколько примеров таких рассказов.

 

ПЛОХОЙ СТОРОЖ

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.



 

ГАЛКА И ГОЛУБЬ

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли, как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-гало­чьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась, было к галкам, но те ее тоже не приняли.

 

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взоб­рался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть, Голубка вспорхнула и улетела.

 

ЛОГИКА

Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из трех яиц.

Отец спросил сына: «Расскажи, чему ты обучался в городе?» Сын ответил, что он изу­чал логику. Отец не знал, что такое «логика», и попросил объяснить ему, в чем заключает­ся эта наука.

Сын ответил: «Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не три, а пять яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске три яйца. Ты же знаешь: число три содержит в себе число два. А два яйца да три яйца составляют вместе пять яиц».

«Ну сынок,— отвечал отец,— вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас сделаю себе яични­цу из трех яиц, а ты готовь себе яичницу из остальных двух яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике».

 

УМНАЯ ГАЛКА

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.




 

САМЫЕ КРАСИВЫЕ

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

«Вы не видели моих птенцов?» — «А какие они?» — «Самые красивые!»

 

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну, что»,— говорит, — «медведь тебе на ухо говорил?» — «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

 

ВЕЧНЫЙ КОРОЛЬ

Один надменный король сказал другому королю:

— Как ты смешон и мал! Тебе никто не воздает королевских почестей. Тебя даже не называют «Ваше величество». Какой же ты король?

— Увы! — ответил тог — Между тем я самый известный король из всех королей. Меня знает весь свет. Обо мне написаны тысячи книг. Я беспрерывно нахожусь в сражениях, но меня никто не назовет кровавым королем. Побеждая, я не проливаю ничьей крови. Оказы­ваясь побежденным, остаюсь невредимым. Пусть моя армия малочисленна, но она бес­смертна. Пусть в моем флоте только два судна, но они непотопляемы. Я единственный из королей, которому не страшны революции, потому что они приносят мне новую популяр­ность и признание в народе…

Так говорил при общем молчании, ничего не преувеличивая, ничего не преуменьшая, не сказав ни одного слова неправды, всемирно известный король, стоя рядом со своей королевой и в окружении свиты на шахматной доске.

 

РАССКАЗЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро, быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала бо­леть.

№ 2. Жили были детки. Подарила им мама большую лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят дет­ки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

№ 3. Жила была девочка. Звали девочку Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Поса­дила в машину Мишку и начала его катать. «Ту-ту-ту машина, катай моего Мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

 

3. Порядок проведения пробы может быть различен. Текст может быть прочитан исследуемому экспериментатором либо исследуемый сам может читать текст. Можно попросить исследуемого рассказать текст устно, а можно предложить ему записать свой пересказ. От способа предложения меняется психологическая трудность задачи; выразительное, правильное чтение экспериментатора облегчает исследуемому понимание смысла расска­за, но для восприятия «на слух» необходимо большее напряжение, большая ус­тойчивость внимания. При самостоятельном же чтении текста больному легче компенсировать недостатки внимания; он может повторно перечесть несколько строк, вернуться к отрывку, прочитанному в первый раз недостаточно внима­тельно. И напротив, осмысление текста при самостоятельном чтении несколько труднее. Небезразличен для больного и способ воспроизведения; рассказать текст, конечно, гораздо легче, чем изложить его письменно. Устный рассказ экспери­ментатор записывает дословно с помощью магнитофона или рукописно. Воз­можно множество вариаций. Могут быть даны два рассказа подряд. Главное внимание может быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение, т. е. на вопросы и ответы по поводу содержания рассказа. Наибольший интерес представляет методика обучающего эксперимента, применяемая в тех случаях, когда больной никак не может усвоить содержание короткого рассказа. Тогда экспериментатор начинает многократно повторять рассказ, стараясь всеми воз­можными способами довести его содержание до сознания больного. Анализ средств заучивания, необходимых для усвоения рассказа, позволяет судить о причинах и степени нарушения познавательных процессов.

4. Некоторые больные (чаще всего больные шизофренией) при воспроизве­дении рассказов вплетают свои бредовые идеи или истолковывают содержание рассказов как обидные намеки на события собственной жизни. В таких случаях судить о возможности понимания и запоминания текста трудно. Существует обширная литература (Л. В. Занков, Г М. Дульнев, Б. П. Пинский) по вопросу о воспроизведении текстов умственно отсталыми детьми.

Грубые ошибки при воспроизведении, заключающиеся в замене одних дей­ствующих лиц рассказа другими, в слиянии и смешении событий двух разных рассказов, а также в искажении обстоятельств — при сравнительно метком по­нимании подтекста — наблюдаются у больных, страдающих сосудистыми и ины­ми органическими заболеваниями мозга. Таков, например, пересказ больной с опухолью головного мозга:

«Галка решила познакомиться поближе с жизнью голубей: она выкрасилась в белый цвет и прилетела в голубятню. Ее встретил голубь и спросил, что она хочет. Она ответила, что она хочет кушать; голубь накормил ее, и она захотела улететь домой. В это время подполз муравей и укусил галку за ногу».

Некоторые больные заявляют, что забыли рассказ и ничего не могут воспро­извести, хотя при наводящих вопросах и небольшой помощи обнаруживается, что они поняли и запомнили все существенное. Большую помощь этим боль­ным может оказать повторное чтение текста.

Иногда при воспроизведении текста больные допускают ошибки, под­черкнуто противоречащие заданному тексту, излагают обстоятельства, прямо противоположные действительным, совершенно невероятные, но близ­кие к тексту. Например, вместо «муравей укусил охотника» — «охотник укусил муравья». Такого рода ошибки допускают иногда больные, аггравирующие рас­стройства памяти, или исследуемые, симулирующие психическую болезнь во время судебно-психиатрической экспертизы.

Значительный интерес представляют выявляемые с помощью этой про­стой методики особенности устной и письменной речи больных. Иногда (даже у высококультурных, образованных людей) выявляется своеобразный аграмматизм — искаженные, неуместные сочетания слов, напоминающие разорван­ность речи шизофреников. Такие особенности речи при изучении их методом пересказов поддаются анализу; выявляется, что они обусловлены множеством парафазии, персевераций типа застреваний, повышенной потребностью в выра­жении мысли, при инертности нервных процессов, препятствующей свободно­му подбору слов. Чаще всего такие особенности речи выявляются при сосу­дистых заболеваниях мозга. При письменном изложении у тех же сосудистых больных можно заметить персеверации, пропуски букв. Больные шизофренией (которые в состоянии ремиссии не обнаруживают явных расстройств мышления в устной речи), начав письменный пересказ, иногда обнаруживают расстройства мышления.

Исследования особенностей речи больных с помощью магнитофонных за­писей пересказов проводили К. Ф. Поляков (Москва) и М. С. Болотовский (Ка­зань).

 





Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту













Поиск по сайту:










ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗОВ

Цель:

Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Описание:

Для проведения опытов экспериментатор должен заготовить значительное количество (10—15) текстов, напечатанных на машинке и наклеенных на картонки, а также написанных очень крупным шрифтом на плакатиках. Должны быть подобраны тексты разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст, представляющие возможность последующего обсуждения. Несколько примеров таких рассказов приведены в приложении.

Инструкция:

Порядок проведения пробы может быть различен. Текст может быть прочитан исследуемому экспериментатором, либо исследуемый сам может читать текст. Можно попросить исследуемого рассказать текст устно, а можно предложить ему записать свой пересказ. От способа предложения меняется психологическая трудность задачи; выразительное, правильное чтение экспериментатора облегчает исследуемому понимание смысла рассказа, но для восприятия «на слух» необходимо большее напряжение, большая устойчивость внимания. При самостоятельном же чтении текста больному легче компенсировать недостатки внимания; он может повторно перечесть несколько строк, вернуться к отрывку, прочитанному в первый раз недостаточно внимательно. И на против, осмысление текста при самостоятельном чтении несколько труднее. Небезразличен для больного и способ воспроизведения; рассказать текст, конечно, гораздо легче, чем изложить его письменно. Устный рассказ экспериментатор записывает дословно спомощью магнитофона или рукописно. Возможно множество вариаций. Могут быть даны два рассказа подряд. Главное внимание может быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение, т. е. на вопросы и ответы по поводу содержания рассказа. Наибольший интерес представляет методика обучающего эксперимента, применяемая в тех случаях, когда больной никак не может усвоить содержание короткого рассказа. Тогда экспериментатор начинает многократно повторять рассказ, стараясь всеми возможными способами довести его содержание до сознания больного. Анализ средств заучивания, необходимых для усвоения рассказа, позволяет судить о причинах и степени нарушения познавательных процессов.

Оценка результатов:

Некоторые больные (чаще всего больные шизофренией) при воспроизведении рассказов вплетают свои бредовые идеи или истолковывают содержание рассказов как обидные намеки на события собственной жизни. В таких случаях судить о возможности понимания и запоминания текста трудно. Существует обширная литература (Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, Б. П. Пинский) по вопросу о воспроизведении текстов умственно отсталыми детьми.

Грубые ошибки при воспроизведении, заключающиеся в замене одних действующих лиц рассказа другими, в слиянии и смешении событий двух разных рассказов, а также в искажении обстоятельств — при сравнительно метком понимании подтекста, — наблюдаются у больных, страдающих сосудистыми и иными органическими заболеваниями мозга. Таков, например, пересказ больной с опухолью головного мозга: «Галка решила познакомиться поближе с жизнью голубей: она выкрасилась в белый цвет и прилетела в голубятню. Ее встретил голубь и спросил, что она хочет. Она ответила, что она хочет кушать; голубь накормил ее, и она захотела улететь домой. В это время подполз муравей и укусил галку за ногу».

Некоторые больные заявляют, что забыли рассказ и ничего не могут воспроизвести, хотя при наводящих вопросах и небольшой помощи обнаруживается, что они поняли и запомнили все существенное. Большую помощь этим больным может оказать повторное чтение текста.

Иногда при воспроизведении текста больные допускают ошибки, подчеркнуто противоречащие заданному тексту, излагают обстоятельства, прямо противоположные действительным, совершенно невероятные, но близкие к тексту. Например, вместо «муравей укусил охотника» — «охотник укусил муравья». Такого рода ошибки допускают иногда больные, аггравирующие расстройства памяти, или исследуемые, симулирующие психическую болезнь во время судебно-психиатрической экспертизы.

Значительный интерес представляют выявляемые с помощью этой простой методики особенности устной и письменной речи больных. Иногда (даже у высококультурных, образованных людей) выявляется своеобразный аграмматизм — искаженные, неуместные сочетания слов, напоминающие разорванность речи шизофреников. Такие особенности речи при изучении их методом пересказов поддаются анализу; выявляется, что они обусловлены множеством парафазии, персевераций типа застреваний, повышенной потребностью в выражении мысли, при инертности нервных процессов, препятствующей свободному подбору слов. Чаще всего такие особенности речи выявляются при сосудистых заболеваниях мозга. При письменном изложении у тех же сосудистых больных можно заметить персеверации, пропуски букв.

Больные шизофренией (которые в состоянии ремиссии не обнаруживают явных расстройств мышления в устной речи), начав письменный пересказ, иногда обнаруживают расстройства мышления.

Исследования особенностей речи больных с помощью магнитофонных записей пересказов проводили Ю. Ф. Поляков (Москва) и М. С. Болотовский (Казань).

 

 

 

 

3. Мышление

 

Методика
«объяснение сюжетных картин»

Методика 2.7. Воспроизведение рассказа — Студопедия

Цель: определить уровень смысловой памяти, ее особенностей, способности к запоминанию текстов.

Экспериментатор зачитывает вслух рассказ, содержащий 12-13 смысловых единиц и 3-4 числа. Затем предлагает испытуемому записать основное содержание прочитанного. Для получения более точных данных эксперимент можно повторить, используя второй рассказ.

Примеры рассказа

А. «Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). Восемнадцать моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7,8). Восемь матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль (14,15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».

Б. «Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12), я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). Навстречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

Инструкция: «Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они находятся в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».



Обработка результатов: Оценка в условных баллах приводится в таблице по результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

Оценка, баллы высокий уровень средний уровень низкий уровень
Кол-во
воспроиз-
веденных
смысловых едини
и чисел (из 16*2)
30-31 28-29 24-27 19-23 15-18 11-14 7-10

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ | Психологическая энциклопедия 1vc0

Страницы: 1 2 3 4

Воспроизведение рассказов

1. Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

2. Для проведения опытов экспериментатор должен заготовить значительное количество (10-15) текстов, напечатанных на машинке и наклеенных на картон е написанных очень крупным шрифтом на плакатиках. Должны быть подобраны тексты разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст, представляющие возможность последующего обсуждения. Несколько примеров таких рассказов приведены далее.

ПРИМЕРЫ РАССКАЗОВ ДЛЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЛОГИКА

Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из трех яиц.

Отец спросил сына: “Расскажи, чему ты обучался в городе?” Сын ответил, что он изучал логику. Отец не знал, что такое “логика”, и попросил объяснить ему, в чем заключается эта наука.

Сын ответил: “Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не три, а пять яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске три яйца. Ты же знаешь: число три содержит в себе число два. А два яйца да три яйца составляют вместе пять яиц”.

“Ну сынок, — отвечал отец, — вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас сделаю себе яичницу из трех яиц, а ты готовь себе яичницу из остальных двух яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике”.

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

ПЛОХОЙ СТОРОЖ

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

ВЕЧНЫЙ КОРОЛЬ

Один надменный король сказал другому королю:

— Как ты смешон и мал! Тебе никто не воздает королевских почестей. Тебя даже не называют “Ваше величество”. Какой же ты король?

— Увы! — ответил тот. — Между тем я самый известный король из всех королей. Меня знает весь свет. Обо мне написаны тысячи книг. Я беспрерывно нахожусь в сражениях, но меня никто не назовет кровавым королем. Побеждая, я не проливаю ничьей крови. Оказываясь побежденным, остаюсь невредимым. Пусть моя армия малочисленна, но она бессмертна. Пусть в моем флоте только два судна, но они непотопляемы. Я единственный из королей, которому не страшны революции, потому что они приносят мне новую популярность и признание в народе…

Так говорил при общем молчании, ничего не преувеличивая, ничего не преуменьшая, не сказав ни одного слова неправды, всемирно известный король, стоя рядом со своей королевой и в окружении свиты на шахматной доске.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.
Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

УМНАЯ ГАЛКА

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

САМЫЕ КРАСИВЫЕ

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

— Вы не видели моих птенцов?

— А какие они?

— Самые красивые!

ГАЛКА И ГОЛУБЬ

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.
Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

РАССКАЗЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ

1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

2. Жили-были детки. Подарила им мама большую лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

3. Жила-была девочка. Звали девочку Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. “Ту-ту-ту, машина, катай моего мишку”. Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Порядок проведения пробы может быть различен. Текст может быть прочитан исследуемому экспериментатором либо исследуемый сам может читать текст. Можно попросить исследуемого рассказать текст устно, а можно предложить ему записать свой пересказ. От способа предложения меняется психологическая трудность задачи; выразительное, правильное чтение экспериментатора облегчает исследуемому понимание смысла рассказа, но для восприятия «на слух» необходимо большее напряжение, большая устойчивость внимания. При самостоятельном же чтении текста больному легче компенсировать недостатки внимания; он может повторно перечесть несколько строк, вернуться к отрывку, прочитанному в первый раз недостаточно внимательно. И напротив, осмысление текста при самостоятельном чтении несколько труднее. Небезразличен для больного и способ воспроизведения; рассказать текст, конечно, гораздо легче, чем изложить его письменно. Устный рассказ экспериментатор записывает дословно с помощью магнитофона или рукописно. Возможно множество вариаций. Могут быть даны два рассказа подряд. Главное внимание может быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение, т. е. на вопросы и ответы по поводу содержания рассказа. Наибольший интерес представляет методика обучающего эксперимента, применяемая в тех случаях, когда больной никак не может усвоить содержание короткого рассказа. Тогда экспериментатор начинает многократно повторять рассказ, стараясь всеми воздержными способами довести его содержание до сознания больного. Анализ средств заучивания, необходимых для усвоения рассказа, позволяет судить о причинах и степени нарушения познавательных процессов.

Некоторые больные (чаще всего больные шизофренией) при воспроизведении рассказов вплетают свои бредовые идеи или истолковывают содержание рассказов как обидные намеки на события собственной жизни. В таких случаях судить о возможности понимания и запоминания текста трудно.

Существует обширная литература (Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, Б. П. Пинский) по вопросу о воспроизведении текстов умственно отсталыми детьми.

Грубые ошибки при воспроизведении, заключающиеся в замене одних действующих лиц рассказа другими, в слиянии и смешении событий двух разных рассказов, а также в искажении обстоятельств — при сравнительно метком по мании подтекста — наблюдаются у больных, страдающих сосудистыми и иными органическими заболеваниями мозга. Таков, например, пересказ больной с опухолью головного мозга: «Галка решила познакомиться поближе с жизнью голубей: она выкрасилась в белый цвет и прилетела в голубятню. Ее встретил голубь и спросил, что она хочет. Она ответила, что она хочет кушать; голубь накормил ее, и она захотела улететь домой. В это время подполз муравей и укусил галку за ногу».

Некоторые больные заявляют, что забыли рассказ и ничего не могут воспроизвести, хотя при наводящих вопросах и небольшой помощи обнаруживается, что они поняли и запомнили все существенное. Большую помощь этим больным может оказать повторное чтение текста.

Иногда при воспроизведении текста больные допускают ошибки, подчеркнуто противоречащие заданному тексту, излагают обстоятельства, прямо противоположные действительным, совершенно невероятные, но близкие к тексту. Например, вместо «муравей укусил охотника» — «охотник укусил муравья». Такого рода ошибки допускают иногда больные, аггравирующие расстройства памяти, или исследуемые, симулирующие психическую болезнь во время судебно-психиатрической экспертизы.

Значительный интерес представляют выявляемые с помощью этой про методики особенности устной и письменной речи больных. Иногда (даже у высококультурных, образованных людей) выявляется своеобразный аграмматизм — искаженные, неуместные сочетания слов, напоминающие разорванность речи шизофреников. Такие особенности речи при изучении их методом пересказов поддаются анализу; выявляется, что они обусловлены множеством парафазий, персевераций типа застреваний, повышенной потребностью в выражении мысли, при инертности нервных процессов, препятствующей свободному подбору слов. Чаще всего такие особенности речи выявляются при сосудистых заболеваниях мозга. При письменном изложении у тех же сосудистых больных можно заметить персеверации, пропуски букв.

Больные шизофренией (которые в состоянии ремиссии не обнаруживают явных расстройств мышления в устной речи), начав письменный пересказ, иногда обнаруживают расстройства мышления.

Исследования особенностей речи больных с помощью магнитофонных записей пересказов проводили К. Ф. Поляков (Москва) и М. С. Болотовский (Казань).

Литература

  • Занков Л. В. Память. Учпедгиз. М., 1949.
  • Дульнев Г. М. О значении намерения для точности и полноты воспроизведения тек ста. В сб.: Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. Учпедгиз. М., 1940.


Страницы: 1 2 3 4

Набор методик для динамической диагностики развития дошкольников

Динамическое обследование дошкольников.

Цели и задачи:  прослеживание динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

  1. Методика Р.С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Особенностью живого детского ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

Джордано Бруно

Приём предполагает определение ребёнком за минуту четырнадцати знакомых предметов, которые представлены в трёх контурных изображениях.

Целями тестирования автор выделил:

  • оценку уровня восприятия малыша;

  • выявление способности формировать образы в сознании;

  • определение умения составлять умозаключения, связанные с этими образами;

  • анализ словесного выражения идей относительно предмета рассуждения.

Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.

Форма проведения диагностики — индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого — зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.

Инструкция по организации тестирования:

  • В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать».

  • Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом.

  • Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением.

  • По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты.

Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу:

  • 10 баллов — внятно названы все 14 объектов меньше чем за 20 секунд;

  • 8–9 — ребёнком правильно определены 14 предметов за 21–30 секунд;

  • 6–7 — испытуемый отыскал всё за 31–40 секунд.

  • 4–5 — малышу потребовалось 41–50 секунд;

  • 2–3 — на поиск ушло 51–60 секунд;

  • 0–1 — больше чем за 1 минуту малыш так и не смог назвать все скрытые объекты.

По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка:

  • 10 очков — очень высокий;

  • 8–9 — высокий;

  • 4–7 — средний уровень;

  • 2–3 — ниже среднего;

  • 0–1 — очень низкий.

hello_html_m5094ce74.jpg

  1. Методика «Изучение образной памяти дошкольников»

Сущность методики заключается в том, что, испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов:

  • Высокий уровень – 8 – 12 ответов,

  • Средний уровень – 4 – 7 ответов,

  • Низкий уровень – 3 – 0 ответов.

hello_html_58adeb7a.gif

  1. Воспроизведение рассказа (детский вариант).

Назначение теста:

Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.

Описание теста:

Для теста необходим текст, напечатанный или написанный крупным шрифтом на карточке. Текстов должно быть несколько, разной степени сложности, в виде басен или рассказов, так как они позволяют впоследствии обсудить смысл текстов с испытуемым.

Дети старше 11 лет сами читают предложенный им рассказ, а потом пишут изложение. Детям младше 11 лет читают вслух, а потом они устно пересказывают услышанное. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволяет судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов испытуемым.

Тестовый материал:

Рассказы для маленьких детей

Рассказ №1

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Рассказ №2

Жила-была девочка Маша. Один раз она хотела пойти с мамой гулять. Мама говорит: «Маша, какая ты грязная, пойди умойся». А Маша не хочет мыться. Мама не взяла Машу с собой. Пошла гулять одна. Тогда Маша быстро умылась, побежала к маме и пошла гулять вместе с мамой.

Рассказ №3

Жила-была девочка Наташа. Купил ей папа в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку. Вдруг кораблик перевернулся, а зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.

Рассказ №4

Жила-была девочка 3ина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.

Рассказы для старших детей

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Галка и голуби

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился вниз, к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Логика

Студент приехал на каникулы домой. Он нашел отца в кухне, где старик собирался приготовить себе яичницу из трех яиц.

Отец спросил сына: «Расскажи, чему ты обучался в городе». Сын ответил, что он изучал логику.

Отец не знал, что такое «логика», и попросил объяснить ему, в чем заключается эта наука.

Сын ответил: «Я тебе сейчас объясню, что это такое, и логически докажу, что у тебя в миске не три, а пять яиц. Слушай только меня внимательно. Вот у тебя в миске три яйца. Ты же знаешь: число три содержит в себе число два. А два да три яйца составляют вместе пять яиц».

«Ну, сынок, – отвечал отец, – вижу, что тебя обучили делу. Я сейчас сделаю себе яичницу из трех яиц, а ты готовь себе яичницу из остальных двух яиц, которые ты отыскал в моей миске по своей логике».

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

– Вы не видели моих птенцов?

– А какие они?

– Самые красивые!

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – и он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, мальчик слез с дерева и смеется.

– Ну, что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Обработка результатов теста:

Исследователь анализирует средства, использованные ребенком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного или письменного изложения.

  1. Методика «Времена года»

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

hello_html_2ca8cdc5.jpg

Оценка результатов:

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

  1. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

  2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

hello_html_m203ba4a2.jpg

Elementary_Stories_for_Reproduction_1 _-_ OCRed

1

До Рождества оставалось две недели, и миссис Смит была очень занята. Она купила много рождественских открыток, чтобы отправить друзьям и друзьям своего мужа, и положила их на стол в гостиной. Затем, когда ее муж пришел с работы домой, она сказала ему: «Вот рождественские открытки для наших друзей, а вот марки, ручка и наша адресная книга. Не могли бы вы написать открытки, пока я готовлю обед?

Мистер Смит ничего не сказал, но вышел из гостиной и пошел в свой кабинет.Миссис Смит была очень зол на него, но тоже ничего не сказала.

Через минуту он вернулся с коробкой, полной рождественских открыток. На всех были адреса и печати.

«Это прошлогодние», — сказал он. «Я забыл их опубликовать».

Когда миссис Смит была очень

Что сказал мистер Смит?

занято?

Что он сделал?

Что она сделала?

Как себя чувствовала миссис Смит?

Почему она купила карты?

Что она сказала?

Куда она их положила?

Что сделал мистер Смит?

Что она ей сказала

минуту спустя?

муж?

Что он сказал?

2

Миссис Джонс ждала важного телефонного звонка, но у нее не было хлеба в доме, поэтому она оставила ребенка дома и сказала его пятилетнему брату: «Я иду в магазины, Джимми, и я. вернусь через несколько минут.’

Пока ее не было, зазвонил телефон, и Джимми ответил. «Привет, — сказал мужчина, — твоя мать здесь?»

— Нет, — ответил Джимми.

‘Ну, когда она вернется, скажи ей: «Звонил мистер Бейкер».

‘Что?’

‘Мистер Бейкер. Запиши это. Б-А-К-Е-Р. «Как сделать четверку?»

‘Как мне сделать. . . ? Слушай, маленький мальчик, с тобой есть еще кто-нибудь? Есть братья или сестры?

«Мой брат Билли здесь».

‘Хорошо, я хочу поговорить с ним, пожалуйста.’

‘Хорошо.’ Джимми отнес телефон к детской кроватке и передал Билли. Когда их мать вернулась, она спросила: «Кто-нибудь звонил?»

— Да, — сказал Джимми, — мужчина. Но он хотел поговорить только с Билли.

Чего ждала миссис Джонс?

Почему она ушла?

Что она сделала с младенцем, когда вышла?

Что она сказала Джимми? Сколько ему было лет ?

Что случилось, пока ее не было?

Что сделал Джимми? Что сказал мужчина? Что ответил Джимми?

Что тогда сказал этот человек? Что сказал Джимми?

Что ответил мужчина? О чем тогда спросил его Джимми? Что тогда сказал этот человек? Что ответил Джимми? Что сказал мужчина?

Что сказал Джимми? Что он делал ?

Чем занималась мать Джимми

когда она пришла домой? Что ответил Джимми?

3

У Насреддина * был старый сарай.В нем не было окон, поэтому было очень темно и полно старых вещей.

Однажды Насреддин зашел в этот сарай за лестницей, но поскользнулся на чем-то и упал на большую садовую вилку. Вилка ударила его по голове и сбила с ног. Затем оно упало на него сверху и сильно ударило по левой ноге. Концы вилки вошли в его длинную бороду. Он яростно дрался вилкой и, наконец, сбросил ее с себя, вскочил и выбежал из сарая. Он был очень зол. У него под кроватью был старый меч, и теперь он побежал и получил это.Затем он побежал обратно в сарай, внезапно открыл дверь и крикнул ужасным голосом: «Ладно, выходите и сражайтесь, ты и все остальные развилки мира! Я тебя не боюсь!’

* Произносится / nV sred’di: n / (nuss, рифмовать с автобусом; красный; deen, рифмовать с увиденным. Ударение делается на последнем слоге).

Что было у Насреддина? Как там было внутри? Почему было темно?

Что случилось однажды? Почему Насреддин пошел в

сарай?

Что он делал в сарае?

Что делала вилка?

Что он делал после этого? Что сделали на концах вилки

делать?

Что сделал Насреддин? Как он себя чувствовал ?

Что у него было под кроватью?

Что он теперь делал? Что он кричал?

Мужчина каждый день ходил в один и тот же бар в одно и то же время и просил два стакана пива.Он выпил их и попросил еще два.

Однажды человек за стойкой сказал ему: «Почему ты всегда просишь два стакана пива? Почему бы тебе не взять вместо этого один большой стакан?

Человек ответил: ‘Потому что я не люблю пить один. Я пью со своим другом ».

Но через несколько дней мужчина пришел и попросил только одно пиво.

«А, — сказал бармен, — твой друг умер?»

«О нет, — сказал мужчина. «Он очень хорошо. Это пиво для него.Но я перестал пить пиво. Мой доктор не хочет, чтобы я больше пил, потому что это опасно для меня ».

Что человек из этой истории делал каждый день?

Что он просил? Что он тогда сделал? Что сделал человек, стоящий за

бар, скажи, однажды? Что ответил мужчина?

Что случилось через несколько дней?

Что мужчина просил на этот раз?

Что спросил бармен? Что ответил мужчина?

5

Старый мистер Блэк любил стрелять в медведей, но его глаза уже не были хорошими.Несколько раз он чуть не стрелял в людей, а не в медведей, поэтому его друзья всегда были очень осторожны, когда выходили с ним на охоту.

Однажды его юный друг захотел пошутить, поэтому он взял большой лист белой бумаги и написал на нем очень большими буквами: «Я НЕ МЕДВЕДЬ». Потом привязал его к спине и ушел. Его друзья видели это и много смеялись.

Но это его не спасло. Через несколько минут мистер Блэк выстрелил в него и сбил с него шляпу.

Молодой человек испугался и рассердился.- Разве вы не видели эту бумажку? — крикнул он мистеру Блэку. «Да, был, — сказал мистер Блэк. Затем он подошел ближе, внимательно посмотрел на бумагу и сказал: «О, мне очень жаль. Я не видел слова «НЕ» ».

Что любил мистер Блэк? Что с ним случилось? Что случилось несколько раз? Что делали его друзья, когда

они пошли с ним стрелять?

Что однажды хотел сделать один из его юных друзей?

Что он сделал?

Что он написал на листке бумаги?

Что он тогда сделал? Что сделали его друзья? Что случилось потом ?

Бумага спасла молодого человека?

Как он себя чувствовал? Что он кричал?

Что сделал мистер Блэк? Что он сказал ?

6

Старый дед миссис Браун жил с ней и ее мужем.Каждое утро он гулял в парке и в половине первого приходил домой на обед.

Но однажды утром возле дома миссис Браун в двенадцать часов остановилась полицейская машина, и двое полицейских помогли мистеру Брауну выбраться. Один из них сказал миссис Браун: «Бедный старый джентльмен заблудился в парке и позвонил нам, чтобы попросить помогите, поэтому мы послали машину, чтобы отвезти его домой ». Миссис Браун была очень удивлена, но она поблагодарила полицейских, и они ушли.

«Но, дедушка, — сказала она тогда, — ты был в том парке почти каждый день в течение двадцати лет.Как ты заблудился там?

Старик улыбнулся, закрыл один глаз и сказал: «Я не совсем сбился с пути. Я просто устал и не хотел идти домой пешком! »

Кто жил с мистером и миссис Браун?

Что он делал каждое утро? Когда он вернулся домой? Зачем он пришел домой? Что случилось однажды утром? В какое время это произошло? Что сделали двое полицейских?

Что один из них сказал миссис Браун?

Как себя чувствовала миссис Браун? Что она сделала ?

Что она сказала дедушке?

Что сделал старик? Что он сказал ?

7

Глаза Хелен были не очень хороши, поэтому обычно она носила очки.Но когда ей было семнадцать, и она начала встречаться с молодым человеком, она никогда не носила очков, когда была с ним. Когда он подошел к двери, чтобы вывести ее, она сняла очки, а когда она снова пришла домой, а он ушел, она надела их.

Однажды ее мать сказала ей: «Но, Хелен, почему ты никогда не надеваешь очки, когда ты с Джимом? Он возит вас по красивым местам на своей машине, но вы ничего не видите ». «Что ж, мама, — сказала Хелен, — я выгляжу для Джима красивее, когда я без очков, и он тоже выглядит лучше для меня!»

Что обычно носила Хелен? Зачем она это сделала?

Что она начала делать, когда ей было семнадцать?

Что она делала, когда была с молодым человеком?

Почему молодой человек подошел к двери?

Что тогда сделала Хелен? Что она сделала, когда пришла

дома?

Что сказала ей однажды ее мать?

Что ответила Хелен?

8

Мужчина пытался построить электромобиль.Он работал в офисе в городе большую часть недели, но по субботам и воскресеньям оставался дома за городом и работал над своим электромобилем. Каждый понедельник он рассказывал своим друзьям в офисе о своей работе над автомобилем, но его новости об этом никогда не были очень хорошими. И вот однажды утром в понедельник он пришел в офис и сказал своим друзьям: «Я сделал это! Я приехал сюда на электричестве!

Его друзья были очень довольны. «Сколько стоит добраться сюда на электричестве?» они спросили.

«Триста два фунта», — ответил он. «Два фунта на электричество и триста фунтов на электрические провода от моего дома до машины».

Что пытался сделать человек из этой истории?

Чем он занимался большую часть недели?

Что он делал по субботам и воскресеньям?

Что он делал каждый понедельник?

Каковы были его новости об автомобиле?

Что случилось однажды утром в понедельник?

Как себя чувствовали его друзья? Что они сказали ?

Что ответил мужчина?

9

Художник уехал на праздник в красивую часть страны и остановился у фермера.Каждый день он выходил со своими красками и кистями и рисовал с утра до вечера, а затем, когда стемнело, он возвращался на ферму и хорошо пообедал перед сном.

В конце отпуска он хотел заплатить фермеру, но тот сказал: «Нет, мне не нужны деньги, но дайте мне одну из ваших фотографий. Что есть деньги? Через неделю все будет закончено, но твоя картина все еще будет здесь ».

Художник остался очень доволен и поблагодарил фермера за такие добрые слова о своих картинах.

Фермер улыбнулся и ответил: «Дело не в этом. У меня есть сын в Лондоне. Он хочет стать художником. Когда он приедет сюда в следующем месяце, я покажу ему вашу картину, и тогда, я думаю, он больше не захочет быть художником ».

Куда поехал художник на отдых?

Где он останавливался?

Что он делал каждый день? Что он сделал, когда набрал

темно?

Что сказал фермер, когда художник хотел ему заплатить?

За что художник поблагодарил фермера?

Зачем крестьянину понадобилась картина художника?

Фермер хотел, чтобы его сын стал художником?

.

Урок седьмого класса «Бесполое размножение»

Чтобы заинтересовать учащихся, я начинаю урок с объяснения, что все живые существа имеют следующие общие характеристики:

  • из ячеек
  • использовать энергию
  • расти и развиваться
  • реагируют на свое окружение

Затем попросите учащихся назвать еще одну характеристику, общую для всех организмов. (Например, все организмы размножаются.) После этого мозгового штурма сконцентрируйте оставшуюся часть обсуждения на воспроизводстве, напоминая учащимся, что одна из самых важных вещей, которые может делать организм, — это воспроизводить.Спросите:

  • Что такое результат размножения?
  • Почему организмы стараются размножаться? Почему бы им просто не жить вечно?
  • Что в конечном итоге произойдет с видом, если каждый его член внезапно потеряет способность к воспроизводству?

Поскольку основное внимание в этом уроке уделяется бесполому воспроизведению, я показываю следующие два видео.

На первом видео, деление клеток E. coli с непрерывным потоком среды, показано бесполое размножение E.coli. Второе видео — это отрывок из фильма « Multiplicity, », в котором показано, как был клонирован главный герой фильма, Майкл Китон.

Цель демонстрации обоих этих видеороликов — передать идею о том, что бесполое размножение приводит к генетически идентичному потомству, которое может иметь как положительные, так и отрицательные результаты. ( MS-LS3-2 — Разработайте и используйте модель для описания того, почему бесполое размножение приводит к потомству с идентичной генетической информацией, а половое размножение приводит к потомству с генетической изменчивостью / CCC — Причина и следствие — Причинно-следственные связи могут использоваться для прогнозирования явлений в природных системах.)

Чтобы помочь студентам увидеть взаимосвязь между обоими видео, я прошу студентов ответить на следующие вопросы:

1. Опишите, что происходит в первом видео.

2. Быстро ли происходит такое воспроизведение? В чем преимущество этого вида воспроизводства?

3. При этом типе воспроизводства потомство генетически идентично. Как вы думаете, это на пользу или во вред организму? Пожалуйста, объясни.

4. Что вы заметили в персонажах второго видео?

5. Какая связь между первым и вторым видео?

6. Каковы были бы некоторые положительные или отрицательные результаты, если бы люди воспроизводились таким образом, другими словами, если бы все были генетически идентичны?

.

Первый гибридный эмбрион, полученный вне матки — ScienceDaily

Северные белые носороги (NWR) функционально вымерли, так как на планете осталось только две самки этого вида. Международная группа ученых успешно создала гибридные эмбрионы из яиц южного белого носорога (SWR) и сперматозоидов NWR с использованием методов вспомогательной репродукции (ART). Это первое, о чем когда-либо сообщалось, образование бластоцист (предимплантационных эмбрионов) носорогов в пробирке. Кроме того, международная команда установила линии стволовых клеток из бластоцист SWR с типичными чертами эмбриональных стволовых клеток.Этот прорыв опубликован сегодня в Nature Communications .

«Это первые в истории эмбрионы носорога, полученные in vitro. После имплантации суррогатной матери у них очень высока вероятность установления беременности», — говорит профессор Томас Хильдебрандт, руководитель отдела управления воспроизводством Немецкого института зоопарков им. Лейбница. и исследования дикой природы (Leibniz-IZW) в Берлине. Международной группе исследователей удалось адаптировать методы воспроизводства, используемые на лошадях, к особым условиям существования видов носорогов, открыв потенциал для того, чтобы вернуть NWR на грань исчезновения.Этого можно добиться, применив впервые предложенную здесь процедуру для сбора ооцитов у двух последних живых самок NWR. Женщины-SWR могут выступать в качестве суррогатных матерей для оперившейся популяции NWR. В отличие от NWR, в южной части Африки сегодня около 21 000 SWR.

Используя недавно запатентованное техническое устройство длиной почти два метра, ученые смогли многократно и безопасно собирать ооциты у носорогов. Устройство под контролем УЗИ устанавливается трансректально. Как только фолликул появляется на экране портативного ультразвукового компьютера, можно активировать специальную иглу, чтобы проколоть стенку кишечника в яичник и извлечь ооцит из фолликула.

Эмбрион на ранней стадии развития вне носорога

Ооциты были собраны у самок SWR в европейских зоопарках и затем отправлены AVANTEA, мировому лидеру технологий вспомогательной репродукции (ART) для крупных животных в Италии. «В нашей лаборатории мы смогли разработать процедуры созревания ооцитов, их оплодотворения с помощью интрацитоплазматической инъекции сперматозоидов (ИКСИ) и их культивирования. Впервые у нас были бластоцисты носорога — ранняя стадия эмбриона, разработанная in vitro, аналогично тому, что мы обычно делаем для крупного рогатого скота и лошадей », — сообщает профессор Чезаре Галли из AVANTEA в Кремоне, Италия.Несколько эмбрионов в настоящее время криоконсервированы для передачи в будущем суррогатным матерям, чтобы вынести беременность.

«Для оплодотворения использовалась криоконсервированная сперма от умерших самцов NWR. Успешное развитие гибридного эмбриона является важным шагом на пути к первому рождению северного белого носорога с помощью методов искусственного воспроизводства. Уже сейчас половина генетической информации гибридного эмбриона исходит из СЗР », — комментирует Ян Стейскал, директор по международным проектам сафари-парка Двур Кралове в Чешской Республике.Обе последние две самки СЗР родились в Двур Кралове; и в настоящее время они находятся под стражей в заповеднике Ol Pejeta Conservancy недалеко от горы Кения.

«Наши результаты являются надежными, воспроизводимыми и очень многообещающими. Теперь мы хорошо подготовлены к поездке в Кению и сбору ооцитов у двух последних самок NWR, чтобы произвести чистые бластоцисты NWR, где и яйцеклетки, и сперма получены из NWR», — комментирует Хильдебрандт. Ученые провели более двадцати сборов ооцитов в SWR в Европе, в результате чего было получено больше эмбрионов, чем указано в публикации.В настоящее время они работают над процедурой переноса эмбрионов.

Сочетание исследований стволовых клеток с методами вспомогательной репродукции

Однако, поскольку осталось только две самки, а доступная сперма поступает только от четырех самцов, одних только методов вспомогательного оплодотворения и экстракорпорального оплодотворения, вероятно, будет недостаточно для создания самоподдерживающейся популяции NWR с необходимым генетическим разнообразием. Поэтому ученые работают над дополнительным подходом.План состоит в том, чтобы произвести гаметы с помощью технологии стволовых клеток. «В будущем наша цель — получить in vitro первичные половые клетки из iPS-клеток (индуцированных плюрипотентных стволовых клеток), полученных из соматических клеток, криоконсервированных в прошлом, нескольких индивидуумов с NWR. На втором этапе эти половые клетки будут преобразованы в яйцеклетки и сперматозоиды «, — объясняют д-р Себастьян Дике, эксперт по стволовым клеткам в Центре молекулярной медицины Макса Дельбрюка в Ассоциации Гельмгольца (MDC) в Берлине, Германия, и профессор Кацухико Хаяши, эксперт по стволовым клеткам в Отделении биологии и медицины стволовых клеток , Университет Кюсю, Япония.Это существенно увеличило бы основополагающее генетическое разнообразие будущей популяции СЗР.

Объединение исследований стволовых клеток с разрабатываемой сейчас ВРТ даст план спасения находящихся под угрозой исчезновения видов, количество которых уже сократилось до количества, которое делает невозможными традиционные усилия по сохранению.

«Плюрипотентные стволовые клетки обладают способностью неограниченно самообновляться и развиваться в любую клетку живого организма. Мы — в Avantea — успешно создали SWR-эмбриональные стволовые клетки со всеми характеристиками недифференцированных клеток и высокой способностью к дифференцировке в различных клеточных линиях », — сообщает профессор Чезаре Галли.Линии эмбриональных стволовых клеток, полученные в этом исследовании, теперь переданы в лабораторию доктора Дикке, поскольку они будут служить планом для дифференциации iPS-клеток в половые клетки и, в конечном итоге, гаметы.

Гонка на время — и каждое пожертвование помогает

Северные белые носороги — млекопитающие, находящиеся под наибольшей угрозой исчезновения. Все усилия по сохранению этого вида были сорваны из-за деятельности человека, такой как браконьерство, гражданская война и потеря среды обитания. Это привело к сокращению популяции с 2000 особей в 1960-х годах до двух оставшихся женщин сегодня.В марте 2018 года последний мужчина СЗР — Судан — умер от старости.

«Это исследование является новаторским. Мы являемся свидетелями разработки метода, который может помочь компенсировать негативное воздействие человека на природу. Мы очень благодарны за все пожертвования, полученные от частных лиц, поддерживающих нашу гонку против времени. Мы надеемся, что нынешнее достижение поможет нам убедить больше людей, а также государственные органы в том, что этот новый подход осуществим и заслуживает поддержки », — отмечает Стивен Сит, руководитель отдела прессы и коммуникаций Leibniz-IZW.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *