Мать тереза когда умерла: Мать Тереза — святая благодетельница или Ватиканская убийца?

Мать Тереза (26 августа 1910 — 5 сентября 1997). Некролог и биография

Годы жизни Матери Терезы:

родилась 26 августа 1910, умерла 5 сентября 1997

Эпитафия

Любовью, милосердием, теплом
Согрела обездоленные души,
И память светлую о ней пусть не потушит
Бесчисленная череда времен.

Биография

Ее имя давно стало именем нарицательным — так называют людей, которые готовы совершать милосердие по зову души, бескорыстно, не задумываясь о своем благополучии и отказываясь от мирских богатств. Биография Матери Терезы — история удивительной женщины, которая посвятила свою жизнь служению людям обездоленным, нищим, нуждающимся в любви и заботе.

Девушка с именем Агнес Гонджа Бояджиу родилась в македонском городе Скопье, в довольно обеспеченной семье, которая всегда много времени посвящала благотворительности и заботе о людях. Свое предназначение Агнес осознала еще в 12 лет, когда решила, что желает принять монашеский обет и заботиться о бедных в Индии. В 18 лет она вступила в монашеский орден в Ирландии и уже оттуда отправилась в Индию, где в следующие годы развернула масштабную благотворительную деятельность, основав сначала конгрегацию «Сестер миссионерок любви», а затем Орден сестер милосердия. По всему миру у этой великой женщины появлялись последователи, вдохновленные ее делами — благодаря Матери Терезе в Индии открывались хосписы, лепрозории, дома для брошенных детей, мастерские для безработных, дома престарелых. Мало кто знал, каких усилий Матери Терезе стоило покинуть орден Лорето — монахини были недовольны ее желанием уйти и нередко выражали свою враждебность. Но Тереза была непреклонна и, спустя год, наконец, получила разрешение, правда, при условии, что она и в дальнейшем будет следовать обету поста, целомудрия и нищеты. Чего она и придерживалась все годы своей жизни. Сегодня же по всему миру действует 400 отделений основанного ей ордена и 700 домов милосердия.

Последние годы жизни Мать Тереза много болела — сначала у нее произошел сердечный приступ, спустя несколько лет повторный, после которого ей была произведена операция на сердце и вживлен кардиостимулятор. В дальнейшем монахине пришлось перенести пневмонию, перелом ключицы, малярию, недостаточность левого желудочка сердца. Несколько раз она пыталась покинуть Орден милосердия, но ее монахини голосовали против. Также ее пришлось буквально уговаривать, чтобы она согласилась лечиться в квалифицированной клинике в США. В марте 1997 года Мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия, а спустя несколько месяцев скончалась. Причиной смерти Матери Терезы стала совокупность болезней пожилой женщины, в том числе и проблемы с сердцем. Похороны Матери Терезы прошли в Индии, могила Матери Терезы находится на территории штаб-квартиры ее ордена в Калькутте, и к ней до сих пор совершаются паломничества.

Мать Тереза с принцессой Дианой (слева) и Папой Иоанном Павлом II (справа)

Линия жизни

26 августа 1910 г. Дата рождения Матери Терезы (урожденной Агнес Гонджи Бояджиу).
27 августа 1910 г. Дата крещения Матери Терезы, которая считается ее духовным днем рождения.
1 декабря 1928 г. Отправление в Калькутту, Индия.
24 мая 1937 г. Принятие монашеских обетов под именем Тереза, вступление в должность директора школы.
10 сентября 1946 г. Получение разрешения покинуть орден сестер Лорето для того, чтобы посвятить себя заботе об обездоленных и больных людях.
1948 г. Основание Матерью Терезой монашеской конгрегации «Сёстры Миссионерки Любви».
1949 г. Получение индийского гражданства.
7 октября 1950 г. Утверждение папой Римским решения об образовании Ордена сестер милосердия.
1952 г. Открытие Матерью Терезой первого дома для умирающих.
1955 г. Основание Матерью Терезой в Калькутте приюта для брошенных детей.
1962 г. Награждение Матери Терезы орденом «Великолепный лотос» за гуманитарную деятельность в Индии.
1971 г. Присуждение Матери Терезе Ватиканской премии мира и награды «Добрый самаритянин» в США, защита Матерью Терезой диссертации по богословию в Вашингтоне.
1972 г. Присуждение Матери Терезе премии имени Джавахарлала Неру за Международное Согласие.
17 октября 1979 г. Лауреат Нобелевской премии мира.
1985 г. Посещение Белого дома, где Мать Тереза была награждена Рональдом Рейганом Медалью Свободы.
1997 г. Сложение Матерью Терезой своих обязанностей руководителя Ордена милосердия по состоянию здоровья.
5 сентября 1997 г. Дата смерти Матери Терезы.
13 сентября 1997 г. Похороны Матери Терезы.
19 октября 2003 г. Причисление Матери Терезы к лику блаженных католической церковью (беатификация).

Памятные места

1. Скопье, где родилась Мать Тереза.
2. Школа ордена Лорето в Индии, где преподавала Мать Тереза.
3. Дом-приют Нирмал Хиндай, первый хоспис, открытый Матерью Терезой в 1952 году.
4. Приют для брошенных детей Шишу Бхаван, открытый Матерью Терезой в 1955 году.
5. Памятник Матери Терезе в Москве, на территории Собора Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.
6. Памятник Матери Терезе в Приштине.
7. Памятник Матери Терезе в Тирине.
8. Кафедральный собор Матери Терезы в Приштине.
9. Дом-мемориал и памятник Матери Терезы в Скопье.
10. Штаб-квартира Ордена сестер милосердия в Индии, где похоронена Мать Тереза.

Эпизоды жизни

В отличие от многих благотворителей, Мать Тереза никогда не была сторонним наблюдателем и лично посещала зоны войн и катастроф — например, Эфиопию во время засухи, лагеря беженцев из Палестины в Ливане, Гватемалу после землетрясения, СССР после Чернобыльской аварии, Бомбей после бомбежек, из которого сама подобрала и вывезла десятки пострадавших детей. Когда монахиня узнала о страшной трагедии в Боснии, где прошла волна насилия женщин, Мать Тереза лично отправилась по больницам, прося женщин не делать аборты, а родить детей и отдать их ей: «У меня хватит любви для всех отвергнутых детей».

Свое утро Мать Тереза начинала неизменно с молитвы, которая длилась часами. Она считала, что не имеет права выходить к людям, не очистившись от амбиций и злобы, которая так или иначе передавалась ей от людей. Когда же она появлялась на улице, то неизменно улыбалась и была добра к любому обратившемуся к ней человеку.

Когда Мать Тереза скончалась, организацию ее похорон взяло на себя индийское правительство, желая выразить благодарность этой женщине за ее заслуги перед страной. Смерть Марии Терезы оплакивали люди всех народов и религий, несмотря на то, что она была католичкой, — каждый был согласен с тем, что это была великая женщина, которая несла людям добро и любовь.

Памятники Матери Терезе — возле собора святого Павла в Тирине (слева) и около дома-мемориала в Скопье

Завет

«Люби: чем больше ты разделишь с другими, тем большим будешь обладать»


Документальный фильм о Матери Терезе

Соболезнования

«Дорогие братья и сестры, эта монахиня, известная повсюду как Мать бедных, оставляет красноречивый пример всем нам — как верующим, так и неверующим. Она оставляет нам доказательство существования Любви Божьей, которая превратила ее жизнь в полную самоотдачу по отношению к своим братьям. Она оставляет нам доказательство значения созерцания, которое становится любовью, и любви, которая становится созерцанием. Ее работа говорит сама за себя и демонстрирует сегодняшнему миру высокий смысл жизни, который, к сожалению, часто кажется утраченным…»
Папа Иоанн Павел II, 264-й папа римский

«Бог так любил мир, что послал нам Иисуса Христа, а Иисус Христос так любил нас, что послал нам Мать Терезу. Мы должны дать себе слово продолжить то, что Бог так замечательно начал через нее. Мы молим о том, чтобы быть верными и преданными духу, который Бог даровал нашей Матери».
Сестра Нирмала, преемница Матери Терезы

Ссылки

Страница Матери Терезы в «Википедии»
Русскоязычный сайт, посвященный Матери Терезе
Сообщество почитателей Матери Терезы в социальной сети «ВКонтакте»

 

Также может быть полезно:

Мать Тереза — святая или аферистка? | Блогер meowMazafaka на сайте SPLETNIK.RU 13 июля 2019

Агнес Го́ндже Бояджи́у (род. 1910, Македония) известная как святая Тереза Калькуттская или просто Мать Тереза. В 2016 причислена к лику святых (канонизирована) католической церковью. Обладательница Нобелевской премии мира (1979) и Золотой медали Конгресса США (1997) и ряда других наград в диктаторских странах.

В 18 лет, окончив школу, она поехала в Ирландию и после двухмесячных курсов английского при монашеском ордене сестер Лорето отправилась в Индию. После пострижения в монахини Агнес взяла имя Тереза и начала преподавать в школе для обеспеченных девочек в Калькутте. В 27 лет она стала директором школы, а через десять лет оставила школу, поселилась в самом бедном районе Калькутты и в 1952 открыла первый дом для умирающих (house of the dying).

Деятельность Терезы критиковалась в связи с сомнительными политическими связями монахини, неэффективным использованием полученных от пожертвований средств и отказом от использования обезболивающих средств в ходе лечения. Клиники Терезы получали пожертвования на миллионы долларов, но их пациенты не получали медицинской помощи: «Мать Тереза считала, что больной должен страдать, как Христос на кресте». 

В отчёте, опубликованном в немецком журнале Stern, утверждается, что в 1991 году только 7 % пожертвований, поступивших в миссию милосердия, были использованы на благотворительные цели.

Когда 26 июля 1963 года её родной город Скопье в результате землетрясения сильно пострадал (там погибло 1070 человек и было разрушено 75 % зданий), Агнес Бояджиу отказалась выделять ему финансовую помощь от своего монашеского ордена.

Во время природных катаклизмов в Индии, жертвами которых становились сотни тысяч людей, мать Тереза призывала молиться о пострадавших, однако ни разу не пожертвовала деньги для помощи. 

Официальная биография утверждает, что она самоотверженно посвятила свою жизнь служению беднейшим из бедных слоев населения в трущобах Калькутты, страждущих от нищеты и лишений, не жалуясь, и не прося взамен никакой награды, кроме осознания того что она вершит Божью волю. Она была любимицей миллионов и доверенным советником влиятельных лидеров и знаменитостей по всему миру, имеющая кучу наград и почестей при жизни, и привлекшая огромные толпы, которые пришли ее проводить в последний путь.

Это официальная версия. Но атеисты и вольнодумцы, более чем любая другая группа, должны знать, как благочестивые слова часто используются, чтобы скрыть уродливые акты бесчеловечности, и замалчивать постыдные моменты истории, представляя их вдохновляющими и благородными. История Терезы, пожалуй, яркий пример этого.

Тереза была другом многих порочных диктаторов и преступников. В 1981 она посетила Гаити, где правил диктатор Жан-Клод Дювалье (в 1986 был свергнут народным восстанием, но перед этим разграбил страну и выкрал большую часть казны) и выступила со словами одобрения в его адрес, заявляя, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью». За это она получила от гаитянского диктатора деньги в размере 2,5 миллиона долларов и была награждена высшей наградой страны — орденом Легиона славы. Визит Терезы обошелся властям нищей страны в сумму около $1 миллион. Список ее сомнительных друзей также включает никарагуанских «контрас», католической террористической группы, которые организовывали «эскадроны смерти» в отношении гражданского населения в попытках завоевать страну; и коммунистического диктатора Энвера Ходжи (который, между тем, был враждебно настроен к католикам в ее родной Албании).

Мать Тереза прославилась госпиталями, в которых облегчали страдания больных и умирающих.

Что представляют собой это госпитали на самом деле, рассказала в документальном фильме «Ангел из ада» Мэри Лаудон, работавшая в одном из них:

«Первое впечатление было, как будто я вижу кадры из нацистского концлагеря, так как все пациенты тоже были обриты наголо. Из мебели только раскладушки и примитивные деревянные кровати. Два зала. В одном медленно умирают мужчины, в другом – женщины. Практически никакого лечения, из лекарств только аспирин и другие дешёвые препараты.

Капельниц не хватало, иглы использовались многократно. Монахини промывали их в холодной воде. На мой вопрос: почему они не делают их дезинфекцию в кипятке?, мне ответили, что это не нужно и на это нет времени. Помню 15-летнего мальчика у которого вначале были обычные боли в почках, но ему становилось всё хуже и хуже, так как он не получал антибиотики, а позже ему стала необходима операция. Я сказала, что для того чтобы его вылечить нужно лишь вызвать такси, отвезти его в больницу и оплатить ему недорогую операцию. Но мне отказали в этом, объяснив: «Если мы сделаем это для него, то придётся это делать для всех»…

Слова Мэри Лаудон подтверждают и результаты многочисленных проверок «Домов для умирающих». Неоднократно отмечалось, что там практически не заключают трудовые договоры с врачами, а всю основную работу выполняют трудящиеся бесплатно волонтёры, поверившие в миф об учреждениях матери Терезы. Доктора отмечали несоблюдение гигиенических норм, перенос болезней от одного пациента к другим, еду, непригодную для употребления, и отсутствие элементарных обезболивающих.

Обезболивающие средства новая святая фактически запретила, заявив: «Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания. Мучение означает, что Иисус вас целует». 

Когда же самой матери Терезе понадобилась медицинская помощь, она не стала пользоваться услугами своих медучреждений, а отправилась лечиться в одну из самых дорогостоящих клиник в мире в американском штате Калифорния. Целоваться с Иисусом ей тоже не захотелось – обезболивающие использовались в полном объёме.

Путешествуя по всему миру Агнес Бояджиу везде требовала запрета и разводов, так как каждый брак освящен Богом. Однако, когда другая ее подруга принцесса Диана развелась с принцем Чарльзом, то она объявила, что «это правильное решение, так как из семьи ушла любовь».

Кроме этого она требовала полного запрета всех видов контрацептивов, а при напоминании о том, что они препятствуют распространению СПИДа, заявляла, что СПИД это «справедливое возмездие за неправильное сексуальное поведение». Ненавидела она и феминизм и призывала женщин «предоставить мужчинам делать все то, к чему они лучше приспособлены».

Одним из самых популярных критиков Терезы был английский журналист, литературовед и Кристофер Хитченс, автор эссе «Миссионерская позиция: мать Тереза в теории и практике».Он писал: «Это возвращает нас к средневековой коррупции церкви, которая продавала индульгенции богатым, проповедуя адский огонь и сдержанность для бедных. Мать Тереза не была другом бедных. Она была другом бедности. Она говорила, что страдание является подарком от Бога. Она посвятила свою жизнь тому, чтобы препятствовать освобождению женщин от принудительного деторождения, аналогичного скотоводству, а также женской эмансипации, что является единственным действенным способом предотвращения нищеты в мире». Хитченс обвинил Терезу в лицемерии, когда она выбрала передовую клинику для лечения состояния её сердца.

Мать Тереза и её Дома умирающих

Когда в 1997 году умерла лауреатка Нобелевской премии, мать Тереза Калькуттская, СМИ откликнулись некрологами, по которым можно было писать официальное житие в случае, если — в чём были уверены многие — умершая будет признана святой. Здесь были не только восхваления добрых дел и бесконечной кротости сердца, но и чудесная история становления на путь веры и добра.

Агнес переводится «Непорочная»

Девочка по имени Агнес Бояджиу родилась в 1910 году в городе Скопье — тогда, впрочем, на картах страны он назывался Ускюп, потому что страной этой была Османская империя. Её родители, косовские албанцы, были католиками — это делало их меньшинством не только среди славянского окружения, но и среди албанцев, преимущественно мусульман. Семья была богата, и мать Агнес могла не только молиться, но и помогать бедным. Никола занимался более мужскими делами: в 1919 году его убили во время налёта албанцев на сербскую деревню. Естественно, Никола был в этот момент не на стороне деревни. На Балканах такие истории были обычны.

Мать Тереза в детстве

Мать Тереза в детстве

Так в раннем возрасте Агнес узнала горе потери.

Закончив обычную сербскую школу, Агнес покинула страну. Она решила посвятить себя служению Богу и уехала для начала в Ирландию, чтобы вступить в монашеский орден «Ирландские сёстры Лорето». Тогда ещё ирландские монахини не ассоциировались с рабским трудом девушек и женщин, запертых навеки вечные за реальные или мнимые грехи в специальных приютах — ведь эти факты вскрылись куда позже, и мать Агнес, надо думать, только приветствовала это начинание.

В двадцать один год, пройдя срок послушания, Агнес постриглась и навеки стала Терезой. Имя выбрала по французской святой, монахине-кармелитке девятнадцатого века: она прославилась своей философией Малого пути, когда любовь, которая есть бог, ты выражаешь каждый день малыми поступками, вместо того, чтобы искать большого подвига, который запечатлел бы монаха или монахиню в истории.

Позже о теории Малого пути будут вспоминать, рассказывая о больницах матери Терезы. В этих больницах найдут приют тысячи людей.

Но до того Тереза двадцать лет провела в Калькутте совсем за другими малыми поступками: по заданию ордена и собственному горячему желанию, она двадцать лет преподавала в женской католической школе. Только в сорок шестом она получила одобрение на помощь бедным и обездоленным, и после этого основала свою монашескую общину.

Мать Тереза в детстве

Община открывала больницу за больницей, в которые принимали бедных пациентов, бедных настолько, что им было некуда пойти — и часто одиноких настолько, что им негде было больше получить уход. На содержание больниц мать Тереза принимала деньги, на работу в них приглашали волонтёров (от которых со временем отбоя не стало), и почти все пациенты выходили из больницы католиками — кроме тех, конечно, кого похоронили. За впечатляющие масштабы деятельность в 1979 году мать Тереза и получила Нобелевскую премию мира и с тех пор не сходила со страниц и экранов СМИ по всему миру.

Пороки непорочной

Однако ещё при жизни к матери Терезе возникали вопросы, которых только стало больше после её смерти — и ответы на которые, похоже, очень неприятны. Хотя Индира Ганди освободила организацию Терезы от налогов как благотворительную, когда в девяностые стали подсчитывать, выяснилось, что по тратам на благотворительность одна из крупнейших организаций Индии не входит даже в верхние двести благотворителей списка, и, похоже, только около семи процентов тратится на содержание больниц и больных.

В больницы принимали и заразных, и незаразных, и с относительно лёгкими болезнями, и со смертельными… Удивительно не это, а то, что разделяли их всегда по двум большим палатам: одна была мужской, другая — женской. Иного разделения, кроме как для соблюдения целомудрия, мать Тереза не признавала. Кроме того, охотно принимая помощь волонтёров, Тереза всегда отклоняла предложения профессиональных врачей.

И сама эта помощь, которую оказывали волонтёры и монахини, выглядела странновато.

В обязанности волонтёров входило по мере сил убирать в палатах и разносить еду и воду. Пищу при этом можно было назвать только постной и нельзя было — обильной. Монахини, выступавшие медсёстрами, давали больным только самые простые, дешёвые лекарства, и никогда — обезболивающее. Мать Тереза подбадривала больных: мол, когда вы страдаете, вы подобны Иисусу.

Страдания пациентов использовались и для убеждения принять крещение: мол, в преисподней, куда ты, скорее всего, скоро попадёшь, люди мучаются куда хуже и притом — вечность. Сочетание крайне дискомфортных условий, когда на соседних койках постоянно кто-то плакал или умирал, еды едва хватало, а болезнь причиняла мучения, и ласковых голосов монахинь делали своё дело: принимал католичество практически каждый. Собственно говоря, это и было основной целью матери Терезы: крестить как можно больше индийцев. Возможно, она лелеяла мысль войти в историю как одна из великих крестительниц, вроде Святой Ядвиги.

Притом крещение как процесс вызывало много вопросов. Больным почти ничего не успевали объяснить о вере. Им просто быстро клали мокрую тряпку на лоб, проводили церемонию и дальше напутствовали молиться, чтобы Бог или помог выздороветь, или принял в рай.

Зато сама мать Тереза страдать очень не любила. Чем старше она становилась, тем больше болела — и болезни лечила в дорогих медицинских центрах (что частично, без сомнения, объясняет, куда уходили пожертвования — но только частично). Там она не отказывала себе ни в чистоте и комфорте, ни в дорогих лекарствах, ни в обезболивающем — что смотрелось бы абсолютно нормально, если бы та же женщина не была хозяйкой сотен Домов умирающих.

Мать Тереза оказывает помощь пострадавшим при землетрясении в Армении

Мать Тереза оказывает помощь пострадавшим при землетрясении в Армении

Да, так сама Тереза называла свои приюты-больницы. Логично: умирали в них чаще, чем выздоравливали. И не только потому, что туда приводили тяжело больных. Многие из этих пациентов имели все шансы на выздоровление; порой и болезни были совсем простыми, но только пациенты были или сиротами, или пожилыми одинокими людьми, вот их и «сплавляли» в приюты Терезы. Но недостаток питания, ухода, элементарных лекарств, тяжёлая психологическая атмосфера и особенно — особенно — соседство с заразными больными многим пациентам не оставили шансов.

Один мальчик с больными почками, по свидетельству очевидцев, выжил бы, доставь его в обычную больницу — где он или вовремя получил бы антибиотики, или лёг бы на простую операцию. Но монахини отказывались вызвать для него такси: ведь тогда и остальные будут просить того же. В нормальную больницу…

На этом фоне упрёки в том, что Тереза никогда не выделяла денег из собранных её организацией на то, чтобы помочь жертвам землетрясений в Спитаке, Скопье, крупной химической катастрофы в Бхопале выглядят не такими уж важными. Любая организация может ограничивать себя в том, куда направлять деньги, в конце концов. Другой вопрос, что очень странно, когда она освобождается от налогов как благотворительная — и практически не тратит собранных денег на благотворительность даже по основному заявленному направлению.

В 1996 году редактор медицинского журнала Lancet Роберт Фокс отметил, что, по всей видимости, фонд занимался скорее бурной имитацией здравоохранения, чем реальной помощью.

Мать Тереза оказывает помощь пострадавшим при землетрясении в Армении

Вряд ли все католические священники из окружения матери Терезы не понимали, что происходит. Известно, что когда она была серьёзно больна, архиепископ Калькутты велел читать над ней обряд экзорцизма. После, когда покойную монахиню стали готовить к званию святой, он объяснял это тем, что в её сердце в тот момент мог бы проникнуть дьявол. Однако история, кажется, не знает случаев, когда священники принимали решение проводить обряд экзорцизма превентивно. Но, каковы бы ни были сомнения у архиепископа насчёт Терезы, он оставил их при себе навсегда.

Фото: РИА Новости/Юрий Кавер, Игорь Михалев

Мать Тереза — святая? Или фанатичка? | Общество | ИноСМИ

Аньезе Гондже Бояджиу (Anjezë Gonxhe Bojaxhio) появилась на свет в 1910 году в Скопье, нынешнем столице Македонии. Тогда Македония входила в находящуюся в упадке Османскую империю, а Скопье был нищим городом с населением в 30 тысяч человек, в основном косовских албанцев, к которым принадлежали и родители Матери Терезы.

Юная Аньезе мечтала о большем, нежели жизнь в Скопье. Все свои годы она была истовой христианкой, а сегодня удостоилась высшей чести: Ватикан причислил ее к лику святых.

Канонизация произошла через 19 лет после ее смерти в 1997 году, и по меркам католической церкви это исключительно быстро. Канонизацию можно считать ясным знаком признания церковью ее заслуг в деле помощи бедным.

Путь к святости начался в 1929 году, когда Аньезе Бояджиу отправилась в Ирландию, где стала монахиней и обучилась на миссионера. Год спустя ее послали в Индию — в Дарджилинг в Гималаях. Там она преподавала в школе Святой Терезы.

Принимая постриг, она взяла имя в честь Терезы из Лизье (Thérèse de Lisieux), святой покровительницы миссионеров. В монастыре была еще одна монахиня по имени Тереза (Thérèse), так что Мать Тереза выбрала упрощенное написание на испанский манер — Teresa.

Откровение в Калькутте

Но свое призвание она нашла лишь в 1946 году. Это произошло во время посещения индийского города Калькутты, где ей довелось наблюдать крайнюю нищету.

Помощь бедным стала делом жизни Матери Терезы.

В 1950 году она с разрешения Ватикана основала «Миссионеров любви» — особый христианский орден, который сначала сосредоточил внимание на Калькутте, но быстро вырос и распространился на всю Индию, а после и на весь мир. По мере того как движение ширилось, росла и международная слава Матери Терезы, в том числе и на Западе.

В 1975 году она попала на обложку журнала Time, который назвал ее «живой святой». Через четыре года она за свою работу во благо бедных удостоилась высшей светской награды — Нобелевской премии мира. Когда ей сообщили об этом, она была само смирение:

«Я не достойна», — сказала она.

К тому времени «Миссионеры любви» превратились в глобальное движение, объединяющее две тысячи монахинь и 120 тысяч помощников в 20 центрах.

Рост критики

Со славой и быстрым ростом ее организации проявилось и недовольство. Не все согласны, что Мать Тереза была святой. Один из самых известных критиков — индийский врач Аруп Чаттерджи (Aroup Chatterje).

Он сам вырос в Калькутте, и многие десятилетия он жестко критиковал деятельность Матери Терезы. В книге «Мать Тереза: окончательный вердикт» (Mother Teresa: The Final Verdict), 2003 год, он описывает, как в ее клиниках детей привязывали к кроватям, а умирающим пациентам не давали ничего, кроме аспирина, чтобы уменьшить боль — поскольку боль, по мнению Матери Терезы, была частью божественного замысла.
Плакат с изображением матери Терезы в Индии

Русская служба BBC

Gazeta Wyborcza

The Washington Times


Чаттерджи сообщает, что Мать Тереза позволяла повторно использовать иглы для вакцинаций, и во многих ее клиниках царила крайняя антисанитария.

Другим открытым критиком был ныне покойный британский журналист и писатель Кристофер Хитченс (Christopher Hitchens). В документальном фильме «Ангел ада» (Hell’s Angel) он называл ее фанатичкой, которая не боролась с бедностью, а считала ее посланным богом жизненным путем.

«Мать Тереза не была другом бедных. Она была другом бедности. По ее словам, страдания — это дар Божий, и она положила жизнь на борьбу с единственно возможным средством против бедности, а именно освобождением женщин от принудительного размножения», — написал Хитченс в статье в 2003 году, ссылаясь на тот факт, что Мать Тереза всю жизнь высказывалась против права женщины на аборт.

В знаменитом интервью 1985 года она назвала аборт «величайшей угрозой миру во всем мире».

«Сегодня аборт — это величайший разрушитель мира, потому что он уничтожает жизнь ребенка, а также многие годы ломает материнскую совесть, ведь она сознает, что убила свое дитя».

Была и другая критика в адрес Матери Терезы. В 1994 году исключительно уважаемый британский медицинский журнал The Lancet напечатал весьма негативную статью о больницах ее организации. А индийские политики осуждали Мать Терезу за то, что она заставляла умирающих пациентов принимать христианство.

Но Ватикан не прислушался к этим обвинениям. На церемонии канонизации Папа Римский Франциск описал Терезу как «щедрого дарителя милости Божией» и призвал тысячи слушателей следовать ее священному примеру.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Смерть Матери Терезы: Прочтите оригинальный некролог 1997 года для Святого

Когда мать Тереза ​​умерла в возрасте 87 лет 5 сентября 1997 года — ровно 20 лет назад во вторник — после долгого периода плохого здоровья, мир был опечален, но не потрясен. И это событие во многом было омрачено смертью принцессы Дианы всего за несколько дней до этого. Как отметил обозреватель TIME Роджер Розенблатт, эти двое на самом деле были вместе всего несколькими месяцами ранее в Нью-Йорке, и их встреча высветила различия и сходства между двумя женщинами, чьи жизни затронули сердца всего мира.

И все же, хотя жизнь и смерть Матери Терезы были более спокойными, писал он, в конечном итоге они были более значительными.

«Отметить, что нельзя сравнивать их в невыгодном свете, поскольку они не считали бы себя сопоставимыми», — писал Розенблатт. «В тот июньский день они тяготели друг к другу из-за интуитивной любви к загадкам людей. Остается с такой же привязанностью к ним, кого мы знали по дороге ».

Как журнал объяснил в некрологе, такая жизнь не была предрешена для Матери Терезы:

Женщина, ставшая Матерью Терезой, родилась Агнес Гонкша Боджакшиу августа.26 декабря 1910 года, дочь преуспевающего этнического албанца, работавшего по контракту в Скопье, ныне столице Македонии. Когда ей было семь лет, ее отец Николас умер во время того, что могло быть этнической дракой на Балканах. Она всегда хранила молчание о своей ранней жизни, но сказала Маггериджу, что призвана служить бедным с 12 лет. В 18 лет Агнес присоединилась к ирландским сестрам Лорето и взяла имя Тереза ​​в честь французской святой Терезы. Лизьё, известной своим благочестием, добротой и непоколебимым мужеством перед лицом болезней и ранней смерти.

После непродолжительного пребывания в Ратфарнхеме, где она выучила английский в аббатстве ордена, сестра Тереза ​​отплыла в Индию. Следующие 17 лет она проработала учителем, а затем директором средней школы в Калькутте для привилегированных бенгальских девочек. Это было 10 сентября 1946 года, во время поездки на поезде в Дарджилинг для религиозного уединения, когда Тереза ​​получила «звонок внутри звонка», в котором она почувствовала, что Бог направил ее в трущобы. «Сообщение было довольно ясным, — сказала она коллегам. «Я должен был покинуть монастырь и помогать бедным, пока живу среди них.Это был приказ ».

Два года спустя, после того как ее приемная родина завоевала независимость, Тереза ​​получила от Рима разрешение на самостоятельную борьбу. Привлекая дюжину учеников, она основала то, что она назвала своим «маленьким обществом». Номер

.

Мать Тереза ​​~ Смерти знаменитостей: Найдите смерть

26 августа 1910 — 5 сентября 1997

«Привет.»

Святая женщина, которая не умрет. Просматриваю ее дело: декабрь 91-го — артерии забиты. Июль 93-го — истощение. Ноябрь 96-го — проблемы с дыханием. Декабрь 96-го — проблемы с почками и легкими. Она доживает до сентября 1997 года, а затем умирает в ночь перед похоронами принцессы Уэльской Дианы. Это похоже на большую шутку Бога.Я имею в виду, в любое другое время она была бы в главной истории. Что ж, она всегда любила смирение.

Интересно, что когда она лежала в больнице с сердечными заболеваниями незадолго до смерти, она также страдала от проблем со сном. Вы говорите, нет ничего важного? Не для нее. Они сделали ей экзорцизм. Да. Это объяснение, данное некоим архиепископом: «Мать Тереза ​​не была одержима… это не повредило ее святости». Хех. Он сказал «грудь». «Человеческое измерение в святом вполне нормально. Не было никаких медицинских причин для (ее проблемы со сном), и меня поразило, что мог быть какой-то злой дух, который пытался ее побеспокоить.Он сказал, что впоследствии он попросил — с согласия монахини — священника провести экзорцизм. Мать Тереза ​​участвовала в «молитве совершенства» (как и вы) и после этого мирно спала ». Большинство людей приняло бы Соминекс ».

В пятницу, 5 сентября, она скончалась в больнице от сердечного приступа. Ее последними словами были «Я не могу дышать». Она не могла.

Ей было 87 лет.

Ее тело было помещено в открытый гроб и доставлено в часовню по ее приказу в воскресенье, 7-го числа, а затем на машине скорой помощи доставлено в Св.Фомы в Калькутте, где она провела целую неделю до своих похорон. Ее поместили под стеклянным шкафом на четырехфутовую платформу, задрапированную бело-синими кухонными полотенцами. Тысячи людей прошли мимо ее открытого гроба.

13 сентября, после того как Диана давно умерла, состоялись похороны матери Терезы.

Лафет, в котором были тела Махатмы Ганди и Неру, использовался для перевозки матери Терезы на богослужение на стадионе Нетаджи.

Десятки тысяч людей выстроились вдоль улиц. Среди гостей были Хиллари Клинтон (она была по соседству с Дианой всего неделю назад), королева Испании София, президент Италии Оскар Луиджи Скальфаро, королева Иордании Нур и президент Индии К. Р. Нараянан и премьер-министр Индер Кумар Гуджрал.

гимнов пели на бенгали и хинди, а «Пребывай со мной» на английском языке.

Военные несущие гроб отнесли ее обратно в орден «Миссионеры милосердия», где она была погребена в прихожей.

Солдаты стреляли залпами. Я этого не понимаю. Это и похороны Дианы. Что с оружием?

Общая информация: В марте 1997 года кофейня Bongo Java в Нэшвилле, производящая булочки с корицей, обнаружила одну, очень похожую на Мать Терезу. Они называют это NunBun и кладут в витрину.Сотни людей стекались, чтобы увидеть это странное привидение или украсть шутку — Непорочное сладкое. Люди Терезы узнают об этом, и сама Тереза ​​отправляет письмо, в котором говорится: : «Мой юрисконсульт написал вам с просьбой остановиться, а теперь я лично прошу вас прекратить». У нее нет чувства юмора.

Подробнее: У нее был бесплатный проездной на индийские железные дороги и индийские авиалинии.

Еще больше: Она была 4 фута 11.

Смена плана — 2001 год — Эгги хочет стать святым. Обычно после смерти человека проходит пятилетний период ожидания, но Папа отказался от него и отправил ее в ускоренный режим. Прямо как Хитроу.

Одно чудо — и я думаю, что это натянуто — связано с женщиной по имени миссис Бесра. В мае 1998 года у Бесры была гигантская опухоль в матке. Она оставила мужа и детей и попала в благотворительный фонд, который основала Тереза. Она говорит: «Два месяца у меня была сильная боль, ужасная боль, и я плакала.Я не могла уснуть (не начинайте. Почему это было достаточно для монахини?), И я не могла стоять прямо. Сестры дали мне лекарство, но боль не исчезла. Так что через некоторое время ничего из этого не работает, и сестры пробуют свое собственное вуду.

В первую годовщину смерти Терезы монахини привязали серебряный медальон, украшавший мертвое тело Терезы, к животу Бесры, используя кусок черной нити. Я бы сказал: «Что это? Какой? КАКИЕ?!!! УБЕДИТЕСЬ ОТ МЕНЯ! » Бесра думал иначе.Когда она заснула, монахини молились и плакали, держась за живот Бесры. Когда она проснулась на следующее утро, опухоль чудесным образом исчезла. ТА ДА! Для меня это похоже на святого. Номер два?

Ноябрь 2002 г. — От друга Findadeath.com Даррина Гриффитса: Привет, недавно здесь (Австралия) писали, что у миссис Бесра никогда не было опухоли, это была закупорка, которая исчезла естественным путем (YUK!). Я также напоминаю, что Ватикан признал, что это не было чудом.

П.С. Кристофер Хитченс написал книгу о ее отношениях с Бэби Док Дювалье и Чарльзом Китингом, которые пожертвовали ей кучу чужих денег, и она отказалась вернуть их, когда выяснилось, что деньги были украдены. Говорят также, что она не получала ничего, кроме самой лучшей медицинской помощи, но говорила больным подчиненным, что им нужно больше молиться, чтобы поправиться.

Нравится:

Нравится Загрузка …

.

Мать Тереза ​​не должна становиться святой, и вот почему

Мать Тереза ​​(Изображение: Гетти)

Мать Тереза ​​канонизирована Ватиканом.

Кто-то может спросить, почему это заняло столько времени — в конце концов, большинство из нас выросло на рассказах о ее борьбе с бедностью и ее общем «добродетельности».

Однако ученые из Монреальского университета предполагают, что все не так, как кажется.

После анализа огромного количества документов о женщине, родившейся в Македонии Аньезе Гонше Боякшиу в августе 1910 года, Серж Лариве и Женевьев Шенар пришли к выводу, что блаженная Тереза ​​Калькуттская была «кем угодно, только не святой», с ее довольно сомнительным образом жизни. ухода за больными, ее сомнительных политических контактов, ее подозрительного обращения с огромными суммами денег, которые она получала, и ее чрезмерно догматических взглядов, в частности, относительно абортов, контрацепции и развода.’

БОЛЬШЕ: Мать Тереза ​​объявлена ​​святой Папой Франциском

Они далеко не первые, кто критикует творчество предстоятеля.

Кристофер Хитченс опубликовал книгу «Миссионерская позиция: мать Тереза ​​в теории и практике» в 1995 году, и сказать, что он придерживался негативных взглядов на свой предмет, было бы, мягко говоря, преуменьшением.

Он писал: «Она была другом наихудших из богатых, принимая незаконно присвоенные деньги у ужасной семьи Дювалье на Гаити (чье правление она хвалила взамен) и у Чарльза Китинга из Фонда сбережений и ссуд Линкольна.

«Куда делись эти деньги и все другие пожертвования?

«Примитивный хоспис в Калькутте был так же разрушен, когда она умерла, как и всегда — она ​​предпочитала калифорнийские клиники, когда сама заболела, — и ее приказ всегда отказывался публиковать какие-либо проверки.

«Но у нас есть ее собственное утверждение, что она открыла 500 монастырей в более чем сотне стран, и все они носят название ее собственного ордена. Простите, а это скромность и смирение? »

Так какие еще есть основания возражать против этой святости?

Тайное крещение умирающих

Мать Тереза ​​считала своим долгом крестить умирающих, независимо от их религиозных убеждений. .

Сьюзан Шилдс, бывшая участница благотворительной организации «Миссионеры милосердия», по словам Хитчинса, сказала: «Сестры должны были спрашивать каждого человека, находящегося в смертельной опасности, не хочет ли он« билет в рай ». Положительный ответ означал согласие на крещение.

«Сестра должна была притвориться, что просто охлаждает голову больного влажной тряпкой, в то время как на самом деле она крестила его, тихо произнося необходимые слова.

«Секретность была важна, чтобы не стало известно, что сестры Матери Терезы крестили индуистов и мусульман.’

Ее восприятие бедных

Мать Тереза, по-видимому, считала страдание «даром от Бога».

«Проблема не в нехватке денег — Фонд, созданный Матерью Терезой, собрал сотни миллионов долларов, — а скорее в особой концепции страдания и смерти.

«Есть что-то прекрасное в том, что бедные принимают свою участь, терпят ее, как Страсти Христовы. Мир очень много выигрывает от их страданий », — цитирует Хитченса ее ответ на критику.

«Тем не менее, когда матери Терезе потребовалась паллиативная помощь, она получила его в современной американской больнице».

Мать Тереза ​​благословляет ребенка в 1993 г. (Фото: AFP / Getty)

Политика и использование благотворительных фондов

Книга Арупа Чаттерджи «Мать Тереза: окончательный приговор» также станет неожиданным чтением для тех, кто считает миссионера воплощением доброты.

В нем он объясняет, что дружба Матери Терезы с Индирой Ганди и партией Конгресс, по широко распространенному мнению, лежала в основе таких утверждений, как «Люди счастливее.Есть еще рабочие места. Забастовок нет ».

Это было после приостановления гражданских свобод в 1975 году.

Из монреальской газеты: «Мать Тереза ​​была щедра в своих молитвах, но довольно скупа на миллионы своего фонда, когда дело касалось страданий человечества.

«Во время многочисленных наводнений в Индии или после взрыва пестицидного завода в Бхопале она вознесла многочисленные молитвы и медальоны Девы Марии, но не оказала прямой или денежной помощи.

«С другой стороны, она без колебаний приняла Почетный легион и грант от диктатуры Дювалье на Гаити.

«Миллионы долларов были переведены на различные банковские счета MCO, но большая часть счетов держалась в секрете», — говорит Лариве.

«Учитывая бережливое управление работами Матери Терезы, можно спросить, куда делись миллионы долларов для беднейших из бедных?»

Сомнительное «чудо»

Еще раз процитирую монреальскую газету:

«Чудом, приписываемым Матери Терезе, стало исцеление женщины, Моники Бесра, которая страдала от сильных болей в животе.

«Женщина показала, что выздоровела после того, как ей на живот поместили медальон, благословленный матерью Терезой.

«Ее врачи думали иначе: киста яичника и туберкулез, от которого она страдала, излечились с помощью лекарств, которые они ей дали.

«Тем не менее Ватикан пришел к выводу, что это было чудо».

Интересно, что у самой матери Терезы были проблемы со своей верой.

Это из посмертной коллекции ее личных документов (ее просьба уничтожить их после ее смерти была полностью проигнорирована).Акцент мой:

«Господи, боже мой, ты выбросил [меня] как нежеланного — нелюбимого», — написала она в одном из посланий.

«Звоню, цепляюсь, хочу, а ответить некому, нет, некому. В одиночестве. Где моя вера? Даже в глубине души нет ничего. У меня нет веры. Я не смею произносить те слова и мысли, которые толпятся в моем сердце ».

Кто-то может сказать, что Мать Тереза ​​просто следовала принципам своих религиозных верований, и это верный аргумент, хотя можно утверждать, что другим религиозным деятелям удалось поступить с этим более деликатным образом.

Когда я разговаривал с друзьями-католиками о написании этой статьи, они уже были хорошо осведомлены о проблемах, связанных с потенциальной канонизацией, и предположили, что, если они выберут собственного кандидата, это будет Оскар Ромеро, история которого заслуживает изучения.

Даже монреальские ученые признали, что «если необычный образ Матери Терезы, переданный в коллективном воображении, стимулировал гуманитарные инициативы, искренне направленные на тех, кто раздавлен бедностью, мы можем только радоваться.

«Вполне вероятно, что она вдохновила многих гуманитарных работников, чьи действия действительно облегчили страдания обездоленных и устранили причины бедности и изоляции, не превозносясь средствами массовой информации.

«Тем не менее, освещение в СМИ Матери Терезы могло быть немного более строгим».

Итак, существование Матери Терезы как иконы вполне могло привести к тому, что другие помогали там, где это необходимо, и это может быть только хорошо.

Но заслуживает ли она святости — это совсем другой вопрос.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *